Что за профессия чумак

Опубликовано: 02.10.2024


Откуда пришли первые чумацкие обозы

Обоз на привале. /Фото: img-fotki.yandex.ru

Странствующие купцы и воины упоминаются киевским князем Мстиславом еще в летописях 1170 года. В своих обращениях он призывал их защищать пути от Киева до моря. Путешественник Рубриквис в 1352-м свидетельствовал в своих записках о русичах, прибывавших на запряженных волами телегах, полных куниц, соболей и других мехов. Основным доходом для крымских татар была соль. Именно с соли чумачество и зарождалось, поскольку эта ценнейшая по тем временам пищевая добавка-консервант почиталась в любой семье. В центральной Украине солевые залежи еще не были открыты, поэтому чумаки и ездили за добытым из соленых озер продуктом к Азовскому и Черному побережьям.

Поначалу перевозчиков соли называли «соленики», и только потом торговцы стали чумаками. Наибольшего развития чумачество достигло к концу XVIII - началу XIX в. В средние века чумаки торговали обычно солью и рыбой, помимо украинских территорий транспортируя товары в Польшу, Литву и ближнюю Европу. Соль доставали в Крыму и Прикарпатье, а рыбу - в Крыму, Днепре и на Дону. С развитием промышленности и товарно-денежных отношений расширялся и чумацкий ассортимент, а маршруты сконцентрировались на южном направлении. В морские порты большими партиями завозилось зерно, ткани, стройматериалы и т.п.

Версии о происхождении названия

Чумаки развивали внешнюю торговлю. /Фото: cdn.gdz4you.com

Мнения филологов по поводу происхождения слова «чумаки» на сегодняшний день разнятся. По одной научной версии слово происходит от «чум» в значении «ковш», при помощи которого путники во время долгого пути пили дефицитную воду. Другие источники видят связь с татарским словом «чумак», что переводится как «извозчик». Третья группа языковедов утверждает, что чумаков прозвали по названию болезни – чумы. В период чумной лихорадки в Европе украинские торговцы привозили из рейдов заразу, которая разгуливалась по Запорожской Сечи и всей Украине.

К слову, даже когда случались вспышки эпидемии, чумаки свое дело не оставляли, а в качестве профилактики путешествовали с ног до головы измазанные дегтем. Если проводить параллели с персидским языком, то в переводе на русский «чумак» - дубина с набалдашником (украинцы называли такой инструмент кийком). Исходя из этой логики, чумаков так назвали потому, что в поездках они вооружались дубинами для защиты от разбойников.

Чумацкий кодекс чести

Чумаки в Мариуполе. /Фото: pbs.twimg.com

Чумацкий обоз состоял из нескольких сотен телег и даже единиц военно-оборонительной техники. Каждый чумак вооружался копьем, ружьем, имел запас пуль с порохом. Обозом руководили атаман и замещающий его есаул, отвечавший за снабжение, организацию маршрута и оборону. В ходе особо опасных переездов телеги сцеплялись между собой цепями, формируя целые фортификационные сооружения. В одном обозе могли ходить сразу несколько торговых объединений – купеческих ассоциаций. Купцы оставались устойчивым странствующим классом веками.

В конце 19 века об устройстве общества чумаков писал историк И. Рудченко. По его свидетельствам чумаки жили по укоренившимся традициям, имели свои вековые обычаи. Свод жизненных правил назывался законом. По закону чумак покидал дом, выбирал тот или иной «шлях», по закону пас в пути волов. И нарушение строгих правил не приветствовалось старшими чумаками. Наполовину оседлое, наполовину кочевое существование чумака накладывало отпечаток на весь жизненный устрой, внешность и повадки. Очевидцы описывали чумаков, как замкнутых, молчаливых мужчин с подозрительным взглядом исподлобья и недоверчивым отношением к окружающим. При этом в привычном кругу это были компанейские люди, умевшие иронично подшутить друг над другом.

Для чумака, проводившего львиную долю жизни в пути с собратьями, большую роль играли узы товарищества. Священным долгом считалась взаимовыручка, а измену своим называли самым позорным проступком. Чумак, поступивший против совести и навредивший своим действием товарищу, обрекался на общественное игнорирование. Путь в новый обоз ему был заказан, потому как принимать чумака после преступления никто не хотел. Похороны умершего или погибшего чумака происходили с особыми почестями и музыкальным сопровождением, как у военных.

Поверья и приметы

Тематическая открытка. /Фото: picua.org

На базе векового опыта у чумаков выработался целый свод профессиональных примет и поверий. Встреча в пути с представительницами женской половины, по убеждению странствующих торговцев, не сулила ничего приятного. Зная о существовании такого суеверия, женщины по возможности обходили чумацкие пути стороной, а случайно завидев на горизонте обоз, прятались. Проезжая по сельским населенным пунктам, чумаки старались угостить вкусностями и всяческими гостинцами детей. Бедным семьям, в которых не было представителей чумацких объединений, бесплатно вручались соль и рыба. Чумаки, люди в большинстве своем грамотные, традиционно читали в пути, играли в изготовленные из деревянных палочек шахматы, раскрашивали узорами телеги, пересказывали народные сказки. Своим близким торговцы привозили из поездок личные подарки. Женщины получали отрезы ткани для головных уборов и одежды. Мужчинам полагались в дар пояса с брюками. Для дома и на продажу привозились ладан, гвоздика, изюм, перец.

Состоятельные чумаки-предприниматели со временем обзаводились десятками телег и крупными воловьими стадами. Одним из таких был купец Харитоненко, на чумацкий капитал купивший нескольких сахарных фабрик в Харьковской губернии и прослывший известным филантропом. Со временем весь чумацкий класс трансформировался в малороссийское купечество.

Ну а вообще купцы очень много делали для страны. Некоторые даже создавали новые направления в искусстве.

Чумаки. Кто это и чем они занимались

300 лет назад профессия чумака дарила престиж, богатство и освобождение от панщины. Но она была также смертельно опасной из-за разбойников и болезней. Выжить в безлюдной степи чумакам помогали строгие правила.

Работа чумака такая же давняя, как желание украинца посолить борщ. Извоз соли – давний промысел, но зарождение чумацтва ученые связывают с концом 15 века. Этому способствовал упадок Золотой Орды и Великие географические открытия.

Географические открытия снизили цены на прежде драгоценные и экзотические специи, а ослабление Орды сделало причерноморскую степь ничейной землей, Диким полем, а проходившие по ней соляные маршруты очень опасными. Крымское ханство приняло протекторат Османской империи, и торговое сообщение с христианским миром было приостановлено.

Когда крымский хан осознал, какой ущерб его казне наносят разбойники, он заключил договор с польским королем. Купцы из Киева, Луцка и других подвластных Польше украинских городов приглашались в Кафу, Хаджибей и Перекоп. Объем покупаемой соли не ограничивался, достаточно было заплатить пошлину. Обеспечивалась охрана — «татарская сторожа», а также компенсация убытков и обид, нанесенных местными грабителями. Это был 1540 год.

В то же время набирал силу достойный противник степных кочевников — Запорожская Сечь. Транспортное сообщение с Крымом становилось относительно безопасным.

ПРАВИЛО 1. СОБЛЮДАЙ ДИСЦИПЛИНУ

Ездить за товаром в одиночку было безумием, к тому же нерентабельно. Чумаки объединялись в караваны — валки. Скромный чумак владел 5 возами, зажиточный — 30—40, богач и потенциальный миллионер — 100. Пять возов составляли батову, 6 батовых — валку. Бывали валки по 100—150 возов, но оптимальный размер каравана — 40.

Чумаки

Связано это было с дефицитом воды в степи. Из одного колодца нельзя было напоить больше 80 волов. Впереди каждой батовой ехал ответственный за нее чумак, во главе всей валки — атаман. Атамана выбирали на ежегодном собрании. Он отвечал за маршрут, денежные вопросы и дисциплину.

Дежурства и караулы в валке распределялись четко. Передняя батовая была ведущей и через день сменялась, перестраиваясь назад. Ежедневно менялись ответственные за выпас волов и ночные караульные. За сон на посту атаман строго взыскивал. За первый раз — устный нагоняй, за второй — караул вне очереди, третий — удар кнутом по спине от каждого участника валки.

Хотя и запорожцы, и татары предоставляли охрану, чумаки были вооружены. В повадках и в умении драться они были похожи на казаков. На ночевку, зимовку и при угрозе нападения выставляли возы кольцом, загоняя волов внутрь.

Чумаки

На досуге чумакам было запрещено играть в карты, чтобы не было соблазна проиграть чумачку, — так называли походное имущество: волов, возы, инструменты. Во время зимовки, когда было много свободного времени, чумаки пели песни, играли на сопилках, в шашки, украшали резьбой возы.

ПРАВИЛО 2. УВАЖАЙ ВОЛА

Во главу батовой всегда ставили самых проворных волов, чтобы те задавали темп остальным. И все равно воловья упряжка ехала катастрофически медленно, 2—3 километра в час. Каждый день чумаки старались преодолеть 30 километров. В зависимости от маршрута, за сезон успевали сделать 2—3 ходки. Например, путь из Харьковщины в Крым и назад занимал 9 недель, в Одессу — 13 недель, из Киевщины в Крым и обратно — 7 недель.

Волы — это кастрированные в юности быки. Смирный нрав, выносливость и неприхотливость — отличительные качества волов, объясняющиеся низким уровнем тестостерона. Они медленно росли, не становились высокими, но набирали большую мышечную массу. Благодаря ей, система упряжи для вола была намного проще и дешевле, чем для лошади.

Чумацкий обоз

Чумацкие волы стоили вдвое больше обычных хозяйских. Идеальное животное имело рога не менее 1 метра длиной, которые торчали в стороны и на кончиках загибались назад — такими сложно нанести повреждения. Для упряжки выбирали только серых волов. Исключением могли стать черные с белой звездочкой на лбу, — таким приписывали магические свойства, якобы они защищали остальных от болезней. Каждому давали имя: Розвага, Журавель, Козак, Чорноморец.

Чумаки считали, что лучшая профилактика болезней у волов — регулярное питание и чистота. У каждого чумака была деревянная гребенка. Животных ежедневно мыли, чесали, натирали соломой, стеклом чистили рога, иногда золотили — для красоты.

Каждую осень, до Покровы, чумаки уходили с волами на зимовку. Прокормить и разместить сотню волов в пределах села было невозможно (в день каждый съедал 25 килограммов сена). На юге находили пастбище с водопоем, покупали у помещиков гигантскую скирду сена и оставались зимовать.

Когда торговля стала сходить на нет, чумаки оставляли себе хотя бы пару волов, потому что «без вола двор унылый». Вол уступал коню в скорости в 20 раз, но даже выезжая в соседнее село по делам, профи предпочитали вола. Езду на коне считали неприличной: «Вроде я и не чумак». Некоторые на старости лет растили чумацких волов просто для души — учили командам, приучали к ярму и охране двора.

ПРАВИЛО 3. БУДЬ МУЖИКОМ

Чумацтво было исключительно мужским промыслом, и женщина на пути считалась дурным предзнаменованием — вол погибнет или чумак заболеет. Так что, завидев издалека караван, женщины скорее искали бурьяны погуще или перепрыгивали через плетень. Благосклонны чумаки были только к односельчанкам или женщинам из соседних сел — им давали по горсти перца или ладана. Добрососедские отношения брали верх над предрассудками.

Чумаки и мельница

Каждый чумак был способен смастерить воз и загрузить его. Воз с одной парой волов вмещал 1000—1500 килограммов соли. Когда валка добиралась в Крым, двое чумаков шли пасти волов, остальные становились в очередь за солью. Местные рабочие, с ног до головы одетые в кожу, ломали ее и складывали в огромные кучи, которые под воздействием влаги превращались в камень. Разбивать соль можно было только деревянными лопатами и молотами. Каждый чумак ломал, взвешивал и грузил по пять возов.

После покупки соли атаман распределял валки и отправлял заказчикам. В 18—19 веках «чумацкой столицей» был Староконстантинов на Хмельниччине, и многие чумаки везли соль из Крыма туда. Оттуда купцы доставляли ее заграницу. Часто везли в Крюков (это район современного Кременчуга), откуда русские доставляли соль на баржах по Днепру в Россию.

ПРАВИЛО 4. НЕ БОЛЕЙ

Человек со слабым здоровьем в чумаки не годился. В степи беспощадно жгло солнце, часто настигали пыльные вихри, ночевать приходилось под открытым небом. Чаще всего чумаки страдали от расстройства пищеварения — соняшныци. Лечили водкой с полынью и жаром — ставили на живот горячий котелок либо укладывали больного животом вниз на затушенное после обеда кострище.

Пострадавшему от пристрита (сглаза) за спиной брызгали холодной водой, давали стопку водки и укладывали спать, накрывая шкурой или кожухом. Вогники (нарывы) промывали водой, в которой погасили уголек. От порезов — спиртовая настойка на березовых почках или подорожник. При лихорадке пили спиртовую настойку на полевом хмеле, ели скорлупу освященных крашенок, обкуривали себя табаком, ладаном.

Чумак возле корчмы. 1840е годы

Чумаки возле корчмы. Неизвестный художник, 1840-е годы.

Считалось, что «лихорадки есть всякие: одни боятся молитвы, другие ладану, третьи водки». Каждый чумак держал в сапоге листок с молитвой, трубку и сопилку. Чумаки часто умирали в пути. В таком случае умершего везли до ближайшего села, где со священником хоронили и получали метрику о смерти. Если только причиной смерти была не чума. Умершего от чумы товарища как можно скорее отвозили в степь, где жгли старые сапоги и смолу — чтобы было как можно больше чада. Хоронили, умывались водкой, обкуривали себя табаком и быстро уезжали. Рога волов, принадлежащих покойнику, красили в черный цвет. Деньги, заработанные волами умершего, передавали вдове.Если чумаки возвращались из местности, где бушевала чума, их ставили на двухнедельный карантин. Чумаки очень его не любили — из-за материальных издержек. Но объезжать зараженные села порой было опасно — окольный путь мог идти через болото или реку без брода. Тогда гадали: клали в миску сухарь, кристалл соли, уголек и раскачивали над ней камень на нитке. Если качнется к соли — карантин к возвращению отменят, если к хлебу — обходи чумное село и все будет хорошо, если к угольку — хоть что делай, случится беда. Чтобы не заразиться чумой, чумаки обмазывали себя дегтем. «Выходили в дорогу в белом, а приходили в черном. И ничем его нельзя было отстирать кроме как коровьим маслом, а потом щелоком, золой и будет белое».

ПРАВИЛО 5. НЕ СКУПИСЬ

Возвращение чумаков — радостная новость для всего села и повод для массового застолья. Прибытие всего каравана могло растянуться на пару дней, празднование — на неделю. Каждый в селе получал гостинцы: по горсти соли, перца, гвоздики, изюма, немного рыбы. За это чумаков любили — дома они редко вели деньгам счет и давали без процента в долг. На зимние праздники у ворот зажиточного чумака выстраивалась очередь, и каждого посыпальника хозяин осыпал монетами. На Варварин день (17 декабря), Савин День (18 декабря), день Николая (19 декабря) и в конце Рождественского поста каждая чумацкая хата справляла обеды для всего села.

Ян Левицкий, Чумак из Умани, примерно 1841 год

Ян Левицкий, «Чумак из Умани», примерно 1841 год.

Домой чумаки всегда брали несколько пудов соли и специй для розничной продажи, которой занимались их жены. Семьи перевозчиков редко занимались сельским хозяйством, жили на порядок лучше соседей и никогда не знали недостатка в деньгах. При первой возможности они откупались от панщины. Часто молодые крепостные сбегали от помещиков к чумакам в другое село и становились паровичниками — арендаторами воза с парой волов. Чумаки не любили наемных рабочих, считали халтурщиками, а паровичники относились к волам и грузу ответственно. За несколько лет паровичник зарабатывал на собственных волов, откупался от помещика и становился чумаком.

ПРАВИЛО 6. КАЛЕЧЬ ВОРА

Перед началом пути все чумаки сдавали деньги атаману, он складывал их в один воз. Впрочем, грабители могли позариться и на товар, и на скот. Если чумаки ловили вора, в лучшем случае он становился калекой. Самосуд был крайне жесток. Например, вора раздевали, обвязывали шнурком большие пальцы ноги и привязывали как можно ближе к голени. После били палками по ступням до перелома и оставляли в степи. Или дробили ноги в мясо с помощью груженого воза – поднимали заднюю ось, клали ногу под колесо и резко опускали.

Конечно, могли сразу убить. Если путник в степи встречал искалеченный и измазанный дегтем труп, он знал, чьих рук это дело.

ЗАКАТ ЭПОХИ

Каждую осень чумаков с нетерпением ждали односельчане, каждую весну — запорожцы, каждое лето — татары, каждую зиму — помещики и шинкари. Куда бы ни прибыл чумак, ему оказывали радушный прием, ведь ему было чем поделиться. Казаки взимали с чумаков плату за охрану и переправы на паромах, так называемые мостовые, даже если река была мелкой — волу по копыта. За каждую переправу, даже через сухой овраг, брали плату и татары. Протаптывая год за годом соляные пути, чумаки способствовали развитию инфраструктуры. В 18 веке, когда чумацтво достигло пика в своей массовости, на маршрутах через каждые 25 километров были вырыты колодцы — чтобы поить волов. Рядом обязательно стоял шинок и пастбище, за пользование которым просили денег. Теперь чумаки больше не коротали зимы в землянках. Помещики строили для них постоялые дворы, а воловни — для скота. К этому времени чумаки были монополистами на рынке извоза соли. В 1840-е из Крыма ежегодно вывозили по 130 тысяч тонн соли на 120 тысячах возах, которые сопровождали 30 тысяч чумаков. Но торговля никогда не была односторонней. Это был постоянный обмен товарами — в Крым, Причерноморье и Приазовье везли сливочное масло, пшеницу, кожу, меха, а обратно доставляли не только соль, но и рыбу, орехи, чернослив, вино, шелка, ковры и даже оружие.

Валка возов

Валка возов в воловьих упряжках. Село Шевченково Черкасской обл. XIX век.К началу 19 века чумацтво стало основным видом грузового транспорта. К тому времени Крым вошел в состав Российской империи, в Европе отгремели наполеоновские войны и вырос спрос на украинский хлеб. Десятки тысяч возов везли в порты Одессы, Николаева, Херсона, Мариуполя зерно. На экспорт шли также шерсть, льняное масло, лес. Во время Крымской войны 1853—1856 годов чумаки везли в Крым грузы для российской армии. Закат чумацкого промысла начался в конце 19 века — с появлением железных дорог. Многие из них были проложены по старым чумацким путям.

Эта тема родилась в моей голове под звуки сигналящих грузовиков. Вот так, не жалея аккумуляторов, час за часом проезжают они по сельским улицам Черниговщины (да и других областей Украины) — шоферы-торговцы выменивают за херсонские арбузы или помидоры только что выкопанную картошку. Ведь в южных и восточных областях она родит очень плохо! Этим «бизнесом» люди занимаются из года в год, профессионально. Ну чем не современные чумаки?

КТО ЖЕ ВЫ, ЧУМАКИ?

Еще не так давно — лет сто с небольшим назад — по дорогам Украины тянулись на юг чумацкие обозы. Далеко по степи разносились красивые, протяжные песни чумаков. Дорога была долгой, о радиоприемниках и плеерах еще слыхом не слыхивали, вот и веселили себя крестьяне, перешедшие от хлебопашества к соляному извозу.

Именно с соли и зародилось чумачество, поскольку без этой ценной по тем давним временам приправы к пище не могла обойтись ни одна семья. Залежи соли в центральной части Украины не были еще известны, поэтому чумаки ездили к Азовскому и Черному морям (а позже и на Каспий), где в естественных соленых озерах добывался данный товар. Сначала тех, кто возил соль, так и называли — «соленики», потом «окрестили» чумаками.

У филологов существует на сегодняшний день несколько версий происхождения этого названия. По одному источнику оно происходит от слова «чум», что означает «ковш», которым путники пили воду во время долгого пути. По другому источнику — от татарского «чумак», что значит «извозчик». Третьи связывают это слово со словом «чума», поскольку украинские торговцы часто заражались в пути чумой, занося ее в Запорожскую Сечь и Украину; но и в разгул эпидемии чумаки не бросали свое ремесло, а дабы не заразиться, измазывали себя дегтем.

В персидском языке «чумак» означает дубину с набалдашником (в Малороссии ее называли кийком), т.е. чумак — это человек, отправляющийся в извоз с кийком в руке на случай нападения разбойников.
Какое из вышеприведенных толкований наиболее правдоподобно — решить трудно…

ТОРГОВЛЯ С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ

Чумацкая торговля была популярна и уважаема. Обозы стали отправляться не только за солью, но и на Дон, Волгу за соленой рыбой, сушеной таранью. Кроме того, чумаки перевозили за плату и другие товары: зерно, древесину и т.п. Их появление было замечено и, самое главное, зафиксировано для истории иностранцами, посещавшими такие регионы, как Новгород, Польское Королевство, поволжские степи…

Кроме торговли с турками, поляками, украинцами, жителями Крыма, чумаки вели мелкую торговлю внутри Сечи, предметом которой были епанчи, седла, стрелы, луки, стремена, сабли, удила и т.д. Торговали они также в селах на Кальмиусе, Буге, Днепре.

Промысел чумаков способствовал налаживанию связей между разными, даже очень отдаленными местностями. В любом селении чумакам оказывали радушный прием. О них говорили: «То люди бывалые, походили по миру, много видели, много знают…»

В то же время это мирное занятие оказывалось сопряжено с опасностями для жизни — на чумацкие обозы с товарами могла напасть из засады банда разбойников, так называемых харцызов, праздно шатающихся мелких воров. Но чумаки были не робкого десятка, ведь длинная и трудная дорогая закаляла каждого из них морально и физически. Однако для большей безопасности пути обозы часто сопровождали конвойные, которым платили особый «ралец».

Кроме того, уже в Крыму, чумаки вынуждены были платить местным татарам, смекнувшим свою выгоду, за проезд по переправам (даже там, где воды совсем не было).

ОСОБЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ

Чумаки встречались везде. Например, на Звенигородщине имелись села, где почти каждый чумаковал. Здешние края с давних пор были славны фруктовыми садами, а первые саженцы яблок и груш завезли именно чумаки. Благодаря этим «непоседам» во всех украинских селах буйно росли разнообразные плодовые деревья и даже виноград. В повести Шевченко «Наймичка» говорится, что сад около усадьбы Акима был засажен разными породами яблонь, груш, слив, черешен, орехов, вывезенных из Крыма еще его дедом-чумаком.

В чумацких усадьбах всегда было двое ворот: одни — с поля, вторые — из села. Во дворе могло быть и два амбара, в них стояли закрома и «кадубы» для соли. Богатые чумаки откупались от барщины, держали наемных работников на собственном поле, а бедный чумак едва сводил концы с концами. Как в украинской песне поется:

Поехал чумак в дорогу,
А чумачку дома оставил:
Ни дробки соли,
Ни крошки хлеба,
А в люльке двое деток,
Ни на одном нет сорочки.

Но обычно перед тем, как отправляться в путь (а также по возвращении с товарами домой), в чумацкой усадьбе готовили обед, на который приглашали односельчан и гостей из соседних сел. Старый чумак — отец или дед выносил из дома освященную воду, кропил ею телеги и волов, потом брал топор и бросал за волов — телеги должны были пройти, не зацепив его колесами. Провожая чумака в дорогу, плачущие жена и дети провожали его за село.

В степи чумаки выбирали атамана. Опознавательным знаком этому «пану-господарю» служил нашитый на верх шапки красный цветок. Атаман ехал верхом на коне или же в передней телеге, запряженной конем.
Все деньги сдавали ему, он же вел счет, делая зарубки на палке. Слово атамана было для всех законом, без него даже телеги не смазывали.

Одевался атаман в широкую полотняную рубашку, украшенную скромной вышивкой, в просторные штаны с очень широким кожаным ремнем, к которому крепился нож «циганчук», на ногах его был украинский вариант русских лаптей — постолы, или же сапоги. За голенищем чумак держал ложку, трубку, молитвенник от трясучки. В холодную пору чумак носил кожух, а шапку не снимал даже летом.

«ЭГЕЙ, ВОЛЫ, ЧЕГО Ж ВЫ ВСТАЛИ?»

Первый свой ежегодный выезд за товаром чумацкие артели совершали, как правило, после Николина дня (9 мая), когда на полях появлялась первая трава. К их прибытию соль уже начинали заготавливать на крымских соленых озерах так называемые ломщики. Однако в холодные годы, когда сильные ветры мешали добыче, чумакам приходилось ждать на берегу от одной до трех недель. Наконец, погрузив соль на фуры, чумаки отправлялись в обратный путь ранним утром. Первый дневной переход продолжался до начала жары. А когда опускался зной, возчики распрягали волов, кормили и давали им отдохнуть. Как только жара спадала, чумаки ехали дальше, до темноты.

Тогда чумаки разжигали большой костер и начинали колдовать над своим коронным блюдом — кулешом. В дорогу чумаки брали нехитрый набор продуктов: сухари, пшено, сало, бочонок для воды и баклагу с водкой. Обязательно брали и петуха — вместо часов.

В Крыму чумакам приходилось сталкиваться с недостатком питьевой воды. Правда, колодцы вдоль соляных трактов были выкопаны, но скапливавшаяся в них вода в большинстве случаев оказывалась солоноватой и не всегда могла использоваться для питья. Поэтому в засушливые периоды приходилось брать с собой в путь по 4-5 фур под соль и одну подводу с большой бочкой питьевой воды.

Осенью груженные солью фуры двигались весь день безостановочно, но давать отдых волам на вечернюю и утреннюю зарю было для чумаков неизменным правилом. Если же правило все-таки нарушалось, то волы худели и слабели: у них начиналась так называемая «жестокая каменная болезнь», излечить которую чумаки были не в силах. В таких случаях приходила на помощь взаимовыручка, или по современным понятиям «страховые отношения» в чумацкой артели. Обычаями устанавливалось, что если в пути у чумака падет вол, то на артельные деньги покупается другой.

Вывоз соли с озера продолжался до сентября месяца, реже до середины октября. К Покрову обычно начинались дожди, и ее транспортировка прекращалась. Солевозчики берегли своих волов — ни в дождь, ни в грязь не использовали. Если же непогода заставала их в пути, чумаки останавливались и ждали, когда подсохнет дорога и высохнут волы. В общей сложности вывозить соль было возможно в течение 130-150 дней в году с мая по октябрь.
Большую часть жизни чумаки проводили в дороге, нередко и умирать им приходилось на чужбине.

ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ

Встреча на дороге с женщиной не предвещала ничего хорошего, поэтому женщины, знавшие об этом поверье, увидев обоз издали, прят

ались. Проезжая по селам, чумаки угощали детей гостинцами, а бедным семьям, у кого никто не чумаковал, давали соли и рыбы без денег.
Чумаки в большинстве своем были грамотные, читали, играли в шахматы (делали их из палочек), разрисовывали узорами телеги, рассказывали сказки.

Кроме рыбы и соли чумаки привозили родственникам разные подарки. Женщинам — кусок ткани для головного убора или же на юбку, платки, ожерелье, мужчинам — пояса и штаны, детям — орешки. Для себя и на продажу привозили также ладан, гвоздику, изюм, перец и т.п. Вспомните, как у Шевченко:

Везет Марко Катерине
Сукна дорогого,
А отцу вышитый пояс
Шелка червленого.
А наймычке на очипок
Парчи золотой
И красный добротный платок
С белою каймой.
А деточкам сапожки
Смоквы, винограда,
А всем вместе — красного
Вина из Цареграда
Ведер трое в барыле
И икры с Дона —
Всего везет.

Чумачество с его своеобразным бытом и обычаями, с его богатым фольклором издавна привлекало внимание многих украинских писателей, художников, поэтов.
Среди этих литераторов был и Максим Рыльский, создавший целую поэму «Чумаки».

Николай Костомаров писал: «Отображением угасшего рыцарства является в Малороссии чумак. Казака призвала к деятельности потребность народная, а чумака породили общественные нужды и народный дух.

Малороссы утратили свою воинственность, настали другие времена. Саблю заменила коса, пушку — плуг. И могла ли Малороссия с такими широкими вольготными степями вмещать в себя людей, которые бы мирно обрабатывали скромный уголок и не отлучались бы дальше ближайшего ручейка?

Мог ли малоросский народ, разыграв такую зычно-трагическую роль, забыть ее сразу? Природа любит постепенность. Поэтому, прежде чем казак превратился в крестьянина, он стал чумаком и бурлаком. Чумак по работе — крестьянин, а по духу — казак. Чумак находит какую-то славу в своем странствовании. Вместе с тем, что «пошли наши сыночки денег добывать», народная песня говорит: «и славы заживать». Только ли интерес движет чумаком? Нет, с интересом объединяется и что-то другое: какая-то полусознательная тяга к странствованию, приключениям, товарищеской жизни и самоосвобождению от родственных связей. То же, что отличало характер казака. Чумацкий извоз до сих пор похож на воинствующий поход их предков».

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

Для украинцев основная причина, заставлявшая их срываться с места, заключалась в перенаселенности. Естественное плодородие увеличивало плотность населения, и люди ехали на восток, где «легче дышать», где больше заработки.

Ко всему прочему исследователи отметают готовность украинских чумаков ехать «свит за очи», дабы «разрабатывать» новые месторождения соли в бескрайних степях Заволжья. Таким образом, по договору с правительствующим Сенатом Российской империи, украинцы открыли «великий чумацький шлях» с Эльтонского озера (в районе Самары) — главный соляной тракт России в XVIII веке.

Государство, заинтересованное в быстрых и качественных поставках «соленого товара», в какой-то степени заботилось как о чумаках, так и об их верных помощниках — волах. Для выпаса волов вдоль соляных трактов были намежеваны сорокаверстные полосы земли. Всем, кто нарушал границы межевых полос, грозило суровое наказание. Также в нежилых степях было налажено выкапывание колодцев.

К концу 1760-х годов вдоль дорог от Эльтона до Саратова и Камышина и далее по дорогам к Воронежу и Тамбову возникло более 100 украинских хуторов и слобод, где и поныне можно услышать зычные украинские фамилии: Пономаренко, Коваленко, Куцемако, Тягнибеда, Кошевой, Котенко, Осьмак, Чупрына, Коломыец, Кожушко.

По данным третьей ревизии, проведенной в 1762 году, в Саратовской губернии проживало 3 428 украинцев-чумаков. Спустя двадцать лет количество чумаков возросло до 9 674 человек.

НЕЛЕГКО «ЧУМАКОВАТЬ» ВДАЛИ ОТ ДОМА, ЕЩЕ ТРУДНЕЕ — СОЛЬ ДОБЫВАТЬ…

Процесс добычи и доставки соли из Эльтонского озера заключался в ломке соли из дна водоема и складировании ее на берегу. Далее эта соль перевозилась в так называемые Саратовские и Камышинские «луговые» магазины чумаками, а из них развозилась во многие города Российского государства.

Ломкой соли, как правило, занимались «вольные» люди и помещичьи крестьяне из Пензенской, Рязанской и Нижегородской губерний, а также бедняки и бобыли украинских слобод. Без вызова они приходили на озеро и, не получая казенного пособия, обустраивали берега. В обычные годы добыча соли составляла до 6,5–7 миллионов пудов. Для этих работ вполне хватало 300-400 человек, но желающих ломать соль было гораздо больше, чем требовалось, в некоторые годы на озеро приходило до 3-4 тысяч ломщиков.

Труд здесь был необычайно тяжелым. Для выламывания соляных глыб рабочие должны постоянно находиться по пояс в крепком соляном растворе — рапе, которым было покрыто озеро на глубину 1-1,5 метра. Летом при невыносимой жаре горячий соляной раствор разъедал тело, кожа покрывалась язвами. При перегрузке глыб ломщики получали увечья. Изнуренные тяжелыми трудом и не имея никакой медицинской помощи, многие такие бедолаги умирали.

Свою работу ломщики делали артелями. Наиболее опытный ломщик выбирал место, где удобнее было запустить пешню, поскольку каждый год на дне озера нарастал новый слой соли. Отделив соляную глыбу от нового соляного пласта, артельщики подымали ее на лодку.

На берегу озера ломщиков поджидали чумаки, которые по сходной цене покупали соль и после загрузки ценным товаром отправлялись на своих фурах в путь…

Из года в год вывоз соли с Эльтонского озера увеличивался. В 1747 году за одну поездку в августе–сентябре чумаками было доставлено 13 275 пудов (1 пуд — 16 килограммов) соли, в 1 751 году — 3 253 759 пудов, а в конце 1850-х годов ежегодный вывоз соли из озера составлял 6,5 миллиона пудов. Эльтонский промысел приобрел всероссийское значение.
А следом был открыт знаменитый Баскунчак. И опять туда направились украинские чумаки.

В середине XIX века ввоз чумаками соли на Украину достиг цифры в 8 миллионов пудов ежегодно. В Черноморско-Азовские порты чумацкие обозы ежегодно доставляли от 34 до 40 миллионов пудов хлеба. Перевозили они также каменный уголь, продукцию сахарных, салотопных заводов и т.д.

Богатые чумаки-предприниматели владели десятками фур и огромными стадами волов. Одним из них был купец-бакалейщик Харитоненко, который, начав с аренды земли и сахарных заводов, со временем стал владельцем нескольких сахарных заводов в Харьковской губернии, известным филантропом.

В общем, чумаки играли незаменимую роль в торговых отношениях внутри Российской империи и составляли важный социальный класс, который со временем трансформировался в национальное малороссийское купечество.

чумак, чум′ак, -а, м. В старое время на Украине: крестьянин, занимающийся перевозкой и продажей соли, рыбы, хлеба и других товаров.
прил. чумацкий, -ая, -ое. Ч. обоз.

Смотреть что такое ЧУМАК в других словарях:

ЧУМАК

ЧУМАК, -а, м. В старое время на Украине: крестьянин, занимающийсяперевозкой и продажей соли, рыбы, хлеба и других товаров. I) прил. чумацкий,-ая, ое. Ч. обоз. смотреть

ЧУМАК

чумак м. устар. Крестьянин, который в старину на Украине возил на волах в Крым хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, а оттуда - соль, рыбу и прочие товары для продажи.<br><br><br>. смотреть

ЧУМАК

чумак м. уст.tchoomak (Ukrainian ox-cart driver)

ЧУМАК

чумак возчик, виноторговец, солеторговец Словарь русских синонимов. чумак сущ., кол-во синонимов: 3 • виноторговец (2) • возчик (11) • солеторговец (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: виноторговец, возчик, солеторговец. смотреть

ЧУМАК

ЧУМА́К, а́, ч.1. На Україні в XV–XIX ст. – візник і торговець, який перевозив на волах хліб, сіль, рибу та інші товари для продажу.Іде чумак з-за Лиман. смотреть

ЧУМАК

ЧУМАК Роман Моисеевич (р. 10.9.1918, с. Ксаверовка; ныне Васильковского р-на Киев. обл.) — укр. сов. писатель. Ок. Киев. гос. ун-т (1950); работал гл. . смотреть

ЧУМАК

ЧУМАКДалекие предки Чумаков, Чумакиных, Чумаковых были извозчиками и жили либо в южных регионах России, либо на Украине. Именно там чумаками именовали . смотреть

ЧУМАК

чумак чума́крод. п. -а́ "кабатчик", казанск., перм. (Даль), олонецк. (Кулик.), тотемск., вологодск. (ЖСт. 19, I, 115), "торговец солью и рыбой", укр., . смотреть

ЧУМАК

род. п. -а "кабатчик", казанск., перм. (Даль), олонецк. (Кулик.), тотемск., вологодск. (ЖСт. 19, I, 115), "торговец солью и рыбой", укр., блр. чумак "возница". Источник многие видят в тюрк.; ср. тур. cоmаk "булава, длинная палка", уйг. cоmаk "сильный, крепкий" (Радлов 3, 2032; Вамбери, Uigur. Spr. 252), причем можно сослаться на аналогичные случаи перехода знач. "дерево" &gt; "человек" (Р. Мух, WuS I, 39 и сл.); см. Мi. ТЕl., Nachtr. I, 25; 2, 98; Локоч 35; Брюкнер 81. Трудности представляет при этом знач. "виноторговец". Другие предполагают сокращение тур. cumakdar "тот, кто носит булаву" (Радлов 3, 2188); см. Карлович 117. Сомнительно сближение с тюрк. cum "бочка" (Горяев, Доп. I, 56). Сравнение с чума (см.) отражает лишь народн. этимологию, даже если украинские чумаки, ездившие за солью, как утверждают, мазали свою одежду дегтем для предохранения от чумы. смотреть

ЧУМАК

ЧУМАКв Малороссии крестьянин, промышлявший извозом соли и разных товаров; чумаки со своими волами были единственным средством для торгового транспорта;. смотреть

ЧУМАК

1) Орфографическая запись слова: чумак2) Ударение в слове: чум`ак3) Деление слова на слоги (перенос слова): чумак4) Фонетическая транскрипция слова чум. смотреть

ЧУМАК

ЧУМАК м. каз. перм. целовальник, кабачник, сиделец в кабаке, или помощник его; | южн. новорос. сар. малорос. протяжной извозчик на волах; в былое время, отвозили в Крым и на Дон хлеб, а брали рыбу и соль; этот промысел ныне сильно упал. Весь в дегтю, в смоле, как чумак. | Чумак и чумилка пск. замарашка, чумазый. | Чумаковы чоботы. Чумачья, чумацкая жизнь привольная. Чумачий воловий воз, парный. Чумаковать, чумачить, ходить в чумаках, извозничать на волах. Чумаченье, чумакованье, действ. по глаг. <br><br><br>. смотреть

ЧУМАК

-а́, м. устар. Возчик и торговец на Украине и Юге России, перевозивший на волах соль, рыбу и другие товары до проведения железных дорог.Чумаки кормили. смотреть

ЧУМАК

корень - ЧУМАК; нулевое окончание;Основа слова: ЧУМАКВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ЧУМАК; ⏰Слово Чумак содержит с. смотреть

ЧУМАК

(2 м), Р. чумака/; мн. чумаки/, Р. чумако/вСинонимы: виноторговец, возчик, солеторговец

ЧУМАК

Чумак за солью едет. Одесск. О Млечном Пути. КСРГО.Пускать чумака в глаза кому. Пск. Обманывать кого-л. СПП 2001, 80.Синонимы: виноторговец, возчик, со. смотреть

ЧУМАК

-а, ч. 1) В Україні у 15-19 ст. – візник і торговець, який перевозив на волах хліб, сіль, рибу та інші товари для продажу. 2) Український народний тан. смотреть

ЧУМАК

чума́к, чумаки́, чумака́, чумако́в, чумаку́, чумака́м, чумака́, чумако́в, чумако́м, чумака́ми, чумаке́, чумака́х (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: виноторговец, возчик, солеторговец. смотреть

ЧУМАК

ЧУМАК чумака, м. Встарину на Украине - крестьянин, возивший на волах в Крым и на Дон на продажу хлеб и привозивший оттуда для продажи соль и рыбу. Тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбой. Гоголь.<br><br><br>. смотреть

Чумаки - купеческий, торгово-извозного промысел Украиноруской населения на землях Великой Степи от 15 века до середины 19 века. Чумаки являются правопреемниками и продолжателями купеческих торговых традиций Запада и Востока, Европы и Великой Степи, Киевской Руси и Монгольской империи.

Лиц, занимавшихся чумакует, назывались купцами, чумаками (в XV - XVI веках - «Соленик», иногда «Коломийца» ( «Коломийца» ).

Этимология

По словарю Макса Фасмера, большинство признанных языковедов-славистов считают происхождение слова «чумак» из тюркских языков, а именно - от турецкого слова čоmаk (булава, длинная палка), уйгурского čоmаk (сильный, крепкий) или турецкого čumakdar (тот, что носит булаву ). Маловероятным является происхождение от тюркского čum ( бочка ). Сравнение со словом «чума» лишь отражает «народную этимологию», даже если украинские чумаки, ездившие за солью, как иногда утверждается, для предотвращения чумы мазали свою одежду дегтем.

Чумаки. История

Цитируя сайт http://chumactvo.info : "Это были традиционные купеческие формы с древних времен, формы организации людей, спивдиялы с государством Киев, но были более старые от этой державы. Это до странствующих купцов и воинов одновременно обращается в 1170 p. Великий Князь киевский Мстислав Изяславович с призывом защищать дороги от Киева до моря, потому что «уже в нас и Греческий путь отнимают, и Соляную, и Залозный. А не лучше бы было, братцы, поискать путей своих дедов и отцов ». Это о них вспоминает Рубриквис в 1352 году, когда украинское привозили в Феодосии куницы, соболя и другие меха в крытых телегах, запряженных волами. То уже были известны вплоть до половины XIX в. чумацкие мажи. Вспомним себе, что первые упоминания о казаках (грамота мещан Киева с 1499 p.) - это прежде всего упоминания собственно о купцов рыбой, о чумаков, а позднее уже о тех же людей как о военных людей. "

Чумаки торговали солью, которую привозили в Украину из Крыма, черноморского и азовского побережий, с Галичины, Донбасса и Поволжья ; одновременно они продавали в этих краях кустарные изделия, дерево, деготь, табак, водку и т.д..

Для перевозки товаров чумаки пользовались пароволовимы и четвероволовимы деревянными повозками, т. н. возами. На пароволову мажу грузили до 60 пудов соли.

Ездили чумаки валками до 100 и более телег, которые возглавляли выборные атаманы.

Постоянная угроза нападения в южных степях со стороны татарских отрядов заставляла чумаков иметь при себе оружие. Во время остановок на ночлег мажи ставили замкнутым четырехугольником, удобно защиты.

Чумакует было больше распространено среди казачества и крестьян разных категорий; в 15-18 вв. в. оно развивалось в связи с казачеством, и быт чумаков и казаков был подобный. Запорожские казаки часто сопровождали обозы чумаков и обороняли их от татар, в частности при переправах через Днепр ; чумаки часто зимовали в казачьих поселениях (нередко в Луге ).


Чумацкий воз. ЛИМ

В Украине было много чумацких путей, которые соединяли Левобережья и Слобожанщину с Запорожьем и Крымом, Доном и Азовским морем, другие вели с Правобережья и Левобережья до Галиции и Молдавии. Главные пути должны

Чумацкие валки формировались ранней весной (обычно, выезжали в воскресенье), возвращались осенью.

Для чумакування использовали т. н. Бессарабский предпочел половой масти с длинными рогами.

В 18 веке - первой половине 19 века чумакування стало одним из величайших позахлиборобських занятий крестьян и казаков. Во второй половине 18 века - первой половине 19 века оно было также основным видом транспорта на Приднепровье. Главным грузом был хлеб, экспортируемый за границу через Одесский и другие порты Черного и Азовского морей, далее кожа, мед, воск ; привозили соль, сушенуюрыбу.

В XVIII веке чумаки имели монополию на торговлю солью, в тысяче восемьсот тридцать - одна тысяча восемьсот сорок pp. лишь на 50-60%.Тогда привозили ежегодно 2,5-4 млн пудов соли и 600-900 тысяч пудов рыбы. Всего чумаки транспортировали ежегодно 60-80 млн пудов различных грузов, в том числе 25-40 млн пудов хлеба. Они обслуживали ярмарках, доставляли грузы в Москву и инших городов России, Северного Кавказа, Беларуси, Польши и Молдавии.

Кроме мелких чумаков, которые имели одну или две пары волов, возникшие во второй половине XVIII века крупные млечные предприятия, которые давали работу извозчикам или батракам, конечно бывшим захудалым чумакам. С богатых чумаков вышли семьи укр. капиталистов и деятелей ( Терещенко, Харитоненко и другие).

Чумакует упадок с середины XIX века и полностью исчезло с развитием железнодорожного и водного транспорта. Однако еще в 1880-х pp. насчитывали 200 000 чумаков.

Чумакует имело свое отражение в фольклоре (чумацкие песни), в литературе ( Иван Котляревский, Тарас Шевченко, Григорий Квитка-Основьяненко, Марко Вовчок, А. Рудыковский и проч.), в драматургии ( Иван Карпенко-Карый и др.), изобразительном искусстве ( Тарас Шевченко, Иван Айвазовский, С. Трутовский, В. Орловский, Сергей Васильковский и др.)..

Читайте также: