Что такое статус должности

Опубликовано: 02.10.2024

Должность - установленная социальная роль, выполняемая человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях и учреждениях. Гос. должность – это часть организационной структуры госоргана, обособленная и закрепленная в официальных документах, соответствующей части компетенции госоргана, переданная лицу – госслужащему с целью ее практического осуществления. ГД, замещаемые госслужащими, составляют институт ГС. В государственном аппарате должность служит связующим звеном между государством, структурой и компетенцией органа, с одной стороны и госслужащим с другой стороны.

Способ замещения ГД- выборное назначение, конкурсное, прием.

ГД - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по выполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Типология государственных должностей:

Категория «А» - ГД РФ, субъектов РФ - направленные на непосредственное исполнение полномочий госорганов - Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие (уровень принятия решений, политэлита);
Категория «Б» - ГД РФ, субъектов РФ – направленные на непосредственное обеспечение исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» - секретариат, консультанты, рук. пресс-службы (замещаются по личному решению патронов);
Категория «В» - ГД – направленные на исполнение и обеспечение полномочий государственных органов – руководители управлений, департаментов, отделов.

Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

Классификация ГД – распределение указанных должностей по группам с определением требований к ним и по специализациям.

По группам государственных должностей: высшие (5 группа) главные (4 группа) ведущие (3 группа) старшие (2 группа) младшие (1 группа)

Общий статус должности разделяется на: социальный (отношение с вышестоящими служащими и населением), организационный и правовой.

Правовой статус ГД – объем полномочий, функции, права, обязанности, основные формы их реализации, ответственность должностного лица за исполнение своих обязанностей, установленное денежное содержание.

В качестве существенного элемента правового статуса ГД ФЗ от 31 июля 1995 г. называет – установленный круг обязанностей.

Материальные основания статуса ГД включают не только денежное содержание, но и все расходы связанные с предоставлением льгот, гарантий, пенсионным и медицинским обеспечением.

Требования к должности:

-уровень проф. образования с учетом группы и специализации;

- государственных должностей государственной службы;

- стаж и опыт работы по специальности;

- уровень знаний Конституции РФ, федерального законодательства и т.д., применительно к соответствующим должностным обязанностям.

Должность - категория, присущая служащему, государственная должность - государственному служащему. Она предоставляется лицу - государственному служащему - для выполнения возложенных на служащего и государственную службу задач.
классификация должностей гражданской службы. Такая классификация приведена в главе 2 Закона. В статье 8 определено, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
В Законе (ст. 9) выделены категории и группы должностей государственных служащих. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
• руководители –
должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений,
должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений,
должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
• помощники (советники) –
должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
• специалисты –
должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
• обеспечивающие специалисты –
должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
• высшие должности гражданской службы;
• главные должности гражданской службы;
• ведущие должности гражданской службы;
• старшие должности гражданской службы;
• младшие должности гражданской службы.
Между должностями и группами Законом проводятся определенные взаимосвязи. Так должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, включаются в соответствующие реестры должностей гражданской службы. Порядок введения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего как реестр должностей федеральной гражданской службы, так и реестр должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации, утверждается указом Президента Российской Федерации

Должность - категория, присущая служащему, а государственная должность - государственному служащему. Она предоставляется лицу - государственному служащему - для выполнения возложенных на служащего и государственную службу задач [ 31, с.99].

Должность, как одно из государственных установлений, соединяет в себе все основные элементы организационного и правового статуса лица, ее замещающего. Положение государственной должности характеризуют:

социальный статус (отношения служащего с ниже-, равно-, и вышестоящими лицами);

организационный статус (должность состоит в структуре государственной организации, органа и составляет первичное звено в них);

правовой статус: по каждой должности определяются круг полномочий (функций, прав и обязанностей), основные формы и методы их реализации, ответственность за исполнение.

Каждая должность на государственной службе имеет свой правовой статус и форму его выражения.

Правовой статус должности содержит комплекс должностных полномочий - общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для данной должности. Правовой статус устанавливается в три этапа:

а) основы правового статуса определяется одновременно с учреждением должности органом учредителем;

б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных служащих;

в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должности на основе типового соответствующим органом, в котором состоит должность, или его руководителем.

Правовой формой закрепления правового статуса должности является закон, например, Закон о милиции, другие правовые нормативные акты, в которых закреплены, как правило, типовые полномочия по одноименным должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности, является должностной регламент, который должен быть индивидуальным по каждой должности.

Должности на государственной службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований [32, с.78]:

а) по видам деятельности в государственных органах и организациях - в государственном аппарате, в администрации государственных предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной деятельности различаются должности тоже по видам, например, в государственном аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);

в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению;

г) по замещению в данное время - занятые и вакантные, по признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемые ими должности разделяются Законом на пять групп:

высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

Используя категории должности, государство определяет место каждого служащего в системе государственной власти, т.е. взаимоотношения замещающего данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащего.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие четыре категории [32, с.84].

Категория. Руководители - это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение).

Должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Категория. Помощники (советники) - это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

Категория. Специалисты - это должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

Категория. Обеспечивающие специалисты - это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Таким образом, должность - это простейший элемент органа государственной власти, первичная и основная клеточка ее организационной структуры. Государственная должность - это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержащаяся за счет финансовых средств государственного бюджета (сюда включаются заработная плата служащего, занимающего данную должность, ее техническое обеспечение, установленные льготы и гарантии служащих и пр.).

С одной стороны, должность есть первичный, нерасчленяемый компонент администрации, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минимальный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, формализации деятельности служащего. Должность – простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в административном ансамбле.

С другой стороны, это стабильный комплекс обязанностей и прав, правовое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы организации. Установление таких комплексов – средство разделения труда, административной деятельности.

Должность – это, образно говоря, персональное служебное место, которое может быть занятым или вакантным.

Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются:

• ее название и целевое назначение;

• порядок учреждения, преобразования, ликвидации;

• место в служебной иерархии;

• порядок замещения должности и освобождение от нее;

• ее содержание – комплекс обязанностей и прав. Она включается в штатное расписание.

В статусе должности можно выделить три блока: целевой, организационный (название, порядок, учреждение и т. д.) и содержательный (компетенция).

Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Подобно драматургу, определяющему содержание роли, которую будет играть актер, автор правовых формулировок определяет социальную роль лица, вступившего в должность,

Организационная структура аппарата представляет собой структуру формализованных «социальных позиций», юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли (должности) – нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как юридически формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменение личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной.

Должность это первичная структурная единица замещаемая физическим лицом

Безусловно, свойства отдельных лиц, конкретные взаимоотношения в коллективе вносят коррективы (и порой весьма существенные) в формальные структуры. Влияние неформальных связей тем больше, чем меньше подразделение аппарата. Большое влияние на структуру подразделения оказывают качества руководителя, стиль его работы. В связи с изложенным можно различать формальный и неформальный статус служащего, занимающего конкретную должность.

Статус должности как синтез ее организационно-правового положения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая часть регламентирует должностной оклад и иные личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обеспечиваются персонализация административных функций и правообязанностей, четкое разделение труда в администрации, индивидуализация ответственности служащих. Система должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает граждан на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение определенной работы, приобретение определенных служебных и личных прав, служебную карьеру.

Должность – это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия, то есть действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей.

Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему необходимые условия для выполнения обязанностей.

Наукой управления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их соответствие друг другу. Если прав мало, то служащий не сможет выполнить обязанности; если прав больше, чем необходимо для осуществления обязанностей, это приводит к злоупотреблениям. И в обоих случаях нарушения баланса обязанностей и прав возникает безответственность.

Служебные права являются средствами выполнения обязанностей по службе, а значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов – это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т. д.). Но если рассматривать их с позиций интереса системы (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать и т. д., это его служебные обязанности. Поэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием – полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью.

Что же касается еще одного компонента должности – личных прав, то их набор таков, чтобы стимулировать добросовестное выполнение служащим порученного ему дела. Но здесь необходимо учитывать, во-первых, возможности организации, а во-вторых, не забывать о социальной справедливости, не допускать чрезмерного выделения служащих из общей массы работающих. Решать вопросы о социальном положении, например, государственных служащих, необходимо в тесной увязке с тем, как живет страна, ее граждане.

виды должностей

В соответствии с существующими типами службы все должности можно разбить на должности в:

По содержанию осуществляемой деятельности все должности и всех занимающих их служащих принято делить на:

• руководителей структурных единиц (администраторов);

Что такое должностное лицо

Большое значение для юридической практики имеет деление должностей по объему полномочий на должности должностных лиц и иных служащих.

Определение понятия должностного лица необходимо прежде всего для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности работников за служебные правонарушения. Известно, что в УК РФ есть специальные статьи, по которым к уголовной ответственности (за халатность, взяточничество и др.) могут привлекаться только должностные лица. В административном праве около 150 составов предусматривают ответственность только должностных лиц, а во многих статьях такой признак является квалифицирующим. Поэтому задача науки состоит в том, чтобы четко определить круг лиц, которые могут привлекаться к ответственности как должностные лица.

Понятие «должностное лицо» многократно используется в Конституции России. Так, в ст. 41 говорится об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. «Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд», – сказано в ст. 46 Конституции.

К сожалению, единого определения понятия «должностное лицо» ни в федеральном законодательстве, ни в юридической науке нет, хотя используется оно и в конституционном, и в административном, и в уголовном, и в других отраслях права. Но определенные шаги к конкретизации определения этого понятия уже предприняты. Например, в ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»* сказано, что в этом законе под должностным лицом местного самоуправления понимается «выборное, либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления. ».

должность и должностное лицо

В соответствии со ст. 97 Устава (Основного закона) Саратовской области к должностным лицам из числа государственных служащих относятся руководители государственных органов и структурных подразделений, их штатные заместители, а также лица, осуществляющие исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Отличное от этого определение содержится в ст. 10 Закона «О государственной службе Новгородской области»: «Должностными лицами органов государственной власти Новгородской области признаются лица, постоянно, временно или по специальному поручению выполняющие функции представителей государственной власти области, а равно организационно-распорядительные, контрольно-ревизионные, хозяйственно-управленческие или информационные функции».

Очевидно, что все эти определения рассчитаны лишь на отдельные группы, но не на всех -должностных лиц.

* СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

Было бы полезно выработать единое для всех отраслей права определение. Оно должно быть базовым, а в отдельных отраслях в него могут вноситься некоторые коррективы.

В УК РФ есть глава 30, которая носит такое название: «Преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (ст. 285– 293). Статьями этой главы предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление, превышение, присвоение должностных полномочий, получение взятки должностным лицом, за совершенный им служебный подлог, за его халатность.

Кого уголовное право считает должностным лицом?

В ст. 285 УК РФ сказано: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. »

Нетрудно заметить, что УК РФ к должностным лицам относит не только государственных и муниципальных служащих, но и часть служащих государственных и муниципальных учреждений.

Это определение не распространяется на руководящих работников частных коммерческих и некоммерческих организаций, государственных и муниципальных предприятий. Но как сказано в самом начале примечания к ст. 285, такое узкое понимание должностного лица признается «в статьях настоящей главы» (т. е. главы 30 УК РФ). Это понятие должностного лица не должно использоваться при применении норм административного, финансового, экологического права.

В УК РФ имеется глава 23 «Преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст. 201–204). На основании статей этой главы за злоупотребление полномочиями, за превышение полномочий, за коммерческий подкуп (аналог взятки) к ответственности могут привлекаться граждане, которых УК называет «лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях».

В ст. 201 сказано: «Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в статьях настоящей главы признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением».

Оба приведенных выше определения однозначно определяют содержание деятельности обеих групп лиц: «выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (обязанностей)». Различие между теми, кого УК называет «должностными лицами», и теми, для кого ввели новое понятие – «лица, выполняющие управленческие функции» – не в содержании деятельности, а в различии организаций, в которых они работают.

виды должностей

Представляется, что авторы соответствующих понятий нашли не лучший выход, создав новое понятие. Лучше было бы сказать о должностных лицах государственных органов и должностных лицах коммерческих организаций.

Во многих правовых актах в понятие «должностное лицо» вложено более широкое содержание, чем в УК РФ. Например, в Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» сказано: «Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправильными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что у судов не возникает сомнений в том, что закон обеспечивает судебную защиту прав граждан от неправомерных действий должностных лиц всех организаций: государственных, муниципальных, частных.

В административном праве существует более широкое понимание должностного лица, хотя прямо общее определение не закреплено ни одной нормой. Так, ст. 288 ТК РФ установлена ответственность «должностных лиц и иных работников предприятий, учреждений, организаций» за нарушение таможенных правил. Очевидно, что лиц, «выполняющих управленческие функции» на предприятиях, в коммерческих организациях, ТК РФ однозначно относит к должностным лицам.

В ст. 94 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» говорится об обязанностях «руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностных лицах (работниках) этих организаций». Существует большое число правовых норм, из которых очевидно, что в административном праве к должностным лицам относят руководящих работников государственных, муниципальных, частных органов, учреждений, предприятий.

Понятие «лицо, выполняющее управленческие функции» федеральному административному праву неизвестно. И когда устанавливается административная ответственность должностных лиц за нарушение экологических, противопожарных, таможенных и иных правил, то имеются в виду лица, занимающие соответствующие должности в государственных, муниципальных, частных организациях.

Из многочисленных определений, предложенных учеными, наиболее удачным представляется такое: «Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические действия». Эта категория служащих может быть уполномочена совершать служебные юридические действия, то есть такие, которые совершаются в интересах организаций, влекут юридические последствия для организаций, в которых они занимают должности.

Именно потому, что должностные лица наделены более широкими правами, чем другие работники, могут действовать от имени организации внутри ее или вовне, от них требуется более внимательное, компетентное отношение к своим обязанностям, и закон устанавливает повышенную ответственность за правонарушения, совершенные ими в связи с выполнением служебных обязанностей.

Довольно распространено в науке административного права мнение, что различие между должностными лицами и иными служащими в том, что первые имеют властные (распорядительные) полномочия, а вторые – нет.

В ст. 9 Закона г. Москвы об условиях пребывания в Москве иностранцев содержится такое определение: .«Должностное лицо – руководитель, служащий, сотрудник или работник организации, обладающий властными полномочиями (курсив мой. – Д.Б.)».

В качестве одного из рабочих вариантов следовало бы обсудить и предложенное уголовным правом определение и считать должностными лицами тех, кто выполняет управленческие функции.

Должностных лиц следует поделить на руководителей и представителей власти. Первые наделены линейной властью в отношении подчиненных, круг которых строго определен. А представителями власти являются служащие, которые наделены властными полномочиями публичного характера, распорядительной властью в отношении многих лиц и организаций, организационно им не подчиненных. Представители власти обладают функциональной властью вне рамок организаций, в которых они работают, и в отношении граждан и организаций, которые не являются в том числе их клиентами. Следует учесть, что нередко руководители (например, органов ОВД, государственных инспекций) наделены и правами представителей власти.

Очень четкое определение понятия представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК РФ. Им признается «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости». Это понимание аналогично соответствующему административно-правовому понятию. Но его нужно закончить такими словами: «и не работающих с ним в одной организации».

В России существуют следующие виды должностей:

Воинская должность — возложенные на военнослужащего обязанности или должность (ранее чин) военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке) вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права) и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным:

Государственная должность

Церковная должность

Выборная должность — должности в структурах Российского государства на которые назначаются граждане России на основании выборов.

Назначаемая должность — должности в структурах Российского государства на которые назначаются граждане России на основании назначения должностными лицами.

кто должен составлять должностные инструкции

сколько можно быть исполняющим обязанности в должности руководителя

что такое квалификация

в каких аспектах можно рассматривать должность

что есть государственная гражданская служба

чьим указом учреждаются должности федеральной государственной гражданской службы

что входит в число квалификационных требований к должностям гражданской службы

В целом для государственной должности характерны шесть основных признаков:

  • утверждение государственным правовым актом;
  • принадлежность только государственному органу;
  • зависимость объема полномочий от объема полномочий и функций государственного органа;
  • предназначение для обеспечения и непосредственного исполнения полномочий государственных органов;
  • оплата труда по исполнению должностных обязанностей только за счет государственного бюджета (федерального или субъекта Федерации);
  • ответственность лица замещающего государственную должность, за качество ее исполнения в соответствии с законодательством.

Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на два вида: государственные должности Российской Федерации и ее субъектов; государственные должности государственной службы.

Государственные должности Российской Федерации — это политические должности, которые устанавливаются Конституцией и федеральными законами РФ. Их замешают публичные политики (в старой классификации категория «А»), обладающие государственно-политическими властными полномочиями. На федеральном уровне к ним относятся: Президент РФ, Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации. Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы. Председатель Правительства РФ и его заместители, федеральные министры, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, полномочный представитель Президента РФ, руководители иных федеральных государственных органов (Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Центрального банка Уполномоченный по правам человека), аудиторы Счетной палаты, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъекта РФ, прокуроры Прокуратуры РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи федерального суда.

На региональном уровне к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ, относятся руководители высшего государственного органа исполнительной власти: президенты республик, губернаторы (главы) краев, областей и округов и их заместители, а также депутаты местных законодательных собраний, судьи конституционного (уставного) суда. Их перечень в систематизированном виде содержится в конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ о государственной службе и называются они по-разному — высшие конституционные должности, государственные должности, политические должности.

Отличительным признаком лиц, заметающих государственные должности Российской Федерации, является либо факт их избрания на всенародных выборах (Президент РФ, депутаты всех уровней), либо утверждение высшими законодательными органами по представлению глав исполнительной власти (Председатель Правительства РФ, федеральные министры, губернаторы регионов. Генеральный прокурор, председатель и аудиторы Счетной палаты, председатель ЦИК, судьи и т.п.).

Эти должностные лица — политики, и по закону они не являются государственными служащими; на них не распространяются нормы законодательства о государственной службе: их правовой статус, деятельность и полномочия регулируются специальными законами. Например, деятельность Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров регулируется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Законами регулируется деятельность депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей и других должностных лиц — политиков. Аналогично данный вопрос решается и на региональном уровне.

Государственные должности государственной службы согласно законодательству 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 8. учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ранее должности государственной службы занимали государственные служащие, замешавшие должности категорий «Б» и «В»).

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 2003 г. № 58-ФЗ все должности государственной службы подразделяются на следующие виды:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъектов РФ;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

Воинские и правоохранительные должности являются только федеральными. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы разных видов. Это видно, в частности, на примере МВД: в штатах этого ведомства имеются должности правоохранительной службы, воинские и федеральной гражданской службы.

Нормативными правовыми актами устанавливается соотношение должностей федеральной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы, соотношение должностей федеральной гражданской службы и типовых должностей гражданской службы субъектов РФ.

Важно, что в государственных органах законодательно разрешено иметь должности, не являющиеся должностями государственной службы; это должности младшего обслуживающего и технического персонала. Трудовая деятельность таких работников регулируется не законом о государственной службе, а трудовым законодательством РФ.

Должность, по определению В. Даля, это «служебное место». Оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к лицу, «входящему в обязанность службы», устанавливает служебные права и обязанности служащего.

В государственном аппарате должность служит связующим звеном между государством, структурой и компетенцией органа государства, с одной стороны, и государственным служащим – с другой. Должность, по определению «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, – это «постоянное установление, предназначенное к непрерывному осуществлению определенных целей государства»[55].

Должность обычно создается на постоянной основе, т.е. для удовлетворения постоянной потребности государственной администрации в выполнении определенных функций и решении конкретных задач. Важным условием является также способ замещения должности (назначение, конкурс, избрание, зачисление), согласно которому служащий вводится в штат государственной службы (служащих) и получает специальное звание, ранг, классный чин (квалификационный разряд). Получение квалификационного разряда является первым этапом в служебной карьере штатного государственного служащего.

Должность – это простейший элемент государственной администрации, первичная и основная клеточка ее организационной структуры. Приведем ставшее классическим определение данного понятия: «Государственно-служебная должность – это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу – государственному служащему в целях ее практического осуществления»[56]. Таким образом, должность характеризуется следующими признаками: 1) является частью организационной структуры государственного органа; 2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах[57].

Должность — это, образно говоря, персональное служебное место, которое может быть занятым или вакантным.

Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются:

• ее название и целевое назначение;

• порядок учреждения, преобразования, ликвидации;

• место в служебной иерархии;

• порядок замещения должности и освобождение от нее;

• ее содержание - комплекс обязанностей и прав. Она включается в штатное расписание.

В статусе должности можно выделить три блока: целевой, организационный (название, порядок, учреждение и т. д.) и содержательный (компетенция).

Должность, как одно из государственных установлений, соединяет в себе все основные элементы организационного и правового статуса лица, ее замещающего. Положение государственной должности характеризуют:

- социальный статус (отношения служащего с ниже-, равно-, и вышестоящими лицами);

- организационный статус (должность состоит в структуре государственной организации, органа и составляет первичное звено в них);

- правовой статус: по каждой должности определяются круг полномочий (функций, прав и обязанностей), основные формы и методы их реализации, ответственность за исполнение.

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т.е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах. Государственный служащий не является «собственником» занимаемой им должности. При осуществлении должностных функций он должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных актах служебные функции и задачи.

Внутренняя структура государственного органа представляет собой систему различных по своему характеру, значению и уровню должностей, включенных в утвержденный штат должностей.

С правовой точки зрения понятие «должность» используется также традиционно, определяя порядок установления статуса государственной должности и включенные в него элементы. В такой трактовке должность является центральным понятием государственной службы. С образованием государственно-служебного правоотношения создается и должностное отношение между субъектами публичного управления и государственным служащим, устанавливается правовой статус государственного служащего. Должностное правоотношение является основным каналом, посредством которого служащий обязуется выполнять передаваемые ему государством функции.

С финансовой точки зрения должность – это бюджетный пост. Штаты государственных служащих должны быть учтены в государственном бюджете. Создание и изменение перечня должностей оказывает большое влияние на формирование бюджета как всей Федерации, так и ее субъектов.

Кроме того, целый ряд ученых (Н.М. Казанцев[58], Д.Н. Бахрах[59] и др.) определяют должность в статусно–правовом смысле. В такого рода определениях даются характеристики правового положения государственного служащего, замещающего определенную должность.

Другие теоретики (С.С. Студеникин[60], Г.И. Петров и др.) рассматривают должность в функциональном смысле. В такого рода определениях дается характеристика компетенции, соответствующей правовому положению государственного служащего определенного органа.

Государственные служащие входят в штаты, которые объединяют служащих, подчиняющихся одному особому статуту и имеющих право на одинаковые ранги (классные чины, звания и т. п.). Штат – это структурный элемент государственной службы, предусматривающий включение служащих, имеющих ранги и получивших право занимать должности.

Включение должности в структуру государственного органа производится посредством штатного расписания, в котором содержится перечень структурных подразделений и количество последних как в целом по органу, так и по структурным подразделениям. Законодательством установлен определенный порядок составления (разработки), утверждения и регистрации штатных расписаний как существующих, так и вновь создаваемых государственных органов.

К элементам правового статуса государственной должности можно отнести порядок и условия замещения конкретной должности, а также порядок ее учреждения.

Штатная должность – должность, установленная штатным расписанием, утвержденным руководителем соответствующего федерального правоохранительного органа для непосредственного осуществления полномочий соответствующего федерального правоохранительного органа.

В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются:

1) уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;

2) стаж и опыт работы по специальности;

3) уровень знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Обобщая все процедурные и функциональные проявления, связанные с должностью, определяют четыре характеризующие ее периода:

4. ликвидация должности.

Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности – это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа[61]. Учрежденные государственные должности (или государственные должности государственной службы) перечисляются в Реестре государственных должностей. Замещение государственной должности – это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).

Таким образом, законодательно закрепляются следующие составляющие этого понятия:

1) должность – это структурная единица государственных органов;

2) она учреждается в установленном законодательством порядке;

3) устанавливает круг обязанностей, соответствующий полномочиям государственного органа;

4) включает денежное содержание и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Категории должностей:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

Эти две категории подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий, подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий, подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 186 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: