Фсс отказало в возмещении больничного что делать

Опубликовано: 17.05.2024

С начала этого года выездные проверки по страховым взносам проводят фонды, а не ФНС России. Но в итоге доначисления могут коснуться не только страховых взносов (за 2010 г.), но и ЕСН (2008, 2009 гг.). В учете эти корректировки нужно отражать по-разному.

Выездные проверки по страховым взносам, которые входили в состав ЕСН (т. е. за 2008 и 2009 гг.), могут проводить только налоговики. И лишь они имеют право взыскивать суммы недоимки, пеней и штрафов по ЕСН за эти периоды 1 .
Тем не менее ФСС России имеет право проверить расчет пособий за 2008 и 2009 годы 2 . В результате очень часто выявляются ошибки, которые влекут за собой доначисление суммы ЕСН за эти периоды. Например, если из-за неправильно оформленных больничных листов фонд не принимает к зачету выплаченные по ним пособия.

Пособия, выплаченные в 2008 или 2009 году

Нарушения в оформлении больничных листов, на которые при проверке обращают внимание специалисты ФСС России, перечислены в пункте 60 Методических указаний. В частности, это могут быть:

  • незаверенные исправления;
  • отсутствие важных сведений: о причине нетрудоспо­собности, месте работы и т. д.;
  • нарушение процедуры выдачи или продления больничного листка и т. д.

Если в ходе ревизии больнич­ных листов по формальному признаку проверяющие из фонда нашли нарушения, они могут дать возможность компании устранить их в ходе проверки или принять меры в отношении медицинского учреждения, которое выдало эти больничные 3 .
Но возможен и более жесткий вариант: ФСС России имеет право отказать фирме в возмещении расходов по этим больничным листкам 4 . Обычно это происходит, когда нарушения носят неустранимый характер (например, у медицинской организации, которая выдала больничный лист, отсутствует лицензия).
В этом случае фирме необходимо внести корректировки в бухгалтерский учет и в раздел 1 формы 4-ФСС, а также предста­вить в налоговую инспекцию "уточненку" по ЕСН. Сделать это нужно на основании решения ФСС России о непринятии к зачету расходов. Это решение в течение 10 дней после вынесения проверяющие направляют в налоговую инспекцию, где фирма состоит на учете 5 .
Обратите внимание: корректировки, которые фирма должна внести в бухгалтерский учет, будут зависеть от того, кто возьмет на себя ответственность за непринятые расходы — конкретные сотрудники или же сама фирма 6 .
В первом случае работники могут обратиться в лечебное учреждение за дубликатом больничного или внесением в него исправлений. Законодательством не установлен период, в течение которого "дефектные" больничные листы могут заменяться новыми 7 . И, если допущенные ошибки будут исправлены, ФСС России должен будет принять к вычету выплаченные по ним пособия 8 .
Если же сотрудники, которым были выданы эти больничные листы, уже уволились, то, вероятно, фирме придется взять расходы на себя. Ведь такой документ, как больничный лист, может быть выдан только человеку, на имя которого он выписан, при предъявлении паспорта или заменяющего его документа9.
Рассмотрим на примере, какие корректировки нужно внести в учет в этих ситуациях.

Пример:

В 2011 г. ФСС России проверил у фирмы расчет пособий и за 2009 г. не принял расходы из-за ошибок в больничных листах на общую сумму 7500 руб., а также доначислил в связи с этим пени и штрафы — 1800 руб.
Ситуация 1. Компания решила списать расходы за свой счет.
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69
субсчет "ФСС"

– 7500 руб. — отражены расходы, необоснованно возмещенные за счет ФСС России.
Поскольку эти расходы не учи­тываются при расчете налога на прибыль, у фирмы возникает постоянная разница, которая образует ПНО за соответствующий отчетный период (при условии, что учет ведется с применением ПБУ 18/02):
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68
субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

– 1500 руб. (7500 руб. x 20%) — отражено ПНО.
Сумма пеней и штрафов (1800 руб.) ПНО не образует, поскольку в налоговом и в бухгалтерском учете в составе расходов не учитывается. В бухгалтерском учете она списывается в качестве убытка (п. 83 Положения, утв. прика­зом Минфина России от 29.07.1998 № 34н):
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 69
субсчет "Штрафные санкции"

– 1800 руб. — доначислены пени, штрафы.
Также фирма должна подать уточненную декларацию по ЕСН за 2009 г. и внести исправления в раздел 1 расчетной ведомости № 4-ФСС за 2011 г.
Обратите внимание: декларация по ЕСН подается по форме, действу­ющей в 2009 г. А "уточненку" по форме 4-ФСС за 2009 г. подавать не нужно. Исправления фирма должна внести в форму 4-ФСС за текущий период (письмо ФСС России от 28.01.2010 № 02-02-01/08-33л).
Ситуация 2. Компания решила списать расходы за счет сотрудников.
ДЕБЕТ 70 (73) КРЕДИТ 69
субсчет "ФСС"

– 7500 руб. — расходы по непринятым больничным листам отнесены за счет сотрудников;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 69
субсчет "Штрафные санкции"

– 1800 руб. — доначислены пени, штрафы.
Кроме того, нужно подать уточненную декларацию по ЕСН и внести исправления в форму 4-ФСС (см. ситуацию 1).
Если впоследствии сотрудники представят дубликаты этих больничных листов (или внесут исправления в установленном порядке), то фирма сделает сторнирующую проводку:
ДЕБЕТ 70 (73) КРЕДИТ 69
субсчет "ФСС"

– — сторнированы расходы (на основании исправленного больничного листка или его дубликата).

В ходе проверки может возникнуть и такая ситуация: больничный лист оформлен правильно, сумма пособия рассчитана верно, но увеличено число дней, оплаченных за счет ФСС России. В этом случае излишне возмещенные фондом суммы компания может включить в налоговые расходы как обычную оплату больничного10. Правда, тогда эти расходы будут относиться к убыткам прошлых лет 11 .

Пример:

В 2011 г. ФСС России провел проверку фирмы и за 2009 г. выявил завышение расходов по больничному листку, возмещенному за счет фонда. При этом сама сумма пособия была рассчитана правильно. Сумма превышения составила 10 000 руб.
ДЕБЕТ 69 КРЕДИТ 70
– — сторнированы расходы за счет ФСС России;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70
– 10 000 руб. — отражены расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году.
В этом случае фирма имеет право подать "уточненку" по налогу на прибыль за 2009 г. Уточненную декларацию по ЕСН подавать не нужно, так как в данном случае ошибка не повлекла за собой изменение суммы налога. Уточнять расчет за 2009 г. по форме 4-ФСС также не нужно. Исправления вносятся в текущем периоде.

Если период проверки — 2010 год

С 1 января 2010 года расчеты по страховым взносам компании представляют в территориальные органы ПФР и ФСС России 12 . Выездные проверки по страховым взносам теперь тоже проводят сотрудники этих фондов, причем совместно 13 .
То есть в 2011 году ФСС России может проверить не только расходование фирмой средств на выплату пособий, но и правильность начисления и уплаты страховых взносов за 2010 год. Кроме того, фонд имеет право взыскать все доначисленные суммы за этот период, включая пени и штрафы (более подробно об учете пеней и штрафов по страховым взносам можно прочитать в "АБ" № 2, 2011 на с. 59).
Обратите внимание: если выявлены ошибки, которые привели к занижению суммы страховых взносов в 2010 году, компания должна подать "уточненку" по форме 4-ФСС за этот период 14 .

Пример

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69
субсчет "ФСС"
– 8000 руб. — отражены расходы, необоснованно возмещенные за счет ФСС России (убытки прошлых лет);
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68
субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
– 1600 руб. (8000 руб. x 20%) — отражено ПНО.
Также фирма должна представить уточненный расчет по форме 4-ФСС за 2010 г.


Ольга Петрова,
консультант отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС России

ФСС России не может взыскивать долги по ЕСН

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ при обнаружении организацией в сданном в ФСС России расчете по страховым взносам факта неотражения или неполного отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, она обязана внести необходимые изменения в этот расчет и представить в фонд уточненный расчет по страховым взносам.
Согласно статье 19 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок эта задолженность взыскивается в принудительном порядке за счет средств организации на банковских счетах. Решение о взыскании страховых взносов принимает отделение Фонда социального страхования РФ.
Что касается взыскания задолженности по ЕСН за 2008—2009 годы, то следует иметь в виду следующее.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ права и обязанности участников налоговых отношений относительно ЕСН (т. е. за периоды до 2010 г.) регулируются с учетом положений главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса.
Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей (утв. пост. ФСС России от 07.04.2008 № 81) предусмотрено, что на основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных организацией (т. е. выплаченных больничных, декретных пособий и т. д.), ФСС России предлагает отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчете 4-ФСС, а также представить в налоговый орган по месту учета организации уточненный расчет по ЕСН. Решение о непринятии к зачету расходов организации — плательщика ЕСН отделение фонда направляет в налоговый орган по месту ее учета в течение 10 дней со дня его вынесения.

Мария Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству

Экспертиза статьи:
Светлана Мягкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт

1 письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1344-19
2 пп. 1, 6 Методических указаний, утв. пост. ФСС России от 07.04.2008 № 81 (далее — Методические указания)
3 п. 61 Методических указаний
4 подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ; абз. 3 п. 18 Положения о ФСС России, утв. пост. Правительства РФ от 12.02.1994 № 101
5 пп. 28, 29 Методических указаний
6 письмо Минфина России от 13.10.2004 № 03-05-02-04/33
7 пост. ФАС ЗСО от 09.08.2010 № А27-25351/2009
8 пост. ФАС ЗСО от 15.02.2008 № Ф04-879/2008(460-А75-25)
9 п. 4 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514
10 подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ
11 подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ
12 п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)
13 соглашение от 28.10.2009 № АД-30-33/10сог, 02-43/07-2205П
14 п. 1 ст. 17 Закона № 212-ФЗ


Фото Дениса Яковлева, Кублог

При выездной проверке ФСС РФ не принял к зачету расходы на обязательное социальное страхование по причине неправильно оформленных медицинской организацией листков нетрудоспособности.

Как лучше работодателю аргументировать свою позицию в суде?

При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами (ст. 183 ТК РФ.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет работодателю листок нетрудоспособности по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н (ч. 1, 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ)).

В п. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ сказано, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В силу подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ.

Согласно п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. № 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

При этом в п. 10 Положения о ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, установлено, что ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Таким образом, ФСС имеет полное право отказать работодателю в возмещении (зачете) расходов на пособие по нетрудоспособности, если установит в ходе проверки, что больничный лист неправильно оформлен или выдан с нарушением установленного порядка. При этом в законодательстве не определено, в каких случаях пособие признается выплаченным на основании неправильно оформленного больничного листа или больничного листа, выданного с нарушением установленного порядка.

Примерный перечень таких нарушений содержится в п. 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (утв. Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81): не указано место работы, не указана причина нетрудоспособности, выдан (продлен) гражданам, находящимся вне места регистрации по месту жительства, без разрешения главного врача медицинской организации либо его заместителя и т.д. Рассматриваемый Перечень не является закрытым.

Что касается судебной практики по данному вопросу, то она на сегодняшний день противоречивая. Суды, как правило, поддерживают страхователя, если пособие выплачено по больничному листу, имеющему нарушения, которые носят устранимый и несущественный (незначительный характер), допущены не самим обществом, а медицинским учреждением, при этом факт наступления утраты временной нетрудоспособности ФСС не оспаривается.

Например, листок нетрудоспособности не содержит специальность врача при выписке; нет специальности, ФИО подписи лечащего врача; период освобождения от работы по листку нетрудоспособности, превышающий 30 календарных дней, оформлен без решения врачебной комиссии; отсутствует печать медучреждения; неверно указано отчество больного; содержится более двух исправлений; выдан единолично и единовременно фельдшером на срок более 10-ти дней при амбулаторном лечении.

При этом суды, как правило, исходят из того, что факт заболевания, вследствие чего наступила утрата нетрудоспособности работников, подтвержден; листки нетрудоспособности выданы в пределах сроков, установленных законодательством; пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу до дня восстановления трудоспособности (Определения ВС РФ от 17.02.2015 № 304-КГ14-6897, ВАС РФ от 27.06.2013 № ВАС-7506/13, Постановления ФАС ЗСО от 05.03.2014 № А70-4564/2013, от 02.06.2014 № А27-9083/2013, ФАС ПО от 26.06.2007 по делу № А55-17081/2006-37, ФАС МО от 16.04.2007, 20.04.2007 № КА-А40/1731-07, ФАС УО от 04.09.2013 № Ф09-8838/13).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 № 10605/12 сказано, что сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности структурным подразделением медицинского учреждения, не поименованным в имеющейся у него лицензии, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.

Т.е., суды, как правило, считают, что не все нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности должны приводить к отказу в возмещении (зачете) произведенных расходов на цели социального страхования, а только те, которые не позволяют установить наступление страхового случая. Если факт наступления страхового случая доказан и претензии проверяющих связаны исключительно с неточностями в порядке заполнения медучреждением листка нетрудоспособности, то отказ в зачете расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по таким листкам неправомерен.

В тоже время, в Определении ВС РФ от 07.11.2014 № 306-КГ14-3179 отмечено, что листок нетрудоспособности, оформленный ненадлежащим образом и не содержащий необходимых сведений, не может удостоверять временную нетрудоспособность граждан и иные сведения, содержащиеся в нем. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 4.2 и п. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ неправильно оформленные или выданные с нарушением порядка документы являются основанием для того, чтобы Фонд социального страхования Российской Федерации не принимал к зачету (не возмещал) расходы работодателя на пособие. В этом случае пособие считается выплаченным с нарушением законодательства (обстоятельства дела: листок выдан и продлен фельдшером на срок, превышающий 10 календарных дней, без отметки о консультации с врачебной комиссией; продлен и закрыт без осмотра больного).

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация может попытаться оспорить решение ФСС в части непринятия к зачету пособия по причине неправильного оформления листов нетрудоспособности медицинской организацией. При этом возможно использовать следующий аргумент – ошибки допущены не самой организацией, а медучреждением. Следовательно, ответственность за выдачу неправильно оформленного листка нетрудоспособности должно нести лечебное учреждение, в чью обязанность входит правильное и достоверное внесение сведений.

Так, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ органы ФСС РФ наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Таким образом, негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства при выдаче листка нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от ФСС РФ правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ).

Работодатель не имеет возможности проверить соблюдение процедуры и порядка выдачи листка нетрудоспособности, и несет ответственность лишь за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством (п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 "О Фонде социального страхования").

Аналогичный вывод следует из постановлений АС МО от 18.05.2016 № А40-94120/2015, АС ЗСО от 29.03.2016 № Ф04-706/2016, АС ЗСО от 10.07.2015 по делу № А27-17873/2014, АС ЗСО от 26.08.2015 по делу № А70-12216/2014 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 25.11.2015 № 304-КГ15-14859).

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации организация может попытаться оспорить непринятие к зачету суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, сославшись на вышеприведенные аргументы.

Основание для начисления пособия по временной нетрудоспособности — листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). Если этот документ оформлен неправильно, больничный оплачивать нельзя. ФСС откажет работодателю в зачете и возмещении таких выплат (ст. 11 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ).

Однако закон точно не определяет, какие именно нарушения могут повлечь отказ ФСС. Это вызывает споры между проверяющими из фондов и работодателями. Разрешать их приходится в суде.

Ошибки в больничном

ФСС отказывает в возмещении из-за любых ошибок при оформлении листка нетрудоспособности. Это может быть неправильное заполнение ячеек больничного, неверное наименование медучреждения, отсутствие подписей, незаполнение ряда граф или даже использование шариковых авторучек. Какую именно ошибку проверяющие сочтут критичной?

Ответ есть в Методических указаниях о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (утв. постановлением ФСС России от 07.04.08 № 81). Согласно пунктам 60 и 61 Методических указаний, ревизоры должны отказать работодателю в возмещении расходов, если ошибка в больничном ставит под сомнение сам факт страхового случая. За прочие ошибки заполнения больничного ФСС должен наказывать лечебное учреждение.

Однако работодатели в принципе не должны нести ответственности за ошибки в больничных. Статья 183 Трудового кодекса возлагает на работодателя обязанность выплатить работнику пособие при наступлении временной нетрудоспособности. Статья 4.1 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ не дает работодателю права отказать работнику в получении пособия в случае нарушений в оформлении листка нетрудоспособности. Поэтому суды встают на сторону компаний.

Судебная практика исходит из того, что наличие неправильно оформленных листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету сумм страхового обеспечения. Если лечебные учреждения подтверждают факты выдачи листков нетрудоспособности, работодатель имеет право на зачет (постановления АС Поволжского от 12.12.14 № А72-13653/2013 и Западно-Сибирского от 18.02.16 № Ф04-196/2016 округов).

Неправомерная выдача больничного листа

Что если листок нетрудоспособности выдан неправомерно? Вины работодателя здесь тоже нет — больничный незаконно выдало лечебное учреждение. Негативные последствия несоблюдения медицинскими работниками требований действующего законодательства возлагаются непосредственно на них. Работодатель за эти действия отвечать не должен. Компания не имеет ни прав, ни возможностей контролировать, насколько обоснованно медицинская организация выдала листок нетрудоспособности и правильно ли она его оформила.

Указанная правовая позиция была отражена еще в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.12.12 № 10605/12. ФСС имеет право предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности (п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). Следовательно, если нарушения были допущены непосредственно медицинскими учреждениями, а сами факты нетрудоспособности не оспариваются, то основания для непринятия к зачету расходов работодателя отсутствуют.

В этом же решении ВАС РФ указал, что больничный лист может быть выдан даже структурным подразделением медицинского учреждения, не поименованным в имеющейся у него лицензии. Это также не является основанием для отказа в принятии к зачету расходов работодателя. Главное — наличие условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности. При этом основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности. Если у гражданина имеется такое заболевание, а работодатель может подтвердить факт выделения пособия, отказ в зачете по формальным основаниям недопустим.

Проверка больничных

Случается, что отказ в возмещении и зачете расходов обосновывается необходимостью проверки листка нетрудоспособности. ФСС отмечает, что обязанность по проверке достоверности и правильности больничных лежит на администрации компании-работодателя, но это не так.

За нарушение порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности ответственность несут медицинские организации и их работники. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.11 № 624н ограничивает ответственность администрации страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Они могут отвечать лишь за правильность начисления и расходования средств ФСС (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.02.12 № А58-3468/11).

Иная ситуация, когда выплата пособий производится по заведомо поддельному больничному. По крайней мере с утвержденной формой листков нетрудоспособности бухгалтерия предприятия должна быть знакома. На это обратил внимание ВАС РФ в определении от 12.10.12 № ВАС-12620/12. Судьи рассмотрели спор по поводу поддельных больничных. Бланки не соответствовали установленному образцу, имели другое качество бумаги, неопределенный рисунок водяных знаков. Цвет бланка отличался от стандартного. Лечебное учреждение отрицало, что выдавало эти больничные. На основании этих аргументов ВАС РФ пришел к выводу, что оснований для зачета понесенных работодателем расходов не имеется. Он должен отнести расходы на свой счет.

Исправления больничного

Другим основанием для отказа в зачете произведенных выплат является предоставление больничного, который содержит исправления. Подобные отказы суды признают незаконными. Сами по себе исправления не делают больничный недействительным. Законодательство допускает исправление больничных листов (приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.11 № 624н). Для исправления ошибок ошибочная запись аккуратно зачеркивается. Правильная запись взамен ошибочной вносится на оборотную сторону бланка листка нетрудоспособности и подтверждается записью «исправленному верить», подписью и печатью работодателя.

Если компания следует приказу Минздравсоцразвития, претензий со стороны ФСС возникнуть не должно. Но даже если исправление было выполнено некорректно, суды все равно могут встать на сторону работодателя. Неверному исправлению больничных посвящено постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.03.16 № А03-15391/2015. Вынося решение в пользу страхователя, судьи обратили внимание на следующие обстоятельства. Выявленные в ходе проверки нарушения носили устранимый характер. ФСС не доказал, что недостатки в оформлении больничных листов влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по соцстрахованию. Ни факт выдачи листка нетрудоспособности, ни выплата работникам пособий по социальному страхованию не были поставлены фондом под сомнение. Уплата страхователем соответствующих страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности не оспаривалась.

Факт наступления утраты трудоспособности работниками общества и оплаты по выданным листкам трудоспособности был документально подтвержден и также не оспаривался фондом. При таких обстоятельствах судьи решили, что оснований для отказа в зачете не имеется.


Нередки ситуации, когда работодатель (страхователь), произведя выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и подав в Фонд социального страхования заявление (о возмещении расходов), получает отказ.

Разберем различные случаи отказа в возмещении расходов, понесенных работодателями на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также причины принятия Фондом соответствующих решений.

Нормативно-правовое обоснование

В силу части 1 статьи 3, части 1 статьи 4 Закона № 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств ФСС РФ.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.

В силу пункта 5 названной статьилицами, работающими по трудовым договорам, в целях Закона№ 255-ФЗ, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

Частью 1 статьи 14Закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Согласно части 2 статьи 1.2 Закона № 255-ФЗ, в том числе, страховым случаем по обязательному социальному страхованию признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу статьи 12 Закона № 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ).

Итак, для возникновения у работодателя обязанности по выплате страхового обеспечения по рассматриваемому виду социального страхования необходимо:

  • наличие трудовых отношений на дату наступления страхового случая;
  • непосредственно наступление страхового случая;
  • документальное подтверждение наступления страхового случая.

Принятия Фондом решения о возмещении страхователю страховых взносов

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Следовательно, Фонд социального страхования в силу закона наделен полномочиями по контролю и проверке правильности расходования денежных средств на выплату страхового обеспечения.

Важно! Интересы сотрудника, имеющего право на получение пособий по государственному социальному страхованию, в данном случае не затрагиваются.

В ходе проверки Фонд при наличии необходимости запрашивает документы, которые, в первую очередь, подтверждают трудовую деятельности и непосредственно осуществление выплаты в пользу застрахованного лица.

Кроме того, в случае возникновения у Фонда сомнений в реальности трудовых отношений, наличия сомнений в правомерности выплаты по страхованию Фондом могут быть запрошены и иные документы, например:

  • диплом об образовании — для установления факта соответствия лица занимаемой должности;
  • копия трудовой книжки — для оценки способности выполнения соответствующей функции застрахованным лицом;
  • табель учета рабочего времени — для подтверждения нахождения работника на рабочем месте;
  • результат осуществляемой деятельности — например, какой-либо овеществленный предмет, если работа связана непосредственно с созданием новых объектов; если деятельность связана с работой с людьми можно, к примеру, представить отчет о работе из автоматизированной информационной системы, а также иные доказательства, подтверждающие реальность осуществления деятельности.

Таким образом, для получения соответствующего возмещения работодатель должен доказать реальность трудовых отношений с застрахованным лицом.

При проведении проверок нередки случаи, когда у Фонда возникают сомнения в объективной необходимости введения новой должности. Конечно, работодатель в случае появления сомнений со стороны Фонда может представить доказательства наличия такой необходимости. Например, представить документы, указывающие на расширение предприятия, рост количества заказов со стороны контрагентов и др.

Между тем, суды придерживаются той позиции, что целесообразность принятия новых работников, определение порядка распределения должностных обязанностей между работниками является прерогативой работодателя и не входит в компетенцию Фонда.

Вызывает определенные сомнения у Фонда заключение трудового договора с работником в период осуществления последним ухода за ребенком.

Однако, такие обстоятельства не свидетельствуют о незаконности действий работодателя, так как в статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, в частности, по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Следовательно, непринятие на работу женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, напротив, будет нарушением действующего трудового законодательства.

Позиции высших судов относительно полномочий Фонда

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 № 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.

Вместе с тем, указанные обстоятельства имеют правовое значение в том случае, если по результатам проверки не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности получения денежных средств из ФСС РФ под видом возмещения пособия по беременности и родам и единовременного пособия.

Таким образом, Фонд вправе оценивать трудоустройство застрахованных лиц как фиктивное, делать выводы о необходимости трудоустройства работников, устанавливать действительность возложенных на работника функций, поскольку Фонд наделен полномочиями по оценке обоснованности и документального подтверждения заявленных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию.

ФСС – администратор расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Указанные полномочия накладывают на фонд обязанности по проведению проверок страхователей в отношении расходов, финансирование которых осуществляется за счет средств фонда (ч. 1 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ). Камеральные и выездные проверки расходов на выплату страхового обеспечения проводятся в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом № 125-ФЗ. Рассмотрим нарушения, которые выявляются по результатам проверок.

Виды страхового обеспечения по социальному страхованию приведены в ст. 8 Закона № 165-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка.

Предлагаем рассмотреть нарушения, которые наиболее часто выявляются в ходе проверок.

Страховой случай не подтвержден документально

Согласно ч. 4 ст. 2, ст. 13 Закона № 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения (пособий) только при соблюдении условий и наличии необходимых подтверждающих документов, оформленных в установленных законодательством РФ порядке.

В силу п. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является представленный застрахованным лицом листок нетрудоспособности утвержденной формы, выданный ему медицинской организацией. Форма листка нетрудоспособности утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н, а порядок его заполнения – Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н (далее – Порядок № 624н).

Как отмечается в Определении ВС РФ от 04.04.2016 № 304-КГ16-2017 по делу № А27-15847/2014, обязанность по документальному подтверждению расходов по обязательному социальному страхованию возлагается на страхователя, и в отсутствие таких доказательств (нет листков нетрудоспособности, не получены ответы лечебных учреждений) нельзя говорить об их связи с наступившим страховым случаем. В связи с этим у ФСС нет оснований для принятия к зачету и возмещения в установленном порядке спорных расходов.

Обратите внимание: наличие данного листка нетрудоспособности является документальным подтверждением страхового случая (ч. 1 ст. 22 Закона № 165-ФЗ).

Листок нетрудоспособности выдан с нарушением Порядка № 624н

В ходе проверок контрольный орган нередко выявляет листки нетрудоспособности, выданные с нарушениями. Так, в Постановлении АС УО от 17.02.2017 № Ф09-12390/16 по делу № А60-20699/2016 суд отказал в удовлетворении требований администрации города о признании недействительным решения ФСС о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Причиной отказа явилось нарушение п. 11, 13 Порядка № 624н, касающееся продления листка нетрудоспособности при сроках, превышающих 15 календарных дней, без решения врачебной комиссии.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ. Страховщик вправе не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, не соответствующим установленным требованиям. В постановлении судьями было обращено внимание на то, что обязанность проверки листков нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия (работодателя), которое производит выплату пособия. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у учреждения возникает право возмещения средств за счет ФСС, а у последнего – принятия обязательства к зачету. Вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 № 10605/12, ВАС РФ от 26.11.2013 № 9383/13.

Однако не все ошибки, допущенные при выписке листков нетрудоспособности, являются существенными, о чем свидетельствует обширная судебная практика.

В Постановлении АС ЗСО от 26.04.2017 № Ф04-973/2017 по делу № А03-14272/2016 рассматривался спор по поводу ошибок, допущенных в фамилии застрахованного лица. Впоследствии медицинское учреждение выдало дубликат листка нетрудоспособности взамен испорченного. Однако ФСС его не принял, поскольку он был выдан за пределами проверяемого периода, что, по мнению страховщика, не могло свидетельствовать о несении спорных расходов именно в проверяемом периоде. Суд отказал ФСС в его требованиях, обоснованно указав, что сам по себе факт наличия ошибок в листке нетрудоспособности, допущенных медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов и включении данных расходов в базу для начисления страховых взносов.

Аналогичное мнение изложено в Постановлении АС ЗСО от 14.04.2017 № Ф04-725/2017 по делу № А46-11541/2016. В нем арбитры встали на сторону организации, указав, что выявленные в ходе проверки нарушения по оформлению листков нетрудоспособности допущены не страхователем, а медицинским учреждением. Фонд не доказал, что установленные проверкой недостатки в оформлении больничного листка влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.

В дополнение к вышесказанному добавим, что судьи по поводу ошибок и нарушений, допущенных при выписке листков нетрудоспособности, отмечают следующее:

если ошибки в листках нетрудоспособности носят устранимый характер, это не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов (см. Постановление АС СКО от 27.05.2016 № Ф08-3232/2016 по делу № А32-38535/2015);

если отсутствие страхового случая установлено не было, нецелевое расходование средств социального страхования отсутствует, в связи с этим отсутствуют и убытки, которые якобы понес фонд (см. постановления АС ЗСО от 20.03.2017 № Ф04-496/2017 по делу № А27-18599/2016, от 14.04.2016 № Ф04-1416/2016 по делу № А45-14489/2015).

Одновременная выплата зарплаты и пособия по нетрудоспособности

В силу пп. 1 п. 1 ст. 1.2 Закона № 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая. Как следует из материалов проверки, рассмотренных в Постановлении АС ДВО от 10.04.2017 № Ф03-969/2017 по делу № А73-12219/2016, по штатному расписанию числятся всего три должности сторожа управления. При этом замена сторожа, который болеет и временно нетрудоспособен, другим работником не отражена в табелях рабочего времени. Следовательно, сторож, который должен был быть в отпуске по временной нетрудоспособности, выполнял свои трудовые обязанности по трудовому договору в полном объеме. Ввиду обнаруженных обстоятельств ФСС было отказано в возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Определением ВС РФ от 22.08.2017 № 303-КГ17-10708 организации было отказано в передаче дела № А73-12219/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Неправильно произведена замена лет при расчете пособия

Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Как отмечается в Постановлении АС СЗО от 05.04.2017 № Ф07-2439/2017 по делу № А56-36338/2016, выплата пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлена на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. При этом работнику должен возмещаться не любой заработок, а полученный им непосредственно перед наступлением страхового случая.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы, а на годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.

Поскольку в 2014 году работница находилась в отпуске по беременности и родам в связи с рождением первого ребенка и в отпуске по уходу за ним, а 2013 году имела заработок, при исчислении пособия в связи с рождением второго ребенка в 2015 году она вправе была заменить только 2014 год на 2012 год.

Таким образом, ФСС правомерно отказал организации в полном возмещении расходов на выплату страхового обеспечения, рассчитав размер пособия с учетом произведенной замены 2014 года исходя из сумм заработка за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.

Превышен размер пособия по уходу за больным ребенком

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ при осуществлении ухода за больным ребенком пособие за счет средств ФСС выплачивается с учетом следующих особенностей:

при амбулаторном лечении за первые 10 календарных дней оно выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, а за последующие дни – в размере 50% среднего заработка;

при стационарном лечении – в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (восемь лет и более – 100% среднего заработка, от пяти до восьми лет – 80% среднего заработка, до пяти лет – 60% среднего заработка).

Как отмечается в Постановлении АС ВВО от 03.03.2016 № Ф01-209/2016 по делу № А82-3568/2015, организацией при расчете пособия не были учтены положения п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ. В связи с этим непринятие ФСС к зачету произведенных расходов является правомерным.

Выплата пособия по недооформленным документам

В силу ст. 13 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Названное пособие назначается по месту работы застрахованных лиц, поименованных в п. 1 ст. 13 данного закона, в размере 40% среднего заработка (ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Правила и условия назначения указанного пособия определены Порядком № 1012н.

Так, в п. 54 Порядка № 1012н приведен перечень документов, которые представляются для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К ним, в частности, относится справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия. При этом в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит), предоставляется справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей – в соответствующих случаях).

Как следует из материалов проверки, организация назначила пособия по уходу за ребенком в отсутствие справок о неполучении по месту работы другим родителем пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данный факт послужил основанием для неприятия произведенных расходов ФСС (см. Постановление АС ЗСО от 20.06.2017 № Ф04-1726/2017 по делу № А70-10159/2016).

Выплата пособия лицу, работающему неполный рабочий день

Статьей 11.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения права матерью на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что она, находясь в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании ст. 256 ТК РФ, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком. Напомним, что в соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Как отмечается в определениях ВС РФ от 24.05.2017 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2016, от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2016, сокращение рабочего времени менее чем на пять минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении организацией правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда. Аналогичное решение принято в Постановлении АС УО от 28.07.2017 № Ф09-3191/17 по делу № А76-24837/2016.

Недостоверность сведений, представленных в ФСС

С 01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1427, в соответствии с которым пилотный проект по выплатам работникам пособий из ФСС напрямую продлен до 31.12.2019. С 01.07.2017 в пилотном проекте участвует 59 субъектов РФ. Напомним: пилотный проект заключается в том, что расходы на выплату пособий, связанных с временной нетрудоспособностью, материнством и детством, в указанных субъектах осуществляются через региональные отделения ФСС напрямую застрахованным лицам. При этом организации-работодатели передают все необходимые сведения для назначения пособий страховщику.

В силу ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Как следует из материалов проверки, организация, представляя в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, указала неверное количество календарных дней в расчетном периоде и неверные сведения о среднем заработке застрахованных лиц за расчетный период, включив в него суммы вознаграждений, выплаченные данным лицам по договорам гражданско-правового характера. В связи с этим расчет пособия был произведен неверно, что повлекло его переплату. Поскольку срок исковой давности не был пропущен, суд вынес решение о возмещении убытков фонда, связанного с переплатой пособия по уходу за ребенком (см. постановления АС ВВО от 18.08.2017 № Ф01-3211/2017 по делу № А43-15657/2016)

Аналогичные решения были вынесены в постановлениях АС ВВО от 28.03.2016 № Ф01-612/2016 по делу № А43-5593/2015, от 04.03.2016 № Ф01-243/2016 по делу № А43-7778/2015.

Иные нарушения, выявляемые в ходе проверок

Кроме перечисленных выше нарушений, на практике выявляются случаи, при которых ФСС также отказывает в принятии к зачету произведенных расходов. К ним относятся нарушение требований, установленных (Постановление АС ДВО от 21.04.2017 № Ф03-495/2017 по делу № А51-13753/2016):

в пункте 1 ч. 1 ст. 7, ч. 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, – дважды начислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности;

в пункте 1 ч. 2 ст. 8 Закона № 255-ФЗ (нарушение больничного режима), – работнику выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем МРОТ;

в статье 4.2 Закона № 81-ФЗ, Порядке № 1012н – при исчислении единовременного пособия при рождении ребенка работнику начислена и выплачена сумма в завышенном размере, не соответствующем году рождения ребенка, что подтверждается справкой выданной отделом загса.

Поскольку пособия по временной нетрудоспособности, единовременное пособие при рождении ребенка были выплачены работникам с нарушением норм законов № 255-ФЗ, 81-ФЗ, Порядка № 1012н в части, касающейся исчисления размера подлежащих выплате пособий, суд указал, что фондом правомерно не приняты к зачету расходы по выплате страхового обеспечения в размере, превышающем установленный законодательством.

В заключение отметим, что суммы начисленных работнику излишних выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом ФСС по результатам проверки правильности расходования средств фонда, признаются объектом обложения страховыми взносами на общих основаниях. Поэтому учреждениям следует избегать нарушений, связанных с назначением и выплатой пособий, финансирование которых осуществляется за счет средств указанного фонда.

Читайте также: