Бывают ли у священников отпуска

Опубликовано: 18.05.2024

Беседовал Александр Сергиенко

БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Клирик храма Троицы Живоначальной в Конькове, кандидат богословия игумен Дамиан (Залетов) в гостях на телеканале «Союз»

– Тема сегодняшней беседы – христианский отпуск.

Почему люди устают

– Батюшка, наступила теплая пора, многие уже решили, как проведут отпуск. Каким он может быть?

– Действительно, тема актуальная. Отпуск чаще всего стараются брать в летний период, занимает он приблизительно месяц; это довольно значительная часть жизни. Соответственно, стоит вопрос, как мы должны провести это время, как отпуск может повлиять на нашу христианскую жизнь. Отдых не должен нам повредить, не должен расслаблять духовно. Первое, что хочется сказать – почему у человека вообще должен быть отпуск. С одной стороны, это некое социальное достижение ХХ века. Почему люди
почувствовали потребность в периоде, когда необходимо не работать, поменять образ жизни? Как же раньше люди жили без этого? Вряд ли они меньше работали, меньше уставали. Можно сделать вывод, что человеку понадобился отдых и отпуск, потому что обычная рабочая жизнь стала для него в чем-то тягостной. Соответственно, встает вопрос: правилен ли такой образ жизни, если необходим период, когда надо отказаться от него? Может, нужда в отпуске – следствие нарушения гармонии в жизни человека?

Вспомним устройство жизни в старину. Это связано, конечно, больше с сельской жизнью: гармония, сезонность, последовательность. Наверное, одна из причин необходимости отдыха связана с особенностями городской жизни, ее суетой. Казалось бы, надо радоваться жизни, а люди от нее устают. Видимо, сказывается отрыв от земли, от природы, а человек создан от земли, и связь с землей очень важна. Так что отпуск надо проводить ближе к природе.

Стоит всмотреться в себя

– Есть звонок – город Железнодорожный на связи.

– Моя работа связана с молодежью. Как вы правильно сказали, социальные коллизии накладывают огромный отпечаток на жизнь. Молодые люди связывают работу с обогащением, а отдых – с пьянством. Как это правильно понимать христианину?

– Я рад, что телезрители правильно понимают логику рассуждений. Работа – это ведь не стремление к удовлетворению страстей, цель ее – созидательная: принести обществу, людям и себе пользу. Обогащение же – это средство достичь комфорта, в итоге – удовлетворить свой эгоизм. Такая работа не может удовлетворять, она разъедает человека изнутри. Ведь труд заповедан нам Богом в раю, это одна из форм нашего внутреннего совершенствования. На земле это – горькое лекарство, необходимое для удержания от страстей и греха. «Поработай в поте лица, – было сказано Адаму, – на земле». Этот существенный момент будем помнить. Это некий сотворческий акт с Богом.

Несозидательная работа, повторю, вызывает тяжесть, неудовлетворенность. И как накопленный потенциал греха, несовершенства разряжается? Чаще всего безудержным самоудовлетворением страстей.

– Следующий звонок – из Красноярска.

– Может быть, во время отпуска стоит в себя всмотреться, остепениться? Почитать хорошую духовную литературу, на природе побывать, набраться духовных сил? Может быть, после этого и на работу легче пойти будет?

– Я рад, что нас телезрители правильно понимают. Отдых – это приостановление нашего монотонного образа жизни, выход из ритма, который не мы устанавливаем. Но выход этот должен быть не праздный. Любая перемена позволяет нам что-то по-другому увидеть. Отпуск – это время, чтобы и почитать, и время близости к природе, которой нам так не хватает. Природа – это Божий мир, это естественное Откровение, надо удивиться Божию творению, восхититься им, увидеть какой-то цветочек, бабочку, чего так не хватает в городах. Правильно (очень важно для христианина и просто здравомыслящего человека) увидеть себя, осмыслить прожитое, побыть наедине с собой.

– Следующий вопрос – из Белгородской области.

– Отец Дамиан, есть такое хорошее выражение: «Чем больше человек стремится к наслаждениям, тем меньше он получает удовлетворения»; эта гонка потребления бессмысленна, мы прибежим не туда, куда надо.

– Спасибо за реплику. Действительно, бурный и нездоровый активный отдых говорит о неудовлетворенности людей, которые пытаются не просто отдохнуть, а забыться. Отдых необходим, но надо грамотно использовать это время, особенно семейным людям, которые имеют детей: отпуск – замечательное время для общения, взаимного понимания.

Одна из важных форм христианского отпуска – паломничества, которые могут быть сопряжены и с какой-то физической формой отдыха, и с культурным, историческим, эстетическим, духовным разнообразием.

– Давайте о паломничестве поговорим после того, как ответим на звонок. Сейчас Чувашия на связи.

– Многие верующие – люди небогатые, но во время отпуска хотелось бы побывать в монастырях. Проезд туда стоит денег, а проживание? Могут ли монастыри принять на какой-то срок паломников бесплатно?

– Проблема понятная, но надо понимать, что Церковь – это система, состоящая из людей, из простых тружеников, наших граждан; каковы граждане, такова и Церковь, и ее благосостояние зависит от благосостояния людей, а предоставление каких-то услуг тоже требует материальных вложений. Поэтому есть места, где это могут себе позволить, а где-то и не могут – куда-то можно приехать, предварительно договорившись, где-то поработать. В наше время паломничество развивается, и, наверное, всегда найдутся возможности. Но, поймите, любое хорошее дело требует подвига, поэтому что-то можно сэкономить и на хорошее дело собрать. Но не надо унывать, если нет такой возможности. Можно посетить ближайший храм, отдохнуть, посмотреть, найти там для себя что-то новое, не обязательно куда-то ехать. Конечно, хочется побывать у какой-то святыни, но часто мы не замечаем рядом с собой чего-то удивительного, и радостного, и глубокого. Ищущий найдет.

Паломничество – не туризм, а духовный подвиг

– Чем паломничество отличается от православного туризма?

– Понятие православного туризма – новое, и трудно сформулировать, что подразумевается под этим. Думаю, это туризм православных. А паломничество – очень важное религиозное действие, направленное на духовный рост человека, на его религиозное развитие, без стремления уже к отдыху, праздности и каким-то формам, свойственным туризму. Это древняя форма одного из духовных подвигов и работы над собой. Очень важно не путать эти вещи, и если человек стремится паломничать, то он должен настроиться на духовный подвиг и получить от него радость духовную.

– А есть ли отпуск у священников?

– И по законодательству, и по здравому смыслу священнослужители уходят в отпуск. Можно тоже задаться вопросом – отдых от чего? Конечно, не от священнослужения, от этого священник никогда не устает. Но работа с людьми – одна из самых сложных. Священнику нужен отдых и физический, и психологический. Но, как и любому христианину, ему нужна работа над собой, нужно обращение к себе, пребывание в духовном размышлении. И ему надо эту возможность дать. Священники тоже семейные люди, имеющие детей, а часто заняты с утра до вечера на приходах и не имеют возможности общаться с детьми, что необходимо для их воспитания.

На время отпуска священнику нужна замена, чтобы церковь не закрывалась. Это намного сложнее, чем в светских заведениях, но это актуально и нужно. Каждый, кто приходит в церковь, хочет, чтобы священник был бодрый, укрепленный духовно и физически, чтобы у него были крепкие тылы. Поэтому хочется только порадоваться за батюшку, поддержать и укрепить его в это отпускное время.

– Слушаем звонок из Белгородской области.

– У меня погиб сын в аварии, и во время отпуска я бы хотела потрудиться, чтобы помочь ему в его загробной участи. Что Вы посоветуете?

– Мы привыкли использовать те формы помощи нашим близким, живым или усопшим, которые нам легко реализовать: поставить свечку, заказать молебен, панихиду. Это правильно, но это не все. Наше живое, непосредственное, личное участие намного важнее. Оно помогает нам самим или почувствовать деятельную радость, или утешиться в скорбях. Есть огромная сфера, которую еще нужно освоить: добрые дела, социальная работа, помощь бедным, нуждающимся. То есть надо делать добро, добро Евангельское, оно осуществимо только под эгидой Церкви. Если есть такое желание, оно вполне осуществимо, вам стоит поинтересоваться в женских монастырях – это места особых трудов, где более всего связаны молитва и труд. Приехать в монастырь и потрудиться, чтобы не быть нахлебником, а, с другой стороны, на благо души. И, может быть, вы найдете духовное упокоение в монашестве, или просто это будет ваш второй дом, место, где вы с кем-то познакомитесь, будете переписываться, куда вы будете ездить не только в отпуск. Практически в каждой епархии есть женские монастыри, и, думаю, в каждом храме вам помогут узнать адреса.

Во всем нужна мера

– Вопрос задает диакон Владимир из Испании: «Может ли священнослужитель ходить на общий пляж и раздеваться там до плавок, и если да, то как священник при этом может общаться с мирянами?».

– Это тоже проблема нашего времени – отдых на пляже в плавках или бикини. Это дух нашего времени, секулярного и теряющего стыд и культуру. Не так давно это вообще было не принято, по крайней мере, в культурном обществе, а для священнослужителей немыслимо. Был просто отдых на побережье, сидение на стульчиках, прогулки по берегу – в море никто не купался раньше (мы не говорим про что-то народное и стихийное, а, по крайней мере – о культурно-эстетических, элитарных и духовных слоях). Потом были купальники, которые закрывали все тело. Все мы люди, и нужно находить здравый подход к этому.

По поводу общения с мирянами, думаю, что пляж – не место для проповедей, не место, где у батюшки надо брать благословение. Мне кажется, что всегда можно найти место священнослужителю более изолированное, в сторонке. А если кого-то мучает совесть, для этого есть духовник.

Не будем при этом забывать, что под солнцем жариться очень опасно, надо разумно к этому относиться. Купаться в море – это здоровый момент, но и здесь нужно знать меру.

– Еще вопрос диакона Владимира из Испании: «К нам на территорию храма очень часто приходят туристы в шортах и с открытым верхом. При входе висит объявление о правилах посещения храма, но не все его читают. Как должны поступать работники храма, если в таком виде люди пытаются зайти?».

– Я видел, как это решается, как мы говорим, на цивилизованном Западе, в Католической Церкви; там все это очень строго соблюдается, есть свои нюансы, платочки не надевают, – но хождение с голыми руками и ногами недопустимо. Любой приличный человек не позволит себе неприлично выглядеть, когда идет в храм. Люди, стремящиеся пренебречь этим, не уважают в себе веру и веру как таковую. Должно быть деликатно указано на правила.

К сожалению, в отпуске люди как-то забывают об этом, расслабляются, эта проблема летом не только в Испании, но и у нас в России; это хорошо видно в наших храмах и монастырях, когда предлагают накинуть шаль, юбку. При этом надо не терять деликатности, но и твердость и мудрость проявлять.

Нашей ответственности никто не отменял

– Следующий вопрос задает Илья: «Должен ли православный человек сам планировать свой отпуск или все оставить на волю Божию, ведь Он лучше нас знает, что для нас благо и когда нам отдыхать?».

– Действительно, есть Промысел Божий, есть воля Божия, но она никак не отменяет нашей ответственности перед жизнью. Наша задача, чтобы наши поступки совпадали с волей Божией. Не Бог должен за нас все решать, а мы не должны сидеть и ждать, когда Он устроит нас на работу, научит каким-то добродетелям, отправит в отпуск. Нет, мы должны жить, проявляя свою личность. Отдыхаешь ты или работаешь, надо всегда быть со Христом, об этом хорошо сказал апостол Павел; если христианин всегда со Христом, то все остальное вторично. И даже на отдыхе мы не должны забывать, что мы – христиане и всегда должны духовно трудиться. Мы молим, чтобы Господь благословил все ваши пути в отпуск и даровал вам отдохновение от ваших праведных трудов. Всем желаю помощи Божией в период отдыха. Храни всех Господь.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Хотелось бы услышать мнение опытных пастырей по поводу отдыха священнослужителей.

В частности, допустимо ли проводить отпуск священнослужителю в мусульманских странах: Турции, Египте, Арабских Эмиратах и др.

Вопрос поступил в октябре 2017 года, но вновь поднят наверх после получения очередного экспертного мнения



Епископ Антоний (Азизов), Ахтубинск

Отдых священнослужителей — это достаточно злободневный вопрос, несмотря на все кризисные моменты в нашей жизни.

Первое, о чём я хочу сказать: отдых у священнослужителя обязательно должен быть. Более того, если священнослужитель семейный, то и отдых обязательно должен быть семейным. Потому что служение требует от пастыря очень много сил, и как бы ни были супруги единомысленны, пастырь вынужден жить вовне своей малой церкви. И отдых — это как раз одна из малых возможностей побыть всецело со своей малой церковью.

Не могу согласиться с тем, что иногда отдых или отпуск воспринимается пастырями как отпуск от Церкви. Начинается это с того, что вроде как естественно ( мы как-то об этом уже говорили, «естественно» или « неестественно» — каждый для себя решает по-своему), что во время отпуска священнослужитель может себе позволить не ходить в подряснике, вообще выглядеть более свободно; и куда-то поехать, и вроде и не быть в храме. Когда спрашиваешь: «А вам получилось в воскресный день попасть на богослужение?» — слышишь ответ: «Но я же в отпуске». Можно быть в отпуске от своих дел, например, настоятельских или священнических, но нельзя быть в отпуске от того, что ты христианин. Всё-таки, если мы призываем наших верующих не пропускать воскресные богослужения — то тем более это актуально и для священника, не смотря на то, что он находится на отдыхе, в отпуске.

Что касается ответа на конкретный вопрос по поводу отдыха в странах с иной религиозной традицией. Мне кажется, тут нужно подумать о том, насколько тебе будет комфортно находиться в этих странах, и насколько ты там будешь иметь возможность посетить храм в воскресный день. Наполнить свой отдых не только лицезрением каких-то красот и пребыванием на море, а всё-таки и иным содержанием. Но, может быть, это только моё мнение, а кому-то, действительно, иногда надо просто побыть на море в комфортных условиях.

Я сказал общие соображения насчет отдыха и отпуска. А уж конкретно, куда можно ехать, куда нельзя ехать, всё решается очень просто: тем прошением, которое вы пишете на имя правящего архиерея и в котором, как правило, указано, где вы собираетесь проводить свой отдых. Правящий архиерей, думаю, вам подскажет точнее, чем я, куда всё-таки стоит ехать, а куда ехать не стоит.


Протоиерей Валериан Кречетов, с. Акулово

Когда-то у нас был погребён отец Дорофей, духовный сын владыки Фёдора ( Поздеевского) — я лично был знаком c ним. Так он вообще не благословлял постом уходить в отпуск.

Есть такое выражение: «Если нет гербовой, пишем на простой бумаге». Отдыхать же надо. И если нет возможности поехать куда-то еще, то считаю допустимым ехать в мусульманскую страну.

И потом, что такое мусульманские страны? В Азербайджане, который считается мусульманской страной, самый почитаемый из легендарных предков ( как у нас, допустим, Илья Муромец) — христианин, Василий Зембеков. Турция — это вообще-то Константинополь, это все Вселенские Соборы, это места, связанные с апостолами, с великими святыми. Ведь мы общаемся не только с живыми здесь, на земле, но и со святыми, мы посещаем места их прославления, их святой жизни. Мы ездим в Святую Землю, вокруг там в основном не православное окружение — но мы же считаем это Святой Землей.

Другое дело, как проводить этот отпуск. Можно поехать и в православную страну, но отдыхать не по-православному. Вот это не советуется.

Допустим ли для священнослужителя пляжный отдых? Если даже там не будет прихожан этого священника, то будут другие. Как говорит святитель Николай Велимирович, «когда смотрят на женщину как на матерь, как на создание Божие, красоту — это одно; а когда смотрят с вожделением, как исполнение похотливого желания — это совсем другое». Это отношение к человеку.

Строго говоря, вопрос относится к состоянию всего мира, не только пляжа. Сейчас можно и на пляж не ходить, разница небольшая.

Хуже, когда в таком пляжном виде заходят в церковь. Это не благоговение, это оскорбительно для Святыни.

Кстати, сейчас женщины носят брюки до безумия. Зимой они ссылаются на холод, но и в жару они упаковываются в какие-то лосины. Одежда должна быть целомудренной. На Марии Египетской вообще ничего не было, а она в воздух поднималась в молитве! Василий блаженный, мы знаем, тоже ходил полураздетым; правда, зимой, но от этого только сложнее подражать ему. Кто-то из блаженных, по-моему, Иоанн Блаженный, иногда ходил в женскую баню. «Куда же ты ходишь-то!?» — его спрашивают, а он говорит: «А там тоже вода холодная и горячая», — то есть он на тела не смотрел.

Все зависит от того, как смотреть и как воспринимать. То, как другие люди смотрят на священника на пляже, зависит от них самих.

Ведь можно, простите, находиться и среди одетых людей, но думать о плоти, смотреть не на костюмы, а на то, что под костюмом. Это уже похоть очей. Этого греха нужно, конечно, избегать.


Протоиерей Максим Козлов, Москва

Начну с самого главного — отдых священнослужителям необходим.

Раньше использовалась несколько двусмысленная формулировка, когда мы все писали: «Прошу предоставить отпуск на лечение». Как будто регулярно раз в год клирик заболевал. В любом случае, это была неправда. Понятно было, что это просто отпуск. Считалось, что священник как бы и не должен просить отдыха в священнослужении, и поэтому он должен просить отпуск для того, чтобы полечиться.

Но можно сказать, что отпуск ему предоставляется и для реабилитации психофизической. Ведь отпуск и отдых — это не отказ от своего священства. Это необходимое для каждого человека восстановление душевных и физических сил, которое клирику, так же как и педагогу, и милиционеру, и офицеру, и рабочему, и профессору необходимо.

Где и как его проводить — в значительной мере, мне кажется, вопрос индивидуальный. Один — любит рыбу ловить на какой-нибудь реке Истре; второй — уедет на Север и будет бродить по тундре; третьему — с книжкой полежать; четвёртому — отоспаться. А значительная часть — старается провести, при наличии возможности, отпускной досуг в местах удалённых, «в прекрасном далеке», если говорить словами Николая Васильевича Гоголя. Это « прекрасное далёко» есть у нас в России, есть и в других странах. Мне всегда было внутренне ближе оказаться в странах христианских, — будь то Греция, будь то иные страны Южной Европы. Причем, иной раз именно в отпуске я совершал паломнические поездки, говоря высоким стилем, или просто туристическо-познавательные с уклоном в христианское паломничество. Скажем, поездка в Египет по коптским монастырям оставила очень яркое впечатление, и, может быть, даже более яркое, чем монастырь святой Екатерины на Синае. Каждому, наверное, хочется хоть раз в жизни побывать у мест столь значимых для каждого христианина.

Теперь что касается стран другой веры, будь то Юго-Восточная Азия, будь то государства Ближнего Востока или регионов окрест него находящихся.

В той же Турции ( как дело обстоит в Египте, не могу сказать), по крайней мере раньше, соотечественники были абсолютным большинством, окружавшим клирика в приморских регионах, и не было нужды прятаться, и не нужно было скрывать, чья семья приехала.

А если нужно будет сильно подстраиваться под ситуацию, изображать из себя светского человека или ( упаси Бог!) религиозно-нейтрального — то это, конечно, более, чем двусмысленно.

Отдых священнослужителя зависит, наверное, не только от его предпочтений, но и от воззрения матушки на сей счёт. Если батюшка и матушка имеют малых детей — самой собой разумеется, что им захочется, помимо дачи, отвезти деток на море, чтобы погреться в лучах восходящего солнца на пляжах Крыма или Турции. И думается, что в этом плане духовная чета должна сообразовываться со своими возможностями.

Что касается Турции, Египта, Арабских Эмиратов, то любое государство заинтересовано в том, чтобы и его граждане, и туристы чувствовали себя в безопасности.

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь

Святейший Патриарх Алексий II:
«Бесспорно, нагрузки современного пастыря не сравнимы ни с каким служением в миру. Священник не имеет права ни в отпуске, ни в выходные дни перестать быть пастырем. И должен, не щадя себя, всем и всегда давать «отчет о своем уповании». Священник, как и всякий человек, имеет свои особенности характера и свойственные людям человеческие немощи, но при этом он не имеет права, как и всякий член Церкви Христовой, забывать, что «Бог любовь есть» и что только «пребывающий в любви пребывает в Боге».

Св. Апостол Павел пишет: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1,15). Христианин может славить Бога везде и за все: в т. ч. и за море, и за солнце, и за возможность отдохнуть с семьей. Даже если нет возможности (или сил у семьи) ехать в храм за десятки и сотни километров, не делать из этого смертного греха, можно келейно прочитать обедницу. Здесь необходимо быть очень чутким и к матушке, и к детям.

А как вы считаете, допустимо ли священнику в отпуске причащаться мирским чином, в брюках и рубашке? Думая над этим вопросом я лично для себя пришел к такому выводу — священник, прежде всего, не должен нравственно опускаться — пропускать воскресные и праздничные богослужения и вообще вести себя на уровне людей далеких от Церкви. Правильно сказали, что нет отпуска от христианства, ибо это — образ жизни.

Был года четыре назад в паломничестве на Афоне, так там все (кого я видел) священнослужители-паломники причащались на Литургии вместе с мирянами (мирским чином), но, конечно, священники были в рясах.



УСТАЛ — КАК РАССЛАБИТЬСЯ?

Жизнь приходского священника очень насыщена не только духовно, но и душевно. Как раз физическая нагрузка у нас не так велика, как у очень многих светских людей, и когда священник «буквально валится с ног», он как правило устал не телесно, а душевно и нуждается именно в душевной разрядке.

Какие есть душевно расслабляющие факторы? Нетяжёлый физический труд, прогулка, ванна или душ, физические упражнения — эти и подобные им занятия можно считать самыми лучшими способами расслабления. Например, пришел батюшка из храма, перекусил, пол часика «повалялся на диване», немного соснул (сон — тоже хороший способ расслабиться) и пошел с женой и детьми прогуляться по парку; поиграли в футбол, в бадминтон, с матушкой о том, о сем поболтали (в таком случае «поболтали» это не пустословие, а душевное общение любящих людей и отдых обоих от повседневных трудов).

Есть другие способы расслабления: наесться до отвала, пробежаться часа три по телеканалам, погрузиться до утра в интернетные сети и тому подобное. Это действительно расслабляет душу, но и обессиливает, создает иллюзию отдыха, но и развращает.

Самый же плохой способ расслабиться, хотя и самый популярный, — принять алкоголь. Не следует. Разово, может быть, и обойдется, но как обычный способ расслабления, прием алкоголя — это путь к катастрофе, к алкогольной зависимости.

Можно ли священнику ходить в театры, на концерты, на пляж? Некоторые люди считают все это неприличным для духовенства, а некоторые не видят тут ничего особенного. На самом деле поставленный вопрос весьма неоднозначный и решаться должен каждый раз по совести и с рассуждением.

Есть, конечно, такие места, куда никто и никогда не должен ходить. О всяких секс-шопах, игорных залах и тому подобном говорить нечего, и в посещении таких заведений нужно просто каяться.

А что делать, если я хочу только читать святых отцов, а матушка говорит: «Мы уже сто лет с тобой в театре не были, давай сходим»? Вот с матушкой в театр надо обязательно сходить! Конечно, во всем следует соблюдать меру, но по возможности нужно доставлять своей супруге такого рода утешения. Священник в своей семье — глава и, значит, отвечает за всё, в том числе за мир и согласие. Греху мы должны решительно противостоять, к немощам же близких нужно быть снисходительным.

А если матушка, занимаясь хозяйством, все время молится, делая перерывы только на чтение Библии и общение с детьми и мужем, должна ли она снисходить к просьбам батюшки посетить с ним какой-нибудь пристойный концерт? Наверное. Но лучше бы батюшке не предлагать этого. Он в семье — образ Христа, глава домашней церкви и призван сам снисходить к немощам ближних, а не взваливать на них свои немощи.

Что касается появления священника на пляже, нужно смотреть на суть: что он там делает, как это воспринимают окружающие и как это воздействует на него самого? Если ничего плохого он не делает, никого не смущает и сам не смущается, то и ладно. Всех ситуаций не переберешь, а рассуждать надо по совести.

Тут, кстати, скажем о том, можно ли монашествующим посещать театры и тому подобные места. Отвечая на этот вопрос, обязательно нужно учитывать, что об¬разов монашеской жизни несколько, и то, что для одного монаха может быть недопустимым, для другого окажется даже обязательным. Обеты монашеские у них одни и те же (целомудрие, нестяжание, послушание), а места и формы служения разные. Одно дело насельник удаленного от города монастыря, несущий послушание в трапезной и на огороде; ему и нечего ходить по концертным залам, а если пришлось по необходимости, то скорее нужно возвращаться в родную обитель. И иное дело архиерей, который внутренне может быть строгим воздержником и молитвенником, а внешне обязан участвовать в разных светских мероприятиях, чтобы поддерживать нормальные взаимоотношения с властями.

Уже очень давно Святейший Алексий II на собрании московского духовенства просил наших батюшек на отдыхе в Греции не посещать общие пляжи, чтобы не смущать местных православных. Для духовенства в Греции были тогда особые пляжи.

Согласен с о. Константином. Полежать полчасика, прогуляться, поиграть с детьми на улице — самый хороший способ расслабиться.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь

Памятуя о христианском долге заботы о ближних, в том числе архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах, трудящихся и потрудившихся во имя Христово, о семьях, вдовах и сиротах церковных тружеников; а также имея в виду невысокий материальный уровень жизни значительной части духовенства и церковных работников в сравнении с другими социально активными слоями населения, Освященный Архиерейский Собор принимает настоящее Положение.

I. Обеспечение священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви социальными льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством

Епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, игуменам и игумениям монастырей, а также руководителям общецерковных и епархиальных структур, духовных образовательных учреждений, надлежит обеспечить неукоснительное соблюдение действующего законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций, в частности:

a. предоставления обязательных социальных гарантий, предусмотренных законодательством стран, в которых несут служение или трудятся указанные лица;

b. своевременных выплат в установленном порядке и при наличии предусмотренных законом оснований гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им установленного возраста;

c. ежегодного предоставления всем священно- и церковнослужителям, за исключением насельников монастырей, а также работникам религиозных организаций гарантированного отпуска в объеме, предусмотренном законодательством.

II. Материальное обеспечение нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей

II.1 К нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви относятся лица, являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

Членами семьи нуждающегося священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозной организации Русской Православной Церкви являются находящиеся на его иждивении нетрудоспособные родители; супруг (супруга); проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

Нуждающимися членами семьи умершего священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозных организаций Русской Православной Церкви являются лица, перечисленные в абзаце втором настоящего пункта и являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

По представлению епархиальной попечительской комиссии епархиальный архиерей вправе принять решение об отнесении к нуждающимся, помимо перечисленных в данном пункте категорий, и иных категорий лиц из числа священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей.

II.2 В структуре каждой епархии надлежит создать (без прав юридического лица) епархиальную комиссию по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членах их семей (далее — «епархиальная попечительская комиссия»). В порядке исключения в епархиях с небольшим количеством приходов функции епархиальной попечительской комиссии могут быть возложены на иное структурное подразделение епархии, на что епархиальным архиереем испрашивается согласие Патриарха Московского и всея Руси.

В состав епархиальной попечительской комиссии входят:

a. представитель епархиального отдела по социальному служению и благотворительности;

b. представитель епархиальной ревизионной комиссии;

c. клирики или миряне, назначенные епархиальным архиереем и избранные епархиальным собранием — на паритетных началах.

Члены епархиальной попечительской комиссии не могут состоять в близком родстве между собой, а также с председателем и членами епархиального совета.

Председатель епархиальной попечительской комиссии назначается епархиальным архиереем из числа ее членов. В состав комиссии рекомендуется включать по возможности лиц с экономическим и юридическим образованием.

II.3 В случае дефицита финансовых средств и, следовательно, неспособности прихода обеспечивать священнослужителей и церковнослужителей, а также содержать приходское хозяйство, епархиальная попечительская комиссия докладывает об этом епархиальному архиерею для принятия им соответствующего решения.

II.4 Епархиальная попечительская комиссия реагирует на обращения, связанные с невыплатой или недостаточным объемом содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработной платы работникам религиозных организаций, докладывая о таких обращениях епархиальному архиерею. Конфликтные ситуации, возникающие при трудностях с выплатой содержания, разрешаются епархиальным архиереем с учетом доклада епархиальной попечительской комиссии.

II.5 Благочинным, а в пределах каждого прихода — настоятелям следует заботиться о том, чтобы ни на одном приходе не было нуждающихся священно- и церковнослужителей, а также следует своевременно подавать сведения о таковых епархиальному архиерею.

В крупных епархиях при благочиннических округах (викариатствах), по благословению епархиального архиерея, могут создаваться попечительские комиссии такого же назначения, как и при епархиях. Их состав определяется епархиальным архиереем. Координация и контроль за деятельностью таких попечительских комиссий возлагаются на епархиальную попечительскую комиссию.

В годовой отчет благочинного (викариатства) следует включать раздел, посвященный материальному и социальному обеспечению священнослужителей, церковнослужителей и работников приходов, входящих в благочиние (викариатство).

Создание попечительских комиссий при благочиниях (викариатствах) не является препятствием для обращения нуждающихся лиц непосредственно в епархиальную попечительскую комиссию.

II.6 При доказанном отсутствии возможности прихода самостоятельно нести расходы по содержанию священнослужителей, церковнослужителей и по выплате заработной платы работникам прихода, благочинные должны информировать о сложившейся ситуации епархиального архиерея.

II.7 В необходимых случаях, в том числе при тяжелой болезни и в чрезвычайной ситуации, епархиям рекомендуется за счет собственных средств и (или) за счет средств созданных епархиями благотворительных фондов оказывать благотворительную помощь нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членам их семей в размере, определяемом епархиальным архиереем по представлению епархиальной попечительской комиссии.

II.8 Помощь, оказываемая епархиальной попечительской комиссией, может быть как единовременной, так и целевой регулярной выплатой.

II.9 Настоятели должны следить за тем, чтобы на приходах размеры денежного содержания между священниками, между диаконами, между церковнослужителями при равной служебной нагрузке (включая совершение треб, богослужений, а также осуществление иных приходских послушаний) существенно не различались. Ответственные работники храмов, в том числе помощники настоятелей и председателей приходских советов, казначеи, ответственные за образовательную, социальную и молодежную работу и т.д., при условии их полной занятости на приходе и отсутствии других доходов, должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников. Аналогичные правила применяются в отношении работников епархий и благочиний. Регенты, чтецы, певцы, алтарники, просфорники, сторожа, уборщицы, свещницы и т.д. получают содержание исходя из реальных трудозатрат.

II.10 Размер заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с епархиями, приходами, включая работников, отвечающих за образовательную, социальную и молодежную деятельность епархии (прихода, благочиния), регентов, певцов, чтецов, псаломщиков, сотрудников бухгалтерии и т.д., должен быть определен в штатном расписании, исходя из реальной занятости работника, его квалификации и объема работы. В любом случае размер такой заработной платы не должен быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

II.11 Размер содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработную плату работников религиозных организаций Русской Православной Церкви рекомендуется индексировать в соответствии с инфляцией.

II.12 В годовых отчетах благочиний, приходов, монастырей, духовных школ и т.д. должны содержаться сведения о штатных расписаниях приходов, которые по благословению епархиального архиерея могут использоваться епархиальной попечительской комиссией при подготовке рекомендаций епархиальному архиерею по оказанию материальной поддержки священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций.

III. Епархиальные благотворительные фонды (кассы взаимопомощи)

С целью оказания благотворительной помощи священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, находящимся в трудной жизненной ситуации, епархиям рекомендуется учреждать благотворительные фонды, действующие в тех же целях, что и известные в церковной практике кассы взаимопомощи. Источниками формирования средств благотворительного фонда (кассы взаимопомощи) являются отчисления от епархиального управления, приходов, монастырей, подворий, а также благотворительные пожертвования.

IV. Обеспечение находящихся на покое Преосвященных архиереев

IV.1 Священный Синод, почисляя на покой епархиального или викарного архиерея, определяет место его пребывания на покое на территории епархии Русской Православной Церкви, ставропигиального или епархиального монастыря. При определении места пребывания архиерея на покое учитываются, по возможности, его пожелания.

IV.2 Священным Синодом и Синодом Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов утверждаются списки епархий для возможного пребывания на покое тех архиереев, которые, подавая прошение о почислении на покой, оставят место своего дальнейшего пребывания на усмотрение Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

IV.3 Епархии, включенные в предусмотренный пунктом IV.2 настоящего Положения перечень, предоставляют пребывающим в них на покое архиереям благоустроенное жилое помещение и обеспечивают предоставление данным архиереям материального содержания за счет собственных средств и (или) за счет средств благотворительного фонда, учрежденного епархией (ставропигиальным или епархиальным монастырем), а также при участии епархий, бывших последним местом архиерейского служения пребывающих на покое Преосвященных.

IV.4 Материальное содержание складывается из следующих расходов:

a. благотворительная помощь, оказываемая епархией, бывшей последним местом служения архиерея, в размере архиерейского оклада;

b. оплата работы обслуживающего персонала, медицинских услуг, ремонта жилья, хозяйственных и транспортных нужд, осуществляемая за счет епархии, принявшей архиерея для пребывания на покое.

IV.5 Епархиальным архиереям, в епархиях которых пребывают на покое архиереи, следует в ежегодных епархиальных отчетах, направляемых в Московскую Патриархию, предоставлять информацию о видах и размерах расходов, предусмотренных пунктом IV.4 настоящего Временного Положения.

IV.6 Находящийся на покое архиерей может исполнять обязанности игумена монастыря или настоятеля прихода либо быть приписанным к монастырю или приходу. В таком случае соответствующие монастыри или приходы предоставляют пребывающим в них на покое архиереям благоустроенное жилое помещение, выплачивают им содержание и обеспечивают их обслуживание.

V. Особенности попечения об отдельных категориях нуждающихся священнослужителей и церковнослужителей

V.1 Приходам, при координирующем наблюдении благочинных, следует ежегодно составлять и представлять на имя епархиального архиерея реестр пребывающих на покое либо престарелых и (или) имеющих инвалидность I группы, нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей данных приходов.

Престарелыми являются священно- и церковнослужители, достигшие возраста 75 лет.

V.2 В том случае, если пребывающий на покое либо престарелый и (или) имеющий инвалидность I группы священнослужитель, церковнослужитель прихода епархии не может исполнять какое-либо служение и нуждается в материальной поддержке, он должен обеспечиваться из средств прихода, являющегося последним местом его служения, или другого прихода, по указанию епархиального архиерея либо за счет средств епархиального благотворительного фонда.

V.3 В том случае, если пребывающий на покое либо престарелый и (или) имеющий инвалидность I группы священнослужитель, церковнослужитель прихода епархии в силах нести церковное служение, он может быть приписан к приходу или монастырю для посильного несения богослужебной череды; данный приход (монастырь) выплачивает ему содержание.

V.4 На территории епархий рекомендуется создавать (в том числе при епархиальных монастырях) социальные центры для попечения о престарелых священнослужителях и церковнослужителях, а также работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, в том числе инвалидах, которым по состоянию здоровья необходим постоянный уход.

VI. Материальная помощь нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви

VI.1 Епархиальной попечительской комиссии, благочиниям и приходам следует ежегодно составлять реестр нуждающихся членов семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви.

VI.2 Нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви может быть оказана материальная благотворительная помощь за счет средств епархии, прихода или епархиального благотворительного фонда. Продолжительность благотворительной материальной помощи таким лицам определяется епархиальной попечительской комиссией, исходя из их реального материального положения.

VI.3 Если нуждающиеся члены семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви не получают необходимую материальную благотворительную помощь, они могут обратиться к епархиальному архиерею через епархиальную попечительскую комиссию.

VI.4 В случае переезда указанных лиц за пределы епархии епархиальная попечительская комиссия предоставляет данные о нуждающихся клириках в канцелярию той епархии, в которую переехали данные лица, для рассмотрения и предоставления материальной помощи принимающей епархией.

VI.5 Вопрос о материальной поддержке членов семей священнослужителей, изверженных из сана или запрещенных в священнослужении, решается епархиальным архиереем с учетом рекомендаций епархиальной попечительской комиссии.

VI.6 Вопрос о материальной поддержке священнослужителей, изверженных из сана или запрещенных в священнослужении, не является предметом рассмотрения епархиальной попечительской комиссии.

VI.7 В случае кончины священнослужителя членам семьи покойного, постоянно проживавшим совместно с ним до момента его смерти в здании (помещении), принадлежащем религиозной организации, по решению епархиального архиерея может быть предоставлено иное помещение, пригодное для проживания, при отсутствии у них собственного жилья.

VII. Действие данного Положения

VII.1 Нормы данного документа распространяются на немонашествующее духовенство, несущее свое служение в монастырях, архиерейских и монастырских подворьях, а также на членов семей таких клириков.

VII.2 В Самоуправляемых Церквах данное Положение действует с учетом их уставов.


Весь год – дождливую осень, морозную зиму и долгую весну – мы с нетерпением ждем лета, строим планы, мечтаем хорошо отдохнуть, отогреться на солнышке, расслабиться. Но на лето выпадает Петров пост, в этом году 40-дневный, следом за ним Успенский. Как совместить увлекательные путешествия, поездки к морю, в дома отдыха и санатории с напряженным ритмом церковной жизни? Как уберечься в поездках от множества искушений, полноценно отдохнуть и за время отпуска не разлучиться со Христом? На эти и другие вопросы, касающиеся поведения православного христианина во время отпуска, мы попросили ответить…

…Епископа Покровского и Николаевского Пахомия:


– Скажите, Владыка, можно ли православному христианину позволить себе расслабиться на время отпуска, если он весь год жил напряженной церковной жизнью?

– Ответ будет зависеть от того, что мы подразумеваем под понятием «расслабиться». Напряженная христианская жизнь – процесс бесконечный. Нельзя две недели молиться, а потом две недели не молиться, ходить весь год в храм, а на время отпуска забыть туда дорогу. Христианская жизнь предполагает постоянную работу над собой, исследование своей совести, своих помыслов и поступков. Жить благочестиво и ходить перед Богом мы обязаны всегда, во все дни. Во всякое время христианин должен устраняться от суеты и сплетен, подавлять гнев и раздражительность, творить милостыню, исповедоваться в грехах и т.д.

Другое дело, что невозможно жить в постоянном духовном напряжении. Есть тому замечательный пример в древнем патерике. К преподобному Антонию Великому подошел некий человек, охотник, и спросил, почему авва позволяет братии в некоторых случаях ослабить строгость духовной жизни. Преподобный в ответ предложил охотнику взять в руки свой лук и натянуть тетиву до самого предела. «Но он может сломаться», – возразил охотник. «Точно так же и в духовной жизни, – ответил авва Антоний. – Нужно трудиться, понуждать себя, но приходит время, когда тетиву духовной жизни следует на время ослабить». И в монашеской, и в мирской жизни это называется утешением.

– Как следует настроиться православному человеку, чтобы во время отпуска немного отдохнуть, но не разлучиться со Христом?

– У современного человека есть все возможности отдыхать без потери для своей духовной жизни. На любом курорте, у нас в стране и за рубежом, существуют православные храмы. Нет проблем и с постными продуктами. В любой гостинице и в санатории вам предложат постное меню. Стоит помнить, не всегда точное соблюдение внешних правил ведет к высотам духовной жизни, главное — Богу отдавать свое сердце. Отправляясь на отдых, следует взять с собой молитвослов, Евангелие, чтобы не только тело, но и душу свою питать, и не забывать о посте.

– Но, Владыка, нынешний Петровский, а следом за ним Успенский посты продлятся практически все лето. Трудно отдыхать с постоянными ограничениями.

– Что же делать, пост есть пост. Конечно, лучше спланировать свою поездку не на время поста, но если другой возможности нет – надо ехать. Конечно, не стоит, находясь в доме отдыха или в санатории, скрупулезно изучать каждый продукт на наличие в нем крупицы масла или яичного порошка, а вот от шашлыка и безудержного веселья следует отказаться. Чтобы потом не чувствовать в себе духовной опустошенности.

Лучше всего посоветоваться со своим духовником и найти ту меру, которая не позволит слишком уж расслабляться, с другой стороны, немного тетиву отпустить, позволить себе в отпуске побольше поспать, погулять, побыть на природе. Не грешны и разумные развлечения. Например, посещение театра, кино, выставок, концертов.

– Однажды я, отправляясь в санаторий во время Успенского поста, попросила совета у батюшки. В ответ услышала, что лучше всего взять с собой электроплитку, запастись гречкой и в столовую не ходить, дабы не нарушать пост. Честно сказать, я не решилась на такой подвиг.

– Знаете, здравый смысл никто не отменял. Когда мы слышим о том, что ради послушания надо морковь или капусту вниз головой сажать, то здесь речь идет о подвижниках очень высокой духовной жизни. Там это оправдано. Но это не всегда наш случай. Впрочем, у каждого человека своя мера подвига.

– Интересно узнать, Владыка, как отдыхают священнослужители? Ведь их жизнь полностью меняется во время отдыха.

– Большинство священников нашей епархии уходят в отпуск достаточно условно. Если у батюшки несколько приходов, как он бросит свою паству? Он может лишь немного сократить богослужения, на время отложить какие-то хозяйственные дела.

Бывает так, что священник отдыхает вдали от дома, но он может в воскресный день сослужить местному духовенству, помолиться, причаститься. Это очень полезно и познавательно. Наши священники узнают, как живут православные общины в других местах, сравнивают с жизнью своей епархии, своего прихода.

– Владыка, а Вы тоже отдыхаете условно или можете себе позволить хоть ненадолго покинуть пост?

– Честно говоря, я плохо умею отдыхать, но если все-таки удается куда-то поехать, стараюсь максимально наполнить свой отдых какими-то познавательными, культурными мероприятиями. Не люблю и не умею проводить отпуск в праздности, как говорят, «попляжиться», – это не мое.

– А может ли священник с семьей загорать со всеми на пляже, купаться, словом, быть как все во время своего отдыха?

– Все зависит от ситуации и от самого батюшки. Не думаю, что священник станет загорать вместе со своими прихожанами, другое дело, если он будет купаться где-то в уединенном месте. Вообще, любые действия, которые мы совершаем на отдыхе, да и в повседневной жизни, не должны быть соблазном для окружающих. Этого правила и надо придерживаться.

– Что бы Вы посоветовали нашим читателям, планирующим свой будущий отпуск?

– Я бы очень рекомендовал посвятить свой отпуск или хотя бы часть его паломнической поездке. Такой отдых принесет и телесную, и духовную пользу.

…клирика Свято-Троицкого кафедрального собора священника Аркадия Махсумова:


– Как быть, отец Аркадий, если во время отдыха мы не имеем возможности в воскресные дни посещать храм?

– Еще с древних апостольских времен известны каноны, согласно которым христианин, пропустивший три воскресные службы без уважительных причин, должен быть отлучен от Церкви. В таком виде это правило давно не соблюдается, но помнить мы его должны. Непосещение храма без серьезных причин – тяжкий грех. В этом необходимо каяться и всячески избегать такого греха.

Но человек может болеть, может находиться в длительной командировке или отдыхать вдали от храма. Каков же выход? Нужно в таком случае более усердно читать молитвенное правило, Священное Писание, духовную литературу. Главное — не обманывать себя, не бежать с радостью вприпрыжку от храма, а постараться найти ближайший храм, доехать до него и принести своей душе пользу.

– Часто священники рекомендуют на время поста выдергивать из розетки телевизор. А каково Ваше мнение на этот счет?

– Думаю, не стоит так радикально отгораживаться от мира. Тем более, что именно во время отпуска появляется возможность посмотреть интересные познавательные передачи, услышать новости. Отдыхать надо разумно, читать хорошую литературу, не обязательно церковную, больше бывать на природе, позволять себе безгрешные удовольствия и не воображать себя «жуткими» подвижниками, ярыми аскетами, а то так можно и в прелесть впасть. Сейчас при многих храмах существуют различные спортивные, культурные, творческие объединения. Заняться есть чем. Душа должна трудиться всегда, у нее не может быть отпуска.

– Отец Аркадий, как Вы отдыхаете с семьей?

– Я очень люблю активный отдых, выезжаем с детьми на природу, подальше от города. Супруга еще со времен нашего знакомства бегает за мной по горам, и детей приучаю. Люблю забраться на гору и полюбоваться окрестностями с высоты. Как-то отдыхали в Красноярском крае, все горы облазили, переходили вброд горные речки и, конечно, святые места посещали. Мальчишки были в восторге. Можно так далеко и не уезжать, в нашей Саратовской области много красивейших мест, особенно на Волге.

…помощника благочинного Балаковского округа по религиозному образованию и катехизации Наталью Леонардовну Бударину:


– Самоограничение во время отпуска – это осознанное решение взрослого человека. Другое дело — ребенок, который за время летних каникул должен хорошо отдохнуть, набраться сил, окрепнуть. Расскажите, как отдыхают дети в православном лагере, обязательно ли для них соблюдение поста?

– Православный человек должен всегда оставаться православным, независимо от того, зима на дворе или лето, каникулы или школьные будни. Дети, как и взрослые, живут по определенным нормам, с соблюдением поста, посещением богослужений, исповедью и причастием. В нашем православном лагере все это есть. Новичкам, возможно, покажется тяжеловатым строгий распорядок, но если в семье заложены основы Православия и они поддержаны в воскресной школе, таким детям в нашем лагере не будет трудно или скучно.

– А все-таки, как дети постятся, неужели по всем правилам?

– Все зависит от благословения Владыки. Нынешняя лагерная смена, которая начнется в июле, с постом не совпадает, а вот на летней площадке при нашей воскресной школе дети будут отдыхать с соблюдением поста. С благословения батюшки им разрешены молочные продукты.

– Хотелось бы коснуться и темы одежды. Можно ли ребятам, отдыхающим в лагере, сменить привычную скромную одежду на короткие юбки, шорты, открытые купальники?

– Девчонки, приезжающие в лагерь, поначалу думают, что им всю смену придется ходить в длинных юбках. Конечно же, нет. Заниматься спортом, убирать территорию удобнее в спортивной одежде. Купаются, загорают они, естественно, в купальниках, но отдельно от мальчиков. Они и живут в разных корпусах. Мы пришли к выводу, что так удобнее тем и другим и воспитывает уважительное отношение мальчиков и девочек друг к другу.

Есть определенные рамки поведения для христианина, и мы учим детей их соблюдать. У нас не принято проведение шумных дискотек, но красиво танцевать, играть в традиционно русские игры и забавы мы ребят учим. Не нужно думать, что православные дети какие-то особые, очень уж правильные и всегда с книгой в руках. Дети остаются детьми. Они общаются, играют, резвятся, радуются летним каникулам так же, как все их сверстники. С той лишь разницей, что у православного ребенка в душе всегда должна быть молитва. Он помнит, что с ним Бог, и он тоже всегда с Богом.


Лето – это не только сезон отпусков, но еще и сезон вопросов о том, как православному вести себя на отдыхе. И вопросов этих множество: можно ли ходить на пляж; если можно, то в каком виде; как поститься в отпуске; и многие другие непростые вопросы. На эти и на многие другие вопросы отвечает проректор по учебной работе КазДС священник Александр Ермолин


Всему свое время

В ветхозаветной книге Екклезиаста есть прекрасные слова: «время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Еккл. 3:5). Есть время для труда, и есть время для отдыха. «Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:9-10). Замечу, что заповедь говорит не только об отдыхе, но и о качественном, ответственном труде: «шесть дней работай».

У отца Александра Шмемана есть прекрасная мысль: «скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу тебе, кто ты». Режим труда и отдыха – это не просто время, когда человек работает и когда не работает, но и показатель его отношения к окружающему миру. Соответственно и то, как человек отдыхает, показывает его внутреннее устройство.
Для каждого человека отдых необходим. Кстати, встречал недоуменные вопросы, «может ли у священника быть отпуск». Да, может. Священник тоже человек.


Как провести отпуск?

Современный мир предлагает огромное количество вариантов отпуска. Можно дома на даче, можно за границу, можно в горы и т.д. Можно и в паломничество - прекрасный вариант совмещения отдыха и получения духовной пользы для православного человека.

Причем паломничество может быть и за границу. Ведь Турция - это не только отели «all inclusive», а и место служения святителя Николая Мир Ликийского. Миры Ликийские - это современный городок Демре в Анталии.

Кипр - это не просто популярный туристический маршрут, но и храм святого Лазаря, монастырь Святого Креста и многое другое.

В итальянском городке Бари также лежат мощи святителя Николая.

На мой взгляд, было бы полезно посетить эти святыни, даже если ради этого придется один день не полежать на пляже. Есть и такие люди, которые во время отпуска стараются сугубо помолиться. Например, некоторые берут отпуск на первую и последнюю неделю Великого Поста для того, чтобы максимально посвятить это время молитве и посту. Или же отправляются в монастырь трудником. Так тоже можно провести время отпуска.

Пост или не пост?

Очень часто спрашивают, как православному поститься в дороге и в отпуске в целом. «Пост может быть сокращен, облегчен или отменен» - сказано в документе «Об участии верных в Евхаристии». Это правило распространяется на тех, кто на «временной или постоянной основе пребывает в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения)». И вот тут предлагаю быть максимально честным перед самим собой. Если человек лежит в больнице и у него нет иного варианта питания, то пост «может быть сокращен, облегчен или отменен». Если человек путешествует, например, по горам, и там у него есть только банка тушенки и прочие «завтраки туриста», да и вообще ему нужны силы, чтобы карабкаться по отвесным скалам, то и тут пост может быть отменен. Но если человек изначально планирует отпуск, выбирает отель, меню и прочее, то он должен заранее подумать о том, как соблюсти пост.

И вообще, не надо скатываться в грех чревоугодия. Все должно быть в меру. Ведь даже постным можно объесться. Само собой, и алкоголь не красит отпуск, лишь вгоняя человека в грех. То же самое и относительно молитвенного правила. Берете дорожный молитвослов или скачиваете на телефон и едете в отпуск.


Лежу на пляжу

Это, наверное, одна из самых проблемных тем для православных. И, вместе с тем, одна из самых надуманных. Как купаться? Как загорать? Что одевать, что не одевать? Все эти вопросы снимутся, отпадут сами собой, если задумаемся над тем, что такое целомудрие. Целомудрие - это наше в целом поведение. Согласитесь, что можно вести себя соблазнительно для ближних и в достаточно закрытом платье и костюме. Хотя не советовал бы православным девушкам и чрезмерно оголяться, следуя духу времени.

Подводя итоги, предлагаю два простых принципа:

1. Отдыхать надо так, чтобы потом не было стыдно; так, чтобы не уронить свое достоинство как православного христианина.
2. Отдыхать так, чтобы отдых был не отдыхом от Православия и духовной жизни, а временем полезным как для тела, так и для души.

Читайте также: