Когда отпуск в театре

Опубликовано: 17.09.2024

Дикие Хозяйки

В Европе лето считается горячим временем. Во всех уголках Старого Света активизируются театры, начинаются масштабные фестивали, на всех площадках бурлит жизнь – словом, делается все, чтобы туристы, да и просто горожане, не скучали. В России совершенно другая картина. Именно сейчас, когда российская столица полна гостей, артисты наших театров разъезжаются на гастроли либо массово уходят в отпуск.Июль и август в Москве традиционно называют «мертвым сезоном». Хотя почему мертвым? Почувствовав, что ниша пустует, зрителей бросаются развлекать антрепризные компании. И зарабатывают на этом неплохие деньги. Почему театры не хотят даже в кризисные времена изменить традиции и остаться летом в строю, какие московские театры являются «чемпионами по каникулам» и когда они откроют сезон, выяснили «Новые Известия».

В среднем ведущие театры Москвы летом не играют спектакли около полутора месяцев. Рекордсменом по летнему отдыху в этом сезоне стал РАМТ, который закрыт для зрителей 97 дней подряд. Такой отпуск Молодежного театра объясняется просто: в июне шел косметический ремонт. Пока рабочие обновляли фойе и зал, актеры репетировали несколько премьерных спектаклей будущего сезона: 5 июля была генеральная репетиция спектакля «Под давлением». А вплоть до 28 августа РАМТ отдал свою площадку под ежегодный летний фестиваль балета. Аналогично обстоят дела и в целом ряде столичных театров. Например, труппа Театра Моссовета в июне и июле гастролировала в Саратове, Самаре и Израиле, а их основная площадка была отдана Международному чеховскому фестивалю.

Время «мертвого сезона» никто не контролирует. Это подтвердила «Новым Известиям» и начальник Отдела по работе с театральными деятелями Москвы и Московской области Союза театральных деятелей России Татьяна Никитина: «Театры вольны сами распоряжаться своим временем. Никто не вправе указывать им, когда закрывать и открывать сезон. И если нужно для ремонта два месяца – они закрываются на это время, но закулисная работа все равно ведь не останавливается». С другой стороны, как выяснили «НИ», отпуск актера согласно законодательству должен составлять стандартные 28 календарных дней. То есть свободного времени у артиста столько же, сколько у юриста или бухгалтера.

И все же удивительно, что в разгар сезона отпусков одновременно закрывается столько театров, составляющих культурное достояние страны. Тем более что лето, театр и отдых – одного поля ягоды. Летом Москву посещают (по разным оценкам) от 1,5 до 2 млн. иностранных туристов и около 5 млн. российских. И вот тут начинается сбой. Когда туристы подходят к театральным кассам – видят, что сезон закончен, закрыты лучшие театральные площадки. Из крупных репертуарных театров сейчас в Москве работают «Современник», Театр Романа Виктюка, Школа драматического искусства, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, а также «Ленком» и Большой театр, которые на этой неделе завершают сезон. «Очень обидно, что все одновременно уходят в отпуск», – сказала «Новым Известиям» актриса Ростовского Молодежного театра Маргарита Лобанова. Каждый год Маргарита Александровна приезжает в Москву – «походить по театрам». Но плотная занятость в репертуарном театре не позволяет ей приехать среди сезона. «Сто лет не была в Театре Вахтангова, – говорит она, – хотя вахтанговская школа мне как актрисе очень близка. Приходится довольствоваться тем, что есть. Но в этом году крупно повезло – попала на несколько спектаклей Мастерской Фоменко».

Довольствоваться тем, что есть, приходится и другим приезжим. И в этом плане Москва не похожа ни на одну из театральных столиц мира. Например, в Европе нет понятия «мертвый сезон», поскольку летом театральная жизнь здесь не замирает, а напротив – это самое время для музыкальных и театральных фестивалей, спектаклей под открытым небом и многочисленных шоу. Скажем, в Брюсселе летняя театральная программа состоит из зрелищ, которые специально придуманы для туристов. В числе прочих здесь ежегодно проходит костюмированное шествие «Омеганг», имитирующее вступление в Брюссель свиты императора Карла V. Тысячная массовка облачена в костюмы начала ХVI века. В культурной жизни Стокгольма затишья также не наступает. Смещаются лишь акценты. Из камерных залов театр выходит на улицу, чтобы вовлечь в праздник как можно больше зрителей. Главная проблема городских властей – составить расписание фестивалей, чтобы они не проходили одновременно. Подобная фестивальная нагрузка крайне необходима Стокгольму, поскольку в разгар сезона город пропускает через себя многочисленные потоки туристов, сюда заходят и круизные лайнеры, курсирующие по Балтике. Достаточно всего одной недели без событий – и в следующем году город потеряет несколько десятков турфирм, которые посоветуют туристам выбрать другой маршрут. Для Стокгольма это стало бы бедой, поскольку каждый турист оставляет здесь в среднем сто евро в день.

Репертуарные театры Москвы пока не делают ставку на туристов, и приезжим приходится выбирать между антрепризой и цирком. Директора и участники антрепризных проектов давно открыли для себя этот закон, поэтому летом плотно арендуют площадки знаменитых театров. «Чёс», колесящий в течение года на периферии, летом оказывается в центре внимания театральной публики. Подливают масла в огонь распространители билетов, предлагающие на вокзалах и в метро билеты во МХАТ или в Театр Вахтангова, и только на месте оказывается, что спектакль не является репертуарным и подчас проигрывает в качестве. Вместе с антрепризой пустующую нишу в период «мертвого сезона» закрывают и международные фестивали. Правда, в Москве они проходят камерно и не имеют такого размаха, как в том же Стокгольме.

И все же есть исключения. Слегка оживить «мертвый сезон» решили в Театре Гоголя. Не первый год подряд коллектив театра специально уходит на покой в середине мая, но уже в первых числах августа радует зрителя спектаклями. В этом году к нему добавился и еще один «нарушитель» порядка – московский театр «Эрмитаж». Не работая с 31 мая, он откроется уже 6 августа. Причины этого объяснил «НИ» директор «Эрмитажа» Владимир Жорж: «Кто-то ведь должен броситься грудью на амбразуру и дать зрителю зрелищ, которых он жаждет! А если серьезно, то мы открываем сезон раньше, поскольку финансовый кризис поставил театры в незавидное положение. Во Франции увеличили финансирование культуры на 40%, а у нас, наоборот, урезают бюджет. Что такое бюджетные средства, выделенные на гастроли или на празднование юбилеев, мы забыли. А между прочим, следующий сезон у нас юбилейный – пятидесятый. Чтобы отпраздновать его, мы должны сами изыскивать средства. Возможно, что такое раннее начало сезона подправит наше материальное положение и привлечет нового зрителя».

Театры города традиционно закрывают сезон. Лето — время отпусков и гастролей. О планах театров на три жарких месяца, лучших премьерах предстоящего сезона и специальных летних программах в материале Vash Dosug .ru.

Главными событиями лета традиционно станут фестивали. Весь июль будет продолжаться музыкальный фестиваль Мариинского театра «Звезды белых ночей», изобилующий громкими премьерами и именами.

Вне конкуренции также фестиваль современного танца «Open look», который начнется 1 июля и продлится две недели.

Ценителей танца порадует и Александринский театр: на время отпуска, весь июль на его сцене будут показывать «Лебединое озеро» Театра балета им. Л. Якобсона.

В августе уйдет в отпуск другой бывший императорский театр — Михайловский. Но уже в сентябре труппа продолжит показывать премьеры минувшего сезона — «Прелюдия». Na Floresta / В лесу. Invisible / Невидимое», «Пламя Парижа» и другие.

Один из лучших театров для всей семьи — Большой театр кукол уходит в отпуск до сентября. 7 и 8 числа первого осеннего месяца труппа Руслана Кудашова представит зрителям премьеру спектакля «Песнь песней» по мотивам самого великого трактата о любви.

Театр на Васильевском будет работать весь июль и даже покажет зрителям премьеру моноспектакля талантливого, но пропавшего на время из театральной афиши, Альберта Макарова — «Дом особого назначения» по пьесе После гастролей в Архангельске театр начнет новый сезон только 29 сентября.

Музыкальный театр «Карамболь» уже закрыл сезон и возобновит работу только в середине сентября. В новом сезоне театр подарит зрителям премьеру легендарного мюзикла Александра Зацепина «31 июня».

В списке закрывших сезон и Театр на Литейном, который вернется из отпуска 15 августа. Предстоящие премьеры и планы театра пока держатся в секрете.

Один из самых коротких отпусков будет у Театра-фестиваля «Балтийский дом». Уже 16 августа труппа откроет очередной сезон. Первой премьерой станет спектакль «Ты, я» на малой сцене театра.

На весь июль уходит в отпуск горячо любимым петербуржцами театр «Мастерская» под руководством Григория Козлова. Четвертый сезон молодые актеры откроют уже 3 августа.

Театр Комедии им. Н.П. Акимова, наоборот, возвращается из отпуска уже 3 июля и пока не обещает зрителям премьер.

Театр им. Ленсовета закрыл свой 79-й сезон и вернется к работе 31 августа.

Малый драматический театр — Театр Европы работает весь июль. Кроме того на камерной сцене театра продолжается фестиваль национальной драматургии «Мы и Они=Мы», в рамках которого показывают лучшие эскизы постановок.

Камерный театр Малыщицкого в августе откроет 25 сезон громким спектаклем выпускников курса театральной академии под руководством Анатолия Праудина — «ФутуризмЗрим».

84-й сезон Театра музыкальной комедии откроется 16 июля опереттой Франца Легара «Граф Люксембург», подробнее о планах театра на новый сезон можно узнать здесь.

Большой драматический театр откроет первый сезон под руководствомв сентябре. Премьеры пока не анонсируются.

Фото: Владимир Постнов.

Русская антреприза им. Андрея Миронова, напротив, не скрывает своих планов на юбилейный год — 1 ноября театру исполняется 25 лет со дня основания. Новый сезон откроется 30 августа премьерой «Голого короля» (спектакль можно успеть посмотреть и в этом сезоне, театр работает до 21 июля). 22 октября антреприза будет праздновать юбилей создателя театра Рудольфа Фурманова. Ждут зрителей и громкие премьеры — 22 октября премьера юбилейного вечера «Один день из жизни Иванова», 21 декабря — премьера спектакля «Мадам Бовари».

Не совсем традиционным получился в этом году график отпусков в Молодежном театре на Фонтанке. С 14 июня до 31 июля — отпуск, август — репертуарные спектакли для петербуржцев и гостей города, начало сентября — продолжение отпуска, и, наконец, 12 сентября — официальное открытие 35 сезона премьерой «Последнее китайское предупреждение» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани» в постановке . Премьера Семена Спивака откроет сезон, а ноябрь рассматривается как время для визита в Петербург — театр покажет спектакль «Четыре танго о любви» по новеллам Эрика-Эмманюэля Шмитта в постановке Сергея Морозова.

ПОЛОЖЕНИЕ
об условиях и оплате труда работников театров

I. Общие положения

1. Действие Положения распространяется на работников всех театров независимо от их ведомственной подчиненности.

2. Вопросы, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются общим законодательством о труде и специальными нормативными документами (Положение о порядке проведения конкурсов на замещение штатных должностей творческих работников в театрах и художественных коллективах. Положение о порядке формирования творческих составов в театрах, концертных организациях, музыкальных и танцевальных коллективах. Положение о порядке тарификации артистического и художественного персонала театров, музыкальных и танцевальных коллективов, Правила внутреннего трудового распорядка и др.).

II. Прием на работу и освобождение от работы

3. На основании ст.10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде трудовые договоры заключаются:

на неопределенный срок;

на определенный срок не более трех лет;

на время выполнения определенной работы.

4. Оформление на работу производится на основании действующего законодательства, отраслевых Правил внутреннего трудового распорядка, а также действующего порядка формирования творческих составов театрально-зрелищных предприятий.

5. Прекращение трудовых отношений производится только по основаниям, предусмотренным законодательством.

Творческие работники (артисты, режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры, художники) могут быть также освобождены от работы в соответствии с Положением о порядке проведения конкурсов на замещение штатных должностей творческих работников в театрах и художественных коллективах и Положением о порядке формирования творческих составов в театрах, концертных организациях, музыкальных и танцевальных коллективах.

6. Приглашение на работу в разовом порядке всех категорий работников для постановок спектаклей, гастрольных выступлений в ведущей роли (партии) в спектаклях, для обслуживания выездных и гастрольных спектаклей производится в случае творческой или производственной необходимости и при наличии фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава.

III. Организация труда

7. Все работы по выпуску новых и возобновляемых спектаклей, показу спектаклей текущего репертуара на стационаре, организации выездных, параллельных и гастрольных спектаклей, а также вся деятельность театра осуществляются по планам, утверждаемым руководством театра.

8. Правила внутреннего трудового распорядка в каждом театре устанавливаются директором театра по согласованию с комитетом профсоюза на основании отраслевых Правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Министерством культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры.

9. Круг обязанностей (работ), которые выполняет каждый работник театра в соответствии со своей специальностью и квалификацией или должностью, определяется квалификационно-должностными характеристиками, а также должностными инструкциями, положениями, техническими правилами, утверждаемыми в установленном порядке.

10. В целях улучшения культуры обслуживания зрителей, рациональной организации работ и уплотнения рабочего времени администрация театра вправе поручать:

а) артистам (в музыкальных театрах - солистам) всех тарифных категорий - исполнение любых ролей (партий), в том числе эпизодических, а также исполнение несложных двух ролей (партий) в одном спектакле, а артистам кукольных театров всех тарифных категорий - не более четырех ролей в одном спектакле;

б) артистам (кроме артистов высшей категории) всех театров - участие в массовых сценах со специальным вызовом их для выполнения этой работы и с зачетом ее в месячную норму выступлений;

в) творческим работникам (артистам, режиссерам, балетмейстерам и др.) в случае их незагруженности в отдельные периоды - участие в концертах, проводимых в других театрально-зрелищных предприятиях, или запись на пленку с репертуаром, исполняемым или подготовленным по месту работы, а также постановку спектаклей, программ и номеров в других театрах, филармониях, музыкальных коллективах, студиях грамзаписи, на радио, по телевидению, в кино, с зачетом этой работы в норму выступлений или норму постановок по месту основной работы и с возмещением этими организациями театру расходов, связанных с выплатой заработной платы;

г) всем артистам - участникам данного спектакля в драматических и музыкальных театрах - хоровое пение за сценой, а артистам первой и второй тарифных категорий, артистам хора и вспомогательного состава - кроме того и j исполнение речевых шумов; балетмейстерам, хормейстерам, концертмейстерам музыкально-драматических театров и театров музыкальной комедии - подготовку танцевальных и вокальных партий со всеми исполнителями;

д) пианистам и баянистам драматических театров, а также заведующим музыкальной частью театров, где нет штатных артистов оркестра, - исполнение обязанностей аккомпаниаторов-концертмейстеров;

е) артистам хора - исполнение небольших сольных партий (компримарий);

ж) артистам всех тарифных категорий театров кукол - исполнение речевых и технических шумов и частичную перестановку декораций по ходу действия;

з) аккомпаниаторам-концертмейстерам драматических театров - исполнение музыкальных номеров по ходу действия;

и) артистам оркестра - исполнение музыкальных партий на сцене по ходу действия, если это даже связано с гримированием и костюмировкой, а также исполнение на своем инструменте партий или фрагментов партий других инструментов, транспонированных для данного инструмента;

к) рабочим всех специальностей, обслуживающим сцену, - исполнение технических шумов за сценой;

л) рабочим театров и мастерских - выполнение работ по своей специальности как по обслуживанию сцены, так и всего здания стационара театра;

м) машинистам сцены, монтировщикам сцены, костюмерам, гримерам, электроосветителям - переноску сценического имущества, а также его упаковку и распаковку, погрузку и разгрузку при перевозке всеми видами транспорта. При этом запрещается привлекать женщин для переноса сценического имущества весом более 20 кг; машинистам сцены, монтировщикам сцены, костюмерам, электроосветителям - перемещение и переноску музыкальных инструментов (роялей, пианино, фисгармоний, арф и т.п.) в пределах одного здания; при этом запрещается привлекать женщин к этой работе;

н) контролерам билетов и гардеробщикам - производство сухой уборки помещения театра, переноску мебели (весом не более 20 кг для женщин), штемпелевку билетов, выполнение обязанностей сторожей и отдельных поручений администрации;

о) дирижерам, режиссерам, хормейстерам и концертмейстерам (пианистам) - выполнение обязанностей звукорежиссера при записях на магнитофонную пленку музыкальных и драматических произведений.

При заключении с работниками трудового договора администрация обязана предупредить работника о возможности привлечения его к работам, предусмотренным в настоящем пункте, без дополнительной оплаты в пределах нормальной продолжительности рабочего времени.

11. Администрация театра не вправе требовать от артистов исполнения в концертах, организуемых театром, программ, концертных номеров, подготовленных артистом самостоятельно в свободное от работы время.

12. Театр за свой счет предоставляет работникам: сценические, репетиционные, производственные помещения, оборудование, аппаратуру, инструменты, сценические костюмы и обувь, грим, гримировальные принадлежности, реквизит, а также репетиционные костюмы и танцевальную обувь для спектаклей, репетиций и тренажа - артистам балета.

13. Работа артистов, режиссеров, художников, дирижеров, хормейстеров и балетмейстеров вне своего театра, по договорам в разовом порядке (осуществление постановки, участие в спектаклях, концертах, киносъемках, телепередачах и т.д.) допускается в каждом отдельном случае только с письменного разрешения директора театра.

IV. Нормирование труда

14. Артистам (кроме артистов вспомогательного состава), а также дирижерам, помощникам режиссеров и суфлерам устанавливаются нормы выступлений и участия в спектаклях, а художественному персоналу (режиссерам, художникам, дирижерам и балетмейстерам) - нормы постановок.

Указанные нормы устанавливаются с учетом особенностей творческого процесса в театрах и имеют своей целью повышение идейно-художественного уровня новых постановок и спектаклей текущего репертуара, охрану труда творческих работников и компенсацию за перевыполнение этих норм.

Нормы выступлений в спектаклях, нормы постановок и порядок их учета утверждаются Министерством культуры СССР по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.

15. Администрация театра обязана обеспечить равномерную загрузку артистов и художественного персонала в пределах установленных норм путем правильного планирования выступлений в спектаклях и подготовительно-репетиционной работы.

16. Месячная норма выступлений в спектаклях соответственно (пропорционально) снижается при поступлении на работу в театр или при освобождении от работы в нем в течение месяца, а также при отпуске, освобождении от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей и за дни болезни, совпадающие по репертуару с выступлениями данного работника.

При предоставлении отгулов за неиспользованные выходные дни месячная норма выступлений не корректируется.

17. При поступлении работников художественного персонала на работу в театр или освобождении от работы в нем в течение календарного года норма постановок для них соответственно (пропорционально) снижается.

18. В норму засчитываются только законченные и принятые в установленном порядке в течение данного календарного года постановки.

Капитальное возобновление постановки засчитывается за 0,5 единицы нормы. Капитальным возобновлением считается работа над постановкой, ранее находившейся в репертуаре театра, связанная для режиссера (балетмейстера) со значительным изменением режиссерского плана и вводом ряда новых исполнителей, для художника - с изменением оформления спектакля не менее чем на 50%.

19. В случае увольнения работника до окончания учетного периода перевыполнение нормы оплачивается при окончательном расчете по заработной плате с учетом фактически проработанного времени и количества выступлений или поставленных спектаклей.

20. Выступления в спектаклях сверх месячных норм допускаются в случаях производственной необходимости с разрешения комитета профсоюза.

21. Участие артиста, дирижера, помощника режиссера и суфлера в генеральной репетиции при общественном просмотре спектакля засчитывается в месячную норму выступлений.

22. Спектакли и концерты, проводимые профсоюзными организациями в порядке общественной работы (военно-шефские и другие шефские спектакли и концерты), в рабочее время в норму выступлений не засчитываются.

23. Участие артистов в радиопередачах, телевизионных передачах, киносъемках, концертах, записях на пленку для показа по телевидению, организуемых непосредственно дирекцией театра, как с текущим репертуаром, так и со специально подготовленной в рабочее время программой, засчитывается в выполнение их нормы выступлений в театре.

V. Рабочее время

24. Для работников театров устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем. При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов при недельной норме 41 час. Накануне выходных и праздничных дней продолжительность работы сокращается на 1 час.

Работники театров могут быть вызваны администрацией на работу не более двух раз в день.

Артист может быть вызван на репетиции один раз, а при незанятости в спектаклях - два раза в день. Артистов, занятых только в одном акте спектакля, администрация вправе занимать в репетиции второй раз в день в пределах длительности данного спектакля.

25. К работникам с ненормированным рабочим днем относятся работники, характер деятельности которых не позволяет строго регламентировать их рабочее время.

Перечень должностей работников театров с ненормированным рабочим днем утверждается Министерством культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры.

26. Учет рабочего времени ведется на каждого работника в отдельности.

Для работников театров, работа которых непосредственно связана с проведением и обслуживанием спектаклей и репетиций (помощники режиссеров, суфлеры, монтировщики сцены, костюмеры, гримеры-постижеры, электроосветители, контролеры билетов, гардеробщики, машинисты сцены, водители, занятые в выездных и гастрольных спектаклях, и другие), устанавливается суммированный месячный учет рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за месяц не превышала нормального числа рабочих часов.

Месячная норма рабочего времени этих работников определяется путем умножения установленной продолжительности рабочего дня на количество рабочих дней в данном месяце с учетом сокращения рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни.

27. По соглашению между работником и администрацией театра может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени.

28. В рабочее время засчитывается:

а) время, затраченное на подготовку, проведение и завершение спектакля (загримирование, разгримирование, костюмировка, установка и разбор декораций и т.д.);

б) время, затраченное на участие в репетициях, включая занятия, тренаж и другие подготовительные работы, с момента явки на работу по распоряжению администрации до момента окончания работы, по фактической ее длительности, но не менее 2 часов в один вызов;

в) время, затраченное при выездных спектаклях с момента явки на сборный пункт в установленный срок до приезда в то место, где назначен спектакль, а также время, затраченное на возвращение к месту нахождения театра (но не более 7 часов в сутки на проезды в оба конца); время, затраченное на ожидание в случае задержки объявленного спектакля и продолжительность самого спектакля;

г) перерывы между спектаклями в пределах одного вызова на работу (например, между двумя утренними спектаклями); для работников кукольных театров - перерывы, но не более одного часа между спектаклями в пределах каждого вызова на работу;

д) время нахождения в пути во время гастролей по фактической длительности, но не более 7 часов в сутки;

е) время, установленное для проведения спектакля, при вызове артиста на спектакль для дежурства на случай замены (в запас);

ж) половина времени, установленного для проведения данного спектакля или репетиций, - в случае, когда работник явился, не будучи предупрежденным об отмене спектакля или репетиции;

з) время, затраченное на запись для производственных нужд театра, приравнивается к репетиции.

29. Время подготовки, проведения и завершения спектакля засчитывается в рабочее время по нормам, устанавливаемым администрацией по согласованию с комитетом профсоюза на каждый спектакль в отдельности.

Это время устанавливается по фактической продолжительности в следующих пределах: для артистов - от 2 до 4 часов; для рабочих и младшего обслуживающего персонала - от 3 до 6 часов; для работников театров кукол - от 1 часа 15 минут до 3 часов.

В тех театрах, где введена сменная работа, учитывается время, фактически затраченное на работу по спектаклю.

30. Во время репетиционной и подготовительной работы (самостоятельные репетиции, занятия) предоставляются перерывы для отдыха, засчитываемые в рабочее время:

артистам-вокалистам (солистам), артистам балета и хора - 20 минут после каждого часа работы;

артистам оркестра музыкальных театров - 15 минут после каждого часа работы;


Драма летом идти не может. Это туристический сезон, в том числе для Москвы, где много иностранцев. В июле-августе в театр ходят в основном туристы из Азии: Кореи, Китая, Японии. Эти страны по-прежнему обожают русский балет и его посещение включают в обязательную программу. Им, к сожалению, драматический театр не подходит. Поэтому все лето в РАМТе идут балетные спектакли – международный продукт, понятный любому. Замечу, правда, что мы просто предоставляем площадку и таким образом зарабатываем дополнительные средства. Балетный «период» в РАМТе – это не столько творчество, сколько интеграция театра в туристическую индустрию.

Летом неспроста работает очень мало столичных театров: все актеры – в отпуске после тяжелейшего сезона – им по закону положено 28 дней отдыха, да и публика своя, постоянная, разъезжается. В основном идут, конечно, гости из-за границы, но есть и россияне, приезжающие в Москву, как говорится, "за песнями".


Иван Вырыпаев, режиссер, драматург, худрук театра «Практика»

Вы думаете, что в практике западного театра нет такого понятия, как «мертвый сезон»? Напрасно. Про весь западный театр не скажу, но в Польше, где я работаю, летом театральная жизнь замирает. Это время для отдыха артистов. Кстати, сотрудники нашего театра, и я в том числе, предпочитают отдыхать именно зимой – в Индии, на Гоа. Ведь летом и в Москве классно.

Лично я считаю, хорошо, когда маленький театр работает без перерыва на лето. Он всегда найдет свою аудиторию. Например, крупные московские театры предпочитают не играть летом детские спектакли, так как школьники обычно разъезжаются на каникулы. Однако мой опыт подсказывает другое: многие родители маются, когда не могут вывезти детей на отдых, а развлечения в мегаполисе – скудные. Есть много приезжих, есть вдобавок дети, живущие в районе нашего театра «Практика», которые тоже заглядываются на афиши.

Есть множество причин играть летом именно детский репертуар. В качестве эксперимента мы решили попробовать. Конечно, проект не коммерческий, но все равно очень для всех нас радостный. Вдруг оказалось, что для маленького городского театра на 80 мест спектакли для детей – именно то, что надо.

Мы устраиваем целую программу игр и развлечений перед представлением. В результате ребенок проводит в театре несколько часов, и потом его просто не утащить отсюда, что радует. Это вполне совпадает с концепцией «Практики», которая в идеале должна быть клубным местом, которое открывается в 9.00 и не закрывается никогда. Если бы у нас был особняк посреди маленького садика, то мы бы развернулись по полной программе, и наш театр стал бы одним из самых притягательных мест Москвы. А так мы ограничены наличием соседей и жесткими требованиями не шуметь.

Кстати, о шумных праздниках. 27 июня мы планируем провести День молодежи. В прошлом году он прошел просто феерически. Заглянул Сергей Капков и другие известные люди, было много гостей. В этом году центральным событием будет премьера документального фильма Александра Шейна «Тимур Новиков. Ноль объект». В прокат он выходит в сентябре, но критики уже оценили его очень высоко. Он о художественной революции 80-х, о ключевой фигуре петербургского андеграунда – Тимуре Новикове, друге Виктора Цоя, Сергея Курехина, Сергея «Африки» Бугаева. 27 июня весь день в театре «Практика» будут идти киносеансы, а в целом праздник будет посвящен современной живописи и музыке. Пройдут мастер-классы, лекции, творческие встречи. Московская школа имени Родченко проведет акцию «1:0» от молодых художников. Студенты и выпускники школы сделают театр и его двор местом демонстрации всех форм современного искусства. Приходите, будет зажигательно!


Фред Поти, директор фестиваля странствующих театров в Авиньоне

Видимо, дело в самой природе европейской культуры – в стремлении подпитываться новыми впечатлениями. Во Франции действительно очень много самых разных фестивалей, и поэтому зимний сезон плавно перетекает в летний. Безусловно, это связано еще и с большим количеством туристов. У нас несколько десятилетий назад в рамках правительственной программы появилась тенденция к децентрализации театров, и в связи с этим открылось множество маленьких театров, а также фестивалей. Вопрос в другом – как привлечь зрителей. Даже на Авиньонском фестивале на некоторых спектаклях – не более 10 человек в зале.

Летом, конечно, особые условия – жарко. И если это стационарный театр, то можно, конечно, включить кондиционер, а вот в шапито – днем душно, и публику не заманишь. Поэтому мы играем спектакли лишь в вечерние часы. И, наверно, это спасает наш фестиваль от перенасыщения.


ПОДДЕРЖАТЬ «ТЕАТРАЛ» -->

Во всём мире театральная жизнь – явление круглогодичное. Летом вовсю готовятся премьеры, проходят разнообразные фестивали, устраиваются представления на открытом воздухе. В Москве же в это время почему-то наступает мёртвый сезон. Театры пустеют, зрителям остаётся ждать сентября: некоторые труппы отправляются на гастроли, но большинство из них – просто в отпуск. С чем связана эта странная традиция и что интересного подготовили наши театры в новом сезоне, выясняла корреспондент «Нашей Версии».

Культурный туризм в Европе развивается стремительно и бурно. Посещение летних фестивалей считается здесь одним из вариантов самого престижного отдыха, когда полезное идеально сочетается с приятным: почти все фестивальные города по совместительству являются либо климатическими курортами, либо историко-архитектурными памятниками старины. Причём каждая страна пытается сделать летнюю программу как можно более насыщенной. Театральные, музыкальные фестивали сменяются концертами и постановками на открытом воздухе. В итоге туристу остаётся лишь переезжать из одного города в другой, а устроителям следить за тем, чтобы даты мероприятий не пересекались.

В Москве ситуация диаметрально противоположная. Несмотря на то что летом столицу посещает наибольшее количество туристов, как зарубежных, так и российских, все столичные театры вешают на двери замки. «К сожалению, иностранец, однажды посетивший Москву, как правило, больше сюда не возвращается, – рассказала «Нашей Версии» турменеджер одного из столичных агентств Марина Кожевникова. – За один раз он успевает осмотреть всё, и делать ему больше здесь нечего. И всё из-за того, что летом культурная жизнь столицы фактически останавливается, а туристам остаётся лишь осматривать традиционные исторические места и памятники».

Выбор у гостей столицы действительно небольшой – посещать антрепризные постановки, которые привозят в Москву летом. Причём качество таких спектаклей зачастую оставляет желать лучшего. Зато прибыль они приносят, поскольку смотреть театралам попросту нечего. Называется всё это «деятельностью независимых трупп» или того изящнее – «сезоном антреприз», хотя театральные критики дали этому явлению более чёткое определение – «межсезонный чёс».

«Вообще-то, антрепризные постановки существовали всегда, – рассказал худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт. – В своё время, когда стационарных театров было мало и артисты могли подработать летом, а также показать свои постановки в других городах страны, это был не «мёртвый сезон», а гастрольный, антрепризный период. Какой-нибудь замечательный антрепренёр собирал труппу ещё в мае и отправлялся по матушке по Волге с остановками».

Сейчас вся эта гастрольная деятельность, по сути, сведена к минимуму, и летом актёры наших театров просто получают трёхмесячные каникулы. Конечно, никаких конкретных дат отпуска у театров нет – время «мёртвого сезона» никто не контролирует. «Театры вольны сами распоряжаться своим временем, – рассказала начальник отдела по работе с театральными деятелями Москвы и Московской области Союза театральных деятелей России Татьяна Никитина. – Никто не вправе указывать им, когда закрывать и открывать сезон. И, если нужно для ремонта два месяца, они закрываются на это время, но закулисная работа всё равно ведь не останавливается».

Обсуждение в чиновничьих кругах вопроса, как привлечь поток туристов в столицу летом, ни к чему не привело. Поэтому скорее всего нас ждёт более долгий, но эффективный путь осознания выгоды работы летом. Пока этот рынок не занят, преимуществ здесь немало: отсутствие конкуренции, завоевание новой публики, повышенное внимание (на безрыбье) СМИ.

В АТОР не ждут открытия новых стран для отдыха российских туристов весной

В АТОР уверены, что весной не произойдет важных изменений в плане зарубежного отдыха россиян. Такое мнение высказала Майя Ломидзе.

Все эти соображения постепенно заставляют театры перестраиваться. Период отдыха уже постепенно сокращается с трёх летних месяцев до одного – «мёртвого» августа. Однако учреждения культуры так долго жили полностью на госиждивении, что даже в изменившейся ситуации навыки умного менеджмента приживаются с трудом. В итоге большинство театров предпочитают сдавать свои сцены и отдавать все дивиденды шустрым антрепризным компаниям.

В кризис столичный Департамент культуры отказался финансировать многие премьеры, но в наступающем сезоне их и так будет немало. В связи с приближающимся юбилеем Антона Чехова многие театры подготовили свои постановки пьес великого русского классика.

Сразу два московских театра решили стартовать пьесой «Дядя Ваня»: со своими трактовками чеховской пьесы зрителей ознакомят Андрей Кончаловский в Театре имени Моссовета и Римас Туминас, возглавляющий Театр имени Вахтангова. Кстати, вахтанговская постановка ещё в репетиционный период вызвала немало слухов и толков и станет одной из самых ожидаемых премьер этого года. Тем более что звёзд в ней хватает: Войницкого играет Сергей Маковецкий, доктора Астрова – Владимир Вдовиченков, разбивательницу сердец Елену Андреевну – Анна Дубровская.

Любопытный спектакль, приуроченный к 150-летию Антона Павловича, будет идти на площадке «Школы драматического искусства». Называется он «Тарарабумбия».

Как объяснил режиссёр постановки Дмитрий Крымов, «Тарарабумбия» – необычный спектакль, нечто среднее между парадом советских лет и балом у Сатаны из булгаковского романа. Все персонажи Чехова – от актёров и музыкантов до львов, орлов, куропаток и рогатых оленей – пройдут по движущемуся помосту фантастическим шествием.

А вообще, Чехова в этом сезоне не ставит только ленивый. Сергей Арцыбашев в Театре имени Маяковского готовит «Трёх сестёр» – в спектакле будет занята почти вся труппа. В «Эрмитаже» в конце октября обещают показать «Тайные записки тайного советника» (по «Скучной истории»), главную роль сыграет приглашённый из Театра Маяковского Михаил Филиппов. В «Студии театрального искусства» Сергея Женовача решили пойти по необычному пути, сделав постановку по чеховским «Записным книжкам». Худрук Театра Станиславского Александр Галибин заказал драматургу Елене Греминой пьесу «Чехов. Молодые годы». Как рассказали в театре, это будет одновременно лирическая и страшная семейная история.

Но, пожалуй, самая ожидаемая чеховская постановка состоится на сцене «Ленкома» в конце сентября. Начать с того, что тамошний «Вишнёвый сад» посвящён памяти Олега Янковского: он всю жизнь мечтал сыграть в этой пьесе роль Гаева. Вдобавок авторский текст подвергся значительной переработке Марка Захарова, приобретя почти эстрадную легковесность.

«В Москве сейчас несколько «Вишнёвых садов», в Петербурге тоже имеются, ну а мы сделали свой, – рассказывает сам руководитель театра. – Нас же побудило взяться за «Вишнёвый сад» то, что всё театральное пространство России заполнено скучным Чеховым. Великие режиссёры МХАТа вычленили самую грустную, тоскливую, больную тему. И все идут по тому же пути. Конечно, она там присутствует, но почему должна доминировать? Ведь Чехов написал комедию, хоть это и последняя его пьеса, прощальная. Многое Антон Павлович предвидел, предчувствовал. Всегда у России под ногами было нечто зыбкое, не было такого твёрдого покрытия, чтобы человек с его собственностью чувствовал себя хорошо, комфортно, имел бы перспективы. Чехов даже в мелочах очень много рассказал о проблемах, что нас терзают по сей день».

Громкие премьеры ждут зрителей в чеховском МХТ. По Чехову здесь был поставлен спектакль Юрия Бутусова «Иванов» с Андреем Смоляковым в заглавной роли. Режиссёр известен своим умением превратить в современный трагифарс любую классическую пьесу (его необычный «Гамлет» с Константином Хабенским в роли злодея Клавдия и Михаилом Пореченковым-Полонием идёт уже пятый сезон), так что от этой постановки можно ожидать чего угодно. Появится в МХТ и чеховская «Дуэль» в постановке молодого Антона Яковлева.

В Турции назвали сроки начала туристического сезона для россиян

В Турции выразили готовность открыть туристический сезон уже в апреле. По опыту прошлых лет, именно в этот период в страну едут первые желающие отдохнуть на пляжах Средиземного моря.

Однако в МХТ будет много новых постановок, не имеющих отношения к русскому драматургу. Первый показ «Трёхгрошовой оперы» Кирилла Серебренникова с Константином Хабенским в роли Мекки-ножа уже состоялся. В ноябре зрители смогут посмотреть «Дворянское гнездо» с молодыми звёздами – Дмитрием Дюжевым, Ниной Гуляевой и Эдуардом Чекмазовым. Ещё одна постановка по классике – «Обрыв» от Адольфа Шапиро. Здесь в главных ролях: Анатолий Белый и легендарная эфросовская актриса Ольга Яковлева. «Повернуть артиста неожиданной стороной – это и есть самое интересное в театре, – рассказал худрук МХТ Олег Табаков. – Наши актёры довольно последовательно пробуют себя в режиссуре. И вот ещё один новобранец по этой части – Игорь Золотовицкий. Как только созреет, у меня есть шутейная, что ли, затея: в «подвале» («Табакерка». – Ред.) «Женитьбу» будет ставить Олег Тополянский. У нас в МХТ – Золотовицкий. И, уверяю вас, зрители будут ходить и туда, и сюда – сравнивать».

Сам Табаков появится в спектакле «Теплица» (пьеса Гарольда Пинтера) от авангардиста и неформала, создателя питерского «Формального театра» Андрея Могучева. «Сетований на сокращение денег в культуре не получите, – прямо заявил нам Олег Павлович. – Когда в театре аншлаги, общее сокращение дотаций непринципиально. Я последний раз играл при неполном зале в Казахстане во времена освоения целины – просто там спектакль начался раньше, чем кончилась вечерняя дойка». Тем не менее худрук МХТ надеется найти спонсоров на постановку «Соломенной шляпки» некоего француза и на ещё один проект – «Молодой англичанин».

Тем временем в Театре сатиры активно готовятся к празднованию 85-летия. «Нам объяснили, что 85 лет – это не юбилей, но для нас это всё равно знаменательная дата, и мы готовим юбилейное обозрение, своеобразный экскурс по музыкальной биографии театра, – рассказал Александр Ширвиндт. – Это наш жанр: Театр сатиры начинался с обозрения в 1924 году, периодически возвращался к нему. Мы делали обозрение «Андрюша» в память Андрея Миронова и «Нам всё ещё смешно» к 80-летию. Нынешнюю работу мы назвали нахально – «Триумф на Триумфальной». Дело в том, что в нашем театре в отличие от большинства драматических коллективов, есть свой живой оркестр. Когда мы подняли документы, связанные с музыкальной историей театра, то увидели, что первым завмузом был Исаак Дунаевский, а потом с театром сотрудничали такие известные композиторы, как Щедрин, Мурадели, Гладков, Богословский, Тухманов, Френкель и другие. Это была замечательная музыка, и мы решили пройтись по ней сегодняшним глазом».

В Театре имени Пушкина поставили трагедию Марины Цветаевой «Федра», причём на постановку был приглашён французский режиссёр Лукас Хемлеб, а в главных ролях заняты французская актриса русского происхождения Татьяна Степанченко и Вера Алентова. Сам же проект приурочен к Году России – Франции 2010 и делается совместно с французским театром «Феникс» и Международным Чеховским фестивалем.

Худрук театра Роман Козак выпустит «прозаическую» классику: «Бешеные деньги» Островского с Виктором Вержбицким, Иваном Ургантом, Александрой Урсуляк и Николаем Фоменко. Ещё одна трагедия появится под конец года в Театре наций: «Ромео и Джульетту» Шекспира в изобретённом им самим жанре саундрамы (представления, в котором музыка и слова плавно перетекают друг в друга) ставит режиссёр и композитор Владимир Панков. Малый театр собирается побаловать зрителей «Кабалой святош» Булгакова в постановке Владимира Драгунова. В Российском академическом молодёжном театре (РАМТ) планируется показ мюзикла «Алые паруса» по повести Александра Грина в постановке худрука Молодёжного театра Алексея Бородина. Главные роли исполнят Нелли Уварова и Евгений Редько. В довершение РАМТ продолжает свой экспериментальный «Ночной проект»: для полуночников Павел Сафонов поставит набоковское «Приглашение на казнь». Театр имени Ермоловой анонсирует три премьеры. Две из них – по классике. Приглашённый режиссёр Александр Огарев поставит «Весеннюю грозу» Теннесси Уильямса, а Галина Дубовская, уже не первый раз выпускающая премьеру в Ермоловском, репетирует комедию Островского «Красавец мужчина». В Театре на Малой Бронной сезон уже открылся – премьерной «Аркадией» Тома Стоппарда в постановке худрука Сергея Голомазова. Он же поставит ещё два спектакля – «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина с Даниилом Страховым и «Яму» по повести Александра Куприна.

В Московском ТЮЗе тоже не обошли классику стороной. В октябре пойдёт новый спектакль Камы Гинкаса «Записки сумасшедшего» по Гоголю, в главной роли – Сергей Маковецкий. Затем стартует «Кроткая» Достоевского в постановке Елены Керученко. В конце октября Кама Гинкас представит собственную инсценировку «Медеи», написанную по Аную, Сенеке и стихам Бродского. В Et Cetera сезон откроют вовсе не классикой, а мюзиклом Мела Брукса «Продюсеры». Зато следующей премьерой театра станет инсценировка повести Александра Куприна «Олеся». Худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз обещает, что сезон в его коллективе будет богатым на премьеры: на данный момент идёт работа над «Русским горем», музыкальной версией комедии Грибоедова «Горе от ума».

Читайте также: