Чем полезна обществу профессия жонглер

Опубликовано: 26.06.2024

Одной из звезд, приглашенных на V Санкт-Петербургский культурный форум, стал Жером Тома — жонглер-виртуоз. Известный европейский артист, выступивший с мастер-классом, рассказал корреспонденту «Известий» о жонглерстве как точной науке.

— В Средние века жонглеров называли колдунами. Магия рук достигается исключительно тренировками или же человек должен быть наделен особым даром от рождения?

— Сложный вопрос. Цирк — это и есть магия, для меня эти понятия неразличимы. Возможно, потому, что мне повезло с мамой, которая часто водила меня в детстве в театр. Мне запомнились прежде всего «картинки», визуальные образы, воздействующие на подсознание. Также мне повезло, что в школе я не был хорошим учеником, скорее аутсайдером. И, чтобы как-то компенсировать неуспех, с семи лет много танцевал.

Причем, импровизировал в движении, а в этом случае важно доверять своему воображению, импульсам, возникающим здесь и сейчас. В 14 я начал жонглировать, а это требует техничности. Для меня важно это соединение: с одной стороны, импровизация и воображение, с другой — ловкость и точность.

— В статьях о вас постоянно мелькает словосочетание «новый цирк». Чем он отличается от старого?

— «Новый цирк» — понятие, пришедшее во Францию в 1970-е и связанное с несколькими цирковыми «мушкетерами». Это Алекс Грюс, Сильвия Монфор, Пьер Этекс и Анни Фрателлини, артистическим сыном которой я себя считаю.

Важно понимать, что ныне за словом «цирк» скрывается множество измерений. Сегодня говорят: «хореографический цирк» и «сайт-специфик цирк»; «драматический цирк» и «драматургический цирк». А еще — «перформативный цирк» и «трансдисциплинарный цирк». «Цирк-цирк» и «не-цирк». «Цирк-безо-всего» и «постцирк». И есть жонглерский цирк, наконец. Такое многообразие! В то же время основа едина — всех нас что-то объединяет и держит на территории именно цирка, а не чего-то другого.

Говоря о новом цирке, нельзя не отметить особую важность актерской составляющей. Дело уже не только в технике жонглирования и даже не в артистизме исполнения. Личность важна! Жонглер — это актер. В России новый цирк связан с именами, допустим, Валентина Гнеушева или Евгения Пимоненко — он в своем выступлении на Форуме продемонстрировал как раз актерскую ипостась цирка.

И конечно, новый цирк меняет понятие времени. В старом цирке жонглеру, участвующему в дивертисменте, было предоставлено 5–7 минут. Я же выступаю в несколько раз дольше, жонглируя около часа.

— Как вы выдерживаете такую нагрузку?

— Здесь много секретов. Открою один из них: нужно оставаться в состоянии дзэна.

— А где проходит грань между традицией и новаторством в жонглировании?

— Жонглеры имеют дело с двумя категориями предметов: традиционными, например с мячами или булавами, и нетрадиционными. В таком случае вы жонглируете, чем хотите. Как я, например, перышком или целлофановым пакетиком. Майкл Моушен, приехавший на форум, изобрел контактное жонглирование, основанное на взаимодействии человеческого тела и прозрачных шариков, подкрашенных для иллюзорного эффекта. Через какое-то время непривычное становится привычным, а через годы — традиционным.

Жером Тома: «Жаль, что цирку не учат в общеобразовательных школах»

— Для вас жонглирование не просто спорт, трюкачество, но и поэтическое высказывание. Предметы заряжают его содержанием?

— Конечно, заряжают. Я храню реквизит с разных спектаклей — у меня его много, целый гараж. И когда сочиняю новый спектакль, всегда думаю: а что же у меня там из прежнего припасено? При этом ни одна моя новая постановка не похожа на предыдущую. В одной, например, действует специальная машина, выпускающая перья. Они летят обильно и быстро. А если мне нужно будет, чтобы летели только два перышка, я изобрету новую машину.

— Что было для вас самым радикальным предметом для жонглирования?

— Пожалуй, игрушечные зайчики. У каждого из них две лапки спереди, две сзади, уши, хвост, и надо было придумать, как манипулировать ими. Получилось очень смешно.

— В цирке есть профессии, непосредственно связанные с риском для жизни: дрессировщики крупных хищников или акробаты на подкидных досках. И есть те, кто жизнью и здоровьем вроде бы не рискует: клоуны, шпрехшталмейстеры, жонглеры. Или я не прав?

— Вы правы — жонглер непосредственной опасности не подвержен. Впрочем, однажды мне попало по голове шаром для игры в петанк, а он весьма тяжелый. Но я жив, как видите (смеется).

— В начале 1990-х вы основали ARMO — Ателье исследования манипуляции объектами. Как и что вы исследовали?

— Мы проводили исследования, близкие к научным. Это помогало в наработке мастерства. Например, высоко подброшенное яблоко падает с разной скоростью, ближе к земле она возрастает, значит, ловить яблоко на уровне головы и на уровне ног нужно по-разному. Когда пациент отвечает врачу, насколько сильно что-то болит, это субъективно. А гравитационное свойство того или иного предмета — показатель точный.

— То есть жонглирование — это точная наука?

— Да. А с другой стороны, это полное безумие. Свою жизнь этому отдают ненормальные люди.

— Если молодой человек чувствует в себе способность к жонглированию, куда вы посоветуете поехать учиться?

— Думаю, что нужно создать систему тестов, определяющую способности человека. Может ли он точно организовать свое тело? Какова скорость реакций? Например, попросить его подбросить коробочку, сцепить руки за спиной, а затем поймать ее. И выполнение каждого из заданий оценить от нуля до пяти. И если по всем заданиям будут пятерки, то всё, друг, давай жонглировать.

— А как же профессиональная школа?

— Нет школы. Никогда не было. И тем лучше. За исключением российской школы, единственной в мире. Если говорить о моей лично школе, то она — в природе. Повсюду. Сегодня развита система мастер-классов, и хорошо, что есть возможность ездить по миру, зарабатывать на жизнь. Но что я нахожу очень печальным: цирковой дисциплины нет в обычных общеобразовательных школах. Физкультура есть, а цирком, в том числе жонглированием, никто не занимается.

Справка «Известий»

Жером Тома — глава Compagnie Jérôme Thomas, организатор фестиваля «Французский жонглер сегодня», участник создания «Школы жонглеров» в Парк ля-Вилетт. В 2003 году Общество драматических актеров и композиторов Франции присудило Тома приз «Лучшему цирковому артисту страны». Неоднократно гастролировал в России.

Полезные профессии для общества

Знакомясь на улице с девушкой или новыми друзьями, почти всегда рассказывают о своей профессии. Если работаешь обычным инженером, учителем, врачом или механиком, то можешь ожидать сморщенного носика девушки, а также ухмылок окружающих людей. Сейчас в моде совсем другие профессии: звезды, блогеры, музыканты, актеры, модели, коучеры, фотографы, баристы, стилисты, тату мастера, чиновники. Но если ты не один из них, то являешься неудачником. С какого момента полезные профессии стали презираться и не уважаться в обществе?

Современное общество ставит с ног на голову мир профессий. Можно перечислить громадный список почти бесполезных профессий, которые являются вторичными в обществе. Это блогеры, звезды, чиновники, стилисты, модели и прочая мутная братия. Произошла подмена ценностей, когда действительно полезные профессии не ценятся, а разная ерунда почитается. Уважением пользуются сомнительные виды работы, а не профессии, которые держат этот мир на плаву. Тебе это не надоело?

Мода на вторичные профессии привела к тому, что молодежь выбирает сомнительные сферы занятости, когда не хватает хороших инженеров, механиков, врачей, учителей, ученых, программистов. Список ненужных и популярных профессий расширяется с каждым днем. Все хотят быть кем-то, но не иметь обычную полезную специальность.

Почему так вышло, что сомнительные специальности сильнее уважаются? В 90% случаях дело в деньгах. Работая инженером, врачом или учителем, ты не можешь рассчитывать на достойный доход. Но такая ситуация только в странах бывшего СССР. В более цивилизованных странах Европы, Канаде или США все обстоит иначе. Подобные профессии, включая рабочие, достойно оплачиваются и вознаграждаются. Полезные профессии для общества получают высокие зарплаты и условия труда.

Полезные профессии для общества

Список полезных профессий для общества

Профессия определяет многое в жизни человека. Какие профессии можно назвать не только полезными, но и востребованными в будущем? Чем данные профессии полезны обществу вполне понятно.

  • IT- специалист
  • Инженер
  • Врач
  • Ученый
  • Педагог
  • Механик
  • Химик
  • Строитель
  • Военный
  • Спасатель или пожарный

10 мифов, которые портят жизнь, забирают счастье и мешают реализовать себя

Полезные профессии для общества

В современном обществе стали модны декоративные специальности, а поэтому мы начали катиться в пропасть. Сейчас каждый второй блогер, коучер, модель, а двигать прогресс некому. Любой человек может говорить часами об актерах, блогерах и селебрети, то не может назвать имя своего врача, который спас ему жизнь.

Мы уважаем звезд и других подобных людей, чье исчезновение не обрушило бы мир. Все переживают за актера, который пьяный попадает в аварию, убивает человека и садится в тюрьму. Но все забывают про водителя службы доставки, погибшего в этой трагичной катастрофе.

Жизнь любого человека важна, а не только известного блогера, актера или модели. Мы стали почитать сомнительные профессии, а их носителей принимаем за богов. Мы сами нашли себе ложных кумиров и ложные идеалы.

Мы игнорируем полезные профессии для общества, а также их носителей. С каких пор мы перестали уважать инженеров, рабочих, водителей, продавцов, комбайнеров и другие подобные специальности? Почему людей, которые делают настоящую работу, перестали уважать? Если почитать интернет, то все фотографы, блогеры, бьюти-модели и начинающие писатели. Но никогда нет тех, кто хочет работать в важных и нужных сферах.

Полезные профессии для общества

Полезные профессии для общества и своего счастья

В современном мире произошла подмена ценностей. Все больше становится пустых людей с пустыми желаниями и пустыми головами. Девушки не хотят себе мужчину с обычной профессией, впитав гламур и пафос современного мира.

Игорь Растеряев пел в своей песне «Комбайнеры» про кризис профессий: «Комбайнеры, трактористы, грузчики арбузных фур. Эти парни не являются мечтой гламурных дур.» Но полезные и важные профессии – это обычное дело, так что не нужно переживать.

Полезные профессии для общества

С глянцевых обложек журнала на нас смотрят совсем другие люди, которых никогда не встретишь в реальной жизни. Мы стали представлять себе жизнь в стиле Голливуд, но на меньше не согласны. Девушки мечтают о гламуре, роскоши, пятизвездочных гостиницах, частных самолетах, белых лимузинах, крупных брильянтах и других атрибутов глянца. Всего этого мы насмотрелись в низкобюджетных голливудских фильмах, больше похожих на сказку.

Как избавиться от лени и усталости?

Нескончаемые иллюзии и завышенные ожидания приводят к горьким разочарованиями. Мы разучились довольствоваться имеющимся, открыто радоваться и наслаждаться жизнью. Мы находимся в бесконечной гонке, чтобы соответствовать каким-то навязанным идеалам извне.

Насколько ты счастлив, выбрав данную работу? Делаешь ли мир лучше и несешь ли пользу? Хватит слушать гламурные сплетни, которые еще никого не сделали счастливым. Займись чем-то действительно важным. Не слушай пустых людей, которые давно продали душу за зеленые фантики. Счастье далеко не в этом.

Современное искусство жонглирование (подбрасывание и манипулирование предметами) к средневековому жонглёрству никакого отношения не имеет. Общее у них только то, что и тогда, и сейчас задача жонглёра — развлекать публику.

Памятник жонглёрам в Фюрте

Происхождение слово «жонглёр» приводит нас к римлянам и латинскому языку. Термины joglar и juggler происходят от латинского слова iocularis, которое переводится как «смешное, забавное, занимательное». В свою очередь, iocularis происходит от слова iocus, которое можно перевести на современный язык как «публичное шоу» или «вечеринка для всех».

Как и трубадуры, жонглёры как профессия зародились во Франции. Со старофранцузского слова jougleor или jongleur переводится как «потешник» или «затейник». Также использовалось латинское слов joculator.

Интересно, что после эпохи Средневековья «жокуляторами» во Франции стали называть бунтарей и социально опасных личностей.

Но с XIII по XV век жонглёрами назывались «низшие трубадуры» или «стихоплеты для бедных». По сути, герой мультфильма «Бременские музыканты» — не трубадур, и именно что жонглёр, бродячий музыкант-исполнитель низкого происхождения.

В 1274 году трубадур Гираут Рикье (Guiraut Riquier de Narbona) писал королю Кастилии Альфонсо Мудрому, чтобы тот не позволял людям смешивать «куртуазных поэтов» с «простонародными музыкантишками». Творения жонглёров Рикье презрительно называл безделушками, тогда как трубадуры создают вечные произведения, знают секреты стихосложения и владеют «искусством творческого изобретения». Песни Гираута Рикье в средневековом песеннике
Песни Гираута Рикье в средневековом песеннике
Фото: ru.wikipedia.org

Интересно, но Рикье оказался прав. О музыке и стихах жонглёров нам практически неизвестно. Из-за особенностией профессии они почти не оставили никаких музыкальных или нотных памятников. Упоминания о них изредка встречаются в исторических хрониках или литературных сочинениях вроде «Романа о Персевале». Даже имен жонглёров не сохранилось.

Известен лишь Папиоль, а также некий Пистолета (переводится как «письмецо»). Последний сохранился в истории как раз благодаря своему трубадуру. Поэт-песенник Арнаут де Марейль (Arnaut de Mareuil) писал песни, а Пистолета исполнял их и заодно подрабатывал у трубадура курьером. Хорошая демонстрация статусов двух видов музыкантов в обществе.

По другим данным Пистолета всё-таки сам был именно что трубадуром, поэтому и удостоился записи в хронике Окситании, южной провинции Франции. Именно этот регион считается родиной трубадуров, и по средневековым представлениям трубадур мог быть родом только отсюда. Но, видимо, как трубадур, Пистолета не состоялся и пошёл на службу к более удачливому коллеге. Жонглёры. Средневековая миниатюра
Жонглёры. Средневековая миниатюра
Фото: ru.wikipedia.org

Трубадуры же, в отличие от жонглёров, оставили богатейшее музыкальное наследие. Они фактически придумали литературный романский язык, вдохновили на творчество Данте и Петрарку. Исчезнув из истории после альбогийского крестового похода, трубадуры вновь были открыты уже после окончания Средних веков.

Случаев, когда жонглёр служил трубадуру, довольно много. Такое положение к концу Средневековья и особенно в начале следующей эпохи, Нового времени, придало профессии пренебрежительный оттенок. В Португалии, например, так стали называть вообще всех бродяг и нищих.

В Испании зафиксировано и употребление слова juggler в отношении воров. Причем виной стали тоже трубадуры. Жонглёру, нанятому трубадуром, запрещалось менять тексты исполняемых песен или исполнять их в ненадлежащих условиях. Например, рыцарь заказывает трубадуру песню для дамы сердца. Исполнять эту песню жонглёр может только в присутствии самой дамы и/или трубадура.

Зато именно жонглёров стоит считать родоначальниками пантомимы, пародии и театра. Августина де Рохас Вилландрандо (Agustin de Rojas Villandrando) называли «жалким шутом», а он умело копировал повадки людей, пародируя без единого слова:

Я подражал лицам, повадкам и речи своих слушателей так, что у них буквально отвисала челюсть от удивления. Как жаль, что в мой последний день умру не только я, но и все мои персонажи!

Рохас прожил интересную жизнь. Родился в Мадриде, а солдатом служил во Франции. В Италии убил человека, скрывался от мстителей и правосудия. Спрятавшись в храме Святого Хуана, сумел вымолить пощады в обмен на триста дукатов. Потом спокойно жил в городах Севильи и Гренады, женился, но в итоге не угодил инквизиции. Его работа «Чудесная республика» была запрещена церковью. А в самом Рохасе заподозрили… еврея.

Портрет Агустина де Рохаса Вилландрандо на обложке его произведения «Занимательное путешествие». Барселона, 1624 г.
Портрет Агустина де Рохаса Вилландрандо на обложке его произведения «Занимательное путешествие». Барселона, 1624 г.
Фото Национальная библиотека Испании, ru.wikipedia.org

Важность средневековых жонглёров сложно переоценить. Во-первых, их часто использовали как секретных курьеров. В частности, так поступал сицилийский король Фридрих III. Плюс, именно жонглёры под руководством высокопоставленных любителей искусства развивали так называемый «популистский театр», или театр для простого народа, где ставились пьесы не только комического, но даже эротического характера. Каталонский жонглёр Пер-Шахат даже получил покровительство короля Педро IV, чтобы инквизиция и церковь не сильно беспокоили театральную труппу.

В разных странах жонглёров называли по-разному. Точнее, у данной профессии были разные названия. В России это скоморохи, в Англии — менестрели, в Германии — шпильманы. При этом универсальность жонглёров постоянно развивалась. К концу Средних веков эти мастера на все руки не только пели, танцевали, играли на десятках инструментов, но даже стали выполнять функции парикмахеров и… Дантистов! Ремедиос Варо, «Жонглёр», 1956 г.
Ремедиос Варо, «Жонглёр», 1956 г.
Фото: artchive.ru

Пожалуй, такая размытость и погубила профессию. Пока трубадуры развивали литературный язык и поэзию, жонглёры зарабатывали чем могли и как могли. В итоге потеряли даже собственное название, отдав его другому искусству. Хороший пример, что нельзя разбрасываться талантами и нужно уметь сосредоточиться на чём-то одном.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ЖОНГЛЁР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И СОВРЕМЕННОСТИ: К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Людей всегда привлекал стиль жизни и одежда жонглеров. Они часто задавались вопросами: «Как живут эти люди? Чем занимаются? Какие по своей натуре жонглеры? Чем питаются? Где выступают со своими представлениями? Чем привлекательны представления жонглеров?». На одном из уроков истории меня заинтересовали данные вопросы, и мне очень захотелось внимательно изучить жизнь жонглёров в средневековье и современности.

Целью исследования является выявление динамики в понимании значения слова «жонглер» в современном мире.

Для выполнения цели исследователем ставятся следующие задачи:

Собрать сведения о таких аспектах жонглера в средние века, как его понятие, облик и положение в жизни средневекового общества в работах различных авторов.

Выявить и сопоставить представления о жонглере, его облике и положении в современном обществе.

Установить динамику в понимании значения слова «жонглер» в современном мире.

При написании работы использовались следующие методы: описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод (как одна из форм сравнительно-исторического метода), позволяющий раскрыть сущность понятия «жонглер» в разных исторических эпохах, а также метод выборочного анкетирования, раскрывающий представления современного общества о жонглере.

Объектом исследования является значение слова «жонглер» в средневековом и современном мире.

Предмет нашего исследования - сравнительный анализ в понимании жонглера средневековым и современным человеком.

Актуальность работы заключается в том, что мы увидим, как менялись представления о жонглере, его облике и положении в жизни общества на протяжении многих веков (от VI до начала ХХI вв.)

Глава I.Жонглеры прошлого

1.1. Понятие жонглер

«Ты должен играть на разных инструментах, вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия па другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать на веревке, протянутой от одной башни к другой, следя за тем, чтобы она не поддалась», - поучал провансальский трубадур Гираут де Калансон жонглера Фадета (начало XIII в.) [1, стр.17]

Эти слова прекрасно характеризуют средневековых мастеров на все руки, универсальных артистов, именуемых жонглерами (jongleur). В Испании ему соответствовало слово хуглар (juglar), в Германии - шпильман (Spielmann), в Англии - менестрель (minstrel), на Руси - скоморох. Жонглеры имели культурно-исторические традиции: перенимали искусство древнеримских актеров, потомки которых, называемые гистрионами и мимами, бродили по средневековой Европе [3, стр.41].

В идеальном случае жонглер - поэт-певец, рассказчик и мимический актер, но вместе с тем - гимнаст, плясун, музыкант, а также наездник, дрессировщик и фокусник. Он воплощал синтез зрелищных искусств и удовлетворял все пожелания праздничного людского множества.

Жонглеры вели странствующий образ жизни и показывали свои умения там, где их способны оценить и за них заплатить, то есть на улицах и площадях городов, в замках феодалов (особенно в дни турниров, свадеб, посвящения в рыцари и т.д.), во дворцах. С XI в. часть жонглеров начали оставаться в замках и монастырях на постоянное жилье.

Творчество жонглеров расцвело во второй половине XI-XII в. вместе с развитием городской и придворной культуры. Оно стало популярным во всей Западной Европе от Средиземноморья до северных рубежей, что нашло отражение в памятниках романского искусства.

К XIII в. наиболее предприимчивые жонглеры устраивали спектакли в замках феодалов Прованса, Бретании, Нормандии и даже при французском, английском, сицилийском и арагонском дворах; менее удачливые - могли получить комические роли в духовных представлениях, теперь проводившихся на местных языках. Таким образом состав жонглеров пополнялся грамотными, но утратившими положение в обществе представителями мелкого духовенства, странствующих школяров, беглых монахов.

С конца XIII в. образуются цеховые объединения жонглеров, с целью защиты их прав, определения места в обществе, сохранения профессиональных традиций и передачи их ученикам. В 1288 г. в Вене было основано «братство св. Николая», в 1321 г. в Париже «Братство св. Жюльена», а в Англии гильдия «королевских менестрелей». XIII-ХV вв. - золотой век жонглерии [7].

Этим переходом к цеховому укладу завершилась история средневековой жонглерии. Однако бродячие жонглеры полностью осядут лишь во второй половине XVI в. с возникновением новшества в мире общественных увеселений – цирка [4].

1.2. Облик жонглера

Жонглеры, стоявшие вне всякой иерархии, происходили из разных сословий. Среди них и их предков были разорившиеся крестьяне, ремесленники, променявшие свои инструменты на виолу и арфу, безместные клирики, бродячие школяры и даже обедневшие выходцы из родовитых семей. Пешком или в седле они скитались по свету: зимой ночевали в придорожных кабачках и на фермах, расплачиваясь песнями за приют и скудную пищу, а в теплое время года устраивались где придется: на лесной опушке, у деревенской околицы или на рыночной площади города [1, стр.67]. Произведения искусства запечатлели живые черточки быта «мастеров веселья».

Ты так беден и жалко одет.

Ходят шуты за глупцом,

Но опасна толпа их шальная.

Ветром фортуны гоним.

Любит слепой их богач.

Петрарка «Лекарства от превратностей судьбы».

Хотя многие жонглеры странствовали в одиночку, взаимная поддержка и товарищеская сплоченность были важным условием их выживания. Судя по иллюстрациям, жонглеры предпочитали объединяться в маленькие замкнутые группы из двух-трех человек - участников коллективного спектакля. Нередко ядром актерской компании была супружеская пара: мужу - главному кормильцу и «премьеру» - помогала его подруга - танцовщица, аккомпаниаторша, певица. «Жонглер тот, кто вращается среди людей со смехом и с игрой и высмеивает себя, свою жену, своих детей и всех прочих» (Брунотто Латини, «Книга сокровищ», 1266) [1, стр.69]. Профессиональные секреты зрелищного искусства отцы передавали сыновьям. Дети по стопам родителей с малолетства вступали в суровую школу скоморошьего ремесла. В течение многих лет, работая до изнеможения, они проходили курс ученичества, овладевали всеми тонкостями «науки». Благодаря семейной преемственности и упорному труду, из подростка формировался мастер своего дела - акробат, дрессировщик, музыкант. Вокруг семейной ячейки группировались «вольнонаемные» актеры. Иногда в состав труппы входило много исполнителей.

Жонглеров издали узнавали по кричащим «лоскутным» одеждам, музыкальным инструментам у пояса, тощим коврикам, которые они перекидывали через плечо, а во время выступления расстилали прямо на мостовой. Наполняя улицы беспорядочным весельем, они несли корзинки с обезьянами и разноцветных попугаев, вели дрессированных медведей, лошадей, собачек и коз. Судя по изобразительным материалам, разношерстная жонглерская братия не знала единых костюмов, подобных специальному костюму шутов. Одевались по моде времени и в зависимости от достатка; от нищенского рубища до нарядного платья придворных менестрелей. Придворные жонглеры в ХII-XIV вв. музицировали в двуцветных «гербовых одеждах» с узорами из диагональных и поперечных полос или в шахматную клетку. На миниатюре гейдельбергского «Песенника» солист с виолой в центре «оркестра» облачен в длинное платье, отороченное мехом. Как и наряд его патрона - миннезингера Генриха Фрауенлоба, оно отделано зелеными зигзагообразными полосами. Залито зеленым и поле герба Генриха. На другой миниатюре той же рукописи барабанщик в центре музыкантов носит зеленый котт - цельнокроеное приталенное платье под цвет туалета сеньора - миннезингера Оттона Бранденбургского, играющего в шахматы с дамой сердца.

В пути или на привале жонглеры носили ничем не примечательное будничное платье. Мужчины ходили в чепчике, шенсе - верхней рубахе до колен (реже до щиколоток), чулках-штанах (шоссах), мягких кожаных туфлях без каблуков. К поясу подвешивали нож и кошелек, в непогоду закутывались в плащ-манто, скрепленный завязками. Голову прикрывали куафом-капюшоном с пелериной и длинным мысом, спускавшимся с темени на спину.

Платье жонглересс доходило до пят. Замужние женщины скрывали волосы под покрывалом, девушки танцевали простоволосыми. Перед выступлением жонглеры наряжались в праздничное яркое платье, выделявшее их из толпы (см. Приложение I).

1.3. Положение в обществе

По мнению французского историка Жака Ле Гоффа, жонглеры средневековья могли быть жонглерами от Бога и жонглерами от дьявола. Их мысли и деяния могут склоняться как к добру, так и злу, проявляться как соответствующие предназначению сына Божьего, сотворенного по его образу и подобию, либо выявлять в нем грешника, которым манипулирует дьявол. Достойны похвалы те жонглеры, которые поют «о великих деяниях князей и житии святых, они приносят облегчение больным и тоскующим и не позволяют себе слишком много мерзостей, как то делают акробаты мужеского и женского пола или же те, кто показывает срамные действа и вызывает призраков, творя заклинания и колдовство или же каким другим способом» [2, стр.119].

Положение жонглера было шатким в эпоху господства церкви и христианства в Средневековье - часто жонглеров изображали в иллюстрациях на полях рукописей.

Только в XIII в. жонглер становится положительным персонажем благодаря орденам нищенствующих монахов. Франциск Ассизский, основатель ордена францисканцев, проявил себя как «жонглер Бога», «менестрель Божий». Но он уточняет, что «жонглирует словами», то есть он избегает пользоваться жестикуляцией; полагая, что его проповедь, изложенная в форме простонародного рассказа, благодаря душеспасительному искусству жонглеров обретает возвышенность. Другой францисканский проповедник Николя де Биар сравнивает жонглеров с исповедниками: «Жонглеры – это исповедники, вызывающие смех и радость Господа и святых его блеском своих речей и деяний: один служит в церкви, другой же поет, другой же говорит по-романски; то есть то, что услышано на латыни, он пересказывает на романском наречии и так доносит эту проповедь до паствы». Так, смех, сдерживаемый и подавляемый церковью, обрел свободу [1, стр.123].

С конца XIII в. жонглер становится не просто разносчиком удовольствий, а литературным героем. Например, жонглер как литературный герой появляется в романе Адене де Руа «Клеомадес» (около 1260 г.).

Да хранит тебя настоящий менестрель

От нанесения вреда и злословья;

Не должно исходить из уст его.

И да будет он всегда готов

Превозносить добро всюду, куда он придет.

Да будет благословенен тот, кто так поступит!

Глава II.Жонглеры настоящего

Для выявления представлений о жонглере, его облике и положении в современном обществе мною было проведено выборочное анкетирование в МБОУ «Средней общеобразовательной школе №15» г. Калуги среди учащихся 5-х, 6-х и 8-х классов. Случайно выбранным ребятам была предложена раздаточная анкета, содержащая три вопроса открытого типа (см. Приложение II).

Анкетирование представило следующую картину:

Кто такой жонглер?

Как выглядит жонглер?

Как ты относишься к ремеслу жонглера?

В результате исследования я пришла к следующим выводам:

Понятие «жонглер» претерпело глубочайшее изменения, средневековый универсальный артист, который в течение долгого времени был единственным представителем светской музыкальной культуры превратился всего лишь в одну из специальностей циркового артиста (93% респондентов).

Облик жонглера также изменился. Неотъемлемым атрибутом средневекового жонглера была яркая праздничная одежда, выделявшая его из толпы. Для современного жонглера внешний облик больше не играет первостепенного значения (1/3 респондентов отмечает, что жонглер выглядит как обычный человек).

На данный момент нет сомнений, что ремесло жонглера вызывает не только положительное отношение общества (33% респондентов), но и уважение за свое мастерство (53%). Положение жонглера устойчивое, его рассматривают как одну из профессий современного общества.

Таким образом, образ жонглера сильно изменился со времени средневековья. Неизменным остается одно – жонглеры по-прежнему приносят праздник людям, раскрашивая своим веселым настроением наши жизни.

1. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М.: Наука. 1988

2. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков / Жак Ле Гофф; Пер. с фр. Д. Савосина. М.: Текст. 2011

3. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т.1. По XVIII век. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка. 1983

4. Современнаяэнциклопедия. 2000 // http://dic.academic.ru

5. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940 // http://dic.academic.ru

7. Энциклопедическийсловарь. 2009 // http://dic.academic.ru

Рис. 1,2,3 Жонглеры на страницах средневековых рукописей

Образец анкеты для проведения выборочного анкетирования учащихся

Приглашаем Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым нами с целью выявления представлений о жонглере, его облике и положении в современном обществе. Нас интересует Ваше отношение к данной проблеме.

Анкета проводится анонимно.

Инструкция к заполнению анкеты.

Внимательно прочитайте вопросы и дайте на них развёрнутый ответ, соответствующий Вашему мнению.

«Все профессии нужны, все профессии важны». Эти строки из стихотворения Владимира Маяковского знают и взрослые, и школьники. Любой специалист вносит свою лепту в жизнь общества и объяснять это нет смысла. Портной, как и 100 лет назад, шьёт и ремонтирует одежду: изменились только способы и инструменты. Учитель, как и раньше, учит детей: изменились педагогические методы и условия преподавания. Но есть профессии, которые влияют на остальные, и в целом на развитие общества. Благодаря им происходит эволюция и улучшение качества жизни людей. О них поговорим ниже.

Профессии, связанные с политикой и правом

Политическая сфера одна из самых важных сфер жизни. И от того, как она устроена, во многом зависит развитие общества. Например, в Советском союзе развитие науки и техники было на высочайшем уровне, но авторитарный строй во многом ограничивал свободу людей. Поэтому поддержание демократического режима, а также защита прав людей — это база для развития общества. За качество политической жизни отвечают политики, юристы , судьи , следователи , социологи и другие представители социально значимых профессий.


Инженерные профессии

Научные изобретения порой в корне меняли уклад и образ жизни человечества. Посудите сами: было время, когда люди передвигались на дальние расстояние на лошадях. На это уходило много времени и средств (частые остановки, нелётная погода, форс-мажоры). Но с изобретением первых автомобилей и запуском Генрихом Фордом конвейера начался технологический прорыв. Качество жизни людей заметно улучшилось : ускорилось транспортное сообщение, расширились торговые возможности и многое другое.

Информационные технологии, ворвавшиеся в жизнь людей, резко разделили мир на до и после. Сегодня ни один человек не может представить своей жизни без гаджетов. Они помогают нам просыпаться, готовить еду, оплачивать услуги, учиться, развиваться и многое другое. И в скором времени, как прогнозируется, заменят в некоторых сферах человека . Поэтому профессии, связанные с информационными технологиями, очень важны.

Ежедневно инженер-программист , строитель , технолог, конструктор , архитектор , учёный и другие представители заботятся о нашем будущем.


Медицинские профессии

Профессии, связанные с экономикой и бизнесом

Нет денег — нет развития. В этом легко убедиться на примере малоразвитых стран: Анголы, Гвинеи, Замбии и так далее. Поэтому опытные экономисты и бизнесмены, которые способны реализовать любую крутую идею, чтобы извлечь от этого максимум пользы, нужны как никогда. Всё чаще мы слышим о стартапах и конкурсах среди талантливой молодёжи, которые развивают интересные проекты. За такими свежими мозгами — будущее нашей страны. Поэтому имей в виду, что профессии экономист , бизнес-аналитик , менеджер и другие будут актуальны всегда.


Профессии, связанные с образованием и искусством

Школа является стартовой площадкой в развитии личности, а состояние образовательной системы говорит о развитии той или иной страны. Личность воспитателя , преподавателя , учителя во многом влияет на мировоззрение школьников и выбор ими будущего пути. Именно в школе у детей находят и развивают их таланты. Ведь нельзя сделать большое научное открытие в области физики, если в школе у тебя был некомпетентный преподаватель и ты не любил этот предмет.

За духовное развитие общества отвечают профессии, связанные с искусством: культуролог , хореограф, актёр , писатель, режиссёр и так далее. Сохранность культурных ценностей, их передача и формирование эстетического чувства — важные критерии развитого общества.

Развитое общество — это не безликая масса. И если заниматься саморазвитием , то можно повлиять на будущее как профессионалу. А если тебе нужна помощь в этом, обращайся за консультацией к психологу-профориентологу Адукара .

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: