Межнавигационный отпуск плавсостава что это

Опубликовано: 14.05.2024

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации.

2. Настоящее Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем.

3. Настоящее Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

4. Положение распространяется на судовладельцев, в том числе арендаторов, в соответствии с условиями договора аренды (далее - работодатель), независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и осуществляющих:

- перевозки грузов и пассажиров;

- вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

- другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

II. Рабочее время

5. В течение рабочего времени работник плавсостава обязан выполнять установленные уставом службы на судах внутреннего водного транспорта обязанности по управлению судном и обеспечению его безопасной эксплуатации.

6. Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для женщин - работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя, т.е. продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

7. Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.

8. Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.

- для работников плавсостава, несущих вахту в течение суток (00.00 - 24.00),

- для остальных работников плавсостава, как правило, в дневное время (06.00 - 18.00).

Работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной пунктом 6 настоящего Положения продолжительности ежедневной работы.

9. На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:

- при постоянном нахождении всего экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) - трехсменная вахта (работа);

- при распределении экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) - трехсменная или двухсменная вахта (работа).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).

10. На судах смешанного "река - море" плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев может устанавливаться работа со сменой экипажа.

При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

11. На скоростных судах в зависимости от условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, частоты остановок, соответствия действующим санитарным правилам и нормам и т.д.) устанавливается односменный или двухсменный режим работы работников плавсостава.

Работникам плавсостава скоростных судов, где по условиям работы необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Продолжительность периода, включаемого в рабочее время, устанавливается коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

12. Работники плавсостава могут привлекаться с письменного согласия работника к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей.

13. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.

14. Продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (за исключением скоростных) не должна превышать 30 суток подряд.

При работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава может устанавливаться двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.

Продолжительность периода работы в двухсменном режиме и порядок смены бригад устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

15. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

III. Время отдыха

16. Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:

- перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

17. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должка быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

18. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее - время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

19. Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 20 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части предоставления суммированных дней отдыха за работу, выполняемую сверх нормальной продолжительности рабочего времени, только по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ)

20. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.

Пример: Работник плавсостава отработал на судне в 2002 году с 1 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 97 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в нерабочий праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 752 часа <8 часов х (97- (2 + 1) дней>.

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 1 июня по 5 сентября 2002 года составляла 543 часа (18 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов - 151 час, в июле - 184 часа, в августе - 176 часов и 4 рабочих дня в сентябре по 8 часов - 32 часа).

Таким образом, указанному работнику плавсостава за время работы должно быть предоставлено 26 дней отдыха <(752 час - 543 час):8 час>.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 21 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части допущения переноса использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год

21. Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

22. В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.

23. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 24 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей, что в случае привлечения работников плавсостава к работе в период предоставления суммированных дней отдыха дни отдыха на другой срок не переносятся

24. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

25. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.

IV. Аварийные и авральные работы

26. Работники плавсостава обязаны выполнять объявленные капитаном работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным (аварийные и авральные работы). Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня.

27. К аварийным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:

работы по спасанию людей, судов, судового имущества и грузов;

работы по ликвидации пожара на своем судне или на других судах и береговых объектах, переводу судна в безопасное место;

работы по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна;

работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;

работы по спасанию поврежденных плотов;

работы по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие;

работы, связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде;

явка по тревогам: общесудовой, шлюпочной и "человек за бортом".

28. К авральным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:

работы по формированию и расформированию состава судов, плотов;

подъем якорей и выборка буксирных тросов вручную на несамоходных судах;

выход на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзовании, подъеме на слип (спуске судна со слипа), при постановке в док (выходе из дока), к необорудованному причалу, берегу (отходе от причала, берега);

укладка, подъем мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами;

работы по открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостков, сходен и палуб от остатков груза;

работы по установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавучих сооружений, по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

С учетом особенностей эксплуатации отдельных судов и мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников работодатель может относить к числу авральных и другие работы, связанные с необходимостью вызова для их выполнения работников плавсостава, свободных от вахты.

К числу таких работ, в частности, могут быть отнесены:

работы, связанные с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;

судовождение в озерных условиях при ограниченной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);

усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);

работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.

29. Авральные работы, выполняемые работниками плавсостава сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

30. При эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота.

31. Рабочее время и время отдыха работников плавсостава в межнавигационный период при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах регулируется трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организаций.

V. Порядок учета рабочего времени работников плавсостава в период навигации

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309, пункт 32 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей, что порядок учета фактически отработанного рабочего времени устанавливает работодатель

32. Учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава в период навигации, осуществляется в порядке, установленном работодателем.

Главой 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта.

Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулирует статья 329 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2003 года №13 «О порядке утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств» установлено, что такой перечень утверждается совместно федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Минтрудом Российской Федерации. Следует отметить, что до настоящего времени такой перечень не утвержден.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 мая 2003 года №133 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта» (далее - Положение №133).

Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота утверждено Постановлением Минтруда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года №11 «Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота» (далее – Положение №11).

Рассмотрим основные моменты регулирования рабочего времени, установленные названными документами.

Особенности режима рабочего времени работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта

Положение №133 устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна, заключивших трудовой договор с работодателем:

- работников командного состава судна (за исключением врача);

Положение №133 регулирует время работы и отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, в том числе время подготовки к ней и вывода из нее.

Следует обратить внимание, что согласно пункту 4 Положения №133 оно должно применяться не только судовладельцами, но и арендаторами – работодателями, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, а также следующие виды работ.

· вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

· другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени, причем учетный период на должен превышать одного года (с начала навигации до начала следующей навигации)

Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не должна превышать 40 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 8 часов, входные дни – суббота и воскресенье.

Сокращенная рабочая неделя (36 часов) и сокращенный рабочий день (смена) (7,2 часа) установлены для следующих категорий работников:

- для женщин – работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- для работников в возрасте от 17 до 18 лет.

Работодатель или по его поручению капитан судна составляют графики несения вахт или расписания выполнения работ, определяющие время начала и окончания ежедневной работы. Следует обратить внимание, что продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

На судах, эксплуатируемых круглосуточно, при экипажном методе работы, то есть при постоянном нахождении на борту всего экипажа судна, устанавливается трехсменная вахта. Если же применяется бригадный метод работы, то есть экипаж разделен на бригады для обеспечения несения вахт, могут быть установлены трехсменная или двухсменная вахта.

На судах, которые эксплуатируются не круглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта.

Возможность устанавливать, работу со сменой экипажа предусмотрена на судах смешанного «река-море» плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при эксплуатации свыше 6 месяцев.

При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 150 календарных дней.

На скоростных судах устанавливается односменный или двухсменный режим работы плавсостава. Если по условиям работы требуется присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере, установленном коллективным договором или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников, но не более 50 процентов.

Максимальная продолжительность ежедневной работы (смены), включая время несения вахт, выполнения работ за недостающего по штату работника и дополнительных работ, не входящих в круг обязанностей, что допускается с письменного согласия работника, не должна превышать 12 часов.

Пунктом 14 Положения №133 установлено, что продолжительно периода ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (кроме скоростных) не должна превышать 30 суток подряд. Более длительный период ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работ может быть установлен при работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Длительность такого периода не должна превышать 3 месяцев.

Мы отмечали, что работники плавсостава могут привлекаться к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей, но только с письменного согласия работника. Обязанностью работников является выполнение аварийных и авральных работ, объявленных капитаном судна, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Перечень аварийных и авральных работ приведен в разделе IY Положения №133, при этом при эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный для работников плавсостава судов морского флота.

Авральные работы, выполняемые сверх установленной продолжительности рабочего времени, учитываются особо.

В межнавигационный период рабочее время и время отдыха работников плавсостава при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах учитывается в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Обратите внимание!

Пунктом 4 статьи 28 Кодекса ВВТ установлено, что судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судно лицо обязаны за свой счет застраховать членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда из жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей.

Положение №11 распространяется на членов экипажей морских судов, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации судовладельцам независимо от форм собственности и осуществляющих:

· перевозки грузов и пассажиров;

· аварийно - спасательные работы;

· научно - исследовательские работы;

· портовые и служебно-вспомогательные работы;

· дноуглубительные и рефулерные работы.

Положение №11 не распространяется на членов экипажей рыболовецких судов и судов рыбной промышленности, судов Минобороны, МВД и Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Согласно пункту 1.4 Положения №11 оно применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая членов судовых ремонтных бригад, направляемых в рейс, исключение составляют:

- судовые медицинские работники;

- лица, являющиеся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа;

- работники судовых ресторанов;

- лица, находящиеся на борту, но состоящие на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя;

- лица, входящие в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса;

- лица, находящиеся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики;

- представители судовладельца, выходящие в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и тому подобное;

- лица, не входящие в состав экипажа и осуществляющие в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.

Рабочее время и время отдыха перечисленных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами.

Для членов экипажа нормальная ежедневная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю. Выходные дни – суббота и воскресенье.

Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена:

· для женщин – членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке - меридианом 160 градусов западной долготы – 7,2 часа;

· для членов экипажей группы «А» атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания – 6 часов с понедельника по субботу включительно, то есть 36 часов в неделю, выходной день – воскресенье.

График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или капитаном судна по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом трудового коллектива.

Вахты устанавливаются следующим образом:

- на судах с круглосуточной работой экипажей – трехсменный график вахт;

- на судах, эксплуатируемых не круглосуточно – двухсменный или односменный график вахт;

- на группы «А» атомоходах и судах атомно-технологического обслуживания – четырехсменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна графики вахт могут устанавливаться продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени, продолжительность учетного периода определяется судовладельцем исходя из условий работы судна и установленного графика вахт. Также следует учитывать, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 120 календарных дней. Продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней, если имеются затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных и арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами времени и средств.

Члены экипажей судов, с их согласия, в свободное от вахт время могут привлекаться к выполнению работ, не связанных с их прямые должностные обязанности. Исключение составляют работники пищеблока. Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахты и время выполнения дополнительных работ не должна превышать 12 часов.

Аварийные и авральные работы на судне производятся по распоряжению капитанов в течение установленного и сверх установленного времени и являются обязательными для всех членов экипажа судна.

Перечень аварийных и авральных работ приведен в разделе 4 Положения №11. Аварийные работы, выполняемые сверх установленного рабочего времени, учитываются особо.

Обратите внимание!

Согласно статье 60 Кодекса торгового мореплавания установлено, что судовладелец обязан страховать заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа суммы, в том числе расходы на репатриацию, а также жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

Здесь же отметим, что Минтруда Российской Федерации от 3 июня 1997 года принято Постановление №27 «О режиме труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота». Названным Постановлением разрешено администрации Санкт-Петербургского и Архангельского морских портов устанавливать, в порядке исключения, по согласованию с выборным профсоюзным органом для членов экипажей морских судов портового флота ежедневную продолжительность рабочего времени (вахты, смены) до 24 часов при соблюдении следующих условий:

- работа судна осуществляется исключительно на акватории порта;

- судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов;

- ежедневная продолжительность рабочего времени в ходовом режиме судна соответствует продолжительности, установленной пунктом 2.3. Положения №11;

- в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением);

суммированный учет рабочего времени.

Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования деятельности на водном транспорте, порядок государственной регистрации судов, налогообложения основных средств, материально-производственных запасов, а также особенности регулирования труда работников водного транспорта, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Транспорт водный».

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«09» октября 2012г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд РК в составе:

председательствующего судьи Савиной С.А.

при секретаре Пятковой М.М.

с участием истца Соломенного И.В., его представителя Григорьевой Т.А., действующей по доверенности, представителя ответчика Цеханович А.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломенного И. В. к ГУ УПФ РФ в г. Петрозаводске РК о включении в стаж периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсии и о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Соломенный И.В. обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что решением комиссии ГУ УПФ РФ в г. Петрозаводске от . истцу отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от . № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого страхового стажа работы и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Данное решение считает незаконным, просит включить в стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, стаж работы в плавсоставе и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, то есть с . В последствие иск бы изменен истец просит обязать ответчика включить в стаж работы в МКС следующие периоды: с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . ; в РКС - следующие периоды: с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по .

В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, дополнив, что фактически истец продолжал осуществлять трудовую деятельность, находясь в резерве, на сельхозработах, на курсах повышения квалификации, зимотстое, в отпусках и отгулах, предоставленных за исполнение трудовых функций, прохождении медкомисии. Кроме того, отказ в назначении пенсии истцу мотивирован тем, что часть судов Беломорско-Онежского пароходства, на которых истец работал, имели своим портом приписки порты, не относящиеся к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, а порты приписки остальной части судов не подтверждены документально. Ответчик считает, что именно порт приписки определяет территориальную принадлежность каждого судна и место его трудовой деятельности его экипажа, в связи с чем ответчиком при вынесении решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости не включено время работы истца в МКС. Полагает, что территориальная принадлежность судна и место его трудовой деятельности его экипажа должны определяться местом приписки судна на хозяйственное и техническое обслуживание к конкретной ремонтно-эксплуатационной базе (РЭБ флота), местом нахождения судовладельца, местом уплаты налогов с судов, местом получения заработной платы экипажами судов. Работодателями истца в оспариваемый период являлись «Беломорско-Онежское пароходство» и ООО «Беломорско-Онежское пароходство», находящиеся в г. Петрозаводске, то есть в районе, приравненном в районам Крайнего Севера.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснив, что не подлежат включению в стаж работы в местах, приравненных к районам Крайнего Севера оспариваемые истцом периоды, поскольку работа члена экипажа судна считается протекающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если местом регистрации судна является района Крайнего Севера или приравненная к нему местность Территориальная принадлежность конкретного судна определяется по порту его приписки, то есть по месту регистрации в соответствии со ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ в одном из реестров судов РФ в торговом или рыбном порту РФ. Таким образом, территориальная принадлежность судна определяется по порту его приписки, и по этому факту оценивается территориальность трудовой деятельности члена экипажа судна. Согласно акту по результатам поверки первичных документов ОАО «Беломорско-Онежское пароходство» от . № суда смешанного (река-море) плавания, осуществляющие судоходство по рекам и морям и буксирные суда были зарегистрированы в судоходной инспекции Беломорско-Онежского бассейна до . , значились в судовом реестре. Документы, подтверждающие порт приписки судов, на которых работал истец, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не представлены. Также не представлены документы, подтверждающие факт работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то есть в зоне особых климатических условий. Адрес предприятия не подтверждает трудовую деятельность его работников в конкретном регионе или населенном пункте. Начисление истцу заработной платы с применением районного коэффициента, не может являться доказательством его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку к начислению заработной платы работников плавающего состава судов районные коэффициенты применяются и в тех случаях, когда суда находятся в плавании в местностях, где данные коэффициенты не установлены. Периоды нахождения в отгулах, отпусках, зимоотстоя, курсов, прохождение медкомиссии, сельхозработ, учебных отпусков, межнавигационных отпусков не могут быть зачтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку зачет таких периодов не предусмотрен Правилами от 11.07.2002 г. № 516. Кроме того, период с . по . не может быть учтен истцу, поскольку в данный период истец находился в отпуске без оплаты. В случае включения оспариваемых периодов в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, соответствующего стажа будет достаточно для назначения истцу досрочной пенсии по старости с момента достижения 50 лет, но не ранее даты обращения его в пенсионный орган.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 06 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно п. 2 ст. 28.1 вышеуказанного ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1-10 п. 1 ст. 27 и п.п. 7-9 п. 1 ст. 28 ФЗ, страховой стаж и стаж не соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии уменьшается на 5 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 вышеуказанного ФЗ мужчине, достигшему возраста 50 лет, необходимо соблюдение следующих условий: страховой стаж не менее 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных дел или в приравненных к районам Крайнего Севера местностях не менее 20 календарных лет, стаж работы в плавсоставе не менее 12 лет 06 месяцев.

В судебном заседании установлено, что . истец, . года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 9 п. 1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 вышеуказанного ФЗ.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 176 от 15.06.2012 г. истцу было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с недостаточным стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 указанного Закона.

В стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях не учтены периоды работы истца: с . по . в качестве матроса на Петрозаводском судоремонтно-судостроительном заводе на . с . по . в качестве матроса-моториста на Петрозаводском судоремонтно-судостроительном заводе на . . по . (нахождение в распоряжении Петрозаводской РЭБ флота), с . по . (нахождение в распоряжении Петрозаводской РЭБ флота), с . по . в качестве механика в распоряжении Петрозаводской РЭБ флота на т/х . , с . по . в качестве второго механика в распоряжении Петрозаводской РЭБ флота на т/х . , с . по . в качестве второго механика в распоряжении Петрозаводской РЭБ флота на . с . по . в качестве второго механика в Петрозаводской РЭБ флота на т/х . с . по . в качестве механика в Петрозаводской РЭБ флота на т/х . с . по . в качестве второго механика в Петрозаводской РЭБ флота на т/х «Балтийский-40», с . по . в качестве 2 механика в Петрозаводской РЭБ т/х . с . по . в качестве второго механика в Петрозаводской РЭБ флота на т/х . с . по . в качестве механика в Петрозаводской РЭБ флота на т/х . с . по . в качестве механика в Петрозаводской РЭБ флота на т/х . с . по . в качестве старшего механика в Петрозаводской РЭБ флота на т/х . поскольку зачет указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с ст.27,28 ФЗ «О трудовых пенсия» не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости № 516.

В стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях не учтены периоды работы истца: с . по . , с . по . в качестве 3 механика в Беломорском морском порту БОП на т/х . с . по . в качестве второго и третьего механика в Беломорском морском порту БОП на т/х . с . по . в качестве грузчика в Беломорском морском порту БОП, цех - ТХУ, с . по . в качестве третьего механика в Беломорском морском порту БОП на т/х . поскольку приписка судов, на которых работал истец в указанные периоды времени, к портам, расположенным в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, не подтверждена.

Вместе с тем соответствующая позиция пенсионного органа за исключением периода с . по . является несостоятельной.

При этом судом установлено, что суда, на которых работал истец в спорные периоды времени . ), были приписаны на хозяйственное и техническое обслуживание к предприятиям и структурным подразделениям Беломорско-Онежского пароходства, расположенным в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Все суда государственного предприятия «Беломорско-Онежского пароходства» и ООО «Беломорско-Онежское пароходство» были зарегистрированы в судовом реестре бассейновой судоходной инспекции в г. Петрозаводске и уплачивали налоги в ИФНС по г. Петрозаводску.

Согласно разъяснениям Министерства речного флота РСФСР за № 61 от 08.04.74 г. к заработной плате работников плавающего состава судов, приписанных на хозяйственное и техническое обслуживание к предприятиям и организациям, расположенным в местностях, указанных в Постановлении Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 28.02.74 г. № 46/7, районные коэффициенты, предусмотренные этим постановлением, применяются и в тех случаях, когда суда находятся в плавании в местностях, где районные коэффициенты не установлены.

Судом установлено, что работодателем истца в оспариваемые периоды являлось ОАО «Беломорско-Онежское пароходство».

Таким образом, работодатель истца находился в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

При этом истцу на протяжении работы в качестве члена экипажей вышеуказанных судов заработная плата начислялась с учетом районного северного коэффициента в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями лицевых счетов, архивными справками, представленными к материалам дела.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает, что поскольку в оспариваемые периоды истец работал в качестве члена экипажей судов, приписанных на хозяйственное и техническое обслуживание к предприятиям и структурным подразделениям БОПа, расположенным в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, заработная плата начислялась истцу с учетом северного коэффициента для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отказ в зачете спорных периодов в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является незаконным, данные периоды подлежат включению в стаж работы Соломенного И.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Кроме того в стаж работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях подлежат включению периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в отпусках, в отгулах, нахождение истца в оплачиваемом резерве, зимотстое, отгулах, отпусках, заявленные истцом в рамках искового заявления.

При этом суд учитывает, что нахождение истца в зимотстое, было связано непосредственно с выполнением им трудовых обязанностей у работодателя. Именно работодателем принималось решение о направлении работников на указные работы или зачисление в оплачиваемый резерв и отпуск.

При этом, как следует из архивной справки от . указанные периоды времени истцу начислялась заработная плата либо определенный процент навигационного оклада с учетом районного коэффициента. Отгулы истцу предоставлялись также в счет навигации за отработанное время, отпуска оплачивались с учетом начисления районного коэффициента.

Вместе с тем период с . по . включению в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не подлежит, поскольку истцу был предоставлен неоплачиваемый отпуск, согласно приказу .

Период работы истца с . по . (3 мес. 7 дн.) в качестве грузчика в Беломорском морском порту БОП, цех - ТХУ подлежит включению в стаж работы в РКС.

Согласно архивной справки от № в указанный период времени истец работал грузчиком в цеху - ТХУ ПРЭБ флота, заработная плата в начислялась по графе «коэффициент», «20% северных».

Допрошенные в судебном заседании свидетели . . подтвердили факт работы истца в период с . по . в качестве грузчика в порту . в цеху ТХУ с проживанием постоянно в указанный период времени в общежитии . , отнесенному действующим законодательством к районам Крайнего Севера.

Периоды работы истца с . по . , с . по . , с . по . , с . по . подлежат включению в стаж работы в РКС, учитывая сведения архивной справки от . . в соответствии с которой в документах по личному составу объединенного архивного фонда «Беломорско-Онежское пароходство», ОАО «Беломорско-Онежское пароходство» и подведомственные предприятия» в судовом журнале по начислению заработной платы экипажу . за октябрь 1982 г. значится Соломенный И. В. - отработана 10 дней. К заработной плате производились начисления по графам: «р/к 15 %, «надбавка 10, 20 %, 30 %. В лицевом счете плавсостава за 1982 г. имеются начисления по графам: «75 % - резерв» за 10 дней октября (1-15), «80 % саморемонт» за 2 дня ноября (29-30). В лицевом счете правсостава за 1984 г. имеются начисления по графам: «80 % зимоотстой» за 2 дн. мая (14-15), «75 % - резерв» за 12 дн. мая (16-31), 6 дн. и 13 дн. июня (1-8, 11-28).

Указанные сведения подтверждают факт оплаты истцу заработной платы за указанный период времени с учетом 20 % северного коэффициента, что свидетельствует о работе истца в районе Крайнего Севера.

С учетом включения в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанных выше периодов, стаж работы истца в таких местностях будет составлять более 20 лет, что является достаточным для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ в г. Петрозаводске за назначением такой пенсии и достижения возраста 50 лет.

В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что у истца на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости возникло право на указанную пенсию, имеются основания для назначения истцу досрочной пенсии с момента достижения им возраста 50 лет, то есть с .

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при подаче иска в суд в силу ст. 333.19 НК РФ произведена уплата государственной пошлины в размере .

Иск удовлетворен, в связи с чем в пользу истца с ответчика подлежат взысканию данные судебные расходы в указанном выше размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Соломенного И. В. к ГУ УПФ РФ в г. Петрозаводске РК о включении в стаж периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсии и о назначении пенсии удовлетворить частично.

Включить в стаж работы Соломенного И. В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периоды работы истца в качестве члена экипажей судов: . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , в стаж работы в районах Крайнего Севера - периоды с . по . , с . по . , с . по . , с . по . , с . по .

Назначить Соломенному И. В. пенсию в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 и п. 2 ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с .

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске в пользу Соломенного И. В. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины в размере .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья: С.А. Савина


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

1.1. Настоящее Положение учитывает специфику организации труда и регулирует рабочее время и время отдыха плавающего состава судов речного флота, независимо от их ведомственной подчиненности.

1.2. Вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются общим законодательством о труде.

2. Рабочее время

2.1. Для плавающего состава судов речного флота установлена шестидневная рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 7 часов, накануне выходного дня 5 часов, накануне праздничных дней продолжительность работы сокращается на 1 час. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Для работников плавающего состава судов речного флота продолжительность рабочего времени (вахт) в ночное время не превышает 6 часов.

2.2. Началом рабочего времени считается день прибытия на судно и заступления на вахту, а окончанием рабочего времени считается день убытия из судна после сдачи вахты.

Дни нахождения в пути к месту нахождения судна и обратно в норму рабочего времени не включаются и приходятся на дни междувахтового отдыха.

В отдельных случаях плавсостав может привлекаться к работе вне судна, о чем должно быть сообщено не позднее предыдущего рабочего дня. Например, при выводе судна из эксплуатации (холодный отстой, ремонт и т.д.) допускается использовать работников плавсостава, освобожденных от работы по судну, на других судах или береговых работах с учетом специальности и квалификации.

В пунктах погрузки или выгрузки, где не имеется грузчиков, к производству грузовых работ могут привлекаться члены экипажей судов с соблюдением общих правил и норм трудового законодательства.

2.3. На судах с круглосуточной работой для членов экипажа устанавливается восьмичасовой график несения вахт. Время, отработанное сверх установленной продолжительности рабочего времени, суммируется и предоставляется в виде дополнительных дней отдыха (отгулов) как во время навигации, так и в межнавигационный период.

2.4. На судах с круглосуточной работой, где из-за отсутствия жилых помещений для размещения полной штатной численности экипажа нет возможности ввести трехсменный или четырехсменный график несения вахт, а также при работе по бригадному методу вводится двухсменный график несения вахт. Продолжительность рабочего времени за сутки в этом случае не должна превышать 12 часов.

2.5. На рейдово-маневровых судах и на транспортных судах с круглосуточной работой, закрепленных на постоянных линиях с рейсооборотом до 3-5 суток, работа экипажей может быть организована по бригадному методу. Рабочее время каждого члена экипажа не должно превышать 12 часов в сутки и распределяется на 2 вахты. Междувахтовый непрерывный перерыв должен быть не менее шести часов и должна сохраняться нормальная продолжительность рабочего времени заданный месяц.

2.6. Допускается превышение установленной законодательством ежедневной и еженедельной нормы рабочего времени. Сверхурочной признается работа, выполненная по распоряжению или с ведома администрации сверх установленной продолжительности рабочего времени. Под "установленной" понимается продолжительность рабочего времени, предусмотренная графиком работы. Поэтому переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени, но в пределах графика не является сверхурочной.

Сверхурочные работы для членов экипажей судна могут быть применены в исключительных случаях, предусмотренных законодательством о труде, и лишь по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза.

Сверхурочные работы без согласия работника допускаются только в случаях аварийных и авральных работ. Работы аварийного характера на судах речного флота производятся:

а) при спасении людей, судов, судового имущества и грузов;

б) при спасении и оказании помощи другим судам, потерпевшим бедствие,

в) при ликвидации аварии или поломки на судне, если это препятствует дальнейшему движению судна;

г) при ликвидации пожара на своем судне или других судах;

д) при снятии с мели и спасении разбитых плотов, буксируемых данным судном;

е) при снятии с мели и облегчении судна от грузов, когда судно терпит бедствие;

ж) при переводе судов в убежище при штормовой погоде;

з) при пожарной и водяной тревогах и тревоге "Человек за бортом" .

Работы аврального характера на судах речного флота производятся:

а) при формировании составов судов и плотов на рейдах и при прохождении шлюзов и каналов;

б) при подъеме якорей и выборке буксирных тросов вручную на несамоходных судах;

в) укладка и подъем мачт вручную при проследовании под мостами;

г) при уборке грузовых мостов, сходен (в том случае, когда эти работы не оплачиваются за счет грузоотправителя или грузополучателя);

д) при открытии и закрытии грузовых люков вручную;

е) при установке и перестановке земснаряда, дебаркадера и понтона, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Авральные работы, выполняемые членами экипажей с нормированным днем и ненормированным днем вне своей вахты, относятся к сверхурочным работам.

На самоходных транспортных и технических судах и земснарядах авральные работы не должны превышать 15 часов, а на несамоходных судах 8 часов в месяц на каждого члена экипажа.

Общая продолжительность сверхурочных работ не должна превышать 120 часов в год. Администрация обязана вести точный учет таких работ, выполненных каждым трудящимся.

3.1. Все работники плавающего состава судов речного флота в соответствии с действующим законодательством о труде пользуются правом на:

а) ежедневный отдых;

б) ежемесячный отдых при работе по бригадному методу;

в) дополнительные дни отдыха (отгулы) за время, отработанное сверх установленной продолжительности рабочего времени;

г) межнавигационный отпуск без сохранения заработной платы;

д) ежегодный (основной) отпуск и в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - дополнительный отпуск.

3.2. Временем ежедневного отдыха членов экипажа считаются промежутки между отдельными вахтами в соответствии с "Уставом службы на судах Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь".

3.3. Ежемесячный отдых при работе по бригадному методу - это отдых после работы по двухсменному графику в соответствии с "Уставом службы на судах Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь".

Работа экипажей по бригадному методу с нахождением на судне одной бригады организуется при условии продолжительности смены не более 12 часов.

3.4. Дополнительные дни отдыха (отгулы) за время, отработанное сверх установленной продолжительности рабочего времени, - это неиспользованные в результате систематической переработки, согласно графику работы, часы ежедневного отдыха, выходных и праздничных дней.

Число дополнительных дней отдыха, предоставляемых за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется путем вычитания из общего числа часов, фактически отработанных в данном периоде (без аварийных, авральных, погрузочно-разгрузочных работ), числа часов, подлежащих к оплате в данном периоде с учетом сокращенного рабочего дня в предвыходные и праздничные дни. За каждые 6 часов 40 минут, проработанных сверх установленной продолжительности рабочего времени, предоставляется один дополнительный день отдыха (отгул).

Дополнительные дни отдыха (отгулы) предоставляются членам экипажа как в период навигации при длительных стоянках судов (ремонт, холодный отстой и т.д.), так и в межнавигационный период.

3.5. Межнавигационный отпуск без сохранения заработной платы - это отпуск, предоставляемый работникам плавсостава и береговым работникам, связанным с движением судов, предусматривается трудовым договором. Форма договора утверждается владельцем флота.

Межнавигационный отпуск без сохранения заработной платы предоставляется при отсутствии оплачиваемых отгулов и отпусков и не занятым ремонтом флота, перегрузочных механизмов и на других работах.

После возвращения из такого отпуска, длившегося менее месяца, производится разовая выплата в размере 30%, а месяц и более - 75% месячного должностного оклада, получаемого по должности на день возвращения из отпуска.

Кроме того, этим работникам оплачивается стоимость проезда от мест работы к месту жительства и обратно.

Эти выплаты производят после возвращения работников из отпуска за счет эксплуатационных средств.

Проезд оплачивается исходя из стоимости железнодорожного билета в жестком вагоне, при проезде по шоссейным или грунтовым дорогам стоимость проезда оплачивается в размерах, установленных исполкомами местных Советов.

3.6. Ежегодный и дополнительные отпуска работникам плавсостава предоставляются в срок в соответствии с КЗоТ Республики Беларусь. Не использованные в течение года дни отдыха предоставляются перед отпуском.

Работникам плавающего состава с нормируемым и ненормируемым рабочим днем, выполняющим работу за недостающих членов и имеющим в связи с этим переработку не менее 50% в течение месяца сверх нормального рабочего времени, предоставляется дополнительный отпуск в размере 1 рабочего дня за каждый месяц навигации.

Уплата алиментов в межнавигационном отпуске реализуется согласно нормам нотариально заверенного положения, либо по судебному решению. Но что вообще представляет собой межнавигационный отпуск? Попробуем разобраться в нашем материале.

Межнавигационный отпуск: порядок уплаты алиментов

Моряки судновых средств дальнего плавания работают в навигационные периоды. Это отрезки времени, когда происходит непосредственная эксплуатация средств передвижения по воде. Время от конца эксплуатационного периода навигации до начала такого же периода именуется межнавигационным периодом. Чаще всего в это время моряки находятся в отпуске. Судна пришвартованы у берега, отдельный персонал занимается их ремонтом.

Соотнести алиментные отношения, входящие в систему гражданского права, с нормами трудового и водного права достаточно сложно. Все дело в том, что моряки и работники водных транспортных средств получают крайне своеобразный доход. Чаще всего заработная плата приходит в навигационный период, а во время отпуска деньги попросту не поступают. Так, некоторые моряки берут отпуска без сохранения зарплаты. Как в этом случае уплачивать алименты?

Как платить алименты морякам?

Для начала можно вспомнить основные формы алиментных выплат. Это долевой и твердый тип материальной помощи. Алименты в долевой форме устанавливаются для граждан, имеющих официальное трудоустройство и стабильный заработок. Взыскиваются финансы в процентном соотношении от дохода. На одного ребенка это 25%, на двух – 33%, на трех и более 50-70%.

Уплата алиментов в межнавигационном отпуске в 2018 году

Твердая же форма алиментов устанавливается для плательщиков, обладающих нестабильным доходом. Это, например, безработные, ИП, фрилансеры, бизнесмены и пр. Именно твердые денежные суммы легче всего взыскивать с алиментообязанных граждан. Устанавливается твердая сумма, которая не должна быть ниже прожиточного минимума того региона, где проживает ребенок. Плательщик должен своевременно отчислять ее получателю – независимо от того, как выстроен доход.

Надо отметить, что для моряков как раз удобна твердая форма выплат. Никаких проблем в этом случае нет: граждане своевременно перечисляют деньги каждый месяц. Навигационный или межнавигационный период при этом не играют никакой роли. Если же установлена долевая форма по нотариальному соглашению, то ее лучше сменить на твердую. Но что делать, если долевая форма установлена судом, и ни у кого из сторон нет времени участвовать в заседаниях ради смены установленной формы? Здесь все действительно сложно.

Долевая форма взыскания

В межнавигационный отпуск могут не выдавать заработную плату. Пускай это противоречит нормам Трудового Кодекса, но некоторые работодатели все же практикуют подобные мероприятия. К тому же, некоторые моряки и вовсе работают по гражданско-правовому договору. В этом случае нужно срочно менять долевую форму на твердую. Но что делать с алиментными выплатами, если межнавигационный отпуск был установлен без сохранения заработной платы?

Если необходимой суммы для оказания материальной помощи нет, то наилучшим вариантом будет обращение к приставу. В заявлении надо указать на временную неспособность погасить долг и представить соответствующие доказательства. Не стоит забывать и про непосредственного алиментополучателя: мать с ребенком также нужно предупредить. В противном случае уже с их стороны поступит заявление в ФССП, после чего образуются пени и неустойки.

Таким образом, взыскание алиментов в долевой форме при отсутствии стабильного дохода является крайне невыгодным мероприятием. Для удобства каждой из сторон лучше своевременно переквалифицировать алиментные выплаты в необходимую форму.

Принудительное взыскание

Стоит признать, что работа моряком – это один из лучших способов скрыться от гражданско-правововых обязательств. Причем совершенно не важно, в какой форме эти обязательства были заверены: будь то нотариальное соглашение, либо судебное постановление. В обоих случаях потенциальному получателю придется обращаться к приставам за взысканием долгов.

Согласно статье 29 ГПК РФ, можно подать исковое заявление по месту жительства ответчика. Истцу желательно обладать большим багажом сведений о плательщике: где он проживает, в каком месте на данный момент работает, когда у него будет отпуск и т.д. Чем больше информации потенциальный получатель предоставит судебным приставам, тем выше будет вероятность успешного разрешения дела.

Если истцу известно место трудоустройства ответчика, то целесообразно будет обратиться в мировую судебную инстанцию. Туда следует подать полноценное исковое заявление о взыскании задолженности по алиментам.

Стоит отметить, что приставы зачастую не торопятся к исполнению своих профессиональных обязанностей. Особенно, если плательщик находится в другом регионе или другой стране. Что уж говорить про ситуации, когда ответчик является моряком и работает где-то в нейтральных водах. Вся ответственность в этом случае ляжет исключительно на потенциального получателя. Этому лицу придется дожидаться приезда ответчика, после чего заключать с ним индивидуальный договор.

Взыскание алиментов в другом регионе без регистрации

Для начала требуется выяснить, в каком именно регионе проходит межнавигационный отпуск гражданина. После этого нужно подавать заявление либо в суд по официальному месту жительства ответчика, либо в районную инстанцию того региона, где трудоустроен потенциальный плательщик. Суд обязан принять заявление.

Уплата алиментов в межнавигационном отпуске в 2018 году

Целью алиментного производства всегда является поддержание материального благополучия ребенка. Место регистрации в этом случае не должно играть никакой роли. Взимание финансовой помощи можно реализовать в любом регионе страны.

Читайте также: