Что такое должность народного трибуна

Опубликовано: 27.06.2024

Ни для кого не секрет, что современные политическая и правовая системы многих европейских государств построены по типу древнеримской. Римское право стало основой романской законодательной базы - так называемого непрецедентного права, которым пользуется добрая половина современных держав, в том числе и Россия. Эта правовая система имеет следующий вид: сначала нормативный акт, затем прецедент. То есть деяние, не описанное в законодательной базе государства, преступлением не является. Да и в целом Древний Рим оказал огромное влияние на наш мир. Взять ту же латынь, фактическими вариациями которой являются многие западноевропейские языки. Однако сегодня мы поговорим немного о другом явлении, перешедшем к нам из Античности в несколько видоизмененной форме. И имя ему - народный трибун. Давайте поговорим об этом поподробнее.

Народный трибун

Что такое народный трибун?

Несмотря на то что сначала Римом правили цари, потом консулы - фактические диктраторы, а затем строй и вовсе сменился на имперский, в политической системе Древнего Рима всегда присутствовал элемент демократии.

Народный трибун - это выборная должность среди плебеев. Занимался он защитой и покровительством униженных и оскорбленных. Латинское слово, которым народный трибун называл свою власть - sacrosancta potestas, что в переводе означает "власть, полученная духовным освящением".

История появления этой должности восходит к древнейшему конфликту патрициев - потомков первых римских царей - и плебеев, т. е. простых жителей Рима. Изначально в Сенате были представлены только патриции, плебеи же не имели возможности быть избранными туда и фактически находились в положении низшего сословия. Однако, несмотря на правовые ограничения, некоторые выходцы из простого люда смогли разбогатеть настолько, что затмевали (что касается имущества) знатных господ, тем самым наращивая свое влияние в аристократических кругах. Также иногда в Риме вспыхивали плебейские бунты, что приводило не только к массовым жертвам, но и к временному экономическому упадку ввиду разрухи, причиненной во время восстания.

Латинское слово которым народный трибун

Как в Риме появился народный трибун?

Дабы предотвратить постоянное кровопролитие, под давлением плебейского сообщества Сенат был вынужден учредить должность народного трибуна, избираемого "плебеями из плебеев". Это оказало огромное влияние на всю систему, на весь Древний Рим. Народный трибун мог наложить вето на решения Сената, которые, по его мнению, ущемляли плебеев, имел право судить лиц, оскорбляющих честь и достоинство простых людей, а также обладал личной неприкосновенностью. Таким образом, через некоторое время силами плебейского сообщества через таких государственных деятелей в Сенате было пролоббировано решение об уравнении сословий, однако и после этого народный трибун не перестал существовать. Он стал заниматься делами простых граждан: бедных, крестьян, небогатых ремесленников, вне зависимости от их происхождения. Латинское слово, которым народный трибун именовался среди его подзащитных - patronum, что означает "защитник". Выборы на эту должность проводились в два этапа: сначала каждая куриатная комиция выбирала своего кандидата, а затем уже претенденты проходили отбор на уровне трибутной комиции.

древний рим народный трибун

Современные отголоски социального института народных трибунов

Принципы, по которым работал народный трибун, в наше время воплощены в гражданском институте прав человека. Например, во многих странах, в том числе и в России, существует уполномоченный в этой сфере - омбудсмен, в обязанности которого входят защита и контроль за соблюдением прав человека со стороны государства. Таким образом, он делает то, чем занимался в свое время народный трибун. Однако полномочия современного омбудсмена значительно урезаны по сравнению с древнеримским деятелем: он не может наложить вето, не обладает неприкосновенностью и не имеет права законодательной инициативы. Единственная его функция - контроль за государственными органами и, в случае несоблюдения прав человека, инициация судебного разбирательства, то есть так называемая судебная инициатива. По закону, омбудсмен не подчиняется ни одной из ветвей власти: ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной.

что такое народный трибун

Надеемся, вы узнали много нового и интересного, и эта информация была полезна для вас.

  • Наро́дный трибу́н (лат. tribunus plebis, plebei или plebi) — одно из важнейших и своеобразных римских учреждений.

По преданию, должность народного (дословно — плебейского) трибуна была учреждена после первой сецессии, то есть после ухода плебеев на Священную гору в 494 году до н. э.: плебсу было позволено выбирать своих магистратов, пользовавшихся неприкосновенностью и правом оказывать притесняемым плебеям поддержку против властей. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса, и скрепили это решение общей клятвой, откуда и власть трибунов называлась «Sacrosancta potestas», то есть власть, основанная не на законе (legitima), а на религиозном освящении. Убиение виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным, истекающим из указанной клятвы. Должность народного трибуна просуществовала в течение всего республиканского и императорского периода, за исключением лишь короткого промежутка, когда действовал децемвират. При учреждении последнего трибунат был уничтожен, но после отмены децемвирата вновь восстановлен. Будучи сначала предводителями лишь плебса, организованного в особую общину, с особыми собраниями, трибуны не были ещё магистратами римского народа; но по мере того, как росли права плебса, расширялось и значение трибуна. Первоначально главной задачей трибунов было оказывать, путём интерцессии, поддержку угнетаемым плебеям против патрицианских магистратов. Чтобы интерцессия была действительной, трибуну надо было лично явиться перед магистратом, действие которого он хотел остановить; вмешательство через посредников или письменное было недействительно. Необходимо было, чтобы трибуны являлись доступными для всех, искавших их защиты; они обязаны были, поэтому, постоянно находиться в городе, не имели права удаляться из дома на целый день, а двери их были открыты всегда, даже и ночью. Так как трибунская защита была тем доступнее, чем больше было трибунов, то число их, первоначально равнявшееся двум, затем пяти, скоро (по Титу Ливию — в 457 году до н. э.) было увеличено до десяти.

Первоначально недостающее число трибунов пополнялось кооптацией; затем закон стал требовать, чтобы трибуны данного года заблаговременно позаботились о выборе своих преемников непременно в полном числе. Для этого созывались трибутные комиции, под председательством одного из трибунов. Если на одном собрании не были избраны все 10 трибунов, назначались дополнительные выборы. За неисполнение этого требования, необходимого для непрерывности действия трибуната, трибунам грозила казнь посредством сожжения. Избирались трибуны исключительно из плебеев, что сохранилось и после уравнения сословий: патриций мог стать трибуном лишь после формального transitio ad plebem (перехода в плебс). По римской традиции, выборы трибунов производились сначала в куриатных комициях, а затем (с 471 года до н. э.) в трибутных. Избирались они на один год и вступали в должность 10 декабря. Не будучи первоначально должностными лицами всего римского народа, трибуны не пользовались и правами, принадлежавшими магистратам: у них не было магистратских инсигний, ни кресла, ни пурпуровой каймы на тоге, ни ликторов. Вместо последних при них состояли служители (viatores, praecones), но без фасций и топоров. Трибуны не имели ни прав ауспиций (auspicia populi Romani), ни империя; власть их первоначально была чисто отрицательная. Она принадлежала во всей полноте каждому отдельному трибуну; каждый из них мог своим «veto» остановить действие магистрата даже в том случае, если все остальные трибуны были бы против него; перевес был всегда на стороне задерживающей, отрицающей власти. Древнейшие права трибунов — право помощи (ius auxilii) и право сноситься с плебсом (ius egendi cum plebe) — зародыш и источник всех дальнейших. Трибуны пользовались правом интерцессии по отношению к действиям магистратов, которым они могли даже воспретить дальнейшее отправление их должности, а также по отношению к частным лицам, но лишь применительно к тем их поступкам, которые носили общественный характер. Трибун не мог, например, запретить частному лицу привлечь к суду другое частное лицо по обвинению в преступлении, не затрагивавшем интересов общины. Гораздо важнее было их право интерцессии против рогаций, вносимых в народные собрания, против состоявшихся уже постановлений этих собраний и против решений сената. Чтобы обеспечить за своими избранниками указанные права и заставить патрицианские власти склоняться перед трибунской интерцессией, плебеям приходилось первоначально прибегать к насильственным действиям, к самосуду. Акты мести против тех, кто не подчинялся трибунской власти, плебс совершал обыкновенно по предложению и приглашению трибунов. Отсюда, вероятно, развилось право трибунов подвергать своей властью штрафам, аресту, в исключительных случаях даже казни, или привлекать к суду народа всех, нарушающих интересы последнего или священные права трибунов. Действию этого «обуздания» (coercitio) со стороны трибунов подлежали даже высшие магистраты (консулы и цензоры), но только не диктаторы summo iure. Благодаря этому праву трибун занял положение высшей власти, контролю которой были подчинены все другие.

Права трибуна могли стать очень опасными, если бы они не встречали ограничения в интерцессии других трибунов и в праве присужденного к наказанию обратиться к народу в центуриатные или (судя по свойству наложенного взыскания) в трибутные комиции. В дальнейшем развитии многочисленными и очень важными последствиями сопровождалось право трибунов сноситься с народом. Оно давало им возможность созывать собрания плебса, руководить ими, вносить свои предложения и наблюдать за исполнением принятых плебсом решений. Это право оказалось особенно важным потому, что в дальнейшем развитии римского устройства трибутные комиции постепенно достигли в законодательных вопросах уравнения с центуриатными; их решения (plebiscita) стали законами (leges), обязательными для всех граждан. Вместе с этим в руки трибунов перешла законодательная инициатива, на которой и покоится в дальнейшем почти все значение трибуната. Благодаря возвышению трибутных комиций до значения общенародного собрания, изменилось и общее положение трибунов: они стали магистратами римского народа, и притом высшими. Изменилось и их отношение к сенату. Первоначально трибуны не имели прямого отношения к сенату и не пользовались правом заседать в нём. Когда им необходимо было осведомиться о том, что делается в сенате, они садились на скамье, поставленной за дверями залы заседания сената, и только слушали. Теперь они получили доступ в сенат и право говорить в нём, даже созывать его. При новом значении трибуна сам сенат был заинтересован в том, чтобы заранее узнать отношение трибунов к той или другой мере. Из защитников отдельных лиц и одного сословия трибуны обратились в избранников народа, блюстителей его интересов, охранителей его прав и достоинства; они стали главным органом прогрессивного демократического законодательства. Законодательство сосредоточивается с тех пор главным образом в руках трибунов; важнейшие законы были большей частью leges tribuniciae. Это объясняется прежде всего самой постановкой трибуна: трибуны не были, подобно другим магистратам завалены массой дел по управлению и поэтому могли сосредоточивать своё внимание на вопросах законодательства и на надзоре за деятельностью других властей. Ротации и политические процессы, в которых трибуны являются представителями интересов народа, поглощают с тех пор большую часть их сил и времени. И тогда, однако, отрицательная власть не потеряла смысла: она была гарантией против злоупотреблений магистратов — злоупотреблений, особенно возможных и опасных вследствие того, что по римским законам во время отправления своей должности магистрат не мог быть привлечен к ответу частным лицом, страдавшим от произвольных и противозаконных действий магистрата. Особенно оживлённую деятельность развивает трибунат в последние полтора века до н. э.

Связанные понятия

Эта статья содержит сведения об истории Древнего Рима начиная с 509 года до н. э. Основная статья обо всей древнеримской цивилизации — Древний РимРи́мская респу́блика (лат. Res publica Populi Romani «Общее дело народа Рима») — историческая эпоха Древнего Рима (509—27 года до н. э.). Государственно-политический строй Республики совмещал демократические, олигархические и монархические (в традициях предшествовавшей царской эпохи) элементы.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Метеки, метойки (др.-греч. Μέτοικοι, букв. «переселенцы») — в Древней Греции — неполноправные жители Аттики. Метеками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в число метэков. Кроме того, в класс метэков поступали отпущенные на волю рабы.

Фемические суды, фемы, фемгерихт (ср.-нижн.-нем. feme) — система тайной судебной организации, появившаяся в Вестфалии в конце XII — начале XIII веков. Суды существовали в Германии и ряде других европейских стран в XII—XVI веках, однако последний фемический суд был отменён французским правительством в Мюнстере в 1811 году.

Францу́зский абсолюти́зм — абсолютная монархия, утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка. Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией.

Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и избирались они на собраниях плебса по трибам. Но в целом трибунат с течением времени приобрел общегосудар­ственный характер, став своеобразным контрольным органом демократии.

Народных трибунов было 10 человек, избиравшихся ежегодно. Как долж­ностные лица они не подлежали ответственности и были неприкосновен­ны: лицо, оскорбившее народного трибуна или причинившее ему вред, счи­талось проклятым, становилось вне закона. Основным и самым ранним историческим правом трибунов было право помощи (ius auxilii): народ­ный трибун был обязан помочь своим личным вмешательством (intercessio) любому гражданину, обратившемуся к нему за содействием против каж­дого магистрата (кроме диктатора, на которого право интерцессии не рас­пространялось). Для того чтобы народного трибуна легко можно было найти, он не мог покидать Рим более чем на один день, и дверь его дома должна была быть всегда открытой.

Из права помощи впоследствии развилось более широкое право проте­ста против распоряжений должностных лиц, решений сената и даже пред­ложений, вносимых в народные собрания, если трибуны находили их не­согласными с интересами плебеев. Протест трибунов выражался в том, что они произносили: «veto» («запрещаю»). После этого соответствую­щее распоряжение или акт приостанавливались до тех пор, пока трибун не снимал своего запрещения. Право veto принадлежало каждому отдель­ному трибуну, что тормозило деятельность коллегии в целом и часто при­водило к злоупотреблениям.

Народные трибуны имели право прибегать к мерам принуждения по отношению к тем, кто им противодействовал. К таким мерам принадлежа­ли денежный штраф, арест и, в исключительных случаях, даже смертная казнь (свержение с Тарпейской скалы).

Первоначально трибунам принадлежало право созывать только пле­бейские собрания, председательствовать на них и вносить предложения. Впоследствии, когда фактическая разница между собраниями плебса и трибутными комициями стерлась, трибуны получили возможность прини­мать активное участие в общем законодательстве. Одновременно народ­ные трибуны добились доступа в сенат, а затем права его созывать со все­ми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, власть трибунов, на первых порах очень скромная, с течением времени выросла до большого объема. Она была ограничена, в сущности, лишь правом интерцессии коллег и тем, что распространялась лишь на городскую территорию, а вне ее действовала на расстоянии толь­ко 1 римской мили (около 1,5 км). Протест народного трибуна не распро­странялся на действия диктатора и сохранял силу только во время пребы­вания данного трибуна в должности.

Трибунат исторически был органом римской демократии, особенно ощутима была эта роль в периоды больших народных движений. Но бла­годаря широким размерам коллегии (10 человек) трибунат легко стано­вился объектом подкупа и других влияний, идущих из кругов, враждебных демократии. А в таком случае право трибунской интерцессии становилось источником величайших злоупотреблений. В конце Республики народный трибунат совершенно выродился и сделался орудием борьбы отдельных клик и органом военной диктатуры.

Сенаторы и трибуны

Сенаторы и трибуны На комициях выбирали народных трибунов – блюстителей интересов, прав и достоинства римских граждан.За помощью к трибуну мог обратиться каждый римлянин. Для этого двери дома трибуна были открыты не только днём, но и ночью, а сам он не мог отлучаться

Катон, трибуны и женщины

Катон, трибуны и женщины Вернемся немного назад и остановимся на законе, касавшемся в первую очередь матрон — законе Оппия. Он был внесен в комиции консулом Гаем Оппием в 215 г. до н. э. (в разгар войны с Ганнибалом) и запрещал женщинам «иметь больше полуунции золота, носить

Народные восстания

Народные восстания В 1379—1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока. Как только в конце 1379 г. был объявлен новый чрезвычайный налог, вспыхнуло восстание в Монпелье. Ремесленники и беднота ворвались в ратушу и убили королевских

Народные восстания

Народные восстания В 1536 г. вспыхнуло восстание в Линкольншире, а затем в Йоркшире и других северных графствах Англии. Восстание вылилось здесь осенью 1536 г. в форму религиозного похода на юг, похода, получившего название «Благодатного паломничества». Участников его в

Военные трибуны с консулярной властью

Военные трибуны с консулярной властью Военными трибунами назывался высший командный состав легиона. Число их колебалось от трех до восьми в зависимости от величины набо­ра. Раньше они назначались претором из патрициев. Теперь было решено избирать военных трибунов в

Народные трибуны

Народные трибуны Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и

Трибуны и публика

Трибуны и публика Посмотрим теперь на трибуны, предназначенные для зрителей<606>. Они расположены по две в обоих концах фриза, друг против друга и обращены к зрелищу, разворачивающемуся посередине. Возникает вопрос (хотя приемы античной живописи не допускают такого

…С ТРИБУНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

…С ТРИБУНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Есть хорошее правило, свидетельствующее о том, что самым убедительным является не пересказ события, выступления, какой-нибудь тронной или обвинительной речи, а документ. Сама речь, хронология события — словом документ, подлинный и точный.

6. Законы Валерия и Горация. Канулей. Военные трибуны с консульской властью

6. Законы Валерия и Горация. Канулей. Военные трибуны с консульской властью (448…444 г.)С тех пор, как патриции вынуждены были допустить плебеев к участию в децемвирате, ничто уже более не могло воспрепятствовать народу непреодолимо стремиться вперед по пути достижения и

Военные трибуны с консулярной властью

Военные трибуны с консулярной властью Военными трибунами назывался высший командный состав легиона. Число их колебалось от трех до восьми в зависимости от величины набо­ра. Раньше они назначались претором из патрициев. Теперь было решено избирать военных трибунов в

3.4.1. Римские народные трибуны братья Гракхи

3.4.1. Римские народные трибуны братья Гракхи Что такое трибуна? В переводе с латинского языка это помост, возвышение, используемое для торжественных заседаний, а также род кафедры, с которой говорят речи, обращенные к собравшимся людям. От слова «трибуна» образовалось

5. Народные стенгазеты

5. Народные стенгазеты В газетах все время пишут почти исключительно о Сталине. Совсем как по пословице: «Без Бога ни до порога», что ни слово, то Сталин во всех склонениях и спряжениях. А в действительности, что ни мат, то обязательно таковой посылается по адресу

Народные волнения

Народные волнения АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705–1706 гг. — выступление стрельцов, солдат и посадских людей.В ночь на 30 июля 1705 г. в Астрахани ударил набат. Отряд солдат и стрельцов ворвался в Астраханский кремль и начал убивать «начальных людей». Восставшие были возмущены тем,

Народные волнения

Народные волнения ЧУМНОЙ БУНТ — стихийное восстание в Москве в октябре 1771 г. во время эпидемии чумы. «Моровая язва», как в России называли чуму, появилась из Турции и с ноября 1770 Г. унесла 200 тыс. жизней. Меры властей по борьбе с эпидемией — прививки, установки карантинов,

Народные поверья

Народные поверья Если не я за себя, то кто же за меня?Если я только за себя, то зачем я?Рабби Хиллела* Еврей в русских народных поверьях – это всегда злое, отрицательное существо – одним словом, "жид". Попытки поставить знак равенства между словами "жид" и "еврей" не

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ Тяжелое положение крестьян не раз толкало их на открытые вооруженные выступления против феодального гнета.Главным районом крестьянских движений в конце X — начале XI вв. была территория нынешней провинции Сычуань. Здесь еще в 964 г., на четвертом

Народные трибуны (лат. tribuni plebis, букв. — трибуны плебса) , должностное лицо, согласно римской традиции с 494 г. до н. э. ежегодно избиравшееся из плебеев на собраниях по трибам. Должность народных трибунов была введена для защиты прав плебеев от произвола патрицианских магистратов. В период поздней республики ежегодно выбирали 10 трибунов.
Трибуны имели право накладывать вето на распоряжения или постановления любого магистрата (кроме диктатора и цензора) и сената, арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать собрания плебеев, заседания трибутных комиций и сената и председательствовать на них, издавать эдикты и предлагать законопроекты. Трибуны были единственной магистратурой, не слагавшими свои полномочия перед назначенным диктатором.
Личность народного трибуна считалась неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не могли покидать Рим более чем на сутки. Их власть была ограничена городской чертой Рима.
Высший подъем римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов. С установлением империи институт народных трибунов утратил самостоятельное значение, но продолжал существовать в форме «трибунской власти» императора.
Гай Юлий Цезарь стал первым пожизненным трибуном, что обеспечивало ему личную неприкосновенность. Октавиан Август, Тиберий и последующие принцепсы также принимали пожизненную трибунскую власть.
Народный трибунат просуществовал до III века.


Наро́дный трибу́н (лат. tribunus plebis, plebei или plebi) — одно из важнейших и своеобразных римских учреждений.

По преданию, должность народного (дословно — плебейского) трибуна была учреждена после первой сецессии, то есть после ухода плебеев на Священную гору в 494 году до н. э.: плебсу было позволено выбирать своих магистратов, пользовавшихся неприкосновенностью и правом оказывать притесняемым плебеям поддержку против властей. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса, и скрепили это решение общей клятвой, откуда и власть трибунов называлась «Sacrosancta potestas», то есть власть, основанная не на законе (legitima), а на религиозном освящении. Убиение виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным, истекающим из указанной клятвы. Должность народного трибуна просуществовала в течение всего республиканского и императорского периода, за исключением лишь короткого промежутка, когда действовал децемвират. При учреждении последнего трибунат был уничтожен, но после отмены децемвирата вновь восстановлен. Будучи сначала предводителями лишь плебса, организованного в особую общину, с особыми собраниями, трибуны не были ещё магистратами римского народа; но по мере того, как росли права плебса, расширялось и значение трибуна. Первоначально главной задачей трибунов было оказывать, путём интерцессии, поддержку угнетаемым плебеям против патрицианских магистратов. Чтобы интерцессия была действительной, трибуну надо было лично явиться перед магистратом, действие которого он хотел остановить; вмешательство через посредников или письменное было недействительно. Необходимо было, чтобы трибуны являлись доступными для всех, искавших их защиты; они обязаны были, поэтому, постоянно находиться в городе, не имели права удаляться из дома на целый день, а двери их были открыты всегда, даже и ночью. Так как трибунская защита была тем доступнее, чем больше было трибунов, то число их, первоначально равнявшееся двум, затем пяти, скоро (по Титу Ливию — в 457 году до н. э.) было увеличено до десяти.

Первоначально недостающее число трибунов пополнялось кооптацией; затем закон стал требовать, чтобы трибуны данного года заблаговременно позаботились о выборе своих преемников непременно в полном числе. Для этого созывались трибутные комиции, под председательством одного из трибунов. Если на одном собрании не были избраны все 10 трибунов, назначались дополнительные выборы. За неисполнение этого требования, необходимого для непрерывности действия трибуната, трибунам грозила казнь и; он стал, по выражению Плиния, «пустой тенью и названием без почета».

Ни для кого не секрет, что современные политическая и правовая системы многих европейских государств построены по типу древнеримской. Римское право стало основой романской законодательной базы - так называемого непрецедентного права, которым пользуется добрая половина современных держав, в том числе и Россия. Эта правовая система имеет следующий вид: сначала нормативный акт, затем прецедент. То есть деяние, не описанное в законодательной базе государства, преступлением не является. Да и в целом Древний Рим оказал огромное влияние на наш мир. Взять ту же латынь, фактическими вариациями которой являются многие западноевропейские языки. Однако сегодня мы поговорим немного о другом явлении, перешедшем к нам из Античности в несколько видоизмененной форме. И имя ему - народный трибун. Давайте поговорим об этом поподробнее.

Народный трибун

Что такое народный трибун?

Несмотря на то что сначала Римом правили цари, потом консулы - фактические диктраторы, а затем строй и вовсе сменился на имперский, в политической системе Древнего Рима всегда присутствовал элемент демократии.

Народный трибун - это выборная должность среди плебеев. Занимался он защитой и покровительством униженных и оскорбленных. Латинское слово, которым народный трибун называл свою власть - sacrosancta potestas, что в переводе означает "власть, полученная духовным освящением".

История появления этой должности восходит к древнейшему конфликту патрициев - потомков первых римских царей - и плебеев, т. е. простых жителей Рима. Изначально в Сенате были представлены только патриции, плебеи же не имели возможности быть избранными туда и фактически находились в положении низшего сословия. Однако, несмотря на правовые ограничения, некоторые выходцы из простого люда смогли разбогатеть настолько, что затмевали (что касается имущества) знатных господ, тем самым наращивая свое влияние в аристократических кругах. Также иногда в Риме вспыхивали плебейские бунты, что приводило не только к массовым жертвам, но и к временному экономическому упадку ввиду разрухи, причиненной во время восстания.

Латинское слово которым народный трибун

Как в Риме появился народный трибун?

Дабы предотвратить постоянное кровопролитие, под давлением плебейского сообщества Сенат был вынужден учредить должность народного трибуна, избираемого "плебеями из плебеев". Это оказало огромное влияние на всю систему, на весь Древний Рим. Народный трибун мог наложить вето на решения Сената, которые, по его мнению, ущемляли плебеев, имел право судить лиц, оскорбляющих честь и достоинство простых людей, а также обладал личной неприкосновенностью. Таким образом, через некоторое время силами плебейского сообщества через таких государственных деятелей в Сенате было пролоббировано решение об уравнении сословий, однако и после этого народный трибун не перестал существовать. Он стал заниматься делами простых граждан: бедных, крестьян, небогатых ремесленников, вне зависимости от их происхождения. Латинское слово, которым народный трибун именовался среди его подзащитных - patronum, что означает "защитник". Выборы на эту должность проводились в два этапа: сначала каждая куриатная комиция выбирала своего кандидата, а затем уже претенденты проходили отбор на уровне трибутной комиции.

древний рим народный трибун

Современные отголоски социального института народных трибунов

Принципы, по которым работал народный трибун, в наше время воплощены в гражданском институте прав человека. Например, во многих странах, в том числе и в России, существует уполномоченный в этой сфере - омбудсмен, в обязанности которого входят защита и контроль за соблюдением прав человека со стороны государства. Таким образом, он делает то, чем занимался в свое время народный трибун. Однако полномочия современного омбудсмена значительно урезаны по сравнению с древнеримским деятелем: он не может наложить вето, не обладает неприкосновенностью и не имеет права законодательной инициативы. Единственная его функция - контроль за государственными органами и, в случае несоблюдения прав человека, инициация судебного разбирательства, то есть так называемая судебная инициатива. По закону, омбудсмен не подчиняется ни одной из ветвей власти: ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной.

Надеемся, вы узнали много нового и интересного, и эта информация была полезна для вас.

Читайте также: