Что делать если не определился с профессией после школы

Опубликовано: 02.10.2024

Некоторые школьники подходят к окончанию одиннадцатого класса с четким планом следующих действий в голове: куда поступать, где жить, где работать. Не факт, что их планы будут реализованы на 100 % и что они не разочаруются в них в дальнейшем. Но они хотя бы знают, что им делать прямо сейчас. Глядя на них те, кто не определился с выбором, тревожатся из-за своего «подвешенного состояния» еще сильнее. В этой статье мы постараемся выяснить, как разобраться с такой ситуацией. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Основные варианты

Начнем с того, какие в принципе есть варианты у одиннадцатиклассников. Итак, окончив школу, можно:

  1. Поступить в вуз, сдав ЕГЭ и пройдя дополнительные экзамены на базе выбранного учебного учреждения (для некоторых специальностей). Учиться в университете, академии или институте 4-5 лет для получения степени бакалавра или специалиста, в магистратуре – еще 2 года. Студентам медицинских вузов стоит учитывать также необходимость пройти двухлетнюю ординатуру, чтобы получить узкую специальность.
  2. Поступить в ссуз по аттестату о школьном образовании. Обучение в колледже для 11-классников обычно длится 2-3 года (в зависимости от специальности) и заканчивается получением конкретной профессии, по которой можно уже искать работу.
  3. Пройти коммерческие курсы. Их может быть достаточно, чтобы стать сварщиком, машинистом или, например, парикмахером и мастером по маникюру. Представители таких профессий вполне могут достойно зарабатывать и быть довольны своей работой, и тогда необходимости в высшем или среднем специальном образовании как таковом нет. Либо его можно дополучить позже, совмещая с работой.
  4. Взять передышку. Да, одноклассники, учителя и родители в большинстве своем поддерживают спешку и суету последних месяцев учебы, мотивируя выпускников обязательно куда-нибудь поступить. Но в возрасте 17-18 лет не иметь четкого представления о том, чем ты хочешь заниматься в будущем, вполне нормально. Выбор профессии определяет жизнь человека на долгие годы. И если сделать этот выбор вообще не получается, то имеет смысл один год отдохнуть от учебы. За это время можно поработать на должности, не требующей образования и опыта, лучше понять себя, спокойнее подготовиться к ЕГЭ, и в следующем году поступить уже гораздо более осознанно.

Это четыре основных варианта развития событий. В качестве альтернативы можно выбрать зарубежный вуз или колледж, однако суть вариантов от этого не изменится.


Как разобраться в себе?

Предположим, что сильное желание поступить в какое-то образовательное учреждение все же есть, но вот с профилем определиться никак не получается. Тогда можно попробовать самостоятельно разобраться в своих склонностях и предпочтениях по следующему примерному алгоритму.

1. Успокоиться. Для этого сделать глубокий вдох, выдох, повторить несколько раз. Чтобы честно поговорить с самим собой, нельзя находиться в состоянии тревоги, суеты или растерянности.

2. Подумать, какие предметы или сферы деятельности тебе нравятся больше всего. Не нужно сразу пытаться преобразовать это в потенциальную профессию. Просто проанализируй, что тебе интересно. Например, решать генетические задачки по биологии, читать стихи перед публикой, подсчитывать числа, помогать людям решить конфликты. Не бойся, если это будет что-то, что сложно поместить в рамки конкретного школьного предмета.

4. Отфильтровать полученную выборку, исходя из личных особенностей. Представь, что ты уже занимаешься работой, которая тебе нравится (неважно, какой именно).

  • Как бы, на твой взгляд, выглядели оптимальные условия такой работы?
  • В ней было бы больше нахождения в офисе или разъездов по разным местам, самостоятельного труда или работы в команде?
  • Насколько много ответственности ты был бы готов на себя взять?
  • Насколько много хотел бы общаться с коллегами и партнерами?
  • Насколько сильно был бы готов следить за последними новостями в индустрии?

Если ты набросаешь примерный список таких ограничений, немного почитаешь о каждой профессии из своего списка и вычеркнешь из него то, что не подходит – скорее всего, выбор существенно сузится.

5. Оценить реальные возможности поступления и последующей учебы. Наконец, из оставшихся нескольких профессий можно сделать выбор, основываясь на приземленных факторах.

  • Насколько хорошо ты способен написать ЕГЭ по тем предметам, которые для них нужны?
  • Какой проходной балл в вузах, которые этому учат?
  • Есть ли такие вузы в твоем городе, если нет – сможешь ли ты жить в другом (здесь очень важна материальная составляющая вопроса)?

Даже если после выполнения этого задания ты не сформируешь один четкий окончательный план, в котором будешь абсолютно уверен – картина все же существенно прояснится. Можно повторить упражнение через 1-2 месяца.

В редакцию журнала "Фома" пришло письмо от подростка, который озадачен выбором своего профессионального будущего.
Письмо комментируют Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профконсультирования ЦТР "Гуманитарные технологии", и Константин Ольховой, врач-психиатр и психотерапевт.

Приводим полностью и письмо и комментарии специалистов.

Здравствуйте, сейчас мне почти 17 лет, я учусь в 11 классе и вообще не знаю кем мне быть, куда идти учиться… Дело в том, что с 9 до 16 лет я ничего не делал, кроме того как играл в игры на ПК.

Но в один прекрасный день я наконец-то понял и осознал, что игры никак меня не развивают и тянут ко дну, из-за того что я много времени проводил за компьютером, я редко выходил на улицу, вследствие чего друзей очень мало (по пальцам можно пересчитать). С 13-14 лет параллельно, играя днями в компьютерные игры, я начал заниматься спортом, но из-за сильного увлечения в игры, я то бросал, то опять занимался.

Сейчас мне 16 и до конца 11 класса осталось полгода, и я очень серьёзно переосмыслил свою жизнь, совсем недавно я начал читать книги по несколько раз в день, тренить и даже правильно питаться. Но день ото дня меня тревожат мысли, кем мне быть в этой жизни и кем стать. Главная проблема в том, что кроме как пойти учиться на программиста и серьёзно изучать программирование, я больше не вижу перспектив в будущем (в материальном плане) и меня тошнит уже от компьютера и ноутбука лишь при одном виде, потому что меня сразу одолевают воспоминания и мысли, как много времени впустую я прожёг, сидя у компьютера и играя в игры.

Живу в городе, где перспектив нету, всё, что тут есть, — это мои сверстники, которые только и делают, что курят и выпивают, и шатаются по улицам, пытаясь показаться крутыми и важными, из работы в моём городе только шахты, магазины и завод, который уже давно закрылся.

Я понимаю, что надо выбирать профессию по душе, которая по-настоящему будет нравиться, и только тогда можно преуспеть в ней. Но мне ничего толком не нравится, кроме спорта (турник, брусья, гантели и т. д). Что мне делать, хочу сейчас выбрать профессию, работу и развиваться в выбранном направлении, но ничего не умею и ни к чему, так сказать, "тяги" нет.


Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профконсультирования в Центре "Гуманитарные технологии".
Алексей, хочу начать с того, что Вы уже сделали важный шаг на пути к определению своей будущей профессии — задумались о том, кем Вы хотите стать. Вы подошли к этому вопросу осознанно — выделили свои сильные и слабые стороны, поняли свое желание жить осмысленно. Но что же все-таки делать, если не можешь разобраться в том, кем хочешь стать?

Сегодня подросткам в этом нелегком выборе помогают профориентологи. Так, у крупных профориентационных центров есть свои сайты, где размещено множество тестов, с помощью которых можно определить Ваши склонности, интересы, способности и подобрать подходящие профессии.

На таких сайтах представлены и перечни профессий, — надо потрудиться и изучить их. Часто люди и не догадываются, сколько существует областей, в которых можно найти себя. Список профессий не ограничивается привычными для нас инженерами, врачами, полицейскими и поварами.

Самый эффективный способ понять, куда поступать и кем быть, —это обратиться к психологу-профконсультанту, который помог бы соотнести Ваши способности с профессией. Попробуйте поехать в более крупный областной центр и найти такого специалиста там, или опять-таки, это легко сделать дистанционно — например, по скайпу. Таких услуг очень много — и платных, и бесплатных.

И будьте аккуратны, в интернете хватает и мошенников, которые, например, предлагают помочь с профориентацией по отпечаткам пальцев или знаку зодиака.

Но что можете сделать Вы сами?

Первое — ответьте себе на вопросы: кто я? Куда я могу приложить свои умения и знания? Какие у меня перспективы? Кому это может быть нужно?

Предлагаю Вам задуматься и еще над одним вопросом: какой критерий в будущей профессии Вам важен? Например, можно сконцентрироваться на поиске высокооплачиваемой работы. А может, Вам важнее не прибыльная, а уважаемая профессия? Или и то, и другое? Что-то еще?

Второй важный шаг — поставьте себе цель, которой Вы хотите достичь. С этого все начинается. За это желание надо ухватиться, а далее пытаться понять, что Вам интересно и что надо сделать для того, чтобы этим заниматься. Не старайтесь сузить диапазон профессий, не бойтесь пробовать себя в той или иной сфере деятельности — только так Вы сможете осознать, что действительно приходится вам по душе.

Третье — освободитесь от мысли, что у Вас ничего не получится. В своем письме Вы много говорите о том, что сдерживает ваше развитие: маленький город, невозможность реализовать себя. Но сегодня такие границы во многом стираются. Во-первых, хорошо сдав экзамены, Вы можете поехать учиться в любой город, в любой институт — и так действует большинство. Во-вторых, сегодня Вы можете и учиться, и работать удаленно благодаря интернету. Вам кажется, что Вы за пределами информационного пространства, но на самом деле все доступно.

Вы пишете: "я ничего не умею и тяги у меня ни к чему нет". Но, судя по всему, это не совсем так. Вам интересен спорт, а так же Вы неплохо ладите с компьютером. И самое очевидное — Вас заинтересовал мотив поиска и выбора будущей профессии. Вы все еще думаете, что ничего не можете?

Подумайте серьезнее о Вашем увлечении компьютером или о занятиях спортом. Если Вы хорошо разбираетесь в компьютере, почему Вам все же не использовать ваши знания? Ведь Ваше увлечение играми тоже может принести пользу. Например, Вы можете заниматься аналитикой игр для создания новых, более познавательных. Или, если Вам так опротивел компьютер, наоборот, использовать свои знания для помощи людям, борющимся с зависимостью от игр.

А спорт — это одно из самых сложных направлений, требующее профессиональной подготовки. Но никто не мешает освоить профессию преподавателя физкультуры или фитнес-тренера. Вы можете оставить спорт как хобби, отдушину или стать, например, пожарным, где спортивная подготовка играет ключевую роль. А если сложить спортивно-военный профиль и компьютерные науки, то можно рассмотреть, например, такое довольно востребованное направление, как компьютерная безопасность.

Пройдя тесты на сайтах и изучив перечень профессий, разберитесь, что Вам нужно для достижения целей. Наметьте план своих действий. В Вашей жизни действительно сложный этап, требующий полной отдачи, усердия и труда. Но этот этап неминуем — его проходят все. Посмотрите, как часто делятся Ваши сверстники в Сети своими личным опытом переживания этого этапа, а часто вместе готовятся к ЕГЭ — вы можете найти много полезных видеоуроков в интернете. Сейчас важно хорошо сдать экзамены, ведь от этого зависит то, где Вы будете учиться.

Вы находитесь в поиске себя, а значит, главный этап попытки самоопределения Вы уже прошли — и это позитивный результат. Не бойтесь совершить ошибку, поступить не туда или бросить учиться. Это всегда ценнейший опыт.



Константин Ольховой, врач-психиатр и психотерапевт.
Алексей, как и многие другие подростки, находится в странной и непонятной для него ситуации. Он растерян, ведь в 16 лет "общество" требует определиться с выбором будущей профессии на всю свою жизнь. Но сделать такой выбор, когда еще не понятно, чего хочется и что нравится, когда нет осознанной мотивации к учебе, практически невозможно. Миф о такой ответственности тяжким грузом давит на подростков.

Но я могу успокоить Алексея: ни один нормальный человек в 16 лет не может точно знать, чем он будет заниматься все свои трудовые 50 лет жизни. Деятельность в течение жизни может меняться, и это нормально.

Проблема в том, что часто желание избавиться от этой ответственности находит деструктивный выход: люди прикрываются обстоятельствами — это такой стандартный миф про город, в котором нет перспектив, страну, где нет "роста", окружения, которое "не додало", "потерянные годы, которые не наверстать". Но такое представление не конструктивно. Сваливая всё на внешние обстоятельства, мы ведём себя подобно малышу, который закрывает глаза и думает, что он спрятался. И вместо действий по изменению существующего положения, мы начинаем ждать, что всё чудесным образом изменится или… Или готовимся пассивно плыть по течению.

Не стоит ждать чуда. Вернее, не стоит делать ставку на чудо. Важно понять, что очень многое в жизни определяется не обстоятельствами, а нами самим. Взгляните на эту "беду" как на повод для улучшения жизни, переведите проблему в задачу! Давайте посмотрим на Алексея. Он молодой человек в хорошей спортивной форме, он мобилен и может много работать, у него нет "груза" семьи из шести детей, а значит, у него есть огромное количество вариантов изменить ситуацию, которые не приведут к тяжким последствиям.

Бессмысленно говорить "у меня все плохо и у меня ничего не получится". Я понимаю, что, возможно, эти стереотипы навязало окружение и нет никакой поддержки. Я понимаю, что человеку в такой ситуации тяжело и тревожно, но основная задача сегодня — это переключиться с мысли о безысходности и подумать о том, что можно начать делать здесь и сейчас.
Страх перед тем, что ничего не получится, может парализовать, но его можно сделать мобилизующим. Можно сказать себе, что я не хочу так жить, что я хочу выбраться из замкнутого круга! И на этом собрать волю в кулак и начать улучшать свою жизнь. Пусть вначале это будут маленькие, даже крошечные шаги, но пусть они будут. Можно ближайшие годы и десятилетия оплакивать 5 лет своей жизни, а можно действовать и двигаться вперед. Конечно, если постоянно думать о "потерянных годах", можно сказать себе: "Не жили хорошо и начинать не стоит". Все-таки стоит! Для начала, можно попробовать сделать то, что больше всего хочется: например, выбраться из этого города. Так поставьте себе такую задачу! Раз уж вам кажется, что вы оказались в яме, помните, что выбираться из нее можно кем угодно — и официантом, и врачом, и сержантом российской армии. Главное — выбираться!

Когда я говорю это, то не фантазирую. Я сам поступил в мединститут не в 17 лет, а в 27. А до этого был солдатом и слесарем, директором маленького магазина и фельдшером. Я не комплексую, что так поздно пошел учиться, и не считаю, что эти десять лет моей жизни были бесцельно прожитыми годами — наоборот, они дали мне огромный жизненный опыт.

Так, из любой работы можно извлечь море полезных вещей. Например, многие говорят, что армия — бесцельно выброшенное время. Но для меня армия послужила ценнейшим психотренингом. Там я научился договариваться и ладить с огромным количеством самых разных людей. Это дало мне понимание моей будущей профессии — я осознал, что умею говорить с людьми, не только когда им хорошо, но и когда плохо. Может показаться парадоксальным, но армия — это, особенно в маленьких населенных пунктах, эффективный социальный лифт для молодого человека. Это еще одна возможность выбраться из глубинки через новые знакомства и связи.

Итак, четко задайте себе вопрос: действительно я "неудачник" или просто боюсь не соответствовать ожиданиям общества? Если "неудачник", то… То можно захотеть стать победителем! А вот на ожидания "общества" можно вообще наплевать и идти своим путём. Но крайне важно помнить: во-первых, на этом пути почти все зависит именно от вас; во-вторых, этот путь не пройти за один месяц, не пройти даже за одно высшее образование — это движение долгое, где значим каждый шаг; в-третьих, этот путь никогда не будет состоять из одних побед, на нём неизбежно будут поражения, а значит придётся научиться вставать после "падений".

Сейчас Вы стоите в самом начале этого пути — переживаете кризис личности. Но на самом деле все кризисы в жизни связаны именно с этим определением своего места в жизни. Я очень люблю такую фразу: "кризисы жизни — шансы жизни". Кризисы нам даны, чтобы мы могли что-то изменить, без них движение невозможно. После таких кризисов мы можем покатиться вниз, а можем взлететь… и это зависит от того, насколько мы поработаем над собой физически и душевно.

А страх… Ну, это нормально. Есть хорошая поговорка: "Все люди делятся на две категории: те, кто боятся и те, кто боятся и делают!" Делайте!


Подготовила материал: Анастасия Бавинова
Источник: Фома

Все вокруг говорят о поступлении, а ты понятия не имеешь, что тебе делать после школы? Эта статья поможет снизить тревогу и разобраться в ситуации.

Некоторые школьники подходят к окончанию одиннадцатого класса с четким планом следующих действий в голове: куда поступать, где жить, где работать. Не факт, что их планы будут реализованы на 100 % и что они не разочаруются в них в дальнейшем. Но они хотя бы знают, что им делать прямо сейчас. Глядя на них те, кто не определился с выбором, тревожатся из-за своего «подвешенного состояния» еще сильнее. В этой статье мы постараемся выяснить, как разобраться с такой ситуацией.

Основные варианты

Начнем с того, какие в принципе есть варианты у одиннадцатиклассников. Итак, окончив школу, можно:

  1. Поступить в вуз , сдав ЕГЭ и пройдя дополнительные экзамены на базе выбранного учебного учреждения (для некоторых специальностей). Учиться в университете, академии или институте 4-5 лет для получения степени бакалавра или специалиста, в магистратуре – еще 2 года. Студентам медицинских вузов стоит учитывать также необходимость пройти двухлетнюю ординатуру, чтобы получить узкую специальность.
  2. Поступить в ссуз по аттестату о школьном образовании. Обучение в колледже для 11-классников обычно длится 2-3 года (в зависимости от специальности) и заканчивается получением конкретной профессии, по которой можно уже искать работу.
  3. Пройти коммерческие курсы . Их может быть достаточно, чтобы стать сварщиком, машинистом или, например, парикмахером и мастером по маникюру. Представители таких профессий вполне могут достойно зарабатывать и быть довольны своей работой, и тогда необходимости в высшем или среднем специальном образовании как таковом нет. Либо его можно дополучить позже, совмещая с работой.

Взять передышку . Да, одноклассники, учителя и родители в большинстве своем поддерживают спешку и суету последних месяцев учебы, мотивируя выпускников обязательно куда-нибудь поступить.

Выбор профессии определяет жизнь человека на долгие годы. И если сделать этот выбор вообще не получается, то имеет смысл один год отдохнуть от учебы. За это время можно поработать на должности, не требующей образования и опыта, лучше понять себя, спокойнее подготовиться к ЕГЭ, и в следующем году поступить уже гораздо более осознанно.

Это четыре основных варианта развития событий. В качестве альтернативы можно выбрать зарубежный вуз или колледж, однако суть вариантов от этого не изменится.

Как разобраться в себе?

Предположим, что сильное желание поступить в какое-то образовательное учреждение все же есть, но вот с профилем определиться никак не получается. Тогда можно попробовать самостоятельно разобраться в своих склонностях и предпочтениях по следующему примерному алгоритму.

1. Успокоиться . Для этого сделать глубокий вдох, выдох, повторить несколько раз. Чтобы честно поговорить с самим собой, нельзя находиться в состоянии тревоги, суеты или растерянности.

2. Подумать , какие предметы или сферы деятельности тебе нравятся больше всего. Не нужно сразу пытаться преобразовать это в потенциальную профессию. Просто проанализируй, что тебе интересно. Например, решать генетические задачки по биологии, читать стихи перед публикой, подсчитывать числа, помогать людям решить конфликты. Не бойся, если это будет что-то, что сложно поместить в рамки конкретного школьного предмета.

4. Отфильтровать полученную выборку, исходя из личных особенностей. Представь, что ты уже занимаешься работой, которая тебе нравится (неважно, какой именно).

  • Как бы, на твой взгляд, выглядели оптимальные условия такой работы?
  • В ней было бы больше нахождения в офисе или разъездов по разным местам, самостоятельного труда или работы в команде?
  • Насколько много ответственности ты был бы готов на себя взять?
  • Насколько много хотел бы общаться с коллегами и партнерами?
  • Насколько сильно был бы готов следить за последними новостями в индустрии?

Если ты набросаешь примерный список таких ограничений, немного почитаешь о каждой профессии из своего списка и вычеркнешь из него то, что не подходит – скорее всего, выбор существенно сузится.

5. Оценить реальные возможности поступления и последующей учебы. Наконец, из оставшихся нескольких профессий можно сделать выбор, основываясь на приземленных факторах.

  • Насколько хорошо ты способен написать ЕГЭ по тем предметам, которые для них нужны?
  • Какой проходной балл в вузах, которые этому учат?
  • Есть ли такие вузы в твоем городе, если нет – сможешь ли ты жить в другом (здесь очень важна материальная составляющая вопроса)?

Даже если после выполнения этого задания ты не сформируешь один четкий окончательный план, в котором будешь абсолютно уверен – картина все же существенно прояснится. Можно повторить упражнение через 1-2 месяца.

Каждому человеку в жизни приходится сталкиваться с вопросом: что делать, если не знаешь, куда поступать. Ведь так хочется найти свое место в жизни, и сделать это с первого раза. Любимая работа и правильно выбранная профессия является основополагающим аспектом, поскольку от нее зависит внутренняя гармония человека, а также его здоровье и личное счастье. Именно поэтому опытные специалисты рекомендуют ознакомиться с максимальным количеством информации и выбрать именно то, к чему лежит душа.

Навыки, востребованные работодателями

Чтобы решить, что делать, если не знаешь, куда поступать, нужно проанализировать все необходимые навыки для будущей работы. Необходимо понимать, что учеба является только небольшой частью профессионального пути длиною в жизнь. Дальше придется искать себе работу, которая станет одним из основных показателей благополучия и комфорта человека на долгие годы. Нынешние работодатели требуют от будущих профессионалов множество разных умений.

Востребованные профессии

В первой десятке списка находятся следующие навыки, особо востребованные на рынке труда:

  1. Устная коммуникация. Умение четко и правильно формулировать свои мысли.
  2. Письменная коммуникация. Умение излагать свои мысли в письменной форме, отсутствие грамматических ошибок.
  3. Социальная коммуникация. Умение работать в коллективе.
  4. Предпринимательская черта. Способность реагировать на запросы рынка в данном направлении.
  5. Личная инициатива. Умение прогрессивно и самостоятельно решать вопросы, участвовать в разработках, предлагать свои идеи.
  6. Аналитические способности. Умение извлекать полезную информацию, применять ее на практике. Чувствовать последовательность и закономерность в работе, делать правильные выводы.
  7. Организация и планирование работы. Навыки прагматичности и практичности в самом широком смысле этих слов.
  8. Целеустремленность. Стремление добиться своей цели, невзирая на препятствия и обстоятельства.
  9. Гибкость и способность к компромиссам. Умение чувствовать ситуацию, всегда действовать тактично и корректно.
  10. Управление временем. Дисциплинированность, пунктуальность, умение правильно расставлять приоритеты и распределять время.

Упражнение для школьников по выбору профессии

Опытные специалисты помогли решить вопрос, куда поступать, если не знаешь, чего хочешь. Они придумали легкое упражнение для подростков, которое поможет систематизировать свои желания и прийти к определенному решению. Для этого необходимо составить два списка: «что я умею» и «что мне нравится делать». Нужно сесть, сосредоточиться и искренне ответить на заданные вопросы. Не обязательно вспоминать все свои навыки и желания сразу, можно дополнять список в течение нескольких дней, недель или даже месяцев. Через определенное время (по усмотрению, когда будут перечислены все пожелания) рекомендуется проанализировать список и обратить внимание на более внушительную колонку. Именно она подскажет, что делать, если не знаешь, куда поступать. Выбор направления окажется очевидным.

Правила разговора с подростком

Выбор университета

Чтобы разговор на тему выбранной профессии был конструктивным и ненавязчивым, нужно выполнить некоторые правила его проведения. Данная атмосфера станет доверительной, и будущий профессионал сможет полностью открыться, не боясь высказать свое мнение. Родителям или старшим товарищам рекомендуется:

  • Сделать разговор лаконичным, непринужденным, но конструктивным.
  • Найти оптимальное место для разговора (во время поездки на автомобиле, при неярком освещении и т. д.). Зрительный контакт в этом случае необязателен, а разговор можно прекратить в любое время.
  • Не стоит быть прямолинейным и задавать конкретные вопросы «в лоб», правильным решением будет спросить мнения подростка или попросить его помечтать на заданную тему.
  • Построить разговор в виде игры, не требовать конкретных доказательств выбора.
  • Если ребенок не знает, куда поступать, не стоит его поучать или критиковать. Нужно предоставить ему право выбора, пусть он найдет те источники информации, которые ему будут по душе (беседа с другими людьми, справочники, отзывы, разные точки зрения).

Преимущества поступления после девятого класса

Решение уйти, не доучиваться до конца школьной программы иногда становится для родителей страшной неожиданностью. Они даже не предполагают, как много возможностей открывается перед их ребенком в этом случае. Если подросток постоянно плохо учится или постепенно стала понижаться его успеваемость, ему просто необходима смена обстановки. Даже к учебе нужно иметь призвание, и это не банальная фраза. Может взрослеющий человек просто устал и хочет попробовать себя в другом статусе (у многих подростков возникает желание быстрее повзрослеть). Родители должны срочно отреагировать, если услышат фразу: «Не знаю, куда поступать после 9 класса». Ведь в учебе этого формата есть множество преимуществ:

  • в учебных заведениях девятиклассникам предоставляется больше бюджетных мест;
  • предусмотрено больше мест в общежитии;
  • высшее образование можно получить на несколько лет раньше;
  • к окончанию учебы студент уже имеет постоянное рабочее место;
  • наличие профессионального опыта в юном возрасте;
  • льготы при поступлении в вуз (если это среднее учебное заведение).

Совет родителей

Недостатки поступления после девятого класса

Ребенок теряется в сомнениях и говорит: «Не знаю, куда поступать после 9». Поскольку он не определился с выбором, следует хорошо подумать над предстоящим шагом. Родители должны оценить ситуацию, прислушаться к пожеланиям подростка и принять важное решение. Возможно, нет смысла покидать школу и выходить во взрослую жизнь, если ребенок морально не готов к кардинальным переменам. До окончания учебы в школе еще есть время определиться с выбором и найти свое призвание. Недостатками ухода после 9 класса являются:

  • тревога родителей и самого подростка;
  • ошибочный выбор профессии (слишком юный возраст для определения своего призвания);
  • несколько лет, потраченных впустую;
  • аттестат может не пройти по конкурсу и придется платить за учебу;
  • поступление на специальность с меньшими требованиями после неудачного конкурса аттестатов (куда возьмут);
  • при вынужденном выборе нелюбимой профессии, обучение станет для подростка тягостным.

Профессии для парней

Выбор профессии для мальчиков

На вопрос, что делать, если не знаешь, куда поступать, есть универсальный ответ – стоит попробовать себя в одной из предложенных профессий. Они подойдут юношам, которые хотят после девятого класса начать взрослую жизнь:

  • слесарь;
  • токарь;
  • фрезеровщик;
  • сварщик;
  • электрик;
  • маляр;
  • штукатур;
  • строитель;
  • крановщик;
  • водитель;
  • техник ПК;
  • сантехник;
  • повар.

Эти профессии являются наиболее востребованными на сегодняшний день, поскольку в стране не хватает профессиональных рабочих. Некоторые специалисты данных направлений получают зарплату в несколько раз выше, чем дипломированные мастера в менее востребованных профессиях.

Профессии для девушек

Куда поступать девочкам

Если девушка погрузится в сомнения на тему «Не знаю, куда поступать», ей стоит рассмотреть простые, но очень востребованные профессии. Выпускницам девятого класса предлагаются следующие направления:

  • продавец;
  • товаровед;
  • кассир;
  • швея;
  • повар;
  • косметолог;
  • дизайнер интерьера или одежды;
  • воспитатель;
  • горничная;
  • медсестра;
  • флорист;
  • парикмахер;
  • стилист;
  • визажист.

Выбор учебного заведения после одиннадцатого класса

«11 класс, не знаю, куда поступать» - с этой проблемой сталкиваются многие будущие выпускники. На сегодняшний день есть масса предложений на эту тему, стоит лишь определиться с выбором правильного направления, объективно оценить свои силы и возможности (в том числе материальные). Нет никакой беды в том, что кто-то выберет временный отказ от учебы и предпочтет годик-другой поработать. Так можно лучше узнать себя и будущую профессию. Получение бесценного опыта иногда является главным решением всей жизни. Можно пойти поработать в нескольких местах, узнать все положительные и отрицательные стороны выбранной специальности, а лишь потом остановиться на одном варианте. А можно выбрать себе по душе и бюджету учебное заведение, которое станет отправной точкой в профессиональную жизнь.

Учеба в вузе

Вуз считается самым престижным выбором, поскольку обеспечивает человека высшим образованием и надеждой на большие перспективы. Но в жизни все не так просто, поскольку дипломированных специалистов очень много, а хороших работников крайне мало. Преимуществами учебы в вузе будет наличие диплома, полученные знания и возможность получить престижную работу там, где высшее образование является необходимым условием. Недостатками станут отсутствие опыта работы после окончания учебы, нехватка рабочих мест, 4-5 потраченных лет и высокая стоимость обучения. Абитуриентам следует хорошо подумать над выбором, старательно учиться, осваивать дополнительные знания, приобретать навыки, начинать подыскивать себе рабочее место еще до окончания вуза.

Куда поступать

Учеба в техникуме или училище

Если тревожат сомнения из серии «Не знаю, куда поступать после 11 класса», прекрасным решением станет выбор техникума или училища (колледжа). Преимуществами станут: получение стипендии, щадящие учебные нагрузки и относительно дешевая оплата (стоит в разы дешевле учебы в вузах). Недостатком является лишь отсутствие возможности занимать руководящие должности или рабочие места с непременным условием наличия высшего образования. Но этот недостаток легко устраняется, поскольку поступить в вуз, имея определенные навыки в данном направлении, будет намного легче.

Специализированные курсы

Отличным решением для выпускников, у которых нет возможности учиться в вузах, являются профессиональные курсы. У них довольно много преимуществ, поскольку на курсах можно учиться дистанционно, обучаемость профессии происходит в течение нескольких месяцев, а также небольшая стоимость. По окончании люди получают дипломы и практичные навыки, которые позволят быстро приступить к зарабатыванию денег. Минусами является отсутствие диплома, возможности устройства на работу с карьерным ростом, а также отсутствие курсов в маленьких городах. Специалисты рекомендуют хорошо освоить профессию, обрести опыт и продолжить обучение в данном направлении.

Специальные курсы

Любое решение будущего специалиста будет правильным, если он прислушается к зову своего сердца. При помощи родителей или старших друзей сделать свой выбор будет значительно проще. А если он окажется ошибочным, никогда не поздно обучиться новой профессии, если юноша или девушка стремится преуспеть в профессиональной сфере.

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Читайте также: