Что такое портрет профессии

Опубликовано: 15.05.2024

ТЕМА УРОКА: «Портрет профессии (подготовка к сочинению-рассуждению по предложенной теме)».

АУДИТОРИЯ: 10-11 класс

Подготовиться к сочинению-рассуждению о профессии, на примере сочинения-рассуждения о профессии филолога.

  1. Познакомить учащихся с профессией филолога.
  2. Рассмотреть разносторонние сферы деятельности филолога.
  1. Развитие исследовательских навыков , аналитических способностей образности и логического мышления учащихся.
  2. Обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический и профориентационный опыт учащихся.
  3. Совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение на предложенную тему (в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку).
  1. Профориентационное, духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся.
  2. Воспитание бережного отношения к родному языку.
  3. Воспитание уважения к профессии учителя.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: 2 компьютера (один из них с выходом в Интернет), медиапроектор, экран, СД-диск с презентацией к уроку, словари русского языка.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, сегодня на уроке мы составим портрет профессии, материалы урока помогут вам написать сочинение-рассуждение по этой профессии. (СЛАЙД 1)

УЧЕНИК. Мне кажется, что эта работа будет полезной: с одной стороны, мы готовимся к сочинению по части С1 на ЕГЭ, с другой, узнаем о новой профессии, что актуально для многих из нас . В какой форме мы будем работать на уроке?

УЧИТЕЛЬ. Целью нашего урока является знакомство с профессией, а также повторение принципов написания сочинения-рассуждения. Поэтому форма нашего урока – исследование с элементами практической работы. (СЛАЙД 2)

Запись темы урока и эпиграфа к уроку в рабочие тетради.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. повторение теоретических сведений

УЧИТЕЛЬ. Вам предстоит написать сочинение-рассуждение. Вспомните, чем характеризуется этот тип речи. Какие типы речи вам известны?

Учащиеся рассказывают о повествовании, описании и рассуждении. (СЛАЙД 3)

УЧИТЕЛЬ. Определите особенности текста-рассуждения, вспомните, как можно ввести в своё сочинение аргументы, с чего начать и чем закончить сочинение. (СЛАЙД 4,5)

2. практическая работа по закреплению материала

УЧИТЕЛЬ. Перед вами тексты из экзаменов в форме ЕГЭ прошлых лет. Выполните задание А 30 ( определите, какие типы речи представлены в отрывках) ( ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ, 3 ВАРИАНТА ТЕКСТОВ ЕГЭ)

УЧИТЕЛЬ. Ребята, что объединяет все тексты, над которыми вы работали.

УЧЕНИК. Эти тексты связаны одной темой: они о языке.

УЧИТЕЛЬ. Знаете ли вы, представители какой профессии занимаются изучением языка.

УЧЕНИК. Возможно, это языковеды.

УЧИТЕЛЬ. Это филологи. Именно с этой профессией мы сегодня познакомимся подробно.

РАБОТА В ГРУППАХ:

Толкование слова «ФИЛОЛОГИЯ, ФИЛОЛОГ» в различных словарях

1 группа – «Толковый словарь русского языка»

2 группа – «Словарь иностранных слов»

3 группа – «Этимологический словарь»

После исследования словарей делается вывод о происхождении слова, его значении. (СЛАЙД 6)

"Филолог, в отличие от людей других профессий, имеет дело с особым материалом — словом и художественным текстом. Не случайно существует мнение, что стиль — это человек, а текст всегда оставляет представление о создавшей его личности. Настоящий филолог вступает в контакт с чужим словом как с развернутым смыслом. Толкование текста превращается для него в собеседование.

Поскольку литературоведение — это человековедение, то филологи владеют не только знанием истории словесности. Феномен текста заставляет их проявлять себя как психологов, философов, социологов, этнографов. Наша специальность требует владения теми знаниями, которым профессионально учат на смежных факультетах. Справедливо можно считать, что студенты-филологи оказываются в более выгодном положении, чем другие гуманитарии, ибо получают глубокую подготовку и в области иностранных языков, и в области философии, и в области психологии. Универсализм профессии позволяет им воплощать себя в разнообразных областях гуманитарной деятельности. Чем технически оснащенней и политизированней общество, тем уязвимей человек. Филолог — профессия, позволяющая восполнять дефицит человечности, поэтому потребность в ней не иссякнет".

4. «ПОРТРЕТ ПРОФЕССИИ»

УЧИТЕЛЬ. Теперь нам предстоит составить портрет этой профессии, для этого необходимо разделиться на несколько рабочих групп:

ПСИХОЛОГИ - определяют, какими качествами должен обладать филолог.

АБИТУРИЕНТЫ – пользуясь справочником «Все аккредитованных высших учебных заведений России», определяют, в каких ВУЗах Краснодарского края можно получить профессию филолога.

БИРЖА ТРУДА – ищут в Интернете вакансии филологов. (СЛАЙД 7)

После 5-7 минутной работы группы представляют отчеты о работе.

ПСИХОЛОГИ – филологи должны обладать определёнными профессиональными качествами:

  1. педантичность;
  2. самостоятельность;
  3. способность аргументировано отстаивать свое мнение;
  4. стремление к профессиональному совершенству;
  5. трудолюбие;
  6. самокритичность;
  7. хорошее зрительное восприятие текста;
  8. речевой слух (восприятие устной речи);
  9. внимание к деталям;
  10. ассоциативность мышления;
  1. логичность мышления;
  2. долговременная память;
  3. память на слова и фразы;
  4. развитая словесно-логическая память;
  5. умение грамотно выражать свои мысли;
  6. усидчивость;
  7. навыки письменного изложения информации;
  8. склонность к исследовательской деятельности;
  9. способность заниматься длительное время кропотливой работой.

АБИТУРИЕНТЫ – для овладения профессией необходимо высшее профессиональное образование. Специальности: 021700 — Филология. Квалификация: Филолог.

Профессию филолога можно получить в КубГУ г.Краснодар, АГУ г.Майкоп, Армавирском педагогическом университете г.Армавир, Славянском педагогическом институте г.Славянск-на-Кубани. (успели найти в каталоге и московские вузы: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Московский педагогический государственный университет. Российский университет дружбы народов.)

БИРЖА ТРУДА – Профессия филолога популярна и востребована: Интернет предложил более 10 тыс. страниц, где расположены вакансии филологов. Зарплата в Москве от 9 000 до 30 000 рублей, в регионах от 3 000 до 15 000 рублей в месяц. Карьерный рост теоретически возможен.

УЧИТЕЛЬ. Как видите ребята, профессия эта интересная, современная, востребованная.

Составьте устный портрет этой профессии.

Учащиеся обобщают знания о профессии филолога. Учитель подтверждает их выводы слайдами. (СЛАЙД 8,9)

УЧИТЕЛЬ. Ребята, вы делаете правильные выводы, думаю, некоторые из вас заинтересовались этой профессией. На чем же она основывается?

УЧЕНИК. Эта профессия основывается на любви к слову.

УЧИТЕЛЬ. Конечно. И если в человеке сочетаются любовь к слову и любовь к детям, можно говорить еще об одной профессии – УЧИТЕЛЬ.

Учителя каких предметов филологи по образованию?

УЧЕНИК. Это учителя русского языка и литературы, учителя родного языка в национальных школах, учителя иностранных языков.

УЧИТЕЛЬ. Какие же качества необходимы учителю помимо перечисленных сегодня группой наших психологов?

УЧЕНИК. Я думаю, что это внимательность; эмоциональная устойчивость;

высокая самооценка; коммуникативные и организаторские способности.

УЧИТЕЛЬ Ребята, сегодня вы познакомились с новой профессией – филолог. Составьте синквейн, (СЛАЙД 10) в котором отразите ваше отношение к этой профессии.

Ученики пишут синквейны, по желанию их зачитывают. Примеры:

Изучает, наставляет, исследует.

Мудрый знаток слов.

Переводит, пишет, изучает.

Имеет интерес к языку.

2.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать сочинение-рассуждение «Портрет профессии» о профессии филолога. (СЛАЙД 11)

Автомеханик

Автомеханик – специалист по ремонту автомобилей. Автомеханик может работать на: автомобильных сервисах, автобазах, автобусных парках, компаниях, занимающихся автоперевозками, гаражных мастерских.

Функциональные обязанности

Своевременный и качественный ремонт автомобиля. Автомеханик проводит профилактику, диагностику технического состояния автомобиля, выполняет работы по paзбopкe, ремонту и сбopкe узлов, соединений и мexaнизмoв автомобиля.

Квалификационные требования

Среднее специальное образование, иногда высшее техническое образование. Автомеханик должен знать устройство автомобиля, свойства различных материалов, иметь навыки работы со специальным оборудованием, приборами и инструментами. Необходимо обладать такими качествами, как ответственность, внимательность, аккуратность, терпение.

Карьера и заработная плата

Профессия автомеханика имеет перспективы карьерного роста до позиции старшего автомеханика, бригадира, техника. Автомеханик имеет возможность организовать собственный частный бизнес – мастерскую по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.

Банкир

Банкир – это сотрудник банка. Представителей данной профессии в народе называют «белыми воротничками». Начать карьеру в банке можно с должности сотрудника службы клиентской поддержки, делопроизводителя, помощника бухгалтера.

Функциональные обязанности

Круг обязанностей банкира зависит от занимаемой должности. В основном это работа с клиентами: обслуживание, консультирование по различным вопросам, а также аналитическая деятельность, планирование, прогнозирование.

Бухгалтер

Бухгалтер является одной из самых популярных и востребованных профессий среди экономических специальностей в наши дни. Особенностью работы бухгалтера является то, что он может работать в одной компании либо вести учет на нескольких фирмах одновременно.

Функциональные обязанности

Обязанности бухгалтера могут отличаться в зависимости от участка работы. Обязанностями бухгалтера могут быть: ведение бухгалтерского, управленческого учета, начисление заработной платы, составление баланса, сводных отчетов о доходах и расходах средств, подготовка и сдача отчетов в налоговую инспекцию и фонды, работа с первичной документацией и другое.

Ветеринар

Ветеринар – специалист по животным. Ветеринар может работать в ветеринарных клиниках и станциях, различных лабораториях по изучению редких болезней, разработке вакцин.

Функциональные обязанности

Главная задача ветеринара – лечение и профилактика заболеваний животных, прививки, вакцинации. Также ветеринар может заниматься экспертизой продуктов питания, подтверждением их пригодности к употреблению и продаже. Ветеринар имеет ненормированный рабочий день, в любое время суток приходится выезжать к нуждающемуся в помощи и неподлежащему транспортировке больному животному.

Воспитатель

Ответственная профессия, направленная на работу с детьми. Воспитатель может работать в детских садах, дошкольных образовательных учреждениях, специализированных школах, учреждениях культуры и дополнительного образования, а также на дому в состоятельных семьях.

Функциональные обязанности

Воспитатель организовывает досуг детей, прогулки, физические упражнения, проводит активные игры, осуществляет контроль за соблюдением режима питания, гигиены, сна, проводит мероприятия по развитию детей, их подготовке к школе.

Дизайнер

Профессия дизайнера является одной из самых интересных и в то же время престижных и популярных в наши дни. Дизайнер – это человек, который делает нашу жизнь более яркой, насыщенной и комфортной, помогая окружить нас красивыми вещами. Особенностью данной профессии является независимость: большинство дизайнеров, особенно веб-дизайнеров, могут работать удаленно, имея при себе компьютер и специальные программы.

Функциональные обязанности

В современном мире существует разнообразие сфер применения практических навыков дизайнера. Функциональные обязанности дизайнера зависят от области деятельности. Например, дизайнер интерьера занимается благоустройством квартир, домов, офисов, ландшафтный дизайнер – благоустройством территорий, фитодизайнер – озеленением квартир, домов, офисов, дизайнер полиграфии – оформлением полиграфической продукции, дизайнер одежды – проектированием одежды, созданием модных новых коллекций, фуд-дизайнер – художественным оформлением блюд, дизайнер причесок – созданием оригинальных причесок, дизайнер-художник – созданием бытовых предметов. В связи с бурным развитием интернет-технологий появилась новая профессия - веб-дизайнер. Основная задача веб-дизайнера - внешнее оформление сайтов.

Землеустроитель
Это специалист по рациональному и эффективному использованию земель.

Функциональные обязанности

Организация эффективного использования земельных ресурсов, составление проектов землеустройства, описание земельных участков, организация работ по улучшению земель, контроль процесса соблюдения земельного законодательства, охраны окружающей среды.

Квалификационные требования

Высшее или среднее специальное образование, навыки работы с чертежами, схемами, геодезическими приборами, земельно-учетной документацией, хорошие знания технологии проведения землеустроительных работ, земельного законодательства, законодательства об охране природы. Землеустроитель должен иметь хороший глазомер, обладать такими качествами, как внимательность, аккуратность.

Карьера и заработная плата
Профессия землеустроителя является востребованной на рынке труда, уровень заработной платы – выше среднего.

Кондитер

Кондитер – «сладкая» профессия в сфере пищевого производства. Кондитер может работать на кондитерских фабриках, хлебозаводах, кондитерских цехах кафе, кофеен, ресторанов, столовых.

Функциональные обязанности

Кондитер занимается приготовлением по рецептуре кондитерских изделий, замешивает различные виды теста, раскатывает его и формирует необходимые изделия, выпекает до готовности, украшает изделия, взбивает крема, готовит начинки. Также кондитер составляет меню, формирует заявки на продукты, полуфабрикаты, следит за качеством продукции.

Сниеурыаналичие ов а так же

Маляр

Маляр - профессия в области строительства. Маляр может работать в строительных компаниях, производственных предприятиях, заводах, жэках.

Функциональные обязанности

Маляр занимается подготовкой под окраску и непосредственно окраской различных конструкций, зданий, стен, наклеиванием обоев, оштукатуриванием стен, художественной отделкой стен, потолков, росписью различных поверхностей.

Математик

Высокоинтеллектуальная профессия. Математик может работать в вычислительных центрах, образовательных центрах, научно-исследовательских институтах, на промышленных предприятиях, в банках.

Функциональные обязанности

Математик занимается составлением математического описания задачи, алгоритма решения, рациональных способов решения, математическим моделированием, анализом процессов, унификацией вычислительных процессов.

Механик

Механик – специалист по обслуживанию механического оборудования. Механик –мужская профессия. Одной из специализаций данной профессии является автомеханик – специалист по ремонту автомобилей.

Функциональные обязанности

В обязанности механика входит контроль состояния, своевременный ремонт, модернизация, техническое обслуживание механического оборудования, обеспечение безаварийности на производстве.

Машинист

Машинист – водитель вагонов электропоезда, пассажирского либо грузового поезда, тепло-, электровоза. Профессию машиниста относят к вредной, поскольку имеется большая нагрузка на зрение, слух. Машинист – преимущественно мужская профессия.

Функциональные обязанности

Основная задача машиниста – управление движением транспорта на железной дороге либо в метрополитене. Также машинист осуществляет контроль за техническим состоянием транспорта, которым он управляет. Машинист должен четко следовать установленному графику отправления, остановки, стоянки, соблюдать основные правила движения, меры безопасности.

Оператор
В рамках данной профессии существуют разные должности: например, кинооператор, телеоператор, радиооператор, видео-оператор, а также оператор ПК, оператор call-центра (центра поддержки). Кинооператоры, телеоператоры могут работать на телевидении, в кинокомпаниях. Видео-операторы часто ведут частную практику. Оператор ПК и оператор call-центра – это офисная работа.

Функциональные обязанности
Зависят от занимаемой должности.

Кинооператор – это специалист в области кинематографии, основная обязанность которого - съемка фильма/сериала на камеру и воплощение в фильм режиссерского замысла с помощью цвета, масштаба изображения, угла съемки, композиции кадра. Телеоператор осуществляет съемку телевизионных передач (программ), также он может выполнять функции кинооператора.

В обязанности радиооператора может входить наличие и оценка качества сигналов в радиоэфире, на кораблях, запись аудиороликов, подбор музыки.

Видео-оператор выполняет профессиональную съемку любого события: свадьбы, корпоративного мероприятия.

В обязанности оператора ПК может входить набор текста, обработка информации, создание таблиц, отчетов, осуществление подсчетов и т.п, оператора call-центра – общение с клиентами по телефону, консультирование по различным профессиональным вопросам.

Квалификационные требования
Кинооператор и телеоператор должны иметь высшее либо среднее специальное образование, предварительный опыт работы в должности ассистента около 3-х лет, хорошо разбираться в видеоаппаратуре, работе оптических приборов, знать изобразительные возможности освещения, иметь художественный вкус, быть творческими и креативными людьми.

На должность оператора ПК и оператора call-центра может претендовать человек с любым образованием, имеющий навыки работы на компьютере/общения с людьми и обладающий такими профессиональными качествами, как усидчивость, внимательность, ответственность; коммуникабельность. Таких специалистов многие работодатели готовы обучить на месте.

Карьера и заработная плата
Заработная плата во многом зависит от места и опыта работы.

Печатник

Печатник – профессия в области полиграфии. Печатник может работать на полиграфических предприятиях, в дизайн-студиях, рекламных агентствах. График работы посменный.

Функциональные обязанности

Печатник занимается изготовлением печатной продукции: журналов, каталогов, буклетов, визиток, листовок и т.п., постпечатной обработкой: порезкой, ламинированием и т.п., а также подготовкой машины к печати, контролем за процессом печати, обслуживанием печатной машины: смазкой, чисткой, заменой старых деталей, устранением неполадок, выявлением брака, своевременной сдачей заказа.

Программист

Программист – это востребованная профессия в сфере информационных технологий. Существует много специализаций программистов: например, системный программист, прикладной программист, web-программист, а также программист 1С, Java-программист, PHP-программист, С++ программист, программист DELPHI и другие. Особенность данной профессии является независимость - возможность работы фрилансером, т.е. удаленно. Программисты могут работать в IT-отделах компаний, IT-компаниях, научно-исследовательских центрах. Существует мнение, что программист – это мужская профессия. На самом деле есть много женщин IT-специалистов, которые ни в чем не уступают мужчинам.

Функциональные обязанности

Основная обязанность программиста – разработка программного обеспечения (софта) для ПК, телефона и других программируемых устройств.

Системный программист работает над созданием и сопровождением системного программного обеспечения – операционной системы, работает с сетями. Прикладной программист работает над прикладными программами, необходимыми для работы компании: с помощью которых пользователь может вводить текст, создавать картинки, слушать музыку, играть в игры, смотреть фильмы, пользоваться Интернетом и электронной почтой.

Web-программист занимается созданием и технической поддержкой web-сайтов. В некоторых случаях в обязанности web-программиста также входит создание web-дизайна.

Повар

Повар – интересная увлекательная профессия для тех людей, которые любят готовить пищу, поэкспериментировать с ингредиентами. Повар – нелегкая профессия, во многих компаниях приходится работать посменно, по 10-12 часов в сутки пару дней подряд. Повар может работать в кафе, ресторанах, барах, столовых.

Функциональные обязанности

Главная обязанность повара – приготовление различных блюд, их оформление, разработка новых собственных рецептов. Также повар составляет меню, формирует заказы на продукты и полуфабрикаты. Одной из специализаций данной профессии является повар-кондитер, который занимается приготовлением и украшением кондитерских изделий.

Слесарь

Слесарь – широко распространенная профессия на производстве. Профессия слесаря имеет ряд специализаций: слесарь-инструментальщик, слесарь-сборщик, слесарь-монтажник, слесарь-ремонтник.

Функциональные обязанности

Круг обязанностей слесаря зависит от его специализации.

Слесарь-инструментальщик занимается изготовлением специального инструмента, необходимого для дальнейшего производства деталей, форм для получения деталей литьем.

Слесарь также занимается изготовлением готовых деталей.

Слесарь-сборщик и слесарь-монтажник занимаются сбором или монтажом готовых деталей.

Слесарь-ремонтник выявляет неисправности, осуществляет ремонт деталей, отдельных элементов техники.

Столяр

Столяр – востребованная профессия на деревозаготавливающих предприятиях, фабриках по производству либо ремонту любых деревянных изделий, в строительстве, машиностроении, организациях, занимающихся ремонтов домов, квартир, офисов.

Функциональные обязанности

Столяр занимается обработкой древесины, изготовлением, сборкой, установкой различных изделий из дерева: корпусной, офисной, мягкой мебели, окон, дверей, перил, прочих предметов интерьера из дерева, беговых лыж и т.п. В его обязанности также входит врезание дверных замков, ручек, облицовка стен деревянными панелями.

Техник

Техник – ответственная и широко распространенная техническая профессия, это специалист широкого профиля по производству, установке, наладке, ремонту и эксплуатации различного производственного, строительного оборудования, бытовой техники. Техник может работать на производственных предприятиях, заводах, коммунальных хозяйствах, аэропортах.

Функциональные обязанности

Круг обязанностей техника зависит от его специализации. Основная задача техника – обеспечение нормальной безопасной работы технических средств. Техник может частично выполнять функции технолога, механика, сварщика, электрика.

Токарь

Токарь – востребованная профессия в разных отраслях народного хозяйства, это специалист по металлообработке. Токарь может работать на заводах в автомобилестроении, судостроении, приборостроении и т.п. Среди специализаций данной профессии можно выделить следующие: токарь-универсал, токарь-заточник, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-карусельщик.

Функциональные обязанности

Токарь-универсал занимается выполнением различных операций по обработке металла: резанием, наружной обточкой заготовки, внутренней расточкой изделия, нарезанием резьбы в деталях, сверлением отверстий, зенкерованием, отделкой изделия.

Учитель

Учитель – одна из самых почетных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны.

Функциональные обязанности

Учитель дает ключ к новым знаниям, толчок к развитию своих воспитанников. Он передает ученикам свои знания, прививает любовь к своему предмету.

Фельдшер
Медицинская профессия. Специализации: фельдшер скорой помощи, санитарный фельдшер, фельдшер-акушер, фельдшер-лаборант и другие.

Функциональные обязанности
Круг обязанностей фельдшера зависит от места работы. Фельдшер может входить в состав бригады скорой помощи, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. В сельской местности он часто выполняет функции врача. Фельдшер также может заниматься проведением анализов, исследований, различных мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости населения, выполнять назначения врача, являться помощником при родах, руководить младшим медперсоналом.

Квалификационные требования
Достаточно среднего медицинского образования. Фельдшер должен знать основные методы оказания первой медицинской помощи, правила дезинфекции, применения различных лекарственных препаратов, обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, аккуратность, ответственность, оперативность.

Карьера и заработная плата
Очень высокий уровень востребованности на рынке труда. Заработная плата– средняя. Перспективы стать заведующим здравпунктом, старшим фельдшером. Получение высшего медицинского образования откроет возможность карьерного роста до позиции врача.

Эколог
Профессия очень серьезная, ответственная и перспективная. Проблема защиты природы является острой и актуальной в наши дни. Специалист-эколог может занимать разные должности: непосредственно эколог, а также инженер-эколог, инженер по охране окружающей среды, геоэколог, геохимик, инженер-исследователь, экономист, экономист-природопользователь, научный сотрудник, преподаватель, журналист-эколог и другие.

Функциональные обязанности
Высшее естественнонаучное образование, предпочтительно в области экологии, биологии, химии, географии. Эколог должен иметь аналитические способности, хорошую память, быть наблюдательным и, конечно, любить природу и беспокоиться за ее будущее.

Квалификационные требования
Изучение взаимодействия человека и природы, защита окружающей среды. Эколог проводит оценку воздействий разных факторов на окружающую среду, разрабатывает экологические программы, направленные на охрану природы, занимается обеспечением экологической безопасности, проводит экологическую экспертизу, разрабатывает рекомендации по сохранению природы, также может вести педагогическую деятельность в учебных заведениях.

Карьера и заработная плата
Заработная плата на государственных предприятиях, как правило, невысокая, зато присутствуют перспективы карьерного роста до руководящих должностей. Многие экологи выбирают возможность работы в иностранных фирмах, за границей, где уровень заработной платы и перспективы профессионального развития намного выше.

Иванова Светлана

Говорят, «маркетинг создан для того, чтобы заставить людей покупать то, что им не нужно». Конечно, это не совсем так. Многие важные и полезные товары доходят до потребителя только в результате хорошей работы маркетологов. В этом заключается социальная роль менеджера по маркетингу. Для компании он – одна из ключевых фигур, которая определяет успех ее сбытовой политики.

1. Менеджер по маркетингу в одном лице или руководитель отдела маркетинга

  • Этот человек – ключевая фигура в бизнесе. Он должен обладать навыками работы во всех сферах маркетинга, а также бизнес - планирования и управления людьми. Он тесно и активно взаимодействует по горизонтали, поэтому должен быть прекрасным дипломатом, умеющим увязать воедино интересы разных подразделений и ориентированным на результаты компании в целом.
  • Ключевые качества для него – аналитическое мышление, усидчивость, высокая способность к монотонной работе. Желательно, чтобы этот сотрудник имел экономическое, финансовое образование и был готов к тому, чтобы много работать с цифрами.
  • Факторы успеха «пиарщика» – коммуникабельность, умение и желание выступать перед большой аудиторией, способность подогревать интерес слушателей, навыки и успешный опыт написания статей, креативность, умение писать «Джинсу», т. е. давать скрытую рекламу, а также связи в СМИ.

4. Маркетолог, занимающийся продвижением – организацией промоушн-акций

  • Креативность и организаторские способности, ориентация на результат, хорошие навыки продаж и понимание потребностей целевой аудитории – вот залог успеха для того, кто занимает эту позицию.

5. Менеджер по рекламе

  • Необходимы креативность, знание правил формирования рекламы, желательны литературные и художественные способности, навыки медиа-планирования, бюджетирования рекламы, хорошее знание медиа-рынка, а также очень важны связи в СМИ, в том числе телевидении, в специальных агентствах.

6. Product Manager – менеджер по продукту или продуктовой группе

  • В первую очередь требуется глубокое знание продукта, как правило, специальное образование в сфере, близкой к нему, аналитические и презентационные способности, умение или навыки обучения торгового персонала.

Для каждого из специалистов по маркетингу наиболее эффективны свои способы поиска и подбора. Предлагаем воспользоваться следующими рекомендациями:

Стоит рассмотреть два варианта: продвижение внутри отдела и поиск на внешнем рынке труда. Преимущества первого варианта – хорошее знание продукции, проверенная лояльность. Возможный недостаток – неполный набор компетенций (необходимость дополнительного обучения).

При поиске на стороне стоит использовать сайт www.headhunter.ru , серьезные издания, например, «Ведомости». Также возможно переманивание с помощью агентств

Можно принимать начинающих с подходящим образованием, используя рекламу в интернете, прессе

Лучше всего переманивать специалистов из других компаний и работать с агентствами

Специалист по продвижению

Вполне возможно продвижение на эту должность торговых представителей с соответствующими склонностями, креативных. Данный вариант часто оказывается более эффективным, чем поиск на открытом рынке

Менеджер по рекламе

Лучший вариант подбора – переманивание опытных специалистов с помощью агентств. Также можно принимать людей, работавших в рекламных агентствах

Менеджер по продукту

Идеальный вариант – продвинутый торговый представитель с экономическим или маркетинговым образованием

Для примера предлагаем рассмотреть профиль компетенций руководителя отдела маркетинга (см. прил. 1), а также оценочную таблицу (см. прил. 2). С ее помощью можно выявить общие компетенции кандидата. Для определения же специальных компетенций рекомендуем обратиться в соответствующее агентство, либо эту функцию должен взять на себя коммерческий или генеральный директор.

При адаптации основное внимание стоит уделить тому, чтобы новый сотрудник:

  • изучил продукцию или услуги компании;
  • узнал о политиках продвижения и рекламы;
  • познакомился с ключевыми сотрудниками, с которыми будет взаимодействовать;
  • познакомился с коллегами в отделе, узнал структуру его работы.

Кроме того, необходимо обеспечить новому сотруднику (если это руководитель) позитивный внутренний PR среди начальников смежных подразделений. Остальные адаптационные мероприятия традиционны: представление, введение в корпоративную культуру, систему ценностей и т. п.

Мотивация и показатели результативности

Ключевыми элементами мотивации маркетологов могут быть следующие:

  • профессиональный рост, повышение квалификации, расширение полномочий;
  • зависимость размера вознаграждения от результатов бизнеса и конкретных программ по продвижению;
  • предоставление возможности действовать самостоятельно, проявлять креативность;
  • значимость отдела маркетинга в восприятии сотрудников компании;
  • индивидуальная мотивация в соответствии с картой мотиваторов.*

Результативность работы отдела маркетинга, следовательно, и его руководителя, может быть определена по следующим показателям:

  • узнаваемость бренда;
  • итоги проведения фокус-групп;
  • изменение объемов продаж в рамках проведения рекламных и промоушн-акций;
  • удовлетворенность сотрудников отделов продаж поддержкой маркетологов;
  • знание продукта сотрудниками отделов маркетинга и продаж.

Это наиболее типичные варианты. Безусловно, в зависимости от специфики бизнеса KPI и точки контроля могут меняться.

В авторской рубрике Светлана Иванова рассказывает о менеджере по маркетингу и всех направлениях его деятельности.

Приложение 1. Кадровая заявка на вакансию руководителя отдела маркетинга

* Финансовое планирование и анализ на уровне контроля составления плана маркетинга как части общего бизнес-плана.

* Навыки стратегического планирования.

* Знание маркетинга и навыки маркетингового анализа и планирования.

* Навыки построения оптимальной системы дистрибуции (построения на уровне стратегий, а не собственно осуществления).

* Анализ эффективности дистрибуции.

* Навыки и опыт планирования и организации промоушн-акций.

* Ориентация на результат.

* Ориентация на новые возможности.

* Амбициозность, стремление к профессиональному росту.

* Способность анализировать и прогнозировать.

* Высокий уровень адаптивности к новой информации, обучаемость.

* Умение отстаивать свою точку зрения.

* Навыки управления людьми.

* Навыки публичных презентаций и выступлений.

* Навыки написания PR-статей или оценки их качества

Приложение 2. Оценка личных качеств руководителя отдела маркетинга

Ориентация на результат

«Как вы считаете, по каким критериям оценивается успешность работы директора по маркетингу?»

Должны быть названы критерии результативности (итоги продаж, финансовые показатели, успешный вывод нового продукта и т. п.)

«Каковы ваши основные ожидания от новой работы?»

Должны прозвучать глобальные тезисы: интересное содержание, возможность профессионального роста и т. п. Не подходит ответ, в котором подробно описываются детали работы (составление плана маркетинга, определение целевых групп, расчет эффективности акций и пр.)

Дайте кандидату лист бумаги и ручку и попросите сделать из этого набора новый продукт и прорекламировать его

Кандидат что-то делает и рекламирует

Ориентация на новые возможности* (только если компания находится на стадии активного роста, развития, вывода новых брендов)

«Что вы выберете: вести уже существующее направление или развивать абсолютно новое, руководя выводом новых брендов и определяя стратегии дистрибуции?»

Должен выбрать новое направление

Амбициозность, ориентированность на профессиональный рост

«Что такое успешная карьера в маркетинге?»

«Это рост полномочий и ответственности, возможность решать глобальные, серьезные задачи. Это возможность самореализации и реального влияния на успех бизнеса компании»

«Опишите самый интересный проект в вашей профессиональной деятельности»

Кандидат должен рассказывать о себе как о лидере, организаторе, а не как о простом участнике команды или одиночке, действующем самостоятельно

Высокий уровень адаптивности к новой информации, обучаемость

«Представьте, что вы работаете в поликлинике. Определите целевую группу и схему расчета емкости рынка одного из медицинских продуктов – шовного материала (используется при наложении швов при хирургических вмешательствах)»

«Целевая группа – хирурги (используют шовный материал при операциях). Для расчета емкости рынка необходимо знать, сколько операций делается ежегодно и каков средний расход шовного материала на каждую из них».

Оценивается способность человека применять законы логики при расчете неизвестного для него продукта и рынка

Умение отстаивать свою точку зрения

«Из-за рубежа вам присылают рекламный ролик, предлагая сделать простую "переозвучку". Герои этого ролика – японцы. Ваши действия?»

«Я буду настаивать на изменении ролика, т. к. его герои должны быть отождествляемы с целевой группой (т. е. он должен быть русским), а в случае с "переозвучкой" это не получится. Я буду приводить много аргументов: статистику других организаций, историю продаж нашей компании и др., но постараюсь добиться своего, потому что так будет гораздо лучше для дела»

«Вам стало известно, что ваш коллега, неоднократно нелояльно высказывался о компании за ее пределами. Ваши действия?»

«Я считаю такую ситуацию недопустимой, потому что это подрывает деловую репутацию компании, кроме того, в следующий раз человек может поступиться интересами фирмы в пользу собственных».

Или: «Постараюсь прекратить эту ситуацию: поговорю с коллегой, дам понять, что это не может продолжаться; если он не прекратит, обращусь к вышестоящему начальству»

«Были ли у вас неудачи, ошибки в работе? Чем они были вызваны?»

«Да, были. В этом была и часть моей вины/ ответственности»

«Как вы считаете, от чего зависит, что одни люди добиваются успехов в жизни и карьере, а другие – нет?»

«В первую очередь, от самого человека»

Навыки управления людьми

«Ваш сотрудник явно демотивирован. После разговора с ним вы понимаете, что он несколько заскучал, т. к. прекрасно изучил свою работу, и интерес к ней снизился. Предложите как можно больше вариантов выхода из такой ситуации»

Навыки публичных презентаций и выступлений

«Сколько публичных презентаций вы сделали? Перед какой аудиторией выступали? Как вы определяете успешность выступления в тот момент, когда оно еще не могло принести реальных результатов?»

Претендент должен рассказать хотя бы о нескольких выступлениях перед аудиторией в несколько десятков человек.

«Качество определяется по зрительному контакту, по тому, задают ли вопросы во время и после презентации, по анкете обратной связи (если она была сделана, что тоже является хорошим показателем)»

Есть ли у вас портрет идеального сотрудника? Описание того самого человека, которого вы хотели бы видеть на месте своего коллеги, подчиненного или босса?

У большинства компаний таких портретов нет. Сотрудников ищут и отбирают исключительно по hard skills, уделяя немного внимания soft skills. С IT-компаниями вообще доходит до смешного: если hard skills устраивают, и человек принял душ перед тем, как явиться на собеседование — все ок, можно брать.

Итог такого отношения к отбору очевиден — штат растет, эффективность падает, в какой-то момент компания решает заменить неподходящих сотрудников или целые команды — и снова совершает те же ошибки и приходит к тем же результатам. А если нет понимания, кого ты хочешь в свою команду, скорее всего, нет и понимания, кто сейчас на тебя работает.

Мы можем легко нарисовать портрет гуглера — сотрудника Гугла. Это человек с топовым образованием т серьезным опытом в IT, часто чрезмерно квалифицированный для своей работы, не слишком склонный к эмпатии. Он любит решать сложные задачи и получает от этого удовлетворение. Даже тех, кто покинул компанию, узнают и называют ex-googler. А в России распознаваемы, например, сотрудники Яндекса.

Есть и обратная сторона: случается, что компании создают и культивируют образ сотрудников, который у остальных вызывает только отторжение, становясь антипримером для отрасли. Для меня это соискатели из криптопроектов.

На самом деле каждый из нас знает, каким должен быть его идеальный коллега. И если коллега этому портрету не соответствует, мы, сами того не понимая, испытываем фрустрацию. Портрет идеального сотрудника для каждой позиции в компании можно сложить на основе видения руководителя, мнения команды (или нескольких команд) и оценки предыдущего опыта найма на эту позицию. Могут в этом помочь и различные инструменты оценки — например, оценка 360, помимо обратной связи, сообщает нам и об общих ожиданиях от идеального сотрудника на позиции оцениваемого.

Еще одна ключевая деталь портрета — ценности. Хотя об этом много пишут в книгах про маркетинг, о важности формирования общих ценностей внутри компании регулярно забывают.

  • ценности на уровне компании
  • ценности на уровне команды
  • ценности на уровне сотрудника (если позиция вакантна — на уровне нашего представления о ценностях подходящего сотрудника)

При совпадении ценностей на личностном, командном и корпоративном уровнях происходит синергия. Если они не совпадают — каждый тянет в свою сторону.

В рамках взаимодействия людей с разными ценностями разъединение между ними возрастает.

Совершенно нормально, когда внутри компании есть люди и команды, у которых совпадают не все ценности: кому-то важна быстрая поставка ценности, кому-то — высокая надежность. Все они тем не менее могут работать на общее благо, если находятся на своем месте. Для позиции QA-лида вряд ли подойдет человек, для которого на первом месте стоит быстрая поставка. Человек, у которого высокая надежность создаваемых решений является ключевой целью, не лучший кандидат на роль тимлида команды внутреннего стартапа.

Формирование общих ценностей — процесс не быстрый, при этом он не работает декларативно: приняли новую миссию компании, спели гимн, провели тимбилдинг — теперь мы одна команда. Процесс требует терпения — какие-то ценности новые сотрудники должны разделять сразу (и это не обсуждается), какие-то могут начать разделять со временем (и это нормально).

В процессе найма стоит определять ценностную совместимость соискателей, а также распознавать возможности потенциальных сотрудников принимать и разделять общие ценности компании и команды.

Приведу пример, когда ценности имеют значение при соответствии hard- и soft-скиллов занимаемой должности. Я, косвенно, например, в Exante, и напрямую, в Investex, где я с нуля строил отдел саппорта и продаж в Китае, много сталкивался с вопросами поддержки клиентов в финтех-компаниях. В отличие от типичных условий работы техподдержки, финтех-компании часто предлагают отличные условия труда: хорошие зарплаты, бонусы, комфортные офисы и дружелюбную атмосферу. Сотрудники проходят качественное обучение и не нагружены невыполнимыми KPI. Тем не менее показатели текучки кадров в службе поддержки в первые три месяца работы не отличаются от аутсорсинговых колл-центров, где всех этих плюшек нет, а гораздо более высокая нагрузка — есть.

Несмотря на все сопутствующие «плюшки» и хорошие деньги те, кто проходят все собеседования, обучения и испытательные сроки, часто изначально не готовы работать в финансовой отрасли и имеют ряд ограничивающих убеждений. На этапе найма оцениваются навыки — знание языков и опыт общения с людьми. Естественно, как и положено менеджерам по найму, квалифицированному кандидату они стараются продать будущую работу представляя ее с положительной стороны. Прибавим к этому комфортные условия — и кандидат на момент забывает о своих ценностях (например, что он хотел работать в области искусства, а сюда пришел просто потому, что описание вакансии выглядело привлекательно и предлагали хорошую зарплату для кандидатов без опыта).

Кандидат в поиске работы может забывать о своих ценностях, но люди, ответственные за найм, не должны забывать о важности общих ценностей кандидата, команды и компании. Безусловно, это увеличит сроки закрытия вакансий, отсеет много потенциально интересных по скиллам претендентов (на IT-рынке это вообще может казаться сумасшествием и долго не находить понимания у коллег). Но при этом приведет тех, кто готов работать и развиваться.

Мы берем тех, кто не только проявит практические навыки, но и станет частью команды на долгий срок, разделяя ее ценности.

Имея на руках четкий портрет сотрудника, гораздо проще обрисовать вновь нанятому специалисту ожидания от его работы, а участие команды на этапе разработки портрета разделяет ответственность за адаптацию между руководителем и членами команды.

Курсы и тренинги перестают быть рандомно распределяемыми плюшками и обретают системность, они нацелены на то, чтобы привести текущих сотрудников к портрету идеального сотрудника. Обучение должно быть с одной стороны добровольным (насильно учить бессмысленно), с другой — важной частью партнерства между компанией и сотрудником. Лучшее решение — добавить к портрету roadmap обучения (по большей части — самостоятельного) для каждого сотрудника, который хочет расти дальше в рамках его позиции и за ее пределами.

О методах формирования дерева ценностей и портрета сотрудника, а также инструментах фасилитации при внедрения этого подхода мне, пожалуй, стоит рассказать в отдельной статье.

3. Понятия: "профессиограмма", "психограмма", "модуль профессии", "модель специалиста", «формула профессии".

4. Методы и различные схемы профессиографирования

5. "Аналитическая профессиограмма" и общая схема профотбора

3.Понятия: "профессиограмма", "психограмма", "модуль профессии", "модель специалиста", "формула профессий"

Для современного психолога-практика и профконсультанта важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий.

Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельного рассмотрения отдельных (особо интересных) профессий совместно с клиентом.

Целенаправленное изучение тех или иных аспектов труда людей, подлежащих рационализации и оптимизации, предполагает изначальное получение комплексного знания о профессии в целом, необходимое для решения разных научно-практических задач.

Оптимальная интеграция знания о профессии как сложном социальном явлении обеспечивается при выделении субъекта как ее системообразующего фактора.

Эмпирическое изучение профессий в психологии труда, начатое в 1920-1930-х гг. обрело методологическую завершенность.

В 1920-1930-х гг. в России эта работа проводилась в двух основных направлениях.

Первое предполагало обстоятельное описание и психофизиологический анализ профессий для решения задач профотбора, профконсультации, профобучения, рационализации рабочего места, профилактики утомления.

Второе направление ориентировалось на классификацию профессий с целью их проектирования.

Сложившиеся приемы и принципы оформились в специальный подход — профессиографию,под которой понимают описательно-техническую и психофизиологическую характеристику различных видов профессиональной деятельности.

В результате профессиографии составляются профессиограммы— сводки знаний (социально-экономических, технологических, психофизиологических) о профессии и организации труда, а также психограммы профессий.

В самом общем виде профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

А. К. Маркова в определении рабочих понятий профессиографии акцентирует внимание на субъекте труда как системообразующем факторе профессии: профессиограмма (включающая в себя и психограмму) — это обобщенная модель успешного специалиста в данной области; это научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.

Психограмма— психологический «портрет» профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых данной профессией.

Некоторые исследователи полагают, что психограмма должна отвечать более жестким требованиям, а именно:

1) отражать необходимые и некомпенсируемые свойства, предъявляемые к любому среднему работнику;

2) отражать желательные свойства, определяющие возможность достижения высшего уровня профессионализма.




Психограмма есть описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие - системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:

1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).

3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими".

5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм:

1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

1. Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются:

а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.;

б) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

2. "Модульный подход" в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). Сам психологический модуль - это "типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку".

1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая часть модуля);

2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987).

3. А.К. Маркова, развивая идеи "модульного подхода", предлагает свой, оригинальный "задачно-личностный модульный подход" к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач).

Сам "модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности". В состав модуля входит, таким образом, "соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)". При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.

При этом А.К. Маркова выделяет основные требования к профессиограмме:

· четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

· выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;

· демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

· показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

· направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

· выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы (см. рис.1).

Определенную дискуссию вызывает само использование понятия "модель специалиста".

В самом общем плане "модель специалиста" предполагает выделение:

б) профессионально-должностных требований (ПДТ);

в) квалификационного профиля (требований по разрядам, категориям). Причем, (б) и (в) - это то, что обычно отражается в должностных инструкциях (Маркова).

Кроме того, при построении "модели специалиста" выделяют:

1. Модель реально действующего, "готового" специалиста, куда входят: а) модель деятельности специалиста (цели, задачи, действия, операции…);

б) модель личности специалиста (традиционно личность определяется "личностными профилями", а фактически - системой ПВК).

2. Модель самой подготовки специалиста. Однако такие модели могут сильно варьироваться в зависимости от опыта обучающегося (или переобучающегося) специалиста, поэтому реальное построение таких моделей сильно осложнено.

"Формула профессии". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации

Сама "Формула профессий" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности (см. Климов, 1990):

типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З; художественный образ - Х;

классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;

отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;

группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.

Например, с помощью "Формулы профессий" можно было бы так "закодировать" профессию "повар":

предмет труда - природа (П) и художественный образ (Х),

цели труда - преобразовательные (П) и изыскательные (И),

средства труда - ручные (Р) и функциональные (Ф),

условия труда - необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании "Формулы профессий" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, при анализе профессии "токарь" ученик спрашивает: "Какой предмет труда у токаря?" - Ответ "техника" его не устраивал, т.к. сообразительный ученик тут же возражал: "У токаря техника - это средство труда, а что является предметом, из "Формулы" непонятно…". Или, например, профессия "водитель автобуса". Из приведенной "Формулы" неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель "преобразует" транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку… Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А. Климовым вариант

Заметим, что эффективность использования схемы анализа профессий (особенно в индивидуальных профконсультациях) заметно повышается, если психолог-профконсультант предварительно проанализирует самостоятельно несколько десятков различных профессий. Это важно для выработки навыка "отгадывания" профессий по выделенным характеристикам. Опыт использования данной схемы показывает, что она, даже несмотря на свою "не экзотичность" и простоту, достаточно эффективна и, главное, позволяет организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естественно, при условии, что психолог-консультант не пытается постоянно навязывать ему своего мнения.

В.Е.Гаврилов указывает, что для профподбора, при котором в отличие от профотбора подбирается не человек для профессии, а профессия для человека, необходимо предварительное определение критериев профпригодности, но они не должны быть такими жесткими, как для профотбора. По его мнению, в массовой практике профконсультационной работы правильнее подбирать профессии по критериям профуспешности и для этих целей весьма продуктивным может стать использование модульного принципа психологической классификации профессий.

Модуль профессии — это единица анализа профессии, типовой элемент, «строительный кубик» при создании описания профессии. Специалисты при сопоставлении профессий установили, что в структурах разных профессий есть как повторяющиеся элементы («кубики»), так и различия.

Психологический модуль профессии определяется как типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделенный на основании общности психологических требований к человеку.

Например, психологический модуль, связанный с измерением объектов деятельности без помощи измерительных инструментов и приборов, имеет такую структуру:

1) типовой элемент деятельности — измерение объектов деятельности без помощи инструментов и приборов;

2) психологическое требование к человеку — хорошо развитый глазомер.

Из полного набора психологических модулей можно, как из кубиков, собрать характеристику любой профессии. В.Е.Гаврилов выделяет несколько десятков модулей и на этой основе составляет психологическую характеристику тысяч профессий.

Каждая профессия обычно состоит из нескольких модулей. Задачи исследования — установить связь между объективными характеристиками труда (предмет, цель, орудия, условия) и психологическими требованиями, предъявляемыми к человеку, причем психологические качества должны иметь уровень развития не ниже среднего.

Примерные психологические качества, могущие фигурировать в модулях профессии (острота зрения, глазомер, правильное цветоразличение, мышечная и температурная чувствительность, обоняние, пространственное представление, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движений, память, наблюдательность, оперативность мышления, эстетический вкус, эмоциональный облик и др.).

Описаны примеры, когда одному модулю соответствует несколько профессий:

• типовые элементы деятельности — графические действия;

• психологические требования: хорошо развитые пространственные представления, глазомер, высокая концентрация внимания;

• профессии: чертежник-конструктор, портной, модельщик.

Типовые элементы деятельности, составляющие основу модулей, относятся к разным сторонам профессиональной деятельности: к целям, условиям, орудиям труда, отдельным операциям. Всего выделено пять групп профессий.

Каждая профессия обычно состоит из нескольких модулей, которые характеризуют ее с разных сторон. Поэтому психологическая характеристика профессии или специальности определяется суммой психологических модулей, относящихся к ней.

Читайте также: