Что такое профессиональная проба какова роль профессиональной пробы в выборе профессии

Опубликовано: 03.07.2024

Зачем и как пробовать профессии на практике? Почему в Японии так много внимания уделяют именно практической профориентации? Где можно попробовать себя в реальной профессии?

Что такое профессиональная проба
Представление об идеальной системе профориентации и уровень ее развития во всех странах мира отличается. Но в каждой профориентационной системе вы найдете 3 обязательных компонента:
• Профориентационное тестирование
• Получение информации о рынке труда
• Проведение профессиональных проб

Строго говоря, профессиональная проба - это моделирование профессиональной деятельности, то есть, знакомство с профессией на практике. Школьник пробует себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать субъективное представление о ней – "примерить" ее на себя.

Что дает профессиональная проба
Во время работы в реальной профессии школьник приобретает бесценный личный опыт:
✔ Получает первые навыки и компетенции в профессии, осваивает новые инструменты и технологии.
✔ Оценивает, насколько интересны ему ежедневные задачи, которые решают специалисты в этой области.
✔ Оценивает, комфортно ли ему работать в этой или подобных организациях.
✔ Понимает, как устроена организация и какую позицию он хотел бы занимать в ней.
✔ Получает целостное представление о специальности и смежных с ней.




Профессиональная проба не только влияет на выбор профессии, но и на становление личности подростка. Попробовав себя в реальном деле, он чувствует себя более взрослым и самостоятельным.
Что может быть важнее и лучше для выбора будущей профессии, чем попробовать ее на практике? Без трудового опыта почти невозможно осознанно выбрать профессию и быть уверенным в правильности решения. Но, к сожалению, в настоящее время российские школьники редко имеют возможность попробовать себя в желаемых профессиях. Дело в том, что наладить систему профессиональных проб для старшеклассников по всей стране оказывается трудно как в финансовом, так и в организационном плане. Еще одно препятствие на пути широкого внедрения профессиональных проб – тот факт, что не в каждой профессии можно работать без подготовки и обучения. Например, невозможно попробовать профессию хирурга без семилетнего медицинского образования.
Но есть страны, в которых практическая профориентация доведена до реализации, лидер среди этих стран – Япония. В налаженной системе профориентации историки видят одну из причин быстрого подъема Японии после Второй мировой войны.

Как устроены профориентационные пробы в Японии
Заложил основы современной профориентации в Японии ректор университета Асия С. Фукуяма в 70-х гг XX века. В честь него названа система профориентации "F-тест", которую проходят сегодня японские школьники для выбора будущей профессии. Вся профориентационная работа по методике Фукуямы интегрирована в школьное образование. Она включает 3 компонента:
• Самоанализ
• Анализ профессий
• Профессиональные пробы

Дети получают представление о профессиях еще в младшей школе, а в средней школе наступает период профессиональных проб – новаторская методика, введенная Фукуямой. Каждый год учащиеся 7-9 классов пробуют себя в 16 различных профессиях из разных областей: бизнес, сельское хозяйство, наука, промышленность и т.д. За 3 года они могут успеть попробовать себя в 48 разнообразных специальностях. Эти профессии отображают актуальный рынок труда и предусматривают разные типы взаимодействия - взаимодействие с человеком, природой, техникой, знаковыми системами или художественными образами.
Японские работодатели охотно принимают учащихся, проходящих профориентационную программу, потому что государство оплачивает компаниям школьные практики. Работодатели выделяют специалистов, которые объясняют молодым стажерам принципы работы компании и помогают осваивать новую профессию.
После пройденных профессиональных проб проводится анализ результатов. Школьные педагоги оценивают каждый из полученных навыков по 5-бальной шкале и дают свои рекомендации по выбору сферы деятельности и продолжению обучения. К окончанию школы японский школьник вполне ясно представляет, кем он станет в дальнейшем.

Как попробовать профессии в нашей стране
Качество японской системы профориентации объясняется заинтересованностью самого государства в будущих квалифицированных специалистах. В отличие от Японии, в российской системе образования профориентация пока находится на периферии учебного процесса. На нее просто не выделяется учебных часов, хотя в советской системе профориентации практическому аспекту было уделено гораздо больше внимания.
Школьникам, которые сегодня хотят пройти профессиональные пробы, приходится искать подходящую возможность самостоятельно.

Попробовать себя в профессии можно разными способами, например:
✔ Краткосрочная работа (о летней работе читайте наши статьи "Как подростку заработать летом", Часть 1 и Часть 2)
✔ Стажировка в интересующей компании
✔ Экскурсии на производство или в организации выбранного профиля
✔ Тренинги и мастер-классы от профессионалов (Куда пойти в Москве, чтобы узнать о профессиях?)
✔ Тематические смены профориентационного лагеря (Лагерь "Профессионалы будущего")
✔ Программа "Профпогружение" в нашем Центре

ЦТР "Гуманитарные технологии" разработал уникальные курсы для ребят 14-17 лет – Профпогружение:
✎ ПрофПогружение: Предпринимательство и Маркетинг
✎ ПрофПогружение: Юриспруденция и Госуправление

Эти курсы позволяют подростку не только "примерить на себя" несколько профессий выбранного профиля, но и начать развиваться в этом направлении, то есть, приобрести компетенции, необходимые в будущей работе. Под руководством профессионалов школьники решают реальные задачи, с которыми они столкнутся в работе, если выберут ее в качестве жизненного призвания.
Профпогружение - это самый эффективный способ понять, подходит профессия или нет, и не ошибиться в выборе.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"

Если вы хотите получать свежие статьи о выборе профессий, подпишитесь на нашу рассылку.

Познакомить учащихся с понятиями “профессиональная проба” и ее ролью в выборе профессии.

Расширить уровень социально- профессиональной адаптации личности учащихся.

Формирование мотивов труда, желания овладеть какой-либо профессией.

I. Организационная часть

1.1 Проверка списочного состава

1.2 Сообщение темы, целей урока

II. Изложение нового материала

Народная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью. Многое из того, что мы делаем, содержит в себе “частички” той или иной профессиональной деятельности, что дает возможность глубже обдумать свой выбор, “примерить” себя к различным видам трудовой деятельности. Кроме того, проба сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Черпать знания о трудовой деятельности можно из книг, из рассказов друзей, взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии, но все это необходимо проверить реальным участием в работе по избранной профессии.

Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называют профессиональной пробой.

Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.

Лучше всего “примерять” себя к различным видам трудовой деятельности, произвести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.

Сейчас мы продолжим знакомство с профессиями, играя в КВН. Членами жюри приглашены старшеклассники.

Желаю вам успехов!

III. Профориентационный КВН

Класс разделен на 2 команды, дома команды готовят название, девиз, эмблему.

1. Представление команд: Название, девиз, эмблема.

Члены команд получают карточки-задания, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства, результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о какой профессии идет речь.

Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)

Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач)

Эскиз, игла, подиум (модельер)

Компьютер, текст, программа (программист, оператор ЭВМ)

Груз, река, штурвал (матрос, капитан, штурман)

Рисунок, ткань, швейная машина (швея, вышивальщица)

3. Конкурс “Профессиональный словарь”

Каждая команда получает список профориентационных терминов. После чтения и обсуждения задания в команде учащиеся объясняют значения слов-терминов. Время на обсуждение одного термина 1 минута.

Профессия, инструмент, условия труда, халтура.

Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.

4. Конкурс “ Эрудит”

Учитель называет первую букву профессии. Команды пытаются отгадать именно эту профессию (если не справляются, можно назвать вторую букву)

П (повар), М(модельер), Л(летчик), Ш(шофер), Б(библиотекарь), В(воспитатель), О(оператор), У(учитель), М(механизатор), Д(доярка), К(конюх), Х(хлебороб), Т(телеграфист), Т(ткач).

5. Конкурс капитанов.

Какую пословицу должен знать каждый закройщик?

( Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Какую пословицу должен знать каждый водитель?

(Тише едешь - дальше будешь)

6. Конкурс кроссвордов

Используя уже имеющиеся буквы, заполните кроссворд с названиями некоторых профессий (см. приложение 1 , 2 ).

7. Конкурс “Подумай – отгадай”

Первое и последнее слова в пословице даны, нужно отгадать всю пословицу. Вопросы задаются каждой команде по очереди.

Портной испортит – утюг загладит.

Больше дела – меньше слов.

Глаза боятся - руки делают.

Терпенье и труд все перетрут.

Велик телом, да мал делом.

Болтуна видать по слову, а рыбака - по улову.

8. Конкурс “Ищи друга”

Открытки, на которых написаны пословицы, разрезаются на две части, перемешиваются, и каждый берет половину. Задача: найти другую половину.

Без сноровки и ложку мимо уха пронесешь.

Золото познается в огне, человек – в труде.

Кукушка не ястреб, неуч – не мастер.

Кроить - не шить: после не распорешь.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой наживай.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Ленивый ложится с курами, а встает со свиньями.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Захочешь – на гору вскочишь, а не захочешь – и горы не съедешь.

Ленивый одну работу два раза делает, скупой два раза платит.

Кто умеет хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.

Люби дело – мастером будешь.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

9. “Аукцион песен и стихов”

Команды по очереди исполняют строчки из песен или стихов о профессиях. Побеждает команда, исполнившая задание последней.

10. “Вопросы – загадки ”

За правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Кто из русских царей владел четырнадцатью ремеслами? (Петр 1)

Кто по профессии был А.П.Чехов? (Врач)

Что общего в обслуживании коровы и ЭВМ? (Начало профессии: оператор машинного доения и оператор ЭВМ)

Назовите профессию, изменение окончания в названии которой совершенно меняет ее назначение. (Машинист – машинистка)

Определите профессию, для которой необходимы были следующие предметы: скальпель, огурец, одеколон, ножницы? (Парикмахер)

Чем занимается провизор? (Готовит лекарства)

Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (Агроном)

Ходит по клеточкам конь и ладья ход свой последний готовит. О ком идет речь? (Шахматист)

11. “Подари подарок сопернику”

За 3 минуты подготовить подарок соперникам

IV. Подведение итогов КВНа, награждение победителей.

V. Домашнее задание: Ответить на вопросы теста “Опросник профессиональной готовности” Стр.60

Народная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью. Многое из того, что мы делаем, содержит в себе “частички” той или иной профессиональной деятельности, что дает возможность глубже обдумать свой выбор, “примерить” себя к различным видам трудовой деятельности. Кроме того, проба сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Черпать знания о трудовой деятельности можно из книг, из рассказов друзей, взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии, но все это необходимо проверить реальным участием в работе по избранной профессии.

Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называют профессиональной пробой.

Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.

Лучше всего “примерять” себя к различным видам трудовой деятельности, произвести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.

Сейчас мы продолжим знакомство с профессиями, играя в КВН. Членами жюри приглашены старшеклассники.

Желаю вам успехов!

III. Профориентационный КВН

Класс разделен на 2 команды, дома команды готовят название, девиз, эмблему.

1. Представление команд: Название, девиз, эмблема.

Члены команд получают карточки-задания, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства, результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о какой профессии идет речь.

  • Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)
  • Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач)
  • Эскиз, игла, подиум (модельер)
  • Компьютер, текст, программа (программист, оператор ЭВМ)
  • Груз, река, штурвал (матрос, капитан, штурман)
  • Рисунок, ткань, швейная машина (швея, вышивальщица)

3. Конкурс “Профессиональный словарь”

Каждая команда получает список профориентационных терминов. После чтения и обсуждения задания в команде учащиеся объясняют значения слов-терминов. Время на обсуждение одного термина 1 минута.

Профессия, инструмент, условия труда, халтура.

Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.

4. Конкурс “ Эрудит”

Учитель называет первую букву профессии. Команды пытаются отгадать именно эту профессию (если не справляются, можно назвать вторую букву)

П (повар), М(модельер), Л(летчик), Ш(шофер), Б(библиотекарь), В(воспитатель), О(оператор), У(учитель), М(механизатор), Д(доярка), К(конюх), Х(хлебороб), Т(телеграфист), Т(ткач).

5. Конкурс капитанов.

Какую пословицу должен знать каждый закройщик?

( Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Какую пословицу должен знать каждый водитель?

(Тише едешь - дальше будешь)

6. Конкурс кроссвордов

Используя уже имеющиеся буквы, заполните кроссворд с названиями некоторых профессий (см. приложение 1, 2).

7. Конкурс “Подумай – отгадай”

Первое и последнее слова в пословице даны, нужно отгадать всю пословицу. Вопросы задаются каждой команде по очереди.

  • Портной испортит – утюг загладит.
  • Больше дела – меньше слов.
  • Глаза боятся - руки делают.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Велик телом, да мал делом.
  • Болтуна видать по слову, а рыбака - по улову.

8. Конкурс “Ищи друга”

Открытки, на которых написаны пословицы, разрезаются на две части, перемешиваются, и каждый берет половину. Задача: найти другую половину.

  • Без сноровки и ложку мимо уха пронесешь.
  • Золото познается в огне, человек – в труде.
  • Кукушка не ястреб, неуч – не мастер.
  • Кроить - не шить: после не распорешь.
  • На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой наживай.
  • С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
  • Ленивый ложится с курами, а встает со свиньями.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  • Захочешь – на гору вскочишь, а не захочешь – и горы не съедешь.
  • Ленивый одну работу два раза делает, скупой два раза платит.
  • Кто умеет хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
  • Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
  • Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
  • Люби дело – мастером будешь.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

9. “Аукцион песен и стихов”

Команды по очереди исполняют строчки из песен или стихов о профессиях. Побеждает команда, исполнившая задание последней.

10. “Вопросы – загадки ”

За правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  • Кто из русских царей владел четырнадцатью ремеслами? (Петр 1)
  • Кто по профессии был А.П.Чехов? (Врач)
  • Что общего в обслуживании коровы и ЭВМ? (Начало профессии: оператор машинного доения и оператор ЭВМ)
  • Назовите профессию, изменение окончания в названии которой совершенно меняет ее назначение. (Машинист – машинистка)
  • Определите профессию, для которой необходимы были следующие предметы: скальпель, огурец, одеколон, ножницы? (Парикмахер)
  • Чем занимается провизор? (Готовит лекарства)
  • Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (Агроном)
  • Ходит по клеточкам конь и ладья ход свой последний готовит. О ком идет речь? (Шахматист)

11. “Подари подарок сопернику”

За 3 минуты подготовить подарок соперникам

IV. Подведение итогов КВНа, награждение победителей.

V. Домашнее задание: Ответить на вопросы теста “Опросник профессиональной готовности” Стр.60



Профессиональная проба. Этапы прохождения профессиональной пробы. Содержание профессиональных проб. Организация и проведение эксперимента.

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой изменения состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Целью системы профессиональной ориентации является формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Осознанность выбора профессии с учетом своих способностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий представляет ядро профессионального самоопределения.

Сформированность профессионального самоопределения определяется по следующим критериям:

  • мотивационно-потребностный
  • информационный
  • деятельностно-практический.

Показателями мотивационно-потребностного критерия выступают такие, как наличие мотивов, положительное отношение и активная позиция обучающегося в осуществлении процесса самоопределения, способность руководствоваться общественно значимыми ценностями в конструировании и реализации образовательного маршрута.

Информационный критерий сформированности профессионального самоопределения включает в себя наличие спектра вариантов выбора образовательно-профессионального маршрута, интереса к конкретной сфере деятельности, умение работать с источниками профориентационно-значимой информации, распознавать внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор профессии. Обучающийся должен знать свои способности, качества, склонности, важные для профессионального самоопределения, а также основные ограничители и способы их компенсации. Ему необходимо владеть информацией о требованиях, предъявляемых к человеку избираемой профессии и быть готовым обратиться к жизненным примерам, демонстрирующим факторы, влияющие на выбор.

Умение ставить цель и составлять программу действий по ее достижению, анализировать имеющиеся варианты выбора, успешно включаться в продуктивную, практическую деятельность, направленную на приобретение опыта в избираемой профессии являются показателями деятельностно-практического критерия.

Кем хотят стать старшеклассники?

По данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, 50% старшеклассников не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых (родители, родственники, знакомые); 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в т.ч. не владеют информацией о требованиях профессии к её «соискателю», не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда [3]. У многих из них отсутствует индивидуальный образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования и не выражена готовность к последующей самореализации и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических, социокультурных условиях. Решение данной проблемы возможно при взаимодействии школ и учреждений начального профессионального образования посредством организации и проведения профессиональных проб.

Что такое профессиональная проба?

Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку.

В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.

В каком возрасте делаются профессиональные пробы

  • 1-4 классы (пропедевтический характер);
  • 5-7 кл.;
  • 8-9 кл.;
  • 10-11 кл.;
  • также по уровню готовности к их выполнению, содержанию, формам и средствам их реализации.

Обучающиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность в соответствии с типами профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ» [1].

Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа.

  • Первый — подготовительный, в котором выделяются обучающая и диагностическая части.
  • Второй — практический, включающий задания по трем направлениям: технологическому, ситуативному и функциональному.

Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение школьниками основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности. Диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.

Теоретические сведения, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Школьники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются школьникам, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют обучающиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.

Содержание профессиональных проб обуславливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся. Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму, например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, плановым заданием и др.

Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у обучающихся способности к конструированию, проведению исследовательской работы, например, изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материала, деталей, а также действия, предусматривающие модернизацию какой- либо конструкции.

К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности обучающихся, связанной с постановкой промежуточной и конечной целей работы, планированием, поиском литературных источников, изучением специальной литературы и другой информации по проблеме; конструированием принципиально новых изделий; выращиванием нетрадиционных сельскохозяйственных культур; использованием новых методов решения поставленного задания.

Алгоритм пробы задается таким образом, чтобы обучающиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирали степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы выполняются индивидуально, фронтально, в микрогруппах. При этом в выполнении профессиональных проб обеспечивается преемственность урочного и внеурочного времени.

К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей обучающихся, так как важно знать их мнение, учитывать пожелания, конструктивные предложения.

На базе Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища № 40 г. Прокопьевска, осуществляющего подготовку по профессиям «садовник», «рабочий зелёного хозяйства», «цветовод», была организована и проведена профессиональная проба для обучающихся девятых классов школ города с выраженными склонностями к типу профессий «человек – природа», в которой приняло участие 20 человек.

Целью пробы являлось формирование навыков практической деятельности в области растениеводства и сопоставление характера деятельности со склонностями, способностями и умениями обучающихся.

По результатам анкетирования было выявлено: 15% девятиклассников имеют недостаток информации об интересующей профессии, 20% - недостаточно знают свои способности в отношении выбранной профессии. При этом 25% обучающихся сомневаются в собственном выборе, у 40% опрошенных сформированы профессиональные предпочтения. Данные анкетирования обусловили необходимость проведения профессиональной пробы «Растениеводство», разработанной С. Н. Чистяковой [2]. Нами были сформированы 3 экспериментальных группы. В первую группу вошли старшеклассники, которые не имели практического опыта в данной сфере деятельности, склонные к исполнительской работе. Во вторую группу - обучающиеся с выраженным интересом к сфере растениеводства, склонные к созидательной работе. И третья группа - обучающиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы в области растениеводства.
На первом этапе профессиональной пробы обучающиеся знакомились с сельскохозяйственными орудиями труда, их назначением и правилами обращения с ними. Определяли кислотность почвы по растениям-индикаторам, подготавливали почву под посадку сельскохозяйственных культур, составляли почвенные смеси. Затем нарезали бороздки на глубину залегания семян, уплотняя дно бороздки деревянным бруском, и поливали теплой водой. Осуществляли посев семян, поливку растения, рыхлили почву, уничтожали сорняки, защищали от вредителей. На заключительном этапе участники собирали урожай.

Пробу второго уровня прошли обучающиеся, которые проявили интерес к данной сфере профессиональной деятельности, склонные к созидательной работе. Они описывали почвенно-климатические условия своего района. Обучающиеся составляли список сортов районирования культур с выделением сроков созревания. Выявляли местные сверхранние сорта редиски, огурцов и томатов. Далее внедряли в практику выращивания культурных растений агротехнологические приемы, ускоряющие созревание и увеличение урожая. Производили закладку компоста, определяли кислотность почвы полевым методом. Осуществляли калибровку семян по удельному весу, протравливали и барботировали семена на последующем этапе. Итогом являлось определение сроков уборки и сбор урожая.

Обучающимся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющим устойчивые профессиональные интересы в области растениеводства предлагалось пройти третий уровень профессиональной пробы, определить возможность и целесообразность возделывания различных культур на почвах разного механического состава и кислотности (pH). Участники группы составляли календарный план агротехнологических мероприятий по уходу за почвой и культивируемыми растениями. Затем получали биологический гумус. На заключительном этапе выращивали томаты, огурцы, зеленые культуры, подвязывали растения.

По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся проанализировали содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам, сопоставили со своими способностями и склонностями. В контексте выполнения проб обучающиеся, основываясь на самоисследовании и самопознании, разработали план личной профессиональной перспективы, создали презентацию о выполненных пробах, презентовали продукты собственной деятельности.

Повторное анкетирование показало, что недостаток информации об интересующей профессии сохранился у 5% респондентов; недостаточно знают свои способности в отношении выбранной профессии – 5% обучающихся; сомневаются в собственном выборе – 10%; сформированы профессиональные предпочтения у 80% опрошенных.

Таким образом, профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся. Более того, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений начального и среднего профессионального образования позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, что, в свою очередь, создаст условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.

  1. Лебедева, М. Б. Проектная технология в профориентационной работе и социализации детей-сирот [Текст] : метод. рекомендации / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – 110 с.
  2. Чистякова, С.Н. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений [Текст] / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение. – 2007. – 92 с.
  3. Чистякова, С.Н. Ключевая проблема общего среднего и профессионального образования [Текст] / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное образование. Столица. – 2009. - № 7. – С. 10-14.

Об авторах: Манешкина Н.В. методист ЦП и ПС ГОУ «КРИРПО» г. Прокопьевск; Роут О.А. методист ЦП и ПС ГОУ «КРИРПО» г. Прокопьевск.

Хамидулина Альмира Идрисовна


Данная страница-это накопление и изучение материала по теме " Профессиональные пробы".

ВложениеРазмер
etapy.docx 90.52 КБ
profproba_fotograf.docx 12.34 КБ
proba_4.docx 29.2 КБ
proba_3.pdf 809.98 КБ
proba_2.docx 20.38 КБ
proba_1.pdf 601.48 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Новокузнецкий институт (филиал)

Комитет образования и науки г. Новокузнецка

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Научно-педагогические основы профессиональных проб ………………..

2. Технология организации профессиональной пробы ……………………….

3. Педагогические условия проведения профессиональных проб …………..

4. Проведение профессиональных проб ………………………………………

Введение

Актуальность. В последнее десятилетние получила развитие и поддержку государства проблема профессионального самоопределения российских школьников. Президент России Владимир Путин в ходе Прямой линии 16 апреля 2015 года заявил, что профориентацией молодежи следует заниматься на самой ранней стадии, ещё в школе. О проблеме профессионального самоопределения Глава государства размышлял в Послании Федеральному собранию (декабрь 2013 г.). На заседании Госсовета по вопросам образования в России 23 декабря 2015 года В. В. Путин обратил внимание на значение профессиональной ориентации в профессиональной подготовке школьников: «… безусловно, задачу профессиональной ориентации одна школа решить не может. В таких регионах, как Алтайский край, Приморье, Тамбовская область, Санкт-Петербург, местные власти активно стимулируют предприятия для организации практик и профессиональных проб старшеклассников».

Значимость проблемы подготовки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению подчёркивается в Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», плане деятельности на 2013 – 2018 годы Минобрнауки РФ. Конечно, профессиональная ориентация предполагает привлечение к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний.

Педагогами Кузбасса накоплен педагогический опыт по организации и проведению с обучающимися профессиональных проб, педагогической задачей введения которых является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий.

Профессиональное самоопределение рассматривается как результат процесса формирования у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения является организация профессиональных проб обучающихся.

  1. Научно-педагогические основы профессиональных проб

Пробы – еще один эффективный вид образовательной деятельности, педагогической задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий.

Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Целью профессиональных проб является побуждение обучающихся к деятельности, к достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием, и как результат, осознание обучающимся себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности. (Егорова Н.А. [1] )

Профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. Профессиональной пробой может быть:

  • результат (материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности и др.) занятий в кружках, клубах, школьных курсах профессиональной направленности;
  • некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;
  • имитационная (деловая) игра на школьных курсах профессиональной направленности и др.

Профессиональные пробы, выполняющие познавательную, развивающую и диагностическую функции, могут осуществляться как в учебном процессе, так и во внеурочной работе. В ходе профессиональных проб осуществляются следующие виды деятельности:

  • моделируются различные элементы профессиональной деятельности; определяется уровень готовности обучающихся к выполнению проб;
  • обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

В ходе профессиональных проб обучающимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, моделируются различные элементы профессиональной деятельности, определяется уровень готовности обучающихся к выполнению проб, обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Профессиональные пробы являются, своего рода, моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой обучающиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри. При этом ученики на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда.

Профессиональная проба включает: представление о себе, своих качествах и особенностях (Образ «Я»); представления о будущей профессии («Образ профессии»); соотнесение Образа «Я» с «Образом профессии» - практическая проба сил.

В содержании профессиональной пробы выделяют два этапа: подготовительный и практический. На каждом этапе решаются определенные задачи

На первом этапе (подготовительном) накапливается информация об обучающихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проба. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра видеофильмов, бесед со специалистами, посещения предприятий, учреждений определенной трудовой деятельности по предполагаемой пробе. Кроме диагностической задачи, на данном этапе решаются дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. Этот этап предусматривает формирование у школьников представлений о данном виде деятельности, которую им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Полученные данные используются для определения уровня подготовленности школьников к выполнению пробы и при анализе результатов её выполнения в целом.

Второй (практический) этап включает комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, а также ситуации проявления профессионально важных качеств (ПВК) специалиста.

Гуткин М.С. [2] выделяет еще вводно-ознакомительный этап, где решаются задачи по определению интересов, увлечений обучающихся, их отношение к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об обучающихся могут быть анкеты и ознакомительная беседа. Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности обучающегося к выполнению профессиональной пробы.

Приобретенный социальный опыт поможет школьникам определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.

Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

На каждом практическом этапе обучающиеся выполняют задания, требующие от них владения начальными профессиональными умениями, достаточными для их реализации в качестве исполнителя. Задания выполняются на трех уровнях сложности. Первый уровень сложности самый простой, исполнительский. Задания второго уровня сложности содержат элементы творческого характера, предусматривают внесение в изготавливаемый продукт новизны и оригинальности. Задания третьего уровня сложности предполагают самостоятельную деятельность школьников – планирование, постановку промежуточных и конечных целей, принятие решения, анализ и самооценку результатов деятельности. Таким образом, третий уровень сложности предполагает самостоятельный поиск выхода из проблемной ситуации.

На первых двух уровнях сложности работа обучающихся сопровождается консультированием, помощью в решении затруднительных вопросов со стороны преподавателя или консультанта-профессионала. Обучающиеся пользуются справочной литературой, вспомогательными дидактическими материалами (схемами, таблицами, чертежами, рисунками и др.).

Профессиональная проба предусматривает три аспекта – технологический, ситуативный и функциональный. Их интеграция позволяет воссоздать целостный образ профессии (Чистякова С.Н. [3] ). Поэтому содержание профессиональных проб обусловливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся.

Технологический аспект (исполнительский компонент) характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение обучающимися приёмами работы, орудиями труда, знаниями о последовательности воздействия на предмет труда с целью получения завершенного изделия. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности, и получить ответы на вопросы: «Что? Как? В какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?». Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает выявление (формирование) у обучающихся практических умений действовать по определенно заданному алгоритму. Например, это может быть выполнение практической работы в соответствии с инструкцией.

Ситуативный аспект (созидательный компонент) воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности. Обучающийся должен определить, найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившимся у него формам поведения. Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у обучающихся способностей к конструированию, исследовательской работе. Это могут быть работы, направленные на изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материалов, деталей, а также предусматривающие модернизацию какой-либо конструкции.

Функциональный аспект (творческий компонент) отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность её освоения средствами, приемами и внутренними, компенсаторными механизмами обучающегося. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании пробы. К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности обучающегося, связанное с конструированием принципиально новых изделий, использованием новых методов решения поставленного задания и т. п.

С.Н. Чистякова [4] выделяет три уровня профессиональных проб. Пробы 1-го уровня сложности требуют от них в основном исполнительских действий; пробы 2-го уровня содержат элементы интеллектуального труда (работа с чертежами, технологической документацией, справочной литературой, расчет по известным формулам, анализ выполненного задания и др.); пробы 3-го уровня носят репродуктивно-творческий характер и предусматривают включение обучающихся в конструкторско-технологическую деятельность. В таблице 1 в качестве примера показаны уровни профессиональной пробы «роспись на поверхности».

В ходе выполнения профессиональных проб педагог выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем знаний, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий.

Читайте также: