Что за должность церковный староста

Опубликовано: 02.10.2024

Кто такой староста церковный? Что входит в его обязанности? На эти вопросы вы найдете ответы в статье.

Кто такой церковный староста?

Староста церковный — прихожанин церкви, который ведал хозяйством церковной общины. Он избирался в каждом приходе на 3 года. Эта должность впервые введена Указом Петра I в 1721 г. По государственным законам староста церковный освобождался от податей.

староста церковный

Кто мог стать церковным старостой?

Старостой мог быть избран прихожанин, отличающийся своим благочестием, преданностью церкви, ответственно относящийся к нравственному порядку прихода и его материальному благополучию.

Старостой не мог стать человек до 25 лет, регулярно не исповедующийся и не причащающийся Святых Христовых Тайн, освобожденный судом от службы или духовного звания, расточительный, а также несостоятельный должник, лицо, имеющее предосудительное занятие, состоящее в сожительстве без церковного брака, живущее в приходе меньше восьми месяцев.

Староста церковный должен был осознавать всю свою ответственность как попечителя храма. Важность функций старосты проявлялась в форме присяги, которая стала обязательной с 1890 г. Текст произносился перед крестом и евангелием, тем самым подчеркивая всю серьезность взятого на себя служения во славу Божью.

обязанности церковного старосты

Обязанности церковного старосты в России

Вначале староста отвечал за продажу свеч. Затем круг обязанностей расширился, стал включать хранение церковных денег и всех церковных средств. По инструкции церковный староста в России был обязан:

  1. При вступлении в должность принять церковное имущество по описи, ему выдавались приходно-расходные книги. Если при проверке что-либо было повреждено или утрачено, то ответственность нес прежний староста, а в случае смерти - его наследники.
  2. Староста должен собирать деньги в кошельки или кружку, продавать свечи, принимать пожертвования в храм, вносить приношения в опись, следить за сохранностью денег, а также чистотой церкви, заботиться о сохранности церковного имущества.
  3. Староста отвечает за продажу свеч. В случае болезни или отсутствия поручает кому-то другому с согласия священнослужителей. Назначенный старостой человек должен принять свечи по описи и отчитаться после продажи.
  4. Никто не должен продавать свечи незаконно, за этим тоже наблюдает староста. Он также следит за тем, как зажигают свечи во время богослужения, и за гашением их по церковному уставу.
  5. Деньги от продажи свеч, а также пожертвования немедленно опускает в специальные ящики.
  6. Ежемесячно подсчитывает доходы и расходы, данные записывает в приходно-расходные книги.
  7. Староста обязан собирать доходы с лавок, находящихся на церковных землях, с домов и погребов, сдаваемых в аренду.
  8. Отвечает за покупку необходимых для церкви вещей, своевременный ремонт зданий и утвари.
  9. Староста должен смотреть за домами, находящимися на иждивении церкви.
  10. Следит за дачами при приходах, чтобы лес употреблялся только для собственных нужд, а не для продажи.
  11. Ведет данные по приходу и расходу денег. В случае неграмотности старосты он мог пригласить писаря или кого-то из прихожан.
  12. Староста обязан предъявлять приходно-расходные книги при проверке благочинным церквей.
  13. Составляет годовой отчет по счетам всех доходов и расходов церкви.
  14. Старосте запрещается брать церковные деньги на свои нужды. Он не имеет права отдавать церковные вещи в другие храмы, давать подвластные ему деньги в долг.

церковный староста в россии

Награды церковных старост

Такое ответственное служение, конечно, заслуживало достойного поощрения. Старосты могли награждаться орденами св. Станислава, св. Анны, а также медалями. Последние могли быть золотыми или серебряными (их носили на особых лентах на шее), а также на груди или в петлице.

церковные старосты московской епархии

Церковные старосты Московской епархии

Многие церковные старосты известны не только честным исполнением своих обязанностей, но и личным вкладом в развитие своего храма и города. Например, в Московской епархии известны старосты:

Абрикосов Алексей Иванович – русский предприниматель, основатель кондитерской фабрики (ныне концерн «Бабаевский»), служил старостой Успенского храма на Покровке.

Буфеев Григорий Яковлевич был старостой Иоанно-Богословского храма города Коломны в общей сложности 28 лет. Жертвовал средства на ремонт и обустройство храма, построил каменную дорогу до церкви. Награжден орденом св. Станислава.

Протопопов Степан Алексеевич – московский купец первой гильдии, предприниматель и крупный меценат. Владел фабриками и заводами. Долгие годы был старостой приходского храма Успения на Могильцах.

Купец В.С. Леонов был старостой Флоро-Лаврийского храма Домодедовского района. Благодаря ему была построена женская церковно-приходская школа, открытая в 1889 г.

Карзинкин Андрей Александрович – купец первой гильдии, благотворитель. Занимался торговлей чаем, владел мануфактурой. Был старостой церкви Трех Святителей на Кулишках.

церковный староста петр васильев

Церковный староста Васильев Петр Васильевич

Также занимался благотворительностью и общественной работой церковный староста Петр Васильев (1825-1899) - купец второй гильдии. Военную службу проходил в Кунгуре, затем там остался. Построил винокуренный завод, занялся также продажей вина. Пётр Васильевич был честным и порядочным человеком, никогда не обманывал. Был правдолюбив и добросовестен, его слову можно было доверять. Всегда посещал церковную службу по воскресеньям и праздникам.

Занимался общественным служением. Известен как председатель городского Сиротского суда, попечитель мужского приходского училища. Был гласным Городской Думы. Участвовал в работе Красного креста, Уездного податного присутствия, помогал приютам, содержал на свои средства народное училище. Участвовал в строительстве богадельни, а также регулярно жертвовал на нужды кунгурских храмов. Васильев был известен также как староста Преображенского храма, прослужил 12 лет. Жертвовал на храм, содержал певчих и сторожей. В 1880 г. был награжден золотой медалью для ношения на груди на Станиславской ленте. Позже был удостоен серебряной и трех золотых медалей.

В 1894 г. по неизвестным причинам построенный им завод был остановлен, а помещения переданы Пермскому духовному ведомству. Свой дом также завещал церкви. Позже тяжело заболел и скончался в 1899 г.

Староста является планировка официальной в приходе или конгрегации Англиканской , как правило , работают в качестве неполный рабочий день волонтера. Обладатели этих должностей являются по должности членами приходского совета, обычно называемого ризницей , приходским церковным советом или, в случае прихода Собора, главой .

СОДЕРЖАНИЕ

Обязанности офиса

Церковные старосты обязаны представлять мирян и сотрудничать с действующим президентом (или, в случае вакансии, с епископом). Ожидается, что они будут руководить прихожанами, подавая хороший пример и поощряя единство и мир. Они обязаны поддерживать порядок и мир в церкви и на кладбище в любое время, особенно во время служб, хотя эта задача, как правило, перекладывается на помощников .

Стражи церкви во многих частях англиканской общины несут юридическую ответственность за все имущество и движимое имущество, принадлежащее приходской церкви. Если это так, то согласно церковному закону они обязаны вести актуальную инвентаризацию ценностей и, если применимо, «терьера собственности» (список и / или карта церковных земель, известная как glebe , некоторые из которых можно сдать в аренду). Всякий раз, когда церковные старосты разрешают работы в здании церкви, получив преподаватели, или выполнять работу, рекомендованную в отчете церкви о пятилетней проверке, они должны записать это в церковном журнале; осматривается с описью. Старосты церкви должны обеспечить готовность этих журналов для проверки в случае посещения и для периодических проверок.

Священники и им подобные обычно передают повседневное обслуживание церковных зданий и их содержимого своим церковным старостам.

Если должность вакантна, епископ (или архидьякон, действующий от его или ее имени) обычно назначает церковных старост в качестве секвесторов прихода до тех пор, пока епископ не назначит нового действующего президента. Секвестраторы следят за тем, чтобы в приходе продолжалось минимальное количество церковных служб, и в частности, чтобы Евхаристия продолжала совершаться каждое воскресенье и каждый главный праздник . Эта обязанность обычно выполняется путем организации регулярной ротации нескольких добровольцев из духовенства из числа сторонних служителей этой епархии или, в некоторых случаях, духовенства на пенсии, проживающего в приходе или рядом с ним. Епископ обычно консультируется с церковными старостами, прежде чем назначить нового священника, который возьмет на себя управление приходом; в Англии есть установленный процесс, в котором также участвуют представители конгрегации.

Обязанности церковных старост может меняться в зависимости от обычаев прихода или общины, в канонах в епархии , к которой принадлежит приход, желаниях жреца, и направление прихода совета или собрания в целом. Согласно определению их обязанностей, они «в конечном итоге несут ответственность почти за все в церкви, что не обязательно должно быть сделано священником. Если церковный староста не делает этого сам, то он несет ответственность за то, чтобы это было сделано священником». кто-то".

Полномочия

В Англии церковные старосты обладают особыми полномочиями, позволяющими им сохранять мир на кладбищах.

Следующие лица наказываются штрафом в размере 200 фунтов стерлингов:

  • буйное, агрессивное или непристойное поведение в любой соборной церкви, приходской или окружной церкви или часовне Англиканской церкви, на любом кладбище или кладбище (будь то во время службы или в любое другое время)
  • приставать, беспокоить, досаждать или беспокоить, или любыми другими незаконными средствами беспокоить или злоупотреблять:
    • любой проповедник, должным образом уполномоченный проповедовать в нем, или
    • любой священнослужитель в священном сане, служащий или совершающий какое-либо причастие, или любое богослужение, обряд или служение в любом соборе, церкви или часовне, или на любом кладбище или кладбище.

    Староста прихода или места, где было совершено преступление, может задержать лицо, совершившее такое преступление, и предстать перед мировым судом . На практике это означает, что они должны знать об этих правонарушениях и могут ожидать, что произведут арест гражданина до прибытия полиции, если это необходимо. До 2003 года преступление каралось лишением свободы на срок до двух месяцев. Однако следует соблюдать осторожность при использовании этой силы.

    Виды церковного старосты

    Исторически сложилось так, что существует два основных типа надзирателей: народный надзиратель (и) (и помощники, если таковые имеются) избираются ежегодно общиной в целом (на так называемом Ежегодном собрании ризницы или «собрании прихожан»); в Ректораты смотритель «с (ы) (и помощники, если таковой имеется), которые назначаются президентом. Однако это различие было отменено в нескольких областях англиканского сообщества в пользу совместного назначения обоих надзирателей (особенно в Англии, хотя действующий президент сохраняет за собой право при некоторых обстоятельствах назначать одного надзирателя).

    В некоторых юрисдикциях (но не в Англии), где приход временно не имеет священника, не является самоокупаемым или в котором приходской совет был распущен, надзиратели назначаются непосредственно епископом и называются «епископскими надзирателями».

    Единственные области, в которых надзиратели почти всегда не имеют власти, часто запрещенные каноном, - это музыка и литургия, которые считаются исключительной властью священника или епископа, отвечающего за приход. Тем не менее, в Англии церковные старосты имеют право совершать утреннюю и вечернюю молитву, если священник или имеющий лицензию мирянин недоступен.

    Старосты по странам

    Англиканская церковь

    В англиканской церкви церковные старосты - это служители прихода и служители епископа . Каждый приход ежегодно избирает двух церковных старост (если существующий обычай, действующий на 1 января 2002 г. и действующий с 1 января 1925 г., не предусматривает иное), и они избираются не позднее 30 апреля и приносятся к присяге в период между избранием и 31 июля. В том же году. Церковные старосты (пере) избираются ежегодно на Собрании прихожан и могут служить максимум шесть лет с двухлетним перерывом, если это правило не было ранее приостановлено Собранием прихожан .

    В некоторых англиканских церквях по историческим причинам, изложенным выше, есть три церковных старосты вместо обычных двух; Двумя такими примерами являются All Saints, West Ham и St Margaret's, Barking . Исторически сложилось так, что есть также несколько церквей, в которых есть четыре старосты, например церковь Святой Марии, Экклсфилд, Шеффилд .

    Некоторые церкви могут назначать помощников церковных старост в помощь. Они отличаются от заместителей церковных старост, которые играют конкретную роль в определенных ограниченных случаях. Термины «Почетный церковный староста» или «Почетный церковный староста» иногда присваиваются уходящим на пенсию церковным старостам; это чисто почетные условия, и они не позволяют такому держателю оставаться неизбранным в PCC.

    Церковь Ирландии

    Один церковный надзиратель назначается действующим президентом, а другой избирается Пасхальной генеральной ризницей . Оба служат сроком на один год, в течение которого они по должности являются членами избранной ризницы . А также выполнять некоторые логистические функции , обычно связанные с дьячка или Верже , церковные старосты имеют определенные конституционные права и обязанности: они могут созывать и председательствовать на заседаниях Генеральной ризнице или Select ризнице (но только при определенных обстоятельствах), и требуется их согласие для использования любых экспериментальных форм служения и для любых посещающих священников, которые не находятся в полном общении с Ирландской церковью. Церковные надзиратели также несут ответственность за наблюдение за сбором во время приношения , за подачу хлеба и вина исполняющему обязанности священнику во время Святого Причастия и за сохранность церковной утвари .

    Епископальная церковь в США

    Каноны некоторых епархий США разрешают или предписывают избрание всех надзирателей, и в этом случае их обычно называют «старшим надзирателем» и «младшим надзирателем». Однако иногда старшего надзирателя называют «надзирателем ректора», а младшего надзирателя - «народным надзирателем». В некоторых из последних случаев надзиратель ректора выбирается ректором, в то время как надзиратель народа избирается конгрегацией. Надзиратели служат на определенный срок, обычно от одного до двух лет, и обычно автоматически становятся членами приходского канонического комитета, обычно называемого « ризницей », а иногда также автоматически делегируют полномочия в епархиальный синод или съезд.

    Англиканская церковь Южной Африки

    Обязанности церковных старост в Англиканской церкви Южной Африки (ACSA) подробно описаны в каноне 29 Канонов и Конституции ACSA следующим образом.

    Старосты церкви - это служители епископа и главные представители конгрегаций. Вместе с действующим президентом они составляют исполнительную власть Приходского совета и несут особую ответственность в следующих вопросах:

    • обеспечить ведение реестра всех прихожан;
    • вести инвентарный учет всего имущества, украшений и мебели, принадлежащих церкви, обеспечивать сохранность и сохранность реестров и передавать их своим преемникам при прекращении полномочий;
    • выполнять политику Приходского совета в отношении собственности и приходских финансов;
    • нести ответственность за подготовку годовой сметы доходов и расходов и представление отчетности в Ризницу;
    • заботиться о сидении в собрании без уважения к людям;
    • помогать Действующему Президенту информацией и советами по всем вопросам, касающимся Прихода, и особенно в случаях, предусмотренных в рубриках перед служением Святого Причастия.
    • жаловаться епископу или архидьякону, если есть что-то явно неправильное или предосудительное в жизни или доктрине Действующего президента, а также если есть что-то, противоречащее порядку или приличию в управлении богослужением.

    Дополнительные обязанности и ответственность также могут быть определены в различных епархиях провинции .

    04.JPG

    Рассказывая о людях Церкви, журналист часто подвергается соблазну «залакировать» все плохое в жизни своих героев. Но делать этого все же никак нельзя. По меткому выражению преподобного Ефрема Сирина, «Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников». Люди Церкви – это обычные люди, которые точно так же заблуждаются и совершают ошибки, как и все остальные. Но если не ставить целью написать жития современных святых, на примере реальных жизненных судеб можно показать, как Божественный промысел действует в жизни каждого человека, стремящегося к Свету.

    Что особенного в трудах приходского старосты? Переводя эту должность на язык светской жизни, многие бы назвали старосту просто завхозом. Но справедливо ли это, и как люди приходят к такому мирянскому служению в Церкви? Об этом зашел разговор с Валерием Гассаном, старостой Благовещенского собора и руководителем строительства Духовно-просветительского центра в дальневосточном городе Арсеньеве. Валерий Владимирович родился в этом городе 60 лет назад. Работал на заводе, закончил политехнический институт, еще в советское время был общественным активистом и партийным деятелем, впоследствии занимался предпринимательством. Почему же его жизнь поменялась столь кардинальным образом?

    Из технарей – в гуманитарии

    Начнем с традиционного вопроса: как Вы пришли к Богу?

    В свое время я работал помощником главы администрации города Арсеньева, и мне довелось организовывать встречу архиепископа Приморского и Владивостокского Вениамина с главой нашего города. После встречи с владыкой Вениамином я и начал приближаться к Церкви. Было мне тогда 50 лет.

    Конечно, в таком солидном возрасте менять мировоззрение очень тяжело. Но у меня было желание приблизиться к правде, и именно оно заставило меня полностью изменить свою жизнь.

    Первые три месяца, когда я только начинал посещать богослужения, мне было очень плохо: тошнота, головокружения, какое-то беспокойство, желание выйти из храма, куда-нибудь уйти и тому подобное. Я подошел к тогдашнему настоятелю Благовещенского собора протоиерею Николаю Хоменко и рассказал ему о своей беде. Батюшка ответил: «Ничего, это не во смерть, ходи, ходи». В конце концов желание войти в Церковь все-таки пересилило недомогание, и я не ушел. Позже понял, что это враг рода человеческого пытался отвратить меня от Бога, от храма.

    Благовещенский собор тогда только-только построили. Будучи человеком невоцерковленным, я многого не знал, не представлял, как себя правильно вести в храме. Со временем, года через два после того, как я пришел к Богу, стало появляться все больше и больше вопросов. Я хотел понять, что такое вера, что такое Церковь, Кто такой Бог. Поэтому возникла идея получить богословское образование. Вначале пробовал поступить в Дальневосточный федеральный университет на кафедру теологии, но не сложилось.

    Расстроенный, я начал искать в интернете, куда же еще можно поступить, и наткнулся на сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Там как раз был прием на дистанционное обучение. Экзамены (также дистанционные) должны были состояться на следующий день, поэтому за ночь я прочитал методичку для поступающих, и утром, где-то в 6 часов утра, сел сдавать. Сдал экзамены и ушел на работу. В обед заглянул на сайт и увидел, что я успешно прошел вступительные испытания и зачислен на факультет теологии.

    Учиться в Свято-Тихоновском было очень сложно, прежде всего потому, что до этого я был больше связан с точными науками, а не с гуманитарными. Тем не менее, я закончил бакалавриат ПСТГУ со званием эксперта в области теологии и очень благодарен своим преподавателям и университету в целом за полученные знания.

    В старосты – народным голосованием

    Не всякий человек, приходящий к Богу, стремится служить в Церкви. Как Вы приняли такое решение?

    02.jpg

    Когда я спрашивал владыку о том, что входит в мои обязанности, он ответил: «Все». Когда я начинал здесь работать, собор нуждался в ремонте, было много проблем с электро- и теплоснабжением, с водоотведением. Все эти вопросы необходимо было решать. Также я вел занятия по догматике для прихожан, проводил огласительные беседы для желающих креститься, организовывал крестные ходы, решал вопросы по взаимоотношениям Церкви и местной власти в Арсеньеве, а также в Яковлевском и Анучинском районах. Затем Владыка назначил меня также руководителем некоммерческой организации «Арсеньевский строительный центр "Восток"», ответственным за строительство Духовно-просветительского центра.

    До создания Арсеньевской епархии Вы пять лет ходили в Благовещенский собор, занимались здесь различной общественной деятельностью, поэтому имеете уникальную возможность сравнить духовную жизнь до и после образования епархии. На Ваш взгляд, как это событие повлияло на духовную жизнь Арсеньева и всего северо-востока Приморского края?

    Должен сказать, в немалой степени эти изменения – заслуга нашего владыки Гурия. Это замечательный человек, которого я искренне уважаю. Также надо сказать, что стало гораздо больше людей ходить в храм, чем раньше. Особенно это заметно по праздникам. На мой взгляд, этому способствовала работа епархиального отдела образования: в свое время они много здесь поработали в этом плане.

    Отделенные люди

    У нас в городе много сектантов. Приходилось ли Вам общаться с ними?

    Церковная благодать и человеческие недостатки

    Церковь очень часто обвиняют в стяжательстве, этот аргумент даже получил свое собственное название – «попы на мерседесах». Многие люди говорят, что недостойное поведение священников – причина их отторжения от Церкви. Что бы Вы могли сказать по этому поводу?

    А личные качества самого человека на благодать не влияют. Можно сказать, что Таинства совершаются вне зависимости от того, какой священник. Вот моя позиция в этом плане.

    Где Церковь, там правда

    Вы подчеркиваете, что Церковь никого не загоняет в свои ряды. В то же время Церковь нередко обвиняют в том, что она занимается пропагандой в рамках преподавания Основ православной культуры. Что Вы думаете по этому поводу?

    — Пропагандой в современном смысле этого слова (как правило, негативном) мы не занимаемся. По просьбе людей или каких-то организаций мы ведем разъяснительную работу, пытаемся объяснить свою позицию, свое мировоззрение, понимание процессов, происходящих вокруг. У людей появляется все больше и больше интереса к вере православной, ко всему лучшему, потому что все равно: где Церковь, там правда. И мы стараемся удовлетворить этот интерес.

    Место в жизни

    В чем смысл жизни?

    В свое время владыка возил меня к старцу из Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Науму (Байбородину). Я задал ему вопрос: «Батюшка, как жить? Что мне делать, чтобы быть полезным?» А он мне ответил: «Учи, строй, корми людей». Я говорю: «Чему я их буду учить, если сам ничего не умею?» Он говорит: «Как ничего не умеешь? Учи людей вере православной, учи людей строить, учи людей машины водить». Я тогда так и не понял, о чем он говорил, а когда сюда приехал, у нас началось строительство Духовно-просветительского центра. Ко мне начали многие обращаться с просьбой научить водить машину, я вел занятия с прихожанами, с желающими креститься. Так старец помог мне осознать свое место в жизни.

    В чем Вы видите возможность служения для православного мирянина? Люди часто задаются вопросом: «Чем я могу помочь? Что мне делать?»

    Как бы Вы сейчас ответили на вопрос о том, в чем смысл жизни?

    Современный прихожанин — кто он? Активный член Церкви или балласт? Даже если рассмотреть такой почти идеальный вариант — человек занимается своей духовной жизнью, осознанно и регулярно участвует в Таинствах — возникает вопрос: «Этого достаточно, чтобы считаться прихожанином?». Эти вопросы мы решили задать не священнику и даже не просто прихожанину, а старосте храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона г. Екатеринбурга Сергею Юрьевичу Ксеневу.

    — Сергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, в чем состоят обязанности старосты?


    — Это такой вопрос, который я сам себе задаю. Еще в начале своей «карьеры» я спросил игумена Димитрия (Байбакова), что я должен делать, он ответил: «Все». Здесь нет какого-то списка обязанностей, должно быть дело до всего, что происходит в храме.

    — То есть Вы поддерживаете и обеспечиваете жизнь храма с материальной стороны?

    — Можно и так сказать. Центральным событием у нас является богослужение. Но чтобы оно состоялось, необходимо многое: не только священник, хор, пономари, но также и отопление, водоснабжение, водоотведение. Вот эти нюансы и касаются меня непосредственно.

    — Староста — необычный прихожанин. Вас практически не увидишь ничего не делающим: Вы всегда куда-то бежите, что-то устраиваете, налаживаете. В таком случае остается ли у Вас время для молитвы?

    — К сожалению, времени мало. Помимо дел в храме у меня еще частный дом с древним печным отоплением, где нужно наколоть дров, принести воды и многое другое. Наверное, всему виной — собственная нерадивость. Раньше, когда я был просто гражданином Российской Федерации, для меня существовали какие-то светские праздники. Когда крестился и стал посещать храм, то все эти светские праздники отошли на задний план, их как бы не стало, появились церковные праздники. А как пришел в храм работать, то уже и церковных праздников не стало. Каждый праздник, «как лошади свадьба», сплошная суета какая-то (хотя в какомто смысле это приятная суета). Нужно лично много дел в храме отследить, чтобы было все без эксцессов. Иногда на службе есть желание постоять, помолиться и все равно кто-нибудь подойдет, за руку дернет: «А вот где-то там что-то произошло», и приходится иногда просто стоять во дворе и, следя за порядком, слушать, что происходит в храме. За праздник так устаешь, что потом два-три дня как вареный ходишь.

    В нашем храме просто помолиться достаточно трудно, потому что постоянно кто-то чем-то отвлекает, потому что на мне много чего замкнуто. Не потому, что люди такие вредные, а потому, что может, без меня нельзя принять решения по хозяйству. Приходится периодически выбираться в другой храм, чтобы просто постоять тихо за колонной и помолиться, чтобы меня никто не видел и не слышал.

    — Если у храма есть староста, то, наверное, многих проблем у храма нет. Но не может быть, чтобы их не было совсем. Что сегодня заботит старосту прихода?

    — Все задачи ставятся настоятелем. При этом есть дела, требующие внимания. Они, я думаю, у каждого храма одинаковы: чистота, порядок. Или та же самая уборка храма, уборка снега, с которым идет пожизненная борьба. А тут еще и глобальная задача — строительство школы — из ряда вон выходящее событие.

    — Одному решать такие рядовые или глобальные задачи невозможно. Могут ли прихожане в чем-то помочь приходу, и нужна ли вообще эта помощь?

    — Помощь, конечно, нужна. Вот школу начали строить, строят ее на пожертвования наших прихожан, на деньги, которые люди кладут в кружки, за которые заказывают требы. Все это оттуда. Если есть какие-то благотворители, то это, опять же, наши прихожане. Я думаю, что в первую очередь нужна помощь молитвенная. А если есть возможность, то и помощь материальная. Это нужно нам, прихожанам нашего храма, даже если в этой школе будут учиться уже наши внуки. На данный момент есть люди, которые подходят и говорят: «Давайте поможем». Я их знаю и довольно активно эксплуатирую это желание работать и что-то делать.

    — Самый главный вопрос, который каждый может себе задать: в какой мере мы можем в храме что-то делать?

    — Разговаривал я с одним батюшкой не так давно и спрашивал: «Батюшка, вот так и так, проблема такая: приди сейчас в воскресенье в три часа в храм — здесь никого нет. Служба закончилась, постояли, помолились и все, разошлись по домам. „Ну, вот мы такие“, — вот хорошее объяснение для человека, который может что-то сделать, но не хочет». Вот я у батюшки и спрашивал: «Как у вас на приходе обстоят дела с прихожанами?». Он говорит: «Да как? Нанимаю людей, да и все». Конечно, я просто могу испросить благословение настоятеля и нанять пару человек, которые сделают все, что нужно. Но ведь внести свой вклад в жизнь храма необходимо, прежде всего, самим прихожанам.

    Сложно людей чем-то заинтересовать. Посмотрим на нашу жизнь: вот приходишь ты в супермаркет — там все для тебя, все выложено, есть касса, ты пришел, набрал продуктов, оплатил, потом магазин уберут, помоют, ты там ничего не делаешь. Сегодня есть попытка превратить храм в супермаркет духовный. Вот мы пришли поставить свечку, заказать требы и все, остального от нас не ждите ничего, нам ничего не надо, я отстоял, справил духовную нужду, «а в остальном не трогайте меня!».

    Так вот батюшка говорит, что решение этого вопроса лежит в духовной плоскости, не хозяйственный это вопрос, если у нас в храмах работают мусульмане, а православные приходят как в супермаркет. Где-то может быть и мое упущение, так как моих организаторских способностей не хватает. Вроде и надо бы подключать людей, но это же не чайник — взял и подключил, надо настрой какой-то иметь, авторитет. Как-то года три назад решил я провести эксперимент. Тогда за ночь неожиданно выпало много снега, а дворника не было. Я приехал в храм около девяти утра, вынес несколько лопат, воткнул их в снег и сам начал убирать снег. Из всего потока людей, которые проходили мимо, только человека два подключились к уборке, а остальные пожелали помощи Божией. Господь-то нам помог, но насколько людям, прошедшим мимо, это было нужно?

    Сейчас в связи с кризисом нет проблемы найти людей работящих и непьющих, которые согласились бы работать за те деньги, которые платят в храме. Но разве нам, ищущим спасения души, это совсем не нужно? Вот еще пример очень интересный. У меня есть знакомый, прихожанин храма, который для своего храма привез машину дров. Он привез их, сложил. А рубить-то некому. Он ходил-ходил, придет — как он их выгрузил, так они и лежат, опять придет — они снова лежат. Смотрю потом, они с братом вдвоем колют эти дрова. За день раскололи всю машину. Вот насколько это им нужно было? Я их спрашиваю: «Вам это нужно?». Они говорят: «Конечно, нужно, мы же для храма работаем». И на лице было такое удивление: «Ты что, не знаешь что ли? Это ж все так просто!».

    — Получается, что люди не видят, что есть какие-то дела, в которых они могли бы поучаствовать?

    — Кстати, есть тут один нюанс. Не всегда человек, занимающийся определенной деятельностью, например, менеджер, может дрова расколоть. У него могут быть проблемы со здоровьем или еще какие-нибудь обстоятельства. Большей частью я не знаю, кто чем занимается, кто чем помочь может. В Рождество Христово человек подходит и говорит: «Я такой-то, что надо сделать? Вот мой телефон, как будете делать — звоните». Человек позвонил, приехал, поработал — и детям радость, и взрослым во спасение. Один человек, работающий в храме, сказал недавно: «Я как-то в храме и не устаю, на работе устаю, а здесь — нет, наоборот, силы даже прибавляются». Господь, наверное, не оставляет и такие малые труды.

    — Значит, все дело в людях и в их организации?

    — Да. Далеко ходить не надо. У нас убирают храм бабушки. Их с каждым годом становится все меньше и меньше. За то время, которое я здесь работаю, появилось человека три, пропало человека четыре. Это при том, что в храме женщин — большинство. Правда, есть и позитивный сдвиг: когда нужно было приготовить храм к Пасхе, откликнулось народу много, в основном женщины (дай Бог им здоровья). Даже в мое отсутствие они приходили и говорили: «Дайте нам какой-нибудь участок, мы его вымоем». Сестричество очень хорошо помогало. Раньше практически такого не было. То есть это только частично вопрос организации, но в большей степени — собственной инициативы прихожан. Слава Богу, что теперь есть определенный круг людей, к которым я периодически обращаюсь за помощью. Есть люди, которым хочется что-то сделать или даже быть волонтером, но они не решаются прийти и предложить помощь, стесняются или не знают, к кому обратиться в храме. Не надо ничего бояться, нужно просто подойти к любому батюшке или найти старосту, и предложить свои добрые руки в помощь.

    — Есть ли трудности в работе с такими объявившимися добровольными помощниками?

    — Казалось бы, мне проще нанять профессионалов. Я вызываю человека с утра, я планирую его рабочий день, чтобы труд его был максимально эффективным, чтобы день этот был полностью занят. Если ему заплатили, то он должен сделать все, что нужно на данный момент. А с добровольными помощниками решение вопроса чаще всего затягивается. Если я позвонил электрику, то он в течение часа пришел и устранил проблему, если я какому то знакомому с прихода звоню, решение проблемы растянется на несколько дней, в зависимости от того, как у него получается со временем.

    Наемного работника я могу использовать по максимуму, потому что он обязан выполнить работу в срок. Я могу сказать ему, что пока он не сделает, он отсюда не уйдет. А ведь добровольцу так не скажешь. Самое главное, что требуется от добровольца — работать на совесть. Но ведь если доброволец работает для храма, то он работает для Бога — как это меняет дело!

    — Говорят, что люди, благоустраивающие свои дома, зря трудятся, если не устроен дом Божий. Для прихожанина все храмовые дела должны стоять на первом месте?

    — Вот обычная летняя картина: большинство в садах, а не на службах в храма Божиих. Духовная жизнь, судя по количеству посещающих храм, с наступлением лета просто замирает, потому что начинается садовая жизнь. Мы начинаем копать грядки, потому что уверены, что без этого нам не прожить! Я далек от того, чтобы ставить духовные диагнозы, но оправдываться: «Я на службе, я работал в огороде», — странно и опасно для христианина. Таких оправданий может быть сколько угодно. Но что с душой человека в этом случае происходит? Выводы делайте сами.

    — Иногда священники во время проповеди просят помощи в решении какого-то дела. Такие призывы эффективны?

    — Раньше, когда о. Евгений Попиченко говорил, что надо что-то сделать, приходило два-три человека. На нашу последнюю просьбу разгрузить мебель и собрать ее откликнулось Я удивился: «Ничего себе!». Дошло до того, что мне говорили: «Идииди, мы сами соберем, иди занимайся своими делами». В последнее время люди достаточно активно проявляют себя. Это радует. Вот недавний пример — день пожилого человека. До последних минут ждал, что меня к этому делу подключат. Но прихожане все спокойно сами провели и меня это даже не коснулось! Не могу сказать, что люди сейчас неактивные.

    Сейчас и молодежь достаточно активная, и прихожане отзываются на необходимость той или иной помощи. Конечно, не все радужно. Мы привыкаем к комфорту, мы пришли — для нас должно быть все готово, мы должны получить какую-то долю заботы о себе. Я еще раз говорю, что этот вопрос лежит в духовной плоскости.

    — Вы думаете, что повышение активности прихожан связано с развитием духовной жизни людей?

    — С попытками, по крайней мере, улучшить ее. Все приходит по мере развития, возрастания человека. Невозможно человека с улицы затащить сюда и сказать: «Наруби-ка дров». Для него храм должен стать храмом Божиим, в котором он хочет что-то сделать, именно хочет! А когда человек хочет — это по глазам видно. Вот посмотрим, что в Крещение будет, насколько люди готовы пожертвовать своим временем и помочь в разливе воды.

    — Сергей Юрьевич, в заключение нашего разговора, что бы Вы хотели сказать всем прихожанам?

    — Решение всех наших проблем, личных или общественных, лежит в духовной плоскости. Если человек духовно болен, то на физическом, материальном уровне это отражается очень сильно. Невозможно быть духовно больным и физически здоровым. Нужно заниматься собой и не замыкаться на каких-то материальных проявлениях мира, все-таки духовная составляющая жизни человека должна превалировать. Тогда может быть и в быту, и в семье, и на работе что-нибудь наладится.

    •В других номерах:•

    Екатеринбург – город, который

    Когда и как случилось это с городом, вопрос сложный. Тогда ли, когда убили здесь Помазанника Божия и его семью… Тогда ли, когда город отказался от покровительства святой Екатерины и принял кровавое имя Свердлова… Тогда ли, когда взрывали храмы и уничтожали духовенство… Но…

    №4 (116)

    Самое высокое звание — юнга

    Градо-Екатерининский Собор: за и против

    То, что развернулось вокруг идеи восстановления на его законном месте взорванного в 30-е годы прошлого века Градо-Екатерининского собора, нельзя назвать полемикой. Это, скорее

    «Размышления о мечте и вере в чудо»

    Человек в своих мечтах бывает очень бескомпромиссен. Он готов добиваться реализации мечты, потому что очень в нее верит.

    Идите в храмы!

    Сегодня в гостях у ПВ сестра милосердия Елена Леонидовна Поморцева — скромный и добросердечный человек, с которым мы давно хотели познакомить наших читателей.

    Яндекс.Виджеты

    Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

    Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

    Православный вестник. PDF

    Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

    Староста является планировка официальной в приходе или конгрегации Англиканской , как правило , работают в качестве неполный рабочий день волонтера. Обладатели этих должностей являются по должности членами приходского совета, обычно называемого ризницей , приходским церковным советом или, в случае прихода Собора, главой .

    СОДЕРЖАНИЕ

    Обязанности офиса

    Церковные старосты обязаны представлять мирян и сотрудничать с действующим президентом (или, в случае вакансии, с епископом). Ожидается, что они будут руководить прихожанами, подавая хороший пример и поощряя единство и мир. Они обязаны поддерживать порядок и мир в церкви и на кладбище в любое время, особенно во время служб, хотя эта задача, как правило, перекладывается на помощников .

    Стражи церкви во многих частях англиканской общины несут юридическую ответственность за все имущество и движимое имущество, принадлежащее приходской церкви. Если это так, то согласно церковному закону они обязаны вести актуальную инвентаризацию ценностей и, если применимо, «терьера собственности» (список и / или карта церковных земель, известная как glebe , некоторые из которых можно сдать в аренду). Всякий раз, когда церковные старосты разрешают работы в здании церкви, получив преподаватели, или выполнять работу, рекомендованную в отчете церкви о пятилетней проверке, они должны записать это в церковном журнале; осматривается с описью. Старосты церкви должны обеспечить готовность этих журналов для проверки в случае посещения и для периодических проверок.

    Священники и им подобные обычно передают повседневное обслуживание церковных зданий и их содержимого своим церковным старостам.

    Если должность вакантна, епископ (или архидьякон, действующий от его или ее имени) обычно назначает церковных старост в качестве секвесторов прихода до тех пор, пока епископ не назначит нового действующего президента. Секвестраторы следят за тем, чтобы в приходе продолжалось минимальное количество церковных служб, и в частности, чтобы Евхаристия продолжала совершаться каждое воскресенье и каждый главный праздник . Эта обязанность обычно выполняется путем организации регулярной ротации нескольких добровольцев из духовенства из числа сторонних служителей этой епархии или, в некоторых случаях, духовенства на пенсии, проживающего в приходе или рядом с ним. Епископ обычно консультируется с церковными старостами, прежде чем назначить нового священника, который возьмет на себя управление приходом; в Англии есть установленный процесс, в котором также участвуют представители конгрегации.

    Обязанности церковных старост может меняться в зависимости от обычаев прихода или общины, в канонах в епархии , к которой принадлежит приход, желаниях жреца, и направление прихода совета или собрания в целом. Согласно определению их обязанностей, они «в конечном итоге несут ответственность почти за все в церкви, что не обязательно должно быть сделано священником. Если церковный староста не делает этого сам, то он несет ответственность за то, чтобы это было сделано священником». кто-то".

    Полномочия

    В Англии церковные старосты обладают особыми полномочиями, позволяющими им сохранять мир на кладбищах.

    Следующие лица наказываются штрафом в размере 200 фунтов стерлингов:

    • буйное, агрессивное или непристойное поведение в любой соборной церкви, приходской или окружной церкви или часовне Англиканской церкви, на любом кладбище или кладбище (будь то во время службы или в любое другое время)
    • приставать, беспокоить, досаждать или беспокоить, или любыми другими незаконными средствами беспокоить или злоупотреблять:
      • любой проповедник, должным образом уполномоченный проповедовать в нем, или
      • любой священнослужитель в священном сане, служащий или совершающий какое-либо причастие, или любое богослужение, обряд или служение в любом соборе, церкви или часовне, или на любом кладбище или кладбище.

      Староста прихода или места, где было совершено преступление, может задержать лицо, совершившее такое преступление, и предстать перед мировым судом . На практике это означает, что они должны знать об этих правонарушениях и могут ожидать, что произведут арест гражданина до прибытия полиции, если это необходимо. До 2003 года преступление каралось лишением свободы на срок до двух месяцев. Однако следует соблюдать осторожность при использовании этой силы.

      Виды церковного старосты

      Исторически сложилось так, что существует два основных типа надзирателей: народный надзиратель (и) (и помощники, если таковые имеются) избираются ежегодно общиной в целом (на так называемом Ежегодном собрании ризницы или «собрании прихожан»); в Ректораты смотритель «с (ы) (и помощники, если таковой имеется), которые назначаются президентом. Однако это различие было отменено в нескольких областях англиканского сообщества в пользу совместного назначения обоих надзирателей (особенно в Англии, хотя действующий президент сохраняет за собой право при некоторых обстоятельствах назначать одного надзирателя).

      В некоторых юрисдикциях (но не в Англии), где приход временно не имеет священника, не является самоокупаемым или в котором приходской совет был распущен, надзиратели назначаются непосредственно епископом и называются «епископскими надзирателями».

      Единственные области, в которых надзиратели почти всегда не имеют власти, часто запрещенные каноном, - это музыка и литургия, которые считаются исключительной властью священника или епископа, отвечающего за приход. Тем не менее, в Англии церковные старосты имеют право совершать утреннюю и вечернюю молитву, если священник или имеющий лицензию мирянин недоступен.

      Старосты по странам

      Англиканская церковь

      В англиканской церкви церковные старосты - это служители прихода и служители епископа . Каждый приход ежегодно избирает двух церковных старост (если существующий обычай, действующий на 1 января 2002 г. и действующий с 1 января 1925 г., не предусматривает иное), и они избираются не позднее 30 апреля и приносятся к присяге в период между избранием и 31 июля. В том же году. Церковные старосты (пере) избираются ежегодно на Собрании прихожан и могут служить максимум шесть лет с двухлетним перерывом, если это правило не было ранее приостановлено Собранием прихожан .

      В некоторых англиканских церквях по историческим причинам, изложенным выше, есть три церковных старосты вместо обычных двух; Двумя такими примерами являются All Saints, West Ham и St Margaret's, Barking . Исторически сложилось так, что есть также несколько церквей, в которых есть четыре старосты, например церковь Святой Марии, Экклсфилд, Шеффилд .

      Некоторые церкви могут назначать помощников церковных старост в помощь. Они отличаются от заместителей церковных старост, которые играют конкретную роль в определенных ограниченных случаях. Термины «Почетный церковный староста» или «Почетный церковный староста» иногда присваиваются уходящим на пенсию церковным старостам; это чисто почетные условия, и они не позволяют такому держателю оставаться неизбранным в PCC.

      Церковь Ирландии

      Один церковный надзиратель назначается действующим президентом, а другой избирается Пасхальной генеральной ризницей . Оба служат сроком на один год, в течение которого они по должности являются членами избранной ризницы . А также выполнять некоторые логистические функции , обычно связанные с дьячка или Верже , церковные старосты имеют определенные конституционные права и обязанности: они могут созывать и председательствовать на заседаниях Генеральной ризнице или Select ризнице (но только при определенных обстоятельствах), и требуется их согласие для использования любых экспериментальных форм служения и для любых посещающих священников, которые не находятся в полном общении с Ирландской церковью. Церковные надзиратели также несут ответственность за наблюдение за сбором во время приношения , за подачу хлеба и вина исполняющему обязанности священнику во время Святого Причастия и за сохранность церковной утвари .

      Епископальная церковь в США

      Каноны некоторых епархий США разрешают или предписывают избрание всех надзирателей, и в этом случае их обычно называют «старшим надзирателем» и «младшим надзирателем». Однако иногда старшего надзирателя называют «надзирателем ректора», а младшего надзирателя - «народным надзирателем». В некоторых из последних случаев надзиратель ректора выбирается ректором, в то время как надзиратель народа избирается конгрегацией. Надзиратели служат на определенный срок, обычно от одного до двух лет, и обычно автоматически становятся членами приходского канонического комитета, обычно называемого « ризницей », а иногда также автоматически делегируют полномочия в епархиальный синод или съезд.

      Англиканская церковь Южной Африки

      Обязанности церковных старост в Англиканской церкви Южной Африки (ACSA) подробно описаны в каноне 29 Канонов и Конституции ACSA следующим образом.

      Старосты церкви - это служители епископа и главные представители конгрегаций. Вместе с действующим президентом они составляют исполнительную власть Приходского совета и несут особую ответственность в следующих вопросах:

      • обеспечить ведение реестра всех прихожан;
      • вести инвентарный учет всего имущества, украшений и мебели, принадлежащих церкви, обеспечивать сохранность и сохранность реестров и передавать их своим преемникам при прекращении полномочий;
      • выполнять политику Приходского совета в отношении собственности и приходских финансов;
      • нести ответственность за подготовку годовой сметы доходов и расходов и представление отчетности в Ризницу;
      • заботиться о сидении в собрании без уважения к людям;
      • помогать Действующему Президенту информацией и советами по всем вопросам, касающимся Прихода, и особенно в случаях, предусмотренных в рубриках перед служением Святого Причастия.
      • жаловаться епископу или архидьякону, если есть что-то явно неправильное или предосудительное в жизни или доктрине Действующего президента, а также если есть что-то, противоречащее порядку или приличию в управлении богослужением.

      Дополнительные обязанности и ответственность также могут быть определены в различных епархиях провинции .

      Читайте также: