Как отразить резерв отпусков в форме 0503738

Опубликовано: 17.09.2024

Дата публикации 19.03.2021

В бюджетном учреждении установлена ежегодная периодичность уточнения резерва предстоящих расходов. Размер резерва рассчитывается путем умножения среднедневного заработка по учреждению по состоянию на отчетную дату (1 января) и количества дней отпуска, право на который заработано всеми работниками по состоянию на эту дату. Резерв предстоящих расходов формируется раздельно по каждому работнику. В декабре 2020 года сформирован резерв на оплату отпусков. В марте 2021 года работник идет в отпуск. В какой сумме принять обязательства за счет 401 60 и 401 20 (109 00) при начислении отпуска?

1. Иванов И.И., сформирован резерв 10 к.д. × 1000 руб. среднедневной заработок = 10 000 руб.

Отпуск с 10.03 по 12.03 = 3 к.д. × 1200 руб. среднедневной заработок = 3600 руб.

2. Петров И.И., сформирован резерв, 10 к.д. × 1000 руб. среднедневной заработок = 10 000 руб.

Отпуск с 01.03 по 21.03 = 20 к.д. × 800 руб. среднедневной заработок = 16 000 руб.

В целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат деятельности учреждение создает резерв предстоящих расходов (п. 302.1 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н). Это правило относится к расходам на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время, выплату компенсаций за неиспользованные отпуска, в т.ч. при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудников учреждения.

Для формирования резервов предстоящих расходов предназначен счет 401 60. В отношении сформированных резервов в п. 302.1 Инструкции № 157н предусмотрены следующие ограничения:

    • резерв должен использоваться на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан;
    • расходы, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, признаются в учете за счет суммы резерва.

    Порядок формирования резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) учреждение устанавливает в учетной политике. Таким образом, учреждение самостоятельно определяет, с какой периодичностью формировать (корректировать) резерв.

    В рассматриваемом случае в первой ситуации в 2021 г. сотруднику положено 10 дней отпуска за счет сформированного резерва. Сумма созданного резерва составила 10 000 руб. В марте сотрудник уходит в отпуск на 3 дня. При этом сумма среднедневного заработка для расчета отпускных превышает сумму среднедневного заработка, по которому была рассчитана сумма резерва. Сумма отпускных за 3 дня составила 3600 руб.

    Отпускные за счет резерва начисляются в пределах сумм ранее начисленного резерва. Соответственно, сумма отпускных за 3 дня (3600 руб.) должна быть начислена за счет резерва в полном объеме, т.е. отнесена на счет 401 60.

    Однако если сотрудник в текущем году решит отгулять отпуск в полном объеме (оставшиеся 7 дней, начисленные за счет резерва), суммы резерва для начисления отпускных может не хватить.

    Если сумма резерва меньше суммы отпускных, на разницу отражаются расходы текущего финансового года (приложение 2 к письму Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998). Сумма превышения начисленных отпускных над суммой резерва относится на счет 401 20 (109 ХХ).

    Во второй ситуации резерв на оплату отпусков сформирован, исходя из 10 дней неиспользованного отпуска, при этом сотруднику в текущем году предоставлено 20 дней отпуска. Очевидно, сотруднику предоставляются дни отпуска за фактически не отработанный период (авансом).

    В ситуации, кода в текущем отчетном периоде сотруднику предоставлен очередной отпуск, но он фактически не отработал период, за который начислены отпускные, эти суммы отражаются по дебету соответствующих аналитических счетов счете 401 50 в корреспонденции со счетом 302 00 (письма Минфина России от 05.06.2017 № 02-06-10/34914, от 09.11.2016 № 02-06-10/65506).

    По мере того, как сотрудник отработает время, за которое предоставлен отпуск авансом, затраты на счете 401 50 будут относиться на финансовый результат текущего финансового года (счета 401 20, 109 ХХ) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции, работ, услуг) и др. (п. 302 Инструкции № 157н).

    Таким образом, во второй ситуации работнику за счет резерва (401 60) начисляется 8000 руб. за 10 к.д. Сумма отпускных за дни, отработанные сотрудником в январе - феврале текущего года, которые еще не были включены в резерв, относятся на расходы текущего года (счета 401 20, 109 ХХ). Суммы отпускных за дни, предоставленные авансом, относятся на счет 401 50.

    Не пропускайте последние новости - подпишитесь
    на бесплатную рассылку сайта:

    Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2017 г., с. 9-19.

    Как на счетах бухгалтерского учета отражаются операции по формированию и расходованию резерва предстоящих расходов, сформированного для оплаты отпусков и перечисления в бюджет сумм страховых взносов, начисленных с отпускных? Как данные операции отражаются в отчете (ф. 0503738)? Ответы на эти вопросы рассмотрены в статье.

    Согласно нормам п. 160.1 Инструкции N 174н*(1) формирование резервов предстоящих расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) отражается так:

    Дебет счетов 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы", 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта"

    Кредит счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов"

    Принятие обязательств, на которые ранее был образован резерв (при начислении отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, взносов на обязательное социальное страхование), отражается следующим образом:

    Дебет счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов"

    Кредит счетов 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты"

    Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.

    На счетах по учету санкционирования расходов суммы принятых бюджетным учреждением обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражаются так (п. 167 Инструкции N 174н):

    Дебет счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)" Кредит счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства"

    Принимаемые учреждением обязательства в размере сформированных учреждением резервов предстоящих расходов отражаются следующим образом (п. 174 Инструкции N 174н):

    Дебет счета 0 506 90 000 "Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)"

    Кредит счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)"

    Предлагаем рассмотреть на примере операции по формированию в учреждении резерва предстоящих расходов на оплату отпуска сотрудников и его расходованию.

    В бюджетном учреждении из года в год формируется резерв предстоящих расходов на оплату отпусков сотрудникам учреждения. Для упрощения стоящей перед нами задачи рассмотрим операции по одному виду деятельности, а именно по приносящей доход деятельности. На начало 2017 года у учреждения имеется неизрасходованный резерв, сумма которого отражена на счетах санкционирования расходов следующим образом:

    Расчетным путем установлено, что:

    - годовой размер резервного фонда в части оплаты отпусков - 724 000 руб.;

    - годовой размер резервного фонда в части уплаты страховых взносов с сумм отпускных - 217 742 руб.;

    - размер ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков (с учетом остатка сформированного на начало года) - 52 000 руб.;

    - размер ежемесячных отчислений в резерв на суммы страховых взносов, которые надо начислить и уплатить с сумм отпускных, - 15 628,5 руб.

    За период с января по июнь размер резервного фонда - 412 000 руб. (подстатья 211 КОСГУ) и 123 969,8 руб. (подстатья 213 КОСГУ). В этом периоде сотрудникам учреждения были начислены и выплачены отпускные в размере 380 000 руб. (размер начисленных и уплаченных страховых взносов - 114 760 руб.).

    На счетах бухгалтерского учета описанные в примере операции 2017 года отразятся так:

    Отражены права на принятие обязательств в сумме утвержденных плановых назначений:

    в части формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

    в части сумм страховых взносов, подлежащих начислению и уплате в бюджет с сумм отпускных, для равномерной выплаты которых формировался резерв предстоящих расходов

    Путем ежемесячных отчислений в периоде январь - июнь сформирован резервный фонд:

    на выплату отпускных

    на уплату страховых взносов

    Приняты учреждением обязательства на сумму созданного резерва:

    на выплату отпускных (724 000 - 100 000) руб.

    на уплату страховых взносов (287 542 - 187 542) руб.

    Приняты обязательства текущего года по выплате работникам отпускных за счет ранее сформированных отложенных обязательств:

    в части отпускных, начисленных работникам

    в части сумм страховых взносов, начисленных с сумм отпускных

    Приняты денежные обязательства:

    по оплате отпускных, начисленных работникам

    по перечислению в бюджет сумм страховых вносов, начисленных на суммы отпускных

    Начислены работнику отпускные и суммы страховых взносов:

    в части сумм начисленных отпускных

    в части сумм страховых взносов

    Выплачены сотрудникам суммы отпускных

    Перечислена в бюджет сумма страховых взносов

    Особенности заполнения отчета (ф. 0503738)

    Требования к заполнению этой отчетной формы установлены п. 46-48 Инструкции N 33н*(2). Из положений данных пунктов вытекает, что отчет (ф. 0503738) составляется и представляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, а также на иную отчетную дату, установленную учредителем (соответствующим финансовым органом). Отчет включает в себя три раздела:

    1. Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам.

    2. Обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита учреждения.

    3. Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом.

    Порядок заполнения граф разд. 1 формы установлен в п. 46 Инструкции N 33н. Руководствуясь нормами данного пункта, рассмотрим, как в разд. 1 отчета (ф. 0503738) отразятся операции, рассмотренные в примере 1.

    Из приведенной в примере 1 корреспонденции счетов извлечем информацию, необходимую для заполнения раздела 1 отчета (ф. 0503738), а именно:

    - кредитовый оборот по счету 2 502 11 111 равен 380 000 руб.;

    - кредитовый оборот по счету 2 502 11 213 - 114 760 руб.;

    - кредит счета 2 502 12 11 - 380 000 руб.;

    - кредит счета 2 502 11 213 равен 114 760 руб.;

    - показатель по 18 счету, открытому к счету 2 201 11 610, по КВР 111 - 380 000 руб., по КВР 119 - 114 760 руб.

    В разделе 1 отчета (ф. 0503738) данные показатели отразятся так:

    Код вида расходов (выбытий)

    Принятые обязательства, всего

    Принятые денежные обязательства

    Исполнено денежных обязательств

    1. Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам, всего

    расходы, осуществляемые в пределах фонда оплаты труда

    (указывается кредитовый оборот по счету 2 502 11 211)

    (показатель по кредиту счета 2 502 12 211)

    (показатель по забалансовому счету 18, открытый к счету 2 201 11 610, 2 210 03 660)

    взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников

    (указывается кредитовый оборот по счету 2 502 11 213)

    (показатель по кредиту счета 2 502 12 211)

    (показатель по забалансовому счету 18, открытый к счету 2 201 11 610, 2 210 03 660)

    Операции по отложенным обязательствам отражаются в разд. 3 формы. Разъяснений по заполнению этого раздела формы Инструкция N 33н не содержит. Из пункта 2.4 Письма Минфина РФ N 02-07-07/21798, Федерального казначейства N 07-04-05/02308 от 07.04.2017 "О составлении и представлении месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году" (далее - Совместное письмо) следует, что по строке 911 отчета (ф. 0503738) графа 6 равняется графе 10. Другой информации о заполнении этого раздела формы в письме нет. Однако в нем достаточно подробно даны разъяснения по формированию разд. 3 отчета (ф. 0503128) (отчет составляется получателями бюджетных средств - казенными учреждениями, о принятых ими в отчетном периоде обязательствах). Формы 0503738 и 0503128 схожи, поэтому предлагаем ознакомиться с информацией, приведенной в п. 1.2.3 Совместного письма, и заполнить разд. 3 отчета (ф. 0503738), опираясь на данную информацию.

    Руководствуясь разъяснениями, приведенными в упомянутом п. 1.2.3, при заполнении разд. 3 отчета (ф. 0503738) нужно учитывать следующие особенности. Графа "принятые обязательства, всего" (графа 6 отчета (ф. 0503738)) включает показатели счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)".

    По строке 911 разд. 3 отчета (ф. 0503738) графы 4-5, 7-9, 11 не заполняются.

    Показатели (кредитовые остатки), сформированные на конец отчетного финансового года (2016 года) по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 99 000, формируют показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 99 000 на начало года, следующего за отчетным (2017 года). Таким образом, с опорой на разъяснения Минфина рассмотренные в примере кредитовые остатки по счетам 2 502 99 211 (в размере 100 000 руб.) и 2 502 99 213 (в размере 30 200 руб.) будут отражены в отчете (ф. 0503738), составленном на 01.01.2017.

    Показатели счета 0 502 99 000 формируются в объеме резерва предстоящих расходов (счет 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов"), созданного по данным обязательствам. При этом в графе 6 разд. 3 отчета (ф. 0503738) отражается показатель по счету 0 502 99 000, сформированный на конец отчетного периода (кредитовый остаток по счету), который должен соответствовать показателю по счету 0 401 60 000 на конец отчетного периода (кредитовому остатку по счету).

    Из приведенной в примере 1 корреспонденции счетов извлечем информацию, необходимую для заполнения разд. 3 отчета (ф. 0503738). В графе 6 указываются показатели:

    - по КВР 111 в сумме 32 000 руб. (показатель равен кредитовому остатку счета 2 502 99 211 (412 000 руб. - 380 000 руб.) и кредитовому остатку по счету 2 401 60 211 (412 000 руб. - 380 000 руб.));

    - по КВР 119 в сумме 9 209,8 руб. (показатель равен кредитовому остатку счета 2 502 99 212 (123 969,8 руб. - 114 760 руб.) и кредитовому остатку по счету 2 401 60 213 (123 969,8 руб. - 114 760 руб.)).

    Показатель графы 6 должен быть равен показателю, отраженному в графе 10 отчета (ф. 0503738).

    Отчет (ф. 0503738) составляется и представляется учреждением (обособленным подразделением) по итогам полугодия, года, а также на иную отчетную дату, установленную учредителем (соответствующим финансовым органом).

    Показатели по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в Отчете (ф. 0503738) до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря, и до переноса показателей по санкционированию расходов, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов". Рассмотрим Нажмите для запуска.

    Важно

    В описании порядка заполнения Отчета (ф. 0503738) неоднократно используется термин "расходные обязательства". В то же время понятие "расходные обязательства" определено только для казенных учреждений в рамках Бюджетного кодекса РФ. Также используется термин "сметные назначения", в то время как с 1 января 2012 г. бюджетными учреждениями смета расходов не формируется, а формируется план финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД), т. е. назначения правильнее называть "плановыми" а не "сметными", как и указано в заголовках граф Отчета (ф. 0503738). В настоящем описании используются более корректные термины.

    В Отчете (ф. 0503738) в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения отражаются:

    в графе 1 – наименование расходов (выплат), по которым утвержденным на текущий (отчетный) финансовый год планом ФХД (сметой доходов и расходов) учреждения предусмотрено принятие за счет соответствующего вида финансового обеспечения (деятельности) обязательств учреждения;

    в графе 4 – годовые объемы утвержденных сметных (плановых) назначений по расходам (выплатам) с учетом изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату. Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 504 10 000 "Сметные (плановые) назначения текущего финансового года" (0 504 10 200, 0 504 10 300, 0 504 10 500, 0 504 10 800);

    в графах 5–11 – показатели объема принятых, исполненных и неисполненных обязательств (денежных обязательств):

    в графе 5 – принятые учреждением обязательства. Графа заполняется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год" (0 502 11 211–0 502 11 213, 0 502 11 221–0 502 11 226, 0 502 11 241, 0 502 11 242, 0 502 11 252, 0 502 11 253, 0 502 11 262, 0 502 11 263, 0 502 11 290, 0 502 11 310–0 502 11 340) в сумме кредитовых оборотов по счету, а также принятых и не исполненных обязательств на начало отчетного периода;

    Важно

    Согласно порядку заполнения Отчета (ф. 0503738)не предусмотрено отражение в графах 5 и 7 объемов принятых и денежных обязательств (коды 510–550, 810–820 КОСГУ).

    в графе 6 отражается сумма принятых на отчетную дату обязательств сверх утвержденного на отчетную дату объема плановых назначений по расходам. Данный показатель определяется расчетным путем как превышение показателя в графе 5 над показателем графы 4;

    в графе 7 отражаются принятые учреждением денежные обязательства. Графа заполняется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 12 000 "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год" (0 502 12 211–0 502 12 213, 0 502 12 221–0 502 12 226, 0 502 12 241, 0 502 12 242, 0 502 12 252, 0 502 12 253, 0 502 12 262, 0 502 12 263, 0 502 12 290, 0 502 12 310–0 502 12 340) в сумме показателя по кредиту счета по итогам отчетного периода;

    в графе 8 отражается сумма принятых на отчетную дату денежных обязательств сверх утвержденного на отчетную дату объема плановых назначений по расходам. Данный показатель определяется расчетным путем как превышение показателя в графе 7 над показателем графы 4;

    в графе 9 – на основании аналитических данных по исполнению принятых денежных обязательств, отраженных по забалансовому счету 18 "Выбытие денежных средств со счетов учреждения", открытому к счетам 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" по данным оборотов по соответствующим счетам за отчетный период, в разрезе видов расходов (выплат).

    Важно

    Инструкцией № 33нпредусмотрено отражение исполнения обязательств только путем безналичной оплаты. В то же время бюджетные учреждения могут исполнять обязательства и наличными (без сдачи на лицевой счет), и неденежным путем. Такие способы исполнения предусмотрены в Отчете (ф. 0503737).

    органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

    В целях осуществления учета принятых обязательств (денежных обязательств) используются следующие термины и понятия:

    обязательства учреждения – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного или автономного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;

    денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

    Т. о., обязательства учреждения – это те суммы, которые до конца года должны быть уплачены. Денежные обязательства – это те суммы, которые учреждение уже обязано оплачивать на текущий момент. Следовательно, денежное обязательство всегда меньше либо равно обязательству учреждения.

    В соответствии с положениями п. 318 Инструкции № 157н:

    перечень первичных документов, на основании которых учреждение принимает обязательства и денежные обязательства, устанавливается самим учреждением в рамках формирования учетной политики;

    при формировании перечня первичных документов учреждение должно соблюдать требования финансового органа о порядке санкционирования обязательств.

    На основании этих положений выстраивается система учета обязательств учреждения и денежных обязательств из трех уровней:

    на уровне федерального законодательства об учете определены общие понятия об обязательствах учреждения и денежных обязательствах;

    на уровне финансового органа публично-правового образования могут быть определены дополнительные требования к порядку санкционирования расходов бюджетных учреждений;

    на уровне учетной политики полностью регламентируются все вопросы по учету обязательств учреждения и денежных обязательств, не решенные на предыдущих уровнях, виды первичных документов, подтверждающих принятие и изменение обязательств по всем видам расходов.

    Т. о., учреждение обязано иметь установленный порядок учета обязательств (далее – Порядок) и соответствующие первичные документы. Учреждению следует установить такой Порядок самостоятельно в рамках учетной политики. Порядок должен охватывать все аспекты хозяйственной деятельности учреждения (все коды КОСГУ).

    Если на начало года на счетах числится кредиторская задолженность, которую планируется погасить в текущем году, то учреждению следует заблокировать часть прав на принятие обязательств по соответствующим кодам КОСГУ, что отражается в Порядке. Суммы кредиторской задолженности должны быть отражены, с одной стороны, в главной книге и акте инвентаризации расчетов, с другой – в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), входящих в состав Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) за предыдущий год и, по возможности, подтверждены актами сверки расчетов с кредиторами.

    Разрабатывая Порядок, для каждой категории хозяйственных операций следует предусмотреть:

    первичный документ, на основании которого будет приниматься обязательство;

    порядок определения даты обязательства;

    порядок определения суммы обязательства;

    порядок изменения обязательства (первичный документ, на основании которого может быть изменено обязательство соответствующей категории).

    В частности, следует установить порядок определения суммы обязательства учреждения и денежного обязательства при наличии аванса (дебетового сальдо) на начало года, который заведомо не будет истребован и пойдет в зачет расчетов текущего года.

    Также следует уделить внимание определению порядка принятия обязательств учреждения и денежных обязательств по выдаче денежных средств подотчет и ситуации возврата подотчетных сумм, что особенно актуально для учреждений, где часто производится командирование сотрудников или закупки за наличный расчет.

    Обязательство учреждения – это, по сути, обещание заплатить деньги юридическому или физическому лицу. Денежное обязательство – это обязанность бюджетного учреждения заплатить деньги юридическому или физическому лицу. Часто обязательство учреждения и денежное обязательство возникают одновременно в одной сумме, но возможны и различия. Разницу между этими понятиями проще понять на примерах:

    Пример

    Учреждение заключило на год договор на консультационные услуги на сумму 50 000 руб. с условием оплаты по факту выставленных счетов (оказанных услуг). Обязательство учреждения уже принято в сумме 50 000 руб. и отнесено на код 226 КОСГУ. Соответственно, объем прав на принятие обязательств должен быть заблокирован на 50 000 руб. Но денежного обязательства в данном случае нет, пока нет акцептованных счетов.

    Пример

    Учреждение заключило договор поставки основных средств на сумму 50 000 руб. с условием авансирования в размере 30%, что составляет 15 000 руб.

    Обязательство учреждения принято в сумме 50 000 руб. и отнесено на код 310 КОСГУ. Денежное обязательство принято в сумме тех денег, которые учреждение обязано оплатить в установленный срок после подписания договора, – 15 000 руб., хотя поставки основных средств еще нет.

    Пример

    В соответствии с принятой учетной политикой учреждение приняло обязательство по оплате труда по коду 211 КОСГУ в сумме годовых сметных назначений на дату первого рабочего дня текущего года. Но до тех пор, пока не будет произведено начисление, денежного обязательства не будет.

    Обычно операции, приводящие к возникновению денежных обязательств, отражаются соответствующими кредитовыми оборотами по счетам 0 301 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000. Но есть ряд ситуаций, в которых возникновение денежного обязательства может быть не отражено в учете бухгалтерскими проводками (кроме записей по кредиту соответствующих счетов 0 502 12 000). Это ситуации разного рода авансовых платежей:

    заключение договора с условием авансового платежа – денежное обязательство есть, а начисления еще нет, оно будет произведено после поступления документов, подтверждающих исполнение договора;

    начисление оплаты работникам за первую половину месяца – денежное обязательство есть, а начисления нет, оно будет произведено в конце месяца в полной сумме;

    выдача денежных средств подотчет авансом – денежное обязательство уже было, раз была выплата, а начисление будет только после принятия авансового отчета.

    Что следует учитывать при заполнении отдельных граф отчетов об обязательствах (ф. 0503738, 0503128)? Как в них отражаются принимаемые обязательства? Каков порядок отражения обязательств текущего года и последующих финансовых годов? Как отражаются отложенные обязательства по резервам?

    Изменения в инструкциях № 191н [1] и 33н [2], внесенные Приказом Минфина РФ № 209н[1], не затронули порядок заполнения отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738), отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) (далее – отчет об обязательствах). Уточнен и скорректирован был сам учет санкционирования. Как отразятся эти изменения в отчете об обязательствах, расскажем в статье.

    Заполнение граф «Утверждено бюджетных ассигнований» и «Утверждено лимитов бюджетных обязательств» отчета об обязательствах.

    Казенным учреждениям образования, а также бюджетным и автономным учреждениям с переданными бюджетными полномочиями по выплате стипендий и иных социальных пособий при составлении отчетности следует руководствоваться Письмом Минфина РФ № 02-07-07/5669, Казначейства РФ № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 (далее – совместное письмо).

    В совместном письме раскрывается порядок заполнения граф 4 и 5 раздела «Расходы бюджета» отчета (ф. 0503127) в части исполнения публичных нормативных обязательств по виду расходов, относящихся к подгруппе 310 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам» (311, 312, 313), 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера».

    Ведомство уточняет, что показатели бюджетных ассигнований по указанным кодам видов расходов получатели бюджетных средств (РБС как ПБС, а также ГРБС как ПБС) отражают в графе 4 «Утвержденные бюджетные назначения», но в графе 5 «Лимиты бюджетных обязательств» их отражение недопустимо. Объясняется это нормами бюджетного законодательства (законами о бюджете) уровня Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которым по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств лимиты бюджетных обязательств не утверждаются.

    Полагаем, что заполнение граф 4 и 5 отчета (ф. 0503128) должно производиться с учетом требований совместного письма.

    0 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам» (311, 312, 313), 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера».

    Принимаемые обязательства.

    Сведем требования инструкций № 191н и 33н по заполнению отчета об обязательствах в таблицу.

    Графа отчета (ф. 0503128)

    Графа отчета (ф. 0503738)

    Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 17 000 «Принимаемые обязательства на текущий финансовый год» в сумме кредитовых остатков по счету

    Принятые обязательства всего

    Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» в сумме кредитовых оборотов по счету

    Из них с применением конкурентных способов

    Показатели приводятся на основании данных по дебетовым оборотам соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 17 000 «Принимаемые обязательства» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»

    Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» в сумме показателя по кредиту счета (кредитовый оборот)

    Исполнено денежных обязательств

    – показатели на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» (в части расходов бюджета) – отчет (ф. 0503128);

    – показатели на основании аналитических данных по исполнению принятых денежных обязательств текущего финансового года, указанных по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств» – отчет (ф. 0503738);

    – показатели исполнения некассовыми операциями

    Не исполнено принятых обязательств: разность графы 7 (6) и графы 10 (9)

    Не исполнено принятых денежных обязательств: разность графы 9 (8) и графы 10 (9)

    В бухгалтерском (бюджетном) учете операции конкурсных процедур – размещение заявки, заключение контракта, учет сумм экономии – отражаются на счете 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства».

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Первичный документ

    Размещено извещение об осуществлении закупок в ЕИС в сумме НМЦК, объявленной в документации

    КВР 0 501 13 000

    (0 506 10 000 для АУ, БУ)

    КВР 0 502 17 000

    Приняты обязательства (бюджетные обязательства) при заключении контракта

    КВР 0 502 17 000

    КВР 0 502 11 000

    Отражена сумма экономии по результатам конкурса

    КВР 0 502 17 200

    КВР 0 501 13 000

    Такой способ отражения означает, что к концу отчетного года показатель графы «Принимаемые обязательства» по счету 0 502 17 000 должен быть равен нулю, поскольку все конкурсные процедуры текущего периода завершаются. Если показатель ненулевой, то причина раскрывается в пояснительной записке.

    На конец I квартала 2017 года графа «Принимаемые обязательства» заполняется суммой размещенных извещений, по которым торги еще не прошли.

    Пример 1.

    В I квартале 2017 года бюджетное учреждение разместило извещение о проведении аукциона на приобретение оборудования на сумму 300 000 руб. за счет средств целевой субсидии. По итогам аукциона был заключен контракт на сумму 285 000 руб.

    В марте было размещено извещение о закупке услуг по содержанию имущества на сумму 63 000 руб. Дата аукциона – 19 апреля. Источник – целевая субсидия.

    В отчете (ф. 0503738) по КВФО 5 операции отразятся так:

    квартале 2017 года бюджетное учреждение разместило извещение о проведении аукциона на приобретение оборудования на сумму 300 000 руб. за счет средств целевой субсидии. По итогам аукциона был заключен контракт на сумму 285 000 руб.

    В марте было размещено извещение о закупке услуг по содержанию имущества на сумму 63 000 руб. Дата аукциона – 19 апреля. Источник – целевая субсидия.

    В отчете (ф. 0503738) по КВФО 5 операции отразятся так:

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Графа отчета (ф. 0503738)

    Размещено извещение об осуществлении закупок в ЕИС в сумме НМЦК, объявленной в документации

    0700 0000000000244
    5 506 10 310

    0700 0000000000244
    5 502 17 310

    Приняты обязательства при заключении контракта

    0700 0000000000244
    5 502 17 310

    0700 0000000000244
    5 502 11 310

    Отражена сумма экономии по результатам конкурса

    (300 000 - 285 000) руб.

    0700 0000000000244
    5 502 17 310

    0700 0000000000244
    5 506 10 310

    Размещено извещение об осуществлении закупок в ЕИС в сумме НМЦК, объявленной в документации

    0700 0000000000244
    5 506 10 225

    0700 0000000000244
    5 502 17 225

    В совместном письме доведены рекомендации по отражению в учете уменьшения, увеличения сумм уже заключенных контрактов по результатам конкурсных процедур, а также по отражению расторжения контрактов и возврата ранее выплаченных авансов.

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Первичный документ

    Увеличена сумма заключенного контракта

    КВР 0 501 13 000

    КВР 0 502 11 000

    Уменьшена сумма контракта (контракт расторгнут). В случае расторжения запись производится без учета суммы аванса.

    Записи осуществляются методом «красное сторно» на сумму уменьшения (расторжения)

    КВР 0 502 17 000

    КВР 0 501 13 000

    КВР 0 502 11 000

    КВР 0 502 17 000

    Скорректированы ранее принятые обязательства при возврате аванса на сумму аванса.

    Записи производятся методом красное сторно

    КВР 0 502 11 000

    КВР 0 502 17 000

    КВР 0 501 13 000

    КВР 0 502 12 000

    КВР 0 502 11 000

    КВР 0 502 17 000

    Выписка по лицевому счету

    Операция уменьшения суммы ранее принятого обязательства (операция № 2 в таблице) уменьшит также показатели в графах «Принятые обязательства, всего» и «Из них с применением конкурентных способов».

    Операция № 3 в самом общем случае может привести к появлению отрицательного показателя в графе «Принимаемые обязательства». В совместном письме это признано недопустимым, поэтому считаем, что в отчете об обязательствах операция № 3 не отражается.

    При расторжении контракта, заключенного без применения конкурентных способов, записи по счету 0 502 17 000 не производятся.

    Обязательства текущего года.

    Инструкциями № 162н [4], 174н [5] , и 183н [6] установлено, что в новом отчетном периоде кредиторская задолженность прошлого года, то есть суммы неисполненных обязательств (бюджетных обязательств) и денежных обязательств, вновь принимается к учету за счет лимитов (прав на принятие обязательств) текущего года.

    Кроме того, субъектом учета должен быть разработан порядок признания обязательств (бюджетных обязательств) и денежных обязательств. Применяемый порядок раскрывается в учетной политике.

    Напомним, что обязательства могут признаваться тремя способами:

    • на сумму доведенных ЛБО (прав на принятие обязательств) по мере их доведения;
    • на сумму подписанных контрактов и соглашений на дату подписания;
    • на сумму кредиторской задолженности на дату ее появления.

    Получателям бюджетных средств установлено требование принимать обязательства по заработной плате и начислениям на заработную плату в объеме утвержденных годовых лимитов. Аналогичный порядок рекомендован бюджетным и автономным учреждениям, но, по нашему мнению, указанные учреждения могут выбрать иной способ отражения обязательств в части заработной платы и начислений на нее (Письмо Минфина РФ от 21.01.2013 № 02-06-07/155).

    Выбор того или иного способа определяется в первую очередь количеством учетных операций: в большом учреждении обязательства рациональнее принимать сразу в объеме статей плана ФХД, денежные – по мере возникновения кредиторской задолженности. Если же имеются учетные возможности, то лучше всего принимать обязательства по мере подписания договоров, соглашений и иных документов, порождающих обязательства, поскольку данный способ позволяет видеть неиспользованный объем прав для принятия обязательств.

    В учетной политике это могло бы выглядеть таким образом.

    Для целей бухгалтерского учета установить следующий порядок отражения обязательств:

    1. Принятые обязательства по заработной плате перед сотрудниками учреждения отражать в бухгалтерском учете не позднее последнего дня месяца, за который производится начисление (на дату образования кредиторской задолженности), на основании расчетно-платежной ведомости).

    2. Принятые обязательства по договорам гражданско-правового характера с юридическими и физическими лицами на выполнение работ, оказание услуг, поставку материальных ценностей отражать в день подписания соответствующих договоров.

    3. Принятие обязательств по оплате товаров, работ, услуг через подотчетных лиц отражать на основании служебных записок, согласованных с руководителем учреждения.

    Отметим также, что при определении состава первичных учетных документов, порождающих обязательства (бюджетные обязательства), следует руководствоваться в первую очередь перечнем документов из приложения 4.1 Приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н, поскольку порядок санкционирования учета и оплаты обязательств, установленный сегодня только получателям средств федерального бюджета, со временем будет распространен на получателей бюджетных средств всех уровней, а также бюджетные и автономные учреждения.

    Обязательства, принятые без конкурентных способов, в отчете об обязательствах отражаются в графе «Принятые обязательства, всего».

    Обязательства финансовых годов, следующих за отчетным годом

    Раздел 3 отчета об обязательствах заполняется в случае доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств следующих годов и принятия обязательств на соответствующие периоды:

    • 0 502 20 000 «Обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»;
    • 0 502 30 000 «Обязательства на второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным)»;
    • 0 502 40 000 «Обязательства на второй год, следующий за очередным»;
    • 0 502 90 000 «Обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

    Бюджетные и автономные учреждения также могут принимать обязательства иных финансовых годов в случае заключения соглашений на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, соглашений о выделении грантов, целевых субсидий в годах, следующих за отчетным годом.

    Пример 2

    Бюджетное учреждение заключило соглашение о предоставлении ему гранта в 2018 году в размере 1 000 000 руб. В состав статей расходования средств гранта включены затраты на изготовление уникального оборудования – 500 000 руб. Учреждение объявило конкурс, по итогам которого был заключен контракт на сумму 480 000 руб. с исполнением в 2018 году. По условиям контракта учреждение обязано до 01.04.2018 уплатить 30%-й аванс изготовителю.

    В учете и отчетности операции отразятся так:

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Графа раздела 3 отчета (ф. 0503738)

    Начислены доходы по заключенному соглашению о выделении гранта

    0700 0000000000180 2 205 81 560

    0700 0000000000180 2 401 40 180

    Суммы доходов в виде средств гранта утверждены планом ФХД

    0700 0000000000180 2 507 20 180

    0700 0000000000180 2 504 20 180

    Суммы расходов в виде средств гранта утверждены планом ФХД

    0700 0000000000КВР [*] 2 504 20 000 [**]

    0700 0000000000КВР 2 506 20 000

    Размещено извещение об осуществлении закупок в ЕИС в сумме НМЦК, объявленной в документации

    0700 0000000000244
    2 506 20 310

    0700 0000000000244
    2 502 27 310

    Приняты обязательства при заключении контракта

    0700 0000000000244
    2 502 27 310

    0700 0000000000244
    2 502 21 310

    Отражена сумма экономии по результатам конкурса

    0700 0000000000244
    2 502 27 310

    0700 0000000000244
    2 506 20 310

    Принято денежное обязательство на аванс

    (480 000 руб. х 30%)

    0700 0000000000244
    2 502 21 310

    0700 0000000000244
    2 502 22 310

    [*] По всем статьям расходов гранта в разрезе КВР.

    [**] По всем статьям расходов гранта в разрезе КОСГУ.

    В разделе 3 отчета об обязательствах операции отражаются так, как в разделе 1, за исключением графы «Исполнено денежных обязательств» (в разделе 3 она будет пустой, нельзя исполнить в текущем году будущие денежные обязательства).

    В первый рабочий день 2018 года обязательства, отраженные на субсчете 20 «Обязательства на очередной финансовый год», следует перерегистрировать текущим годом так:

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Графа раздела 3 отчета (ф. 0503738)

    Перерегистрация доходов по гранту утверждена планом ФХД текущего года

    0700 0000000000180 2 507 10 180

    0700 0000000000180 2 507 20 180

    Перерегистрация сметных назначений по расходам утверждена планом ФХД текущего года

    0700 0000000000КВР 2 504 10 000

    0700 0000000000КВР 2 504 20 000

    Перерегистрированы оставшиеся права расходования средств гранта

    0700 0000000000КВР 2 506 20 000

    0700 0000000000КВР 2 506 10 000

    Перерегистрированы обязательства текущего года

    0700 0000000000244
    2 502 21 310

    0700 0000000000244
    2 502 11 310

    Перерегистрировано денежное обязательство на аванс

    0700 0000000000244
    2 502 22 310

    0700 0000000000244
    2 502 12 310

    Таким образом, завершенные конкурсные процедуры предыдущего года в отчетном году в графах «Принимаемые обязательства» и «Из них с применением конкурентных способов» не отражаются.

    Если извещение о проведении конкурса размещено в прошлом году, например, в 2016-м, а сам конкурс планировался к проведению в следующем, в 2017-м, то сумму извещения необходимо было отражать в графе «Принимаемые обязательства» раздела 3 отчета об обязательствах за 2016 год. После перерегистрации обязательств в новом финансовом году суммы извещений будут отражаться также в графе «Принимаемые обязательства», но уже раздела 1, а после завершения конкурсных процедур в графах 6 и 7 (7 и 8 отчета (ф. 0503128)) соответственно.

    Отложенные обязательства по резервам.

    Инструкциями № 191н и 33н не установлены какие-либо особенности отражения обязательств по резервам. Суммы отложенных обязательств должны указываться в графе «Принятые обязательства, всего» в сумме кредитового оборота по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)». До вступления в силу изменений, внесенных Приказом Минфина РФ № 209н, кредитовый оборот был равен остатку отложенных обязательств на суммы неиспользованных резервов и в отчете об обязательствах по строке 911 отражались начисленные, но неиспользованные суммы резервов и обязательств по ним.

    Для упорядочивания учета выплат сотрудникам с 2021 г. вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета «Выплаты персоналу». Он устанавливает единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки обязанностей и обязательств учреждения перед своими работниками.

    На что повлиял новый стандарт

    Федеральный стандарт «Выплаты персоналу» был утвержден приказом Минфина РФ от 15.11.2019 года № 184н для применения в органах власти и местного самоуправления, органах управления государственных внебюджетных фондов, получателей бюджетных средств, государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждениях. В соответствии с ним для госсектора были выделены две группы выплат: текущие и отложенные. Чем же они отличаются?

    Текущие выплаты всегда имеют определенных срок исполнения, характеризуются конкретным размером и объектом их учета является отдельное денежное обязательство. А вот объектом отложенных выплат является отдельное обязательство перед физлицом, размер которого нужно рассчитать путем оценки обязательств на неопределенный период действия.

    К ним относятся:

    • оплата основных и дополнительных отпусков сотрудникам за отработанное время;
    • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудника или по заявлению;
    • страховые взносы, начисленные на вышеуказанные пункты.

    Чтобы оценить отложенные выплаты необходимо сформировать резерв, который можно создать по следующему алгоритму:

    1. В учетной политике закрепить выбранный метод расчета.
    2. Определить в кадровом производстве количество неиспользованного отпуска по всем сотрудникам.
    3. Рассчитать среднюю заработную плату в целом по учреждению или среднедневной заработок по каждому сотруднику.
    4. Рассчитать резерв по выбранному методу.

    Методов для расчета резерва всего три: по учреждению в целом, по категориям сотрудников и по отдельному работнику. Подробное описание каждого из этих методов вы можете найти в письме Минфина РФ от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998.

    Как рассчитать резервы страховых взносов и отпусков

    Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается согласно методике расчета резерва на оплату отпусков.

    Исключения составляют госучреждения, которым сложно выполнять расчет с применением рекомендованных Минфином методов. В этом случае для расчета норматива берутся данные за прошлый год, т.е. вся сумма фактически выплаченных прошлогодних отпускных делится на общий фонд заработной платы и полученный результат умножается на ФОТ за определенный период. Аналогично рассчитываются и взносы.

    Для равномерного отнесения на финансовый результат отложенных расходов в бюджетном учете используется счет 401.60. Учет резерва на данном счете позволяет получить полные и достоверные сведения об обязательствах учреждения по методу начисления, который предусматривает отражение расходов в периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены средства.

    По истечении каждого отработанного месяца у сотрудника возникает право на соответствующие дни отпуска, а у работодателя — обязанность по предоставлению выплат за эти дни. Соответственно, появляется основание для отражения обязательств на счете 401.60. Если брать во внимание резерв на оплату отпусков, то можно использовать отдельный счет 401.61, но для этого его нужно закрепить в учетной политике. С учетом трудозатрат учреждение может установить удобную периодичность для начисления, например, один раз в месяц или реже.

    Операции санкционирования на иные очередные годы (за пределами планового периода) учитываются на счете 500.90. Для отражения отложенных обязательств предназначен счет 502.99.

    Проводки для учета отпусков

    Давайте обратимся к проводкам, которые нужно формировать по учету отпусков в казенном учреждении:

    1. Сформирован резерв на отпускные: Дт 1 401.20 211 Кт 1 401.61 211 Дт 1 109 ХХ 211
    2. Сформирован резерв на страховые взносы: Дт 1 401.20 213 Кт 1 401.61 213 Дт 1 109 ХХ 213
    3. Отражены расходные обязательства на отпускные: Дт 1 501.93 211 Кт 1 502.99 211
    4. Отражены расходные обязательства на страховые взносы: Дт 1 501.93 213 Кт 1 502.99 213
    5. Начислены расходы на использованный резерв (отпускные): 1 401.61 211 Кт 1 302.11 737
    6. Начислены расходы на использованный резерв (страховые взносы): 1 401.61 213 Кт 1 303 0Х 731
    7. Отражены расходные обязательства по выплатам начисленных отпускных: Дт 1 502.99 211 Кт 1 502.11 211
    8. Отражены расходные обязательства по выплатам начисленных страховых взносов: Дт 1 502.99 213 Кт 1 502.11 213

    Обратите внимание: если вдруг сумма начисленных отпускных превышает размер рассчитанного вами резерва, то в этом случае часть придется отнести на текущие расходы в Дт счетов 1 401.20 211 и 1 401.20 213.

    Бухгалтерские записи по формированию вышеуказанных проводок отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) и расчетов величины резервов.

    Бланк «Бухгалтерской справки»

    В текущем году отпускные и страховые взносы начисляются за счет созданного ранее резерва согласно Расчетно-платежной ведомости, Расчетной ведомости, Записке-расчету об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска.

    Несмотря на то что польза от ведения учета резервов очевидна, это достаточно трудоемкий процесс и за отказ от создания обязательств должностные лица учреждения могут быть привлечены к административной ответственности. Если резерв не будет отражен на счете 401.60, грозит штраф до 30 000 рублей. А за искажение данных по счету 401.60 в отчетности предусмотрены следующие штрафы:

    1. От 1% до 10% — от 1000 до 5000 рублей.
    2. От 1% до 10% на сумму свыше 100 000 до 1 млн. рублей включительно — от 5000 до 15 000 руб.
    3. Более 1% — от 15 000 до 30 000 руб.

    Примеры расчета отпусков в казенном учреждении

    Учреждение в своей учетной политике закрепило метод расчета в целом по учреждению.

    На 31 декабря 2021 г. количество неиспользованного отпуска по всем сотрудникам составило 53 дня. Среднедневная заработная плата в целом равна 1432 рубля. Учреждение применяет ставку страховых взносов в размере 30,2 %. Применяем формулу:

    Р = (К1 × Зпср1 + К2 × Зпср1 + К3 × 3пср3) + (К1 × Зпср1 + К2 × Зпср1 + К3 × 3пср3) × С

    К* — количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников;

    Зпср* — средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников;

    С — ставка страховых взносов.

    Производим расчет: 53 дня*1432 руб. + 53 дня *1432 руб. * 30.2 % = 98 816,6 руб.

    Пример 2. Учреждение в своей учетной политике закрепило метод расчета по категориям сотрудников.

    На 31 декабря 2021 г. количество неиспользованного отпуска по всем сотрудникам категории руководители составило 16 дней, у бухгалтерии — 10. Среднедневной заработок равен 2000 руб. и 1500 руб. соответственно.

    Определяем резерв отпусков для категории руководители:

    1. 16 дней * 2000 руб. = 32 000 руб. — сумма оплаты отпусков
    2. 32 000 руб. * 30.2% = 9664 рублей — сумма страховых взносов.
    3. 32 000 руб. + 9664 рублей = 41 664 руб.

    Определяем резерв отпусков для категории бухгалтерия:

    1. 10 дней * 1500 рублей = 15 000 руб. — сумма оплаты отпусков
    2. 15 000 руб. * 30.2% = 4530 руб. — сумма страховых взносов.
    3. 15 000 руб. + 4530 руб. = 19 530 руб.

    Бухгалтер по итогу должен отразить в резерв по всем категориям 61 194 рублей.

    Пример 3. Учреждение в своей учетной политике закрепило метод расчета по каждому сотруднику.

    В этом случае используется формула:

    Р = К × Зп + К × Зп × С

    К — количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета;

    Зп — среднедневной заработок сотрудника, рассчитанный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва;

    С — ставка страховых взносов.

    На 31 декабря 2021 г., количество неиспользованных дней отпусков всех сотрудников — 21 день, в том числе: Иванов И.И. — 6, Петров П.П. — 15. Среднедневной заработок 1524 руб. и 1750 руб. соответственно.

    Резерв отпусков Иванова равен 9144 руб., а у Петрова — 26 250 руб.

    Резерв по взносам Иванова равен 2761,49 руб., а у Петрова — 7927,50 руб.

    Общая сумма резерва у Иванова равна 11 905,49 руб., а у Петрова — 34 177,50 руб.

    Общая сумма резерва равно 46 082,99 руб.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Анастасия Хахулина,
    методист Департамента проектов внедрения и консалтинга компании «ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАТИКИ»

    Читайте также: