Что в профессии учителя вы считаете самым главным

Опубликовано: 02.07.2024

Леонова Наталья Петровна

«Директор одной школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу:

— Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек.

- как ученые инженеры строят газовые камеры;
- как квалифицированные врачи отравляют детей;
- как обученные медсёстры убивают младенцев;
- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин.

Поэтому я не доверяю образованности.
Я прошу вас, помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных-чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов.
Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ»

« Ошибки учителей не менее опасны, чем ошибки врачей. Хотя они менее заметны.» (Слова героини Нади из кинофильма «Ирония судьбы или С лёгким паром».)

Хороший учитель - это, в первую очередь, человек неравнодушный к своему делу, который на совесть работает не «потому что. », а «для того, чтобы. ». Прежде, чем идти работать в школу, человек должен сначала задать себе вопросы: «Что я могу дать детям в процессе своей преподавательской деятельности?» и «Есть ли что-то у меня внутри?» И если у него есть достойный ответ на эти вопросы, человек способен стать хорошим учителем.

Хороший учитель - это человек, который хочет учиться, учится и будет учиться на протяжении всей жизни. Это человек, который не боится нового, не боится конкуренции. И самое главное - учитель должен быть порядочным человеком: мораль и нравственность должны быть всегда на первом месте. Высокий интеллектуальный уровень, грамотность, образованность вообще не обсуждаются, так как это основа профессии. Качества… Их можно перечислить огромное количество: ум, интеллигентность, такт, знание психологии, методов педагогики и многое другое. Но прежде всего – человечность. Тем более, что, по мнению психологов, любой ученик оценивает учителя вначале по человеческим качествам, потом – по полу, и только после этого оценивает его профессионализм. Обмануть ребенка невозможно. Дети распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, и ценят тех учителей, которые относятся к ним с уважением и пониманием. В любой ситуации учитель должен быть честным со своими учениками, находить с ними общий язык, понимать детские проблемы, и, естественно, должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное - запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень, должен ставить себя на его место, на том простом основании, что они, ученики, – обучающиеся и развивающиеся дети. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы после окончания школы они четко осознавали свое место в обществе. Ведь школа - чрезвычайно важный, самостоятельный и ценный этап жизненного пути. Учитель, что бы он ни преподавал, должен учить главному предмету — постижению смысла жизни и подлинного человеческого счастья. Поэтому я считаю, что главное в моей профессии – это любовь и искренность, честность и доступность, справедливость и моральная чистота. И все это на фоне высокого профессионализма.

Я люблю свою работу. Моя работа радует меня тем, что я могу видеть результат. Какое невероятное счастье наблюдать, как год за годом в твоих учениках формируется личность. Оглянуться не успеешь, как они уже на пороге выпускных экзаменов. Просто сбивает с ног, ошеломляет, когда через несколько лет ты видишь перед собой взрослых, самостоятельных, реализовавших себя молодых людей, но еще более невероятно и приятно вдруг увидеть в них частичку себя, услышать слова благодарности за уроки человечности, убедиться, что твои вложения и переживания не были напрасными. Этот результат очень дорого стоит. Я хотела бы, чтобы так было всегда! Всегда на 100%! Всегда «в десятку»! Чтобы те дети, с которыми в школе меня сводит жизнь, добивались как можно большего во всех сферах жизни. Чтобы это были успешные люди в профессии, счастливые, гармоничные личности, которые открыты новому, открыты жизни, любят и уважают каждого человека, приносят пользу обществу, которым интересно жить. Я буду очень рада, если так будет всегда! Тогда будет ясно и понятно, что моя главная задача как учителя выполнена!

Думаю, главное – это жертвенность в служении. Ты можешь быть учителем химии, литературы, физкультуры, иностранного языка, но ты всегда должен преподавать нечто поверх твоего предмета.

То, что мы передаем, преподаем, это, конечно, теплота Христовой любви, человечность, уроки добра, которыми наша дисциплина, наше общение с детьми должны быть пропитаны и пронизаны. Так, чтобы поверх химических формул, поверх литературных героев струилась жизнь, урок жизни. Этот урок необязательно проговаривается вслух, но в самом отношении к двоечнику, с которым я терпеливо вожусь и пробуждаю в нем интерес и любознательность. Или в отношении к девочкам, по отношению к которым я, как мужчина, должен проявлять корректность, выдержанность и уважительность, и таким образом пробуждать в мальчиках стремление к чистому, целомудренному общению с противоположным полом. В каких-то кризисно-конфликтных ситуациях, когда педагог сохраняет равновесие, баланс ума и сердца, никогда не изменяя доброжелательности, открытости в отношении детей. Эти жизненные уроки прежде всего запоминаются детьми, и поэтому педагог - это учитель жизни. По тому, как он мыслил, как он действовал, как общался с детьми, наши воспитанники составляют целостное представление о человеке.

Если дети, как орлята, научившиеся летать, но в сердце остался теплый и светлый след, и они знают, что живет на свете человек, к которому всегда можно возвратиться, который никогда не оттолкнет их, поймет, поговорит или даже помолится - это уже великая победа. Даже если ребенок унес в аттестате троечку, но при этом Вы были для него и другом, и отцом, и матерью, и наставником, и добрым собеседником. Думаю, что все это окупится и принесет реальный плод в судьбе самого ученика.

Протоиерей Артемий Владимиров.

Нравится:

Помощь телеканалу


Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

Погода 28 мая 2021

Учимся растить любовью. Детей ленивых не бывает

У книжной полки. Таинство брака. Священник Валерий Духанин

«Вопросы веры» (Пенза). Магистр теологии инокиня Евфросиния (Седова)

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 27 мая

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель начальных классов - это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем профессиям в мире.

Просмотр содержимого документа
«Эссе учителя "Главное в моей профессии. "»

Эссе учителя начальных классов

На тему: «Главное в моей профессии…»

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.»

Я, Грачева Людмила Александровна, учитель начальных классов МБОУ г.Керчи РК «Школа№25». Общий педагогический стаж составляет 42 года. В данном учебном заведении работаю 21 год. Имею высшую квалификационную категорию.

Учитель начальных классов - это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем профессиям в мире. Каждый помнит знаменательный день в своей жизни: первый раз в первый класс. Это учитель начальных классов берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир - мир знаний. Он - творец детских душ, талантливый человек, ищет к каждому ученику свой ключик, воспитывает у ребенка нравственность, доброту, гуманные чувства, знакомит с правилами жизни в обществе. Я прекрасно понимаю, что учитель начальных классов сегодня – это специалист, для которого очень важно уметь перестраивать свою работу в соответствии с быстро меняющимися запросами общества. Для меня учитель не просто профессия, а целая жизнь.

Главное в моей профессии - это любовь к детям, желание учить их, использую современные методы, формы и средства обучения.

Я понимаю, что в настоящее время результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умение учиться». Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. УУД создают условия для развития личности и ее самореализации. И я придаю особое значение формированию УУД на этапе перехода к ФГОС НОО 2 поколения.

Знаю, что образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и формируя личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. Овладение личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными УУД дает возможность самостоятельного, успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Это возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных познаниях.

Понимаю, что уровень сформированности УУД мне необходимо учитывать со следующими показателями :

состоянием здоровья детей;

успеваемостью по основным предметам;

уровнем развития речи;

степенью владения русским языком;

умением слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

стремлением принимать и решать учебную задачу;

навыками общения со сверстниками;

умением контролировать свои действия на уроке.

Главное, если учитель начальных классов сформирует УУД в полной мере и учащиеся научатся контролировать их, то обучение в основной школе будет успешным.

Результаты своего труда вижу и в активизации познавательной деятельности учащихся: увеличивается число детей, принимающих участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах, в том числе через Интернет. Считаю, что участие в конкурсах не должно быть ради самого участия – должна быть решена такая важная задача, как понимание учеником значение полученных знаний, приобретение личностного опыта в ходе интеллектуального и творческого процесса. Убеждена – участие в конкурсах повышает предметную компетентность учеников, умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, выделить информацию, необходимую для ее решения, сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа информации.

Я особенно ощущаю новизну перехода на новые стандарты образования и Закон «Об образовании в РФ».

Я люблю свою профессию и верю в силы тех, чьи глаза каждый день смотрят с надеждой на меня. Я всегда думаю о том, станет ли мой урок для детей правилом Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма. И я верю – да! Анализируя свой жизненный и трудовой путь, я прихожу к выводу, что я счастливый человек. Так давно я определила свой путь, иду по нему уже 42 года и не сожалею о своем выборе. Многие мои ученики выбрали профессию учителя.

Никто не спорит, что самым главным навыком, которым должен обладать учитель ( в современных, сложнейших, постоянно изменяющихся условиях ) – это умение учить детей. Учить так, чтобы и мотивировать, и вдохновлять, и знания оставлять в голове.

Мы живем в ситуации неопределенности , не знаем подчас, что «день грядущий нам готовит», а потому нижеперечисленные навыки у учителя (при прочих одинаковых вводных) могут дать высокие результаты обученности и успеваемости его учеников. Итак, что же это за навыки?

Всемирный экономический форум в Давосе

Каждый год в Давосе проходит Всемирный экономический форум , где и были оглашены самые востребованные навыки, которые будут необходимы любому человеку в самом ближайшем будущем.

1. Целостный подход к решению проблем

Любой специалист, а уж профессионал точно, должен уметь решить проблему , осознав причину. Бороться с последствиями не продуктивно. Всем понятен пример работы врача: грамотный специалист пытается найти основную причину заболевания, не занимается тем, что только выписывает горы таблеток для заглушения боли.

То же самое относится и к учителю : если педагог умеет грамотно проводить диагностику, анализировать результаты, задавать грамотные вопросы, а далее предпринимать определенные действия для решения проблем. Это и индивидуализация обучения, это и реальная работа с низкомотивированными учащимися (и с подключением администрации), и работа с одаренными детьми.

2. Критическое мышление

Критическое мышление – основной навык, который необходим не только учителям, но и детям. Потому что если человек умеет ставить под сомнение любую полученную информацию, то это приведет к отличным результатам.

Учитель, который умеет критично посмотреть на свою работу, умеет рефлексировать , обязательно найдет то, над чем нужно поработать. А значит, улучшатся образовательные результаты ребят, повысится интерес учеников к предмету, дети научатся правильно работать с информацией.

3. Креативность

В работе с современными детьми быть креативным для современного учителя, значит, быть интересным. Креативность –это умение нестандартно мыслить. Дети ждут от нас, учителей, типичной реакции не невыполненное домашнее задание, на неряшливость в работе, они привыкли и ждут от нас нотаций и воспитательных бесед.

А если поведение учителя будет отличаться от ожидаемого ( естественно, не в негативном плане ), то результативность также пойдет вверх. Работа учителя во многом требует творческого подхода, поэтому этот навык давно уже вышел за рамки предметов художественно-эстетического цикла.

4. Менеджмент

Учитель в сегодняшней школе – это еще и менеджер. Он умеет управлять потоком мыслей , умеет построить учебный процесс, умеет сплотить детский коллектив во время выполнения проектного задания, умеет построить такой коллектив, который в дальнейшем сможет самостоятельно решить любую поставленную задачу.

5. Взаимодействие с людьми

Этим навыком, ух, как пришлось овладеть в весенний период обучения с применением дистанционных технологий классным руководителям, которые были связующей нитью между школой и родителями. Часто именно учитель является мостиком между детьми и их родителями в период недопонимания и подростковых кризисов.

Поэтому обязательно нужно овладеть навыками эффективного взаимодействия. Детей тоже нужно научить взаимодействию в команде, в работе в группе. Этот навык обязательно пригодится им в будущем на работе.

6. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность понимать чужие эмоции, скрытые мотивы, а также умение держать свои эмоции под контролем. Специалисты сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект значит больше, чем IQ. Почему? Учитель, у которого развит эмоциональный интеллект, сможет объединять людей, при этом не вызывая негативных чувств, он сможет увидеть положительные стороны каждого ребенка, сможет научить детей оказывать помощь друг другу.

Детский коллектив , в котором есть такие ребята — это благотворная среда, где легко расти и получать смежные навыки, укреплять уверенность в себе. Также эмоциональный интеллект поможет грамотному решению конфликтных ситуаций без взаимных обвинений.

7. Умение принимать решение

Это умение принимать единственное решение из множества других, умение оценить положительные стороны каждого решения, ранжировать ценность каждого решения.

Если учитель обладает этим навыком, то он сможет и детей научить этому, научит их корректировать свое поведение, потому что если ребенок не умеет принимать решения, боится это делать, то это может привести к ухудшению ситуации, так как он не сможет оценить последствия своих действий для себя и окружающих.

8 Клиентоориентированность

Для нас клиентоориентированность – это, в первую очередь , ориентация на ребенка, его умения и знания в данный момент времени, в этом плане мы говорим о дифференциации обучения, о его индивидуализации. Получается, что тот учитель, который умеет построить урок таким образом, чтобы и сильные учащиеся могли почерпнуть что-то новое для себя, и слабоуспевающие ребята могли чему-то научиться, получает высокие результаты своей педагогической деятельности, повышаются учебные результаты каждого ребенка в отдельности.

Во вторую очередь , клиентоориентированность в школе – это умение слышать родителей, например, будь то выбор курсов внеурочной деятельности или модуль по ОРКСЭ. В любом случае, искренность и уважение – это те качества, которые особенно ценятся.

9. Ведение переговоров

Навык, тесно связанный с навыком взаимодействия с людьми. Каждому хочется быть услышанным , старшеклассники и ребята, которые испытывают трудности в обучении, особенно ждут этого от своих учителей. Со всеми нужно уметь договариваться. Тогда любой диалог пойдет конструктивно.

10. Гибкость ума

И не только ума. Гибкость характера. Гибкий мозг умеет работать в ситуации многозадачности . А именно в такой ситуации находится современная школа. Учителю нужно и научить, и воспитать, и к ОГЭ подготовить, и к олимпиаде, и суметь подготовить презентацию, и урок в онлайн, и клип на конкурс и проч.проч. Именно умение быстро адаптироваться к новому и качественно работать в ситуации неопределенности, позволит учителю получать удовольствие от своей работы, видеть цель и уверенно к ней идти.

Все навыки, которые мы перечислили выше, очень полезны не только с сфере педагогической деятельности, но в любой области нашей жизни. Какими навыками, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель?

Будьте счастливы при любой возможности!

В Telegram-канале Обучение ПРО мы публикуем актуальные события, мероприятия, постановления и распоряжения в сфере образования.

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

  1. Допрофессиональный: этот период относится к началу развития человечества. Детей обучали земледелию, ремеслам, а также пользоваться лунным календарем.
  2. Условно-профессиональный: эпоха развития письменности и совершенствования методов изложения информации. Стали появляться наемные педагоги, цеховые школы и первые университеты.
  3. Профессиональный: стремительное развитие общества помогло выделить многие науки в отдельные дисциплины. Эта пора получила название «Эпоха Просвещения» – обучение и воспитание стали приоритетными задачами человечества.
  4. Современный: на данный момент учителя осуществляют свою деятельность в дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях и при этом сами постоянно обучаются и повышают свою квалификацию.

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

По данным сайта russia.trud.com, на данный момент в России актуально около 670 вакансий для учителей разных направлений.

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

  • Высшая школа экономики (НИУ «ВШЭ»).
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
  • Казанский федеральный университет.

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.

Читайте также: