Чем опасна профессия психолога

Опубликовано: 02.10.2024

Может ли психолог или тренер нанести вред человеку? Да, если они занимаются не своим делом. В статье кратко сформулирую наиболее опасные контекст, где «хлопотание» специалистов по психическому развитию может создать большие проблемы для людей.

Итак, для кого консультация психолога может быть вредной:

  1. Группа психиатрических больных, которые выдают (неосознанного чаще всего) психиатрическую патологию за невротическую. Такие пациенты на ранних этапах своего заболевания могут гадами посещать психологов, курсы развития личности, магические и энерго программы, тренинги, секты и группы. Там их научат, как «быстро снять тревогу», «ощутить счастье общения», «повысить собственную самооценку», «быть в гармонии». Психолог или тренер, интуитивно догадываясь, что «человек не от мира сего» будет продолжать продавать свои услуги, игнорируя, что у человека душевное заболевание.

Проблема психиатрических больных в том, что у них нет критики к собственному заболеванию, они не понимают, что с ними происходит. При этом человек чувствует, что с ним что-то «не то» и инициирует психологическую помощь. Понятно, что на психологическом тренинге от 30 человек с данным конкретным человеком никто не будет заниматься лично.

Психологи психиатрию не знают хорошо, и норму от патологии не отличают. Иногда, для определения диагноза человека нужно положить на срок более месяца в стационар, где, учитывая поведение больного и симптоматику, ему поставят диагноз. НО, как правило, человек попадает в больницу в остром психическом состоянии, которое невозможно игнорировать.

Другой момент заключается в том, что тренер или психолог не будет нести никакой ответственности. Поэтому, он не обладает должной осторожностью и не задумывается о последствиях.

  1. У человека кроме психической сферы существует еще телесная. Тело может иметь множество патологий, которые могут негативно сказываться на психики. Именно патология тела будет первопричиной психологического негативного состояния. От опыта работы психолога в медицине (если такой есть вообще) будет влиять на то, сможет ли он отличить проблемы тела от проблемы чисто психических. Например, при патологии щитовидной железы человек становится раздражительным. Совестливый человек начнет винить себя, и воспользуется советами психологов из серии «5 способов снизить раздражительность». В результате потеряет драгоценное время, что может стоить ему жизни.

Другой пример, человек в апатии начнет бороться со своей «ленью». Пойдет к психоаналитику, а тот ему за 15 сеансов и расскажет, что это от того, что его мама неправильной стороной к стене клала в три года. Апатия, как видимый симптом может быть со многими заболеваниями. В том числе быть в структуре клинической депрессии и шизофрении. Данными нозологиями должен заниматься психиатр в первую очередь.

Навешенный ярлык «паническая атака» может скрывать патологии сосудов головного мозга или новообразование.

В этих случаях без лечения основного заболевания работа психолога или психотерапевта бессмысленна и опасна!

В чем причины? Почему психологи занимаются с данными группами больных?

Кстати, сюда можно отнести психиатров и психотерапевтов, которые никогда не работали в психиатрии, но сразу ушли на вольные хлеба в тренинговый бизнес или частную практику. Подготовка психиатра лишь начинается по завершению обучения в ВУЗе. Очень важна практика под руководством опытных коллег в психиатрическом стационаре.

  1. Наличие психических патологий у самих психологов. Сюда относятся приверженцы одного направления психотерапии, которые формально получили психическое образование. Причем, среди них есть люди порядочные, искренние, истово желающие помочь человеку. Жаль только, что в основной своей массе малокомпетентные и без опыта работы в организации, которая может подтвердить их квалификацию. Иногда это проректоры институтов, состоящих из ректора и его жены, а также глухонемой дочери, которая принимает деньги за новые тренинги.

Или, это могут быть одинокие гуру-шизофреники, на которых снизошло божественное озарение, и они стали обладателями уникальной системы психотерапии, которая лечит все и сразу.

Нельзя подходить к разному спектру проблем с позиций одной технологии, обучившись (обучаясь) только в одном месте. Чем больше психологических подходом использует психолог, тем выше его компетенция.

  1. Разрушение собственно медицинской помощи в целом, и психиатрической в частности. Места в больницах сокращаются. Но вместе с этим растет спрос на психиатрические услуги из-за экономического и политического кризиса.
  2. Нежелание людей примеривать на себя статус психиатрического больного. Намного привлекательней быть личностью, занимающейся саморазвитием. И совсем круто, если ты сам тренер, который доносит истинные знания до страждущих, и при этом хорошо зарабатывает.

Корни данной проблемы уходят в историю отечественной психиатрии, когда людей отправляли в больницу на принудительное лечение. Но данные времени давно прошли!

Если вам предлагаю участие в тренинге, где больше 25 человек, то данный тренинг является неэффективным. В группе не может быть больше 15 человек. Так как большому количеству участников просто невозможно дать качественную обратную связь. А вот хорошо заработать на большом количестве участников можно.

Молодой психоаналитик обращается к своему старшему коллеге:
- Скажите, как вам удается сохранить столько сил и энергии? Ведь у вас столько пациентов, каждый со своими проблемами - и всех нужно выслушать!
- А кто вам сказал, что их кто-то слушает?


…На самом деле в этой шутке серьезная доля правды, если под словом "слушать" понимать не просто "воспринимать звуковые колебания", но еще и "эмоционально сопереживать". Потому что на самом деле "врастание в ситуацию в роли непосредственного эмоционально завязанного участника" - это признак не хорошего психотерапевта, а наоборот, не слишком профессионального. Как это вроде бы ни странно.

Разумеется, психотерапия - одна из достаточно вредных профессий. Потому что даже с позиции стороннего участника воспринимать мир через призму сплошных проблем, напряжений, отрицательных эмоций, оставляемых в кабинете психотерапевта - довольно трудно. Как в другом анекдоте: после долгой ночной смены выходят из больницы патологоанатом, проктолог и гинеколог: "- Смотрите, вокруг живые люди! - Да, и лица, лица! "

То бишь одна из существенных опасностей психотерапии - в том, что со временем тот или иной психотерапевт волей-неволей может воспринимать мир как такой, в котором только лишь люди с проблемами, отрицательными эмоциями, ненавистью, глупостью и т.п. И тогда такой доктор либо впадает в совершенно закоренелый цинизм (этакая защитная реакция), либо, прошу прощения за прямоту, сам уходит из этого мира, "разочаровавшись в нем". Совершенно не зря даже в благополучных странах процент суицидов среди личностных консультантов (психотерапевтов и психологов) весьма высок. Особенно если они "не позволяют себе также обращаться к психотерапевтам за собственной хотя бы эмоциональной разгрузкой". И кстати, очень большое количество вопросов как минимум у меня в Виртуальном кабинете - от тех же психологов.

В общем, не зря психиатрам (ибо специальности "психотерапевт" как таковой тогда не было) еще с советских времен полагались самые существенные "надбавки" и отпуск более 40 рабочих дней. Собственно говоря, и сейчас для психотерапевта достаточно важен тот же отпуск, где можно отключиться от всего, что выплескивается на него в кабинете, и пожить своей жизнью в свое удовольствие - тем самым как бы "получив сведения" и о том, что в жизни не только сплошные проблемы, есть еще и определенные удовольствия :) Правда, сие значит, что у самого психотерапевта должна быть какая-то своя личная и социальная жизнь помимо работы, и он не только на работе должен получать ощущение той же "собственной личностной значимости" и т.п.

…Но основное правило "техники безопасности психотерапевта", оно же основное требование к его профессионализму, обеспечивающее результативность работы - НЕ СЛИШКОМ ЗАВЯЗЫВАТЬСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО НА СИТУАЦИЮ КЛИЕНТА. А работать с ней в какой-то степени со стороны, в роли "справочника". Потому что если в основном "сопереживать" - то придется сопереживать прежде всего тому, что многие люди не хотят решать своих проблем конструктивно, что приходят на прием уже "хорошо запущенными", причем упорствующими в своих проблемах, и т.п. В этом плане неподготовленному человеку сложно давать, к примеру, читать тот же архив Виртуального кабинета: чуть ли не каждое первое письмо - это крик о выраженной для человека проблеме. И вчуже может стать больно, что вместо серьезной очной работы, в итоге которой эту проблему можно на самом деле решить, человек тратит время на ожидание "бесплатного заочного совета", который будет вряд ли прямым и эффективным. Это уже другая история, почему люди не решают своих проблем, а предпочитают "просто получить совет". А сейчас речь о том, что "адекватное восприятие проблематики клиента самим психотерапевтом" непременно должно включать и такой пункт: если клиент не просит реальной помощи или даже активно отказывается от нее, то это ЕГО ПРАВО и его трудности, уж извините. Даже если вы видите, что человек в который раз получит в лоб черенком граблей, на которые в очередной раз намеревается наступить, и что ему будет больно. Но если тем не менее отступать от избранного пути, на котором лежат эти грабли, он не хочет - то это тоже ЕГО право. Более того, он вообще не спрашивает вас, по какому пути ему идти, и посылает вас с вашими советами подальше? Так и не давайте ему этих советов, упаси боже: не лезьте со своей помощью, пока человек вас САМ об этом не попросил. И в качестве готовности "работать и думать над своей проблемой вместе с вами" не подкрепил свое обращение какой-то платой. Пусть не всегда выраженной деньгами.

…Увы, наибольшие проблемы, связанные с известным "эмоциональным выгоранием психотерапевта", бывают как раз у тех консультантов, которые в силу своих личностных особенностей просто НЕ МОГУТ "работать с позиции стороннего логического анализатора". Они, грубо говоря, не затем в психотерапию пошли: по тем или иным причинам им поначалу самим нужно "активно сопереживать, соучаствовать и т.п." Часто это бывает у психотерапевтов и психологов с "доминирующим Родительским (по Э.Берну), то есть выражено руководящим, авторитарным, директивным состоянием" - которым нужно непременно все проконтролировать, непременно всем дать добрые отеческие советы, непременно оказать помощь с позиции более умудренного теми или иными знаниями - неважно, что большей частью о такой помощи его и не просят. И такой человек со своим собственным "недореализованным внутренним Родителем" просто не в силах работать "эмоционально независимым справочником". И более того, он ведь "учит клиентов прежде всего на своем собственном, личном примере."

Нередко молодые психотерапевты спрашивают меня, когда рассказываешь им о подобном: "А вот как же по тому же Берну психотерапевт - Идеальный Родитель?" Правильно, отвечаю я: а где-нибудь вы видели РЕАЛЬНОГО родителя, который мог бы вести себя как идеальный? То-то и оно; реальные родители - живые люди, со всеми вытекающими последствиями. А вот человек, ИСПОЛНЯЮЩИЙ "обязанность быть идеальным Родителем в профессиональных рамках, причем исполняющий с точки зрения логики, и так же логически контролирующий рамки этой своей роли" - это уже совсем другое дело. Это тот самый справочник - эмоционально независимый, работающий с клиентом с позиции Взрослого, но превращающийся по потребности клиента в идеального Родителя. И логики при этом не отключающий, не передающий Родительской субличности доминирующего положения. У такого "идеального папочки (мамочки)" клиент (любого пола), к примеру, может по необходимости и на ручках посидеть, и в пиджак (кофту, платье…) доктору выплакаться, и т.п. - но это будет для клиента достаточно безопасно (хотя бы в плане того же "переноса", а то и излишнего Родительского контроля со стороны консультанта). И опять же, это будет лишь тогда, когда все это нужно для клиента и эффективного процесса ЕГО психотерапии. А не для самого психотерапевта, которому некуда девать собственного "внутреннего Родителя".

И психотерапевт с излишне выраженным "внутренним Родителем" наиболее уязвим в плане эмоционального выгорания - особенно если он еще и сам и демонстративен, и впечатлителен. В таком случае он просто не может позволить себе быть "отстраненным логическим анализатором" и не завязываться на проблемы клиента эмоционально. Прежде всего потому, что "внутренний Родитель" - это не просто цензура и контроль, это потребность всему давать свою - подчас во многом эмоциональную - оценку.

Вот еще любопытная цитата из сообщения одного участника Мастер-класса: "Как совершенно верно заметил в какой-то своей работе один питерский психолог, есть такие психологические проблемы, которые психолог не может помочь решить, и ему в таких ситуациях очень неприятно чувствовать себя бессильным. Он приводит пример типа "дать денег"…"

Давайте уточним: есть такие психологические проблемы, которые психолог не может помочь решить ТАК, КАК ЭТО ПРОСИТ КЛИЕНТ. Причем "дать денег" - как раз из подобных. Психолог (психотерапевт) может помочь клиенту разобраться, как самому клиенту заработать денег и что ему, клиенту, мешает это сделать. Но клиент хочет именно так решать проблему - чтобы "не учили его жить, а помогли материально - напрямую". И иному психологу, особенно если он сам с ведущим внутренним Родителем и к тому же "ждет высокой оценки в роли Спасителя", действительно может быть неприятно, что он клиенту не угодил. И это именно в такой форме психолога и психотерапевта, ориентированного именно на такое "угождение клиенту", тоже подчас эмоционально напрягает.

В связи с высокими эмоциональными нагрузками и прочими вредностями профессии психотерапевта все чаще возникают вопросы из этой области у тех людей, которых собственная структура личности или окружающий социум чуть ли не вынуждает становится "стихийными бесплатными психотерапевтами, они же Жилетки для Плаканья". Ведь подобное вначале расценивается самой личностью как "престижная и почетная миссия", а со временем начинает ощущаться как тяжкая обязанность, чреватая теми же эмоциональными перегрузками и т.п. И как прикажете человеку быть, особенно если он "не может отказать страждущим и плачущим в его жилетку", но при этом даже утешительная психотерапия (не говоря уже обо всем остальном) – вовсе не его жизненный выбор и не его профессия?
Вот не так давно в Виртуальных консультациях разбирали подобный вопрос. Да и в Мастер-классе частенько возникают дискуссии на данную тему…

"Я провожу в Мастер-классе очень много времени. И чаще всего эмоционально на ситуацию завязываюсь. Хотя иногда это происходит из-за того, что есть похожая проблема "с другой стороны" и эти эмоции, как мне кажется, помогают решать свои внутренние конфликты, Но мне хотелось бы понять то, чем мы заняты в МК - это ближе к групповой психотерапии (лечение) или к тому, чем занимаются психотерапевты (скорее психологи) и есть опасность этого самого "эмоционального выгорания". Сейчас я учусь формальному общению и "строительству" дистанций. И если жилеткой я была всегда, то сейчас, в реале, стала меньше эмоционально на это завязываться, да и вообще стараюсь не выступать в этой роли - неинтересно. "


То, чем мы занимаемся в Мастер-классе, скорее всего можно назвать "дидактический психотерапией", то есть психотерапией через обучение. Да, это разновидность групповой психотерапии, но если хотите - ее "лоцманский вариант", что ли :) В том смысле, что тут не работает "вся группа в едином порыве, ведОмая командором", а каждый работает по индивидуальному графику, и в том числе сам решает, сколько и когда ему в этой группе находиться, и что из нее брать.

Но дело все в том, что "психотерапия через обучение" как раз и обучает большей частью понимать "подноготную" той или иной ситуации. Обучаемся во многом и тому, как отличить человека, нуждающегося в реальной помощи и поддержке (и готового за нее "заплатить" хотя бы вложением собственного интеллектуального труда в решение своей проблемы), от того, кто хочет, чтобы его "просто пожалели", или от того, кто стремится поотоваривать за ваш счет какие-то свои купоны. Учимся мы вроде бы и тому, как не позволять сесть такому жалобщику себе на шею и проявлять своего рода "психологический вампиризм" :) Учимся и видеть, что стоит за теми или иными жалобами. А главное - учимся не брать за чужую проблему ЛИШНЕЙ ответственности. И даже если что-то выслушивать - то конструктивно, задавая какие-то конкретные вопросы; и если кому-то нужна ваша помощь, то в первую очередь спрашивать - какая конкретно? А если человек на этот вроде бы логичный вопрос ОБИЖАЕТСЯ - то учимся также и понимать, что это его, человека, право: так реагировать на реальный вопрос о помощи. А также учимся и тому, что вы этому человеку по сути-то ничем не обязаны, если у вас нет перед ним реальной, действующей "долговой расписки" в том или ином виде.
Это что касается тех, кто порывается "поплакать вам в жилетку" и повесить на вас ту или иную вину за свои неприятности.

И чем дидактическая психотерапия отличается от работы психолога и психотерапевта - в первую очередь тем, что участники дидактической группы по большому-то счету не несут НИКАКОЙ ответственности за свои рекомендации. Более того, они, опять же по большому счету, и права-то не имеют давать какие-либо РЕКОМЕНДАЦИИ - разве что "просто накидывать какие-то идеи относительно какого-то практического или теоретического вопроса." Да и то если та или иная дискуссия им интересна и актуальна для них самих. И никоим образом не стоит вопрос, что тот или иной участник, высказывающий по какому-то вопросу какую-то идею, предположение и т.п., должен непременно ответить "правильно": это же обучение, в конце концов, и обучение в том числе через попытки собственного анализа и через знакомство с чужими размышлениями и рассуждениями. И у каждого тут есть безусловное право на ошибку.

. А чтобы не было "эмоционального выгорания" - опять же, даже на уровне "учебного анализа " не берите на себя Родительских (опекающе-оценивающе-управляющих) функций и вместе с ними - ответственности за решение чужих проблем. И если с точки зрения элементарной логики вы видите, что не можете ничем конструктивным помочь тому, кто "явился поплакать вам в жилетку" – скажите ему об этом. Может быть, порекомендуйте обратиться к настоящему специалисту, а не к вам. Даже в том случае, если человеку нужно "только выплакаться" – гораздо логичнее "выплакиваться" тому, кто может профессионально сформировать для этого процесса определенную "эмоциональную защиту", кто умеет применять определенную "технику безопасности", когда ему на голову падает чужой негатив. А вы по сути просто рискуете своими незащищенными эмоциями, своим "неприкрытым" жизненным восприятием. Но тогда уже так же логически, без собственных эмоций, как-нибудь просто взвесьте – а ради чего.

Профессия "психолог": особенности и преимущества специальности

Востребованность в психологах в России растет с каждым годом. Проблемы во взаимоотношениях со второй половиной, трудности подросткового возраста, сезонные депрессии – люди поняли, что эти и многие другие проблемы сложно одолеть без помощи специалиста. Психологи помогают обрести гармонию, лучше понять близкого, быстро находить выход из напряженной ситуации.

Чем занимается психолог

Основное место работы психолога – это школы, детские сады, интернаты, центры психологической помощи, частная практика. Специалисты при помощи проверенных методик определяют способности, индивидуальные качества школьников, воспитанников и выстраивают отдельную для каждого программу обучения.

Коррекционная работа также входит в компетенцию психологов. Они помогают детям преодолевать сложные моменты жизни, формировать модели поведения в критических ситуациях. Однако почти половину рабочего времени приходится отдавать бумажной волоките: составлению психологических характеристик, отчетов, планов работ и т.д.

Отделы кадров различных предприятий также становятся местом работы многих специалистов. Они трудоустраиваются менеджерами по персоналу и выполняют ряд следующих функций:

    ✔ Подбор кадров с учетом результатов оценки личных качеств
    ✔ Помощь новым работникам в адаптации
    ✔ Проведение обучающих тренингов
    ✔ Грамотная расстановка рабочего места сотрудников на основе анализа психологической совместимости
    ✔ Содействие в разработке методов управления

Цель работы психолога в корпорации – повысить показатели эффективности компании, максимально мотивировать персонал.
Знание психологии и инструментов воздействия на сознание людей также востребованы в массмедиа, рекламе, политической деятельности, юриспруденции. Психолог может вести частную практику, заниматься наукой в своей сфере.

Плюсы и минусы специальности

Быть психологом не только интересно, но и полезно. Профессия предполагает, что человек всегда должен быть открытым для новых знаний, развиваться, овладевать новыми методиками работы. Другие преимущества специальности:

    ✔ Возможность помогать людям решать их проблемы.
    ✔ Постоянный личностный рост.
    ✔ Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям.
    ✔ Обретение внутреннего спокойствия.
    ✔ Возможность вести частную практику и не зависеть от работодателя.

✔ Постоянное нервное напряжение. Страхи, депрессия, отчаяние – психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них. Весьма непросто контролировать при этом собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу.
✔ Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

Интенсивное общение с незнакомыми людьми также является недостатком профессии. Не каждый может постоянно контактировать с посторонними. Если это обстоятельство напрягает, вызывает негативные эмоции, лучше отказаться от идеи стать психологом.

Личные качества психолога

Проявление искреннего интереса к проблемам клиента и умение уважать человека – ключевые качества психолога. Быть хорошим специалистом ему помогают знания и освоенные навыки.

Толерантность – еще одно качество, которое необходимо при работе с людьми. Психолог ни в коем случае не должен показывать свое раздражение, недовольство человеком. Если вы выбрали эту профессию, но не можете быть спокойными в общении с людьми, необходимо развивать в себе это умение.


Какие качества еще пригодятся психологу:

✎ Умение слушать. Зачастую человеку, обратившемуся за помощью к психологу, достаточно выговориться и услышать слова поддержки.
✎ Эмоциональный интеллект. Это способность понимать природу чувств, быстро находить общий язык с людьми.
✎ Коммуникабельность. Психолог должен быть общительным. Люди не должны чувствовать вашего плохого настроения, утомленности от работы. Если вы не умеете этого скрывать, лучше поменять сферу деятельности.
✎ Умение хранить конфиденциальную информацию. При решении чужих проблем приходится быть в курсе подробностей их личной жизни. Психолог не должен никому о них распространяться.

Специалист по психологии должен уметь находить индивидуальные решения каждой проблемы. Поэтому ему нужно всегда быть готовым обучаться методикам, получать новые знания.

Где можно выучиться на психолога

Получить профессию психолога сегодня предлагают многие университеты и институты страны. Как правило, это гуманитарные, педагогические, многопрофильные учебные заведения.

Поступать в вузы можно после 11 класса, ссуза. Здесь же можно получить второе высшее образование или пройти курсы переквалификации. Какие предметы нужно сдавать при поступлении, каждый вуз определяет сам. Как правило, проводятся вступительные испытания в форме ЕГЭ по следующим предметам:
✎ Русский язык
✎ Иностранный
✎ Биология
✎ В некоторых вузах математика и история

Возможны также дополнительные экзамены. Например, по физической подготовке, если институт готовит будущих военных или стражей порядка.

В 2021 году для абитуриентов откроют двери факультеты психологии следующих вузов:
• МГУ им. Ломоносова
• Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
• Российский государственный социальный университет (РГСУ)
• Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
• Московский городской педагогический университет (МГПУ)
• Российский университет дружбы народов (РУДН)

Сколько лет учиться на психолога, зависит от формы обучения:
• 4 года составляет срок студенчества по очной форме
• 3,5 года получают второе высшее
• 4 года и 6 месяцев учатся на заочном отделении

Где искать работу

Какая зарплата у психолога

Зарплата психолога колеблется в пределах 15 – 95 тыс. рублей по России. Ее размер зависит от обязанностей, места и стажа работы.
В регионах специалисты получают 15 – 20 тыс. рублей.
В Москве – 45 – 95 тыс. рублей.
Один часовой прием у столичного частнопрактикующего психолога может стоить 2,5 – 4 тыс. рублей.
На месячный доход частника влияет количество клиентов.

Карьерные перспективы специалиста

Карьерный рост психолога зависит от совершенствования и расширения его навыков, применяемых им методик, востребованности его услуг. На предприятии такой специалист может вырасти от рядового сотрудника до начальника HR-службы, заместителя руководителя по кадровым вопросам. Успешный психолог со временем может открыть свой коммерческий кабинет по оказанию психологической помощи. Но чтобы быть востребованным, специалисту недостаточно диплома о высшем образовании. Необходимо постоянно обучаться, повышать квалификацию на курсах и тренингах, учиться новым методикам психодиагностики и помощи, заявлять о себе.

Что ждет специальность в ближайшем будущем

Работа мышления, психологические качества, причины их проявления – ключевые объекты изучения психологами. Дипломированные специалисты будут всегда востребованы на рынке труда. Только они могут оказывать профессиональную помощь попавшим в критические ситуации. Специалист помогает людям использовать собственные внутренние ресурсы как для личностного роста, так и карьерного.
В ближайшие годы потребность в психологах только будет расти. В первую очередь будут востребованы специалисты с дипломами топовых вузов.

Источник: ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Недавно психологи признались, чем грозит им собственная профессия. Их пациенты с каждым годом становятся психологически грамотнее, и даже дети в школах понимают разницу между психиатрами и психологами.

Психолог, кто это?

Что значит быть психологом? Очевидно, что человек всю жизнь исследующий природу и свойства души и сам становится не совсем обычным человеком. Ведь профессия требует от психолога, чтобы он сам умел делать то, чему учит. И психологов специально обучают умению управлять собой, искусно слушать и понимать, быстро вникать в суть проблемы и помогать находить решение. Психолог – все время совершенствуется, умеет и любит учиться – читает специальную литературу, встречается с коллегами, занимается собственными исследованиями. Профессиональный психолог не советчик и не великий Учитель, но помощник, который умеет принимать клиента таким, какой он есть и помогает найти решение проблемы или выход из трудной ситуации. Главное, что делает психолог – общаясь с клиентом, создает условия, при которых клиент начинает понимать себя, разбирается в себе, обнаруживает и самостоятельно принимает верное решение. Быть психологом – это значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться счастливее.

Перспектива профессии Когда-то, еще лет 8 назад профессия «психолог» не относилась к числу спрашиваемых и высокооплачиваемых. Учиться на психолога шли люди, которые хотели решить свои личные проблемы или помочь близким. Поэтому образование было просто интересным, а мотивы были, чаще всего – личными, немеркантильными и возвышенными. Да и работа по этой специальности была в школах, детских садах, интернатах, псих.диспансерах, милиции. Сейчас же жить психологам стало веселее! Популярность профессий, связанных с психологией растет с каждым годом.

Положительные стороны профессии: Общение с людьми из любых социальных слоев С вами считаются и спрашивают совета (независимо от возраста и социального положения) Учишься на чужих ошибках Узнаешь чужие секреты (для любопытных) Профессия сама по себе продолжает развиваться, и вместе с ней растут и специалисты.

Минусы профессии психолога: Сильные эмоциональные нагрузки Зачастую неудобный график работы (могут поднять даже ночью) Всю жизнь живешь чужими проблемами Психологов много, но талантливых, профессиональных, обладающих даром от природы мало, а только такие могут стать выдающимися (со всеми вытекающими последствиями) Необходимость постоянно повышать свою квалификацию

Два основных направления в психологии: психолог-исследователь (в науке); психолог-практик (помогает людям).

Итого: Психологи следят за тем, чтобы представители всех остальных профессий жили дружно. Психологи заглядывают в подсознание человека и определяют, какие условия ему нужно создать для наиболее продуктивной работы. Психологи разбираются во Фрейде, Юнге, типах личности и пограничных состояниях. Психологи повышают работоспособность персонала и снижают число самоубийств среди сотрудников. Психолог — нужная и почетная профессия.

«Хорошо, что россияне уже стали более-менее психологически грамотными. Лет 15 назад, войдя в школьный класс, можно было услышать крики „Мы не психи!“. Сейчас, наконец-то, все уже поняли разницу между психологами и психиатрами. Но людей все еще нужно убеждать, что посещение психолога — это полезно и не стыдно, что психологические проблемы лучше решать в начальной стадии, а не в финальной»,— рассказала председатель Московского отделения Федерации психологов образования России, доцент МГППУ Ирина Умняшова.

Мифы о переизбытке психологов

Выпускаемые учебными заведениями психологи не всегда могут оказать реальную помощь нуждающимся. И они зачастую остаются невостребованными обществом. А это прямая опасность самому доктору «съехать с катушек».

В то же время — найти хорошего специалиста в этой области найти довольно тяжело. И получается дефицит профессии, при дефиците рабочих мест.

Аналитики рынка труда часто заявляют о том, что вузы готовят слишком много психологов, которые потом остаются невостребованными. По мнению самих психологов, эти заявления односторонние.

«Найти хорошего психолога в любой сфере, будь то организационное консультирование или индивидуальное, или семейные проблемы, далеко не просто. Много людей, которых учат быть психологами, но не так уж много тех, кто может реально помочь людям. Поэтому я не считаю, что рынок труда перенасыщен»,— заявил доцент кафедры психологии управления МГППУ Валерий Ильин.

«Например, школьные психологи просто необходимы, но их сокращают. При этом в обществе растет уровень агрессии, уровень насилия в семье, учащаются межнациональные и межконфессиональные конфликты. Школьные психологи понимают, насколько мала будет их зарплата, но все равно хотят работать с детьми, а их просто отфутболивают»,— отметила Ирина Умняшова, добавив, что число абитуриентов, поступающих в психологические вузы не уменьшается. «В этом году, по крайне мере в нашем университете, был довольно высокий конкурс, что нас не может не радовать. Приходят хорошие ребята»,— сказала она.

«Специализация очень популярна, чему во многом способствуют западные фильмы, западная установка на то, что каждая семья должна иметь своего консультанта. К тому же сфера консультирования позволяет оказать помощь конкретному человеку и почти сразу увидеть результат, что, к сожалению, удается не часто»,— пояснила она.
Умняшова также сообщила, что с каждым годом все более популярным становится факультет юридической психологии, который готовит специалистов для работы с людьми, попавшими в сложные жизненные ситуации.
«Это ювенальная психология, ориентированная на социально незащищенные слои населения. Она привлекает студентов еще и тем, что позволяет сразу разобраться в еще одной специальности — юриспруденции»,— сказала она.

Фундаментальная нехватка времени

Опрошенные психологи скептически относятся к введению новой системы образования. По их мнению, в настоящее время даже пяти лет не совсем достаточно для базового психологического образования, не то что четырех.

«После базового высшего образования требуется еще как минимум года два, чтобы обучиться непосредственно профессии, включая определенные технологии, в зависимости от того, в какой сфере человек специализируется, и персональную проработку»,— сообщил Ильин.

Он рассказал, что в мировой практике при подготовке психотерапевтов, в области классического психоанализа или в любой другой молодой специалист должен сначала какое-то время проработать в качестве клиента с собственным курирующим специалистом. «Если человек такого рода подготовку не прошел, очень быстро возникает проблема профессионального выгорания. Это естественно личностно очень затратная профессия»,— добавил он.

Эксперты сходятся во мнении, что пятилетнего образования недостаточно для получения хорошей профподготовки
Умняшова согласилась с тем мнением, что пяти лет мало для подготовки психологов. «Например, наш центр после обучения предлагает ее трехлетние стажировки. Работа строится так: первый год — это адаптационный период, когда молодой специалист прикрепляется к наставнику, чтобы понять вообще специфику работы. Очень важно своевременно получить необходимый совет. А уже на второй год они выбирают себе специализированные программы»,— рассказала она.

Работа без моральной поддержки

«Возьмем, к примеру, западный опыт — там есть достаточно устойчивая, сложившаяся схема помощи внутри профессионального сообщества. Там каждый специалист обращается за профессиональной помощью и поддержкой. Существует масса индивидуальных и групповых консультаций, когда сложные случаи обсуждаются с коллегами. У нас это, к сожалению, находится в зачаточное форме»,— отметил Ильин.

Умняшова также выразила мнение о том, что в России у психологов пока слабо сформировано единое профессиональное пространство, но при этом развита система локальных профессиональных сообществ, в которых психолог может получить поддержку.

В России у психологов пока слабо сформировано единое профессиональное пространство

«В этом есть большая потребность. Я, например, одно время ездила на ежегодный слет психологов. Могу сказать, когда я была молодым специалистом, то часто нуждалось в такой помощи, и когда работала как наставник, то видела эту потребность. Это очень оздоравливает специалиста, сохраняет его нервную систему»,— сказала она.

Психолог также добавила, что молодым специалистам обязательно нужно постдипломное сопровождение, чтобы тот смог определиться, в какой сфере он будет более успешен. «Не у всех специалистов четко сформировано представление о своем профессиональном будущем, о своих задачах. Эта одна из причин по которой многие уходят из профессии — они не могут определиться, не находят поддержки, никто им не подсказывает в каком направлении работать. Это приводит к тому, что людям становится сложно найти хорошего психолога»,— заключила она.

В.Ю. РЫБНИКОВ, Е.Н. АШАНИНА ПСИХОЛОГИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ, Монография, Санкт-Петербург
2011

"Хорошо, что россияне уже стали более-менее психологически грамотными. Лет 15 назад, войдя в школьный класс, можно было услышать крики "Мы не психи!". Сейчас, наконец-то, все уже поняли разницу между психологами и психиатрами. Но людей все еще нужно убеждать, что посещение психолога - это полезно и не стыдно, что психологические проблемы лучше решать в начальной стадии, а не в финальной", - рассказала председатель Московского отделения Федерации психологов образования России, доцент МГППУ Ирина Умняшова.

Мифы о переизбытке психологов

Аналитики рынка труда часто заявляют о том, что вузы готовят слишком много психологов, которые потом остаются невостребованными. По мнению самих психологов, эти заявления односторонние.

"Найти хорошего психолога в любой сфере, будь то организационное консультирование или индивидуальное, или семейные проблемы, далеко не просто. Много людей, которых учат быть психологами, но не так уж много тех, кто может реально помочь людям. Поэтому я не считаю, что рынок труда перенасыщен", - заявил доцент кафедры психологии управления МГППУ Валерий Ильин.

Более того, по его мнению, общество не до конца понимает, насколько полезной может быть работа психолога, что специалистов действительно не хватает.

"Например, школьные психологи просто необходимы, но их сокращают. При этом в обществе растет уровень агрессии, уровень насилия в семье, учащаются межнациональные и межконфессиональные конфликты. Школьные психологи понимают, насколько мала будет их зарплата, но все равно хотят работать с детьми, а их просто отфутболивают", - отметила Ирина Умняшова, добавив, что число абитуриентов, поступающих в психологические вузы не уменьшается. "В этом году, по крайне мере в нашем университете, был довольно высокий конкурс, что нас не может не радовать. Приходят хорошие ребята", - сказала она.


По ее мнению, самыми востребованными остаются кафедры социальной психологии, которая дает возможность работать в сфере политики, бизнеса, рекламы, то есть - неплохо зарабатывать, а также психологическое консультирование.

"Специализация очень популярна, чему во многом способствуют западные фильмы, западная установка на то, что каждая семья должна иметь своего консультанта. К тому же сфера консультирования позволяет оказать помощь конкретному человеку и почти сразу увидеть результат, что, к сожалению, удается не часто", - пояснила она.

Умняшова также сообщила, что с каждым годом все более популярным становится факультет юридической психологии, который готовит специалистов для работы с людьми, попавшими в сложные жизненные ситуации.

"Это ювенальная психология, ориентированная на социально незащищенные слои населения. Она привлекает студентов еще и тем, что позволяет сразу разобраться в еще одной специальности - юриспруденции", - сказала она.

Фундаментальная нехватка времени

Опрошенные психологи скептически относятся к введению новой системы образования. По их мнению, в настоящее время даже пяти лет не совсем достаточно для базового психологического образования, не то что четырех.

"После базового высшего образования требуется еще как минимум года два, чтобы обучиться непосредственно профессии, включая определенные технологии, в зависимости от того, в какой сфере человек специализируется, и персональную проработку", - сообщил Ильин.

Он рассказал, что в мировой практике при подготовке психотерапевтов, в области классического психоанализа или в любой другой молодой специалист должен сначала какое-то время проработать в качестве клиента с собственным курирующим специалистом. "Если человек такого рода подготовку не прошел, очень быстро возникает проблема профессионального выгорания. Это естественно личностно очень затратная профессия", - добавил он.


Умняшова согласилась с тем мнением, что пяти лет мало для подготовки психологов. "Например, наш центр после обучения предлагает ее трехлетние стажировки. Работа строится так: первый год - это адаптационный период, когда молодой специалист прикрепляется к наставнику, чтобы понять вообще специфику работы. Очень важно своевременно получить необходимый совет. А уже на второй год они выбирают себе специализированные программы", - рассказала она.

Работа без моральной поддержки

"Возьмем, к примеру, западный опыт - там есть достаточно устойчивая, сложившаяся схема помощи внутри профессионального сообщества. Там каждый специалист обращается за профессиональной помощью и поддержкой. Существует масса индивидуальных и групповых консультаций, когда сложные случаи обсуждаются с коллегами. У нас это, к сожалению, находится в зачаточное форме", - отметил Ильин.

Умняшова также выразила мнение о том, что в России у психологов пока слабо сформировано единое профессиональное пространство, но при этом развита система локальных профессиональных сообществ, в которых психолог может получить поддержку.


"В этом есть большая потребность. Я, например, одно время ездила на ежегодный слет психологов. Могу сказать, когда я была молодым специалистом, то часто нуждалось в такой помощи, и когда работала как наставник, то видела эту потребность. Это очень оздоравливает специалиста, сохраняет его нервную систему", - сказала она.

Психолог также добавила, что молодым специалистам обязательно нужно постдипломное сопровождение, чтобы тот смог определиться, в какой сфере он будет более успешен. "Не у всех специалистов четко сформировано представление о своем профессиональном будущем, о своих задачах. Эта одна из причин по которой многие уходят из профессии - они не могут определиться, не находят поддержки, никто им не подсказывает в каком направлении работать. Это приводит к тому, что людям становится сложно найти хорошего психолога", - заключила она.

Читайте также: