Что такое испытание на замещение должности государственной службы

Опубликовано: 03.10.2024

В отличие от обычных работников, которым испытательный срок государственного служащего устанавливается не всегда, установление его некоторым гражданским служащим обязательно. И в январе 2020 года Правительство РФ в целях повышения эффективности формирования профессионального кадрового состава государственной гражданской службы утвердило единую методику прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти. В чем заключаются принципы прохождения испытания и определения его результатов, расскажем в статье.

Общие положения об испытательном сроке.

Кроме этого, определены категории гражданских служащих, которым испытание может быть установлено и для которых оно невозможно. Причем, в отличие от испытательный срок государственного служащего, преду­смотренного Трудовым кодексом и по общим правилам составляющего 3 месяца, служащие проходят испытание сроком от 1 месяца до 1 года, а в отдельных случаях до 6 месяцев.

Испытание может устанавливаться

Испытание не устанавливается

Случаи установления

Срок испытания

При назначении граждани-
на или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ

От 1 месяца до 1 года

Гражданам, получившим среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на такую службу

При назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу РФ

От 1 до 6 месяцев

Служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа

При назначении гражданско-го служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа

От 1 до 6 месяцев

Гражданам и гражданским служащим, для которых законодательством РФ
предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). Например, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет (абз. 2 ч. 4 ст. 70 ТК РФ)

В срок испытания не засчитываются периоды, в которые гражданский служащий фактически не исполнял возложенные на него должностные обязанности, в частности периоды:

пребывания в отпуске без сохранения заработной платы;

пребывания в учебном отпуске.

Для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности в течение испытательный срок государственного служащего может быть проведена внеочередная всесторонняя оценка его деятельности.

Служебный контракт может быть расторгнут до истечения срока испытания, если будет установлено, что гражданский служащий не соответствует должности, на которую принят. Представитель нанимателя обязан предупредить служащего об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня и указать причины такого решения; служащий вправе обжаловать такое решение в судебном порядке. Гражданский служащий тоже вправе в период испытания расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя также за 3 дня. Причем объяснять причину увольнения он не обязан.

Если же срок испытания истек, а служащий продолжает замещать должность гражданской службы, он считается выдержавшим испытание.

Методика испытания.

Единая методика прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2020 № 9 (далее – Методика). В ней обозначены цели установления испытательный срок служащего, порядок его оформления, порядок принятия решения об установлении испытания, а также указано, как проходит само испытание и как оцениваются результаты его прохождения. Рассмотрим все по порядку.

Цели испытания

Кто принимает решение о сроке испытания?

Поскольку назначение на должность гражданской службы осуществляется сначала по акту представителя нанимателя, на основании которого заключается служебный контракт, Методикой установлено, что основанием для испытания считается условие о нем, предусмотренное в акте федерального органа исполнительной власти о назначении гражданина РФ или гражданского служащего на должность гражданской службы.

В отличие от установления испытания в соответствии с Трудовым кодексом, когда основным документом, регламентирующим прохождение испытательного срока работником, является трудовой договор, для гражданских служащих таким основным документом является акт представителя нанимателя о назначении на должность. Можно сделать вывод: если прохождение испытания установлено таким актом, но не служебным контрактом, то служащий будет рассматриваться как назначенный на должность с испытательный срок служащего.

Решение об установлении испытания в отношении гражданского служащего принимает представитель нанимателя, в том числе по представлению непосредственного руководителя в лице руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, в котором служащий замещает должность гражданской службы. Если гражданский служащий возглавляет структурное подразделение федерального органа исполнительной власти или его территориального органа либо замещает должность вне указанного структурного подразделения, непосредственным руководителем для него является гражданский служащий, осуществляющий непосредственное руководство его профессиональной служебной деятельностью.

Срок испытания начинает исчисляться с даты назначения на должность гражданской службы.

Как проходит испытание?

В период испытания:

Непосредственный руководитель обеспечивает:

координацию профессиональной служебной деятельности гражданского служащего так, чтобы результаты исполнения им поручений позволяли всесторонне оценить его знания и умения, а также профессиональные и личностные качества;

проведение на регулярной основе собеседований с гражданским служащим, его наставником (при наличии) в целях оценки профессиональной служебной деятельности служащего.

ведет в таблице учет результатов исполнения им должностных обязанностей в период испытания. Форма таблицы установлена приложением 1 к Методике (и используется, если в рамках электронного делопроизводства не применяется система автоматического учета поручений).

Кадровая служба федерального органа исполнительной власти совместно с непосредственным руководителем в целях адаптации гражданского служащего к условиям профессиональной служебной деятельности и обеспечения эффективного исполнения им должностных обязанностей:

знакомят служащего с документами, регламентирующими деятельность органа власти, его структурой и функциями структурных подразделений;

представляют его коллективу;

консультируют служащего по вопросам организации исполнения должностных обязанностей;

организуют профессиональное развитие и (или) наставничество (при необходимости).

Как осуществляется наставничество?

Порядок наставничества определяется Положением о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296. Согласно данному Положению наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.

Наставничество осуществляется по решению представителя нанимателя, а организацию наставничества осуществляет кадровая служба государственного органа с использованием в том числе государственных информационных систем в области гражданской службы.

Наставничество осуществляется в отношении служащего:

поступившего впервые на гражданскую службу в государственный орган;

имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган.

Инициатором осуществления наставничества является непосредственный руководитель – он направляет представителю нанимателя предложение об этом, которое содержит сведения о сроке наставничества и согласии гражданского служащего, назначаемого наставником.

Наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных служащих. У него не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка. Функции наставника осуществляются наряду с исполнением обычных должностных обязанностей. Не может являться наставником непосредственный руководитель служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.

Наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем двух гражданских служащих. И наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного служащего.

Если в период наставничества наставник заболел, уехал в командировку или отсутствует на службе по другим причинам, непосредственный руководитель в течение рабочего дня с момента возникновения указанных обстоятельств направляет представителю нанимателя предложение для принятия решения о назначении другого наставника. Срок наставничества при этом не изменяется. Оно прекращается до истечения установленного срока лишь в случае назначения служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе или увольнения с гражданской службы.

Не позднее 2 рабочих дней со дня завершения срока наставничества наставник представляет непосредственному руководителю служащего отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению к Положению. Отзыв о результатах наставничества, после ознакомления с ним непосредственного руководителя, направляется в кадровую службу государственного органа не позднее 5 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

В целях подведения итогов наставничества непосредственный руководитель проводит с гражданским служащим индивидуальное собеседование. Кроме этого, он оценивает результативность деятельности наставника на основе результатов его деятельности и профессиональной служебной деятельности служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество. Результативность деятельности наставника по решению представителя нанимателя учитывается при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий и учитывается при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением за безупречную и эффективную гражданскую службу.

Как устанавливаются результаты испытания?

Непосредственный руководитель либо его заместитель не позднее чем за 14 рабочих дней до окончания срока испытания готовит отзыв (проект отзыва) о результатах испытания гражданского служащего и не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока испытания передает этот документ в кадровую службу. Форма такого отзыва установлена приложением 2 к Методике.

В отзыве дается оценка соответствия служащего замещаемой должности гражданской службы, делается вывод о результате испытания и отражаются замечания непосредственного руководителя по подготовленным служащим проектам документов.

К отзыву прилагается таблица (если в рамках электронного делопроизводства не используется система автоматического учета поручений). А если в период испытания в отношении служащего осуществлялось наставничество, к отзыву также прилагается отзыв о результатах наставничества.

Таблица содержит следующие графы:

Дата (период) выполнения поручения

Отметка о выполнении (выполнено, выполнено с замечаниями, не выполнено – указать нужное)

1. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы (далее - план).

2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий плана, обеспечить их осуществление в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 24 июля 2019 г. № 1646-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2020 № 1600-р)

Внедрение единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба) в федеральных органах исполнительной власти

введение единых методологических подходов к прохождению испытания и определению его результатов в федеральных органах исполнительной власти

Подготовка предложений по созданию нормативно-правовой базы, необходимой для совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы

обобщение практики отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы и подготовка предложений по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы

совершенствование порядка заключения договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения гражданской службы с учетом положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения"

проект указа Президента

оптимизация процедуры поступления на гражданскую службу

совершенствование порядка проведения оценки знаний на соответствие квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы

проект указа Президента Российской Федерации

проект постановления Правительства Российской Федерации

проведение эксперимента по определению соответствия квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы знаний лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе, с использованием базы оценочных заданий

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2020 № 1600-р)

Создание нормативно-правовой базы, необходимой для формирования федерального кадрового резерва, с учетом практики формирования кадровых резервов на гражданской службе

мониторинг формирования и использования кадровых резервов на гражданской службе

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

в Правительство Российской Федерации

установление порядка формирования федерального кадрового резерва

Обеспечение возможности проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу,

и федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие), в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы, ответственные за предоставление соответствующей информации

создание нормативно-правовой базы для обеспечения проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими при прохождении гражданской службы, в том числе в рамках федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - единая информационная система)

развитие в рамках единой информационной системы сервисов, позволяющих осуществить проверку указанных сведений

в автоматическом режиме, а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Организация проведения аттестации

7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 - 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по утвержденной форме. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

График заседаний экзаменационной комиссии по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

приказ Управления Росреестра по Рязанской области от 26.02.2021 № 94-к "О проведении аттестации гражданских служащих Российской Федерации Управления Росреестра по Рязанской области"; внесены изменения приказом от 01.04.2021 № 140-к "О внесении изменений в приказ Управления Росреестра по Рязанской области от 26.02.2021 № 94-к "О проведении аттестации гражданских служащих Российской Федерации Управления Росреестра по Рязанской области" ).


2021 год

от 6 сентября 2018 года N 273-к

В целях реализации статьи 27 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и качественного исполнения федеральными гражданскими служащими возложенных на них служебных обязанностей, установленных должностными регламентами по замещаемым должностям,

2. Отделу по вопросам государственной службы и кадров Управления делами, руководителям территориальных органов обеспечить организацию работы по применению испытания при назначении на должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по труду и занятости.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по труду и занятости
от 6 сентября 2018 года N 273-к

Рекомендации по организации и оценке эффективности применения испытания при замещении должности Федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по труду и занятости и ее территориальных органах

I. Общие положения

1. Цель прохождения испытания - практическая оценка (проверка) соответствия деловых и профессиональных качеств, заявленных гражданином при его отборе для поступления на замещаемую должность федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по труду и занятости и ее территориальных органах (далее - гражданская служба, Роструд соответственно), и возложенных на него служебным контрактом и должностным регламентом должностных обязанностей по замещаемой должности.

2. В служебном контракте и в приказе Роструда о приеме на гражданскую службу и назначении на должность гражданской службы гражданина, впервые поступающего на гражданскую службу, устанавливается испытание продолжительностью от одного месяца до одного года.

При назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу или гражданского служащего, назначаемого на должность в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться испытание продолжительностью от одного до шести месяцев.

3. Исчисление срока испытания гражданского служащего начинается с первого дня прохождения им гражданской службы, а именно со дня, определенного служебным контрактом.

4. В срок испытания не засчитываются периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

5. В период прохождения испытания на гражданского служащего распространяется законодательство о гражданской службе.

II. Прохождение испытания

6. Для оказания профессиональной помощи и поддержки в решении служебных заданий, оценке компетентности гражданского служащего, участии в подведении итогов исполнения им должностных обязанностей на период прохождения испытания назначается наставник.

Назначение наставников осуществляется приказом представителя нанимателя на основании представления руководителя структурного подразделения Роструда (территориального органа Роструда) после получения письменного согласия гражданского служащего.

7. В целях оперативной и качественной подготовки к самостоятельному исполнению в полном объеме должностных обязанностей наставник разрабатывает индивидуальный план (далее - План) на весь период прохождения испытания (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям).

8. В Плане в зависимости от должностных обязанностей гражданского служащего предусматривается:

а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению должностных обязанностей, в том числе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Роструда, а также особенности деятельности структурного подразделения, в котором гражданский служащий проходит гражданскую службу;

б) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

в) приобретение профессиональных знаний, умений и навыков.

Мероприятия Плана должны быть конкретными, по каждому из них устанавливается срок выполнения.

9. План подлежит утверждению руководителем структурного подразделения Роструда (территориального органа) Роструда после согласования с отделом по вопросам государственной службы и кадров Роструда или сотрудником территориального органа, на которого возложены вопросы прохождения гражданской службы и кадров и противодействия коррупции (далее - Кадровая служба).

10. После утверждения Плана оригинал приобщается к личному делу гражданского служащего, а его копии передаются наставнику для контроля выполнения мероприятий в установленные сроки и гражданскому служащему для работы.

По итогам контроля наставником в соответствующей графе Плана напротив каждого мероприятия проставляется одна из отметок: "выполнено", "выполнено не в полном объеме, требуется доработка и указывается срок" или "не выполнено". Отметка заверяется подписью наставника.

11. В период испытания по каждому факту ненадлежащего исполнения гражданским служащим мероприятий, предусмотренных Планом, а также ненадлежащего исполнения возложенных на него должностных обязанностей наставник должен затребовать у испытуемого пояснение в письменной форме с указанием срока представления. Если по истечении указанного срока пояснение не представлено, то составляется Акт о непредставлении письменного пояснения (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям).

О каждом указанном факте ненадлежащего исполнения гражданским служащим мероприятий Плана и должностных обязанностей наставник не позднее трех служебных дней информирует руководителя структурного подразделения и представляет ему письменные пояснения гражданского служащего или Акт о непредставлении письменного пояснения.

12. В случае отсутствия гражданского служащего на службе по уважительным причинам План подлежит корректировке наставником на то количество служебных дней, сколько испытуемый фактически не исполнял должностные обязанности.

13. Руководитель структурного подразделения осуществляет систематический контроль прохождения испытания гражданским служащим, а также исполнения контрольных функций со стороны наставника.

III. Подведение итогов испытания

15*. Если срок испытания истек и гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание, успешно освоившим должностные обязанности и допущенным к их самостоятельному исполнению.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

16. Гражданский служащий считается показавшим неудовлетворительные результаты по итогам испытания, если количество мероприятий Плана, по которым наставником проставлены отметки "выполнено не в полном объеме, требуется доработка и указывается срок" или "не выполнено", составляет 25 процентов и более от общего количества запланированных мероприятий.

17. При неудовлетворительном или спорном результатах испытания, когда отметка "не выполнено" составляет 25 процентов и более, представитель нанимателя на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, имеет право назначить собеседование по проверке знаний нормативных правовых актов, указанных в Плане, должностном регламенте, и определить готовность к самостоятельному исполнению служебных обязанностей по замещаемой должности.

Для проведения собеседования представителем нанимателя может формироваться комиссия.

18. В ходе подготовки к проведению собеседования наставник готовит оценку деловых и профессиональных качеств испытуемого в виде отчета о профессиональной служебной деятельности в период срока испытания (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям).

19. В случае неявки гражданского служащего, извещенного о дне и месте проведения собеседования, на собеседование, указанное в пункте 17 настоящего Порядка* , без уважительной причины гражданский служащий считается непрошедшим испытание, а факт отсутствия гражданского служащего на служебном месте должен быть документально зафиксирован посредством составления акта.

________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

20. По результатам собеседования (оценив деловые и профессиональные качества гражданского служащего) комиссия делает вывод об удовлетворительном или неудовлетворительном результате испытания, оформив заключение (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям). Заключение подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на собеседовании.

21. Решение комиссии принимается в отсутствие испытуемого открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на собеседовании членов комиссии. При равенстве голосов признается, что гражданский служащий показал на собеседовании удовлетворительные результаты.

22. Если по результатам собеседования членами комиссии будет принято решение о неудовлетворительном результате испытания, то в заключении кратко указываются причины, послужившие основанием для признания результата прохождения испытания неудовлетворительным, доказательства несоответствия испытуемого замещаемой должности, профессионально-квалификационные ошибки, выявленные при исполнении должностных обязанностей, в том числе неправильное применение нормативных правовых актов Российской Федерации при подготовке служебных документов, несоблюдение сроков выполнения поручений вышестоящих руководителей и некачественная подготовка служебных материалов, нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, несоблюдение служебного распорядка и должностного регламента.

23. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с заключением под роспись.

В случае отказа гражданского служащего от ознакомления с заключением составляется акт (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Рекомендациям).

24. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим и уволить его с гражданской службы, уведомив его об этом в письменном виде (под роспись) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящим Рекомендациям) не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания гражданского служащего не выдержавшим испытание.

25. В случае отказа испытуемого от получения и ознакомления с уведомлением об увольнении в связи с неудовлетворительным результатом испытания (в том числе и досрочного) составляется акт (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящим Рекомендациям).

26. Решение о расторжении с гражданским служащим служебного контракта, освобождении его от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы принимается до истечения срока испытания.

IV. Заключительные положения

27. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим в период прохождения испытания по его вине возложенных на него должностных обязанностей представитель нанимателя имеет право применять дисциплинарные взыскания в порядке, установленном Федеральным законом, вплоть до расторжения служебного контракта и увольнения с гражданской службы.

28. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме (заявлением) не позднее, чем за три дня. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения представителем нанимателя указанного письменного предупреждения.

29. Установленный срок испытания гражданского служащего может быть сокращен представителем нанимателя на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, согласованной с заместителем руководителя, при условии успешного досрочного исполнения Плана и достижения испытуемым высоких показателей по замещаемой должности.

Решение о сокращении срока испытания оформляется приказом и заключения с испытуемым дополнительного соглашения к действующему служебному контракту.

1. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы (далее - план).

2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий плана, обеспечить их осуществление в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 24 июля 2019 г. № 1646-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2020 № 1600-р)

Внедрение единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба) в федеральных органах исполнительной власти

введение единых методологических подходов к прохождению испытания и определению его результатов в федеральных органах исполнительной власти

Подготовка предложений по созданию нормативно-правовой базы, необходимой для совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы

обобщение практики отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы и подготовка предложений по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы

совершенствование порядка заключения договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения гражданской службы с учетом положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения"

проект указа Президента

оптимизация процедуры поступления на гражданскую службу

совершенствование порядка проведения оценки знаний на соответствие квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы

проект указа Президента Российской Федерации

проект постановления Правительства Российской Федерации

проведение эксперимента по определению соответствия квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы знаний лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе, с использованием базы оценочных заданий

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2020 № 1600-р)

Создание нормативно-правовой базы, необходимой для формирования федерального кадрового резерва, с учетом практики формирования кадровых резервов на гражданской службе

мониторинг формирования и использования кадровых резервов на гражданской службе

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

в Правительство Российской Федерации

установление порядка формирования федерального кадрового резерва

Обеспечение возможности проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу,

и федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие), в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы, ответственные за предоставление соответствующей информации

создание нормативно-правовой базы для обеспечения проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими при прохождении гражданской службы, в том числе в рамках федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - единая информационная система)

развитие в рамках единой информационной системы сервисов, позволяющих осуществить проверку указанных сведений

в автоматическом режиме, а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы

Читайте также: