Накануне весеннего сева крестьяне узнали что по новому государственному декрету

Опубликовано: 16.05.2024

декрету им уже не нужно сдавать государству все излишки своей продукции,
надо сдать только заранее оговорённое количество продукции, а оставшуюся
продукцию можно продавать.
1) Укажите год, когда происходили указанные события.
2) Укажите фамилию руководителя государства в этот период.
3) Что стало причиной произошедших изменений в налогообложении?

Это продразверстка или продналог?

1)ДЕКРЕТ"О развёрстке хлеба и фуража" ( 11 января 1919 г )

2)В.И.Ленин( руководитель государства)

3)причины: в условиях военного времени, острый недостаток промышленных товаров и инфляция.

Другие вопросы из категории

1. 1917-1991г.г.
2. 83
3. 2500
4. 5642
5. 142000000
6. 160
7. 1418
8. 9
9. 18
10. 450
11. 33

а) депутаты в государственной думе
б) расстояние с севера на юг
в) Великая Отечественная война
г) часовые пояса
д) Советская Россия
е) буквы в русском алфавите
ж) население России
з) совершеннолетие
и) этнические группы.

Любечский съезд князей(1097г.)- решение(итоги),значение

сдать только заранее оговорённое количество продукции, а оставшуюся продукцию можно продавать. 1) Укажите год, когда происходили указанные события. 2) Укажите фамилию руководителя государства в этот период. 3) Что стало причиной произошедших изменений в налогообложении?

1.Что по мнению Будды являлось путём спасения?
A)Избавление от желаний
Б)Самобичевание
В)Жертвоприношения
Г)Медитация

2.Каким образом китайский чиновник мог получить государственную должность?
А)Китайский чиновник должен был пройти собеседование
Б)Сдавал экзамен
В)Преподносил богатый дар императору
Г)Покупал должность

3.Столицей Критского царства являлся город Кносс:
А)Микены
В)Коринф
Б)Кносс
Г)Спарта

4.Укажите героев мифа о минотавре
А)Персей
В)Ариадна
Б)Тесей
Г)Эгей

5.Назовите имена греческих богинь поссорившихся изза золотого яблока
А)Гера
В)Афина
Б)Артемида
Г)Афродита

6.Герои Троянской войны,сражавшиеся под предводительством Агамемнона
А)Одиссей
В)Ахиллес
Б)Патрокл
Г)Аякс

7.В кого превратила спутников Одиссея волшебница Цирцея?
А)В коней
Б)В овец
В)В ослов
Г)В свиней

8.Появление греческих полисов относится к:
А)XIV-XII вв.д.н.э
В)X-VIII вв.д.н.э
Б)XII-X вв.д.н.э
Г)VIII-VI вв. д.н.э

9.Какие вопросы решало народное собрание греческого полиса?
А)Избрание судей
В)Распоряжение законов
Б)Принятие законов
Г)Назначение должностных лиц в городе

10.Кто не мог считаться гражданином полиса
А)Женщины
В)Переселенцы
Б)Человек,один из родителей которого был продан в рабство
Г)Рабы

11.Название народа завоевавшего Лаконию и основавшего г.Спарта
А)Ахейцы
В)Ионийцы
Б)Дорийцы
Г)Эолийцы

12.Имя первого Афинского законодателя
А)Ликург
В)Солон
Б)Драконт
Г)Демиург

13.Год избрания Солона главным архонтом
А)605 г.д.н.э
В)597 г.д.н.э
Б)602 г.д.н.э
Г)594 г.д.н.э

14.От чего в правление Солона зависели права и обязанности граждан Афин
А)От знатности происхождения
В)От военных подвигов
Б)От доходов
Г)От образования

15.Основное занятие греческих колонистов
А)Война
В)Грабежи
Б)Земледелие
Г)Торговля


Ответы должны быть точными

1) деятельность Временного правительства

2) столыпинская аграрная реформа

3) первая российская революция

4) Русско-японская война

А2. Что свидетельствовало о развитии капиталистических отношений в сельском хозяйстве России в конце XIX— начале XX в.?

1) применение вольнонаемного труда в деревне

2) выплата крестьянами выкупных платежей 3) использование отработочной системы

4) наличие общинного землевладения

A3. Что означало учреждение Государственной думы в России в начале XX в.?

1) прекращение борьбы большевиков за социалистическую революцию

2) переход к республиканской форме правления

3) установление ограниченной монархии 4) начало периода двоевластия

А4. Что относится к событиям первой российской рево­люции?

1) падение Порт-Артура

2) арест Временного правительства З) создание рабочих Советов

4) убийство П.А. Столыпина

А5. Что было основным мероприятием столыпинской аг­рарной реформы?

1) запрещение деятельности аграрной партии

2) введение всеобщего начального образования

3) возвращение крестьянам «отрезков»

4) предоставление крестьянам земельных участков в частную собственность

А6.
Какое суждение верно? 1) И. Павлов

лауреат Нобелевской премии 2) А.
Ахматова — член объединения «Мир искусства» 3) С. Коненков — русский
религиозный философ 4) Ф. Шаляпин — основоположник космонавтики

А7.
Какое событие связано с военными действиями на Восточном фронте в
период Гражданской войны? 1) заключение мирного договора с Германией 2)
борьба против войск Юденича 3) выступление Чехословацкого корпуса 4)
штурм красными Перекопа

А8. Политика военного коммунизма, в отличие от нэпа, предполагала:

1) передачу «командных высот в экономике» в частные руки

2) введение продналога

3) введение продразверстки

4) разрешение свободной торговли

А9. Какое стремление руководства государства явилось причиной проведения индустриализации в l920-е гг?

1) преодолеть технико-экономическую отсталость страны

2) интегрировать страну в мировую экономику

3) укрепить основы рыночной экономики

4) повысить уровень жизни населения

А10. Какое
название получило художественное направ­ление, провозгласившее принцип:
«Культура должна быть социалистической по содержанию, национальной по
форме»? 1) советский постмодернизм

2) культурная революция

3) социалистический космополитизм 4) социалистический реализм

All. Чем характеризовался политический режим в СССР в 1930-х гг.?

1) слиянием многих функций ВКП(б) и Советов 2) независимостью общественных организаций

3) четким разделением грех ветвей власти в государстве

А12. В какой период появилась цитируемая статья?


Как могли возникнуть в нашей среде эти голово­тяпские упражнения по
части «обобществления», эти смехотворные попытки перепрыгнуть через
самих себя, попытки, имеющие своей целью обойти классы и классовую
борьбу, а на деле льющие воду на мель­ницу наших классовых врагов? .
Они могли возник­нуть лишь в результате того, что у некоторых наших
товарищей закружилась голова от успехов.

3) новой экономической политики

4) Гражданской войны

А13. Какой курс в области внешней политики СССР про­водил в 1939-1941 гг.? 1) на военно-политическое сближение с Германией

2) на конфронтацию с Германией и Японией

3) на создание системы коллективной безопасности 4) на установление дипломатических отношений со странами Запада

А14. О начале какой битвы идет речь в воспоминаниях маршала И.С. Конева?


1 июля Гитлер вызвал к себе основных творцов и исполнителей операции
«Цитадель» и объявил окончательное решение начать наступление 5 июля. И
опять, как и в начале войны, фашистское командова­ние рассчитывало на
внезапность удара, чему должно было, по мнению Гитлера, способствовать
большое число новых танков и штурмовых орудий. Эти замыс­лы стали
известны советскому командованию. 2 июля было определено начало
проведения операции, о чем Ставка тут же проинформировала командующих
Цен­тральным и Воронежским фронтами, а также меня.

1) Московской 3) Сталинградской

2) Курской 4) Берлинской

А15. Что было важным событием 1943 г.? 1) разгром фашистов под Москвой

2) начало работы Крымской (Ялтинской) конференции

3) выход Красной армии на государственную границу СССР

4) завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне

А16. Чем
характеризовалось экономическое развитие СССР в первые послевоенные
годы? 1) допущением рыночных элементов в экономику 2) преимущественным
развитием легкой и пищевой промышленности 3) развитием демократии на
предприятиях, в колхозах и учреждениях 4) дальнейшей централизацией
государственного управления

Египта. Сын фараона тотчас же помчался в столицу, опасаясь, что кто-нибудь из братьев захватит престол. Сам же Синухет испугался, что между наследниками фараона начнётся война, в которой он может погибнуть, и бежал из Египта. Он долго шёл по пескам азиатской пустыни, задыхался от жажды, его горло пылало, и думал он: «Это вкус смерти». Но потом встретил Синухет пастухов, которые отвели его к местному князю. Тот полюбил его, поставил во главе войска и отдал свою дочь в жёны. Однажды местный силач вызвал пришельца на единоборство – тот, кто победит в этой схватке, заберёт весь скот и имущество побеждённого. Синухет принял вызов. Всё племя собралось смотреть на этот поединок. Противник выпустил несколько стрел, но промахнулся. А когда он подошёл ближе, Синухет пронзил его копьём.

Великий по отношении к саксонской знати.И собрал Карл великое собрание своего войска в Саксонии. и установил над ней графов из числа знатнейших саксов. А когда узнал, что они снова отпали от веры и собрались во главе с Видукиндом для мятежа, он вернулся в Саксонию, опустошил её и огромное множество саксов поразил своим грозным мечом. После того как мир был установлен и мятежи прекратились, король вернулся домой. Видукинд же, зачинатель всех зол и вдохновитель козней, пришёл со своими приверженцами во дворец и.. .

________________, проведённая в 1922 – 1924 гг. и установившая устойчивую валюту – червонец, сопровождалась снижением цен на товары, повышением доходности крестьянских хозяйств, ростом реальной заработной платы.

77. Запишите термин, о котором идёт речь.Денежная единица, введённая в Советской России в 1922 г. во время проведения финансовой реформы Г.Я. Сокольникова и способствовавшая восстановлению стабильной денежной системы страны.

78. Сравните черты Красной армии (её действия) в период Гражданской войны и в 1920-х гг. (после окончания Гражданской войны). Выберите номера черт сходства и различия.

Накануне весеннего сева крестьяне узнали, что по новому государственному декрету им уже не нужно сдавать государству все излишки своей продукции, надо сдать только заранее оговорённое количество продукции, а оставшуюся продукцию можно продавать.

1. Укажите год, когда происходили указанные события.

2. Укажите руководителя государства в этот период.

3. Что стало причиной произошедших изменений в налогообложении?

Переход к осуществлению социально-экономической политики, предполагающей восстановление товарно-денежных отношений и частичное восстановление частной собственности на средства производства, был первоначально назван лидерами большевиков «экономическим Брестом».

1. Укажите название социально-экономической политики, о которой идёт речь.

2. Укажите десятилетие, когда произошёл переход к этой политике.

3. Объясните смысл названия «экономический Брест» применительно к этой политике.

96. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду 1920-х гг. 1) Земгор; 2) трест; 3) синдикат; 4) хозрасчёт; 5) концессия.

97. Ниже приведён перечень терминов, названий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям периода проведения новой экономической политики (нэпа) в СССР. 1) червонец; 2) тресты; 3) синдикаты; 4) двоевластие; 5) Госплан.

98. Внешняя политика Советской России в период Гражданской войны на Европейской территории страны и внешняя политика Советской России (СССР) в период проведения новой экономической политики (нэпа) имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

99. Внешняя политика Советской России в период Гражданской войны на Европейской территории страны и внешняя политика Советской России (СССР) в период проведения новой экономической политики (нэпа) имела общие черты. В то же время были и серьёзные различия. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти различия.

100. Старый чиновник уже много лет работал в министерстве финансов. Он хорошо выполнял свои обязанности и признавался ценным работником как при царе, так и при Временном правительстве. Однако после прихода к власти большевиков работа министерства финансов почти прекратилась,
и чиновнику пришлось покинуть место службы, перебиваясь случайными заработками. Через несколько лет, когда он уже отчаялся вернуться к своей работе, к бывшему чиновнику пришли представители Народного комиссариата финансов, заявив, что стране надо восстанавливаться после Гражданской войны, готовится крупная финансовая реформа, и в его помощи нуждаются.

1. Укажите десятилетие, когда чиновника пригласили на работу в Народный комиссариат финансов.

2. Укажите название экономической политики, проводившейся в нашей стране в период, когда происходила упомянутая финансовая реформа.

3. Укажите один любой результат (итог) проведения упомянутой финансовой реформы.

Отрывок из сочинения историка «Окончание Гражданской войны заставило большевиков решать целую массу проблем: переход к продналогу в деревнях, введение хозяйственного расчёта на предприятиях, восстановление частной торговли в городах, и всё это надо было вводить сейчас, немедленно, быстро. В период Гражданской войны значительному разрушению подверглись железные дороги. Многие решительные революционеры побывали в кресле Народного комиссара путей сообщения. Однако, даже такой волевой и решительный человек, как Л.Д. Троцкий, не смог ничего изменить. В этих условиях, в апреле <…> года, во главе железных дорог был поставлен Ф.Э. Дзержинский. Многие ждали от "железного" председателя ВЧК репрессий для наведения порядка на производстве. Однако всё оказалось ровно наоборот: новый руководитель отрасли провёл ряд мер, направленных на повышение эффективности работы железных дорог, путём стимулирования труда рабочих и решения проблем нехватки топлива и металла. Едва вступив в новую должность, он, прежде всего, добился повышения зарплаты железнодорожников. Дзержинский ввёл специальные "внутренние" деньги НКПС, которые сотрудники могли отоварить в магазинах и столовых при железной дороге. Чтобы понизить стоимость топлива, Народный комиссариат путей сообщения купил две угольные шахты в Донбассе. Дзержинский буквально "воевал" с металлургическимитрестами, добиваясь снижения цен на металл, используемый в железнодорожном хозяйстве. И, казалось, произошло чудо: менее чем через три года железные дороги превратились из самой разрушенной в наиболее динамично развивающуюся отрасль экономики СССР». 101. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения. 102. Укажите название периода в истории СССР (Советской России), когда происходили данные события. Назовите руководителя советского правительства на начальном этапе этого периода.
Отрывок из сочинения историка «Во второй половине <…> годов вокруг Советского Союза начинает ухудшаться внешнеполитическая ситуация. Великобритания разорвала с СССР дипломатические отношения, а по стране поползли опасные для любой власти слухи о возможной войне. В этот период советское руководство предпринимает меры, которые были призваны укрепить обороноспособность страны. Военная промышленность получила от Народного комиссариата по военным и морским делам заказ на вооружение и снаряжение необходимое для ведения войны в течение года. Были разработаны планы эвакуации промышленных предприятий во внутренние районы страны. В отдалении от границы были определены районы размещения эвакуированных предприятий. Для того чтобы организовать непрерывное производство военной продукции, было запланировано создание предприятий – дублёров наиболее значимых военных предприятий. Армия внешне не изменилась. Однако, постепенно начинается увеличение численности и перевооружение вооружённых сил. Начавшаяся перестройка военной промышленности, вместе с изменениями в армии, вскоре были поддержаны масштабной индустриализацией всей экономики СССР». 103. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения. 104. Укажите десятилетие, когда произошли события, о которых говорится в первом абзаце отрывка. Назовите руководителя СССР в этот период.
Отрывок из сочинения историка «К середине <…> годов в советской экономике сложилась ситуация, получившая образное наименование "ножницы цен". "Ножницы цен" вызывали недовольство крестьян из-за парадоксальной ситуации на рынке, когда сапоги, производимые городской промышленностью, продавались по цене коровы. Помня, что за несколько лет до этого массовое недовольство крестьян едва не стоило большевикам власти, советское руководство скорректировало экономический и политический курс. Для развития рыночных отношений в деревне были расширены юридические возможности для аренды земли, найма скота и инвентаря. Для стимулирования развития мелкого промыслового производства в деревне были снижены налоги на кустарей. Был сделан и казавшийся невероятным для большевиков политический шаг – мелкие торговцы (хоть и мелкая, но все же буржуазия) получили право избирать и быть избранными в местные советы. Уступки успокоили деревню, хотя и поставили перед советскими руководителями вопрос о дальнейших путях развития страны, что вызвало внутрипартийную дискуссию, не прекращавшуюся несколько лет после смерти В.И. Ленина». 105. Укажите название периода истории СССР (Советской России), когда происходили описанные события. Назовите руководителя советского правительства на начальном этапе этого периода. 106. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения.
Отрывок из сочинения историка «С переходом к <…>, естественно, встал вопрос о денежном хозяйстве. Однако многие партийные деятели продолжали утверждать, что деньги в социалистическом народном хозяйстве в принципе не нужны. Но жизнь показала иное. Введение продналога вместо продразвёрстки, организация свободного товаробмена, переход государственных предприятий на хозяйственный расчёт, создание частного рынка экономики, все это потребовало нормализация денежной системы. Важной задачей, при этом, было не только ввести советские деньги, но и предотвратить или остановить рост объёма денежной массы. Направленный руководить финансовой сферой Советского Союза сразу после окончания Гражданской войны Г.Я. Сокольников, провёл ряд мероприятий, нацеленных на создание эффективной финансовой системы. На первом этапе из денежной системы страны были вытеснены все другие денежные единицы кроме советского рубля. Для повышения стабильности денежной системы были проведены две деноминации. Затем был введён золотой червонец, который вскоре стал твёрдой советской валютой, конвертируемой на внешних рынках. Реформа была завершена введением стабильного золотого советского рубля. Реформаторская деятельность Сокольникова фактически реанимировала финансовую систему страны, и стала одним из факторов быстрого восстановления экономики страны по окончании Гражданской войны». 107. Найдите во втором абзаце и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения. 108. Укажите название периода в истории СССР (Советской России), когда происходили данные события. Назовите руководителя советского правительства на начальном этапе этого периода.
Отрывок из сочинения историка «Одно из первых международных мероприятий, в которых приняли участие представители Советской России, была Генуэзская конференция. Главной проблемой конференции было решение вопроса о выплате долгов и репараций по итогам Первой мировой войны. Для Советской России – страны, только что пережившей Гражданскую войну, решение вопроса долгов было непосильной задачей. Но советской делегации удалось предпринять несколько шагов, которые способствовали началу преодоления дипломатической блокады. Советскую делегацию возглавлял человек, имевший опыт дипломатической работы ещё до революции, и в то же время активный революционер – Г.В. Чичерин. Советская делегация неожиданно выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии признания Советов де-юре и предоставления ей кредитов. Делегация Советских республик внесла предложение о всеобщем разоружении, которое, по словам Чичерина, позволила бы снизить бремя расходов и вообще снять вопрос о долгах. Крупным успехом лично Г.В. Чичерина на конференции можно считать заключение Советско-германского договора об экономическом сотрудничестве. Очевидно, что большинство советских предложений так и остались на бумаге, однако Советская Россия заявила о себе, сделала первый шаг к будущему международному признанию». 109. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения. 110. Укажите год, когда происходили описанные события. Назовите руководителя правительства Советской России в этот период.
«Для того, кто видел Москву всего полгода назад, теперь она неузнаваема… Началось это постепенно. То тут, то там стали отваливаться деревянные щиты, и из-под них выглянули на свет после долгого перерыва запылённые и тусклые магазинные витрины… стали распаковывать ящики и коробки с товарами… Трудно сказать, из каких таинственных недр обнищавшая Москва ухитрилась извлечь товар и щедрой рукой вытряхнула за зеркальные витрины и разложила на полках… Не узнать Москвы. Москва торгует… Кондитерские на каждом шагу… Полки завалены белым хлебом, калачами, французскими булками. А на Ильинке с серого здания с колоннами исчезла надпись «Горный Совет» и повисла другая с огромными буквами: “Биржа”». 111. Укажите название экономической политики, описываемой в тексте. Назовите годы осуществления этой политики. 112. Укажите любые три черты, характеризующие эту экономическую политику.
«1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием… 2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий. 3. Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений… 5. Освободите всех политических заключённых социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключённых в связи с рабочими и крестьянскими движениями… 7. Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства на эти цели. 11. Дать полное право крестьянам над всею землёю… 15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом». 113. Какие политические требования выдвигают авторы этого документа? Укажите не менее двух требований. 114. В связи с каким событием появился этот документ? Привлекая знания по истории, укажите, каковы были итоги события, в связи с которым появился этот документ. 115. Какие экономические требования выдвигают авторы этого документа? Укажите не менее двух требований.
Прочтите отрывок из договора «1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат: а) представительство Союза в международных отношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами; б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками; в) заключение договоров о приёме в состав Союза новых республик; г) объявление войны и заключение мира; д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик; е) ратификация внешнеполитических договоров; ж) установление систем внешней и внутренней торговли; з) установление основ общего плана народного хозяйства, а также заключение концессионных договоров…» 116. Какие экономические функции делегировались высшим органам власти нового государства? Укажите три функции. 117. В каком году был заключён этот договор? Какие республики подписали его? Какие проекты создания единого государства рассматривались до заключения этого договора?

Укажите пропущенное словосочетание.

________________, проведённая в 1922 – 1924 гг. и установившая устойчивую валюту – червонец, сопровождалась снижением цен на товары, повышением доходности крестьянских хозяйств, ростом реальной заработной платы.

77. Запишите термин, о котором идёт речь.Денежная единица, введённая в Советской России в 1922 г. во время проведения финансовой реформы Г.Я. Сокольникова и способствовавшая восстановлению стабильной денежной системы страны.

78. Сравните черты Красной армии (её действия) в период Гражданской войны и в 1920-х гг. (после окончания Гражданской войны). Выберите номера черт сходства и различия.

Накануне весеннего сева крестьяне узнали, что по новому государственному декрету им уже не нужно сдавать государству все излишки своей продукции, надо сдать только заранее оговорённое количество продукции, а оставшуюся продукцию можно продавать.

2. Партия, на втором съезде которой были приняты устав и программа, состоящая из программы минимум и программы – максимум:

А) РСДРП Б) кадеты В) ПСР Г) октябристы

3. Документ, принятый царем , даровавший демократические права и свободы; представители либеральных партий считали его венцом революции:

А) программа РСДРП Б) Манифест 19 февраля 1861г

В) Манифест 17 октября 1905г Г) Избирательный закон 3 июня 1907г

4. Результатом революции 1905- 1907 г. было

А. создание конституционной монархии

Б. создание Государственной думы

В. ликвидация помещичьего землевладения

Г. расширение прав национальностей, проживающих на территории Российской империи

5. В основу «Декрета о земле», принятого на II съезде Советов, легла аграрная программа:

А) эсеров Б) большевиков В) меньшевиков Г) кадетов.

6. После Февральской революции центральным органом власти становится:

А) Комитет Госдумы Б) Совнарком В) Директория Г) Временное правительство.

7. Какой из названных терминов относится к политике «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»:

А) продразверстка Б) деньги В) многопартийность Г) аренда.

8. Какое из перечисленных событий произошло после прихода к власти большевиков:

А) избрание и начало работы I Государственной думы Б) убийство П.А. Столыпина

В) Корниловский мятеж Г) разгон Учредительного собрания.

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям 1917 г.

4) Корниловский мятеж

5) Временное правительство

10. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской последовательности сле­ду­ю­щие события. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных элементов.

1) Ок­тябрь­ское вооружённое вос­ста­ние под ру­ко­вод­ством большевиков в Петрограде.

2) От­ре­че­ние Николая II от престола.

3) Кор­ни­лов­ский мятеж.

4) Ро­спуск Учредительного собрания.

11. В город, где жил рабочий, перестал поступать хлеб, так как государство в рамках хлебной монополии не получало от крестьян нужного количества хлеба, который распределялся по карточкам в городах. Рабочий и его семья стали сильно голодать. Вскоре в газетах он прочитал, что недавно образованное советское правительство предлагает рабочим самим, своими силами решать продовольственный вопрос. По призыву местного городского совета рабочий вступил в отряд для того, чтобы искать и забирать хлеб у богатых крестьян.

1) Укажите год, когда были созданы первые отряды, в один из которых вступил рабочий.

2) Чем можно объяснить тот факт, что крестьяне не хотели сдавать хлеб государству?

3) Какое название получили отряды, в один из которых вступил рабочий?

Промежуточный контроль по истории 9 класс. 2 вариант

1.Годы Первой Мировой войны:

А. 1900-1904 Б. 1905-1907 В. 1904-1905 Г. 1914-1918

2. Как стали называть сторонников Ленина после раскола в РСДРП:

А) меньшевики Б) кадеты В) большевики Г) октябристы

3. Мир, заключенный по итогам русско-японской войны под руководством С.Ю.Витте:

А) Сан-Стефанский Б) Портсмутский В) Ништадтский Г) Адрианопольский

4. К чему привела первая российская революция?

А. к уничтожению самодержавия

Б. к ликвидации общины

В. к созданию представительных законодательных органов власти

Г. к предоставлению независимости Польше и Финляндии

5. Помещичья собственность на землю была ликвидирована:

А) после февраля 1917г. Б) Декретом о земле

В) после разгона Учредительного собрания Г) в ходе столыпинской аграрной реформы.

6. Сущность двоевластия состояла в одновременном существовании:

А) Государственной думы и Временного правительства

Б) Государственной думы и Учредительного собрания

В) Временного правительства и Петроградского совета

Г) Временного правительства и Совета Народных комиссаров.

7. Какой из названных терминов относится к политике «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»:

А)национализация Б) деньги В) многопартийность Г) аренда.

8. Какое из перечисленных событий произошло после прихода к власти большевиков:

А) введение 8-часового рабочего дня Б) отречение Николая II

В) Брусиловский прорыв Г) установление двоевластия

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду проведения новой экономической политики.

2) золотой червонец

3) комитеты бедноты

10. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) принятие Декрета о мире

2) Корниловский мятеж

3) обнародование ноты Милюкова

4) роспуск Учредительного собрания

11. Накануне весеннего сева крестьяне узнали, что по новому государственному декрету им уже не нужно сдавать государству все излишки своей продукции, надо сдать только заранее оговорённое количество продукции, а оставшуюся продукцию можно продавать.

A1. К ка­ко­му веку от­но­сит­ся мон­голь­ское на­ше­ствие на Русь?

1) X в. 2) XI в. 3) XII в. 4) XIII в.

A2. Как на­зы­вал­ся сбор дани кня­зем на Руси в X в.?

1) де­ся­ти­на 2) по­лю­дье 3) вира 4) вервь

A3.Что со­глас­но ле­то­пи­си стало одной из при­чин при­зва­ния ва­ряж­ских кня­зей в IX в.?

1) раз­гром Русью Ха­зар­ско­го ка­га­на­та 2) не­удач­ная война Руси с Ви­зан­ти­ей

3) на­бе­ги по­лов­цев на Русь 4) меж­пле­мен­ные усо­би­цы на се­ве­ре Руси

A4. Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те князя, о ко­то­ром идёт речь.

«В ле­то­пи­си ска­за­но, что князь, при­быв во вла­де­ния бо­яри­на Сте­фа­на Кучки, каз­нил его за какую-то вину и, поражённый жи­во­пис­ным видом од­но­го из его сёл, ле­жа­ще­го на вы­со­тах у Моск­вы-реки, на том самом месте, где ныне на­хо­дит­ся Кремль, по­стро­ил город Моск­ву. На­зва­ние церк­ви Спаса на Бору на­по­ми­на­ет о дре­му­чих лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли оба бе­ре­га Моск­вы-реки и на месте ко­то­рых рас­ки­ну­лась те­перь гро­мад­ная сто­ли­ца». 1) Все­во­лод Боль­шое Гнез­до 2) Мсти­слав Ве­ли­кий 3) Юрий Дол­го­ру­кий 4) Иван Ка­ли­та

А5. В каком году про­изо­шло вы­ступ­ле­ние де­каб­ри­стов на Се­нат­ской пло­ща­ди?

1) 1830 г. 2) 1825 г. 3) 1815 г. 4) 1801 г.

А6. Как на­зы­ва­лись учре­ждённые в 1802 г. цен­траль­ные ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния Рос­сии?

1) при­ка­зы 2) по­се­ле­ния 3) ми­ни­стер­ства 4) ма­ги­стра­ты

А7.В ре­зуль­та­те про­ведённой С. Ю. Витте в конце XIX в. фи­нан­со­вой ре­фор­мы

1) из де­неж­но­го обо­ро­та были изъ­яты зо­ло­тые мо­не­ты

2) укре­пи­лась де­неж­ная си­сте­ма стра­ны

3) вы­пуск мед­ных монет был пол­но­стью пре­кращён

4) было па­де­ние уров­ня бла­го­со­сто­я­ния на­се­ле­ния.

А8.Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и ука­жи­те, когда про­изо­шло со­бы­тие, о ко­то­ром идёт речь.

«Ма­ни­фест… пре­дот­вра­тил не­мед­лен­ную ка­та­стро­фу, но он не явил­ся ра­ди­каль­ным ле­кар­ством в со­здав­шем­ся по­ло­же­нии. Всё, на что я могу на­де­ять­ся, – это со­хра­нить по­ло­же­ние без боль­ших по­тря­се­ний до от­кры­тия Думы, но даже в осу­ществ­ле­нии этой на­деж­ды я не могу быть впол­не уве­рен. Новый ре­во­лю­ци­он­ный взрыв пред­став­ля­ет­ся все­гда воз­мож­ным».

1) 25 де­каб­ря 1825 г. 2) 19 фев­ра­ля 1861 г. 3) 29 ап­ре­ля 1881 г. 4) 17 ок­тяб­ря 1905 г.

А9.Кто был одним из участ­ни­ков меж­до­усоб­ной войны вто­рой чет­вер­ти XV в. в Мос­ков­ском кня­же­стве?

1) Ва­си­лий II Тёмный 2) Борис Го­ду­нов 3) Ва­си­лий I 4) Дмит­рий Дон­ской

А10.От­кры­тие ка­ко­го учеб­но­го за­ве­де­ния не­по­сред­ствен­но свя­за­но с де­я­тель­но­стью М. В. Ло­мо­но­со­ва?

1) Сла­вя­но-греко-ла­тин­ской ака­де­мии 2) Выс­ших жен­ских кур­сов в Пе­тер­бур­ге

3) Цар­ско­сель­ско­го лицея 4) Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та

А11. Когда про­изо­шло па­де­ние мо­нар­хии в Рос­сии?

1) в ян­ва­ре 1917 г. 2) в марте 1917 г. 3) в ав­гу­сте 1917 г. 4) в ок­тяб­ре 1917 г.

А12.Ука­жи­те ха­рак­тер­ную черту по­ли­ти­ки «во­ен­но­го ком­му­низ­ма».

1) сво­бо­да ры­ноч­ной тор­гов­ли 2) ак­тив­ное раз­ви­тие то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний

3) де­я­тель­ность ино­стран­ных кон­цес­сий 4) вве­де­ние все­об­щей тру­до­вой по­вин­но­сти

А13.Что стало одним из след­ствий про­ве­де­ния нэпа?

1) лик­ви­да­ция боль­ше­вист­ской мо­но­по­лии на власть

2) лик­ви­да­ция го­с. мо­но­по­лии внеш­ней тор­гов­ли;

3) до­сти­же­ние до­во­ен­ных по­ка­за­те­лей Рос­сий­ской им­пе­рии в об­ла­сти про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства;

4) уста­нов­ле­ние эко­но­ми­че­ской бло­ка­ды Рос­сии ка­пи­та­ли­сти­че­ски­ми стра­на­ми

А14.Какое со­бы­тие про­изо­шло в де­каб­ре 1941 г.?

1) на­ча­ло контр­на­ступ­ле­ния со­вет­ских войск под Моск­вой 2) обо­ро­на Брест­ской кре­по­сти

3) окон­ча­ние Мос­ков­ской битвы 4) осво­бож­де­ние Бел­го­ро­да Крас­ной ар­ми­ей

А15.Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний во­е­на­чаль­ни­ка и ука­жи­те город, об обо­ро­не ко­то­ро­го идёт речь.

«Об­ста­нов­ка была очень слож­ной. На се­ве­ре — финны. На за­па­де — ок­ку­пи­ро­ван­ная гит­ле­ров­ца­ми При­бал­ти­ка. На юге — тоже фа­ши­сты. На во­сто­ке — Ла­дож­ское озеро, лишь южный берег ко­то­ро­го не был занят вра­гом — около 90 ки­ло­мет­ров вод­но­го про­стран­ства по па­рал­ле­ли. По этому вод­но­му пути и под­дер­жи­ва­лась с го­ро­дом кое-какая связь…».

1) Москва 2) Ле­нин­град 3) Киев 4) Мур­манск

А16.В каком году была при­ня­та Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

1) 1991 г. 2) 1993 г. 3) 1998 г. 4) 2002 г.

А17.Какое со­бы­тие про­изо­шло в пе­ри­од прав­ле­ния Алек­санд­ра III?

1) на­ча­ло про­ве­де­ния де­неж­ной ре­фор­мы С.Ю. Витте 2) раз­гром круж­ка пет­ра­шев­цев

3) со­зда­ние Ре­дак­ци­он­ных ко­мис­сий 4) от­ме­на по­душ­ной по­да­ти .

А18.Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний Е. Т. Гай­да­ра и ука­жи­те год, когда про­изо­шли опи­сан­ные со­бы­тия.

«Со 2 ян­ва­ря цены на по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство то­ва­ров (за ис­клю­че­ни­ем хлеба, мо­ло­ка, спирт­но­го, а также ком­му­наль­ных услуг, транс­пор­та и энер­го­но­си­те­лей) были осво­бож­де­ны, а ре­гу­ли­ру­е­мые — по­вы­ше­ны… В своих вы­ступ­ле­ни­ях на­ка­ну­не ли­бе­ра­ли­за­ции я го­во­рил о пред­сто­я­щем пер­во­на­чаль­ном по­вы­ше­нии цен на 200—300 про­цен­тов. В дей­стви­тель­но­сти же в ян­ва­ре их рост по срав­не­нию с преды­ду­щим ме­ся­цем со­ста­вил 352 про­цен­та». 1) 1962 г. 2) 1985 г. 3) 1992 г. 4) 1998 г.

А19.Ини­ци­а­то­ром пе­ре­да­чи Крым­ской об­ла­сти из со­ста­ва РСФСР в со­став Укра­ин­ской ССР яв­лял­ся

1) В. И. Ленин 2) Н. С. Хрущёв 3) Ю. В. Ан­дро­пов 4) М. С. Гор­бачёв

А20. Рассмотрите схему и выполните задание

21. Чьё твор­че­ство от­но­сит­ся ко вто­рой по­ло­ви­не XX в.?

1) В. В. Ма­я­ков­ско­го 2) С. А. Есе­ни­на 3) В. С. Вы­соц­ко­го 4) М. А. Бул­га­ко­ва.

22. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние:

23. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия XIX в. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:

1) учре­жде­ние ми­ни­стерств; 2) ре­фор­ма го­су­дар­ствен­ной де­рев­ни П. Д. Киселёва;

3) со­зда­ние Го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та; 4) на­ча­ло цар­ство­ва­ния Алек­сандра I.

24. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми Граж­дан­ской войны и го­да­ми, когда они про­ис­хо­ди­ли: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ ГОДЫ
А) раз­гром войск Вран­ге­ля Б) раз­гром войск Кол­ча­ка В) на­ча­ло вос­ста­ния Че­хо­сло­вац­ко­го кор­пу­са 1) 1918 г. 2) 1919 г. 3) 1920 г. 4) 1921 г.
A Б В

25. Какие на­прав­ле­ния со­дер­жа­ла аг­рар­ная ре­фор­ма П. А. Сто­лы­пи­на? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке два на­прав­ле­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) пе­ре­се­ле­ние ма­ло­зе­мель­ных кре­стьян за Урал; 2) укреп­ле­ние кре­стьян­ской об­щи­ны;

3) огра­ни­че­ние ис­поль­зо­ва­ния в сель­ском хо­зяй­стве наёмного труда;

4) де­я­тель­но­сть Кре­стьян­ско­го банка;

5) при­ну­ди­тель­ное от­чуж­де­ние по­ме­щи­чьих зе­мель.

26. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

Сборы хле­бов на душу сель­ско­го на­се­ле­ния

Год За­пад­ный ре­ги­он При­ура­лье Се­ве­ро-За­пад­ный ре­ги­он
17 пудов 21 пуд 13 пудов
17 пудов 28 пудов 14 пудов
НА­ЧА­ЛО СУЖ­ДЕ­НИЯ ВА­РИ­АН­ТЫ ЗА­ВЕР­ШЕ­НИЯ СУЖ­ДЕ­НИЯ
A) Сборы хле­бов со­хра­ни­лись на преж­нем уров­не в 1) сни­зи­лись
Б) Наи­боль­ший рост сбора хле­бов бы­лот­ме­чен в 2) При­ура­лье
В) В се­ве­ро-за­пад­ных рай­о­нах Рос­сии сборы хле­бов 3) За­пад­ном ре­ги­о­не
4) не­зна­чи­тель­но воз­рос­ли
5) Се­ве­ро-За­пад­ном ре­ги­о­не

A Б В

27. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

«Во­ен­ное, по­ли­ти­че­ское или эко­но­ми­че­ское вме­ша­тель­ство од­но­го или не­сколь­ких го­су­дарств во внут­рен­ние дела дру­гой стра­ны, на­ру­ша­ю­щее её су­ве­ре­ни­тет».

28. Срав­ни­те ор­га­ни­за­цию стре­лец­ко­го вой­ска и ре­гу­ляр­ной армии Петра I. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) ис­поль­зо­ва­ние ог­не­стрель­но­го ору­жия;

2) сов­ме­ще­ние во­ен­ной служ­бы с за­ня­ти­ем ре­меслом и мел­кой тор­гов­лей;

3) де­ле­ние на полки;

4) со­зда­ние во­ин­ско­го уста­ва.

Черты сход­ства Черты раз­ли­чия

29. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

30. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, обо­зна­ча­ют груп­пы лиц, объ­единённых со­слов­ной при­над­леж­но­стью.

1) купцы; 2) про­ле­та­рии; 3) ме­ща­не; 4) ка­за­ки; 5) дво­ря­не.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

31. На­зо­ви­те рус­скую им­пе­ра­три­цу, о ко­то­рой идёт речь в от­рыв­ке, и ука­жи­те на­зва­ние, ко­то­рое по­лу­чи­ла про­во­ди­мая ею по­ли­ти­ка.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка

«С пер­вых лет жизни в Рос­сии бу­ду­щая им­пе­ра­три­ца вела уединённый образ жизни, рано при­стра­сти­лась к чте­нию, ко­то­рое стало её под­лин­ны­ми уни­вер­си­те­та­ми. Она не лю­би­ла мужа, была че­сто­лю­би­ва и меч­та­ла сама за­нять пре­стол. Её же­ла­ние стать рус­ской им­пе­ра­три­цей осу­ще­стви­лось бла­го­да­ря за­го­во­ру, во главе ко­то­ро­го сто­я­ли гвар­дей­ские офи­це­ры, поль­зо­вав­ши­е­ся огром­ным вли­я­ни­ем в об­ще­стве.

После сво­е­го при­хо­да к вла­сти она всту­пи­ла в пе­ре­пис­ку с вид­ны­ми фран­цуз­ски­ми фи­ло­со­фа­ми. Об­ще­ние с ними су­ще­ствен­но ска­за­лось на её лич­но­сти, а мно­гие усво­ен­ные ею идеи вошли в её про­грам­му пре­об­ра­зо­ва­ний, пре­вра­ти­лись в за­ко­ны. Вме­сте с тем она оста­ва­лась са­мо­дер­жи­цей, ничем не огра­ни­чен­ной в своей вла­сти. И пер­вые ре­фор­мы новой им­пе­ра­три­цы уси­ли­ли эту власть ещё боль­ше. Сенат был пре­об­ра­зо­ван. Он ли­шил­ся за­ко­но­да­тель­ной ос­но­вы. В Укра­и­не лик­ви­ди­ро­ва­но гет­ман­ство, что укре­пи­ло им­пе­рию. Кроме того, цер­ков­ные земли ото­шли к го­су­дар­ству, а почти мил­ли­он мо­на­стыр­ских кре­стьян стали го­су­дар­ствен­ны­ми. Цер­ковь окон­ча­тель­но утра­ти­ла эко­но­ми­че­ские и нрав­ствен­ные ры­ча­ги вли­я­ния на по­ли­ти­ку».

32. Во вто­ром аб­за­це от­рыв­кА из текста най­ди­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, где со­дер­жит­ся вывод, под­твер­жде­ния ко­то­ро­го при­во­дят­ся в даль­ней­шем тек­сте. Вы­пи­ши­те не менее двух под­твер­жде­ний ука­зан­но­го вы­во­да.

33. На­ка­ну­не ве­сен­не­го сева кре­стья­не узна­ли, что по но­во­му го­су­дар­ствен­но­му де­кре­ту им уже не нужно сда­вать го­су­дар­ству все из­лиш­ки своей про­дук­ции, надо сдать толь­ко за­ра­нее ого­ворённое ко­ли­че­ство про­дук­ции, а остав­шу­ю­ся про­дук­цию можно про­да­вать.

1) Ука­жи­те год, когда про­ис­хо­ди­ли ука­зан­ные со­бы­тия.

2) Ука­жи­те фа­ми­лию ру­ко­во­ди­те­ля го­су­дар­ства в этот пе­ри­од.

3) Что стало при­чи­ной про­изо­шед­ших из­ме­не­ний в на­ло­го­об­ло­же­нии?

34. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на раз­ли­чия, по­ли­ти­ка Дмит­рия Дон­ско­го и по­ли­ти­ка Ивана Кали­ты имела общие черты. При­ве­ди­те не менее двух фак­тов, под­твер­жда­ю­щих эту общ­ность.

35. Вам по­ру­че­но со­ста­вить развёрну­тый ответ по теме «Уста­нов­ле­ние со­вет­ской вла­сти в Рос­сии».

Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные с про­цес­сом уста­нов­ле­ния со­вет­ской вла­сти в Рос­сии.

нуждения (через посевкомы) для прекращения дальнейшего сокращения посевной площади, с личной заинтересованностью крестьянства в повышении производительности труда и улучшении сельскохозяйственной техники, используя для, этого премирование крестьянских хозяйств продуктами и сельскохозяйственными машинами.

Однако в то время ещё не ставился вопрос о замене продразвёрстки продналогом, и закон, принятый VIII съездом, по выражению М. И. Калинина, оказался без фундамента. Фундаментом, на базе которого можна было поднять крестьянство и создать стимул в развитии сельского хозяйства, стал ленинский декрет о продналоге.

С декабря 1920 г. Ленин, партия в исключительно трудной обстановке, в ожесточённой борьбе с антиленинскими группами и фракциями, подходили к определению того решающего Исторического поворот. который был осуществлён на X съезде РКП(б). И троцкисты, и "рабочая оппозиция", и группа "демократического централизма", навязав партии дискуссию о профсоюзах, по существу, ставили своей задачей сорвать переход партии к новой экономической политике. Ленин и ленинское большинство ЦК в дискуссии о профсоюзах видели не только принципиальное разногласие большинства партии с троцкистами, "рабочей оппозицией", "децистами" по вопросу о роли и задачах профсоюзов, но и доказывали, что на деле шла борьба по вопросу "об отношении к крестьянству, подымавшемуся против военного коммунизма, об отношении к беспартийной массе рабочих, вообще о подходе партии к массе в полосу, когда гражданская война уже кончалась" 1 .

В докладе на II всероссийском съезде горнорабочих 23 января ,1921; г. Ленин говорил о роли и задачах профессиональных союзов: "Мы дошли до величайшего момента в своей революции, мы подняли массы пролетариев, мы подняли массы бедноты в деревне к сознательной поддержке нас" 2 . И здесь же Ленин указывал, что крестьянство будет, за нас в том случае, если мы "поведём правильную политику".

Обдумывая и разрабатывая основы новой экономической политики, Ленин внимательно прислушивался к голосу крестьянства, изучал крестьянские письма. В феврале и начале марта 1921 г. он неоднократно обращался в редакцию крестьянской газеты "Беднота" с просьбой присылать ему, крестьянские письма. Накануне X съезда партии (февраль - март 1921 г.) Ленин принимал ряд крестьянских делегаций от различных губерний. В конце 1920 и начале 1021 г. В приёмной Ильича в Москве побывало много крестьянских ходоков, рассказывавших о своих нуждах и заботах. В феврале - начале марта 1921 г. Ленин беседовал с крестья-

1 ВКП(б) в резолюциях. Ч. 1-я, стр. 651. 1938.

2 Ленин. Соч. Т. XXVI, стр. 100.

3 Там же, стр. 147, 148.

4 Там же, стр. 149.

нами Тамбовской губернии, с представителем крестьян Сибири, с крестьянскими делегациями Владимирской губернии, Чувашской области и др. Большинство делегаций высказывало Ленину свою затаённую мысль о продналоге, об уничтожении продотрядов, продразвёрстки, об установлении определённого процентного отчисления.

14 февраля 1921 г. в Кремле Ленин принял делегацию крестьян Тамбовской губернии из шести человек. Об этом приёме крестьяне-ходоки рассказывают следующее: "Тов. Ленин принял нас в зале один" любезно поздоровался, пожал руки и пригласил сесть и сказал: "Крестьяне-тамбовцы, дорогие товарищи, объясните мне, какое у вас неудовольствие и что такое банда Антонова и что она делает". Крестьянин Бочаров Ивановской волости объяснил: "Банда грабит советские хозяйства и потребиловки и частных граждан, у крестьян отнимают скот, лошадей, сбрую, фураж. А после приходят красные и тоже обижают крестьян". Тов. Ленин записал это на бумаге и просил высказаться ещё. Тов. Бочаров указал, что наложили непосильную продовольственную развёрстку. Тов. Ленин спросил: "А в 1918 и 1919 годах вы без скандала выполняли развёрстку?" Бочаров ответил: "Без скандала. Только в этом голу был сильный неурожай и развёрстку выполнить невозможно". Тов. Ленин. просил нас выбирать в советы самых лучших, добросовестных людей из трудового класса, также обратил наше внимание на беспартийную конференцию, куда, сказал, побольше посылать хороших людей и высказывать. все нужды крестьянства. "А если люди, избранные вами, и власти оказались негодными, то надо их смещать и заменять другими". Иван Кобозев спросил: "А как нам быть с землёй в смысле дележа? Тов. Ленин ответил: "Распоряжайтесь землёй как вам лучше. Хотите ежегодно делите, хотите - на многие годы". А ещё мы сказали тов. Ленину, как, бывает, сидят в советских имениях лодыри и все "'получают: и керосин, и спички, и соль. И он это записал, а после сказал: "Если теперь крестьяне будут обижены властью, сообщайте в губернию, а если губернская власть не примет внимания, то обращайтесь в Москву, в Кремль, ко мне. Можно письменно и лично". И ещё тов. Ленин сказал: "Вы вместе с рабочими проливали кровь за свободу, за свою власть. Держите её крепко в своих руках вместе с рабочими. И тогда увидите, какая будет власть". И товарищ Ленин просил передать веем крестьянам, что принял крестьян, как любезных гостей, и просит всех крестьян крепко Держать свою рабоче-крестьянскую власть и выбирать в советы самых честных людей из трудового крестьянства. И кончил так: "Я знаю, как трудно жить крестьянину, когда с них всё берётся и так мало им дают. Я знаю крестьянскую жизнь, люблю их и уважаю. Прошу крестьян немного потерпеть, приходить в сознание и итти на помощь своей власти". На этом, - передают крестьяне, - мы простились с тов. Лениным. И теперь, как вернёмся в свои волости, расскажем, что он нам говорил и как надо нам держаться советской власти и помочь общей нашей беде" 1 .

Так Ленин в многочисленных беседах и разговорах с крестьянами выяснял важнейшие вопросы политики того времени. Приведённая со слов тамбовских крестьян беседа, безусловно, не воспроизводит полностью её ход и содержание. Крестьяне передают её так, как она осталась в их памяти. Но даже в таком, виде эта беседа чрезвычайно знаменатель на, В. И. Ленин выясняет два основных вопроса - об отношении крестьян к бандитизму и к продразвёрстке.

Не случаен, конечно, вопрос Ленина: "А в 1918 и 1919 годах вы без скандала выполняли развёрстку?" В этом вопросе, как в зеркале, отражается то главное, над чем так напряжённо работал, что так внимательно изучал Ленин накануне X съезда Партий. На имя Ленина от крестьян поступало бесчисленное количество писем с предложениями, советами

Читайте также: