Министерский отпуск что это

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 декабря 2018 г. № 14-2/ООГ-9754 О предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение по вопросу о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Условия и порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, работающим по трудовому договору в соответствии с Кодексом, регулируется главой 19 Кодекса.

На основании статьи 122 Кодекса оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года, в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации (часть 4 статья 122 Кодекса).

Согласно статье 123 Кодекса очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке.

График отпусков обязателен как для работника, так и для работодателя.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала.

Регулирование процесса предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков осуществляет работодатель, который составляет и утверждает график; отпусков, своевременно предупреждает работника о времени начала и окончания отпуска.

Кодексом не установлен запрет на предоставление отпуска работнику в случае, если начало отпуска приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день.

Вместе с тем, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска исключительно в выходные дни не будет соответствовать требованиям Трудового законодательства Российской Федерации.

За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права предусмотрена административная ответственность на основании статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель директора
департамента оплаты труда,
трудовых отношений и
социального партнерства Минтруда
Т.В. Маленко

Обзор документа

Минтруд отметил, что начало ежегодного оплачиваемого отпуска может выпадать на выходной и (или) нерабочий праздничный день. Вместе с тем предоставлять отпуск исключительно в выходные дни неправомерно.

Права каждого работающего человека на труд и отдых закреплены в Конституции РФ. Реализация осуществляется посредством правовых механизмов. Термин «социальный отпуск» не используется в терминологии Трудового кодекса РФ. Понятие используется на бытовом уровне среди граждан, получающих официальное право на отдых.

Законодательная и нормативная база регулирует вопрос сразу по нескольким видам отпускам. Целевое назначение отпускной нормы разнообразно и затрагивает все социальные сферы человека. Трудовой кодекс регулирует классификацию, какие виды отпусков бывают:

  • ежегодный (основной/удлиненный)
  • дополнительный;
  • учебный;
  • без сохранения зарплаты (административный);
  • по беременности и родам (декретный);
  • по уходу за ребенком;
  • академический.

Виды отпусков

Ежегодный вид отпуска предоставляется работодателем для восстановления сил работника и отдыха от трудовой деятельности в течение года. Согласно статье 122 Трудового кодекса, продолжительность стандартного отпуска равняется 28 календарным дням. Начиная с 2018 года, разрешено разделение отпуска, при условии, что одна часть не менее 14 календарных дней (согласно ст.125 ТК). Неизрасходованный отпуск переносится на следующий календарный год.

Дополнительный отпуск назначается отдельным категориям работников. Регламентируется соответствующими статьями Трудового кодекса, в том числе, нормативными актами.

  1. Работники, чей труд сопряжен с вредными и опасными условиями труда, имеют право на отпуск в размере 7 дополнительных дней к основному. Оформляется спустя 11 месяцев.
  2. Работникам-инвалидам полагается удлиненный отпуск не менее 30 дней, независимо от степени инвалидизации.
  3. Пенсионерам предоставляется право на 2 недели дополнительного отпуска, при этом работодатель имеет законное право не выплачивать социальных компенсаций в течение в 14 дней.
  4. Медработникам также гарантировано право на дополнительный отдых. Количество дней регулируется спецификой профессии и обязанностей.
  • работникам психиатрических клиник положено – до 35 дней;
  • специалистам лабораторий – до 21 дня;
  • медсестрам, сотрудникам регистратуры, врачам, реабилитирующим туберкулезных больных, лечащих больных ВИЧ – до двух недель;
  • фтизиатрам, рентгенологам – до 21 дня.

Виды дополнительных отпусков для медработников подробно описаны и закреплены в Постановлении Правительства РФ №482 от 06.06.2013.

  1. Отдых ветеранам согласно Федеральному закону №5 от 12.12.1995 положен до 35 дней. Наниматель вправе не оплачивать сотруднику подобный вид отпуска.
  2. Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, согласно ФЗ РФ №1244/1 предусмотрено 4 группы:
  • лица с трудовыми обязанностями в зоне отчуждения, задействованные в ликвидации последствий;
  • работники, получившие дозу радиации, повлекшую лучевую болезнь;
  • сотрудники, проводившие обработку в зоне отчуждения, не менее 2-х недель;
  • люди, беспрерывно (более 4-х лет, до 01.01.2013 года) находящиеся в опасной зоне.

В зависимости от группы лица полагается компенсация в размере 7-21 дней. Военнообязанным до 30 дней.

Специальные виды отпусков работников: оплачиваемые

В первую очередь к защите социального характера, относятся дополнительные привилегии в части отпуска, для защиты материнства и детства.

Отпуск по беременности и родам относится к оплачиваемым видам отпусков. Фактически – это больничный по беременности и родам. Право на него получают сотрудницы, находящиеся на 30 неделе беременности. Предусмотренное количество дней 140-194 календарных дня, в том числе, с выплатой пособия.

Отпуск по уходу за ребенком (до 3-х летнего возраста), обязывает работодателя сохранить за сотрудницей рабочее место. Предоставить право оплачиваемого отпуска до достижения ребенка полутора лет.

Виды отпусков для сотрудников, получающих образование

Государство приветствует и поощряет тех, что стремится повысить уровень образования. Наниматель обязан предоставить отпуск, в зависимости от формы получения образования и вида учебного заведения. Тем, кто поступает или сдает экзамены разрешено взять до 15 дней отпуска.

Учащимся очных отделений:

  • сдача промежуточных экзаменов – до 15 дней;
  • прохождение госэкзаменов – до 1 календарного месяца;
  • подготовка диплома, включая защиту – до 4 месяцев.

Учащимся заочных отделений:

  • 1-х и 2-х курсов для прохождения сессии предоставляется до 40 дней;
  • ускоренной формы образования – до 50 дней, если учащийся второго, третьего и четвертого курсов;
  • подготовка дипломного проекта, защита, сдача государственного экзамена – до 4 месяцев.

Работодатель оплачивает получение высшего образования, только в том случае, если учащийся демонстрирует приемлемые показатели успеваемости.

Виды социальных отпусков без сохранения заработной платы

Отпуск по случаю бракосочетания регулируется ст.128 ТК РФ. Размер дополнительно предоставляемого отпуска не более 5 дней, для тех молодоженов, которые уже расписались. Если дни отдыха берутся с целью подготовиться к мероприятию, в этом случае работодатель может предложить альтернативный вариант: оформление отгула, ежегодного отпуска, или же за свой счет. Основание – копия заявления в ЗАГС о вступлении в брак.

Отпуск по причине смерти родственника, разрешает использовать до 5 дней, в качестве дополнительного отпускного периода. Отказ работодателя – неправомерен, согласно статье 128 ТК. Отпуск также может быть оформлен с формулировкой «по семейным обстоятельствам». Документ обоснование – справка/свидетельство о смерти близкого.

Отпуск в связи с рождением ребенка, чаще всего оформляется отцами, на основании справки из роддома. Срок пребывания – до 5 дней. За это время работодатель предоставляет время, чтобы ребенка можно было зарегистрировать по месту жительства, получить свидетельство о рождении, страховой полис, СНИЛС.

Академический отпуск по семейным обстоятельствам

По семейным обстоятельствам – вид социального отпуска с правом отсутствия на рабочем месте до 14 дней. Закреплено законодательно (ст. 121 ТК), а также в коллективном договоре. Работники, имеющие право на оформление.

  1. Если в семье два и более ребенка, не достигших 14 лет.
  2. Если в семье есть несовершеннолетние дети-инвалиды;
  3. Неполноценные семьи с матерями или отцами одиночками, у которых на иждивении ребенок младше 14 лет.

Отпуск используется по требованию работника, и согласованию работодателя. Неизрасходованные дни в текущем календарном году, не переносятся на следующий и не накапливаются.

Виды отпусков и выходные дни

Согласно письму №14-2/ООГ-9754 от 07.12.2019 Министерство труда запретило оформление отпусков исключительно на выходные. Данный факт классифицируется как нарушение и штрафуется в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей – для организаций, от 1000 до 5000 руб. для ИП.

Ежегодные оплачиваемые отпуска согласно статьям 114,120, 130 ТК РФ рассчитываются в календарных днях. За работником сохраняется рабочее место и средний заработок на весь период отсутствия. Если отпуск захватывает выходные дни, в таком случае расчет оплаты происходит наравне с рабочими днями, исходя из заработка.

Компания «МЕЛИШЕФФ»

Требуется много работы, чтобы создать и поддерживать хорошо управляемую внутреннюю бухгалтерию, способную внедрять лучшие практики бизнеса. Хотя аутсорсинговые бухгалтерские услуги могут различаться по своему подходу, многие из них предоставляют комплекс ресурсов, предназначенных для вашего бизнеса и его финансовых операций.

В нашей компании вы можете получить:

  • Услуги бухгалтера, который выполнит обработку транзакций, обеспечит закрытие месяца;
  • Услуги менеджера по бухгалтерскому учету, который наблюдает за командой, обеспечивает правильность процедур.

Наши услуги работают по гибкой модели. К примеру, в компании может быть собственный сотрудник, который занимается проводками, счетами. А команда может выполнить процедуру закрытия месяца, включая сверку банковских и кредитных операций, подготовку финансовой отчетности, если требуется, и другие связанные с этим вопросы.

Компания «МЕЛИШЕФФ» предоставляет клиентам эффективные финансовые данные, на которые они могут рассчитывать. Мы являемся экспертами в области бухгалтерского учета, финансового контроля. Наши специалисты предоставляют своевременные и точные финансовые данные, которым вы можете доверять.

от 14 мая 2015 года N 466

О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках

(с изменениями на 7 апреля 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2017 года N 419 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2017, N 0001201704100020).

- Примечание изготовителя базы данных.

1. Установить продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 14 мая 2015 года N 466

Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей

(с изменениями на 7 апреля 2017 года)

Наименование должностей работников

Продолжительность ежегодного основного
удлиненного оплачиваемого отпуска

I. Дошкольные образовательные организации

2. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, за исключением должностей руководителей, указанных в пункте 5 настоящего раздела

3. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью, за исключением должностей руководителей, указанных в пункте 6 настоящего раздела

4. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении

5. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, работающие в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении

6. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, работающие в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

II. Организации дополнительного образования

1. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пунктах 4 и 7 настоящего раздела

2. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, за исключением должностей руководителей, указанных в пункте 5 настоящего раздела

3. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью, за исключением должностей руководителей, указанных в пункте 6 настоящего раздела

4. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающие в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств)

5. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей, организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств)

6. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств) при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

7. Педагоги дополнительного образования, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

III. Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования

1. Педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пункте 5 настоящего раздела

3. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой,
научно-методической, методической деятельностью

4. Воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении

5. Воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для детей дошкольного возраста, за исключением воспитателей и музыкальных руководителей, указанных в пункте 4 настоящего раздела

IV. Организации, осуществляющие обучение

1. Педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пункте 2 настоящего раздела

2. Педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающие в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

V. Образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций, и действующие в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности (нетиповые образовательные организации)*
(Раздел дополнительно включен с 10 апреля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2017 года N 419)

Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пункте 5 настоящего раздела

Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам

Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, осуществляющие обучение по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам

Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной деятельностью по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

alt="Михаил Мурашко: Очень важна ответственность каждого человека не только за свое здоровье, но и здоровье окружающих. Фото: Константин Завражин" />
Михаил Мурашко: Очень важна ответственность каждого человека не только за свое здоровье, но и здоровье окружающих. Фото: Константин Завражин

Михаил Мурашко: Считаю, что раз доверяют, значит, нужно выложиться на 100 процентов.

Российская медицинская служба оказалась готовой к ковидной беде или не очень? Какие уроки мы извлекли из этой пандемии?

Михаил Мурашко: Вопрос, служба готова или не готова, задавали с первого дня, как появился сам вирус, когда осознали его масштабы, когда Всемирная организация здравоохранения сказала, что это пандемия. Сегодня однозначно можно говорить: система отработала достойно. Хотя с неимоверными нагрузками. На пике в стране были миллион триста тысяч заболевших. То есть одновременно болеющих людей с подтвержденным или предполагаемым диагнозом.

Хватало реанимационных коек. Мы ни разу не поднялись выше 50 процентов их загруженности. Когда был введен локдаун, когда мы разворачивали систему, правительством по поручению президента России Владимира Владимировича Путина были выделены средства на закупку реанимационного оборудования, средств индивидуальной защиты, на научные разработки по лекарственным препаратам, вакцинам, в первую очередь средства на закупку автомобилей, карет скорой помощи… Это позволило ввести дополнительные выплаты за риск медицинским работникам, их страхование. Были созданы информационные системы, которые позволяли видеть в реальном времени количество заболевших и их состояние. Появились дистанционные консультативные центры. Все это работало и работает сейчас.

Тревога первых дней ушла?

Михаил Мурашко: Нет! Мы же имеем дело с неизвестной доселе инфекцией. И все научное сообщество, и практикующие врачи - все обменивались информацией на ходу. С первого дня, когда мы выбрали новый формат - режим двух документов. Один - это приказ министерства здравоохранения по организации медицинской помощи. Второй - методические рекомендации по лечению. Всего два основных документа. Эту практику многие страны у нас заимствовали, сделали у себя аналоги, потому что так проще и понятнее. Если действует версия номер десять, то, соответственно, мы лечим по версии номер десять. Если ее актуализировали и вышла одиннадцатая версия - лечим по ней.

Мы десять раз пересматривали наши подходы к лечению ковида! Кстати, это порой звучит упреком. Хотя, по сути, эти пересмотры - пример того, что появление новых знаний, новых препаратов, выбор наиболее эффективных из них требовали от нас максимально оперативно давать доступ к этим знаниям и лекарствам врачам на всей территории страны.

Я вспоминаю первую волну, с которой мы столкнулись. Тогда всем было страшно. Все пытались помочь и помогали реально: и добровольцы, и волонтеры, и бизнес. А когда поняли, что можно выживать, когда появилась вакцина, то… Появилось какое-то состояние успокоенности, умиротворенности. Как будто не так все страшно, может, мимо пролетит. Вот это, конечно, меня, как врача, в первую очередь, очень беспокоит.

Даже сделать прививку не спешат. Кстати, а вы ее сделали?

Михаил Мурашко: Конечно! Точно так же, как медицинские работники, мы посещаем ковидные госпитали, "красные зоны". Нам нужно быть в строю! Недопустимо выбывать из процесса. Кроме того, здесь важна ответственность не только каждого человека за свое здоровье, но и ответственность человека за здоровье окружающих. Потому что мы имели и имеем дело с инфекционной болезнью. Фактически страна, общество, население все встали на борьбу с этой бедой. В прошлом году прозвучал набат, колокол - в таких ситуациях должны мобилизоваться все. Вакцинация необходима. До сих пор медики вытаскивают, спасают тяжелейших пациентов. Но этих тяжелых состояний сегодня можно избежать. Есть доступность вакцин.

Почему не прививаются? Надежда на авось? Когда надо что-то доставать, добиваться, платить… Вот тогда да, надо! А когда так доступно, бесплатно, на каждом шагу, то… К тому же почти обязательное дополнение: а вот он (она) прививку сделал и… заболел…

Михаил Мурашко: Вакцина не может быть стопроцентной гарантией от заражения. Это не защитный комбинезон. Вакцина защищает большинство людей, и в редких случаях заболевания болезнь протекает без серьезных осложнений. Прислушайтесь к рекомендациям медиков.

Это сказать легко - прислушайтесь. Пандемия изменит отношение общества, власти к врачу, медицинскому работнику? Ведь благодаря им мы выигрываем в этой ситуации. Кстати, можно сказать, что выигрываем, или нет?

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Михаил Мурашко: Выигрываем! Выигрываем не только борьбу за жизнь, мы выигрываем борьбу за экономику. Посмотрите, какой экономический ущерб нанесен экономике в других странах. Россия получила снижение ВВП на три процента, а некоторые развитые страны на восемь, десять и более.

Можем сказать спасибо медикам…

Михаил Мурашко: За последний год поменялось отношение к медицинскому работнику. Кардинально! Все увидели, что труд санитарки, медсестры, врача - это реально очень тяжелый труд, это в каких-то ситуациях опасный труд. Медицинские работники показали то сострадание, то чувство и желание помочь каждому, без которых просто нельзя жить. Этого нельзя было не заметить! И акция "Спасибо врачам", которая фактически родилась от людей, от населения, от пациентов… Но, наверное, и медицинские работники должны сказать спасибо населению, потому что уважительное отношение обеих сторон принципиально важно.

Один пример. Недавно, наконец, открыли четыре новых корпуса детской онкологии в центре имени Блохина на Каширском шоссе. Именно "наконец"! Сколько лет, сил, нервов потрачено ведущими специалистами на хождение по инстанциям, на то, чтобы "пробить" окончание стройки важнейшего учреждения. Можем рассчитывать на то, что подобная практика уйдет?

Михаил Мурашко: Отстаивание позиций, отстаивание и продвижение определенных идей были во все времена. И то, что именно ведущие врачи, лидеры мнений, иногда их так называют полуофициально, практически всегда являются локомотивами, людьми, пробивающими стены… Это было и всегда будет. Идея должна прижиться, она проходит определенные стадии. Это все знают. Но вот что поменялось: мы стали понимать, что мы уязвимы. Чтобы мы были более защищены, нам нужно все-таки прислушиваться к специалистам, принимать те решения, которые они рекомендуют. Отношение реально поменялось.

Однако то и дело, мягко говоря, бранят и минздрав, и врачей. Каждое лыко в строку. Вы это чувствуете на себе?

Михаил Мурашко: Безусловно! Каждый из нас, когда становится пациентом, видит какую-то свою определенную картину помощи. Я ни в коем случае не говорю, что вся система здравоохранения без недостатков. Ни в коем случае! Есть масса направлений, проблем, которые необходимо решать, решать совместно. И преодолевать их подчас. Но общая тональность все-таки сегодня изменилась в позитивную сторону. Убежден: медики тоже должны прислушиваться к пациентам. Если медицинский работник не будет слышать пациента, не будет разговаривать с ним, не будет объяснять, почему происходит так, а не иначе… Научиться слышать друг друга - это, наверное, самое сложное. Это, как в хорошей семье: хорошая семья от плохой семьи отличается тем, что люди умеют слушать, слышать друг друга, идти навстречу друг другу.

Всегда ли умеем? Трагедия в Казани. "Тихий мальчик" оказался чудовищем. Проглядели? Недоглядели? Как? Что изменить? Он жаловался на головные боли? Может, вернуть в школу врача? Когда-то ведь он был. Правда, по нормативам полагался один на три школы. Потому, нередко, его не было нигде. В нынешних реалиях врач должен прийти в школу или нет?

Михаил Мурашко: Если врач в школе, то объем его практики будет минимален - для врача это будет потеря квалификации и довольно быстрая. Должно, как и во всем мире, быть разделение уровней помощи. А еще должно быть доверие среднему медицинскому персоналу. Школе нужен медицинский кабинет и специалист со средним медицинским образованием. Потому что фактически все школы, включая большинство сельских, находятся в доступе к ним бригад скорой помощи. Мы никогда не сможем иметь рядом с каждым человеком медицинского работника для какой-то экстренной ситуации.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Минздрав будет способствовать появлению в каждой школе медицинского кабинета? В нем постоянно будет медсестра или фельдшер?

Михаил Мурашко: Это должен быть работник с медицинским образованием. Нами разработан и уже утвержден профессиональный стандарт "Специалист по оказанию медицинской помощи в образовательных организациях (бакалавр)" - это медицинская сестра с высшим образованием, владеющая знаниями по школьной гигиене, первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний, которые часто формируются именно в период обучения в школе, и т.д. Первые выпуски запланированы в этом году. Таков подход к ликвидации дефицита кадров. При этом, конечно, важно, чтобы учителя владели навыками пусть не медицинской, но первой помощи и при необходимости оказывали ее детям.

А как относиться к постоянному сбору денег на лечение детей? Информация о сборах идет по всем телеканалам. Выглядит это как-то…

Михаил Мурашко: Колючий вопрос. Во-первых, фонд "Круг добра" должен работать более активно, и мы этому способствуем. Он уже начал свою деятельность. В частности, начал закупать лекарственные препараты для пациентов со СМА. Сейчас принято решение, и приобретаются препараты еще по ряду заболеваний. Пациенты по всей стране уже получают эти препараты. И, конечно, система здравоохранения в рамках программы государственных гарантий тоже должна быть пациентоориентированной. Мы видим, что фонды нередко собирают средства на то лечение, которое можно спокойно провести в рамках программы государственных гарантий.

Я положительно отношусь к фондам, которые по своей инициативе не только помогают с лечением, но и способствуют созданию инфраструктуры, устанавливают контакты со специалистами. Это позитивно. Но случается, что подчас фонды не дают полную информацию, на что собирают деньги. Сбор ведется якобы на лечение пациентов. Мы начинаем выяснять, и оказывается, что собрали деньги, а помощь на самом деле оказали за государственный счет. Такое тоже бывает. Нужно, чтобы фонды работали не по принципу коммерческих организаций, а именно как движение благотворителей. Фонды Константина Хабенского, Чулпан Хаматовой, Анны Федермессер, ряд других реально делают хорошие, важные дела.

В других странах так собирают деньги на лечение?

Михаил Мурашко: Собирают во многих странах. Но, конечно, государство должно двигаться к тому, чтобы полностью закрывать потребность в лечении. И этот механизм создан.

К вам обращаются с просьбами: помогите попасть в такую-то больницу на лечение? К такому-то специалисту? Если да, то что вы в таких случаях делаете?

Михаил Мурашко: За помощью обращаются с того момента, как я стал врачом. Это нормально. Всякий уважающий себя врач скажет, что это нормально. Это и предназначение врача. Если обращаются, значит, доверяют. Нужно помогать. Я не исключение.

А главное назначение врача, на ваш взгляд?

Михаил Мурашко: По-моему, у Гиляровского было о каком-то враче: если даже он не сможет вам помочь, то его совет однозначно продлит вам жизнь. То есть подход врача должен быть такой: если можешь помочь - помоги. Если чувствуешь, что ситуация безвыходная, во всяком случае, должен дать совет, чтобы жизнь была продлена.

Сейчас повсеместно активизировались призывы пройти диспансеризацию. Причем не обязательно в стенах специализированного медучреждения. Можно в приспособленных для этого временных помещениях. Заманчиво? Да! Эффективно?

Михаил Мурашко: Медицинский осмотр, диспансеризация, даже в парковых павильонах, где установлено специальное оборудование, это качественный, нормальный подход к осмотру пациента. Выдержан стандарт по объему обследований, по качеству оборудования, по специалистам. Почему в парках? Так делают многие страны. И мы сейчас рассматриваем подобный механизм: задействовать спортивные залы, какие-то помещения с большими объемами. У меня в жизни был такой опыт. Поверьте, это хороший, позитивный опыт. Там, где много людей, можно и нужно сделать так, чтобы человек "по дороге", в парке, где гуляет с коляской, или пришел посидеть на лавочке, заодно прошел осмотр.

Он попадет к врачу? Или это будет телемедицина?

Михаил Мурашко: Он попадет к врачу. Этот осмотр проводится только очно, только непосредственно прямое общение с пациентом. В прошлом году мы вместе с Сергеем Семеновичем Собяниным открывали первый такой павильон в парке. Пока для завершения обследования нужно прийти в поликлинику. Но отказываться от такой практики не надо.

А за пределами Москвы?

Михаил Мурашко: Есть мобильные комплексы, которые выезжают. Мы рассматриваем технологию мобильного комплекса, который может разворачиваться, скажем, в спортивном зале, в немедицинских организациях. Для некоторых видов помощи это очень удобно. Сегодня вакцинацию проводят тоже в больших помещениях, конференц-холлах, спортзалах. В них медики работают с потоками людей.

А жителю далекой деревни, где ничего этого нет, как пройти диспансеризацию?


Михаил Мурашко: Есть несколько путей. 1300 мобильных комплексов, фельдшерско-акушерских пунктов, с флюорографами, маммографами поставлены в регионы за последние два года. И в этом году тоже будут поставляться. По поручению президента будет закуплено еще 500 мобильных комплексов. Выездные формы работы с пациентом должны и будут развиваться. Но нужно понимать, что до каждого пациента мобильный комплекс везти подчас невозможно и очень дорого. Иногда проще привезти пациента. Собрать группу, выделить микроавтобусы и доставить туда, где идет поток в центральных больницах. Многие районы и регионы сегодня начали так делать. Это хорошая практика. Автотранспорт в 2021 году для таких мероприятий закупают сами регионы, а федеральные средства на это выделяются в том числе в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения.

А стремление лечиться за рубежом уходит? Или оно по-прежнему велико?

Михаил Мурашко: Такого стремления совершенно точно становится меньше. Резко сократился поток на лечение за рубежом по акушерству и гинекологии. Потому что действуют перинатальные центры. Второй блок, который быстро стал развиваться, помощь при инфарктах и инсультах. Далее ортопедия. То есть всегда государственная программа развития того или иного направления, на которое делается акцент, идет дополнительное развитие и материально-технической базы, и лекарственного обеспечения, и подготовки кадров, очень эффективно влияет.

А онкология?

Михаил Мурашко: За последние годы у нас появились и отдельная программа в национальном проекте, и в федеральных учреждениях, идет строительство онкологических центров. Это меняет доступность современных технологий. Сейчас наша задача сделать еще один рывок. Думаю, буквально в течение нескольких дней или недель озвучим новые результаты по развитию онкологической помощи. Это радиофармацевтические препараты. Мы - страна, владеющая этими технологиями, страна, умеющая работать с ними…

Это же безумные деньги!

Михаил Мурашко: Да, не всем странам это доступно не только финансово, но и с точки зрения обеспечения кадрами высочайшей квалификации. Радиофармпрепараты - это еще одно направление, которое должно получить новое развитие в стране. Вот вы сегодня говорили: доступность, пробить стену… Но не всегда все барьеры можно снять. Есть вопросы и безопасности, и эффективности, которые тоже нужно подчас доказать. Но есть те проекты, которые просто надо, что называется, на руках нести. Развитие производства, изготовление радиофармпрепаратов для лечения онкологических больных - именно такой проект. Думаю, в ближайшие года два-три мы получим его значимый рост.

Трехгодичное планирование… А вы чуть более года на министерском посту. В отпуске были?

Михаил Мурашко: Был три дня.

Когда приходите на работу?

Михаил Мурашко: Как правило, к половине девятого. Возвращаюсь обычно в двенадцать-час ночи. Иногда позже. А рабочий день начинается где-то с семи утра, когда звонки, документы и т.д. Самое лучше время - с шести до семи утра.

Наверняка вас приглашают в театры: министр здравоохранения, приходите на премьеру. Когда последний раз были в театре?

Михаил Мурашко: Приглашают регулярно. К сожалению, почти от всех приглашений приходится отказываться - не успеваю. Последний раз осенью прошлого года были с женой на балете в Большом театре и на прошлой неделе были в Театре Олега Табакова.


Книги читать некогда?

Михаил Мурашко: Ошибаетесь! 9 мая во второй половине дня съездил на родину Есенина в Константиново. Шикарное место! Был там во второй раз в жизни. И… перечитал "Анну Снегину".

Кто был за рулем машины? Вы сами?

Михаил Мурашко: Ездил с семьей, дети за рулем.

Хотелось бы в настоящий отпуск? Чуть-чуть расслабиться?

Михаил Мурашко: Скучно же будет…

И напоследок. Советы министра здравоохранения РФ читателям "Российской газеты"

Михаил Мурашко: Первое - не откладывайте вакцинацию. Это может быть смертельно опасно для вас и ваших близких.

Второе: мне кажется, мы должны ставить себе такие задачи, к которым нужно лететь, тянуться, стремиться. Иначе неинтересно жить. Третье: беречь себя. В быту мы "беречь себя" часто советуем друг другу, не вникая в смысл. Беречь себя - это здоровьесберегающее поведение, начиная с младых ногтей. И пусть родители учат детей так, чтобы они умели беречь себя.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся.

2. Признать по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации утратившим силу приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 2782 "О порядке предоставления академических отпусков" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 1999 г., регистрационный N 1779).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОТПУСКА ОБУЧАЮЩИМСЯ

1. Настоящие порядок и основания устанавливают общие требования к процедуре предоставления академических отпусков лицам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования (студентам (курсантам), аспирантам (адъюнктам), ординаторам и ассистентам-стажерам) (далее - обучающиеся), а также основания предоставления указанных отпусков обучающимся.

2. Академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы среднего профессионального или высшего образования (далее - образовательная программа) в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет.

3. Академический отпуск предоставляется обучающемуся неограниченное количество раз.

4. Основанием для принятия решения о предоставлении обучающемуся академического отпуска является личное заявление обучающегося (далее - заявление), а также заключение врачебной комиссии медицинской организации (для предоставления академического отпуска по медицинским показаниям), повестка военного комиссариата, содержащая время и место отправки к месту прохождения военной службы (для предоставления академического отпуска в случае призыва на военную службу), документы, подтверждающие основание предоставления академического отпуска (при наличии).

5. Решение о предоставлении академического отпуска принимается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом в десятидневный срок со дня получения от обучающегося заявления и прилагаемых к нему документов (при наличии) и оформляется приказом руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

6. Обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска. В случае, если обучающийся обучается в организации по договору об образовании за счет средств физического и (или) юридического лица, во время академического отпуска плата за обучение с него не взимается.

7. Академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

8. Обучающимся, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, назначаются и выплачиваются ежемесячные компенсационные выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1206 "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст. 3035; 2003, N 33, ст. 3269; 2006, N 33, ст. 3633; 2012, N 22, ст. 2867; 2013, N 13, ст. 1559).

9. Порядок пользования общежитием обучающимися определяется с учетом статьи 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Судебная практика и законодательство — Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455 Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся имеют право на академический отпуск в соответствии с Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.06.2013 N 455 <1> (далее - Порядок N 455). Согласно пункту 6 Порядка N 455 обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся имеют право на академический отпуск в соответствии с Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2013 г. N 455 (далее - Порядок). Согласно пункту 6 Порядка обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.

Читайте также: