Что за профессия билетер

Опубликовано: 02.10.2024


«Театр начинается с вешалки» – это изречение, приписываемое Константину Сергеевичу Станиславскому, мы позволим себе перефразировать. «Театр начинается с билетера» – будет более точным. Ведь когда мы приходим в театр, первыми нас встречают именно они! Об этой профессии и пойдет сегодня речь. А расскажут нам о ней молодые билетеры РАМТа Яна Ленкова и Надежда Панкова.

Для начала разберемся в терминологии. «Контролеры билетов» – так люди этой профессии называются правильно. Но в обиходе их принято называть билетерами или капельдинерами. При этом, если вы думаете, что единственная обязанность контролера – это проверка билетов, то глубоко ошибаетесь. В его функции входит подготовка зала к спектаклю, встреча зрителей при входе в театр, продажа программок, рассаживание их в зале и даже консультирование по поводу репертуара.

На страже РАМТа


«Ворота» театра

Вы хотите стоять на страже высокого искусства? Тогда вам в контролеры билетов. Ведь они превращаются в «стражников» каждый день, когда в театре идет спектакль. У них нет щитов и копий, но они добросовестно стоят на «воротах» РАМТа. «Воротами» называется тот вход в театр, где у зрителей проверяют билеты.

Казалось бы, что за мелочь – проверить у человека маленький бумажный квиток? Однако, не все так просто. Сложности проверки театральных билетов реально существуют.


Руслан Шарахутдинов – «на страже»: «С цветами? Точно к нам»

Во-первых, жизнь билетерам РАМТа существенно осложняет соседство Большого театра. Поскольку Большой переживает длительный ремонт, и спектакли идут на новой сцене, находящейся в соседнем здании, многие его зрители зачастую не доходят до нее и заходят в РАМТ, искренне полагая, что это и есть конечный пункт их прибытия. Здесь основная задача контролеров билетов – вовремя заметить такого зрителя и «наставить его на путь истинный». В общении со зрителями Большого билетерам часто пригождается знание иностранного языка. «Go out, to left and to the next building», – таким образом они объясняют иностранцам, как пройти в Большой театр.

Более того, в РАМТ по ошибке приходят не только зрители Большого, но и Малого театра и даже ТЮЗа, хотя он и находится в совершенно другом месте города.

Билеты других театров принципиально отличаются от РАМТовских. Но когда они распечатаны из Интернета, отличить их сложнее. И если билетер отрывает корешки «на автомате», не вчитываясь, да еще и названия спектаклей в этот день похожи (например, состоят из слов, одинаковых по длине) то зритель рискует попасть не на тот спектакль. Вся надежда на бдительность контролера.

Случалось, что в РАМТ приходили зрители с РАМТовскими билетами, у которых были оторваны корешки. На вопрос: «Где вы уже прошли контроль?» – люди отвечали: «Мы в Большой случайно попали. Они вам просили передать, что вы тоже так отрываете…».

Стало быть, главная задача стоящих на «воротах», – внимательно проверять на билетах дату и время, название спектакля и театра.


Администратор зала Елена Яворская сегодня тоже на ответственном посту

Бывает, что в РАМТе идут два одинаковых детских спектакля в один день – в 11 и 14 часов и зрители приходят на спектакль не в свое время. И если билет оказался «просрочен», то таких зрителей капельдинеры отправляют к администратору и, если бывает возможность, тот сажает их на свободные места.

На «воротах» билетеры дежурят с момента запуска людей в театр и до последнего зрителя. Вместе с охраной они проверяют состояние нижнего фойе и закрывают театр на ночь.

Театральный «разгон»


«Разгон» - самое бойкое место

Ну а мы поднимаемся на следующий ответственный пост, который называется «разгон». Это площадка в середине центральной лестницы РАМТа, где продаются программки и другая печатная продукция. Этот пост не минует ни один посетитель театра – так как он находится на пути из гардероба в верхнее зрительское фойе. И так же, как и на «воротах», здесь дежурят два капельдинера.

– Пожалуй, это самая сложная «точка» в нашей работе, – рассказывает Надежда. – Потому что люди постоянно подходят, спрашивают, где что в театре находится, как и куда пройти, сколько стоит программка.


На «разгоне»

Бывает, что на «разгоне» остается всего один билетер – допустим, напарник ушел выключить свет в фойе после второго звонка (тоже обязанность капельдинеров на «разгоне»прим. ред.). И все зрители устремляются на тебя толпой, их становится очень много! В это время самое главное – не растеряться и быстро всем ответить.

– Некоторые пытаются взять контролера билетов «на измор», – говорит Яна. – Пока ты отвечаешь кому-нибудь одному, тебя дергают за рукав, хлопают по плечу и твердят: «Девушка, девушка!» Тут важно не потерять такт и уделить внимание всем.

После третьего звонка билетеры на «разгоне» собирают программки, афиши и журналы и спускаются вниз, где встречают опоздавших зрителей и провожают их в зал.


После третьего звонка «разгон» встречает опоздавших

– Как правило, в партер опоздавших мы уже не пускаем, – рассказывает Яна. –Иногда люди опаздывают на 15–20 минут, а у них билеты, допустим, в середину четвертого ряда партера. Провести их на эти места, подняв половину ряда, как минимум, проблематично, а как максимум, просто некрасиво и неуважительно по отношению к актерам. А бывают спектакли, где партер – игровой, актеры стоят в кулуарах, и мы не можем вести зрителей мимо артистов. Поэтому обычно мы рассаживаем таких зрителей на свободные места бельэтажа и балкона. А в антракте они проходят на свои места.

При этом в случае возникновения конфликта (многие опоздавшие настойчиво требуют посадить их на места согласно билетам) капельдинер должен найти соответствующие слова, чтобы мирно и компромиссно разрешить ситуацию.

В конце спектакля, когда артисты выходят на поклон, два билетера подходят к сцене и до определенного момента не пускают к ней зрителей, желающих преподнести актерам цветы и подарки. Почему?

– Поклон – это тоже часть спектакля, – говорит Надежда. – Нужно вовремя выйти с цветами, чтобы не сорвать эту последнюю часть, чтобы все прошло красиво. Бывает, мы репетируем «выход на цветы», а иногда действуем по сигналу помощника режиссера.

На детских спектаклях, когда маленькие зрители поднимаются с цветами на сцену, важно следить за тем, чтобы дети не угодили в оркестровую яму, если она «играет» в спектакле. На спектакле «Чисто английское привидение» контролер билетов даже выходит на сцену вместе с маленькими зрителями, за руку проводит их к актерам, а потом – уводит обратно.


Когда спектакль завершается, дежурные на «разгоне» сопровождают зрителей, спускающихся в нижнее фойе, следят за тем, чтобы никто не поднялся обратно в верхней одежде.

– Бывает, что, одевшись, люди бегут наверх, чтобы купить в ларьке книгу или забрать забытую в зале вещь, – рассказывает Яна. – У нас частенько забывают зонты, мобильные телефоны, смартфоны, фотоаппараты. Однажды на бельэтаже оставили ноутбук! Если хозяин сразу не находится, относим забытые вещи к администратору.

«Семеро смелых»


Предварительное расписание дежурства капельдинеров на спектакле. К началу сезона еще не все вернулись из отпуск и на «Эрасте Фандрорине» справляются вшестером

Сегодня в РАМТе служат 15 контролеров билетов. Конечно, на спектакль они выходят не полным составом. Если представление идет на Маленькой сцене, для его сопровождения достаточно четырех-пяти человек. Если на Большой – то одиннадцати. Футбольная команда, да и только! Двое – на «воротах», двое – на «разгоне»… А что же делают еще семь человек?

Остальные капельдинеры дежурят в зале: трое в партере и по двое на бельэтаже и первом ярусе балкона – по одному человеку на каждой двери.

До первого звонка эти билетеры дежурят в фойе и их задача – объяснить, где находится партер, бельэтаж или балкон, с какой стороны лучше войти в зал. А потом переместиться на свое рабочее место, указать нужный ряд, продать программку, рассадить зрителей по местам. Если случаются накладки и встречаются дублирующиеся билеты, то билетер должен пригласить дежурного администратора, а тот пересадить людей на свободные, но равнозначные места.

Контролер билетов должен быть также готов ответить зрителям на вопросы о репертуаре театра.


– К нам часто подходят люди и говорят, что им понравился какой-то спектакль, спрашивают, что еще можно посмотреть в РАМТе, например, этого же жанра, – рассказывает Яна. – Если человеку понравился «Эраст Фандорин», советуем ему «Инь и Ян» – тоже детектив по Борису Акунину. А если зритель в восторге от «Алых парусов», рекомендуем другой спектакль мелодраматического характера – «Таня». Он очень нравится девушкам. Многие подходят к нам говорят: «А мы вас помним! Вы нам посоветовали и мы пришли». С некоторыми зрителями общаемся уже, как с друзьями.


Юлия Аксенова рассаживает зрителей на левой стороне бельэтажа

Капельдинер также поддерживает в зале дисциплину: смотрит, чтобы зрители не фотографировали и не записывали постановку на видео, не ели, не разговаривали и не нарушали тишину, не портили и не пачкали кресел (встречаются такие «театралы», которые проходят к своему месту не по проходу, а перешагивая через ряды и наступая на сидения ногами).


Включать и выключать свет в фойе и кулуарах – тоже в обязанностях билетеров

Перед тем, как закрыть зал после спектакля, билетеры проверяют его состояние. Одна из главных бед, с которыми приходится сталкиваться, – жевательные резинки.

– Если к креслам прилеплена жвачка, мы «вооружаемся» строительным мастерком и отскребаем ее, – говорит Надя. – А еще у нас есть тряпочки, которыми мы протираем кресла от пыли. Если обнаруживаем поломки, сообщаем администратору, а он, в свою очередь, извещает мебельщиков и другие цеха. У охраны есть журнал неполадок, где фиксируются все неисправности. На следующий день дежурные ремонтники просматривают его и устраняют неполадки.

Контроль за поведением зрителей – тема отдельная. Девчонки рассказывают, что встречаются и случаи, когда в зал проносят алкогольные напитки, грубят, ведут себя непочтительно даже во время спектакля. И все же они считают, что театр обладает огромной перевоспитывающей силой.

– Однажды на спектакль «Принц и нищий», – рассказывает Яна, – пришли школьники. Смотрю на трех ребят и думаю: с этими точно будут проблемы – сели отдельно, наверняка будут болтать, есть. В итоге весь класс шуршал шоколадками, а эта троица восторженно смотрела спектакль, громадными от восхищения глазами.

А бывали случаи, когда на постановку «А зори здесь тихие…» приходила молодежь, которая до спектакля вела себя вызывающе, а уходила со слезами на глазах. А после «Сотворившей чудо» плачут многие – и школьники, и женщины, и даже мужчины.


На «воротах», «разгоне» и в зале билетеры дежурят по очереди – по расписанию. То есть постоянные посты ни за кем не закреплены. Но ребята иногда меняются друг с другом. Например, если кто-то любит какой-то конкретный спектакль, ему дают возможность поработать в зале. А кому-то, к примеру, нужно подготовиться к завтрашнему экзамену (многие капельдинеры РАМТа – студенты). Тогда ему лучше подежурить на «воротах» – здесь во время спектакля можно почитать лекции.

Билетер – работа временная…


Билетеры – ответственные за все двери, через которые проходят зрители. Главное перед дежурством не забыть разобрать ключи

Рабочий день билетера начинается за полтора часа до спектакля. Капельдинеры проверяют свои рабочие места, в случае необходимости вешают номерки на сидения (если спектакль идет в малом формате и зрители сидят на скамейках или стульях), отмечают в программках играющий сегодня состав и переодеваются в рабочую одежду – белый верх, темный низ и зеленый жилет с бейджиком на груди. За полчаса до начала спектакля в театре зажигают люстры, все занимают свои места и начинается запуск зрителей.

График работы билетеров бывает весьма напряженным. Например, во время школьных каникул приезжают в театр к 10 утра и уходят в половине одиннадцатого вечера. Уйти в отпуск всей службой тоже невозможно – даже летом, когда труппа РАМТа в отпуске. В это время на нашей сцене идут спектакли гастролирующих театров и проходят Балетные сезоны.


За 45 минут до спектакля нужно быть уже в форме и хорошем настроении. Яна Ленкова сегодня на «разгоне»

… но стать билетером не так-то просто


Главный администратор театра Анна Красник

Но так ли легко попасть в службу капельдинеров РАМТа? Какие требования предъявляются к кандидатам на должность контролера билетов? С этими вопросами мы обратились к главному администратору театра Анне Красник:

– Билетер должен быть вежливым, терпимым, неконфликтным, стрессоустойчивым, иметь опрятный внешний вид, – рассказала нам Анна. – Когда я принимаю его на работу, провожу небольшое собеседование – задаю самые простые вопросы о жизни. Как правило, сразу видно, что человек из себя представляет. Если он ведет себя нахально у меня в кабинете, то зрителям будет откровенно хамить. С другой стороны, если человек заторможенный – это тоже плохо. Очень боимся театральных фанаток. Часто принимаем на работу по рекомендациям – больше вероятности, что человек окажется надежным.
Прежде, чем стать билетером в полном смысле этого слова, кандидат должен пройти двухмесячный испытательный срок. Как правило, большинству это удается. Некоторым – даже очень. Был, например, случай, когда молодой билетер не пустил в зал директора РАМТа, который не предъявил ему ни билет, ни пригласительный.
А вот если человек регулярно прогуливает часы работы, постоянно опаздывает и совершает другие грубые нарушения рабочего распорядка, в рядах билетеров РАМТа он вряд ли задержится.


Вернемся же в заключении к знаменитому «Театр начинается с вешалки» и сообщим еще один интересный факт. Гардеробщики РАМТа также относятся к службе капельдинеров. И потому наше первоначальное утверждение оказывается верным вдвойне. Билетеры – люди, встречающие зрителя самыми первыми. Они проверяют ваши билеты, предлагают вам раздеться, взять бинокль и даже поставить принесенные вами цветы в воду, чтобы во время спектакля они не завяли. Они помогают вам сориентироваться в театре, найти свои места, и… самыми последними провожают вас домой. Их служба – одна из самых ответственных и нужных, они – лицо РАМТа. И потому не только театр, но и каждый, пришедший на работу капельдинером, должен понимать всю ответственность, которую он берет за себя, надевая элегантную зеленую жилетку с бейджиком на груди.


— Скажите, капельдинер, сейчас начало?

— Сюда, пожалуйста, — любезно указывает нам капельдинер на ближайшую дверь в зрительный зал» (конец цитаты).

Сегодня у них совсем не простая и не столь красивая, как может показаться, жизнь. Новое время, новая публика и интернет-реальность требуют от капельдинера новых знаний, временами ему надо быть психологом, если не психиатром. С современным зрителем, говорят они, держи ухо востро и не расслабляйся. Почему?


Старейший капельдинер «Театриума» — Зинаида Гавриловна. Фото: Елена Маряшина

«А я все равно сяду куда хочу»

Действительно, сегодня редкий спектакль обходится без билетов-двойников (ошибка кассира или сбой на билетном сайте), значит, надо как-то уговорить зрителей разойтись с миром. Кому-то позарез надо войти в зал с бутербродом или бутылкой пепси. А мобильные телефоны, которые, несмотря на предупреждения записанными или живыми голосами, все равно сверкают вспышками в самый неподходящий момент действия? Но есть пострашнее беда, рядом с которой мобильники покажутся детской забавой, — страсть некоторых обладателей дешевых билетов усесться на дорогие места. И такое сегодня в театре, как я выяснила, сплошь и рядом. А значит, конфликт, скандал и головная боль любого капельдинера.

Сначала отправляюсь во взрослый и самый сегодня успешный театр — в Вахтанговский. Капельдинеры здесь — только женщины и не молодые. Моя добрая знакомая Лариса Матвеевна (маленькая, с аккуратной стрижкой) — сама учтивость и мастер разрешать трудные ситуации, но и она порой теряется.

— Помню, 9 Мая один ветеран пришел с барышней в партер, а у него билеты — сторублевые. Я его не пускаю (ведь зрители с билетами не все пришли), а он орет на меня как резаный: «Вы еще узнаете, кто я! Я найду на вас управу. ». Я ему вежливо: «У вас же билеты на балкон». — «А я все равно сяду куда хочу».

— И часто вам с такими приходится сталкиваться? Статистику не ведете?

— Хамье обязательно попадается: примерно на тысячу человек один раз в неделю да будет. С такими все бесполезно, хоть охрану, хоть директора зови: скандалить нарочно будет громко, знает, что спектакль не сможем начать. И еще потом напишет начальству, что участника войны не пустили в театр Вот и изгаляешься как только можешь перед ними, лишь бы утихомирить, и чтобы они другим не мешали.

В «Театриуме на Серпуховке» от старейшего капельдинера Зинаиды Гавриловны (уложенная прическа, лицо ухожено) узнаю способ, как без скандала занять чужое место. Ловкие граждане покупают два билета: дорогой — в партер, дешевый — на балкон. Складывают их как бы в один и, толкая перед собой ребенка, предъявляют капельдинеру партерной стороной. Так ловкачи попадают в зал, и оттуда их уже не выкурить. «Как? — возмущается мать. — Я что, ребенка одного тут оставлю?!» И начинается: родители скандалят, соседи возмущаются, ребенок рыдает, спектакль задерживают, пока бедный, весь в мыле и в стрессе капельдинер всем не угодит. Что интересно, наглецов и любителей халявы из партера уже не выведут, (целый ряд надо поднимать, а спектакль-то уже начался), усадят на свободное место, потому что он — потребитель, а тот всегда прав.

Я много наблюдаю за служителями театров и могу подтвердить, что среди капельдинеров есть фанаты своего дела, есть достаточно формальные, встречаются, но изредка, равнодушные, считающие, что «за такие деньги нечего убиваться», но хамоватых и агрессивных точно нет. Каким бы ты ни был по характеру, но первое профессиональное требование к капельдинеру — вежливость и умение работать с публикой.


Юные капельдинеры Михайловского театра. Фото: пресс-служба Михайловского театра

В Театре Образцова включаю агрессивную торговлю

Так, разговоры разговорами, но пока не испытаешь на себе, не поймешь чужие проблемы, не увидишь «ручейки/пригорки» профессии. Поэтому в главном кукольном театре страны — имени Сергея Образцова — две милые администраторши, Катя и Кристина, смеясь, выдают мне форменный костюмчик — красно-коричневого цвета юбку ниже колен (мне это, увы, не идет), жилет и светлую блузку в тонкую полоску. Юбку Кристина подхватывает ремешком — агент-капельдинер к работе готов! Поскольку мне достался шедевр самого Образцова 1940 года — «Волшебная лампа Аладдина», так и хочется сказать публике: «Слушаюсь и повинуюсь!»

И вот я с веером программок уже занимаю исходную позицию аккурат напротив входа, за спиной у меня — музей, основанный великим Образцовым. Мария Николаевна — мой инструктор (седая, рассудительная) — предупреждает, что молодые родители не очень-то покупают программки.

— Спрашивают: «А зачем?» — «Ну как же, — отвечаю, — вам будет что с детьми вспомнить», — а они: «А содержание там напечатано?»

Пошла публика. Когда ты среди нее и сам — зритель, особо никем не интересуешься. А вот с позиции капельдинера она выглядит совсем иначе. Так вот, редкий зритель входит в театр спокойно и радостно (все-таки искусство — другая реальность). В основном зритель врывается в театр заполошенный, озабоченный, глаза в разные стороны, пытается с ходу понять все и сразу — где туалет (а ребенок в театре непременно захочет писать), где буфет (он и пить захочет) и в какой зал бежать? А тут уже третий звонок, а ребенок канючит: «Хочу мороженого». На 12-часовом спектакле я насчитала, может, с десятка три зрителей, которые пришли на «Волшебную лампу» без суеты, с пониманием, куда и зачем ведут ребенка.

Права Мария Николаевна — программки не берут… Включаю агрессивную торговлю с нарочито громким голосом (до чего ж он у меня противный!). А что делать? Надо продать: 12 процентов с продажи — все ж таки небольшая, но прибавка к жалованью.

За семь минут до начала меняем с Марией Николаевной дислокацию — уже стоим на втором этаже, проверяем билеты и ловим опоздавших — у тех совсем обезумевший вид. Про себя думаю: «Родители, ну придите в театр на полчаса раньше — сделайте ребенку праздник: тут музей с уникальными куклами, мороженое, зимний сад». Но при этом я не должна спускать глаз с барьера, чтобы какой-нибудь гиперактивный проказник не перевесился и не грохнулся вниз.

Надо сказать, агрессивная торговля результат принесла: 10 программок продано — и мой скромный вклад внесен в пользу профсоюза капельдинеров. А они сказали, что сегодня мне повезло — обошлось без хамства со стороны публики. Все хорошо в Доме у дедушки Образцова, но вот что бы я поменяла в Образцовском театре — это костюмчик. У современных капельдинеров другой тренд, о чем рассказ впереди.


Театр кукол Образцова: агент-капельдинер Райкина к работе готова.

Дешевле стоил только прокат студенческого сюртука

Кстати, за какие деньги служит капельдинер и за какие суммы на рабочем месте испытывает уважение или терпит унижение? Деньги за работу со зрителем, прямо скажем, платят небольшие. Да и в старину труд капельдинера ценился невысоко. В архивах Бахрушинского музея в приходно-расходной книге Казимира Викентьевича Бравича на 96 листах упоминаются все расходы за осень 1903-го и весну 1904 года по гастрольным поездкам частной труппы великой актрисы Веры Комиссаржевской.

Читаю: «Чистка ковров — 8 рублей и еще что кому причитается в качестве задатка. А именно: портному Илье — 50 рублей, парикмахеру — 175. Телеграмма в Пермь и Екатеринбург — 8». А вот какие в начале века были заработки у артистов: самый большой аванс — премьеру А.А.Мирскому — 475 при жалованье 550 в месяц. А вот артистка Кондратьева имела всего 15. Видимо, из начинающих и, как Нина Заречная из «Чайки», ездила с купцами в вагоне третьего класса.

Заработок капельдинеров первой четверти XXI века во многом зависит от финансового положения театра и уважения дирекции к своим служащим. Но в среднем по Москве капельдинеры получают в месяц от 20 до 50 тысяч. А вот в парижском Theatre des Champs Ekysee капельдинеры не получают зарплату. Заработок состоит из театральных «чаевых», которые капельдинеры имеют, провожая зрителя на его место, — 1 или 2 евро. Не знаю, делится ли вечерний заработок между всеми или каждый получает свое, но, говорят, что у капельдинеров выходит неплохой навар. Если зритель иностранец и не знает правил «игры», сами капельдинеры дадут ему понять — просто вежливо протянут ладонь.


Юные капельдинеры из «Театра Наций».

Где у вас маленький домик для мальчиков?

И все же капельдинер — это тоже лицо театрального быта, его имидж. А «лицо» должно выделяться, запоминаться и отличаться от других. Как? Например, в капельдинерах, как в джазе, числятся только почтенные дамы или девушки. Только юноши или зрелые мужи. Почтенного возраста господа с пышными усами стоят в Петербурге в Александринском театре, где до сих пор строго соблюдают правила, введенные еще в царские времена. Согласно им в партере, в царской ложе и в бельэтаже работают капельдинеры-мужчины, а выше первого яруса капельдинерши, но молодые. В «Геликон-опере» у Дмитрия Бертмана публику встречают и весь вечер сопровождают юноши.

— Мы их называем стюардами, — объясняет мне худрук «Геликона». — В 1996 году в Ирландии на фестивале я впервые увидел капельдинеров-мужчин. Странно, подумал тогда, мы-то в России привыкли больше к бабушкам. Стал наблюдать за ними и понял, что капельдинеры там, если надо, могут эвакуировать публику во время пожара. И когда вернулся в Москву, мы сделали первый набор стюардов.

— А бабушек куда дели?

— Ни одну не уволили, всех перевели на другую работу. Конкурса тогда еще не было, но из того первого набора впоследствии выросли замечательный художник по свету Денис Енюков, мой заместитель Володя Горохов. Многие администраторы вышли из стюардов. Сейчас уже конкурс — 15 человек на место, но берем мы только студентов: кто-то учится на врача, а значит, может оказать первую медицинскую помощь, кто-то физкультурник — может, если потребуется, декорации помочь двигать. Помимо основных обязанностей стюарды у нас часто выполняют и другую работу. Я не говорю про то, что в обязательном порядке они владеют информацией о здании, спектакле, артистах.

В Петербурге в Михайловском театре в капельдинерах — студенты только 3–5-х курсов — смешанный состав (13 девочек и 7 мальчиков). Предпочтение здесь отдают только тем, кто владеет иностранным языком. Обязательное требование к внешнему виду — отсутствие яркого макияжа, аккуратно убранные волосы. Капельдинеры-студенты много чего должны делать (в специальной книжке прописаны их обязанности), но не должны одного — произносить фразу «этого я не знаю». Поэтому капельдинеры Михайловского готовы ответить на вопросы творческие (скажем, кто худрук балетной или оперной труппы, кто солист и так далее), экономические (цены на билеты, льготы и пр.). А зритель пошел продвинутый, любит поговорить и поставить капельдинера в тупик своими вопросами.

— У меня вот один раз спросили: «А вас правда зовут Капельдинер или это ваша фамилия?» — рассказывает Матвей Гопоченко, (учится в архитектурно-строительном университете). А у его коллеги в антракте на балете «Спартак» поинтересовались: «Тигр живой? Или это голограмма?»

Но удивляет и даже смущает капельдинеров в современной, казалось бы, свободной публике ее зажим: отчего-то многие стесняются спросить про туалет. Понизив голос, они спрашивают: «Где у вас тут дама в шляпке», «тайный уголок». Топ возглавляет «Маленький домик для мальчиков?».


Илья из СТИ с верными зрителями.

Главное, чтобы костюмчик сидел

В Михайловском театре модель разрабатывала известный дизайнер Ася Когель. Кстати, здесь к элегантным серым у девушек костюмам с вензелями театра добавлены кожаные сумочки с несколькими карманами — для денег и рации, которая есть у каждого из 20 капельдинеров. А для тех, кто встречает публику в кассовом зале, где в холодную погоду совсем не жарко, пошиты стильные черные пальто. Если б не золотой росшив по вороту — сама носила бы. Кстати, в Театре Образцова для капельдинеров тоже теперь разработали новую, более современную форму.

Молодежный прикид у персонала в «Гоголь-Центре», у Сергея Женовача в СТИ — черно-белая классика, в Театре Наций к костюму добавлен трикотажный свитер. А в Европе самый эффектный костюм я наблюдала в Ла Скала: на молодых женщинах (возраст от 20 до 40) — брюки, хорошего сукна френч-пиджак чуть выше колен и большая золотая цепь с медалью.

Мой старый приятель — меломан Ренато, объездивший много оперных театров мира, рассказывает:

— Просто так в зал в Ла Скала ты не войдешь. Нужно ждать, пока до тебя дойдет очередь и важного вида капельдинер тебя персонально проведет до места. То же самое в «Опера Гарнье» в Париже. А у нас самые вежливые капельдинеры в Большом: если ты опоздал, тебя все равно проведут на твое законное место и, не дожидаясь конца балетной вариации или оперной арии, запустят на законное место.

Меломан со стажем уверяет, что в работе капельдинеров наших и их европейских коллег есть кое-какие отличия — там капельдинер никогда не посадит без денег своих знакомых или знакомых начальства — это категорически запрещено.

— У нас же бывает, что сажают, и даже в Большом театре, по поводу чего случаются скандалы: скажем, люди заплатили по 6–8 тысяч за билеты, а тут перед тобой ставят стул в проходе. Все конфликты происходят именно из-за желания сесть на дорогие места с дешевыми билетами. Хотя существуют цивилизованные способы: в Венской опере, например, минут за двадцать до начала спектакля капельдинеры быстро переписывают все свободные места в партере и на каждом этаже, а за пять минут до начала спектакля отдают их малоимущим, студентам, инвалидам.

Опоздавшие и плачут, и даже бьют нас

Сегодня цех капельдинеров резко обновляется. Профессия помолодела и рассматривается не как основной заработок, а скорее своего рода приработок для студентов. Небольшой, разумеется, но в качестве бонуса к нему прилагается театр как место культурное, с интересными людьми. В Студии театрального искусства Сергея Женовача я нашла капельдинера даже с актерским образованием. Илья — выпускник Щепки, в СТИ трудится уже три с половиной года.

— После выпуска я не нашел себя в актерской профессии, решил пойти в театр работать хоть кем-то. Был уверен, что временно, но… я не ухожу. Знаете почему? Таких театров, как наш, мало, а может, и вообще нет.

— За эти годы вы узнали тонкости и секреты работы капельдинера?

— Нашу работу в первую очередь можно назвать общением со зрителем. Ты не только с ними общаешься, а начинаешь дружить по жизни. Есть, например, такая замечательная тетя Роза, она называет себя моей бабушкой. Я к ней в гости езжу, мы вместе блины печем, чай пьем, я ей советую, какие фильмы посмотреть. Мне многие зрители пишут на FB, спрашивают, «как прошел спектакль» или «почему у вас была замена актера?» Сейчас, знаете, зрители все хотят знать. Когда человек попадает в театр и ему нужно что-то узнать, к кому он обращается? К билетеру. Хотя мне больше нравится название капельдинер.

Кстати, именно у Сергея Женовача капельдинер может почувствовать себя человеком, то есть артистом. Большой режиссер, мастер точного прочтения классики нередко свои спектакли начинает буквально с порога: так, на «Мастере и Маргарите» билеты у публики проверяют санитары из сумасшедшего дома, куда, как известно, помещен поэт Бездомный. А на «Трех сестрах» именно Илья со товарищи приглашает зрителей на именины к Ирине.

— Мне в других театрах ваши коллеги рассказывали, что часто приходится сталкиваться с хамством. У вас как с этим?

— Бывает, к сожалению, даже у нас. Как-то на входе одна женщина не смогла сразу в телефоне открыть электронный билет. Я корректно объяснил ей, как зайти в почту, но у нее не получилось. И тогда она стала в лицо мне тыкать телефоном, как будто я был виноват в ее неумении. Подошла ее дочь, все сделала и спрашивает у меня: «Сколько идет спектакль?». Так мать ее грубо оттолкнула: «Ты у него ничего не спрашивай. Он здесь для мебели стоит». Я на такие вещи не обижаюсь и про себя думаю: «У нас в фойе такая мебель дорогая, Александр Давидович Боровский ее долго собирал по антикварным магазинам. И раз я — мебель, значит, чего-то да значу». Очень зрители обижаются, что мы не пускаем в зал после третьего звонка, а мы не можем пустить, у нас же нет балконов, ярусов. И еще к тому же такие у нас спектакли, что если войдут во время действия, нарушится его целостность. А опоздавшие и плачут, и даже бьют нас.

— Вы это серьезно — рукоприкладство? С билетерами?

— Да, были такие истории. Или на «Мастере и Маргарите» опоздавшие так разозлились, что включили пожарную сигнализацию. Пришлось начинать спектакль заново, а Сергей Васильевич потом извинялся перед зрителями. Я общаюсь с коллегами из других театров, и они рассказывают, что зрители и ручки ломают у дверей, когда их в зал не пускают, и толкают билетеров, а те падают с лестниц. У нас все-таки приличная публика, и если мы с этим сталкиваемся, то это скорее исключение, чем правило.


«Бумага» и «Авито Работа» запустили спецпроект о людях, занятых физическим трудом и в сфере обслуживания. Читайте о петербуржцах из мира искусства, которые подрабатывали в магазинах и барах, а также о современных профессиях и работе, которую выбирают пожилые горожане.

Зачем пенсионеры продолжают работать, почему они выбирают профессии, связанные с общением, и каково резко менять карьеру после 50 лет?

«Бумага» поговорила со старшим капельдинером в Большом зале филармонии, смотрительницей в музее-усадьбе Державина, массажисткой и администратором в детской комнате. Петербурженки рассказали, как привыкали к новой работе и за что ее ценят.

Елена Дроздова

Cтарший капельдинер (билетер) в Большом зале филармонии, 56 лет

— То, чем я занимаюсь в настоящее время, имеет красивое и непривычное уху обывателя название — капельдинер. В Большом зале филармонии имени Д. Д. Шостаковича в этом качестве я оказалась случайно и неслучайно одновременно. Я — художник по костюмам. С 2000 года — член Союза художников России. Но музыка в моей жизни присутствовала всегда.

Инструмент мне купили, когда меня еще и в проекте не было. Затем — восемь лет музыкальной школы, посещения филармонии в детстве.

Далее жизнь сделала крюк в виде шести лет обучения в ЛИТМО и еще шести лет работы по распределению после института в качестве «инженера-физика-исследователя», как сказано в моем дипломе. Посещения филармонии в это время не прекращались.

Затем еще один крутой поворот — и я ушла на «вольные хлеба», стала профессионально заниматься костюмом, сделала восемь персональных выставок, участвовала в региональных, всероссийских и международных выставках и конкурсах, вступила в Союз художников России. В моей творческой мастерской всё это время звучала и звучит классическая музыка.

И вот так случилось, что мой второй муж ушел из жизни.

Решение пойти на службу в филармонию пришло как-то само. Не коротать же вечера в одиночестве. Честно говоря, мне было совершенно безразлично, в каком качестве. Лишь бы была возможность продолжать слушать музыку и не сидеть дома. Мне было 46.



Одиннадцатый сезон я работаю старшим контролером-билетером в Большом зале филармонии. За это время я плавно вышла на «пенсию по старости» и ничего не хочу менять в своей жизни.

Сейчас, кроме службы в филармонии, я активно занимаюсь своей выставочной деятельностью и популяризацией творчества Владимира Петровича Кордюкова, моего мужа, художника, члена СХР. Одну из выставок его работ под названием «Послевкусие» я организовала в галерее Большого зала филармонии.

На службу мы приходим к 18 часам — то есть я свободна весь день и могу заниматься своей основной деятельностью. На должности капельдинера я отвечаю за всё, что происходит в зале: порядок и эстетическое состояние зала, контроль билетов, продажу программок, буклетов и другой печатной продукции филармонии, улаживание всякого рода недоразумений, вынос цветов и прочее.

Количественный состав контролеров-билетеров Большого зала филармонии — двадцать человек. Среди них есть музыканты, актрисы, инженеры, хореографы, экономисты, медики, художники, студенты. Трое — кандидаты наук (медицинских и экономических). Возрастной диапазон — от 18 до 88 лет.

Работаем практически каждый день одним составом. По субботам и воскресеньям бывают дневные концерты. То есть практически всё свое свободное время я провожу в филармонии.

Такая служба заставляет всё время пребывать в тонусе. Где еще я бы могла позволить себе шпильки в качестве униформы? Своим друзьям говорю, что у меня есть собственная ежедневная красная дорожка. И это правда.

Всю свою жизнь я остаюсь постоянным слушателем филармонии. Поэтому знаю вопрос изнутри, что называется. Наперед могу сказать, кто и как себя поведет в разных ситуациях, какими уловками пользуются слушатели, чтоб просочиться в зал. Меня сложно удивить.

Концерты у нас случаются очень разные. У каждого композитора, исполнителя своя аудитория. Я, как художник по костюмам, безусловно обращаю внимание на то, как публика одета. Ритм жизни ускорился, гости не всегда успевают переодеться для концерта. И это печально. Прекрасный зал Дворянского собрания — куда, как ни сюда, уместно было бы одеться специально. Хочется вечерних туалетов, украшений, обнаженных женских плеч, галантных кавалеров.



Филармонию посещают очень разные люди: профессионалы, любители музыки, пожилые люди, желающие скоротать свой досуг, «городские сумасшедшие».

Должна сказать, что зал до концерта и после — два разных зала. Перед началом он холодновато-отстраненный, «причесанный», торжественный. По окончании — как будто последний аккорд завис в воздухе, как будто кто-то размахивает огромными крыльями. Ощущение, сравнимое с жарким насыщенным итальянским полднем. Люблю находиться в зале без публики. Для меня он — живой организм!

Сезон за сезоном пролетают незаметно. И только летний отпуск отделяет один от другого. Каждый раз, проходя летом мимо зала, ловлю себя на мысли, что придумываю повод зайти и постоять около колонны, ощутить холодок мрамора.

Хочется думать, что эта моя служба будет длиться долго-долго.

Марина Зернова

Смотрительница музея-усадьбы Державина, 60 лет

— По профессии я библиотекарь и библиограф. Всю жизнь трудилась в петербургских библиотеках, а непосредственно до пенсии — в НГУ имени П. Ф. Лесгафта, провела там пять лет. Мне нравилось общаться со студентами и абитуриентами — и в целом работа была приятная. Но из-за постоянного сидения за компьютером поехало зрение: 15 лет перед монитором — не шутка. Я поняла, что если продолжу в том же духе, просто ослепну. Ушла, чтобы поискать другое место без необходимости трудиться за ПК.

Знакомая, работавшая здесь гардеробщицей, сказала, что в музее открыта вакансия смотрителя. Я решила попробовать устроиться на пару месяцев. Но мне настолько понравилась музейная атмосфера, что я решила здесь задержаться. Так и тружусь здесь шестой год.

Никакой особенной подготовки к работе не было. Дали почитать должностную инструкцию и всё. Но я сама стала интересоваться жизнью Державина, покупала книги его воспоминаний, биографию. Мне всегда нравилось изучать историю. Теперь я могу многое рассказать об этом человеке, свободно ответить на любой вопрос посетителей о нем и о его жизни в Петербурге.



Я слежу за порядком в зале, вытираю пыль, запираю и опечатываю дверь, когда музей закрывается. Переключиться после работы библиотекарем было не сложно. Мне в должности смотрителя всё нравится — интерьеры, коллеги, концерты, которые я могу посещать. Я чувствую себя частью этого дома, этого особенного места. Есть и более прагматичные плюсы. Нет серьезной физической нагрузки. Плохо себя чувствуешь — можно «пересидеть» болезнь на стуле.

Хотя надо сказать, я сижу только когда никого нет в зале. Заходит посетитель — встаю и следую за ним. Люди обычно не раздражаются, понимают, что так надо. Смотрителям нельзя читать или смотреть весь день в телефон. Моя работа — наблюдать. Меня это не угнетает. Когда есть определенный культурный уровень, всегда найдется о чем подумать.

Более того, мне нравится наблюдать за людьми, которые приходят в музей. Если в остальных комнатах особняка интерьеры барские, то на кухне, где я работаю, более домашние, уютные. У русской печки посетители начинают вспоминать детство, бабушек и дедушек. Узнают предметы из домашнего обихода — подсвечники, блюда. Они делятся со мной этими эмоциями, рассказывают много интересного. Не раз говорили, что у нас в музее домашняя атмосфера — возникает ощущение, что хозяева сейчас войдут.

Чаще всего к нам в музей приходят люди пожилые, пенсионеры. Это понятно, у них есть свободное время, да и билеты днем стоят дешевле. Очень радуюсь, когда в музее появляются молодые парочки, которые просто шли мимо и решили заглянуть. Особенно когда они искренне интересуются, задают вопросы. Часто к нам приводят на экскурсии группы из разных учебных заведений. Больше всего люблю, когда приходят курсанты: они держатся безупречно. Дети из гимназий отличаются от обычных школьников. Сразу виден академический уровень. При этом подростки из школ Ленобласти ведут себя спокойнее и заинтересованнее, чем московские и петербургские школьники.

Есть люди, которые пытаются потрогать экспонаты. Причем не только дети, которым это простительно, но и вполне взрослые культурные посетители. Одна музейная работница, которая приехала в Петербург на конференцию, была поймана на попытке пощупать рыбку во льду на нашей кухне. Оправдывалась: «Я не специально, у меня рука сама тянется».



Смотрители в нашем музее — люди непростые. Язык не повернется назвать их «бабушками на стульях» — есть, например, известная пианистка, преподаватель в музыкальной школе. Когда я общаюсь [с коллегами], вижу высокий интеллект, самостоятельность мышления, начитанность, эрудицию. Всё это глубоко интеллигентные люди. Наверное, в музей и приходит работать такая публика.

У нас в музее периодически снимают кино. Например, сериал «Троцкий»: шестую, седьмую серию и немного пятую. Я вживую увидела Хабенского в гриме, в кожанке. Очень сильное впечатление. Теперь он навсегда для меня Троцкий — это его лучшая роль. Еще у нас снимали «Союз спасения», «Хождение по мукам» фрагментами, в «Фаворите» я тоже узнавала наши комнаты. Во дворике «расстреливали» Фанни Каплан. Для смотрителя съемки означают дежурство, иногда всю ночь до утра. Домой в такие дни возвращаюсь на такси, благо нам всё оплачивают. Зато иногда получается лично пообщаться с актерами.

На пенсии совсем не обязательно чувствовать себя ненужным или потерянным. Всё зависит от самого человека, силы его характера, мотивации. Скучно или одиноко? Пойди помоги людям или животным, которые в этом нуждаются, в качестве волонтера. В любом возрасте можно найти себе дело.

Светлана Хижняк

Массажистка, 52 года

— Больше двадцати лет я работала главным бухгалтером. После педагогического института не смогла устроиться в школу, окончила курсы бухгалтеров, потом получила юридическое образование в университете. Последние годы была главным бухгалтером в проектном институте, всё складывалось успешно: прекрасный коллектив, интересная работа, достойная заработная плата. Но перед пенсией обстоятельства так сложились, что поняла — надо всё оставить и уйти.

В это время я уже заканчивала обучение по программе дополнительного профессионального образования «Педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра». Стала интересоваться дополнительными прикладными методиками по работе с детьми. Поняла, что неплохо бы овладеть навыками массажа. Думала тогда в первую очередь о своем сыне [с расстройством аутистического спектра] и прошла курсы обучения массажу. Раньше в пединституте изучали медицину и получали дополнительно профессию медицинской сестры, что мне и пригодилось.

В это время я уже стала пенсионеркой. Планировала делать массаж детям и взрослым с психическими расстройствами. Но снова жизнь всё решила сама. Буквально после курсов меня пригласили в офис делать массаж на две недели. Пробный массаж я делала бесплатно, работала по 5–8 часов в день в офисе целый месяц. Закончила, оборудовала дома кабинет и работаю там. Никогда не давала рекламу, звонят и приходят люди только по рекомендации. Закончила также курсы по косметологии, теперь работаю с телом и лицом.



Конечно, на курсы ходила в основном молодежь, но мне было комфортно. Сразу стало получаться. Помогли жизненный опыт и умение учиться новому. Но немного переживала, что уже не смогу стать высококлассным специалистом в силу возраста. Интересовалась новыми методиками, ходила на курсы и работала, работала.

Сегодня у меня много клиентов: дети, пенсионеры, студенты, спортсмены, люди разных профессий и возрастов. Главное в моей работе — добросовестность, разумная цена и индивидуальный подход. Приходит клиент с больной спиной, потом приводит жену, детей, рекомендует соседке, она просит записать начальника, а тот — семью и дальше. Часто приводят подруг на коррекцию фигуры, массаж лица.

За это время я познакомилась с большим количеством людей, узнала о самых разных обстоятельствах их жизни, помогла стать здоровее, стройнее, ухоженнее.



Работая дома, я не трачу время и энергию на выстраивание взаимоотношений с сотрудниками и государственными органами. Всё упростилось: есть я и есть клиент, которому я могу помочь. Не нужно быть требовательной к другим, строгой — достаточно качественно выполнять то, что я умею, слушать людей, учить их правильно следить за здоровьем. Многие клиенты стали мне родными, особенно маленькие дети, которых я научила сидеть, ползать, ходить — это самая радостная часть моей работы.

Работая физически, отдаю энергию и получаю благодарность, осознание того, что помогаю людям. Это приносит мне удовлетворение от работы. Всегда подозревала, что мое призвание: отдавать и помогать. [Работая массажистом,] я себя реализую. И еще я зарабатываю любимым делом, не выходя из дома.

Сменив профессию и общаясь с разными людьми, я поняла, что для меня важно быть полезной не коллективу или предприятию, обществу или стране, а конкретному человеку, который обратился за помощью.

МОСЛЕНТА поговорила с кассиром билетного стола, заведующей костюмерным цехом, начальником цеха по изготовлению мягких декораций и заведующей реквизиторского цеха, которые работают в столичных театрах больше полувека.

Зачем 86-летняя швея Большого театра работает там 60 лет, кто присылает свои обнажённые фото актёрам, для чего поджигают все декорации в театре и почему дети крадут кукол.

Юрий Вячеславович на сцене театра «Около»

Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

Про театр и кинотеатр

Я работаю в этом театре уже 15 лет, до этого был киномехаником, тоже, в общем, искусство. Работал с пленкой в кинотеатре «Таджикистан», теперь это «Сатирикон» Райкина. Это был потрясающий кинотеатр в восточном стиле, там было невероятно красивое фойе, расписанное сюжетами из сказок «Тысяча и одна ночь» с разными керамическими вставками — ох!

А когда пришёл Аркадий Райкин и стал это всё ломать, я просто сбежал оттуда, не смог на это смотреть. Вазы, блюда красивые стояли, всего этого не стало, а из моего кабинета туалет сделали.

Работал ещё в кинотеатре «Космос», там можно было свободно общаться с космонавтами, там вообще побывали все известные актёры и люди искусства того времени. Все лучшие фильмы в стране я видел первым. Чаще всего премьеры самых интересных лент проходили в «Космосе», я видел там известных людей и известное кино, это была прекрасная работа.

С цифрой (кино на цифровых носителях — прим. МОСЛЕНТЫ) я поработать не успел, не люблю я это.

Пришёл однажды в кинотеатр, где уже система DOLBY, и ничего не понял: звук скачет туда-сюда, бах-бах, слишком громко и непонятно.

Звук по башке бил со всех сторон, ох уж эти динамики. Вот такой я стал придирчивый после работы в кино. Работал в военном госпитале, кино крутил там. У них проектор был, людей как-то просвещали, развлекали, интересно было. А потом что-то у них не заладилось, денег не стало на такие вот мероприятия.

Рабочее место кассира билетного стола

Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

Вот. Ну, я в театр тогда пошёл. Я всю эту работу знал, а люди знали, что я денег в карман не положу, ну и позвали сюда. Работаю посменно 3/3 с 13:00 до 19:00. Сижу в окошке, рассказываю людям про спектакли, продаю билеты, считаю деньги. Ни разу, кстати, не обсчитался за 15 лет. Один раз мне фальшивую тысячу подсунули только.

Когда с деньгами долго работаешь, уже чувствуешь руками фальшивку. Шероховатость не такая у бумаги. Тогда выкрутились мы, меня никто не наказал.

Про актёров

У нас вообще очень домашний театр, атмосфера очень дружеская. Я смотрю все спектакли, иногда актёрам что-то советую, если замечаю какие-то вещи. Например, у нас есть спектакль про Винни-Пуха и «Битлз», так вот, его смотрел много-много раз.

Как-то сел на первый ряд, смотрю на Сову (персонаж спектакля — прим. МОСЛЕНТЫ), думаю: «Что-то не так». Батюшки, да туфли не те! У неё такие красивые были сапоги высокие на шпильке со шнуровкой.

Я ей говорю: «Света, а что это у тебя на ногах было?» А она говорит: «Ой, Юрий Вячеславович, мне так натирали эти сапоги, я их сняла».

Я ей говорю: «Смотри у меня!». Смеюсь, в общем. Ну, они на меня не обижаются, столько лет уж вместе работаем.

Декорации театра «Около»

Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

Актёры у нас тут все почти замужем друг за другом. На репетицию детей приводят маленьких, если не с кем оставить, а что? Один раз актриса бежит по лестнице с сыном лет трёх на руках, столкнулась со мной и говорит: «На!» И в руки мне его. Ну, спешила на репетицию. Так и растут дети, пока родители на сцене, они за кулисами.

У нас даже один сын актеров, 11 лет ему, отыграл в одном спектакле и говорит: «Ну, а сколько мне за это заплатят?» Дали ему две тысячи рублей.

А он такой: «Это мне мало, я буду бухгалтером работать, там больше платят».

Фантазёр он, конечно.

В основном актёры, которые один раз пришли в театр, так в театре и остаются. Был у нас один актёр, который ушёл со сцены и работал менеджером «Газпрома». Там платили больше. Два года поработал и вернулся, скучно ему так стало. Понятное дело.

К нам постоянно приходят и спрашивают: «Вот кто у вас играет из знаменитых?» А я им: «У нас все знаменитые, только не известные».

Вот так отвечаю. Я называю таких зрителей «пустышками», уж простите.

Публика в театрах меняется немного, раньше были всё время женщины в возрасте, одеты все торжественно, причёски какие-то такие эдакие, программки в руках у них истрёпаны. А теперь ходят больше в повседневной одежде, трепета такого особенного театрального уже нет, конечно.

Есть у нас даже один постоянный зритель, он на все спектакли одной актрисы ходит и берёт билеты только на первый ряд. Таких несколько, есть такие, да. Цветы носят часто, иногда и мне шоколадку. Мы всё это тут с чаем все вместе едим.

Мой любимый спектакль — «Оккупация — мило дело». Это про то, как наши жили после войны. Я первый раз пришёл, там много текста, мне показалось, она говорит-говорит-говорит. А потом сел на первый ряд: «Обалденно!» Четыре раза смотрел.

Печати для каждого спектакля, которые Юрий Вячеславович ставит на билеты

Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

Есть ещё «Школа для дураков» спектакль, у нас там играла семья целая: мама, папа, сын. Там на сцене, конечно. Веришь, что это семья, они этим спектаклем жили, а не играли.

О себе

Некоторые кассиры работают в перчатках, но я не брезгливый. Когда работал в «Таджикистане», там пришла одна женщина после работы в инкасации, так у неё все руки были зелёным намазаны.

Я ей говорю: «А что это такое у тебя?» «Грибок», — говорит.

Оказывается, там на инкассации полно заразы у неё было, такой поток денег большой. У нас такого нет, так что и перчатки мне без надобности.

У меня уже никого не осталось сейчас, семьи нет. Поэтому я вот эти три дня выходных уже не знаю, чем себя и занять-то толком. Хочу уже скорее на работу прийти, тут как-то время интересней проходит и быстрей.

Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

Я работала машинисткой в Минсельхозе, а потом в Театре юного зрителя, потом была секретарем Татьяны Дорониной (советская и российская актриса — прим. МОСЛЕНТЫ), потом была кадровиком в театре «Сопричастность». Мне уже это секретарство вот тут было, а тут сестра двоюродная работала в этом театре кукол и предложила мне работать в реквизиторском цехе. Вот я тут уже 20 с лишним лет. И никуда не хочу, ни в какие другие конторы, только театр. Это моё.

Артисты, они как дети, надо поухаживать за ними.

Иногда приготовишь спектакль, а кто-то кричит: «Люба! Где моё?» А я говорю спокойно: «Вот тут».

Как детям всё объясняю. Было так, что во время спектакля молния разошлась у актрисы, и вот, дрожащими руками за кулисами, пока она сидит, зашиваем. Я с булавкой стою всегда, чтобы, если что, зацепить.

Иногда меня просят подать текст, как суфлёра. Один раз Хозяйка медной горы (актриса, исполняющая эту роль — прим. МОСЛЕНТЫ) попросила меня текст подать. Я только ей руку протянула с текстом, а она уже всё сама вспомнила. И так говорила, что у меня комок в горле встал. Бывают такие спектакли, когда и мурашки идут по телу.

Или актёр шепчет: «Попить можно?» Я ему несу стакан воды. Такую помощь делаю, у нас это называется «делать помощь» — то есть не только кукол подготовить, но и весь спектакль помогать.

Актёру с куклой работать сложно, я на репетициях слышу всегда: «Не в зал смотри, а через куклу».

То есть надо оживить собой куклу, это очень трудно.

Мы иногда даём кукле свои прозвища, вот, например, кукла Машенька, мы её называем в шутку «несносной», ну, характер у неё такой. Иногда режиссёры нас просят сидеть всю репетицию, спрашивают нашего мнения. Я им говорю, но так, чтобы не обидеть, хотя мне чаще всего всё нравится, спектакли у нас сильные.


2.1. В свое рабочее время билетный контролер:
• Вежливо и корректно отвечает на все вопросы посетителей, касающиеся работы кинотеатра и его служб;
• Свободно владеет информацией о репертуаре кинотеатра, содержании демонстрируемых кинофильмов, возрастных ограничениях на них, расписании сеансов, и предоставляет эту информацию посетителям в случае необходимости;
• В случае возникновения конфликтных ситуаций между работниками кинотеатра и посетителями вежливо и корректно разрешает возникшие разногласия;
• Выполняет отдельные поручения администрации;
• Обеспечивает подготовку зрительного зала к запуску посетителей в связи с чем:
• является на работу за 30 минут до начала первого сеанса,(начало рабочего дня устанавливается дополнительно в зависимости от времени начала первого сеанса);
• в перерывах между сеансами, совместно с уборщицами кинотеатра, обеспечивает уборку кинозала;
• не ранее, чем за 10 минут до начала сеанса начинает запуск посетителей в зрительный зал, отрывая контрольный талон у билета;
• по окончании киносеанса открывает выходы из зрительного зала и обеспечивает выход зрителей;
2.2. Во время проведения киносеанса один из билетеров в обязательном порядке находится в зрительном зале, и в случае возникновения внештатных ситуаций своевременно ставит в известность администрацию кинотеатра и службу безопасности.
2.3. При запуске зрителей билетер обязан здороваться и желать посетителям приятного просмотра.
2.4. В обязанности билетера входит сопровождение зрителей, входящих в зрительный зал, до занятия ими соответствующих билетам посадочных мест (после начала сеанса для удобства зрителей используется ручной фонарик).

3. БИЛЕТНОМУ КОНТРОЛЕРУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

• Оставлять рабочее место без разрешения непосредственного руководителя;
• Пропускать на сеанс лиц, не имеющих действительных билетов или контрамарок на этот сеанс;
• Принимать пищу, пить воду, чай и т.п. в присутствии посетителей;
• Кричать, громко разговаривать или смеяться в присутствии посетителей;
• Курить в неположенных местах и распивать спиртные напитки на всей территории торгового центра;
• Подключать любые нагревательные приборы, кипятильники или иные устройства без согласования с администрацией кинотеатра;
• Оставлять кинозал без присмотра во время сеанса;
• Собираться группами больше 2 человек (включая других сотрудников кинотеатра) в рабочее время на территории кинотеатра;
• Присваивать себе любые найденные в кинотеатре вещи;
• Отлучаться с рабочего места во время запуска зрителей;
• Использовать ненормативную и сленговую лексику;
• Находиться вдвоем у зала во время сеанса;
• Сидеть на стуле у зала в присутствии посетителей;
• Пользоваться мобильными средствами связи на рабочем месте;
• Иметь неопрятный внешний вид и выходить на работу без униформы;
• Читать книги, газеты, журналы и проч. в присутствии посетителей;
• Жевать жевательную резинку;
• Размещать личные транспортные средства на парковке торгового центра.

Для выполнения своих должностных обязанностей билетный контролер имеет право вносить предложения директору по улучшению работы и докладывать руководству обо всех недостатках, имеющихся в работе кинотеатра.

5.1. За невыполнение своих обязанностей билетный контролер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и заключенным контрактом найма.
5.2. При нанесении материального ущерба кинотеатру билетный контролер несет полную материальную ответственность в размере нанесенного ущерба.
5.3. За ненадлежащее выполнение своих обязанностей и упущения в работе билетный контролер может быть лишен премии полностью или частично по представлению директора.
5.4. За разглашение конфиденциальной информации и информации, составляющей коммерческую тайну, билетный контролер может быть привлечен к административной ответственности, вплоть до увольнения.

Читайте также: