Что за должность советник главы администрации

Опубликовано: 04.07.2024

Администрация президента РФ состоит из самостоятельных подразделений и ряда должностных лиц — руководителя Администрации, его заместителей, пресс-секретаря президента РФ, помощников, советников, полномочных представителей президента РФ, руководителя протокола президента РФ, уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка.

О функциях советников и помощников президента рассказывает АиФ.ru.


Какие функции выполняют советники президента РФ?

Должность советника президента Российской Федерации в Администрации президента России была введена президентом Борисом Ельциным 19 июля 1991 года. Согласно распоряжению президента, советник — это лицо, уполномоченное главой государства оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики в соответствующей сфере деятельности.

В функции советников президента Российской Федерации входят:

— подготовка для президента Российской Федерации аналитических, справочных, информационных материалов и рекомендаций;

— обеспечение по поручению президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельности совещательных и консультативных органов при президенте Российской Федерации;

— исполнение отдельных поручений президента Российской Федерации.


Число советников президента РФ определяется президентом России. В составе нынешней администрации президента 9 советников.

  • Александр Бедрицкий — советник президента — специальный представитель президента по вопросам климата
  • Сергей Глазьев — советник президента
  • Сергей Григоров — советник президента
  • Герман Клименко — советник президента
  • Антон Кобяков — советник президента
  • Александра Левицкая — советник президента
  • Владимир Толстой — советник президента
  • Михаил Федотов — советник президента — председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека
  • Вениамин Яковлев — советник президента

Все руководители Администрации президента Российской Федерации

Юрий Петров. 5 августа 1991 года — 19 января 1993 года. Президент — Борис Ельцин.

Сергей Филатов. 19 января 1993 года — 15 января 1996 года. Президент — Борис Ельцин.

Анатолий Чубайс. 15 июля 1996 года — 7 марта 1997 года. Президент — Борис Ельцин.

Валентин Юмашев. 11 марта 1997 года — 7 декабря 1998 года. Президент — Борис Ельцин.

Николай Бордюжа. 7 декабря 1998 года — 19 марта 1999 года. Президент — Борис Ельцин.

Александр Волошин. 19 марта 1999 года — 7 мая 2000 года. Президент — Борис Ельцин, Владимир Путин.

Дмитрий Медведев. 30 октября 2003 года — 14 ноября 2005 года. Президент — Владимир Путин.

Сергей Собянин. 14 ноября 2005 года — 7 мая 2008 года. Президент — Владимир Путин.

Сергей Нарышкин. 2 мая 2008 года — 20 декабря 2011 года. Президент — Дмитрий Медведев.

22 декабря 2011 года — 12 августа 2016 года. Президент — Владимир Путин.

С 12 августа 2016 года. Президент — Владимир Путин.

Все руководители Администрации президента Российской Федерации

Юрий Петров. 5 августа 1991 года — 19 января 1993 года. Президент — Борис Ельцин.

Сергей Филатов. 19 января 1993 года — 15 января 1996 года. Президент — Борис Ельцин.

Анатолий Чубайс. 15 июля 1996 года — 7 марта 1997 года. Президент — Борис Ельцин.

Валентин Юмашев. 11 марта 1997 года — 7 декабря 1998 года. Президент — Борис Ельцин.

Николай Бордюжа. 7 декабря 1998 года — 19 марта 1999 года. Президент — Борис Ельцин.

Александр Волошин. 19 марта 1999 года — 7 мая 2000 года. Президент — Борис Ельцин, Владимир Путин.

Дмитрий Медведев. 30 октября 2003 года — 14 ноября 2005 года. Президент — Владимир Путин.

Сергей Собянин. 14 ноября 2005 года — 7 мая 2008 года. Президент — Владимир Путин.

Сергей Нарышкин. 2 мая 2008 года — 20 декабря 2011 года. Президент — Дмитрий Медведев.

22 декабря 2011 года — 12 августа 2016 года. Президент — Владимир Путин.

С 12 августа 2016 года. Президент — Владимир Путин.

Какие функции выполняют помощники президента РФ?

Должность помощника президента Российской Федерации была введена президентом Борисом Ельциным в июле 1991 года.

В функции помощников президента Российской Федерации входят:

— подготовка предложений президенту Российской Федерации по реализации его полномочий;

— подготовка с участием управлений президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации аналитических, справочных, информационных материалов для президента Российской Федерации;

— подготовка предложений по перспективным и текущим планам работы президента Российской Федерации;

— участие совместно с управлениями президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в подготовке государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок президента Российской Федерации, его встреч с гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений;

— обеспечение по решению президента Российской Федерации или руководителя Администрации деятельности Государственного совета Российской Федерации, иных совещательных и консультативных органов при президенте Российской Федерации;

— подготовка проектов поручений президента Российской Федерации и исполнение отдельных поручений президента Российской Федерации.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко и помощник президента РФ Андрей Белоусов (слева направо).

Число помощников определяется президентом России. В нынешней администрации президента 10 помощников.

Должностная инструкция советника генерального директора применяется для описания трудовых взаимоотношений нанимателя и специалиста. В ней прописаны требования к квалификации сотрудника, спектр решаемых им задач, должностные права, возможная ответственность за нарушения. Поскольку инструкция обладает правовой значимостью, нужно внимательно относиться к её структуре и формулировкам.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции советника генерального директора

1. Общие положения

  1. Советника гендиректора принимает на работу и увольняет с неё лично руководитель компании.
  2. Советник гендиректора находится в подчинении у руководителя компании.
  3. Советник гендиректора обязан подходить под следующие критерии:
    • высшее профильное образование;
    • знание английского языка на уровне не ниже C1;
    • знание офисной оргтехники и профильных компьютерных программ;
    • знание основ делопроизводства;
    • опыт профильной работы от года.
  4. В случае вынужденного отсутствия (лечение, командировка и т.д.) обязанности советника временно выполняет другой специалист, назначенный генеральным директором.
  5. От советника генерального директора требуется знать:
    • действующие законы и административные акты, затрагивающие область его профессиональной деятельности;
    • корпоративные нормы делопроизводства;
    • правила ведения деловых переговоров;
    • правила ведения деловой переписки;
    • корпоративные документы, регулирующие деятельность генерального директора;
    • этапы проведения аналитических работ;
    • принципы создания и защиты презентаций, докладов, других итоговых документов аналитического характера;
    • теоретические основы экономики, маркетинга, менеджмента, PR-деятельности;
    • основы ведения бухгалтерского учета и корпоративных финансов;
    • основной кадровый состав компании;
    • ключевых партнеров и контрагентов компании;
    • основных лиц, с которыми общается по работе генеральный директор;
    • планы развития компании и основные текущие проекты;
    • отраслевую и региональную специфику деятельности компании;
    • организационную структуру компании и её иерархию;
    • нормы делового этикета;
    • принципы трудовой дисциплины и охраны труда.
  6. Советник гендиректора руководствуется:
    • актуальным законодательством;
    • корпоративными документами;
    • содержимым данной инструкции.

2. Функции

Советник отвечает за следующие вопросы:

  1. Координация аналитических исследований, предпринятых по распоряжениям гендиректора.
  2. Взаимодействие с другими служащими по аспектам выполнения поручений гендиректора.
  3. Сопровождение гендиректора в его деловых встречах и переговорах.
  4. Составление отчетов, докладов, аналитических записок для представления гендиректору.
  5. Доведение до служащих компании распоряжений гендиректора и текущий контроль за их исполнением.
  6. Выполнение поручений гендиректора в пределах своей компетенции.
  7. Сбор необходимой для гендиректора информации.
  8. Замещение гендиректора в пределах своих полномочий.
  9. Участие в деятельности рабочих групп на уровне руководства компании.
  10. Подготовка проектов распоряжений и прочих документов для гендиректора.
  11. Контроль за своевременным поступлением нужных гендиректору документов.
  12. Внесение предложений по кадровой деятельности (перемещение сотрудников, поощрение и пр.) в пределах своей компетенции.
  13. Помощь гендиректору в контактах с иностранными партнёрами.
  14. Подготовка и проверка корректности презентаций, докладов, отчетов, нужных для выступлений гендиректора.
  15. Информирование гендиректора по проблемным моментам в рамках своей ответственности.
  16. Текущий контроль за соблюдением правил технической и пожарной безопасности, норм трудовой дисциплины.

3. Ответственность

Советник гендиректора несёт персональную ответственность за:

4. Права

Для качественного выполнения своей работы советник наделен правами:

  1. Представлять предложения для руководства по возможностям улучшения ситуации в компании, в том числе и кадрового характера.
  2. Получать необходимые в работе данные, в том числе конфиденциальные, от других служащих компании, в пределах своей ответственности.
  3. Подписывать документацию в границах своих должностных полномочий.
  4. Привлекать к выполнению распоряжения гендиректора профильных специалистов, по согласованию с руководителями соответствующих подразделений.
  5. Требовать от менеджмента компании поддержания необходимых для продуктивной работы условий.
  6. Участвовать в совещаниях, на которых затрагиваются вопросы, находящиеся в пределах профессиональной компетенции.
  7. Получать вознаграждение по мере выполнения утвержденных KPI.
  8. Получать частичную компенсацию транспортных расходов и мобильной связи в соответствии с правилами компании.

Основные параметры должностной инструкции

При создании инструкции используют стандартную либо расширенную структуру. Стандартная наиболее распространена, особенно в средних и малых организациях. В подобные инструкции включают:

  • Общие положения.
  • Должностные функции.
  • Трудовые права.
  • Ответственность за нарушения.

Расширенная структура применяется в крупных компаниях при создании инструкций для топ-менеджеров и ответственных специалистов. К вышеперечисленным разделам добавляют:

  • Показатели для оценки эффективности успехов (KPI).
  • Правила должностных взаимосвязей.
  • Особенности трудовой деятельности.
  • Другие моменты, на которые хочет обратить внимание наниматель.

В обоих вариантах документ не должен содержать противоречий с пунктами трудового договора и положениями действующего законодательства.

Основные положения

Вступительная часть инструкции, в которой излагаются базовые параметры деятельности работника. Прописывается порядок его временной замены и подчинения, требования к квалификации, параметры найма и увольнения. Для ряда высококвалифицированных позиций отдельно упоминают требования к владению иностранным языком, специальными компьютерными программами и другими подобными умениями.

Внимание! Если советник отвечает за какое-то конкретное направление (право, финансы и пр.), то в разделе следует прописать соответствующие квалификационные требования.

Функции

Эта ключевая часть инструкции отведена под перечисление должностных обязанностей сотрудника. Они включают не только функции, которые обязательны для должности, но и специфические, зависящие от особенностей деятельности конкретного работодателя. Так, для советника гендиректора, если предприятие ведет дела с иностранными партнерами, может потребоваться готовность работать с документацией на иностранном языке, принимать участие в переговорах на иностранном языке и пр.

Внимание! Если у гендиректора работают несколько советников, то во избежание конфликтов лучше составить для каждого индивидуальную инструкцию. Это позволит избежать пересечения зон ответственности между ними.

Ответственность

Конкретные меры наказания за нарушения определяются после разбирательств, в том числе и в суде. Они основаны на положениях действующего законодательства и корпоративных правилах, которые не должны им противоречить. Объем, сложность и особенности этих положений делают невозможным их детальный разбор в инструкции, поэтому раздел составляется в общем ключе.

Внимание! Для позиций с высокой ответственностью отдельно добавляют параграф про ответственность за передачу конфиденциальных данных третьим лицам.

Права

В этой части инструкции дается перечень должностных прав. Чем значительнее ответственность, возлагаемая на сотрудника, тем больший объем возможностей ему предоставляется в разделе.

Перед вступлением в действие инструкция должна пройти ряд согласований:

  • с юристом, специализирующемся на трудовом праве;
  • с кадровиком компании;
  • со специалистами в той профессии, для которой составляется инструкция.

Лишь после одобрения этими лицами документ может быть предложен для подписания главой компании. Также подписи ставят и другие лица, согласовывающие положения инструкции. Сам сотрудник подписывает документ в ходе приема на работу, соглашаясь с его положениями.

Помощник, как и советник губернатора — должность ответственная, близкая к первому лицу региона, а значит, и морально-этические требования к ней предъявляются повышенные. О том, как обстоит дело с помощниками и советниками у глав регионов Черноземья, мы и расскажем.​

О тех, кто в губернаторских свитах играет «особую» роль

Известный персонаж

К моменту назначения на должность советника Воронежской области, в октябре прошлого года, Михаил Носырев был уже известен в регионе. На общественных началах в новом статусе Носырев занимается вопросами, касающимися разработки проектно-сметной документации на реконструкцию Воронежского театра оперы и балета, с ним обсуждаются будущие массовые развлекательные мероприятия, а также планируемые направления развития в области культуры.

Основное место работы советника — должность директора в ЗАО «Кинотеатр Спартак». В сфере культуры его хорошо знали, и потому назначение вышло обсуждаемым и неоднозначным, с частым использованием ненормативной лексики. Почему не чиновникам, а бизнесмену доверено заниматься столь серьезным проектом? Как его реализуют? И самое важное, не потеряют ли воронежцы театр? Слухи о том, что реконструкция театра нужна, чтобы сменить собственника у прежнего здания и на его удобном месте в центре города построить новый Развлекательный центр, бередили умы горожан. О своих опасениях открыто говорили представители общественности и самого театра. Другим их страхом являлось то, что реконструкция пройдет, и в театре сделают упор на приглашенных звезд поп-музыки и коммерческое продвижение, а классика, местная опера и балет, потеряет свои позиции, оставаясь в роли бедного «приживалы» при богатом хозяине.

Что ж, губернатор решил, что культура должна быть современной, и нашел человека, способного помочь в достижении цели. Другими советниками Александра Гусева являются учредитель ООО «Экопродукт» Александр Соловьев, бывший вице-премьер региона по вопросам агро-промышленного комплекса Анатолий Спиваков и помощник по архитектурным вопросам Константин Кузнецов.

Скандал за скандалом

Роман Старовойт показывает своих помощников и советников часто, этой должностью гордятся, и, как могут, помогают курскому губернатору. Тем более странной показалась информация, появившаяся в прессе на прошлой неделе, о том, что на официальном сайте администрации Курской области осталось всего два советника, Александр Крылов и Анна Гладилина, советник по правам лиц с ограниченными возможностями, и один помощник, она же пресс-секретарь Анастасия Гурина. А до этого их было 10. Куда исчезли еще 7 человек, не совсем понятно, тем более, что на момент написания статьи их фамилии так и не появились на ресурсе. Официально в администрации подтвердили, что на службе у губернатора остались следующие советники: Анна Коновалова — занимается разработкой дизайн-кода Курска и вопросами благоустройства, Евгения Ламонова — олимпийская чемпионка, советник по вопросам спорта, Ильдар Мавлютов — тренер по рапире, воспитывающий чемпионов, Константин Комков — сопредседатель регионального штаба ОНФ, политтехнолог, Владимир Пронин — советник по конным видам спорта, экс-начальник УВД Курской области и ГУВД Москвы, генерал-полковник.

К слову, полномочия двух советников прекращены. Сергей Проскурин, дирижер Губернаторского камерного оркестра, за прошлый год несколько раз оказывался в центре скандалов. С финансовыми претензиями к Проскурину выступили участники его прошлого курского коллектива, Русского камерного оркестра из КГУ. Летом возник новый, гораздо более громкий скандал на фоне попытки увольнения директора Филармонии с должности. Тогда председателя комитета культуры Елену Яковлеву обвиняли в сговоре с советником губернатора. История закончилась увольнением чиновницы, а Проскурин назвал ситуацию «раскачиванием лодки».

Осенью из отчета Контрольно-счетной палаты области стало известно об убыточности Агентства по привлечению инвестиций. И хотя нынешний руководитель Агентства руководит им несколько месяцев, в сети активно шло обсуждение качества именно его работы. Конечно, в негативном ключе. А дальше приехал скандально известный блогер-урбанист Илья Варламов, встретили его два советника губернатора, Артур Романенко и Анна Коновалова. В январе, наконец, появилось итоговое видео визита Варламова, которое вызвало бурю негодования у курян. Кроме поиска недостатков, на видео Романенко говорит, что зданию железнодорожного вокзала Курска, построенного немцами после Великой Отечественной войны, скоро исполнится 150 лет… После этого бац! Нет больше советника Артура Романенко у курского губернатора.


Сергей Проскурин лишился статуса советника курского губернатора

Залетные орлы

Пожалуй, самые известные и скандальные советники у орловского губернатора Андрея Клычкова. Сергей Лежнев, до должности советника бывший популярным белгородским блогером, резко критиковавшим местную власть, не изменил своей манере общения и в новой роли. В сети регулярно пополняется список фраз и выражений Лежнева, которые в региональном обществе вызывают неприятие. Например, он назвал орловскую журналистику хренью, людей, критикующих ремонт улицы, «навозными жуками», а активистов организации «Граждане Орла» слабоумными, потом им же добавил: «В аду вас будут ждать ваши проекты»

Кажется, большая часть негативной повестки в области аккумулируется одним персонажем — Сергеем Лежневым. Одна только идея сделать символом Нового года на Орловщине Соловья-Разбойника вызвала резонанс, который обсуждали едва ли не больше, чем сам праздник. Складывается впечатление, что губернатору выгодно показывать себя положительным героем на фоне отрицательного персонажа — советника.

Такие кадры здесь не нужны

В Тамбове и Белгороде о современных советниках ничего не известно. Единственным медийным лицом из советников губернатора Брянской области является Анастасия Васильева, курирующая вопросы религии. Сергей Панов в прошлом году покинул пост главы города Елец, а Юлия Котлярова должность директора ДК «Сокол», чтобы стать советниками Липецкого губернатора Игоря Артамонова.

«Правая рука» губернатора, унитазы и гламур

Телеграм-канал «Читай пока не запретили» (автор — Сергей Лежнев) является наиточнейшим подтверждением того, что советник губернатора — это должность творческая.

Вот, например, что написал орловский советник в своей «телеге» 26 января:

«На этой неделе на территории индустриального парка «Орел» запустили первую фазу производства сантехнических (!) изделий ООО «Керама Марацци». Увидели, как говорится, «изнутри» ведущее предприятие страны. Несмотря на жесткую конкуренцию, компания стабильно остается одним из лидеров рынка керамической плитки и керамического гранита в России. Предлагает самый широкий ассортимент керамических декоративно-отделочных материалов.

Глядя на цеха, скажу, что «Керама Марацци» — это яркий пример успешного сотрудничества Италии и России. Кстати, в масштабах завода это хорошо заметно. На огромных площадях отечественными специалистами развернуто высокотехнологичное итальянское производство. Качество продукции соответствует самым высоким мировым стандартам.»

Или вот еще шедевр от губернаторского советника.

«Вы не жалеете, что здесь оказались?


Губернатор Андрей Клычков и его советник Сергей Лежнев

Мне очень нравится Орловская область. В первые дни пребывания я понял, насколько мы не знаем свою страну, хотя хорошо можем знать географию, историю. Но российские регионы — это не бумажная летопись. Главное — это люди, места. Мне, считаю, повезло. Мне не на что жаловаться. Да, есть регионы побогаче, но там другие сложности».

Так «правая рука» Андрея Клычкова проанонсировала интервью своего шефа в гламурном журнале.

Кстати, Андрей Лежнев известен своими постами не только в Орловской области. Еще совсем недавно он проживал на Белгородчине и был известен там как активный блогер.

Впрочем, у него как у лица, приближенного к орловскому губернатору, критиков гораздо больше, чем поклонников. Не по душе многим орловчанам его перлы.

Ну что тут поделать — не всем близка и понятна ранимая душа губернаторского советника!

В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру местной администрации утверждает представительный орган муниципального образования по представлению главы местной администрации. Закон указывает на то, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. В случае если местную администрацию возглавляет глава муниципального образования, то структуру местной администрации представляет он. Это понятно.

Возникает вопрос, если структура местной администрации утверждена до 1 января 2006 года постановлением главы муниципального образования, и не предполагается вносить в неё изменения, нужно ли утверждать структуру местной администрации Думой муниципального образования?

Часть 3 статьи 83 Федерального закона, устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, указывает на то, что положения статьи 37 «Местная администрация» вступают в силу с 08.10.2003 года и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 указанного федерального закона, посвященным особенностям осуществления местного самоуправления в переходный период и обеспечению реализации положений данного закона. То есть, структура местной администрации должна быть внесена главой муниципального образования либо главой администрации на утверждение Думы.

Возникает еще один вопрос – что представляет собой структура местной администрации: перечень функциональных, отраслевых, территориальных органов местной администрации или нечто иное? Ответ на этот вопрос дает Современный энциклопедический словарь: «Структура (от лат. «structura» – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях».

Применительно к структуре местной администрации можно сказать, что структура местной администрации – это сеть устойчивых и упорядоченных связей между структурными элементами местной администрации, обусловленных характером обеспечения исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по отраслевому, функциональному и территориальному признакам. В структуре указывается, какие подразделения администрации, какие специалисты администрации, не входящие в состав подразделений администрации, подчиняются главе администрации или главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, непосредственно, а какие через соответствующих заместителей главы администрации, которым они подчинены непосредственно.

Хочу обратить внимание на то, что если администрацию возглавляет глава муниципального образования, то у него нет заместителей главы муниципального образования, есть соответствующие заместители главы администрации.

В структуре местной администрации заместители главы администрации могут быть поименованы как первый заместитель главы администрации, заместитель главы администрации по экономике, заместитель главы администрации по социальным вопросам, то есть с указанием сферы вопросов местного значения, исполнительно-распорядительными полномочиями по решению которых они наделены согласно распределению полномочий между главой администрации (главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию) и соответствующими заместителями главы администрации. Это распределение полномочий, как правило, оформляется постановлением или распоряжением главы администрации (главы муниципального образования). Заместители главы могут быть указаны без определения их функций, так как по наименованиям управлений, отделов, комитетов местной администрации, подчиненных конкретному заместителю, ясен объем их полномочий по решению вопросов местного значения. Этот вариант в условиях, когда очень часто меняются вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления, предпочтительнее, так как дает лицу, возглавляющему администрацию, возможность перераспределять полномочия без внесения изменения в структуру администрации в части переименования должностей соответствующих заместителей.

В случае, если по предложению главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, учреждаются муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, каковым он является, то в структуру местной администрации включаются эти должности. К таким муниципальным должностям муниципальной службы относятся ведущие должности: советник главы муниципального образования и пресс-секретарь главы муниципального образования и старшая должность – помощник главы муниципального образования. При этом нужно помнить, что с лицами, замещающими эти должности, заключается срочный трудовой договор (контракт) на срок полномочий лица, избранного главой муниципального образования.

Если в структуре администрации существуют территориальные органы администрации, то они перечисляются в структуре все, с указанием кому непосредственно они подчиняются. Обычно они подчиняются главе муниципального образования, возглавляющему администрацию, или главе администрации. Название этих структурных подразделений могут быть самые разные: Ивановское территориальное управление или управление Ивановской сельской территорией, или Ивановская сельская администрация, или управление территорией села Ивановское и так далее и тому подобные.

Безусловно, депутаты думы муниципального образования зададут правомерный вопрос о качественном и количественном составе структурных подразделений администрации. Поэтому, готовя проект решения Думы о структуре администрации муниципального образования, соответствующие специалисты администрации должны подготовить пояснительную записку к данному проекту решения, в которой кратко указываются функции каждого структурного подразделения, должностные обязанности специалистов, не входящих в состав структурных подразделений, также указывается количество муниципальных и технических служащих, входящих в состав структурных подразделений администрации.

При утверждении структуры администрации, а также и других органов местного самоуправления, следует помнить, что финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления, а значит и местной администрации, осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования. Поэтому численность муниципальных служащих и технических работников должна быть оптимальной, как и должностные инструкции муниципальных служащих и технических работников местной администрации.

Не нужно говорить о том, что любая реорганизация в администрации осуществляется после принятия Думой решения о внесении изменений в структуру администрации муниципального образования.

В каждом органе местного самоуправления должно быть составлено и утверждено штатное расписание. Для его составления необходим Реестр муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования. Он представляет собой перечень муниципальных должностей муниципальной службы, устанавливаемых муниципальным правовым актом в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Свердловской области. Так как этот документ включает в себя муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа и представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица муниципального образования, администрации и иных органов местного самоуправления, муниципальных органов муниципального образования, то утвердить его должна Дума муниципального образования по представлению руководителей этих органов.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы должно быть столь параграфов, сколько органов местного самоуправления входит в структуру органов местного самоуправления, утвержденную уставом муниципального образования. Если в муниципальном образовании формируется муниципальная избирательная комиссия, являющаяся муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления, то в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования включается параграф, в котором указываются муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий муниципальной избирательной комиссии.

В реестре указываются муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий председателя, заместителя председателя Думы и Думы муниципального образования, затем главы муниципального образования, далее администрации муниципального образования, иных органов местного самоуправления, при этом муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий конкретного иного органа местного самоуправления посвящается отдельный параграф. Наименование иного органа местного самоуправления указывается в соответствии с наименованием, указанным в Уставе муниципального образования.

В каждом параграфе указываются муниципальные должности муниципальной службы по категориям: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие, то есть те, которые учреждаются, а не те, которые могут быть учреждены.

В случае, если местную администрацию возглавляет лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, то в параграфе, посвященном муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий администрации, среди высших должностей, указывается должность «глава администрации». Если администрацию возглавляет глава муниципального образования, то среди высших должностей должность «глава администрации» не указывается.

Среди высших должностей не перечисляются должности заместителей главы администрации с указанием направления деятельности, а просто указываются должности «первый заместитель главы администрации», «заместитель главы администрации».

Главные должности перечисляются в соответствии со структурой администрации, но без указания наименования структурного подразделения администрации, например: председатель комитета, начальник отдела, заведующий отделом, глава сельской администрации, глава поселковой администрации, начальник территориального управления, начальник управления территорией поселка, начальник управления территорией села, начальник управления сельской территории.

Аналогично указываются ведущие и старшие должности. При этом должности «главный специалист» и «ведущий специалист», если они входят в состав структурного подразделения, указываются соответственно главный специалист комитета, главный специалист отдела, главный специалист управления, ведущий специалист комитета, ведущий специалист отдела, ведущий специалист управления, ведущий специалист сельской администрации, ведущий специалист управления сельской территорией и т.д.

Таким же образом указываются младшие должности, если они входят в состав структурного подразделения местной администрации.
Так подробно изложено содержание параграфа, посвященного муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий администрации, потому, что именно в этом органе местного самоуправления учреждается наибольшее количество муниципальных должностей муниципальной службы.

Несколько слов о муниципальных должностях муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий представительного органа муниципального образования. В нашей области в большинстве муниципальных образований не учреждаются муниципальные должности муниципальной службы для обеспечения исполнения полномочий председателя Думы, заместителя председателя Думы. Поэтому муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения полномочий Думы муниципального образования, могут быть указаны так:

высшие должности:

- руководитель аппарата Думы;

- председатель Счетной палаты Думы (если контрольный орган не входит в структуру органов местного самоуправления);

главные должности:

- заместитель руководителя аппарата Думы;

- заместитель председателя Счетной палаты Думы;

- начальник отдела аппарата Думы;

ведущие должности:

- заместитель начальника отдела аппарата Думы;

старшие должности:

- инспектор Счетной палаты Думы;

- главный специалист отдела аппарата Думы;

- ведущий специалист отдела аппарата Думы;

- специалист 1-й категории отдела аппарата Думы;

- специалист 1-й категории аппарата Думы;

Для подготовки проектов решений Думы о структуре администрации муниципального образования и о реестре муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования необходимо руководствоваться для муниципальных образований, соответственно, наделенных соответствующим статусом, статьями 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 17 этого же закона. Это предостережет от создания в администрации отделов с такими наименованиями, как «отдел промышленности и энергетики», «отдел управления природными ресурсами» и т.п.

Также используются Законы Свердловской области «О муниципальной службе в Свердловской области (в редакции Областного закона от 15.07.2005 года № 85-ОЗ), «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» (в редакции Областного закона от 10.12.2005 №118-ОЗ).

Принятию Положения «О советнике Главы городского самоуправления» предшествовала достаточно длительная и ожесточенная дискуссия. В том числе и на самом заседании Обнинского городского Собрания. Чем вызвано неприятие документа и для чего на самом деле он нужен? На этот и ряд других вопросов ответил Глава города В.Савин.

- Кто такой советник Главы городского самоуправления и для чего нужна эта должность?

- Если брать определение, записанное в Положении, то это человек, «имеющий высшее образование, обладающий высокой квалификацией и профессиональным опытом работы в определенной области общественных отношений, необходимыми для решения поставленных перед ним задач и исполнения возложенных функций». Если более простым языком – классный специалист. Для чего нужна эта должность? По очень простой причине. Принятие определенных решений нередко требует учитывать массу нюансов, которые может знать только профессионал, имеющий продолжительный опыт работы. И ведь сфер, в которых такие моменты приходится учитывать – просто не перечесть. Экология и градостроительство, коммунальное хозяйство и социальный комплекс, политология и массовые коммуникации… По большому счету, чего не коснись, в жизни города, документ принятый на основе поверхностного или непрофессионального мнения может достаточно сильно «попортить кровь» обнинцам. А для взвешенного решения, учитывающего «тонкие моменты» необходимо (нередко) собрать статистическую информацию, провести её анализ, учесть дополнительные факторы и только после этого выпустить в свет правовой акт, закрепляющий те или иные правила. Прозвучавший во время обсуждения совет некоторых депутатов просто попросить специалиста собрать информацию и проделать необходимую работу, был бы приемлем, вот только не знаю в какой стране. Поясню: приходит, например, на проходную частного предприятия незнакомый человек и требует пропустить его в логистический отдел. А основание для удовлетворения его требований всего лишь слова: «Мне Глава города поручил собрать информацию сколько большегрузных автомобилей подъезжают к вам в сутки, чтобы просчитать эффективность и экономические параметры нового дорожного полотна». И кто его пустит на основании просто слов? Правильно – никто! Чем он может подтвердить свои полномочия? Эмоциями? Красноречием? Согласитесь – это не аргумент. А вот соответствующее удостоверение, выписанное на основании Положения, придаст подобному запросу намного больший вес.

- Во время заседания звучал, на первый взгляд, резонный вопрос: у Вас есть Аппарат городского Собрания и двадцать девять депутатов, зачем еще и советник?

- Прискорбная для некоторых депутатов ошибка, или нежелание за два года прочесть, хотя бы Устав города. Аппарат есть у Обнинского городского Собрания. Я – как Председатель городского Собрания – могу давать поручения специалистам, входящим в его состав. Но только в том случае, если это касается депутатской деятельности. А Положение регламентирует деятельность советника Главы городского самоуправления. Так что не нужно путать деятельность депутатскую и управление городом. То, что эти две такие значимые должности совмещает один человек, совершенно не означает идентичность обязанностей по каждой из них. Напомню, у нас есть четыре самостоятельных органа: Обнинское городское Собрание, Администрация, Контрольно-счётная палата, Председатель городского Собрания и Глава городского самоуправления. Если три первых имеют полноценный аппарат, соответственно – работников, обеспечивающих выполнение поставленных задач, то оставшийся – «полководец без армии». Новый документ призван дать в руки хоть какой-то «инструмент». И при всём уважении к депутатскому корпусу, есть масса проблем, для квалифицированного решения которых в нынешнем составе просто нет специалистов.

- Один из прозвучавших вопросов: сколько таковых советников будет, кто их будет содержать, а главное - контролировать?

- Советников будет столько, сколько потребно. Тем более, что бюджету это не будет стоить ни копейки, работа будет вестись на общественных началах. Замечу, что должность эта будет не как «переходящий вымпел ударника труда». Следующий Глава городского самоуправления будет сам решать – сколько и каких специалистов ему необходимо привлечь. Ну а контроль за их деятельностью будет целиком и полностью лежать на том, кто выдал удостоверение – на Главе города. Кстати, в Положении записано, что Глава будет отчитываться о деятельности своих советников. Вот на следующем моём отчёте и станет ясно – насколько востребовано, целесообразно и обосновано введение этой должности.

Читайте также: