Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах рефендуме какая ответственность

Опубликовано: 30.04.2024

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.7 КоАП РФ

1. Комментируемой статьей предусмотрены два состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов (в том числе с участием в них лиц, указанных в данной статье). Родовым объектом обоих административных нарушений являются права указанных лиц в системе избирательных отношений. Непосредственные объекты каждого из правонарушений, судя по диспозиции статьи, это конкретные права:

Названные права гарантированы Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (п. 1 ст. 41, п. 3 ст. 43, п. 17 ст. 29), другими федеральными и региональными законами о выборах и референдумах. В п. 1 ст. 41 указанного Федерального закона предусмотрено, что администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы (исполнения служебных обязанностей, учебных занятий) в любой день и на любое время в течение этого срока. Также работодатели обязаны предоставить неоплачиваемый отпуск доверенным лицам зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, если они этого требуют (п. 3 ст. 43 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

В соответствии с п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ члены избирательной комиссии (комиссии референдума), работающие в комиссии не на постоянной (штатной) основе, освобождаются на период подготовки и проведения выборов (референдума) от основной работы. Размер и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются в соответствии с законом организующей выборы (референдумы) комиссией и выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов (референдума).

2. Объективная сторона данных правонарушений выражается в отказах работодателя: в предоставлении отпуска или в ином освобождении от работы указанным лицам. Такие отказы могут выражаться по-разному (по форме и по существу) как в действиях, так и в бездействии.

Отказ может быть выражен ясно и прямо (устно либо путем наложения отрицательной резолюции на заявлении) либо в завуалированной форме (умалчивание с ответом на заявление или намеренное затягивание его рассмотрения либо оформления документов о предоставлении отпуска и т.п.).

Оконченным правонарушение считается с момента фактического совершения действий (бездействия), свидетельствующих об отказе предоставить отпуск, освободить от работы.

3. Субъекты данных правонарушений в статье не указаны. Но, прежде всего, это физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, либо должностные лица, представляющие работодателей, с которыми работник находится в трудовых отношениях.

В соответствии с законом полномочия (права и обязанности) работодателя как юридического лица (организации) в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, в порядке, установленном ТК РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ч. 6 ст. 20 ТК РФ). Таким органом или уполномоченным лицом работодателя-организации (общества, предприятия, учреждения, объединения независимо от организационно-правовой формы) в трудовых отношениях обычно выступает ее руководитель (директор, начальник, председатель и т.п.), обладающий как должностное лицо правом приема и увольнения работников, предоставления им отпусков и т.п.

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, возбуждается прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ), а рассматривается судом (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

1. Комментируемой статьей предусмотрены два состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов (в том числе с участием в них лиц, указанных в данной статье).

- зарегистрированного кандидата и доверенного лица кандидата, избирательного объединения;

- члена избирательной комиссии (комиссии референдума) на освобождение от работы для участия в выборах (референдуме).

Названные права гарантированы Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (п. 1 ст. 41, п. 3 ст. 43, п. 17 ст. 29), другими федеральными и региональными законами о выборах и референдумах. В п. 1 ст. 41 указанного Федерального закона предусмотрено, что администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы (исполнения служебных обязанностей, учебных занятий) в любой день и на любое время в течение этого срока.

В соответствии с п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ члены избирательной комиссии (комиссии референдума), работающие в комиссии не на постоянной (штатной) основе, освобождаются на период подготовки и проведения выборов (референдума) от основной работы.

Смысл данной нормы полностью соответствует положениям ст. 170 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее - ТК РФ), устанавливающей гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей. Работодатель должен освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. На основе существующей практики можно сказать, что в этих статьях речь идет не об отпуске члена избирательной комиссии (комиссии референдума), не об освобождении его от работы на 2 - 3 часа в течение рабочего дня, а об освобождении от работы члена комиссии, как правило, на несколько дней (а то и недель) для работы в избирательной комиссии (комиссии референдума).

2. Объективная сторона данных правонарушений выражается в отказах работодателя: в предоставлении отпуска или в ином освобождении от работы указанным лицам. Такие отказы могут выражаться по-разному (по форме и по существу) как в действиях, так и в бездействии.

Отказ может быть выражен ясно и прямо (устно либо путем наложения отрицательной резолюции на заявлении) либо в завуалированной форме (умалчивание с ответом на заявление или намеренное затягивание его рассмотрения либо оформления документов о предоставлении отпуска и т.п.).

Оконченным правонарушение считается с момента фактического совершения действий (бездействия), свидетельствующих об отказе предоставить отпуск, освободить от работы.

3. Субъекты данных правонарушений в статье не указаны. Но, прежде всего, это физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, либо должностные лица, представляющие работодателей, с которыми работник находится в трудовых отношениях.

Согласно ч. 5 ст. 20 ТК РФ работодатели как физические лица - это зарегистрированные в установленном порядке индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

В соответствии с законом полномочия (права и обязанности) работодателя как юридического лица (организации) в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, в порядке, установленном ТК РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ч. 6 ст. 20 ТК РФ). Таким органом или уполномоченным лицом работодателя-организации (общества, предприятия, учреждения, объединения независимо от организационно-правовой формы) в трудовых отношениях обычно выступает ее руководитель (директор, начальник, председатель и т.п.), обладающий как должностное лицо правом приема и увольнения работников, предоставления им отпусков и т.п.

По прочтении диспозиции комментируемой статьи возникает вопрос: является ли юридическое лицо (организация) - работодатель субъектом данного административного правонарушения? Анализ текста комментируемой статьи в системной связи со ст. 2.1, ст. 2.4 и ст. 2.10 КоАП РФ показывает, что является - в большинстве случаев работодатель выступает как юридическое лицо. В этой связи нельзя не обратить внимание на то, что в санкции данной статьи (в отличие от многих других) субъект правонарушения не указан. А в таких случаях, как отмечено в ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ, правовая норма в равной мере действует в отношении физического и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данная норма относится и может быть применена только к физическому лицу. Если же судить по небольшому размеру санкции данной статьи (даже мизерному - в сравнении с санкциями многих других статей), то она рассчитана скорее на физическое, чем юридическое лицо.

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, возбуждается прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ), а рассматривается судом (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Данное административное правонарушение следует отличать от состава близкого по объекту, но более объемного по объективной стороне правонарушения, предусмотренного в ст. 5.27 КоАП РФ ("Нарушение законодательства о труде и об охране труда"), которое возбуждается и рассматривается органом государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства - государственной инспекцией труда (ст. 23.12 КоАП РФ).


2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный: 1) отказывается предоставить лицам, упомянутым в ст. 5.

7, отпуск, предусмотренный нормами указанных выше правовых актов, а также ст. 170 ТК. При этом отказ может быть:

а) заявлен прямо; б) завуалированным (т.е. виновный прямо не отказывает в этом, но фактически не предоставляет отпуск);


2) отказывается освободить от работы членов избирательной комиссии, комиссии референдума. Формы такого отказа могут быть самыми разнообразными (например, неоднократный перенос вопроса об освобождении, выдвижение неприемлемых условий). Данное правонарушение может быть совершено как в форме действия (прямой отказ освободить от работы), так и в форме бездействия (например, непринятие мер по оформлению отпуска).

Оконченным оно считается с момента фактического совершения действий (бездействия), свидетельствующих об отказе предоставить отпуск, освободить от работы. 3. Субъектами данного правонарушения могут быть:

1) физические лица, выступающие в качестве работодателей;

2) юридические лица, выступающие в качестве работодателей. В практике возникает вопрос: является ли субъектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 5.7, само юридическое лицо или (с учетом того, что реально отказ исходит именно от должностного лица) руководитель (иное должностное лицо) работодателя? Систематическое толкование ст. 2.1, 2.4-2.6 (см. коммент. к ним) и ст. 5.7 показывает, что субъектом данного административного правонарушения является именно работодатель, т.е. само юридическое лицо.

Он назначается судьей (см. коммент. к ст.


Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума -.

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.


1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдума, регулируемые федеральными законами (см. их перечень в п.

п. 2 и 4 комментария к ст. 5.

2. В числе прав кандидатов в депутаты или на выборную должность, доверенных лиц кандидатов и членов избирательной комиссии (комиссии референдума) предусмотрено право на получение отпуска (освобождения от работы) на определенный период. Согласно п.

На этот же период работодатели обязаны предоставить доверенным лицам зарегистрированного кандидата, избирательного объединения по их требованию неоплачиваемый отпуск (п. 3 ст. 43).

В соответствии с п. п. 17 и 22 ст. 29 вышеназванного Федерального закона члены избирательной комиссии, комиссии референдума, работающие не на постоянной (штатной) основе, освобождаются на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы с выплатой денежной компенсации и дополнительного вознаграждения.


3. Объективная сторона правонарушения выражается в действии (бездействии) работодателя (руководителя администрации), который получил заявление от указанного лица с просьбой о предоставлении отпуска и в письменной или устной форме отказал в этом или оставил данное заявление без рассмотрения.

4. Субъектом данного правонарушения является работодатель, которым может быть руководитель организации (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) или индивидуальный предприниматель, обладающий правом приема и увольнения работников, предоставления им отпусков и т.д.

5. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. 6.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23. 1) в пятидневный срок.

Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.


Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума -(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)Комментарий к статье 5.71. О статусе работодателя см. п. 1 комментария к ст. 5.29. Согласно ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел РФ, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

На период полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.


Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока либо вместе с утратой статуса кандидатом, назначившим их, либо с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, назначившими этих доверенных лиц.

Согласно п. 17 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» за членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

2. В случаях, указанных в п. 3 комментария к ст.

5. 1 КоАП, право кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления, их доверенных лиц на получение неоплачиваемого отпуска предусмотрено ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (приложение к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г.

3. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п.

5 и 6 комментария к ст. 5. 1.


КодексыОтказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума -влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Статья 5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме


Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

В данном разделе диспозиция статьи 5.7 Кодекса рассматривается в части, касающейся зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, права которых являются объектами данного правонарушения, за исключением нарушения прав в отношении членов избирательных комиссий, которое было рассмотрено ранее в разделе 2.

В числе прав кандидатов в депутаты либо на выборную должность органов местного самоуправления предусмотрено право на получение отпуска (освобождения от работы) на определенный период. При этом для некоторых категорий зарегистрированных кандидатов (кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации) такой отпуск является обязательным условием для участия в избирательной кампании (пункт 2 статьи 40 Федерального закона). Пунктом 1 статьи 41 Федерального закона, аналогичными нормами других законов о выборах установлена обязанность администрации организации, командира воинской части, руководителя органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений также имеют право получить по заявлению неоплачиваемый отпуск на период осуществления своей деятельности. Такое право предоставлено им пунктом 3 статьи 43 Федерального закона, частью 4 статьи 48 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 43 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".

Субъектами правонарушения являются должностные лица (работодатели), обязанные предоставить отпуск (руководители организаций независимо от формы собственности, командиры воинских частей, другие работодатели).

Основание ответственности - наличие заявления зарегистрированного кандидата, доверенного лица кандидата, избирательного объединения о предоставлении отпуска, по которому решение должностным лицом (работодателем) не принято или принято отрицательное решение.

Условием привлечения должностного лица (работодателя) к административной ответственности является приобретение кандидатом статуса зарегистрированного кандидата; регистрация избирательной комиссией доверенного лица кандидата, избирательного объединения. Таким образом, непредоставление отпуска кандидату в период со дня выдвижения до момента регистрации, а доверенному лицу до дня его регистрации избирательной комиссией не образует состава административного правонарушения.

Право на возбуждение дела об административном правонарушении принадлежит только прокурору по заявлению зарегистрированного кандидата, доверенного лица, которым отказано в предоставлении отпуска, избирательного объединения, в список которого входит такой кандидат, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, назначивших доверенное лицо, а также по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата или доверенное лицо.

Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях

Нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на избирательные объединения, на иных юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. Фрагмент утратил силу.

Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 67 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: