Что объединяет людей разных профессий

Опубликовано: 08.05.2024

Кравец Ольга Владимировна

Профессия - это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков.

ВложениеРазмер
mir_professiy.docx 20.55 КБ

Предварительный просмотр:

  • Цели и задачи занятия
  • - развивать умение работать самостоятельно и в группе
  • - развивать умение планировать и оценивать свою деятельность
  • - расширить знания детей о мире профессий
  • - развитие осознанного отношения выпускников к своему профессиональному будущему
  • - обеспечить готовность выпускников к профессиональному самоопределению
  • создание условий для обогащения представлений воспитанников о мире профессий
  • развитие творческого потенциала личности
  • развитие артистических способностей личности
  • формирование мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению
  • воспитание коммуникативной культуры
  • уважения к профессии.
  • 5. Оборудование:
  • 1. стенды классификации профессий
  • 2. карточки с названиями профессий
  • 3. тестовые бланки
  • 4. плакаты с пословицами о труде
  • 5. шариковая ручка

Предварительная подготовка : разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материала.

8. Ориентировочное время : 40-45 минут

Ребята, наше занятие мне хочется начать с известных строк

Труд избавляет нас

От трех великих зол:

Скуки, порока и нужды.

Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Все мы, с вами, разные, со своими индивидуальными способностями, возможностями, интересами. Каждый из нас - это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.

А что нас объединяет, чем мы похожи? ( ребята называют общее, что их объединяет.)

А, теперь, ребята, чтобы отгадать тему нашего занятия решите анаграмму.

Анаграмма- это слово, в котором буквы не на своих местах.

ИРМСПФРСЕОЙИ (Мир профессий)

Мы познакомимся с престижными, редкими и новыми профессиями, узнаем о предмете труда этих профессий, поговорим о способах выбора профессии и заведениях, которые дают нам эти профессии.

Но прежде чем знакомиться с чем то новым давайте повторим:

Что такое профессия?

Профессия - это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков. (учитель, врач…)

Что такое специальность?

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач – стоматолог, …)

Что такое должность?

Должность - это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав. отделением, …)

Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек.

Выделяют пять основных типов профессий:

  • человек – техника
  • человек – человек
  • человек – природа
  • человек – знаковая система
  • человек – художественный образ

задание в группах: привести примеры.

Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).

К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод).

Человек - знаковая система.

Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник).

Человек – художественный образ.

Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер).

Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

1.Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

2. Ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье . (Портной)

3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)

5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

А, теперь, ребята вспомним пословицы и поговорки о профессиях.

1.Не игла шьет, а руки.

2. Где шьют, там и порют.

3. Как скроишь, так и тачать станешь.

1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

2. Куй железо, пока горячо.

3. Не огонь железо калит, а мех.

Повар. 1. Что в котел положишь, то и вынешь.

2. Кашу маслом не испортишь.

3. Не котел варит, а стряпуха.

Мы живём в информационном, в высокотехнологичном мире, где появляются новые профессии. Какие новые профессии ребята вы знаете?

(диджей, риелтор, крупье, логистик, маркетолог , продюсер- краткая характеристика предмета труда каждой профессии.)

В ряду с новыми профессиями существуют и редкие профессии.

Ребята, почему их называют редкими?

(дегустатор, кинолог, лесник, егерь, специалисты по запахам, священник, частный детектив, сыщик).

Вы все слышали о том, что существуют престижные профессии.

Как вы думаете, какие профессии относятся к престижным? (менеджер, врач, банкир, служащий банка, экономист, финансист, бизнесмен, предприниматель, министр, депутат, государственный служащий, программист, бухгалтер, работник шоу-бизнеса).

Почему эти профессии называют престижными?

Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали. Всего профессий и специализаций существует около 40 тысяч.

Где можно получить информацию о профессиях?

Ребята перечисляют: книги- справочники, СМИ, интернет.

А сейчас я вас ознакомлю с образовательными учреждениями принимающих воспитанников специальных коррекционных школ.

Закончить занятие хочется отрывком из песни «Да разве сердце позабудет…» ( муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова ).

Над спортивной ареной капризное солнце…

И удача не каждому будет светить…

Вы на бой провожаете ваших питомцев.

Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…

Да разве сердце позабудет

Того, кто хочет нам добра,

Того, кто нас выводит в люди,

Кто нас выводит в мастера.

- И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.

Понятие и виды профессий стр.4

2. Факторы, определяющие выбор профессии стр.5

3. Востребованность профессий и профессии будущего стр.6

4.Результаты анкетирования по вопросам выбора профессии стр.8

Список использованной литературы стр.11

Приложение 1 «Анкета» стр.12

ВВЕДЕНИЕ

Один из важных шагов в жизни человека – выбор профессии. От того, какую профессию вы выберете, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и даже счастья, и, конечно, материальное благополучие. В современном мире существует множество профессий, появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно.

Разобраться в многообразии мира профессий и помочь в выборе наиболее подходящей – цель настоящего проекта. Ведь выбирая профессию, мы выбираем свое будущее!

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и виды профессий, представить классификацию профессий;

- проанализировать факторы, определяющие выбор профессии;

- изучить востребованность профессий и определить профессии будущего;

- провести анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

В работе выдвинута гипотеза: На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в обществе.

В соответствии с поставленной целью и обозначенными задачами построена структура работы. Работа состоит из:

- введения, в котором отражена актуальность темы, сформулирована проблема, поставлены цель и задачи;

- основной части, состоящей из 4 параграфов;

- заключения, где представлены основные выводы и результаты исследования;

-списка использованной литературы;

В работе отражены результаты анкетирования школьников 6-х и 11-х классов по вопросам выбора профессии.

Работа содержит библиографический список, включающий учебную, научную литературу, статьи из периодической печати, интернет-источники, использованные при написании работы. В приложении приведена анкета, по которой проводился опрос по выбору профессии.

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФЕССИЙ

Профессия - от латинского слова profession– «объявляю своим делом», это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками [4].

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования [1].

Таким образом, из приведенных определений видно, что профессией является форма или род трудовой деятельности. Трудовая деятельность должна быть результатом определенной подготовки, в результате которой появляются знания и навыки.

В современном мире множество самых разнообразных профессий.

Чтобы разобраться в многообразии мира профессий рассмотрим основные их группы.

По характеру труда:

- Физический или умственный труд. Примером профессий физического труда служат строитель, токарь, фасовщик, умственного труда – учитель, научный сотрудник, врач.

- Исполнительский или творческий характер. Пример профессий, где присутствует исполнительский характер, - бухгалтер, юрист; профессии творческого характера – художник, модельер.

По уровню квалификации:

- Профессии, требующие высшего образования;

- Профессии, требующие среднего профессионального образования;

- Профессии, не требующие квалификации;

По предмету и характеру труда выделяют несколько видов профессий, которые можно обозначить следующим образом [2, 5]:

- Человек-Человек. В таких профессиях важны общительность, контактность, умение налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение. Примером таких профессий являются: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент.

- Человек-Техника. Для людей этой группы профессий важно практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Пример: автомеханик, инженер-конструктор, слесарь, сантехник, плотник.

- Человек-Информация. Для людей таких профессий важно умение мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками, цифрами, данными. Пример профессий этой группы: бухгалтер, аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, менеджер, архивариус.

- Человек-Искусство. Для таких людей необходимо творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие. Пример: актер, музыкант, архитектор, имиджмейкер, визажист, дизайнер, портной, фотограф.

- Человек-Природа. Люди, выбравшие профессии этой группы любят природу, знают законы природы и умеют применять их, обладают инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением. Пример: ветеринар, агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог.

2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

Выбор профессии - осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию, попробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?

Человек будет успешен в профессиональной деятельности, если:

- выбранная профессия будет для него интересна;

- выбранная профессия будет соответствовать его возможностям;

- можно будет найти работу по выбранной профессии.

К факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии, относятся:

1 группа факторов, которые можно объединить названием «ХОЧУ»: желания, интересы, склонности личности;

2 группа факторов, которые можно объединить названием «МОГУ»: это возможности личности: способности человека, уровень знаний, психологические особенности личности, т.е. особенности темперамента, качества характера, состояние здоровья;

3 группа факторов, которые можно объединить названием «НАДО»: это потребность экономики и общества в различных профессиях, профессии, которые будут востребованы в будущем.

3.ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Сегодня весьма часто люди меняют профессии. Это связано с меняющейся ситуацией в экономике, развитием новых видов деятельности, что сказывается на потребностях в той или иной профессии.

По данным Федеральной службы государственной статистики и служб занятости наиболее востребованными профессиями являются [3]:

1.Специалисты высшего уровня квалификации – 22,6% от общего числа потребности в работниках,

в т.ч. специалисты в области естественных и инженерных наук – 6,4%;

специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения – 8,2%;

Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения – 8,8%;

Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности – 7,8%;

Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности – 7,7%

Водители и машинисты подвижного оборудования – 7,3%.

Высока потребность в неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики – 9,3%

В современных условиях на рынке труда все меняется быстро, даже стремительно и непредсказуемо, но все же ситуацию на рынке труда можно спрогнозировать. Как показали исследования социологов, опубликованные на сайте www.gorbibl.nnov.ru в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут [6]:

1. Инженерные специальности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

5. Маркетинг и продажи.

6. Специальности, связанные с сервисом.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Для подтверждения гипотезы о влиянии на выбор профессии желаний, возможностей и потребностей экономики и общества в рабочей силе было проведено анкетирование школьников 6-х и 11-х классов.

Анкета состояла из 4 вопросов, которые сочетали ответы на вопросы о желаниях выбора профессии, уровне знаний и предпочтений в различных науках, выявлении профессионального типа опрошенных, а также вопросы, связанные с перспективами будущих профессий (Приложение 1).

Первый вопрос: Кем ты хочешь стать по профессии?

Самые распространенные ответы на данный вопрос:

Менеджер, экономист, бизнесмен – 16,6%;

инженер, IT-специалист – 15,2%.

Второй вопрос анкеты: Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета).

Ответы на вопрос представлены в таблице 1.

Ответы на второй вопрос анкеты

Выбранная профессия

Наиболее часто встречающиеся ответы (выбранные школьные предметы)

Менеджер, экономист, бизнесмен

рисование, геометрия, история

обществознание, история, литература

математика, химия, физика

Таким образом, подтверждается версия о том, что в выборе профессии большую роль играет фактор «МОГУ», который подразумевает способности человека, уровень его знаний.

Третий вопрос анкеты:

Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого (Профессиональный тип «человек-человек»).

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части (Профессиональный тип «человек-техника»).

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными (Профессиональный тип «человек-информация»).

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант (Профессиональный тип «человек-искусство»).

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением (Профессиональный тип «человек-природа»).

Выбранная профессия

Профессиональный тип личности

Менеджер, экономист, бизнесмен

Таким образом, также подтверждается тезис о том, что при выборе профессии большую роль играет фактор «ХОЧУ», который объединяет желания, интересы, склонности личности.

Вопрос четвертый анкеты:

Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем.

Наиболее популярные ответы:

Инженер-технолог, IT-специалист, специалисты в области естественных наук (химия, генетика, физика), учитель и воспитатель, врач, юрист.

Ответы на данный вопрос во много схожи с мнением экспертов. Ребята выбирают перспективные профессии в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. От того, какую профессию выбирает человек, зависит его благосостояние и самоутверждение.

Формулу выбора профессии можно выразить следующим образом:

На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в экономике и обществе.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

Результаты проведенного анкетирования подтвердили выдвинутую в проекте гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. // М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Сценарий тренинга профессионального самоопределения «Профессия и карьера» // Электронный ресурс. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-260062.html (дата обращения 02.03.2016).

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс. URL: www.gks.ru (дата обращения 02.03.2016).

Энциклопедия // Электронный ресурс. URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128780 (дата обращения 02.03.2016).

Энциклопедия юного психолога. // Электронный ресурс. URL: http://www.psihologu.info/content/view/510/16/ (дата обращения 2.03.2016).

10-самых востребованных профессий будущего. //Электронный ресурс. URL : www.gorbibl.nnov.ru (дата обращения 02.03.2016).

Кем ты хочешь стать по профессии? _________________________

Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета)__________________________________________________________

Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого.

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными.

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант.

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением.

4. Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем___________________________________________________________


Старт в науке

Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания, редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник», редакция журнала «Старт в науке».

В нашем современном обществе существует огромное количество всевозможных объединений, партий и других организаций. Объединение людей происходит вокруг чего-то, затем дают этому название и выдвигают свои точки зрения по разным жизненным вопросам. Есть объединение людей в обществе на основе общих интересов, на основе культуры или религии, есть просто сборище людей для общего удовлетворения потребностей, желаний. С одной стороны, это звучит как единение; но с другой стороны, если посмотреть более глобально, то это не что иное, как разделение общества на относительно мелкие группы людей.
«У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.»

Объединяясь в сообщества, мы, бесспорно, становимся сильнее. Один человек обладает в совершенстве одними умениями, у другого, лучше получается что-то иное. Сотрудничество – это путь к успеху. Но в данной ситуации разумно задуматься: «А вокруг чего мы объединяемся? Принесет ли это пользу всем остальным?». В противном случае, наше так называемое объединение одновременно с этим является ещё и разделением. Или, если сказать более правильно, отделением нас от всех остальных. Такое объединение людей в обществе выглядит, как деление всего общества на секторы или, как говорят в народе, «секты». Многие вкладывают в это слово различные негативные значения, но изначальный смысл этого слова именно таков - отделение.

Но почему же слово «секта» вызывает у людей осуждение? Эгоизм часто понимается нами как направленность исключительно на себя. Но, рассматривая родную семью или страну как «своё», а всех остальных людей как «чужих», или рассматривая приверженцев своей религии как идущих верным путем, а остальных - «неверными», «язычниками», разве мы не разделяем общество? Разве мы не проявляем эгоизм? Он просто немого шире.

Каждый человек является индивидуальностью, и имеет свои собственные представления о справедливости, добре и зле. Однако, общество представляет собой целостный организм, поэтому необходимо наличие связующих звеньев, соединяющих факторов. Так что же объединяет людей?

Я думаю, что существует ряд устремлений и желаний, присущих каждому человеку. Например, стремление к миру. Желание жить в гармоничной среде, без войн, конфликтов и смертей, несомненно, есть у каждого из нас.

Главным же объединяющим звеном, на мой взгляд, является любовь. Именно чувство безусловной любви к человеческим существам, животным, природе, способствует сглаживанию конфликтов, и гармоничному сосуществованию людей на земном шаре.

А еще объединению людей способствует творчество. Литературные произведения, шедевры живописи, музыки, театрально и кинематографического искусства, позволяют нам проникнуть во внутренний мир другого человека и слиться в едином порыве. Творчество способствует не только единству современного общества, а также помогает проникнуть в другие времена и эпохи, ощутить свою сопричастность с далекими предками.

Объединению общества в единое целое, несомненно, способствуют такие человеческие качества, как гуманизм и забота о ближнем. Люди помогают друг другу, иногда рискуя собственными жизнями. Спасатели, пожарные, врачи, полицейские – эти и многие другие профессии являются доказательством взаимодействия человеческих единиц. А подвиги волонтеров, бескорыстно отправляющихся в самые горячие точки планеты, дабы оказать нуждающимся посильную помощь!

Если говорить о коммуникативных способах объединения людей, то в современно обществе возможности для данного процесса существенно расширились. Например, телефоны помогают нам оставаться на связи с близкими даже находясь на дальних расстояниях. А при помощи Интернета мы можем найти себе друзей по всему миру и ознакомиться с новостями из самых дальних уголков. При этом большое значение для объединения имеет знания иностранных языков. Недаром говорят, что чем больше языков ты знаешь, тем больше ты человек. Владение иностранными языками значительно расширяет круг общения, позволяет знакомиться с многочисленными произведениями искусства в оригинале и, конечно же, общаться с представителями различных народов и культур.

Поводя итоги, следует подчеркнуть, что чувство справедливости, гуманизма и стремления к мирной жизни являются основой, позволяющей объединить отдельные человеческие единицы в единое целое. А перефразируя Федора Достоевского я скажу, что мир спасет и объединит одна лишь любовь!

Образовательные:
• Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда.
• Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
• Учить видеть необходимость в определении профессии.
• Учить ориентироваться в мире профессий.
Развивающие:
• Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников.
• Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
• Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
• Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитывающие:
• Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
• Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
• Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.

Оборудование к занятию:

карточки с заданиями;

толковый словарь русского языка;

карточки с изображениями букв алфавита;

карточки для самооценки.

Структура занятия:

Самоопределение в деятельности.

определение вида деятельности и значения профессии;

самостоятельная практическая деятельность;

Рефлексия. Самоанализ и самооценка .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы узнаем о том, что такое профессии, об их роли в нашей жизни. Прочитайте название темы:

«Люди разных профессий: кем работать? Чем заниматься?»

-О каждой профессии написано поэтами немало стихов. Сегодня послушаем о некоторых профессиях наших чтецов. (Открывается презентация 9 ребят читают стихи наизусть) .

У Семёна Столяра

Дело спорилось с утра:

Он строгал, пилил, сверлил,

Гвоздик молотком забил,

А шуруп блестящий верткий

Быстро завернул отвёрткой.

Так он смастерил буфет,

Стол, комод и табурет.

А потом их шлифовал,

Ярким лаком покрывал

И приделывал к ним ручки.

Ножки и другие штучки.

Для портнихи Виолетты

Дело есть зимой и летом.

Людям круглый год нужны

Платья, юбки и штаны.

Чтоб была обнова в пору,

Всё – всё – всё измерит споро

Руки, талию и рост,

Шею, голову и хвост.

Тут же выкройку найдёт,

Белым мелом обведёт,

Раскроит, сошьёт, погладит,

В платье манекен нарядит.

А потом сидит и ждёт,

Что клиент за ним придёт.

Любит делать доктор Вова

Всем прививки и уколы,

И, велев «А-а-а!» пропеть,

Горло палочкой смотреть,

Ставить градусник под мышку,

Слушать трубочкой одышку,

И в особую тетрадь

Все подробности писать.

И мальчишкам и девчонкам

Мазать ссадины зелёнкой,

Руки – ноги бинтовать

И рецепты штамповать.

Повар Вова очень ловко

Чистит ножиком морковку,

Сыр на крупной тёрке трёт:

Взад – вперёд да взад – вперёд.

Суп мешает поварёшкой

И толкушкой мнёт картошку,

Режет ножиком укроп:

Вжик – вжик – вжик и в миску оп!

Получилось вкусно чтобы,

Лично с б люд снимает пробы,

Всё посолит, поперчит

И горчицей погорчит.

Деревенский фермер Вова

Знает, как доить корову,

Траву на лугу косить,

Пойло для свиньи месить,

Огород вскопать лопатой,

Грядки прополоть, взрыхлить

И из леечки полить.

От заката до рассвета

Вова трудится всё лето,

Чтобы на зиму запас

У него был и у нас.

Почтальон спешит по свету

В каждый дом идти он рад

Если долго писем нету.

Почтальон не виноват

В первом доме ждут газету,

В третьем доме ждут письма.

Тот кто ждёт, всегда дождётся

Всю себя ей отдаю,

Даже по субботам.

Никого меня нужней

Никогда не будетю

Я тружусь, чтоб из детей

Их учу читать, писать,

Без компьютера считать

Если не учиться,

В настоящих дикарей

Утром солнце светит ярко,

Молочко несёт доярка.

Детям на здоровье.

Он товары продаёт –

Молоко, сметану, мёд.

А другой – морковь, томаты,

Вы бор у него богатый!

Третий продаёт сапожки,

Туфельки и босоножки

А четвёртый – стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

Всё, что просим, продают.

Это их привычный труд!

III . Изучение нового материала.

1.Назовите значение слова «профессия».

Прочитайте выписку из Толкового словаря: «ПРОФЕССИЯ, -и, ж. Основной род занятий, трудовой деятельности».

Назовите значение слова «трудовая».

2. Прочитайте пословицу, объясните ее смысл:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

3.Верно ли, что людям не всех профессий необходимо трудиться?

4.Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий?

Назовете профессию человека на букву, которую я вам покажу.

А – аптекарь, архитектор.

Б – бетонщик, булочник.

В – врач, водитель.

З – закройщик, землекоп.

(Учитель может комментировать).

Перечислить все профессии и специальности человека невозможно.

Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и другие.

- Сейчас попробуйте отгадать загадки о профессиях.

В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти.

Шоколадный торт «Причуда»

Очень любит тётя Люда.

Три эклера, Пять колец

Завернул им. (продавец)

- О ком идёт речь? Почему нужно уважать труд продавца?

Носит он тяжёлые грузы,

Будь – то мебель иль арбузы.

Утром ведь он рано встал,

За день очень он устал.

Дайте кто-нибудь мне стульчик

Скажет вам уставший. (грузчик).

- Что же по - вашему нужно делать, чтобы стать хорошим грузчиком?

Чтоб товары закупить,

Лучшие на свете,

Чтобы радовались им

Взрослые и дети.

В магазине есть эксперт,

Звать его. (товаровед)

- Что же нужно для того, чтобы стать хорошим товароведом?

И журнальчик, и газету

Продавец продаст мне эту.

В теремке своём сидит,

Сквозь окошечко глядит. (Киоскёр)

Моет окна и полы,

Пыль не спрячется в углы.

Как увидит грязь – поморщится,

Вот такая чистюля наша….. (уборщица).

- Как вы считаете, нужны ли уборщицы в школах? На производстве?

Чтоб уметь все делать ловко,

Нам нужна во всем сноровка.

Нужно многому учиться,

Постараться не лениться,

И тогда хорош финал:

Труд бывает физический и умственный. Каким видом труда вы занимаетесь в школе?( Умственным.)

I V. Физкультминутка

Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают.

V. Изучение нового материала (продолжение).

Прочитайте названия профессий и определения.

Соедините стрелкой профессию и соответствующее ей определение:

«Ветеринарный врач» А.Барто

(Стихотворение читает подготовленный ученик в костюме Айболита с игрушкой в руках)

Я подумал вот о чем:

Хорошо бы стать врачом,

Но не детским, а кошачьим!

Детям больно – мы заплачем,

Мама вызовет врача.

А бродячему коту

Если вдруг невмоготу?

Кто зовет к нему врачей?

Он бродячий – он ничей!

hello_html_77a37e87.jpg
hello_html_507a0e20.jpg
hello_html_452d2e3e.jpg

Врач Модель Повар

- Молодцы! Я очень рада, что вы так хорошо стали разбираться в нужных профессиях, и каждый уже кем-то хочет стать. Но, есть еще одна профессия, очень важная.…Этой профессии не учат ни в одном учебном заведении, но выбирает ее каждый. О какой профессии я говорю, вы сейчас догадаетесь, когда прослушаете стихотворение.

Я сегодня буду мамой,

Папой станет Тимофей.

Он хороший, добрый мальчик.

Эти куклы – наши дети,

Будем вместе пеленать.

Ты боишься? Что ты, Тимка!

Я же буду помогать.

А теперь бери коляски,

Поезжай скорей во двор.

Детям нужен свежий воздух

И закончен разговор.

Я немного постираю,

Подожду, когда с прогулки

Ты придешь и малыши.

Мы накормим деток кашей,

Покупаем перед сном.

Мне понравилось быть мамой,

А Тимошке быть отцом.

- Кто догадался, о какой профессии я говорила?

- Это быть мамой и папой.

- Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми! На этом наше занятие закончено. Кто какую профессию считает самой важной и хочет посвятить ей свою жизнь?

– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.

Итог занятия.

- Итак, какой вывод можно сделать по теме?

-Профессий очень много интересных.

Все они нужны, все они важны.

-Давайте прочитаем стихи, написанные на доске.

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

-Нарисуйте, кем хотите стать в будущем и что для этого нужно. (схематически).


Завершение карьеры вертолётчика совсем не означает исчезновение полёта мысли. О том, как искренняя любовь к небу может привести к созданию творческой мастерской, рассказал косторез, резчик по дереву, гравёр, художник, кузнец и оружейникВладимир СУШКО .

Молодая земля за туманами

– Все из авиации немного не от мира сего, – говорит Владимир Константинович . – Я не вру, когда говорю, что для меня самое главное – это небо. Именно там живёт искренняя, независимая и чистая любовь, и туда всегда тянет. Как и у моряков, вода – их родная стихия.

Екатерина Довгалёва , kamchatka.aif.ru: Тем не менее, вы и с ремесленными инструментами чувствуете себя как рыба в воде…


Владимир Сушко : Мой папа был рукастым – рисовал, любил творить. И мне самому всегда нравилось этим заниматься, помню, чтобы быть мушкетёром, сабли себе делал, посещал все кружки с удовольствием – авиамодельный, корабельный…

Родом я с Украины , после окончания вертолётного училища оказался на Камчатке по собственному желанию. Я экстрим люблю, когда ничего не делаю – считаю себя мёртвым. А полуостров всегда был и остаётся другим, не похожим на всё остальное. Многие сегодня уезжают, боятся вкладывать в Камчатку силы и время. Но она, как не крути, засасывает, оставаясь романтической и молодой землёй. За деньгами и вещами всегда ехали в Воркуту, а сюда – за туманами.

– Владимир Константинович , вы создали культурный центр «Православный Город мастеров». Расскажите, с чего всё начиналось.

– Идея возникла давно – построить небольшой городок для проведения выставок, чтений и концертов. И чтобы у каждого мастера появилась возможность заниматься своим любимым делом – косторезным, кузнечным. Само слово «город» предполагает строение, общество, правила поведения, традиции и сознание. В общем, я хотел объединить людей по интересам и предоставить им мастерские.

В 1980-х годах в подвале одного из домов в окрестностях Халактырки появилась творческая мастерская – для спортивно-технического клуба выделили помещение. Сюда приходили заниматься местные ребята – из района девятой школы, дети пограничников. Со временем помог Фонд Николая Чудотворца, я получил землю на этой же территории, стал потихоньку строиться, и творческая мастерская разрослась.


Фото: АиФ-Камчатка/ Дарья Антонычева

Противников было, да и есть – достаточно. Многие всё ещё не понимают, что «Город мастеров» – это место, в котором могут собраться люди разных профессий, чтобы разделить друг с другом свои интересы и пообщаться. А самое важное – это база, на которой есть всё для того, чтобы развивать молодёжь.

Память о предках

Одной из целей создания культурного центра на Камчатке стало сохранение культурного наследия местных народов.

– По моему мнению, на Камчатке нет народных промыслов, как таковых, – говорит Владимир Константинович . – Будучи пилотом Ми-4, я облетел все уголки Камчатки , общаясь со многими коренными жителями Севера. И если рассматривать коренную культуру – её можно приравнять к быту, а не к народным промыслам. Шитьё костюмов, составление орнаментов и всё подобное – в крови у местных народов.


Фото: АиФ-Камчатка / Дарья Антонычева

В крае нет ни одного учебного заведения, в котором могли бы обучиться резчики по кости, например. Большинство – самоучки. Однако при местном правительстве существует экспертный совет по народным художественным промыслам. Это, я считаю, огромное несоответствие. Почему эти люди определяют ценность изделия? Я понимаю, в Москве есть Ассоциация «Народные художественные промыслы России» – по-настоящему компетентные специалисты оценивают работу по достоинству.

– На территории «Города мастеров» уже несколько лет проходит масштабный фестиваль с впечатляющими реконструкциями «От Руси до России ». Ещё одно из ваших направлений – военно-историческое?

– Идея фестиваля – организация выходного дня, не похожего на другие праздники. На Камчатке живёт немало ребят, которым интересно создавать реконструкции – появилась задумка собрать всех вместе. А чтобы в одном празднике объединить такое разнообразие, мы остановились на названии «От Руси до России ».

К сожалению, сегодня мероприятия, посвящённые памяти наших дедов и прадедов, часто превращаются в пиар и шоу. А ведь мы не имеем права гордо присваивать себе организацию каких-либо тематических акций, хвалиться парадом или бессмертным полком. Нашим повседневным сознанием должна стать память о предках, а не установка: «Служу Отечеству за деньги».


Фото: АиФ-Камчатка/ Екатерина Довгалева

При «Городе» есть военно-исторический музей, несколько людей вкладывают в него свои усилия. Председатель НКО – Геннадий Степанов , также с работой на военную тематику помогает краевед Ирина Кисличенко , а Юрий Овсянников собственноручно изготавливает исторические макеты. Сохранение памяти – необходимость, и я рад тому, что есть люди, по-настоящему заинтересованные в этом. Вообще, я считаю, что наш истинный золотой запас – люди. Человек – это самое ценное, что есть.

Воспитание души

В творческой мастерской Владимира Сушко воссозданы традиции изготовления пареньского ножа. Своё название изделие получило от корякского поселения Парень.

– Это история Камчатки . В давние времена в селе достигли небывалых высот в изготовлении ножей. Но потомственных кузнецов уже давно нет, промысел исчез. Выходит, что этот нож сейчас изготавливают только в нашей мастерской. Сохранилась форма клинка, его стиль, а мифы, сказки и легенды народа находят своё отражение в орнаментах. Правда, технология изготовления современна, – увлечённо рассказывает Владимир Константинович . – Пареньский нож – это уникум. Он как строгий мужской костюм, который полагается надевать в особых случаях и носить по правилам. В нём – культура народа, который жил в единении с природой.


Фото: АиФ-Камчатка/ Дарья Антонычева

– Владимир Константинович , вы много говорите о молодёжи. А ведь некоторые считают её безнадёжной…

– Молодые люди живут в сегодняшнем времени, а не в будущем, но у них мозги иначе работают. Сейчас мы находимся в периоде жёсткой войны в информационном поле – юные умы подвергаются огромному влиянию.

Нужно развивать социальную сферу, принимать людей, обучать, предоставлять площади для работы. Только в соответствующей обстановке можно не только научиться чему-то, но и принять на свою подкорку хорошее воспитание. Так можно вырастить поколение преемников. Ведь молодёжь – это потенциал нашей страны и её развития, но её многое сбивает с толку.

Казалось бы, сегодня многие с идеями, а времени – боятся. Однако тот, кто начнёт работать сейчас, он и впоследствии будет успешен. Вот во время пандемии коронавируса большинство сидит на месте, а надо работать наперёд. Создай своё общество, посей вокруг себя доброту.

От Руси до России

Фото: АиФ-Камчатка/ Дарья Антонычева

У нас любят обвинять власть, но я всегда говорю: «Неужели эти люди ничего хорошего не сделали?» И следом: «А что ты сам сделал хорошего?» Новый мир создаётся по зёрнышку. Никогда не забывайте о том, что в любом человеке есть сокровенная частица любви, а воспитание – это самое главное. И нужно уметь доносить его до души.

Владимир СУШКО родился 25 октября 1952 года в городе Кременчуг Полтавской области ( Украина ). Окончил Кременчугское вертолётное училище гражданской авиации в 1972 году, в 1985 организовал на Камчатке творческую мастерскую. Участник региональных, всероссийских и международных оружейных выставок. Член Союза оружейников России , обладатель золотых медалей выставок «Регионы России-99» и «Регионы России-2000», «Лауреат ВВЦ», «1000 лучших предприятий и организаций России ХХI века», Хабаровской международной ярмарки в 2001 году и других наград. Работы находятся в частных собраниях.

Читайте также: