Как на предложение рабочей силы влияют увеличение налоговой нагрузки рост пенсий

Опубликовано: 13.04.2024

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2021 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.

До середины 2021 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2020 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства – всего

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков – теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка – временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.

Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и т. д.

Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Как видно из рисунка кривой совокупного предложения, ее объем в первую очередь зависит от уровня заработной платы. Взаимосвязь между предложением труда и уровнем заработной платы выражается законом предложения труда - при прочих равных условиях на конкурентном рынке труда объем предложения труда находится в прямой зависимости от его цены.

Изменение уровня заработной платы приводит к перемещению по кривой совокупного предложения: вверх - при росте заработной платы и вниз - при снижении уровня оплаты труда (рис. 6.3).

Влияние заработной платы на объем совокупного предложения труда

Рис. 6.3. в Влияние заработной платы на объем совокупного предложения труда

Кроме заработной платы на объем совокупного предложения влияют следующие факторы:

1. Количество продавцов труда, которую характеризует численность экономически активного населения, половозрастная структура населения

2. Миграция населения: прирост населения вследствие миграционных потоков (+М), сокращение (-М);

3. Уровень благосостояния нации, развитость системы социальной защиты (в-Д);

4. Развитость финансового рынка, рынка недвижимости и имущества, что позволяет людям использовать нетрудовые доходы (-ВС);

5. Уровень налогообложения доходов населения (-О);

6. Установленная продолжительность рабочего дня, недели, месяца, года (-Т);

7. Национальные традиции, например, ограничение женского труда (-НТ);

8. Деятельность профессиональных союзов на рынке труда (+,- ПС) Итак, совокупное предложение труда является функцией:

Данные влияют на объем совокупного предложения неоднозначно. Факторы, которому соответствует положительный знак, прямо влияют на уровень совокупного предложения. Факторы, которым соответствует отрицательный знак, имеют обратное влияние на объем совокупного предложения на рынке труда.

Так, увеличение численности экономически активного населения, улучшение половозрастной структуры населения положительно повлияет на объем совокупного предложения, перемещая кривую совокупного предложения вправо-вниз. И наоборот, уменьшение численности экономически активного населения приведет к сдвигу кривой совокупного предложения влево-вверх. При повышении, например, благосостояния населения, развития системы социального обеспечения, совокупное предложение труда сократится, а ее кривая переместится влево-вверх. И наоборот. Профсоюзы могут влиять на совокупный спрос и в плане сокращения, и в плане ее увеличения, в зависимости от вопросов, которые они решают. Если это обеспечение занятости, то данный фактор действует со знаком "+", если обеспечение достойной заработной платы, со знаком "-". Подробнее действие профсоюзов было рассмотрено в курсе "Микроэкономика".

Перемещение кривой совокупного предложения под влиянием недоходних факторов

Рис. 6.4. в Перемещение кривой совокупного предложения под влиянием недоходних факторов

а) повышение совокупного предложения;

б) сокращение совокупного предложения.

Источниками совокупного предложения труда заняты, что продолжают предлагать свой труд следующего часа, суток, месяца, года, и те, что относятся к совокупного предложения труда согласно узкого подхода (безработные). Потенциально источником повышения совокупного предложения труда может стать и часть трудоспособного населения, которая по каким-то причинам является экономически неактивным на рынке труда. То есть часть людей, которые не имеют и не хотят иметь работы. Источники предложения труда сегментируют по квалификационным признаком, конкурентоспособностью, формами договорных отношений, причинами вступления в состав безработных [69, с.100-101].

По квалификационным признаком выделяют четыре группы. В первую входят высококвалифицированные руководители и управленцы, имеющие высокий социальный статус и заработную плату на уровне международных стандартов, надежные гарантии занятости. Во вторую группу входят профессионалы, имеющие высшее и среднее специальное образование, занятые в сфере высоких технологий, в государственном секторе. Они имеют высокий уровень заработной платы, что защищается профсоюзами и корректируется в связи с инфляцией, высокую конкурентоспособность, достаточно высокие гарантии занятости. К третьей группе относятся работники тех профессий, которых переизбыток на рынке труда. Они имеют низкую заработную плату и слабые гарантии занятости. К четвертой группе относят социально уязвимых экономически активных лиц - молодежь, которая впервые выходит на рынок труда, лица предпенсионного и пенсионного возраста, инвалиды, женщины с малолетними детьми и т.д., которые имеют низкие доходы и гарантии занятости.

Совокупное предложение труда сегментируется по квалификационным признаком зависимости от разделения рабочих мест на первичные и вторичные. Выделяют три группы. К первой относятся специалисты, имеющие среднее и высшее специальное образование, руководители, администраторы и высококвалифицированные рабочие. Они занимают первичные независимые рабочие места, имеют высокую заработную плату и высокую гарантию занятости Ко второй группе относят техников, административно-вспомогательный персонал и рабочих средней квалификации, занимающих первичные зависимые рабочие места и имеют высокий уровень заработной платы, и высокую гарантию занятости. В третью группу входят работники сферы обслуживания, неквалифицированные рабочие, служащие низкой категории. Они занимают вторичные рабочие места, имеют невысокую заработную плату и недостаточные гарантии зайнятості. выделяют две группы рабочих: конкурентоспособные и неконкурентоспособные. К последним относятся молодежь, женщины, люди преклонного возраста и т.д.

По форме договорных отношений выделяют следующие группы: а) лица, нанятые на постоянную работу в течение полного рабочего времени, имеют сильные гарантии занятости, б) лица, привлеченные на временную работу - это резерв первоочередного увольнения; в) персонал, что входит в штатное расписание, но находится в административных отпусках без содержания - это форма скрытой безработицы.

Праценадлишковий рынок труда нуждается в регулировании совокупного предложения рабочей силы в направлении ее уменьшения. Поэтому рекомендуется [69, с. 108]:

- увеличивать в учреждениях образования количество мест по дневной форме обучения, повышать стипендии студентам дневной формы обучения,

- увеличивать количество программ общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи;

- увеличивать сроки профессионального обучения;

- увеличивать помощь и продолжительность отпусков женщинам по уходу за детьми с сохранением трудового стажа;

- увеличивать помощь в связи с безработицей;

- создавать условия для собственного бизнеса, самозанятости населения;

- снижать возраст выхода на пенсию и увеличивать ее размеры; '

- ограничивать одновременное получение пенсии и заработной платы;

- вводить возрастной ценз для некоторых профессий;

- перераспределять рабочее время и рабочие места (переход частичную и временную занятость, увеличение продолжительности ежегодных отпусков, сокращения рабочего дня и рабочей недели).

Методы сокращения спроса на рабочую силу и увеличение совокупного предложения включают: установление дополнительных налогов за использование рабочей силы; жесткая кредитная политика; установление предприятию единовременных выплат в бюджет за наем работников определенной категории; снижение инвестиций; сокращение или отмена гибких форм занятости и др.

Одним из методов увеличения предложения труда является повышение качества последней, а следовательно, и конкурентоспособности. С этой целью необходимо обеспечить: организацию профподготовки и переподготовки, повышения квалификации работающих и безработных; предоставления налоговых льгот предприятиям, которые осуществляют переподготовку и повышение квалификации работников; разработку специальных программ повышения конкурентоспособности отдельных групп населения на рынке труда. Кроме того, необходимо разрабатывать методы увеличения индивидуального предложения труда, учитывающих как доходные, так и недоходных факторы влияния на нее.


Как повлияет пенсионная реформа на экономику России, на уровень безработицы и на доходы россиян? Предлагаем вашему вниманию исследование экономистов.

Эффект для экономики

Скептики, наоборот, полагают, что возрастет безработица, и проблемы экономики усугубятся, так как благосостояние людей ухудшится.

Экономисты Райффайзенбанка провели собственную оценку эффекта пенсионной реформы на экономический рост и пришли к выводу, что в оптимистичном сценарии прямой эффект реформы для ВВП и доходов населения будет в целом близок к нулю, однако произойдет перераспределение доходов между разными группами населения.

Так, доходы тех, кто сможет найти работу, как минимум, останутся стабильными (или даже возрастут), однако те, кто не сможет найти работу, потеряют в доходах, став безработными.

На практике же возникает ряд сложностей, которые могут сильно ухудшить картину (снижение зарплат, рост безработицы, ухудшение качества жизни и т.п.).

Получайте уведомления о самых важных новостях. Подписывайтесь по ссылке ниже:

Подписаться

Количество пенсионеров

Кстати говоря, общее количество пенсионеров с учетом новых критериев сокращается - в среднем на 500 тыс. чел./год., в то время как при текущей пенсионной системе - растет на 300 тыс. чел./год (в этом и состоит очевидный плюс реформы для госфинансов).


Поиски работы

Это является серьезным риском, возникающим в ходе реформы. Как можно увидеть на правом графике выше, в текущих условиях занятость людей предпенсионного возраста неуклонно снижается, а в год выхода на пенсию естественно резко падает (большинство людей предпочитает прекратить работу и получать пенсию).

Эксперты полагают, что в результате реформы занятость в возрасте после 55/60 лет будет снижаться, постепенно ускоряя темп падения (как это наблюдается сейчас в предпенсионной занятости).

В результате численность занятых будет расти, что, правда, будет сопровождаться и ростом безработицы среди людей старше 55/60 лет, и этот рост будет существенным.


За первые три года реформы из дополнительных 660 тыс. чел./год ежегодно находить работу будет 460 тыс. чел., а становиться безработными или уходить с рынка труда - 200 тыс. чел. (т.е. более 5% от общего числа безработных сейчас: их всего 3,9 млн чел). Потом численность безработных будет расти быстрее числа занятых (трудоспособными начнут считаться все более пожилые люди, которым труднее будет найти работу).

Доходы населения

Эффект на экономический рост окажется положительным, если совокупные доходы населения в реальном выражении в результате реформы будут расти и наоборот. По данным Росстата, работающие пенсионеры сейчас получают зарплату, сопоставимую со средней по всем возрастным категориям (31-32 тыс. руб./мес. против 38,6 тыс. руб./мес.). Возможно, значительная часть работающих пенсионеров получают более высокую зарплату из-за выслуги лет, а те, кто получал низкую зарплату, предпочитает выйти на пенсию.

При этом вряд ли в результате повышения пенсионного возраста такой высокий средний уровень зарплаты сохранится, т.к. с одной стороны, усилится конкуренция в этой возрастной категории, а с другой, те работники, которые хотели бы не работать по достижении пенсионного возраста (например, из-за низкой зарплаты), сейчас не смогут этого сделать.

Для оценки прямого эффекта реформы на доходы эксперты рассмотрели 2 сценария (оптимистичный и пессимистичный). В обоих они заложили нулевой реальный рост зарплат.

Сценарии отличаются предпосылками по уровню зарплат новых участников рынка труда (в группе 55/60+), а также тем, индексируются ли пенсии у работающих пенсионеров. Так, власти обещали индексировать пенсии выше инфляции лишь неработающим пенсионерам, однако с учетом общего сокращения получателей пенсии в результате реформы они могут начать повышать реальный размер пенсий и для работающих пенсионеров.

Оба сценария сравнили с ситуацией, в которой реформа бы не проводилась.

В оптимистичном сценарии вышедшие на рынок труда в результате реформы и нашедшие работу получают такую же зарплату, как работающие сейчас пенсионеры. При этом всем пенсионерам (работающим и неработающим) пенсия индексируется выше инфляции. Такой сценарий, между тем, трудно реализуем и, скорее, является «верхней границей» оценки эффекта.

В пессимистичном сценарии вышедшие на рынок труда могут рассчитывать на зарплату по уровню, близкую к пенсии (для мужчин 20 тыс. руб./мес., для женщин 14 тыс. руб./мес.), и пенсия индексируется выше инфляции только неработающим пенсионерам.


Авторы исследования отмечают, что не учли несколько важных моментов. Во-первых, они просчитывали возможный позитивный/негативный эффект на экономику от госрасходов, на которые с большой долей вероятности и пойдут сэкономленные на пенсиях деньги.

Во-вторых, не учтены в расчетах косвенные эффекты на рынке труда. Так, например, занятость среди более пожилых слоев населения может негативно сказаться на трудоустройстве молодых работников.

Впрочем, в течение первых лет реформы эксперты не видят существенных рисков для этого: количество занятых будет расти умеренными темпами, а потребность в рабочих местах экономики будет достаточной, чтобы их принять. Кроме того, вероятно, что государство усилит контроль за обеспечением занятости людей старше 50 лет, и ситуация с безработицей окажется лучше, чем в представленных здесь сценариях.

В рамках традиционных исследований по экономике рассматривается и проблематика сферы действия налогов, включая распределение налогового бремени на рынке труда. Данное воздействие касается влияния на предложение труда как фактора производства через налог на доходы физических лиц, платежи работников и работодателей в страховые и пенсионные фонды. Кроме того, налоговые изъятия приводят, как правило, к снижению неравенства доходов населения, так как одна из функций государства – функция перераспределения доходов от более состоятельных членов общества к малоимущим для снижения социальной напряженности [1].

Содержание

Введение 3
1. Зависимость предложения труда от уровня зарплаты 4
2. Влияние налогов на предложение труда. 5
Заключение 8
Список литературы и используемых источников 9

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ влияния налогообложения на рынок труда..docx

1. Зависимость предложения труда от уровня зарплаты 4

2. Влияние налогов на предложение труда. 5

Список литературы и используемых источников 9

В рамках традиционных исследований по экономике рассматривается и проблематика сферы действия налогов, включая распределение налогового бремени на рынке труда. Данное воздействие касается влияния на предложение труда как фактора производства через налог на доходы физических лиц, платежи работников и работодателей в страховые и пенсионные фонды. Кроме того, налоговые изъятия приводят, как правило, к снижению неравенства доходов населения, так как одна из функций государства – функция перераспределения доходов от более состоятельных членов общества к малоимущим для снижения социальной напряженности [1].

Зависимость предложения труда от уровня зарплаты

Номинальная заработная плата - это сумма денежных средств, выплаченная работнику за время работы.

А реальная заработная плата - это количество товаров (услуг), которые тот или иной работник может приобрести при существующем уровне цен на денежную сумму выплаченной ему зарплаты. Реальность означает фактическую покупательную способность заработной платы.

Увеличение заработной платы имеет двойной эффект. В различных ситуациях это повышение может как увеличивать, так и уменьшать объем работы, который согласиться выполнять тот или иной индивид. В первом случае говорят о возникновении эффекта замещения, во втором - эффекта дохода. В целом все время, которым располагает индивид, разделяется в определенной пропорции на две части: время работы (труда), в течение которого он зарабатывает денежные средства, и время отдыха (досуга), когда он их тратит [1].

Эффект замещения досуга работой - это результат увеличения предложения работником количества труда, обусловленный повышением его заработной платы, при котором наблюдается вытеснение отдыха (досуга) работой.

Эффект замещения, как правило, наблюдается при невысоком уровне заработной платы. При таком эффекте повышение зарплаты приводит к тому, что временная пропорция индивида смешается в сторону большего количества работы в ущерб досугу. Логика такого смешения следующая. Если бы при повышении зарплаты индивид стал больше отдыхать, это бы означало увеличение упущенной возможности получения дополнительного дохода. Тогда стоимость досуга начала бы понижаться - дополнительные часы отдыха означали бы отказ от приобретения определенного количества благ. Но увеличение часов труда позволяет нейтрализовать этот нежеланный результат. В данном случае повышение количества труда приводит к росту стоимости досуга. Этот рост наблюдается даже при сокращении часов досуга, поскольку больший заработок позволяет индивиду покупать большее количество благ как в абсолютном исчислении, так и в единицу времени.

Эффект замещения, когда индивид желает работать больше (он начинает искать сверхурочную работу, различные варианты совместительства), потому что за работу ему стали платить больше (повысились ставки почасовой или сдельной работы), соответствует участок АВ на кривой предложения труда (рисунок 1). Но существует и обратный эффект - эффект дохода.

Эффект дохода - это противоположный результат уменьшения предложения работником количества труда, обусловленный повышением его заработной платы, при котором наблюдается вытеснение работы отдыхом (досугом) [1].

Эффект дохода, как правило, вытесняет эффект замещения при достаточно высоком уровне заработной платы. При эффекте дохода повышение зарплаты приводит к тому, что временная пропорция индивида, наоборот, смешается в сторону большего количества отдыха в ущерб труду. Логика такого смешения следующая. Поскольку более высокая зарплата приносит индивиду больший доход и при меньших затратах времени, он начинает жить существенно лучше. При этом он может себе позволить отказаться от сверхурочных работ и совместительства, может также другого члена семьи частично или полностью освободить от работы для занятия домашним хозяйством или учебой. Эффекту дохода, когда индивид начинает работать меньше, потому что ему стали платить больше, соответствует участок ВС на кривой предложения труда (рисунок 1) [1].

Вместе с тем оба эти эффекта не исчерпывают возможных вариантов зависимости предложения труда от уровня зарплаты. При еще большем уровне зарплаты оба эти эффекта перестают действовать - предложение труда в значительной мере стабилизируется, поскольку на данном сегмент рынка остаются в основном те, для кого относительно небольшие колебания заработной платы не могут служить причиной снижения или повышения занятости в пределах нормальной продолжительности рабочего дня (недели).

Влияние налогов на предложение труда.

Налогообложение ведет не к увеличению заработков, а исключительно к их уменьшению - определенную часть своих доходов индивид должен отдать государству. Следовательно, влияние налогов на предложение труда будет принципиально иным. Причем характер этого влияния будет приобретать специфические черты в зависимости от применяемой модели подоходного обложения: пропорциональной или прогрессивной.

Прогрессивный налог — это модель налога, предполагающая применение возрастающих налоговых ставок при увеличении налоговой базы, т.е. возрастание доли налога (налогового бремени) в стоимостной или иной оценке налоговой базы по мере роста последней, при этом сумма налога возрастает прогрессивно по отношению к увеличению налоговой базы. В свою очередь, пропорциональный налог - это модель налога, предполагающая применение неизменных налоговых ставок вне зависимости от величины налоговой базы, т.е. неизменность доли налога (налогового бремени) в стоимостной или иной оценке налоговой базы (облагаемого дохода), при этом сумма налога возрастает пропорционально по отношению к увеличению налоговой базы.

В самом общем виде обложение пропорциональным подоходным налогом эквивалентно снижению заработной платы, то есть будет действовать на предложение труда прямо противоположным способом по сравнению с тем, что описывалось выше и соответственно представлено на рисунке 1 [1].

На участке АВ налоговое изъятие с малых заработков будет уменьшать предложение труда, следовательно, будет проявляться эффект замещения. У мало зарабатывающего индивида станет меньше стимулов к работе, поскольку и без того невысокая денежная отдача от его труда будет снижаться. Такой индивид предпочтет отдых, ожидая получения различных субсидий от государства. На участке более высоких заработков ВС пропорциональный налог будет увеличивать предложение труда - доминирующим будет эффект дохода. Логика здесь следующая. Поскольку индивид выбрал для себя требуемый уровень доходов, изъятие их части в результате налогообложения будет стимулировать его восполнить это уменьшение. Такой индивид не надеется на государственные субсидии, поэтому восполнить налоговое изъятие он может только увеличив время своего труда при фиксированной зарплате. И, наконец, на участке очень высоких заработков СД предложение труда не будет изменяться в результате введения пропорционального налога и соответствующего уменьшения заработка, очищенного от налога. Таким образом, при пропорциональном налогообложении рассмотренные эффекты должны действовать следующим образом [2].

Эффект замещения, порождаемый налогом, - это результат уменьшения предложения работником количества труда, обусловленный налогообложением его заработной платы, при котором наблюдается вытеснение работы отдыхом (досугом).

Эффект дохода, порождаемый налогом, - это результат увеличения предложения работником количества труда, обусловленный налогообложением его заработной платы, при котором наблюдается вытеснение отдыха (досуга) работой.

На самом деле такая однофакторная зависимость слишком упрощает реальное воздействие налогообложения на предложение труда. В действительности факторов, обуславливающих доминирование какого-либо эффекта, значительно больше.

В частности, к ним следует отнести:

  1. применяемую модель подоходного налогообложения доходов и величину налоговых ставок;
  2. применяемые модели маркированных (целевых) налогов пенсионного, социального, страхового назначения и соответствующие величины их ставок;
  3. применяемые модели государственной помощи нуждающимся;
  4. возрастные, половые и квалификационные различия в предложении труда;
  5. характер рынка того или иного вида труда и самого труда, соотношение на нем спроса и предложения;
  6. отраслевую и территориальную специфику рынков труда;
  7. институциональные факторы, позволяющие трудиться на дому, неполный рабочий день или с ненормированным рабочим днем;
  8. ментальные особенности отношения к труду и отдыху той или иной нации и народности.

Теоретически невозможно выявить какой эффект (дохода или замещения) будет превалировать при различном сочетании данных факторов, поэтому экономическая теория пошла по пути выявления зависимости предложения труда не только от абстрагированного уровня его оплаты, но и от эластичности предложения труда для разных категорий работников. Последний показатель более адекватно будет характеризовать влияние различных факторов на предложение труда разными категориями.

Вообще, эластичность предложения труда - это мера того, как изменяется предложение труда работниками при изменении уровня оплаты их труда. В количественном выражении эластичность предложения будет показывать - на какой процент увеличится (уменьшится) предложение труда при увеличении (уменьшении) уровня его оплаты на один процент. Если 1 % роста зарплаты увеличивает предложение труда на 0,5 %, следовательно, эластичность предложения труда = + 0,5. Если 13 % налога уменьшает предложение труда на 6,5 % эластичность также будет = + 0,5. Если 1 % роста зарплаты уменьшает предложение труда на 0,5 %, мы говорим, что эластичность предложения труда = - 0,5. Такое же значение будет наблюдаться, если 13 % налога увеличат предложение труда на 6,5 %. Если же рост зарплаты не изменяет предложения труда, то эластичность = 0 и мы говорим, что предложение труда абсолютно неэластично[2].

Важной особенностью рынка труда является то, что на разных участках кривой предложения (того самого «ковша большой медведицы», представленного на рисунке 1) эластичность будет различаться не только по абсолютной величине, но и по знаку. Участку АВ будет соответствовать положительная эластичность, которая в абсолютном выражении будет убывать по мере продвижения к точке В. В этой точке эластичность равна нулю, кроме того, она меняет свой знак. На участке ВС эластичность уже отрицательна, по мере продвижения к точке С она все более убывает. На участке СД предложение труда абсолютно неэластично, то есть эластичность равна нулю.

Таким образом, теоретический анализ показывает неправомерность утверждения, что личный подоходный налог падает своим бременем исключительно на работника, а бремя уплаты социальных налогов приходится исключительно на работодателя. Эти налоги могут перекладываться, а тактическое бремя конечной их уплаты будет определяться различными характеристиками рынка труда. Кроме того, одни и те же налоги будут воздействовать различным образом на предложение труда категории работников с разным уровнем оплаты труда, разного пола, возраста и семейного положения, поэтому в идеале конструкции налогов на труд должны учитывать данные факторы [3].

Вознаграждение за труд должно быть адекватно затраченным усилиям и времени работника. Любой трудящийся, если задать ему вопрос, какую бы заработную плату он хотел, естественно выразил бы желание получать «больше». Между тем, цифры для графы «оклад» берутся отнюдь не «с потолка» и не из воображения работодателей. Рассмотрим, какие факторы влияют на размер этой столь значимой для большинства людей цифры.

Противоположность интересов разных сторон труда

Любой работник заинтересован в повышении заработной платы, тогда как работодателю повышение затрат не может быть приятно. Зарплата – определенный консенсус между конфликтом этих интересов. Работодатель ищет кадровое обеспечение для своей деятельности, за что готов платить, а работник готов предоставить ему за денежную компенсацию часть своего личного времени, свободы и профессиональной квалификации.

Что важно для работодателя:

  • рабочая сила приемлемого качества;
  • достаточное количество сотрудников, способных выполнить заданный объем работы.

Какие факторы берет во внимание сотрудник:

  • адекватное время занятости;
  • достойные условия труда;
  • деньги, получаемые за труд, должны давать возможность восстанавливать рабочую силу, то есть приобретать соответствующие блага.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рабочая сила является особым видом товара, который работник и «продает» за предоставляемую ему заработную плату.

Вопрос: Как отразить характеристики условий труда на рабочем месте в трудовом договоре?
Посмотреть ответ

Лимиты заработной платы

Как мы поясняли выше, зарплата должна отражать возможность адекватного воспроизводства рабочей силы. Но уровень благ может быть различным. Поэтому планки компенсации за труд постоянно меняются.

Низшая граница называется физиологической или, другими словами, уровнем выживания. Это средства, которые позволят человеку жить и работать, не меняя свою квалификацию, которая также соответствует самому низшему уровню. Ее характеризует прожиточный минимум или черта бедности, рассчитываемая в большинстве развитых стран. В зависимости от этой величины государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

СПРАВКА! Современный российский МРОТ является достаточно низким: в Европе он составляет примерно 50-70% средней заработной платы, а в России – только 12-20%.

Высшие границы получаемых за работу средств соотносятся с высокой квалификацией. Людям, обладающим квалифицированной рабочей силой, для ее восстановления и воспроизводства требуется значительно больше жизненных и социальных благ. Эта совокупность различна для каждой отдельной специализации и имеет историческую привязку к социальным реалиям. Для высокого уровня трудовых затрат это могут быть:

  • предоставление жилья (дома, квартиры и т.п.);
  • возможность содержать неработающую семью;
  • личный автотранспорт;
  • постоянное приобретение книг;
  • регулярное обновление электроники и т.д.

Зарплата реальная и номинальная

Вознаграждение за труд работник получает в денежной форме (в других формах – редко и, как правило, только частично). Определенное количество денег, поступающих в его распоряжение как компенсация за предоставляемую им рабочую силу, и есть размер номинальной зарплаты. Иными словами, это те показатели, которыми характеризуется тариф или оклад данного сотрудника, значащийся в официальной документации.

Однако эти цифры нельзя воспринимать безотносительно. В разное время при отличающейся рыночной ситуации и уровне инфляции на одну и ту же сумму можно приобрести разный набор и количество товаров и услуг. То, что объединяет цифры в платежных документах с окружающей действительностью – актуальное соответствие доступных благ – принято называть реальной заработной платой.

ВАЖНО! Идеальная ситуация – когда реальная зарплата соответствует номинальной. Но на практике первая чаще всего ниже второй, что и вынуждает работодателей постоянно пересматривать оклады, а работников – требовать их регулярного увеличения.

За счет чего меняется реальная зарплата

Факторы, оказывающие влияние на покупательскую способность трудящихся, получающих заработную плату, имеют прямое отношение к условиям социума и культуры, которые обеспечивают воспроизводство рабсилы. Поэтому их можно отнести к социально-экономическим:

  • уровень цен на материальные, социальные и культурные блага;
  • уровень рабочей квалификации (размер средств, инвестируемых в трудящегося человека);
  • рост производительности труда (научно-технический прогресс);
  • социально-экономические национальные особенности.

К СВЕДЕНИЮ! Нюансы, влияющие на размер заработной платы в каждой конкретной стране, связаны с ее актуальными реалиями экономического, культурного, производственного плана, иными словами, с уровнем развитости.

Факторы влияния на номинальную зарплату

Цифры, которые будут отражать оценку труда работников, устанавливаются с учетом важных факторов. В отличие от реальной зарплаты, номинальная формируется в большей степени под влиянием рыночных факторов:

  • соотношение спроса и предложения на современном рынке труда (зарплаты выше у специалистов, которых рынок требует больше, а предложить может меньше);
  • уровень конкуренции на кадровом рынке (чем реже и востребованней квалификация, тем лучше она будет оплачиваться, а равный труд оплачивается приблизительно одинаково);
  • наличие или отсутствие монополии (может диктовать свою цену за рабочую силу);
  • налоговое бремя – от количества и размера налоговых ставок зависит, сколько денег останется в распоряжении заработавшего их человека;
  • борьба сторон за свои права (деятельность профсоюзных организаций, забастовочное движение, государственное урегулирование).

Как реальная з/п зависит от номинальной

Фактически установленная сумма оклада не зависит от финансовых потребностей сотрудника и колебаний цен на рынке. Она пересматривается только в случаях резкого несоответствия реальной и номинальной зарплаты. Повышается номинальная оплата труда – работник может позволить себе купить больше благ. Однако с ростом окладов растут и цены, и чаще всего оклады за ними не успевают.

К СВЕДЕНИЮ! Реальная заработная плата всегда меньше номинальной, но нужно стремиться к их максимальному выравниванию. При слишком большом отставании роста номинальной зарплаты от реальной налицо будет падение уровня жизни сотрудников.

Дополнительные факторы размера заработной платы

В отдельных государствах действуют дополнительные ограничения или поощрения, касающиеся размера устанавливаемой зарплаты для наемных работников. Ими могут быть:

  • пол – женский пол иногда дискриминируется по зарплате;
  • расовая принадлежность – также иногда несправедливо и необоснованно снижает размер з/п;
  • возраст – работающие пенсионеры и молодые специалисты могут оказаться в ином положении по зарплате, нежели основная часть сотрудников;
  • определенные преференции – владелец фирмы может, хотя это и является неправомерным, устанавливать большую зарплату для должностей, занимаемых, например, его родственниками и т.п.

Что говорит о размере з/п закон

Трудовой кодекс Российской Федерации утверждает зависимость размера трудового вознаграждения работника от следующих факторов:

  • объема выполняемого труда;
  • качества производимых работ;
  • условий, в которых приходится действовать трудящимся;
  • трудовой квалификации сотрудника.

Национальные проблемы рынка труда и размер российских зарплат

Почему в России сегодня зарплаты именно такие? Это связано с факторами, которые реализуются на отечественном рынке труда. Специалисты выделяют 7 основных проблем, связанных с текущим экономическим кризисом:

  1. Рост бедности работающего населения. В кризис люди не могут позволить себе долго оставаться без работы, поэтому соглашаются на худшие условия и более низкую оплату.
  2. Недостаточно работающее законодательство. Жесткие и негибкие законы по труду вынуждают искажать трудовые отношения (например, брать сотрудников без оформления). На практике слабо и не очень эффективно действуют институты, защищающие права сторон (профсоюзы, арбитражные суды, инспекции по труду).
  3. Заниженное доверие к работодателям и госурегулированию. Даже зафиксированный трудовой договор не является для сотрудника гарантией соблюдения его прав в действительности. Слабая деятельность профсоюзов и госинститутов.
  4. Недостаточный темп роста новых рабочих мест. Производительность экономики растет очень медленно в сравнении с другими развитыми странами. Старые рабочие места не устаревают и почти не заменяются более современными.
  5. Демографические причины – работающее население «стареет», повышается спрос на молодые, но необученные кадры.
  6. Работники старшего возраста получают мало, вследствие этого либо теряют квалификацию, либо перестают работать совсем, убирая с рынка труда свою рабочую силу.
  7. «Черное» оформление. Люди, работающие без официально заключенного трудового договора, не защищены законом, их плата за труд значительно ниже гарантированной, а доля их постепенно, но неуклонно растет.

Объективный анализ проблем отечественного рынка труда позволяет надеяться на шаги в сторону их скорейшего разрешения.

Читайте также: