Как проводится контрольная закупка сотрудниками налоговой

Опубликовано: 30.04.2024

Контрольная закупка помогает надзорным органам выявлять нарушения продажи товаров или услуг предпринимателем. При этом просто так проводиться она не может — нужен повод, в роли которого чаще всего выступает жалоба потребителя.

С контрольной закупкой может столкнуться любой индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Так как контрольная закупка проводится без предупреждения, подготовиться к ней практически невозможно, но если знать, как она проходит, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты проверки, шансы защитить свои права у предпринимателя возрастают в разы.

26 декабря 2018 года правительство утвердило порядок проведения контрольных закупок контролирующими органами в Постановлении от 21.11.18 № 1398.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.

Постановление Правительства от 21.11.18 № 1398 о правилах проведения контрольных закупок вступило в силу с 1 декабря 2018 года. Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными. Проверочные закупки помогают полиции выявить места продажи товаров, которые нельзя продавать или продажа которых ограничена, — например, нелегального алкоголя.

Как проходит контрольная закупка

Проверяющий выглядит и действует как обычный клиент, но после совершения контрольной закупки он должен рассказать о своей истинной роли представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю.

Закупка проводится в том случае, если по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.

При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.

На какие документы обратить внимание

Контрольная закупка должна проводиться на основе приказа руководителя надзорного органа. В этом приказе должно быть указано, в частности, название органа государственного контроля, имя проверяющего, имя предпринимателя и адрес его работы, место и основания проведения контрольной закупки, сведения о согласовании контрольной закупки с прокуратурой, если она была согласована, и о проведении фото и видеосъемки.

Если контрольная закупка проводится лично, после ее завершения проверяющий должен рассказать представителю компании о проведении закупки, предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении закупки и копию приказа о проведении закупки.

После этого товары и услуги возвращаются индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица, если их можно вернуть, а деньги возвращаются тому, кто проводил проверку, или переводятся на счет, с которого поступили.

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения, а если она проводилась дистанционно — на следующий день. Акт подписывается проверяющим, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица и свидетелями, если они есть. В акте должны быть обозначены в том числе сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

При проведении контрольной закупки проверяющий может запросить документы о товаре или услуге, которые предприниматель обязан представить потребителю по закону о защите прав потребителей, также он может снимать фото и видео.

Если при проведении контрольной закупки не было обнаружено никаких нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Контрольная закупка с личным присутствием проверяющего должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

Кто может проводить контрольные закупки

Контрольные закупки могут проводиться разными надзорными органами, например, Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Сельхознадзором и антимонопольной службой. Скажем, Роспотребнадзор может проводить контрольные закупки для защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического контроля.

Какие нарушения можно выявить при контрольной закупке

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии.

Если представители надзорного органа обнаружили нарушение, они могут назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении.

Чтобы потенциально оспорить результаты контрольной закупки, нужно проверить, имеют ли проверяющие право проводить закупки, могут ли они доказать, что по-другому выявить нарушения было невозможно, согласована ли закупка с прокуратурой и являются ли свидетели незаинтересованными лицами.

На что обращают внимания проверяющие

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, — чаще всего на основании заявления от потребителя, права которого были нарушены, при нарушении требований маркировки товаров или при причинении угрозы или вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде и объектам культурного наследия. Также закупка может проводиться, чтобы проверить, устранила ли компания нарушения, которые были выявлены ранее (Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ).

То, на что обращают внимания проверяющие, зависит от того, какие именно нарушения они должны выявить. Например, если ценники наклеены неправильно или если табачные изделия продают несовершеннолетним, проверять будут именно эти факты.

При этом нарушения должны быть такими, что их невозможно выявить с помощью других форм контроля. Например, товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте, или в магазине клиенту навязывают дополнительные услуги, например, страховку.

Проверять те нарушения, на которые потребитель не жаловался, представители надзорного органа не имеют права.

Возможные штрафы

Размер штрафов зависит от выявленных нарушений. При первом нарушении за год штраф можно заменить предупреждением, за исключением тех случаев, когда причинен имущественный ущерб или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности. Надзорный орган не может проводить контрольную закупку по анонимному заявлению.

Например, отсутствие медицинской книжки у сотрудника будет стоить юридическому лицу до 20 000 руб. и до 1 000 руб. для ИП или повлечет за собой приостановление деятельности на срок до 90 суток. Продажа продуктов с истекшим сроком годности будет стоить юридическому лицу до 300 000 руб. и до 30 000 руб. для ИП, а введение потребителя в заблуждение по поводу потребительских свойств товара или услуги — до 500 000 руб. для юридического лица и до 15 000 руб. для ИП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента выдачи постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение.

После контрольной закупки надзорный орган может назначить внеплановую проверку предприятия, если нужно собрать дополнительную информацию.

Когда проверка не нужна или признается недействительной

Контрольная закупка должны проводиться после того, как потребитель пожаловался на какое-либо нарушение и продавец или предприниматель, который оказывает услуги, не удовлетворил его требование или проигнорировал его жалобу. Тогда потребитель может обратиться в надзорный орган. Если своевременно удовлетворить претензию клиента, в контрольной закупке не будет необходимости.

По итогам проверки проверяющий должен отдать индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица акт, составленный по результатам проверки. Представителю компании или ИП следует также дать расписку о том, что он ознакомлен с актом, или о том, что он отказался с ним знакомиться. Если акт не отдали предпринимателю, это является грубым нарушением процедуры контрольной закупки, на основании чего ее результаты можно признать недействительными (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Также, чтобы результаты закупки были признаны действительными, дата проведения контрольной закупки в интернет-магазине должна совпадать с датой выдачи кассового или товарного чека покупателю. (ст. 493 ГК РФ)

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

Результаты проверки можно оспорить в течение 10 дней, написав жалобу в суд в свободной форме. Чаще всего основаниями для аннулирования результатов проверки служит неправильное оформление документов проверяющими или случаи, когда проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение. Уточнить правила оформления документов и процедуры проверки при контрольных закупках можно в Постановлении Правительства от 21.11.18 № 1398.

19 февраля в 09:30 (по Мск) состоится вебинар «Что изменится в розничной торговле табаком с 1 марта 2019, как подготовиться?». Успейте зарегистрироваться.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В кофейне компания из трёх людей выпила по американо. После один подошёл к кассиру и показал удостоверение чиновника налоговой и приказ. Чиновнику не выдали чек за кофе — это он записывает в акт. В кофейне провели контрольную закупку.

При контрольной закупке бизнес проверяют по методу «тайного покупателя». Проверяющий под видом обычного клиента покупает товар или заказывает услугу. А на самом деле смотрит нарушения. Если нарушение нашли, предпринимателя штрафуют. Такой вид внепланового контроля разрешён статьёй 16.1 Закона «О защите прав юрлиц и ИП».

О контрольной закупке предпринимателя не предупреждают, в отличие от плановой и внеплановой проверки. Кажется, к внезапному приходу проверяющего невозможно подготовиться. Но это не совсем так. Для контрольной закупки есть правила. Если предприниматель знаком с ними, ошибки проверяющего можно отследить. А потом обжаловать штраф в суде.

Кто и в какой бизнес приходит с контрольной закупкой

Методом контрольной закупки проверяют фирмы и предпринимателей, которые продают товары или оказывает услуги потребителям. В малом бизнесе это магазины, парикмахерские, автомастерские, турагентства, кофейни. Ещё — интернет-магазины одежды, бытовой техники и подобных товаров для личного пользования.

Контрольные закупки делают разные органы, чтобы найти нарушения закона каждый в свой сфере. К предпринимателям чаще всего приходят Роспотребнадзор — проверяют качества товаров, ценники, договоры на услуги, и налоговая инспекция — следят за выдачей чеков и наличием онлайн-касс. Реже — Росалкогольрегулирование, Россельхознадзор, антимонопольная служба и прокуратура.

С помощью контрольной закупки не проверяют бизнес, который работает для другого бизнеса. Так что, если ваш профиль — маркетинг, разработка программ или грузоперевозки, можете выдохнуть.

Когда делают контрольную закупку

Контрольную закупку разрешено проводить, только когда на нарушении можно подловить исключительно внезапно, тайно.

Во всех остальных случаях госорган должен проводить внеплановую проверку. То есть предупредить предпринимателя о своём приходе и предмете проверки, заранее попросить документы. Так сказано в пункте 3 Постановления Правительства № 1398 от 21.11.2018 г.

К примеру, не получится проверить, оформляет ли продавец возвраты обуви, если предупредить хозяина магазина заранее. Этот случай для контрольной закупки. А вот посмотреть типовой договор с клиентом на индивидуальный тур можно в рамках открытой внеплановой проверки. Значит, здесь правомерность закупки можно оспорить.

Одной потребности в неожиданной проверке недостаточно. У госоргана должна быть информация, что данный предприниматель, возможно, нарушает закон. Основания для контрольной закупки прописаны в ч. 2 ст. 10 Закона «О защите прав юрлиц и ИП». В обобщённом виде они такие:

— Бизнес уже проверили некоторое время назад и нашли нарушения. Сейчас контролируют, выполнено ли предписание госоргана об устранении.

— Предприниматель обратился за лицензией. Например, на крепкий алкоголь в баре или образовательные услуги.

— Госорган получил информацию от прокуратуры, полиции или из СМИ. Теперь есть подозрение, что предприниматель нарушает закон с риском вреда людям, имуществу, природе или памятникам культуры.

— Потребитель пожаловался в Роспотребнадзор о нарушении прав. До этого обращался к предпринимателю, но его требования не удовлетворили или совсем не ответили.

Без основания контрольная закупка незаконна.

Правила контрольной закупки

Если интуиция подсказала, что вы отбиваете чек не простому покупателю, которого друг снимает на смартфон, или если проверяющий уже раскрылся, постарайтесь отследить ошибки. Ещё лучше — снять закупку на видео.

Подробные правила контрольной закупки написаны в статье 16.1 Закона «О защите прав юрлиц и ИП» и Постановлении Правительства № 1398 от 21.11.2018 г. В сжатом виде они следующие.

У закупки есть основание

Основание написано в приказе о проведении контрольной закупки: жалоба конкретного гражданина, сообщение от райотдела полиции.

Прокуратура в курсе контрольной закупки

В общем случае проверяющий получает разрешение прокуратуры на закупку. Прокуроры следят, чтобы бизнес не проверяли без причин. Но когда внимание к фирме связано с распространением инфекции, правами потребителя, качеством медицинских услуг или продажей лекарств, прокуратуру просто уведомляют.

У проверяющего есть приказ от руководителя

Руководитель госоргана или его зам выдают приказ о проведении контрольной закупки. Делают это до проверки, а не задним числом.

В приказе пишут кто из специалистов, какое юрлицо, в какую дату и почему проверяет. Точная информация прописана в п. 8 Постановления.

Провести контрольную закупку может только специалист госоргана, имя которого вписано в приказ. Попросить другого чиновника или смелого знакомого притвориться клиентом проверяющий не может.

Проверяющий раскрылся сразу

Когда специалист нашёл нарушение, он тут же показывает служебное удостоверение с приказом и сообщает о контрольной закупке. Копию приказа вручают предпринимателю. Нарушение записывают в акт.

Покупку отменяют, товар отдают обратно, проверяющему возвращают деньги из кассы или на карту — тем же способом, как он платил. Исключение — чиновник съел заказанный обед, вскрыл коробку с кремом для лица или товар отправляют на экспертизу по делу об административном правонарушении. Если забирают на экспертизу, делают опись товара.

При дистанционной покупке это правило немного другое. Владельцу интернет-магазина отправляют акт и копию приказа не позднее следующего рабочего дня. Так что такие предприниматели в менее выигрышном положении. Распознать закупку сразу и зафиксировать ошибки проверяющего вряд ли получится.

На закупке были свидетели или велась видеозапись

Чиновник делает покупку в присутствии двух свидетелей или делает видеозапись либо фотосъёмку. Кроме проверки в интернет-магазине.

О нарушении составили акт

Акт о контрольной закупке составляют в течение трёх часов в обычном магазине и не позднее следующего рабочего дня при дистанционной продаже.

В акте ставят подписи проверяющий, свидетели и директор юрлица или предприниматель, которого проверили. Полная информация — в пункте 14 Постановления. Один экземпляр акта вручают предпринимателю. К акту прикладывают доказательства, какие есть: чеки, накладные, договоры.

Если нарушений не нашли, дальше проверять нельзя

Контрольная закупка — разовое мероприятие. Если подловить предпринимателя не вышло, назначить внеплановую проверку и снова искать то же самое нарушение чиновник не вправе. Предпринимателю повезло.

Что делать, если есть нарушения в контрольной закупке

Через некоторое время после закупки и акта предпринимателя позовут на рассмотрение дела об административном правонарушении. Пригласят в тот же госорган или придёт повестка из суда — зависит, от того, в чём обвинят.

На рассмотрении или в суде можно возражать на правомерность и результаты закупки. Есть небольшая вероятность, что чиновники решат не рисковать и не ограничатся предупреждением.

Дальше — обжаловать постановление о штрафе в арбитражном суде. Но на этот этап рекомендуем позвать юриста.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Вдохновляющий кейс

Россельхознадзор сделал в магазине контрольную закупку бифштекса, который там же и готовили.

В бифштексе нашли бактерии. Составили акт, собрали материалы и отправили в арбитражный суд. Магазин оштрафовали на 300 000 ₽.

Владельцы магазина обжаловали штраф в апелляционный суд — им отказали, затем в кассацию — и получилось, штраф отменили! В контрольной закупке было серьёзное нарушение.

В городе действовала госпрограмма по выявлению некачественных товаров. Власти города наняли отдельное юрлицо, чтобы его работники за плату находили в магазинах несвежие продукты, некачественную одежду. Покупку бифштекса сделал не чиновник Россельхознадзора, а работник юрлица.

По закону контрольную закупку делает только специалист госоргана, а не кто угодно, пусть даже по договору с местным правительством. Иначе предприниматели не защищены от злоупотреблений — дело № А53-28309/2018.

Федеральным Законом № 294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон) в корреспонденции с Правилами организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.11.2018г. № 1398 (далее Правила), установлен порядок проведения должностными лицами государственного контроля (надзора) мероприятий по контролю в форме контрольной закупки.

В соответствии со статьей 16.1. Закона, контрольная закупка - мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Согласно п. 3 Правил, «решение о проведении контрольной закупки принимается в случае, если оценка соблюдения требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям, может быть осуществлена только в рамках проведения контрольной закупки».

Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Закона для проведения внеплановых выездных проверок, а именно:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

- мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

б) причинения вреда жизни, здоровью граждан;

в) нарушения прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушения требований к маркировке товаров.

Контрольная закупка проводится должностными лицами незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно ч. 5 статьи 16.1. Закона, контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки), должна проводиться в присутствии двух свидетелей, либо с применением видеозаписи. Также при проведении контрольной закупки могут применяться фото- и киносъемка и иные установленные способы фиксации.

Нормами статей 16.1. и 21 Закона, закреплено право руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (продавца) при проведении проверки:

-непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

-получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

- получать копии приказа о проведении контрольной закупки, акта о проведении контрольной закупки;

-знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора);

- представлять документы и (или) информацию в орган государственного контроля (надзора) по собственной инициативе;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);

-обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Постановлением Правительства № 1398 от 21.11.2018г. установлены:

- порядок принятия решения о проведении контрольной закупки;

- особенности проведения контрольной закупки с использованием наличных денежных средств или безналичных расчетов;

- порядок проведения контрольной закупки;

- сроки составления акта по результатам проведения контрольной закупки и принятия (в случае необходимости) мер по результатам проведения контрольной закупки;

- требования к содержанию приказа (распоряжения) о проведении контрольной закупки и акта по результатам контрольной закупки.

В соответствии с п. 10 Правил, контрольная закупка может быть осуществлена двумя способами:

- с использованием наличных денежных средств;

- безналичным способом (дистанционная продажа товаров);

После завершения контрольной закупки с использованием наличных денежных средств, уполномоченное на проведение контрольной закупки должностное лицо органа государственного контроля (надзора):

а) объявляет о проведении контрольной закупки;

б) предъявляет служебное удостоверение, приказ (распоряжение) о проведении контрольной закупки и передает представителю (продавцу) хозяйствующего субъекта копию приказа о проведении контрольной закупки;

в) при отказе представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя либо его представителя от ознакомления с приказом о проведении контрольной закупки и получения копии приказа о проведении контрольной закупки, в акт о проведении контрольной закупки вносятся соответствующие сведения.

После объявления контрольной закупки, денежные средства возвращаются органу государственного контроля (надзора).

Товары (работы, услуги), приобретенные в ходе проведения контрольной закупки, должны быть возвращены работнику (представителю) юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Случаи, когда товар (работы, услуги), и денежные средства не возвращаются:

- товар приобретался в целях его последующего исследования;

- приобретенный в результате контрольной закупки товар утратил свои потребительские свойства (в частности пищевая продукция);

- субъектами предпринимательской деятельности (ЮЛ, ИП) понесены расходы в связи с проведением работ и (или) услуг в рамках контрольной закупки;

- товар изъят или арестован в рамках применения мер обеспечения производства по делу;

- изъятие товаров в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (в том числе, если будет применен порядок изъятия и уничтожения продукции, запрещенной к ввозу на территорию РФ).

При проведении контрольной закупки безналичным способом (дистанционная продажа товаров):

а) объявление о проведении контрольной закупки осуществляется путем направления копии приказа (распоряжения) о проведении контрольной закупки и экземпляра акта контрольной закупки субъектам предпринимательской деятельности, не позднее, чем на следующий рабочий день после дня проведения контрольной закупки;

б) возврат товара, результатов работы или услуги (если это возможно по их характеру) осуществляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при совершении соответствующих сделок;

в) возврат денежных средств органу государственного контроля (надзора) осуществляется путем незамедлительного возврата наличных денежных средств должностному лицу органа государственного контроля (надзора) или путем незамедлительного принятия работниками (представителями) юридического лица или индивидуальным предпринимателем или его работниками (представителями) необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе контрольной закупки путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке, после возврата товара, результатов работы, услуги (если это возможно по их характеру).

Акт о проведении контрольной закупки должен быть составлен не позднее чем через 3 часа после завершения контрольной закупки (с использованием наличных денежных средств), а в случае проведения дистанционной контрольной закупки - не позднее следующего рабочего дня после ее проведения. Акт о проведении контрольной закупки подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями (в случае их присутствия), а также представляется для подписи представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю.

Экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, незамедлительно после его составления.

К акту о проведении контрольной закупки прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.

Выявление при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований, предъявляемых к приобретаемой продукции, является основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

С 2019 года проводить контрольную закупку в отношении предпринимателей могут не только сотрудники полиции. Что нужно делать, если вам сообщили, что провели контрольную закупку? Какие последствия она имеет? Какие документы должны быть у проверяющих – ответы на эти и другие важные вопросы вы найдете в этой статье.

Зачем нужна контрольная закупка и кто её проводит?

Контрольная закупка проводится по жалобе потребителя (покупателя); она помогает контролирующим инстанциям выявлять нарушения правил продажи товаров (работ, услуг).

Проводить контрольную закупку могут разные надзорные органы. Например,Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Рособрнадзор.

Важно: Контрольная закупка всегда проводится без предупреждения продавца (исполнителя). В ходе контрольной закупки проверяющий может запросить у продавца документы о товаре или услуге (накладные, сертификаты и декларации о соответствии и т.п.).

Есть два способа контрольной закупки:

  • обычная (непосредственно в магазине, офисе и т.п.);
  • дистанционная (приобретение через Интернет, по почте и т.п.).

Как проводится обычная контрольная закупка

При контрольной закупке проверяющий лично приобретает товар (услугу, работу) в магазине, офисе и т.п. Контрольная закупка от начала и до момента завершения должна проводиться в присутствии свидетелей или фиксироваться на фото и видео.

Важно: начало закупки – это непосредственная покупка товара либо заказ услуги, работы; завершение – объявление о том, что проводилась контрольная закупка.

После приобретения товара (услуги, работы) проверяющий должен сразу же:

  • сообщить о том, что была проведена контрольная закупка;
  • предъявить служебное удостоверение, выданное госорганом, организовавшим контрольную закупку;
  • показать приказ о проведении контрольной закупки и вручить его копию.

Если проверяющий предъявил удостоверение, но вы всё равно сомневаетесь в его полномочиях или в том, что проверка законна, это можно проверить. В удостоверении должен быть указан государственный орган – позвоните туда и спросите, действительно ли у вас должна была проводиться контрольная закупка и кто ответственный.

Проверяющий может потребовать от предпринимателя (продавца) либо его представителя (сотрудника) расписаться в приказе о проведении контрольной закупки. От получения этого приказа можно отказаться и подпись об ознакомлении не ставить. Однако это ни на что не повлияет: проверяющие в любом случае пришлют приказ по почте.

Что будет с товаром, купленным во время контрольной закупки?

Все, что приобретено в ходе контрольной закупки, проверяющие вернут, но за стоимость приобретенного. Это правило не касается товаров, которые можно использовать один раз (например, еда в ресторане). За такие товары деньги можно не возвращать.

Стоимость оказанной услуги или выполненной работы в рамках контрольной закупки также должны вернуть, если это возможно в силу их характера (например, составление договора). Работы и услуги, которые не были выполнены к моменту завершения контрольной закупки, можно не выполнять.

Если товар (услугу, работы) оплатили наличными денежными средствами, то вернуть проверяющему их нужно на месте. При безналичном расчете продавец (исполнитель) должен предпринять действия по возврату – отменить банковскую операцию и перечислить денежные средства на карту, с которой оплачивались товар (услуга, работа).

Важно: в некоторых случаях товар может быть отправлен на экспертизу и арестован. Например, это возможно, если для проверки была приобретена пищевая продукция. В таком случае часть имеющегося товара отправят на экспертизу, а остальная продукция будет арестована.

Обратите внимание: сроки проведения экспертизы по контрольной закупке не установлены, но, как показывает практика, они составляют около двух недель.

Результат экспертизы направляется проверяемому на следующий рабочий день после её окончания любым доступным способом, например на руки или по почте.

Что в итоге?

По итогам контрольной закупки составляется акт. Срок на его составление – три часа после завершения контрольной закупки.

Акт должен содержать следующие сведения:

  • дату, время и место составления;
  • наименование проверяющего госоргана;
  • дату и номер приказа о проведении контрольной закупки;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица или лиц, проводивших контрольную закупку;
  • наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления их деятельности, где непосредственно была проведена контрольная закупка;
  • сведения о товарах (работах, услугах), приобретенных в ходе контрольной закупки, способах их приобретения и оплаты;
  • сведения о выявленных нарушениях обязательных требований или об их отсутствии (обязательно со ссылками на нарушенные пункты и статьи законов и иных нормативных правовых актов);
  • данные об ознакомлении с приказом и о получении его копии или сведения об отказе от этого;
  • сведения о свидетелях (Ф. И. О., место регистрации) или о фотовидеофиксации;
  • подписи проверяющих лиц и свидетелей (при наличии);

Составленный акт предприниматель или представитель (сотрудник) должен подписать. Отказаться от подписи акта можно, это не будет иметь никаких правовых последствий. Акт вручается проверяемому, о чем делается соответствующая отметка. При отказе от получения акта проверяющие направят его по почте.

С обычной контрольной закупкой разобрались. А как проводится дистанционная закупка?

Дистанционная контрольная закупка исключает непосредственный контакт проверяющего с продавцом при совершении сделки. То есть, инспектор может приобрести товар через Интернет, по телефону, электронной почте или с использованием сетей почтовой связи.

Предприниматель не узнает, что в отношении него была проведена дистанционная контрольная закупка, пока не получит приказ, направленный проверяющим по почте не позднее следующего дня после ее проведения.

Акт о проведении дистанционной контрольной закупки должен содержать те же данные, что и акт о проведении недистанционной контрольной закупки.

Я не согласен с результатами контрольной закупки. Их можно обжаловать?

Если по результатам контрольной закупки выявлены какие-либо нарушения, предпринимателя ждет административная ответственность.

В некоторых случаях выявленные нарушения влекут внеплановую выездную проверку. Например, это возможно, если по результатам экспертизы в пищевой продукции выявлены бактерии кишечной палочки.

Если предприниматель не согласен с результатами контрольной закупки, их можно оспорить. Для этого нужно всё сделать правильно:

- подписывая акт проверки сделать пометку «с возражениями» или «с замечаниями»;

Письмо с возражениями нужно составить в двух экземплярах – для себя и для «того» парня, т.е. проверяющей организации. В письме внятно и аргументировано изложите свою позицию, а также приложите документы, которые могут подтвердить правдивость ваших слов.

- далее дождитесь ответа от проверяющей инстанции и действуйте в зависимости от результата. Например, в случае, если государственный орган с вашими возражениями не согласен, а вы по-прежнему убеждены в своей правоте, имеет смысл обратиться в вышестоящую инстанцию или в суд.

Однако после проведенной контрольной закупки «расслабляться» не стоит! Проверяющая инстанция может прийти снова в любой момент!

alt="Марина Дёмина" width="72" height="72" />
Марина Дёмина Фирма «1С»

Главный редактор информационной системы 1С:ИТС, юрист. В налоговом и кадровом консалтинге более 12 лет. Автор многочисленных статей и консультаций по проверкам, кадровому администрированию и ведению бизнеса в соответствии с законодательством РФ.

Налоговый ревизор может пойти на разнообразные хитрости, чтобы обнаружить нарушения в работе предпринимателя. Одна из таких уловок – так называемые контрольные закупки. Что необходимо знать о таких «рейдах», чтобы избежать неприятных сюрпризов? Об этом рассказали эксперты журнала «Московский бухгалтер».

Кому доверено право?

Контрольная закупка проводится для того, чтобы проверить, как работают продавцы: не обманывают ли покупателей, пробивают ли чеки.

Организовывать таким образом контроль могут проверяющие из милиции или Роспотребнадзора. Налоговые инспекторы не вправе проводить контрольную закупку. В Методических рекомендациях по организации контроля за применением ККМ, утвержденных Госналогслужбой и Департаментом налоговой полиции 29 июля, 3 августа 1994 г. №№ НИ-6-14/281, ВЯ-1155, написано, что «правом контрольной закупки налоговые органы не наделены, вместе с тем оно имеется у работников ОВД и инспекции по торговле».

Однако это не мешает инспекторам приобретать товары «за свой счет» и далее штрафовать торговцев за неприменение ККТ, поскольку в обязанность налоговиков входит контроль за соблюдением требований к кассовым аппаратам. Это закреплено в Законе от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ и в Законе от 21 марта 1991 г. № 943-1.

Но согласно вышеуказанным документам, проверочная закупка опять-таки не входит в перечень прав налогового инспектора. Ревизоры могут всего лишь проверять порядок и условия регистрации и применения ККТ, полноту учета выручки контролировать выдачу кассовых чеков (ст. 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Поэтому вопрос о праве налоговых ревизоров проводить контрольные проверки до сих пор остается спорным.

Метод контрольных закупок

Внешне проверочные визиты ревизоров ничем не выделяются, «подставные» покупатели просто приобретают какой-нибудь товар.

Самую «сложную» проверочную закупку организуют сотрудники ОВД. Их внутренние инструкции предписывают проводить так называемую квалифицированную контрольную закупку, в которой участвуют три человека (чаще всего один милиционер и двое привлеченных граждан). При этом товар приобретает каждый «покупатель». Это делается, чтобы доказать преднамеренность нарушителя (если попался дважды или трижды, значит, действует умышленно).

В процессе «тройной» контрольной закупки «покупатели» должны приобретать товар по очереди. Расплатившись за товар, подставной покупатель не может покидать торговый зал или отходить от торговой палатки.

Как только о контрольном мероприятии объявлено, проверяющие должны сначала предъявить служебные удостоверения. Далее проверяющие в присутствии продавца и представителя администрации фирмы (руководителя, его заместителей, предпринимателя) повторно обмеривают закупленный товар или взвешивают его на контрольных весах.

Результаты контрольной закупки проверяющие отражают в акте, который подписывают все участники проверочного мероприятия, а также продавец и представитель администрации фирмы.

Если ревизоры обнаружат нарушение, они должны составить протокол. При этом нарушителя попросят дать объяснения. По словам налогового консультанта Ирины Гороховой , у предпринимателя есть законное право не делать этого (статья 51 Конституции). «Сведения, полученные в первые моменты разговора, впоследствии могут быть (и скорее всего будут) использованы против предпринимателя, продавца или фирмы», – говорит Ирина. Поэтому лучше вежливо отказаться что-либо объяснять в первый момент.

Если же предприниматель или продавец все-таки стали давать объяснения, не стоит оговаривать себя. Лучше настаивать на том, что просто вышла ошибка, например, потому что продавец не выспался, плохо видит и т. д.

«Никогда ничего нельзя подписывать, не прочитав. Это еще одно из главных правил, – советует Ирина. – Если же вы ознакомились с текстом и не согласны с чем-то не подписывайте, пока не будут внесены исправления. Перед тем как что-либо подписать, обязательно поставьте прочерки в незаполненных графах».

Кроме того, если ревизоры отказались передать вам копию составленного ими документа, напишите в акте (протоколе): «Проверяющие отказались передать мне копию акта (протокола)».

Расплата за обнаруженные нарушения

Наиболее часто выявляемые ревизорами нарушения – обман (обвес) покупателей и неприменение кассовых аппаратов.

Если продавец обманул (обвесил) покупателя, он будет привлечен к административной ответственности (статья 14.7 КоАП). Штраф составит от 10 до 20 МРОТ для продавца, который работает в торговой фирме, или от 100 до 200 МРОТ для предпринимателя, работающего в сфере торговли.

Штрафовать продавцов за подобное нарушения, как уже было сказано выше, имеют право только милиционеры. Чтобы не превышать своих полномочий, налоговый инспектор может просто нанести визит на фирму совместно с сотрудником ОВД.

Если в ходе контрольной закупки будет обнаружено, что предприниматель не использует кассу или продавцом не пробит чек, виновные будут подвергнуты более серьезному административному наказанию.

Сумма штрафа составит от 15 до 20 МРОТ для продавца, который работает в торговой фирме, или от 300 до 400 МРОТ – для предпринимателя (статья 14.5 КоАП).

Уголовная ответственность по этому правонарушению отсутствует. Однако если милиционер даже в одиночку (без налогового инспектора) поймает продавца на невыдаче кассового чека, он имеет право составить протокол об административном нарушении (подп. 1 п. 2 статьи 28.3 КоАП). Далее документ будет направлен в налоговую или торговую инспекцию, которая и применит административный штраф.

Читайте также: