Интересы каких слоев французского общества защищали декреты коммуны

Опубликовано: 12.05.2024

Период истории Франции с 1852 г., когда императором был провозглашен Наполеон III, по 1870 г. (поражение Франции в войне с Пруссией), историки называют Второй империей.

Вопросы к иллюстрации стр. 69

Вопрос 1. В чём заключалось стратегическое значение Суэцкого канала для Франции и для других стран Европы, владевших колониями?

Суэцкий канал — кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов. Кораблям различных государств намного выгоднее проплыть 161 км по Суэцкому каналу, чем проходить 8-15 тысяч километров, огибая Африку, поэтому канал приобрел международное значение.

Вопрос 2. Почему Англия увидела в контроле Франции над Суэцким каналом угрозу своим интересам?

Главным противником строительства канала стала Британия. В тот период она обладала самым мощным флотом в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды. А в случае открытия канала через него могли бы отправлять свои малотоннажные суда Франция, Испания, Голландия и Германия, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в морской торговле.

Вопрос 3. Как, судя по картине, население встречало первые суда, проходившие по новому каналу?

Канал, сильно сокращавший путь из Европы в Азию, стал популярен. Судя по картине, население встречало первые суда с большим интересом.

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 70

Вопрос. Что отличало внутреннюю политику Наполеона III? Как вы думаете, он применял политику компромиссов и лавирования в силу своих убеждений или внешних обстоятельств?

Политика Наполеона III характеризовалась отходом от демократических завоеваний революции 1848 г. и укреплением личной власти императора. Наполеон III назначал чиновников на все высшие государственные должности, был верховным главнокомандующим, имел право объявлять войну и заключать мир. Социальная база Второй империи — это крупная буржуазия, получавшая прибыли от военных заказов, католическое духовенство, зажиточное крестьянство. Наполеон III и его правительство лавировали между разными социальными группами, выдавая себя за «общенациональную власть».

Вопросы к иллюстрации стр. 72

Вопрос 1. Как вы думаете, почему местом провозглашения Германской империи был избран дворец в Версале (резиденция французских королей в 1682—1789 гг.)?

Местом провозглашения Германской империи был избран дворец в Версале (резиденция французских королей), так как было провозглашено о создании Германской империи.

Вопрос 2. Как это событие должно было отразиться на национальном самосознании французов и немцев?

Капитуляция французской армии под Седаном была воспринята французами как предательство национальных интересов.

Вопрос 3. Кого из исторических деятелей вы узнали на этой картине?

В центре, у ступеней трона - Бисмарк в белом мундире. Справа от него, вполоборота, Гельмут фон Мольтке.

Вопрос 4. Как художник передал атмосферу, в которой было провозглашено создание Германской империи, и характер нового государства?

Провозглашение о создании Германской империи произошло в торжественной обстановке.

п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 74

Вопрос 1. Каковы были причины войны между Францией и Германией в 1870 г.? Сформулируйте цели каждой из сторон этого конфликта. Почему О. Бисмарк стремился переложить вину за развязывание войны на Францию?

1. Причины войны:

а. Соперничество Франции и Пруссии за господство в Европе.

б. Стремление правящих кругов Франции преодолеть внутренний кризис Второй империи путем войны.

в. Твердое намерение Пруссии закончить объединение всех германских земель под своей властью, присоединить к Северогерманскому союзу южные немецкие земли

Повод к войне: Спор о престолонаследии в Испании

Вопрос 2. По картам (с. 64, 73) покажите границы Германии и Италии, завершивших в 1871 г. процессы объединения. Почему в результате войн и революций середины XIX в. образовались два крупных национальных государства?

В результате войн и революций в середине 19 века образовались два независимых государства, потому что Пруссия и Италия имели твердое намерение закончить объединение земель под своей властью.

п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 76

Вопрос. Интересы каких слоёв французского общества защищали декреты коммуны? Что отличало восстание в Париже весной 1871 г. от предшествующих революций (1789-1794 гг., 1830 г., 1848 г.)?

Коммуна предприняла попытку реализовать наиболее популярные демократические требования народа: упразднение полиции, уравнительное распределение продовольствия, рабочий контроль на предприятиях, перераспределение жилья в пользу бедных.

От прежних революционных выступлений Парижскую коммуну отличало то, что она в большой степени была обусловлена противоречиями капитализма.

Вопросы и задания к параграфу стр. 76

Вопрос 1. Сформулируйте и аргументируйте выводы о роли франко-германской У войны в объединении Германии и Италии, с одной стороны, и в преодолении кризиса Второй империи во Франции, с другой.

Во времена Второй империи во Франции обостряются социальные проблемы. Правительство Наполеона III, жестоко подавляет политические выступления трудящихся, стремится сглаживать социальные конфликты. К тяжелым последствиям для Франции привела и авантюрная внешняя политика Наполеона III. Франция превращалась в парламентскую монархию.

Во второй половин 60-х годов успешно проходит объединение германских государств под эгидой Пруссии. Франция с помощью войны решает поднять престиж династии. Однако международное положение Франции некомфортно. Отношения с Англией ухудшились из-за активной колониальной политики, с Россией – из-за нежелания Наполеона III пересмотреть Парижский договор 1856 года, который запрещал России иметь флот на Черном море. Италия была недовольна оккупацией Рима французскими войсками.

Вопрос 2. По дополнительным источникам подготовьте сообщение о том, как во Франции и других странах мира была увековечена память о парижских коммунарах.

Расстрел коммунаров производился у стены кладбища Пер-Лашез; на этом месте сейчас висит мемориальная доска. История коммуны изучается историками не только по материалам французских архивов - в Российском государственном архиве социально-политической истории сохранились уникальные документы этого периода французской истории. В 1920-1930-е годы различными путями они попали в СССР, и ныне составляют значительный комплекс документов и музейных предметов Ныне многие из этих документов и музейных предметов часто становятся экспонатами международных выставок.

Вопросы и задания к разделу 2.

В таблице «Становление национальных государств» обобщите результаты войн и революций середины XIX в. и оцените их влияние на отдельные государства и в целом на международное положение Европы и мира.

Все политические перевороты, совершавшиеся во Франции до Коммуны 1871 г., оставляли нетронутой военно-полицейскую и бюрократическую машину, сложившуюся при Наполеоне I, и передавали ее из рук в руки, сохраняя ее реакционную, угнетательскую сущность. Так было и в 1830 г., и в 1848 г., и в 1870 г. Совершенно иной была в этом вопросе политика Парижской Коммуны. Она приступила к разрушению старой буржуазной государственной машины и строительству государства нового типа, подлинно демократического.

Уже постановление Центрального комитета национальной гвардии от 22 марта, объявлявшего национальную гвардию единственной вооруженной силой, было актом уничтожения постоянной армии и замены ее вооруженным народом. 29 марта Коммуна приняла знаменитый декрет об отмене рекрутского набора, об упразднении постоянной армии и о замене ее вооруженным народом в лице национальной гвардии[674]. Принятие этого декрета означало осуществление одного из важнейших пунктов программы демократических преобразований, выдвинутой в 1866 г. на Женевском конгрессе I Интернационала. Исторический опыт убедительно показал антинародную сущность милитаристской системы, при которой армия отрывается от народа и используется против интересов трудящихся для защиты привилегий господствующих классов, для подавления народных волнении и ведения захватнических войн.


1 апреля Коммуна приняла декрет об установлении максимального оклада государственных служащих (включая и членов Коммуны) в размере 6 тыс. фр. в год, что равнялось заработной плате квалифицированного рабочего. Этот декрет означал полный разрыв с практикой всех буржуазных революций, не решавшихся ограничить огромные оклады высшего чиновничества. Мотивировался декрет указанием на то, что «в истинно демократической республике не должно быть места ни синекурам, ни завышенным окладам»[675].

Большое принципиальное значение имел принятый 2 апреля декрет об отделении церкви от государства, об отмене бюджета культов и о передаче имущества религиозных конгрегаций в собственность государства. В мотивировочной части декрета говорилось, что «свобода совести есть важнейшая из всех свобод», что «духовенство фактически являлось соучастником преступлений монархии против свободы»[676]. Этот декрет давал удовлетворение давним требованиям демократических слоев французского общества.

Важной мерой Коммуны была ликвидация префектуры полиции, издавна являвшейся орудием всех реакционных правительств в их борьбе против революционного движения народных масс. Обязанности обеспечения порядка и безопасности граждан, выполнявшиеся ранее полицией, были возложены на резервные батальоны национальной гвардии.

Совокупность этих мер и означала слом старой буржуазной военно-бюрократической государственной машины. Ломая старый аппарат власти, Коммуна строила государство нового типа, еще неведомого в истории. То была власть рабочего класса, первый опыт диктатуры пролетариата, означавшей в то же время новую, высшую форму демократии — демократии пролетарской, демократии для большинства. Выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления — таковы были демократические принципы, положенные в основу государственного аппарата Коммуны. Коммуна покончила с буржуазным парламентаризмом, с буржуазным принципом разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Декреты и постановления, которые принимались на заседаниях Коммуны, проводились затем в жизнь членами или уполномоченными Коммуны, руководившими тем или иным из ее органов.

29 марта для руководства различными отраслями управления были образованы десять комиссий: Исполнительная комиссия, Комиссия финансов, Военная комиссия, Комиссия юстиции, Комиссия общей безопасности, Комиссия продовольствия, Комиссия труда, промышленности и обмена, Комиссия внешних сношений, Комиссия общественных служб, Комиссия просвещения[677].

20 апреля для упорядочения и централизации работы комиссий было решено реорганизовать Исполнительную комиссию, включив в нее «делегатов» (руководителей) всех девяти специальных комиссий. Военным делегатом был избран генерал Клюзере, делегатом финансов — Журд, делегатом продовольствия — Виар, делегатом внешних сношений — Паскаль Груссе, делегатом просвещения — Эдуар Вайян, делегатом юстиции — Эжен Прото, делегатом общей безопасности — Рауль Риго, делегатом общественных служб — Жюль Андриё, делегатом труда, промышленности и обмена — Лео Френкель [678].


Сцены жизни Парижа во время Коммуны

В таком виде правительственный аппарат Коммуны просуществовал до 1 мая, когда высший орган Коммуны был преобразован в Комитет общественного спасения. Предложение о создании такого органа власти было выдвинуто уже в первые дни после революции 18 марта[679]. 24 апреля комитет бдительности одного из самых революционных округов Парижа — Бельвилля — обратился к Коммуне с предложением немедленно создать Комитет общественного спасения, облеченный всеми правами, «чтобы обеспечить победу и необходимую власть для проведения в жизнь декретов Коммуны»[680].

Коммуна нанесла удар и по судебной организации буржуазного государства. В основу новой судебной системы были положены демократические принципы: равный для всех суд, выборность, ответственность и сменяемость судей, превращение судебных приставов и нотариусов в служащих Коммуны, гласность суда, свобода защиты, бесплатное совершение актов гражданского состояния[681]. Присяжные в обвинительном жюри должны были избираться из среды делегатов национальной гвардии, т. е. наиболее активной части трудящихся Парижа[682].

Много внимания уделяла Коммуна борьбе против нарушений революционной законности. 14 апреля Коммуна приняла специальное постановление, направленное против произвольных арестов, обысков и реквизиций. Оно запрещало производство обысков и реквизиций без предписаний органов власти. Лица, виновные в таких делах, подлежали аресту[683].

Глава 5. Атака нового типа

Глава 5. Атака нового типа Во второй половине XX века Ален Даллес, директор ЦРУ, обмолвился: «Запад располагает оружием, позволяющим завоевывать чужие страны, физически не пересекая их границ». Больше на эту тему официальные представители Запада не

Государство нового типа

Государство нового типа Большевики могли сколько угодно мечтать о Мировой революции, но фактически-то они захватили только часть территории бывшей Российской империи.Хотели они того или нет, но в реальности они стали правительством некого нового государства.На этой

Speakeasies как салуны нового типа

Speakeasies как салуны нового типа Тем, кто не производил алкоголь сам, не предпочитал наркотики, безалкогольные напитки или промышленную продукцию, более или менее фальсифицированную, приходилось покупать спиртное. А возможностей было предостаточно. Новые салуны назывались

Коммуна и социальное государство

Коммуна и социальное государство Парижская коммуна стала первым опытом правления социалистов, когда им удалось приступить к проведению революционных социальных преобразований. Парижская коммуна предложила формулу новой власти, к которой социалистическое движение

Колонии нового типа

Колонии нового типа Чтобы примирить непримиримых, завоеватель должен был отыскать очень гибкие средства, учитывающие особые случаи. Взяв приступом и разрушив множество городов, необходимо было найти им замену. Уведя стольких балканских пролетариев и безработных далеко

АРМИИ НОВОГО ТИПА

АРМИИ НОВОГО ТИПА Средневековье закончилось и в военном отношении. В прошлом осталось преобладание всадника над пехотинцем и сражение, понимаемое как поединки благородных всадников, хотя рыцарская конница еще не раз одерживала победы, особенно в гражданских войнах, как

5. Гонка вооружений качественно нового типа

5. Гонка вооружений качественно нового типа В современных условиях в связи с накоплением на планете огромного количества оружия массового поражения важной частью международной жизни стали непрекращающиеся ни на один день переговоры о сокращении общего числа и

Террористы – партия нового типа

Террористы – партия нового типа Впрочем, к динамиту на липецкой полянке прибавили еще одно существеннейшее изобретение. Это было создание партии совсем нового типа. «Робеспьер» Александр Михайлов сконструировал эту небывалую прежде партию.Во главе ее и стоял

в) «Инженер нового типа»

в) «Инженер нового типа» Инженеры, с которыми мы здесь познакомились, в большинстве своем учились в годы первой пятилетки, когда институты, учебные планы и требования к инженеру служили предметом бурных споров и постоянно изменялись. Все соглашались, что для первой

Войны нового типа

Войны нового типа При Обаме ядерная стратегия США, в разработке которой принял столь активное участие его советник Бжезинский, приобрела новые очертания. В апреле 2009 г. Федерации американских ученых опубликовала доклад, озаглавленный «От противостояния к минимальному

Война нового типа

Война нового типа Войны XXI века – это войны принципиально нового типа. Глобальный передел мира начался с региона Северной Африки, Среднего и Ближнего Востока. После Ирака, Туниса и Египта пришел черед Ливии и Сирии. В Ливии НАТО впервые споткнулось – неподкупность и

Превращение независимых стран в сырьевые колонии нового типа

Превращение независимых стран в сырьевые колонии нового типа Государственно-корпоративный уровень достигается тогда, когда на основании объективных экономических законов, включая закон вертикальной интеграции собственности и управления, внутри межотраслевой

Все политические перевороты, совершавшиеся во Франции до коммуны 1871 года, оставляли нетронутой военно-политическую и бюрократическую машину, сложившуюся при Наполеоне I, и передавали из рук в руки, сохраняя ее реакционную, угнетательскую сущность. Совершенно иной была в этом вопросе политика Парижской коммуны. Она приступила к разрушению старой буржуазной государственной машины и строительству государства нового типа, подлинно демократического.

Уже постановление Центрального комитета национальной гвардии от 22 марта, объявлявшего национальную гвардию единственной вооруженной силой, было актом уничтожения постоянной армии и замены ее вооруженным народом. 29 марта коммуна приняла знаменитый декрет об отмене рекрутского набора, об упразднении постоянной армии и о замене ее вооруженным народом в лице национальной гвардии «Journal officiel» (Парижа), 1.IV, 1871..

Принятие этого декрета означало осуществление одного из важнейших пунктов программы демократических преобразований, выдвинутой в 1866 г. на Женевском конгрессе I Интернационала. Исторический опыт убедительно показал антинародную сущность милитаристской системы, при которой армия отрывается от народа и используется против интересов трудящихся для защиты привилегий господствующих классов, для подавления народных волнений и ведения захватнических войн История Франции. В 3 Т./Ред. Коллегия: А.З. Манфред, В.М. Далин и др. М.: Изд-во «Наука», 1973г. Т.2. С. 426-427..

1 апреля Коммуна приняла декрет об установлении максимального оклада государственных служащих (включая и членов Коммуны) в размере 6 тыс. фр. В год. Что равнялось заработной плате квалифицированного рабочего. Этот декрет означал полный разрыв с практикой всех буржуазных революций, не решавшихся ограничить огромные оклады высшего чиновничества. Мотивировался декрет указанием на то, что «в истинно демократической республике не должно быть места ни синекурам, ни завышенным окладам» «Journal officiel» (Парижа), 2.IV, 1871..

Большое принципиальное значение имел принятый 2 апреля декрет об отделении церкви от государства, об отмене бюджета культов и о передаче имущества религиозных конгрегаций в собственность государства. В мотивировочной части текста декрета говорилось, что «свобода совести есть важнейшая их всех свобод», что «духовенство фактически являлось соучастником преступлений монархии против свободы» «Journal officiel» (Парижа), 3.IV, 1871.. Этот декрет давал удовлетворение давним требованиям демократических слоев французского общества.

Важной мерой коммуны была ликвидация префектуры полиции, издавна являвшейся орудием всех реакционных правительств в их борьбе против революционного движения народных масс. Обязанности обеспечения порядка и безопасности граждан. Выполнявшиеся ранее полицией, были возложены на резервные батальоны национальной гвардии Молок А.И. Парижская Коммуна 1871 года: время, события, люди. М.: Изд-во «Мысль», 1981г. С.42..

Совокупность этих мер и означала слом старой буржуазной военно-бюрократической государственной машины. Ломая старый аппарат власти, Коммуна строила государство нового типа, еще неведомого истории. То была власть рабочего класса, первый опыт диктатуры пролетариата, означавшей в то же время новую, высшую форму демократии - демократии пролетарской, демократии для большинства. Выборность, ответственность и несменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления - таковы были демократические принципы, положенные в основу государственного аппарата Коммуны. Коммуна покончила с буржуазным парламентаризмом, с буржуазным принципом разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Декреты и постановления, которые принимались на заседаниях Коммуны, проводились затем в жизнь членами или уполномоченными Коммуны, руководившими тем или иным из ее органов История Франции. В 3 Т./Ред. Коллегия: А.З. Манфред, В.М. Далин и др. М.: Изд-во «Наука», 1973г. Т.2. С. 428..

Опыт Парижской коммуны подтвердил мысль Маркса о том, что рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной буржуазии и пустить ее в ход для своих собственных целей. На опыте Парижской коммуны передовые рабочие начали понимать эту мысль Маркса. Пролетарская революция, прежде всего, ломает эту машину.

Сломанную государственную машину буржуазии Коммуна заменила выборными учреждениями. Все должностные лица Коммуны не только выбирались на определенный срок и смещались досрочно, если плохо выполняли свои обязанности, но и работали под бдительным контролем народных масс. Вместо надменной, несменяемой бюрократии времен Второй империи, стоящей над народом, Коммуна создала государственный аппарат, который должен был служить народу. Это была замена буржуазных учреждений учреждениями, построенными на иной основе, на других принципах Хейфец Ф.А. Парижские коммунары. М.: Госполитиздат, 1961. С.50..

Объективно Парижская коммуна своими мероприятиями шла навстречу интересам французского крестьянства. Упразднение постоянной армии и рекрутского набора, «дешевое правительство», выборность и ответственность перед населением судей и чиновников, ликвидация «произвола сельской полиции, жандарма и префекта», отделение церкви от государства, введение светской школы - эти выгоды получило крестьянство от победы Коммуны Авдеев Ю.И. Государство и право Парижской коммуны. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1971. С.60..

Твердая решимость коммунаров покончить с ненавистным прошлым угнетения и насилия нашла свое символическое отражение в декрете от 12 апреля о разрушении колонны со статуей Наполеона I на Вандомской площади Молок А.И. Парижская Коммуна 1871 года: время, события, люди. М.: Изд-во «Мысль», 1981г. С.43..

  • 29 марта для руководства различными отраслями управления были образованы десять комиссий: исполнительная, комиссия финансов, военная, юстиции, общей безопасности, продовольствия; труда, промышленности и обмена; внешних сношений, общественных служб, просвещения «Протоколы заседаний Парижской Коммуны». Т. I. С. 32-36..
  • 20 апреля для упорядочения и централизации работы комиссией было решено реорганизовать исполнительную комиссию, включив в нее «делегатов» (руководителей) всех девяти специальных комиссий.

В таком виде правительственный аппарат Коммуны просуществовал до 1 мая, когда высший орган Коммуны был преобразован в Комитет общественного спасения. Предложение о создании такого органа власти было выдвинуто уже в первые дни после революции 18 марта J.Dautry et L. Scheler. Le Comite Central Republicain des vingt arrondissements de Paris. P. 218..

24 апреля комитет бдительности одного из самых революционных округов Парижа - Белльвилля - обратился к Коммуне с предложением немедленно создать Комитет общественного спасения, облеченный всеми правами, «чтобы обеспечить победу и необходимую власть для проведения в жизнь декретов Коммуны» «Протоколы заседаний Парижской Коммуны». Т. I. С. 428..

Коммуна нанесла удар и по судебной организации буржуазного государства. В основу новой судебной системы были положены демократические принципы: равный для всех суд, выборность, ответственность и сменяемость судей, превращение судебных приставов и нотариусов в служащих Коммуны, гласность суда, свобода защиты, бесплатное совершение актов гражданского состояния Бажанов А.Т. Органы юстиции Парижской коммуны. Казань: Изд-во Казанского университета, 1971. С. 265.. Присяжные в обвинительном жюри должны были избираться из среды делегатов национальной гвардии, т.е. наиболее активной части трудящихся Парижа «Journal officiel» (Парижа), 23.IV, 1871..

Много внимания уделяла Коммуна борьбе против нарушений революционной законности. 14 апреля Коммуна приняла специальное постановление, направленное против произвольных арестов, обысков, реквизиций. Оно запрещало производство обысков и реквизиций без предписаний органов власти. Лица, виновные в таких делах, подлежали аресту «Journal officiel» (Парижа), 15.IV, 1871. История Франции. В 3 Т./Ред. Коллегия: А.З. Манфред, В.М. Далин и др. М.: Изд-во «Наука», 1973г. Т.2. С. 430..

Поражение Луи Бонапарта (Наполеона III) в битве с прусской армией под Седаном в сентябре 1870 г. повлекло гибель стотысячной армии французов, потерю Эльзаса и Лотарингии, выплату Пруссии 5 миллиардов контрибуции.

После выборов в Национальное учредительное собрание Временное правительство возглавил военный губернатор Парижа Трошю. Это правительство национальной обороны впоследствии получило название «правительства национальной измены».

Разгром под Седаном поставил Францию на грань национальной катастрофы. Пруссаки оккупировали большую часть ее территории и оккупировали некоторые районы Парижа. Избранное 8 февраля 1871 г. Национальное собрание состояло из скрытых и явных монархистов. Главой правительства Собрание назначило монархиста А. Тьера.

На защиту столицы от изменников — буржуа и оккупантов вышли рабочие, передовая интеллигенция, торговцы, мастеровые. В сентябре 1870 г. в Париже было сформировано 215 батальонов Национальной гвардии, тогда же возникла массовая политическая организация — Республиканская федерация национальной гвардии Сены, положившая начало Парижской коммуне — первому в мире пролетарскому государству, органу диктатуры рабочего класса.

С политической точки зрения коммунарами руководили так называемое «большинство» и «меньшинство». К первым принадлежали новые якобинцы и бланкисты — последователи революционера О. Бланки. Бланкисты считали, что революция может быть проведена силами небольшой, но хорошо законспирированной организации. «Меньшинство» составляли последователи учения П. Ж. Прудона, который отрицал политическую борьбу и заявлял о необходимости немедленной отмены государства.

26 марта был избран Совет Парижской коммуны — верховный орган законодательной и исполнительной власти.

Уже 29 марта Совет выделил из своего состава 10 специальных комиссий: исполнительную, военную, продовольственную, общественной безопасности, труда, промышленности и обмена, внешних сношений, финансов, просвещения, юстиции, общественных служб.

Особую роль, как явствует из протокола первого заседания коммунаров, играла исполнительная комиссия, на которую возлагалось наблюдение за исполнением декретов Коммуны и постановлений остальных комиссий.

Главным достижением Коммуны является слом буржуазного государственного механизма с его органами принуждения, в том числе: армией, полицией, чиновничеством, судом. 29 марта был издан Декрет об отмене рекрутского набора и замене постоянной армии вооруженным народом. Все, способные носить оружие, призывались в ряды Национальной гвардии.

Вводились выборность и сменяемость чиновников. Декретом от 2 апреля для чиновников был установлен максимум оплаты — не свыше 6 тыс. франков в год, что соответствовало зарплате квалифицированного рабочего. «В истинно демократической республике,— говорилось в декрете,— не должно быть места ни синекурам, ни завышенным окладам». В то же время была повышена зарплата низших служащих.

Коммуна создала пролетарский суд. Возрастной ценз для присяжных был понижен. Им мог стать всякий, кто служил в Национальной гвардии. Судей обязали выносить решения с учетом декретов Коммуны. Мелкие дела решались мировыми судьями, которые должны были избираться населением. Для рассмотрения более сложных дел по имущественным и семейным спорам была создана палата гражданского суда.

Таким образом, вместо прежней судебной системы провозглашались новые принципы правосудия:

— равный для всех суд;

— выборность, ответственность и сменяемость судей;

— гласность суда, обеспечение защиты;

— бесплатное совершение актов гражданского состояния.

Судебные приставы, нотариусы объявлялись служащими Коммуны. Пролетарская власть решительно пресекала нарушения законности. Декрет от 14 апреля под страхом уголовного преследования запретил незаконные аресты, обыски, реквизиции.

19 апреля 1871 г. был принят программный документ Коммуны — Декларация «Кфранцузскому народу». Из ее текста следовало, что Франция будет демократической республикой — федерацией автономных коммун: гражданам предоставлялось право создавать автономные коммуны по образу Парижской. Все должностные лица передавались под контроль общества. Провозглашались неотъемлемые права граждан на труд, свободу личности, свободу совести и др.

Принятый 1 мая 1871 г. Декрет «Оборганизации Комитета общественного спасения» определял функции надзорной сферы. Декретом от 2 апреля 1871 г. церковь была отделена от государства. 18 апреля соответствующим декретом были закрыты оппозиционные газеты.

Социально-экономические преобразования Коммуны нашли отражение в Декретах: «Об отсрочке квартплаты» (29 марта 1871 г.); «О возврате заложенных в ломбарде вещей» (6 мая 1871 г.); «О запрещении ночного труда в булочных» (20 апреля 1871 г.); «О запрещении штрафов и вычетов из зарплаты» (27 апреля 1871 г.).

Коммуна пыталась осуществить рабочий контроль над производством (Декрет от 16 апреля). Оставленные хозяевами мастерские намечалось передать в распоряжение рабочих кооперативных ассоциаций. Если возвращались прежние владельцы, они получали компенсацию. Были приняты срочные меры по борьбе с безработицей, введены льготы для лиц, занятых в производстве обмундирования национальной гвардии. Декрет от 17апреля ввел отсрочку уплаты долгов по коммерческим векселям. Это спасло от разорения тысячи мелких торговцев и предпринимателей.

Во второй половине мая 1871 г. правительственные войска заняли Париж, и Коммуна прекратила свое существование.

Парижская коммуна — плод экстремальной ситуации, возникла на небольшой территории и существовала совсем недолго, отказавшись от использования принципов разделения властей и основ парламентаризма. Поэтому она, бесспорно, не может выступать современным эталоном модели народного самоуправления и гражданского общества.

18 марта 1871 г., ровно 145 лет назад, в столице Франции Париже, произошло вооруженное народное восстание, в результате которого была провозглашена Парижская коммуна. Просуществовавшая два месяца, Парижская коммуна рассматривается историками и политическими деятелями левых взглядов как первый пример реализованной на практике «диктатуры пролетариата». С 1872 г. 18 марта отмечается как День Парижской коммуны. Естественно, что такое событие, как вооруженное восстание в столице одной из сильнейших европейских держав, не могло остаться без внимания классиков мировой социалистической мысли. Разумеется, к этой теме обращались Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин.


— Монмартр, 18 марта 1871 г. Рисунок Д. Дероша

О Парижской коммуне писали марксистские, социалистические, анархистские авторы. И в качестве одной из важных причин поражения коммуны многие из них отмечали и военную слабость восставших. Революционерам так и не удалось создать боеспособную вооруженную силу, которая могла бы противостоять их политическим противникам — «версальцам», не говоря уже о прусской армии — сильнейшей в Европе, которая стояла тогда у самого Парижа. Ниже мы расскажем о том, что представляли собой вооруженные силы Парижской коммуны в те два месяца, когда Париж жил под красными знаменами.

Как и следовало ожидать, после захвата власти в Париже революционными силами, они сразу же столкнулись со сложнейшим вопросом организации обороны коммуны. Фактически в распоряжении восставшего Парижа находились лишь вооруженные отряды пролетариата и люмпен-пролетариата, объединенные в Национальную гвардию, но не обладавшие ни крепкой дисциплиной, ни развитой организационной структурой, ни должным уровнем военной подготовки. Если бы Парижская коммуна обладала более организованными вооруженными силами, вполне вероятно, что события развивались бы в ином ключе.

29 марта 1871 г. декретом Парижской коммуны были ликвидированы регулярная армия и всеобщая воинская повинность. Карл Маркс в работе «Гражданская война во Франции» пишет, что, поскольку Коммуна рассматривалась как базовая форма политической организации французского общества — от деревни или городского квартала до масштабов всего государства, то и регулярные вооруженные силы подлежали роспуску как механизм власти дореволюционного правительства, а их функции передавались народной милиции — вооруженному народу.

В первые дни существования Парижской коммуны ее вооруженные силы были представлены, во-первых, Национальной гвардией, комплектуемой на добровольной основе и состоявшей, прежде всего, из парижских рабочих, а во-вторых — небольшими добровольческими отрядами революционеров, которые имели более четкую дисциплину и идейную мотивированность. Национальная гвардия была создана в 1870 г. для обороны Парижа, однако, поскольку она комплектовалась из рабочих и ремесленников, то представляла собой крайне ненадежную для дореволюционной власти силу. Собственно, именно отсутствие в Париже подразделений регулярной армии, замененных Национальной гвардией, и позволило коммунарам взять власть в свои руки. Из 270 дислоцированных в Париже батальонов Национальной гвардии на сторону Коммуны перешли 215 батальонов.

Таким образом, численность личного состава Национальной гвардии, перешедшего на сторону коммунаров, достигала 100 тысяч человек. Подразделения Национальной гвардии комплектовались по территориальному принципу, поэтому в батальонах и ротах оказывались соседи по кварталу. Фридрих Энгельс, характеризуя уровень дисциплины и боевой подготовки национальной гвардии, отмечал, что дисциплина зависит, в первую очередь, от личного авторитета выборных командиров. Что касается уровня боевой подготовки, то Энгельс обращал внимание на его слабость, отсутствие должного числа профессиональных военных, способных организовать полноценную подготовку подразделений. Наиболее идейно мотивированными были батальоны, укомплектованные рабочими — жителями парижских предместий.

Структура Национальной гвардии Парижа выглядела следующим образом. Командование Национальной гвардией осуществлял командующий, затем — военный делегат (министр обороны) Парижской Коммуны, при котором действовал Центральный комитет Национальной гвардии — коллегиальный орган командования. Сформированные в кварталах Парижа батальоны объединялись в легионы Национальной гвардии, соответствовавшие двадцати административно-территориальным округам французской столицы. В каждый легион входило от семи до двадцати пяти батальонов Национальной гвардии, а управление легионом осуществлял совет легиона. Численность легиона определялась численностью населения конкретного административного округа — отсюда и столь значительная разница между легионами с 7-батальонным и 25-батальонным составом. При этом легионы не были оперативно-тактическими единицами, а представляли собой лишь военно-административные структуры.

Первое время военное руководство в Парижской Коммуне осуществлял 47-летний Густав Поль Клюзере (1823-1900) — профессиональный военный, выпускник прославленного военного училища Сен-Сир, участвовавший в Крымской войне, а затем бывший добровольцем в рядах армии Джузеппе Гарибальди и сражавшийся во время Гражданской войны в США в составе армии северных штатов, где дослужился до генеральского звания. Клюзере (на фото) рассчитывал превратить Национальную гвардию в армию численностью в 50-60 тыс. штыков, однако эту задачу он так и не смог выполнить. В первую очередь, он столкнулся с противостоянием «анархистов», отстаивавших необходимость добровольчества и выборности при организации Национальной гвардии.

Слабость легионов Национальной гвардии руководство Коммуны осознало уже к концу марта 1871 г. Прежде всего, стала очевидным практическая невозможность использования подразделений Национальной гвардии за пределами Парижа, что исключало возможность проведения полноценных боевых операций против версальских войск. Поэтому было принято решение о реорганизации Национальной гвардии. 5 апреля 1871 г., в условиях возрастающей угрозы со стороны версальцев, Коммуна приняла решение о введении всеобщей воинской обязанности. Кроме того, Национальная гвардия разделялась на полевые войска и местные войска. Полевые войска включали маневренные батальоны и комплектовались из холостых парижан в возрасте 17 — 35 лет. Они предназначались для ведения боевых действий за пределами города. Местные войска состояли из территориальных батальонов и комплектовались женатыми жителями Парижа и людьми в возрасте старше 35 лет.

Однако, учитывая, что большинство парижских мужчин были женатыми людьми, из боевого состава Национальной гвардии после реорганизации исключались фактически 60% личного состава. Тем более, что в маневренных батальонах оказывались неженатые юноши 17-20 лет без боевого опыта и опыта военной службы, а взрослые мужчины оказывались в составе местных батальонов. Впрочем, руководство Коммуны практически сразу осознало свою ошибку. Уже 7 апреля был принят новый декрет, изменяющий организационные принципы Национальной гвардии. Теперь в маневренные батальоны стали призывать и женатых мужчин, а возраст службы в них был поднят до 40 лет. Но и эта система комплектования привела не к укреплению, а к дезорганизации Национальной гвардии, поскольку были разрушены уже укомплектованные личным составом батальоны.

На посту военного делегата Коммуны Клюзере сменил 27-летний Луи-Натаниэль Россель (1844-1871), прежде занимавший должность начальника главного штаба Национальной гвардии. Как и Клюзере, он был профессиональным военнослужащим — полковником инженерной службы французской армии. Участник франко-прусской войны 1870-1871 гг., Россель придерживался патриотических убеждений и именно потому примкнул к Коммуне, считая ее более патриотичной, чем правительство «генералов — капитулянтов». С 22 марта по 2 апреля Россель командовал XVII-м легионом Национальной гвардии, затем возглавил главный штаб Национальной гвардии. 30 апреля он сменил Клюзере на посту военного делегата Коммуны.

Россель планировал создать, помимо милиции — Национальной гвардии, небольшую маневренную и регулярную армию, причем если Национальная гвардия комплектовалась по территориальному признаку, то маневренные части Россель планировал выстроить в соответствии с правилами военной науки, сформировав не легионы, а полноценные полки с максимально четкой иерархией и максимальным ограничением выборности начальников. Для этого предлагалось выбрать лучшие батальоны Национальной гвардии. В состав полка численностью в 2 тыс. человек должны были входить пять батальонов, каждое — с одним артиллерийским орудием. Всего Россель рассчитывал создать 8 полков, которые объединялись бы в маневренный корпус. Однако, как и следовало ожидать, планы Росселя столкнулись с неприятием со стороны Центрального комитета Национальной гвардии и выборного командования легионов и батальонов.

К началу мая 1871 г. численность Национальной гвардии определялась в 6500 офицеров и 162 тыс. рядовых. В маневренных батальонах служили 3413 офицеров и 85 тыс. рядовых, в местных батальонах — 3094 офицера и 77 тыс. рядовых. Но в действительности численность реально действующих войск Коммуны была значительно ниже. Так, прусское военное командование говорило о 48 тыс. рядовых бойцов и 2225 офицерах. Многие бойцы числились в Национальной гвардии лишь по спискам, однако в действительности не несли службу и участия в боевых действиях и обороне Парижа не принимали. Наиболее боеспособными формированиями Национальной гвардии командовал генерал Ярослав Домбровский, однако и под его началом служило не более 6 тыс. бойцов, пусть и отличающихся высоким боевым духом и идейной мотивированностью. После подавления Парижской Коммуны версальцами было взято в плен около 25 тыс. коммунаров, а еще 30 тыс. человек погибли во время обороны Парижа. Исходя из этих цифр, можно представить и примерную численность личного состава Национальной гвардии — около 60 тыс. человек.

Как мы уже отмечали выше, очень важной проблемой Национальной гвардии было отсутствие квалифицированных офицерских кадров. Реально в гвардии служило не более сотни офицеров старой французской армии, а революционные командиры, несмотря на личную храбрость, обладали большими пробелами в военных знаниях и не могли наладить хорошую подготовку личного состава. Наиболее явно нехватка квалифицированных кадров проявлялась в тех родах войск, где была наибольшая потребность в командирах со специальным образованием. Так, в артиллерии Парижской Коммуны по спискам служило 2500 человек, но в действительности в обороне города участвовало лишь 500 артиллеристов. На 500 человек было лишь 2 офицера — артиллериста с военным образованием.

Слабость Национальной гвардии объяснялась и преимущественно «пехотным» составом. Очень слабыми были кавалерийские части Национальной гвардии — Коммуне удалось сформировать лишь три эскадрона. Причем уже 3 мая было принято решение их распустить, поскольку в баррикадных боях кавалерия оказывалась бесполезной. Что касается инженерных войск, то Коммуна располагала лишь одним инженерным батальоном в составе 9 саперных и 1 электротехнической рот. Однако, в распоряжении Коммуны находились 5 бронепоездов, воздухоплавательный отряд, предназначенный для обеспечения связи Парижа с внешним миром, и речная флотилия на р. Сене с 1 плавучей броненосной батареей, 5 канонерскими лодками, 6 паровыми катерами и 1 яхтой.


— бой у заставы Майо. Гравюра 1871 г.

Но главным недостатком Национальной гвардии был крайне низкий уровень дисциплины. Фактически гвардейцы участвовали в боях, если этого хотели, а если не хотели — то не участвовали. Участие батальонов и рот в боевых действиях было исключительно добровольным делом. Подразделения отличались текучестью личного состава. И, тем не менее, нельзя не отдать должное защитникам Парижской Коммуны в их идейности и храбрости. Тысячи национальных гвардейцев сражались до последнего и сражались неплохо, несмотря на слабую военную подготовку или вообще ее полное отсутствие. В боевых действиях участвовали даже подростки 12-13 лет, поражавшие своей храбростью не только сослуживцев, но и противника.

21 мая 1871 г. войска версальцев смогли ворваться в Париж через полуразрушенные ворота Сен-Клу. Неделю продолжались баррикадные бои на улицах Парижа, пока 28 мая версальским войскам не удалось подавить сопротивление защитников последней баррикадой Коммуны на улице Рампоно. Парижская Коммуна прекратила свое существование, но ее политический и военный опыт впоследствии был использован революционерами многих стран, в том числе — и во время Октябрьской революции 1917 г. в России.

Читайте также: