По каким вопросам в рамках заполнения сведений о налоговом резидентстве сотрудник банка может

Опубликовано: 26.03.2024

Настоящим Публичное акционерное общество Банк «Финансовая корпорация Открытие» (далее — Банк) доводит до сведения физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, планирующих установить деловые взаимоотношения с Банком 1 , что 30.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 173-ФЗ).

В соответствии с требованиями Федерального закона 173-ФЗ Банк принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с Банком договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

В соответствии с требованиями Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act) (далее — Закон FATCA) Банк заключил соглашение с Налоговым управлением США (Internal Revenue Service (IRS)) и зарегистрировался на сайте Налогового управления США, тем самым подтвердив свое согласие на сбор и представление Налоговому управлению США информации о Налогоплательщиках США 2 .

Основной целью Закона FATCA является противодействие уклонению от налогообложения в США доходов Налогоплательщиков США 2 , полученных через финансовые институты за пределами США.

Банк с 01.07.2014 осуществляет сбор сведений, позволяющих определить принадлежность вновь обратившегося лица (впервые обратившегося с 01.07.2014 в Банк для установления деловых взаимоотношений) к лицам, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Сведения о Налогоплательщиках США, включая данные о номерах счетов Клиента в Банке, остатках на счетах, об операциях по счетам, могут быть переданы Банком в Налоговое управление США (IRS) и/или лицу, исполняющему обязанности такого органа, а также уполномоченным органам в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

Обращаем Ваше внимание, что Банк не консультирует клиентов по вопросам применения Закона FATCA. В случае возникновения вопросов рекомендуем Вам проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.

Об установлении статуса клиентов для целей CRS

CRS (Common Reporting Standard, далее CRS) — Стандарт по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах, разработанный ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития). 12 мая 2016 года ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года.

CRS направлен на предотвращение глобального уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных юрисдикций и обеспечения прозрачности информации.

CRS в России реализован посредством принятия Федерального закона 340-ФЗ от 27.11.2017г., дополнившего Главой 20.1 Налоговый кодекс РФ, и утверждения Постановления Правительства от 16.06.2018г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)».

В целях международного обмена информацией с иностранными налоговыми органами указанные документы обязывают Банк устанавливать налоговое резидентство клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, и направлять сведения об иностранных налогоплательщиках в ФНС РФ.

Клиенты, в свою очередь, обязаны в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставлять запрашиваемую Банком информацию о налоговом резидентстве указанных лиц.

В случае непредставления лицом, заключающим с Банком договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, организация финансового рынка вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

Банк вправе в случае непредставления клиентом запрашиваемой в соответствии с Главой 20.1 Налогового кодекса РФ информации отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента по договору 1 , предусматривающему оказание финансовых услуг, и (или) в случаях, предусмотренных указанной главой, расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Банк вправе в одностороннем порядке расторгнуть заключенный с клиентом договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, если в результате проведения мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 142.4 Главы 20.1 НК РФ, Банк выявит недостоверность или неполноту представленной клиентом информации либо придет к выводу о противоречии представленной клиентом информации сведениям, имеющимся в распоряжении Банка, в том числе полученным из иных общедоступных источников информации.

Банк в целях выполнения вышеуказанных требований по FATCA/CRS при установлении деловых отношений с клиентом и заключении договоров 1 об оказании финансовых услуг, а также при наличии оснований полагать, что предоставленная клиентом по запросу Банка информация/документы для целей FATCA/CRS перестали соответствовать действительности, запрашивает 3 у клиентов информацию и документы, в том числе:

  • Вопросник по самосертификации для идентификации клиента - физического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, в целях FATCA/CRS Форма вопросника на русском языке
  • Self-certification questionnaire for identification of a client — an individual, an individual entrepreneur, an individual engaged in professional practice in accordance with the legislation of the Russian Federation, for the purposes of FATCA/CRS Форма вопросника на английском языке
  • Подтверждение налогового резидентства в РФ для физического лица https://www.nalog.ru/rn77/ip/interest/reg_ip/resident_rf/ (это подтверждение может быть запрошено при опровержении клиентом наличия у него статуса иностранного налогоплательщика) 4 (размещена на сайте Налогового управления США), должна быть предоставлена в Банк, если вы являетесь гражданином США или Налогоплательщиком 2 США.
  • (1) копия свидетельства об утрате гражданства США по форме DS 4083 5 или (2) письменное объяснение причины отказа от гражданства США или (3) письменное объяснение причины неполучения гражданства США при рождении, если Вы родились в США, но не являетесь гражданином США

Проверку структуры иностранного идентификационного номера налогоплательщика можно осуществить по ссылке.

Информация по CRS для клиентов, размещенная на сайте ФНС:

1 Открытие банковского счета/вклада, заключение договора на брокерское обслуживание, депозитарные услуги и другие финансовые услуги.

2 Под понятием «Налогоплательщик США» понимается физическое лицо, которое является гражданином США или налоговым резидентом США. Если наличие статуса налогового резидента США вызывает у Вас сомнения, мы рекомендуем проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.

По общему правилу, Вы можете быть признаны налоговым резидентом США, если:

Вы родились в США; ИЛИ

  1. Вы являетесь гражданином США или у Вас есть «Грин-карта» США; ИЛИ
  2. Вы отвечаете критерию существенного присутствия. Чтобы отвечать этому критерию, Вы должны физически находиться в США по крайней мере:
    1. 31 день в течение текущего года, и
    2. 183 дня в течение трехлетнего периода, который включает текущий год и два непосредственно предшествующих года, включая в расчет, что:
      Все дни, в течение которых Вы находились в США в течение текущего года; И
      1/3 дней, в течение которых Вы находились в США в течение первого года, предшествующего текущему году; И
      1/6 дней, в течение которых Вы находились в США в течение второго года, предшествующего текущему году.

    В качестве признаков Налогоплательщика США в отношении физических лиц дополнительно рассматриваются:

    • Наличие регистрации/места жительства в США
    • Почтовый адрес в США (включая почтовый ящик)
    • Телефонный номер с кодом США (префикс «+1»)
    • Постоянно действующие инструкции по платежам в США
    • Действующая доверенность, выданная лицу, имеющему право на управление счетом, с адресом в США
    • Право подписи, выданное лицу с адресом в США
    • Адрес до востребования в США (в отсутствии иного адреса)
    • Налоговый резидент США (по иным основаниям, например, при покупке недвижимости в США)

    4 Форма Налогового управления США, которая используется для определения статуса Налогоплательщика США

    5 Свидетельство об утрате гражданства США (CLN) — форма Бюро консульских дел Государственного департамента США, составленная сотрудником консульской службы Соединенных Штатов, подтверждающая отказ от гражданства США. Данная форма утверждается Государственным Секретарем США на основании Закона об иммиграции и гражданстве США 1952 г.


    Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

    Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

    На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

    • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
    • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

    По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

    В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

    Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

    Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
    по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

    183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

    Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

    Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

    В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

    Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

    Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

    • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
    • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
    • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
    • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
    • справка, полученная по месту проживания в РФ;
    • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
    • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

    Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

    Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

    Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

    Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

    Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

    Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

    • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
    • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

    С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

    Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

    Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

    В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

    • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
    • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
    • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

    Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

    Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

    Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

    В связи с принятием Федерального закона от 27.11.2017 №340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» лица, заключающие с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, обязаны представлять в банк информацию, позволяющую установить их налоговое резидентство, в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.

    В случае непредставления лицом, заключающим с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, банк вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

    В случае непредставления клиентом, имеющим действующие договоры, предусматривающие оказание финансовых услуг, запрашиваемой банком информации, позволяющую установить их налоговое резидентство, банк вправе отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента, либо расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг.

    Формы самосертификации для определения налогового резиденства

    Налогообложение иностранных счетов в соответствии с требованием законодательства FATCA

    Банк является участвующим финансовым институтом (Participating FFI) в рамках Закона о налогообложении иностранных счетов США (FATCA). Банку присвоен индивидуальный идентификационный номер участника (GIIN — Global Intermediary Identification Number) — ZDFUFB.00000.LE.643.

    В соответствии с пп. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в банке были утверждены следующие документы:

    В соответствии с требованиями FATCA, банк обязуется выполнять требования по идентификации клиентов, сбору и передаче предусмотренной Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Федеральный закон №173-ФЗ) информации о клиентах уполномоченным государственным органам Российской Федерации, а также иностранному налоговому органу, включая Internal Revenue Service of the United States (Федеральную налоговую службу США) и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов.

    В связи с этим, в соответствии со ст. 2 Федерального Закона №173-ФЗ ПАО «АК БАРС» БАНК рекомендует клиентам:

    • физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим гражданство иностранного государства (не имеющим гражданство РФ) или не имеющим гражданства, или имеющим одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (за исключением гражданства государства — члена Таможенного союза) и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве;
    • юридическим лицам, зарегистрированным не в соответствии с законодательством Российской Федерации или зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 10% акций (долей) уставного капитала, которых прямо или косвенно контролируются иностранными гражданами (лицами с гражданством иностранного государства (без гражданства РФ) или без гражданства, или с двойным гражданством и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве (за исключением лиц имеющих одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства — члена Таможенного союза);
    • и не прошедшим процедуру идентификации на предмет отнесения их к категории иностранных налогоплательщиков, заполнить и представить в банк одну из нижеследующих анкет:
      • для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: Анкета клиента — физического лица
      • для юридических лиц: Анкета клиента — юридического лица

      Если клиентом — физическим лицом или индивидуальным предпринимателем дан хотя бы один положительный ответ на вопросы в Анкете, а клиентом — юридическим лицом дан любой ответ на вопросы в Анкете, ему необходимо документально подтвердить или опровергнуть предположение об отнесении его к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, посредством предоставления в банк одной из форм в соответствии с требованиями FATCA (W-8BEN, W-8BEN-E, W-9, W-8IMY и W-8ECI), а также предоставить в банк подписанное Согласие банку на обработку персональных данных (открыть Согласие банку на обработку персональных данных).

      Указанные формы находятся в открытом доступе на сайте www.irs.gov .

      Выбор формы для заполнения зависит от статуса налогоплательщика, к которому относится клиент.

      Круглосуточная Служба поддержки: 8-800-250-33-00

      Служба поддержки пользователей «Банк-Клиент» (для юридических лиц)

      Москва: +7 (495) 725-59-53, +7 (495) 956-17-24

      Волгоград: +7 (8442) 99-50-32

      Волжский: +7 (8443) 24-10-52

      Камышин: +7 (84457) 2-33-15

      Все города: 8 (800) 250-33-00

      Электронный адрес технической поддержки обслуживания юридических лиц с помощью системы « Банк-клиент » : dbo@ns-bank.ru

      Время работы Службы поддержки пользователей «Банк-Клиент» (для юридических лиц) пн.-чт. - с 9:00 до 18:00, пт. - с 9:00 до 17:00

      Единый стандарт по автоматическому обмену налоговой информацией (Common Reporting Standard) (далее - CRS) – это требование о сборе и раскрытии налоговой информации финансовыми организациями участвующих стран, введенное для целей борьбы с уклонением от уплаты налогов и защиты налоговых систем. В 2016 году Россия подтвердила свое участие и присоединилась к CRS.

      Согласно требованиям CRS, финансовые организации обязаны выявлять клиентов, выгодпориобретателей и бенефициарных владельцев, которые могут являться налоговыми резидентами за пределами страны, где они открыли счета и используют финансовые продукты, а также сообщать некоторую информацию в местные налоговые органы. После этого раскрытая информация также может быть передана налоговым органам той страны, налоговым резидентом которой считается рассматриваемый клиент.

      Как правило, налоговым резидентом той или иной страны считается лицо, обязанное уплачивать налоги на доходы или прибыль в такой стране. Если у Вас есть вопросы, касающиеся порядка определения Вашего статуса иностранного налогового резидента, просим Вас обратиться к профессиональному налоговому консультанту, так как Банк не предоставляет консультации в сфере налогообложения.

      В связи с присоединением России к CRS и внесенными изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 27.11.2017 N 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний") лица, заключающие (заключившие) с Банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг обязаны предоставлять в Банк информацию, позволяющую установить налоговое резидентство, в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.

      Данный процесс называется «получение подтверждения клиента», и Банк обязан запрашивать такую информацию.

      Согласно требованиям CRS Банк обязан устанавливать статус налогового резидента в отношении всех наших клиентов, даже если Вы являетесь налоговым резидентом в той же стране, где у Вас открыт счет. Однако, в таком случае, Банк не сообщает Ваши данные в налоговые органы для целей CRS.

      Все финансовые организации (в том числе банки, страховые и управляющие компании) в участвующих странах обязаны соблюдать требования CRS.

      Даже если Вы уже сообщали информацию для целей «Закона о налогообложении иностранных счетов» (FATCA), Вы все равно должны сообщить дополнительную информацию для целей CRS, так как речь идет о двух разных нормативных актах, предусматривающих разные требования.

      FATCA является законодательным актом США, согласно которому финансовые организации должны выявлять среди своих клиентов налоговых резидентов США и сообщать о них в соответствии с требованиями FATCA в зависимости от их гражданства. Согласно требованиям CRS, финансовые организации обязаны устанавливать страну налогового резидентства всех своих клиентов и в большинстве случаев сообщать информацию о клиентах, которые имеют налоговое резидентство за пределами страны, где у них открыты счета.

      Да. Банк сообщит Вашу информацию только в соответствующие налоговые органы и только на основании требований законодательства.

      Федеральная Налоговая Служба России открыла на официальном сайте раздел, посвященный международному автоматическому обмену информацией, где публикуется актуальная информация, проекты разрабатываемых документов: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/inforclient/

      © 2005-2021 Copyright АО Банк « Национальный стандарт »
      Все права защищены

      Генеральная лицензия Банка России №3421 от 14.05.2015


      Служба поддержки пользователей « Банк-Клиент » (для юридических лиц): +7 (495) 725-59-53, +7 (495) 956-17-24

      В целях исполнения требований FATCA Банк проводит процедуры идентификации налоговых резидентов США среди своих клиентов.

      На ежегодной основе Банк обязан сообщать в ФНС и Налоговую службу США (IRS) информацию о финансовых счетах, принадлежащих налоговым резидентам США.

      Когда FATCA вступает в силу?

      Закон FATCA вступил в силу 1 июля 2014 года. Банк принял на себя обязательство в полной мере соблюдать требования FATCA.

      Является ли АО «ОТП Банк» единственным банком, на который распространяются требования FATCA?

      Требования FATCA распространяются на банки и другие финансовые организации, который присоединились к требованиям FATCA. Но их подход к соблюдению FATCA может отличаться от подхода АО «ОТП Банк».

      Закон FATCA касается как физических, так и юридических лиц?

      Если я являюсь индивидуальным предпринимателем касается ли меня закон FATCA?

      Да, а также физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (адвокаты, нотариусы и т.д.). Вы предоставляете документы для определения вашего налогового статуса в соответствии с FATCA, как физическое лицо.

      Как повлияет закон FATCA на меня, если я не являюсь налоговым резидентом США?

      Закон FATCA не предусматривает какой-либо обязанности Банка по информированию Налоговой службы США (IRS) о лицах, не являющихся налоговыми резидентами США. Таким образом, если Вы не относитесь к налоговым резидентам США, закон FATCA на вас не влияет.

      Какие документы необходимо представить налоговым резидентам США?

      Лицам, указавшим на то, что они являются налоговыми резидентами США, будет предложено заполнить Форму Форма W-9 Налоговой службы США (IRS), в которой налоговые резиденты США должны указать Social security number (SSN) или Individual Taxpayer Identification Number (ITIN).

      Каковы особенности идентификации юридических лиц?

      Вы обязаны представить Банку заполненную Форму W-8 в следующих случаях:

      • Ваша организация является Финансовым институтом;
      • Ваша организация зарегистрирована/учреждена на территории США или подконтрольных территориях по законодательству США;
      • В состав контролирующих лиц вашей компании, которым прямо или косвенно принадлежит более 10% доли в компании, входит физическое лицо — налоговый резидент США или юридическое лицо, зарегистрированное/учрежденное в США.

      Должен ли я дать согласие на представление своих персональных данных и сведений о счетах, остатках и оборотах в Налоговую службу США (IRS)?

      Да, налоговым резидентам США необходимо дать согласие (отказ от предоставления согласия) на представление своих персональных данных и сведений о счетах, остатках и оборотах в Налоговую службу США (IRS).

      Согласие на передачу информации в Налоговую службу США (IRS) в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ является одновременным согласием на передачу такой информации в Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

      Какие последствия влечет отказ предоставлять сведения о своем налоговом резидентстве и отказ дать согласие на предоставление данных в Налоговую службу США (IRS)?

      В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»:

      • В случае непредоставления заключающим договор клиентом, в отношении которого у кредитной организации имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента — иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредоставления клиентом — иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления запроса кредитной организации согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе отказать клиенту в заключении договора банковского счета (вклада) или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг.
      • В случае непредоставления клиентом — иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней после дня принятия решения об отказе от совершения операций информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента — иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредоставления клиентом — иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе расторгнуть заключенный с ним договор банковского счета (вклада) или иной договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента — иностранного налогоплательщика не ранее чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора.
      • В случае поступления денежных средств на банковский счет (вклад), открытый клиенту — иностранному налогоплательщику, после принятия кредитной организацией решения об отказе от совершения операций кредитная организация осуществляет возврат платежей, поступающих в пользу клиента — иностранного налогоплательщика, на счета плательщиков в банках-отправителях.

      Что такое CRS?

      CRS (Единый стандарт по автоматическому обмену налоговой информацией (Common Reporting Standard)) – это требование о сборе и раскрытии налоговой информации финансовыми организациями участвующих стран, введенное для целей борьбы с уклонением от уплаты налогов и защиты налоговых систем. В 2016 году Россия подтвердила свое участие и присоединилась к CRS.

      Когда CRS вступает в силу?

      В 2016 году Россия подтвердила свое участие и присоединилась к CRS. Российская Федерация приступила к международному обмену финансовой информацией в 2018 году. Все финансовые учреждения обязаны определять налоговое резидентство клиентов, как физических, так и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законом РФ порядке частной практикой (адвокаты, нотариусы и т.д.), в целях налогообложения.

      Является ли АО «ОТП Банк» единственным банком, на который распространяются требования CRS?

      Нет. Все банки в участвующих странах обязаны соблюдать требования CRS. Российская Федерация подтвердила свое участие в выполнении требований CRS в мае 2016 года.

      Почему Вы спрашиваете меня, где я являюсь налоговым резидентом?

      В связи с присоединением России к CRS и внесенными изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации лица, заключающие (заключившие) с Банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, обязаны предоставлять в Банк информацию, позволяющую установить налоговое резидентство, в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.

      Я живу в той же стране, где плачу налоги. Почему я все равно должен сообщать информацию о налоговом резидентстве?

      Мне не присвоен TIN, что я должен делать в этом случае?

      Вы должны сообщить нам, по какой причине Вам не присвоен TIN. Например, в некоторых государствах отсутствует процедура присвоения TIN своим налоговым резидентам. В таком случае Вы должны сообщить нам об этом.

      Как мне сообщить в Банк о своем налоговом резидентстве?

      В случае заключения нового договора каждый клиент должен предоставить информацию о своем налоговом резидентстве путем заполнения соответствующих блоков в формах документов Банка, предоставляемых клиенту в рамках заключения нового договора.

      Формы для физических и юридических лиц, а также для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законом РФ порядке частной практикой (адвокатов, нотариусов и т.д.) и порядок их заполнения размещены в соответствующих разделах продуктов и услуг на сайте Банка.

      При изменении любой информации, предоставленной в рамках процедуры идентификации налогового резидентства, Вы должны незамедлительно уведомить Банк об таких изменениях и в течение 90 календарных дней предоставить документы, подтверждающие произошедшие изменения.

      Должен ли я предоставлять в Банк согласие/отказ на передачу моих данных в налоговые органы?

      Нет, так как данная передача осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ.

      Читайте также: