Чеканщик что за профессия

Опубликовано: 30.06.2024


Тарифно-квалификационные характеристики профессии «Чеканщик» требуются для определения видов работ, тарифной ставки и присвоения разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основе указанных характеристик выполняемых работ и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция чеканщика, а также кадровые документы, в том числе для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу.

При составлении рабочих (должностных) инструкций необходимо учитывать общие положения и рекомендации по выпуску ЕТКС 2, если информации недостаточно, обратитесь к поиску профессии через каталог профессий и специальностей по алфавиту.

1. Чеканщик 1-й разряд

Характеристика работ. Выполнение подготовительных работ для испытания изделий; наполнение изделий водой, подбор прокладок для заглушек и т.п. Изготовление прокладок для заглушек при испытании. Чеканка наружных швов и головок заклепок вручную или пневматическим молотком под руководством чеканщика более высокой квалификации.

Должен знать: основные сведения об устройстве пневматических молотков; наименование и маркировку обрабатываемых материалов; назначение и условия применения распространенных простых приспособлений.

Примеры работ

  1. Заглушки - подбор прокладок
  2. Секции объемные, цистерны - наполнение водой, приготовление мелового раствора и обмазка им швов; продувка изделий сжатым воздухом.

2. Чеканщик 2-й разряд

Характеристика работ. Чеканка наружных швов и головок заклепок вручную или пневматическим молотком в сосудах и аппаратах, работающих под давлением до 300 кПа (3 атм). Испытание на плотность швов изделий и устранение выявленных при испытании дефектов чеканки. Обрубка кромки шва под чеканку разъединенных листов и деталей.

Должен знать: устройство и принцип работы пневматического молотка; назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов для чеканки и рубки кромок; способы и приемы чеканки.

Примеры работ

  1. Емкости под налив жидкости, изготовленные из листа толщиной до 6 мм, - чеканка швов и головок заклепок
  2. Заглушки - установка
  3. Котлы и резервуары - чеканка швов и головок заклепок
  4. Наклепыши, фланцы на конструкциях - чеканка
  5. Штуцера и трубы диаметром до 75 мм - отбортовка и чеканка.

3. Чеканщик 3-й разряд

Характеристика работ. Чеканка и подчеканка швов и головок заклепок вручную или пневматическими аппаратами в сосудах и аппаратах, работающих под давлением свыше 300 до 800 кПа (свыше 3 до 8 атм). Выполнение чеканки и подчеканки в труднодоступных местах. Обрубка кромки швов под чеканку склепанных листов и изделий. Выявление и устранение при испытании дефектов чеканки. Наладка и регулировка инструмента и приспособлений. Испытание цистерн, отсеков водой давлением до 150 кПа (1,5 атм) и воздухом давлением до 30 кПа (0,3 атм).

Должен знать: устройство и принцип работы пневматических аппаратов и молотков различных типов; механические свойства заклепочной стали; допустимое давление в воздушной сети для нормальной работы пневматического инструмента; технические условия приемки швов после чеканки; способы испытания швов; устройство универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов.

Примеры работ

  1. Емкости под налив жидкости, изготовленные из листа толщиной свыше 6 мм - чеканка и подчеканка швов и головок заклепок
  2. Заклепки в соединениях, испытываемых сжатым воздухом - чеканка
  3. Заклепки потайные и полупотайные - чеканка и подчеканка головок под давлением.4. Иллюминаторы, крышки, надстройки - чеканка
  4. Кромки наружных и внутренних швов - чеканка и подчеканка
  5. Листы накладные по наружной обшивке и палубе - чеканка
  6. Обшивка наружная и палубы - чеканка
  7. Чеканка и трубы диаметром свыше 75 до 150 мм - подчеканка и отбортовка.

4 Чеканщик 4-й разряд

Характеристика работ. Чеканка и подчеканка пневматическими аппаратами и вручную всех видов швов и головок заклепок в сосудах, аппаратах, работающих под давлением свыше 800 до 1200 кПа (свыше 8 до 12 атм), и в корпусных конструкциях. Плоская и объемная чеканка на чеканочных прессах. Исправление дефектов чеканки, выявленных при испытании и сдаче изделий. Испытание цистерн, отсеков водой давлением свыше 150 кПа (1,5 атм) и воздухом давлением 30 кПа (0,3 атм).

Должен знать: устройство и кинематические схемы пневматических аппаратов и чеканочных прессов; способы испытания изделий и технические условия приемки швов; требования, предъявляемые к непроницаемости отсеков судов; технические условия чеканки алюминиевых сплавов; конструкцию специальных и универсальных приспособлений; систему смазки пневматических инструментов.

Примеры работ

  1. Двери клинкетные - испытание непроницаемости
  2. Заклепки потайные и полупотайные, кромки наружных и внутренних швов - чеканка и подчеканка
  3. Лопасти гидротурбин - прирубка по диаметральным поясам под шаблон
  4. Цистерны, резервуары и баки, изготовленные из алюминиевых сплавов, под топливные и смазочные материалы - чеканка и испытание на герметичность
  5. Швы, работающие под высоким давлением, - чеканка и подчеканка
  6. Штуцера и трубы диаметром свыше 150 мм - подчеканка и отбортовка.

5. Чеканщик 5-й разряд

Характеристика работ. Чеканка швов пневматическими аппаратами и вручную сосудов, аппаратов и частей корпуса судов, работающих под давлением свыше 1,2 МПа (12 атм) в различных условиях. Устранение дефектов чеканки после испытания изделий, работающих под высоким давлением.

Должен знать: конструкцию пневматических инструментов и прессов; технические условия на чеканку биметалла и легированных сталей; особо плотную чеканку и подчеканку швов и заклепок различными способами; все виды применяемых инструментов при чеканке; устройство контрольно-измерительных инструментов, применяемых при испытании на непроницаемость.

Alt

Обучение по направлению: Чеканщик художественных изделий в Барнауле

Характеристика работ. Чеканка простого орнамента на деталяххудожественных изделий, отлитых из алюминия, с применением простого чеканногоинструмента. Изготовление подставок и подкладок: рам, ящиков, коробок, чашек,обручников и т.п. под изделия для чеканки. Очистка литья перед обработкой,зачистка вручную швов от сварки на деталях скульптурных произведений,выполненных из листового цветного металла. Отбел, протравка и промывказаготовок для чеканки, насмолка заготовок, заливка смолой емкостных предметовпод чеканку. Подготовка смоленых гнезд под объемные художественные изделия.Разделка дефектных мест под заварку. Пересмолка чеканного полуфабриката с егопромежуточным обжигом и отбелом.

Должен знать: приемы чеканки простого орнамента на деталяххудожественных изделий; правила подготовки заготовок под чеканку; правилаобработки швов; наименования, маркировку и основные механические свойстваметаллов; рецептуру приготовления смол для насмолки деталей художественныхизделий в зависимости от механических свойств металлов; приемы изготовления простогочеканного инструмента; назначение, правила пользования применяемымиприспособлениями и инструментом; способы насмолки и отсмолки художественныхизделий.

§ 54. Чеканщик художественных изделий 2-го разряда

Характеристика работ. Чеканка и выколотка крупногорастительного орнамента на простых художественных изделиях и архитектурномлитье. Расчеканка контура расходниками различных фасонов и размеров. Разделкафона канфарниками. Проческа фона чеканными зубилами. Нанесение контура рисункана металл при помощи канфарника. Чеканка мест крепления деталей художественныхизделий при сборке. Подготовка металла или отливок под чеканку, выравнивание иочистка поверхности. Подготовка гипсовых форм для заливки баббитом и смолой.Зачистка сварных швов механическим инструментом. Отжиг листовой меди.Подготовка рисунка, разметка и перенесение его на металл.

Должен знать: приемы чеканки простых художественныхизделий; методы чеканки объемных предметов; способы выколотки деталейхудожественных изделий из листового металла; пробы драгоценных и марки цветныхметаллов и сплавов, их основные механические свойства; технологию обжигалистовой меди; состав смол, применяемых при чеканке художественных изделий изразличных металлов.

Примеры работ.

1. Детали произведений скульптурных - выколотка.

2. Подстаканники, стопки - чеканка различных форм ирисунков.

§ 55. Чеканщик художественных изделий 3-го разряда

Характеристика работ. Чеканка и выколотка геометрического ирастительного орнамента на художественных изделиях и их деталях среднейсложности и архитектурном литье. Чеканка неответственных мест барельефов,настольной скульптуры. Разметка, выколотка деталей средней сложности излистового металла. Подготовка выколоченных деталей к отварке. Заготовка деталейкаркаса по готовым размерам.

Должен знать: приемы чеканки на средней сложностихудожественных изделиях архитектурного литья; технологию выколотки; устройство,правила пользования применяемыми механизмами, универсальными и специальнымиприспособлениями, инструментом; технологию отжига художественных изделий;наименование, маркировку и механические свойства обрабатываемых металлов исплавов.

Примеры работ.

1. Браслеты с разомкнутыми краями, броши - расчеканка.

2. Вазочки круглые - расчеканка.

3. Панно, тарелки - чеканка.

§ 56. Чеканщик художественных изделий 4-го разряда

Характеристика работ. Чеканка и выколотка на сложныххудожественных изделиях с самостоятельным раскроем, подсадкой и вытяжкойлистового металла и модели. Чеканка многоплановых рельефных и горельефных скульптурныхизображений, орнаментов геометрических и растительных форм с пересечениемплоскостей рельефа (с поднутрениями) на плоскости и на объемных предметахсложной конфигурации. Чеканка на архитектурно-декоративном литье многоплановогорастительного и геометрического орнаментов и шрифтов с подъемом рисунка от 1 до3 см, объемных скульптурных горельефов и барельефов. Расчеканка контура потыльной стороне заготовки с выколоткой рельефных деталей узора. Чеканка изделийс мелким (дробным) рельефом. Обработка и чеканка сварных швов в соответствии сфактурой модели.

Должен знать: приемы чеканки, выколотки сложныххудожественных изделий; виды фактурной обработки сварных швов; устройство,способы изготовления универсальных, специальных чеканных приспособлений и инструмента,правила их термообработки; приемы чеканки по литью барельефных, горельефных иобъемных скульптурных изображений, орнаментов растительных, геометрических форми шрифтов; основные законы построения рисунка растительного и геометрическогоорнамента и шрифтов; технологию отливки сложных деталей из баббита, варки смолыи заливки смолой деталей перед чеканкой.

Примеры работ.

1. Детали архитектурных украшений - выколотка, чеканка.

2. Сахарницы - выколотка и чеканка.

§ 57. Чеканщик художественных изделий 5-го разряда

Характеристика работ. Чеканка на особо сложныххудожественных изделиях многопланового, растительного и геометрическогоорнаментов и шрифтов, частей объемной скульптуры, портретных фигур в сложнойкомпозиционной позе со сложной фактурой; горельефов и барельефов, насыщенныхскульптурными изображениями. Выколотка, вырубка и чеканка из листового цветногометалла особо сложных скульптурных произведений и деталей архитектурной лепки(гербов, орденских знаков, растительного и геометрического орнаментов) сподъемом рисунка от 3 до 5 см и торсов к особо сложным портретам и декоративнымфигурам.

Должен знать: приемы особо сложной художественной чеканкипо драгоценным, цветным, черным металлам и их сплавам; основные законыпостроения скульптурно-барельефного изображения и сокращений плоскостных,рельефных и объемных изображений; приемы скульптурной лепки; основы технологиилитья и сварки, способы правки после сварки; способы отливки деталей из баббитав гипсовых формах; правила подготовки форм к заливке баббитом, рецептуру варкисмолы для чеканки.

Примеры работ.

1. Кубки - выколотка, чеканка.

2. Ларцы - чеканка фриза с миниатюрными изображениямиархитектурных сооружений (миниатюрный горельеф).

§ 58. Чеканщик художественных изделий 6-го разряда

Характеристика работ. Чеканка, выколотка и монтажотдельными блоками уникальных и выставочных художественных изделий и деталейархитектурной лепки: портретных барельефных, горельефных и контррельефныхизображений с детальной проработкой фактуры. Чеканка горельефов, барельефов,художественно-декоративного литья и кокилей с изображением орнамента и фигур.Дифовка портретных изображений, вырубка и чеканка из металла особо сложногорастительного и геометрического орнаментов с подъемом рисунка более 5 см и отделкойфактуры.

Должен знать: элементы живописи, рисунка, лепки,композиции; пластическую анатомию животного и человека; физические имеханические свойства металлов; виды применяемого инструмента и способы егоизготовления; приемы изготовления кокилей и их чеканки; правила применениясветотени, глубин и способы достижения их; правила применения тонирующихсоставов.

Примеры работ.

1. Модели для медалей и значков - чеканка.

2. Скульптура - выколотка (дифовка), монтировка отдельныхчастей.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Чеканщик художественных изделий» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция чеканщика художественных изделий, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

В современном мире творчество приобретает определенный смысл и пользуется повышенным спросом. Появляются новые профессии и возрождаются старые. Здесь расскажем, гравер это кто и что за профессия это. Поднимем тему, чем занимается данный специалист, где пройти обучение по приобретению данной специальности. Ну и конечно же, рассмотрим плюсы и минусы, которые являются неотъемлемой частью любой сферы деятельности человека.
Обратимся к википедии, и дадим объективное определение данной профессии.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130 Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130 Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Гравер – это человек, имеющий квалификацию по выполнению художественной гравировки на изделиях, как ручным методом, так и с помощью специального оборудования.

История профессии

Если верить историческим данным, то, как профессия гравирование зародилось не многим более трех тысяч лет назад в экзотической стране Китай.

В те далёкие времена мастера уже могли вручную создавать сложные узоры, как на украшениях, так и на домашней утвари (посуда, циферблаты на часах и т.д).

Более изысканные рисунки и узоры мастера создавали после того, как научились делать резцы из закаленного металла. Данное событие датируется VII веком до нашей веры. С тех пор мастеров было не остановить, и они совершенствовали своё мастерство, выполняя прекрасные работы.





Искусство гравера. Мастера: история граверного дела
Искусство гравера. Мастера. Греческие солнечные часы
Искусство гравера. Мастера. Техники ювелирной гравировки
Искусство гравера. Мастера. Техники ювелирной гравировки 2

Требования к личным качествам мастера

А теперь стоит поговорить о профпригодности в данной специальности.

Прежде чем принять решение идти в профессию гравер, человек должен понимать, соответствуют ли его личные качества следующему перечню:

  • Обладать творческим талантом с художественной наклонностью;
  • Быть спокойным и усидчивым, уметь справляться с тонкой монотонной работой;
  • Иметь высокий уровень концентрации;
  • Внимательным и аккуратным даже в мелочах;
  • Хорошая моторика рук и гибкостью кистей;
  • Иметь твердую не трясущуюся руку;
  • Иметь хорошее зрение.

Ювелир-гравер — профессия редкая, но востребованная

По настоящему редкой можно назвать профессию ювелира-гравера. В былые времена она, как и профессия часовщика, считалась семейной: у каждого специалиста была своя мастерская, где он зарабатывал деньги для семьи. Со временем сын перенимал знания отца-гравера, и мастерская переходила к нему. Уже тогда не каждый мог похвастаться такой специальностью. В наше время профессиональные навыки вообще перестали передаваться по наследству, поэтому профессия должна бы стать доступной для желающих: получай себе необходимые знания на курсах и открывай свою мастерскую. Да только на деле все не всегда так просто. В Иркутске, например, вообще нет курсов, обучающих на ювелира-гравера, поэтому и специалистов хороших у нас можно пересчитать по пальцам.

Взлеты и падения

Ювелиры-граверы в нашем городе очень востребованы. Они занимаются не только мелким ремонтом ювелирных изделий и бижутерии, но, в отличие от обычных ювелиров, занимаются гравировкой на подарках и ювелирных изделиях, что в последнее время стало очень модным. Такой большой спрос на услуги да плюс к нему низкая конкуренция — для открытия своего дела самая благоприятная почва.

В начале девяностых, как рассказывает ювелир-гравер Андрей Рафиков, люди ездили в Турцию и покупали там дешевое золото. Вот тогда специалистам редкой профессии приходилось сидеть без работы: для людей было лучше приобрести какое-нибудь новое изделие, чем отдавать в ремонт старое. Зато в последние годы, когда цены на золото на мировом рынке стали высокими, клиентов стало достаточно много. В это время Андрей и решил вернуться к прежнему мастерству.

Получил он свою профессию еще в 80-м году в Ярославской школе редких профессий и вернулся работать обратно в Иркутск.

— В Иркутске тогда были только курсы ювелиров, а мне хотелось получить специальность именно ювелира-гравера, — говорит Андрей Рафиков. — Учились в этой школе кроме меня еще два человека из Иркутска, но работаю сейчас только я один. Учился я один год, изучал разные дисциплины: и спецтехнологию, и материаловедение. Потом у меня началась практика — работал в Торговом комплексе. За время практики я научился очень многому. К тому же было у кого учиться.

Потом какое-то время Андрей работал в Рембыттехнике — занимался мелким ремонтом; а когда в начале девяностых необходимость в услугах ювелира-гравера уменьшилась, он решил оставить это дело. И только с 2002 года снова вернулся к своей профессии — открыл мастерскую на первом этаже в Доме быта.

Гравировка для Тишанина и Говорина

Если кто-то усомнится в необходимости таких услуг в наши дни, посчитает, что времена их канули в Лету вместе с маркизами и графами, носившими подвески и именные печатки, то он наверняка ошибется. В Иркутске к услугам ювелиров-граверов прибегают все, даже бабушки, приносящие в ремонт свои сломанные бусы.

Дорогая бижутерия и разнообразные заколки со стразами, которые популярны среди иркутянок, тоже неплохой хлеб для опытного ювелира-гравера — клиентки идут толпами.

— Приходится ремонтировать и обувь, и кошельки со стразами, — рассказывает Андрей Рафиков. — Клиенты просто не знают, куда обратиться с такой проблемой. А я уже освоил и такой ремонт.

Но все эти услуги может оказать и обычный специалист-ювелир, а вот главное дело ювелира-гравера — это все-таки гравировка, то есть резьба по металлу. Сделать какую-нибудь надпись на обручальном кольце, инициалы на печатке или поздравление на подарке — хороший ювелир-гравер справится с этим за несколько минут. А у иркутян такая услуга пользуется особой популярностью. Недавно Андрей в своей мастерской делал гравировку на больших подарочных часах для Александра Тишанина — его поздравляли коллеги с новой должностью. В этот же день граверу пришлось потрудиться и над надписью для другой, не менее известной личности в городе — Бориса Говорина. Это тоже был подарок от коллег.

Приходилось Андрею Рафикову вырезать имена, фамилии и группу крови на специальных металлических жетонах для тех, чьи профессии связаны с риском, — для военных и милиционеров. Очень часто приносят к граверам пистолеты, мечи и сабли, чтобы украсить их гравировкой. Сейчас большое распространение получила и гравировка на пластмассе, в частности на сотовых телефонах.

Свое дело можно начать с мелкого ремонта

Заниматься мелким ремонтом ювелирных изделий, как считают профессионалы, можно и без специального образования. Главное, чтобы были голова и руки. А еще, если вам не посчастливилось окончить не только курсы ювелира-гравера, но даже просто ювелира, то получить первичные навыки можно и по специализированным книгам. Тонкости же мастерства познаются на практике. Самые главные инструменты в мастерской такого специалиста — это горелка и бормашина.

— Если есть горелка, бормашина и пара щипцов, — говорит Андрей, — то, чтобы открыть свое дело, уложиться можно и в 700 долларов.

Вообще, со всеми необходимыми инструментами сейчас проблем не возникает. Раньше, инструменты приходилось изготавливать самому мастеру, сейчас их можно купить в Иркутске как в магазинах, так и через Интернет.

Бормашина предназначена для полировки и сверления металла. Стоит она примерно 200 долларов. Штихели, надфили, напильники, различные кусачки — это тоже не менее важные инструменты в работе. С помощью них обрабатывается поверхность и делается ручная гравировка.

Один из видов услуг ювелира-гравера — растягивание или сжимание кольца до нужного размера. Для этого в работе пригодится кульба, которая фиксирует кольцо, и специальное приспособление для изменения размера изделия.

Некоторые тонкости мастерства: советуют профессионалы

Очень часто мастерам приходится делать разорванные цепочки. О том, как проходит этот процесс, рассказывает Андрей Рафиков:

— Перед тем как приступить к пайке цепочки — соединению разорванных звеньев, — необходимо обезжирить цепочку в растворе флюса. Затем уже можно приступать к самому процессу пайки: стыкуем звенья, накладываем припой (кусочек металла, который будет соединять разрыв) и горелкой припаиваем его. После такой процедуры изделие может потемнеть, поэтому я отбеливаю его в кислоте. Вся эта процедура занимает несколько минут. Причем мои клиенты могут сами понаблюдать за процессом, так как работаю я в их присутствии.

Но не все подлежит ремонту. Например, изделия из турецкого золота. В этих цепочках звенья пустотелые, из-за этого ремонт и осложняется.

Кольца и цепочки ювелир-гравер не только может починить, но и почистить на специальной полировочной машине. Но даже в этом, на первый взгляд, казалось бы, простом, виде услуги есть свои тонкости. Например, как советуют профессионалы, не стоит чистить тоненькие цепочки на полировочной машине: скорее всего, они могут порваться, а это новые хлопоты. Такие изделия лучше всего чистить в нашатырном спирте: опускаешь на 10—15 минут, затем вытаскиваешь и чистишь его в теплой воде при помощи обычного средства для мытья посуды и зубной щетки.

Перед тем как приступить к гравировке, стоит сделать наброски надписи на бумаге. Есть в инициалах «трудные» буквы, например «ш» и «щ», из которых не так-то легко составить рисунок на печатке.

Процесс гравировки на пластмассе несколько отличается от гравировки на металле. На пластмассовой поверхности делается надпись, потом она заливается масляной краской и сверху посыпается бронзовой пудрой.

В работе ювелира-гравера есть, как и в любой другой профессии, свои минусы. В первую очередь, конечно же, для здоровья. Со временем у мастеров портится зрение. Поэтому при работе лучше всегда следить за освещением — оно должно быть ярким. С плохим же зрением работать достаточно трудно. Плохо влияют на организм алебастр и кислоты, с которыми приходится работать. Но если занимаешься своим делом, считает Андрей, то все это отходит на второй план:

— Когда любимые украшения или заколки возвращаются починенными к своим владелицам, это вызывает у них такую радость, что часть ее передается и мне.

Как стать гравером

Для того, что бы приобрести профессию гравер, будущему специалисту предстоит пройти обучение в профессиональном училище или специализированном высшем учебном заведении (это даст больше шансов на карьерный и профессиональный рост).

После предстоит практика и длительная стажировка под наставничеством опытного преподавателя.

Образование даст вам следующие знания и навыки:

  • Создавать макет будущего рисунка;
  • Уметь правильно подбирать техники для создания нужных рисунков на различных поверхностях;
  • Профессионально пользоваться всеми видами инструмента;
  • Уметь самостоятельно обслуживать рабочий инструмент;
  • Обладать знаниями и умениями по настройке инструмента и приспособлений.

Какая бывает гравировка

Гравировка может быть разная по своему типу, выбор происходит исходя из желаемого результата.

1. Глубокая гравировка.

Применяется, если необходимо изображение высоко детализированное, чтобы долго не стиралось при использовании того или иного предмета, когда нужна достаточно высокая точность при нанесении рисунка, узора, надписи. При использовании лазерного гравёра можно делать ее на глубину до одного миллиметра.

2. Неглубокая гравировка.

Чаще сего используется для изделий из металла, но рисунки остаются высокоточными и очень четкими. При применении лазера прожиг идет в толщину от 0,5 до 3 микрон.

Чтобы наносить гравировку на различные поверхности, необходимо перемещать насадку перпендикулярно поверхности предмета. Если у вас лазерный инструмент, то с плоскостью работа проблем не доставит, а вот с цилиндрами будет чуть сложнее: лазерный луч должен идти строго перпендикулярно касательной. Если необходимо сделать гравировку по кругу, то проще всего предмет закрепить на специальном вращателе, с помощью которого работу будет выполнять много удобнее и проще, а ее точность будет куда как выше, нежели перемещать гравер вручную.

Где работает гравер

Одним из важных вопросов, интересующих как детей, так и взрослых: «Где вести профессиональную деятельность после окончания учебного заведения и прохождения практики?».

Здесь существует несколько вариантов:

  • На различных фабриках, где требуются такие мастера. Это может быть как ювелирный завод, так и производство различной утвари для дома;
  • Трудоустройство в сеть ювелирных магазинов;
  • Открытие собственного бизнеса;
  • В фирмах, оказывающих ритуальные услуги.

Плюсы и минусы профессии

Для того, что бы утвердиться в решении стать гравером, стоит ознакомиться с перечнем плюсов и минусов специальности, которые в ней присутствуют.

Начнём с положительных сторон:

  • Профессия востребована, поэтому хороший специалист не останется без работы;
  • Возможность иметь высокий уровень дохода;
  • Можно открыть собственный бизнес без крупных вложений;
  • В профессию можно прийти в любом возрасте, достаточно пройти переподготовку;
  • Постоянное развитие своей творческой стороны.

А теперь о недостатках, к которым относятся следующие пункты:

Дистанционное обучение
БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА!

  • Программа: 280 часов;
  • Форма обучения: Дистанционная;
  • Удостоверение установленного образца;
  • Выписка из протокола аттестационной комиссии;
  • Доставка во все регионы России.


Профессия чеканщик художественных изделий. Дистанционное обучение в Москве

Характеристика работ. Чеканка простого орнамента на деталяххудожественных изделий, отлитых из алюминия, с применением простого чеканногоинструмента. Изготовление подставок и подкладок: рам, ящиков, коробок, чашек,обручников и т.п. под изделия для чеканки. Очистка литья перед обработкой,зачистка вручную швов от сварки на деталях скульптурных произведений,выполненных из листового цветного металла. Отбел, протравка и промывказаготовок для чеканки, насмолка заготовок, заливка смолой емкостных предметовпод чеканку. Подготовка смоленых гнезд под объемные художественные изделия.Разделка дефектных мест под заварку. Пересмолка чеканного полуфабриката с егопромежуточным обжигом и отбелом.

Должен знать: приемы чеканки простого орнамента на деталяххудожественных изделий; правила подготовки заготовок под чеканку; правилаобработки швов; наименования, маркировку и основные механические свойстваметаллов; рецептуру приготовления смол для насмолки деталей художественныхизделий в зависимости от механических свойств металлов; приемы изготовления простогочеканного инструмента; назначение, правила пользования применяемымиприспособлениями и инструментом; способы насмолки и отсмолки художественныхизделий.

§ 54. Чеканщик художественных изделий 2-го разряда

Характеристика работ. Чеканка и выколотка крупногорастительного орнамента на простых художественных изделиях и архитектурномлитье. Расчеканка контура расходниками различных фасонов и размеров. Разделкафона канфарниками. Проческа фона чеканными зубилами. Нанесение контура рисункана металл при помощи канфарника. Чеканка мест крепления деталей художественныхизделий при сборке. Подготовка металла или отливок под чеканку, выравнивание иочистка поверхности. Подготовка гипсовых форм для заливки баббитом и смолой.Зачистка сварных швов механическим инструментом. Отжиг листовой меди.Подготовка рисунка, разметка и перенесение его на металл.

Должен знать: приемы чеканки простых художественныхизделий; методы чеканки объемных предметов; способы выколотки деталейхудожественных изделий из листового металла; пробы драгоценных и марки цветныхметаллов и сплавов, их основные механические свойства; технологию обжигалистовой меди; состав смол, применяемых при чеканке художественных изделий изразличных металлов.

Примеры работ.

1. Детали произведений скульптурных - выколотка.

2. Подстаканники, стопки - чеканка различных форм ирисунков.

§ 55. Чеканщик художественных изделий 3-го разряда

Характеристика работ. Чеканка и выколотка геометрического ирастительного орнамента на художественных изделиях и их деталях среднейсложности и архитектурном литье. Чеканка неответственных мест барельефов,настольной скульптуры. Разметка, выколотка деталей средней сложности излистового металла. Подготовка выколоченных деталей к отварке. Заготовка деталейкаркаса по готовым размерам.

Должен знать: приемы чеканки на средней сложностихудожественных изделиях архитектурного литья; технологию выколотки; устройство,правила пользования применяемыми механизмами, универсальными и специальнымиприспособлениями, инструментом; технологию отжига художественных изделий;наименование, маркировку и механические свойства обрабатываемых металлов исплавов.

Примеры работ.

1. Браслеты с разомкнутыми краями, броши - расчеканка.

2. Вазочки круглые - расчеканка.

3. Панно, тарелки - чеканка.

§ 56. Чеканщик художественных изделий 4-го разряда

Характеристика работ. Чеканка и выколотка на сложныххудожественных изделиях с самостоятельным раскроем, подсадкой и вытяжкойлистового металла и модели. Чеканка многоплановых рельефных и горельефных скульптурныхизображений, орнаментов геометрических и растительных форм с пересечениемплоскостей рельефа (с поднутрениями) на плоскости и на объемных предметахсложной конфигурации. Чеканка на архитектурно-декоративном литье многоплановогорастительного и геометрического орнаментов и шрифтов с подъемом рисунка от 1 до3 см, объемных скульптурных горельефов и барельефов. Расчеканка контура потыльной стороне заготовки с выколоткой рельефных деталей узора. Чеканка изделийс мелким (дробным) рельефом. Обработка и чеканка сварных швов в соответствии сфактурой модели.

Должен знать: приемы чеканки, выколотки сложныххудожественных изделий; виды фактурной обработки сварных швов; устройство,способы изготовления универсальных, специальных чеканных приспособлений и инструмента,правила их термообработки; приемы чеканки по литью барельефных, горельефных иобъемных скульптурных изображений, орнаментов растительных, геометрических форми шрифтов; основные законы построения рисунка растительного и геометрическогоорнамента и шрифтов; технологию отливки сложных деталей из баббита, варки смолыи заливки смолой деталей перед чеканкой.

Примеры работ.

1. Детали архитектурных украшений - выколотка, чеканка.

2. Сахарницы - выколотка и чеканка.

§ 57. Чеканщик художественных изделий 5-го разряда

Характеристика работ. Чеканка на особо сложныххудожественных изделиях многопланового, растительного и геометрическогоорнаментов и шрифтов, частей объемной скульптуры, портретных фигур в сложнойкомпозиционной позе со сложной фактурой; горельефов и барельефов, насыщенныхскульптурными изображениями. Выколотка, вырубка и чеканка из листового цветногометалла особо сложных скульптурных произведений и деталей архитектурной лепки(гербов, орденских знаков, растительного и геометрического орнаментов) сподъемом рисунка от 3 до 5 см и торсов к особо сложным портретам и декоративнымфигурам.

Должен знать: приемы особо сложной художественной чеканкипо драгоценным, цветным, черным металлам и их сплавам; основные законыпостроения скульптурно-барельефного изображения и сокращений плоскостных,рельефных и объемных изображений; приемы скульптурной лепки; основы технологиилитья и сварки, способы правки после сварки; способы отливки деталей из баббитав гипсовых формах; правила подготовки форм к заливке баббитом, рецептуру варкисмолы для чеканки.

Примеры работ.

1. Кубки - выколотка, чеканка.

2. Ларцы - чеканка фриза с миниатюрными изображениямиархитектурных сооружений (миниатюрный горельеф).

§ 58. Чеканщик художественных изделий 6-го разряда

Характеристика работ. Чеканка, выколотка и монтажотдельными блоками уникальных и выставочных художественных изделий и деталейархитектурной лепки: портретных барельефных, горельефных и контррельефныхизображений с детальной проработкой фактуры. Чеканка горельефов, барельефов,художественно-декоративного литья и кокилей с изображением орнамента и фигур.Дифовка портретных изображений, вырубка и чеканка из металла особо сложногорастительного и геометрического орнаментов с подъемом рисунка более 5 см и отделкойфактуры.

Должен знать: элементы живописи, рисунка, лепки,композиции; пластическую анатомию животного и человека; физические имеханические свойства металлов; виды применяемого инструмента и способы егоизготовления; приемы изготовления кокилей и их чеканки; правила применениясветотени, глубин и способы достижения их; правила применения тонирующихсоставов.

Примеры работ.

1. Модели для медалей и значков - чеканка.

2. Скульптура - выколотка (дифовка), монтировка отдельныхчастей.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Чеканщик художественных изделий» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция чеканщика художественных изделий, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Характеристика работ. Чеканка простого орнамента на деталях художественных изделий, отлитых из алюминия, с применением простого чеканного инструмента. Изготовление подставок и подкладок: рам, ящиков, коробок, чашек, обручников и т.п. под изделия для чеканки. Очистка литья перед обработкой, зачистка вручную швов от сварки на деталях скульптурных произведений, выполненных из листового цветного металла. Отбел, протравка и промывка заготовок для чеканки, насмолка заготовок, заливка смолой емкостных предметов под чеканку. Подготовка смоленых гнезд под объемные художественные изделия. Разделка дефектных мест под заварку. Пересмолка чеканного полуфабриката с его промежуточным обжигом и отбелом.

Должен знать: приемы чеканки простого орнамента на деталях художественных изделий; правила подготовки заготовок под чеканку; правила обработки швов; наименования, маркировку и основные механические свойства металлов; рецептуру приготовления смол для насмолки деталей художественных изделий в зависимости от механических свойств металлов; приемы изготовления простого чеканного инструмента; назначение, правила пользования применяемыми приспособлениями и инструментом; способы насмолки и отсмолки художественных изделий.

2-й разряд

Характеристика работ. Чеканка и выколотка крупного растительного орнамента на простых художественных изделиях и архитектурном литье. Расчеканка контура расходниками различных фасонов и размеров. Разделка фона канфарниками. Проческа фона чеканными зубилами. Нанесение контура рисунка на металл при помощи канфарника. Чеканка мест крепления деталей художественных изделий при сборке. Подготовка металла или отливок под чеканку, выравнивание и очистка поверхности. Подготовка гипсовых форм для заливки баббитом и смолой. Зачистка сварных швов механическим инструментом. Отжиг листовой меди. Подготовка рисунка, разметка и перенесение его на металл.

Должен знать: приемы чеканки простых художественных изделий; методы чеканки объемных предметов; способы выколотки деталей художественных изделий из листового металла; пробы драгоценных и марки цветных металлов и сплавов, их основные механические свойства; технологию обжига листовой меди; состав смол, применяемых при чеканке художественных изделий из различных металлов.

Примеры работ.

  1. Детали произведений скульптурных - выколотка.
  2. Подстаканники, стопки - чеканка различных форм и рисунков.

3-й разряд

Характеристика работ. Чеканка и выколотка геометрического и растительного орнамента на художественных изделиях и их деталях средней сложности и архитектурном литье. Чеканка неответственных мест барельефов, настольной скульптуры. Разметка, выколотка деталей средней сложности из листового металла. Подготовка выколоченных деталей к отварке. Заготовка деталей каркаса по готовым размерам.

Должен знать: приемы чеканки на средней сложности художественных изделиях архитектурного литья; технологию выколотки; устройство, правила пользования применяемыми механизмами, универсальными и специальными приспособлениями, инструментом; технологию отжига художественных изделий; наименование, маркировку и механические свойства обрабатываемых металлов и сплавов.

Примеры работ.

  1. Браслеты с разомкнутыми краями, броши - расчеканка.
  2. Вазочки круглые - расчеканка.
  3. Панно, тарелки - чеканка.

4-й разряд

Характеристика работ. Чеканка и выколотка на сложных художественных изделиях с самостоятельным раскроем, подсадкой и вытяжкой листового металла и модели Чеканка многоплановых рельефных и горельефных скульптурных изображений, орнаментов геометрических и растительных форм с пересечением плоскостей рельефа (с поднутрениями) на плоскости и на объемных предметах сложной конфигурации. Чеканка на архитектурно-декоративном литье многопланового растительного и геометрического орнаментов и шрифтов с подъемом рисунка от 1 до 3 см, объемных скульптурных горельефов и барельефов. Расчеканка контура по тыльной стороне заготовки с выколоткой рельефных деталей узора. Чеканка изделий с мелким (дробным) рельефом. Обработка и чеканка сварных швов в соответствии с фактурой модели.

Должен знать: приемы чеканки, выколотки сложных художественных изделий; виды фактурной обработки сварных швов; устройство, способы изготовления универсальных, специальных чеканных приспособлений и инструмента, правила их термообработки; приемы чеканки по литью барельефных, горельефных и объемных скульптурных изображений, орнаментов растительных, геометрических форм и шрифтов; основные законы построения рисунка растительного и геометрического орнамента и шрифтов, технологию отливки сложных деталей из баббита, варки смолы и заливки смолой деталей перед чеканкой.

Примеры работ.

  1. Детали архитектурных украшений - выколотка, чеканка.
  2. Сахарницы - выколотка и чеканка.

5-й разряд

Характеристика работ. Чеканка на особо сложных художественных изделиях многопланового, растительного и геометрического орнаментов и шрифтов, частей объемной скульптуры, портретных фигур в сложной композиционной позе со сложной фактурой; горельефов и барельефов, насыщенных скульптурными изображениями. Выколотка, вырубка и чеканка из листового цветного металла особо сложных скульптурных произведений и деталей архитектурной лепки (гербов, орденских знаков, растительного и геометрического орнаментов) с подъемом рисунка от 3 до 5 см и торсов к особо сложным портретам и декоративным фигурам.

Должен знать: приемы особо сложной художественной чеканки по драгоценным, цветным, черным металлам и их сплавам; основные законы построения скульптурно-барельефного изображения и сокращений плоскостных. рельефных и объемных изображений; приемы скульптурной лепки; основы технологии литья и сварки, способы правки после сварки; способы отливки деталей из баббита в гипсовых формах; правила подготовки форм к заливке баббитом, рецептуру варки смолы для чеканки.

Примеры работ.

  1. Кубки - выколотка, чеканка.
  2. Ларцы - чеканка фриза с миниатюрными изображениями архитектурных сооружений (миниатюрный горельеф).

6-й разряд

Характеристика работ. Чеканка, выколотка и монтаж отдельными блоками уникальных и выставочных художественных изделий и деталей архитектурной лепки: портретных барельефных, горельефных и контррельефных изображений с детальной проработкой фактуры. Чеканка горельефов, барельефов, художественно-декоративного литья и кокилей с изображением орнамента и фигур. Дифовка портретных изображений, вырубка и чеканка из металла особо сложного растительного и геометрического орнаментов с подъемом рисунка более 5 см и отделкой фактуры.

Должен знать: элементы живописи, рисунка, лепки, композиции; пластическую анатомию животного и человека; физические и механические свойства металлов; вилы применяемого инструмента и способы его изготовления; приемы изготовления кокилей и их чеканки; правила применения светотени, глубин и способы достижения их; правила применения тонирующих составов.

Читайте также: