Налогоплательщик не являющийся работодателем может самостоятельно рассчитать сумму налога

Опубликовано: 02.05.2024

• индивидуальные предприниматели, адвокаты. Основным критерием разделения налогоплательщиков ЕСН на две ка­тегории выступает то, являются ли они работодателями либо сами "ра­ботают на себя". При этом если налогоплательщик одновременно отно­сится к нескольким из указанных выше категорий налогоплательщиков
(например, если адвокат нанял на работу помощника), то он обязан исчислять и уплачивать налог по каждому из оснований. Объект налогообложения. В зависимости от принадлежности налогопла­
тельщика к одной из указанных выше категорий положениями гл. 24 НК РФ выделяются два вида объектов налогообложения:
для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (то есть для организаций, индивидуальных предпринимателей), объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, на­числяемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудо­вым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по ав­торским договорам;
налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых для целей на­логообложения по ЕСН индивидуальными предпринимателями, объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых яв­ляются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогопла­тельщиками в пользу физических лиц.

Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, пред­метом которых является переход права собственности или иных вещ­ных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не относятся законодательством к объекту налогообложения. Соответ­ственно для налогоплательщиков второй категории (индивидуальных предпринимателей и адвокатов, не являющихся работодателями) объек­том налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систе­му налогообложения, объектом налогообложения является валовая вы­ручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упро­щенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" как сумма доходов, полученных за нало­говый период как в денежной, так и в натуральной формах от предпри­нимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщи­ков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения соста­ва затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль гл. 25 НК РФ.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Налоговая база. Порядок определения налоговой базы по ЕСН также
ставится в зависимость от категории налогоплательщика. Налоговые льготы. В соответствии с положениями ст. 239 НК РФ от уп­ латы налога освобождаются:
организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;
следующие категории налогоплательщиков-работодателей - с сумм вып­лат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
- общественные организации инвалидов, среди членов которых инва­лиды и их законные представители составляют не менее 80%, их реги­ональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкла­дов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписоч­ная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработ­ной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- учреждения, созданные в образовательных, культурных, лечебно-оз­доровительных, физкультурно-спортивных, научных, информацион­ных и иных социальных целях, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственны­ми собственниками имущества которых являются указанные обществен­ные организации инвалидов. Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реа­лизацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полез­ных ископаемых, а также иных товаров, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринима­тельской и иной профессиональной деятельности в размере, не превы­шающем 100000 руб. в течение налогового периода;
российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляе­мый учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспи­рантам государственных и (или) муниципальных образовательных уч­реждений.

Также освобождены от уплаты ЕСН следующие министерства и ведом­ства: Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, ФСО РФ, СВР РФ, ФПС РФ, Федеральная служба специального строительства РФ, в составе которых проходят службу военнослужа­щие, ФСНП России, Минюст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, ГТК РФ, военные суды, Судебный департамент при Вер­ховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 238 НК РФ для бюджетных органи­заций установлено освобождение от налогообложения сумм, не превы­шающих 2000 руб. (на одно лицо за налоговый период), выплат работ­никам Зтих организаций (в виде материальной помощи, а также возмещения бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом. Отметим, что предоставление такого права только бюджетным организациям проти­воречит конституционным принципам равенства и недискриминации различных форм собственности, ибо содержит основанное на критерии права собственности преимущество одних категорий налогоплательщи­ков над другими.
Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. Кроме того, положениями ст. 240 НК РФ установлено, что отчетными периодами по налогу являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налоговые ставки. Для налогоплательщиков - работодателей, произво­дящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных на­
родов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствова­ния, положениями п. 1 ст. 241 НК РФ установлены следующие базовые ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника (нарастающим итогом с начала года)

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Кто является налоговым агентом по НДФЛ

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются (п. 1 ст. 207 НКРФ):

- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

- физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Пунктом 1 ст. 226 НК РФ возложены обязанности налоговых агентов по удержанию из доходов, выплачиваемых физическим лицам, и перечислению в бюджет НДФЛ на:

- нотариусов, занимающихся частной практикой;

- адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

- обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Самостоятельно исчисляют и уплачивают налог лица, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, а именно:

- индивидуальные предприниматели (по доходам, полученным от предпринимательской деятельности);

- нотариусы, адвокаты, иные частнопрактикующие физические лица (по доходам от частной практики).

Порядок исчисления налога

Налоговые агенты исчисляют налог по доходам, облагаемым по ставке 13% (кроме дивидендов и иных доходов, указанных в п. 3 ст. 224 НК РФ), нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца с зачетом суммы налога, удержанной за предыдущие месяцы.

Налог удерживается с каждой суммы дохода отдельно:

1) по дивидендам;

2) доходам, указанным в п.п. 2 – 6 ст. 224 НК РФ. В частности, к таким доходам относятся:

- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств (налоговая ставка 35%);

- доходы, выплачиваемые лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ.

При исчислении налога налоговый агент не учитывает доходы, полученные налогоплательщиком от других налоговых агентов.

Предоставление работодателем налоговых вычетов

При определении налоговой базы по НДФЛ работодатель вправе предоставить работнику в отношении доходов, облагаемых по ставке 13% (за исключением дивидендов) следующие налоговые вычеты:

1) стандартные вычеты (ст. 218 НК РФ) – предоставляются одним из налоговых агентов по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты;

2) социальные вычеты, предусмотренные пп. 4 и 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, в сумме уплаченных налогоплательщиком пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни (сроком не менее 5 лет) и (или) на софинансирование пенсии на основании письменного заявления работника при условии, что взносы удерживаются из выплат в пользу налогоплательщика и перечисляются в соответствующие фонды (страховые организации) работодателем;

3) имущественные вычеты на приобретение жилья, а также на уплату процентов по кредитам (займам), привлеченным для приобретения жилья, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, на основании письменного заявления работника и уведомления налогового органа по форме, утв. приказом ФНС России от 05.12.2009 № ММ-7-3/714@.

Порядок удержания налога

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При начислении заработной платы (в последний день текущего месяца), удержание суммы налога по каждому работнику отражается проводкой:

Дебет 70 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ».

Если работодатель заключил с работником договор аренды автомобиля, сотового телефона, иного имущества, то удержание налога отражается в момент начисления арендного обязательства:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 – начислена сумма арендной платы;

Дебет 73 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ» - удержана сумма налога.

Действия налогового агента при невозможности удержания налога

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Сообщение направляется по форме 2-НДФЛ, утв. приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.

Например, в 2014 году организация подарила работнику при увольнении в связи с уходом на пенсию подарок стоимостью более 4 000 рублей. После этого организация не производила денежные выплаты работнику и не имела возможности удержать налог. До 1 февраля 2015 г. организация направила в налоговый орган и работнику сообщение по форме 2-НДФЛ о невозможности удержать налог.

Обратите внимание! После окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается (см. письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Порядок перечисления налога

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня:

- фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода;

- (или) перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;

- (или) следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода (например, если доход выплачивается из выручки или иных поступлений в кассу налогового агента);

- (или) следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога – для доходов, полученных в натуральной форме или в виде материальной выгоды.

Обратите внимание! По доходам в виде оплаты труда налог перечисляется в бюджет только при выплате заработной платы по окончании месяца, за который она начислена. Это связано с тем, что для целей налогообложения датой фактического получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ). Например, за январь работникам были выплачены аванс 20.01.2015 и зарплата 04.02.2015. Денежные средства были получены в банке на выплату аванса 20 января, на выплату зарплаты 4 февраля. Удержанный при начислении заработной платы налог следует перечислить в бюджет 4 февраля:

Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ» Кредит 51.

Налог уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Российская организация, имеющая обособленные подразделения, уплачивает налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Налоговый учет

Обязанность ведения налогового учета налоговыми агентами установлена п. 1 ст. 230 НК РФ. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. На основании регистров налогового учета налоговый агент заполняет сведения по форме 2-НДФЛ.

Налоговые регистры должны содержать в отношении каждого налогоплательщика следующую информацию:

1) сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика:

- фамилия, имя, отчество физического лица;

- вид и код документа, удостоверяющего личность;

- серия и номер документа, удостоверяющего личность;

- ИНН (при его наличии);

- адрес места жительства в РФ с кодом региона;

- адрес места жительства за пределами РФ;

- гражданство с кодом страны;

2) вид выплаченных физическому лицу доходов в соответствии с кодами, приведенными в Справочнике "Коды доходов" (Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@);

3) вид предоставленных физическому лицу налоговых вычетов в соответствии с кодами, приведенными в Справочнике "Коды вычетов" (Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@);

- начисленные налогоплательщику доходы (до уменьшения на суммы вычета и НДФЛ);

- доход налогоплательщика за минусом вычетов, исчисленный до налогообложения;

5) даты выплаты дохода, в том числе:

- даты получения доходов, которые определяются по правилам ст. 223 НК РФ;

- даты фактической выплаты доходов физическому лицу (выдачи из кассы, перечисления на банковский счет, др.);

6) статус налогоплательщика: налоговый резидент или нерезидент РФ;

7) даты удержания налога из доходов налогоплательщика;

8) даты перечисления налога в бюджет – дата фактического списания денежных средств с банковского счета налогового агента;

9) реквизиты платежного документа на перечисление удержанного налога: наименование, дата, номер;

10) сумма исчисленного и удержанного налога.

Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговая отчетность

Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма сведений 2-НДФЛ, формат и порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме 2-НДФЛ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям (п. 3 ст. 230 НК РФ).

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Статья 52. Порядок исчисления налога, страховых взносов

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Не применяется с 1 января 2017 г.

Информация об изменениях:

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в пункте 3 статьи 13, пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, налоговым органом учитываются имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов.

Информация об изменениях:

Пункт 2.1 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

Статья 52 дополнена пунктом 2.1 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

2.1. Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 28 января 2019 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 546-ФЗ

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 23 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

4. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.

Форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом, поскольку обязанность по его уплате ложится на физических лиц с получаемых ими доходов, регулируется НК РФ и обязателен на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определены главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Лица, освобожденные от уплаты НДФЛ, приведены в главах 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

  • Физические лица, являющиеся налоговыми резиден ­ тами Российской Федерации.
  • Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации

Освобождены от уплаты НДФЛ

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему на ­ логообложения для сельскохозяйственных произво ­ дителей (единый сельскохозяйственный налог), пере ­ веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея ­ тельности

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактичес ­ ки находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на перио ­ ды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Лицами, не являющимися налоговыми резидентами, являются фи ­ зические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации ме ­ нее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Объектом налогообложения признается доход, полученный нало ­ гоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющих ­ ся резидентами Российской Федерации;
  • от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных пред ­ принимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельно ­ стью ее обособленного подразделения;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном дохо ­ де страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельно ­ стью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
  • доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

• доходы от реализации:

- недвижимого имущества, находящегося в Российской Федера ­ ции;

- в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ­ ния деятельности в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 208 НК РФ.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от иностранной организа ­ ции;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, полу ­ ченные от иностранной организации;
  • доходы, полученные от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязаннос ­ тей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полу ­ ченные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ­ ния деятельности за пределами Российской Федерации в соответст ­ вии с п. 3 ст. 208 НК РФ.

Не признаются доходами доходы от операций, связанных с имуще ­ ственными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в со ­ ответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полу ­ ченных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых отношений.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налого ­ плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которых у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен один вид налоговых льгот — доходы, не подлежащие налогообложению: ст. 217 определен 41 вид доходов, не подлежащих налогообложению (государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законо ­ дательством и т. д.).

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов : стандартные, социальные, имущественные и профессиональ ­ ные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты устанавливаются различным ка ­ тегориям налогоплательщиков в размере 3000 руб., 1000 руб., 500 руб., 400 руб. за каждый месяц налогового периода в соответствии со ст. 218 НКРФ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплатель ­ щику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Социальные налоговые вычеты установлены ст. 219 НК РФ. Предо ­ ставляются они на основании письменного заявления, копий докумен ­ тов, подтверждающих право на социальный налоговый вычет при по ­ даче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Имущественные налоговые вычеты установлены ст. 220 НК РФ. Предоставляются они на основании письменного заявления налого ­ плательщика, подтверждающих документов при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной нало ­ гоплательщиком на новое строительство либо приобретение на террито ­ рии Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, может быть предоставлен до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права на имущественный налоговый вычет налоговым органом.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогопла ­ тельщикам в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечени ­ ем доходов, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии со ст. 221 НКРФ.

При отсутствии подтверждающих документов установлены норма ­ тивы затрат в процентах к сумме начисленного дохода (от 20% до 40%) и в зависимости от категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональные налоговые вычеты.

Налоговая ставка НДФЛ устанавливается в размере 9, 13, 15, 30 и 35% в зависимости от вида доходов:

В отношении доходов

  • в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей до ­
    верительного управления ипотечным покрытием, полученным на
    основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выдан ­ ных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.;
  • от долевого участия в деятельности организаций, полученных
    в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговы ­ ми резидентами РФ

полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, получаемых в виде дивидендов от долевого учас ­ тия в деятельности российских организаций

  • все доходы, получаемые физическими лицами,
    не являющимися налоговыми резидентами РФ,
    за исключением нижеперечисленных:
  • доходы, получаемые в виде дивидендов от долевого
    участия в деятельности российских организаций (15%);
  • доходы, получаемые от осуществления трудовой
    деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ, доходы, получаемые от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (13%)

• стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводи ­ мых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы то ­
варов, работ и услуг в части превышения 4000 руб.;

• процентных доходов по вкладам в банках в части превышения:

  • по рублевым вкладам — ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов;
  • по вкладам в иностранной валюте — 9% годовых;

• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщи ­ ками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров:

  • суммы процентов за пользование заемными (кредитными) сред ­ ствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих
    действующей ставки рефинансирования, установленной Централь ­ ным банком РФ на дату фактического получения налогоплатель ­ щиком дохода;
  • суммы процентов за пользование заемными (кредитными) сред ­ ствами в иностранной валюте в размере 9% годовых

по всем остальным доходам

Датой фактического получения дохода определяется как день:

День получения дохода

При получении доходов

Последний день месяца, за кото ­ рый начислен доход

В виде оплаты труда за выполнение тру ­ довых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом)

Выплаты дохода, в том числе пере ­ числения дохода на счета налого ­ плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц

Иных доходов в денежной форме

День получения дохода

При получении доходов

Передачи доходов в натуральной форме

Иных доходов в натуральной форме

Уплаты налогоплательщиком про ­ центов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобре ­ тения товаров (работ, услуг), при ­ обретения ценных бумаг

В виде материальной выгоды

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в пол ­ ных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и бо ­ лее округляются до рубля.

При исчислении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не ­ обходимо учесть следующее:

  • уменьшению на суммы налоговых вычетов подлежат только до ­ ходы, облагаемые по ставке 13%;
  • если сумма налоговых вычетов равна или превышает сумму дохо ­ да, то налоговая база считается равной нулю.

Как правило, налог исчисляется и уплачивается налоговыми аген ­ тами. Налоговыми агентами являются российские организации, инди ­ видуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, выплачива ­ ющие доходы своим работникам, т. е. источники выплат.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели, нотариусы, зани ­ мающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законода ­ тельством РФ порядке частной практикой, имеют доход от своей дея ­ тельности и налог по нему исчисляют и уплачивают сами.

Кроме того, и сами физические лица могут иметь доход от лиц, не являющихся налоговыми агентами, либо дохода при выплате кото ­ рого налоговыми агентами не была удержана сумма налога, и обязан ­ ности по уплате НДФЛ ложатся в этих случаях на физических лиц.

Порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты налога производятся в соответствии со ст. 225, 226 и 227 НК РФ.

Налоговая декларация в обязательном порядке представляется следующими налогоплательщиками:

  • индивидуальными предпринимателями;
  • нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, другими лицами, занимающи ­ мися в установленном действующим законодательством РФ порядке частной практикой;
  • физическими лицами:
  • получившими суммы вознаграждения от физических лиц и орга ­ низаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключен ­ ных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характе ­ ра, включая доходы по договорам найма или договора аренды любого имущества;
  • получившими суммы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав;
  • налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источни ­ ков, находящихся за пределами Российской Федерации;
  • получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
  • получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лоте ­ рей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
  • получающими доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • получающими от физических лиц, не являющихся индивидуаль ­ ными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина Рос ­ сии.

Налоговая декларация на сумму предполагаемого дохода (инди ­ видуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном законодатель ­ ством РФ порядке частной практикой) предоставляется по форме 4-НДФЛ.

Налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту сво ­ его учета в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах физических лиц по форме, утвержден ­ ной приказом МНС РФ.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогопла ­ тельщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по за ­ явлению налогоплательщика. Суммы налога, не удержанные с физи ­ ческих лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взы ­ скиваются за все время уклонения от уплаты налога.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся нало ­ говым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответ ­ ствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмот ­ рено договором (соглашением) об избежание двойного налогообложе ­ ния с соответствующим государством.

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получе ­ ния налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогопла ­ тельщик должен представить в налоговый орган официальное под ­ тверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответст ­ вующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежание двойного налогообложения, а также документ о получении дохода и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).

Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

Читайте также: