Может ли налоговая запрашивать трудовые договоры

Опубликовано: 25.04.2024


Тема правомерности направления требований о предоставлении документов (информации) налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок, регламентированная п. 2 ст. 93.1 НК РФ широко представлена в литературе и судебной практике.

Это связано с сокращением в настоящее время выездных налоговых проверок при повышающейся роли налогового администрирования, в том числе посредством реализации такой формы налогового контроля как подтверждение действительности договорных отношений, достоверности сведений, содержащихся в них, посредством истребования информации (документов) у лиц, располагающих соответствующими документами (информацией) (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2018 по делу № А40-39237/2018, Письмо ФНС РФ от 14.10.2019 № СА-4-7/21065 «О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения»).

Судебная практика исходит из того, что информация является более широким понятием, чем документ, к информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста. В связи с чем, информация может быть получена, в том числе, путем представления документов, которые являются ее источником (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу № А19-11124/2013).

Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@ «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок» запрещает произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля, поскольку при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности.

Приведенный в настоящей статье перечень документов – является обобщением как материалов судебной практики, так и поступающих в адрес хозяйствующих субъектов соответствующих требований и не является исчерпывающим:

Наименование документов

(информации)

Правомерность истребования, документов налоговым органом подтвержденная материалами судебной практики

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 по делу № А70-9661/2018

Договоры, дополнительные соглашения

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2018 по делу № А42-7751/2017

Спецификации, заявки на поставку товара,

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № А50-23230/2017

Счета, счета - фактуры

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, журнал-ордер № 01

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу № А71-14251/2018

Расшифровки счетов (показателей)

Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 по делу № А70-8627/2018

Акты о зачете взаимных требований

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А60-35586/2018

Акты сверки расчетов

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016

Акты приемки работ (услуг)

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № А38-8770/2018

Справки о стоимости

Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований

Справки о выполненных работах

Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714 по делу № А19-22283/2016

Сводный сметный расчет

Ведомости учета движения денежных средств

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу № А27-4903/2017

Товарно-транспортные накладные, товарные накладные

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу № А46-4917/2019

Универсальные передаточные документы

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016

Товарные (кассовые) чеки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу № А66-2724/2017

Расходные и приходные кассовые ордера

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу № А50-24114/2014

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу № А55-3967/2018

Ведомости аналитического учета по счетам

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017

Карточки бухгалтерских счетов

Сертификаты соответствия, технические паспорта

Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № А38-8770/2018

Реестры владельцев ценных бумаг, эмитентом которых является акционерное общество за период

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 по делу № А40-205181/2015

ФИО, должность, телефоны сотрудников, в обязанности которых входит поиск контрагентов, ведение переговоров

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № А50-23230/2017

ФИО, телефоны сотрудников, осуществлявших доставку товара, наименование и регистрационные номера автотранспортных средств, сведения о маршрутах (пункты погрузки-разгрузки)

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.01.2017 по делу № А09-6454/2016

Информация о наличии транспортных средств в собственности либо аренде

Копии трудовых договоров с дополнениями и изменениями за период, должностные инструкции, приказы о назначении и приказы о направлении работника в командировку за пределы РФ за период, документы, свидетельствующие о нахождении в командировке за пределами РФ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2018 по делу № А56-22139/2017

Нижеуказанные документы (информация) истребовались налоговым органом у обслуживающих Банков

Договор банковского счета

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2018 по делу № А42-3918/2017

Заявление на открытие банковского счета

Сертификаты ключа подписи

Карточки с образцами подписей и оттиска печати

Объявление на взнос наличными

Сведения об использовании Банком интернет-технологий - IP-адреса, с которых клиентом производилось направление платежных поручений, МАС и EXTIP-адреса по осуществлению доступа к системе «Банк Клиент», сведения о телефонном номере, который использовался клиентом для соединения с системой «Банк Клиент»

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2018 по делу № А25-2985/2017

Акты приема-передачи программных и криптографических средств клиента

Протокол соединения по клиенту

Информация о лицах, имеющих право распоряжаться денежными средствами и о физических лицах, снимающих (обналичивающих) денежные средства с расчетных счетов

Приказ о приеме работника на работу в отношении руководителя и лиц, имеющих права подписи в карточке с образцами подписей и оттиском печати

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.11.2018 по делу № А14-23645/2017

Карточки регистрации электронных ключей, доверенности, заявления на изготовление и получение электронных ключей ЭЦП

Доверенности на лиц, представляющих в банке клиента

Таким образом, несмотря на открытый перечень документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, в каждом конкретном случае необходимо проверять законность, целесообразность, разумность и обоснованность истребования документов (информации).

Содержание требования о предоставлении документов (информации) должно быть конкретным, исключающим возможность неоднозначного толкования при отсутствии чрезмерного количества запрошенных документов.

В нижеуказанных судебных актах, судами была принята позиция лиц, у которых документы (информация) были истребованы:

Основания для отказа лицом, получившим требование в предоставлении налоговому органу документов (информации)

Правомерность отказа в предоставлении документов (информации) получателем требования налоговому органу, подтвержденная материалами судебной практики и/или разъяснениями ФНС

Требование не содержит информации относительно правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017

Налоговым органом истребованы аналитические справки, отчеты

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу № А40-247282/16, п. 4 Письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ «О налоговых проверках»

Не указаны основания для истребования документов (из направленного налоговым органом требования не следовало, что документы истребуются им в рамках проведения налоговой проверки)

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.09.2018 по делу № А17-9516/2017, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 по делу № А27-12323/2016

Не возможно идентифицировать документы (информацию), которую необходимо представить лицу налоговому органу

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.02.2018 по делу № А19-5080/2017

Перечень документов, носит неконкретный, обобщающий характер, из которого нельзя установить, в каком количестве и что непосредственно было истребовано налоговым органом. В требовании отсутствуют наименования и реквизиты истребуемых документов, не расшифрован состав «полученных и выданных счетов-фактур», «договоров», «актов выполненных работ», «товарно-транспортных накладных»; «контрактов на поставку импортируемых товаров», «грузовых таможенных деклараций», «платежных документов».

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу № А55-17265/2008

Документы истребованы не по конкретной сделке, а по всем сделкам с контрагентом за три года

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.04.2017 по делу № А14-14883/2015

Не обозначены идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой истребуется информация

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 по делу № А75-6717/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 по делу № А51-14515/2016

Требование не содержит информации в отношении какого конкретно контрагента налоговый орган истребует документы

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 по делу № А40-211149/2018

Запрашиваемые документы не имеют отношения к предмету проверки банка, поскольку не содержат информации относительно правильности исчисления и уплаты ООО земельного налога, транспортного налога, налога на имущество организаций и НДФЛ, из содержания требования не следует, что оно выставлено для представления конкретных документов по сделкам, и в отношении лица по которому проводится налоговая проверка.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017

Налоговым органом не представлено доказательств наличия истребуемых документов у ИП, который в устной форме давал пояснения об отсутствии у него хозяйственных отношений с проверяемым налогоплательщиком

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2018 по делу № А12-34808/2017

Широкие полномочия налогового органа и их ограничения

Налоговому праву присущ императивный характер норм (т.е. эти нормы не допускают выбора, требуют безусловного исполнения). В этом несложно убедиться, ознакомившись с содержанием ст. 23 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает обязанности налогоплательщиков. Одной из них является обязанность представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность такого исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления). Уже из содержания одной этой статьи очевидно наличие расширенных полномочий налогового органа по отношению к налогоплательщикам.

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора или страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг. Следующим же пунктом указанной статьи допускается истребование документов при рассмотрении материалов налоговой проверки. А далее предусматривается возможность истребования документов (информации) и вовсе вне рамок проверок.

Несмотря на широкие полномочия налогового органа, законодатель предусмотрел и ограничения. Так, в НК РФ установлено, что налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) вне рамок налоговых проверок только при возникновении обоснованной необходимости относительно конкретной сделки и при указании сведений, позволяющих идентифицировать эту сделку.

По нашему мнению, наличие четкого механизма истребования и его оснований благоприятно отразилось бы на правоприменительной практике и уменьшило бы количество негативных последствий, с которыми сталкиваются налогоплательщики после того, как получают такие требования, будучи зачастую не осведомленными о законности истребования, порядке исполнения и последствиях непредоставления документов (информации).

Чтобы определить правомерность истребования налоговым органом документов вне рамок налоговых проверок, следует разобраться в трех аспектах. Рассмотрим каждый из них.

Какой налоговый орган может истребовать документы?

С 2007 г. Министерство финансов придерживается единообразного подхода и неоднократно давало разъяснения в письмах от 6 августа 2019 г. № 03-02-08/59105, от 22 января 2014 г. № 03-02-07/1/2057, от 19 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-190 и от 29 марта 2007 г. № 03-02-07/1-146. Так, ведомство сообщило, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, может направлять поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора или страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Следовательно, истребовать документы (информацию) может как налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иное мероприятие налогового контроля, так и налоговый орган по месту нахождения лица, у которого истребованы документы (информация).

Дополнительно следует отметить, что положения ст. 93.1 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок у последующих организаций, а также запрета на истребование сведений об обстоятельствах финансовой деятельности контрагентов и о должностных лицах, контролирующих от имени контрагента финансовые потоки. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в Определении от 6 августа 2018 г. № 309-КП8-10528 по делу № А60-59810/2017.

Отождествляет ли законодатель документы и информацию?

Из контекста статьи кажется, что понятия эти если не тождественны, то очень схожи. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо проанализировать иные нормы НК РФ и обратиться к другим законодательным актам.

Однозначно можно утверждать, что документ – это надлежащим образом оформленная информация, по форме и содержанию отвечающая тем или иным требованиям, обычно имеющая определенный срок хранения. Следовательно, документ содержит информацию, но информация – не всегда документ. Информация – более широкое понятие по отношению к документу. Можно предположить, что именно по этой причине законодатель в ст. 129.1 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу (а не за непредоставление документов).

Применение ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ, ввиду отсутствия единообразия в терминологии не могло не стать причиной судебного прецедента. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2013 г. № 11890/12 было установлено, что неправильная квалификация налогового правонарушения является основанием для признания решения налогового органа в части привлечения к ответственности недействительным.

Из анализа ст. 93.1 НК РФ становится ясно, что законодатель все-таки разграничил понятия «документы» и «информация»: в п. 1, 3–5 говорится о документах и информации, а в п. 2, устанавливающем порядок истребования сведений о конкретных сделках вне рамок налоговых проверок, упоминается только о предоставлении информации. Таким образом, вне рамок налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только информацию. Соответственно, понятия «документы» и «информация» не тождественны.

Что значит обоснованная необходимость?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к правоприменительной практике. Особого внимания заслуживает Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2020 г. по делу № А40-211149/18-115-4949.

Кратко – о сути дела: ООО «Артек» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным требования налогового органа о представлении документов (информации) на основании ст. 31 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Судами было установлено, что налоговый орган запросил документы (информацию) за период с 2015 по 2017 г. При этом в отношении налогоплательщика не проводилась выездная проверка, т.е. требование о предоставлении документов за три налоговых периода не связано с налоговой проверкой заявителя. Также судами не установлено, в отношении какой сделки или в отношении какого контрагента заявителя запрошена информация.

После длительного рассмотрения дела суд кассационной инстанции направил его на новое рассмотрение, результатом которого и явилось указанное выше решение Арбитражного суда г. Москвы. Арбитражный суд Московского округа, отменяя судебные акты, указал, что в целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью общества его исполнить содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность представить документы (информацию) возложена на общество законно и налоговому органу действительно необходимо было их получить.

Отсюда можно сделать вывод, что обоснованная необходимость включает следующие составляющие:

  • мероприятие налогового контроля, в ходе которого требуются запрашиваемые документы (информация);
  • указание контрагента или конкретной сделки.

Представители юридической науки справедливо отмечают, что при указании контрагента, сведения о котором запрашивает налоговый орган, должна проводиться налоговая проверка 1 . Если налоговый орган указывает на совершение конкретной сделки, направляя требование о предоставлении документов (информации), действия налогового органа правомерны. Причины определения периода, к которому относятся истребуемые документы, не влияют на правомерность истребования документов вне рамок налоговой проверки относительно конкретной сделки (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. по делу № А45-15387/2020).

Отметим, что, несмотря на длительное применение ст. 93.1 НК РФ, единообразия правоприменительной практики не выработано. Так, некоторые суды занимают позицию, согласно которой для налогового органа не имеет значения обоснованность. Например, отсутствие в оспариваемом требовании указания на проведение мероприятия налогового контроля и причин для истребования документов не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены ст. 93.1 НК РФ (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. по делу № А45-15387/2020).

Таким образом, применение п. 2 ст. 93.1 НК РФ само по себе безоговорочно не возлагает обязанности на налогоплательщика. Более того, применение этого пункта налоговым органом для целей, не указанных в НК РФ, является заведомым превышением им своих полномочий.

1 Брызгалин А.В., Анфёрова О.В. Представление информации по запросу налогового органа // Налоги и финансовое право. – 2015. – № 5. – С. 102–105.

Любой предприниматель или юридическое лицо, использующие наемный труд, обязаны позаботиться о правильном и своевременном оформлении своих сотрудников в соответствии с действующим ТК. Использование труда других людей без должного официального оформления является крупным нарушением и даже преступлением, поскольку наносит ущерб правам самого работника, а также государству.

  • Что грозит предпринимателю, решившему не выплачивать полагающиеся налоги и отчисления за своих сотрудников?
  • Какова будет ответственность юридического лица, на чьей фирме работники подписали трудовой договор значительно позже того, как начали свою деятельность?
  • Как может быть выявлено данное нарушение и на основании чего назначается наказание?

Виды ответственности работодателя перед сотрудником за нарушение трудового законодательства: дисциплинарная, материальная, административная, уголовная

Причины, по котором введена ответственность за нарушение оформления работника

Любой труд должен оформляться официально, будь то установление трудовых отношений с наемным рабочим у индивидуального предпринимателя, с сотрудником ООО, госпредприятия, фирмы. В чем опасность пренебрежения этими обязанностями?

Незарегистрированные работники, получая заработную плату «в конвертах», обрекают себя на такие возможные последствия таких отношений с работодателем:

  • они не защищены от произвола руководителя в случае незаконного увольнения, задержки или отмены отпуска, несвоевременных выплат и т.п.;
  • лишаются поддержки государства в страховой сфере;
  • теряют в стаже и начислениях в Пенсионный фонд, а значит, в будущей пенсии.

Ущерб государства – в недоимке значительного количества налогов и фондовых взносов.

Такие серьезные негативные последствия обусловили серьезное отношение к такого рода правонарушениям со стороны контролирующих органов. Ответственность работодателя за неоформленных сотрудников была ужесточена.

Чтобы не было проблем

Чтобы избежать множества неприятностей, о которых мы поговорим ниже, нужно вовремя и правильно оформлять трудовые отношения. Для того, чтобы поступивший на работу сотрудник официально был зачислен в штат, работодателю нужно:

  • заключить с ним трудовой договор;
  • быть зарегистрированным в ПФР и ФСС и вовремя сдавать туда соответствующие отчеты;
  • документально соблюсти кадровую процедуру: заявление от нанимаемого, приказ о зачислении, оформление личной карточки, запись в трудовой, роспись в ознакомлении с должностной инструкцией и т.п.

ВАЖНО! Рекомендуемая форма трудового договора от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Главным доказательством оформления отношений «работник-работодатель» является трудовой договор с подписями обеих сторон. При приеме на работу его надо оформлять и подписывать в 3 идентичных экземплярах: для сотрудника, для работодателя и для предоставления в Службу занятости.

В договоре обязательно должны быть указаны:

  • полное ФИО нанимаемого;
  • реквизиты работодателя;
  • должность, на которую поступает работник (должна соответствовать квалификационному перечню);
  • собственноручные подписи работодателя и сотрудника.

Неправильно оформленный трудовой договор – уже повод для штрафа, а его отсутствие – и для более серьезной ответственности.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Для оформления сотрудника закон отводит не более трех дней, дальнейшие проволочки считаются уже нарушением, караемым штрафом.

Два вида ответственности

Физические и юридические лица, используя труд наемных сотрудников, по-разному ответственны за их оформление перед государством.

Часто случается, что ИП игнорирует договоры о найме, что не освобождает их от ответственности в случае установления этого факта, особенно на фоне ужесточившегося контроля. Юридические лица чаще допускают нарушения и просрочки оформления. И тем, и другим за такие нарушения грозят очень серьезные, хоть и различные наказания.

Рассмотрим формы ответственности в зависимости от типа работодателя.

Что грозит «экономному» ИП

Если частный предприниматель не выполняет всю работу сам, а нанимает других людей, он должен подчиняться требованиям ТК РФ. Вполне понятно желание сэкономить на налогах и отчислениях, не хочется тратить время и силы на официальную регистрацию. Однако, в случае выявления незаконных сотрудников ИП может получить такие неприятности и финансовые потери, что никакая экономия на выплатах с ними не сравнится.

Если сотрудник проработал по найму 3 и более дня, а договор с ним так и не заключили, тем самым откладывается дата начала сбора налогов и отсчет стажа, а значит, образуется ущерб. Чем позже оформлен работник, тем выше этот ущерб. В зависимости от времени просрочки и количества таких сотрудников ответственность может быть административной или уголовной.

  • назначение штрафа в размере 1-5 тыс. руб. за каждого сотрудника;
  • принудительную остановку работы организации на срок до 90 дней.

Значительное нарушение сроков оформления, отсутствие трудовых договоров у большого количества работающих говорит о том, что сумма недополученных государством налогов и отчислений оказывается весьма значительной. Такое нарушение требует более серьезной ответственности, особенно, если виновный не в состоянии возместить убытки. Когда нарушение проходит не по административной, а по уголовной статье, суммы штрафов и виды санкций уже другие.

  • штрафом в сумме 100-300 тыс. руб.;
  • тюремным заключением (реальным, а не условным) сроком до 2 лет;
  • отсидев в тюрьме, предприниматель больше никогда не сможет заниматься бизнесом в той сфере, где допустил это правонарушение.

К СВЕДЕНИЮ! Любой вид ответственности обязывает нарушителя сначала возместить казне нанесенные убытки в виде невыплаченных налогов и сборов, а затем понести наказание в виде штрафа.

Как ответит за погрешности в регистрации работников юридическое лицо

На предприятиях такой формы собственности ответственными лицами за найм и оформление работников является директор и сотрудники отдела кадров.

Если нарушение незначительно и заключается лишь в сравнительно небольшой просрочке или неточностях в оформлении, а также, если речь идет об 1-2 работника, штраф будет выписан не лично на ответственных лиц, а на предприятие. Суммы значительны – от 100 тыс. руб. за каждого неправильно или поздно оформленного сотрудника.

Если такие правонарушения выявляются неоднократно, а также масштаб их значителен, речь идет об особо крупных размерах ущерба. В придачу к штрафу на предприятие, виновные будут наказаны лично: сотрудники отдела кадров уволены по соответствующей статье (без выходного пособия), а директор может провести длительный срок на общественных работах или «в местах, не столь отдаленных». Наказание определяется в зависимости от степени ущерба.

Как могут быть пойманы «нелегальные» сотрудники

Чтобы устанавливать и пресекать факты правонарушений в трудовом законодательстве, существуют контролирующие органы. Их достаточно много, но самой частой «головной болью» имеющей непосредственное отношение у к правам сотрудников, являются налоговая и трудовая инспекции. Законодательно система проверок опирается на Федеральный закон № 294, а налоговая проверяет предприятия в соответствии с гл.14 Налогового кодекса РФ. Поймать «нелегалов» могут и те, и другие.

Налоговые страсти

Факт нарушения может быть выявлен в результате камеральной (по факту сдачи отчетности) или выездной (глубокой и тщательной) проверки. Подробно изучать налоговики имеют право текущий год деятельности и 3 предыдущих, при этом им законом разрешено опрашивать свидетелей, осматривать помещения, изымать документы и т.п.

ВАЖНО! Работодателю необходимо ознакомиться с разрешением на проверку и служебными удостоверениями инспекторов.

По результатам инспекции в специальной справке указывается ее предмет и сроки. На основании справки составляется акт с выявленными нарушениями и предписаниями по их устранению, на что у работодателя есть 2 недели.

Охраняя право на труд

Трудовая инспекция может посетить любую организацию в ходе плановой проверки. Внеплановое «нашествие» инспекторов может быть спровоцировано жалобой обиженного сотрудника или недовольного конкурента. Возможен и совместный проверочный рейд с другими органами контроля.

Трудовая инспекция оформляет протокол со следующей информацией:

  • ФИО проверяющего;
  • выявленные нарушения;
  • рекомендации по устранению.

Протокол является основанием для наложения штрафа или для обращения в суд с целью определения меры уголовной ответственности.

В арсенале контролирующих органов есть различные способы заставить виновного понести ответственность – от блокировки расчетных счетов в банке до приостановления деятельности предприятия по приговору суда.

Здравствуйте. Я ИП, работала сама, но заболела, чтобы не останавливать деятельность попросили двух знакомых поработать, они согласились, но сказали, что оформлять их официально не нужно, им это не выгодно. Я заключили с ними трудовой договор, но не знала, что его нужно регистрировать (оплошность, но факт). Они проработали полтора месяца ( я просила на два), и в это время пришла налоговая служба с проверкой. Итог налоговая требует зарегистрировать трудовые договора в ФСС, а там говорят, что и они дадут штраф, так как не вовремя все сделано, а работники не хотят, чтобы их оформляли. Как быть? Понимаю, что закон нарушен ( незнание не избавляет от ответственности), как заплать штраф с наименьшими нервами. Потому что вообще уже ничего не понимаю. Налоговая грозит передать дело в прокуратуру и трудовую инспекцию если не заплачу за работников. Подскажите как все правильно сделать, потому что в нологовой так быстро все объясняют, что я не успеваю понять, что от меня хотят, они профессионалы, а я просто работаю, стараюсь обеспечить сама свою семью и в законах, к сожалению, не разбираюсь.

Как только ИП принимает сотрудников, он должен зарегистрироваться в качестве работодателя. Нужно принять работников по трудовым договорам, платить официально зарплату, налоги, страховые взносы. Также сдавать по ним отчетность.

Никто не проверяет, в нашей организации четыре человека уже год работают без оформления, никого это не интересует. Да и штрафы ниже, чем налоги.

здравствуйте. что делать если меня уволили без ведома три года назад и эти три года я работала не оформленной а запись в трудовой стоит этим годом

Обращаться в трудовую инспекцию и прокуратуру. Прямое нарушение ваших трудовых прав.

Здравствуйте, такая ситуация. Работал в фирме заправлчл кофе аппараты более 6 мес нет не договора не трудовой, работодатель разрешал покупать воду из магазина соответственно предоставлять чеки, так же и на бензин. Я решил уволится получил зп и одним днем ушёл. Генеральный говорит что чеков на большую сумму типо напишет заявление в полицию. Его действия вообще законы?

Изначально закон нарушен, что без официального трудоустройства работали. Если напишет заявление в полицию, вскроется и то, что не оформлял вас. А за это штраф по административной ответственности. И есть еще уголовная. Так что вряд ли он будет это делать.
Кроме того, раз вы не сотрудник, то и отношений у вас с ним никаких нет. О каких деньгах тогда речь может идти? Вы не материально ответственное лицо, не подотчетное лицо.

Здравствуйте куда мне написать на своего начальника? Он устраивает людей без трудового договора а в итоге задерживает зарплату, работаю на полях

В трудовую инспекцию, прокуратуру и налоговую.

Здравствуйте. Мы с моей родной сестрой открыли фаст фуд. Подскажите, а вот если ИП оформлено на меня, а мы обе по очереди работаем и получаем прибыль и платим налог с прибыли, я все-равно должна оформить ее как сотрудника?

Обязательно должны. На работе она вам не сестра, а работник. В бизнесе у ИП нет семейных отношений, есть трудовые.

Работал ооо хамелеон Ростов на дону, мебельное производство, 4 месяца, обещали оформить, ну как я дальше увидел, что там все работают без трудоустройства и при чем очень долго, я отработал до середины марта и захотел уйти, но расчёт они мне отказались выплачивать.

Обращайтесь в трудовую инспекцию, прокуратуру.

Добрый день! Начала работать в августе 2020, на испытательном документы не просили, сдала в начале октября, а позже случайно узнала, что меня и не оформили, и бухгалтер главный уволен, а оформить, кроме него, никто не может. В январе пришел новый бухгалтер- воз и ныне там, говорят, что оформят, когда будут готовы документы на их новые ип и ооо. Будет ли доказательством переписка на эту тему?

В качестве дополнительного доказательства можно использовать переписку.

Так дело не в том, что я хочу вернуться на работу, а в том,что хочу получить. Вы говорите будет сложно доказать, а переписки, фотографии отчётов и накладных? Также аудио запись где она чётко подтверждает, то что обманывает людей? Это не сойдёт за доказательства?

Проучить. Простите авто замена слов

Если хотите проучить, обращайтесь в трудовую инспекцию, прокуратуру, ИФНС. Все, что у вас есть на руках, может пригодиться.

Есть ли срок исковой давности к работодателю, если был не оформленный?

В общих случаях срок исковой давности по трудовым спорам составляет три месяца. Его считают со дня, когда работник узнал о нарушении своего права. Но этот срок касается предъявления претензий.
А вас интересует, скорее всего, за какой период неоформления можно потребовать взыскания. Так вот какой срок неоформления сможете доказать, такой и есть срок исковой давности.

Добрый день с апреля 2019 по июнь работала и до декабря кормили завтраками, а потом сказали, что не будем. Пандемии не дала уйти, если я сейчас пойду в трудовую инспекцию, что мне грозит и работодателю по новым законам?

Проверка будет у работодателя, а потом и штрафы.

Добрый день! С Марта 2016 по октябрь 2017 работал менеджером в магазине, так и не оформили хотя кормили завтраками, хочу написать заявление в прокуратуру на ИП, что посоветуете?

Еще посоветуем в трудовую инспекцию написать кроме прокуратуры.

Лариса, пользователи пишут, что обращаются в органы и им помогают.

Вот, вот Лариса , совершенно согласна с Вами. Мы, как рабы системы бесправные

Я что-то не понимаю, все такие умники. А налоги вы господа работники с шабашек платите? Пришли ко мне выкупать и облажить яму под воду, работу сделали, я им заплатил. Спрашиваю, а чек?
Какой чек?
Как какой, вы же самозанятые!
Да ну его, государству платить.
Вот и весь ответ, а я ип, и налоги плачу. НДС, подоходный + пенсионный. Вот так, господа хорошие. За собой смотрите, работники великие. Ни одного кто делает какую нибудь шабашку, не видел чтобы был оформлен самозанятым!

Ну тогда господин хороший придется ценник на выполненную работу подымать, дак ведь нет Вам ведь нужно подешевле! Чья бы корова мычала!Не ищите тогда дармовщинку!

Подскажите, куда лучше обратиться на ИП: на него работают неофициально. Хочу наказать ИП за то, что сократил и не выплатил деньги, так сказать, чтобы штрафики заплатил. Хрен с ним, с моими деньгами, неприятности устроить хочу: пускай хоть государству заплатит вместо меня и проблем себе наживёт.

Обращаться нужно в трудовую инспекцию и прокуратуру

Трудовая инспекция не работает, пишет отписки, а то и с работодателем договаривается. Я сама с этим столкнулась.

Есть еще прокуратура, налоговая инспекция. В вышестоящие органы трудовой инспекции можно обратиться.

Я в прокуратуру написала, сработало

Мария, подскажите , как сработало отдали деньги? Или просто пришли с проверкой?

Аналогичная ситуация!Трудовая отпику прислала, Прокуратура также отписалась, написала в НИ там взялись с рвением, они нарушителей любят наказывать, особенно по жалобе. Надеюсь что накажут и жёстко.

Марина, НИ это налоговая инспекция?Какой у вас был случай , Вы были оформлены по тк? Я тоже в своё время писала в налоговую по этому поводу, но никаких действий это не возимело. Предложили обратиться в суд

Нет исполнения выполнения закона в России! Везде коррупция

Подскажите пожалуйста. ИП имеет право не платить работнику за выход, если тот ничего не продал?

Прекрасное высказывание! Людей вообще за людей уже не считают. Нарушение прав человека везде, люди в целом беззащитны перед недобросовестными жадными работодателями только и думающие , как бы побыстрее набить свой карман за счёт чужого рабского труда

Если тот ничего не продал! Значит ты плохой работодатель, потому что не организовал рабочий процесс. А за то что ты ему не заплатишь он тебе фейс набьёт и будет прав)))

От налогов никто не скрывается, все ИП платят налоги, хоть минимум да платят, а вот хорошего сотрудника сегодня не найти, одни бездари и лодыри, образования ноль, учиться не хотят, работать не хотят, а в чужой карман заглядывают!Все хорошие и грамотные сотрудники пристроены, работают и их не один работодатель не отдаст и налоги им не нужны, и не один из выше сделанных комментариев не написан умным-грамотным человеком, а написан теми людьми которые далеки от работы ИП, которые не хотят работать, а хотят много чего (чужими руками жар загрести, а у самих мозгов и грамоты не хватает открыть ИП и заплатить налоги и организовать бизнес!Все им обязаны, все должны!Только что-то не идут они на предприятия эти неучи!Потому что они там тоже ни на что не способны,им отказывают и государство тоже не хочет платить налоги за них!Потому что работы ноль, а их потом не выгнать!Вот и получается государству они не нужны, а ИП им обязан!Только чем?Нервы нам портят и кровь пьют, а работать не хотят и пишут ерунду!Позор, читать стыдно!Лучше работайте!Учитесь!Тогда все будет у вас ок!

Ой,Ой. Сколько в Вас желчи к людям. Как правило, работодатели не имеют должного образования. Сколько примеров можно привести. И ООО и ИП нарушители ТЗ. Чужими руками жар грести могут только работодатели. Просто налоговики плохо контролируют эту сферу деятельности.

Все правильно, работать никто не желает а денег побольше хотят и за что? За отсиживание на стуле, ничего не предлагая покупателям, выход так называемый таких как Альбина очень даже устраивает

Должностные лица налоговой службы имеют право потребовать от плательщика предоставления документов и пояснений по отдельным финансовым операциям. Эти пояснения дают возможность налоговикам установить достоверность отражения операций в учете, правильность начисления и уплаты налогов. Действующим законодательством предусмотрена ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой.

Рассмотрим, можно ли игнорировать требования налоговой службы и какие санкции грозят плательщикам, которые не ответили на запрос и не направили документы в адрес ФНС.

Можно ли игнорировать запрос из налоговой

Должностные лица ФНС имеют право истребовать у плательщиков информацию и ее документальное подтверждение. Это требование закреплено в Налоговом кодексе. Налоговики могут запрашивать информацию двух типов:

  • В отношении работы самой компании — согласно статье 93 НК;
  • В отношении контрагентов — согласно статье 93.1 НК. В этом случае компания должна предоставить документы и сведения по указанной сделке.

Игнорировать требования о предоставлении документов нельзя. Административным кодексом и другими нормативными документам предусмотрена ответственность за непредоставление документов и несообщение информации.

Какую документацию может истребовать ФНС

В НК и законодательных актах РФ нет точного перечня документов, которые налоговая может истребовать у субъекта предпринимательства. Поэтому должностные лица ФНС могут запрашивать любое количество документов с учетом следующих критериев:

  • Запрашивать можно только документы, которые датированы периодом, за который проводится проверка;
  • Допускается запрашивать документы, которые касаются начисления и уплаты конкретного налога, если не проводится общая проверка;
  • При запросе информации о контрагенте в налоговую отправляются только те документы, которые касаются сделки с конкретной компанией или индивидуальным предпринимателем. Остальные документы требовать нельзя;
  • ФНС имеет право запрашивать только ту первичку, ведение которой предусмотрено действующим законодательством для конкретного субъекта предпринимательства;
  • Нельзя требовать документы, которые уже были истребованы налоговой службой.

В какие сроки нужно передать документы

Налоговым кодексом предусмотрены разные сроки подачи документов:

● 5 дней, если ФНС запрашивает документы по сделке при проведении встречной проверки;
● 10 дней, если они запрашиваются в рамках проводимой проверки;
● 10 дней, если у компании налоговая запрашивает сведения относительно конкретной операции;
● 20 дней, если документация запрашивается у консолидированной группы налогоплательщиков;
● 30 дней, если документы должна предоставить иностранная компания.

Обратите внимание, что при определении срока важно правильно вычислить дату, с которой начинается отсчет:

● Дата, указанная в квитанции, если запрос отправлен средствами электронной связи;
● 6 дней, если запрос отправлен по почте;
● Следующий день за размещением в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы.

Ответственность за непредоставление документов

Субъект предпринимательской деятельности обязан предоставить документы в указанный срок, в противном случае к нему применяются административные санкции. При этом в законодательных актах разделяется ответственность:

  • Если субъект не предоставил документы по запросу налоговой службы, он подлежит наказанию по статье 126 НК;
  • Если субъект нее сообщим в налоговую инспекцию требуемые сведения, он привлекается ответственности согласно статье 129.1 НК.
  • Если плательщик налогов не предоставил документы и не сообщил информацию о проверяемом контрагенте, он может быть привлечен к ответственности по обеим статьям налогового кодекса.

Санкции статей предусматривают:

  1. По ст. 126 НК в отношении проверяемой компании. Субъект предпринимательства штрафуется в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Если документацию, отражающую налог на прибыль, не подает иностранная компания, санкция статьи предусматривает штраф в размере 100 тыс. рублей.
  2. По ст. 126 НК, если запрос касается сделки с контрагентом. Неподача или нарушение срока подачи документов наказывается штрафом в размере 10 тыс. рублей.
  3. По статье 129.1 НК. С компании взимается штраф в размере 5 тыс. рублей, если это нарушение совершено впервые и 20 тыс., если запрашиваемые сведения не предоставлены второй раз в течение года с момента совершения первого нарушения.

Те же санкции предусмотрены, если компания отказывается предоставить документы или указывает недостоверные данные в них.

При применении санкций в отношении плательщика должностные лица должны четко разграничивать часть статьи 126 НК, по которой назначается штраф. От этого напрямую зависит размер штрафа. Если компания не проверяется, а только предоставляет сведения в рамках встречной проверки, максимальный размер штрафа не может превысить 10 тыс. рублей.

Обратите внимание, что санкции указанных статей не применяются и компания не привлекается к ответственности, если у нее нет запрашиваемых документов. Но об этом нужно прямо сообщить налоговой службе в ответ на запрос.

Дополнительная ответственность плательщика

Санкции к плательщикам налогов, которые не предоставляют сведения налоговой службе, предусмотрены не только налоговым кодексом. Виновные должностные лица и компания могут быть привлечены к ответственности согласно статье 15.6 КоАП. Кроме того, если налоговая не получит запрошенные документы, их могут изъять у компании принудительно согласно статье 94 НК.

Ответственность предусмотрена и в том случае, если плательщик не отправил в налоговую службу электронную квитанцию о получении запроса. В этом случае может быть заблокирован расчетный счет компании, что влечет за собой невозможность совершения платежей к нему.

Другие негативные последствия, вызванные отказом предоставить сведения и документы:

  1. Можно испортить отношения с контрагентом, который из-за вашего отказа не получит вычет по НДС по приобретенным товарам и услугам.
  2. Можно спровоцировать выездную проверку, так как отказ в предоставлении документов косвенно свидетельствует о возможных нарушениях.

В каких случаях штраф является незаконным

Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой не может быть назначен (а назначенный должен быть отменен), если при направлении запроса ФНС совершила ошибки, составила запрос с неточностями.

Наиболее частые ошибки:

Предусмотрена возможность продления сроков предоставления. Особенности продления:

Как уменьшить сумму штрафных санкций

Применение санкции в виде штрафа к налогоплательщику не говорит о том, что его необходимо сразу оплатить. Рекомендуется прибегнуть к помощи квалифицированного юриста в области налогового права. Он может найти обстоятельства для уменьшения размера штрафных санкций.

Они указаны в статье 112 НК. К ним относятся:

  • Нарушение сроков подачи или непредоставление сведений допущено в первый раз;
  • Налоговая служба запросила большое количество документов, и компания не смогла их подготовить из-за неправильного расчета необходимого времени;
  • Просрочка при предоставлении была минимальной;
  • Запрошенные документы находились в вышестоящей организации или головном офисе;
  • Компания получила несколько запросов из разных налоговых инспекций одновременно.

Субъект предпринимательства освобождается от уплаты налогов в случае, если он допустил нарушение по независящим от него причинам. Например, запрошенные первичные документы были уничтожены во время аварии, пожара, стихийного бедствия. В этом случае факт уничтожения должен быть подтвержден соответствующими актами или справками.

Выемка документов

Принудительное изъятие документов предусмотрено в случае, если плательщик отказывается их предоставить добровольно. Это право налоговой службы закреплено в статье 94 НК. Для получения права на выемку налоговая должна получить отказ от руководителя компании или плательщик должен нарушить сроки предоставления документов.

Но и в случае выемки изъятию подлежат только те документы, которые касаются начисления конкретного налога или отражают взаимодействие с определенным контрагентом. Нельзя забирать другие документы и ту первичку, которая не относится к проверяемому периоду.

Хотите получить консультацию о порядке предоставления документов и сведений в ответ на требование налоговой? Поручить ведение бухгалтерского и регламентированного учета профессионалам и снять с себя ответственность за соблюдение налогового законодательства? Обращайтесь за помощью в компанию «Мегаконсалт».

У нас работают опытные бухгалтера и юристы в сфере налогового законодательства, которые досконально знают порядок предоставления сведений в ФНС и готовы защитить права плательщика при незаконных требованиях со стороны должностных лиц.

Для получения консультаций и оформления заказа обращайтесь к менеджерам по работе с клиентами удобным для вас способом.

Работники без трудового договора: рисковать или не стоит?

Когда нанимаешь сотрудника, берёшь на себя тысячу обязательств. Об одних знаешь, о других догадываешься, а некоторые выглядывают из темноты нормативки. Некоторые — почти невидимые тени советских норм 1930-х годов. Непонятно, что опаснее: работать по правилам или бежать от них. Второй вариант выбирают часто, об этом говорит статистика — 14% сотрудников работают без трудового договора (исследование РАНХиГС 2017). В статье разберём плюсы и минусы.

Плюсы для работодателя

👍 Экономия на налогах

Официальный работник дорого стоит. Работодатель платит за него налоги и взносы. Если считать от суммы до вычета НДФЛ, получается 43,2% и больше.

— 13% НДФЛ в налоговую. Они попадают в бюджет вашего региона и города.

— 22% взносов в Пенсионный фонд. Они копятся на личном пенсионном счету сотрудника.

— 5,1% взносов в Фонд обязательного медицинского страхования. Они идут на работу государственных больниц и поликлиник.

— 2,9% взносов на «нетрудоспособность». Они идут на больничные и декреты.

— от 0,2% взносов на «травматизм». Чем опаснее работа, тем больше взносы. Из этого бюджета Фонд социального страхования платит компенсации работникам, которые получили травмы.

Правильнее считать по-другому: от суммы в вакансии. Работник ожидает получить 30 000 ₽. Он не считает сумму на бумаге своими доходами, а НДФЛ — своими налогами. Найдём сумму до вычета НДФЛ — 30 000 ₽ / (100% - 13%) = 34 483. Возьмём от неё 30,2% взносов: 10 414. Сложим: 34 483 = 10 414 = 44 897 рублей. Налоги добавляют 50% к сумме в вакансии.

Добавим сюда отпускные, тоже с налогами и взносами, 3 дня больничных за счёт работодателя — и сумма реальных расходов вырастет ещё больше.

👍 Меньше бумаг

Первый сотрудник приходит в малый бизнес с большой компанией отчётов — 27 в год для ИП и 29 — для ООО. Работодатель получает новые обязанности: заполнять многостраничные формы и вовремя всё сдавать. Или искать подходящего бухгалтера и помогать ему в работе. Бухгалтерия — это отражение событий в компании, поэтому нельзя аутсорсить её на 100%.

Отчёты — не единственная проблема. Предприниматель попадает в водоворот кадровых документов: заявления, приказы, справки-расчёты, журналы инструктажей, штатные расписания, графики отпусков. Во всём приходится разбираться и тратить время без видимой пользы.

👍 Больше гибкость

Работать с официальными сотрудниками — значит попасть в руки налоговой и Трудового кодекса. Нельзя внезапно уменьшить официальную зарплату — программа налоговой увидит выход в серую зону. Нельзя задержать выплаты — просроченная дата платёжки превратится в штраф. Нельзя не отпустить сотрудника в отпуск, если у него накопилось много дней — это тоже карается. Что уж говорить про сотрудниц в декрете и невозможность уволить плохих сотрудников без канители.

Минусы для работодателя

👎 Сотрудник недоволен

Без договора человек чувствует себя некомфортно. В любой момент работодатель закроет дверь — и сотрудник останется на улице. Зарплата уменьшится — и вернуть прежнюю сумму будет нельзя. В отпуск не отпустят, больничный не дадут, банк откажет в кредите. И это накладывается на остальные минусы работы в малом бизнесе: небольшой коллектив, отсутствие бесплатных обучений, ДМС и других фишек.

При неофициальной работе сложно найти хороших сотрудников. Откликаются студенты, неопытные люди, неудачники. Если человек получал белую или серую зарплату, он будет ощущать чёрную как понижение.

Выход только один — предлагать зарплату больше. Часть сэкономленных на налоги денег отдавать сотрудникам. Платить за дискомфорт в настоящем и в будущем (когда вместо нормальной пенсии будет приходить социальная). Даже на этот вариант согласятся далеко не все — ценность безопасности довольно близко к основанию пирамиды Маслоу.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба — бухгалтерия, с которой справится любой. Сервис подготовит платёжки на зарплату, налоги и взносы — а потом сам сформирует отчётность.

👎 Налоговая вас ищет

Бюджет недополучает кучу денег из-за неофициальной работы. Чиновников это, конечно, беспокоит. Налоговая развивает программы, чтобы автоматически находить нарушителей. Центробанк — рассылает инструкции банкам, чтобы они проверяли клиентов.

В основном тайных работодателей раскрывают по оборотам и платёжкам на зарплаты. Например, предприниматель платит какому-то физлицу по 30 000 ₽ в месяц — это точно сотрудник. Или снимает кучу налички 25-го числа — это, наверное, авансы. Или ворочает миллионами — он вряд ли работает в одиночку.

В популярные места инспекторы заглядывают лично. С переходом на онлайн-кассы контрольные закупки стали популярнее. К вам приходят, покупают товар или услугу — и если не получают чек, то без долгих разбирательств штрафуют. Заодно замечают сотрудников и уходят готовить материалы для проверки.

👎 Сотрудник может навредить

Неофициальная работа — палка о двух концах. Сотрудник не уверен на 100%, что получит свою зарплату. Зато он может безнаказанно украсть оборудование, сломать что-нибудь, внезапно бросить работу. Будет сложно доказать, что человек как-то связан с вашим бизнесом — и только через суд.

Ссориться с сотрудниками — тоже плохо. Если вы не пускали его в отпуск, несправедливо штрафовали, задерживали зарплату или тяжело расстались — он пожалуется в трудовую инспекцию. Конфликт приведёт к проверке.

Последствия, если попадётесь

Если налоговая или трудовая узнают о нарушении, проблем будет сразу несколько:

— Придётся заплатить налоги и взносы, на которых вы пытались сэкономить.

— Вам начислят 30% штрафа и прибавят определённые суммы за каждый несданный отчёт.

— За каждый незаключённый трудовой договор оштрафуют по ч. 4 5.27 КоАП: ИП — на 10 000-20 000 ₽, ООО — на 50 000-100 000 ₽.

После выплаты штрафов придётся соблюдать нормы. Вы окажетесь на карандаше инспекторов, и они будут искать повторные нарушения. Наказания за повторные нарушения более суровые, вплоть до отстранения от бизнеса.

Вывод

Каждый предприниматель выбирает свой уровень риска. Неофициальный сотрудник — это возможные проблемы с ним самим и контролирующими органами. Сотрудник по трудовому договору — дорогой и надёжный вариант, который подходит для устойчивого развития бизнеса.

Между белым и чёрным — разные оттенки серого. Часто предприниматели платят зарплату на уровне МРОТ. Некоторые предлагают сотрудникам выбрать: большая зарплата и МРОТ на бумаге или зарплата поменьше, зато полностью белая и со всеми взносами.

Читайте также: