Какими были основные положения декретов учредительного собрания от 4 11 августа 1789 года

Опубликовано: 17.05.2024

ДЕКРЕТ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ОТ 11 АВГУСТА 1789 Г.

ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВ И ПРИВИЛЕГИЙ

( Дается по сборнику: "Французская революция в документах, 1789-1794" сост. Л. Я. Захером (Л., 1926) )

Национальное Собрание окончательно упраздняет феодальный порядок. Оно постановляет, что из прав и повинностей [230] феодальных и чиншевых, те, которые относятся к личному или вещному крепостному праву, отменяются без вознаграждения; все прочие объявляются подлежащими выкупу. Размеры и способ выкупа будут определены Национальным Собранием. Те из названных повинностей, которые не уничтожены настоящим декретом, будут продолжать взиматься впредь до выкупа.

Исключительное право иметь малые и большие голубятни — упраздняется ( право содержать голубятни и крольчатники относилось к особому разряду сеньориальных прав. ). Голуби будут заперты в голубятнях в течение времени, определенного общинами; в течение этого времени они будут рассматриваться как дичь, и всякий будет иметь право убивать их на своей земле.

Исключительное право охоты и разведения кроликов упраздняется равным образом. Всякий собственник будет иметь право уничтожать, но только на своих владениях, всякий вид дичи, сообразуясь с полицейскими правилами, которые могут быть сделаны для охранения общественной безопасности.

Все сеньориальные суды упраздняются без вознаграждения; однако чины этих судов будут отправлять свои обязанности, пока Национальное Собрание не установит нового судебного порядка.

Всякого рода десятины и заменяющие их оброки. упраздняются, с тем, что будет впоследствии решено, каким образом удовлетворить нуждам богослужения, содержания церковнослужителей, помощи бедным, ремонта и перестройки церквей, церковных домов и всех учреждений, семинарий, школ, коллегий, госпиталей, общин и т. д., на содержание которых в настоящее время эти десятины назначаются. Однако пока эти меры не будут приняты, и прежние владельцы десятин не вступят в пользование тем, чем они будут заменены, Национальное Собрание предписывает, чтобы названные десятины продолжали взиматься согласно законам и обычным способом. [231]

Что касается прочих десятин какого бы то ни было рода, они будут подлежать выкупу способом, который будет установлен Собранием. До вынесения по этому поводу постановления, Национальное Собрание предписывает продолжать их взимание.

Всякие вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные, кому бы они ни принадлежали. подлежат выкупу. Шампар ( Шампар — вид натурального оброка, который уплачивался сеньору крестьянами. ) всякого рода, под каким бы названием он ни скрывался, также подлежит выкупу по таксе, которая будет установлена Собранием.

Продажность должностей, как судебных, так и муниципальных, уничтожается немедленно. Правосудие будет бесплатным. Однако чиновники, занимающие эти должности, будут продолжать отправлять свои обязанности и будут получать свои доходы от этих должностей до тех пор, пока Собрание не позаботится о средствах для их выкупа.

Плата за требы сельским священникам будет уничтожена и не будет уплачиваться, как только будет проведено увеличение жалованья приходским священникам и их помощникам. Будет сделано постановление об обеспечении городских священников.

В области налогов будут навсегда уничтожены денежные, личные и земельные привилегии. Налоги будут взиматься со всех граждан и всего имущества одинаковым образом и в одинаковой форме. Национальное Собрание обсудит, каким образом, начиная уже со второго полугодия текущего фискального года, осуществить пропорциональное распределение налогов.

Так как национальная конституция и общественная свобода более выгодны для провинций, чем привилегии, которыми некоторые из них пользовались и пожертвовать которыми необходимо для тесного единения всех частей государства, — бесповоротно уничтожаются частные привилегии провинций, сеньорий, областей, городов и общин, как денежные, так и всякие иные. [232]

Все граждане, без различия происхождения, могут быть допущены ко всем должностям и званиям духовным, гражданским и военным, и никакая полезная профессия не будет влечь за собой лишения дворянского звания ( в тех случаях, когда дворяне начинали заниматься торговлей, они лишались дворянского звания. ).

По получении Национальным Собранием отчета о состоянии пенсий, пожалований и содержаний ( то есть пожалований, выдававшихся королем своим приближенным. ), оно, в согласии с королем, займется уничтожением тех, которые не были заслужены, и сокращением чрезмерных, с тем, чтобы на будущее время установить сумму, которой король может располагать на этот предмет.

Национальное Собрание постановляет, чтобы в память о великих и важных постановлениях, только что принятых для счастья Франции, была выбита медаль и отслужен благодарственный молебен во всех приходах и церквах королевства.

Национальное Собрание торжественно провозглашает короля Людовика XVI “восстановителем французской свободы”.

Национальное Собрание, немедленно по окончании конституции, займется составлением законов, необходимых для развития выраженных в настоящем постановлении принципов.

(Buches et Roux, Histoire parlementaire de la Revolution Francaise, t. II, pp. 259—263).

Текст воспроизведен по изданию: Декрет Учредительного Собрания от 11 августа 1789 г. об уничтожении феодальных прав и привилегий // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX. М. Государственное издательство юридической литературы. 1957

© текст - Галанза П. Н. 1957
© сетевая версия - Трофимов С. 2008
© OCR - Reindeer. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Государственное издательство юридической литературы. 1957

Декретами 4-11 августа 1789 года Собрание отменило личные феодальные повинности, сеньориальные суды, церковную десятину, привилегии отдельных провинций, городов и корпораций и объявлявшие равенство всех перед законом в уплате государственных налогов и в праве занимать гражданские, военные и церковные должности.

Но объявили при этом о ликвидации только "косвенных" повинностей оставлялись "реальные" повинности крестьян, в частности, поземельный и подушный налоги. Тем не менее, эта "ночь чудес", "ночь энтузиазма", как писали о ней современники, породила во французском обществе сомнения в целесообразности продолжать революцию, особенно среди крестьян.

  • 26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло "Декларацию прав человека и гражданина" -- один из первых документов буржуазно-демократического конституционализма, появившийся в самом центре феодальной Европы, в "классической" стране абсолютизма. "Старому режиму", основанному на сословных привилегиях и произволе власть имущих, были противопоставлены равенство всех перед законом (статья 6); неотчуждаемость "естественных" прав человека (статья 2: права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; статья 4: свобода все, что не приносит вреда другому); народный суверенитет (статья 36 нация - источник суверенитета); свобода взглядов и свобода выражать мнения (статья 10-11), принцип "дозволено все, что не запрещено законом" (статья 5) и другие демократические установки революционного просветительства, ставшие отныне требованиями права и действующего законодательства: ст.1 - равенство в правах и свобода личности; ст.6 - Закон - выражение общей воли - равенство всех перед законом; ст.7 - Принцип неприкосновенности личности; ст.9 - Принцип невиновности - основа уголовного законодательства; ст.15 - Все должностные лица ответственны перед обществом; ст.16 - Принцип разделения властей. Декларация также утверждала в качестве естественного права - право частной собственности (статья 17).
  • 5-6 октября состоялся Поход на Версаль к резиденции короля, чтобы силой заставить Людовика XVI санкционировать декреты и Декларацию, от одобрения которых монарх до этого отказывался.

Тем временем, законодательная деятельность Учредительного национального собрания продолжалась и была направлена на решение сложных проблем страны (финансовых, политических, административных). Одной из первых была проведена административная реформа: были ликвидированы сенешальства, женералитеты; провинции были объединены в 83 департамента c единым судопроизводством.

Стала утверждаться политика экономического либерализма: было объявлено о снятии всех ограничений на торговлю; были ликвидированы средневековые цеховые гильдии и государственная регламентация предпринимательства, однако одновременно с этим были запрещены (по закону Ле Шапелье) рабочие организации -- компаньонажи. Этот закон во Франции, пережив не одну революцию в стране, действовал до 1864 года.

Следуя принципу гражданского равенства, Собрание ликвидировало сословные привилегии, отменило институт наследственного дворянства, дворянские титулы и гербы.

В июле 1790 г. Национальное собрание завершило церковную реформу: во все 83 департамента страны были назначены епископы; все служители церкви стали получать жалование от государства. Иными словами, католицизм объявлялся государственной религией. Национальное собрание потребовало от священнослужителей присягнуть на верность не Папе Римскому, а французскому государству. Только половина священников решилась на этот шаг и всего лишь 7 епископов. Папа в ответ осудил французскую революцию, все реформы Национального собрания и особо -- "Декларацию прав человека и гражданина".

В 1791 г. Национальное собрание провозгласило первую в истории Европы писаную конституцию, утвержденную общенародным парламентом.

Конституция 1791 года впитала идеи Монтескье ( разделение властей ) и Руссо (суверенитет народа, закон, как выражение общей воли). Декларация 1789года - это вводная часть Конституции.

Введение Конституции заявляло об отмене наследственных и сословных отличий, феодального порядка, титулов, вотчинной юстиции, продажи и передачи по наследству государственных должностей.

Раздел 1 конституции провозглашал естественные и гражданские права: свобода передвижения, слова и печати, вероисповедания, собраний, петиций. Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, неприкосновенность собственности.

Раздел 2 конституции утверждал форму государственного устройства и административного деления: - Франция - единое и неделимое королевство - 83 департамента, поделенные на дистрикты, а они - на кантоны. Указывалась автономность гор и сел общин в местных делах.

Раздел 3 конституции утверждал форму правления и избирательное право - Суверенитет принадлежит нации. Он не делим и неотчуждаем.

Представителями нации оказались, по конституции, законодательный корпус и король. Законодательный корпус должен был избираться на 2 года.

Исполнительная власть отдавалась королю и министрам, которых он назначает.

Судебная власть принадлежала выбранным судьям.

Избирателем правом обладал -активный гражданин : 25 лет, оседлый, плативший прямой налог.

Выборы были - не прямые. Король имел право отлагательного вето.

Раздел 7 конституции говорил, что Конституция не распространяется на Французские колонии и владения в Азии, Африке и Америке.

По конституции предлагалось созвать Законодательное собрание -- однопалатный парламентский орган на основе высокого имущественного ценза на выборах. "Активных" граждан, получивших право голоса по конституции, оказалось всего 4,3 млн, а выборщиков, избиравших депутатов, -- всего 50 тыс. В новый парламент также не могли быть избраны депутаты Национального собрания.

Король тем временем пытался сбежать из страны (так называемый "Вареннский кризис").

Утром 21 июня 1791 г. Париж был разбужен гулом набата. Набат возвещал необычайную весть: король и королева бежали. Негодование охватило народ. Перед лицом очевидной измены, чреватой опасными последствиями для революции, массы начали вооружаться.

Бегство короля составляло часть давно подготовленного и тщательно продуманного заговора. Король должен был бежать в пограничную крепость Монмеди, где стояли войска под командованием ярого монархиста маркиза де Буйе, а оттуда во главе контрреволюционных войск двинуться на Париж, разогнать Собрание и восстановить феодально-абсолютистский режим. Заговорщики рассчитывали также, что бегство короля из Парижа побудит иностранные державы осуществить интервенцию в целях восстановления во Франции старых порядков. Однако, когда карета короля была уже недалеко от границы, почтовый смотритель Друэ опознал Людовика XVI, переодевшегося лакеем, и, подняв на ноги местное население, бросился вдогонку. В местечке Варенн король и королева были задержаны и взяты под стражу вооруженными крестьянами. Сопровождаемые несметною толпою вооруженных людей король и королева, как пленники народа, были возвращены в Париж. 1 октября 1791 г., согласно конституции, открылось Законодательное собрание. Этот факт свидетельствовал об установлении в стране ограниченной монархии. Впервые на его заседаниях был поставлен вопрос о развязывании войны в Европе, прежде всего, как средстве для решения внутренних проблем. Законодательное собрание подтвердило существование государственной церкви в стране. Но в целом его деятельность, оказалась малоэффективной, что, в свою очередь, провоцировало французских радикалов на продолжение революции. В условиях, когда требования большинства населения не были удовлетворены, общество переживало раскол, а над Францией нависла угроза иностранной интервенции, государственно-политическая система, основанная на монархической конституции, оказалась обречённой на провал.

Представители французского народа, образовав Националь­ное собрание и полагая, что лишь невежество, забвение прав че­ловека и пренебрежение к ним являются единственными причи­нами общественных бедствий и пороков правительств, приняли решение изложить в торжественной декларации естественные, не­отъемлемые и священные права человека, чтобы такая деклара­ция, неизменно пребывая перед взорами всех членов обществен­ного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности.

1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в пра­вах. Общественные отличия могут основываться лишь на сообра­жениях общей пользы.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспе­чение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы сво­бода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Ни­какая корпорация, ни один индивид не могут располагать влас­тью, которая не исходит явно из этого источника.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не прино­сит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обес­печивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом.

5. Закон может лишь воспрещать деяния, вредные для обще­ства. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому за­коном.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Он должен быть равным для всех как в тех случаях, когда он оказывает свое покровительство, так и в тех случаях, когда он карает. Всем гражданам ввиду их равенства перед зако­ном открыт в равной мере доступ ко всем общественным долж­ностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их доброде­телями и способностями.

7. Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. Тот, кто испро­сит, издаст произвольный приказ, приведет его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию; каждый гражда­нин, вызванный (органами власти) или задержанный в силу за­кона, должен беспрекословно повиноваться; в случае сопротив­ления он подлежит ответственности.

8. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бес­спорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародо­ванного до совершения правонарушения.

9. Так как каждый предполагается невиновным, пока не ус­тановлено обратное, то в случае задержания лица всякая излиш­няя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспече­ния его задержания, должна сурово караться законом.

10. Никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом.

11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из дра­гоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозой ответст­венности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

12. Обеспечение прав человека и гражданина влечет необхо­димость применения вооруженной силы; эта сила, следователь­но, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.

13. На содержание вооруженной силы и на расходы по содер­жанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию.

14. Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложе­ния, свободно давать согласие на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, по­рядок и продолжительность взимания.

15. Общество имеет право требовать отчета у каждого долж­ностного лица по вверенной ему части управления.

16. Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции.

17. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходи­мости и при условии справедливого и предварительного возме­щения.

2. ДЕКРЕТ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ 22декабря 1789 г.(Извлечение)

Раздел1, статья 3.

Условия, необходимые, чтобы быть активным гражданином [31][1], следующие: 1) быть французом; 2) достигнуть 25-летнего возраста; 3) прожить фактически в данном округе не менее одного года; 4) платить прямой налог в размере местной трехдневной заработной платы; 5) не быть в положении прислу­ги, т. е. не быть слугой на жаловании.

3. ДЕКРЕТ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВ

И ПРИВИЛЕГИЙ /11 августа 1789 г./ (Извлечение)

Статья 1. Национальное Собрание окончательно упраздняет феодальный порядок. Оно постановляет, что из прав и повиннос­тей феодальных и чиншевых, те, которые относятся к личному или крепостному праву, отменяются без вознаграждения; все прочие объявляются подлежащими выкупу. Размеры и способ выкупа будут определены Национальным Собранием. Те из на­званных повинностей, которые не уничтожены настоящим дек­ретом, будут продолжаться впредь до выкупа.

СтатьяII. Исключительное право иметь малые и большие голубятни — упраздняется.

Статья III. Исключительное право охоты и разведения кро­ликов упраздняется равным образом.

Статья IV. Все сеньориальные суды упраздняются без возна­граждения.

Статья V. Всякого рода десятины и заменяющие их оброки. упраздняются, с тем, что будет впоследствии решено, каким об­разом удовлетворить нуждам богослужения, содержания церков­нослужителей, помощи бедным, ремонта и перестройки церквей, церковных домов и всех учреждений, семинарий, школ, колле­гий, госпиталей. и т. д., на содержание которых в настоящее время эти десятины назначаются. Однако пока эти меры не будут приняты и прежние владельцы десятин не вступят в пользование тем, чем они будут заменены, Национальное Собрание предпи­сывает, чтобы названные десятины продолжали взиматься со­гласно законам и обычным способом.

Статья VI. Всякие вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные, кому бы они ни принадлежали. подлежат выкупу . по таксе, которая будет установлена Собранием [32][2].

Статья IX. В области налогов будут навсегда уничтожены денежные, личные и земельные привилегии. Налоги будут взимать­ся со всех граждан и всего имущества одинаковым образом и в одинаковой форме.

4. ДЕКРЕТ, ПЕРЕДАЮЩИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ НАЦИИ

ЗЕМЛИ ДУХОВЕНСТВА /24 декабря 1789 г./

Национальное Собрание постановляет, что: 1) все земли ду­ховенства передаются в распоряжение нации с обязательством обеспечить подобающим образом средства на издержки культа, на поддержание служителей культа, на вспомоществование бед­ным под наблюдением и согласно инструкциям провинциальных властей; 2) что при вынесении решений о сумме, необходимой для обеспечения служителей культа, она не должна быть меньше 1200 ливров в год на каждый приход, не считая помещения и примыкающей к нему усадьбы.

5. ДЕКРЕТ О ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВАХ /15 марта 1790 г./ (Извлечение)

ГЛАВА I. Об общих последствиях уничтожения феодального строя

Статья 1. Всякие почетные отличия и все права, связанные с феодальным строем, уничтожаются [33][3]. Что касается тех имущественных прав, которые остаются в силе впредь до их выкупа, то они целиком приравниваются к обычной ренте и поземельным повинностям.

Статья 2. Так как. вся феодальная и сеньориальная система владения недвижимостью уничтожается, то право старшинства и порядок наследования мужского пола по отношению к ленам, поместьям и дворянским аллодам. считаются уничтоженными. Ввиду сего Национальное Собрание постановляет, что все на­следства, как по прямой линии, так и по боковой, в отношение как недвижимого, так и движимого имущества, имеющие открыться впредь, считая со дня издания настоящего декрета, будут, невзирая на бывший дворянский характер лиц или имуще­ства, разделены между наследниками согласно законам, статутам или обычаям, определяющим раздел между всеми гражданами. Все законы и обычаи, противоречащие сему, отменяются.

ГЛАВАII. О сеньориальных правах, отменяемых без выкупа

Статья 1. Крепостная зависимость, личная, имущественная или смешанная, крепостное состояние, связанное с происхожде­нием, или личное крепостное состояние владельца участка. , право требовать выполнения личной барщины и дорожной по­винности, право на наследство после не имеющего наследников вассала, право запрещать отчуждение и распоряжение имущест­вом путем его продажи, дара между живыми и передачи по заве­щанию, а равно и все прочие последствия крепостной зависимос­ти, земельной, личной или смешанной, касающиеся лиц или имуществ, безвозмездно уничтожаются.

Статья 2. Тем не менее, все земли, находившиеся прежде в крепостной зависимости, имущественной или смешанной, будут и впредь обременены теми же повинностями, платежами, земель­ными налогами и барщиной, которыми они были обременены до сего времени.

. Статья 27. Всякая барщина, за исключением одной только земельной, отменяется без вознаграждения. Земельной барщи­ной будет считаться только та, относительно которой будет уста­новлено, что она должна быть выполнена как вознаграждение за уступку права собственности на землю или какого-либо имуще­ственного права.

ГЛАВАIII. О сеньориальных правах, подлежащих выкупу

Статья 1. Могут быть выкуплены и подлежат исполнению впредь до окончания выкупа все полезные феодальные и чиншевые права и обязанности, являющиеся платой за первоначальную уступку недвижимости и составляющие ее условие.

. Статья 5. Муниципалитеты и администрации округов или департаментов не вправе - под страхом признания этого распо­ряжения недействительным, возмещения причиненных убытков и уплаты судебных издержек - запретить потребованное заин­тересованными лицами исполнение какого-либо из сеньориаль­ных прав под предлогом, что означенное право прямо или кос­венно отменено без вознаграждения. Заинтересованным сторонам предоставляется в случае нужды подавать жалобы в суд в обычном порядке.

Статья 6. Собственники поместий, архивы и документы которых были сожжены или разграблены во время беспорядков, имевших место в начале 1789 г., смогут, доказав путем свидетельских по­казаний или документальных данных самый факт пожара или грабежа, быть в течение трех лет со дня опубликования этого декрета допущенными к установлению свидетельскими показа­ниями или актами факта предшествующего пожару или грабежу тридцатилетнего владения и характера и размеров тех прав, кото­рые им принадлежали.

Статья 8. Собственники поместий, которые в указанное выше время отказались вследствие принуждения или насилия от сово­купности или от части своих прав, не отмененных настоящим декретом, смогут, подав в течение трехдневного срока жалобу, требовать признания недействительности их отказа.

6. КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ, ПРИНЯТАЯ 3 СЕНТЯБРЯ 1791 г.(Извлечения)

. Нет более ни дворянства, ни пэрства, ни наследственных ни сословных отличий, ни феодального порядка, ни вотчинной юстиции, никаких титулов, званий и преимуществ, проистекавших из этого порядка, никаких рыцарских орденов, ни корпора­ций или знаков отличия, для которых требовалось доказательство дворянства или благородства происхождения, и никаких иных преимуществ, кроме отличий, присвоенных общественным должностным лицам при исполнении их обязанностей.

Не существует более ни продажи, ни наследования каких-либо государственных должностей. Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более никаких особых пре­имуществ или изъятий из права, общего для всех французов.

Не существует более ни сословных цеховых управ, ни про­фессиональных, художественных или ремесленных корпораций.

Закон не признает более ни религиозных обетов, ни каких-либо иных обязательств, противных естественным правам или конституции.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ

Конституция обеспечивает следующие естественные и граж­данские права:

1 ) всем гражданам открыт доступ к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из их доброде­телей и способностей;

2) все налоги подлежат раскладке между всеми гражданам равномерно, сообразно их состоятельности;

3) одни и те же правонарушения будут караться одними и теми же наказаниями, независимо от каких-либо личных различий.

Конституция обеспечивает также в качестве прав естествен­ных и гражданских:

свободу каждого передвигаться, оставаться на месте или по­кидать его без опасения подвергнуться задержанию или заключе­нию иначе как в порядке, предусмотренном конституцией;

свободу каждого выражать словесно и письменно, печатать и предавать гласности свои мысли, не подвергаясь никакой предва-рительной цензуре или проверке до их опубликования, также от­правлять обряды того вероисповедания, к которому он принадле­жит;

свободу граждан собираться в общественных местах, сохраняя спокойствие и без оружия, с соблюдением полицейских законов;

свободу обращаться к установленным органам власти с пети­циями, подписанными отдельными гражданами.

Законодательная власть не может издавать законы, препятст­вующие осуществлению естественных и гражданских прав, пере­численных в данном разделе и обеспеченных конституцией, или нарушать эти права; а так как свобода состоит в том, чтобы делать все, что не наносит ущерба правам других или общественной без­опасности, то закон может установить наказание за совершение деяний, которые, нарушая общественную безопасность или права других граждан, вредны для общества.

Конституция обеспечивает неприкосновенность собствен­ности и справедливое предварительное возмещение, если уста­новленная законом общественная необходимость потребует иму­щественных жертв.

Имущества, предназначенные на покрытие расходов по от­правлению религиозных обрядов, а также обеспечение (деятельнос­ти) общеполезных учреждений, принадлежат нации и во всякое время находятся в ее распоряжении. Конституция гарантирует дей­ствительность произведенного отчуждения имуществ или могущего последовать в порядке, установленном законом. Граждане имеют право выбирать или назначать служителей культа.

Будет обеспечено и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в части, необходимой для всех людей.

Будет издан кодекс гражданских законов, общих для всего королевства.

РАЗДЕЛ 2. О ДЕЛЕНИИ КОРОЛЕВСТВА.

1. Королевство едино и неделимо. В его состав входят 83 де­партамента, каждый департамент делится на дистрикты, каждый дистрикт на кантоны.

. 8. Французские граждане в силу тех местных отношений, которые возникают между ними вследствие сосредоточения их в городах и определенных сельских округах, образуют комму­ны. .

9. Граждане, образующие ту или иную коммуну, имеют право избрать из своей среды на определенный срок в порядке, предус­мотренном законом, муниципальные органы, призванные вести местные дела общины.

РАЗДЕЛ 3. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТЯХ

1. Суверенитет принадлежит нации; он един, неделим, неот­чуждаем и неотъемлем. Ни одна часть народа, никакое лицо не может присвоить себе его осуществление.

. 3. Законодательная власть вверяется Национальному Со­бранию, в состав которого входят представители, свободно из­бранные народом на определенный срок.

4. Форма правления - монархическая. Власть исполнительная вверена королю и осуществляется под его главенством министра­ми и прочими ответственными органами.

5. Власть судебная вверена судьям, избираемым народом на определенный срок.


Одним из центральных событий Французской революции было уничтожение феодализма и старых правил, налогов и привилегий, оставшихся со времен феодализма . Национальное учредительное собрание , действующее на ночь 4 августа 1789, заявил, что «Национальное Собрание отменяет феодальный строй полностью.» Он отменил как сеньорские права Второго сословия (дворянство), так и десятину, собираемую Первым сословием (католическое духовенство). Старая судебная система, основанная на 13 региональных парламентах , была приостановлена ​​в ноябре 1789 года и окончательно упразднена в 1790 году.

СОДЕРЖАНИЕ

Дебаты в Ассамблее

3 августа 1789 года герцог д'Эгийон предложил в Бретонском клубе отменить феодальные права и запретить личное рабство. Вечером 4 августа виконт де Ноай предложил отменить привилегии дворянства, чтобы восстановить спокойствие во французских провинциях.

Члены Первого сословия сначала не хотели погружаться в патриотический пыл ночи, но в конце концов епископы Нанси и Шартра пожертвовали своими титулами. Ги Ле Гуэн де Керангал, виконт де Богарне , Жан-Батист-Жозеф де Люберсак, епископ де Ла Фаре предлагали подавить баналит , сеньорские юрисдикции, законы охоты и церковные привилегии.

Анализ историков

Историк Жорж Лефевр резюмирует ночную работу:

Без обсуждения Ассамблея с энтузиазмом приняла равенство налогообложения и выкупа всех поместных прав, за исключением прав, связанных с личным рабством, которые должны были быть отменены без возмещения убытков. Другие предложения последовали с таким же успехом: равенство юридических наказаний, допуск всех к государственной службе, отмена продажности в должности [покупка должности], преобразование десятины в выплаты, подлежащие выкупу, свобода вероисповедания, запрет на множественное владение бенефициарами, подавление аннатов (годовой доход, причитающийся Папе и епископу после инвестирования). . Привилегии провинций и городов приносились в последнюю жертву.

В течение нескольких часов, Франция отменила гейм-законы, вотчинные суды, коррумпированные офисы (особенно судейские), покупку и продажу денежных иммунитетов, фаворитизм в налогообложении, о стихаре денег, первые плоды , множественном число, и незаслуженную пенсию. Города, провинции, компании и города также пожертвовали своими особыми привилегиями. В ознаменование этого дня была отчеканена медаль, и Ассамблея провозгласила Людовика XVI «Реставратором французской свободы». Франсуа Фюре подчеркивает, что решения августа 1789 года сохранились и стали неотъемлемой частью основополагающих текстов современной Франции.

Они разрушили аристократическое общество сверху донизу вместе с его структурой зависимости и привилегий. Вместо этой структуры они заменили современного, автономного человека, свободного делать все, что не запрещено законом. . Таким образом, революция довольно рано отличилась своим радикальным индивидуализмом.

Этот « Святой Варфоломей злоупотреблений», как его называет Франсуа Минье , часто был предметом гипербол в анализах современников и историков. Атмосфера внутри Собрания была настолько пьянящей, что в провинции в течение нескольких месяцев после этого царила путаница в отношении истинного значения законов. Настоящий продукт ночи не был официально оформлен до тех пор, пока Феодальный комитет не представил отчет 5 марта 1790 года. Комитет вновь ввел mainmorte (явно запрещенный первоначальными указами) и установил размер выкупа для реальных интересов (связанных с землей), которые было невозможно для большинства крестьян платить (в 30 раз больше годовой арендной платы).

Собрание было увлечено его энтузиазмом, и в этом энтузиазме никто не заметил пункт о выкупе феодальных прав и десятины, который два дворянина и два епископа ввели в свои речи - пункт, ужасный даже своей расплывчатостью, поскольку он мог имели в виду все или ничего и фактически отложили . отмену феодальных прав на пять лет - до августа 1793 года.

Кропоткин заключает: «Феодальные права сохраняются» и презирает других историков: «Историческая легенда с любовью используется, чтобы украсить эту ночь, и большинство историков, копируя историю в том виде, в каком она была представлена ​​некоторыми современниками, представляют ее как ночь. полный энтузиазма и святого отречения ".

Августовские указы


Августовские указы - это девятнадцать указов, принятых 4–11 августа 1789 г. Национальным учредительным собранием во время Французской революции . Было принято 18 декретов или статей об упразднении феодализма, других привилегий дворянства и сеньорских прав.

Задний план

Падение Бастилии 14 июля 1789 года последовали массовый шум распространяющегося из Парижа в сельскую местность. Атаке подверглись дворянские семьи, многие аристократические усадьбы были сожжены. Аббатства и замки также подверглись нападениям и были разрушены. Сезон La Grande Peur - Великий страх - характеризовался социальной истерией и тревогой по поводу того, кто станет следующей жертвой. Во многих случаях насилие было начато не бездомными или голодными крестьянами, а оседлыми соотечественниками, которые воспользовались этой возможностью для продвижения своего дела.

Великий страх открыл уязвимость французского правительства - в самом его центре отсутствовала власть. Затянувшиеся беспорядки и массовые убийства вызвали всеобщее беспокойство по поводу того, что все может выйти из-под контроля, что и произошло. Это был опыт, которого страна никогда раньше не испытывала.

К концу июля 1789 года, когда сообщения о крестьянском восстании хлынули в Париж со всех концов страны, Ассамблея решила реформировать общественный уклад страны, чтобы умиротворить возмущенных крестьян и побудить их к миру и согласию. Дискуссия продолжалась всю ночь на четвертое августа, а утром пятого Собрание отменило феодальную систему и устранило многие клерикальные и дворянские права и привилегии. Августовские указы были окончательно завершены через неделю.

Указы

Всего было девятнадцать указов, пересмотренный список опубликован 11 августа.

Статья первая Собрание объявило феодальную систему отмененной после этого. В рамках «существующих прав и сборов, как феодальных, так и цензульных (имеется в виду цензура, бессрочная задолженность, аналогичная платежам, производимым английскими владельцами копий ), все те, которые связаны с реальным или личным крепостным правом или представляют его, должны быть отменены без возмещения убытков». Все остальные взносы подлежали выкупу, но условия и способ выкупа устанавливались Собранием. Те взносы, которые не были сняты этим постановлением, должны были быть взысканы в обычном порядке до момента возмещения убытков. Статья вторая Исключительное право фуй [разрешать птицам пастись] и голубятни отменяется. Голуби будут заперты в течение времени, определяемого сообществами. В эти периоды они будут считаться добычей, и любому будет разрешено убить их на их территории. Статья третья Также были отменены исключительные права на хранение открытых ордеров. Каждый землевладелец имеет право уничтожать все виды дичи на своей земле. Однако они должны соблюдать правила общественной безопасности. Все охотничьи угодья, включая королевский лес, и все права на охоту также были отменены. Однако были предусмотрены условия для охоты короля, для его личного удовольствия. Председателю Ассамблеи было поручено просить короля освободить тех людей, которые были отправлены в тюрьму или сосланы за нарушение ранее существовавших прав на охоту. Статья четвертая Все поместные суды были запрещены, но судьям и другим должностным лицам правосудия было разрешено продолжать исполнять свои обязанности до получения дальнейших указаний от Собрания. Статья пятая Были отменены всякие десятины , равно как и всякое возмещение за них. Кто бы ни владел ими, «… светские или постоянные общины, держатели бенефициаров, члены корпораций (включая Мальтийский Орден и другие религиозные и военные ордена), а также те, кто занимается поддержанием церквей, присвоенные мирянам, и те, которые заменены на часть congrue (это выражение относится к минимальному вознаграждению, установленному для священников), отменяются при условии, однако, что будет разработан какой-либо другой метод для покрытия расходов на богослужение, поддержка исполняющего обязанности духовенства для помощи бедным, для ремонта и восстановления церквей и пасторских домов, а также для содержания всех учреждений, семинарий, школ, академий, приютов и организаций, которым предназначены настоящие средства ". Пока эти положения не были приняты, Собрание разрешило священникам собирать десятины. Все остальные десятины, которые не были отменены согласно этому закону, должны были собираться как обычно. Статья шестая. Все виды земельной ренты подлежали выкупу по цене, установленной Собранием. В будущем не должно было создаваться невозвратных взносов. Статья седьмая. Продажа судебных и муниципальных помещений была отменена. Правосудие должно отправляться свободно. Однако все такие магистраты должны были выполнять свои обязанности до получения дальнейших указаний от Ассамблеи. Статья восьмая. Как только доля конгру была увеличена, гонорары для всех приходских священников и викариев были отменены. Статья девятая Фискальные льготы при уплате налогов были отменены навсегда. Налоги должны были взиматься со всех граждан точно таким же образом, и должны были быть рассмотрены планы создания нового метода сбора налогов. Статья десятая. Все особые привилегии, предоставленные определенным провинциям, округам, городам, кантонам и коммунам, финансовые или иные, были отменены, потому что по новым правилам все части Франции были равны. Статья одиннадцатая. Все граждане, независимо от класса или происхождения, имели право на любую должность гражданской и военной службы. Статья двенадцатая. Никаких надбавок на «. аннатов или для каких-либо других целей римскому двору, вице-миссии в Авиньоне или нунциатуре в Люцерне» не предусматривалось. Духовенство должно обращаться к своим епископам за финансовыми пожертвованиями и пособиями, которые должны бесплатно передаваться любой церкви Франции. Статья тринадцатая. Таким образом, Собрание отменило различные церковные сборы. Статья четырнадцатая. Доход, ограниченный духовенством, ограничивался суммой в три тысячи ливров. Ни один человек не мог одновременно получать несколько пенсий, если размер пенсии, которой он уже получал, превышал три тысячи ливров. Статья пятнадцатая. Король и Ассамблея вместе рассматривали бы все отчеты, которые должны были быть представлены в отношении пенсий, услуг и заработной платы, и имели бы право подавить или уменьшить то, что было незаслуженно. Статья шестнадцатая. Медаль должна была быть отчеканена в память о важных обсуждениях на благо Франции, и «… Te Deum будет воспевать в знак признательности во всех приходах и церквях Франции». Статья семнадцатая. Король Людовик XVI был провозглашен Реставратором французской свободы. Статья восемнадцатая. Собрание должно было представить себя как единое целое перед королем и представить этот важный свод указов, а Te Deum должен был петься в часовне короля. Статья девятнадцатая. Собрание должно было как можно скорее серьезно рассмотреть вопрос о разработке законов, которые помогли бы выполнять эти указы.

Влияние

Августовские указы были объявлены с целью успокоить население и побудить его к вежливости. Однако августовские указы снова и снова пересматривались в течение следующих двух лет. Король Людовик XVI в письме, с одной стороны, выразил глубокое удовлетворение «благородным и великодушным демаршем первых двух государственных орденов», которые, по его словам, «принесли большие жертвы ради общего примирения, ради своей родины и народа». для своего короля ". С другой стороны, он продолжил, что, хотя «жертвы были прекрасны, я не могу ими восхищаться; я никогда не соглашусь на ограбление моего духовенства и моего дворянства . Я никогда не дам санкции на декреты, которые грабят их, потому что тогда французский народ однажды мог бы обвинить меня в несправедливости или слабости ". Людовика беспокоила не потеря положения французской знати и духовенства, а адекватное возмещение за эту потерю. Между тем, августовские указы открыли Ассамблее возможность принять Декларацию прав человека и гражданина .

Первоначально крестьяне должны были платить за выпуск дворянских сборов; эти сборы затронули более четверти сельскохозяйственных угодий во Франции и обеспечили большую часть доходов крупных землевладельцев. Большинство отказалось платить, и в 1793 году обязательство было отменено. Таким образом крестьяне бесплатно получили свою землю и перестали платить церковную десятину.

DMG Sutherland изучил результаты для крестьян и помещиков. Крестьянам больше не приходилось платить церковную десятину. Однако землевладельцам теперь было разрешено повышать арендную плату на ту же сумму, что и прежняя десятина. Затем национальное правительство облагало налогом новый доход владельцев, повышая земельный налог. Сазерленд заключает, что крестьяне фактически платили дважды: более высокую ренту и более высокие налоги. Многие пытались уклониться от этого бремени. Однако в конечном итоге новое бремя для арендаторов и домовладельцев было в значительной степени компенсировано значительным повышением производительности труда, которое сделало всех богаче.

В условиях жестокого финансового кризиса последний французский абсолютный монарх Людовик XVI Бурбон был вынужден созвать Генеральные штаты, впервые почти за 200 лет. Значительное количество мест в нем занимали представители третьего сословия (хотя голосование проводилось еще, как и прежде, по сословиям), многие из них были юристами. 5 мая 1789 г. Генеральные штаты собрались в Версале, третье сословие сразу встало в оппозицию к королю, его представители (и примкнувшие к ним некоторые делегаты других сословий, включая Талейрана, Мирабо и др.) провозгласили себя Национальным собранием, потребовав принятия Конституции Франции. Национальное собрание стало Учредительным. 14 июля 1789 г. в результате народного бунта в Париже штурмом была взята Бастилия, политическая тюрьма, абсолютная монархия во Франции была свергнута, началась Великая французская буржуазная революция.

1. Причины революции

Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанесла Французская революция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти.

Французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-политического строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации. Революция 1789 - 1794 гг. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем, что абсолютизм:

· перестал выражать общенациональные интересы;

· защищал средневековые сословные привилегии;

· защищал исключительные права дворянства на землю;

· поддерживал цеховой строй;

· установил торговые монополии и др.

В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный неурожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались крестьянские волнения, перекинувшиеся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 г.

17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.

2. Этапы революции

Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следующие этапы:

1. Период конституционной монархии (1789-1792). Главная движущая сила - крупная аристократическая буржуазия (представители — маркизы Мирабо и Лафайет), политической властью владеют фельяны. В 1791 г. была принята первая Конституция Франции (1789 г.).

2. Жирондистский период (1792-1793). 10 августа 1792 г. монархия пала, король Людовик XVI и королевская семья были арестованы, к власти пришли жирондисты (название от департамента Жиронда, в котором находится город Бордо, оттуда были многие жирондисты, например Бриссо), провозгласившие Францию республикой. В сентябре 1792 г. взамен предусмотренного отмененной Конституцией 1791 г. Законодательного собрания Франции было созвано новое Учредительное собрание - Национальный конвент. Однако в Конвенте жирондисты оказались в меньшинстве. Также в Конвенте были представлены якобинцы, исповедовавшее более левые взгляды, чем жирондисты, выразители интересов мелкой буржуазии. Большинство в Конвенте составило так называемое «болото», от позиции которого фак­тически зависела судьба революции.

3. Якобинский период (1793-1794). 31 мая-2 июня 1793 г. власть перешла от жирондистов к якобинцам, устанавливается якобинская диктатура, республика была укреплена. Разработанная якобинцами Конституция Франции так и не была введена в действие.

4. Термидорианский период (1794-1795). В июле 1794 г. в результате термидорианского переворота якобинцы были свергнуты, а их лидеры казнены. Во французской революции обозначился консервативный поворот.

5. Период Директории (1795-1799). В 1795 г. была принята новая Конституция Франции. Конвент был распущен. Учреждена Директория - коллективный глава государства, состоящий из пяти директоров. Директория была свергнута в ноябре 1799 г. в результате брюмерского переворота под руководством генерала Наполеона Бонапарта. Это ознаменовало конец Великой французской буржуазной революции 1789-1799 гг.

3. Конституционная монархия

Началом первого этапа революции считается день 14 июля 1789 года, когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла большая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках. В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборными органами - муниципалитетами, в которые вошли наиболее авторитетные представители третьего сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - условие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, представлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стремившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия, поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе их политической деятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

4. Декларация прав человека и гражданина

26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программный документ революции - Декларация прав человека и гражданина.

Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

Ст. 1 Декларации заявляла: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались:

Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати. Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Идея о суверенитете была закреплена ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образовании закона, который объявлялся выражением общей воли. Статьи 13 и 14 устанавливали порядок, размеры налогов, а также продолжительность их взимания.

Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица по вверенной ему части управления. Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

5. Конституция 1791 г.

Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработке конституции.

Окончательный текст конституции был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного деления страны, об упразднении цехов и т. д.

Конституцией утверждались основные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

Читайте также: