Какой налог в узбекистане на зарплату

Опубликовано: 27.04.2024

Екатерина Соловьева

Если в штат сотрудников компании входят иностранцы, бухгалтеру по расчету заработной платы следует уделять особое внимание этой категории граждан. Расчет зарплаты, НДФЛ и страховых взносов имеет для них свои особенности. О начислениях, выплатах и удержаниях из заработка иностранных работников пойдет речь в этой статье.

Резидент — нерезидент?

В первую очередь при расчете зарплаты иностранцам нужно определить является он резидентом или нерезидентом РФ: от этого зависит ставка взимания НДФЛ, а также разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ), и применение налоговых вычетов по НДФЛ (так, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ нерезиденту вычеты не предоставляются).

Важно!

В первую очередь необходимо установить, какое время иностранец находится в России. Подойдут любые документы, подтверждающие пребывание работника в стране, с отметкой погранслужбы:

  • заграничный паспорт;
  • дипломатический документ;
  • служебное свидетельство;
  • паспорт моряка;
  • миграционная карта;
  • проездной документ беженца и т.п.

Если иностранец не подтвердил период нахождения на территории страны, взимать налог с его заработка нужно по ставкам, применяющимся при расчете зарплаты нерезидентам.

Чтобы узнать статус получателя дохода, необходимо вычислить количество дней (календарных), в течение которых гражданин фактически находился на территории нашей страны за двенадцать месяцев, следующих подряд.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Данный порядок изложен в п. 2 ст. 207 НК РФ. Но есть и исключения:

  • военнослужащие РФ, осуществляющие выполнение поставленных задач за пределами нашей страны (либо служащие за границей),
  • работники органов госвласти и ОМСУ, находящиеся в зарубежной командировке.

Указанные категории являются резидентами Российской Федерации. Количество дней, которые они находятся в нашей стране, значения не имеет (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Как удерживать НДФЛ с иностранцев

Применяются следующие ставки:

  • 13 % НДФЛ начисляется резиденту.
  • 30 % взимается с нерезидентов, если нет исключений (п. 3 ст. 224 НК РФ).
  • граждан государств-членов ЕАЭС;
  • высококвалифицированных специалистов (только доходы от трудовой деятельности);
  • беженцев и лиц, получивших временное убежище;
  • временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих на основании патента;
  • участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
  • членов экипажей судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации.

Если статус сотрудника-иностранца в течение года изменится, НДФЛ нужно пересчитать исходя из нового статуса работника (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Важно!

Свои тонкости есть при расчете НДФЛ иностранцев на патенте. На период его действия применяется ставка 13%. Если срок действия патента истек, налог на доходы будет исчисляться исходя из статуса иностранного работника. Резидент продолжит уплачивать 13%, нерезидент — 30%.

Взносы во внебюджетные фонды с зарплаты иностранного сотрудника

Законы 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и 255-ФЗ от 27.07.2010 г. предусматривают страхование каждого гражданина с первого дня его пребывания в России путем добровольного медицинского страхования. При устройстве иностранца на работу вступает в силу ТК РФ, который запрещает найм без оформления договора о ДМС.

Отчисления в Пенсионный фонд также обязательны почти для всех иностранцев. Исключением являются временно работающие на территории РФ высококвалифицированные эксперты.

Удержания в ФСС от несчастных случаев также являются обязательными.

Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов представлены в таблице:

Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов

Особенности и пример расчета отчислений с заработка иностранного работника

Основная сложность для бухгалтера-расчетчика заключается в правильном отслеживании смены статуса иностранного работника с нерезидента на резидента, с временного пребывания — на проживание.

Если сменилось положение временного пребывания на статус временного проживания, тариф взносов в ПФ не меняется. А вот взносы в соцстрах и ОМС поменяются на 2,9 и 5,1% соответственно. При этом нужно разделить доходы работника до изменения статуса и после.

Пример

Временно пребывающий в России работник-иностранец работает по патенту. Его заработок составляет 40 000 рублей. 25 марта 2019 года сотрудник получил разрешение на временное проживание.

Для расчета страховых взносов за март 2019 года распределим доходы на 2 периода: с 1 по 24 марта (15 раб. дн.), с 25 по 31 марта (5 раб. дн.).

Количество рабочих дней в марте — 20.

Рассчитаем заработок сотрудника до смены статуса:
40 000/ 20 дн. * 15 дн. = 30 000 руб.

Найдем доходы иностранного работника в период после получения разрешение на временное проживание:
40 000/20 дн. * 5 дн. = 10 000 руб.

Размер страховых взносов до получения разрешения:
В ПФР: 30 000 * 22% = 6 600 руб.
В ФСС: 30 000* 1,8% = 540 руб.

На ОМС взносы не взимаются.

Размер взносов после смены статуса:
В ПФР: 10 000 *22% = 2 200 руб.
В ФСС: 10 000 * 2,9% = 290 руб.
В ФОМС: 10 000* 5,1% = 510 руб.

Общая сумма страховых взносов иностранца за март 2019 года составит:
В ПФР: 6 600 + 2 200 = 8 800 руб.
В ФСС: 540 + 290 = 830 руб.
ФОМС: 510 руб.

Выплатить заработную плату иностранному работнику, временно пребывающему или временно проживающему в РФ, можно только в безналичной форме.

Постоянно проживающему в РФ иностранному работнику зарплату можно выплатить как в наличной форме, так и в безналичной.

Главное при расчете зарплаты иностранным гражданам — определить, какие налоги и взносы нужно удержать в зависимости от правового статуса и времени пребывания в РФ.

Знать все тонкости вопроса важно для соблюдения норм трудового, миграционного, валютного и налогового законодательства.

Просчеты бухгалтеров ведут к недостаточным или излишним выплатам, ошибкам в начислении налогов, что грозит штрафами и доначислениями.

Эксперты 1C-WiseAdvice досконально разбираются в вопросах расчета зарплаты и налогообложения иностранных работников, кроме того:

  • всегда в курсе последних изменений в законодательстве,
  • используют систему контроля качества расчетов, что исключает вероятность ошибок,
  • несут ответственность за качество учета.

Если по нашей вине возникнут ошибки, мы компенсируем штрафы и доначисления в полном объеме, что подтверждает полис страхования профессиональной ответственности с покрытием до 70 млн рублей.


В общем случае при определении ставки НДФЛ основополагающее значение имеет налоговый статус физлиц (резидент/нерезидент). Однако из этого правила есть ряд исключений для иностранных граждан. В этом материале разберем, по какой ставке удерживать налог из зарплаты иностранных работников.

13 % и 30 % в зависимости от статуса

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате , то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев .

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Исключения

Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:

  • граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • иностранные граждане, работающие по патенту;
  • иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Иностранцы из ЕАЭС

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Так, Минфин в письме № 03-04-05/40970 от 15.06.2018 сообщает, что положение Договора о применении к доходам граждан государств - членов ЕАЭС от трудовой деятельности ставки НДФЛ 13 % не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

По мнению ФНС, не имеет значения, приобрел иностранец статус резидента РФ или нет. Ставка в любом случае составляет 13 %. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № БС-4-11/22588@ от 28.11.2016 .

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Между тем Минфин имеет другое мнение на этот счет. В письмах № 03-04-06/34256 от 10.06.2016 , № 03-04-05/34859 от 23.05.2018 , № 03-04-07/11392 от 18.02.2020 сообщается, что по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации - граждане государств - членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

Например, на сайте столичного УФНС сообщается , что если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13 %, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30 %.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Иностранцы с патентом

В отношении доходов, получаемых иностранными работниками от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента , применяется ставка НДФЛ 13 % независимо от наличия у них статуса налогового резидента.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Даже если иностранцы с патентом не являются налоговыми резидентами РФ, все равно применяется ставка 13 %. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина № 03-04-05/36673 от 13.06.2017 .

Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.

Нерезидентам не положены налоговые вычеты . Поэтому если иностранный сотрудник претендует на вычеты, бухгалтеру нужно знать его налоговый статус.

Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.

При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.

Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.

Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.

Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.

То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.

Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме № БС-4-11/18086@ от 26.09.2016 .

Иностранцы-ВКС

Напомним, высококвалифицированный специалист ─ это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если по условиям заключенного с ним в РФ трудового договора он получает высокую зарплату. Ее уровень в зависимости от сферы деятельности оговорен в п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, всегда применяется ставка НДФЛ 13 %, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако от наличия статуса резидента зависит право на вычеты по НДФЛ.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Еще, что касается иностранца-ВКС, не забывайте, что налогообложению по ставке 13 % подлежат не любые доходы, получаемые им, а только доходы от осуществления трудовой деятельности.

Если такой иностранец ­– нерезидент, и работодатель, например, оплачивает ему аренду жилья, то по этому доходу будет применяться ставка НДФЛ 30 %. Об этом, в частности, предупреждает Минфин в письме № 03-04-05/3543 от 24.01.2018 .

В письме № 03-04-06/55674 от 07.08.2018 Минфин также напоминает, что доходы высококвалифицированного специалиста-нерезидента РФ, не связанные с его трудовой деятельностью, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.

  • с 1 января 1998 года до 1 января 2008 года( в течение десяти лет) действовал налоговый кодекс Республики Узбекистан утвержденный Законом Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года №396-I;
  • с 1 января 2008 года до 1 января 2020 года(в течение двенадцати лет) действовал налоговый кодекс Республики Узбекистан утвержденный Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 года №ЗРУ-136;
  • с 1 января 2020 года Налоговый кодекс введен в действие в новой редакции Законом Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 года №ЗРУ-599.

В соответствии со ст. 17 НК РУз в новой редакции, система налогообложения, состоит из налогов и сборов. Ниже приводятся общие сведения о соответствующих налогах и сборах.

1.1. Законодательство (законы и подзаконные акты)

Основными нормативно-правовыми актами в сфере налогообложения являются:

  • Конституция Республики Узбекистан;
  • Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 года, №ЗРУ-599;
  • Закон «О государственной налоговой службе» от 29 август 1997 года №474-I;
  • Постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан, бюджетах государственных целевых фондов и основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2019 год» от 17.11.2018 г. N 2119-III;
  • Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан утвержденное Приложением №1 к постановлению Кабинета Министров от 17 апреля 2019 года №320;
  • Указ Президента Республики Узбекистан «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» 29 июня 2018 года, № УП-5468;
  • Постановление Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 2020-2021 годы» от 26 декабря 2018 года, № ПП-4086;
  • Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан» от 26 сентября 2019 года, № УП-5837;
  • Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот» от 27 июня 2019 года, № УП-5755.

1.2. Уполномоченные органы

В соответствии со ст. 25 НК РУз уполномоченными органами являются:

1.3. Виды налогов

В соответствии со статьей 17 НК существуют следующие виды налогов:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог за пользование недрами;
  • налог за пользование водными ресурсами;
  • налог на имущество;
  • земельный налог;
  • социальный налог.

1.4. Порядок утверждения

1.5. Ставки

Согласно ст. 72 НК РУз налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы в процентах или абсолютной сумме. По общему правилу, налоговые ставки устанавливаются настоящим Кодексом. Однако, ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц в фиксированной сумме устанавливаются Законом о Государственном бюджете Республики Узбекистан. Ставки акцизного налога могут пересматриваться решениями Президента Республики Узбекистан в течение года исходя из динамики цен и объема реализации продукции.

1.5.1. Налоги и сборы[1]

В системе налогов и сборов, также действует система упрощенного порядка исчисления налоговой базы.

Если иное предусмотрено в главой 36 НК Уз налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее срока представления налоговой отчетности.

Налоговый отчетность представляется не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 273 НК РУз).

Налогоплательщиками также признаются:

  1. юридические лица Республики Узбекистан, оказывающие телекоммуникационные услуги мобильной связи (подакцизные услуги);
  2. иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения, производящие товары или осуществляющие ввоз товаров, облагаемых акцизным налогом (ст.283 НК РУз).

Юридические и физические лица, осуществляющие на территории Республики Узбекистан поиск и разведку месторождений, добычу полезных ископаемых, извлечение полезных компонентов из минерального сырья и (или) техногенных минеральных образований (ст.449 НК РУз).

Зависит от добываемых полезных ископаемых

Уплата налога производится:

Ставка зависит от вида деятельности плательщика (Приложение №11 к Закону РУз от 09.12.2019 г. N ЗРУ-589)

В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением:

Для исчисления размера авансовых платежей налогоплательщики до 20 января текущего налогового периода, а вновь созданные не позднее тридцати дней со дня государственной регистрации представляют в налоговые органы по месту водопользования или водопотребления справку о сумме налога за текущий налоговый период

Авансовые платежи, указанные в справке юридического лица и представленные соответствующим налоговым органам уплачиваются:

Налогоплательщики за исключением предусмотренных в пунктах «б)», «в)», «г)» – 12%;

Бюджетные организации – 25%;

Уплата налога производится:

Налоговая ставка устанавливается в размере от 0,2 до 4 процента от налоговой базы в зависимости от объекта. (ст. 415 НК РУз).

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, с учетом авансовых платежей, вносится в бюджет не позднее срока представления налоговой отчетности. (ст. 417 НК РУз).

Налог подлежит уплате нерезидентами Республики Узбекистан, не осуществляющими деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения, один раз в год не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом (ст. 417 НК РУз).

Юридические лица, включая нерезидентов Республики Узбекистан, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды (финансовой аренды) (ст. 425 НК РУз).

Ставки определены в законе «О государственном бюджете

на 2020 год» в зависимости от место расположения юридического лица.

Уплата налога за земли несельскохозяйственного назначения производится:

Уплата налога за земли сельскохозяйственного назначения, производится в следующем порядке:

индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает сто миллионов сумов, но не более одного миллиарда сумов (ст. 461 НК РУз).

Налог с оборота не распространяется на:

Уплата налога производится по итогам отчетного (налогового) периода не позднее сроков представления налоговой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту налогового учета, в следующие сроки:

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетным периодом является квартал. (ст. 469 НК РУз).

СБОРЫ

Плательщики:

Ставки налога:

Сроки оплаты:

[1] Примечания:

  1. За проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств иностранных государств по территории Республики Узбекистан наряду с уплатой сбора по ставкам, предусмотренным настоящим приложением, дополнительно взимается плата в размерах, установленных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 января 1995 года N 11.
  2. При перевозке грузов из третьих стран в Республику Узбекистан и вывоза грузов с территории Республики Узбекистан с грузовых автотранспортных средств Туркменистана дополнительно взимается сбор в размере 175 долл. США.
  3. При перевозке гуманитарных грузов к ставке сборов, взимаемых при въезде и транзите автотранспортных средств, применяется понижающий коэффициент 0,5.
  4. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

1.6. Налоговая база

Налоговая база – один из обязательных элементов налогообложения, который должен быть определен законодательно (ст. 69 НК РУз). В соответствии с НК РУз налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 71 НК РУз).

Понятия объекта налогообложения и налоговой базы взаимосвязаны. Объектом налогообложения является имущество, действие, результат действия или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика налогового обязательства (ст. 70 НК РУз).

Вопросов по поводу стоимостной характеристики не возникает, если объектом является, допустим, прибыль или сумма дохода. А как определить налоговую базу, например, по земельному налогу с юридических лиц? В налоговом законодательстве Республики Узбекистан объектом налогообложения земельным налогом с юридических лиц являются земельные участки, находящиеся у юридических лиц на правах собственности, владения, пользования или аренды (ст. 426 НК РУз). При определении налогооблагаемой базы для земельного участка учитывается общая площадь земельного участка за вычетом площадей земельных участков, не подлежащих налогообложению в соответствии с частью второй статьи 427 налогового Кодекса Республики Узбекистан. Из этого следует, что для каждого налога установлен свой порядок определения налоговой базы.

1.7. Особенности уплаты

Помимо обязанности исчислить налог, налогоплательщик обязан правильно и в установленный срок уплатить этот налог. Если говорить о сроках уплаты налогов, то эти сроки устанавливаются применительно к каждому налогу. Например, согласно ст. 293 НК РУз уплата Акцизного налога производится ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за налоговым периодом.

1.8. Налоговая отчетность

Налоговая отчетность это документ налогоплательщика, который включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям, составляется по форме, утверждаемой Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан (ст. 81 НК РУз).

1.9. Избежание двойного налогообложения (страны, особенности регулирования)

Двойное налогообложение это одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано тем, что налоговый нерезидент (физическое и юридическое лицо, не проживающее постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от общемировой прибыли одновременно и по месту своего фактического нахождения и по месту своего гражданства. Для избегания подобных коллизий, страны заключают соглашения об избежании двойного налогообложения.

Список стран, с которыми Узбекистан заключил международные договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов:

Особенности регулирования. Если действующее соглашение устанавливает правила, отличающиеся от предусмотренных налоговым законодательством Узбекистана, должны применяться правила соглашения. Однако необходимо помнить, что в Узбекистане существует механизм применения правил соглашений, который базируется на тезисе о том, что иностранное юридическое лицо, желающее получить льготу (в части понижения ставки налогообложения вплоть до нулевой), должно доказать, что оно имеет постоянное местопребывание именно в той стране, на соглашение с которой оно ссылается.

1.10. Постоянные учреждения

Под постоянным учреждением иностранного юридического лица в Республике Узбекистан (Далее по тексту – ПУ) признается постоянное место деятельности, через которое это иностранное юридическое лицо полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан (ч.1., ст. 36 НК РУз).

Под постоянным учреждением понимается, в частности:

  1. любое место управления, филиал, отделение, бюро, контора, офис, кабинет, агентство, фабрика, мастерская, цех, лаборатория;
  2. место осуществления производства, переработки, комплектации, фасовки и упаковки товара;
  3. любое место, в том числе склад, используемое в качестве торговой точки;
  4. рудник (шахта), нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;
  5. установка или сооружение (включая его монтаж), используемое для изучения (разведки), разработки, добычи и (или) эксплуатации природных ресурсов, но только при условии, что установка или сооружение используется или готово к использованию в течение более ста восьмидесяти трех дней;
  6. любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом, газопроводом;
  7. любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов.

Постоянным учреждением признается также:

  1. строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект либо связанная с ними надзорная (контрольная) деятельность, при условии, что такая площадка, объект или деятельность существуют или продолжаются более ста восьмидесяти трех дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода;
  2. оказание услуг, включая консультационные услуги, выполняемых этим иностранным юридическим лицом посредством своих служащих или другого нанимаемого им персонала для этих целей, при условии, что такая деятельность продолжается (для одного и того же или связанного проекта лица или связанной стороны иностранного юридического лица) не менее ста восьмидесяти трех дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода (ст. 36 НК РУз).

1.11. Образования ПУ

Деятельность иностранного юридического лица образует постоянное учреждение в соответствии с положениями статьи 36 НК с даты начала осуществления такой деятельности в Республике Узбекистан.

Датой начала осуществления иностранным юридическим лицом деятельности в Республике Узбекистан в целях применения НК признается дата:

1.12. Постановка ПУ на учет в налоговых органах

Однако, факт постановки на учет в органе государственной налоговой службы постоянного учреждения не является моментом образования этого постоянного учреждения. Постоянное учреждение нерезидента будет считаться образованным вне зависимости от воли нерезидента.

[1] Представленная информация не является исчерпывающей

[2] Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему (ст.23 НК РУз).

[3] В Республике Узбекистан базовая расчетная величина установлена в размере 223 000 сум, что эквивалентно 24 долларам США

Добрый день,
Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/
Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на территории РФ по патентам, приравниваются к временно пребывающим. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на основании патента регулируются ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ.

С 1 января 2015 года, работодатели обязаны уведомлять территориальный орган ФМС РФ о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с иностранцами, временно проживающими в РФ. Срок подачи уведомления - не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, ст. 7 Федерального закона N 357-ФЗ.
Уведомление нужно представлять только в территориальное отделение ФМС РФ в субъекте РФ, на территории которого трудится сотрудник - иностранный гражданин.
С 3 февраля 2015 года введены новые формы уведомлений о приеме и увольнении иностранцев. Они утверждены Приказом N 640.

Для оформления трудового договора с временно пребывающим иностранным гражданином Вам понадобятся следующие документы (статья 327.3 ТК РФ):

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
Если паспорт или документ удостоверяющий личность составлен на иностранном языке, то к этому документу необходимо иметь построчный перевод, заверенный нотариально.

2) трудовая книжка;
Если работник прибыл из страны бывшего СССР, у него может быть трудовая книжка советского образца. В этом случае, оформлять новую трудовую книжку не нужно, все записи (в т. ч. о приеме на работу) следует вносить в представленную трудовую книжку.
Если представлена трудовая книжка иностранного государства, то работодатель должен завести новую трудовую книжку по утвержденной форме (как работнику, который принимается на работу впервые)
Если ранее иностранец не работал в России или за рубежом и не может Вам представить трудовую книжку российского образца, то Вы обязаны завести ему новую.

3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
Если иностранец впервые устраивается на работу на территории РФ, то работодатель (т.е. Вы), в качестве страхователя должны оформить на него страховое свидетельство, если:
- иностранный работник имеет статус постоянно или временно проживающий в РФ;
- иностранный работник является временно пребывающим в РФ, и с ним заключен трудовой договор на срок более 6 месяцев или бессрочный;
- иностранный гражданин, с которым заключается договор подряда (оказания услуг, выполнения работ).

4) документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

6) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ;
Предъявление данного документа не требуется, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ;

7) разрешение на работу или патент - при приеме на работу временно пребывающего в РФ ино-странного гражданина (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

С1 января 2015 года в трудовом договоре с иностранными гражданами нужно указывать сведения:
- о полисе добровольного медицинского страхования (о договоре на медобслуживание иностранца);
- о наличии разрешения на работу или патента;
- о разрешении на временное проживание или о виде на жительство в России (в зависимости от статуса иностранца).

Ставки страховых взносов во внебюджетные фонды, с 2015 года для временно пребывающих иностранных граждан, не являющихся высококвалифицированными специалистами, работающих по патенту, установлены следующие:

Взносы в ФФОМС: с выплат временно пребывающим иностранным гражданам не начисляются.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – по тем же тарифам, что и для российских граждан.

Доходы иностранных граждан, работающих на территории РФ ПО ПАТЕНТУ, с 2015 года незави-симо от времени нахождения иностранца в России, должны облагаться НДФЛ по ставке 13%. Эти изменения внесены Федеральным законом № 368-ФЗ от 24.11.2014.

Таким образом, для иностранных граждан, уплачивающих авансовые платежи по патенту, предусмотрено исключение в п. 3 ст. 224 НК РФ, поэтому независимо от наличия/отсутствия статуса резидента, НДФЛ по таким работникам c 01.01.2015 должен исчисляться по ставке 13%.


С 2019 года НДФЛ уплачивается по единой ставке 12%, расчет сдается ежемесячно, а уплата – не позднее срока его представления. Ставка налога на дивиденды и проценты физлиц-резидентов снижается с 10 до 5% (см. ЗРУ-508 от 24.12.2018 г. ) .

Шкала по НДФЛ отменяется и устанавливается единая ставка

По налогу на доходы физических лиц – резидентов вместо действующей 4–ступенчатой шкалы налогообложения в 2019 году вводится единая ставка – 12% ( ст. 181 НК) . Дивиденды и проценты, выплачиваемые физлицам – резидентам, облагаются теперь налогом по ставке 5% (в 2018 году – 10%).

Отмена действующего порядка расчета НДФЛ:

  • значительно снизит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, что очень важно как для работников, так и для работодателей;
  • упростит порядок исчисления налога, что особенно важно для бухгалтеров.

Платить больше НДФЛ теперь будут арендодатели – владельцы имущества. Ставка для них также будет 12%. Напомним, что ранее они уплачивали налог по минимальной ставке – 7,5% в 2018 г. Также увеличится налог и с других доходов, которые облагались по минимальной ставке:

  • дополнительные выплаты за работу в высокогорных, пустынных и безводных районах;
  • за выполнение временных сельхозработ по направлению предприятий и организаций;
  • безвозмездно полученные от физлиц доли, паи и акции;
  • от продажи физлицами собственной недвижимости.

При непредставления физлицом справки с места прежней основной работы или ИНН НДФЛ удерживался по максимальной ставке. Теперь в связи с отменой шкалы доходы физлица в этом случае будут облагаться без применения льгот, предусмотренных абзацем четвертым пункта 1 статьи 179 (материальная помощь) и статьей 180 НК. Также утрачивает смысл норма о подаче заявления в бухгалтерию на удержание налога по максимальной ставке при получении физлицом доходов не по месту основной работы или от других юрлиц.

Отменяется норма, согласно которой работодатель обязан был в течение 30 дней письменно сообщить в ГНИ о суммах, выплаченных работнику после прекращения с ним трудового договора.

Сокращается перечень физлиц, полностью освобожденных от налогообложения

Из перечня исключены ( ч. 1 ст. 180 НК) :

  • военнослужащие Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов, а также военнообязанные, призванные на учебные или поверочные сборы, – по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных ими в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей);
  • судьи Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работники органов прокуратуры, имеющие классные чины, – по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.

Расчет будет сдаваться ежемесячно

Отчетным периодом для налоговых агентов, удерживающих НДФЛ у источника выплаты дохода, теперь является месяц ( ст. 183 НК) . Сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанного налога на доходы физических лиц ( прил. № 2 к постан. МФ и ГНК, рег. МЮ № 2439 от 22.03.2013 г.) должны представляться ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года - в срок представления годовой финотчетности.

Теперь в сведениях отражается информация в разрезе каждого физлица о начисленных:

  • доходах в виде оплаты труда, суммах удержанного НДФЛ и уплаченных взносов на ИНПС;
  • имущественных доходах (за исключением процентов и дивидендов)
    и доходах в виде материальной выгоды, суммах удержанного у источника выплаты НДФЛ.

По физлицам, получившим доходы не по месту основной работы, в течение 30 дней после окончания налогового периода в ГНИ представляется специальная справка. Теперь в ней отражаются только доходы в виде материальной выгоды, не обложенные у источника выплаты.

Срок уплаты ограничивается

НДФЛ уплачивался налоговым агентом одновременно с представлением документов в обслуживающий банк для получения денежных средств. С 2019 года срок уплаты ограничивается сроком представления расчета.

При представлении документов на получение аванса по зарплате за первую половину месяца налог по-прежнему не уплачивается. Также сохранен срок уплаты налога при натуральных выплатах, разрешенных законодательством, – в течение 5 дней после окончания месяца, в котором они произведены.

Порядок налогообложения по декларации о доходах скорректирован

Подлежащие налогообложению доходы, полученные физлицом из двух и более источников, облагались налогом на основании декларации, если к ним не применялась максимальная ставка ( ст. 189 НК) .

В связи с отменой шкалы налогообложения и установлением единой ставки налога декларацию в этих случаях теперь представлять не нужно.

Также декларация о доходах не представляется, если с доходов,
полученных налогоплательщиком не по месту основной работы, НДФЛ был удержан по его заявлению. Исключение составляют доходы, полученные из источников:

  • за пределами Узбекистана;
  • не являющихся налоговыми агентами.

Предварительная декларация по доходам от аренды недвижимости не нужна

С 1 января 2019 года договоры аренды недвижимого имущества обязательно ставятся на учет в налоговых органах ( Положение , рег. МЮ № 3077 от 11.10.2018 г.) . Поэтому представлять предварительную декларацию по доходам от аренды недвижимости теперь не нужно. Внесены изменения и в порядок уплаты налога по таким доходам. Налог уплачивается, как и прежде, ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем получения дохода. Так как предварительная декларация не представляется, основанием для уплаты будет служить извещение налогового органа.

Закон опубликован в газете «Народное слово» и вступает в силу с 1.01.2019 г.

Подробно с изменениями налогового законодательства вы можете ознакомиться на семинарах, проводимых Г. Эргашевой , С. Голосовой и И. Подольской в Центре профессионального развития «Norma».

Читайте также: