К какой ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов за дисциплинарные проступки

Опубликовано: 24.04.2024

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные ими налогоплательщикам и налоговым агентам.

Ответственность налоговых органов

Опираясь на нормы действующего законодательства РФ, становится ясно, что ответственность, будь то административная, уголовная или дисциплинарная, является неотъемлемым спутником любого правового субъекта. Это касается и налоговой системы нашей страны, а также ее должностных лиц.

Налоговые органы могут стать объектом привлечения к определенной ответственности, если ими было допущено нарушение прав и законных интересов иных участников налоговых правоотношений, а также в случае проявленного бездействия.

Положения налогового законодательства РФ предусматривают, что ответственность налоговых органов может быть выражена в необходимости возмещения убытков, если они были причинены налогоплательщикам вследствие неправомерных действий должностных лиц и сотрудников налоговых органов, либо проявленного бездействия, которое привело к такому отрицательному результату.

Факт того, что нарушение со стороны сотрудников налогового органа либо должностных лиц действительно имелось, должен быть соответствующе подтвержден и доказан.

Применение различных мер и привлечение к ответственности за нарушение, в отношении сотрудников налоговых органов и их должностных лиц, направлено, прежде всего, на защиту интересов налогоплательщиков, а также на максимально эффективное и четкое соблюдение установленных норм действующего налогового законодательства РФ.

При этом само привлечение к ответственности должно проходить по установленным правилам. Право на привлечение имеется только у определенных уполномоченных лиц – судебных инстанций и т.д.

Ответственность таможенных органов

Таможенные органы являются полноценными участниками правовых отношений, регулируемых действующими нормами таможенного законодательства РФ. Следовательно, они несут полную ответственность за каждое допущенное нарушение, либо за случаи проявленного бездействия.

Применение и порядок применения определенных мер ответственности основывается на положениях главного документа государства – Конституции. Согласно ее нормам, каждый гражданин может претендовать на возмещение определенных убытков, которые явились следствием нарушения, либо бездействия со стороны государственного органа.

Ответственность таможенных органов бывает административная, уголовная, либо дисциплинарная. Порядок привлечения и виды ответственности устанавливаются нормами действующего таможенного законодательства РФ, а также иными федеральными законами.

Нарушение, совершенное таможенным органом, может выражаться в определенных неправомерных действиях, либо в виде бездействия, которые противоречат существующим предписаниям и нарушают установленные нормы.

Юридическая, уголовная или административная ответственность таможенных органов основана на принципе объективной ответственности, т.е. на обязательном наличии причинной связи между неправомерным действием, либо случаем бездействия и последующим наступлением определенного ущерба.

Ответственность таможенных органов и порядок привлечения к ней являются важнейшими этапами, основная цель которых направлена на защиту прав участников таможенных правоотношений.

Возмещение убытков налогоплательщикам налоговыми и таможенными органами

Само понятие убытков, с точки зрения действующего законодательства РФ, означает определенные расходы, которые приходится нести лицу, что восстановить ранее нарушенные права и законные интересы.

Возмещение убытков таможенными, либо налоговыми органами, происходит в общем порядке. При этом таможенные органы несут ответственность исключительно за тот ущерб, который был причинен противоправно. Например, если было совершено противоправное нарушение, либо в случае проявленного бездействия, которое в дальнейшем повлекло за собой возмещение убытков.

Возмещение убытков, причиненных налоговым, либо таможенным органом, как юридическая процедура, может проходить в несколько этапов.

Первоначальным этапом всегда является применение определенных мер для того, чтобы данное нарушение было выявлено и подтверждено.

Для этого заинтересованному лицу необходимо собрать требующуюся информацию, получить определенные документы, доказать нарушение и обратиться в соответствующую инстанцию. Факт бездействия, как грубое нарушение действующих норм законодательства РФ, также должен быть доказан.

Для того чтобы претендовать на возмещение убытков, указанная сумма этих убытков также должна быть подтверждена и правомерно обоснована. Возмещение убытков будет возможным только в том случае, если суд признает факт неправомерных действий налоговых или таможенных органов, либо их бездействия.

Ответственность должностных лиц налоговых органов

В соответствии с положениями налогового законодательства РФ, в случае неправомерных действий должностных лиц налогового органа, либо проявленного бездействия, в их отношении может быть применена определенная ответственность – административная, юридическая и т.д.

Ответственность в отношении должностных лиц и сотрудников может быть выражена в замечании, выговоре, увольнении и т.д. До непосредственного момента привлечения к ответственности за определенное нарушение норм налогового законодательства РФ, допускается временное отстранение должностных лиц от работы.

Порядок привлечения должностных лиц и сотрудников к ответственности и ее виды будут зависеть от того, какое именно нарушение было совершено данным лицом, и какая степень тяжести была у данного нарушения, либо проявленного бездействия.

Применение мер ответственности и общий порядок привлечения должностного лица предполагают, что должностные лица несут ответственность не только перед налогоплательщиками, но и перед самой организацией. Например, организация может потребовать возмещение убытков с сотрудников за допущенные нарушения или бездействия должностных лиц.

Как правило, возмещение причиненных убытков требуется в тех случаях, когда организации действительно был нанесен серьезный материальный вред и вина конкретного должностного лица, либо нескольких сотрудников, была доказана. Применение данных мер, и установленный порядок направлены на максимальный контроль над соблюдением действующих норм налогового законодательства РФ.

Ответственность должностных лиц таможенных органов

Должностные лица, включенные в список сотрудников таможенных органов, также являются полноценными участниками правоотношений. Поэтому они несут определенную ответственность, будь то дисциплинарная или административная, порядок, применение и виды которой установлены Таможенным Кодексом РФ.

Основные виды ответственности должностных лиц и сотрудников таможенных органов включают в себя возмещение убытков, которые образовались по вине неправомерных действий, либо проявленного бездействия со стороны данных сотрудников.

Виды вреда подразумевают:

  • моральный;
  • материальный;
  • физический.

В зависимости от данного вида, осуществляется и применение конкретного наказания, например, дисциплинарная или административная ответственность и т.д.

Административная и иная ответственность сотрудников таможенных органов не может распространяться на те случаи, когда вред был нанесен с целью пресечения определенного правонарушения, либо устранения последствий уже ранее совершенного нарушения. В таком случае применение различных взысканий и возмещение материального ущерба становится неправомерным.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Общий порядок дисциплинарной ответственности государственных служащих установлен ст. 14 Федерального закона от 31 июля 1995г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» . В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (совершения должностного проступка) на работника налогового органа может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

• предупреждения о неполном служебном соответствии;

До решения вопроса о применении дисциплинарной ответственности работник налогового органа может быть временно (но на срок не более одного месяца) отстранен от исполнения должностных обязанностей.

Как наложение дисциплинарных взысканий, так и отстранение от исполнения служебных обязанностей осуществляет тот налоговый орган или руководитель, который имеет право назначать работника на государственную должность. Так, применение мер дисциплинарной ответственности к начальнику московской территориальной инспекции — компетенция руководителя Управления МНС России по г. Москве.

Должностные лица налоговых органов подлежат материальной ответственности за причинение ущерба организации, с которой они состоят в трудовых отношениях. Порядок привлечения к материальной ответственности регулируется Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ).

Материальная ответственность наступает, как правило, при наличии следующих условий:

• предприятию причинен действительный, реальный (прямой) имущественный ущерб;

• ущерб причинен работником при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;

• работник виновен в причинении ущерба;

• имеется причинная связь между действиями работника и причиненным материальным ущербом.

В соответствии со ст. 119 КЗоТ РФ за ущерб, причиненный организации, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого ущерба, но не более своего среднемесячного заработка. Случаи полной материальной ответственности специально оговорены в ст. 121 КЗоТ РФ.

Применительно к деятельности налоговых органов наиболее значимыми являются:

• ущерб причинен преступными действиями работника налогового органа, установленными приговором суда;

• имущественный вред причинен не при исполнении должностных обязанностей (например, в свободное от работы время работник по своей вине наносит ущерб служебной машине);

• ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии.

Как вытекает из ст. 122 КЗоТ РФ, работник налогового органа возмещает ущерб по распоряжению руководителя налогового органа в размере, не превышающем его среднемесячного заработка. В остальных случаях меры материальной ответственности применяются путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Уголовная ответственность к должностным лицам налоговых органов применяется в общем порядке и на общих основаниях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. В первом полугодии 1999 года в отношении работников налоговых органов по фактам преступлений против государственной службы было возбуждено 119 уголовных дел; 19 человек осуждено. К уголовной ответственности привлечено 146 работников ГНИ, в том числе 21 начальник ГНИ .

Основные составы преступлений, которые совершаются государственными служащими при исполнении должностных обязанностей, установлены в гл.

• злоупотребление должностными полномочиями — использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285 УК РФ);

• превышение должностных полномочий — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ);

• получение взятки должностным лицом в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а также за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ);

• халатность — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе (ст. 293 УК РФ).

21 ПОЛНОМОЧИЯ МИНФИНА РОССИИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

Министерство финансов Российской Федерации является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации участниками этих отношений являются также министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее — финансовые органы).

Однако финансовые органы не относятся к числу налоговых органов, т.е. на них не распространяется действие раздела III НК РФ, регулирующего права, обязанности и ответственность налоговых органов, их должностных лиц. Налоговые, а не финансовые органы выполняют контрольные действия в отношении налогоплательщиков и могут налагать взыскания за налоговые правонарушения.

Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в России и координирующим деятельность в этой сфере иных органов.

Эта задача Минфина России определяет его компетенцию в области налоговых правоотношений. Основные направления деятельности Минфина России в этой области следующие.

1. Минфин России разрабатывает проект федерального бюджета и обеспечивает исполнение его доходных и расходных статей.

Согласно ст. 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов по доходам состоит: в перечислении доходов на единый счет бюджета; в распределении в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; в возврате излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; в учете доходов бюджета и составлении отчетности.

Очевидны различия в полномочиях налоговых и финансовых органов. Исполнение бюджета финансовыми органами не означает обеспечения поступлений в бюджет, проведения контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков и применения мер взыскания к ним. Исполнение бюджета Минфином России — это проведение операций со средствами, поступившими на бюджетные счета. Исполнение расходных статей — это выполнение процедуры бюджетного финансирования.

На Минфине России лежит обязанность совершенствовать бюджетную систему, развивать бюджетный федерализм.

2. Основным источником бюджетных доходов являются налоговые поступления. В связи с этим на Минфин России возложена задача совместно с МНС России разработки предложений в области налоговой политики, развития налогового законодательства, совершенствования налоговой системы.

При этом Минфин России должен учитывать как фискальные интересы государства, так и перспективу развития материального производства, расширения предпринимательской активности, привлечения иностранных инвестиций, обеспечения функционирования социальной сферы (науки, культуры, образования, здравоохранения) и тем самым обеспечивать максимальный баланс между интересами налогоплательщиков и бюджета.

При реализации единой государственной социально-экономической политики Минфин России взаимодействует с Министерством экономики Российской Федерации. Главная задача Минэкономики России — определение путей и разработка методов эффективного развития экономики. Минфин России и Минэкономики России работают по общим направлениям финансовой, денежно-кредитной и валютно-кредитной политики.

Эти органы совместно принимают акты, имеющие значение для налогообложения. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июня 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат. » Минфин России с участием Минэкономики России издает разъяснения по применению Положения.

На Минфине России лежит задача концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития России. Такая концентрация может обеспечиваться как мерами прямого (бюджетное финансирование, выдача государственных кредитов), так и косвенного стимулирования (например, предоставление налоговых льгот определенным категориям субъектов предпринимательской деятельности или видам этой деятельности). Минфин России вырабатывает рекомендации об отмене не оправдавших себя льгот и о введении новых.

Полномочия Минфина России реализуются через нормотворческую деятельность. Так, Минфину России была поручена разработка Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Минфин России участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин.

Так же как и в отношении налогов, при установлении ставок таможенного тарифа Минфин России должен соблюдать баланс интересов импортеров (экспортеров), государства и отечественных производителей и потребителей.

На Минфине России лежит задача поддержания отечественных производителей. Например, поставка в Россию импортных автомобилей создает конкуренцию отечественным автомобилестроителям. Импортная таможенная пошлина должна быть установлена в таком размере, чтобы, с одной стороны, цена на импортные автомобили не была слишком низкой по сравнению с отечественными, что сократит спрос на отечественную продукцию, а с другой стороны — пошлина не должна быть слишком высокой, чтобы спрос на импортные автомобили все же оставался и стимулировал отечественных производителей к повышению качества продукции до мирового уровня и к снижению цен.

Следует учитывать и такой фактор. При завышенных таможенных пошлинах импортеры стремятся избежать их уплаты и ввозить товары без таможенного оформления. Тем самым бюджет вместо увеличения поступлений за счет таможенной пошлины вообще перестает их получать.

4. Минфин России разрабатывает проекты нормативов отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Федерации.

Проекты нормативов разрабатываются для составления бюджетов на очередной финансовый год на основе:

бюджетного послания Президента РФ;

прогноза социально-экономического развития соответствующей территории;

основных направлений бюджетной и налоговой политики и др.

5. Минфин России подготавливает предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в эти фонды.

6. Минфин России выступает в качестве «налогового кассира». В его состав входит единая централизованная система органов Федерального казначейства, состоящая из Главного управления Федерального казначейства Минфина России и подчиненных ему территориальных органов.

Решение о централизации государственных финансовых ресурсов в руках Казначейства было принято еще в 1993 году, до того все бюджетные счета обслуживались коммерческими банками. Реформа перевода счетов из банков в Казначейство до настоящего времени не завершена. Однако необходимость ее скорейшего окончания всем очевидна. Во-первых, возможно банкротство коммерческого банка, обслуживающего бюджетные счета, что может нанести серьезный урон экономике в масштабах региона и даже государства. Во-вторых, только в результате проверок в 1998 году выявлено, что 4149,1 млн руб. было зачислено несвоевременно как в доход федерального бюджета, так и на счета бюджето-получателей .

На счета органов Казначейства, которые обслуживаются непосредственно Банком России, должны попадать все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты и затем расходиться по бюджетополучателям согласно бюджетной росписи. Главными задачами органов Казначейства являются: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами; финансовое исполнение внебюджетных фондов; контроль за поступлением и использованием внебюджетных федеральных средств.

7. Минфин России аккумулирует информацию об установлении региональных и местных налогов или сборов. Эта информация направляется органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления в МНС России и Минфин России, а также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы (ст. 16 НК РФ).

Такая информация необходима финансовым органам при подготовке проекта бюджета России и территорий на очередной год; для анализа эффективности установленных региональных и местных налогов и льгот по ним; для разработки совместно с региональными и местными налоговыми органами инструкций по уплате этих налогов и сборов; для контроля за законностью установления местных налогов.

8. Минфин России вправе принимать решения об изменении порядка исполнения и размера налогового обязательства:

• об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов для отдельного налогоплательщика. Изменение сроков уплаты региональных и местных налогов и сборов относится к компетенции соответственно финансовых органов субъекта Федерации и муниципального образования (ст. 63 НК РФ);

• о предоставлении инвестиционного налогового кредита (ст. 66 НКРФ).

Как орган, ответственный за проведение финансовой политики государства, Минфин России уполномочен распоряжаться потенциальными бюджетными доходами и определять условия налогообложения.

Эти полномочия не случайно не возложены на МНС России, так как права устанавливать правила и контролировать их исполнение должны быть разделены.

9. Минфин России по представлению МНС России решает вопрос об отнесении доходов к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за ее пределами в случае, если положения НК РФ не позволяют однозначно определить их.

10. Компетенция Минфина России включает издание обязательных для своих подразделений приказов, инструкций и методических указаний по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к нормативным актам.

В составе Минфина России действует Департамент налоговой политики. Это структурное подразделение обеспечивает разработку основных направлений налоговой политики. Положение о Департаменте утверждено приказом министра финансов от 14 октября 1998 г. № 199.

Департамент налоговой политики выполняет основные функции по практической реализации полномочий, предоставленных Минфину России в налоговой сфере.

Так, Департамент проводит анализ влияния существующей налоговой системы на развитие экономики России; оценивает экономическую эффективность решений, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом РФ и Правительством РФ по вопросам налогового законодательства; разрабатывает и осуществляет меры по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей, повышению собираемости налогов и сборов.

При разработке Минфином России проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных актов по вопросам налогообложения Департамент проводит подготовительную работу: совместно с МНС России анализируются причины нарушений налогового законодательства; готовятся предложения по их устранению;

проводится анализ влияния предлагаемых изменений налогового законодательства на доходную часть бюджетов всех уровней, на межбюджетные отношения.

Департамент анализирует законодательство о налогах и налоговой практике других государств для разработки предложений по урегулированию налоговых отношений с иностранными государствами на взаимовыгодных условиях; проводит международный обмен налоговой информацией; разрабатывает с участием МНС России проекты межправительственных и межгосударственных договоров об избежании двойного налогообложения; участвует в переговорах по их заключению; готовит их к подписанию и ратификации.

Департамент совместно с МНС России, ГТК России, другими федеральными органами готовит инструкции и методические указания по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; проводит разъяснительную работу о налоговой политике государства; отвечает на вопросы налогоплательщиков о применении налогового законодательства.

Немаловажную роль играет и Департамент бухгалтерского учета Минфина России. Он отвечает за методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в России; готовит для утверждения планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению. Размер налоговых обязательств налогоплательщик определяет самостоятельно, руководствуясь данными бухгалтерского учета. На основе данных бухгалтерского учета определяются результаты хозяйственной деятельности предприятия, на которых основывается и налогообложение. Изменение порядка учета той или иной хозяйственной операции может повлечь изменение налоговых обязательств.

Выдвигаются предложения о том, чтобы передать в МНС России все налоговые полномочия, которые принадлежат Минфину России. Однако принятие этих предложений было бы ошибкой, так как Минфину России принадлежат особые полномочия, напрямую связанные с его основной задачей — проведением единой финансовой политики в России. У МНС России в его деятельности преобладают фискальные интересы, и показателем его успеха является сумма собранных налогов за отчетный период. Минфин России преследует глобальные цели — развитие российской экономики, создание и поддержание совокупной налоговой базы.

В связи с разнонаправленностью интересов между МНС России и Минфина России могут возникать разногласия. В процессе согласования позиций достигается определенное равновесие. Таким образом, Минфин России и МНС России являются элементами системы «сдержек и противовесов» и исключение Минфина России из этой системы нарушит ее устойчивость.

Должностные лица организаций не являются субъектами налоговых правоотношений и в связи с этим не подлежат налоговой ответственности. За виновные действия (бездействие) должностных лиц, обусловивших совершение организацией налогового правонарушения, налоговую ответственность несет сама организация. Должностные же лица при наличии соответствующих оснований привлекаются к административной, уголовной и иной предусмотренной законодательством ответственности (см. п. 4 ст. 108, п. 4 ст. 110 НК РФ).

Законодательство о налогах и сборах не дает определения должностного лица организации. Вопрос о возможности применения в целях привлечения организации к налоговой ответственности определения должностного лица, содержащегося в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, является не вполне очевидным. Арбитражная практика при исследовании обстоятельств, характеризующих субъективную сторону налогового правонарушения, по общему правилу не обращается к указанной норме. Более того, нередко вина организации устанавливается не на основании вины конкретного должностного лица, а исходя из совокупности фактических обстоятельств дела (см., например, постановления Четвертого ААС от 08.02.2013 N 04АП-6283/12, Девятого ААС от 05.02.2013 N 09АП-41308/12, Седьмого ААС от 11.09.2012 N 07АП-3456/12).

К административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов привлекаются субъекты, являющиеся должностными лицами организации в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, то есть руководители и иные работники организаций, выполняющие в них организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. В исключение из общего правила к должностным лицам, подлежащим административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов, не относятся индивидуальные предприниматели (см. примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Последние, таким образом, несут не административную, а налоговую ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах (см. п. 1 ст. 107 НК РФ).

Конкретное должностное лицо, подлежащее административной ответственности, определяется в зависимости от круга лежащих на нем обязанностей и характера правонарушения (см. п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Так, при наличии в организации бухгалтерской службы субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, является главный бухгалтер (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 09.06.2006 N 77-АД06-2). Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.4 КоАП РФ, выступает руководитель организации (см., например, постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 19.11.2007 N 34-АД07-4).

Субъектами преступлений, предусмотренных ст.ст. 199 - 199.2 УК РФ, могут быть руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер), иные лица, уполномоченные на исполнение соответствующих обязанностей, а также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). К уголовной ответственности могут быть привлечены и другие субъекты, являвшиеся соучастниками преступления (организаторами, подстрекателями или пособниками) (см. п.п. 7, 17, 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления").

Предварительное привлечение должностного лица организации к административной или уголовной ответственности не является обязательным условием привлечения самой организации к налоговой ответственности. В связи с этим вина должностного лица может быть подтверждена не только приговором суда по уголовному делу или постановлением по делу об административном правонарушении, но и другими доказательствами (в частности, представленными при рассмотрении судом дела о взыскании налоговой санкции) (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 29.07.2003 N 2916/03).

С другой стороны, приговор суда по уголовному делу имеет преюдициальное значение и освобождает налоговый орган от доказывания того, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом (см. ч. 4 ст. 69 АПК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 20.05.2008 N 15555/07).

Акты суда общей юрисдикции, принятые в связи с вопросом о привлечении должностного лица организации к административной ответственности, не имеют преюдициального значения при решении вопроса об ответственности организации (см. постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2007 N 13988/06).

Все, что написано в законодательных актах Российской Федерации, к какой бы области права они не относились, обязательно для исполнения всеми гражданами нашей страны. Налоговый кодекс не является исключением: все граждане и организации должны неукоснительно соблюдать его требования и не допускать бездействия там, где предусмотрены активные и своевременные обязательства.

  • Что называется налоговым правонарушением (НП), какие их виды предусмотрены действующим законодательством?
  • Какие формы ответственности могут быть предусмотрены за нарушения в сфере налогового права?
  • Что может смягчить вину нарушившего Налоговый кодекс?

Проанализируем в данной статье.

Законодательное определение

Давая гражданам круг обязательств и запретов, именуемых законами, государство четко очерчивает те факторы, которые выходят за эти рамки, то есть являются правонарушениями.

В ст. 106 Налогового кодекса дана достаточно строгая дефиниция налогового правонарушения. Оно представляет собой действие или бездействие, совершенное налоговым агентом, налогоплательщиком или другим лицом, признанное виновным и подлежащим ответственности согласно Федеральным Законам:

  • № 146 от 31 июля 1998 года, утверждающим часть 1 НК РФ;
  • № 117 от 05 августа 2000 года, утверждающим часть 2 НК РФ.

В главе 16 НК РФ приведены виды НП, а также категории лиц и/или организаций, которые могут быть привлечены к ответственности за каждый конкретный тип НП. П.6 ст. 108 НК РФ совместно со ст. 49 Конституции России утверждает принцип презумпции невиновности, в том числе и в сфере налоговых нарушений.

Ст. 114 НК РФ дает определение налоговой санкции, накладываемой за совершение некоторых типов НП, – это степень ответственности за совершенное виновное деяние (действие или бездействие), связанное с налоговой сферой.

СПРАВКА! За налоговые нарушения могут быть установлены разные типы ответственности. За административную отвечает КоАП РФ (статьи 15.3 – 15.9 и 15.11); если за нарушение Налогового кодекса предусмотрена уголовная ответственность, она наступает в связи с данными гл. 22 УК РФ.

Юридически значимые признаки НП

Признаки, легитимные с точки зрения действующих нормативных актов, логически вытекают из определения, приведенного в тексте Налогового кодекса РФ.

  1. Противоправность. Действие или бездействие, совершенное лицом или организацией, должно подпадать под приведенные в Налоговом кодексе нормы. Нельзя нарушить норму, не являющуюся таковой по тексту Закона. Пример противоправного действия – ООО отказалось предоставить запрашиваемые ИНФС документы или данные. Пример противоправного бездействия – не подана налоговая декларация.
  2. Виновность. Действие или бездействие было допущено умышленно либо по неосторожности, что не отменяет ответственности за него. Отсутствие вины в деянии подотчетного лица автоматически снимает с него ответственность, поскольку нарушается один из главных принципов НП.
  3. Наличие последствий. Совершенное деяние обусловило наступление вредных последствий для государства или других лиц, физических и/или юридических, причем взаимосвязь между деянием и последствиями обоснована и доказана. Такими последствиями могут быть нанесение ущерба, упущенная выгода, попрание прав и др.
  4. Наказуемость. Каждое совершенное НП предусматривает несение за него определенной ответственности, то есть наступление санкций для совершившего его лица/организации.

Эти признаки характерны для всех НП, тогда как каждому конкретному нарушению присущ индивидуальный состав, обуславливающий особенности санкций за него.

Классификация НП

Чтобы правильно определить меру ответственности, необходимо отличать различные типы НП, выделяемые в зависимости от:

  • объекта, на который было направлено деяние;
  • характера и «адресности» НП;
  • сферы применения Налогового кодекса, в которой было совершено нарушение;
  • категории самого нарушителя;
  • состава нарушения.

Разделение НП по объектам

Объект Налогового кодекса, по отношению к которому может быть допущено противоправное деяние, позволяет выделить такие виды НП:

  • связанные с платежами по налогам и сборам, вызывающие финансовые последствия для государственного бюджета;
  • допускающие нарушение установленных процедур в налоговой отрасли.

«Адресность» и характер НП

Направленность и особенности допущенного действия или бездействия определяют его принадлежность к одному из следующих типов:

  • недопустимое бездействие в области налогового учета (ст. 116-117 НК РФ);
  • недолжное выполнение обязанностей налогового учета и предоставления отчетности (ст. 119-120 НК РФ);
  • невыполнение обязательств, связанных с перечислением, удержанием сбором налоговых средств (ст. 122-123 НК РФ);
  • препятствование законному выполнению обязанностей налоговых органов (ст. 125-129 НК РФ).

Классификация НП по направлениям деятельности

Правонарушения могут быть связаны с различными налоговыми сферами деятельности:

  • с действующей системой налогообложения;
  • с правами и свободами плательщиков налогов;
  • с гарантиями выполнения обязательств по налоговым платежам;
  • с законно установленной процедурой бухучета и ведения отчетности;
  • неприменением доходной части бюджета того или иного уровня.

НП в зависимости от виновника

Субъектом налогового правонарушения может быть:

  • физическое лицо, достигшее 16-летия, если его деяние не может быть отнесено к юрисдикции Уголовного кодекса;
  • физлицо и/или юрлицо, допустившее НП.

Состав НП

Дифференцируя меру опасности совершаемого налогового правонарушения, выделяют такие его виды:

  • основной состав НП – в него входят только необходимые признаки нарушения, определенные законом, а дополнительные не предусматриваются (примеры: несоблюдение сроков регистрации в налоговом органе, несвоевременная уплата налога и др.);
  • квалифицированный состав НП – наряду с основными, наличествуют дополнительные признаки общественной опасности совершенного деяния (например, длительное затягивание подачи декларации);
  • привилегированный состав НП – основные признаки в наличии, но вместе с ними действуют и смягчающие обстоятельства, благодаря которым уровень общественной опасности деяния оказывается пониженным (например, налоговую декларацию просрочил не ИП, а просто физическое лицо).

Кодекс, диктующий ответственность

Виновное деяние, касающееся налоговой сферы, может быть подотчетно различным отраслям права.

1. Налоговые преступления, ответственность за которые предусматривает Уголовное право. Самые серьезные из НП, несущие негативные последствия для государственной финансовой системы и угрозу ее функционированию:

  • уклонение от таможенных платежей;
  • уклонение от налогов и сборов для физлиц;
  • то же – для организаций.

К СВЕДЕНИЮ! Имеет значение масштаб НП – для преступления оно должно быть совершено в крупном либо особо крупном размере.

Наказать за уголовное преступление могут следующими санкциями:

  • денежным штрафом;
  • запретом на занятие определенных должностей на обозначенный срок;
  • лишением званий, привилегий, наград;
  • принудительными исправительными работами;
  • ограничением или лишением свободы;
  • помещением под арест;
  • лимитированием по воинской службе.

ВНИМАНИЕ! Поправка в ФЗ № от 29 декабря 2009 года позволяет избежать уголовной ответственности тем, кто допустил нарушение впервые, если он искупил свое деяние полным возмещением недоимок.

2. Налоговые проступки – нарушения, в которых нет признаков налогового преступления, квалифицируемые самим Налоговым кодексом РФ или Административным кодексом. Это могут быть такие НП:

  • нарушения сроков отчетности, регистрации, платежей;
  • отсутствие обязательной регистрации;
  • непредоставление нужной документации или пропуск сроков;
  • нарушение правил и процедур налогового и бухгалтерского учета;
  • неуплата или неполная уплата налоговых сборов в некрупных размерах.

Наказания за подобные проступки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, заключаются в основном в денежных штрафах, размер которых исчисляется в зависимости от суммы недоимок или ущерба.

Когда юрлицо или физлицо невиновно

Нельзя привлечь к ответственности за НП человека или организацию, если вина не доказана соответствующим компетентным органом. Свою невиновность доказывать никто не обязан, доказательству подвержена исключительно вина. Если сомнения неустранимы, их нужно трактовать в пользу обвиняемой стороны. Совершенно исключают вину такие факторы:

  • совершение деяния в чрезвычайной ситуации (катастрофы, стихийного бедствия и т.п.);
  • юридическая неправомочность лица, совершившего НП (например, болезненное состояние);
  • письменное обоснование допущенного действия или бездействия до его оценки компетентными органами.

Смягчающие обстоятельства для НП

Если для лица или организации характерны один или несколько следующих факторов, ответственность за совершение ими НП может быть несколько смягчена:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с информацией о совершенном нарушении;
  • самостоятельное предотвращение пагубных последствий;
  • возмещение причиненного ущерба по собственной воле;
  • особое личное состояние (аффект), тяжелые обстоятельства;
  • наличествующая угроза, принуждение, объективная зависимость.

ВАЖНО! Органы, принимающие решение относительно НП, могут расширять список смягчающих или снимающих вину обстоятельств.

Отягчающие обстоятельства для НП

Санкции за нарушение могут быть усилены, если в отношении лица, допустившего противоправное деяние, установлены такие обстоятельства:

За совершение дисциплинарного проступка работодатель может «наказать» сотрудника — привлечь к нематериальной ответственности. Однако нужно хорошо разбираться в тонкостях процедуры, иначе работник отправится защищать свои права в инспекцию труда и в суд.

Дисциплина труда устанавливается в компании с учетом Трудового кодекса и правил внутреннего трудового распорядка. Подписывая должностную инструкцию и другие документы при поступлении на работу, работник дает понять работодателю, что понимает свои должностные обязанности и готов соблюдать принятый распорядок.

Так, согласно Письму Минтруда РФ от 16.09.2016 N 14-2/В-888, в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре могут быть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами. Это значит, что к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.

Виды дисциплинарных взысканий

Ст. 192 ТК РФ регламентирует три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение. Хотя некоторые работодатели то ли ошибочно, то ли намеренно устанавливают свои виды дисциплинарных взысканий — например, строгий выговор (действует только по отношению к отдельным категориям работников), депремирование или штраф за опоздания на работу — и даже применяют их на практике, нарушая закон.

Первое правило, которое работает в этом случае: важно применять только те виды дисциплинарных взысканий, которые установлены трудовым законодательством, а также понимать, чем они отличаются друг от друга. И если с таким дисциплинарным взысканием, как увольнением, все более-менее понятно, так как основания для его применения подробно прописаны в ст. 81 ТК РФ, то с замечанием и выговором могут возникнуть сложности.

Проблема заключается в том, что у замечания и выговора нет характерных отличий — в ст. 192 ТК РФ дается просто перечень дисциплинарных взысканий, без указания степени их строгости. Исходя из этого, работодатели могут отталкиваться от принципа «от более легкого к самому строгому»: замечание в списке идет первым, следовательно, это более мягкий вид взыскания, а увольнение — самое строгое, так как указывается в конце списка.

Кроме того, работодатель может расписать разницу между замечанием и выговором в локальном нормативном акте, зафиксировав основания для применения того и другого взыскания.

Основания для применения увольнения приводятся в ст. 81 ТК РФ. К ним относятся:

  • Неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин (если ранее сотруднику выносилось замечание или выговор, и оно не снято (п. 5 ст. 81 ТК РФ).
  • Грубое нарушение трудовых обязанностей (прогул, хищения, появление на работе в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и другие основания из п. 6 ст. 81 ТК РФ).
  • Для руководителя, его заместителей, главного бухгалтера: принятие необоснованного решения, которое повлекло нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК РФ).
  • Для работника, обслуживающего денежные или товарные ценности: совершение по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей виновных действий, если эти действия служат основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ст. 81 ТК РФ).
  • Для работника, наделенного воспитательными функциями: совершение по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей аморального проступка, несовместимого с работой (п. 8 ст. 81 ТК РФ).
  • Непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (п. 7.1 ст. 81 ТК РФ).

Перечень дисциплинарных проступков дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.) следует понимать:

  1. Отсутствие сотрудника на работе

В рамках этого нарушения могут возникнуть два вопроса: что следует считать рабочим местом и где именно работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей? Такая ситуация возможна, если в трудовом договоре или локальном нормативном акте конкретное рабочее место работника не оговорено.

В этом случае разумно ориентироваться на то определение рабочего места, которое дается в ч. 6 ст. 209 ТК РФ. Им считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

  1. Отказ или уклонение от медицинского освидетельствования или специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации (для работников, у которых это является обязательным условием допуска к работе).
  2. Отказ работника от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 162 ТК РФ), так как в силу трудового договора работник обязан выполнять определенную этим договором трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).

При этом следует учитывать, что отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 74 ТК РФ.

Применение дисциплинарных взысканий: порядок и сроки

Главное правило, которое действует в этом случае: один дисциплинарный проступок = одно дисциплинарное взыскание.

Чтобы в принципе запустить механизм по привлечению сотрудника к дисциплинарной ответственности, работодатель должен прежде всего зафиксировать факт, дающий основание полагать, что дисциплинарный проступок действительно имел место быть. Это можно сделать с помощь приказа о проведении служебной проверки, заключения служебной проверки, акта.

Порядок применения взысканий, изложенный в ст. 193 ТК РФ, предполагает, что работник в течение двух дней дает письменное объяснение по требованию работодателя, где разъясняет обстоятельства и причины происшедшего.

Роструд рекомендует ознакомить работника под расписку с предложением, оформленным в виде адресованной именно ему резолюции на поступившем документе из правоохранительных, надзорных или контролирующих органов. Поскольку вероятность того, что сотрудник откажется ставить под этим документом подпись высока, то предложение предоставить объяснения причин совершения проступка следует зачитать вслух в присутствии свидетелей, а в заключении составить соответствующий акт с указанием даты, времени и места его составления.

Если с подготовкой письменного объяснения работник не укладывается в двухдневный срок, то работодатель составляет соответствующий акт. Впрочем, как отмечает Роструд, работник вправе представить свои объяснения и по истечении двухдневного срока, главное, чтобы это было сделано до завершения служебной проверки. При этом важно понимать, что факт непредоставления работником объяснения не может расцениваться как препятствие для применения дисциплинарного взыскания.

Далее издается приказ, который работник подписывает в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия на работе. Если работник отказывается ставить подпись под приказом, то работодателю нужно составить акт.

Работник имеет право обжаловать дисциплинарное взыскание в инспекции труда и суде.

Дисциплинарные взыскания завязаны на конкретные сроки, обозначенные в трудовом законодательстве:

  • Они применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка. Исключение составляют следующие периоды: болезнь работника, время на учет мнения представительного органа работников, время пребывания сотрудника в отпуске.
  • Они не применяются позднее 6 месяцев со дня проступка.
  • Они не применяются позднее 2-х лет со дня совершения по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки. Причем в этот период не входит время производства по уголовному делу.
  • Если в течение 1 года со дня действия взыскания работник не будет подвергнут новым «санкциям», то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания (ст. 194 ТК РФ).
  • До истечения 1 года со дня применения взыскания работодатель имеет право снять его по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: