Отпускная грамота что это

Опубликовано: 16.05.2024

- официальное письмо главы государства, при котором был аккредитован посол или посланник, направляемое по дипломатическим каналам главе государства, назначившему данного посла или посланника. В О.г сообщается о положительной роли данного дипломатического представителя в развитии отношений между этими странами. О.г заканчивается положением о том, что глава государства "отпускает" этого посла или посланника. Ее внешняя форма аналогична форме верительных грамот и отзывных грамот. В современной дипломатической практике О.г. встречаются весьма редко.

Смотреть значение Отпускная Грамота в других словарях

Грамота — грамата ж. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти. | Граматой назыв. всякое царское письмо, писание владетельной.
Толковый словарь Даля

Отпускная Ж. Устар. — 1. Документ об отпуске (3*). 2. Документ об освобождении крестьянина от крепостной зависимости; вольная.
Толковый словарь Ефремовой

Грамота — -ы; ж. [от греч. grammata - чтение и письмо]
1. только ед. Умение читать и писать. Выучиться грамоте.
2. Официальный документ, устанавливающий или удостоверяющий что-л. Ратификационная.
Толковый словарь Кузнецова

Верительная Грамота — - документ, удостоверяющий назначение лица дипломатическим представителем в др. стране; вручается им при вступлении в должность главе иностранного государства.
Политический словарь

Верительная Грамота — -
документ, которым снабжается глава дипломатического представительства
класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и.
Экономический словарь

Грамота — (от греч. grammata - чтение и
письмо) -1) официальный письменный акт, удостоверяющий какие-либо международные соглашения или устанавливающий какие-либо
правовые отношения.
Экономический словарь

Известительная Грамота — -
письмо главы государства о своем избрании и вступлении в
должность в адрес главы другого государства, с которым имеются дипломатические отношения. В И. г. обычно.
Экономический словарь

Отпускная — -о́й; ж. Устар. Документ об отпуске. // Документ об освобождении крестьянина от крепостной зависимости; вольная. Получить отпускную.
Толковый словарь Кузнецова

Новгородская Судная Грамота — - судебный
сборник Новгородской феодальной республики XV в., дошедший до нас в единственном списке 1471 г. (без окончания). Юридическими источниками Н.с.г. явились отдельные.
Экономический словарь

Оптовая (отпускная) Цена — - оптовая цена предприятия или цена изготовителя продукции, по которой товары реализуются другим предприятиям и организациям.
Экономический словарь

Отзывная Грамота — - официальное
письмо главы государства, пославшего дипломатического представителя, главе государства, принявшего дипломатического представителя, об
отзыве.
Экономический словарь

Отпускная Грамота — - официальное
письмо главы государства, при котором был аккредитован
посол или
посланник, направляемое по дипломатическим каналам главе государства, назначившему.
Экономический словарь

Псковская Судная Грамота — -
свод
законе Псковской феодальной республики, составленный на основании отдельных постановлений псковского веча, господы (
совета бояр), княжеских грамот.
Экономический словарь

Ратификационная Грамота — утверждение верховным органом государственной власти международного
договора, подписанного уполномоченным представителем государства. При этом оформляется.
Экономический словарь

Цена Оптовая (отпускная) — - цена на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). Оптовая цена товара, как правило, не включает в себя издержки обращения, т.е. затраты связанные с реализацией товаров.
Экономический словарь

Цена Отпускная — 1)
цена, по которой
предприятие отпускает, отдает свой
товар потребителям; 2) цена на продукцию, отпускаемую заготовительными организациями.
Экономический словарь

Цена, Отпускная — - 1.
цена, по которой
предприятие (
объединение) или сбытовая
организация реализует продукцию потребителям: 2. цена на продукцию, отпускаемую отдельными.
Экономический словарь

Грамота — Заимствовано из греческого, где grammata (вспомним, кстати, и грамматику, пришедшую к нам другим путем, но восходящую к этому же корню) значило "чтение и письмо". Значение.
Этимологический словарь Крылова

Верительная Грамота — (франц. lettre de creance) - документ, удостоверяющийназначение лица дипломатическим представителем в другой стране; вручаетсяпри вступлении в должность главе иностранного государства.
Большой энциклопедический словарь

Грамота — (от греч. grammata - чтение и письмо) - 1) умение читать и писать.2) Официальный письменный акт, удостоверяющий какое-либо международноесоглашение или устанавливающий какие-либо.
Большой энциклопедический словарь

Данная Грамота — (данная) - в России 12-17 вв. акт передачи (вклад, дарение)имущества (земли, угодий и др.) в собственность монастырей и церковныхучреждений.
Большой энциклопедический словарь

Двинская Уставная Грамота 1397 — памятник русского права; дана великимкнязем московским Василием I. Вводила порядок наместничьего управленияДвинской землей. Защищала права и владения бояр, отчасти.
Большой энциклопедический словарь

Жалованная Грамота — документ, выдававшийся высшей властью в России(великим князем, царем, императором) о предоставлении каких-либо прав илильгот отдельным лицам и монастырям (с 12 в.) или.
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Грамота — начальный музыкально-теоретический учебный курс.Включает нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, ее элементах ивыразительных средствах.
Большой энциклопедический словарь

Новгородская Судная Грамота — памятник права Новгородской республики 15 в.Список редакции 1471. Использованы Русская правда, местное новгородскоеправо и др. Устанавливала компетенцию суда архиепископа.
Большой энциклопедический словарь

Псковская Судная Грамота — свод законов Псковской республики 14-15 вв.Включает постановления веча, совета бояр, княжеские грамоты, нормы РусскойПравды, обычное право. Смертная казнь за политические.
Большой энциклопедический словарь

Белозерская Грамота 1488 Г. — - документ, регламентировавший наместничье управление, определявший порядок деятельности кормленщиков. Более четко формулировала некоторые нормы уголовно - процессуального.
Исторический словарь

Белозерская Таможенная Грамота 1497 Г. — - памятник финансового права периода Русского централизованного государства. Предусматривала сбор внутренних таможенных пошлин путем сдачи их на откуп.
Исторический словарь

Бессудная Грамота — - в Соборном Уложении 1649 г. обозначение документа, выдаваемого истцу в случае неявки ответчика на суд. Означал автоматический выигрыш дела.
Исторический словарь

detail20201229-DSC_0450-обр.jpg

Случаи нарушения порядка направления клириков в дальнее зарубежье и их перехода в другие Поместные Православные Церкви были рассмотрены на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое прошло в дистанционном режиме 29 декабря 2020 года.

По решению Синода от 2006 года переход клирика в другую каноническую юрисдикцию осуществляется по представлению епархиального архиерея при одобрении Священным Синодом и на основании отпускной грамоты Святейшего Патриарха.

Для перехода в епархию Русской Зарубежной Церкви отпускная грамота клирику епархии Русской Православной Церкви (в пределах канонической территории) выдается епархиальным архиереем после получения на то Патриаршего благословения.

Согласно Внутренним положениям о Патриаршем Экзархате Западной Европы и о Патриаршем Экзархате Юго-Восточной Азии, «командирование клирика из епархии канонической территории Русской Православной Церкви в епархию Экзархата осуществляется решением Священного Синода, который также принимает решение об окончании такой командировки; переход с направлением отпускной грамоты клирика из епархии канонической территории Русской Православной Церкви в епархию Экзархата осуществляется при согласии архиереев обеих епархий и письменном благословении Патриарха». Те же правила действуют и для других епархий и приходов Русской Православной Церкви, подведомственных Управлению Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

В соответствии с Патриаршей и Синодальной грамотой о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью от 3 ноября 2019 года, епархиальному архиерею Архиепископии принадлежит исключительное право принимать священнослужителей в состав Архиепископии «с учетом принятых в Московском Патриархате правил перехода клириков из епархий его канонической территории в епархии за ее пределами». Каноническую территорию Русской Православной Церкви составляют следующие страны: Российская Федерация, Украина, Республика Беларусь, Республика Молдова, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Латвийская Республика, Литовская Республика, Монголия, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Эстонская Республика, Япония.

Священный Синод подтвердил обязательность к исполнению этих правил, исключив из их действия Японскую Автономную Православную Церковь.

Епархиальным архиереям при издании отпускных грамот клирикам или документов о почислении клириков за штат с правом перехода в другие епархии (в тех случаях, когда не было получено Патриаршее или Синодальное благословение на переход клирика в другую Поместную Церковь или в дальнее зарубежье) следует использовать в этих документах формулировку, указывающую на право перехода в другую епархию «в пределах канонической территории Русской Православной Церкви».

Священным Синодом также определено «просить Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, а также Предстоятелей Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата и Митрополичьих округов обратить внимание Преосвященных соответствующих епархий на необходимость неукоснительно соблюдать упомянутые правила и отозвать ранее изданные отпускные грамоты и иные аналогичные документы, изданные в нарушение установленных правил», упомянутых выше.

Отозвать не соответствующие правилам отпускные грамоты нужно будет и архиереям епархий на канонической территории Русской Православной Церкви, не входящих в территории Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата и Митрополичьих округов.

Синод также напомнил о существующих правилах Председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, епархиальному архиерею Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, Патриаршим Экзархам Западной Европы и Юго-Востока Азии, другим Преосвященным архипастырям, несущим служение в дальнем зарубежье, попросив их «строго наблюдать за выполнением таковых, чтобы в устроение церковной жизни дальнего зарубежья не вносился богопротивный беспорядок, но чтобы все было благообразно и по чину (1 Кор. 14:40)».

По Судебнику суд для всех жителей Московского государ­ства был равен и одинаков; по нему все были в ведении одного суда: бояре, купцы, крестьяне, служилые и неслужилые люди, и никому не было привилегии в суде. Главная задача Судебника состоит в устройстве суда и сообщении ему большего однооб­разия согласно с основными началами централизации. Юриди­ческих верований и воззрений русского народа Судебник не менял, оставляя их такими, какими они были в Русской Прав­де и других законах прежнего времени, важных новых положе­ний Судебник в себе не содержал, поэтому одновременно с ним во многих местностях России имела силу Русская Правда и разные уставные грамоты. Судебник 1497 г. кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и т. п., собрал их воедино. Он содержал некоторые новые узако­нения, служившие дополнением и дальнейшим развитием пре­жних правовых начал. По содержанию Судебник 1497 г. можно разделить на две половины: в первой говорилось о порядке суда, а во второй содержались различные узаконения, которых или вовсе нет в Русской Правде, или которые подверглись здесь значительным изменениям.

Первая половина Судебника 1497 г. подразделяется на пять отделов.

В первом отделе говорилось о судоустройстве и судопроиз­водстве. Судебник 1497 г. делил суд на следующие виды: суд ве­ликого князя, суд боярский, наместничий или волостельский суд и святительский суд. Из этих судов только святительский суд был отдельным, независимым судом, которому было под­чинено все духовенство и все лица церковного ведомства; про­чие же три вида суть не что иное, как инстанции одного и того же суда. Из них низшей ступенью был наместнический суд, средней — боярский, а высшей — великокняжеский; а посему главное различие этих судов заключается не в роде дел, подле­жавших им, а в составе суда и в размере судных пошлин.

Наместничий или волостельский суд состоял из наместника в городах или волостеля в уездах, как представительственной власти на суде, и дворского или старосты и лучших людей, как представителей общества. По Судебнику ни наместник, ни во­лостель без дворского, старосты и лучших людей не могли су­дить. К составу наместничьего суда принадлежал и тиун, кото­рый занимался письмоводством.

Боярский суд состоял из боярина или околоточного и дья­ка; представители от земщины здесь были те же, какие и на наместничьем суде, потому что суд боярский был только выс­шей инстанцией наместничьего суда.

Суд великого князя включал самого великого князя, или его сына, или боярина, которого назначал великий князь, дьяка и подьячего, а при выдаче правых грамот и других — пе­чатника.

Судебные пошлины делились на три разряда: пошлины от иска; пошлины от судебного поединка; пошлины от правых грамот, от холопьих правых грамот и отпускных.

1. По гражданским делам боярину полагалось по 2 алтына с рубля, а дьяку по 8 денег «с виноватого» без различия — будет ли это истец или ответчик.

2. Пошлины от судебного поединка различались в зависимо­сти от условий поединка: а) ежели тяжущиеся помирятся, не выходя на поле, то пошлины прежние, т. е. боярину 2 алтына, а дьяку 8 денег; б) ежели они помирятся, выйдя на поле, то в таком случае к прежним пошлинам прибавляются еще полевые пошлины, а именно: окольничему, который должен присут­ствовать при поединке, с рубля четверть, или 60 денег, дьяку 4 алтына с деньгой и недельщику четверть или 50 денег с рубля и сверх того вязчего 2 алтына; в) а ежели тяжущиеся, выйдя на поле, вступят в бой, то в иск по заемному делу или по драке боярину с дьяком взять от суда на побежденном прежние пошлины (т. е. боярину 2 алтына, а дьяку 8 денег с рубля), а собственно полевых денег окольничему взять полтину с рубля, дьяку 50 денег и недельщику полтину, а вязчего 4 алтына; а ежели иск был в разбое, душегубстве, поджоге или татьбе, то на побежденном добавлялось: окольничему полтина с рубля да доспех, т. е. оружие побежденного, а недельщику и дьяку пре­жние пошлины; равным образом и боярину с дьяком за произ­водство дела пошлины прежние.




3. Пошлины от грамот были следующие: а) от правой грамоты: боярину от печати по 9 денег с рубля, дьяку от подписи 1 алтын, подьячему от письма 3 деньги с рубля; б) от докладного списка: боярину за печать с рубля по алтыну, дьяку за подпись по 4 деньги с рубля, подьячему за письмо по 2 деньги с рубля; в) от холопьей правой грамоты и отпускной: боярину от печати 9 денег с головы, дьяку за подпись алтын, подьячему за письмо 3 деньги.

По Судебнику 1497 г. грамоты, выдаваемые судом, были следующие:

правая грамота — копия с окончательного решения суда, по которому одна сторона признавалась оправданной, а другая виноватой. Правая грамота состояла из трех частей, из которых в первой части прописывался весь ход судебного дела и все су­дебные доказательства, представленные в суде: грамоты, акты, показания свидетелей и проч.; во второй заключался приговор; в третьей — исполнение судебного решения. В исках о владении она выдавалась как документ на право владения и в случае вторичных споров представлялась на суд как доказательство. К правой грамоте прикладывалась печать великого князя, боя­рина или наместника, смотря по тому, чьим судом решалось дело; она подписывалась дьяком, бывшим на суде, а писалась подьячим. В правой грамоте прописывались также имена судей от правительства и от общества, участвовавших в суде;

докладные списки — записи, в которых фиксировались ход судебного дела и судебный приговор; по форме были одинако­вы с правыми грамотами, только в них не прописывалось ис­полнение судебного решения. Они выдавались для приведения решения суда в исполнение. К докладному списку прикладыва­лась печать судьи, решавшего дело, и сверх того он утверждал­ся подписью дьяка;

судные списки — записки тиунов, представляемые судьям, по которым они и решали дело. Судный список обыкновенно прописывался в начале докладных списков и правых грамот;

холопьи правые грамоты и отпускные — выдавались холо­пам, которые по суду признавались свободными. Грамоты ут­верждались печатью судьи и подписью дьяка, и вообще они имели одинаковую форму с другими правыми грамотами, только выдавать их могли те из наместников, которые имели право боярского суда, или те бояре в Москве, которые заведо­вали холопьим судом. Отпускные по Судебнику признавались действительными только в том случае, если были написаны рукой господина, отпускавшего холопа;

бессудные грамоты — правые грамоты, выданные только одной стороне в случае неявки в суд другой стороны. Неявившийся автоматически признавался виноватым, и на него выда­валась бессудная грамота — решение, вынесенное без суда. Гра­моты эти выдавались дьяками без доклада судье, таким обра­зом, дьяк, посмотрев срочные грамоты, представленные явившейся стороной, и прождав другую сторону семь дней после срока, на восьмой день выдавал бессудную грамоту за своей подписью и за печатью судьи;

срочные грамоты — судебные бумаги, которые выдавались тяжущимся для явки в назначенный срок на суд. Они делились на два вида: на срочные простые и срочные отписные. Просты­ми срочными назывались те, в которых назначался первый срок для явки в суд, а отписными — те, в которых по просьбе тяжущихся им назначалась отсрочка для явки в суд. Те и другие срочные грамоты выдавались дьяком за его подписью и со взя­тием определенной пошлины;

приставные — грамоты, которые выдавались судом недельщикам или приставам для вызова в суд тяжущихся. Приставная подписывалась дьяком и выдавалась иногда одна по несколь­ким делам, если вызываемые жили в одном городе.

Судебник определял порядок вызова в суд и судебные сро­ки. Для вызова на великокняжеский или боярский суд посыла­лись недельщики, а на наместничий суд — доводчики или при­ставы.

По Судебнику вызов в суд производился следующим поряд­ком:

во-первых, истец подавал в суд челобитную, в которой прописывал, чего стоит его иск, и просил выдать приставную память для вызова в суд ответчика. Такая челобитная принима­лась дьяком, который вместе с недельщиком рассматривал, стоит ли иск тех издержек, которые потребуются для вызова в суд ответчика. Если оказывалось, что предъявленный иск стоит издержек по вызову, то дьяк подписывал приставную грамоту, за что и получал определенную пошлину — и отдавал ее недельщику; а если иск оказывался не стоящим издержек, то приставная грамота не выдавалась и суд не принимал этот иск;

во-вторых, по получении приставной грамоты недельщик или сам отправлялся за ответчиком, или посылал за ним свое­го помощника. Приехав в город или волость, прописанные в приставной, недельщик или его помощник должен был пред­ставить приставную наместнику или волостелю, а те передать ее местному доводчику, который и приводил недельщика к от­ветчику. Ответчик по прочтении приставной должен был дать недельщику поручную запись, что он явится на суд в срок. Если же он не мог дать поручной записи, то недельщик арес­товывал его и держал у себя до времени производства суда.

Судебные сроки определялись следующим образом: тяжу­щиеся могли отложить срок суда на определенное время; для этого им выдавалась срочная память. По Судебнику дозволялось три срока до явки в суд, с теми только условиями, чтобы тре­бующие срока вносили за это определенную плату. Кроме того, тяжущимся дозволялось вместо себя присылать в суд поверен­ных. Если кто из тяжущихся не являлся в суд в назначенный срок, то на него выдавалась бессудная грамота.

Судебные издержки и пошлины взыскивались с виновато­го, хотя первоначально, например для вызова ответчика, пла­тил тот, кто начал иск.

По Судебнику судебными доказательствами признавались:

письменные документы признавались на суде, но какие именно документы признавались доказательствами и что тре­бовалось для удостоверения их подлинности, Судебник не оп­ределял; он, вероятно, предоставлял решать это самим судьям;

показания свидетелей. От свидетелей Судебник требовал, чтобы они были очевидцами и говорили правду, а иначе они платили иск истцу и все издержки по суду. По вызову в суд свидетели немедленно должны являться, не разбирая, могут или не могут они свидетельствовать; в противном случае с них взыскивались все убытки истца и все пошлины и издержки по суду. Показания свидетелей имели такую силу, что если они не подтверждали требований истца, то он терял иск. Свидетели даже имели право требовать для подтверждения своих показа­ний судебного поединка с другими свидетелями, с истцом или ответчиком;

крестное целование допускалось только в случае спора меж­ду русскими и чужеземцами, причем предоставлялось на волю ответчика, самому ли целовать крест или предоставить это ист­цу. Между русскими крестное целование допускалось только тогда, когда не было других судебных доказательств или когда истец или ответчик отвергали показания свидетелей противной стороны.

Поле, или судебный поединок, совершался при окольни­чем и дьяке, которые, приехав на поле, должны были спро­сить у бойцов, кто у них стряпчие или поручники, и приказы­вали этим лицам присутствовать при поединке, но никакого оружия при себе не держать; людей посторонних окольничий и дьяк должны были удалять, а в случае сопротивления отдавать их в тюрьму. Судебник допускает поединок не только между истцом и ответчиком, но и между их свидетелями. Если истцом или ответчиком был малолетний или старый, женщина, поп, чернец или черница, то им дозволялось нанимать за себя бой­цов, но в таком случае и противная сторона могла также пред­ставить за себя наемного бойца. Свидетель не имел права по­ставить за себя бойца, но точно так же если свидетелем был старый, больной, увечный, малолетний и проч., то им дозволялось выставлять на поединок вместо себя наймитов, но их наймиты предварительно обязаны были целовать крест; в та­ком случае и противная сторона могла выставить наемного бойца.

Судебник устанавливал правила о порядке суда по уголов­ным делам. Суд по Судебнику принимает новый характер, но­вую форму в делах по татьбе, разбою, душегубству и другим преступлениям. Судебник назначал наказание не по качеству самого преступления, а по степени виновности преступника, т. е. учитывая, первый или не первый раз уличается в преступ­лении преступник.

Для дознания по Судебнику употреблялся повальный обыск. Если по повальному обыску оказывалось, что уличае­мый в преступлении лихой человек, т. е. что он уже несколько раз попадался в преступлении, то какое бы преступление он ни совершил, хотя бы его уличали в самой незначительной краже, его казнили за это смертной казнью, наравне с головником, разбойником, поджигателем и церковным татем. В Су­дебнике сказано: «А будет ведомый лихой человек, и того велети казнити смертною казнию». Но если кто в первый раз был уличаем в краже, но не церковной, то его по Судебнику должно было казнить только торговой казнью (бить кнутом), а имение его продать для удовлетворения истца и для уплаты пошлины судье; если же у него нет имения, то его самого выдать истцу головою на продажу. Судебник оказывал такое доверие к общественному мнению, что и без поличного и без суда предписывал обвиняемому в краже платить все то, что на нем будет искать истец, ежели 5 или 6 человек «добрых людей» под крестным целованием назовут его вором; а если бы тот был пойман с поличным, то хотя бы он попался и в первый раз, но если 5 или 6 «добрых людей» под крестным целованием называли его лихим человеком, то по Судебнику обвиняемый приговаривался к смертной казни. Так же сильно высказывалось в Судебнике доверие к общественному мнению и в случае татебных оговоров; так, если бы вор на суде кого оговорил своим соучастником, то такого только тогда дозво­лялось приводить в суд и подвергать пытке, когда общество отзывалось о нем как о человеке подозрительном, а если об­щество давало о нем хороший отзыв, то он отдавался на по­руки.

Протокол и этикет дипломатического и делового общения

ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ

§ 1. Понятие дипломатии

Само слово «дипломатия» происходит от греческого «диплома» — так на земле древней Эллады называли сдвоенные дощечки с нанесенными на них текстами, выдававшиеся посланцам в целях особого подтверждения их полномочий. И хотя дипломатия как специфическая сфера общественной жизни существует с незапамятных времен, для обозначения государственной деятельности в области внешних сношений это слово начинает применяться и прочно входит в обиход в Западной Европе лишь с конца XVIII века. Под дипломатией в наши дни принято понимать официальную деятельность глав государств, правительств, специальных органов внешних сношений и их зарубежных представительств по осуществлению переговоров, переписки, невоенных практических мероприятий с учетом конкретных условий и характера решаемых задач ради отстаивания внешнеполитических целей, защиты прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей.

Характер и формы дипломатической деятельности государств позволили некоторым ученым и дипломатам определять дипломатию как «применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами государств» (Э.Сатоу); «науку о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле — науку или искусство переговоров» (Г.Мартенс); «науку о взаимных интересах в отношениях государств или искусство взаимно согласовывать интересы народов, а в более точном смысле — науку или искусство переговоров» (Гарден). (Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1947, с. 27).

И хотя переговоры являются ключевым методом осуществления дипломатии, последняя не может быть сведена только к ним. С точки зрения современных представлений о формах дипломатической деятельности они включают в себя:

— периодически проводимые встречи глав государств и их специально уполномоченных на это представителей дипломатические конгрессы, конференции и др.);

— дипломатическую переписку посредством обмена нотами, меморандумами, личными письмами и т. п.;

— подготовку и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений, регламентирующих широкий круг вопросов межгосударственных отношений;

— постоянное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и иными миссиями, поддержание через них на регулярной основе контактов с дипломатическим ведомством страны пребывания;

— участие представителей государства в работе международных организаций, — и в первую очередь ООН, выделяющейся на фоне других как поистине универсальный форум глобального масштаба, на котором страны мира могут обсуждать на равноправной основе интересующие их проблемы;

— изложение в средствах массовой информации официальных позиций государства по тем или иным внешнеполитическим вопросам, периодические публикации официальной информации о важнейших международных событиях, официальное, от имени правительства, издание международных документов.

Иногда понятия «дипломатия» и «внешняя политика» употребляют как тождественные, что не вполне правомерно. Цели и интересы государства, определяющие основные направления его деятельности на международной арене, (а это и составляет существо внешней политики), осуществляются посредством дипломатии и благодаря усилиям экономических, торговых, культурных и иных представительств как по государственной линии, так и поддерживаемых общественными и частными учреждениями и организациями (банками, фирмами, религиозными обществами ит.п.). Нельзя сбрасывать со счетов и то, что при определенном стечении обстоятельств прямым орудием осуществления внешней политики становятся вооруженные силы, которые могут служить как агрессивным, так и оборонительным, мирным целям.

Разумеется, среди всех средств внешней политики именно дипломатии принадлежит особое, исключительно важное место. Только для нее осуществление внешнеполитических целей и определение необходимых для их достижения путей и средств является единственной задачей. При этом дипломатические ведомства, добиваясь от своего центрального аппарата и зарубежных представительств искусного пользования формами сношений между правительствами и успешного политического воздействия на иностранные государства в рамках этих форм, как правило, одновременно координируют работу всех других государственных и негосударственных органов и учреждений, нацеленных на реализацию внешнеполитических функций. Ясно, что если государства строго придерживаются общепринятых принципов и норм во внешней политике и дипломатии, намного легче и безболезненнее решаются вопросы, возникающие между ними в процессе двустороннего и многостороннего общения. Необходимость неукоснительного следования этим принципам инормам становится особенно очевидной в ядерный век, когда со всей остротой встал вопрос о сохранении самой жизни на Земле, существовании человеческой цивилизации.

В Российской Федерации и большинстве других стран мира дипломатические ведомства носят название министерств иностранных дел. Встречающиеся различия в наименовании соответствующих ведомств (в США, например, — Государственный департамент, в Англии — Форин оффис, во Франции — Министерство внешних сношений) их существа и функций, естественно, не меняют.

Министерство иностранных дел РФ, осуществляя свою внешнеполитическую деятельность, представляет Россию на международной арене в контактах с другими государствами, перед дипломатическим корпусом в Москве. Оно координирует также деятельность других российских ведомств и органов, поддерживающих внешние связи.

На Министерство возложена обязанность получать, обобщать и анализировать информацию по различным аспектам международного положения, готовить на этой основе предложения по вопросам внешней политики РФ. В этих целях поддерживаются постоянные контакты с российскими посольскими и консульскими учреждениями за рубежом, осуществляются руководство их работой, а также связь с иностранными дипломатическими представительствами в Москве. МИД участвует в подготовке и приеме иностранных государственных и правительственных делегаций, в осуществлении визитов официальных российскихпредставителей в зарубежные страны. Представители Министерства принимают участие в работе международных форумов, разрабатывают проекты договоров и соглашений, защищают личные и имущественные интересы граждан и юридических лиц Российской Федерации, находящихся за границей.

§ 2. Дипломатия как наука и искусство

Вучебниках и наставлениях по дипломатии дипломатию нередко определяют как «науку о внешних сношениях» и «искусство переговоров». И в этом, несомненно, есть немалый смысл. Взвешенный анализмировой обстановки, правильный учет соотношения сил на международной арене являются важнейшим условием выработки подлинно научных, глубоко обоснованных рекомендаций в областивнешней политики. Необходимо внимательно изучать исторические тенденции, в полной мере учитывать различные направления и течения в международных отношениях, уметьискать ипривлекать на свою сторону союзников, добиваться изоляции наиболее агрессивных и враждебных кругов. Реально можнорассчитывать на успех только в том случае, если дипломатия действует принципиально и в то же время прагматично и гибко, избегает догматизма и сектанства, не боится компромиссов, идущих, в конечном счете, на пользу национальным интересам. Отсюда значимость овладения в полном объеме данными ряда наук: истории отдельных стран и международных отношений, международного права, комплекса наук, связанных с изучением мирового хозяйства и экономики отдельных стран, сравнительного государствоведения и правоведения, философии, психологии идр. Словом, дипломатия должна опираться на законы общественной жизни и учитывать выводы соответствующих наук.

В крайне редких случаях отзываемый дипломатический представитель перед своим отъездом из страны пребывания может сам вручить свои отзывные грамоты главе государства. Практически отмерла и практика направления так называемых отпускных грамот, которые по форме мало отличаются от отзывных, но направляются соответственно главой государства, в которой был аккредитован дипломатический представитель, главе государства, назначившего его. В отпускных грамотах может быть отмечена положительная роль дипломатического представителя в поддержании и развитии отношений между странами; иногда отпускные грамоты заклю-чаются фразой о том, что глава государства ''отпускает'' дипломатическою представителя. Отпускные грамоты пересылаются дипломатическим путем и ответа не требуют.

Верительные, отзывные и отпускные грамоты печатаются на специальных бланках с государственным гербом. Печати на них не ставятся. Хотя эти грамоты называются во множественном числе, каждая из них представляет собой один отдельный документ.

Перед отъездом в страну пребывания вдипломатическое пред-ставитсльство направляется телеграмма о дате и часе приезда, виде транспорта и о всех других подробностях, облегчающих встречу его главы и проведения на должном уровне подобающих данному случаю протокольных мероприятий.

Приезд иностранного посла к месту своей дипломатической службы - всегда примечательное событие. В прошлом он обставлялся сложным ритуалом, вразличных странах имелись свои особенности. Однако смысл всех проводимых мероприятий состоял в том, чтобы проявить знаки внимания к послу, которые отвечали бы роли представляемого им главы государства на международной арене.

Естественно, оказывая те или иные почести посланцам из-за рубежа, русские цари пеклись и о своем престиже. На границе Российского государства, например, иностранного гостя встречей специальный пристав, в обязанности которого входили обеспечение безопасности посла, организация его ночлега, питания и т. п. Избирался маршрут поездки в столицу, дававший возможность составить наиболее благоприятное впечатление о стране, подчас для придания особой торжественности собирали "всех детей боярских", живших в округе. При въезде в столицу посла встречал назначенный для этого боярин, для проезда по городу готовился специальный экипаж в богатом убранстве, на улицы выводились толпы нарядных горожан. Постепенно складывалась традиция приглашения для встречи вновь прибывающего посла других иностранных послов, аккредитованных в России.

В настоящее время процедура значительно упрощена. В аэропорту (на вокзале) дипломатического представителя встречают представитель министерства иностранных дел (протокола), а также служебнаяколония своих граждан во главе с временным поверенным в делах. Количество встречающих может быть ограничено участием только старших дипломатических работников. Представитель МИД приветствует посла от имени министра иностранных дел или правительства. В некоторых странах сохранилась традиция, когда во встрече принимают участие также иностранные послы, аккредитованные в данном государстве.

В соответствии с местной практикой дипломатический представитель по приезде может сделать краткое заявление для печати или дать интервью. Соответствующий материал готовится заблаговременно, составляется в самых общих выражениях, поскольку принято считать, что до вручения верительных грамот посол не приступилк исполнению своих обязанностей в полном объеме и поэтому не должен выступать с какими бы то ни было политическими акциями. Недопустимо в первом заявлении касаться спорных вопросов. Отступление от этих норм может вызвать обвинения в нарушении протокола и создать без нужды затруднения с первых же минут пребывания на чужой земле. При настойчивых просьбах со стороны присутствующих иногда на встрече нового посла журналистов уместно впорядке любезности произнести несколько общих, вежливых фраз с выражением дружественных чувств и добрых пожеланий народу страны пребывания. В газетах, как правило, публикуется информационное сообщение о прибытии посла, а иногда - и краткие биографические данные о нем.

В зависимости от местной протокольной практики посол в день приезда или на следующий день направляет письмо министру иностранных дел, сообщая в нем о своем прибытии и о желании нанести ему визит. Посол наносит также визит шефу протокола (до визита министру), во время которого, в частности, выясняет порядок вручения верительных грамот и осуществления протокольных визитов официальным лицам после вручения верительных грамот.

Во время визита министру иностранных дел посол вручает ему копии своих верительных грамот и копии отзывных грамот своего предшественника, а также текст своей речи при вручении грамот (если произнесение речей предусмотрено местным протоколом). Одновременно посол официально запрашивает о визите к главе государства для вручения верительных грамот. Первый визит министру иностранных дел считается протокольным и обычно бывает кратким.

В тех странах, вкоторых дипломатическое представительство только открывается, возможен и полезен визит, также до вручения верительных грамот, дуайену дипкорпуса, для того, чтобы получить дополнительную информацию о местной протокольной практике. Да и в целом во многих странах ныне сложилась практика, частично "развязывающая руки" послу после вручения Министерством иностранных дел копии верительных грамот - он может начинать знакомство с некоторыми официальными лицами страны пребывания (избегая при этом, правда, постановки политических или спорных деловых вопросов), со своими коллегами по дипкорпусу.

§ 15. Вручение верительных грамот. Визиты вежливости

Вручая верительные грамоты, иностранный посол вступает в первый официальный контакт с главой государства, и эта встреча имеет, естественно, большое политическое значение. Важны они и в чисто человеческом плане, так как именно во время нее закладывается в немалой степени климат личного доверия, взаимной симпатии (или наоборот), что во многом может предопределять на будущее успех или неуспех миссии посла, возможность поддержания на регулярной основе контактов с руководством страны пребывания.

Во всех странах церемониал вручения верительных грамот разрабатывается особенно тщательно и подробно. Любое, на первый взгляд незначительное, отступление от дипломатического протоко-ла может быть расценено как неуважение к послу и главе государства которого он представляет. В отличие от других норм порядок вручения верительных грамот, в большинстве стран, пожалуй, наиболее консервативен и остается без изменений на протяжении многих лет.

Вручение верительных и отзывных грамот происходит в каждой стране в соответствии со своим церемониалом. Но можно выделить ряд ключевых элементов, присущих в целом мировой практике: грамоты принимает глава государства в своей официальной резиденции; на церемонии присутствуют высокопоставленные представители государства и министерства иностранных дел; посла сопровождают несколько старших сотрудников из состава дипломатического персонала посольства; при вручениипроисходит обмен речами (не везде); после вручения глава государства дает послу аудиенцию (беседует с ним); для следования на церемонию послу выделяется автомашина из гаража главы государства; форма одежды на церемонии - парадная с орденами. В некоторых странах послу оказываются дополнительные почести - автомашина, в которой следует посол, сопровождается военным (полицейским) эскортом; у резиденции главы государства выстраивается в честь посла почетный караул; исполняются государственные гимны. О вручении верительных грамот принято, хотя бы вкратце, сообщать в прессе.

В нашей стране вновь прибывший глава дипломатического представительства наносит визит в Протокольный департамент МИД РФ, где его знакомят с порядком вручения верительных грамот. В конце беседы послы просят, как правило, оказать содействие в организации встречи с министром иностранных дел. О дне и часе соответствующего визита посольство информируется по телефону. Во время беседы с министром (одним из его заместителей) посол передает копии верительных и отзывных грамот. Верительные грамоты вручаются Президенту РФ в Кремле в торжественной обстановке. Посла сопровождают его персонал, а также российские официальные лица - директора соответствующего территориального подразделения и Протокольного департамента МИД РФ. Церемония завершается фотографированием.

После вручения верительных грамот принято устраивать в посольстве прием типа "бокал шампанского", на котором присутствуют представители министерства иностранных дел страны пребывания - участники церемонии вручения, а также дипломатический состав посольства. В этот же день посол направляет главам других иностранных посольств личные ноты, извещающие о том, что он вручил верительные грамоты и приступил к исполнению своих обязанностей.

Церемония вручения верительных грамот во многих странах обязывает его участников надевать специальную одежду. Послы Англии Швеции, ряда других монархических стран, а также сопровождающие руководителей на церемонию дипломаты надевают фраки. Представители стран Африки облачаются по этому поводу в красочные национальные одеяния.

Читайте также: