Налог на доходы физических лиц это какой налог прогрессивный или пропорциональный

Опубликовано: 22.04.2024

Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Различают пропорциональную и прогрессивную систему налогообложения.

При прогрессивной ставке люди с более высокими доходами платят налог по более высокой ставке. Так, в США федеральный налог на доходы физических лиц составляет от 10% до 39,6% - богатые платят больше, чем бедные.

При пропорциональной системе - плоской шкале налогообложения - ставка налога остается одинаковой при любом доходе. Например, в России до 2021 года налог на доходы физических лиц составляет 13% независимо от заработка.

23 июня президент России Владимир Путин в ходе обращения к нации объявил о повышении подоходного налога для россиян с доходом выше пяти миллионов рублей в год с 13% до 15%. «Вырученные от повышения НДФЛ средства пойдут на лечение детей с орфанными заболеваниями», - подчеркнул он.

С 1 января 2021 года ставка налога будет увеличена с 13 до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн рублей в год. Полученные средства будут направлять на лечение детей с редкими заболеваниями.

Пропорциональный налог. Плоская шкала налогообложения

Пропорциональный налог означает, что каждый платит в казну одинаковый процент от доходов, независимо от уровня этих доходов.

Пример: при ставке налога в 13% российский налогоплательщик с доходом в 100 000 рублей платит в казну 13 000 рублей. Гражданин с доходом в 10 000 000 рублей платит 1 300 000 рублей в виде налога. Ставка налога фиксированная - она не меняется.

Одно из преимуществ фиксированной ставки - простота и удобство расчета, ведь налог всегда одинаковый. Другое преимущество - у граждан всегда есть мотивация зарабатывать больше - налог не станет больше, если человек увеличит доходы. (При прогрессивной ставке небольшое увеличение доходов может существенно увеличить налог, и человек в итоге станет беднее, а не богаче.)

Сторонники левых взглядов считают плоскую шкалу налогообложения несправедливой. По их мнению, богатые должны нести большую налоговую нагрузку - у них следует изымать сверхдоходы и распределять на нужды всего общества.

Прогрессивный налог. Примеры стран с прогрессивным налогообложением

Прогрессивный налог означает, что его ставка повышается вместе с ростом доходов. Чем выше заработок - тем больше процент, который забирает себе государство. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц.

Например, в Англии с доходов до 46 000 фунтов в год гражданин платит налог в 20%, с доходов от 46 000 до 150 000 фунтов - 40%, а с доходов более 150 тысяч фунтов - 45%.

Главным преимуществом прогрессивной ставки считается то, что основное налоговое бремя ложится на богатых, а бедные платят меньше налогов. Происходит более активное перераспределение доходов.

Примеры стран с прогрессивной системой налогообложения: США, Великобритания, Германия, Франция, Китай и другие.

В России долгое время звучали призывы к введению прогрессивного налога. Например, в 2018 году законопроект о прогрессивной ставке НДФЛ внесла в Госдуму группа депутатов-коммунистов во главе с Геннадием Зюгановым. Правительство РФ дало отрицательное заключение на этот законопроект, отметив, что введение с 2001 года 13-процентного налога привело к росту поступлений в бюджет.

Регрессивный налог. Косвенные налоги и регрессивная система

Регрессивный налог означает, что ставка снижается при увеличении дохода или иной налогооблагаемой величины.

Простейший пример - фиксированный подушный налог, который все платят в равном размере. Получается, что для богатого это меньший процент от доходов, для бедного - больший процент. Поскольку такие налоги проще всего рассчитывать и взимать, их активно использовали в прошлом. В России подушная подать была введена при Петре I (80 копеек с души в год) и отменена при Александре III в 1887 году.

Сегодня при регрессивном налогообложении доходы как правило делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке: пониженные ставки действуют не для всего объекта налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую.

Также регрессивными по сути являются косвенные налоги. Например, акцизный сбор входит в цену некоторых товаров. Для богатых это незначительный процент от доходов, для бедных - более существенная часть дохода.

Преимущество регрессивных налогов в том, что они поощряют увеличение доходов - чем богаче становится человек, тем менее заметен для него налог. Также регрессивный налог может поощрять определенные виды доходов: например, инвестиционные доходы. Главный минус регрессивного налога: его бремя несут люди с низкими доходами.

Системы налогообложения. Задания из ЕГЭ с правильными ответами

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо различать системы налогообложения, понимать разницу между пропорциональной, прогрессивной и регрессивной системой. Разберем несколько заданий из тестов прошлых лет.

Задание 1
​Выберите вер­ные суж­де­ния о на­ло­го­об­ло­же­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пропорциональное на­ло­го­об­ло­же­ние означает, что ставка налога за­ви­сит от ве­ли­чи­ны дохода.
2) При про­пор­ци­о­наль­ном на­ло­го­об­ло­же­нии с вы­со­ких до­хо­дов взи­ма­ет­ся боль­ший процент, чем с низких.
3) При про­грес­сив­ной си­сте­ме по мере воз­рас­та­ния до­хо­да уве­ли­чи­ва­ет­ся став­ка налога.
4) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии семья с мень­ши­ми до­хо­да­ми пла­тит боль­ший про­цент от своих доходов, чем семья с вы­со­ки­ми доходами.
5) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии могут взи­мать­ся оди­на­ко­вые ставки на­ло­га со всех налогоплательщиков.
Правильный ответ: 34
При прогрессивной системе ставка налога действительно увеличивается по мере возрастания дохода. При регрессивной системе семьи с низкими доходами правда платят больший процент в виде налогов.
Пропорциональная система означает, что ставка не зависит от величины доходов, с высоких доходов взимается такой же процент, как и с низких. Регрессивный налог не означает одинаковой ставки налога - это уже пропорциональная система.

Задание 2
В стра­не Н. дли­тель­ное время су­ще­ство­ва­ла прогрессивная шкала ис­чис­ле­ния налога с до­хо­дов физических лиц, вы­зы­ва­ю­щая серьезные на­ре­ка­ния состоятельных людей. Ряд граждан, не же­ла­ю­щих уплачивать налог на сверхдоходы, уеха­ли из стра­ны и при­ня­ли гражданство со­сед­них стран. При­шед­шее к вла­сти новое пра­ви­тель­ство провело на­ло­го­вую реформу, уста­но­вив пропорциональную шкалу налогообложения.
В чем за­клю­ча­ет­ся сущность дан­ной шкалы ис­чис­ле­ния налога? При­ве­ди­те три пред­по­ло­же­ния о ее преимуществах.
Правильный ответ:
Сущность про­пор­ци­о­наль­ной шкалы за­клю­ча­ет­ся в уста­нов­ле­нии единой став­ки налога вне за­ви­си­мо­сти от уров­ня дохода.
Преимущества пропорциональной системы налогообложения:
1. Простота расчета и сбора налога
2. Легализация доходов, вывод из тени, рост собираемости налога
3. Поощрение граждан в по­ис­ке дополнительных доходов

Задание 3
В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивная шкала.
В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.
Правильный ответ:
Сущность прогрессивной шкалы заключается в повышении налоговой ставки для граждан с высокими доходами и в снижении ставки для граждан с низкими доходами.
Преимущества прогрессивной системы налогообложения:
1. Бюджет получает дополнительные средства за счет обеспеченных граждан и может перераспределять доходы на социальные нужды.
2. Прогрессивная шкала сглаживает социальное неравенство, снижает напряжение в обществе.

В последнее время со стороны политических деятелей все чаще слышатся отнюдь не досужие разговоры о том, что налоги, существующие в государстве, должны быть не только эффективными и собираемыми, но еще, как минимум, отражать в себе представления налогоплательщиков о социально-правовом равенстве и справедливости.

Именно принцип социальной справедливости, провозглашаемый сейчас в большинстве так называемых развитых стран, и должен быть поставлен во главу угла отечественной системы налогообложения. Помочь в этом, по замыслу финансистов и законотворцев, должно то, о чем пойдет речь в следующем абзаце.

Законодательные инициативы

Начать реформировать ныне существующую систему налогообложения в духе равенства и братства предлагают с внесения поправок в действующее налоговое законодательство. Причем главный упор здесь делается на подоходный налог с физических лиц. Например, не так давно в Государственную Думу был внесен пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ, устанавливающий систему прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц.

Согласно законопроекту, для доходов граждан в части от 60 000 до 600 000 рублей в год ставка налога составит 15%, а для доходов от 600 000 до 3 000 000 рублей - 25%. В свою очередь, лица, получающие от 3 000 000 до 12 000 000 рублей в год, станут платить в казну уже 35%, что составит дополнительные доходы бюджета в размере 85 миллиардов рублей.

Наконец, для доходов граждан в части свыше 12 000 000 рублей в год ставка налога составит 45%.

Кстати, месяцем раньше депутаты предложили установить совсем другие ставки по НДФЛ, а прежнюю ставку налога в 13 процентов сохранить в отношении подавляющего большинства работающих граждан - свыше 76 процентов от общей численности экономически активного населения, занятого в экономике страны. Так, предлагалось взимать 10 процентов с заработной платы и других доходов физических лиц, находящихся на уровне минимального размера оплаты труда, или ниже того. Далее, 13 процентов – с доходов от 52 001 рубля до 600 000 рублей, 15 процентов – с доходов от 600 001 рубля до 1 400 000 рублей, 18 процентов - от 1400 001 рубля до 1 800 000 рублей и 20 процентов - свыше 1800 001 рубля.

И в том, и в другом случае необходимость налоговых нововведений диктуется тем обстоятельством, что, со слов депутатов, экономика России вышла уже на уровень, позволяющий вводить небольшое повышение ставок НДФЛ с доходов лиц, получающих свыше 600 тысяч рублей в год. Более того, в связи с финансово-экономическим кризисом планируется поддержать работающих граждан, имеющих месячный доход на уровне минимального размера оплаты труда и ниже.

Другая инициатива касается так называемого “налога на роскошь”. Как того и следовало ожидать, инициатором учреждения в России справедливого налога на имущество, выступила политическая партия с противоречивым названием “Справедливая Россия”, чей главный администратор Сергей Миронов, приветствуя открытие ярмарки миллионеров Millionaire Fair Moscow 2009, заявил о необходимости обложить налогами все предметы роскоши.

По Миронову, данная мера является обоснованной, справедливой и, как никогда, своевременной: “Все приобретаемые предметы роскоши должны облагаться налогом с дифференцированной ставкой от 1 до 5% в зависимости от стоимости приобретения. Эти проценты не остановят покупателей яхт и холодильников, обтянутых змеиной кожей”.

К слову, Миронов не одинок в своих воззрениях – его точку зрения неоднократно в разное время поддерживали как ведущие отечественные финансисты, так и сами видные представители класса обладателей излишней роскоши.

С первого взгляда предложенные законодателями налоги кажутся довольно актуальными и, что самое главное, отвечающими интересам большинства граждан России. Однако для того, чтобы в этом убедиться, или же наоборот разувериться, необходимо, прежде всего, тщательно взвесить все “за” и “против”.

Сильные и слабые стороны “справедливых” налогов

Итак, для начала рассмотрим основные положительные результаты, которых в теории можно добиться от установления прогрессивного налога.
Во-первых, такой налог может существенным образом сгладить уродливый и во многом несправедливый профиль отечественной системы налогообложения физических лиц, поскольку сейчас доходы россиян облагаются далеко неравномерно. Диспропорция здесь проявляется в том, что чем меньше получает в нашей стране гражданин, тем больше он уплачивает налогов.

Дело в том, что наряду с НДФЛ на фактический уровень доходов граждан влияют еще и прочие налоги, уплачиваемые в бюджет за их счет. Прежде всего, ЕСН, который недавно был заменен страховыми взносами. Так, с учетом суммарной ставки взносов равной 34%, фактический налог для граждан, чей доход едва превышает установленный законодательством прожиточный минимум, составляет 47%. В свою очередь граждане с миллионными доходами, в соответствии с регрессивным принципом взимания в нашей стране социальных налогов, фактически освобождаются от уплаты социальных взносов.

При этом в настоящее время, по данным ФНС РФ, фактическая дифференциация по доходам различных групп населения необоснованно высока, а разница в доходах между социальными группами с самыми низкими и самыми высокими доходами, по меньшей мере, в 25 раз. Все это приводит к тому, что 1% населения, получающий свыше 45% суммарного дохода российских граждан, уплачивает в бюджет мизер, тогда как в тех же США 40% всех поступлений от подоходного налога приходится на 1% самых богатых граждан.

Как посчитали налоговики в минувшем году, в последнее время в России наблюдался быстрый рост количества лиц с высокими доходами. По данным ФНС России, в период с 2005 по 2007 год количество россиян с годовыми доходами от 1 до 10 миллионов рублей увеличилось со 103 до 330 тысяч человек. Число соотечественников с доходами от 10 до 100 миллионов рублей выросло с 18,7 до 30,6 тысяч человек, с доходом от 500 до 1000 миллионов рублей – с 328 до 666 человек. При этом свыше 1 миллиарда рублей в год стало получать в 2,5 раза больше граждан.

В целом же полученные в результате исследования, проведенного финансистами и налоговиками, красноречиво свидетельствуют о существенном искажении в распределении доходов населения в пользу наиболее богатых лиц. В свою очередь установление дифференцированной ставки НДФЛ с прогрессивной шкалой налогообложения может способствовать снижению социальной напряженности в стране вследствие естественного сокращения уровня дифференциации доходов населения.

Наконец, положительная сторона прогрессивного налога проявляется в его высокой экономической доходности. Сейчас по данным федеральной налоговой службы поступления от НДФЛ в нашей стране едва дотягивают до 10% суммарных доходов консолидированного бюджета. В развитых же странах НДФЛ образует порядка трети доходов государственных бюджетов. Например, в США подоходный налог сейчас составляет около 48% всех доходов федерального бюджета и 34% доходов консолидированного бюджета.

Подобных показателей можно добиться и в России. Так, например, если для доходов граждан от 3 000 000 до 12 000 000 рублей в год ставка налога составит 35%, то дополнительные доходы бюджета от налога на данную группу населения составят порядка 85-90 миллиардов рублей. Если же для доходов граждан свыше 12 000 000 рублей в год ставка составит 45%, то прогрессивный налог в отношение таких лиц обеспечит поступление в бюджет дополнительных средств в размере, превышающем 2 триллиона 65 миллиардов рублей.

Это тем более актуально в связи с тем, что в период с 2007 по 2009 год суммарные долговые обязательства российских регионов практически удвоились, превысив все мыслимые и немыслимые пределы. При этом, по самым скромным подсчетам Министерства финансов, дальнейшая практика покрытий дыр региональных бюджетов за счет средств бюджета федерального приведет к тому, что внешний долг государства вырастет практически втрое уже к концу 2012 года и превысит 100 миллиардов долларов.

Теперь о том, что касается слабых сторон рассматриваемых нами инициатив. Отмечая опыт налоговых систем развитых стран, законодатели всегда напрочь забывают опыт своего собственного государства, который зачастую оказывается не настолько благополучным, чтобы позиционироваться в качестве образца для реформирования. В действительности единую ставку налога на доходы физических лиц в размере 13,0 процентов от налогооблагаемой базы установили только с 1 января 2001 года. До этого при доходах свыше 50 001 рубля применялась ставка в размере 20 процентов, а при доходах свыше 150 001 рубля - 30 процентов. Был ли в то время какой-либо финансовый эффект от существующей в стране системы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц сейчас неизвестно, зато достоверно известно, что данная система в целях повышения собираемости обязательных платежей с населения была упразднена.

Даже за рубежом дела с подоходным обложением физических лиц обстоят значительно хуже, чем привыкли об этом распространяться отечественные СМИ. Задумывавшийся и внедрявшийся повсеместно в практику в качестве орудия справедливого перераспределения финансовых средств и материальной платформы экономических преобразований, прогрессивный НДФЛ довольно быстро превратился в средство изъятия львиной части дохода рядовых американских и европейских граждан.

Что касается налога на роскошь, то многочисленные суррогаты налога на излишнее имущество физических лиц появлялись и в эпоху правления популярного некогда реформатора Никиты Хрущева, когда чрезмерными суммами, взятыми буквально с потолка, облагались свиньи, коровы и плодовые деревья. Тогда подобные меры, внедрявшиеся в практику под предлогом того, что народ, дескать, должен трудиться на работе, а дома отдыхать, привели к катастрофическому дефициту продуктов питания и фактической гибели подсобного народного хозяйства.

Сейчас же в качестве основной причины введения налога на роскошь государственными деятелями называется будущий бюджетный дефицит, провоцируемый модернизацией экономической системы и переходом к высокотехнологичному производству. При таком изначальном посыле нетрудно догадаться, что в целях постоянного роста бюджетных доходов и увеличения совокупной налоговой базы граждан, законодатели и налоговые администраторы станут исходить из расширительного толкования понятия “роскошь”.

Вообще, говоря о социальной значимости так называемых “справедливых” налогов, не стоит упускать из виду то, кем, когда и при каких обстоятельствах эти самые налоги проводятся в жизнь.

Поэтому в условиях, когда лица с доходами, исчисляемыми миллиардами, не могут сами себя заставить платить более или менее адекватные налоги, вопросы собираемости платежей и бюджетного дефицита будут решаться за счет рядовых граждан, для которых, как все догадываются, и 40% НДФЛ – не деньги. В конечном счете, при известном стечении обстоятельств ситуация в России может походить на ситуацию в США, где плательщики до середины июня работают на подоходный налог, а все оставшееся время на страховые взносы, акцизы, НДС и прочие косвенные поборы.

Что в перспективе

Прогрессивный налог на доходы россиян всенепременно будет введен, и эта перспектива не за горами. Уже сейчас всевозможные нацпроекты, банковские счета политиков, нанотехнологии и акты финансового милосердия в помощь братским народам делают из госбюджета мыльный пузырь, а в ближайшем будущем прогрессивный рост бюджетных расходов логичным образом повлечет за собой появление таких же налогов.

Ранее, согласно прогнозам Минфина, с каждым годом дефицит консолидированного бюджета страны должен был увеличиваться и составить 2,9% от ВВП в 2023 году. Также прогнозировалось, что Резервный фонд будет использоваться для погашения образовавшегося дефицита и израсходуется не ранее 2020 года. Сейчас же предполагается, что при росте бюджетного дефицита до 5,9% ВВП по итогам 2009 года Резервный фонд будет полностью исчерпан уже в текущем, 2010 году.

При этом уже сейчас в бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года широкому кругу рядовых читателей поясняется, что значительное снижение ставок всех основных налогов в ходе налоговой реформы в большинстве случаев не приводит к повышению их собираемости. Для самих же отечественных финансистов и законодателей и вовсе не существует убедительных доказательств причинно-следственной связи между увеличением налоговых доходов и снижением уклонения от налогообложения, произошедшем вследствие снижения налоговых ставок.

Итак, дальнейшее развитие отечественной налоговой системы очевидно. Прогрессивная ставка обложения доходов граждан и составляет будущее этой системы. Другое дело, какое именно содержание приобретет эта самая ставка. Если будет принята в том виде, в котором она сейчас существует в умах законодателей, то ее введение представляется не только бессмысленным, но и вредным.

В преддверии голосования за «новую» Конституцию российский президент в своем обращении к гражданам России объявил, что со следующего года ставка НДФЛ повысится с 13 до 15% на часть дохода физического лица, превышающую 5 млн руб. в год налогооблагаемого дохода (то есть с учетом всех вычетов).

По мнению президента, плоская должна быть шкала налогообложения доходов или прогрессивная, не имеет никакого отношения к справедливости, просто «сейчас с учетом нового качества администрирования, внедрения здесь цифровых технологий появилась возможность распределять налоговую нагрузку более дифференцировано и направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных, значимых для общества задач».

С учетом такого заявления можно предположить, что, как и в случае с налогообложением вкладов, обойдется без введения тотального декларирования для тех, кто получает доходы от лиц, обязанных подавать данные в налоговую службу: поскольку данные источниками выплаты подаются в электронном виде, программа сама их обработает, рассчитает налог и направит в электронный кабинет налогоплательщика уведомление об уплате (для этого может быть установлено, что уведомление на бумаге не подается тем, кто получил более 5 млн руб. за год). То есть механизм, порядок и сроки уплаты (до 1 декабря года, следующего за отчетным) скорей всего будут такие же, как и по вкладам – см. Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ.

Региональные бюджеты, куда сейчас зачисляется НДФЛ, эти деньги в свободное распоряжение не получат – они будут «окрашены», т.е. учитываться и использоваться целевым образом. По-видимому, зачисляться допсредства будут на спецсчет в федеральном бюджете. Соответственно, отпадает аргумент неравномерного распределения дополнительных доходов по регионам, который выдвигался ранее противниками прогрессивной шкалы.

Можно сказать, что мы видим один из первых результатов действия принятой, но еще не вступившей в силу "новой" Конституции, согласно ст. 75.1 которой "В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность".

Прогрессивка или регрессивка?

Обращает на себя внимание совпадение ставки для крупных доходов и объявленные ставки для выплат дивидендов и процентов в «транзитные юрисдикции», такие как Кипр, а также сроков их введения. Выглядит это как случайность, но часто случайности неслучайны - об этом ниже.

В связи с этим нельзя не сказать о подарке президента резидентам - о возможности российским налоговым резидентам, получающим доходы от контролируемых ими иностранных компаний, перейти на своего рода патентную систему налогообложения, заплатив фиксированный налог в размере 5 млн руб. Президент объяснил это необходимостью избавиться от сложного, громоздкого и запутанного порядка исчисления налога (другими словами – налоговой отчетности) в таких случаях. Тем самым, уверен президент, "мы дадим стимул к развитию современного, ответственного бизнеса, причем именно в российской юрисдикции".

Для тех, кто получает значительные (с учетом ставки 15% - 35 млн руб. или $0,5 млн) доходы от КИК, это будет означать снижение налоговой нагрузки, т.е. регрессивное налогообложение.

Завидные послабления на фонд оплаты труда получат и вечно грозящие сменить резидентство IT-компании (еще один повод юристам задуматься на фоне обнуления права, не пора ли переквалифицироваться если не в управдомы, то в айтишники)).

Выходит, что те, кто получает «повышенные» доходы исключительно из российских источников, будут облагаться «прогрессивно», а те, кто получает высокие доходы от иностранных источников или легко может к ним переметнуться – регрессивно. То есть на самом деле шкала ставок прогрессивно-регрессивная. А все почему? А потому, что первых государство может проконтролировать, а дотянуться до вторых пока не удается. По этой же причине, кстати, отменяется со следующего года и ЕНВД для малого и среднего бизнеса. Знакомо это нам и по ответственности за однодневки - платить за них приходится не тому, кто их намеренно создает и использует, а кто, покупая товар, "не проявил должной осмотрительности", то есть был неосторожен, заключая сделку. Почему так? Опять же потому, что настоящих налоговых выгодоприобретателей инспекции и следователи не могут (или не хотят) искать. И не спрашивайте про справедливость. Как сказал президент, поясняя на примере повышения собираемости после введения в 2001 г. плоской шкалы НДФЛ, «справедливость здесь абсолютно ни при чем».

Хорошо живёт народ —

И дерут с него в итоге

Если речь идет лишь об освобождении от отчетности, а не о налоговой индульгенции, то для использования "патента" должен быть установлен порог в 35 млн руб., но пока о нем ничего не сказано. Какое-то обьяснение можно найти в объявленном еще в конце марта повышении ставки на выплачиваемые из России в некоторые юрисдикции проценты и дивиденды до 15%, которое позволяет изъять часть дохода сразу же на выходе из страны, у источника выплаты.

Кто выиграл и кто проиграл при новом налогово-социальном раскладе? Не пострадали бюджетники, включая армию чиновников и силовиков, выиграли коррупционеры и олигархи, использующие офшоры. Можно сказать, что в "зоне налогового поражения" оказался верхний слой среднего класса - те, кто получает от 5 млн до 35 млн руб., ведь получая больше, во многих случаях все же есть смысл затеваться с КИКами, чтобы сэкономить на налогах. Хотелось бы лучше понимать социальный профиль этих "пораженцев" - кто они? Рискну предположить, что тот самый человеческий капитал, внедряющий различного рода инновации в экономическую жизнь общества. Ирония судьбы: при технократическом правительстве прогресс в нашей стране ударил другой своей стороной именно по тем, кто его двигает.

Поддержать семью

Введение 15-процентной ставки – это первый этап введения прогрессивного налогообложения доходов в России, можно сказать, эксперимент (90-е не в счет), поскольку 60 млрд - не слишком заметная для консолидированного бюджета сумма. Не исключено, что в дальнейшем порог и ставка могут изменяться. В какую сторону – покажет время, как любит говорить известный публичный персонаж.

Понятно, что все фракции Госдумы уже готовы проголосовать за озвученные поправки во имя социальной справедливости и даже еще добавить повышенные ставки (кстати, если в декабре 2019 г. за введение прогрессивной шкалы высказывались 69% опрошенных ЦСР, то в мае 2020 уже меньше - 61%).

Названная сумма вполне соответствует общераспространенным в России представлениям о доходах "богатых" (было бы интересно сравнить ее с другими странами и с налогом, который в итоге будет исчислен в них с такой же суммы). Но цивилизованное, настоящее прогрессивное налогообложение – это обложение не физических лиц, а домохозяйств. В странах, где оно введено, оно существует в виде семейного налогообложения. Вряд ли справедливо, да и допустимо тоже вряд ли, когда одинаковое налоговое бремя с «высоких» доходов несет лицо, проживающее в одиночку, и тот, кто получает такой же доход, но содержит других. Очевидно, что платежеспособность и избыточный доход у них разные. А научная доктрина считает допустимым повышенное налогообложение именно избыточного (создающего возможности для накоплений и демонстративного потребления), а не свободного (дискреционного) дохода, покрывающего обычные потребности – такие как нормальное, а не символическое питание, одежда, жилье, обучение, лечение, отдых (про необлагаемый прожиточный минимум я даже не говорю). Подробнее см.: С.Г. Пепеляев. Гражданин как субъект финансово-правовых отношений : диссертация . кандидата юридических наук: 12.00.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1991. - 219 с.

При подготовке законопроекта необходимо предусмотреть, что превышение дохода в 5 млн руб. должно рассчитываться не по физлицу, а по домохозяйству, т.е. у супругов доход должен быть сложен и разделен на два. Тем более, что все нажитое во время брака согласно ГК и СК формирует общую собственность. И тем более, что базы ЗАГСов сейчас в руках ФНС. Поэтому если лицо состоит в браке, у супругов их совместный доход должен облагаться по повышенной ставке только при превышении 10 млн руб. Для кого-то это станет еще одним аргументом, чтобы зарегистрировать брак, а у ФНС появится больше взаимозависимых лиц в базе. В общем, одни плюсы)).

И по-хорошему надо еще учесть наличие детей и других иждивенцев. Например, Конституция обязывает содержать нетрудоспособных родителей. Иначе получается, что их интересы и потребности не учитываются, а деньги собираются на цели хотя и общественно важные, но не настолько, чтобы лишать людей первичных индивидуальных прав.

Кстати, действующее российское законодательство содержит множество примеров, когда при налогообложении позитивно учитывается "семейное" положение. Например, консолидированная группа налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций.

Благотворительность по принуждению?

Между тем, общеизвестна и общепризнана неэффективность государственных расходов. Именно поэтому президент уделил в своем обращении особое внимание этому вопросу: "И конечно, здесь нужно исключить любую бюрократию. Выработать эффективный механизм в прямом диалоге с гражданским обществом. Но полагаю, что ключевой принцип очевиден. Решения об использовании этих средств, этих денег, должны быть прозрачными и абсолютно открытыми, пользоваться безусловным доверием. Моральное право принимать эти решения имеют только врачи, общественные деятели, люди, которые всю жизнь посвятили помощи больным детям, работе в некоммерческих, благотворительных организациях, делом доказали свою порядочность, имеют непререкаемый авторитет и безупречную репутацию. Нужно создать такой механизм".

Надо сказать, что много лет президент выступал против целевых налогов. Пример такого федерального целевого налога мы имеем в виде взимаемых на основании НК РФ страховых взносов в пенсионный, медицинский и социальный внебюджетные государственные фонды. Результат известен - средств ПФР не хватает, идет постоянный трансфер из федерального бюджета. То есть целевой характер отнюдь не гарантирует финансирование всех реальных потребностей. А ведь задача поставлена сейчас однозначно: "Помощь должна дойти до каждого ребёнка, до каждой семьи, которая столкнулась с такой бедой".

Контроль за крупными расходами

Экономисты полагают, что повышенная ставка коснется 100 тыс. человек в стране. Эта цифра очевидно "не бьется" с объемами элитного жилья, автомобилей и других признаков роскоши, требующих значительных расходов (а значит, и доходов) не только на приобретение, но и на содержание. Видимо, надо вспомнить, что одним из элементов прогресивного налогообложения традиционно выступает контроль за крупными расходами. К сожалению, в этой части наша супертехнологичная налоговая служба не преуспела и даже не выказывает намерений как-то продвигаться. Почему? Мое скромное мнение - потому что это невыгодно чиновникам, депутатам и полковникам. Вот кто главная закулисная клиентелла нашей главной сервисной службы. Они же - патроны-покровители всей системы.

Так что же это на самом деле?

По изложенным выше причинам пока не могу назвать повышение НДФЛ на 2% налогообложением. Налогообложение построено на принципе всеобщности. Помните, "каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы". А здесь мы видим скорей изъятие по принципу "берем с кого можем". Метод рэкетиров из тех самых "лихих 90-х", от которых так старательно отмежевывается нынешняя власть.

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

    год – ГАРАНТ.РУ, 26 марта 2015 г. – ГАРАНТ.РУ, 18 марта 2015 г. – ГАРАНТ.РУ, 16 марта 2015 г. – ГАРАНТ.РУ, 30 декабря 2014 г. – ГАРАНТ.РУ, 25 октября 2013 г.

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

С 2021 года в России появится прогрессивная шкала налогообложения доходов. Это значит, что с ростом дохода будет увеличиваться ставка НДФЛ. При доходах более 5 000 000 Р в год она составит 15% с суммы превышения. Новая ставка коснется не всех доходов, есть исключения. А для 2021 и 2022 годов действуют переходные правила.

Вот кому придется платить больше и куда должны пойти эти деньги.

Для какого налога повышается ставка

Ставка повышается для налога на доходы физических лиц, НДФЛ. Это тот налог, что удерживают из зарплаты, платят при продаже имущества и возвращают с помощью вычетов.

Обычная ставка для НДФЛ — 13%. Это для большинства доходов резидентов. Налог с материальной выгоды или призов может составить 35%, с процентов по облигациям с ипотечным покрытием — 9%. А нерезиденты платят НДФЛ по ставке 15% с дивидендов, 30% — с других доходов и 13% — в некоторых случаях, например если они граждане ЕАЭС или высококвалифицированные специалисты.

Повышение ставки касается того НДФЛ, что начисляется по ставке 13% с обычных доходов, например зарплат или подработок на общей системе.

Каких доходов касается повышение ставки

В налоговом кодексе появилось новое понятие: совокупность налоговых баз. Это те виды доходов, что учитываются при расчете превышения. В общем порядке пороговое значение в 5 000 000 Р применяется именно к совокупности налоговых баз, а не к каждому доходу отдельно. Но в 2021 и 2022 годах применяется особое правило.

Для резидентов в совокупность налоговых баз войдут такие доходы:

  1. Основная налоговая база — например зарплата и вознаграждение по гражданско-правовым договорам, а также доход ИП на ОСНО.
  2. От долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые признаны в декларации.
  3. В виде выигрышей в азартных играх и лотереях.
  4. По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
  5. По операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги.
  6. По операциям займа ценных бумаг.
  7. По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС.
  8. Полученные участниками инвестиционного товарищества.
  9. В виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании.

Перечень доходов для нерезидентов содержится в п. 2.2 ст. 210 НК РФ в редакции 2021 года. В отличие от резидентов, в их доходах будет учитываться продажа имущества и подарки.

Считать эти базы нужно отдельно.

Как считать НДФЛ по новым правилам

С 2021 года к одним и тем же доходам нужно применять две ставки НДФЛ:

  1. если доход за год меньше или равен 5 000 000 Р — 13%;
  2. если доход больше 5 000 000 Р за год — 650 000 Р плюс 15% с суммы превышения.

То есть повышение ставки касается не всей суммы дохода, а только превышения.

А если доход за год меньше 5 000 000 Р , то вообще ничего не меняется. Под действие закона попадут только те, кто зарабатывает больше 417 тысяч в месяц. В России таких людей совсем немного: по разным оценкам, около 1%. Хотя было бы здорово, если бы больше россиян зарабатывали такие суммы — и тогда пусть даже их коснулось бы повышение ставки.

Например, Егор зарабатывает 80 000 Р в месяц. В год — 960 000 Р . Повышение ставки его не касается.

Анна зарабатывает 250 000 Р . Ее доход за год — 3 000 000 Р . Ставка НДФЛ для Анны составит 13%, как обычно.

Виктор зарабатывает 430 000 Р в месяц. Это 5 160 000 Р в год. Его доход превышает 5 млн, поэтому НДФЛ надо считать так: 650 000 Р + (5 160 000 Р − 5 000 000 Р ) × 15% = 674 000 Р .

Без повышения ставки Виктор заплатил бы 670 800 Р , то есть повышение НДФЛ при зарплате 430 000 Р в месяц составит 3200 Р за год, или 267 Р в месяц.

В 2021 и 2022 годах для расчета превышения налоговыми агентами будет учитываться не совокупность налоговых баз, а каждая отдельно. При соблюдении лимита по каждой из них повышенная ставка не применяется. С этой формулировкой не все понятно. Например, сможет ли налоговая потом сама начислить НДФЛ по повышеной ставке, если совокупность баз окажется больше 5 млн рублей? Эта формулировка может означать, что налоговым агентам немного упростят расчеты, а доплачивать налог все равно придется на основании уведомлений. Но доначислений по ставке 15% в таком случае вполне может и не быть, потому что ничего в законе на это не указывает. Пока разъяснения на этот счет ясности не внесли.

При расчете налоговой базы будут учитываться вычеты. То есть к доходу сначала применят вычеты на детей, за лечение, покупку квартиры или расходы по бизнесу ИП, а уже потом сравнят налоговую базу с 5 000 000 Р . Например, если зарплата за год составит 6 000 000 Р , но в том же году есть право на вычет в размере 2 000 000 Р при покупке жилья, налоговая база будет меньше лимита — и ставка не повысится.

Считать налог в основном будут налоговые агенты — те организации и ИП, что должны удерживать НДФЛ при выплате дохода. Чаще всего это работодатели, иногда доход нужно декларировать самим. Каждый налоговый агент сможет учесть только свою часть доходов, а не общую сумму. Зарплата на одном месте работы может быть меньше 5 000 000 Р , а на нескольких — больше.

Читайте также: