Нужна ли лицензия аптеке на хранение и отпуск спирта этилового

Опубликовано: 17.09.2024

1 января 2021 г. вступил в силу ряд нормативно-правовых документов, регулирующих оборот спиртосодержащей продукции.

Лариса Гарбузова, к.фарм.н., доцент кафедры управления и экономики фармации СЗГМУ им. И.И. Мечникова (Санкт–Петербург), комментирует их в рамках вебинара "Новые требования к аптекам при обороте спиртосодержащих лекарственных препаратов и медизделий".

  • Федеральный закон от 22.11.95 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в последней редакции);
  • постановление Правительства РФ от 31.12.20 №2466 "О введении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ПП–2466);
  • приказ Росалкогольрегулирования от 17.12.20 №396 "Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций".

Также регулирует сферу оборота спиртосодержащей продукции распоряжение Правительства РФ от 15.09.20 №2355–р "Об утверждении перечня спиртосодержащих медицинских изделий, на деятельность по производству, изготовлению и (или) обороту которых не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (всего 85 позиций, в основном наборы реагентов для лабораторных исследований) и другие документы.

Одно из важных нововведений 2020 г. — разрешение дистанционной продажи лекарственных средств. При этом ограничена продажа спиртосодержащих препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25%.

√ Согласно ст. 56 Федерального закона №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (ФЗ–61) аптека может изготавливать лекарственные препараты из фармсубстанции этилового спирта, используя также вспомогательные вещества, но не может изготавливать спиртосодержащие препараты из готовых лекарственных форм.

Это требование распространяется и на спирт (концентрат, который зарегистрирован в Госреестре как готовый препарат).
Изготовление лекарственного препарата аптека может осуществлять только из фармсубстанции этилового спирта. Фармсубстанции в систему МДЛП не входят и не маркируются.

Если концентрат спирта является маркированным продуктом, вывести его из оборота возможно в аптеке двумя способами: применить для медицинского использования либо продать (а также отпуск по льготному рецепту). Вывести его из оборота для изготовления ЛП нельзя.

√ 29 декабря 2020 г. вступили в силу изменения, внесенные в ФЗ–61 и в ФЗ–171. Основные изменения касаются того, что теперь оптовикам запрещено осуществлять оборот фармсубстанции этилового спирта, а производителям продавать оптовикам субстанцию этилового спирта. Производственные аптеки теперь могут покупать субстанции только у производителя фармсубстанции этилового спирта. Производители при этом должны иметь лицензию на производство этилового спирта для производства фармсубстанции и на производство самой фармсубстанции.

В законодательстве сказано, что производители субстанции этилового спирта обязаны осуществлять реализацию этой субстанции аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармдеятельность, медорганизациям, ветеринарным, научно–исследовательским организациям только в таре объемом не более 1 л.

К транспортировке спирта и спиртосодержащей продукции предъявляются серьезные требования (подробно они расписаны в приказе №398 Росалкогольрегулирования). Но требования не распространяются на перевозку фармсубстанции этилового спирта в канистрах вместимостью до 1 л.

В определенных ситуациях аптека должна передавать данные в систему ЕГАИС, которая создана для учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Основное предназначение системы — контроль за оборотом спирта и спиртосодержащей продукции.

Аптека должна соблюдать требования по учету объема оборота фармсубстанции и спиртосодержащих ЛП и медизделий в соответствии с ФЗ–171 и ПП–2466.

Если объем оборота фармсубстанции этилового спирта в аптеке превышает 200 декалитров в год (2 тыс. л), то необходимо вести учет объема оборота с применением средств измерения и технических средств. Если объем оборота не превышает 200 декалитров в год, аптека должна предоставлять в Росалкогольрегулирование декларацию об этом объеме. Требования по учету и предоставлению декларации утверждены ПП–2466.

Для учета используются следующие показатели: объем самой фармсубстанции, объем безводного спирта в фармсубстанции и концентрация безводного спирта. Если объем до 200 декалитров в год, своих средств измерения нет и не требуются, аптека передает данные в Росалкогольрегулирование на основании автоматических средств измерения и учета от поставщика. Аптека заполняет декларацию в соответствии с требованием приказа Росалкогольрегулирования №396 (п. 11). Основные правила заполнения — декларация подается ежеквартально, только в электронном виде, подписанном усиленной электронной подписью руководителя аптечной организации, подается в Росалкогольрегулирование.

Если в отчетном периоде у аптеки не было деятельности по обороту фармсубстанции этилового спирта и не было остатков на начало отчетного периода, декларация не подается. Возможна подача корректирующих данных. В приказе дана подробная инструкция по заполнению каждой формы декларации. Для фармсубстанции единица измерения — декалитр безводного спирта.

Если аптека не укладывается в 200 декалитров в год, необходимо оборудовать емкости для приема субстанции, иметь автоматические средства измерения учета концентрации объема безводного спирта, программно–аппаратные средства, которые позволяют сразу в автоматическом режиме отправлять в систему ЕГАИС информацию о количестве поступившей субстанции, концентрации безводного спирта. Необходимо также оборудование для учета оборота объема изготовленных спиртосодержащих ЛП.

В ПП–2466 однозначно сказано, что обязательна достоверность учета объема закупки и использования фармсубстанции этилового спирта. Приказы, которые утверждали нормы естественной убыли при изготовлении лекарственных препаратов, №284 (2001 г.) и №2 (2007 г.) утратили силу 1 января 2021 г. Новые пока не приняты.

Что касается изготовления лекарственных препаратов из фармсубстанции этилового спирта, все зависит от объемов изготавливаемых спиртосодержащих ЛП. Если объем таких изготовленных препаратов не превышает 200 декалитров в год, учет в системе ЕГАИС не ведется и аптека не предоставляет декларацию, а работает так же, как и со всеми другими ЛП. Если превышает 200 декалитров в год, аптека ведет учет объема изготовленных спиртосодержащих ЛП с применением технических средств фиксации.

Ситуацию, когда субстанция этилового спирта составляет до 200 декалитров, а изготовленные спиртосодержащие ЛП свыше этого объема, рассмотрим отдельно. В таком случае подается декларация (форма №10 в соответствии с приказом Росалкогольрегулирования №396). В этой декларации указываются не только данные об объеме спиртосодержащих препаратов, которые изготовлены в аптеке, но и об объеме субстанции, которая была использована за отчетный период.

По материалам вебинара "Новые требования к аптекам при обороте спиртосодержащих ЛП и медизделий" (организатор: "Катрен Стиль")

Аптеки являются фармацевтическими организациями, могут осуществлять свою деятельность только с лицензией. В зависимости от типа аптеки, можно лицензировать розничную продажу, рецептурный отпуск, изготовление и хранение препаратов. Пройти лицензионную процедуру могут ИП и организации, а перечень требований к заявителю и аптечным помещениям регламентирован Постановлением № 1081.

Читайте в материале, как оформить лицензию на аптеку, сколько времени и денег это займет, какие нюансы нужно учесть заявителю, на какой срок выдается разрешительный документ.

Что такое лицензия на аптеку, когда и кому она нужна в 2020 году

Любая лицензия представляет собой разрешительный документ на определенные виды работ или услуг, реализацию товаров. В сфере фармацевтической деятельности сюда входит:

  • розничная продажа препаратов, предназначенных для применения в медицинских целях;
  • рецептурный отпуск товаров, чей свободный оборот запрещен или ограничен;
  • производство препаратов по заказам покупателей ил медицинских организаций;
  • хранение лекарств и сырья для их изготовления.

Законодательство РФ позволяет лицензировать один или несколько видов деятельности, оформить разрешительный документ можно для обычной аптеки, пункта или киоска, производственной аптеки. Для каждого из перечисленных видов аптечных учреждений есть специальные предписания к помещениям, оборудованию, сотрудникам, мерам безопасности. Строже всего предписания для аптек, которые будут изготавливать асептические препараты (с использованием наркотических, психотропных и иных сильнодействующих компонентов).

Требования, которые обязан соблюсти получатель лицензии, должны обеспечить безопасность потребителей, надлежащие условия производства, хранения и отпуска препаратов, ограничение доступа посторонних лиц. Поэтому еще до подачи заявки на лицензию нужно подтвердить соответствие по эпидемиологическим, гигиеническим, санитарным и иным нормативам.

Так выглядит лицензия на фармацевтическую деятельность. Такой документ нужно получать на каждую аптеку.

Так выглядит лицензия на фармацевтическую деятельность. Такой документ нужно получать на каждую аптеку.

Нормативные акты

Фармацевтика подпадает под лицензирование в силу Закона № 99-ФЗ (скачать Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности). Для получения разрешительного документа будут применяться нормы:

  • Закона № 61-ФЗ (скачать);
  • Постановления № 1081 (скачать);
  • Постановления № 674 (скачать);
  • Постановления № 686 (скачать).

Порядок заполнения заявки и формирования комплекта документов регламентирован Постановлением № 1081(скачать). Одним из важнейших условий для оформления лицензии является получение санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ). Этот бланк выдает Роспотребнадзор после обследования строения и помещений под отпуск, производство или хранение препаратов, сырья, оборудования. Для оформления СЭЗ применяется Приказ Минздрава РФ № 381 (подробнее).

Мнение эксперта. Работа без лицензии влечет максимально жесткие санкции. В лучшем случае, на руководителя или персонал будет наложен административный штраф, а деятельность аптеки приостановят. Если будут выявлены нарушения при обороте сырья и препаратов (особенно рецептурных, наркотических и психотропных веществ), может грозить уголовная ответственность. Чтобы избежать таких проблем, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Вы получите помощь на всех стадиях лицензионной процедуры.

Условия для получения лицензии

Константин М.

Константин М.

При подаче заявки с документами вы должны подтвердить ряд обязательных условий, регламентированных Постановлением № 1081. Организации и предприниматели должны подтвердить:

1. Наличие в собственности или аренде строения или помещений, которые соответствуют гигиеническим, эпидемиологическим и санитарным требованиям (их проверит Роспотребнадзор при выдаче заключения);
2. Наличие у руководителя профильного фармацевтического образования, стажа от 3 лет, либо аналогичного среднего образования и стажа от 5 лет, сертификата специалиста;
3. Наличие у штатного персонала аптеки высшего или среднего профильного образования, сертификатов, а для розничной продажи еще и дополнительного профобразования.

Константин М.

Константин М.

Константин М.

Куда обращаться для оформления лицензии на аптеку

Документы для лицензии подаются в Росздравнадзор. В состав заявки обязательно включается санитарно-эпидемиологическое заключение. Для его оформления нужно обратиться в Роспотребнадзор. Специалисты этого ведомства будут проверять соответствие помещений и строения санитарным нормативам.

№ п/п Виды разрешительных документов в сфере фармацевтической деятельности Описание
1 Лицензия Оформляется на такие виды деятельности как оптовая и розничная продажа препаратов, на хранение и доставку лекарств, на другие направления.
2 Сертификаты, декларации Оформляются на продукцию, сырье и оборудование, применяемой в фармацевтической деятельности. Также разрешительные документы нужны на готовые препараты.
3 Свидетельства об аттестации, аккредитации Оформляется для подтверждения образования и квалификации специалистов, занятых в фармацевтической деятельности.

Как получить лицензию на аптеку: пошаговая инструкция

Для открытия новой аптеки может потребоваться регистрация юрлица или ИП. Для этого нужно обращаться в ИФНС, а по итогам процедуры оформляется выписка ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Если заявка будет подаваться в цифровом формате, нужно заранее заказать ЭЦП через удостоверяющий центр. Помещения и строение для размещения аптеки можно купить, либо взять в аренду. В состав заявки включается правоустанавливающий документ на недвижимость (выписка ЕГРН, свидетельство, договор аренды).

Как получить лицензию на аптеку: пошаговая инструкция

Для открытия новой аптеки может потребоваться регистрация юрлица или ИП. Для этого нужно обращаться в ИФНС, а по итогам процедуры оформляется выписка ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Если заявка будет подаваться в цифровом формате, нужно заранее заказать ЭЦП через удостоверяющий центр. Помещения и строение для размещения аптеки можно купить, либо взять в аренду. В состав заявки включается правоустанавливающий документ на недвижимость (выписка ЕГРН, свидетельство, договор аренды).

При лицензировании обязательно проверяются условия хранения и отпуска препаратов, защита от несанкционированного доступа посторонних.

При лицензировании обязательно проверяются условия хранения и отпуска препаратов, защита от несанкционированного доступа посторонних.

Сложнее всего подтвердить соответствие помещений и здания санитарным нормативам. Для этого учитываются нормы СП, СанПиН, ГОСТ, ГН, других руководящих документов. Вот наиболее важные требования к объектам, в которых будет осуществляться деятельность:

Это далеко не полный перечень требований к зданию и помещениям. Фактически, в СанПиН, ГОСТ и других руководящих документах есть предписания по всем видам строительных и отделочных работ, характеристикам торговых и вспомогательных площадей. Если не соблюсти их, Роспотребнадзор укажет на недостатки. Устранение претензий повлечет дополнительные расходы, затягивание процесса подготовки документов.

Чтобы соблюсти нормативы по помещениям и зданию почти всегда требуется текущий или капитальный ремонт, перепланировка, переустройство, фасадные работы. Для некоторых видов работ требуется дополнительное согласование, что также скажется на сроках и общей стоимости лицензирования. Помощь в соблюдении обязательных условий к лицензиатам и объектам недвижимости окажут специалисты компании Смарт Вэй.

После получения в Роспотребнадзоре положительного санитарно-эпидемиологического заключения можно приступать к заполнению заявления, формированию комплекта заявки. Ее содержание определяется по постановлению № 1081. Дальнейшие действия соискателя лицензии на аптеку заключаются в следующем:

  • нужно оплатить госпошлину (ее размер указан в НК РФ, составляет 7500 руб.);
  • нужно заключить трудовые договоры с сотрудниками, подготовить документы об их профильном образовании, квалификации, стаже;
  • необходимо заполнить заявление о выдаче лицензии, сформировать электронный или письменный комплект документов;
  • заявка подается непосредственно в подразделение Росздравнадзора, либо по почте, либо через портал госуслуг.

Общий срок рассмотрения заявки не превышает 45 дней. Если соблюдены все требования к составу и форме документов, а СЭЗ подтверждает соответствие помещений и здания санитарным нормам, принимается решение о выдаче лицензии на аптеку. Соответствующая информация вносятся в федеральный реестр, после чего можно открывать аптеку, пункт или киоск. Все оборудование, которое устанавливается в аптеке, должно иметь регистрационные удостоверения Росздравнадзора, сертификаты и декларации.

Комментарий эксперта. По Постановлению № 1081 можно лицензировать несколько видов деятельности. Например, можно одновременно получить разрешительный бланк на розничную продажу, отпуск по рецептам, производство препаратов. Также допускается последующее обращение для лицензирования дополнительных видов фармацевтической деятельности. Подробнее об этих нюансах вам расскажу специалисты компании Смарт Вэй.

Для оформления лицензии нужно подтвердить специальные требования к местам изготовления препаратов, хранение реагентов и сырья.

Для оформления лицензии нужно подтвердить специальные требования к местам изготовления препаратов, хранение реагентов и сырья.

Какие документы нужны для оформления лицензии

В содержании заявления на лицензию указываются данные о компании или ИП, юридический адрес, место расположения аптеки, перечень лицензируемых видов деятельности, иные данные. Также в состав заявки включаются:

  • регистрационные и учредительные документы на юрлицо или ИП;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость (договор, выписка ЕГРН, свидетельство);
  • санитарно-эпидемиологическое заключение;
  • штатное расписание, документы о профобразовании, стаже и квалификации руководителя, персонала;
  • платежка о перечислении пошлины;
  • опись документов, включенных в заявку.

Из дополнительных документов, которые должны быть у аптеки или аптечного пункта, можно выделить договоры на санитарную обработку и дезинфекцию, на коммунальные услуги и вывоз ТБО, на утилизацию опасных отходов и препаратов с истекшим сроком годности, на вывоз отработанных люминесцентных ламп и т.д. В состав заявки эти оговоры включать не нужно, однако без них открыть аптеку невозможно.

(Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

В № 28 «А-Э» за 2016 г. редакция начала серию комментариев к Федеральному закону от 03.07.2016 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В сегодняшнем материале рассмотрим, как изменения затронули деятельность аптек.

В настоящее время действие Закона № 171-ФЗ не распространяется на:

– обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям;

– деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций;

– деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт и прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, и производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти (п. 3 ст. 1 Закона № 171-ФЗ).

С 1 января 2017 года действие Закона № 171-ФЗ не распространяется на:

– обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

То есть действие Закона будет распространяться не на все лекарственные средства, содержащие этиловый спирт, а только на спиртосодержащие лекарственные средства, к которым согласно п. 3 ст. 2 Закона № 171-ФЗ относятся спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.

При этом спиртосодержащие лекарственные препараты – это лекарственные препараты для медицинского и ветеринарного применения в жидком виде, определенные в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол).

Спиртосодержащие медицинские изделия – это медицинские изделия в жидком виде, содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол);

– обращение спиртосодержащих медицинских изделий, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, за исключением производства спиртосодержащих медицинских изделий в жидком виде с содержанием фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

При этом с 4 августа 2016 года утратило силу положение о том, что действие Закона № 171-ФЗ не распространяется на деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт и прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, и производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Следовательно, с 4 августа 2016 года на указанную деятельность положения Закона № 171-ФЗ распространяются в полном объеме.

В настоящее время в Законе № 171-ФЗ используется понятие этиловый спирт по фармакопейным статьям.

Это этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств.

Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды.

При этом согласно п. 19 ст. 4 Закона № 61-ФЗ фармакопейная статья – это документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества лекарственного средства.

С 1 января 2017 года вводится понятие фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол) – фармацевтическая субстанция, определенная в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и содержащая этиловый спирт.

Фармацевтическая субстанция – это лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность.

То есть с 1 января 2017 года действие Закона № 171-ФЗ распространяется на производство спиртосодержащих медицинских изделий в жидком виде с содержанием фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), производство, оборот и (или) использование для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Сейчас Закон № 171-ФЗ определяет этиловый спирт как спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.

С 1 января 2017 года этиловый спирт – это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.

Согласно п. 1 ст. 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции).

5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

С 1 января 2017 года при обороте фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) сопроводительные документы, указанные в п.п. 2–5 п. 1 ст. 10.2 Закона № 171-ФЗ, не требуются.

С 1 января 2017 года не подлежит лицензированию производство и оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов для медицинского применения, спиртосодержащих лекарственных препаратов для ветеринарного применения и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.

В настоящее время ст. 26 Закона № 171-ФЗ запрещается розничная продажа этилового спирта, за исключением розничной продажи этилового спирта по фармакопейным статьям, осуществляемой аптечными организациями.

С 1 января 2017 года розничная продажа этилового спирта (любого!), осуществляемая аптечными организациями, запрещается.

При этом с 1 января 2017 года розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16. КоАП РФ).


О.В. Кущева
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

Просим дать правовую оценку (заключение) о порядке, сроках, условиях получения лицензии на хранение и оптовую торговлю алкогольной продукцией.

Ответ

Для получения лицензии на хранение и оптовую торговлю алкоголем необходимо подать пакет документов в территориальную инспекцию Росалкогольмонополии, оплатить госпошлину, сбор для обследования организации инспектором Росалкогольмонополии.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с даты предоставления последнего документа. Срок в случае необходимости может быть продлен еще на 30 дней. Уведомление о выдаче лицензии либо отказе в выдаче направляется заявителю в письменном виде в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.

Обоснование

1.2. Порядок содержит правила лицензирования производства этилового спирта из всех видов сырья и алкогольной продукции, оптовой реализации этилового спирта, рассмотрения представлений о выдаче лицензий, приостановлении, аннулировании и возобновлении действия лицензий Федеральной службой России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (далее - Росалкогольмонополия); лицензирования оптовой реализации готовой алкогольной продукции территориальными инспекциями Росалкогольмонополии.

2. Требования к документам на получение лицензий

2.1. Для получения лицензии на право производства этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, алкогольной продукции и оптовой реализации этилового спирта организация представляет в Росалкогольмонополию, а на право оптовой реализации готовой алкогольной продукции - в соответствующую территориальную инспекцию Росалкогольмонополии следующие документы:

2.1.1. Заявление о выдаче лицензии с указанием полного наименования организации, ее организационно - правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка, вида деятельности, срока действия лицензии. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на территориально обособленном объекте, в заявлении указывается местонахождение объекта. Заявление должно быть оформлено на бланке организации, подписано руководителем (при отсутствии бланка заверено печатью организации), иметь регистрационный номер.

2.1.2. Копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке, и если они не заверены, - с предъявлением оригиналов.

2.1.3. Копия свидетельства о государственной регистрации организации.

2.1.4. Документы (копии платежных поручений с отметкой банка), подтверждающие оплату рассмотрения заявления и сбора за проведение обследования организации.

2.1.5. Справка налогового органа о постановке на учет.

В справке должны быть указаны коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций и классификационных признаков. Справка должна быть подписана и заверена печатью налогового органа.

При представлении заверенной в установленном порядке копии Карты постановки на налоговый учет и включении в Государственный реестр предприятий предъявление справки налогового органа о постановке на учет не обязательно.

2.1.6. Согласие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и соответствующего органа местного самоуправления, на территории которого расположена организация, на осуществление заявленного вида деятельности с указанием объемов. Документ должен быть подписан должностным лицом, наделенным правом подписи указанного документа.

2.1.7. Сведения о техническом и метрологическом оснащении организации, наличии сертифицированного оборудования, нормативной документации, подтверждающих возможность производить, хранить продукцию, соответствующую действующим стандартам, осуществлять государственный контроль за фактическими объемами производства, обеспечивать ее оптовую реализацию.

2.1.7.1. Сведения о техническом оснащении предприятия должны содержать:

2.1.7.1.1. Справку организации о наличии на балансе предприятия оборудования, необходимого для осуществления заявленного вида деятельности.

2.1.7.1.2. Данные о наличии производственной мощности на начало года по каждому заявленному виду продукции, подтвержденные Госкомстатом.

2.1.7.1.3. Перечень технологического оборудования по цехам (участкам) с указанием марок, производительности, количества единиц, а для емкостного оборудования, кроме того - вместимости и материала, включая характеристику антикоррозийного внутреннего покрытия, для угольных колонок - материала и размеров.

2.1.7.1.4. Подтверждение организацией использования в производстве и хранении спирта и алкогольной продукции сертифицированного оборудования.

2.1.7.2. Сведения о метрологическом оснащении организации включают в обязательном порядке перечень оборудования и приборов, необходимых для осуществления государственного контроля за фактическими объемами производства с указанием марок спиртоизмеряющих аппаратов и класса для мерников, технохимического контроля производства (включая сырье и готовую продукцию).

Подлежащие измерению и поверке оборудование и приборы должны быть измерены и проверены. Сведения об измерении и поверке подтверждаются справкой организации.

2.1.7.3. Сведения о нормативной документации должны содержать перечень имеющейся в организации утвержденной в установленном порядке нормативной, технической и технологической документации, подтверждающей возможность производить и хранить продукцию, соответствующую действующим на территории России стандартам.

2.1.8. Сведения о состоянии пропускного и внутриобъектного режима, заключение местных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации об оснащении производственных и складских помещений средствами охранной сигнализации.

Заключение должно быть положительным, иметь дату и номер регистрации, заверено печатью организации, выдавшей документ.

2.1.9. Заключения территориальных органов о соответствии санитарно - эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и технике безопасности производственных и складских помещений должны быть положительными, иметь дату и номер регистрации, заверены печатью организации, выдавшей документ.

2.1.11. Для получения лицензии на право оптовой реализации готовой алкогольной продукции представления документов по пунктам 2.1.7, 2.1.10 не требуется.

3. Порядок представления и рассмотрения документов для получения лицензии

3.1. Организация представляет документы для получения лицензии на право производства этилового спирта, алкогольной продукции и оптовую реализацию этилового спирта в Росалкогольмонополию, на право оптовой реализации готовой алкогольной продукции - в соответствующую территориальную инспекцию Росалкогольмонополии.

3.2. Поступившие от организаций документы подлежат регистрации и рассмотрению на соответствие требованиям, указанным в разделе 2 настоящего Порядка.

Регистрацию документов проводит по описи служба делопроизводства с указанием наименования каждого документа и количества листов. Документы, поступившие не в полном объеме, подлежат возврату заявителю.

3.3. Решение о выдаче, об отказе в выдаче лицензий или о проведении дополнительной экспертизы принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми указанными в разделе 2 документами, причем отсчет ведется от даты представления последнего документа.

3.4. При обнаружении в документах недостоверной информации, а также при представлении документов, оформленных не в соответствии с требованиями раздела 2, организации направляется об этом письменное сообщение с отказом в выдаче лицензии.

3.5. Для организаций, впервые начинающих осуществлять или возобновляющих производство по лицензируемым видам деятельности, а также оптовую реализацию этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, является обязательным проведение дополнительной экспертизы - обследования производства на соответствие предъявляемым требованиям к заявленным видам деятельности. Обследование проводится по заданию Росалкогольмонополии территориальной инспекцией Росалкогольмонополии с обязательным составлением акта обследования и последующим оформлением руководителем территориальной инспекции представления о соответствии (несоответствии) производства предъявляемым требованиям к заявленному виду деятельности.

В данном случае решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

3.6. В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, Руководителем Росалкогольмонополии по предложению заместителя Руководителя Росалкогольмонополии срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть дополнительно продлен до 30 дней.

3.7. Уведомление о выдаче или отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется организациям в письменном виде в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.

3.8. Рассмотрение заявления организации о выдаче лицензии и проведение обследования осуществляется на платной основе:

  • за рассмотрение заявления о выдаче лицензии в размере одной десятой установленного законом минимального размера оплаты труда в Федеральный бюджет;
  • за обследование организации - в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

3.9. Рассмотрение документов для получения лицензии на оптовую торговлю алкогольной продукцией осуществляется территориальными инспекциями Росалкогольмонополии аналогично.

4. Порядок проведения обследования организации на соответствие предъявляемым требованиям к лицензионной деятельности и оформления материалов проверок

4.2. Основанием для обследования организации, подавшей заявление на право оптовой реализации готовой алкогольной продукции, является задание руководителя территориальной инспекции Росалкогольмонополии.

4.2.1. Задание инспектору на обследование выдается при соответствии документов, представленных организацией к лицензированию, требованиям раздела 2 не позднее 15 дней со дня получения заявления со всеми документами.

4.2.2. Обследование организации производится в течение 10 дней и оформляется актом установленной формы по возможности машинописным способом (приложение N 5а).

В акте обследования обязательно должно быть отражено:

  • наличие склада для хранения алкогольной продукции, его состояние и оснащенность средствами охранной сигнализации;
  • наличие спиртохранилища и соответствие его требованиям действующей документации с указанием технической характеристики емкостного и мерного оборудования для приемки, хранения, отпуска и учета спирта;
  • наличие температурных условий хранения алкогольной продукции в соответствии с требованиями действующей нормативной документации;
  • предписания по устранению недостатков, выявленных в процессе обследования или заключение о готовности объекта к эксплуатации.

5. Порядок выдачи лицензии

5.1. Заключение территориальной инспекции Росалкогольмонополии о соответствии организации предъявляемым требованиям (представление) вместе с актом обследования и решением по делу (Приложение 6), оформленным отделом лицензирования и ведения Госреестра Росалкогольмонополии, выносится на рассмотрение комиссии по рассмотрению материалов и принятию решений о выдаче лицензий, приостановлении их действия или аннулировании и возобновлении действия лицензий Росалкогольмонополии (далее - комиссия).

5.2. Лицензия на право производства этилового спирта, алкогольной продукции, оптовой реализации этилового спирта выдается на основании решения комиссии, утвержденного коллегией Росалкогольмонополии; на право оптовой реализации готовой алкогольной продукции - на основании решения соответствующей территориальной инспекции Росалкогольмонополии.

5.3. Решение о выдаче лицензии выносится при условии:

  • соответствия заявления со всеми документами требованиям раздела 2;
  • акта обследования, подтверждающего соответствие требованиям, предъявляемым к лицензируемой деятельности, представления территориальной инспекции;
  • поступления сбора за обследование организации на расчетный счет Росалкогольмонополии, оплаты сбора за рассмотрение заявления в Федеральный бюджет и отсутствии задолженности по лицензионному сбору и акцизам.

5.4. Лицензия подписывается руководителем Росалкогольмонополии (в случае его отсутствия - уполномоченным заместителем руководителя) и заверяется печатью Росалкогольмонополии, а на оптовую реализацию алкогольной продукции - руководителем ее территориальной инспекции (в его отсутствие - уполномоченным заместителем) и заверяется печатью территориальной инспекции Росалкогольмонополии.

5.5. В лицензии указывается:

  • наименование органа, выдавшего лицензию - Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (для оптовой реализации готовой алкогольной продукции - ее территориальной инспекции);
  • наименование и юридический адрес организации, получающей лицензию;
  • виды деятельности и продукции, на осуществление которых выдается лицензия, согласно Приложению 7;
  • срок действия лицензии (лицензия выдается на срок не менее 3 лет, а по заявлению организации, обратившейся за ее получением, лицензия может выдаваться на срок до 3 лет);
  • условия осуществления данного вида деятельности (на мощностях по указанному в лицензии адресу нахождения производства, с правом оптовой реализации продукции собственного изготовления и в соответствии с действующей нормативной документацией и российским законодательством, а для оптовой реализации готовой алкогольной продукции - в заявленном объеме, по указанному в лицензии адресу нахождения организации, в соответствии с нормативной документацией и действующим российским законодательством);
  • регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

5.6. Лицензии выдаются юридическому лицу отдельно на каждый вид деятельности и продукции. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, в качестве заверенных копий юридическому лицу выдаются лицензии с указанием юридического адреса организации и адреса нахождения каждого объекта.

5.7. Лицензии регистрируются Росалкогольмонополией в реестре выданных и зарегистрированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию спирта этилового, изготовленного из всех видов сырья; на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию готовой алкогольной продукции, виноматериалов и спиртосодержащих полуфабрикатов этой продукции, реестре выданных и зарегистрированных лицензий на хранение и оптовую реализацию спирта этилового, изготовленного из всех видов сырья, виноматериалов, готовой алкогольной продукции путем присвоения номера юридическому лицу и порядкового номера производственной единицы через знак дроби.

5.8. Лицензия выдается руководителю организации или доверенному лицу при представлении:

  • доверенности на получение лицензии;
  • паспорта или документа, удостоверяющего личность.
  • предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции - 800 000 рублей;
  • предоставление лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции - 800 000 рублей;
  • предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции - 800 000 рублей.


О.В. Кущева
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам


Лицензия на алкоголь — это разрешение от государства на изготовление и розничную торговлю пищевой продукцией, произведенной с использованием этилового спирта. Стоимость алкогольной лицензии варьируется от 65 тысяч до 9,5 миллионов рублей и зависит от типа продукции и вида деятельности, осуществляемой заявителем. Обычно требование о нормировании применяется в отношении тех направлений, в которых нарушение требований к безопасности производства и качеству самого продукта чревато причинением серьезного вреда здоровью потребителей.

Что такое лицензирование алкоголя

Некоторые виды деятельности в соответствии с российским законодательством являются лицензируемыми. Основной перечень работ, которые требуют получения разрешения, приведен в статье 12 федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Но производство и реализация алкогольной продукции регулируется отдельным нормативным документом: федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ

Это значит, что для работы в такой сфере необходимо получать специальное разрешение – лицензию на производство алкогольной продукции или ее продажу. которую выдает уполномоченный государственный орган, занимающийся регулированием этого конкретного сегмента рынка.

Типы лицензий

В соответствии с частью 2 статьи 18 171-ФЗ сейчас в России выдаются следующие типы разрешений:

  • на изготовление, хранение и поставки всех видов этилового спирта, включая биоэтанол и денатурат;
  • изготовление, хранение и поставки произведенных напитков с содержанием спирта;
  • хранение этилового спирта, спиртосодержащих продуктов и напитков;
  • закупка, хранение и поставки спиртосодержащих продуктов и алкогольных напитков, например, ликеров и наливок;
  • изготовление, хранение и поставки продуктом с содержанием спирта, имеющей непищевой назначение;
  • розничная реализация алкогольных напитков;
  • изготовление этилового спирта для фармацевтических целей.

Для каждого из перечисленных видов деятельности придется получать отдельную лицензию с оплатой ее стоимости. В некоторых случаях отдельное разрешение потребуется получать на изготовление разных продуктов, указанных в списке. Например, на производство биоэтанола и остальных видов спирта выдаются разные удостоверения. В этом случае стоимость лицензии на производство вина или другого алкоголя каждый раз оплачивается отдельно.

Кто выдает

Основным государственным органом, ответственным за рассмотрение лицензионных заявок и выдачу разрешений на ведение деятельности, связанной с оборотом алкоголя, выступает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкольрегулирование). Она выдает все перечисленные виды удостоверений, за исключением разрешений на розничную продажу алкоголя. Выдачей документации, позволяющей осуществлять эту деятельность, занимаются профильные органы органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Например, для получения такого документа в столице предпринимателям необходимо обращаться в городской Департамент торговли и услуг. Но цена лицензии на алкоголь в Москве будет такой же, как и в других регионах.

Нормативная база

Порядок выдачи лицензий на ведение деятельности, связанной с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции с содержанием спирта регулируется следующими нормативными документами:

    , устанавливающий порядок регулирования производства и оборота всех видов алкогольных напитков, продуктов с содержанием спирта, а также самого этилового спирта, и вводящий ограничения по употреблению таких продуктов;
  • Налоговый кодекс, определяющий размер государственных пошлин за выдачу «алкогольных» лицензий;
  • постановление Правительства РФ от 17 июля 2012 г. № 723, регулирующее порядок ведения Единого реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;
  • приказ Росалкогольрегулирования от 12 августа 2019 года N 199, указывающий, как получить лицензию на производство алкоголя и оборот таких продуктов; , вводящий форму бланка разрешения на ведение деятельности, связанной с изготовлением и оборотом таких продуктов;
  • постановление Правительства от 9 августа 2012 года N 815, устанавливающее порядок подачи «алкогольных деклараций».

ЕГАИС

В целях обеспечения прозрачности рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в России введена в действие Единая государственная автоматизированная система, позволяющая на государственном уровне осуществлять контроль за объемами производства и реализации таких товаров, и препятствовать возможности купить лицензию на алкоголь в обход официальных правил. Для ее обозначения используется аббревиатура ЕГАИС. Впервые эта система была разработана и официально представлена в 2005 году, но ее внедрение сопровождалось рядом технических сложностей, которые задержали ее полноценное использование.

Тем не менее, некоторое время спустя она все же вошла в применение. Подключение к ЕГАИС осуществлялось поэтапно: срок введения обязательного требования о подключении к системе зависел от вида деятельности, осуществляемой участником рынка. К концу 2017 года подключиться к системе были обязаны все организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся изготовлением, хранением, поставками и реализацией алкогольных напитков, спиртосодержащей продукции и этилового спирта. Это условие распространяется в том числе на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в производстве и продаже слабоалкогольных напитков, несмотря на то, что осуществление этих видов деятельности не требует обязательного получения разрешения.

Кому нужна лицензия

Статья 18 федерального закона N 171-ФЗ устанавливает, что получать лицензию следует для всех видов деятельности по изготовлению и реализации спиртосодержащей продукции, кроме ряда отдельных направлений. Получить такое разрешение вправе только юридические лица, уплатившие стоимость алкогольной лицензии в установленном размере.

Выдача лицензий индивидуальным предпринимателям не осуществляется.

Кому лицензия не требуется

Список видов деятельности, которыми организациям разрешено заниматься без оформления специального разрешения, перечислен в части 1 статьи 18 171-ФЗ. Лицензия на алкоголь не требуется для следующих направлений:

  • изготовление и продажа спиртосодержащих лекарств и фармацевтических субстанций;
  • изготовление и продажа слабоалкогольных напитков – пива, сидра, пуаре, медовухи и пивных напитков;
  • розничная реализация непищевой продукции с содержанием спирта;
  • закупка спиртосодержащего сырья для использования в производстве другой продукции пищевого, технического или иного назначения;
  • перевозка спиртосодержащего сырья с объемной долей этилового спирта свыше 25% готовой продукции для использования в производственных целях – при ограниченном объеме таких перевозок, не превышающего 200 декалитров в год, и соблюдении некоторых других условий;
  • изготовление и продажа виноградного сусла специализированными сельхозтоваропроизводителями;
  • розничная реализация спиртных напитков на борту самолета пассажирам от имени и по поручению компании, имеющей действующую лицензию на алкоголь;
  • международные автоперевозки спирта и продукции с его содержанием, составляющим больше 25% объема готового продукта, если они осуществляются иностранными перевозчиками, пункт отправления автомобиля находится на территории России, а пункт назначения – за границей ЕАЭС;
  • производство непищевой бытовой продукции с содержанием спирта, включая краски, лаки, мебельные красители и подобные товары, в соответствии с действующим законодательством РФ.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 11 171-ФЗ осуществлять производство и оборот спиртосодержащей продукции всех категорий вправе только организации. Это условие распространяется в том числе и на те виды деятельности, которые не подлежат обязательному лицензированию. Поэтому вопрос о том, сколько стоит лицензия на производство алкоголя в домашних условиях, даже не ставится: ее выдача строго запрещена. Единственное исключение, прямо указанное в этом же разделе нормативного документа, представляет собой производство и реализацию ряда слабоалкогольных напитков – сидра, пуаре, медовухи, пива и пивных напитков. Этими работами разрешается заниматься как организациям, так и индивидуальным предпринимателям.

Приведенный список является исчерпывающим: это значит, что для изготовления и продажи любых других алкогольных напитков и спиртосодержащей продукции потребуется получать разрешение на алкоголь.

Пошаговая инструкция по получению «алкогольной» лицензии

Пошаговый алгоритм получения «алкогольной» лицензии включает следующие шаги.

  1. Проверка соответствия организации установленным требованиям к лицу, претендующему на получение лицензии. В случае обнаружения каких-либо несоответствий их важно устранить уже на этом этапе: рассчитывать, что контролирующие органы не заметят невыполнения каких-то требований или закроют на это глаза, не стоит.
  2. Сбор и оформление официальных документов, подтверждающих соответствие действующим требованиям, составление заявления.
  3. Оплата государственной пошлины установленной стоимости. Чтобы произвести оплату, организации сначала следует выяснить, сколько стоит лицензия на водку либо другой производимый или реализуемый продукт
  4. Подача заявки и пакета документов в лицензирующий орган. В большинстве случаев это соответствующее подразделение Росалкогольрегулирования, контролирующее ту территорию, где заявитель осуществляет свою деятельность. Но для получения разрешения на розничную торговлю алкоголем соискателю следует обратиться в профильный департамент органа местного самоуправления того региона, где он работает.
  5. Ожидание результатов рассмотрения заявки. В соответствии с административным регламентом, описанным в приказе Росалкогольрегулирования N 199, на это контролирующему органу отводится 30 дней. В исключительных случаях, требующих более тщательного и продолжительного рассмотрения обстоятельств, изложенных в заявлении и подтверждающих документах, этот срок продлевается еще на 30 дней.
  6. В случае принятия положительного решения – получение лицензии и проверка внесения сведений об этом документе в Единый реестр лицензионной документации в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции.

как получить лицензию на производство алкоголя

Список документов

Для получения разрешения организации необходимо предоставить в контролирующий орган заявление установленной формы, приложив к нему следующие обязательные документы:

  • копии учредительной документации;
  • документацию об оплате стоимости уставного капитала в установленном размере;
  • копии свидетельств о госрегистрации компании и о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • квитанцию об оплате стоимости государственной пошлины в установленном размере, соответствующем тому, сколько стоит лицензия на алкоголь в 2020 году для ООО или другой организации.

Это базовый список документов, которые предоставляются вне зависимости от типа запрашиваемого разрешения. В дополнение к нему заявителю потребуется предоставить другие бумаги, перечень которых определяется тем видом деятельности, который он планирует вести.

Стоимость лицензии

Производитель, который собирается получить разрешение на свою деятельность, обязан тщательно подойти к подготовке лицензионного заявления. Первое, что ему потребуется сделать, - внимательно изучить статью 2 171-ФЗ, в которой перечислены типы алкогольных товаров, на выпуск которых оформляется разрешение. Следующим шагом для решения этого вопроса станет изучение статьи 333.33 действующего Налогового кодекса РФ, который определяет, сколько стоит получить лицензию на алкоголь для бара или другой тип разрешения.

Стоимость лицензии на алкоголь

Изготовление, хранение и поставка этилового спирта

9 500 000 рублей

Изготовление, хранение и поставка алкогольных напитков, за исключением выделенных в отдельные виды производств, требующих специального разрешения

Изготовление, хранение и поставка виноградного вина, включая ликерное, шампанского, фруктового вина и винных напитков, производимых без добавления этилового спирта

Изготовление, хранение и поставка вина и шампанского, произведенного крестьянскими или фермерскими хозяйствами либо индивидуальными предпринимателями, имеющими статус сельхозтоваропроизводителей

Изготовление, хранение и поставка вина и шампанского с защищенным географическим указанием либо с защищенным наименованием места происхождения

Изготовление, закупка, хранение и поставка пищевой и непищевой спиртосодержащей продукции

Перевозка этилового спирта, пищевой и непищевой продукции, содержащей более 25% в общем объеме

Каждая из перечисленных лицензий оформляется отдельно. Это значит, что если изготовитель занимается выпуском нескольких типов продуктов, ему потребуется получить соответствующее количество разрешений, а цена лицензии на крепкий алкоголь или другую продукцию каждый раз оплачивается отдельно.

Заказать расчет стоимости

Сроки действия

Максимальный срок действия разрешения составляет пять лет. Для некоторых видов деятельности, например, розничной продажи алкогольной продукции, стоимость государственной пошлины уплачивается за каждый год ее действия.

Переоформление лицензии

В соответствии с частями 11 и 12 статьи 19 171-ФЗ необходимость переоформления алкогольной лицензии вызывают следующие обстоятельства:

  • реорганизация предприятия, предполагающая изменение его организационно-правовой формы;
  • изменение названия компании;
  • изменение ее места нахождения или места нахождения ее подразделений, осуществляющих основную деятельность;
  • окончание срока договора аренды помещения или другого объекта, используемого для ведения работ;
  • изменение вида деятельности компании;
  • изменение других данных, указанных в лицензии;
  • утрата ранее полученного разрешительного документа.

Вопросы и ответы

Какой уставный капитал требуется?

Чтобы оценить, сколько стоит лицензия на производство алкоголя, организации потребуется изучить актуальные требования к уставному капиталу такой компании. Они определены статьей 11 171-ФЗ. Чем более крепкие алкогольные напитки собирается изготавливать предприятие, тем большую стоимость уставного капитала оно должно иметь. Это обусловлено более высокими рисками, связанными с нарушением технологических требований, и рядом других факторов. Так, согласно пунктам 2_1 и 2_2 статьи 11 интересующего нас федерального закона стоимость уставного капитала должна составлять:

  • для предприятий, которые собираются заниматься изготовлением водки, стоимость уставного капитала не менее 80 миллионов рублей;
  • для организаций, которые планируют выпускать алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта в объеме готового напитка больше 15%, стоимость уставного капитала не менее 10 миллионов рублей.

Каковы требования к розничным торговым точкам?

Основные требования сформулированы в статье 16 171-ФЗ. Они включают следующие позиции:

  • общая площадь торгового объекта – не меньше 50 квадратных метров (для сельской местности – 25 квадратных метров);
  • наличие фундамента и отдельного входа, подключения ко всем необходимым инженерным коммуникациям;
  • наличие компьютера, обеспечивающего возможность подключения к системе ЕГАИС;
  • наличие кассового аппарата.

Поскольку лицензия на розничную торговлю алкоголем выдается профильными департаментами органов местного самоуправления регионов, им предоставлена возможность определять список дополнительных требований к розничным магазинам. Чаще всего он включает в себя условие об определенной удаленности объекта от образовательных и социальных организаций, но иногда содержит и другие нормативы.

Как производится оплата стоимости госпошлины на алкогольную лицензию?

Стоимость государственной пошлины оплачивается на реквизиты того контролирующего органа, который занимается рассмотрением заявки и оформлением разрешительного документа. Эти данные, как и цена лицензии на алкоголь в 2020 году, опубликованы на сайте соответствующего ведомства. Пошлина оплачивается до подачи заявления, включив в состав пакета документов квитанцию о ее уплате.

Что такое алкогольная декларация?

Алкогольная декларация представляет собой специальный документ, который в соответствии с постановлением Правительства № 815 должны предоставлять в контролирующие органы участники рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции. В ней отражаются параметры основной деятельности предприятия, будь то производство, хранение, перевозка или реализация таких товаров. Такая декларация составляется и отправляется адресату ежеквартально: за первые три квартала – до 10 числа месяца, следующего за окончанием каждого из них, за IV квартал – до 20 января следующего года.

Причины отказа

В соответствии с частью 9 статьи 19 171-ФЗ заявителю откажут в выдаче лицензии по следующим основаниям:

  • невыполнение установленных лицензионных требований, требований к производственному оборудованию или помещениям;
  • наличие непогашенных задолженностей по обязательным платежам или стоимости штрафов;
  • наложение государственным органом ареста на оборудование, используемое для ведения основной деятельности;
  • выявление недостоверной информации в представленных документах.

Узнайте, сколько стоит оформление лицензии на продажу алкоголя «под ключ» в компании АТТЭК

Штрафы

Нарушение лицензионных требований действующего законодательства в отношении деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, караются штрафами, прописанными в статье 14.17 КоАП РФ. Основными наказаниями, предусмотренными этой статьей для организаций, являются:

  • штраф стоимостью до 150 тысяч рублей с возможностью конфискации оборудования и продукции – за нарушение лицензионных требований. За грубое их нарушение предусмотрена возможность наложения штрафа стоимостью до 200 тысяч рублей, который могут заменить остановкой работы компании на срок до 90 суток с возможностью конфискации товара и оборудования;
  • штраф стоимостью до 1/5 совокупного размера выручки за предшествующий календарный год, но не меньше 3 миллионов рублей – за осуществление такой деятельности без лицензии. Штраф вправе заменить остановкой работы компании на срок от 60 до 90 суток. В обоих случаях в дополнение к основному наказанию возможна конфискация оборудования и товара.

Дополнительные наказания предусмотрены этой статьей за другие нарушения в этой области – например, использование незарегистрированного оборудования, производство и оборот спиртных напитков в таре объемом больше 1,5 литров, когда это запрещено, и проч.

Читайте также: