Какое из последствий будет иметь повышение налога на землю сокращение занятости в сельском хозяйстве

Опубликовано: 17.04.2024

В соответствии с положениями пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и, в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства,

В то же время, в отношении прочих земельных участков налоговая ставка устанавливается в размере 1.5%.

Учитывая тот факт, что налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земель, разница в сумме при применении пониженной ставки 0.3% и максимальной 1.5% получается весьма существенная.

При этом, применение пониженной ставки налога имеет свои нюансы – считать земельный налог исходя из категории земель и вида разрешенного использования, указанных в правоустанавливающих документах на участок весьма рискованно.

Применение пониженной ставки ставится в зависимость не только от категории земель, но и от фактического вида использования данных земель.

В нашей статье мы поговорим о том, как правильно определить ставку земельного налога и как важно уделить внимание фактическому использованию земли (в том числе - сдаваемой в аренду). Кроме того будут рассмотрены некоторые особенности налогообложения земель с видом разрешенного использования «для дачного строительства» и «для ведения личного подсобного хозяйства».

Земли сельскохозяйственного назначения

В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли:

  • находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
  • сельскохозяйственные угодья,
  • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений,
  • водными объектами,
  • а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
  • земля относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
  • земля фактически используется для сельскохозяйственного производства.

В этом случае земельные участки облагаются у собственника по ставке, не превышающей 1.5%.

Не смотря на то, что в полномочия налоговых органов не входит контроль за целевым использованием земель, ИФНС не остается в неведении по этому вопросу. Информацию налоговые органы получают в рамках Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, заключенного в г. Москве 21.10.2013г.

Период, с которого доначисляются налоги при нецелевом использовании земель может быть определен с даты акта о совершении правонарушения. Такие разъяснения даны УФНС России по МО в Письме от 19.12.2012г. №18-28/68720@:

«При этом до исчерпывающего урегулирования вопроса о периоде, в течение которого начисление налога в отношении Участка необходимо осуществлять по повышенной ставке, полагаем, что такой период может определяться с даты совершения (а при отсутствии информации о дате совершения - с даты выявления совершения) налогоплательщиком правонарушения, подтверждающего неиспользование Участка для сельскохозяйственного производства, до даты вынесения уполномоченным органом госземнадзора решения, подтверждающего устранение указанного правонарушения.

При необходимости уточнения сведений о данном периоде (например, выяснении вопроса о дате совершения правонарушения в случае, если такая дата не указана в Постановлении, либо о дате устранения правонарушения) налоговым инспекциям целесообразно официально обращаться в соответствующие органы госземнадзора.

Также обращаем внимание, Перечень признаков неиспользования Участков для ведения сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 №369.»

Земля сдана в аренду

*За исключением прав на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Соответственно, если собственник владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения и предоставляет его в аренду для использования в целях соответствующих виду разрешенного использования земли, он может рассчитывать земельный налог по пониженным налоговым ставкам.

Однако, правомерность использования такой ставки налогоплательщику, возможно, придется доказывать в суде.

В Постановлении ФАС Московского округа от 05.02.2014г. №Ф05-15947/2012 по делу №А41-21890/12 суд поддержал налогоплательщика, указав, что из положений пп.1 п.1 ст.394 НК РФ*, применение пониженной ставки земельного налога по земельным участкам не ставится в зависимость от организационно-правовой формы юридического лица - собственника земельного участка.

Напротив, из этой нормы вытекает, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением

Правовой режим земельного участка не зависит от статуса его собственника и определяется содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о его целевом назначении и виде разрешенного использования.

*А также принятых нормативных актов органов местного самоуправления об установлении ставок земельного налога.

Таким образом, если налогоплательщик не готов судиться с налоговыми органами, в рассматриваемом случае так же следует использовать максимальную налоговую ставку по земельному налогу (в пределах 1.5%).

Виды разрешенного использования земель

*Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», действующим с 24.12.2014г.

При этом, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Соответственно, земля должна не просто использоваться для сельскохозяйственного производства, а еще и использоваться в соответствии с ее целевым назначением.

Таким образом, при определении возможности использования пониженной ставки земельного налога, вид разрешенного использования земельного участка имеет большое значение.

Одним из видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного является вид «для ведения сельскохозяйственного производства». Соответственно, если организация использует для сельскохозяйственного производства такой земельный участок, то применять пониженную ставку по налогу на землю можно совершенно спокойно.

Однако периодически в документах указываются такие виды разрешенного использования как «для дачного строительства» и «для ведения личного подсобного хозяйства».

Земли для дачного строительства

Напомним, что согласно п.1 ст.11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно п.2 ст.81 ЗК РФ, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии с п.1 ст.1 закона №66-ФЗ, дачный земельный участок это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Дачные хозяйства могут вести граждане в индивидуальном порядке либо путем создания ими дачного некоммерческого объединения.

Положениями действующего законодательство использование земельных участков для дачного строительства коммерческими организациями не предусмотрено.

Соответственно, при расчете земельного налога в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» коммерческой организацией, необходимо применять налоговую ставку в размере не более 1,5%, , установленную «для прочих земельных участков».

Такие рекомендации в очередной раз дал Минфин в своем Письме от 04.12.2013 №03-05-06-02/52781 со ссылкой на Определение ВАС от 22.03.2011г. №ВАС-2745/11:

«Из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель. Использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Данная правовая позиция находит свое отражение, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 и Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010.

Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.»

Аналогичной позиции ведомство придерживалось и в предыдущих Письмах (например – Письмо от 11.02.2013г. №03-05-04-02/3224 и пр.).

Кроме того, в «свежем» Определении ВАС РФ от 19.02.2014г. №ВАС-1310/14 по делу №А41-49641/12 указывается, что если земельные участки приобретены коммерческой фирмой и не используются по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства, применение пониженной налоговой ставки неправомерно:

«Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства» спорные земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, суды признали неправомерным применение обществом пониженной ставки земельного налога…

…Доводы заявителя о том, что установление разрешенного вида использования спорных земельных участков "для дачного строительства" позволяет в силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации применить пониженную ставку земельного налога в отношении принадлежащих заявителю участков, учитывались ранее судами и получили правовую оценку, отраженную в оспариваемых судебных актах.

Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признается:

  • некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,

Не смотря на тот факт, что в вышеуказанном Определении рассматривался случай, когда компания не использовала земельные участки для сельскохозяйственного производства, даже если предприятие будет использовать землю в таких целях, возможен спор с налоговыми органами.

Это связано с тем, что по мнению контролирующих органов, целью введения пониженной ставки было содействие учрежденным гражданами некоммерческим организациям в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. А значит, в случае, когда компания использует земельные участки в коммерческих целях, нет оснований считать, что земельный налог может уплачиваться по ставке 0,3%.

В связи с тем, что аналогичное мнение было неоднократно поддержано на уровне ВАС, то и в суде отстоять свою точку зрения будет проблематично.

Земли для ведения личного подсобного хозяйства

В соответствии с п.1 ст.78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Соответственно, из положений действующего законодательства вытекает, что для личного подсобного хозяйства земли могут использоваться только гражданами, а никак не коммерческими организациями.

Однако запрета на приобретение организацией у физического лица такого земельного участка законодательство так же не устанавливает. Таким образом, компания может оказаться владельцем земельного участка с вышеуказанным видом разрешенного использования.

По этому вопросу есть разъяснения Минфина, опубликованные на официальном сайте ФНС России.

В соответствии с данными разъяснениями (Письмо Минфина РФ от 20.03.2012г. №03-05-04-02/25), если организация использует такой земельный участок для сельскохозяйственного производства, то можно применять пониженную ставку земельного налога:

«..Таким образом, разрешенное использование земельного участка для личного подсобного хозяйства подразумевает использование земельного участка для сельскохозяйственного производства.»

«…Таким образом, с учетом вышеизложенного положения пп.1 п.1 ст.394 Налогового кодекса полагаем, что если земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, принадлежащий на праве собственности организации, отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости этого земельного участка.»

Увеличение налога на земельные участки в 2021 году может коснуться некоторых категорий граждан. В том числе, это относится к лицам, являющимся собственниками строений, права на которые они не успели зарегистрировать в установленном порядке.

Увеличение налога на земельные участки
Общие положения о повышении

Если у человека есть в собственности земельный надел это говорит о наличии возможности иметь место, где он может проживать как в теплое, так и в любое другое время года. В настоящее время земля рассматривается как одно из самых выгодных вложений денежных средств. Когда человек покупает надел, ему нужно понимать, что за использование любых благ ему потребуется вносить определенную плату. Поэтому лица, владеющие земельными участками, несут обязанность по уплате в казну государства налогов, рассчитанных на наделы.

В последнее время указанный платеж существенно повысился. Повышение сборов на объекты недвижимости возрастает в силу того, что внедрены новые механизмы. Такие механизмы направлены на определение величины размера налогового платежа. В настоящее время специалисты уполномоченных органов используют стоимость, отраженную в кадастре, чтобы установить налоговые выплаты.

Начиная со следующего года налоги на земельные наделы для некоторых граждан будут существенно увеличены. Поэтому необходимо разобраться более детально с указанным вопросом, чтобы иметь представление кому придется платить больше.

Платежи, если гражданин отказался от регистрации

Иногда человек, чтобы избежать уплаты налоговых платежей, идет на разные хитрости. Если дело касается земельных наделов, то чаще всего это происходит так, что после строительства того или иного объекта гражданин не принимает мер к тому, чтобы его зарегистрировать. Порядок регистрации отражен в правовых актах. Некоторые не понимают для каких целей необходимо прохождение регистрационной процедуры.

Необходимо понимать, что сотрудники фискального органа начисляют налоговые платежи на недвижимые объекты при получении сведений из Росреестра. Если человек не поставил возведенное строение на учет, то начисляться налоговый платеж не будет. В настоящее время по стране часто встречается такое, что в соответствии с документацией строений на участке нет, однако на самом деле они там имеются. Чаще всего это относится к земельным наделам, которым присуще целевое назначение. К примеру, это участки, отведенные для индивидуального строительства.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Для того, чтобы дом не оставался пустым, и граждане намного охотнее соглашались на регистрацию, нужно внести поправки в налоговое законодательство. Эти меры должны носить стимулирующее значение. К примеру, в законе можно прописать, что при приобретении земельного надела в собственность, налоговые платежи увеличиваются в пару раз на протяжении первых трех лет. Это касается земель, предусматривающих возвещение жилых строений. Для сокращения размера налогового платежа собственнику потребуется пройти процесс регистрации в Росреестре.

ВНИМАНИЕ . Если гражданин успевает зарегистрировать постройку в указанные три года, то сумма налога, которая уплачена им свыше той, что должна быть установлена – подлежит возвращению. В ситуации, когда на протяжении трехлетнего периода человек не расположил на участке, предназначенном для жилищного строительства, хотя бы одну постройку – с начала четвертого года сумма налогового платежа увеличивается в 4 раза по сравнению с базовой.

Если после этого человек займется регистрацией возведенного строения и поставит дом на учет – рассчитывать на возврат излишне уплаченных средств ему уже нельзя. К примеру, если строительные работы на участке завершаются на пятый год, то человек вносит оплату по фискальным платежам за 4 год в полном объеме. Размер платежа увеличивается в четыре раза по сравнению с базовыми ставками. Прав на возврат этих средств гражданин лишается.

Для наделов, которые имеют своим назначением жилищное строительство, предусматривается повышение налоговых платежей по прошествии десятилетнего периода. Отсчет начинается с момента, когда получена документация. Если за указанный промежуток собственник надела не успевает построить жилое строение и оформить на него бумаги – увеличение земельного сбора начинается с 11 года. Повысится размер сразу в 2 раза.

ВАЖНО . В некоторых случаях можно столкнуться с погрешностями кадастрового учета. К примеру, земельный участок выдается гражданину с целью возведения индивидуального жилого строения, при этом в документации отражена другая цель – ЖС. Тогда собственнику приходится оплачивать фискальные платежи в большем объеме. Однако, согласно принятым законам такого повышения не должно происходить. Требуется своевременно оформлять земельные наделы в собственность.

В другой ситуации не получится избежать излишней уплаты по налогам. Это в общем увеличивает расходы, связанные с землями.

Для дачного хозяйства

С начала 2019 года начал действовать правовой акт, который регулирует положения относительно организации дачных хозяйств. Основное нововведение затрагивает то, что с этого момента больше нет дачников. Эта группа людей начинает подразделяться на садоводов и огородников. На наименование влияет специфика земельного надела. Кроме того, в законодательстве отражается возможность оформить правомочие собственности землю, находящуюся в общем пользовании. Устанавливается долевой режим собственности.

При оформлении гражданин не несет каких-либо затрат. Однако, стоит понимать, что вне зависимости от того, платит лицо за оформление или нет – оплата земельного налога обязательна. При постановке на кадастровый учет земель, расположенных в дачных кооперативах и участков, предназначенных для общего использования – не предусматривается деления. Это говорит о том, что земельные наделы в товариществах некоммерческого значения начинают учитываться совместно.

Стоит указать, что стоимость, закрепленная в кадастрах, становится одинаковой. Поэтому налоги на эти земли оплачиваются в равном объеме.

16. Проблемы, связанные с растущим государственным долгом, имеют меньшее значение для экономики страны по сравнению с проблемами сокращения объема производства и роста безработицы. Это утверждение отражает точку зрения сторонников .
• функциональных финансов

17. Возвращение на родину лиц, находящихся в другой стране — это:
• репатриация

18. Располагаемый доход — это:
• личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые платежи

19. Из перечисленного, функции налогов заключаются в:
• перераспределение доходов
• увеличение средств, которыми распоряжается государство
• увеличение средств, направляемых на финансирование государственных расходов

20. Рубль будет стоить дороже, если .
• покупательная способность рубля увеличится

21. Основной тенденцией политики доходов и заработной платы в экономически развитых странах является:
• постепенное увеличение нормы заработной платы и повышение равномерности распределения доходов

22. Перечень облагаемых пошлинами товаров и ставок таможенных пошлин — это:
• таможенный тариф

23. Государственный бюджет — это:
• финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы

24. Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются:
• отношением суммы процентных выплат по долгу к объему ВНП

25. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой одного из следующих показателей
• уровня цен на товары и услуги

26. Когда члены парламента голосуют против дополнительных налогов, необходимых для увеличение ассигнований на нужды образования, общество отказывается от:
• улучшения системы бесплатного образования при использовании дополнительных ассигнований

27. Активный бюджетный дефицит — это дефицит, вызванный .
• увеличением государственных расходов при снижении налогов

28. Введение импортных пошлин окажется эффективным и приведет к росту чистого экспорта
• при системе фиксированных обменных курсов

29. Для стран с административно-командной системой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
• 5,0

30. Основной механизм социальной защиты работников в условиях рыночной экономики — это:
• социальное страхование

31. Тарифными считаются такие ограничения импорта, как:
• введение ввозных пошлин

32. Выпуск государственных облигаций
• уменьшает инфляцию

33. Погашение дефицита платежного баланса может быть проведено за счет
• иностранных займов и ввоза капитала

34. Какие налоги могут быть перенесены на конечного потребителя?
• налог на добавленную стоимость

35. Из перечисленного, значительный бюджетный дефицит позволяет:
• увеличить ставку процента, уменьшать объем чистого экспорта, повышать международную ценность национальной валюты

36. Рост государственных расходов имеет наибольший инфляционный потенциал, когда он финансируется за счет
• продажи облигаций Центральному Банку

37. Увеличение золотого содержания национальной валюты — это:
• ревальвация

38. Эгалитарный принцип социальной справедливости подразумевает, что .
• все члены общества получают равные блага

39. Деятельность бирж труда характеризуют направления (из перечисленных):
• выплата пособий по безработице
• профессиональная ориентация работников
• регистрация безработных
• регистрация вакантных мест
• трудоустройство ищущих работу

40. Уровень безработицы определяется:
• соотношением числа безработных к численному рабочей силы

41. Повышение платы за землю исключает такие последствия, как:
• уменьшение прибыли предприятий сельского хозяйства

42. Индексация доходов
• используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами

43. Непосредственно влияет на перераспределение доходов
• подоходный налог

44. Система государственной индексации доходов в промышленно развитых странах затрагивает:
• государственных служащих

45. Если номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%, то реальный доход
• снизился на 2%

46. Миграция капитала — это:
• перемещение капитала в ссудной и предпринимательской форме между странами

47. Негативный подоходный налог — это налог .
• выплачиваемый государством семьям, когда их доходы падают ниже определенного уровня

48. Объемы потенциального и фактического производства равны
• если уровень безработицы равен естественному

49. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных
• циклической формой безработицы

50. В связи с увеличением импортной пошлины на кофе, скорее всего:
• предложение кофе уменьшится

51. В систему контроля за распределением доходов включается:
• обязательное декларирование всех доходов всеми юридическими и физическими лицами

52. Прямая зависимость существует между
• увеличением государственных расходов и объемом денежной массы

53. К косвенному регулированию валютного курса относится:
• денежная эмиссия

54. Система обязательного социального страхования охватывает всех, кроме
• детей

55. Перераспределение доходов осуществляется:
• посредством регулирующей функции государства

56. Все, что перечислено ниже, может выступать в роли автоматического стабилизатора экономики, за исключением
• дискреционных изменений в налогообложении

57. В коротком периоде при повышении уровня цен занятость возрастет, если .
• рост номинальной зарплаты отстает от роста уровня цен

58. При осуществлении фискальной политики изменение уровня цен:
• уменьшает действенность осуществляемых мероприятий

59. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой — это:
• перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий

60. Разрешение на экспорт и импорт определенного товара в течение определенного срока, опубликованное в печати — это:
• открытая генеральная лицензия

61. Сторонники протекционизма утверждают, что повышение пошлин, квот и других торговых барьеров необходимо для:
• защиты национальных отраслей от иностранной конкуренции

62. К трансфертным платежам относятся расходы государства на:
• пенсионные и социальные выплаты

63. При прочих равных условиях крупный бюджетный дефицит в период полной занятости приводит к:
• росту реальной процентной ставки

64. Кривая Лаффера отражает связь между
• налоговыми ставками и налоговыми поступлениями

65. При покрытии бюджетного дефицита исключается использование:
• коммерческого кредита

66. Равная сумма налога для каждого налогоплательщика
• не может быть установлена из-за различий в уровне доходов и социальных условий

67. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменной размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру .
• антициклически

68. Эффект вытеснения предполагает, что .
• рост государственных расходов приводит к уменьшению частных инвестиций

69. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых, связанный с сохранением падения покупательной способности денег от понижения их валютного курса — это валютный .
• демпинг

70. Уровень бедности определяется на основе
• прожиточного минимума

71. Правительство в текущем году увеличило расходы на образование населения за счет сокращения затрат на содержание государственного аппарат. Вследствие этого
• возрос перманентный доход страны

72. Увеличение ставки налога на прибыль
• уменьшает совокупный инвестиционный спрос

73. Фрикционная безработица является желательной для общества, так как она
• позволяет эффективнее использовать способности индивида

74. Распределение доходов осуществляется:
• в соответствии с долей участия факторов производства

75. Выкуп государственного долга — это:
• сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения

76. Политика доходов в административно-командной экономике основывается на:
• нормативном распределении

77. Добровольно уволившийся работник во время поиска новой работы подвержен ____________________ форме безработицы.
• фрикционной

78. Индекс потребительских цен может быть использован для того, чтобы оценить:
• различия в рыночной стоимости "товарной корзины" двух разных временных периодов

79. Государственных долг — это:
• общая накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета

80. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям
• комбинированной политики

81. В случае заметного снижения курса доллара США по отношению к ЕВРО в США:
• экспорт возрастает, а импорт снизится

82. Наиболее рациональным решением проблемы дефицитного бюджета является:
• сокращение расходов бюджета

83. Одна из проблем государственного долга заключается в том, что .
• часть национального продукта уходит за пределы страны

84. Ограничение импорта в стране национального производства
• приведет к сохранению неэффективных отраслей производства

85. Бюджет с превышением доходов над расходами называется:
• профицитным

86. Личный доход — это:
• доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, включая сумму, которую составляют их налоги

87. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникшим в результате роста государственных расходов
• приводит к увеличению ставки процента

88. Место государственных закупок товаров и услуг в национальном производстве
• государственные расходы, включая расходы местных органов власти, на конечную продукцию предприятий и земельные ресурсы

89. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина
• приносит доходы в госбюджет

90. Для стран с переходной экономикой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
• 15,0

91. Неравенство доходов — это:
• неравномерное распределение национального дохода между населением страны

92. Коэффициент Джини вырос в России с 0,22 в 1991 г. до 0,35 в 1995 г. Это означает, что .
• дифференциация доходов усилилась

93. Кривая Лоренца показывает:
• степень неравномерности персонального распределения доходов

94. Объекты коммунальной собственности финансируются за счет
• местных финансов

95. Платежами, рассматриваемыми как государственная благотворительность, являются:
• пособия на детей

96. Чистый экспорт — это:
• отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП

97. Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего, свидетельствует о:
• снижении уровня жизни

98. Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции те
• кто стал должником, когда цены были ниже

99. Мультипликатор внешней торговли — термин, обозначающий, что .
• экспорт оказывает множительное воздействие на совокупный спрос

100. Минимальный размер заработной платы устанавливается:
• государственным законом

В статьях расходов организаций земельный налог занимает далеко не первые строчки. Он не идет ни в какое сравнение, например, с налогом на прибыль. Но в то же время может сыграть роль в общем снижении налоговых затрат и оказать помощь бизнесу в такие сложные периоды, как пандемия. Рассмотрим несколько лайфхаков по снижению земельного налога, исходя из моего личного опыта.

Лайфхак № 1

В первую очередь всем землевладельцам необходимо обратить внимание на вид разрешенного использования (ВРИ) их земельных участков, указанный в ЕГРН.

Дело в том, что если кадастровая стоимость лежит в основе налогооблагаемой базы, то вид разрешенного использования – это основополагающий ценообразующий фактор. Именно на него ориентируется государство при определении кадастровой стоимости земельного участка.

Объясняется это действием простых экономических механизмов: чем больше потенциальной прибыли может принести владельцу земельный участок, тем выше стоимость. Если, к примеру, на участке размещен или планируется к размещению объект торговли, то вид разрешенного использования для этого участка – "для размещения объектов торговли" – предполагает высокую экономическую привлекательность. А вид разрешенного использования – "для размещения объекта благоустройства" – лишен экономической прибыли совсем. Соответственно, кадастровая стоимость, а также и размер земельного налога, у этих участков будет сильно отличаться.

Но одним пониманием действия выше описанного экономического механизма для применения лайфхака не обойтись. Любые манипуляции с видами разрешенного использования земельных участков надо делать, во-первых, с пониманием экономической целесообразности, а во-вторых, с глубокой профессиональной проработкой норм земельного и градостроительного законодательства.

Приведем примеры. Когда объект недвижимости, расположенный на земельном участке, занимает не всю его площадь.

Например, здания и склады промышленного предприятия занимают лишь часть земельного участка, а на остальной площади расположены проезды, парковки, зоны отдыха с объектами благоустройства и зелеными насаждениями, медпункт и т.д. Но согласно "Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке" (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226) (далее – "Методические указания") вид разрешенного использования распространяется на весь земельный участок, независимо от его частичного использования. Следовательно, и оценивается земельный участок по ВРИ целиком.

При этом важно понимать, что если владелец земельного участка добавит в ЕГРН дополнительные виды разрешенного использования, то снизить налог ему все равно не удастся. Кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования определяется с применением показателя кадастровой стоимости земельных участков той категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим.

Что же делать? Обратить внимание на региональные нюансы и применить принцип "разделяй – и… плати меньше". Для кадастровой переоценки функционально различных частей земельного участка необходимо этот земельный участок разделить, а уже образованным по функциональному принципу земельным участкам присвоить соответствующие виды разрешенного использования. Кадастровая стоимость в таком случае будет пересчитана автоматически.

Региональные власти чаще всего гораздо более справедливо относятся к расчету платы за землю. Так, например, в Санкт-Петербурге действует Закон от 5 декабря 2007 г. № 608-119 "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга". Согласно этому закону при аренде городских земельных участков нет необходимости их делить на множество отдельных земельных участков по функциональному использованию. Все проще – делается инвентаризация арендуемого земельного участка, определяется функциональность зон, занятых различными объектами недвижимости и/или благоустройства, а затем по отдельным тарифам ведется расчет арендной платы.

Однако, владельцам больших земельных участков увлекаться делением не стоит, так как на участки большой площади действует отдельный понижающий коэффициент при кадастровой оценке – "скидка на площадь". И если экономический эффект от деления участка и изменения вида разрешенного использования не перекрывает "скидку на площадь", то данный лайфхак применять не нужно. А если владельцы сомневаются в правильности своих расчетов, то всегда можно обратиться к профессиональным консультантам.

Лайфхак № 2

Второй способ снижения земельного налога вытекает из предыдущего лайфхака и открывает ящик пандоры ошибок, совершаемых при определении кадастровой стоимости.

Поэтому в первую очередь владельцу земельного участка необходимо выяснить по какому виду разрешенного использования была проведена кадастровая оценка. При этом кроме ВРИ, юридически закрепленного в ЕГРН, о котором писали выше, надо иметь в виду фактическое использование земельного участка, сравнить его с видом разрешенного использования взятым государством за основу определения кадастровой стоимости.

Согласно Методическим указаниям специалисты государственных бюджетных учреждений (ГБУ), проводящих государственную кадастровую оценку (ГКО), могут использовать как юридически закрепленный ВРИ, так и фактический. Как мы уже выяснили выше, эти виды могут не совпадать, а при определении кадастровой стоимости в подавляющем большинстве случаев за основу принимается тот вид использования, который несет бОльшую кадастровую стоимость = бОльшую налоговую нагрузку.

В практике профессиональных консультантов известны случаи, когда специалисты ГБУ, в поисках наиболее выгодных для налогообложения вариантов, используют в качестве документов, подтверждающих фактический вид разрешенного использования земельных участков, документацию по планировке и межеванию территорий.

Владельцы ЗУ должны проверить и этот фактор определения кадастровой стоимости их собственности, так как он, на мой взгляд, не является законным. Проект планировки и проект межевания территории являются только проектами, зачастую даже не имеющие сроков реализации, и не могут рассматриваться как правоустанавливающие и/или правоподтверждающие документы (ст. 42 Градостроительного кодекса РФ). А платить завышенный земельный налог на участок, где в каком-то далеком будущем будет построен, например, торговый центр (а может быть и не будет) владельцу земельного участка придется.

Лайфхак № 3

Следующий лайфхак также связан с ошибками при проведении ГКО. Речь пойдет о различных обременениях земельных участков.

Согласно п. 1.11 Методических указаний при определении КС должны в обязательном порядке учитываться обременения и ограничения, которые налагаются на земельный участок различными инженерными сетями, зонами с особыми условиями использования территории и т.д.

Ошибка закрадывается в определении кадастровой стоимости из-за того, что до сих пор системы ни информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), ни ЕГРН, где в полной мере и понятно отражены все нюансы объектов недвижимости и земельных участков, не работают. Информацию о наличии и границах различных обременений и ограничений попросту неоткуда взять.

Соответственно, если бы эти сведения содержались в информационных системах, то ошибки, связанные с этим фактором, при проведении ГКО были бы исключены. И проходящий под земельным участком, например, канализационный коллектор был бы учтен специалистами, а владелец снизил бы размер земельного налога.

Чтобы иметь полную информацию об обременениях и ограничениях собственник может обратиться в местные органы градостроительства и архитектуры за соответствующими актами. А затем предоставить их копии в ГБУ и требовать кадастровой стоимости земельного участка в случае обоснованного попадания его под обсуждаемые обременения и ограничения.

Лайфхак № 4

Этот метод снижения земельного налога также связан с исправлением ошибок.

В предыдущей колонке мы выяснили, что земельный налог – это налог местный, в отличие от регионального налога на имущество организаций. Чтобы понять какие ставки применимы для расчета налог на имущество организаций надо ознакомиться с действующими региональными нормативами (их по количеству регионов – 85), а вот с земельным налогом придется попотеть, так как этот налог – местный и регламентируется местным законодательством (и таких нормативов может быть несколько тысяч).

Часто бывает, что крупные землевладельцы, имеющие в собственности участки, расположенные в разных муниципальных образованиях, не имеют полной информации о льготах, предоставляемых местными органами власти и продолжают платить земельный налог по максимальным ставкам, установленным Налоговым кодексом в ст. 394.

Отслеживать муниципальные льготы можно воспользовавшись специальным информационным ресурсом 1 или обратиться к профессиональным консультантам за помощью.

Лайфхак № 5

Последний лайфхак применяется не так часто и подходит для смелых и отчаянных собственников земельных участков.

Хотя способ совершенно законный, использовать его решаются далеко не все владельцы. Дело в том, что согласно НК РФ, земельные участки, предоставленные для строительства жилья, облагаются по ставке в 0,3% против базовой ставки в 1,5%. В некоторых регионах ставка еще ниже. К примеру, в Санкт-Петербурге она составляет всего 0,01%.

И какой бы ни была высокой кадастровая стоимость этих участков, за счет льготных ставок налогообложения участков, предоставленных под жилье, сумма земельного налога все равно получается не слишком большой.

Поэтому, если земельный участок находится в собственности и не планируется к сиюминутному использованию, то при определенных условиях и/или при помощи профессионалов он может быть переведен под ВРИ "под размещение объектов жилой недвижимости".

При этом обязательно надо учитывать, что вид разрешенного использования "под жилье" должен быть установлен в соответствии с градостроительным регламентом (правилами землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок), а также данный ВРИ необходимо внести в ЕГРН. А вот строить жилье на данном ЗУ совершенно не обязательно (до момента его фактического освоения) – это не влияет на возможность применения льготной ставки. Этот вывод подтверждается и судебной практикой и позицией Минфина России.

Однако, в законе есть норма, побуждающая к началу строительства (ч. 15 ст. 396 НК РФ) и регламентирующая сроки предоставления льготной ставки налогообложения: в первые 3 года владения земельным участком (с момента внесения сведений в ЕГРН) применяется повышающая ставка 2 (0,3 х 2 = 0,6%, что меньше, чем 1,5%), далее при отсутствии жилых строений, применяется коэффициент 4 (0,3 х 4 = 1,2%, что также меньше, чем 1,5%).

Использование всех вышеперечисленных лайфхаков вместе или каждого по отдельности, помощь профессионалов, а также внимательное отношение владельцев земельных участков к своей собственности помогут снизить размер налоговых отчислений и сберечь бюджет.

Хорошая новость для владельцев земельных участков. В 2019 году сумма в уведомлении точно не превысит прошлогодние начисления больше чем на 10%. Такое ограничение появилось в налоговом кодексе. Это еще одно выполненное поручение президента, за которыми мы следим.

Кого это касается?

Поправки внесли в статью о земельном налоге. Это касается тех людей, у кого в собственности или бессрочном пользовании есть земельные участки.

По закону за эти участки нужно платить земельный налог. Его начисляет налоговая инспекция. Суммы указывают в уведомлениях, которые рассылают каждый год. Там же указана сумма налога на имущество и транспорт, все это нужно заплатить до 1 декабря. В 2019 году пришлют уведомления с земельным налогом за 2018 год.

В чем была проблема с земельным налогом?

Проблема была в том, что у некоторых людей он мог за год сильно вырасти, иногда даже в несколько раз. Например, в прошлом году пришла квитанция на 1200 рублей, а в этом — уже на 2500 рублей. А потом еще больше. И еще больше.

Так происходило потому, что налог начисляют по кадастровой стоимости. А она может меняться каждый год. Повлиять на это сложно, хотя иногда кадастровая стоимость бывает завышенной.

Для многих семей непредсказуемый рост земельного налога был проблемой. Вместе с налогом на имущество и машину осенью приходилось платить несколько тысяч рублей сразу. Точную сумму семья узнавала незадолго до срока уплаты. Планировали потратить на налоги 4000 рублей, а в квитанции было указано 7000. Где брать деньги на внезапно появившиеся доначисления, налоговая не подсказывала.

В августе 2018 года приняли поправку по налогу на имущество: он не будет расти больше чем на 10% в год. А с землей такого ограничения не было. Теперь есть.

Что изменилось в начислении земельного налога?

В квитанциях за 2018 год, которые скоро начнут рассылать по почте и через личные кабинеты, сумма земельного налога не вырастет больше чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Так же будет с налогом на жилое имущество.

С транспортным налогом серьезных изменений обычно и не бывает, потому что там при расчете используют мощность двигателя — постоянную величину.

Можно уже сейчас запланировать сумму, которую придется отдать в бюджет до 1 декабря. Сюрпризов в виде двукратного роста точно не будет: теперь это запрещено федеральным законом. Если в прошлом году вам приходило уведомление на 2000 рублей, то в этом году придет максимум на 2200 рублей, даже если кадастровая стоимость земли выросла в два раза.

Что делать, чтобы применили ограничение?

Чтобы соблюдалось ограничение, ничего делать не нужно. Владельцам участков достаточно это знать, чтобы планировать расходы.

Налоговики автоматически учтут ограничение и сразу укажут в квитанциях правильную сумму. Писать заявление не придется. Его подают для налоговых льгот, а это ограничение — не льгота, а запрет повышать налоги. Но когда придет квитанция, на всякий случай сверьте ее с прошлогодней. Если что-то не так, отправьте обращение через специальный сервис для жалоб по имущественным налогам. Он работает без регистрации и личного кабинета.

В следующем году ограничение остается

Повышение максимум на 10% касается не только начислений за 2018 год. В 2020 и 2021 году земельный налог тоже вырастет максимум на 10% по сравнению с предыдущим годом. Или рост будет меньше: кадастровая стоимость некоторых участков не меняется. Но точно не больше. Это не разовая акция, а глобальное изменение в налоговом кодексе без срока действия.

С 2019 года можно вносить имущественные налоги авансом. Например, можно довольно точно прикинуть сумму за 2018 год и уже сейчас вносить ее частями. 1 декабря накопленные авансы автоматически зачтут в счет налогов.

Если кадастровая стоимость не менялась, налог не вырастет

У некоторых собственников кадастровая стоимость земельного участка не меняется несколько лет. Допустим, участок и в 2016, и в 2017, и в 2018 году стоит, по данным Росреестра, миллион рублей. За него начисляют 3000 рублей налога — сумма три года одинаковая и не растет. Тогда ограничение в 10% применять не нужно. Поправки не означают, что у всех владельцев участков в 2019 году сумма точно будет на 10% больше. У кого-то она вообще не изменится.

Если участок не застроен, ограничение не действует

По некоторым участкам земельный налог начисляют с повышенным коэффициентом. Например, если землю выделили под строительство дома, а через десять лет там так ничего и не появилось. Или построили только гараж и склад. Тогда земельный налог повышают в два раза по сравнению с тем, какой был бы для участка с домом.

При таких условиях налог может расти больше чем на 10%. Допустим, десять лет назад семья приватизировала участок под ИЖС. Но место такое удобное, что там решили построить не дом, а гараж с автомойкой. Сумма земельного налога составляла 3500 рублей. Налоговая видит, что срок прошел, а дома на учете нет. Тогда налог повышают не до 3850, а до 7000 рублей или больше. Ограничение не сработает.

Если у вас есть участок или вы покупаете землю под строительство, учитывайте это условие. Не все знают о том, что земельный налог за пустой участок может внезапно вырасти в два раза. А еще заброшенный участок могут забрать.

Читайте также: