Кем назначается на должность руководитель федеральной налоговой службы

Опубликовано: 22.04.2024

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

    Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

        • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
        • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

        Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

        Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

            • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
            • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

            Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

            • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
            • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
            • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
            • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
            • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
            • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
            • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
            • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
            • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
            • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
            • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
            • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

            Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

            • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
            • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
            • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
            • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
            • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
            • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

            Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

            Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

            Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

            В целях совершенствования порядка назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 15.03.2005 N 295 "Вопросы Федеральной налоговой службы", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" приказываю:

            1. Назначение на руководящие должности в территориальных органах Федеральной налоговой службы производить в следующем порядке:

            1.1. Руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) - приказом Министра финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной налоговой службы, после личного собеседования руководителя ФНС России с кандидатом, назначаемым на должность, и заключения начальника Управления кадров.

            На основании приказа Министра финансов Российской Федерации Федеральной налоговой службой издается приказ о вступлении в должность руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа).

            1.2. Начальника межрегиональной инспекции ФНС России - приказом руководителя Федеральной налоговой службы, после его личного собеседования с кандидатом, назначаемым на должность, по заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа.

            1.3. Заместителя руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), заместителя начальника межрегиональной инспекции ФНС России - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), начальника межрегиональной инспекции ФНС России, заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа, после его личного собеседования с кандидатом, назначаемым на должность.

            1.4. Начальника инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня ФНС России - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа, после личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

            1.5. Начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению начальника соответствующей межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа, после личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

            1.6. Заместителя начальника инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня - приказом руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) после личного собеседования с кандидатом, по представлению начальника инспекции, заключению начальника кадрового подразделения управления и согласованию с заместителем руководителя управления, координирующим работу инспекции.

            Работников аппарата управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) - приказом руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) после личного собеседования с кандидатом, по представлению начальника соответствующего отдела управления и согласованию с заместителем руководителя управления, координирующим работу подразделения аппарата управления.

            1.7. Заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом начальника соответствующей межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам после личного собеседования с кандидатом, по представлению начальника инспекции, начальника соответствующего отдела межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, заключению начальника кадрового подразделения межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и согласованию с заместителем начальника межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, координирующим работу инспекции.

            1.8. Начальника отдела межрегиональной инспекции ФНС России - приказом начальника инспекции по представлению заместителя начальника инспекции, координирующего работу отдела, заключению начальника Управления кадров ФНС России и согласованию с заместителем руководителя Федеральной налоговой службы, координирующим работу инспекции.

            Других работников межрегиональной инспекции ФНС России - приказом начальника инспекции после личного собеседования с кандидатом на основании представления начальника соответствующего структурного подразделения инспекции и по согласованию с заместителем начальника инспекции, координирующим работу данного структурного подразделения.

            1.9. Начальника отдела инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня - приказом начальника инспекции по представлению заместителя начальника инспекции, координирующего работу данного структурного подразделения, заключению начальника кадрового подразделения управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) и согласованию с заместителем руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), координирующим работу данного территориального органа, после его личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

            Других работников инспекции - приказом начальника инспекции после личного собеседования с кандидатом, на основании представления начальника соответствующего структурного подразделения инспекции по согласованию с заместителем начальника инспекции, координирующим работу данного структурного подразделения.

            1.10. Начальника отдела межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по представлению заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, координирующего работу данного структурного подразделения, заключению начальника кадрового подразделения соответствующей межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и согласованию с заместителем начальника межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, координирующим работу данного территориального органа, после его личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

            Других работников межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам после личного собеседования с кандидатом, на основании представления начальника соответствующего структурного подразделения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по согласованию с заместителем начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, координирующим работу данного структурного подразделения.

            1.11. Руководителей организаций, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению заместителя руководителя ФНС России, координирующего работу данной организации, после его личного собеседования с кандидатом, назначаемым на должность, и заключению начальника Управления кадров.

            Других работников указанных организаций - приказом руководителя организации.

            2. При назначении на должности, указанные в пунктах 1.1-1.5 настоящего приказа, в ФНС России представляются документы и сведения, указанные в частях 2 и 3 статьи 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

            3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 03.06.2005 N САЭ-3-15/231@ "О порядке назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы".

            Руководитель Федеральной
            налоговой службы

            Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

            Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

            Приказ Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2019 г. N ММВ-7-4/44@ "О порядке назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы"

            В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации или же его главного бухгалтера. С августа 2016 года сотрудники налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

            Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

            На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации.

            Дача пояснений или допрос?

            Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить налоговую службу, чтобы задать несколько вопросов о сданной отчетности или получить объяснения по той или иной финансовой операции.

            В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить налоговую инспекцию или делегировать эту обязанность доверенному лицу: главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ).

            Обойти стороной дачу пояснений и не платить штраф можно, следуя тексту Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. Согласно ему отказ от дачи пояснений генеральным директором, главным бухгалтером или иным доверенным лицом компании, при условии их явки по уведомлению, не является основанием для привлечения их к административной ответственности.

            Нередки случаи, когда руководство компании предпочитает отделаться штрафом и не тратить свое время на общение с инспекторами, что по определению не может быть верным. Мы согласны – факт оплаченного административного штрафа является основанием считать вопрос исчерпанным. Однако инспекторы не приглашают к себе директора без веских на то причин. Следовательно, они могут прибегнуть к более серьезной мере – вызвать руководителя на допрос.

            Допрос является обязательной процедурой при условии, что у генерального директора нет уважительной причины в нем не участвовать. На допрос вызывают не уведомлением, а повесткой, исходя из Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. В отличие от дачи пояснений, на допросе в обязательном порядке должен присутствовать генеральный директор.

            Далее неявка без уважительной причины подразумевает под собой штраф в размере 1000 рублей, а за отказ от дачи показаний во время допроса придется заплатить 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Важно помнить, что размер штрафа в данном случае – мера несущественная. Но отказ налоговой службы в налоговом вычете по НДС может стоить куда больших финансовых потерь.

            Когда могут вызвать в ИФНС?

            В подавляющем большинстве случаев «приглашения» от налоговой службы поступают в ходе выездной или камеральной налоговой проверки. Инспекторы стараются придерживаться именно этих периодов, так как при обращении в суд с исковым заявлением на проверяемую компанию ФНС имеет больше шансов выиграть дело.

            Все объясняется наличием свежих доказательств виновности хозяйствующего субъекта, если таковые будут найдены. К слову скажем, что обращения в суд со стороны налоговой службы в ходе проверки – это весьма распространенная практика, о чем следует помнить руководству компании.

            Номинальный директор в качестве представителя компании

            В России на протяжении последних 25 лет широко применятся практика назначения так называемых номинальных директоров. Номинальным называют директора, который числится руководителем организации во всех уставных документах, имеет право подписи и де-юре является официальным представителем фирмы.

            Де-факто он не имеет никаких руководящих полномочий и выполняет исключительно те обязанности и поручения, которые ему спускаются от лица, назначившего его на эту должность. В рамках налоговых мероприятий отправка номинального директора на беседу с инспекторами – далеко не лучший вариант.

            Дело в том, что инспекторы будут задавать вопросы, касающиеся финансовой деятельности компании. Номинальный директор с большой долей вероятности не сможет на них ответить, так как не располагает достоверными сведениями.

            В диалоге с представителями некоторых компаний нам стало известно, что ставленники нередко обращаются к консультационной помощи по телефону непосредственно в ходе диалога с инспекторами, рассчитывая получить ответы на заданные вопросы. Такое поведение приводит к однозначному выводу со стороны сотрудников налоговой службы о несостоятельности данного лица в принятии решений, а значит, это служит поводом усомниться в законопослушности организации.

            Однако в российском законодательстве нет такого понятия, как номинальный директор, ввиду чего отсутствует и факт нарушения закона. Собственно, поэтому данная практика существует и по сей день. Будет ли реальный руководитель доволен результатом такой дачи пояснений или допроса в ИФНС? Полагаем, что нет.

            Какую цель преследует налоговая?

            Если сотрудники службы намерены беседовать с вашей организацией через ее представителя, значит, у них появились подозрения о том, что ваша фирма сотрудничает с фирмами-однодневками и/или ведет искусственный документооборот с целью уклонения от уплаты налогов. Чтобы достичь цели, инспекторы ведут диалог с генеральным директором и бухгалтером организации по отдельности, однако вопросы задают по сути те же самые.

            Если показания между ними будут разниться, это может стать веским основанием продолжить или назначить новую налоговую проверку, а далее – подать в суд на эту фирму. Более того, сотрудники налоговой службы вправе привлекать к диалогу ваших контрагентов для дачи разъяснений по той или иной хозяйственной операции.

            Какие вопросы могут задавать?

            Для того, чтобы вывести фирму на чистую воду, сотрудники налоговой задают на первый взгляд простые вопросы, на которые с легкостью сможет ответить реальны» директор и главный бухгалтер. Вот их краткий перечень.

            1. Кем подписывались и подавались документы на регистрацию юридического лица?
            2. Где находится компания, в которой вы являетесь руководителем?
            3. Кто является основными поставщиками и покупателями компании?
            4. Как и когда вы нашли ваших контрагентов?
            5. Какие меры предпринимаются в вашей компании для проверки контрагентов?
            6. Как осуществляется продажа товара (предоставления услуг)?
            7. По какому адресу хранится товар и как доставляется покупателям?
            8. Вы сами подписываете бухгалтерскую отчетность или это делает кто-то другой?
            9. Кто в вашей компании составляет трудовые договоры?
            10. Что входит в ваши должностные обязанности?

            Подготовившись к данным вопросам, генеральный директор и главный бухгалтер могут согласовать между собой ответы на них, чтобы не дать лишний повод сотрудникам ИФНС уличить вашу организацию в преступной деятельности.

            Неприятный диалог – неприятные последствия

            Налоговая служба не обладает полномочиями МВД, поэтому даже самые провальные переговоры не доводят ситуацию до трагичных событий. Однако сотрудники ИФНС имеют широкий инструментарий очернить репутацию фирмы донельзя.

            Во-первых, о вашей недобросовестности станет известно в первую очередь компаниям, с которыми вы работаете. Им будут направлены соответствующие письма, содержание которых сводится к тому, что вы – неблагонадежная организация и недобросовестный налогоплательщик.

            Для кого-то подобные уведомления – это просто «бумажки», однако, работая с вами, эти фирмы могут не получить вычеты по НДС, что уже ударит по карману и репутации. Более того, если налоговая служба сможет доказать, что директор является номинальным, его потребуют заменить.

            Игнорирование требований ФНС в данном случае бесполезно – со временем об этом станет известно общественности, так как данные будут занесены в ЕГРЮЛ. Так, на ноябрь 2016 года в Реестр было внесено порядка 18000 (!) записей «о несоответствии».

            Выводы

            Собранный и проанализированный нами материал показывает то, насколько компании должны быть заинтересованы в благоприятном исходе общения с ФНС. Любое официальное уведомление и приглашение со стороны фискального органа не должно оставаться без внимания. Мы глубоко убеждены в том, что оплата выписанных штрафов за неявку по повестке или уведомлению о необходимости посетить налоговую службу не решает проблему, так как инспекторам ничто не препятствует пригласить вас повторно.

            Отправлять человека, не смыслящего в деятельности вашей организации, – еще одна большая ошибка. Она может стоить вам не только прибыльных контрактов, но и репутации самой организации как надежного поставщика и налогоплательщика.

            Основные функции и полномочия налоговых органов 1

            За последние годы полномочия налоговых органов были существенно расширены. Отмечаются и случаи превышения должностных обязанностей со стороны налоговых инспекторов. Поэтому предпринимателям и бухгалтерам необходимо точно знать, на что работники ФНС имеют право, а какие попытки следует пресекать как незаконные.

            Структура и задачи налоговых органов

            В Российской Федерации к налоговым органам относятся Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в регионах. Органы наделены широкими полномочиями в области налогообложения.

            Функция ФНС – формирование доходной части бюджета государства. Обеспечивается это путем:

            • контроля соблюдения положений законодательства о сборах и налогах;
            • проверки правильности начисленных налогов и их своевременного внесения в бюджет;
            • регистрации и контроля деятельности субъектов налогообложения;
            • проверки подлинности документов бухгалтерского учета.

            Налоговые органы имеют право передавать материалы по фактам нарушения в органы МВД, если по этим нарушениям предусмотрена уголовная ответственность, а также подавать иски в суд.

            Система органов налогообложения едина и централизована. В иерархии есть 3 уровня:

            • федеральный;
            • региональный;
            • местный.

            Основным должностным лицом является налоговый инспектор. Его обязанность – следить за соблюдением законов в области начисления и оплаты налогов.

            Полномочия налоговых органов

            Полномочия налоговых органов

            Налоговые органы обладают широкими полномочиями. Инспекторы могут:

            • проверять документацию на бумажных и электронных носителях, связанную с начислением и внесением налоговых платежей;
            • контролировать порядок использования контрольно-кассовой техники при проведении расчетов платежными картами или наличными;
            • получать различные документы, связанные с хозяйственной деятельностью компании или предпринимателя;
            • назначать и осуществлять налоговые проверки – выездные и камеральные;
            • проводить встречные проверки, то есть, требовать документы у лиц, с которыми связан налогоплательщик, относительно которого назначена проверка;
            • привлекать для проведения проверок понятых, экспертов и переводчиков;
            • осматривать территорию предприятия и помещения, в которых могут находиться документы;
            • изымать бухгалтерскую документацию при условии, что есть угроза ее уничтожения или внесения корректировок в бумаги;
            • изымать документацию, связанную с сокрытием дополнительных источников дохода, подлежащих налогообложению;
            • начислять налоги расчетным путем, если налогоплательщик не ведет учет, ведет его с серьезными нарушениями либо более двух месяцев не предоставляет документацию, необходимую для начисления налогов;
            • требовать у предпринимателей, владельцев и руководства предприятием выполнения требований Налогового кодекса и устранять выявленные нарушения;
            • накладывать арест на счета налогоплательщика;
            • накладывать ограничения на налогоплательщика на право распоряжаться своим имуществом;
            • вызывать руководство компании или граждан для дачи пояснений по вопросам налогообложения;
            • опрашивать в качестве свидетелей граждан, располагающих информацией, необходимой для контроля начисления и уплаты налогов налогоплательщиком;
            • начислять штрафы и пени при выявлении нарушений;
            • выносить решения о привлечении к ответственности за нарушения в сфере начисления налогов.

            Налоговые органы имеют право предъявлять иски в арбитражный суд по таким поводам:

            • ликвидация предприятий;
            • признание регистрации предприятий недействительной;
            • признание совершенных коммерческих операций недействительными;
            • взыскание необоснованно полученных доходов.

            При осуществлении своих полномочий налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах. В круг обязанностей инспекторов входят проведение разъяснительной работы и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих нормах и их изменениях, а также предоставление форм отчетности и консультирование по их заполнению.

            Новый проект ФЗ

            Полномочиям ФНС в нем посвящена статья 44.13. В этой статье представители ФНС получают право составлять протоколы об административных правонарушениях, которые предусмотрены статьями:

            • 23.1;
            • 23.8;
            • 23.9;
            • частями 2-4 статьи 23.10;
            • 29.20-29.26;
            • 29.28-29.30.

            ФНС России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.4, 29.31, 29.32, 35.11 (34.11) данного Кодекса.

            Неправомерные действия и злоупотребления

            В Постановлении КС РФ от 16.07.2004 № 14-П сформулирован запрет на неправомерные действия, превышающие полномочия. В этом документе сказано, что если при проведении мероприятий контроля налоговые инспекторы руководствуются принципами, противоречащими правопорядку, то их действия превращаются в инструмент противодействия свободе предпринимательства.

            • превышение полномочий должностными лицами, представляющими налоговые органы;
            • процедурные нарушения при сборе доказательств;
            • использование полномочий в целях, противоречащих закону и интересам граждан.

            Неисполнение должностным лицом налоговых органов должностных инструкций влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст. 22 НК РФ п. 2). Ответственность закреплена в ст. 330 УК РФ «Самоуправство». Если в действиях должностного лица будут обнаружены признаки личной корыстной заинтересованности, то его могут привлечь к ответственности по статье 285 УК РФ.

            Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

            фнс превышает полномочия

            Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

            Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

            Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

            Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

            В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.

            Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.

            Доказательства, которые инспекторы в ходе проверки получили с нарушением норм, не могут быть представлены в суде. Чем больше процедурных ошибок допустит инспектор во время проверки, тем выше будут шансы опровергнуть ее результаты. Присутствие юриста во время работы инспекторов поможет грамотно зафиксировать допущенные нарушения.

            Если проверка уже прошла, но налогоплательщик считает, что были допущены нарушения, то ему следует:

            • записать должности и фамилии инспекторов, проводивших проверку;
            • потребовать предоставить копию постановления;
            • требовать письменных пояснений по всем проводимым мероприятиям.

            Далее предпринимателю потребуются услуги адвоката. Необходимо составить жалобу с подробным перечислением всех нарушений и требованием пересмотра решения. Жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган. Если будет получен отказ, то составляется исковое заявление в суд.

            Главным аргументом в противодействии превышению служебных полномочий налоговыми органами является подготовленность и осведомленность. Необходимо знать правила проведения проверок и ознакомить с ними своих сотрудников. Желательно иметь под рукой номер адвоката, к которому можно обратиться за юридической помощью.

            от 15 февраля 2007 года N САЭ-3-18/62@

            ____________________________________________________________________
            Утратил силу с 15 июня 2014 года на основании
            приказа ФНС России от 17 февраля 2014 года N ММВ-7-7/53@
            ____________________________________________________________________

            1. Утвердить прилагаемый Регламент Федеральной налоговой службы (далее - Регламент).

            2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России организовать ознакомление работников с Регламентом и обеспечить строгое выполнение требований Регламента в практической работе.

            3. Управлению делами (В.Н.Грачев) довести Регламент до территориальных налоговых органов.

            4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

            Руководитель
            Федеральной налоговой службы
            A.Э.Сердюков

            Зарегистрировано
            в Министерстве юстиции
            Российской Федерации
            5 апреля 2007 года,
            регистрационный N 9244

            Приложение

            УТВЕРЖДЕН
            приказом Федеральной
            налоговой службы
            от 15 февраля 2007 года
            N САЭ-3-18/62@

            РЕГЛАМЕНТ
            Федеральной налоговой службы

            I. Общие положения

            1.1. Настоящий Регламент Федеральной налоговой службы (далее - Регламент) устанавливает правила организации деятельности Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) по реализации ее полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

            1.2. ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

            ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

            1.3. ФНС России находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

            а) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России;

            б) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

            1.4. ФНС России и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - территориальные налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

            1.5. При осуществлении своих полномочий ФНС России непосредственно через территориальные налоговые органы взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

            Структура и штатное расписание ФНС России

            1.6. Структура и штатное расписание центрального аппарата ФНС России и структура управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекций ФНС России утверждаются Руководителем Федеральной налоговой службы (далее - Руководитель) в пределах фонда оплаты труда и численности работников (без персонала по охране и обслуживанию зданий), установленных Правительством Российской Федерации, с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений.

            Структура и штатное расписание аппарата территориального налогового органа утверждаются руководителем территориального налогового органа в пределах установленного фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий) на основе утвержденной схемы размещения территориальных налоговых органов с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений.

            Структура центрального аппарата ФНС России включает в себя руководство (Руководителя и его заместителей) ФНС России, помощников (советников) Руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности - управления центрального аппарата ФНС России.

            В управлениях центрального аппарата ФНС России образуются отделы.

            В штатное расписание управлений центрального аппарата ФНС России включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Кроме того, в указанное штатное расписание могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

            1.7. Организационное обеспечение деятельности Руководителя осуществляется помощниками (советниками) Руководителя.

            Помощники (советники) Руководителя назначаются на должность на период исполнения Руководителем своих полномочий.

            Должности категории "помощники (советники)" предусматриваются в штатном расписании вне структурных подразделений.

            Полномочия Руководителя ФНС России, его заместителей, начальников управлений центрального аппарата ФНС России

            1.8. Руководитель организует работу ФНС России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФНС России задач и функций, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, представляет ФНС России в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени ФНС России договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

            Заместители Руководителя представляют ФНС России по отдельным вопросам сфер ее деятельности, организуют и координируют осуществление функций ФНС России в соответствии с Регламентом, распределением обязанностей между заместителями Руководителя (далее - распределение обязанностей) и иными актами ФНС России, а также поручениями Руководителя.

            1.9. Руководитель распределяет обязанности между своими заместителями.

            В приказе Руководителя о распределении обязанностей указываются:

            полномочия каждого заместителя Руководителя;

            исключительные полномочия Руководителя;

            управления центрального аппарата ФНС России, территориальные налоговые органы и при необходимости подведомственные организации, координацию и контроль деятельности которых осуществляет соответствующий заместитель Руководителя;

            схема временного исполнения обязанностей Руководителя (заместителей Руководителя) на время отсутствия в связи с болезнью, отпуском или командировкой.

            В случае временного отсутствия Руководителя обязанности Руководителя исполняет один из его заместителей на основании соответствующего приказа Руководителя.

            Заместители Руководителя в соответствии с распределением обязанностей:

            взаимодействуют (в том числе ведут переписку) с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;

            координируют и контролируют работу управлений центрального аппарата ФНС России, дают поручения их начальникам;

            взаимодействуют (в том числе дают поручения) с территориальными налоговыми органами и подведомственными организациями;

            проводят совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

            рассматривают поступившие в ФНС России обращения, документы и материалы;

            рассматривают и визируют проекты документов, представляемых на подпись Руководителю;

            согласовывают проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывают заключения на них;

            осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Регламентом и приказами ФНС России.

            1.10. Начальник управления центрального аппарата ФНС России представляет ФНС России в соответствии с полномочиями, определенными в Регламенте, положении об управлении центрального аппарата ФНС России, должностном регламенте, а также на основании отдельных письменных поручений Руководителя (заместителей Руководителя).

            В соответствии с Регламентом, положением об управлении центрального аппарата ФНС России, должностным регламентом, поручениями Руководителя начальники управлений центрального аппарата ФНС России:

            осуществляют непосредственное руководство управлением центрального аппарата ФНС России, несут персональную ответственность за выполнение возложенных на управление функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины;

            взаимодействуют с иными управлениями центрального аппарата ФНС России;

            взаимодействуют (в том числе ведут переписку) с территориальными налоговыми органами, со структурными подразделениями других органов исполнительной власти, а также подведомственными ФНС России организациями;

            обеспечивают подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов ФНС России;

            обеспечивают рассмотрение поступивших в ФНС России обращений, проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них;

            обеспечивают рассмотрение и подписывают ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций;

            распределяют обязанности между своими заместителями, а также определяют должностные обязанности сотрудников управления центрального аппарата ФНС России;

            обеспечивают проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы, в том числе представляют предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о временном исполнении обязанностей, о повышении квалификации, поощрении сотрудников управления центрального аппарата ФНС России и наложении на них взысканий;

            привлекают при необходимости в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сферам деятельности ФНС России, научные и иные организации, ученых и специалистов;

            на основании выданных Руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) доверенностей подписывают от имени ФНС России договоры и другие документы гражданско-правового характера;

            проводят совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по отнесенным к их компетенции вопросам;

            осуществляют иные полномочия, установленные Регламентом, положением об управлении центрального аппарата ФНС России и поручениями (указаниями) Руководителя и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей).

            1.11. На период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой Руководителя назначается временно исполняющий его обязанности.

            В случае временного отсутствия заместителя Руководителя исполнение отдельных его полномочий может быть приказом возложено на начальника управления центрального аппарата ФНС России с его согласия.

            В случае временного отсутствия начальника управления центрального аппарата ФНС России исполнение его полномочий и должностных обязанностей, как правило, возлагается на иного работника приказом ФНС России.

            В приказе об исполнении обязанностей указываются причины временного исполнения полномочий и должностных обязанностей, срок их исполнения, ограничения по исполнению полномочий (при необходимости).

            Административные регламенты и стандарты государственных услуг ФНС России

            1.12. ФНС России организует в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, разработку административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций федерального органа исполнительной власти, эффективную работу его структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан.

            1.13. ФНС России разрабатывает и утверждает в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст.3233), перечни предоставляемых ею государственных услуг, а также обеспечивает их опубликование.

            1.14. Предоставление государственных услуг осуществляется на основе стандартов государственных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности. До утверждения в установленном порядке стандарта государственной услуги ее предоставление осуществляется на основе требований, установленных законодательством Российской Федерации.

            II. Порядок планирования и организации работы

            2.1. ФНС России планирует работу по основным направлениям своей деятельности на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, планов заседаний Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

            Читайте также: