Отпуск тепловой энергии с коллекторов что это значит

Опубликовано: 26.04.2024

В нашу организацию за юридической помощью обратилась управляющая компания в сфере ЖКХ (УК) в связи с возникновением спора с ресурсоснабжающей организацией (РСО) по поводу объема поставленной тепловой энергии для оказания коммунальных услуг населению. Перед нашей компанией была поставлена задача проверить законность и обоснованность расчета РСО, а также соответствие заключенного договора теплоснабжения действующему законодательству.

Изучив представленные УК документы, нами было установлено следующее. УК по договору теплоснабжения приобретает у РСО тепловую энергию для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (ГВС) собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах. В соответствии с данным договором УК заказала у РСО определенный объем тепловой энергии, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления по отоплению и ГВС для населения. Однако РСО поставила тепловую энергию в большем объеме, чем предусмотрено договором, мотивируя это тем, что температура наружного воздуха в зимний период была значительно ниже предполагаемой, что и привело к необходимости отпуска тепла в большем объеме. РСО определила объем отпущенной тепловой энергии исходя из показаний общедомовых и групповых приборов учета, а по домам, не имеющим таких приборов, – расчетным путем (исходя из суммарного отпуска тепла с ТЭЦ). При этом РСО изменяла показания общедомовых и групповых приборов учета, увеличивая либо уменьшая их на величину потерь и объемы потребления иных лиц, находящихся под учетом данных приборов, а также применяла штрафные санкции за недоиспользование тепловой энергии – возврат излишков горячей воды в обратный трубопровод.

Исходя из методики, описанной в договоре теплоснабжения, учет потребляемой тепловой энергии производится в соответствии с Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34 70 010-85, утвержденными Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Минэнерго СССР 22.07.1985, Главгосэнергонадзором 31.07.1985 (далее – Правила ПР 34 70 010 85), Правилами учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (далее – Правила № Вк-4936), и Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105 (далее – Методика № 105), на основании полученных от УК показаний приборов учета (при их наличии), а при отсутствии у потребителя таких приборов – по тепловому балансу источника тепла за вычетом показаний коммерческих приборов учета и тепловых потерь в сетях (пропорционально договорным расчетным тепловым нагрузкам).

Также договором предусмотрено, что при наличии групповых приборов учета расчет потребленной тепловой энергии производится пропорционально договорным тепловым нагрузкам согласно прилагаемому перечню групповых приборов учета. По данным приборов, установленных не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, а в индивидуальных тепловых пунктах жилых домов на сетях абонента, такой расчет производится с учетом тепловых потерь.

Ничтожность условий публичного договора, не соответствующих требованиям законодательства
Проанализировав действующее законодательство и практику рассмотрения споров по аналогичным делам, мы пришли к выводу о незаконности включения в договор теплоснабжения указанных положений по следующим причинам.

Включение в договор условий о порядке учета тепловой энергии, соответствующих Правилам ПР 34 70 010-85, неправомерно, поскольку данный документ утратил силу с момента введения в действие Правил № Вк-4936, зарегистрированных в Минюсте 25.09.1995 № 954.

В свою очередь, Правила № Вк-4936 имеют ограниченную сферу действия и регулируют организацию учета только на основании показаний учетных приборов. Иного правового акта, принятого в установленном порядке и регламентирующего применение расчетного метода определения количества поставленной тепловой энергии в отсутствие приборов учета, в настоящее время не имеется.

Инструктивное письмо Минтопэнерго РФ от 20.12.1995 № 42 4 2/18, согласно которому до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета нужно осуществлять на основании утратившего силу разд. 5 Правил
ПР 34 70 010-85, официально не опубликовано и в Минюсте не зарегистрировано, в связи с чем применение данного документа необоснованно.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС ВВО от 27.09.2010 № А31-7682/2009. Суд признал неосновательным представление РСО расчета корректировки объема фактического потребления тепловой энергии применительно к Правилам
ПР 34 70 010-85 ввиду невозможности определения фактического объема энергии, потребленной ответчиком (абонентом).

Применение Методики № 105 также неправомерно, так как она не является нормативным правовым актом и не зарегистрирована в Минюсте, следовательно, не может быть использована при определении объема фактического потребления тепловой энергии. Данная позиция выражена в Постановлении ФАС ВВО от 02.08.2010 № А43-24577/2009. Кроме того, суд указал на незаконное включение сторонами в договор условия о применении Методики № 105 при установлении объема тепловой энергии, поставленной для бытовых нужд в жилые дома.

Таким образом, недопустимо включение в договор методов, описанных в Правилах ПР 34 70 010-85 и Методике № 105, для определения объема фактического потребления тепловой энергии и корректировки в отсутствие приборов учета. Применение же Правил № Вк-4936 возможно только при наличии данных приборов.

Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме ситуаций, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Поскольку в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор теплоснабжения является публичным, на него распространяется норма п. 4 названной статьи, на основании которой в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для соблюдения сторонами при заключении и исполнении публичных договоров, а также положение п. 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.

В силу п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью оказания потребителю коммунальных услуг, не должны противоречить данным правилам и иным нормативным правовым актам РФ.

Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, Президиум ВАС в Постановлении от 15.07.2010 № 2380/10 пришел к выводу о недопустимости согласования сторонами метода определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, не соответствующего положениям ЖК РФ и названным правилам. Высшие арбитры посчитали, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. В данном постановлении указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от этого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если законом не установлено, что данная сделка оспорима, или не предусмотрено иных последствий нарушения. В силу ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности ее прочих частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения в нее недействительной части.

Так как положения договора теплоснабжения о методах и порядке учета тепловой энергии противоречат нормам ст. 426 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг, в этой части договор является ничтожным. Суд при рассмотрении спора может применить последствия недействительности ничтожной сделки, но ГК РФ не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки по заявлению любого заинтересованного лица. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке (Постановление Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996).

Добавим: РСО, обратившись в суд с иском по данному спору, ходатайствовала о проведении экспертизы с целью проверки правильности результатов расчетов отпущенной тепловой энергии и произведения таких расчетов. Суд, удовлетворив ходатайство истца, вынес определение о назначении судебной экспертизы. Однако эксперты для обоснования своих расчетов использовали также Методику № 105 и Правила ПР 34 70 010-85, что недопустимо по причине несоответствия действующему законодательству, в то время как расчет экспертов является необоснованным.

Определение объема тепловой энергии по приборам учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплачивается фактически принятое абонентом количество энергии на основании данных учета, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон. Иное как раз и предусмотрено ст. 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг.

В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, а также правила, обязательные для соблюдения при заключении управляющей организацией (ТСЖ) либо жилищным кооперативом (иным специализированным потребительским кооперативом) договоров с РСО, устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электро- и газоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для РСО в порядке, определенном законодательством РФ. Если исполнителем является ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо УК, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, газа, электрической и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным на основании законодательства РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги.

В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 также указывается, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) (например, услуг по энергоснабжению) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Арбитражные суды применяют этот вывод на практике и в отношении управляющих организаций. В ПостановленииПрезидиума ВАС РФ от 27.07.2010 № 3779/10 указано, что после введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель таких услуг вправе рассчитываться с РСО по тарифу, установленному в соответствии с законодательством РФ и используемому для расчета размера платы за коммунальные услуги.

В силу п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по формуле исходя из нормативов потребления.

Так как в соответствии с договором теплоснабжения УК является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим тепловую энергию у РСО для оказания коммунальных услуг гражданам, метод и порядок учета тепловой энергии должны определяться на основании ст. 157 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг по показаниям приборов учета (а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ), а услуги – оплачиваться по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 № 525/09, от 21.04.2009 № 15791/08.

В разделе 3 Правил предоставления коммунальных услуг описан порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, который зависит от наличия или отсутствия в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) и коллективных (общедомовых) приборов учета. В приложении 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приведены формулы для определения размера платы за коммунальные услуги в каждом соответствующем случае.

При этом указанная в п. 19, 20, 21, 23, 25 Правил предоставления коммунальных услуг корректировка размера платы (раз в год) не производится, несмотря на то что Решением ВС РФ от 12.01.2011 № ГКПИ10-1499 признаны законными положения Правил предоставления коммунальных услуг о корректировке платы за коммунальные услуги. Дело в том, что в рамках действующего законодательства применение на практике данных формул невозможно, поскольку они предусматривают включение показателей, определяемых РСО расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ. В настоящее время не имеется принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего применение расчетного метода определения количества поставленной тепловой энергии в отсутствие приборов учета.

Изложенная в Постановлении ФАС ВВО от 02.08.2010 № А43-24577/2009 позиция по поводу проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги была поддержана ВАС в Определении от 09.09.2010 № ВАС-12238/10. Суд не принял доводы заявителя о применении Методики № 105 для расчета количества фактически поставленных ответчику коммунальных ресурсов в целях корректировки размера оплаты последним этих ресурсов, определенного по соответствующим нормативам потребления. Заявитель не указал, какой нормативно-правовой акт допускает проведение корректировки по формулам, описанным в Правилах предоставления коммунальных услуг, по причине отсутствия данного документа.

Кроме того, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ нормативы устанавливаются на основании ст. 157 ЖК РФ и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. В соответствии с п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг при определении таких нормативов учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Иначе говоря, в норматив потребления коммунальных услуг уже включены технологические потери коммунальных ресурсов, следовательно, применение корректировки для учета потерь недопустимо.

В отношении групповых приборов учета, предусмотренных сторонами в договоре теплоснабжения, следует сказать, что определение приборов учета такого вида в Правилах предоставления коммунальных услуг отсутствует. Следовательно, использование показаний данных приборов учета противоречит действующему законодательству.

Рассмотрение спора в арбитражном суде
В целях защиты по иску, предъявленному РСО к УК, о взыскании долга по оплате поставленной тепловой энергии нами был подготовлен и предъявлен от УК (ответчика) в рамках данного дела встречный иск о признании недействительным ничтожного договора в части и о применении последствий недействительности ничтожной сделки. В обоснование своей позиции мы руководствовались вышеизложенными нормами законодательства и на их основании произвели свой расчет поставленной тепловой энергии, который в значительной степени отличался от расчета истца. Суд не принял во внимание расчет, произведенный экспертами в связи с назначенной судебной экспертизой, так как он не основывался на положениях действующего законодательства.

В результате оказанного правового сопровождения по данному делу и участия нашей компании в судебном разбирательстве от истца поступило предложение об урегулировании спора путем заключения мирового соглашения. Стороны подписали данное соглашение, утвержденное арбитражным судом, в соответствии с которым размер уплачиваемой УК суммы РСО за тепловую энергию был значительно снижен.

от 13 июня 2013 года N 760-э

(с изменениями на 21 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФСТ России от 27 мая 2015 года N 1080-э (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.07.2015, N 0001201507150012);

приказом ФАС России от 4 июля 2016 года N 888/16 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.08.2016, N 0001201608010020);

приказом ФАС России от 30 июня 2017 года N 868/17 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2017, N 0001201707270034);

приказом ФАС России от 4 октября 2017 года N 1292/17 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.10.2017, N 0001201710190022);

приказом ФАС России от 18 июля 2018 года N 1005/18 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.09.2018, N 0001201809170012);

приказом ФАС России от 29 августа 2019 года N 1152/19 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.02.2020, N 0001202002030038);

приказом ФАС России от 21 декабря 2020 года N 1237/20 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.03.2021, N 0001202103250008).

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4159; 2011, N 23, ст.3263; N 30 (ч.I), ст.4590; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; N 53 (ч.I), ст.7616, 7643; 2013, N 19, ст.2330), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 44, ст.6022),

2. Настоящие Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения применяются при установлении тарифов на 2014 и последующие годы, а также на 2013 год в случаях, предусмотренных пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".

3. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (зарегистрирован Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный N 6076), с изменениями и дополнениями, внесенными приказами ФСТ России от 23 ноября 2004 года N 193-э/11 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2004 года, регистрационный N 6191), от 14 декабря 2004 года N 289-э/15 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2004 года, регистрационный N 6213), от 28 ноября 2006 года N 318-э/15 (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2006 года, регистрационный N 8574), от 30 января 2007 года N 14-э/14 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2007 года, регистрационный N 9041), от 31 июля 2007 года N 138-э/6 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2007 года, регистрационный N 10030), от 23 ноября 2007 года N 385-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 года, регистрационный N 10578), от 21 октября 2008 года N 209-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2008 года, регистрационный N 12580), от 22 декабря 2009 года N 469-э/8 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2010 года, регистрационный N 16132), от 31 декабря 2009 года N 558-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2010 года, регистрационный N 16345), от 24 июня 2011 года N 303-э (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2011 года, регистрационный N 21290), от 26 декабря 2011 года N 823-э (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2011 года, регистрационный N 22794), применяются при установлении тарифов на 2013 год, за исключением тарифов, предусмотренных пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".

4. Признать утратившими силу:

5. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.Новиков

в Министерстве юстиции

16 июля 2013 года,

регистрационный N 29078

Приложение

Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

(с изменениями на 21 декабря 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4159; 2011, N 23, ст.3263; N 30 (часть 1), ст.4590; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; N 53 (часть 1), ст.7616, ст.7643; 2013, N 19, ст.2330), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 44, ст.6022).

2. Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - федеральный орган регулирования), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования), органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, за исключением расчета в ценовых зонах теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2020 года приказом ФАС России от 29 августа 2019 года N 1152/19. - См. предыдущую редакцию)

3. Методические указания определяют методологию расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

4. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основах ценообразования, а также иных нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

5. В соответствии с настоящими Методическими указаниями рассчитываются следующие регулируемые цены (тарифы) в сфере теплоснабжения:

на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями;

на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями, в соответствии с установленными предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения);

5.2. плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей;

5.3. плата за подключение к системе теплоснабжения.

II. Общие принципы формирования цен (тарифов)

6. При регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы:

метод экономически обоснованных расходов (затрат);

метод индексации установленных тарифов;

метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

метод сравнения аналогов.

В зависимости от применяемого в отношении регулируемой организации метода регулирования тарифов для расчета цен (тарифов) используются материалы в соответствии с Приложением 3 к настоящим Методическим указаниям.

7. Тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой, предусмотренной предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями тарифов на тепловую энергию (мощность), установленными федеральным органом регулирования.

Особенности расчета необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, приведены в главе VIII настоящих Методических указаний.

8. Расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний.

9. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 10, ст.1242) расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования.

9.1. Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

(Пункт дополнительно включен с 28 сентября 2018 года приказом ФАС России от 18 июля 2018 года N 1005/18)

10. Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения регулируемыми организациями раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) производство теплоносителя;

д) передача тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключение к системе теплоснабжения;

з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

При установлении цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным регулируемым видам деятельности.

При установлении цен (тарифов) также не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, N 34, ст.3680; 2011, N 22, ст.3168; официальный интернет-портал правовой информации http://www/pravo/gov/ru. 12.04.2013, N 00012013041200014; 2013, N 21, ст.2648).

Не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

При установлении подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не учитываются прибыль и убытки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которые возникают в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон.

(Абзац дополнительно включен с 12 августа 2016 года приказом ФАС России от 4 июля 2016 года N 888/16)

В случае если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам (тарифам), определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), то при установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, не выше которых соответствии с пунктами 5_1 и 12 Основ ценообразования определяются такие цены, используются необходимая валовая выручка и расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в размере, необходимом для обеспечения теплоснабжения (поставки) в соответствии с такими договорами.

(Абзац дополнительно включен с 12 августа 2016 года приказом ФАС России от 4 июля 2016 года N 888/16; в редакции, введенной в действие с 28 сентября 2018 года приказом ФАС России от 18 июля 2018 года N 1005/18. - См. предыдущую редакцию)

Центральное качественное регулирование, как наиболее распространенный способ регулирования отпуска теплоты в водяных системах теплоснабжения, не обеспечивает в течение всего отопительного сезона потребителей .

Для нормального функционирования технологических процессов, комфортного пребывания человека в помещениях должны обеспечиваться условия в соответствии с технологическими и санитарно-гигиеническими нормами. Комфорт в помещениях обеспечивают инженерные системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, подачу теплоты, в которые осуществляют водяные централизованные системы теплоснабжения.

Тепловой баланс помещений должен поддерживаться в течение всего отопительного сезона и потребители должны получать требуемое количество теплоты, независимо от того какой способ регулирования применяется на источнике теплоты, как спроектированы тепловые магистрали и какова тепловая защита здания. В городах и жилых поселках России основными потребителями тепловой энергии от систем централизованного теплоснабжения являются системы отопления жилых, административных и общественных зданий. Промышленные объекты также потребляют тепловую энергию для отопления из централизованных систем.


Большинство крупных водяных систем теплоснабжения спроектированы и построены в В системах теплоснабжения жилых районов городов, например, города Липецка и др., в системах теплоснабжения предприятий, например, ОАО «НЛМК», ОАО «Свободный Сокол» регулирование отпуска теплоты преимущественно центральное качественное по отопительной нагрузке. Проектный график температур сетевой воды 150/70 °C, системы отопления зданий подключены к тепловым сетям по гидравлически зависимой схеме.

Сложившиеся в последние годы условия эксплуатации систем теплоснабжения существенно отличаются от проектных. Строительство новых зданий, реконструкция действующих, как гражданских, так и промышленных в большинстве случаев идет без существенной реконструкции действующих инженерных сетей жизнеобеспечения.

Реконструируемые и вновь строящиеся объекты интенсивно оснащаются автоматизированными тепловыми пунктами. Оснащение зданий и сооружений пунктами регулирования отпуска теплоты не исключает центральное качественное регулирование, а только дополняет его абонентским. Абонентское регулирование, как правило, предусматривает либо количественное, либо количественно-качественное изменение расходов тепловой энергии. В результате ввода таких объектов в эксплуатацию, в период наружных температур от температуры начала отопительного сезона до температуры точки излома графика температур, в водяных тепловых сетях происходит заметное изменение расходов сетевой воды. Изменение расходов теплоносителя в сети тем существеннее, чем выше доля объектов с автоматизированными абонентскими вводами. Колебания расходов воды приводят к гидравлической разрегулировке водяной тепловой сети.

Тепловой баланс помещений должен поддерживаться в течение всего отопительного сезона и потребители должны получать требуемое количество теплоты, независимо от способа регулирования.


Одновременно с вновь вводимыми в эксплуатацию зданиями действующие системы теплоснабжения обеспечивают тепловой энергией множество зданий и сооружений, в которых полностью отсутствует какое-либо абонентское дорегулирование отпуска теплоты. Подача энергии в системы отопления в период наружных температур выше точки излома графика осуществляется теплоносителем с температурой превышающей требуемые значения.

Наличие такого конгломерата объектов, подключенных к единой централизованной системе водяного теплоснабжения, не позволяет централизованно осуществлять экономически выгодное и энергетически оправданное регулирование отпуска теплоты по отопительной нагрузке зданий и приводит к перерасходам тепловой энергии.

В последние годы предприятия, вырабатывающие тепловую энергию под предлогом экономии топлива, снижения потерь в сетях, либо по другим причинам прибегают к снижению расчетной температуры сетевой воды. Температуру понижают от 150 °C до 140, 130 °C и ниже, как в периоды резкого похолодания, так и в течение отопительного периода, то есть, проводят срезку температурного графика или переходят на пониженный температурный график. Например, такое предприятие как ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (ОАО «НЛМК») получает тепловую энергию от собственной ТЭЦ и ТЭЦ «Территориальная генерирующая компания № 4» (ТГК-4) и работает по температурному графику 105/70 °C, 130/70 °C. Липецкий металлургический завод «Свободный Сокол» получает теплоту от собственной ТЭЦ и котельной Липецкой городской энергетической компании (ЛГЭК) (115/70 °C), завод «Центролит» — от промышленной котельной (115/70 °С). Применение «срезки» участилось в последние два-три года и связано с массовым внедрением в системах отопления зданий трубопроводов из полимеров при их реконструкции, а также новом строительстве. В результате «срезки» и перехода на пониженный температурный график происходит снижение температурного напора теплоносителя, что приводит к «недоподаче» необходимого количества теплоты в системы отопления зданий и сооружений, спроектированных на более высокие температуры теплоносителя.

Поставщики тепловой энергии «недоподачу» теплоты вследствие понижения температурного напора пытаются компенсировать увеличением расхода теплоносителя, включая в работу дополнительные насосные группы. Применяемая температурная «срезка» при той или иной температуре наружного воздуха сопровождается разовым увеличением расхода сетевой воды для всего диапазона наружных температур от температуры срезки до расчетной температуры на отопление.


Перерасход воды в сетях в таких случаях достигает от проектного расхода. Однако увеличением расхода не всегда удается восполнить дефицит теплоты. Повышенный расход сетевой воды нарушает стабильный гидравлический режим системы и приводит к разрегулировке тепловой сети. Качество отпускаемого тепла в таких случаях значительно отличается от нормативного. Срезка температурного графика сокращает период времени в течение отопительного сезона, когда осуществляется централизованное качественное регулирование.

Таким образом, при продолжительности отопительного сезона около 6 месяцев в году центральное качественное регулирование осуществляется и месяца в течение отопительного сезона выпадают из какого-либо регулирования.

Оценка влияния отсутствия абонентского дорегулирования и температурной «срезки» на продолжительность центрального качественного регулирования в течение отопительного сезона проведена для климатических условий города Липецка на примерах «срезки» температурного графика 150/70 °C до 130, 115 и 95 °C.

Только для 51,4 % отпускаемого количества теплоты в течение всего отопительного периода применяется центральное качественное регулирование по отопительной нагрузке. Абонентскому регулированию, либо его отсутствию подвержено 27,6 % отпускаемого количества теплоты и отсутствию какого-либо регулирования в результате проводимой «срезки» — 21 %.

Для условий «срезки» с 150/70 °C на 130 °C центральному качественному регулированию подвержено 68,9 % отпускаемой в течение отопительного сезона теплоты. Для «срезки» со 150 °C на 115 °C — 60,3 % и для условий «срезки» на 95 °C — 35,8 % отпускаемой тепловой энергии.

Таким образом, при продолжительности отопительного сезона около 6 месяцев в году центральное качественное регулирование осуществляется два-четыре месяца, и два-четыре месяца в течение отопительного сезона выпадают из какого-либо регулирования. Проводимая «срезка» температурного графика с последующим увеличением расхода сетевой воды и абонентское дорегулирование у потребителей нарушают стабильный гидравлический режим тепловых сетей и приводят к его разрегулировке.

Чтобы обеспечить требуемым количеством тепловой энергии здания и сооружения при текущих наружных температурах воздуха в течение всего отопительного сезона предлагается способ теплоснабжения потребителей с периодической максимальной подачей теплоты. Снабжение тепловой энергией потребителей осуществляется по нескольким тепломагистралям, оснащенным запорной арматурой.

Известно, что использование теплоаккумулирующей способности зданий позволяет проводить регулирование отпуска теплоты на отопление не по текущей температуре наружного воздуха, а по средней величине наружной температуры за некоторый период, с соответствующим сдвигом времени [1].

Организация подачи теплоты основана на неизменяющемся гидравлическом режиме водяной тепловой сети и на способности зданий и сооружений аккумулировать тепловую энергию [2].

На источнике теплоты имеются: теплоприготовительная установка, коллектор охлажденной воды, где смешивают теплоноситель, поступающий из обратных трубопроводов отдельных магистралей, коллектор горячей воды, запорная арматура.


Предлагаемый способ теплоснабжения потребителей с периодической максимальной подачей теплоты заключается в следующем. Сетевой насос обеспечивает стабильный гидравлический режим во всей системе. Теплоноситель с повышенным температурным потенциалом поступает из теплоприготовительной установки (ТПУ) в одну из отдельных магистралей в течение определенного (первого) расчетного периода времени. Расход и температура теплоносителя поддерживаются постоянными, а в остальные магистрали направляют расходы сетевой воды, минуя теплоприготовительную установку по обводному трубопроводу. Теплоноситель поступает в другие магистрали и имеет температуру смеси, образованной в коллекторе охлажденной воды (КОВ). С течением времени (первый расчетный период) температура смеси понизится, следовательно, понизится температура внутреннего воздуха в отапливаемых помещениях. Сигналом для переключения запорной арматуры служит температура внутреннего воздуха у потребителей, и в следующий расчетный период, уже в другой район поступает теплоноситель от источника с повышенной температурой и т.д.

Происходит периодическое повышение и понижение температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах каждой из магистралей. Система, используя способность зданий и сооружений в течение определенного времени накапливать и отдавать тепловую энергию, периодически подает потребителям несколько завышенное количество теплоты.

Таким образом, происходит периодическое повышение и понижение температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах каждой из магистралей. Система, используя способность зданий и сооружений в течение определенного времени накапливать и отдавать тепловую энергию, периодически подает потребителям несколько завышенное количество теплоты. В предлагаемом способе подачи теплоты происходит периодическое повышение и понижение температуры теплоносителя при подаче теплоты по отдельным тепломагистралям в теплоснабжаемые районы (ТР) при стабильном гидродинамическом режиме системы.

Предлагаемый способ теплоснабжения потребителей с периодической максимальной подачей теплоты в централизованных системах теплоснабжения позволит создать стабильный гидравлический режим в водяных сетях и обеспечит регулирование отпуска теплоты в течение всего отопительного сезона.

1. Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети. — М.: Изд-во МЭИ, 2001.

2. Стерлигов В.А., Мануковская Т.Г., Логинов В.В., Ермаков О.Н., Крамченков Е.М. Способ снабжения тепловой энергией потребителей в централизованных системах. Патент на изобр. КИ № 2334173 С1, Р24Б 3/02 (2006.01).

Внимание! Согласно Приказа Росстата от 23.12.2016 № 848 данные предоставляются в рамках новой отчётной формы 46TE.STX

Сопоставление фактических данных в форме 46TE.STX с данными мониторинга принятых тарифных решений органом регулирования учитывается только для отчётности за 2017-2018 гг.
Начиная с отчётности за 2019 г. проверка сопоставления по уровням показателей не производится, выгрузка показателей по данным мониторинга принятых тарифных решений на 2019 г. не производится.

Часто задаваемые вопросы

Отчётность по форме № 46-ТЭ (полезный отпуск) с периода "Январь, 2019" и далее предоставляется в формате по форме 46TE.STX версии 3.0
Отчётность по форме № 46-ТЭ (полезный отпуск) с периода "Январь, 2018" и до периода "Год, 2018" предоставляется в формате по форме 46TE.STX версии 2.0
Отчётность по форме № 46-ТЭ (полезный отпуск) с периода "Год, 2016" и до периода "Год, 2017" предоставляется в формате по форме 46TE.STX версии 1.3
Отчётность по форме № 46-ТЭ (полезный отпуск) до периода "Декабрь, 2016" предоставляется по форме 46TE.ST версии 1.0.2

Корректирующие отчеты за указанные периоды так же предоставляются в рамках соответствующих отчётных форм.

Отчётные формы указанных версий доступны для загрузки на сайте ФГИС ЕИАС http://eias.ru/ (раздел "Отчётные формы").
В модуле "ЕИАС Мониторинг" (АРМ Специалиста) в запросе от ФАС России доступна для выгрузки отчётная для подготовки отчётности за текущие периоды 2019 г.

Работа с отчетной 46TE.STX осуществляется под учётной записью пользователя в системе ФГИС ЕИАС.
Следует использовать учётные данные (логин / пароль), с которыми пользователь работает в модуле "ЕИАС Мониторинг" (АРМ Специалиста) на сервере ФАС России и на портале ФГИС ЕИАС http://portal.eias.ru
При этом участник на портале (зарегистрированная организация) должен иметь активное право отчётности за свою организацию или организацию, доверившей право представительства.

На основании требований Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России, отчётная форма 46TE.STX строго связана с предоставляемыми данными региональным органом тарифного регулирования субъекта РФ мониторинга о принятых тарифных решениях регулирующим органом в отношении организаций теплоснабжения SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.201хYEAR.

Выбор организаций в отчётной форме 46TE.STX осуществляется на основании данных мониторинга по принятым тарифным решениям (в том числе, с учётом той детализации по территориям и теми реквизитами <ИНН/КПП/описание (филиал при наличии)/ОКТМО/вид деятельности/наличие статуса ЕТО>, которые указаны регулирующим органом в мониторинге принятых тарифных решений).
При этом загружаются предоставленные региональным органом регулирования в ФАС России данные мониторинга принятых тарифных решений по выбранной организации.

Активная организация в отчёте по принятых тарифных решений должна иметь актуальные реквизиты на текущую дату (на дату заполнения любой связной отчётной формы). Организации, которые прекратили оказание регулируемого вида деятельности или имеют корректировки в части ИНН/КПП по данным реестра регулируемых организаций, не попадут в перечень для выбора. Отчёт по принятым тарифным решениям регулирующему органу следует содержать в актуальном состоянии (в части перечня организаций и их реквизитов) в течение всего отчётного периода.

В случае отсутствия сведений по требуемой организации в предоставленном регулирующим органом отчёте плана, выбор будет невозможен.
В случае непредоставления региональным регулятором данных о принятых тарифных решениях (либо отсутствия обработанного отчета), работа с формой будет недоступна.

По всем вопросам предоставления данных о принятых тарифных решениях регулирующим органом организациям следует обращаться напрямую к регулятору.

За период "Год, 2016" выгрузка данных из SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.2016YEAR
За период "Январь, 2017" и далее в текущем году выгрузка данных из SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.2017YEAR

Отчётность по принятым тарифным решениям SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.201хYEAR предоставляется региональным органом тарифного регулирования в ФАС России. Всю информацию о необходимых изменениях организации следует предоставлять региональному регулирующему органу для своевременного внесения корректирующих значений принятых тарифных решений. Необходимые корректировки вносятся региональным регулирующим органом, скорректированный сводный отчёт от региона предоставляется в ФАС России.

Согласно Приказа Росстата № 848 от 23.12.2016 данные о стоимости тепловой энергии в форме 46TE.STX должны указываться в руб. (не в тыс.руб.), объем отпуска тепловой энергии - в Гкал (не в тыс.Гкал). Размерность вводимых данных так же указана в заполняемой отчетной форме на листе "Отпуск ТЭ".

Данные, предоставленные в рамках предыдущих периодов, формы 46TE.ST (в тысячах) переводятся к требуемой размерности автоматически при заполнении новой формы 46TE.STX за период "год, 2016".

1) Все формулы, внутренние проверки в отчёте согласованы и установлены на сновании требований "Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России".

2) "Чистая" сумма объёмов за год (только колонки J + K) обязана строго соответствовать сумме по месяцам (колонки T+V+X+Z+AB+AD+AF+AH+AJ+AL+AN+AP).

Аналогичная ситуация по стоимости:
"Чистая" сумма стоимости за год (только колонки колонки N + O) обязана строго соответствовать сумме по месяцам, колонки (U+W+Y+AA+AC+AE+AG+AI+AK+AM+AO+AQ).

Главная цель этой проверки в том, чтобы "чистая" сумма за год вытекала именно из суммы по месяцам, а не была взята "неизвестно откуда".

Если появляется ошибка при проверке, значит в отчёте эти суммы разные.

  • Частая ошибка при заполнении: вместо того, чтобы вносить в столбцы "чистую сумму", которая должна строго соответствовать сумме значений по месяцам, в столбцы "чистой суммы" вносят цифры уже с учётом перерасчёта, а потом ещё раз дополнительно указывают перерасчёт в колонках по "перерасчёту".

3) Отчёт за год в соответствии с методическими указаниями Приказа № 848 от 23.12.2016 подразумевает: сколько получается за год (именно как сумма 12 месяцев) + возможность скорректировать/указать за собой накопившиеся ошибки/перерасчёт (примером может быть либо отпуск по нормативам, либо если ОДПУ оказался сломан, либо кто-то не передавал показания ПУ и т.д.) при их наличии.

Если итоговая сумма (из-за перерасчёта) выше/ниже суммы по месяцам - именно эту разницу Вы и вносите в графу перерасчёта.

- Если в связи с округлениями значений/при перерасчёте возникло несоответствие - итоговая сумма выше/ниже суммы по месяцам - то для устранения ошибки в Итоговой форме 46TE.STX за год, допустимо в графе "Перерасчёт" корректировочное значение: отрицательное (со знаком минус) будет уменьшать общий объём/стоимость, с положительное - увеличивать.

В зависимости от выбранного типа отчётного месяца будут осуществляться проверки данных в заполняемой отчётной форме:
- итог за год может быть предоставлен только в отчёте за год
- при заполнении ежемесячного отчета пользователь должен указать, каким является данный отчётный месяц для выбранной организации - отопительный или неотопительный (последний может быть выделен дополнительно как отпуск на собственные нужды или на ГВС)

Для отопительного периода объём отпуска и стоимость должны быть указаны одновременно, для неотопительного - объём отпуска может отсутствовать.

I. Индикаторы проверки, справочники (выпадающие спики)

Загрузка обновлений индикаторов проверки отчёта или справочников осуществляется по зелёной кнопке со стрелкой на листе "Титульный" (ячейка E4, в верхней левой части листа). После чего следует сохранить отчёт.


II. Данные статистики (хронологии) предоставления сведений предыдущих отчетных периодов

Загрузка обновлённых данных и статусов отчётности по форме 46-ТЭ предыдущих периодов осуществляется по зелёной кнопке со стрелкой на листе "Отпуск ТЭ" (ячейка T7).


Заполнение отчётной формы 46TE.STX за последующие месяцы (начиная с февраля) отчётного года требует обязательного наличия данных статистики предоставления отчётности за предыдущие месяцы этого же отчётного года.

Построения статистики предоставления отчётности осуществляется по ключевым идентификаторам <ИНН/КПП/описание (филиал при наличии)/ОКТМО/вид деятельности/наличие статуса ЕТО>, которые должны совпадать в текущем заполняемом отчёте с ранее предоставленными.

Если к заполнению отчёта за очередной месяц организация приступила до момента обработки отчётности за предыдущий период, информация о статистике предоставления будет отсутствовать.

Обновление данных статистики доступно на следующие сутки после предоставления и обработки корректирующих отчётов на сервере.
Следует дождаться завершения обработки и прогрузки данных в базу.

III. Данные плановых (заявленных) показателей

Загрузка обновлённых данных мониторинга принятых тарифных решений, предоставленных в ФАС России региональным регулирующим органом по форме SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.201xYEAR осуществляется по зелёной кнопке со стрелкой на листе "Отпуск ТЭ" (ячейка AS7).


Отчётная форма 46TE.STX предзаполняется данными плановых показателей SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM201xYEAR с листов "Список организаций", "БПр", "ТМ2".

Схема прогрузки тарифов для населения следующая (приоритет справа-налево, лист "ТМ2"):

колонка DW (льготный) -- если нет данных (0,00) далее --
колонка DU (с учётом возмещения) -- если нет данных (0,00) далее --
колонка DS (тариф ЕТО) -- если нет данных (0,00) далее --
колонка CA (одноставочный, CF двухставочный)

Данные листа "ТН" в форме SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM201xYEAR используются только в отчётах мониторинга платы граждан, что указано в примечаниях данного листа.

Отклонение фактических значений от плановых (для категорий потребителей: население, бюджетные, прочие (промышленные)) фиксировано на уровне +/-50% (требование Управления ЖКХ ФАС России).

Отклонение значение фактического показателя от планового с учётом превышения установленного допуска требует предоставления обоснования.

В случае если отклонения фактических показателей от плановых (заявленных) свыше указанных ограничений, при этом фактический отпуск и стоимость могут быть подтверждены бухгалтерской отчётностью (например, выпиской о деятельности за месяц (год), выставленными счетами-фактурами и проч.), то на листе "Титульный" (ячейка H70) следует указать причину отклонения от плановых (заявленных) показателей и приложить подтверждающий документ в формате ссылки на "Хранилище документов" ФАС России. Допустимый уровень отклонения при наличии обоснования составляет от -99% до +500%.

Контроль объёмов и стоимости по перепродавцам (строка "Другие теплосетевые и теплоснабжающие организации") - для всех периодов в статусе " Предупреждение ".

Если организация работает по двухставочному тарифу, все проверки сопоставления фактических данных с плановыми показателями носят статус " Предупреждение ".

Статус проверки " Ошибка ", если для категории потребителей не указано значение тарифа (цены на 1 Гкал), но есть фактический отпуск ТЭ.
Требуется корректировка мониторинга принятых тарифных решений региональным регулирующим органом.

Всю информацию о необходимых изменениях на уровне мониторинга принятых тарифных решений организации следует предоставлять региональному регулирующему органу для своевременного внесения корректирующих значений в сводный отчет от региона SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.201хYEAR.
В соответствии с информационным письмом ФАС России № ВК/44007/16 от 29.06.2016 всем региональным органам регулирования был направлен сигнал о необходимости поддержания в актуальном состоянии мониторинга принятых тарифных решений с целью контроля тарифных решений (и объёмов полезного отпуска в частности).

Требуется корректировка плановых показателей (SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.201хYEAR) региональным регулирующим органом. Указание объёмов отпуска должно осуществляться по месяцам, учитывая температурный график в соответствии с договорами теплоснабжения в ходе отопительного сезона. Указание полугодовых значений объёмов в "январе" и "июле" ("декабре") некорректно.

Если к заполнению отчета за очередной месяц организация приступила до момента обработки отчетности за предыдущий период, информация о статистике предоставления будет отсутствовать.

Прежде чем приступить к заполнению отчета за очередной период, организация обязана отчитаться за предыдущие периоды этого отчётного года (отчёт должен иметь положительный статус обработки). Соответственно, отчет за период "март, 2017" может быть заполнен только после предоставления отчетности за периоды "январь-февраль, 2017" и далее аналогично.
Обновление данных статистики доступно на следующие сутки после предоставления и обработки отчетов на сервере.

При этом, для построения статистики предоставления отчетности ключевые идентификаторы <ИНН/КПП/описание (филиал при наличии)/ОКТМО/вид деятельности/наличие статуса ЕТО> должны совпадать в ранее предоставленных отчетах с текущим заполняемым.

В случае если организация начала осуществление деятельности не с начала отчётного года, то отчётность за предыдущие месяцы текущего года не обязательна к предоставлению. При этом осуществляется сверка данных плановых показателей SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.2017YEAR для соответствующего периода (месяца) по версии реулирующего органа с фактическим наличием отчётности от организации. Если деятельность организацией не осущесвляется в каком-либо периоде, региональный регулирующий орган должен отразить данный факт в отчете по мониторингу принятых тарифных решений, сняв соответствующмй маркер.

Если ежемесячные отчёты по форме 46TE.STX предоставлялись по организации с иными реквизитами в части <ИНН/КПП/описание (филиал при наличии)/ОКТМО/вид деятельностиналичие статуса ЕТО>, в отличие от предоставленных данны региональным регулятором, то выверка (сопоставление) наличия данных за предыдущие периоды не будет пройдена в форме 46TE.STX (статус "Ошибка").

Информация о расчётной цене тепловой энергии (для конечных потребителей (прочие и промышленные, население, бюджетные); с учётом перепродажи; общей по всем категориям) выводится на листе "Проверка" со статусом « Предупреждение » в виде информационных сообщений и не является ошибкой.

Предупреждение носит информационный характер с целью обращения внимания пользователя на уровень величины тарифа, выведенного расчётным способом на основании указанных фактических данных за текущий период, для сравнения их со значениями плановых показателей, предоставленных в ФАС России региональным органом регулирования.

Сообщения на листе "Проверка" со статусом « Предупреждение » носят информационный характер. Это не ошибка. Такой отчёт будет принят к обработке системой.

Сообщения на листе "Проверка" со статусом « Ошибка » сигнализируют о необходимости корректировки данных. Отчёт с ошибками будет отклонён системой автоматически.

Организации, не занимающиеся производством теплоэнергии, осуществляющие только её передачу (вид деятельности "Передача"), не должны заполнять отчётную форму 46TE.STX

В случае, если организация не занимается производством, но имеет вид деятельности "Передача+Сбыт", в этом случае отчётность подлежит предоставлению.

В форме 46TE.STX следует показывать объем тепловой энергии (Гкал), затраченный на подогрев воды. Расход горячей воды в куб.м форма не запрашивает.

Согласно Приказа Росстата № 848 от 23.12.2016:

    В графах 3, 4, 5 (Объём отпуска ТЭ) приводятся сведения об объеме полезного отпуска тепловой энергии в паре/горячей воде. Полезный отпуск определяется по каждой группе потребителей в соответствии с порядком определения объема (количества) потребленной тепловой энергии исходя из показаний приборов учета (технических средств измерений) и нормативов потребления коммунальных услуг.
    В графах 3, 4, 5 (Объём отпуска ТЭ) не приводятся сведения об объеме полезного отпуска тепловой энергии в паре/горячей воде в случае оплаты тепловой энергии равномерно в течение календарного года в отсутствие отопительного периода.

Таким образом, для отопительного периода объём отпуска и стоимость должны быть указаны одновременно, для неотопительного - объём отпуска может отсутствовать.
Значения объёма отпуска ТЭ указывается в части фактически отпущенной ТЭ соответствующего отчётного периода.

При оплате потребляемой ТЭ равномерно в течение календарного года, в отчёте за неотопительный период (например, летние месяцы) стоимость ТЭ указывается на основании счетов-фактур, выписанных потребителям, при этом объём отпуска ТЭ может отсутствовать.

Согласно Приказа Росстата № 848 от 23.12.2016:

  • В строках 29, 47, 67, 85 (Собственное производство энергоснабжающей организации) отражается объём тепловой энергии, который используется на собственное производство энергоснабжающей организации (за исключением потерь тепловой энергии на собственное производство источника теплоснабжения и потерь в тепловых сетях организации) и не реализуется сторонним потребителям.

Стоимость в данных строках указывать не обязательно.

I. Ссылка на пояснительную записку (обоснование на загрузку/перезагрузку данных прошедшего отчётного периода)

При заполнении отчётной формы 46-ТЭ за истекшие отчетные периоды, необходимо подготовить пояснительную записку в адрес Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России.


и далее - в появившемся окне нажать кнопку "Вставить из буфера обмена" и после отображения ссылки нажать "ОК".



II. Ссылка на документ, подтвержадющий объёмы фактического отпуска ТЭ за отчётный период при отклонении от заявленных (плановых) показателей

В случае если отклонения фактических показателей от плановых (заявленных), следует выбрать причину соответствующу причину отклонения из преечня в ячейке H70



и далее - в появившемся окне нажать кнопку "Вставить из буфера обмена" и после отображения ссылки нажать "ОК".


Мониторинг по форме 46TE.STX является ежемесячно-годовым. Отчётность следует предоставлять каждый месяц, в том числе в летние (неотопительные) периоды.

При оплате потребляемой ТЭ равномерно в течение календарного года, в отчёте за неотопительный период (например, летние месяцы) стоимость ТЭ указывается на основании счетов-фактур, выписанных потребителям, при этом объём отпуска ТЭ может отсутствовать.

Ксения Осина

Получая по почте платёжные документы, многие не понимают – «тепловая энергия» в квитанции: что это, как она рассчитывается. Данный показатель означает нагрев отопительных приборов, за который взимается плата по тарифу. Но если в квитанции начинают появляться странные значения и переплата, редакция Homius расскажет, как высчитать норму ГВС самостоятельно.

Тепловая энергия в квитанции: что это

Что такое тепловая энергия

При выборе источника тепла в помещении учитывается нагрузка на систему горячего водоснабжения. Многие домовладельцы не знают, что такое ГВС компонент на тепловую энергию. Это показатель, означающий норму расхода воды.

Сегодня все пользуются горячей и холодной водой, но не все знают, что такое «тепловая энергия» в квитанции ЖКХ. Если дом холодный, значит, тепловая энергия не подаётся в должном объёме. Это повод для обращения в управляющую компанию и подачи соответствующей жалобы.

Перед тем, как приступать к самостоятельным расчётам, нужно выяснить, что значит ГВС-компонент на ТЭ, как его рассчитать и вообще что это за коэффициент в тарифе. Когда мы видим в квитанции словосочетание «За нагрев воды», то не все понимают, что именно складывается за этой услугой. А между тем этот показатель был введён в 2013 году.

Сумма к оплате включает в себя несколько составляющих:

  • потеря тепла в трубах;
  • действующий тариф на энергию;
  • расходы на содержание батарей и центральной тепловой системы;
  • расходы на транспортировку горячей воды.

Самый простой способ узнавать точные показатели – установить счётчик. Также многие собственники задаются вопросом: что это такое – «подогрев воды» в квитанции ЖКХ. Это услуга, предоставляемая управляющей компанией по поставке тёплой воды в дома.

Тепловая энергия в квитанции: что это, как найти ошибку и подать заявление на перерасчёт

ГВС в квитанции делится на два пункта – подача и нагрев

ГВС в квитанции делится на два пункта – подача и нагрев
ФОТО: i0.u-mama.ru

ГКАЛ: что это такое

ГВС – это расшифровка термина «горячее водоснабжение», но, кроме этого показателя, необходимо знать ГВС в ГКАЛ. Что это такое и как определяется? Коммунальными службами единица тепла определяется в ГКАЛ. Эта аббревиатура расшифровывается: гигакалории. Этот показатель утверждён Национальной комиссией. В стоимость одного ГКАЛ входит ремонт оборудования, цена электричества, газа и другие организационные расходы.

Чтобы высчитать объём тепла, нужно определить общее количество потребляемой жидкости, температуру горячей и холодной воды. Также нужно знать, что такое «теплоноситель» в квитанции, чтобы не запутаться в данных. Теплоноситель – это плата за тариф из двух компонентов: вода и полотенцесушители. Система расчёта проста – в управляющей компании берётся за основу общий тариф или показатель, предоставленный потребителем по счётчикам. Если в доме установлены тепловые счётчики, показатели в квитанциях будут максимально точны.

Учитывается не только подача тепла, но и нагрев воды

Учитывается не только подача тепла, но и нагрев воды
ФОТО: rbsmi.ru

Закон об изменении тарифов на горячую воду

В 2013 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации №406, на основании которого со всех пользователей централизованной системы отопления стала взиматься плата по двухкомпонентному тарифу. Так, коммунальный платёж включает в себя графы: холодная вода, тепловая энергия.

В нормативных документах указано чёткое определение по данному вопросу. ГВС в квитанции – это показатель, который управляющие компании планируют затрачивать при нагреве воды.

До 2013 года в квитанциях не учитывался нагрев полотенцесушителей и стояков, но после принятия закона эти показатели добавились к общей сумме. Также стоит уточнить, что такое «ГВС нагрев» в квитанции. Под нагревом подразумевается поставка холодной воды на отопительное предприятие и её подогрев.

В квитанции обозначается компонент на воду в рублях за кубометр

Для экономии рекомендуется устанавливать индивидуальные приборы учёта

Для экономии рекомендуется устанавливать индивидуальные приборы учёта
ФОТО: komcity.ru

Компонент на тепловую энергию: что это, как рассчитать

Большинство домовладельцев пугаются, увидев в платёжном документе графу «компонент на холодную воду». Сначала нужно разобраться, «ГВС компонент на теплоноситель» – что это? Это общий объём холодной воды, которая нужна для того, чтобы полностью обеспечить нужды горячего водоснабжения.

Если в доме отсутствует индивидуальный прибор учёта, расчёт ведётся по нормативам – 3,5 м³ на одного человека. При возникновении ошибки необходимо обратиться в управляющую компанию, уточнив тарифы на текущий год. Тариф ежемесячно обозначается в квитанции.

Ежемесячно потребители передают данные с приборов учёта в управляющую компанию

Ежемесячно потребители передают данные с приборов учёта в управляющую компанию
ФОТО: dagpravda.ru

Какое оборудование используется для нагрева воды

Прежде чем начинать самостоятельные расчёты, нужно понять, что означает «тепловая энергия» в квитанции. Вода поставляется на централизованные пункты в холодном виде, и только при работе специального оборудования формируется горячий поток. Услуга ГВС – это поставка пара в отопительные трубы и воды в краны.

Задаваясь вопросом, отопление ГКАЛ – что это в квитанции, многие так же желают знать, какое оборудование используется для нагрева воды. В городских квартирах используются водонагреватели.

При этом некоторые собственники устанавливают в квартирах устройство для индивидуального нагрева и пытаются понять, что это такое – «подогрев ГВС» в квитанции, почему за него нужно платить. УК формируют квитанции на весь дом, и, если в одной из квартир стоит отопительное оборудование, осуществляющее подогрев воды, необходимо написать заявление для перерасчёта.

Если установлен единый водонагреватель на дом, за обслуживание и ремонт платят все жильцы

Если установлен единый водонагреватель на дом, за обслуживание и ремонт платят все жильцы
ФОТО: dvinatoday.ru

Тепловая энергия ГВС: что это, где находится в квитанции

Для тех собственников, которые не знают, что такое тепловая энергия в квитанции, существует простая схема. В документе нужно найти фразу «компонент «тепловая энергия» и изучить тариф.

Компонент – это холодная вода, при нагреве которой в квартиру подаётся отопление.

Задавая вопрос: горячее водоснабжение энергия – что это такое, нужно изучить схему, по которой определяется общий платёж.

В этот показатель входят следующие данные: общий тариф, расходы на обслуживание и ремонт, ставка на потерю тепла и расходы на передачу теплоносителя.

Общее количество тепловой энергии может отличаться в разные месяцы, поэтому лучше всего использовать индивидуальные приборы учёта

Общее количество тепловой энергии может отличаться в разные месяцы, поэтому лучше всего использовать индивидуальные приборы учёта
ФОТО: nsktv.ru

Особенности самостоятельного расчёта

Не все пользователи знают, что такое «теплоэнергия ГВС» в квитанции, а многие не доверяют расчётному центру и самостоятельно подсчитывают количество затраченной тепловой энергии. Чтобы в домашних условиях все посчитать и исключить обман, нужно сначала выяснить: компонент на ТЭ в квитанции – что это, как он начисляется.

Чтобы сделать правильный расчёт, необходимо знать действующий тариф на ТЭ. Отсутствие или наличие прибора учёта, установленного в квартире, также влияет на результат. Если счётчиков нет, за основу берётся нормативный показатель.

Если в многоквартирном доме стоят приборы учёта, то общая сумма высчитывается умножением тарифа на показатели счётчиков. Каждый может быстро выяснить, «горячее водоснабжение: носитель» и «энергия» – что это, как правильно высчитать показатели.

Подавать данные со счётчиков можно онлайн

Тариф на ТЭ указывается в квитанции

Тариф на ТЭ указывается в квитанции
ФОТО: zvu-74.ru

Подача жалобы при неправильном расчёте в квитанции

Если после самостоятельного расчёта и определения «ГВС тепловая энергия» в квитанции заметна ошибка, необходимо обратиться в управляющую компанию и потребовать разъяснений. В случае, если сотрудник не может объяснить за что поступила оплата, как работает теплоноситель и почему было начислено именно это количество выплаты, гражданин имеет право подать письменную претензию.

На такой документ УК обязана отреагировать в течение 13 рабочих дней. В случае, если ответ не поступает по завершению этого срока, а потребитель не может понять, за что он переплачивает, нужно переходить к следующему шагу – подаче иска в прокуратуру и суд.

Граждане РФ имеют право отстаивать свои интересы, если они были нарушены. Суд определит, почему горячая вода в квитанции стоит дороже, чем по действующим расценкам и, при подтверждении ошибки, назначит возврат средств.

Плата за тепловую энергию взимается на основании ЖК РФ, данная услуга не является бесплатной

Необходимо получить письменный отказ в предоставлении расчёта от управляющей компании

Необходимо получить письменный отказ в предоставлении расчёта от управляющей компании
ФОТО: economnavode.ru

В заключение

Нередко при получении квитанции обнаруживаются ошибки в расчётах, допущенные управляющей компанией. Каждый гражданин имеет право в таком случае получить возврат средств.

А вы проверяете данные, указанные в квитанции? Приходилось ли вам подавать заявление на перерасчёт?

Читайте также: