Снижение безработицы какая функция налогообложения

Опубликовано: 26.03.2024

В каждой стране приняты свои способы снизить безработицу. Начало 2020 года показало, что прежние методы не работают и необходимо внедрять новые. С помощью этой статьи мы разберем их эффективность и сравним с российскими мерами.

За неделю снижение численности безработных граждан произошло в 45 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение численности безработных граждан наблюдалось в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Белгородской, Вологодской, Кировской, Курганской, Псковской областях, Забайкальском, Пермском краях.


В 38 регионах отмечен рост численности безработных граждан. Наибольший рост наблюдался в республиках Крым, Мордовия, Тыва, Чувашской Республике, Астраханской, Курской, Тюменской областях, Ненецком автономном округе, Камчатском крае, г. Севастополе.

Об этом мы еще поговорим более подробно, но для начала посмотрим другие данные.

Страна Период Значение Ед. изм. Пред. значение
Европейский Союз янв. 2020 6.2 % 6.2
Турция янв. 2020 13.8 % 13.7
Черногория янв. 2020 15.35 % 16.21
Босния и Герцеговина фев. 2020 32.62 % 32.75
Греция фев. 2020 16.1 % 16.2
Киргизия фев. 2020 3 % 3
Норвегия фев. 2020 3.5 % 3.7
Пуэрто-Рико фев. 2020 7.8 % 9.6
Словения фев. 2020 7.9 % 8.2
Уругвай фев. 2020 10.5 % 8.5
Руанда ноя. 2019 15.4 % 16
Таджикистан ноя. 2019 2.1 % 2.1
Австралия мар. 2020 5.2 % 5.1
Беларусь мар. 2020 0.2 % 0.3
Бельгия мар. 2020 5.3 % 5.2
Болгария мар. 2020 6.7 % 6.2
Бразилия мар. 2020 12.2 % 11.6
Венгрия мар. 2020 3.7 % 3.5
Германия мар. 2020 3.5 % 3.4
Гонконг мар. 2020 4.2 % 3.7
Дания мар. 2020 4.1 % 3.7
Еврозона мар. 2020 7.4 % 7.3
Израиль мар. 2020 3.4 % 3.3
Исландия мар. 2020 3.3 % 5
Италия мар. 2020 8.4 % 9.3
Казахстан мар. 2020 4.8 % 4.8
Канада мар. 2020 7.8 % 5.6
Кипр мар. 2020 6.7 % 5.8
Колумбия мар. 2020 12.6 % 12.2
Литва мар. 2020 9.8 % 9.4
Люксембург мар. 2020 6.1 % 5.5
Макао мар. 2020 2.1 % 1.9
Малайзия мар. 2020 3.9 % 3.3
Мексика мар. 2020 2.9 % 3.6
Нидерланды мар. 2020 2.9 % 2.9
Перу мар. 2020 7.8 % 7.1
Польша мар. 2020 5.4 % 5.5
Россия мар. 2020 4.7 % 4.6
Румыния мар. 2020 4.6 % 3.9
Словакия мар. 2020 5.2 % 5.1
США мар. 2020 4.4 % 3.5
Таиланд мар. 2020 1 % 1.1
Тайвань мар. 2020 3.76 % 3.7
Финляндия мар. 2020 7.3 % 6.9
Хорватия мар. 2020 8.6 % 8.3
Чили мар. 2020 8.2 % 7.8
Швеция мар. 2020 7.1 % 8.2
Южная Корея мар. 2020 3.8 % 3.3
Япония мар. 2020 2.5 % 2.4
Венесуэла дек. 2018 6.4 % 7.3
Австрия апр. 2020 12.8 % 12.2
Ирландия апр. 2020 5.4 % 5.3
Чехия апр. 2020 3.4 % 3
Швейцария апр. 2020 3.3 % 2.9

Позже Котяков заявил, что количество безработных в России может достигнуть 5–6 млн человек, однако это только один из возможных сценариев.

«Когда мы говорим о 5–6 млн человек, о которых сейчас говорит Высшая школа экономики, это, в принципе, одно из сценарных развитий, один из сценариев, которые Министерство труда на сегодняшний день просчитывало у себя, то есть мы четко отследили тенденции, которые складываются на рынке, мы понимаем, что при развитии событий один из сценарных условий соответствовал такому уровню безработицы», — сказал глава Минтруда в эфире телеканала «Россия 24»

По его словам, сейчас в стране не имеют работы около 3,7 млн человек, из них стали на учет в центрах занятости почти 950 тыс. человек. Котяков отметил, что сейчас наблюдается тенденция к сохранению занятости, она является следствием принятых властями мер поддержки.

Как сообщил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, пока масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности, окончательная продолжительность карантинных мер неизвестна, у разных бизнесов разный потенциал выживания и разная чувствительность к мерам поддержки.

«Однако, зная число занятых в сфере услуг вне малых и крупных предприятий (около 28 млн человек), мы можем предположить, что при потере 20% рабочих мест только в малом и микробизнесе безработица может увеличиться с 4,6% (в феврале) в несколько раз»,— отмечает Гимпельсон.

Крайне важно, по его словам, поддержать потерявших работу и доходы с помощью пособий, величина которых составила бы 1,5–2 МРОТ. «Если же не спасем от разрушения бизнес, то потеряем огромный физический и человеческий капитал, что затруднит восстановление и принесет затяжные социальные проблемы»,— отмечает он.

Какие меры приняты в России для борьбы с безработицей?


Институт экономики роста имени Петра Столыпина оценивает потенциал сокращения занятости при продолжении карантине на 2-3 месяца в 4,5 млн человек, и до 14 млн человек в сценарии карантина на 6 месяцев.

Похожие цифры назвал и глава Счетной палаты Алексей Кудрин: те же 8 млн безработных. Но всех превзошел портал Superjob.ru, прогнозирующий 30 млн безработных к концу «выходного месяца», то есть, с апреля по май. Прогноз был обоснован тем, что в малом бизнесе занято порядка 20 млн человек. Из них 80% рискуют потерять работу уже за вторую нерабочую неделю.

Сокращения происходит и в крупных компаниях, отмечает портал, только в этом пока никто не признается публично.

По его словам, российская экономика научилась адаптироваться. Как только наступают кризисные времена работодатели снижают сотрудникам зарплату и применяют режим неполной занятости. По этой причине массовых увольнений не будет, считает эксперт. При условии, что сами компании не обанкротятся.

Для малых и средних предприятий, которые выплачивают зарплату не менее одного МРОТ, правительство решило предоставить налоговые отсрочки, освобождение от штрафов. Для МСП введен мораторий на проверки, снижен размер страховых взносов с 30 до 15%. Об этом в четверг на заседании правительства сообщил премьер Михаил Мишустин.

Цель всех усилий — «поддержка занятости и доходов как работающих, так и тех, кто временно остался без работы». Всего антикризисной программой будет охвачено полмиллиона МСП, более трех млн сотрудников.

МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В МИРЕ

США. Рекордный темп обвала на рынке труда демонстрируют США, несмотря на солидные меры поддержки населения. ​​Число заявок на получение пособия по безработице в США поставило очередной рекорд: с 14 по 21-е марта заявления подали 3.3 млн безработных, а с 21 по 28-е марта — уже 6.6 млн человек.

Это в 11 раз больше, чем неделей ранее (281 тысяча), абсолютный рекорд. Предыдущий был установлен в октябре 1982 года — 695 тысяч заявок.

МЕРЫ: Служба внутренних доходов США (IRS, Internal Revenue Service, налоговое ведомство) сообщило, что многие граждане США смогут получить единовременные выплаты в размере около $1,2 тыс. Выплата на ребёнка назначена в 500 долларов.

Закон об экономических мерах объемом более $2 трлн был подписан президентом США Дональдом Трампом в конце марта. Документ предусматривает выплату пособий по безработице, помощь больницам, содействие бизнесу и целым отраслям.

Япония. Японский министр финансов Таро Асо на пресс-конференции заявил, что каждому гражданину Японии независимо от дохода и размера ущерба, нанесённого коронавирусом, будет выплачено по 100 тыс. йен (примерно 930 долларов).

Южная Корея. В Южной Корее 14 апреля приняли новый антикризисный пакет мер, согласно которому домохозяйства с доходом ниже среднего единовременно получат по 1 млн вон ($820).

Сингапур. Власти Сингапура пообещали каждому жителю страны старше 21 года единовременно выплатить по 600 сингапурских долларов ($417).

Германия. Для того, чтобы не допустить резкого роста увольнений из-за коронавируса правительство Германии выдвинуло инициативу по поддержке предприятий: промышленные компании могут подать заявку на перевод своих сотрудников на сокращённый рабочий день или на то, чтобы оставить их дома. Власти страны обязуются в таком случае компенсировать этим людям до 60% зарплаты из бюджетных средств. Такую тактику в Германии уже применяли в ходе экономического кризиса 2008-2009 годов, однако в этот раз ожидается, что число заявок от компаний будет значительно больше: по состоянию на 27 марта 2020 года от немецких компаний поступило уже 470 тыс. В каждой из заявок речь может идти как об одном сотруднике, так и о сотнях. По оценке IAB, на сокращённый рабочий день будет переведено порядка 650 тыс. человек за весь 2020 год, однако в немецком Бундестаге такой показатель считают слишком оптимистичным и потому маловероятным. Депутат от Христианско-демократического союза Петер Вайс, выступающий экспертом по рынку труда, уже заявил, что реальные цифры могут достичь четырёх миллионов.

Израиль. На фоне введённых в стране ограничений для борьбы с коронавирусом работу потерял каждый четвёртый. Уровень безработицы в период с февраля по март 2020 года вырос с 4% до 24,1%. Всего работы лишились более миллиона человек.

Неутешительные прогнозы Европейского союза:

Еврокомиссия представила Весенний экономический прогноз, согласно которому темпы восстановления будут неравномерными и на процесс повлияет не только отмена карантинных ограничений, но и степень зависимости каждой из стран от туризма, а также финансовые возможности бюджета. В текущем году уровень безработицы в Евросоюзе поднимется с 6,7% до 9%.

Кстати, в 2019 году лидер по безработице в Европе была Украина.


В России правительство увеличило размер выплаты пособия, ввели пакеты мер для поддержки бизнеса (в т.ч. беспроцентные кредиты на выплату зар.платы сотрудникам, чтобы те не пополнили ряды безработных).

В других странах ввели ежемесячные выплаты. А как Вы считаете какие меры самые эффективные? Пишите в комментариях.

В следующей статье мы расскажем про пособия по безработице в разных странах. Чтобы прочитать первыми свежие материалы ASP News достаточно оформить подписку здесь.

Социально-экономические преобразования в России, начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем.

Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них - проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Нами было проведено исследование последствий безработицы, в ходе которого предстояло выяснить, во-первых, приводит ли безработица как социально-экономическое явление к выявленным экономическим и социальным последствиям. Во-вторых, оценить силу и степень проявления экономических и социальных последствий безработицы. В-третьих, определить направленность влияния каждого из выявленных экономических и социальных последствий безработицы. В итоге нами были получены следующие результаты.

Тенденция снижения количества положительных выборов в зависимости от увеличения сроков продолжительности безработицы наблюдается при оценке безработными респондентами показателя "увеличение личного свободного времени" от 32,1 % в первой группе (продолжительность безработицы менее 4 месяцев) до 9,2 % в четвертой (более 18 месяцев). По всей видимости, это можно объяснить тем, что категория свободного времени определяется респондентами относительно общей картины распределения времени. Безработица воспринимается первой группой как своеобразный вынужденный отпуск, отдых и ассоциируется с большим количеством свободного времени, в то время как представители четвертой группы воспринимают период вынужденной незанятости как наказание, неудачу, что придает негативный оттенок. Из общего числа респондентов 256 безработных отметили факт увеличения личного свободного времени как положительный. Из них 63,7% составили женщины и только 36,3% мужчины. Это объясняется высокой занятостью женщин в домашнем хозяйстве и их жизненными предпочтениями. Характерно, что эта тенденция наблюдается и при ответе на вопрос об увеличении свободного времени у каждого из респондентов, когда 76,1% отмечают увеличение, а 17,9% - уменьшение величины показателя. Подтверждается также тенденция к снижению соответствующих выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы.

"Возрастание свободы выбора места работы" 80,8% респондентов оценило как положительное последствие. Среди них оказалось 26,8% мужчин и 53,9% женщин. Однако сохранилась тенденция уменьшения положительных выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы (от 38,2% - в первой группе до 11,8% - в четвертой). При ответе на вопрос о том, являются ли безработные резервом рабочей силы для структурной перестройки экономики, отрицательные ответы составили 23,2% от общего числа респондентов и уменьшались от 10,5% - в первой группе до 2,1% - в четвертой. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования посчитали положительным явлением 76,8% респондентов. (36,3% безработных со сроком незанятости менее 4-х месяцев и только 11,1% - с периодом более 18 месяцев). Женщины отмечали позитивность такого перерыва в два раза чаще, чем мужчины (соответственно в 50,5% и 26,3% случаев). Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду получили положительную оценку у 84,2% респондентов (29,7% мужчин и 54,5% женщин). При этом у безработных со сроком менее 4 месяцев положительных выборов было в 4 раза больше, чем у группы со сроком более 18 месяцев (соответственно 40,0% и 11,8%).

Готовность к изменению своего профессионального профиля выразили 71,1% респондентов, что свидетельствует о возможности применения этой меры предупреждения и ликвидации таких негативных последствий безработицы, как обесценивание последствий обучения и утрата квалификации. Наименьшую готовность к переобучению высказали длительно безработные - 9,2%. В то же время среди тех, кто не может найти работу менее 4 месяцев таких оказалось 31,3%. Эти результаты было бы достаточно трудно объяснить, если не принять во внимание тот факт, что наибольшую активность в поиске работы, в том числе и путем переподготовки, проявляют безработные с небольшим периодом незанятости (менее 4 месяцев). В этой группе уволившихся по собственному желанию 27,6% (из 249 респондентов, что составляет 65,5% от общего числа опрошенных) и имеющих высшее и среднее профессиональное образование 38,7% из общего количества опрошенных. При этом большую готовность проявляют женщины - 48,2% против 22,9% мужчин.

Возможности выбора места работы за последние 5 - 7 лет уменьшились у 53,4% опрошенных респондентов, не изменились - у 25,8% и увеличились только у 20,8% (в основном за счет группы респондентов с высшим и средним профессиональным образованием, составивших 17,6% от общего количества опрошенных).

На этом фоне не кажется чем-то необычным ухудшение физического и душевного самочувствия (соответственно у 49,5% и 78,9% опрошенных). Наибольшее количество из этого числа респондентов находится в группе с периодом безработицы до 4-х месяцев (45,1% и 41,3% соответственно). Причем физическое и душевное самочувствие в большей степени ухудшается у безработных, имеющих семью. Кроме того, прослеживается определенная зависимость между душевным самочувствием и уровнем образования. Из 286 респондентов, у которых самочувствие ухудшилось, 67,5% имеют среднее образование, 16,4% - высшее и 16,1% - неполное среднее и начальное профессиональное.

Безработицу в качестве причины увеличения преступлений, совершаемых с корыстной целью, назвали 87,6% опрошенных. Среди них оказалось 38,1% мужчин и 61,9% женщин. Эти данные можно сравнить с официальной статистикой. Из общей численности осужденных трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, составили 43,6% (на 01.01.97). За преступления против собственности осуждено 55,2% (11 825 человек) от общего числа совершивших преступления. Доля молодежи до 30 лет - 54,9%. 68,8% от этого количества осуждено за преступления против собственности [1].

А вот как распределились ответы на вопрос о том, как изменится отношение респондентов к труду, если их материальное положение ухудшится (невыплаты, низкий уровень заработной платы и т.д.). Трудиться активнее будут 60,8% респондентов (10,8% имеют высшее образование, 71,0% - среднее; 33,8% - мужчины и 66,2% - женщины), работать как и прежде собираются 26,3% опрошенных; 22,0% - высшее образование, 62,0% - среднее, 39,0% - мужчины и 61,0% - женщины), а 12,9% снизят свою трудовую активность (38,8% с высшим образованием 57,1% - средним образованием; 32,7% - мужчины и 67,3% - женщины).

Для анализа возможных последствий безработицы большое значение имеет отношение респондентов к использованию времени, появившемуся в результате потери работы. Как показало исследование, подавляющее большинство безработных используют появившееся время для поиска новой работы (89,2%), находятся на переобучении 8,7%, повышают уровень образования 13,7%, отдыхают 18,2% респондентов. При этом активность в поиске работы с использованием всех возможностей проявляют 70,8% опрошенных безработных, надеются на помощь службы занятости - 25,3%, перестали искать работу 3,9% респондентов. Наблюдается интересная тенденция. С увеличением продолжительности безработицы уменьшается количество тех, кто надеется на помощь службы занятости (от 44,8% в первой группе, до 6,3% - в последней). Наибольшее число переставших искать работу - 2,1% - это длительно безработные. Причем у респондентов с высшим и средним образованием активность поиска работы выше, чем у других. В целом большинство безработных считают, что с увеличением продолжительности безработицы их знания и навыки ухудшаются. При этом ответы распределены равномерно между представителями, имеющими различные уровни образования. Это подтверждает наши выводы о негативном характере длительной безработицы и ее отрицательном влиянии на профессиональный уровень безработных.

Ухудшение своего материального положения отметили 81,3% респондентов. И это на фоне и без того удручающего материального положения большинства семей безработных, когда среднемесячный доход на одного члена семьи составляет: до 100 рублей - у 18,4% опрошенных, от 100 до 300 - у 42,6% и от 300 до 500 - у 23,9%. То есть более 61% безработных получают доход, не превышающий величину прожиточного минимума, который составил 362 рубля по состоянию на 01.04.98 [2].

Учитывая обеспокоенность занятого населения потенциальной возможностью потерять работу, а также на основании проведенного исследования можно прийти к выводу, что в целом в обществе сложилось понимание безработицы и ясное осознание ее социальных последствий.

Библиографическая ссылка на статью:
Королёв А.А. Безработица в России и методы борьбы с ней // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80379 (дата обращения: 21.05.2021).

Безработица представляет собой сложную научную проблему, решение которой имеет большое социально-экономическое значение в России, особенно в настоящий период в условиях затянувшегося кризиса, сопряженного с падением ВВП, ускорением инфляции и сокращением уровня доходов населения [1, 2, 3].

Она является серьезной угрозой для общества и всех цивилизованных форм отношений между людьми. Борьбе с безработицей в России (как и в других странах) всегда уделялось повышенное внимание. В экономической политике государства программа улучшения занятости занимает одно из ведущих направлений (стимулирование россиян к открытию своего дела выступает одним из эффективных методов сокращения количества безработных) [4, 5, 6].

Новые предприниматели не только обеспечивают себя работой, но и нанимают персонал, что создает дополнительный экономический эффект за счет создания рабочих мест. Безработица является одной из главных проблем рыночной экономики. Борьба с безработицей это одно из первых направлений экономической политики любого развитого государства [7, 8].

Институциональная безработица существует вследствие недостатка (ограниченности) информации работников о вакансиях или работодателя о желании работников найти работу, которую он предлагает. Еще одним фактором институциональной безработицы принято считать пособие по безработице [15, 16]. Когда уровень пособия велик, а заработная плата мала, то не всегда возникает необходимость и желание индивидов в получении самой работы. Такая ситуация называется ловушкой безработицы. В результате данной ситуации безработица начинает расти, и общество несет потери от занижения уровня национального продукта и необходимости выплачивать завышенные пособия [17, 18].

Структурная безработица возникает в связи с изменениями технологических процессов в разных отраслях, которые меняют структуру спроса на рабочую силу. Когда спрос на работников в данной области падает, то появляется безработица. Работники не могут быстро поменять профессию, квалификацию или регион проживания. Данный вид безработицы может быть достаточно продолжительным [19, 20].

Сезонная безработица подразумевает наличие спроса на определенный вид работ в определенный промежуток времени. В отраслях, где сезонная работа пользуется спросом, фирмы предпочитают не уменьшать заработную плату, а увольнять сотрудников. Работники в этих отраслях соглашаются на труд по разным причинам: из-за страховых пособий, более высокой заработной платы, длительного отпуска [21, 22].

Фрикционная безработица зависит от динамики рынка труда. Она возникает в ситуации, при которой количество предлагаемых вакансий примерно равно количеству работников. Например, работник решил поменять место работы в поисках более высокой заработной платы или просто был уволен по собственному желанию. Фрикционная безработица в среднем длится от одного до трех месяцев, связана с поиском новой работы [23, 24].

Циклическая безработица возникает из-за экономического спада или в результате экономического застоя. Иногда ее называют безработицей недостаточного спроса. Для решения проблемы циклической безработицы государство разрабатывает и реализует различные программы, способствующие развитию и разрешению национальных экономических проблем [25, 26].

Безработица в России очень специфична, ей присущи черты разного характера. К причинам ее существования можно отнести мировой кризис, экономическую нестабильность, географическое перемещение населения, избыточную населенность в отдельных регионах.

Острая безработица в России приходится в основном на регионы двух типов. В первом случае это регионы с высоким уровнем естественного прироста населения, например, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Калмыкия [27, 28]. Во втором случае это регионы с преобладанием проблемных (кризисных) отраслей (моногорода, зависящие от одного предприятия).

В результате безработицы не реализуются все производственные возможности, что приводит к замедлению темпов роста экономики. Часть населения лишается заработков, следовательно, средств к существованию. Люди, которые лишены работы, теряют свою квалификацию [29, 30]. Сокращается объем налогов уплачиваемый физическими и юридическими лицами государству. Помимо экономической проблемы, есть еще и социальная, которая не уступает по важности первой. Типичными спутниками высокой безработицы являются: пьянство, кризис семейных отношений, рост преступности, рост психических расстройств и падение общественной морали.

Бездеятельность может повлечь за собой полную деградацию личности. Люди теряют уважение к себе, уверенность, что ведет к постоянным стрессам. На фоне стресса происходит ухудшение здоровья, возникают различные заболевания, на лечение которых не хватает средств. Безработица повышает и без того высокий уровень преступности. Молодежь становится легкой добычей пополнения кадров криминальной деятельности [31, 32, 33]. Важно подчеркнуть, что к безработным относятся не только люди, сокращенные по различным причинам, но и лица, добровольно оставившие свою работу в попытке найти новую. Фрикционная и структурная безработица считается экономистами неизбежной. Кроме того, полная занятость не означает отсутствия безработицы: принято говорить о естественном уровне безработицы [34, 35].

Например, «фрикционным» безработным нужно определенное время на поиски вакантных мест. Когда количество людей, ищущих работу, равно количеству свободных рабочих мест, то уровень занятости называется полным, что происходит в результате сбалансированности рынков рабочей силы [36, 37, 38].

Главную роль в борьбе с безработицей играет государство. Для регулирования рынка труда государство работает в разных направлениях, основными из которых можно считать:

- разного рода программы по увеличению числа рабочих мест;

- программы по стимулированию роста занятости;

- социальное страхование безработицы;

- выделение средств на различного вида пособий по безработице;

- государственная поддержка частным предпринимателям;

- предоставление рабочих мест по отдельно взятым группам (молодежь, инвалиды);

- международное сотрудничество (миграция);

- организация общественных работ [39, 40, 41].

Важнейшим государственным органом в системе борьбы с безработицей является Биржа труда. Это специализированное учреждение, которое осуществляет свою деятельность посредническими функциями между соискателями и работодателем. Деятельность бирж труда основывается на регистрации безработных и вакантных мест, обеспечении трудоустройства и переквалификации, повышении квалификации работников.

На региональном уровне происходит внедрение различных мер: от организации общественных работ до транспортного и производственного строительства. На местном уровне ведется вся практическая работа от обучения до выплаты пособий по безработице [42, 43].

В Российской Федерации существует государственный фонд занятости, средства которого идут на социальную защиту безработных. Он формируется за счет взносов работающего населения, работодателей, доходов от размещения средств на депозитах Центробанка.

Для регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства государство разработало целый ряд типовых мер, своего рода систему контролирующего, исполнительного и законодательного вида. Также государство отвечает за взаимодействие основных процессов по регулированию финансов, контроль и управление ресурсами, управление в сфере производства. Если рассмотреть отдельную региональную иерархию, то здесь государство регулирует экономику на региональном и федеральном уровне. Основные принципы государственного регулирования основываются на стратегии вложения определенного капитала в социально значимые отрасли и поддержание частного бизнеса [44, 45]. Государство не должно никоим образом конкурировать с частным бизнесом. Налоговая, финансовая и кредитная политика должны способствовать как экономической стабильности, так и ее росту. Вмешательство государства в процессы рынка эффективно лишь тогда, когда оно само имеет рыночную форму. И конечно должно быть регулирование общехозяйственного кризиса на международном уровне. Государственное регулирование экономики выделяет три цели:

1. Минимизировать неизбежные отрицательные рыночные последствия.

2. Создать политический, социальный и финансовый плацдарм для корректной работы рыночной экономики на всех ее уровнях.

3. Обеспечить социальную защиту наиболее уязвимых типов рыночного общества [46, 47].

Методы для достижения этих целей разделяются на два типа: косвенные и прямые. К косвенным методам относится налогообложение, кредиты и разного рода инвестиции.

Прямые методы делятся на две группы. Первая регулирует ценообразование путем фиксирования цен, а вторая группа представляет собой административные и законодательные ограничения. Нарушение этих ограничений может караться как определенным штрафом, так и полной ликвидацией производителя.

К внешнеэкономическим мерам можно отнести таможенные пошлины, ограничения импорта/экспорта, миграции рабочей силы, льготы для иностранных инвесторов [48, 49].

В данной работе я рассмотрел основные виды безработицы. Разобрал приблизительно в цифрах процент безработных по всей стране. Оказалось половина субъектов Российской федерации превышает средний уровень безработицы.

Подводя итоги, стоит заметить, что последствия безработицы представляют социально-экономическую угрозу. Проблема безработицы может быть решена только путем различных комбинаций мер, таких как грамотное регулирование экономики в целом, повышение уровня квалификации различных специалистов и совершенствование народного хозяйства.

Считается, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
  3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда. Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

Безработица среди молодежи

В настоящее время, безработица среди молодого населения одна из многих социально-экономических проблем нашего общества. Действительно, борьба с плохим трудоустройство м не только молодежи, но и остального населения, внесла бы значительный вклад в развитие экономики России и мира в целом. Безработица среди молодежи - это феномен, где люди от 15 до 29 лет готовы начать свою трудовую деятельность и пытаются найти работу, но не могут этого сделать по ряду причин. К таким причинам можно отнести следующие:

  • нежелание работодателей принимать к себе неопытных кадров в силу многих стереотипов, таких как отсутствие навыков трудовой деятельности, неустойчивость поведения и др.;
  • отсутствие системы распределения выпускников высших учебных заведений на рабочие места, в соответствии с полученной специальностью;
  • нехватка мотивации у молодых людей к реализации труда;
  • высокие требования к оплате труда среди молодежи;
  • различие между требующимися специальностями на рынке труда и специальностями выпускников;
  • высокие затраты на адаптацию молодежи при их найме.

Все вышеизложенные причины могут служить источником для проблемного развития и становления личности, распада браков и семей, а так же увеличения преступности, алкоголизма, наркомании и т.д. Все это рано или поздно может сказаться и на самом обществе. По данным Росстата на февраль 2015 года известно, что средний возраст безработных составил 36,2 года. Молодежь до 25 лет среди нетрудоустроенных составляет 22,9%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 4,5%, 20-24 лет – 18,5%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (36,9%) и 20-24 лет (13,9%). Что касается молодого населения, то у людей в возрасте от 15 до 24 лет уровень безработицы в феврале 2015 г. составил 15,8%.

Исходя из вышесказанного, требуется найти пути решения данной проблемы. Первым делом, необходимо разработать мероприятия, направленные на создание наиболее оптимальных условий для самоопределения личности в трудовой среде. Важным элементом решения проблемы безработицы является своевременное информирование о положении на рынке трудоустройства . Информирование молодых людей возможно следующими способами: статьи в газетах и (или) журналах; профориентационная работа в школе; сюжеты на телевидении; объявления на радио; самым распространенным источником получения новых данных будут несомненно социальные сети в Интернете. Что касается выпускников высших и других учебных заведений, то проблемы трудоустройства могут частично лежать и на самом учреждении. Университетам, институтам и училищам необходимо создавать условия, благодаря которым выпускник сможет трудоустроиться без особых проблем и найти применение своим знаниям и навыкам, приобретенным в ходе обучения. Однако, как показывает практика, современная молодежь, закончив учебное заведение, не может устроиться по специальности и работает в сфере, не соответствующей их профессиональной квалификации, в результате находятся в вечном поиске заработка, не желая обратиться на рынок занятости. Так же необходимо увеличить численность предприятий, которые сотрудничают с местным Центром трудовой занятости – это даст возможность молодым специалистам быстрее найти рабочее место. Можно предложить студентам и выпускникам пройти стажировку в какой-либо организации, по окончанию которой им гарантированно будет предоставлено место. Совместная работа учебного заведения, Центра трудоустройства и предприятия является взаимовыгодной, т.к. выпускникам предоставляются рабочие места, а организации получают новых квалифицированных специалистов.

Источник: Соколова Е.В., Москвитин Е.Ю. Молодежная безработица в современной России и пути ее решения // Actualscience. – 2015. – Т. 1. – № 2 (2). – С. 99-100.

alt=" Фото: iStock" />
 Фото: iStock

Сейчас многих людей кроме здоровья волнует еще и их судьба на работе. Боятся увольнения и снижения зарплаты. Каковы ваши прогнозы, Александр Львович? Нас ждет "великая депрессия" на рынке труда?

Александр Сафонов: Давайте не будем паниковать раньше времени. Сейчас мы находимся в самом начале роста безработицы.

Фото: iStock

В первый месяц самоизоляции работодатели использовали механизмы, которые предотвращали массовые сокращения. Это так называемые административные отпуска, когда работника отправляют в них без сохранения заработной платы.

Такая практика нам известна с 1990-х годов, когда был достигнут пик по количеству людей, находящихся в административных отпусках, - почти 4 миллиона человек. Эта процедура оказалась действенной и в 2008-2009 годах. Тогда предприятия, столкнувшись с временными трудностями, предпочитали не увольнять людей, а на какое-то время отправлять их "на собственные грядки".

Что сегодня? Думаю, через месяц люди, которые оказались в административных отпусках, будут вынуждены начать раздумывать о свой дальнейшей судьбе. Если ситуация с коронавирусом задержится больше месяца, то естественно никаких личных запасов не хватит, и нужно будет оформлять увольнение. Тогда мы увидим вторую волну роста безработицы.

А первую вы как оцениваете? С тревогой?

Александр Сафонов: С пониманием, что она не была ярко выраженной. Что это только начало.

За месяц по отношению к первому кварталу мы увидели прирост безработных на 250 тысяч человек. Напомню, что Росстат давал по итогам первого квартала цифру 700 тысяч зарегистрированных безработных. Сегодня, по словам министра труда, их стало 950 тысяч. Это те люди, которые были отправлены без всяких средств к существованию на улицу. Конечно, для каждого из четверти миллиона уволенных - это личная трагедия и серьезная проблема. Но в целом по стране - это не так много.

Но и не мало. Тем более, это лишь те, кто обратился в службу занятости. Как правило, так поступает лишь каждый четвертый лишившийся работы. Да еще вы говорите - это только начало. Что же впереди?

Александр Сафонов: Длительный простой предприятий накапливает долги, в том числе и по заработной плате, по налогам. Поэтому иногда проще закрыть компанию, чем бороться с последствиями экономического кризиса. Скорее всего, в июне мы увидим начало этого процесса.

Естественно, будут высвобождаться люди. Что дальше? Это во многом зависит от динамики распространения "короны" и продолжительности режима самоизоляции. И от самочувствия экономики, конечно.

Если все пойдет по оптимистичному сценарию, какую безработицу мы увидим в стране?

Александр Сафонов: В России сегодня примерно 70 миллионов занятых и 3,5 миллиона безработных с учетом тех, кто не обратился в службу занятости. Это 5 процентов от работающих. Оптимистичный прогноз: количество безработных к концу года вырастет где-то на 1,5 миллиона человек, до 5 миллионов. А это около 7,3 процента.

А при пессимистичном сценарии?

Александр Сафонов: Безработица может достигнуть 7 миллионов человек, 10,5 процента.

Так к какому варианту нам готовиться?

Александр Сафонов: Думаю, с учетом тех факторов, которые работают у нас на рынке труда: большая занятость в бюджетном секторе, практика предприятий вместо увольнений сокращать расходы на оплату труда и персонал, административные отпуска, - все-таки будет реализован оптимистичный сценарий.

То есть в большей степени будет работать схема, связанная с удержанием рабочей силы за счет понижения заработной платы. И количество безработных у нас дорастет максимум 5-5,5 миллиона человек.

В снижении зарплат - тоже радости мало. Хотя и лучше, чем ничего. Так что особо унывать не надо?

Александр Сафонов: Унывать вообще не надо. Это делу не поможет. Но и легкой жизни обещать не могу. Снижение зарплат на этот раз будет для людей болезненнее, чем в 1990-х и даже в 2008-2009 годах.

Фото: iStock

В первом случае, вся коммуналка и социалка, в том числе детские сады, пансионаты отдыха, а то и санатории, были на балансе предприятий. И работникам все это обходилось либо бесплатно, либо с большой скидкой. То есть люди частично свои доходы получали в натуральном виде, что позволяло им мириться с сокращением заработка.

Сегодня же увеличились расходы по платежам за жилищно-коммунальные услуги, появилась еще масса других платных услуг, за которые человек обязательно должен платить. Возросла налоговая нагрузка на недвижимость, если в собственности находятся квартиры, дома, дачи и прочее.

Что касается 2008-2009 годов, то тогда безработица, резко подскочив за год, потом так же резко снизилась. Да и проблемы возникли у небольшого количества отраслей. В основном это был финансовый кризис. Страна с ним достаточно быстро справилась, потому что одновременно были и положительные факторы, связанные с ростом стоимости наших традиционных экспортных товаров: нефти, газа, металлов.

То есть сегодня работодатели будут чаще применять не увольнения, а снижение зарплат? И кого это коснется "особенно больно"?

Александр Сафонов: Да, я уверен, что в первую очередь, оптимизация пойдет по пути снижения заработной платы.

Фото: iStock

И уже сейчас есть опыт некоторых, даже крупных, компаний, которые рассматривают возможность сокращения заработной платы до 30 процентов. Причем, самое интересное, об этом размышляют даже те компании, которые чувствуют себя достаточно уверенно на рынке труда. Но здесь действует принцип: если можно платить меньше, зачем платить больше.

Островком стабильности, как всегда, во все периоды останется бюджетная сфера. Это заработные платы врачей, учителей, многочисленных работников, которые заняты "в бюджете". А это 14 миллионов человек.

У них занятость вообще окажется более стабильной. Конечно, и здесь возможны какие-то сокращения, но они не станут носить фатального характера и в разы будут отличаться от коммерческого сектора. Поэтому, скорее всего, мы увидим сокращение заработной платы в среднем по экономике в пределах 10-15 процентов.

Продолжение интервью читайте в ближайших публикациях "Российской газеты".

Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.

Читайте также: