Как налоговая проверяет доходы физических лиц в беларуси

Опубликовано: 02.05.2024


Иногда, открывая почтовый ящик, обнаруживаешь «письмо счастья» от налоговой инспекции с требованием предоставить налоговую декларацию. Возникает ряд вопросов:

«Как заполнить декларацию?»

«Я ничего не забыл?»

Например, случай из жизни нашего Клиента. Сергей Семенович директор небольшой фирмы, работают семейным подрядом, доходы небольшие. Всей семьей, включая маму и папу, строили его семье квартиру. Стройка шла лет 5. В 2016 году Сергей Семенович получил требование из налоговой о представлении декларации о доходах и имуществе за последние 10 лет. Для того, чтобы подтвердить доходы, собирали сведения о доходах жены, мамы, папы и самого Сергея Семеновича. Часть накоплений была сделана родителями в срок до 2006 года, поэтому родители подтверждали доходы начиная с 2000 года. В качестве подтверждения доходов были представлены справки с места работы о начисленной заработной плате. Однако, без проблем не обошлось. За период с 2000 по 2004 гг. папа работал в фирме, которая была ликвидирована и представить сведения о доходах в этот период не удалось. По итогам, часть доходов не была подтверждена и пришлось заплатить подоходный налог.

Мы подобрали для вас важную информацию о декларировании доходов и имущества по требованию налоговой инспекции. То есть, это те ситуации, когда сдавать декларацию самостоятельно обязанности нет. Ее надо сдавать только в случае, если потребует налоговая инспекция.

В каких случаях налоговая может затребовать представить декларацию о доходах и имуществе:

  • явное несоответствие уровня заработной платы/иных доходов уровню жизни физического лица. Например, регулярное совершение покупок на дорогостоящие суммы, выезд за границу на шоппинг и ввоз в страну покупок, дорогостоящие покупки недвижимости и транспортных средств;
  • наличие займов как выданных, так и полученных. Например, вы дали займ своему другу и налоговая проверяет его доходы. Одновременно и вас могут спросить, откуда ваши доходы;
  • наличие в деятельности фирмы, в которой вы являетесь учредителем/директором сделок с «лжепредпринимательскими структурами». Могут спросить как по результатам налоговой проверки, так и без нее;
  • другие ситуации, когда возникает вопрос «Откуда деньги?», том числе и по информации «доброжелателей».

Какие доходы и имущество подлежат декларированию?

Доходы, подлежащие декларированию:

Алгоритм событий процесса декларирования:

1) Налоговая требует заполнить декларацию о доходах и имуществе за определенный период.

2) Физическое лицо представляет в установленный срок декларацию о доходах и имуществе.

3) Налоговая инспекция проводит камеральную проверку.

4) Налоговая требует представить пояснения об источниках доходов, указанных в декларации, если по данным проверки суммы расходов превышают его доходы.

5) Физическое лицо дает пояснения об источниках доходов и имущества.

6) Налоговая инспекция проводит камеральную проверку повторно по дополнительно представленной информации, по результатам которой либо соглашается с вашими расчетами либо не соглашается и рассчитывает подоходный налог с суммы превышения доходов над расходами и предлагает его оплатить.

Сроки совершения процедур в процессе декларирования:

1.Сроки представления декларацию, заявление с указанием причин ее непредставления. В заявлении также указывается срок (определяемый календарной датой) представления декларации о доходах и имуществе.

В свою очередь должностное лицо налогового органа должно письменно уведомить физическое лицо о продлении срока представления декларации либо сделать отметку о таком продлении на письменном требовании. Срок представления декларации о доходах и имуществе может быть продлен не более чем на 3 месяца.

2.Срок представления пояснений об источниках доходов. Пояснения должны быть представлены физическим лицом в письменной форме в течение 30-ти календарных дней со дня вручения требования о представлении пояснений об источниках доходов. Пояснения об источниках доходов, представленные физическим лицом по истечении такого срока, налоговым органом не учитываются. Указанный срок продлевается на период временной нетрудоспособности физического лица или нахождения его за пределами Республики Беларусь при документальном подтверждении такого периода.

3.Срок проведения камеральной проверки не может превышать 30-ти рабочих дней. Начало срока начинается со дня, следующего за днем представления физическим лицом декларации о доходах и имуществе.

направлении физическому лицу требования о представлении пояснений об источниках доходов;

направлении запроса в государственные органы, иные организации и индивидуальным предпринимателям, в том числе в компетентные органы иностранных государств;

невозможности проведения камеральной проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине проверяемого физического лица.

По решению руководителя налогового органа срок проведения камеральной проверки может быть однократно продлен, но не более чем на пятнадцать рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих изучению, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий.

Как налоговая проводит камеральную проверку декларации о доходах и имуществе

Камеральная проверка проводится налоговыми органами на основании сведений, указанных физическим лицом в декларации о доходах и имуществе, и информации, имеющейся в налоговом органе. При этом налоговики пользуются дополнительной информацией, которую они получают от других государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, а также о находящемся в его собственности имуществе.

Налоговый орган проводит сопоставление сумм расходов и доходов физического лица за требуемый период. А если заявленные доходы, за счет которых были произведены расходы, получены в период, превышающий 10 календарных лет, сопоставление сумм расходов и доходов физического лица проводится налоговым органом и за период начиная с года, в котором получены такие доходы.

При проверке доходов-расходов налоговая считает расходы физического лица на приобретение минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья физического лица и обеспечения его жизнедеятельности, в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Если физическое лицо не согласно с таким расчетом, то налоговая может принять в качестве расходов представленные сведения о фактически израсходованных физическим лицом денежных средствах на эти цели.

В случае, если налоговая в ходе прверки установит факт, что расходы физического лица превышают его доходы, либо факт получения дохода не подтверждается, то физическому лицу направляется требование о представлении пояснений об источниках доходов.

Пояснения об источниках доходов должны содержать сведения об источнике дохода (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, место его жительства (если сведения о месте жительства имеются), наименование юридического лица, место его нахождения), о размере и дате (периоде) получения дохода, а также при наличии иные сведения об источнике дохода.

Если пояснения об источниках доходов не представлены или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат обложению подоходным налогом.

Если физическое лицо не представило декларацию о доходах и имуществе? Что тогда?

Если физические лицо декларацию о доходах и имуществе в течение 30-ти календарных дней со дня наступления установленного срока ее представления налоговый орган не представило, налоговый орган вправе провести проверку на основании имеющейся у него информации о доходах, имуществе и расходах физического лица без истребования декларации о доходах и имуществе.

Если при проведении проверки физического лица установлено, что расходы физического лица превышают его доходы, информация о которых имеется в налоговом органе, либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет физическому лицу требование о представлении пояснений об источниках доходов.

Пояснения об источниках доходов должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в письменной форме в течение 30-ти календарных дней.

Если физическим лицом не представит пояснения об источниках доходов или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению подоходным налогом.

Меры ответственности

Не является административным правонарушением указание в декларации о доходах и имуществе:

  • неполных сведений о доходах, если размер доходов, не указанных в декларации о доходах и имуществе, не превышает 20 процентов общей суммы доходов, подлежащих декларированию;
  • недостоверных сведений о размере доходов, если размер доходов, недостоверно указанный в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактического размера таких доходов не более чем на 20 процентов;
  • недостоверных сведений о дате приобретения имущества (доли в праве собственности на имущество);
  • недостоверных сведений о площади земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест;
  • недостоверных сведений о стоимости имущества (доли в праве собственности на имущество), если стоимость имущества (доли в праве собственности на имущество), недостоверно указанная в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактической стоимости такого имущества (доли в праве собственности на имущество) не более чем на 20 процентов;
  • неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, если лицом представлена уточненная декларация о доходах и имуществе в государственный орган, иную организацию, должностному лицу, которые проводят проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, до составления государственным органом, иной организацией, должностным лицом заключения о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, указанных в декларации о доходах и имуществе.

Особенности при заполнении налоговой декларации

При заполнении декларации о доходах и имуществе, можно учитывая особенности и тонкости избежать проблем. Поэтому лучше обратиться за помощью к сторонним консультантам. В частности в штате нашей компании работает консультант-эксперт, обладающий глубокими знаниями и 20-летним опытом работы по вопросам декларирования доходов и имущества.

  1. грамотно составить пояснения для налоговой;
  2. собрать необходимую информацию для заполнения декларации;
  3. заполнить декларацию;
  4. окажем иную помощь.

Стоимость услуги – 50 руб. за час. Стоимость услуги рассчитывается исходя из фактически затраченного времени на консультацию.

Записаться на консультацию можно по тел.: (017) 239-20-40, 234-99-92(93).


Одной из особенностей белорусского налогового контроля последних лет стало более пристальное внимание к доходам физических лиц. Похоже, государство на основании совокупных данных о депозитах физических лиц, а также информации о количестве автомобилей и недвижимости, приходящихся на физических лиц, оценило масштабы возможных неучтенных, и соответственно не обложенных подоходным налогов доходов физических лиц, и решило эту «недоработку» устранить.

Белорусские налоговые органы в вопросе контроля над доходами физических лиц пошли по общемировой практике и построили систему декларирования не на контроле над доходами, а на контроле над расходами. Именно по такому принципу и построено Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2017 г. № 516 «О порядке осуществления контроля в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов». Фактически суммы расходов физического лица являются основанием для выставления требования к нему о предоставлении декларации о доходах и имуществе.

Базы данных госорганов

На практике налоговые органы могут пользоваться тремя источниками информации для получения данных, используемых в Расчете расходов и доходов физического лица (далее – Расчет). Именно Расчет является основой для составления требования к физическому лицу о предоставлении декларации о доходах и имуществе. Информация о доходах и расходах в Расчете собирается за последние 10 лет.

Первым источником информации являются базы данных государственных органов власти. На практике при составлении Расчета налоговые органы пользуются, как правило, четырьмя базами данных. Во-первых, это база данных тунеядцев, то есть граждан Беларуси, которые нигде официально не работают. Данная база, как правило, изначально является основой для выбора людей, доходы и расходы которых проверяются налоговыми органами в первую очередь.

Во-вторых, источником информации для налоговых органов являются базы данных БРТИ. Они содержат данные о покупателях недвижимости, которая является одним из наиболее дорогостоящих расходов граждан Беларуси.

В-третьих, налоговые органы анализируют базы данных ГАИ, в которых содержится информация о приобретаемых физическими лицами автомобилях. На практике встречаются случаи, когда данные базы данных ГАИ о покупке дорогих автомобилей по доверенности или для знакомых служат основанием для подачи декларации о доходах и имуществе.

В-четвертых, информацией для Расчета являются базы данных таможенных органов, в которых содержится информация о приобретенных физическими лицами за границей и задекларированных на таможне товарах. В этой связи следует отметить, что по законодательству физические лица обязаны декларировать свой товар письменно только в случае необходимости уплаты таможенных платежей. В случае, когда физические лица таможенные платежи не уплачивают, декларирование товара может быть устным, а значит, эти сведения не попадут в базу данных таможенных органов. Следовательно, информация об устно задекларированных товарах не будет доступна налоговым органам.

Для того, чтобы минимизировать суммы расходов, по которым налоговые органы могут предъявить требования о доначислении подоходного налога важно знать о том, как информация попадает в базы данных государственных органов. Это позволит, например, избежать попадания излишней информации в базу данных таможенных органов, а также может заставить физическое лицо подумать о том, как вообще не попасть в базу данных тунеядцев. В базу, которая является первоначальной основой для анализа расходов физических лиц со стороны налоговых органов.

Важно также понимать, что все базы данных анализируются комплексно. Это значит, что при попадании сведений о физическом лице в одну базу данных, сведения об этом же физическом лице будут перепроверяться и в других базах данных.

Нестандартные источники расходов

Помимо сведений из государственных баз данных налоговые органы используют и иные нестандартные источники информации. Вторым источником налоговых органов является оперативная информация, поступающая по следующим трем направлениям. Во-первых, это данные, полученные в ходе проведения выездных налоговых проверок. Речь в данном случае может идти о сведениях, связанных с займами, предоставляемыми физическими лицами предприятиям, или о сведениях по выплате доходов физическим лицам, из которых не был исчислен подоходный налог.

Во-вторых, это аналогичные или схожие данные, полученные из других контролирующих органов. Как правило, речь идет о проверке источников доходов и факта уплаты подоходного налога по имуществу, выявленному у физического лица в процессе возбуждения уголовных дел.

В-третьих, оперативная информация может поступать в налоговые органы и из прочих источников: анонимные письма, звонки на телефон доверия и так далее. Последняя информация возникает в том случае, если физическое лицо ведет не по средствам «роскошный образ жизни», и, по мнению не равнодушных окружающих (соседей, знакомых, коллег по работе и так далее), имеет теневые доходы без уплаты подоходного налога. Избежать последнего возможно в случае строго дозирования информации о своих доходах и успехах в кругу знакомых и близких, какими бы надежными и дружелюбными они бы ни были на первый взгляд.

Последним, третьим источником информации для составления Расчета являются данные, предоставляемые предприятиями по запросам контролирующих органов. Данная информация, как правило, запрашивается на конечной стадии составлении Расчета и является явным сигналом о том, что налоговые органы готовят запрос в адрес физического лица о необходимости предоставления декларации о доходах и имуществе. Как правило, на предприятиях запрашивается информациях о выплатах в пользу физического лица: заработная плата, премии, дивиденды, займы и так далее. Также на предприятиях запрашивают сведения о выплатах, поступающих на предприятия от самих физических лиц. Речь идет о займах или иных денежных переводах, предоставляемых учредителями-физлицами на развитие предприятия.

Алгоритм превышения расходов

Помимо источников информации важным элементом в составлении Расчета является анализ временных расхождений между доходами и расходами физического лица. Именно на такой временной нестыковке и построены все Расчеты, а, соответственно, и требования налоговых органов о предоставлении декларации о доходах и расходах.

В этой связи на практике возникают вопросы о том, почему в течение года доходы физического лица превышают расходы, а вопросы со стороны налоговых органов об источниках доходов возникают. Дело в том, что Расчет составляется последовательно помесячно за период в последние 10 лет. При этом изначально берется «нулевой вариант», когда доходы и расходы физического лица равны. В дальнейшем помесячно анализируются доходы и расходы физического лица на основании имеющейся у налоговых органов информации.

В этой связи, если Расчет произведен, начиная с 2009 года, а, например, физическое лицо продало машину или квартиру в 2008 году, то эти доходы 2008 года не будут учтены в Расчете. Соответственно, все расходы, которые будут произведены с 2009 года, в Расчете не будут подтверждаться доходами 2008 года, а значит, у налоговых органов будут вопросы. Последнее не говорит о том, что физическое лицо не доплатило подоходный налог. Это свидетельствует лишь о том, что физическому лицу необходимо дать пояснения о более ранних доходах, которые не попали в Расчет налоговых органов.

Указанные временные особенности составления Расчета необходимо учитывать всем физическим лицам при подготовке декларации о доходах и имуществе и подготовке пояснений по Расчету налоговых органов. Важно помнить, что все пояснения и обоснования должны учитывать временные ограничения, при которых расходы не могут быть произведены раньше, чем были получены соответствующие доходы. При несоблюдении данного правила физическому лицу придется доплатить подоходный налог в бюджет.

В заключении отметим, что существенно минимизировать вероятность получения «письма счастья» от налоговых органов с требованием о предоставлении декларации о доходах и имуществе возможно в случае соблюдения следующих простых правил. Во-первых, необходимо по возможности избегать попадания сведений о себе в базы данных государственных органов. Во-вторых, следует весьма серьезно и взвешенно подходить ко всем запросам налоговых органов, касающимся физических лиц. В-третьих, желательно вести скромный и незаметный образ жизни для избегания излишнего внимания к своей персоне со стороны окружающих. Необходимо помнить, что любая информация или фотография в социальных сетях может быть использована против вас и стать основой для выставления требования налоговых органов к вам о предоставлении декларации о доходах и имуществе.

Налоговая хочет по-новому проверять доходы и расходы белорусов

Министерство по налогам и сборам планирует по-новому проверять, не превышают ли расходы белорусов их доходы. Сейчас тем, кто не смог подтвердить происхождение доходов, нужно платить налог с суммы, которая превышает расходы над денежными поступлениями. МНС рассматривают вариант, чтобы весь доход, который был скрыт от налогообложения, облагать налогом, а не сумму превышения расходов над доходами. Кроме того, налоговики также хотят больше внимания уделять доходам родственников человека, у которого запрашивают декларацию о доходах и имуществе. О возможных нововведениях рассказал TUT.BY.

Как сейчас облагают налогом «лишние» доходы

С июля 2017 года налоговая может сопоставлять суммы расходов и доходов физлица как за 10 последних полных календарных лет, так и за истекший период нынешнего года. Для этого налоговики присылают письменный запрос (требование о представлении декларации о доходах и имуществе). При этом у них должна быть информация о превышении стоимости имущества и расходов над доходами, которые поступили из законных источников, на сумму не меньше 250 базовых величин (7250 рублей). Здесь есть важный момент: такое превышение может «набежать» за несколько лет в общей сложности, и это может стать поводом для проверки налоговой.

Если у налоговой возникли вопросы, то проверяют декларированные доходы и имущество по данным, которые указаны физлицами в декларации, и информации, которая есть у налоговиков. Напомним, в налоговых органах работает автоматизированная система, которая позволяет сопоставлять информацию о том, сколько человек зарабатывает и сколько тратит. Например, в базе содержится информация о зарплате по основному месту работы, о полученных из-за границы денежных переводах, теперь к ней добавятся еще и сведения о кредитах. Кроме этого, в базе отражены дорогостоящие покупки: квартиры, дома, транспортные средства, гаражи.

В этом моменте и планируется ввести изменения в работе налоговиков.

Что хотят изменить по налогам

Если сейчас они проверяют доходы и расходы конкретного человека, то в планах — брать во внимание также доходы и расходы его родственников, а также «взаимозависимых лиц».

На практике могла быть такая ситуация, к примеру, что минчанин купил квартиру или дорогой автомобиль, после чего налоговая потребовала предоставить декларацию о доходах и расходах. Человек мог указать в декларации, что делал дорогостоящие покупки за счет займа у другого физлица (с этой суммы ему нужно будет уплатить подоходный налог в 13%), либо за счет займа у близких родственников (платить налог не нужно независимо от суммы). Такие возможные варианты по-прежнему остаются. Но налоговая будут внимательнее изучать доходы и расходы родственников. Если все-таки найдут превышение расходов над доходами, то заплатить налог придется со всей суммы скрытого от налогообложения дохода.

Если говорить грубо, источник дохода уходит на второй план, главное — уплатить налог с превышения. А сейчас налоговики хотят пытаться выяснить, откуда доходы, и обложить подоходным всю сумму, которую скрыли от налогообложения. То есть заплатить придется бóльшую сумму налога. В этой ситуации человеку будет выгоднее легализовать доходы и сразу заплатить 13%.

Еще одно новшество: если человек, у которого запросили декларацию о доходах и расходах, является учредителем какой-либо организации, то налоговая намерена брать во внимание также результаты ее финансово-хозяйственной деятельности.

Если речь идет про индивидуального предпринимателя, то по ним налоговая также предлагает взимать налог не с превышения расходов над доходами, а с изначально полученной выручки. Проще говоря, если у человека, который зарегистрирован как ИП, расходы за запрашиваемый период превысят доходы, то его попросят заплатить налог с полученной выручки.

В МНС уточняют, что незначительные уплаченные налоги от деятельности, при этом отсутствие снятия наличных денег со счета, а только безналичное расходование выручки продолжительное время со стороны ИП и одновременная покупка имущества говорят о том, что ИП может скрывать доходы.

А чьи доходы налоговая проверяет прежде всего?

В категорию повышенного риска входят те, кто получает мизерный доход, но тратит значительные суммы — покупает на свое имя недвижимость и машины.

Поэтому в первую очередь налоговая сопоставляет доходы и расходы тех, кто покупает (строит) дорогие квартиры и дома, а также приобретает автомобили.

В каких еще ситуациях налоговая может попросить отчитаться по доходам и расходам

Запросить декларацию могут и по письменному запросу КГК, МВД, органов государственной безопасности, органов прокуратуры и СК, если ведется административный процесс, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях. В таком случае не требуется информация о превышении расходов, чтобы налоговая прислала вам письменный запрос и вы рассказали про источники дохода.

Декларацию необходимо представить в течение 10 рабочих дней после получения соответствующего требования.

15 июля 2017 года вступает в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов».

О чем спросят?

Декларированию будут подлежать находящиеся в собственности граждан на дату представления декларации о доходах и имуществе земельные участки, здания, сооружения, изолированные помещения (жилые и нежилые), машино-места, объекты, не завершенные строительством, их части.


  • —автомобили, морские суда, воздушные суда и др.;
  • —доли в уставных фондах (акции) коммерческих организаций на сумму, превышающую 2000 базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, – 2000 минимальных заработных плат) на дату приобретения;
  • —иное имущество, стоимость единицы которого превышает 2000 базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, – 2000 минимальных заработных плат) на дату приобретения.

Закон понимает под доходами любые денежные средства, в том числе займы. Имуществом признаются недвижимые и движимые вещи (включая денежные средства и ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права.


Не декларируют

Не подлежат декларированию:

  • —денежные средства, находящиеся в собственности физических лиц, в том числе размещенные на счета и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь (включая проценты по ним), их выдача, а также перевод со счетов (вкладов) в банках других государств в банки Республики Беларусь;
  • —вознаграждения в виде скидки от суммы товаров, работ, услуг при оплате банковскими платежными карточками или через интернет-банкинг;
  • —вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе в виде процентов;
  • —товары, полученные в рамках рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (как правило, небольшие призы, которые подразумевают большое число победителей, — расческа в подарок к шампуню, игрушки и т. д.);
  • —доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и других аналогичных программ;
  • —любые скидки с цены товаров, работ, услуг, которые дает продавец;
  • —облигации, векселя и другие ценные бумаги, находящиеся в собственности физических лиц, и др.


По запросу

Налоговый орган вправе потребовать декларацию о доходах и имуществе в разных случаях:

  • —при наличии информации о том, что расходы превысили доходы на 250 базовых (размер базовой величины учитывается на день установления превышения);
  • —на основании письменного запроса органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, прокуратуры и Следственного комитета;
  • —в иных случаях по решению министра по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместителей.

Налоговый орган вправе требовать декларацию о доходах и имуществе как за полный предшествующий календарный год, так и за полные предшествующие календарные месяцы текущего календарного года. Периодичность запросов такой декларации не устанавливается.

Физлицо должно представить декларацию в течение 10 рабочих дней после того, как получило соответствующее требование.

Если представить декларацию позже, вас могут привлечь к административной ответственности. Санкция — штраф до 50 базовых величин.


В декларации вы можете указать сведения (пояснения) об источниках и размерах доходов, за счет которых приобретено (получено) имущество.

Запросив декларацию, налоговый орган сопоставляет суммы расходов и доходов физлица за полный календарный месяц или несколько месяцев, за которые истребована декларация, а также за 10 полных предшествующих календарных лет.

При этом, если вы документально подтвердили доходы, но они были получены раньше десяти лет до подачи декларации, налоговая будет проводить проверку с года, в котором вы получили доходы.


Поясните!

Если налоговым органом установлено, что расходы превышают доходы, указанные в декларации о доходах и имуществе, либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет требование о представлении пояснений об источниках доходов. Указанное требование составляется в письменной форме в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается гражданину лично под подпись либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении. Второй экземпляр хранится в налоговом органе.

Пояснения об источниках доходов должны содержать сведения об источнике дохода (ФИО (если таковое имеется) физического лица, место его жительства (если сведения о месте жительства имеются), наименование юридического лица, место его нахождения), о размере и дате (периоде) получения дохода, а также при наличии иные сведения об источнике дохода).

Пояснения должны быть представлены в письменной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения требования о представлении пояснений.

Пояснения, представленные по истечении такого срока, налоговым органом не учитываются. Срок можно продлить на период болезни или выезда за пределы Беларуси, если есть подтверждающие документы.

Если пояснения об источниках доходов представлены не будут, на сумму превышения расходов над доходами будет начислен налог по ставке 16%. Также возможно привлечение к административной или уголовной ответственности.

Фото с сайта zavodfoto.livejournal.com
Фото с сайта zavodfoto.livejournal.com

Что делать, если налоговая внезапно проявила к вашему бизнесу интерес? Законно ли проведение проверки, если вы ничего не нарушили, и какие документы могут у вас потребовать?

Директор компании «БелАудитАльянс» рассказала об основных тенденциях контрольной работы налоговых органов в Беларуси, правилах и стадиях камерального контроля. Елена Жугер также привела примеры — какими именно способами налоговая проверяет заведения общепита и вычисляет штатных сотрудников, которых руководители в целях экономии на налогах «вынудили» зарегистрировать ИП и продолжать рабочие отношения с компанией по договору подряда.

— Бизнес-сообщество в последнее время часто сталкивается с внезапно появившимся интересом со стороны налоговых органов. Начинается все с того, что плательщик получает запрос о необходимости представить отдельные документы о деятельности компании в налоговые органы. Встает обоснованный вопрос: это законно?

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Давайте разберем, как, когда и при каких условиях налоговая может проявить к вам интерес, что за это будет и как отстаивать свои интересы. Начнем с начала и ответим на все вопросы, которые могут возникнуть в таких случаях у предпринимателя.

1. Это законно?

Да. Действия налоговых органов соответствуют требованиям законодательства. А именно: налоговым законодательством (пп.1.1 п. 1 ст. 107 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту НК) предусмотрено, что налоговые органы вправе получать от плательщика необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика.

2. Зачем налоговой документы и информация о деятельности моей компании?

Таким образом налоговые органы проводят камеральную проверку. Камеральная проверка — это проверка деятельности плательщика на предмет добросовестности исполнения налоговых обязательств, которая проводится дистанционно с учетом имеющейся у налоговых органов информации, документов и пояснений, которые налоговая получает от плательщика.

3. Что за новая форма контроля?

Камеральная проверка — не новая форма контроля, но в свете изменений налогового законодательства с 2019 года она приобрела новые формы. За последние годы контрольная деятельность налоговых органов существенно изменилась. Все нововведения в первую очередь направлены на невмешательство в деятельность добросовестных плательщиков.

Следуя этому принципу, основным направлением контрольной деятельности налоговых органов стала камеральная проверка вместо выездной проверки. Дополнительным свидетельством этому факту является план выездных проверок. Так, на II полугодие 2020 года по Минску — 8 выездных проверок. Всего.

Давайте посмотрим на статистику от МНС РБ о проверках субъектов хозяйствования:

Проведено проверок налоговыми органами (камеральных и выездных) за период Количество проверок Допричислено налогов (млн. руб.)
9 мес. 2018 12 451 75,1
9 мес. 2019 1957 101,3

Количество проверок в сравнении к 2019 году снизилось на 84,29%. Допричисления увеличились на 25,87%.

Тенденция очевидна — камеральная проверка стала основной формой контроля со стороны налоговых органов. Она позволяет на основании анализа выявлять нарушения у плательщиков. И ждать выездной проверки теперь не нужно — вас контролируют уже «здесь и сейчас». Важно, что при этом у предпринимателя есть возможность добровольно внести корректировки в свои налоговые обязательства, самостоятельно доплатив налоги в бюджет без привлечения к административной ответственности.

То есть теперь главные принципы контрольной работы налоговых органов — это:

  • Минимум вмешательства
  • Минимум негативных последствий
  • Максимум эффекта.

Как проходит камеральная проверка

Правила камерального контроля установлены ст. 73 НК РБ. При проведении камеральной проверки вам не выдадут предписания на ее проведение. Вы вообще можете не знать, что вас проверяют.

Вместе с тем сам процесс камеральной проверки можно разделить на некоторые стадии:

I стадия: предварительный контроль. На этой стадии налоговая вас еще не проверяет, но собирает о вас информацию, проводит анализ деятельности плательщика на основе имеющейся в налоговых органах информации. Но может и затребовать дополнительную информацию.

Источники информации, которые анализирует налоговая на стадии предварительного контроля, можно разделить на 2 группы:

1. Данные портала ЭСЧФ на основе той информации о налоговых обязательствах, которую плательщики представили самостоятельно и добровольно, а также информация, которую налоговая получила путем анализа этих данных.

Например, по итогам анализа налоговая инспекция может установить обстоятельства и факты, которые будут свидетельствовать о том, что в сравнении с субъектами хозяйствования, занимающимися аналогичными видами деятельности, прибыль анализируемого плательщика значительно ниже в сравнении с другими плательщиками. Такой факт может послужить основанием для более детальной проверки доходов и расходов компании на предмет выявления источников затрат, в том числе и незаконной минимизации налоговых обязательств.

2. Внешние источники информации:

    (ЕГР) — сведения о регистрации плательщиков, сведения о собственниках, о должностных лицах, в том числе о взаимозависимых лицах
  • Банки и небанковские финансовые организации — информация о движении денежных средств по счетам в банке, сведения о поступлении денежных средств из-за границы, сведения о поступлении средств на карт-счета, кошельки и другие системы расчетов через торговые площадки — сведения о суммах начисленных доходов. С 2019 года между налоговыми органами и ФСЗН установлен обмен информацией 1 раз в полгода о размере начислений в адрес работников компаний. Обладая такой информацией, налоговая контролирует зарплату в «конвертах» и проводит декларирование доходов физических лиц — сведения о товарах, имуществе, денежных средствах, перемещаемых через границу, об уплате таможенных платежей и налогов, сведения о въезде-выезде в зоны таможенного контроля и лицах, осуществляющих перемещение товаров, в том числе о водителях и транспортных средствах и Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру — сведения о сделках с недвижимым имуществом и земельными участками — сведения из ГАИ о сделках с движимым имуществом, подлежащим регистрации и учету
  • Налоговые органы других государств — сведения о совершенных сделках, лицах, участвующих в хозяйственных операциях, местах погрузки-разгрузки, лицензиях (разрешениях) на совершение видов деятельности и отдельных хозопераций
  • Операторы сотовой связи — о местонахождении абонента в тот или иной промежуток времени. В последнее время биллинг сотовой связи стал основным из доказательств совершения тех или иных хозяйственных операций
  • Операторы платных дорог — о передвижении транспортных средств, автомобилях и водителях, осуществляющих перевозку
  • Правоохранительные органы и КГК РБ — информация об установленных фактах нарушений налогового законодательства
  • Организации, осуществляющие перевозки — о наличии правовых отношений, технике, участвующей в перемещении товаров, и должностных лицах (водителях)
  • Анонимки и жалобы — в случаях, если информация содержит сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Информация из анонимных сообщений может служить основанием для проверки в случаях, когда имеют место выплата зарплаты в конвертах, неуплата налогов, незаконная оптимизация налогообложения, незаконные источники доходов, прием наличных денежных средств с нарушением порядка приема и т.д.

В случае необходимости налоговая направляет плательщику сообщение с требованием предоставить необходимую информацию. Срок предоставления информации — 5 рабочих дней со дня получения сообщения, которое направляется в электронном виде через Единый портал электронных услуг или в письменном виде.

На предварительном этапе камеральной проверки налоговая может истребовать любые документы, касающиеся деятельности компании, которые могут повлиять на исполнение налоговых обязательств.

Какие это документы? Согласно п. 1.4.1. ст. 22 НК «Обязанности плательщика» плательщики обязаны представлять в порядке и случаях, установленных налоговым законодательством, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и (или) информацию, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин).

  • Договоры
  • Товарные и товарно-транспортные накладные
  • Акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)
  • Платежные поручения
  • Подписанные акты сверки
  • Иные документы, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин)
  • А также другую информацию, например, регистры бухгалтерского учета или пояснения о расчете налогов.

Если на этапе предварительного камерального контроля налоговая не выявила никаких нарушений, то по результатам проверки справка не составляется. В рамках предварительного камерального контроля могут проводиться встречные проверки, направляться запросы, опрашиваться сотрудники плательщика, сотрудники компаний-контрагентов.

II стадия камеральной проверки: последующий этап. На этой стадии проверки у налоговых органов уже сформировалось мнение о наличии у плательщика нарушений налогового законодательства. В целях устранения этих нарушений налоговый орган направляет уведомление с предложением не позднее 10 рабочих дней самостоятельно произвести перерасчет недоплаченных налогов.

Фото с сайта zakon.ru

Фото с сайта zakon.ru

При этом плательщик вправе не доплачивать налоги, а представить пояснения — почему он не согласен с мнением налоговой. Уведомление аналогично направляется через Единый портал электронных услуг или в письменном виде.

Если плательщик в установленный срок не внес изменения в налоговые декларации либо представленные плательщиком пояснения не удовлетворили налоговый орган, налоговая составляет акт камеральной проверки.

Правила обжалования актов проверок камерального контроля и решений по ним

Правила обжалования актов проверки в рамках камерального контроля не отличаются от правил обжалования актов выездных проверок.

Алгоритм действий налоговой и плательщика по обжалованию акта камеральной проверки:

1. В течение 3-х месяцев с даты получения уведомления налоговая должна написать акт проверки. Если в течение 3-х месяцев акт не написан и не вручен плательщику, то далее он и не может быть вынесен в силу норм НК (абз. 2 п. 10 ст. 73 НК).

В случае, если акт проверки вынесен в срок более 3-х месяцев после проведения проверки, такой акт считается недействительным. Для его отмены сразу необходимо писать жалобу на действия должностных лиц и направлять ее в вышестоящую инспекцию в рамках ст. 103 НК, что не мешает вам одновременно подать возражения в налоговый орган, проводивший проверку.

Акт проверки вручается лично под роспись или по почте заказным письмом с уведомлением. При этом акт камеральной проверки считается полученным, а плательщик — ознакомленным с результатами камеральной проверки по истечении трех дней со дня направления документа по почте (п. 5 ст. 78 НК).

2. В течение 15 рабочих дней с даты получения акта (дни считаем с учетом срока получения) проверки плательщик подает возражения по акту проверки. Право на подачу возражений не зависит от формулировок в части наличия/отсутствия возражений в акте проверки.

3. Налоговая в течение 15 рабочих дней с даты получения возражений дает письменное заключение (ответ на возражения) на акт проверки.

4. Далее ожидаем получения решения по акту. Решение по акту камеральной проверки выносится руководителем (его заместителем) налогового органа в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) плательщику акта камеральной проверки, а при подаче возражений — со дня вручения (направления) плательщику заключения по этим возражениям.

5. После получения решения по акту камеральной проверки плательщик может подать жалобу в вышестоящий орган. Срок подачи жалобы на решение по акту — 30 календарных дней в вышестоящий налоговый орган и один год в суд. В настоящее время плательщик вправе выбрать наиболее удобный для себя способ защиты своих прав и законных интересов.

Обратите внимание, что подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения по акту камеральной проверки налоговым органом, вынесшим такое решение.

При подаче жалобы на решение налогового органа по акту камеральной проверки следует соблюдать следующий порядок:

Сначала жалоба подается в вышестоящий налоговый орган — это городская или областная инспекция, а потом в МНС РБ. Сроки подачи жалобы в МНС РБ исчисляются от даты решения на жалобу городской или областной инспекции. При этом плательщик в праве сам выбирать, куда именно ему подавать жалобу — в городскую (областную) инспекцию или в МНС (п. 1 ст. 104).

Практические примеры камеральных проверок

Пример 1: Проверка общепита (рестораны, кафе). Общепит во все времена был местом, где традиционно много «налички». И что тут греха таить, многие заведения работают за «наличку» — не пробивают по кассе, дают предчеки или чеки, напечатанные на компьютере. Налоговая это знает. Поэтому объекты общепита налоговая контролирует регулярно на предмет сокрытия выручки, неуплаты с неоприходованной выручки налогов, выплаты зарплаты в конвертах.

С некоторого времени налоговиками введена система контроля СКНО. Это система дистанционного контроля, которая позволяет делать сличение суммы выручки от реализации в рознице с суммами, отраженными в других налоговых декларациях. Но только той, что пробили по кассе.

Фото с сайта onlinekassa.pro

Фото с сайта onlinekassa.pro

Интересный пример контроля провела одна из районных налоговых инспекций. В целях мониторинга за выручкой в точке общепита была установлена видеокамера. По результатам работы «на глаз» было установлено, что выручка в дни контроля в несколько раз превышает выручку в дни без контроля.

Какими еще методами налоговая устанавливает факт сокрытия выручки в заведениях общепита:

  • Сличение данных о выпуске готовой продукции с суммами официально отраженной выручки
  • Контрольная закупка
  • Опрос работников — официантов, поваров, администраторов на тему «какая заработная плата», какие условия оплаты труда, в какой форме выплачивают зарплату и прочее
  • Изучение размера полученных собственниками и работниками компании доходов и сравнение их с расходами. То есть могут попросить дать пояснения об источниках доходов (декларирование по требованию налоговых органов)
  • Опрос клиентов.

То есть, как я уже говорила выше, в рамках камерального контроля может проводиться сбор любой информации о работе плательщика. Если нарушения будут установлены — будет акт проверки. Если нарушения не будут выявлены, то справка по результатам проверки не составляется.

Пример 2: Проверки компаний по сделкам с ИП — штатными работниками и ИП на консультационные, маркетинговые, посреднические услуги

Тренд, назовем это так, камеральных проверок 2019 года и I полугодия 2020 года — проверки налоговой по подконтрольным компании ИП. Как это происходит на практике? Допустим, плательщик решил сэкономить на налогах и отчислениях в ФСЗН, увольняет штатного работника и заключает с ним договор на ИП. Давайте посмотрим на признаки, которые «выдают» такого ИП — штатного работника:

  • ИП — бывший работник компании
  • Рабочее место — офис компании
  • Использует базы клиентов компании, компьютерную технику, инвентарь
  • Учет у ИП ведет главный бухгалтер (сотрудник) компании
  • Расчетный счет открыт в том же банке, что и у компании
  • Расчетно-платежные операции по расчетному счету совершаются с компьютера компании
  • Работает с входящими звонками в компанию
  • Участвует в тендерах и конкурсах от имени компании
  • Выполняет указания руководителя (должностных лиц) компании
  • Работники компании и клиенты знают ИП как менеджера и работника компании
  • Отчет по результатам работы за месяц ИП не составляется либо составляется по формальному признаку
  • Размер вознаграждения существенно превышает зарплату штатных работников на аналогичных должностях
  • ИП числится в штате организации на 0,25 ставки (иной вариант) в другой должности.

Если заключают договор с работниками, родственниками или знакомыми на консультационные, маркетинговые, посреднические услуги, фактически услуги не оказываются, «рисуются» документы. Вознаграждение ИП обналичивается и передается должностным лицам или собственникам компании.

Фото с сайта pikabu.ru

Фото с сайта pikabu.ru

Какими способами в этом случае налоговая проводит проверку:

  • Запрашивает выписку о движении денежных средств по расчетному счету ИП в банке
  • Запрашивает у ИП договоры, отчеты и акты оказанных услуг, а также пояснения о содержании услуги, о наличии опыта и знаний в области оказанной услуги, о наличии материальных ресурсов, использованных при оказании услуги
  • Проводит опросы ИП, руководителей и работников компании
  • Изучает деловую переписку.

На одном из семинаров на тему налоговых проверок налоговики рассказали пару примеров-ляпов на эту тему. Например: директор компании заключает договор с ИП на консультационные услуги и ежемесячно платит ему крупные суммы. Налоговая в ходе проверки проводит опрос ИП. ИП — бабушка 82 лет — четко рассказывает, что ИП ее попросил стать родственник, никаких консультационных услуг она не оказывала.

Проводится проверка компании. Маркетинговые услуги ей оказывает ИП. В качестве отчета приложена информация, скачанная из интернета. По итогам проверки услуги ИП были исключены из состава затрат компании и доначислен налог на прибыль.

Таких примеров много и в моей практике. Очевидно, что в настоящее время государство совершенно изменило подход к контрольной деятельности. Не надо ждать выездную проверку, которая придет и даст оценку работы компании.

Неочевидный для нас контроль уже есть — за вами наблюдают. Поэтому перестаньте «химичить» — это дорого.

Читайте также: