Библиотечно информационная деятельность что это за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Библиотекарь оказывает информационные услуги (консультирует посетителей), выдаёт по запросу посетителей хранящиеся в библиотеке материалы, ведёт учёт выданных и возвращенных материалов.

Библиотекарь – это сотрудник, который принимает участие в комплектовании библиотечного фонда, создании каталогов, справочно-информационных фондов, популяризации литературы и чтения, и, конечно же, обслуживает посетителей библиотеки. Последнее включает в себя и помощь в выборе книг и периодических журналов, и заполнение необходимых документов (в бумажном и/или электронном виде), и проведение тематических мероприятий. Эту профессию можно отнести к категории «человек-человек» или «человек-знаковая система». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой библиотекарь?

Когда-то библиотеки были главным источником информации по любой тематике: в них приходили за художественными книгами, за научными материалами, для подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций и многого другого. Сейчас значительную часть подобных данных можно найти в электронном виде, с помощью интернета. Поэтому популярность библиотек несколько снизилась, но это не значит, что вакансии библиотекаря перестали существовать.

Особенности профессии

Разные библиотеки по-разному привлекают посетителей. Например, крупные учреждения с внушительным фондом литературы различных жанров могут предоставить читателям те издания, которых не найти в свободном доступе. Многие библиотеки начали раздавать в своих стенах бесплатный Wi-Fi и оборудовали комфортабельные и уютные читательские залы, в которых люди могут не только почитать книги, но и поработать за ноутбуком. Не говоря уже о том, что в большинстве учреждений теперь имеются и электронные каталоги, и даже компьютеры, которыми могут воспользоваться посетители. При этом среднестатистические обязанности библиотекаря можно описать так:

  • Комплектование библиотечного фонда и уход за ним. Речь идет о сохранности книг, аудио- и видеоматериалов, соблюдении правил их хранения, своевременной замене изношенных изданий и т.п.
  • Ведение учета библиотечного фонда, а также картотек и других справочно-информационных сервисов.
  • Обработка новой литературы, поступающей в библиотеку (внесение в электронную базу данных и бумажные каталоги).
  • Оформление заказов на приобретение новых книг в соответствии с нуждами учреждения.
  • Обслуживание посетителей и заполнение их читательских абонементов.
  • Поддержание порядка в читальном зале.
  • Проведение семинаров, выставок, лекций, встреч с писателями и других мероприятий, так или иначе связанных с литературой.

Практически все современные библиотеки, особенно в крупных городах, используют в своей работе современное компьютерное оборудование. В некоторых случаях оно дублируется ведением бумажных каталогов и абонементов, в других учреждениях был выполнен полный переход на электронные технологии. Поэтому современный вариант того, кто такой библиотекарь, немного отличается от образа, ассоциировавшегося с этой профессией 10-15 лет назад. Сегодня от такого специалиста требуется хорошее владение компьютерными ресурсами и быстрая обучаемость использованию нового ПО.

Плюсы и минусы профессии библиотекарь

Плюсы

  1. Возможность читать много книг, расширять кругозор.
  2. Работа в спокойной, приятной атмосфере.
  3. Возможность одновременно с основной работой заниматься научной деятельностью.
  4. Общение с интересными людьми.

Минусы

  1. Скромная заработная плата.
  2. Достаточно большая доля монотонного труда.
  3. Плохое финансирование (особенно в небольших населенных пунктах) и, как следствие, скудность фонда, небольшое количество посетителей.

Важные личные качества

Библиотекарь должен быть усидчивым, спокойным, уравновешенным человеком, способным долго сохранять концентрацию при выполнении однотипных монотонных действий. Он также должен располагать развитыми коммуникативными навыками, аналитическими способностями. Эта работа подойдет умеренно активным людям, которым не нужно постоянно находиться в движении для комфортного самоощущения. Также для библиотекаря важна эрудиция и общий уровень интеллектуального развития.

Обучение на библиотекаря

Есть несколько вариантов того, где получить профессию библиотекаря. Например, если речь идет о среднем образовании, то можно обратить внимание на специальность «Библиотековедение» (код 51.02.03). Для поступления в колледж достаточно аттестата об окончании 9 классов школы, абитуриенты отбираются по среднему баллу. Обучение длится от 2 до 5 лет в зависимости от года поступления и формы обучения (очной, заочной, вечерней).

В вузах для библиотекарей подходят специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (код 51.03.06) и «Документоведение и архивоведение» (код 46.03.02). Для поступления необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознании или иностранному языку. Обучение в очной форме длится 4 года, во всех остальных – 5 лет.

В настоящий момент устаревшая библиотека как социальный институт теряет свою актуальность. Однако возникают другие или реабилитируются старые в абсолютно новые социальные предприятия и культурные институты. В настоящее время библиотекарь или, как называют эту профессию на языке профессионалов данной организации, специалист библиотечно-информационной деятельности, должен уметь не только расставлять книги на полках. Это целая система работы и обязанностей, которые включают новейшие информационные технологии и проекты.

Давайте разберёмся, что же такое библиотечно-информационная деятельность. Кем работать специалисту с таким дипломом?

библиотечно-информационная деятельность

Введение в профессию

Управление библиотечно-информационной деятельности специалистов в этой области вкупе с инновационными технологиями, внедряемыми в современные библиотеки, информационные и культурные центры, позволяют открыть доступ для посетителей к самым ценным экспонатам. А это порой исторически важные и особо охраняемые документы, фонды и материалы, к которым теперь можно легко подобраться простым посетителям библиотек посредством новейших информационных технологий.

Куда пойти учиться?

В нашей стране специальность "Библиотечно-информационная деятельность" можно получить более чем в 40 университетах, институтах и академиях. В их числе:

  • Московский государственный университет культуры и искусств, а также столичный Лингвистический университет.
  • Арктический государственный институт искусств и культуры.
  • Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий. имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Основа обучения

Информационно-коммуникационная компетенция современных специалистов библиотечно-информационной деятельности основывается на соединении навыков и умений, становление которых в высших учебных заведениях проводят с помощью многоуровневой основы - фундамента знаний данной сферы.

Такое образование в нашей стране включает следующие ступени профессиональной подготовки таких работников:

  • среднего библиотечного образования;
  • высшего образования;
  • высшей квалификации - аспирантура;
  • формы переподготовки специалистов других сфер деятельности в качестве дополнительного образования.

Все эти пункты составляют систему постоянного образования специалистов библиотечной сферы.

Модель профессиональной компетенции такого высококвалифицированного специалиста: определение и описание личностных качеств читателей и мотивации их к чтению.

Такие характеристики даются после проведения и анализа практических исследований профессиональных качеств самих специалистов области библиотечной деятельности и посетителей библиотек.

библиотечно информационная деятельность кем можно работать

Виды деятельности

Специалист в области библиотечно-информационной деятельности осуществляет следующие виды труда:

  • методическая;
  • преподавательская;
  • информационно-аналитическая;
  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая;
  • культурно-просветительская;
  • проектная и экспертная;
  • психолого-педагогическая.

В чём заключается работа?

Главная задача работы заключается в формировании, обработке и классификации информационных и документальных фондов, а также обеспечении их полной сохранности и организация их восстановления или реставрирования.

Основная работа специалиста библиотечно-информационной деятельности заключается в следующем:

  • осуществление информационной диагностики и моделирования, то есть информационно-аналитическая обработка информации;
  • исследование качеств информационных ресурсов, их корректировка и обработка;
  • выявление и оценивание инновационного опыта деятельности;
  • работа и изучение потребителей информационно-библиотечных ресурсов;
  • проектирование и реализация, то есть конкретное осуществление обслуживания пользователей данных ресурсов;
  • разработка инновационных проектов данной среды для улучшения осуществления обслуживания пользователей, а также внутреннего социального партнёрства.

Перспективы

Многие студенты задаются вопросом, поступив на кафедру библиотечно-информационная деятельность: "Кем можно работать с таким дипломом?"

Став специалистом в данной области, можно найти подходящую профессии работу в:

  • библиотеках;
  • культурно-досуговых центрах;
  • информационных и информационно-аналитических центрах и агентствах;
  • преподавательстве;
  • издательских типографиях и редакциях;
  • мультимедиа центрах.

Но, конечно, дипломированный специалист с высшим образованием, полученным по профилю "Библиотечно-информационная деятельность", кем работать, будет знать точно. Почти во всех высших учебных заведениях существует практика подбора места дальнейшей после учёбы работы для каждого заинтересованного в этом студента.

специальность библиотечно информационная деятельность

Предметы обучения студентов

Профстандарт библиотечно-информационной деятельности предполагает обучение по таким предметам, как:

  • библиотековедение;
  • библиографоведение;
  • библиотечная журналистика;
  • библиотечная этика;
  • документоведение;
  • информационные системы и технологии;
  • информатика;
  • социальные коммуникации; в научно-технической деятельности;
  • иностранные языки;
  • теория и история литературы;
  • детская литература и чтение;
  • менеджмент качества;
  • философия;
  • история и некоторые другие.

Конкретный набор предметов зависит от выбранного студентом профиля обучения.

Пример

Например, специалиста по профилю обучения "Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством" ждёт:

  • линия обучения антропологии детства;
  • участие в фольклорно-этнографических экспедициях;
  • повышение степени образования по курсу "Теория детской литературы и методология детского чтения", а также многое другое.

библиотечно информационная деятельность кем работать

Образовательные программы

Образовательные программы и профили, по которым осуществляется подготовка специалистов в области "Библиотечно-информационная деятельность":

1. Технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

По этому профилю студенты изучают:

  • логичность движения информации в социальной среде;
  • основные правила деятельности систем и сетей информации; во всех видах своих проявлений;
  • глубокие понятия о документальных потоках в библиотечной сфере, а также всего имеющегося фонда и различные направления деятельности библиотек.

Подготовленный специалист с такими умениями и навыками легко сможет работать с полной автоматизацией библиотечных технологий с применением средств мультимедиа.

2. Управление и менеджмент данных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности библиотек.

Профессионалы этого профиля занимаются:

  • управлением и менеджментом информационных ресурсов (документы, материалы и фонды библиотек или других профильных учреждений);
  • информационным эскортом инновационных проектов;
  • созданием социальной коммуникационной сферы организации.

3. Книжные коммуникации в профессиональной сфере.

Важным дополнительным преимуществом такого специалиста станут навыки работы с редкими и рукописными книгами, которые являются особо ценными среди коллекционеров.

Учёба по этому профилю подготовит студентов к:

  • организации деятельности издательств и книжных магазинов;
  • правовым и юридическим нормам деятельности вышеуказанных организаций.

Такой специалист библиотечно-информационной деятельности будет иметь практические навыки книжного дизайна и оформления как внутреннего, так и внешнего. А также способность определять точную цену антикварных и букинических изданий без ошибок, навыки работы с аукционными каталогами книг.

51 03 06 библиотечно информационная деятельность

4. Управление и менеджмент библиотечно-информационной деятельности.

После освоения программы этого профиля получаются специалисты среднего и высшего звена - элита библиотечного мира. Можно назвать это направление очень важным и ответственным, поскольку практической средой деятельности профессионала станет:

  • планирование ежедневной деятельности библиотечного учреждения, а также долгосрочного управления и менеджмента организаций данного профиля;
  • работа со структурными подразделениями таких институтов;
  • практическая работа с персоналом;
  • полное понимание отдельных направленностей деятельности библиотек и подобных им организаций.

Таким образом, такой выпускник является универсалом в своей профессии и может найти работу в сфере управления, культуры, образования, социальных коммуникаций.

5. Информационно-аналитический профиль деятельности.

Предполагает, что специалист в области библиотечно-информационной деятельности:

  • знает методы анализа и соотношения информации;
  • способен выявлять причинно-следственные контакты и факторы развития сложных ситуаций.

При обучении у студентов развивают прогнозно-аналитические умения, способность к информационному сопровождению профессиональных видов деятельности, к менеджменту информационными ресурсами различных учреждений.

В рамках этого профиля существует два фактических направления для студентов: в области художественной литературы и в социально-экономической сфере.

6. Библиотечно-информационная деятельность с детьми и юношеством. Это специалисты теории детской литературы и культуры детского чтения. Также является востребованным видом деятельности.

информационные технологии библиотечной деятельности

7. Библиотечно-информационная деятельность обеспечения потребителей информации - это в основном будущие организаторы и технологи продвижения и расширения чтения среди населения. Здесь главным в профессиональном изучении является комплекс педагогических, психологических и социально-коммуникативных знаний и навыков.

Высококвалифицированные специалисты этой деятельности помогают потенциальным и укоренившимся читателям информационных ресурсов сформировать через культуру чтения свой социальный статус и расширить кругозор, пройти ступени читательской социализации.

Для каждой специальности предусмотрен специльаный код. Шифр данной специальности - 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность".

специалист в области библиотечно информационной деятельности

Информационные технологии

Специалист в области библиотечной деятельности должен будет осваивать новейшие информационные и инновационные технологии, касающиеся этой профессии. Информационные технологии библиотечной деятельности данных специалистов складываются в несколько пунктов:

В свете тенденций современного мира улучшение информационной культуры общества представляется одной из наиболее актуальных задач образовательного процесса. При реализации такого подхода одну из ключевых позиций занимает библиотечно-информационная деятельность. Именно от специалистов данного направления подготовки зависят реальные перспективы повышения информационной культуры потребителей, поскольку библиотеки (как традиционные, так и электронные) обеспечивают доступ населению к национальным и мировым духовным сокровищницам.

Условия поступления

Девушка выбирает книги
Для успешной реализации профессиональной деятельности и оказания всесторонней квалифицированной помощи в улучшении информационной культуры читателей, будущему специалисту требуются глубокие знания психологии, литературы, иностранного языка и истории. Зачисление на обучение осуществляется на основании результатов сдачи экзаменов по дисциплинам:

  • литература;
  • русский язык (профильный);
  • история, обществознание (по выбору вуза).

Будущая профессия

В задачи будущего специалиста входит не только работа с издательскими, информационными материалами, но и организация работы с читателями.

Выпускнику-бакалавру необходимо прилагать усилия для постоянного углубления знаний и развития интереса к новейшим библиотечным, информационным технологиям.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой бакалавров библиотечно-информационной деятельности занимаются следующие вузы страны:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Арктический государственный институт искусств и культуры;
  • Пермская государственная академия искусства и культуры;
  • Орловский государственный институт искусств и культуры;
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств.

Срок обучения

Нормативный срок обучения на очном отделении составляет 4 года, на заочном – 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

На сегодняшний день библиотечная деятельность претерпевает существенные трансформации, вызванные развитием информационных технологий.

Бакалавры-выпускники направления обладают широким кругозором, а также информационными технологиями. Студенты направления изучают следующие дисциплины:

  • Девушка стоит возле стеллажа с книгами
    культурологию,
  • политологию,
  • социологию,
  • психологию и педагогику,
  • русский язык и культуру речи,
  • документоведение,
  • информатику,
  • общее библиотековедение,
  • общее библиографоведение,
  • библиотечное обслуживание,
  • библиографическую деятельность библиотеки.

Приобретаемые навыки

За весь период обучения бакалавры направления 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» приобретают ряд актуальных навыков и умений:

  1. Овладение теоретическими знаниями курса, стремление к их углублению на протяжении реализации профессиональной деятельности.
  2. Умение переводить общие цели, стоящие перед сферой библиотечного обслуживания, в задачи конкретного коллектива.
  3. Критически осмысливать передовой опыт библиотечного дела, применять его на практике.
  4. Изучать индивидуально-психологические особенности читателей курса с целью привлечения большего числа потенциальных читателей к духовному наследию.

Перспективы трудоустройства по профессии

Специалисты направления после завершения курса обучения востребованы в библиографической науке, в редакционно-издательских и книготорговых организациях, учебных заведениях, органах научно-технической информации, музеях, архивах и др.

Выпускник-бакалавр может занимать должности:

  • Девушка-библиотекарь
    библиографа,
  • архивариуса,
  • библиотекаря,
  • документоведа,
  • историка,
  • делопроизводителя,
  • музеолога,
  • пресс-секретаря,
  • офис-менеджера.

Минимальная заработная плата молодых специалистов составляет 15 000 руб., средняя оплата по России – 18 000 руб. В свою очередь, развитие электронных библиотек позволяет предположить, что уже в ближайшие годы зарплата специалистов профиля многократно увеличится.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Если для других профилей самосовершенствование и продолжение обучения зависит исключительно от личностных предпочтений, то для специалистов данного направление – это необходимое условие. Продолжить углубление теоретических знаний можно при обучении в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Профессии направления непосредственно связаны с научной деятельностью и обучение в магистратуре позволит сформировать на высоком уровне информационную и научную компетенции. Диплом магистра является общепризнанным в мировых странах, а написание магистерского исследования позволит заявить о себе в научной сфере.

Обучение в магистратуре позволит получить навыки реализации педагогической деятельности, что необходимо для высококвалифицированных специалистов профиля, а также продолжить изучение выбранной темы исследования на базе вуза.


Библиотекарь – одна из старейших профессий. Первые ее представители работали еще с глиняными табличками. И, стоит отметить, это была исключительно мужская работа.

После появления первой публичной библиотеки в VI веке до нашей эры, деятельность хранителя книг стала почетной и уважаемой, но и круг обязанностей был больше: например, необходимо было заниматься реставрацией и описывать труды прошлого.

На Руси профессия библиотекарь зародилась в 1037 году, когда князь Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода и переписи книг Древней Греции.

Описание

Библиотекарь – это сотрудник, который организует, систематизирует и управляет библиотечным фондом, консультирует посетителей в выборе книг и журналов, заполняет документы (читательские книжки или карточки), проводит тематические мероприятия. Работа библиотекаря подразумевает постоянный поиск и сортировку книг. Все экземпляры, а также сведения о читателях, должны быть рассортированы для быстрого ориентирования и поиска необходимой информации.

В обязанности также входит контроль состояния печатных изданий, выполнение легкого ремонта. При поступлении новой литературы специалист вносит данные в картотеку, оформляет страницы – ставит печать учреждения, присваивает уникальный номер и вклеивает листок сроков возврата. Далее размещает издание на соответствующую тематике полку.

Специализации

Сейчас библиотекари работают не только с бумажными носителями, но и с компьютерным оборудованием: в некоторых случая данные дублируются, в других – полностью переходят в электронный формат. Поэтому современный библиотекарь должен обладать навыками работы с компьютером и оргтехникой. Из-за таких изменений в профессии появились новые специализации.

Менеджер информационных систем занимается планированием и разработкой технологического развития, определяет оптимальное сочетание потребностей пользователя и возможностей информационной системы.

Библиотекарь-технолог отличается от классического библиотекаря тем, что работает с информационными технологиями. Это опытный пользователь ПК, который работает с офисной техникой, с аудио- и видеоаппаратурой, ведет электронные каталоги и базы данных, занимается сайтом и социальными сетями библиотеки, чтобы привлечь посетителей и популяризировать чтение.

Администратор баз данных – специалист, отвечающий за создание, обслуживание и защиту от несанкционированного доступа базы данных. Главная его задача – поддержание работы сервера для получения беспрерывного доступа к необходимой информации.


Плюсы

К плюсам профессии библиотекарь относятся:

  • возможность читать большое количество разнообразной литературы;
  • работа в спокойной и тихой обстановке;
  • возможность совмещать работу и научную деятельность;
  • общение с людьми, интересующимися литературой;
  • работа рядом с домом, ведь библиотеки есть в каждом районе города.

Минусы

Минусы профессии библиотекарь следующие:

  • небольшая заработная плата;
  • монотонная, однообразная работа;
  • малое количество посетителей и скудность нового библиотечного фонда в небольших населенных пунктах.

Где получить образование

Учебные заведения

Курсы

Международная академия экспертизы и оценки предлагает удаленное обучение на библиотекаря в рамках 5-месячных курсов. Они предназначены для специалистов, которые уже имеют среднее или высшее филологическое или историческое образование. После обучения МАЭО выдает диплом о профессиональной переподготовке.

Межрегиональная академия промышленного и строительного комплекса (МАПСК) проводит подготовку по программе «Библиотекарь», также предназначенную для людей, имеющих высшее или среднее образование. Образовательный курс преподается в удобном дистанционном режиме.

Востребованность

Профессия библиотекаря не считается востребованной. Интерес к библиотекам у читателей снижается, и сфера деятельности изживает себя. Хотя на рынке труда и наблюдается спад спроса на специалистов, потребность в них пока существует.

Сегодня библиотеки, помимо выполнения своих основных функций, работают как культурные центры: проводят встречи с интересными личностями, организуют выставки и мероприятия, квесты для детей и взрослых на основе литературных произведений, проводят занятия по иностранным языкам и творческие мастер-классы. Благодаря этому учреждения остаются посещаемыми и вызывают интерес у новых посетителей.

Устройство на работу и карьера

Уровень зарплаты

Перспективы в будущем

В эру компьютерных технологий всю необходимую информацию, в том числе литературу, мы находим, скачиваем и читаем с помощью интернета, поэтому необходимость в посещении библиотек заметно снизилась. Несмотря на это, посетителей достаточно, так как, во-первых, книги сейчас стоят довольно дорого, во-вторых, большинство предпочитают читать текст с бумажного, а не электронного носителя, в-третьих, литературу, которую задают читать в школах или других учебных заведениях, целесообразнее брать именно на время, а потом при необходимости приобретать.

Сейчас библиотеки меняют формат работы. Теперь библиотека – это то место, где можно не только бесплатно получить книгу или журнал, но и чему-то научиться, пообщаться с единомышленниками, расширить свой кругозор, пополнить словарный запас. Библиотеки стараются привлечь посетителей через социальные сети, проведение различных мероприятий, пополнение книжного фонда интересными литературными новинками. Но все это, конечно, зависит от финансирования.

Екатерина Потылицына, библиотекарь II категории ГБУК г. Москвы «ЦБС САО» Детская библиотека №45:

- Я как молодой специалист расскажу о плюсах и минусах профессии. Из плюсов можно выделить возможность попробовать свои силы во многих смежных областях (педагог, аниматор, экскурсовод, ведущий мероприятий, модератор, сценарист и режиссер и даже актер!), получение различных дополнительных компетенций soft skills, стабильный конкурентоспособный доход и социальные гарантии молодым специалистам.

Конечно, не всегда все идеально и у нас. К сожалению, довольно часто из-за высокого спроса на новую литературу не всегда есть возможность удовлетворить потребности всех наших читателей или пригласить на встречу с читателями модного автора или издателя или какого-то лидера общественного мнения. Не всегда охотно идут к нам в простую районную детскую библиотеку. А ведь именно здесь и начинает формироваться личность, вырастая в активного читателя, интеллектуала.

Для нас, молодых специалистов, высокой мотивацией быть в профессии является уровень вознаграждения. Московские библиотекари получают конкурентоспособную заработную плату, если сравнивать ее, например, пять лет назад и сегодня. В зависимости от занимаемой должности и уровня ответственности получать можно от 25 до 60 тысяч рублей стабильного заработка без KPI. К сожалению, таков он далеко не везде в отрасли.

Скорее всего, в наше время уже никто не думает, что библиотекарь — этот тот, кто весь день сидит в тихом читальном зале и читает книги в свое удовольствие.

На самом деле функционал сотрудников библиотеки огромен, и он может стать неожиданностью для неподготовленного молодого специалиста. Впервые придя на работу, он должен не только ознакомиться с большим объемом имеющейся литературы и удержать в голове принцип ее расстановки, но и запомнить выписываемые библиотекой периодические издания, особенности работы в АБИС и многое, многое другое. А ведь еще необходимо помочь посетителям найти ту самую книгу.

В статье ЛаЛаЛань расскажет, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.


Необходимые качества для библиотекаря

Работа в библиотеке неразрывно связана с обработкой огромного объема информации. Современный библиотекарь — это и IT-специалист, и психолог, и администратор, и педагог, и историк, и актер, и литературовед, а иногда и дизайнер, и сценарист. Количество требуемых навыков и умений неисчерпаемо.

Однако, помимо этих дополнительных качеств, существуют и непосредственно профессиональные.

  • усидчив;
  • внимателен;
  • вдумчив;
  • эрудирован;
  • работает в режиме многозадачности;
  • обладает развитыми коммуникативными навыками и аналитическими способностями.

Где учиться

Библиотечное дело требует от сотрудника огромного количества знаний, навыков и компетенций. Получить их можно в соответствующем учебном заведении: в университете или профильном колледже.

Например, по специальности «Библиотековедение» можно пройти обучение в Московском гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств. Поступить на специальность «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и архивоведение» можно в один из следующих вузов:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Московский государственный университет культуры и искусств;
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств;
  • Белгородский государственный институт культуры;
  • Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

Пройти дополнительное обучение можно, например, на Высших библиотечных курсах. Это платная форма переподготовки сотрудников библиотек с высшим небиблиотечным образованием. На курсах можно систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические знания, а также получить практические навыки в области информатики и таких специальных дисциплин, как «Книговедение», «Библиографоведение» и другие.

  • «Библиотечное дело и библиотековедение: Конспект лекций»;
  • «Справочник библиотекаря»;
  • «Курс начинающего библиотекаря»;
  • «Первые шаги к профессии».


Узнать на практике

Чуть выше ЛаЛаЛань подсказала, куда можно пойти учиться, если вы планируете работать в библиотеке. Однако не обязательно приходить в профессию только через соответствующее учебное заведение.

Многие становятся библиотекарями по разным причинам и часто без образования в области библиотечного дела: кто-то просто всю жизнь обожает книги, кто-то с рождения владеет бенгальским языком, а библиотеке срочно нужен такой специалист в отдел заведования бенгальской литературой, у кого-то библиотека рядом с домом — единственное перспективное место работы и так далее.

В этих и многих других невероятных случаях, когда профессиональный путь приводит нас в библиотеку, профильное образование менее важно, чем ваши личные качества, желание и готовность учиться новому. В библиотеке на практике можно изучить за полгода-год то, что некоторые узнают за 2–3 года в учебном заведении.

Разумеется, мы понимаем, что в одной статье невозможно отразить все тонкости работы библиотекарем, но надеемся, что нам удастся задать вектор для тех, кто ищет ответы на свои вопросы.

Итак, с чего можно начать будущему библиотекарю?


Познакомиться с терминами

В мире библиотечного дела — своя разветвленная система терминов, овладеть которой необходимо для профессионального общения с коллегами, посетителями и руководством.

Мы предлагаем вам для начала познакомиться со следующими терминами и понятиями.

Например, по периодичности издания делятся на:

  • Непериодические — книги и брошюры, выходящие однократно.
  • Периодические — регулярно выходящие издания: газеты, журналы, некоторые сборники, бюллетени. Эти издания делятся по отраслям знаний и направленности (например, научный журнал, научно-производственный, литературно-художественный) и по регулярности выхода в свет (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и пр.).
  • Сериальные — нумерованные или датированные издания с одинаковым заглавием, выходящие в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена.
  • Продолжающиеся — сериальные издания, выходящие через неопределенные промежутки времени по мере накопления материала.

В фонде библиотеки каждая книга промаркирована особым образом. У нее есть штемпель, инвентарный номер, и, возможно, RFID-метка. На переплете сверху и на обороте титульного листа располагается шифр. Например: 28.4 В 16.

  1. классификационный индекс (обозначает предмет или отрасль знания, определяется по таблицам библиотечно-библиографической классификации);
  2. авторский знак (чаще состоит из первой буквы фамилии автора и двух цифр, соответствующих первым буквам в фамилии автора или заглавии книги, определяется по пособию для алфавитной расстановки книг, например, по вот этому пособию).

В разных библиотеках срок, на который выдается книга, может отличаться, как и сами условия этой выдачи. Эти параметры разнятся в зависимости от ориентации на определенную группу читателей и профиля самой библиотеки. Кроме того, большинство современных библиотек оснащены RFID-технологией (что это такое и что общего у библиотеки и домофона, читайте в статье ЛаЛаЛани).

Это означает, что молодому специалисту необходимо изучить специфику работы с RFID-сканерами, научиться заполнять электронные формуляры и использовать ЭЧБ — электронные читательские билеты.


Поработать с посетителями

Несмотря на распространение электронных технологий и активно продвигающуюся вперед цифровизацию информации, в библиотеку приходят за тактильными ощущениями. А еще за живым, человеческим общением. Роль библиотеки в современном обществе не сводится к книгохранилищу, а библиотекарь уже давно занимается не только возвратом и выдачей книг.

Целевая аудитория библиотек различается, и это необходимо учитывать. Например, в университетскую библиотеку заходят студенты 17–30 лет и преподаватели, гораздо чаще они заинтересованы в учебной или научной литературе. А вот, например, в семейную муниципальную библиотеку приходят и мамы с детьми 3–5 лет, и подростки, и даже бабушки и дедушки, которые ищут интересный детектив на случай бессонницы. Для этих категорий библиотека — место проведения досуга и часто скорее духовного, чем информативного обогащения.

Для взаимодействия с такими посетителями пригодятся развитые коммуникативные навыки, умение подбодрить, заинтересовать, понять потребность читателя.


Пообщаться с коллегами

Наверное, один из самых быстрых и эффективных способов набраться опыта — обратиться к коллегам за советом, в котором они вам вряд ли откажут. Многие сотрудники работают на одном месте годами, оттачивая профессионализм, и даже просто наблюдение за их поведением на рабочем месте будет полезным и информативным.

Чем вдохновляться

Библиотекарь — яркий образ для художественной литературы и кинематографа. Свое искаженное прочтение он приобрел в прошлом веке, когда за библиотекарем закрепился совершенно неуместный образ возрастной женщины, шикающей на всех, кто говорит в читальном зале чуть громче, чем подобает. Однако и массовое увлечение чтением в советские годы прочно закрепило за библиотекарем образ компетентного, осведомленного и вдумчивого советчика, который всегда позволит читателю найти искомую книгу среди множества томов.

Разумеется, такой многогранный и неистощимый для интерпретаций образ не мог остаться незамеченным в художественной среде. Авторы подмечают исторические черты и их влияние на положение библиотеки в обществе, создают одни стереотипы о библиотечной среде и рушат другие. Библиотека и библиотекари встречаются в таких литературных произведениях, как:

Читайте также: