Как начисляются налоги на отпускную цену предприятия изготовителя

Опубликовано: 14.05.2024

Торговая надбавка , устанавливаемая торговыми предприятиями (иными субъектами хозяйствования) при реализации продукции населению, предназначена для покрытия расходов, связанных с продажей товара в розницу и получения прибыли от этой деятельности, операций. В соответствии с законодательством уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничения (в процентом выражении) торговой надбавки.

Торговая надбавка является элементом розничной цены и представляет собой цену реализации товара оптовыми, торгово- закупочными и розничными организациями. Торговая надбавка условно состоит из двух частей: оптовой и розничной надбавок.

Оптовые и розничные наценки в стоимостном выражении определяются на основе торговых надбавок в процентах к отпускной цене предприятия без НДС или скидок к розничной цене. Из суммы надбавок по реализации всех товаров торгового или оптового предприятия формирует их валовой доход. Розничные и оптовые надбавки устанавливаются в процентах к отпускной цене товара или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок. При этом под отпускной ценой подразумевается отпускная цена предприятия-производителя без налога на добавленную стоимость.

Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене. В отечественной практике они применяются в случае, если на данную продукцию государственные органы устанавливают фиксированную цену или если производители согласовывают с покупателями конечную розничную цену. В этом случае размер торговой скидки играет роль торговой наценки, то есть характеризует тот размер прибыли, которую получат розничный и оптовый продавцы.

Размеры розничной, оптовой надбавок (скидок) различаются по отдельным товарам и товарным группам, это отличие объясняется:

v особенностями конъюнктуры того или иного товарного рынка;

v принадлежностью торговых организаций к различным торговым системам, в рамках которых могут использоваться свои способы регулирования надбавок;

v различным уровнем издержек производства;

v территориальной принадлежностью.

Рынки товаров народного потребления формируются по территориям, местные органы государственной власти имеют право регулирования размеров торговых надбавок, скидок с учетом реально складывающихся условий реализации социально-значимых продовольственных и непродовольственных товаров.

Оптовая цена

Оптовая цена применяется при поставке продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом размера оптовой надбавки и рыночных факторов.

Оптовая надбавка взимается субъектами хозяйствования при поставке (которая подразумевает реализацию, обмен, продажу) продукции и предназначена для компенсации расходов, связанных с осуществлением оптовых операций, и получением прибыли.


Оптовая надбавка устанавливается по соглашению сторон в лице снабженческо-сбытовых организаций, управлений производственно- технической комплектации, оптовых и розничных предприятий, а при отсутствии согласия - надбавка делится поровну. Оптовая надбавка не может превышать 20% от размера отпускной цены предприятия без учета налога на добавленную стоимость независимо от количества участвующих оптовых продавцов. Если же продукция поставляется транзитом, т.е. субъекты хозяйствования не несут расходов на хранение, складирование, транспортировку, то оптовая надбавка не может превышать 5% от отпускной цены предприятия-производителя или цены импортера. В соответствии с законодательством министерства, другие органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, имеют право определять оптовые надбавки для подведомственных предприятий в размерах, не превышающих установленный предельный уровень.

Розничная цена

Розничная цена , по которой товар реализуется населению, предназначена для покрытия издержек, расходов, связанных с продажей продукции населению, и получением прибыли от данного вида деятельности. Розничная цена может быть фиксированной и свободной. Фиксированная цена устанавливается государственными органами ценообразования (например, на социально-значимую продукцию). Свободная цена формируется розничным торговым предприятием исходя из отпускной цены предприятия производителя и торговой надбавки, включая оптовую надбавку. Таким образом, розничные цены формируются субъектом хозяйствования исходя из:

· отпускной цены предприятия-производителя или цены импортера без налога на добавленную стоимость;

· оптовой надбавки (при закупке их на территории республики у оптовых поставщиков);

· торговой надбавки (розничной надбавки, которая определяется как разница между торговой и оптовой надбавками), определяемой субъектом хозяйствования исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов, неналоговых платежей и прибыли, взимаемой к отпускной цене предприятия-производителя или импортера, но не выше 30 процентов с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников. Исключение составляют, как уже отмечалось выше, социально-значимые товары, по которым регулирование торговых надбавок осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Розничная надбавка включает следующие части:

1. издержки обращения , состоящие из расходов на оплату труда торговых работников, амортизации основных производственных фондов, расходов на хранение, транспортировку, упаковку продукции, расходов на тару, рекламу, налогов и неналоговых платежей, включаемых в себестоимость, отчислений на социальные нужды, потерь в пределах установленных норм;

2. прибыль , определенной с учетом денежных средств на развитие материально-технической базы (фонд накопления), образование фонда для социальных нужд предприятия (фонд потребления), налогов, отчисляемых с прибыли, взносов на создание резервного фонда;

3. налоги и неналоговые платежи , выделяемые отдельными элементами в структуре цены;

4. отчисления на пополнение собственных оборотных средств , отчисляемые торговыми предприятиями независимо от формы собственности в размере 6% валового дохода, за минусом косвенного налога: в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, аграрной науки и пользователей автодорог в дорожные фонды (3%).

Мы продолжаем тему ценообразования и в этот раз поговорим о структуре оптовых и розничных цен.

При реализации продукции предприятие должно установить оптимальную цену, то есть такую, которая устраивает всех участников рынка. Цена может быть оптимальной с трех позиций.

Три вида оптимальной цены

как определить цену

1. По отношению к конкурентам

Компании, которые продают аналогичный товар на рынке, устанавливают диапазон цен. Чтобы быть конкурентоспособным, предприятие должно установить такую цену, которая будет выгодно смотреться на фоне цен конкурентов и обеспечит необходимый уровень спроса.

2. Оптимальной для потребителей

Не совсем верно думать, что лучшая цена для потребителя — та, что ближе к нулю. Потребители покупают не товары сами по себе, а решения своих проблем и потребностей с помощью этих товаров. Свойства и преимущества товаров дают возможность потребителям понять, смогут ли они решить свою проблему с помощью конкретного товара. За решение проблемы потребители готовы платить определенную цену.

Цена, которую готов заплатить потребитель, определяет возможности маневра для производителя. Если установить цену выше этого показателя, стоимость будет завышенной и ограничит спрос.

3. Для компании

Такая цена, при которой компания полностью окупает средства, вложенные в производство продукции, и получает необходимую норму прибыли.

На высококонкурентном рынке новому игроку сложно закрепиться и получить возможность реализации своей продукции по оптимальным ценам. Один из методов укрепления позиций — ценовой демпинг. Правда так можно оказаться втянутым в ценовую войну, в которой победит конкурент с более низкой себестоимостью продукции. Альтернативный вариант — правильное позиционирование товара .

При оптимальной для себя цене предприятие полностью окупает все расходы и получает желаемый уровень прибыли. Однако не всегда есть возможность установить такие цены из-за конкуренции или эластичности спроса. Поэтому нужно рассчитать минимальную цену— тот уровень, при котором окупается себестоимость и обеспечивается минимально допустимая рентабельность.

Как определить оптовую цену

Оптовая цена — это цена, которая устанавливается для закупок крупных партий товар. По этой цене покупают:

  • крупные предприятия;
  • посредники;
  • оптовые торговые компании.

Оптовая цена имеет следующую структуру:

  1. Себестоимость продукции. Совокупность всех издержек предприятия (постоянных и переменных затрат).
  2. Прибыль предприятия. Наценка, которая обеспечивает норму прибыли, необходимую для рентабельности предприятия.
  3. Акцизы. Косвенный налог на деликатесные товары и предметы роскоши.
  4. НДС. Налог на добавленную стоимость.

Чем оптовая цена отличается от отпускной?

Оптовая цена — это себестоимость продукции + прибыль предприятия.

Отпускная цена — фактическая цена, по которой предприятие реализует товар оптовому покупателю. Она включает в себя акцизы и НДС.

Пример расчета оптовой цены

Оптимальная цена Минимальная цена
Себестоимость продукции: 200 р./ шт.
Плановая рентабельность: 25% 10%
Прибыль на единицу продукции: 200*0,25 = 50 р. 200*0,1 = 20 р.
Оптовая цена: 200 + 50 = 250 р. 200 + 20 = 220 р.
НДС (20%): 250 * 0,2 = 50 р. 220 * 0,2 = 44 р.
Отпускная цена: 250 + 50 = 300 р. 220 + 44 = 264 р.

Такой метод расчета цены основывается на показателях себестоимости и рентабельности. При работе на сформированных рынках придется учитывать ценовую политику конкурентов. Если конкуренты реализуют свою продукцию по более низким ценам, скорей всего компании придется скорректировать свою стратегию и снизить ожидания по прибыли.

Как определить розничную цену

Розничная цена — это цена, по которой товары продаются конечному потребителю (населению). При реализации товаров в розницу часто между производителем и потребителем находится цепочка посредников.

Структура розничной цены выглядит следующим образом:

  1. Отпускная цена (включает в себя себестоимость, прибыль предприятия, налоги).
  2. Наценка оптовой организации (необходимая для покрытия операционных расходов и обеспечения прибыли).
  3. Наценка реализатора, розничной организации.

Финальная цена в рознице зависит от того, сколько всего посредников находится в цепочке реализации товара. Чем их больше, тем выше наценка по отношению к отпускной цене.

Пример расчета розничной цены

Для основы расчета возьмем отпускную цену из предыдущего примера.

Оптимальная цена Минимальная цена
Отпускная цена: 300 р. 264 р.
Торговая наценка (35%): 300 * 0,35 = 105 р. 264 * 0,35 = 92,4 р.
Розничная цена: 405 р. 356,4 р.

Что нужно учитывать при формировании цен

Перед определением цены на продукцию важно иметь четкие представления по таким основным моментам:

  1. Расчеты окупаемости и необходимого уровня прибыли. В этих расчетах нужно учесть как оптимистические, так и пессимистические прогнозы. Определить диапазон, в котором предприятие может менять свои при необходимости. Например, продавать продукцию на начальных этапах по цене немного выше себестоимости, чтобы закрепиться на рынке.
  2. Анализ конкурентов. При наличии конкурентных преимуществ, о которых хорошо знают потребители (лучшее качество, дополнительный сервис и т.д.) предприятие может устанавливать цены выше, чем у аналогичных производителей. В остальных случаях необходимо ориентироваться на ценовой диапазон, в котором работают конкуренты.

Важно не только сравнивать цены оппонентов, но и проводить комплексную оценку их бизнес-активностей. Почитайте о том, почему это важно и из каких этапов должен состоять анализ конкурентов .

  1. Положение на рынке. Если компания занимает лидирующую позицию — возможностей для установки оптимальной цены у нее больше.
  2. Анализ спроса. Большую роль играет эластичность спроса. Если от роста цены спрос падает — он эластичный. В таком случае у предприятия меньше возможностей для повышения цен. Если уровень спроса практически не меняется в зависимости от изменения стоимости продукции, основное внимание нужно уделить конкурентному анализу.

Рассмотрим действующий в Республике Беларусь порядок формирования отпускной цены предприятия на основе затратного метода с учетом косвенных налогов (рисунок 5.1).

Отпускная цена с добавлением НДС

Отпускная цена без НДС

НДС, уплаченный по материальным ресурсам

НДС, добавленный к отпускной цене предприятия-производителя

Транспортные расходы по доставке продукции собственным транспортом (ТРсоб)

НДС, уплаченный по ТР собственного транспорта

Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды

Отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд

Налог на продажу автомобильного топлива

Транспортные расходы по доставке продукции привлеченным транспортом (ТРпр)

НДС, уплаченный по ТР привлеченного транспорта

НДС, добавленный к отпускной цене предприятия-производителя

НДС, уплаченный в бюджет предприятием-производителем

Рисунок 5.1 - Формирование отпускной цены предприятия

Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов (или дотации).

Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов (или дотации).

Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. По действующему законодательству она включает также целый ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог на землю, экологический, отчисления на социальные нужды, в инновационный фонд и др.) В любой экономике предприятия и предприниматели заинтересованы в том, чтобы в цене были возмещены их затраты.

Прибыль в ценах необходима для создания средств на потребление и накопление предприятий, а также уплаты налогов за счет прибыли (на прибыль, недвижимость, местных).

Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов могут выступать акциз, отделения пользователями автомобильных дорог, отчисления в целевые бюджетные фонды (отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, отчисления в местные бюджеты по единому нормативу и др.). В отдельных случаях для уменьшения цены (например, на социально значимые товары или услуги) государство выплачивает изготовителю или потребителю дотацию, частично возмещающую часть затрат и обеспечивающую некоторую прибыль предприятию.

Отпускная цена предприятия-оптовика состоит из отпускной цены изготовителя и наценки в пользу оптовой организации. Розничная цена - это цена конечного потребления товара. По розничным ценам торговые организации продают товар населению. В отличие от отпускной цены оптовика розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку, налог на добавленную стоимость и по некоторым товарам налог на продажу по не социально значимым товарам.

Оптовая и розничная торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они схожи с отпускной ценой предприятия-изготовителя, то есть содержат издержки торговых организаций, их прибыль, а также косвенные налоги, предусмотренные законодательством государства и уплачиваемые торговой организацией. Сумма торговой наценки может определяться на основе установленных или согласованных в процессе переговоров между продавцами и покупателями размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято выражать в процентах к отпускной, а торговую скидку - в процентах к розничной цене. На переходном этапе в рамках системы государственного регулирования цен, применяемой в Беларуси во избежание завышения цен, торговые наценки ограничиваются государственными органами управления.

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним затрат при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добавленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если основная ставка НДС составляет 20 % , то на социально значимую продукцию, услуги установлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для детей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги в силу своей особой социальной значимости вообще освобождаются от уплаты налога. Налоги на продажу пива, винно-водочных и табачных изделий дано право устанавливать местным Советам депутатов на своей территории. Такой налог представляет собой часть розничной цены товара.

С федеральным, региональным и местным налогообложением можно ознакомиться в юриспруденции РФ, действующей на ее местности. Нельзя игнорировать федеральное и региональное налогообложение, установленного НК РФ, обязывающего проводить процесс оплаты косвенных налогов. При использовании федерального законодательства, есть обязательные пункты для исполнения. Некоторые части сборов могут изменяться или же вообще их могут отменить. Их может существовать целая группа. Отдельный пакет местных платежей согласуется с регламентом любого законотворческого акта федеральной ветви органа власти и может являться основным.

Что такое косвенные налоги?

Платежи на товары или услуги называются косвенными, они устанавливаются как надбавка к цене или тариф. Для лучшего понимания, например, собственник организации, в функции которой входит производство таких элементов, как товары или услуга, продает их по определенной цене. В этом и есть суть и отличие, ведь в эту сумму входит надбавка и одновременно в государство вносится сумма из выручки, которую вносит потребитель.

Состав и общая характеристика

Чтобы разобраться, какой один из перечисленных российских налогов является косвенным, не считая конечный доход, подробная информация представлена в виде списка.

К косвенным налогам относятся:

  • индивидуальные или акцизы – устанавливаются в процентном отношении, где формирование платежа проводится от продажной цены на товар, когда покупается земля или другие операции, на которые предварительно устанавливается обложение на прибыль;
  • универсальный или сбор на добавленную стоимость – основывается на том, что в бюджет государства взимается только часть стоимости услуги на любой стадии производства;
  • фискальные монополии – к этой группе относиться платеж, что выплачивается за услуги, которые предоставляет государственная организация (плата за разрешение внедрения в торговлю продукции, оформление документов. Введение такого платежа обязательное.);
  • таможенный взнос пошлины может включать взнос на продукцию, что относится к импортной, экспортной или транзитной, платежное поручение поступает непосредственно в государственный бюджет.

На товары и услуги: перечень

Независимо от дохода плательщика, косвенными могут облагаться предприятия, которые устанавлены центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене на товар или услугу. Покупатель оплачивает обязательный косвенный платеж, а лицо продающее и производитель являются сборщиками сборов для государства.

Учитываются ли в составе товаров

Косвенный налог учитывается в составе товара как надбавка – акцизный сбор или платеж на добавленную стоимость, от продажи. Не платить их нельзя, ведь при покупке товара, в его стоимость уже входит процент уплаты. Такой образ может быть благоприятным, если продавец снижает цену на товар, то покупатель платит за чистый товар, не оплачивая обязательства, система расходов переноситься на продавца. В итоге, может взиматься прямой сбор и представлять основной платеж.

Как начисляются налоги на отпускную цену?

Для начисления обязательств, применяются специальные формулы, в которые входит расчет отпускной цены, акциза и НДС. Менять местами составляющие нельзя.

Примеры начисления

Сумма без налога на добавленную стоимость на производство сырья составляет 2500, 18% – 450, уплата в бюджет –450. Производство продукции – 3000(сумма без НДС), при 18% – 540, уплата в бюджет составляет 190 (540-450). Оптовая торговля – 4000 (сумма без НДС), 18% – 720, уплата в бюджет – 180 (720-540). Розничная торговля – 4600 (сумма без НДС), 18% – 828, уплата в бюджет – 108 (828-720).

Расчет на предприятии

Считать налог на добавленную стоимость можно через отпускную цену, пример:

  • отп.цена без налога на добавленную стоимость: НДС=отп.цена без НДС*(ст.ндс/100%);
  • отп.цена с учетом налога на добавленную стоимость: НДС=отп.цена с НДС*(ст.ндс/100%+ст.ндс).

Расчет через выручку: НДС=выр.*(ст.ндс/100%+ст.ндс).
Нт = (выр-ндс)*(ст.ндс/100).
Енр = (выр-ндс-Нт)*(ст.Енр/100).
Акц = (выр-ндс-Нт-Енр)*(ст.акц\100).

Важно обратить внимание, что добавлять другие составляющие в формулу нельзя. Все виды начисления могут подразделяться на категории, которые бухгалтер четко проводит в своей документации.

Почему государство не должно вводить высокие косвенные налоги

Предприятие, ведущее малый бизнес не сможет оплачивать высокий косвенный платеж. Для того, чтобы большой бизнес не стал монополистом на рынке, для него вариант косвенного налогообложения есть более отчетным. Малый бизнес работает по упрощенной системе, вот в чем разница. Такая тема для государства – забота о том, чтобы не облагать высоким косвенным сбором малого предпринимателя. Делается это для того, чтобы большой бизнес не оставил без права развития малые предприятия.

Какие виды платежей относятся к этому?

Благодаря рыночным отношениям, в предпринимательстве используют три вида основных платежа. Так называемый НДС, составляющий любое имущество, землю или вариант товарно-денежного оборота. Второй – механизм налогообложения на потребление. Речь идет об акцизах с продажи, независимо, какое качество продукции. Третий вид платежа – заимствование таможенной пошлины.

Взимаемый с покупателя при приобретении товаров

С покупателей взимать косвенный налог необходимо при приобретении таких видов товаров, как:

  • спирт;
  • спиртосодержащие растворы;
  • алкогольная и табачная продукция;
  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • ювелирные изделия;
  • легковое авто. Акциз устанавливают в процентах к цене товара.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов 2018 инструкция

Данное заявление представляется в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика, сборы или пошлины одновременно с декларацией не позднее 20-го числа текущего месяца в 3-х экземплярах в бумажном виде.

Кто заполняет?

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов состоит из двух частей, верхняя часть (до черты) заполняет плательщик налогов, а нижняя – налоговым органом. Бумага заполняется в порядке, который предусмотрен Министерством по налогам и сборам РФ.

Заявление об уплате в электронном виде

С первого ноября 2015 года заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов можно подавать в электронном виде. Это ценный вклад в работу предпринимателя. Заявление должно отправляться с электронно-цифровой подписью налогоплательщика, бумажная копия не требуется. Представление осуществляется с помощью оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи, когда налогоплательщик подтверждает, что операция проведена с помощью электронной подписи.

После проверки, налогоплательщику отправляется сообщение о проставленной отметке налогового органа или уведомление об отказе. Также происходит, когда уплачивает подоходный сбор. Если этого не делать, можно уплатить штраф.

Программа подготовки заявлений по косвенным налогам в таможенном союзе

Розничная цена с НДС

Рис. 5.20. Порядок формирования оптовых и розничных цен

Мировая практика выработала и другую необходимую форму продвижения товара – реализация продукции через дилерские организации, которые могут быть дилерами постоянными или временными на срок контракта. Производитель, как правило, продает продукцию дилерам по льготным отпускным ценам, с оплатой по отгрузке на склад дилера или непосредственно в его розничную торговую сеть.

Рис. 5.21. Виды скидок

Государственная политика регулирования цен имеет свой объект в системе цен – государственно регулируемые цены. Они реализуются в следующих основных прямых и косвенных формах:

  • государственное лимитирование уровня цен, которое выражается в административном ограничении роста или минимизация уровня цен на отдельные виды продукции, например, минимальных розничных цен на водочные изделия;
  • государственное финансовое регулирование уровня цен, которое связано с возможным дотированием из соответствующих бюджетов, продукции сельского хозяйства и промышленности, например, мяса, молока, яиц, хлеба, сахара, фармацевтической продукции для отдельных категорий граждан;
  • государственное монопольное установление цен, например, на золото при продаже его государству по государственным ценам для дальнейшего использования на нужды ювелирного производства и пополнения золотых запасов страны; установление цен на другие драгоценные металлы и камни, а также на металлы, элементы и вещества, составляющие монополию государства на их производство, добычу и использование;
  • · государственное косвенное регулирование цен, которое проявляется, например, в государственной таможенной политике установление порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно–импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям ввозимой и вывозимой продукции.

Финансовое управление ценами представляет собой одну из ключевых проблем государственного финансового менеджмента и проведения государственной краткосрочной финансовой политики.

Финансовая политика государства в области регулирования цен включает использование двух методов финансового регулирования, связанных с предоставлением, хозяйствующим субъектам финансовых ресурсов и с их изъятием. Эти два метода практически реализуются в ценовой системе через разнообразные налоговые и неналоговые формы.

Налоговая форма предполагает воздействие на уровень цен через увеличение или уменьшение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара, что влияет на уровень его цены.

Особенностью государственного неналогового регулирования цен является предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Форма такого предоставления целевое бюджетное финансирование. Инструмент практической реализации этой формы – бюджетная система, например, дотирование ряда медикаментов, мяса, молока, и других продуктов питания.

Особенностью рассматриваемой формы финансового регулирования цен является и то, что она функционирует при данной системе денег и налогов, а также при данных пропорциях и соотношениях цен и налогов изъятия доходов.

В качестве косвенной формы государственной финансовой политики регулирования цен следует рассматривать кредитное регулирование цен путем предоставления льготных кредитов, например, сельскохозяйственным предприятиям и организациям.

Бюджетное регулирование цен представляет собой неналоговую форму государственного и регионального финансового регулирования соотношения цен, основанную на методе предоставления бюджетных ресурсов в распоряжение хозяйствующего субъекта для целевого формирования его финансовых ресурсов. Отечественной практике известны следующие основные разновидности использования бюджетного метода регулирования ценовых соотношений:

  • финансирование выплат разниц в ценах на сельскохозяйственную продукцию;
  • финансирование выплат разниц в ценах на промышленную продукцию;
  • финансирование выплат дифференцированных надбавок к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию;
  • дотации на плановые затраты убыточных и низкорентабельных колхозов;
  • финансирование возмещения торговым организациям дополнительным расходов по овощам и фруктам;
  • финансирование возмещения выплаченных надбавок заготовительным организациям и перерабатывающим предприятиям;
  • финансирование центров по применению расчетных цен на продукцию по отраслевым группам однородных производств.
  • дотации на поставку материально–технических ресурсов в сельское хозяйство.

Основным источником бюджетного регулирования цен являются ресурсы Республики Беларусь и бюджетов областей, районов. Бюджетное регулирование цен как часть государственной финансовой политики регулирования цен в тех или иных масштабах присуще многим зарубежным странам. В конечном счете, также финансовая политика направлена на регулирование спроса и предложения.

Производитель товара формирует цену его реализации под влиянием соотношения спроса и предложения в данном сегменте рынка. При проведении ценовой политики предприятие вынуждено учитывать существующую в рыночной экономике обратную связь между ценой реализованного товара и спросом. Цена товара и его предложение на рынке находятся в прямой зависимости.

Точка пересечения кривых спроса и предложения, во времени и по уровням складывающихся на этот товар цен, представляет собой рыночную цену товара, уравновешенную в соответствии с законом спроса и предложения. Это цена так называемого рыночного равновесия, или цена с отклонениями, реально существующая на рынке данного товара.

Равновесная рыночная цена есть рыночная цена такого уровня, при котором решение о продаже и купле товара синхронизируются в масштабах рынка данного товара.

Спрос и предложение характеризуются эластичностью. Ценовая эластичность спроса – степень чувствительности потребителей к изменениям цены продаваемого им товара.

Ценовая эластичность предложения – степень реакции производителей на изменение реальных рыночных цен продажи на производимый ими товар под влиянием изменений в спросе. Ценовая эластичность предложения реализуется через механизм приведения объема производства в соответствие с изменениями в спросе на выпускаемый товар. Эластичность объема производства, необходимая для адекватной реакции на изменение в платежеспособном спросе, зависит от времени перераспределения материальных и финансовых ресурсов производителя и связанных с этим трудностей.

Важнейший элемент ценовой политики предприятия – определение базовой цены реализации товара. Она почти никогда не равна рыночной цене и тем более равновесной цене. Базовая цена определяется предприятием исходя из денежного выражения текущих издержек производства и реализации продукции плюс норма прибыли или рентабельность производства продукции. Индивидуальные текущие издержки на производство и реализацию товаров, и индивидуальные запросы производителей по его прибыльности выступают основными факторами отклонения базовой цены от фактической рыночной цены продажи.

Определение базовой цены предполагает анализ собственных текущих затрат на производство и реализацию продукции и выбор метода ценообразования. В зависимости от особенностей структуры себестоимости продукции, характерной для данного предприятия, прибыль может включаться в базовую цену пропорционально производственной себестоимости изделия, полной себестоимости его производства, материальными затратами на производство товара, стоимости его обработки.

Управление ценами и тарифами может быть представлено как процесс корректировки базовых цен и тарифов в соответствии с целевыми установками производителя и рыночными условиями, в числе которых определяющее значение имеет спрос, предложение, мониторинг цен конкурентов, наличие ценовых ограничений по решениям правительства или внутриведомственным решениям.

Читайте также: