Является ли должностным лицом лесник находящийся в отпуске

Опубликовано: 16.05.2024


Генеральный директор тоже человек и периодически имеет право уходить в отпуск. На этот период не стоит оставлять компанию обезглавленной, разумнее передать полномочия руководителя другому сотруднику. В данной подборке рассказано, как это правильно сделать. Поступить так целесообразно еще и потому, что нахождение гендиректора в отпуске не является поводом остановить проверку, продлить официальный срок и так далее. Это проиллюстрировано на примерах из судебной практики. Но если гендиректор все же хочет сохранить бразды правления и в отпуске, то в начале подборки он найдет объяснение, почему имеет на это полное право.

Гендиректор может работать и в отпуске, если захочет

Вместе с тем возможны ситуации, когда руководитель захочет работать и в отпуске. Скажем, у него будет время заниматься рабочими делами, а доверять компанию никому другому он не хочет даже на пару недель.

Тогда возникает вопрос: имеет ли гендиректор право работать в отпуске? Будет ли он вправе дистанционно раздавать указания подчиненным, и будут ли иметь юридическую силу документы, подписанные им во время ежегодного отпуска?

В Трудовом кодексе написано, что ежегодный отпуск — это один из видов времени отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106, 107, 114).

Казалось бы, исполнение трудовых обязанностей этой нормой исключено, но это не так.

Термин «свободен» означает освобожден. От чего освобожден? Очевидно, что от обязанности, поскольку невозможно быть освобожденным от прав, их обычно лишают, но это не тот случай.

Значит, любой работник, в том числе гендиректор, не обязан работать в отпуске и принудить его к этому собственники компании не могут.

Дальше в указанной норме написано, что время отпуска сотрудник может использовать по своему усмотрению. Можно ли распространить свое усмотрение на работу?

Почему нет? Ведь запрета на работу в отпуске в данной норме не содержится. А ведь мог бы. Например, выходные дни и нерабочие праздничные дни тоже являются видом отдыха, но в отношении них в кодексе прямо написано, что трудиться в эти дни запрещается. Привлечь сотрудника к работе в это время них можно только с его письменного согласия и только в случае необходимости выполнения непредвиденных работ (ст. 113).

Вывод: работать во время отпуска гендиректору можно.

Аргумент третий: данный вывод подтверждают суды. По их мнению, запрет на исполнение работником своих должностных обязанностей во время его нахождения в очередном отпуске, действующим законодательством не предусмотрен (Постановление ФАС Московского округа от 24.05.2010 № КА-А41/5089-10, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.05.2012 № 33-6076/2012, Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 14.01.2015 № 33-4778/2014).

Более того, судьи полагают, что на время нахождения в отпуске полномочия за гендиректором сохраняются даже при назначении исполняющего обязанности. Поэтому подписание сделки руководителем в этот период не является основанием для признания ее недействительной (постановления Арбитражных судов Московского округа от 04.10.2017 № Ф05-12743/2017, Поволжского округа от 14.01.2010 № А12-6003/2009, Северо-Кавказского округа от 12.01.2010 № А32-408/2009).

Резюме: факт нахождения в отпуске руководителя общества не лишает его прав и полномочий выступать от имени общества, представлять его интересы во всех вопросах, которые определены законом. Любые документы, подписанные от имени общества руководителем, обладают полной юридической силой.

Но если он все же хочет делегировать свои полномочия.

Передача полномочий гендиректора оформляется приказом

Один из двух участников общества, имеющий долю в уставном капитале 50 процентов, не согласился с приказом. По его мнению, компетенция назначать руководителя, как постоянного, так и временного, принадлежит только общему собранию участников общества. Об этом сказано в ст. 40 Закона об ООО.

Мотивируя таким образом, учредитель потребовал в суде признать упомянутый приказ недействительным.

Однако суд отказал.

Арбитры дали понять, что никто не оспаривает право общего собрания участников назначать единоличный исполнительный орган. В то же время полномочия назначать временного заместителя могут быть предоставлены гендиректору уставом ООО.

В данном случае в уставе общества прописано, что в полномочия генерального директора общества включаются в том числе издание приказов о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении. Таким образом, уставом предусмотрено, что на период своего временного отсутствия (в том числе на период отпуска) гендиректор назначает временно исполняющего обязанности. Такое назначение оформляется приказом.

Следовательно, издав оспоренный приказ, гендиректор действовал в пределах своей компетенции и правомерно наделил другого работника правом осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа общества. Данное решение не нарушает требований закона об ООО.

Примечание редакции:

Однако одного приказа для делегирования всех полномочий руководителя будет мало. Он дает исполняющему обязанности гендиректора только трудовые права начальника. Для совершения же сделок еще требуется доверенность. Это подчеркивается в судебной практике: судьи пишут, что из содержания приказа, согласно которому директор возложил обязанности гендиректора на исполняющего обязанности директора, не следует, что последний был наделен полномочиями на совершение сделок от имени общества (Постановление Арбитражного суда Центрального отпуска от 02.02.2015 № Ф10-4918/14).

Передача полномочий оформляется еще и доверенностью

Акционеры обратились в суд с иском о признании этой доверенности недействительной. Они сослались на то, что она как односторонняя сделка, совершенная обществом, является недействительной на основаниях, указанных в ст. 173, 174 ГК РФ, так как была совершена без согласия органов юрлица и в ущерб интересам общества. Также имели место обстоятельства, которые свидетельствовали о недобросовестных совместных действиях представителя и гендиректора в ущерб интересам общества.

Однако суд отказал в удовлетворении иска, решив, что выдача доверенности неуполномоченным лицом не доказана, равно как и нарушение прав акционеров выдачей спорной доверенности.

Примечание редакции:

Справедливости ради заметим, что у судов нет единого мнения о том, вправе ли гендиректор выдавать доверенность исполняющему обязанности, не получив на это разрешения от общего собрание участников или акционеров. Некоторые судьи все же считают, что такое разрешение необходимо и без него доверенность недействительна (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2019 № Ф05-22748/2018).

Нахождение гендиректора в отпуске — не повод не пускать проверяющих в офис

Однако сотрудники фирмы отказались пропустить должностных лиц ведомства на свою территорию, перекрыли им доступ к помещениям и не дали ознакомиться с требуемыми документами.

Свои действия мотивировали тем, что генеральный директор находится в отпуске. В его отсутствие никто другой не уполномочен представлять интересы организации при проведении проверки.

Проверяющие не согласились с такой аргументацией и составили в отношении организации протокол по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование проверке. Судья назначила штраф 30 тыс. рублей.

Компания его оспорила, но безуспешно.

Суды отвергли довод об отпуске директора, указав, что в нарушение требований ч. 5 ст. 12 закона № 294-ФЗ компания не исполнила возложенные на нее обязанности и не предоставила должностным лицам контролирующего органа возможности провести проверку.

Постановление Московского городского суда от 11.03.2019 № 4а-363/2019

Примечание редакции:

Суды солидарны в этом и подчеркивают — главное, чтобы компания была своевременно и надлежащим образом предупреждена о дате, времени и месте проведения проверки. В таком случае она обязана обеспечить возможность для ее проведения, в том числе позаботиться, чтобы на месте присутствовал либо руководитель, либо любое другое уполномоченное им лицо (постановления Самарского областного суда от 05.06.2017 № 4а-529/2017, Московского городского суда от 19.09.2016 № 4а-4800/2016, суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27.08.2014 № 4-а-409/2014).

Нахождение гендиректора в отпуске — не повод для продления срока на обжалование

Со дня вручения или получения копии постановления у него было 10 суток для обжалования (30.3 кодекса).

Однако он пропустил этот срок и подал жалобу позже. Одновременно его защитник, который направил жалобу в суд, попросил признать уважительной причину пропуска срока — гендиректор и защитник находились в отпусках.

Судьи отказали. Они решили, что нахождение в отпусках не свидетельствует о невозможности своевременной реализации привлекаемым к административной ответственности лицом права на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Иные доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска предусмотренного законом срока обжалования, отсутствуют.

Таким образом, объективных препятствий для своевременной подачи жалобы у гендиректора не имелось.

Постановление Верховного Суда РФ от 06.03.2019 № 78-АД19-3

Примечание редакции:

Это типичная позиция судей. Отпуск гендиректора уважительной причиной пропуска срока они не признают. В частности, потому, что такая позиция изложена в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 29 (постановления Арбитражных судов Московского округа от 28.02.2018 № Ф05-2450/2018, Поволжского округа от 23.09.2015 № Ф06-580/2015, Восточно-Сибирского округа от 31.08.2011 № А78-7255/2010).

Нахождение гендиректора в отпуске — не повод для отсрочки исполнения предписания

Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

В качестве одного из аргументов в пользу его отмены компания указала на то, что исполнить предписание в срок было невозможно в связи с отсутствием генерального директора — в тот период он находился в отпуске.

Суд отклонил этот аргумент, так как данное обстоятельство представляет для общества внутренний организационный характер.

В то же время сработал другой довод: административный орган допустил существенное нарушение порядка и процедуры привлечения общества к ответственности — по итогам рассмотрения дела объявил только резолютивную часть постановления, а в полном объеме изготовил его два дня спустя и еще через пять дней направил постановление обществу.

Это является нарушением ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ, в силу которой постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Нормы кодекса не предусматривают возможности оглашения только резолютивной части постановления и в дальнейшем его изготовления в полном объеме. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5.

Следовательно, такое процессуальное действие, как «объявление резолютивной части постановления» и «изготовление постановления в полном объеме» является существенным и неустранимым нарушением, приводящим к невозможности определить точную дату вынесения постановления.

В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ это служит основанием для отмены постановления по делу.

Нахождение гендиректора в отпуске — повод для отмены протокола и постановления

Организация обратилась в суд с требованием признать постановление незаконным и отменить его, поскольку в день составления протокола гендиректор находился в отпуске. Компания направила в ФМС сообщение об этом, дополнительно пояснив, что доверенности он никому не оставил. Но чиновники проигнорировали это сообщение.

Судьи поддержали компанию и отменили штраф, решив, что процедура привлечения к ответственности была нарушена, так как протокол составлен в отсутствие законного представителя общества.

В качестве обоснования судьи сослались на положения ст. 28.2 КоАП РФ, предполагающей участие законного представителя юрлица при составлении протокола, а также п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, предписывающего госорганам принимать достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.

Арбитры подчеркнули, что поскольку гендиректор общества ввиду нахождения в отпуске не был извещен о составлении протокола, у него отсутствовала возможность выдать доверенность на представление интересов компании какому-либо другому сотруднику компании.

Примечание редакции:

Данное решение вынесено до выпуска упомянутого в примечании к одному из предыдущих обзоров Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 29, которое назвало отпуск гендиректора сугубо организационной проблемой самой компании. Возможно, поэтому в данном деле судьи еще встали на сторону компании. Хотя есть еще один аргумент, имеющий значение: Постановление ФАС Московского округа касается КоАП РФ, в то время как в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъясняются нормы АПК РФ. [/box]

Гендиректора нельзя уволить, пока он находится в отпуске

Обоснование: увольнение руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом юрлица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора по существу является увольнением по инициативе работодателя.

Статья 3 кодекса запрещает ограничивать кого-либо в трудовых правах и свободах в зависимости от должностного положения.

Глава 43 Трудового кодекса, регулирующая особенности труда руководителя организации, не содержит норм, лишающих его гарантии, установленной ч. 3 ст. 81 ТК РФ, в виде общего запрета на увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (кроме случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем-физлицом).

Примечание редакции:

Данная позиция была процитирована в письме Роструда от 05.09.2006 № 1333-6.

Как правильно указывать должность сотрудника, замещающего гендиректора

Не оставили без внимания и лиц, замещающих гендиректоров на время их нахождения в отпуске.

При подписании документа лицом, исполняющим обязанности руководителя, подпись оформляется с указанием статуса должностного лица в соответствии с приказом (распоряжением).

Пример

И.О. генерального директора______ Подпись______ И.О. Фамилия

Исполняющий обязанности
генерального директора_____ Подпись_____ И.О. Фамилия

Не допускается ставить косую черту, надпись «за» перед наименованием должности «Генеральный директор», если документ подписывает иное должностное лицо.

При подписании документа лицом, имеющим право подписи в случае временного отсутствия руководителя, исправления в наименование должности и расшифровку фамилии уже подготовленного и согласованного проекта документа вносятся от руки или с использованием соответствующих штампов.

"ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов"(Утвержден Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст)

УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель Федеральной
службы лесного хозяйства
России
В.А.Шубин

3 мая 1995 года

ПОЛОЖЕНИЕ
о лесничем Федеральной службы лесного хозяйства России

____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Рослесхоза от 14 ноября 2011 года N 475
____________________________________________________________________

1. Общие положения

1.1. Лесничий - должностное лицо государственного органа управления лесным хозяйством, осуществляющее руководство ведением лесного хозяйства в лесах лесничества, являющегося основным структурным подразделением лесхоза.

Он входит в состав государственной лесной охраны и одновременно по должности является государственным инспектором по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.

Лесничий осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными, природоохранными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

1.2. Лесничий назначается и освобождается государственным органом управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации по представлению директора лесхоза в соответствии с Положением о лесхозе.

1.3. Лесничий подчиняется непосредственно директору лесхоза, а по вопросам, отнесенным к компетенции главного лесничего, также главному лесничему лесхоза.

1.4. На должность лесничего назначаются лица, имеющие высшее специальное образование без учета стажа работы или среднее специальное образование и стаж работы в лесном хозяйстве не менее 3 лет.

1.5. При исполнении служебных обязанностей лесничий носит форменную одежду установленного для государственной лесной охраны образца.

1.6. Лесничий организует и осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.

1.7. Для контроля за проведением рубок ухода и отпуском древесины на корню, а также за охраной лесов от незаконных порубок лесничему выдаются отпускное и контрольное клейма.

1.8. Лесничему выдается служебное огнестрельное оружие и боеприпасы в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об оружии" и другими нормативными актами.

1.9. Лесничий несет ответственность за охрану, защиту, использование, воспроизводство лесов лесничества.

1.10. В своей деятельности лесничий руководствуется настоящим Положением.

2. Основные права лесничего

Лесничему предоставляется право:

2.1. Использовать, в установленном порядке, денежные средства и материальные ресурсы, предусмотренные лесхозом лесничеству на выполнение всех видов работ.

В целях повышения эффективности ведения лесного хозяйства и заинтересованности коллектива лесничества в развитии социальной сферы лесхозом может открываться для него текущий лицевой счет.

2.2. Принимать, в пределах полномочий и предоставленных прав, меры по предупреждению и пресечению пользований лесным фондом, не указанных в разрешительных документах, или осуществляемых без них, а также иных нарушений лесного законодательства, изъятию незаконно добытой лесной продукции.

2.3. Задерживать, а при необходимости доставлять в органы внутренних дел или местные органы власти лиц, виновных в возникновении и распространении лесных пожаров, незаконных порубках и других лесонарушениях на территории лесного фонда для установления их личности.

2.4. Изымать у лесонарушителей и браконьеров орудия нарушения (оружие, пилы, топоры, косы, и т.д.) и с соответствующими документами направлять в лесхоз для представления в правоохранительные органы.

2.5. Использовать в первоочередном порядке средства связи для организации борьбы с лесными пожарами, а также получать вне очереди при следовании на тушение лесных пожаров и обратно проездные билеты на все виды транспорта для себя и других командированных работников.

2.6. Привлекать, в соответствии с установленным государственными органами власти субъектов Российской Федерации порядком, население, рабочих и служащих, а также технические средства предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для тушения лесных пожаров.

2.7. Осуществлять отпуск древесины от рубок ухода, а также валежной, сухостойной и буреломной древесины в установленном законодательством порядке.

2.8. Выдавать лесной билет на осуществление побочных лесных пользований.

2.9. Производить отпуск древесины на корню работникам государственной лесной охраны на установленных законодательством льготных условиях для строительства, ремонта индивидуальных домов и надворных построек и для отопления жилых помещений.

2.10. Посещать предприятия, учреждения и организации, другие объекты, расположенные на территории лесничества, для проведения государственного контроля состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

2.11. Запрашивать и безвозмездно получать от проверяемых предприятий, учреждений и организаций, независимо от их форм собственности и подчинения, а также граждан информацию, необходимую для выполнения функций по осуществлению государственного контроля.

2.12. Представлять на утверждение директора лесхоза предложения по штату лесничества.

Указания и распоряжения лесничего являются обязательными для всех работников лесничества и могут быть отменены только директором лесхоза или главным лесничим в пределах его компетенции.

3. Основные обязанности лесничего

3.1. Руководить деятельностью лесничества, в соответствии с действующим положением.

3.2. Выполнять в полном объеме должностные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отраслевыми нормативно-техническими документами, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления лесным хозяйством.

3.3. Повышать уровень квалификации, добросовестно исполнять должностные обязанности, знать территорию и характеристику лесного фонда лесничества, постоянно взаимодействовать с предприятиями, учреждениями и организациями, пользующимися лесным фондом или осуществляющими работы в лесу.

3.4. Обеспечивать выполнение предусмотренных лесоустроительными и другими проектами, согласованных с лесхозом видов и объемов работ, своевременность и достоверность представляемой отчетности, ведение технической документации по лесному хозяйству и целевое использование операционных средств и материальных ценностей.

3.5. Подготавливать исходные данные для предоставления участков лесного фонда в пользование и включения в заявку на продажу древесины на торгах.

Лесничий решением районного органа местного самоуправления может быть включен в состав комиссии для проведения продажи древесины на корню на торгах или выступать доверенным лицом лесхоза при проведении торгов.

3.6. На основании лицензии и договора, заключенного лесхозом, передавать участки лесного фонда в аренду.

Осуществлять государственный контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.

проведение мероприятий по охране лесов от пожаров и незаконных порубок; организацию работы государственной лесной охраны, временных пожарных сторожей и команд пожарно-химических станций лесничества;

своевременное и качественное воспроизводство, улучшение породного состава и повышение продуктивности лесов;

рациональное использование лесного фонда, качественное проведение рубок ухода за лесом и поддержание его в должном санитарном состоянии.

3.8. Представлять лесхозу своевременную информацию о появлении и распространении очагов вредителей и болезней леса, численности диких копытных животных, превышающей оптимальную, и других явлениях, наносящих вред лесу; выполнять профилактические мероприятия, истребительные и другие меры, направленные на ликвидацию этих явлений и их последствий.

3.9. Оказывать владельцам лесного фонда, лесопользователям, арендаторам, находящимся в зоне деятельности лесничества, методическую и техническую помощь в ведении лесного хозяйства.

3.10. Создавать работникам лесничества условия для безопасного труда при проведении лесохозяйственных и других видов работ. На радиоактивно-загрязненных территориях осуществлять работы во взаимодействии с радиологическими службами.

3.11. Принимать меры к улучшению жилищных и других социально-бытовых условий жизни работников лесничества. Предоставлять работникам государственной лесной охраны в установленном порядке служебные земельные наделы и другие льготы, предусмотренные законодательством.

3.12. Распространять среди населения знания о значении леса в жизни человека, его влиянии на окружающую среду. Всемерно использовать для этого средства массовой информации.

4. Поощрение лесничего

4.1. За образцовое выполнение лесничим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности предусматриваются следующие поощрения:

выплата единовременного денежного вознаграждения;

объявление благодарности с выплатой денежного вознаграждения;

награждение ценным подарком;

присвоение классного звания "Лесничий 2-го класса", "Лесничий 1-го класса" с установлением надбавок к окладам в размере соответственно 10 и 20 процентов;

награждение значком "За сбережение и приумножение лесных богатств России" с выдачей денежного вознаграждения;

награждение нагрудными знаками за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране за 10, 20, 30 лет с выплатой денежного вознаграждения;

присвоение почетного звания "Заслуженный лесовод Российской Федерации" с установлением льгот и преимуществ, предусмотренных действующим законодательством;

награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Наряду с этим лесничему могут выплачиваться премии, устанавливаться надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера.

4.2. По результатам работы по улучшению состояния лесного фонда за межучетный (5 лет) и ревизионный (10 лет) периоды, за достижения в охране, защите и воспроизводстве лесов лесничий премируется в материальной или денежной форме.

Условия премирования устанавливаются государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

4.3. Лесничему при выходе на пенсию выплачивается единовременное вознаграждение, сохраняется право ношения форменной одежды государственной лесной охраны в порядке, устанавливаемом государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

5. Льготы и социально-бытовое обеспечение лесничего

5.1. Денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок за выслугу лет и классность, премий за выполнение установленных заданий.

5.2. Ежегодный отпуск и дополнительный отпуск за каждые три года непрерывной работы в лесном хозяйстве.

5.3. Возможность переподготовки и повышения квалификации с сохранением на период обучения денежного содержания по занимаемой должности.

5.4. Оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации один раз в три года.

5.5. Обучение детей в лесохозяйственных учебных заведениях за счет выделенных лесхозу на эти цели средств.

5.6. Пенсия по возрасту и стажу работы.

5.7. Государственная защита жизни, здоровья и имущества лесничего и близких ему лиц в связи с осуществляемой им служебной деятельностью.

5.8. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет федерального или соответствующих других бюджетов.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего лесничему или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке.

5.9. Выделение служебных земельных наделов (пашни, сенокосы и т.п.), льготное обеспечение дровами для отопления и древесиной для ремонта и возведения индивидуального жилого дома, оплата один раз в год стоимости проезда детей лесничих от места постоянного жительства родителей до места нахождения лесохозяйственного учебного заведения и обратно.

5.10. При вступлении в должность предоставление служебного жилого помещения в домах государственного жилищного фонда по установленной норме.

5.11. Предоставление служебного транспорта (автомашина, мотоцикл, моторная лодка и т.п.) с выделением горюче-смазочных материалов и запчастей. При отсутствии служебного транспорта лесничему предоставляется право использовать личный транспорт в служебных целях с выделением горюче-смазочных материалов и оплатой запасных частей и амортизации транспорта по нормам. В случае необходимости за лесничим закрепляется лошадь с выделением фуража, а также зимние и летние повозки и упряжь.

5.12. Лесничий и его семья имеют гарантии правовой и социальной защиты, которые определяются законодательством Российской Федерации.

    Подчиненность:
  • Лесник непосредственно подчиняется .
  • Лесник выполняет указания .
    (указания этих работников вы выполняются только в том случае, если они не противоречат указаниям непосредственного руководителя).

    Должен знать:
  • топографические, ландшафтные и лесорастительные условия и особенности обхода
  • правила пожарной безопасности и санитарные правила в лесах, правила отпуска древесины на корню, сенокошения, пастьбы скота, охоты в области, крае, республике и другие правила побочного пользования лесом, а также правила техники безопасности
  • установленные нормы дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства, правил охоты
  • положения, инструкции, приказы, распоряжения и другие руководящие материалы, относящиеся к работе лесника
  • порядок выдачи и оформления документов на различные виды лесопользования, составления и предъявления протоколов (актов) о различных лесонарушениях, нарушениях правил охоты, наложения ареста на лесную, охотничью и иную продукцию
  • организацию и технологию работ по посевам и посадке леса и содействию естественному возобновлению, уходу за лесными культурами, побочному пользованию лесом, заготовке лесных семян и лесосеменного материала
  • технические условия и ГОСТы на заготовку лесных семян и лесосеменного материала, пищевых продуктов леса, лекарственных растений и технического сырья, древесной зелени
  • способы и средства тушения лесных пожаров
  • признаки появления и распространения вредных лесных насекомых и болезней леса
  • основные сведения о строении древесины и ее свойствах
  • основы эксплуатации прицепных и навесных орудий, моторных пил для выполнения ле-сохозяйственных и лесокультурных работ.
  • Охрана лесов и вверенного ему имущества в закрепленном обходе с принятием мер к предупреждению и прекращение нарушений правил пожарной безопасности, незаконных порубок, сенокошения, пастьбы скота, различных хищений и других нарушений пользования лесом и землями.
  • Контроль за состоянием, охраной и защитой лесов в районе нахождения обхода, за выполнением сроков и правил охоты, за сохранностью пожарно-наблюдательных пунктов, телефонных линий, опознавательных знаков для авиации, мостов, межевых знаков, квартальной сети и др.
  • Составление протоколов (актов) о выявленных нарушениях.
  • Задержание в установленном порядке лиц, виновных в лесонарушениях и нарушениях правил охоты, с наложением ареста на незаконно добытую в лесу продукцию.
  • Сигнализация о появлении в лесу вредных насекомых и болезней леса.
  • Проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам охраны и защиты леса.
  • Руководство и участие в работе по тушению лесных пожаров до прибытия вышестоящего должностного лица.
  • В пределах закрепленного обхода оказание помощи мастеру леса в проведении лесохозяйственных и лесокультурных работ, участие в отводе лесосек, а также лесных площадей под сенокошение, пастбищные и другие виды пользований, указание в натуре при проведении лесоустройства границ, межевых знаков, квартальных просек, визиров и др.
  • Лесник имеет право давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
  • Лесник имеет право контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
  • Лесник имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
  • Лесник имеет право взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
  • Лесник имеет право знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
  • Лесник имеет право предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.
  • Лесник имеет право выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
  • Лесник имеет право докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
  • Лесник несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Лесник несет ответственность за нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность предприятия.
  • При переходе на другую работу или освобождении от должности Лесник ответственен за надлежащую и своевременную сдачу дел лицу, вступающему в настоящую должность, а в случае отсутствия такового, лицу его заменяющему или непосредственно своему руководителю.
  • Лесник несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Лесник несет ответственность за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Лесник несет ответственность за соблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
  • Лесник несет ответственность за выполнение правил внутреннего распорядка, правил ТБ и противопожарной безопасности.

Руководитель структурного
подразделения:

Один из самых главных вопросов, которые волнуют многих кадровиков, штрафуют ли специалиста по кадрам или инспектора по кадрам за нарушения трудового законодательства вместо руководителя организации или начальника отдела кадров?

С руководителем кадровой службы, понятно, он относится к руководителям структурных подразделений, которые хочешь и не хочешь, но относятся к должностным лицам. А как быть с рядовыми кадровыми сотрудниками? Являются ли они должностными лицами, подлежащим административной ответственности? Постараюсь пролить свет на эти вопросы.

Общие положения

Согласно законодательству, привлекать к административной ответственности могут как граждан и должностных лиц, так индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В зависимости от статуса виновного варьируются и последствия нарушения закона, от административных штрафов до дисквалификации должностного лица.

Например, за ненадлежащее оформление трудового договора, светит штраф в размере:

  • от 10 000 до 20 000 рублей (на должностное лицо);
  • от 5000 до 10 000 рублей (на ИП);
  • от 50 000 до 100 000 рублей (на юридическое лицо).

Причем, никто не запрещает налагать штраф одновременно на должностное и юридическое лицо.

Что же такое должностное лицо по КоАП?

Должностное лицо

Если не усложнять, то это лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ст. 2.4 КоАП).

Административный кодекс РФ не расшифровывает указанные функции.

Согласно указанным документам:

Организационно-распорядительные функции – руководство трудовым коллективом, формирование кадрового состава, определение трудовой функции работника, применение мер поощрения и награждения, наложение дисциплинарных взысканий.

Таким образом, к должностным лицам вполне относятся все руководители организаций, структурных подразделений, в том числе директора по кадрам, руководители (начальники) отделов кадров, т.к. они в большинстве случаев осуществляют указанные функции.

Что касается специалистов по кадрам или инспекторов по кадрам. Исходя из указанных выше формулировок, они не могут относиться к должностным лицам, т.к. не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Но согласно судебной практике, они также привлекаются к административной ответственности, как и руководители, т.к. суды считают их должностными лицами.

Штрафы на кадровиков

Основной костяк штрафов на кадровых работников приходится по нарушениям трудового законодательства (статья 5.27 КоАП) и при работе с иностранными гражданами.

Потом уже идут остальные нарушения, касающиеся отсутствия уведомления о приеме на работу бывшего государственного служащего или предоставления той или иной установленной отчетности.

Здесь следует отступить и напомнить читателям 2kk.info, что по общему правилу, за все нарушения трудового законодательства, ответственным является руководитель организации и именно его чаще всего привлекает трудовая инспекция, как должностное лицо. Сложность в том, что руководитель организации может быть дисквалифицирован за повторные нарушения, о чем есть достаточно много судебной практики.

Дисквалифицировать работников кадровой службы в теории можно, если они относятся к категориям лиц, указанным в ст. 3.11 КоАП (государственные и муниципальные служащие, члены совета директоров, лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица и т.д.), но на практике я это еще не встречала. Кто знает о таких случаях, пожалуйста, напишите, в комментариях к этой статье или на почту.

Кроме того, к административной ответственности также привлекается и само юридическое лицо, т.к. штрафы по указанным статьям намного выше остальных категорий виновных.

Нарушение трудового законодательства

Основная статья – 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Статью 5.27.1 КоАП «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ», в настоящей статье я не рассматриваю, т.к. она касается охраны труда, а не кадров.

Итак. Некоторые суды признают работника отдела кадров должностным лицом, ответственным за нарушение трудового законодательства.

Специалист по кадрам – должностное лицо

Так, специалист по кадрам была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП за отсутствие уведомления уволенному работнику о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Кадровому специалисту был назначен административный штраф в размере 2000 рублей (максимальный по этой части 5000 рублей).

Некоторые нет, т.к. рядовой кадровик не имеет подчиненных работников, и он не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Специалист по кадрам – не должностное лицо

За отсутствие в трудовых договорах работников условий труда на рабочем месте, специалист по кадрам была подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (максимальный 5000 рублей) по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Суд отметил, что специалист по кадрам относится к категории специалистов и не имеет подчиненных ему работников. Он также не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами учреждения, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и т.п.

Работа с иностранными гражданами

Очень сильно, не повезло кадровикам, работающим с иностранными гражданами.

По моим ощущениям из всей массы административных штрафов на кадровиков они лидируют либо встают наравне с общими основаниями по статье 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства». Причем основная масса судов, признают кадровиков должностными лицами.

Кадровиков, работающих с иностранными гражданами привлекают по:

Инспектор по кадрам – должностное лицо

Инспектор по кадрам муниципальной организации была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП за не уведомление соответствующего территориального органа, о прекращении трудового договора с иностранным гражданином и подвергнута минимальному административному штрафу в размере 35 000 рублей.

Представитель организации попытался оспорить штраф заявив, что инспектор по кадрам не можется являться должностным лицом.

Суд с этим не согласился, сославшись на приказ о приеме на работу, должностную инструкцию, в соответствии с которой на работника была возложена обязанность по уведомлению территориального органа исполнительной власти в сфере миграции о приеме и увольнении иностранных граждан.

Исходя из этого, инспектора по кадрам признали должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями.

Инспектор отдела кадров – должностное лицо

Инспектора отдела кадров привлекли к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП в виде штрафа в размере 42 000 рублей, за не уведомление об изменении срока пребывания в РФ иностранного гражданина, т.е. неисполнение принимающей стороной обязанности в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Кадровик был признан должностным лицом в силу приказа об ответственности за регистрацию иностранных граждан. Ссылка в решение на должностную инструкцию отсутствует.

И только в одном судебном решение (а я их рассмотрела 50 штук) суд признал кадрового специалиста, работающего с иностранными гражданами, не должностным лицом.

Специалист отдела кадров – не должностное лицо

Суд в Амурской области не согласился с представителем МВД оштрафовавший специалиста отдела кадров по ч. 1 ст. 18.15 КоАП за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина без патента. Штраф по этой статье на должностное лицо от 25 000 до 50 000 рублей.

Инспектор МВД посчитал, что кадровик является должностным лицом в силу должностной инструкции, по которой работник является ответственным лицом за оформление иностранных граждан и направление уведомлений.

Суд в своем решении привел текст Постановлений ВС РФ, которые я указывала выше, а именно, что относится к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям, а также на должностную инструкцию, в соответствии с которой специалист отдела кадров не относится к категории руководителей.

Не уведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего

Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-ый срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

За отсутствие уведомления в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП с наказанием в виде штрафа от 20 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц) и от 100 000 до 500 000 рублей (для юридических лиц).

Начальник отдела кадров была признана виновной по ст. 19.29 КоАП за не сообщение в 10-дневный срок о приеме на работу бывшего федерального государственного служащего.

Согласно должностной инструкции, на начальника отдела кадров возложена обязанность по обеспечению контроля за соблюдением норм трудового законодательства в работе с персоналом, а также знание трудового законодательства, законодательства и нормативных актов по вопросам выполняемой работы, порядка оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением.

Непредоставление первичных статистических данных

Есть такая статья 13.19 КоАП «Непредоставление первичных статистических данных», за нарушение которой предусматривается административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (для должностных лиц) и от 20 000 до 70 000 рублей (для юридических лиц).

Кадровые специалисты также привлекаются по этой статье.

Специалист отдела кадрового и правового обеспечения была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП в виде штрафа в размере 10 000 рублей (максимальный штраф 20 000 рублей), за непредоставление первичных статистических данных (формы № 1 кадры). Согласно приказу работник была назначена ответственным лицом за подготовку статистической отчетности.

Ответственность руководителя кадровой службы

Не секрет, что руководитель кадровой службы также является ответственным лицом за нарушения трудового законодательства, если не наравне с руководителем организации, то уж точно рядом.

В сегодняшней статье я делала акцент на обычных специалистах кадровых служб, почти не затрагивая руководящий состав, т.к. руководитель отдела кадров практически всегда признается должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В принципе, переложить эту ответственность на реального виновного, того же специалиста по кадрам в теории можно, тем более, судя по практике, их также признают должностными лицами, но следует знать, что встречаются решения судов, которые априори считают руководителей ответственными за работу своего отдела. И это, наверно, правильно, руководитель отвечает перед законом, подчиненный работник перед своим руководителем.

Начальник отдела кадров была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей, за отсутствие подписи работника о получении экземпляра трудового договора.

Начальник отдела кадров попыталась обжаловать решение суда, сославшись на ненадлежащий субъект административного правонарушения, т.к. в момент проверки она находилась в ежегодном отпуске, поэтому подготовкой документов занимались руководитель охраны труда и специалист по кадрам.

Суд отметил, что руководитель отдела кадров, является ответственным лицом за ведение документации, руководит работниками своего отдела, ответственна за выполнение ими должных обязанностей.

Но, исходя из обстоятельств дела, судья признал нарушение малозначительным, заменив штраф 3000 рублей на устное замечание.

Ответственность юридического лица

А вот переложить всю ответственность за нарушения трудового законодательства с юридического лица на того же руководителя кадровой службы уже не получится, т.к. за указанные нарушения могут отвечать одновременно эти два субъекта (ст. 2.1 КоАП), а не только один руководитель. Тут уж зависит от настроения проверяющего. Тем более, штрафы на юридическое лицо – очень лакомый кусочек и вполне позволяют обеспечить соблюдение цели административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений.

ООО было привлечено к административной ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Санкция данной статьи предусматривает для юридических лиц штраф от 35 000 до 50 000 рублей.

Организация попыталась оспорить постановление ГИТ, сославшись на виновность начальника отдела кадров (в трудовых договорах работников не были указаны обязательные условия).

Суд отметил, что даже при наличии состава административного правонарушения в действиях руководителя отдела кадров, это никак не может исключать ответственность юридического лица.

Предоставление отпуска сотрудникам полиции


17.07.2019

Отпуск сотрудника полиции рассчитывается иначе, чем у работника гражданской организации. Если человек в год предоставления отдыха находился в статусе «стажера по должности полицейского», то расчет будет осуществлен по смешанным основаниям.

В период прохождения службы вопрос предоставления отпуска регулируется внутренними документами. Гражданский кодекс при этом действует лишь в части, не затронутой оговариваемыми нормативно-правовыми актами.

Условия предоставления (продолжительность, кому положено)

Отпуск в МВД предоставляется по графику, утвержденному непосредственным руководителем. При необходимости передвинуть его на другое время подается рапорт на перенос. Основной отдых составляет 30 календарных дней без учета выходных и праздничных, а также времени нахождения в пути следования к месту проведения основного отпуска.

Каждый, поступивший на службу, задавался вопросом, сколько дней отпуск в МВД. При строительстве карьеры в ОВД не с начала года, он рассчитывается делением количества дней основного и всех дополнительных, положенных полицейскому, на 12. Получившееся число умножается на фактически отработанное время полных месяцев. Если такой отдых составляет менее 10 дней, то он будет присоединен к следующему основному периоду.

Во время прохождения службы на втором и последующем году отпуск в полиции будет составлять полные 30 календарных дней, а также все выходные и праздничные, попадающие в этот период. При пересчете – порядка 40 дней предоставляются только к основному отпуску.

Важно знать! Общая продолжительность всего времени отдыха не будет дольше 60 дней. В этот период не входит время следования в пути. Для полицейских, проходящих службу в районе Крайнего Севера, ограничения по длительности непрерывного отпуска не существует.

Положен ли сотрудникам полиции?

Время, предназначенное для отдыха специалистов, трудящихся в МВД, регламентируется специальной документации. В частности, отдельное внимание уделяется ФЗ №342.

В соответствии с информацией, отраженной в этом нормативном акте, сотрудникам полиции полагаются следующие виды отпусков:

  • ежегодный;
  • дополнительный;
  • неоплачиваемый – по личным обстоятельствам.

Дополнительный вид отпускного времени в этом случае подлежит оплате. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что сотрудники МВД вполне могут претендовать на его получение.

Отпуск дополнительного характера может быть присоединен к основному, т.е. оформлен одновременно с ним.

При этом важно обратить внимание на тот факт, что общая продолжительность отдыха сотрудника полиции не может быть дольше 60 дней.

Время, потраченное работником на дорогу до места отдыха и обратно, в расчет не берется. На специалистов, проживающих в РКС и регионах, к ним приравненным, это правило не распространяется.

Дополнительный оплачиваемый отпуск также положен:

Сколько дней предоставляется за ненормированный рабочий день?

Ненормированный рабочий график является особым режимом работы, при котором выполнение трудящимся своих должностных обязанностей осуществляется не по установленному времени.

За работу в таком режиме официально трудоустроенным гражданам полагается дополнительное время для отдыха, подлежащее оплате.

Возможность его оформления регламентируется на законодательном уровне.

Данной теме посвящена 101 статья ТК РФ.

Факт работы в режиме ненормированного рабочего графика обязательно должен отражаться в трудовом договоре, заключенном в момент трудоустройства.

Информация подобного характера также может присутствовать в нормативной документации госучреждения. В этих же бумагах должен присутствовать перечень лиц, которые могут привлекаться к работе по ненормированному графику.

В случае с сотрудниками МВД в указанный список могут входить следующие специалисты:

  • руководящие должности;
  • работники, продолжительность рабочего дня которых не имеет ограничений;
  • работники, продолжительность рабочего дня которых разделена на несколько частей, каждая из которых не имеет точной продолжительности;
  • работники, деятельность которых оценивается по конечному результату;
  • вспомогательные работники.

Длительность периода дополнительного отпускного времени за ненормированный график работы определяется в зависимости от конкретной должности госслужащего — продолжительность.

Общая картина выглядит следующим образом:

  • рядовые сотрудники полиции – неделя;
  • руководители – 9 дней;
  • высшее руководство – 10 дней.

За вредные условия труда

Профессиональная деятельность работников МВД зачастую связана с вредными производственными условиями.

Наличие данного фактора дает право трудящимся помимо основного, претендовать на дополнительный оплачиваемый отпуск.

Продолжительность времени отдыха находится в зависимости от подразделения, в котором работает госслужащий.

С учетом этого признака установлена следующая длительность отпуска:

  • ИВС – 10 дней;
  • охрана и конвоирование – 10 дней;
  • спецприемники – 10 дней;
  • медицина – 10 дней.

К последнему подразделению относят врачей, трудящихся в ведомственных учреждениях.

В общих чертах можно сказать, что за работу госслужащих в опасных для их здоровья условиях они могут оформить отпуск дополнительного типа продолжительностью в 10 рабочих дней.

За выслугу лет

Давыдов Дмитрий Станиславович

Заместитель начальника военного комиссариата

Выслуга лет – еще один фактор, наличие которого дает госслужащему право на оформление дополнительного отпуска. Такая возможность установлена Федеральным Законом №342, в частности, 56 статьей нормативного акта.

Количество имеющихся лет выслуги – ключевой фактор, влияющий на продолжительность дополнительного отпускного периода.

В зависимости от этого он может иметь следующую длительность:

  • 3 дня – за выслугу от 5 до 10 дет;
  • 5 дней – за выслугу ль 10 до 15 лет;
  • 10 дней – за выслугу от 15 до 20 лет;
  • 15 дней – за выслугу более 20 лет.

Данная информация подтверждается приказом МВД №1236. В нем также указано, что суббота и воскресенье входят в отпуск за выслугу лет.

В большинстве случаев указанный период отдыха присоединяется к основному. Отдельно он может быть оформлен в том случае, если его длительность превышает отметку в 14 дней.

При выходе на пенсию

Увольнение сотрудника полиции, обусловленное уходом на пенсию, имеет специфическую особенность. перед тем как прекратить осуществление своих должностных обязанностей, сотрудник уходит в дополнительный оплачиваемый отпуск. Длительность его периода – 30 дней.

Важно учесть, что претендовать на отдых такого характера можно только при определенных условиях.

Таковыми являются следующие факторы:

  • стаж работы в госорганах более 20 лет;
  • сокращение;
  • ухудшение состояния здоровья;
  • пенсионный возраст.

В остальных случаях отпуск перед увольнением длится от 7 дней.

Его конкретная продолжительность определяется в каждом случае индивидуально, в зависимости от условий расторжения трудовых отношений.

Виды отпусков

У сотрудников полиции, как и у рядовых граждан, есть возможность использовать разные виды отпусков. Существует несколько вариантов обязательного времени отдыха, который закреплен законодательством о социальных гарантиях:

Ежегодный

На такой отпуск сотрудников полиции могут рассчитывать абсолютно все полицейские без ограничения по званиям и стажу. По закону он составляет 30 дней. К 30 дням также добавляются входящие в этот период выходные и праздничные дни. Дополнительно к указанному времени отдыха предоставляются дни, необходимые на дорогу к месту его проведения. Денежные средства, потраченные на билеты, оплачиваются из бюджета.

Дополнительные

Кроме основного отпуска, обязательного для всех категорий полицейских, некоторым из них положены дополнительные дни отдыха.

За стаж

Данный вид отгулов, как и все дополнительные, является поощрительным. Он предоставляется полицейским, чей стаж службы более 10 лет. При этом его длительность с течением времени меняется:

  • при выслуге от десяти до пятнадцати лет – 5 суток;
  • при выслуге от пятнадцати лет до двадцати – 10 суток;
  • при выслуге свыше двадцати лет – 15 суток.

Важным нюансом является то, что время стажировки в расчет не входит. Таким образом, для выплаты надбавки за выслугу лет она включается в период для начисления, а для предоставления отпуска – нет.

Ненормированный день

Отпуск за ненормированный служебный день полицейскому предоставляется в соответствии с приказом МВД РФ от 14.12.2016 №842. Им урегулирован порядок, а также перечень должностей, которым он положен.

Данный вид отдыха может быть предоставлен как совместно с основным, так и отдельно от него. Стаж службы в этом случае во внимание не берется, все будет зависеть только от занимаемой должности. Так, например, оперативникам, которые входят в указанный перечень, дополнительные дни на отдых положены с момента назначения, даже несмотря на то, что сотрудник только что приступил к своим обязанностям.

Еще одним важным нюансом является то, что воспользоваться им можно либо в текущий год, либо в последующий. Такой вид отдыха нельзя копить, он автоматически прекращает свое действие, если не был реализован.

Вопрос о том, сколько дней отпуск сотрудника полиции за ненормированный день, варьируется в зависимости от занимаемой им должности:

  • руководителям и начальникам, находящимся на должностях высшего и начальствующего состава – десять дней;
  • руководителям, находящимся на должностях старшего начсостава – девять дней;
  • остальным сотрудникам, отраженным в перечне – семь дней.

За выполнение обязанностей в особых условиях

Основным критерием его предоставления будет документальное подтверждение нахождения полицейского в особых обстоятельствах. Само понятие «особые условия службы» установлено в ст. 35 ФЗ №342-ФЗ. Находиться там сотрудник может не более 6 месяцев. При этом необходимо издать приказ, где будет прописано, какого рода особые условия присутствовали: проведение

контртеррористических операций, действие военного положения и иные, установленные указанной статьей.

Такой отдых может быть предоставлен сразу после возвращения или совместно с основным отпуском в иные периоды. При этом его продолжительность зависит от времени нахождения в особых условиях:

  • 3 дня – нахождение до 30 суток;
  • 5 дней – от 30 до 60 суток;
  • 6 дней – от 61 до 90 суток;
  • 7 дней – от 91 до 120 суток;
  • 8 дней – от 121 до 150 суток;
  • 9 дней – от 151 до 180 суток;
  • 10 дней – от 180 сток и более.

По личным обстоятельствам

Отпуск по личным обстоятельствам в полиции может быть предоставлен неограниченное количество раз в год. Такой отдых является неоплачиваемым. Для этого необходимы, как правило, конкретные семейные ситуации: бракосочетание сотрудника, рождение у него ребенка, смерть близкого родственника. По иным причинам дни могут быть предоставлены только с разрешения прямого руководителя.

Совет! Продолжительность такого отдыха составляет 10 дней. Для оформления также требуется рапорт сотрудника, на основании которого будет издан приказ.

Президентский отпуск

Президентским такой отдых стал называться среди сотрудников ОВД – на самом деле, это не официальное его название. Предоставляется он в количестве 30 суток и предназначен для отдыха и реабилитации после охраны государственного строя РФ. Чтобы оформить его, необходимо заключение комиссии врачей.

Декретный

Декретный будет включать в себя отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет. В первом случае для получения необходима справка из женской

консультации о наличии беременности и ее сроке.

А вот после родов женщина сама выбирает какой период времени она будет находиться дома (1,5 или 3 года). Для того, чтобы оформить такой отпуск, необходим взять справку с работы мужа о том, что он не собирается воспользоваться данным видом отдыха и предоставить ее совместно со свидетельством о рождении ребенка.


Виды отпусков и порядок их предоставления сотрудникам полиции


Порядок предоставления

Отпуска служащим МВД предоставляются в стандартном для РФ порядке. В конце года каждое подразделение составляет свой график очередности на следующий год. Его необходимо по возможности придерживаться, хотя законодательство и не запрещает вносить в него изменения в течение года.

Перенос чаще всего является инициативой наемного лица, в этом случае он обязан подать рапорт, в котором выразит просьбу о выдаче отпуска в иное время. Но даже и без перенесения отдыха процедура начинается именно с рапорта. Руководство не всегда положительно относится к таким переносам и может отказать в его реализации, если посчитает причину недостаточной.

Оформляется ли отдых по рапорту или по графику неважно, главное, что перед его выдачей и начисления денежного довольствия, должен быть издан приказ. Он дает отмашку на подготовку документации и начислению отпускной компенсации.

Рапорт сотрудника

Рапорт – это фактически тоже заявление, поэтому при его написании действуют те же правила, что и для гражданских лиц. В рапорте следует указать такие данные:

  1. Название отдела МВД, в котором служит отпускник.
  2. ФИО начальника на имя, которого документ подается.
  3. Сведения о самом заявителе.
  4. Просьба о выдаче отпуска.
  5. Дата начала и окончания отдыха, включая дорогу, если она подразумевается.
  6. Место отдыха.
  7. Вид транспорта, на котором будет добираться полицейский до места отдыха.

Рапорт подписывается отпускником лично и после проставления даты сдается в отдел кадров. Кадровик обязан отметить на бланке, берется ли отдых по графику или вне его.

Приказ руководителя

Положительное решение о предоставлении отпускного периода выражается в приказе руководителя. Он издается в стандартном порядке и содержит в себе сведения следующего характера:

  1. Кому выдается отпуск – ФИО, должность, звание.
  2. Дата начала отпуска и его окончания, включая время на дорогу туда и обратно.
  3. Общая продолжительность отсутствия.

В приказе, кроме всего прочего, даются распоряжения о компенсации затрат на дорогу. Документ подписывается руководителем и отправляется на ознакомление отпускнику.

Приказы издаются не только по причине предоставления отпускных отрезков, но и при отзыве с отдыха, переносе или деления периодов.

Процедура оформления

Все основные и дополнительные дни отдыха оформляются только по рапорту сотрудника. В нем должны быть ссылки на статью нормативно-правового акта, по которому предоставляется отдых и его продолжительность. Также необходимо указать каким транспортом он доберется к месту его проведения, поскольку от этой информации будет зависеть количество дней на дорогу.

На основании рапорта издается приказ. В данный момент утратило силу Постановление правительства, по которому выписываются отпускные удостоверения. Но некоторые территориальные органы издают свои приказы с утверждением формы подобного документа. Они необходимы для того, чтобы проставить отметку в месте проведения отпуска и подтвердить свое пребывание там.

Расчет и оплата отпуска

При расчете отпуска следует учитывать обязательные нюансы. Самое главное – это его продолжительность, по закону она не должна превышать 60 дней в год. К примеру, когда речь идет о работнике, который отслужил более 20 лет, то он имеет право взять:


  1. 30 основных дней.
  2. 16 дополнительных.
  3. И не более 10 на выходные и праздники.

В результате получится 55 дней, к которым могут добавиться еще и дни на дорогу.

Расчет отпускного времени производится с учетом денежного довольствия, которое начисляется отпускнику в период несения службы. Что касается оплаты начисленных сумм, то они производятся заблаговременно, до начала отпуска, но не позднее последнего рабочего дня.

Начисление отпускных

Сотрудник полиции не имеет отпускных денежных средств в том виде, в котором их получает работник гражданской организации. Порядок их начисления устанавливается приказом МВД РФ от 31.01.2013 №65. Выдача осуществляется в период с 20 по 25 число каждого месяца. При этом сотрудник имеет право на раннюю выплату, если уходит в отпуск. Тогда начисленные средства могут быть перечислены за 3 дня до начала отдыха. К денежному довольствию сотрудник также получает материальную помощь в размере одного оклада.

Важно знать! Если материальная помощь не получена к отпуску, то по приказу прямого руководителя она компенсируется в конце отчетного года.

Читайте также: