Если по соут отменили дополнительный отпуск

Опубликовано: 17.09.2024

Дата публикации 29.10.2019

Организация провела спецоценку, по результатам которой установлены два класса условий труда – допустимые (2) и вредные условия труда I степени (3.1). Обязан ли работодатель предоставлять дополнительный отпуск работникам, которым установлены эти условия?

Работникам, которые трудятся в допустимых условиях или вредных условиях I степени, дополнительный отпуск не положен. Однако работодатель может предоставить такой отпуск по собственной инициативе.

Это обосновывается следующим образом.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда которых отнесены к вредным условиям труда II, III или IV степени либо опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда. Это прямо следует из статьи 117 ТК РФ.

Классы условий труда устанавливаются по результатам спецоценки (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса:

  • оптимальные – 1-й класс;
  • допустимые – 2-й класс;
  • вредные – 3-й класс;
  • опасные – 4-й класс.

Оптимальными являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия не превышают нормативов, установленных в качестве безопасных.

К допустимым относятся условия, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов не превышают нормативов, а организм работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными признаются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы. При этом вредные условия труда делятся на подклассы:

  • подкласс 3.1 (вредные условия труда I степени) – условия, при которых для восстановления организма работника нужно больше времени, чем до начала следующего рабочего дня (смены);
  • подкласс 3.2 (вредные условия труда II степени) – условия труда, которые приводят к начальным формам профессиональных заболеваний или профессиональным заболеваниям легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающим после продолжительной экспозиции (15 и более лет);
  • подкласс 3.3 (вредные условия труда III степени) – условия, которые приводят к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 (вредные условия труда IV степени) – условия труда, которые способны привести к тяжелым формам профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Таким образом, если работники заняты на работах с допустимыми условиями труда (2-й класс), а также на работах с вредными условиями труда I степени (подкласс 3.1), то они не имеют право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда.

Однако ч. 2 ст. 116 ТК РФ предоставляет работодателям право с учетом их производственных и финансовых возможностей самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии). Например, работодатель в локальном нормативном акте (Положении о дополнительных отпусках и т.п.) может предусмотреть, что работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к допустимым условиям труда (2-й класс) и вредным условиям труда I степени (подкласс 3.1), предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, а также определить порядок и условия предоставления такого отпуска. Продолжительность дополнительного отпуска работодатель может установить самостоятельно.

В организации в ноябре 2017 г. проведена спецоценка условий труда. По ее результатам организация не должна больше предоставлять дополнительные отпуска некоторым работникам, так как их условия труда больше не отнесены к вредным. Отчет по спецоценке утвержден 12.01.2018, а получен организацией 23.01.2018. До какого момента нужно предоставлять дополнительные отпуска? Как и за какой период времени нужно уведомить работников об их отмене

ОТВЕТ:

Работникам следует предоставлять дополнительные отпуска до внесения соответствующих изменений в трудовые договоры. Уведомить работников об отмене дополнительных отпусков следует при ознакомлении с результатами проведенной специальной оценки условий труда, достигнув соглашения об изменении условий трудовых договоров. Если работники отказываются от внесения изменений в трудовые договоры, то об изменении условий трудовых договоров следует уведомить работников за два месяца.

ОБОСНОВАНИЕ:

Согласно ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). В силу ч. 2 ст. 5 Закона № 426-ФЗ работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

В Письме Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 разъяснено, что дата утверждения отчета считается датой завершения специальной оценки условий труда. И результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета.

Однако в данном Письме речь идет о повышении гарантий работников после спецоценки, а в рассматриваемой ситуации гарантии работников снижаются. С результатами проведения спецоценки работодатель должен ознакомить работника в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Поскольку характеристика условий труда, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются обязательными условиями для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), то приведение условий труда к нормальным (оптимальными или допустимым) требует заключения дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

Полагаем, что работников следует уведомить об отмене дополнительных отпусков при ознакомлении с результатами проведенной на их рабочих местах специальной оценки условий труда, достигнув соглашения сторон.

В случае если работник отказывается от заключения дополнительного соглашения, отменяющего гарантии и компенсации, работодатель вправе выступить с инициативой одностороннего изменения указанных условий, предупредив работника не менее чем за два месяца, поскольку их отмена вызвана объективным изменением организационных и технологических условий труда, что подтверждают материалы специальной оценки (ст. 74 ТК РФ). Если работник не согласится с изменением и в этом случае и его нельзя перевести на другую работу, работодатель по истечении двух месяцев вправе расторгнуть с ним трудовой договор (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, если в трудовых договорах с работниками установлены дополнительные отпуска, предусмотренные ст. 117 ТК РФ, при их отмене следует вносить изменения в трудовые договоры с работниками. Полагаем, что работодателю следует заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками (ст. 72 ТК РФ). При этом, если работники отказываются от внесения изменений в трудовые договоры, то в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться ст. 74 ТК РФ.

Несмотря на разъяснения, приведенные в Письме Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579, рекомендуем отменить дополнительные отпуска только после внесения соответствующих изменений в трудовые договоры, поскольку гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе дополнительные отпуска) являются обязательными условиями трудового договора.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На рабочем месте проведена специальная оценка труда, по результатам которой изменился подкласс условий труда: до специальной оценки был 3.2, после специальной оценки стал 3.1. Ранее у работника были льготы за работу по классу/подклассу 3.2 - дополнительный отпуск и доплата за работу во вредных условиях труда.
Правильно ли поступит работодатель, если после соответствующего уведомления работника, через два месяца после специальной оценки и установления класса/подкласса 3.1 отменит льготу в виде дополнительного отпуска?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Из-за уменьшения итогового класса (подкласса) с 3.2 до 3.1 работникам должна предоставляться только дополнительная компенсация в виде повышенной оплаты труда. Факт того, что итоговый класс снизился по причине изменения методики проведения оценки условий труда без фактического изменения факторов производственной среды и трудового процесса, не ограничивает работодателя в его праве предоставлять компенсации и гарантии за работу во вредных и (или) опасных условиях труда согласно действующему законодательству. Условие трудового договора о предоставлении дополнительного отпуска может быть исключено либо по соглашению сторон в порядке ст. 72 ТК РФ, либо по инициативе работодателя в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, с обязательным уведомлением работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Обоснование вывода:
Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены следующие дополнительные гарантии и компенсации:
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, который предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (далее - СУОТ) отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (часть первая ст. 116, часть первая ст. 117 ТК РФ);
- сокращенное рабочее время, право на которое имеют работники, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда (часть первая ст. 92 ТК РФ);
- повышенная оплата труда, устанавливаемая всем работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда любой степени либо опасным условиям труда (ст. 147 ТК РФ).
Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения СОУТ либо результаты проведенной до 01.01.2014 аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).
При этом частью 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ установлено, что при реализации компенсационных мер в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного Закона (01.01.2014) при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для их назначения.
Пересмотр уже предоставляемых компенсаций работникам, принятым на работу до 01.01.2014, возможен после проведения специальной оценки и только в случае улучшения условий труда на рабочих местах, то есть уменьшения итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (письмо Минтруда России от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161, п. 12 информации Минтруда России от 29.10.2014 "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда"). При этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (письма Минтруда России от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161 и от 26.02.2016 N 15-1/В-601, а также постановление Суда Еврейской автономной области от 23.06.2015 N 4А-29/2015, определение Иркутского областного суда от 31.05.2016 N 33а-6238/2016, определение Самарского областного суда от 20.06.2016 N 33-7264/2016).
Разъяснения, приведенные в письме Роструда от 21.08.2015 N ТЗ/18930-3-3, позволяют заключить, что, по мнению чиновников, причина уменьшения итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте не имеет правового значения для решения вопроса о возможности изменить уровень предоставляемых гарантий и компенсаций. Даже если класс (подкласс) снизился в результате изменения методики проведения оценки без фактического изменения факторов производственной среды и трудового процесса, работодатель вправе установить работникам рабочее время, отпуск и доплату в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку в рассматриваемом случае класс условий труда по результатам проведенной СОУТ снизился с класса (подкласса) 3.2 до 3.1, необходимо предоставлять только повышенную оплату труда, право на дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время работники уже не имеют (смотрите также ответ 1, ответ 2, ответ 3 специалистов Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим, что законодательством не установлен какой-либо срок, с которого работодателю следует отменить компенсации, предоставляемые за работу во вредных условиях труда, в случае снижения итогового класса, подтвержденного результатами СОУТ.
Тут следует учитывать, что условия о компенсациях за работу с вредными условиями труда с указанием таких характеристик являются обязательными для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). Соблюдение условий трудового договора является обязанностью работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, работодатель должен предоставлять работникам компенсации в тех размерах и в том порядке, которые были установлены до проведения СОУТ, до тех пор, пока соответствующие условия будут изменены либо по соглашению сторон в порядке ст. 72 ТК РФ, либо по инициативе работодателя в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, с обязательным уведомлением работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В 2015 году была проведена специальная оценка условий труда, на основании которой были внесены сведения в трудовые договоры работников. Условие о предоставлении 14 календарных дней дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда включено в трудовые договоры, заключенные с работниками. В 2020 году (то есть через пять лет) была проведена плановая спецоценка.
1. Должен ли работодатель по результатам СОУТ заключить дополнительное соглашение с указанием новых условий труда? Необходимо ли уведомлять работников за два месяца до заключения дополнительного соглашения, или можно заключить соглашение после ознакомления сотрудника с картой спецоценки?
2. Имеет ли право работодатель в соответствии со ст. 117 ТК РФ установить отпуск продолжительностью семь календарных дней (ранее работникам был установлен дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней, условия труда не изменились)?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Работодатель вправе заключить дополнительные соглашения к трудовому договору с работниками, в которых будет отражено изменение класса условий труда на рабочих местах и перечня предоставляемых работникам в связи с этим гарантий, в день ознакомления их с результатами СОУТ, ожидать два месяца со дня их ознакомления с целью заключения такого дополнительного соглашения нет никакого смысла.
2. Если в результате проведения очередной СОУТ не было зафиксировано изменение в лучшую сторону характеристик на рабочих местах работников по сравнению с ранее установленными, работодатель не вправе сократить продолжительность дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда в одностороннем порядке до семи календарных дней.

Обоснование позиции:
1. Согласно части второй ст. 57 ТК РФ информация об условиях труда на рабочем месте подлежит включению в трудовой договор в обязательном порядке. При этом законодатель не уточняет, какие именно сведения об условиях труда необходимо отразить в трудовом договоре для исполнения данного требования. Большинство специалистов сходится во мнении, что необходимым и в то же время достаточным является указание конкретного класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Такой подход, в частности, прослеживается в письме Минтруда России от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516. Кроме того, в силу части второй ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре также отражаются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Соответственно, изменение класса условий труда на рабочем месте и перечня предоставляемых работнику в связи с этим гарантий влечет за собой необходимость изменения условий трудового договора.
Для внесения в трудовой договор всех указанных условий используются именно результаты СОУТ (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). Датой завершения специальной оценки условий труда следует считать день утверждения работодателем отчета о ее проведении*(1). Соответственно, установление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда осуществляется со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда (смотрите письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579, от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516).
Включить рассматриваемые условия в трудовой договор можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ. Если работодатель достиг такого соглашения с работником об изменении условий трудового договора, то соблюдение процедуры, предусмотренной ст. 74 ТК РФ, не требуется. Статьей 72 ТК РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. В рассматриваемой ситуации в случае, если работник и работодатель достигнут соглашения об изменении условий трудового договора, то соответствующие изменения могут быть внесены в трудовой договор на основании ст. 72 ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под подпись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Работодатель вправе заключить дополнительное соглашение с работниками в день ознакомления с результатами СОУТ, ожидать два месяца со дня ознакомления с целью заключения такого дополнительного соглашения нет никакого смысла. При этом сторонам следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору текущим числом, указав в нем, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее заключения данного соглашения, то есть со дня утверждения отчета о проведении спецоценки*(1).
Если работник откажется работать в новых условиях и не подпишет дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора, то работодателю следует провести процедуру, предусмотренную ст. 74 ТК РФ. Аналогичный порядок действий работодателя предлагают и специалисты информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ" (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3).
Статья 74 ТК РФ предоставляет работодателю право по своей инициативе изменять любые условия трудового договора, кроме трудовой функции работника. Но работодатель вправе сделать это лишь в случае, когда ранее определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (часть вторая ст. 74 ТК РФ). После истечения срока предупреждения измененные условия трудовых договоров вступают в силу. Если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть третья ст. 74 ТК РФ). При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовые договоры прекращаются в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ. Работникам, которые будут уволены по этому основанию, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка (часть третья ст. 178 ТК РФ).
2. Частью первой ст. 117 ТК РФ предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет семь календарных дней, а продолжительность отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ (части вторая и третья ст. 117 ТК РФ).
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (часть первая ст. 40 ТК РФ). Согласно части второй ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по различным вопросам. Если в рассматриваемом случае условие о предоставлении дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда содержится в коллективном договоре, и стороны решат скорректировать это условие, сократив продолжительность такого отпуска до минимальной, указанной в ст. 117 ТК РФ, то необходимо будет внести в него изменения и (или) дополнения в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). В силу приведенных норм мы полагаем возможным внесение изменений в коллективный договор в целях изменения количества дней дополнительного отпуска не ниже установленного законодателем уровня при наличии согласия на такое изменение представителей работников. Изменить условия коллективного договора в одностороннем порядке работодатель не вправе (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Вместе с тем необходимо учитывать, что соблюдение условий трудового договора является обязанностью работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, до тех пор, пока соответствующие условия не будут изменены в трудовых договорах, работодатель обязан предоставлять дополнительный отпуск прежней продолжительности, несмотря на то, что новым коллективным договором предусмотрены иные гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. При этом законодательный запрет на пересмотр компенсационных мер за работу во вредных условиях без изменения условий труда предусмотрен только в отношении конкретных работников, которым такие меры фактически предоставлялись по состоянию на 1 января 2014 года*(2), что к приведенной ситуации, как мы поняли из вопроса, отношения не имеет.
Полагаем, что в рассматриваемом случае изменить условия трудовых договоров о размерах гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе в сторону их уменьшения, возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ). Для этого необходимо заключить в письменной форме дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ)*(3). При этом работники вправе отказаться от заключения такого соглашения (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Условие трудового договора о продолжительности дополнительного отпуска за вредные условия труда может быть изменено работодателем в одностороннем порядке при наличии перечисленных в части первой ст. 74 ТК РФ обстоятельств, т.е. когда невозможно сохранить прежние условия по причине организационных и технологических изменений условий труда (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Одним из таких изменений является совершенствование рабочих мест на основе их аттестации (специальной оценки) (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ)). Определение понятия "совершенствование рабочих мест на основе специальной оценки" в законодательстве отсутствует. Полагаем, что по смыслу п. 21 постановления Пленума ВС РФ, если в результате проведения очередной СОУТ было зафиксировано изменение в лучшую сторону характеристик на рабочих местах работников по сравнению с ранее установленными, такое обстоятельство свидетельствует о совершенствовании рабочих мест, а значит, у работодателя имеется возможность снизить в одностороннем порядке размер гарантий и компенсаций до минимальных значений, установленных законом, в том числе сократить продолжительность дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска с 14 до 7 календарных дней. Если же по результатам проведения СОУТ никаких улучшений характеристик рабочих мест не выявлено, ни о каком совершенствовании рабочих мест говорить не приходится. Иными словами, сам по себе факт проведения СОУТ не прекращает обязанности работодателя сохранять прежние компенсационные меры. Важны результаты СОУТ.
Отметим также, что вводимые работодателем изменения не должны ухудшать положение работника по сравнению не с прежними условиями трудового договора, а с тем, что установлено трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 78-КГ17-52). Однако обращаем внимание, что в судебной практике существует позиция, согласно которой само по себе заключение коллективного договора, внесение в него изменений не является основанием для применения положений ст. 74 ТК РФ, поскольку такие обстоятельства не свидетельствуют об изменении организационных или технологических условий труда*(4).
Отметим, что мы высказали свое экспертное мнение, при этом мы не исключаем, что контролирующие органы или другие специалисты могут придерживаться иной позиции по данному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

9 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводившая СОУТ, составляет отчет, который подлежит утверждению комиссией (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). Форма отчета о проведении СОУТ, а также инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. При этом сроки подписания отчета членами комиссии по проведению СОУТ и его утверждения председателем комиссии законодательно не определены, данный вопрос может быть урегулирован в рамках договорных отношений по оказанию услуг по проведению СОУТ (письмо Минтруда России от 26.02.2016 N 15-1/В-605).
*(2) С 1 января 2014 года вступили в силу поправки в ТК РФ, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ, которые изменили подход к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Прежде всего сам перечень гарантий и компенсаций стал зависеть от итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В результате таких изменений появились рабочие места, занятость на которых по действующей редакции закона стала давать меньший объем гарантий и компенсаций, чем по прежней. Чтобы работники не лишились уже установленных им гарантий и компенсаций, в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ предусмотрено переходное положение. При реализации в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Соответственно, пересмотр уже предоставляемых компенсаций работникам, принятым на работу до 01.01.2014, возможен после проведения специальной оценки и только в случае улучшения условий труда на рабочих местах, под которым понимается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (например, был 3.2, стал 3.1) (смотрите письма Минтруда России от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161 и от 26.02.2016 N 15-1/В-601, а также постановление Суда Еврейской автономной области от 23.06.2015 по делу N 4А-29/2015, определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 31.05.2016 по делу N 33а-6238/2016, вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ".
*(3) В рассматриваемом случае это изменение стороны вправе отразить в том же дополнительном соглашении, в котором они предусмотрели изменение класса условий труда на рабочем месте и перечня предоставляемых работнику в связи с этим гарантий.
*(4) Смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2012 N 11-21103/12, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.09.2013 по делу N 33-1916/2013.

Картинка СОУТ: кому выдавать дополнительный отпуск?

Основная цель проведения спецоценки – установление класса вредности условий, в которых приходится работать сотрудникам, и расчет компенсаций за работу в тяжелых и опасных условиях. Однако многое в полагающихся сотрудникам компенсациях до сих пор вызывает вопросы как со стороны работодателей, так и со стороны самих работников.

Основная цель проведения спецоценки — установление класса вредности условий, в которых приходится работать сотрудникам, и расчет компенсаций за работу в тяжелых и опасных условиях. Однако многое в полагающихся сотрудникам компенсациях до сих пор вызывает вопросы как со стороны работодателей, так и со стороны самих работников.

По результатам проведенной СОУТ и в соответствии с присвоенными классами вредности на рабочих местах сотрудников, занятых работой во вредных и опасных условиях (классы 2, 3 и 4), полагаются следующие варианты компенсаций:

  • Повышенная зарплата (4% от оклада);
  • Укороченный рабочий день (не более 36 часов в неделю);
  • Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска (не менее 7 дней).

Нормативы расчета и выдачи компенсаций обусловлены Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. Этот же нормативный документ устанавливает признаки, согласно которым определяются степени вредности условий. Так, в соответствии со ст. 14, продолжительная работа в условиях, классифицированных по 2 степени вредности, ведет к появлению и развитию начальных или легких форм профессиональных заболеваний, способных проявиться и по истечении 15 лет с момента прекращения работы. Условия труда 3 степени вредности чреваты отклонениями и профессиональными и хроническими заболеваниями средней тяжести с возможной потерей трудоспособности. А опасные (4 степени) условия грозят тяжелыми формами профессиональных заболеваний с потерей трудоспособности.

Для рабочих, трудящихся в условиях, причисленных ко 2, 3 или 4 степени вредности, положен дополнительный оплачиваемый отпуск.

Продолжительность дополнительного отпуска за вредность

Согласно утверждениям статьи № 116 Трудового Кодекса РФ, дополнительный оплачиваемый отпуск полагается в качестве компенсации за длительную и напряженную работу в тяжелых условиях, либо в качестве поощрения за труд в определенной сфере.

Право работника на получение такого дополнительного отпуска должно быть указано в трудовом договоре. Кроме этого работники, которым дополнительный отпуск полагался по результатам предыдущей аттестации рабочих мест (АРМ) до вступления в силу ФЗ-426, также сохраняют это право вплоть до момента проведения новой спецоценки.

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска, являющегося компенсацией за работу во вредных и опасных условиях труда, составляет 7 календарных дней (в соответствии со ст. № 117 ТК РФ). Тем не менее, для отдельных категорий работников длительность отдыха устанавливается в соответствии с результатами спецоценки и локальным нормативным актом по охране труда.

Тем не менее, для некоторых производств, обозначенных в действующем «Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» от 25.10.1974 года, продолжительность отпуска прописана и установлена этим конкретным нормативным документом. Так, например, работники в шахте с температурой воздуха от 26 градусов, получают дополнительные 18 дней оплачиваемого отпуска, машинист горного комбайна — 24 дня, а стекловар — 12 дней.

Для некоторых профессий, упомянутых в списке, установлен дополнительный отпуск в 6 дней, что вступает в конфликт с требованиями ТК РФ. В этом случае ориентироваться следует на Трудовой Кодекс и назначать сотруднику положенные 7 дней — этот документ имеет большую юридическую силу.

Нюансы дополнительного отпуска

В некоторых случаях часть дополнительного отпуска возможно заменить денежной компенсацией по письменному согласию работника, который должен подписать соответствующее дополнительное соглашение к трудовому договору. Размеры компенсации определены отраслевым соглашением и коллективным договором.

Также вопросы работодателя вызывает стаж сотрудника, за который ему положен дополнительный отпуск. Согласно рекомендациям Роструда, отпуск рассчитывается делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. Если остаток деления составляет больше среднемесячного количества рабочих дней, эта цифра округляется до полного месяца.

Однако, в соответствии со статьей № 121 ТК РФ, в рассчитываемый стаж работы не включаются дни, проведенные сотрудником на больничном, в отпуске по беременности и родам, а также время выполнения им государственных и общественных обязанностей.

Дополнительный отпуск служит хорошей компенсацией сотрудникам, рискующим здоровьем при работе в опасных и вредных условиях труда, и контролирующие органы непременно будут учитывать его наличие и соблюдение при осуществлении проверок и проведении специальной оценки условий труда.

Читайте также: