Если учитель на больничном

Опубликовано: 03.05.2024



Начался период простудных заболеваний, и в школах и садах можно увидеть педагогов с температурой, без голоса, которые не пошли больничный, потому что… это не приветствуется администрацией учреждения. Отчего же так происходит? Когда учителя перестанут быть крепостными.

Приходилось ли вам выходить на работу больным? Почему вы пренебрегли своим здоровьем, а подчас и здоровьем своих воспитанников и пришли на работу?

Обычно причины таковы:

  • руководство будет недовольно, т.к. меня некем заменить, не на кого оставить детей или класс;
  • недовольны будут коллеги, вынужденные работать вместо меня и получать мизерную оплату при огромной нагрузке;
  • я не хочу потерять в деньгах, потому что больничные меньше оплачиваются;
  • не хочу стоять в очередях, обращаться ко врачу, лучше похожу на работу больным.

Список можно продолжить в комментариях в статье. Но давайте рассмотрим хотя бы первые два пункта. Пожалуй, они самые неприятные для учителя.

Администрация кричит, ругается, обвиняет в том, что учитель часто ходит на больничный, пытается давить на совесть, на сознательность и ответственность? И учитель смиренно соглашается, а заболев, чувствует себя виноватым и боится позвонить в школу и сказать, что не придет. Отлично! Такой учитель — типичная жертва манипулирования. Проблема кадров решается вами и за счет вас. За счет вашего здоровья, денег, нервов.

Учителя и педагоги — не крепостные и не рабы директора. И на больничный они ходят за "свой" счет: сверх зарплаты каждого сотрудника оплачиваются взносы в фонд социального страхования 2,9%, что при «грязной» зарплате в 15 000 руб. составляет более 5 000 руб. в год. На оплату больничных школа расходует не столь значительную сумму: больничные, длительностью более 3-х дней, оплачивает Фонд социального страхования, а не школа. Ни рубля собственных средств не расходует директор, который управляет не своими личными средствами, а выполняет заказ государства, только лишь распоряжаясь его деньгами.

Отчего же директора и те, кто отвечают за расписание, так недовольны нашими больничными? Ну как же — кто же будет работать в школе, если вдруг один или даже несколько учителей уйдут на больничный!? Решить эту задачу должен директор школы, он получает свою заработную плату за решение управленческих, в том числе и кадровых задач.

И кстати, директора справляются: посмотрел грозно на учителя, голос поднял, задал вопрос: «А кто же будет работать вместо Вас?» и учителя с температурой, растянутыми связками, на уколах и таблетках стоят у доски. И еще чувствуют себя виноватыми.

Никакой директор не будет решать проблему по-другому, более сложным способом, чем решается сейчас. Никому не будут платить больше, чем платят сейчас. Никому не дадут меньше задач, если все они будут выполняться быстро, качественно и бесплатно. Кстати, за минимизацию расходов, за выполнение большей работы за ту же единицу времени директору тоже платят, это — его профессиональная задача.

Но кто же будет работать вместо нас, если мы уйдем на больничный?

  • Директора могут не сокращать кадровый состав, оставляя двух учителей по предмету с нагрузкой в 30 часов, а нанять 3-4 учителей с нагрузкой около 18 часов.
  • Можно договориться с педучилищем или вузом для замены болеющих учителей: и студентам практика, и школе хорошо.
  • Директора могут поднять вопрос в управлении образованием, чтобы нанять нескольких «учителей на замену», которые будут работать в нескольких школах только на замене.
  • Можно изменить расписание таким образом, чтобы отпустить детей домой раньше или позже.
  • Можно провести спаренные уроки, договориться с библиотекой, клубом, бассейном о взаимной замене уроков.
  • Можно даже организовать в школе профилактические мероприятия с целью укрепления здоровья сотрудников, не нагружать их непосильной работой, улучшить психологический климат в коллективе, купить за счет школы лимон к чаю каждого учителя.
  • В конце концов, когда окажется, что никого нет на замену учителю, что-то сдвинется в требованиях к кадрам и оплате их труда.

Да, могут быть трудные неразрешимые ситуации, как например, в Донбассе, но даже и там школы функционируют, и учителя работают. А у нас, в стабильной экономике, с социальным страхованием, где работает множество директоров, методистов, управленцев, организация замены болеющих учителей — это обычная профессиональная задача управленца. Если кто-то не хочет или не может ее решать, это не значит, что конкретный учитель должен в ущерб своему здоровью выходить на работу.

А что же коллеги, которые заменяют наши уроки? Они ведь не довольны тем, что мы болеем. Во-первых, они не обязаны никого заменять. Они могут сказать: нет, я заменять не буду, я проведу только свои уроки. Во-вторых, сегодня они заменяют вас, а завтра — вы их. А подобрать в учреждение ответственный коллектив, наладить в нем плодотворные трудовые и личные отношения — тоже задача директора. И «разруливать» грызню, зависть и недовольство друг другом в коллективе конкретный учитель тоже не должен.

Наши предки боролись и принесли немало жертв для защиты прав трудящихся: 8-часового рабочего дня, больничных, отпусков. Давайте благодарить судьбу за те возможности, что у нас есть, за имеющиеся у нас права, и пользоваться этими правами реально, а не только в спорах, в какой стране лучше социальное обеспечение. Мы устраиваемся в школу по трудовому договору, мы — сотрудники, граждане, наши права защищает законодательство о труде. Что-что, а права трудящихся в нашей стране — одни из самых прозрачных и защищаемых.

Кажется, что раньше на больничный было уйти проще, а сейчас и работы все больше, и прав все меньше!? Не удивительно. На нас взваливают все больше, а мы терпим. Каждый раз соглашаясь на дополнительную работу, на жертвы, мы завязываем петлю на своей шее. Выполняя работу дешевле и лучше, работая без больничных, выходных и отпусков, учителя сами роняют свой рынок и ценность своего труда.

После 2 класса наша учитель ушла из школы. В школу взяли новую учитель с хорошим стажем, но на просторах интернета родители нашли об этом учителе, что она истязала детей. Мы оТКазались от учителя и попросили замены. Учителя заменили, но данный учитель не справляется ТК ведёт ещё один класс. Она сама это признает. Она ушла на больничный и уже 3 неделе находится на больничном. За это время сменилось 5 учителей в том числе учитель труда даже преподавал нашим детям русский. Дети отстали в обучени, нет охоты ходить в школу. Атмосфера в классе накалена. Завуч говорит, что все будет хорошо, но все только хуже.

Я работаю уборщиком служебных помещений в школе. Учитель устроила мне скандал на рабочем месте и говорила, что я поломойка. Я обратилась с жалобой к директору школы, но она ничего не сделала. Из-за потраченных нервов я пошла на больничный. Учитель сказал, что это не оскорбление а литературное слово. Как я могу наказать учителя?

Учителя уходят на курсы повышения квалификации и на больничные. Может ли производится замена уроков, например, русского языка, на математику, географию или физкультуру, при условии, что школа малокомплектная и в школе работают только по 1 учителю соответствующего предмета (1 математик, 1 географ, 1 руссовед и т.д.)

Ребёнок-инвалид учится на дому в 1 классе, учитель заболел и ушла на больничный. Обязана ли школа поставить в замену другого учителя?

Я учитель в школе. Ушла на больничный. Директор сразу сделала замещение моих уроков. И мой английский язык преподавала учитель географии. Законно ли это?

Скажите пожалуйста, нет учителя в классе (3 класс) ушла на больничный и неизвестно вернется или нет (там все серьезно). Учат разные учителя. Законно это в начальной школе?

Ребёнок 7 лет получил травму в школе на уроке физкультуры, упал дважды на руку, учитель дважды не увидел. Родителям сказал ребёнок через два дня, обратились в Травмопункт, сделали рентген, сказали, что перелома ключицы нет. Отправили домой, больничный лист не дали по уходу, дали справку об освобождении от занятий в школе на неделю. Через 4 дня ухудшение состояния, обратились в Травмопункт, выдан больничный лист маме пр уходу за ребёнком, диагноз перелом ключицы под вопросом, рентген повторно, через несколько дней описан снимок рентгенологом, перелома нет. Выписали через 2 недели. 3 дня сходил ребёнок в школу, ухудшение состояния. Вызов врача на дом, миозит мышц вокруг воспаленного плечевого сустава, бурсит плечевого сустава, лигаментит акромиально-ключичного сочленения. Сей час на больничном повторном. В школу Травмопункт не сообщил о НС, т.к. диагноз вовремя не поставлен. Школа говорит, раз не обратились в этот же день в Травмопункт, может ребёнок упал и не в школе. Учитель физкультуры ничего не видел, якобы. Как поступить в данной ситуации? Как привлечь школу к ответственности? Заранее спасибо.

Ребёнок 7 лет получил травму в школе на уроке физкультуры, упал дважды на руку, учитель дважды не увидел. Родителям сказал ребёнок через два дня, обратились в Травмопункт, сделали рентген, сказали, что перелома ключицы нет. Отправили домой, больничный лист не дали по уходу, дали справку об освобождении от занятий в школе на неделю. Через 4 дня ухудшение состояния, обратились в Травмопункт, выдан больничный лист маме пр уходу за ребёнком, диагноз перелом ключицы под вопросом, рентген повторно, через несколько дней описан снимок рентгенологом, перелома нет. Выписали через 2 недели. 3 дня сходил ребёнок в школу, ухудшение состояния. Вызов врача на дом, миозит мышц вокруг воспаленного плечевого сустава, бурсит плечевого сустава, лигаментит акромиально-ключичного сочленения. Сей час на больничном повторном. В школу Травмопункт не сообщил о НС, т.к. диагноз вовремя не поставлен. Школа говорит, раз не обратились в этот же день в Травмопункт, может ребёнок упал и не в школе. Учитель физкультуры ничего не видел, якобы. Как поступить в данной ситуации? Как привлечь школу к ответственности? Заранее спасибо.

Я учитель в общеобразовательной школе. Стаж работы 2 года. Каков процент выплаты по больничному, если количество больничных дней 10

Сегодня на совещании учителей было объявлено, что в связи с тем, что много учителей болело и использовало больничные листы, все учителя школы не смогут получать премиальные (интенсивность), т.к. из-за оплаты больничных листов получился какой-то перерасход денежных средств. Хотелось узнать, из каких средств оплачиваются больничные листы и связаны ли расходы на их оплату с оплатой интенсивности работы учителей школы. Спасибо.

Если учитель в школе (или совместитель) возьмёт больничный, то все ли дни ему оплатят дни? Или первые три дня больничного не оплачиваются? Спасибо!


Можно ли учителю болеть часто, уволят ли его за это, каковы права учителя на отпуск и его оплату — эти и другие вопросы беспокоят всех молодых специалистов, которые готовы пойти в школу. Наш блогер, педагог Анастасия Дурягина, решила разобраться в этих ситуациях.

Болеть очень неприятно. Когда ты учитель/воспитатель — это вдвойне неприятно, потому что администрация не любит болеющих сотрудников, а также ситуации с болеющими детьми сотрудников. Но все мы люди, поэтому на этот случай есть законы, которые защищают работников. Предлагаю присмотреться к ним и изучить.

Что гласит закон?

1) Если человек заболел в течение 30 календарных дней после увольнения, то он может предоставить справку в организацию. Больничный оплачивается лишь тем, кто не успел устроиться на новую работу. Больничный должен быть оформлен на самого бывшего сотрудника, а не по уходу за больным ребёнком или пожилым родственником. И не так важно, как вы лечились: амбулаторно или стационарно. Расчитывать будут — 60%, вне зависимости от стажа. Распространяется это на все категории работников. Вы знали об этом?

Закон № 255-ФЗ: п. 2 ст. 5 п. 3 ст 13

2) Запомните, пожалуйста! Работодатель не имеет права уволить сотрудника, если он часто уходит на больничные. Для подобного увольнения надо иметь медицинское заключение, где будет чётко написано, что такая работа противопоказана данному сотруднику. Пока такого документа нет, то спокойно болеем, выздоравливаем и работаем дальше. Кроме того, работодатель не имеет права уволить сотрудника в момент его нетрудноспособности (если сломали руку/ногу, период восстановления после операций и так далее).

Закон: п. 8 ст. 77 ТК РФ, ст. 81 ТК РФ

3) Оказывается, что два родителя могут уйти в отпуск по уходу за ребёнком, но только если за разными детьми в семье. Например, отец семейства может взять декретный отпуск на первого ребёнка, а супруга на второго, которого ожидает. Таким образом, до конца декретного отпуска отца семейства оба родителя могут быть с детьми. Важно помнить, что за работником сохраняется место, заработная плата и должность, а время нахождения в отпуске засчитывают в общий стаж работы по специальности и в стаж непрерывной работы.

Закон: ст. 256 ТК РФ

4) Если работник заболел во время отпуска, то работодатель просто обязан продлить его на то количество дней, которое указано в справке. Это реально работает. Я не знала об этом законе. Был такой момент, когда я вышла в отпуск, в первый день уже заболела и слегла с температурой под 40. Потом я позже вышла на работу после отпуска.

Закон: ст. 124 ТК РФ

5) Этот закон не связан с болезнями, но очень важен! Работодатель не имеет права перекладывать на работника обязанности, которые не закреплены в его трудовом договоре! Также по закону не допускается изменять трудовой договор в одностороннем порядке. Должно быть письменное согласие и отдельная плата за дополнительную нагрузку на сотрудника. Обязательно храните трудовой договор и все соглашения к нему! Без данного документа будет сложно разрешить спорную ситуацию в пользу учителя.

Закон: ст. 60, ст. 60.2 и ст. 379 ТК РФ

6) И вот ещё интересный момент! Нормами действующего законодательства не установлен минимальный размер отпуска без сохранения заработной платы, которым можно воспользоваться, если это экстренно необходимо. При желании его можно взять на час. Вот это мало кто знает. Такой отпуск вам могут предоставить, если вы напишете письменное заявление. Его продолжительность согласуется администрацией и работником. На практике работодатель может, но не обязан предоставлять такой отпуск. Исключения — работающие пенсионеры (им положено до 14 календарных дней в году), работающие инвалиды (до 60 календарных дней в году) и так далее. Кроме того, неоплачиваемый отпуск до пяти календарных дней гарантирован всем работникам, если у работника свадьба, рождение ребёнка или произошла смерть близкого человека.

Закон: ст. 128 ТК РФ

7) Прошли те времена, когда учителя получали деньги в школе наличными (это мои воспоминания — когда я училась в школе, то неоднократно видела, как учителя на больших переменах выстраивались в очередь у определённого кабинета). Если вам не нравится банк, через который вам перечисляют заработную плату, то с лёгкостью можно поменять (правда, не знаю, как это на практике в образовательных госучрежднеиях, но в частных точно легко -подтверждаю!). Пишете заявление, сообщаете работодателю и бухгалтеру, что хотите сменить банк, предоставляете реквизиты за пять дней до выплаты заработной платы.

Закон: В связи с изменениями от 04.11.2014 в ч. 3, ст. 136 ТК РФ

А было бы здорово ввести в школу должность штатного юриста, который мог бы защитить права учителя, помог бы разобраться в трудных ситуациях. Конечно, есть трудовая инспекция, но всё это долго. Если бы юрист стал привычным работником школы (как психолог), то жизнь уичтелей стала чуть-чуть легче. По крайне мере, я в это верю.

На сегодня это всё! Если текст был полезным, интересным или у вас своя история с реализацией законов в школе, напишите в комментариях. Буду рада разным мнениям.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


1. Администрация школы не принимает меры для защиты детей и учителей от ковида (не обязывает носить маски, нет санитайзеров, не разведены потоки детей и т.д.). Куда можно обратиться, чтобы директора обязали принять меры?

Обязанность принимать указанные меры могут быть установлены нормативными правовыми актами на региональном уровне.

Например, в Москве граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), соблюдать социальное дистанцирование, а организации, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования. Кроме того, в соответствии с п. 2.8 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ работодатели обязаны обеспечить соблюдение рекомендаций по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Роспотребнадзора (его территориальных подразделений) (п. п. 9.4, 12.1, 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, п. п. 7.1, 8.3 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).

Поэтому если указанные в вопросе обязанности установлены нормативно, то их невыполнение может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 20.6.1 КоАП РФ. По таким правонарушениям протоколы могут составлять лица, которые перечислены:

- в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р (п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ);

- перечнях должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденных высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа госвласти) субъекта РФ (ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ). Например, в Москве такой перечень приведен в Указе Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ.

Таким образом, согласно первому перечню для принятия мер, направленных на устранения нарушений, можно обратиться, например, в полицию. Однако, например в Москве, более перспективным выглядит обращение в орган, в соответствии со вторым перечнем (перечнем должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ). Согласно п. 1.1 Указа Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ в данном случае - это ОАТИ (Объединения административно-технических инспекций города Москвы, https://www.mos.ru/oati/).

2. В нашей школе заболел учитель ковидом. Об этом ходят слухи, но администрация не говорит ни да, ни нет. С ним общались другие сотрудники, которые хотели бы знать, надо ли им провериться на наличие ковида. Имеют ли право учителя потребовать, чтобы им сообщили диагноз? Имеют ли право потребовать родители?

Работодатель не имеет право сообщать диагноз работника ни коллегам, ни родителям обучающихся, поскольку информация о состоянии здоровья работника относится к его персональным данным и в этом случае не подлежит распространению (ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных") .

3. Я учитель, пришла в поликлинику с признаками ОРВИ. Остаться дома не могу, поскольку нужен больничный. Мне отказали в тесте на коронавирус, несмотря на то, что я работаю в постоянном контакте с детьми и исключить социальные контакты не могу. Имею ли я право настаивать на тесте?

Бесплатные тесты (за счет средств обязательного медицинского страхования) проводятся в соответствии с установленным порядком, а не по требованию пациентов. Так, лабораторное исследование биологического материала пациента (мазок из носо- и ротоглотки) на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 методом амплификации нуклеиновых кислот проводится перед плановой госпитализацией на догоспитальном этапе (не ранее 7 календарных дней до поступления) и при госпитализации пациентов в медицинскую организацию для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме при наличии медицинских показаний (допускается применение экспресс-тестов) (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", Письмо ФФОМС от 17.06.2020 N 7996/30/и).

В некоторых регионах может быть предусмотрена обязанность работодателя обеспечить проведение анализа на коронавирус. Например в Москве, организуется бесплатное тестирование на COVID-19 за счет средств бюджета города (см., например, Приложение 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).

Также отметим, что в этом случае не должны возникнуть проблем с оформлением больничного листа, т.к. при наличии признаков ОРВИ в выдаче больничного листка, как правило, не отказывают.

4. Работаю в Москве учителем, имею хроническое заболевание. После указа мэра о том, что лица с хроническими заболеваниями не имеют право очно работать, имею ли я право выбора - работать дистанционно или взять больничный? Имеет ли право директор навязывать мне одну из этих форм? Должны ли мне оформить больничный дистанционно?

В Москве возможность оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинских организаций предусмотрена для следующих граждан:

а) в возрасте старше 65 лет;

б) имеющих заболевания, указанные в приложении 5 к Указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ.

Согласно приложению 5 к Указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ в перечень заболеваний включены:

1) болезнь эндокринной системы - инсулинозависимый сахарный диабет, классифицируемая в соответствии с Международной классификацией болезней - 10 (МКБ-10) по диагнозу E10;

2) болезни органов дыхания из числа:

2.1) другая хроническая обструктивная легочная болезнь, классифицируемая в соответствии с МКБ-10 по диагнозу J44.

2.2) астма, классифицируемая в соответствии с МКБ-10 по диагнозу J45.

2.3) бронхоэктатическая болезнь, классифицируемая в соответствии с МКБ-10 по диагнозу J47;

3) болезнь системы кровообращения - легочное сердце и нарушения легочного кровообращения, классифицируемая в соответствии с МКБ-10 по диагнозам I27.2, I27.8, I27.9.

4) наличие трансплантированных органов и тканей, классифицируемых в соответствии с МКБ-10 по диагнозу Z94;

5) болезнь мочеполовой системы <1> - хроническая болезнь почек 3-5 стадии, классифицируемая в соответствии с МКБ-10 по диагнозам N18.0, N18.3 - N18.5;

6) новообразования из числа:

6.1) злокачественные новообразования любой локализации, в том числе самостоятельных множественных локализаций, классифицируемые в соответствии с МКБ-10 по диагнозам C00 - C80, C97;

6.2) острые лейкозы, высокозлокачественные лимфомы, рецидивы и резистентные формы других лимфопролиферативных заболеваний, хронический миелолейкоз в фазах хронической акселерации и бластного криза, первичные хронические лейкозы и лимфомы, классифицируемые в соответствии с МКБ-10 по диагнозам C81 - C96, D46.

Этих граждан работодатель обязан перевести с их согласия на дистанционный режим работы или предоставить им ежегодный оплачиваемый отпуск (п. п. 10.1, 11.5 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ, п. п. 1, 8.1, 8.5, 15 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).

Согласно Пресс-релизу Мэра Москвы от 26.09.2020:

- работающие граждане, страдающие хроническими заболеваниями, и беременные женщины для оформления больничного листа должны обратиться по телефону горячей линии (единый телефон горячей линии: 8-495-870-45-09);

- с помощью информационной системы сотрудники Правительства Москвы проверят факт наличия соответствующего диагноза или постановки на учет по беременности и обеспечат оформление электронного больничного листа. Номер больничного листа сообщат пациенту звонком или через СМС-сообщение;

- если же диагноз подтвердить не удалось или гражданин не прикреплен к городской поликлинике, то ему придет оповещение с указанием причины отказа. В этом случае необходимо самостоятельно обратиться в поликлинику.

Не покидать место проживания (пребывания) для осуществления трудовой деятельности обязаны, и работники с заболеваниями (п. 1.2 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ):

- гипертоническая болезнь 2 степени;

- хроническая обструктивная болезнь легких;

- бронхиальная астма 2 степени.

Примечание: брать больничный работник имеет право. Обязанности такой нет, однако в случае больничного работник не может выходить на работу и не должен скрывать от работодателя диагноз. При дистанционной работе можно не брать больничный, но на такую работу нужно обоюдное согласие. Если скрыть от работодателя болезнь, то работодателя не должны привлекать к ответственности, но гипотетически к ответственности могут привлечь работника (административной, дисциплинарной). Если работник не взял больничный и не вышел на работу из-за решения правительства Москвы об ограничениях на очную работу для некоторых категорий граждан, а работодатель не стал оплачивать ему время, которое он фактически не работал, то отсудить компенсацию не получится.

5. Я ношу в школе маску. Имею ли я право потребовать, чтобы все взрослые, с кем мне приходится контактировать по работе, надевали маски или не подходили ко мне ближе 1,5 метров?

Да, если такие требования установлены на региональном уровне. Например, в соответствии с п. 12.1 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси.

Невыполнение таких требований может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 20.6.1 КоАП РФ. По таким правонарушениям рекомендуем обратиться в полицию (п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как-то раз на приеме врач-терапевт сказал мне такую фразу: «Вы, учителя, самые ненормальные люди. В больницу не приходите, пока у вас не начинается осложнение, с больничного выписываетесь, не успев до конца выздороветь». А ведь врач прав. Уйти на больничный – непозволительная роскошь для учителя. И это не потому, что ему кто-то запрещает, а потому, что он не может позволить себе это сам.

При всем том учитель больше, чем люди многих других профессий, подвержен разным заболеваниям. Во-первых, это различные вирусы и инфекции, которые приносят в школу дети. Во-вторых, это так называемые профессиональные болезни: ларингит, головные боли, скачущее давление, неврологические заболевания. Но при этом учителя позволяют себе уйти на больничный только в крайних случаях, когда совсем уже невмоготу. Да и находятся на нем потом считанные дни. В чем же причины?

Причина первая, и самая главная. Чувство вины.

Учитель, ушедший на больничный, как никто другой, ощущает себя виноватым перед всеми. Перед учениками, которые недополучат знаний. Перед администрацией, которой придется искать замену или перетасовывать расписание. Перед коллегами, так как те исполняют свой долг, а он нет. Перед собственными родственниками, потому что они ходят на работу, а он бессовестно сидит дома. Это чувство вины неподвластно никаких доводам. Умом педагог понимает, что на самом деле болен, что все равно от него в таком состоянии в школе толку не будет, но смирить чувство вины не может. Все это потому, что учитель не привык бездельничать и думать о себе. Оказавшись на больничном, он не понимает, что делать со своей вынужденной свободой, и как это – заботиться не о других, а о собственной персоне.

Причина вторая, тоже важная. Страх перед непройденной программой.

Сейчас учитель поставлен в непростые условия. Каждый год он пишет и сдает администрации рабочую программу по предмету и календарно-тематическое планирование, которое автоматически заносится в электронный журнал. И не дай бог у него пропадет хоть один урок и реальная тема не будет совпадать с темой в журнале! Это будет расцениваться как непройденная программа. И за это могут наказать рублем. Точных совпадений, конечно, все равно никогда не бывает, но расхождение в два-три урока еще ничего, а вот если учитель видит серьезное отставание, то у него начинается паника. Он не успеет объяснить все темы! А в апреле уже ВПР! Здесь страх даже не перед администрацией (директор и завучи тоже люди, все понимают), а перед самим собой. Если же педагог ушел на больничный и его никто не замещает (а такое сплошь и рядом, потому что замещать некому), то расхождение с планированием будет приличным и потом придется каким-то образом все это наверстывать.

Причина третья, тоже весьма серьезная. Ответственность за класс.

Почти каждый учитель – классный руководитель. Позволив себе роскошь заболеть, он бросает свой класс «на произвол судьбы». Это все равно что оставить без присмотра и внимания собственных детей. Мысли о том, «как они там», «подготовятся ли к мероприятию», «не наполучают ли двоек», «не нахулиганят ли без меня», не дают учителю покоя. Даже с температурой 39 он будет стараться держать своих воспитанников в поле зрения, общаясь с ними по телефону или в социальных сетях.

Причина четвертая, психологическая. Как не дать себе расслабиться.

Находясь на больничном, учитель поневоле начинает вести другой образ жизни. Пусть хотя бы на неделю, но ритм его жизни меняется. Он не встает в шесть утра, не ходит на работу, не готовится вечерами к урокам, не проверяет тетради. Он может позволить себе выспаться, почитать книгу, посмотреть телевизор, посидеть в Интернете. Для человека, привыкшего к вечному цейтноту, это психологически опасно, потому что потом очень сложно возвращаться в водоворот постоянных дел и забот. Поэтому больной педагог, находясь на вынужденном отдыхе, старается держать себя в тонусе: впрок готовит конспекты уроков, пересматривает программы, читает статьи о школе, придумывает сценарии для грядущих мероприятий.

Причина пятая, материальная. Потеря в зарплате.

Оплата больничного листа действует только на основную нагрузку – часы, которые ведет учитель. Ни классное руководство, ни кружки, ни факультативы, ни секции и элективные курсы в оплату не входят. А у некоторых учителей дополнительная нагрузка составляет существенную часть зарплаты. Поэтому может получиться так: поболел неделю – потерял несколько тысяч. А учителя – народ небогатый, для них каждый рубль имеет значение.

Так что позволить себе «посидеть на больничном» - это настоящая роскошь для учителя, и не каждый может себе ее позволить. По этим причинам большинство педагогов стараются перенести свою хворь на ногах. Выпил «Фервекс», глотнул «Парацетомол», забрызгал горло, закапал нос, замотал горло шарфом – и пошел сеять разумное, доброе, вечное. Здоровья вам, коллеги!

Читайте также: