Что за профессия хормейстер

Опубликовано: 02.10.2024

Хормейстер - это человек, который руководит хором и дирижирует пением всех его членов. Он - флагман команды, задающий направление, регулирующий ход исполнения композиции. Этот человек всегда знает, каким будет следующий взмах его руки.

Зарождение

хормейстер это

Хормейстер - это дирижер, который вместе с музыкантами и вокалистами репетирует и разучивает партии. Корни этой профессии можно найти еще в Древней Греции. Именно тогда и появилось хоровое пение во время спектаклей. Вместе с ним развивались и новые творческие профессии. Такой «народный хор» сопровождал дирижер, который рассказывал зрителям о том, что будет происходить в определенном акте.

Особое внимание руководителю коллектива начали уделять в середине ХІХ века. Тогда хормейстера называли и головщиком, и регентом, и даже кантором или капельмейстером. Близкие функции мог выполнять также руководитель капеллы. Он состоял при певческих школах и церквях. Но потом руководителю церковного хора отдали отдельную нишу для работ и назвали его регентом.

Стоит отметить, что до ХІХ века дирижер не стоял к залу спиной, как это принято сейчас. Тогда он управлял коллективом, не видя его, усложняя при этом задачу для себя и коллег.

народный хор

Позже, во время активного развития музыки, исполнительства и современного искусства начала активно развиваться интересующая нас профессия. С этого момента руководитель-хормейстер всегда возглавляет певческие коллективы, не зависимо от того академический это или народный хор. Также он берет на себя ряд дополнительных функций.

В частности, он выступает, как дирижёр академического оркестра. Сегодня, кроме художественной работы, руководитель хора обязан обеспечивать коллективу высокий уровень творческой деятельности, хорошее звучание, командный дух. Важно помнить, что каждый участник ансамбля звучит по-разному, и каждый был обучен разным приемам звучания. Поэтому руководитель хора должен выработать единое направление для всех, чтобы получить качественное вокальное пение.

Чтобы понять, в чем заключена суть работы такого профессионала, важно разобраться и в том, кем он руководит. Хор - это не ансамбль, трио, квартет и так далее. Его главное отличие от остальных видов пения заключено в наличии минимум двух-трех человек, которые исполняют одновременно одну и ту же партию. Также хор может петь в сопровождение аккомпанемента или без него (а-капелла). Сопровождение может проводиться практически любыми музыкальными инструментами, одним из них или даже целым оркестром.

Задачи

руководитель хора

Хормейстер - это профессионал с колоссальным уровнем подготовки. Он должен прекрасно ориентироваться в вопросах вокальной культуры и постановке голоса, а также в технике приемов, способах управления командой певцов и т. д. Хормейстер – это человек, который обязан хорошо и четко владеть не только чужими исполнениями, но и своим голосом. Он должен иметь отличное представление о каждом этапе технологии звукообразования, знать музыкальные приемы и уловки, иметь большой опыт и передавать его всей группе.

Дирижёр должен познать технику пластических жестов и творческого подхода к работе, проявлять неординарный подход к каждому заданию. Поэтому стоит знать, что управление хором во время выступления – это только вершина айсберга работы дирижера. Большую часть своего времени и сил этот человек проводит на репетициях при разучивании новых произведений. Также на плечи хормейстера чаще всего ложится подбор репертуара для коллектива, выбор новых участников, прослушивание и разбор на части всех произведений.

Расположение

Хорошему мастеру необходимо уметь ориентироваться в мире музыки и многообразии произведений, отлично знать теорию чтения хоровых произведений. Профессионал также с легкостью определяет, какого голоса не достает его хору, прослушивает кандидатов и выискивает новые «вокалы». Руководитель должен правильно разместить участников хора на сцене (от этого во многом зависит звучание), правильно подобрать каждому партии и органично сочетать всех певцов по тембру и силе голоса.

Перед началом разучивания каждой новой музыкальной постановки хормейстер должен объяснить каждому члену группы его задачу, прорепетировать партию и уладить все детали.

Дирижер академического хора и его жесты

дирижер академического хора

Все чаще хормейстеры отказываются и от всем привычной палочки. Современные мастера знают, что дирижер должен владеть техникой отлично, а вот указывать направления звучания хору можно и плавными кистями рук. Кроме того, хормейстерам разрешено дополнять свои действия легкими передвижениями головы и тела. Каждый взмах руки - это условный жест, который может указывать на смену темпа или ритма, регулирование громкости, силы звучания хора и прочих аспектов исполнения произведения.

Поэтому хормейстер - это дух и сила любого хора, его основа и начало. Без описанного человека десятки и сотни участников группы могут остаться беззвучными и безликими. Даже один промах хормейстера может стать крахом для всего коллектива.

Профессия музыкального руководителя относится к типу «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с детьми.

Дополнительный тип профессии: «Человек – Художественный образ», так как она связана с творческой деятельностью, воспроизведением и созданием художественных образов с помощью музыкальных средств.

По характеру труда профессия музыкального руководителя относится к классу эвристических (творческих), она связана с планированием, анализом, организацией, управлением, принятием нестандартных решений.

Описание

Хормейстер (от «хор» и нем. meister – «мастер», «начальник») – руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет хором при разучивании, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий.

Содержание деятельности

Управление хором на выступлениях – это лишь малая часть деятельности руководителя хора. Больше всего времени уходит на репетиции и разучивание произведений. Перед какими-то ответственными мероприятиями занятия проводятся особенно интенсивно.

Хормейстер чаще всего сам подбирает репертуар для хора. Чтобы выбрать наиболее подходящие и удачные произведения, он должен прекрасно ориентироваться в многообразии классического и современного музыкального материала. Кроме того, он знает теоретические основы записи и чтения хоровых произведений.

Хормейстер, набирая новых участников в коллектив, прослушивает их, определяет его певческий голос и диапазон. Руководитель хора размещает участников по партиям (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Кроме того голоса стоящих рядом артистов должны органично сочетаться между собой по тембру и силе.

Прежде чем начать работу над произведением, хормейстер объясняет стоящие перед участниками хора задачи.

Хормейстер прекрасно знаком с техникой дирижирования.

Должен знать

основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»);

возрастную педагогику, психологию, физиологию, анатомию;

методики музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей дошкольного возраста;

музыкальные произведения детского репертуара.

Хормейстер должен хорошо разбираться в теории и технике пения, знать особенности формирования того или иного голоса.

Должен уметь

профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте;

разрабатывать авторскую обоснованную программу музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;

творчески использовать передовой опыт музыкального воспитания детей в соответствии с местными условиями; работать в экспериментальном режиме по внедрению новых программ;

при необходимости активно участвовать в создании и преобразовании образовательной среды, разрабатывать и изготавливать необходимые пособия и дидактические игры, энергично подключая детей к этому процессу;

применять психолого-педагогические методы и приемы формирования основ художественно-эстетической культуры детей, обрабатывать и анализировать накопленные материалы по музыкальному развитию каждого ребенка, организовывать проведение открытых занятий для своих коллег;

использовать методы диагностики музыкального воспитания и развития детей, реализуя принципы индивидуального подхода.

Хормейстер должен обладать хорошей вокальной подготовкой и уметь владеть собственным голосом и разными вокальными приемами.

Руководитель хора следит за всевозможными хоровыми конкурсами и фестивалями, в которых мог бы поучаствовать его коллек

Индивидуальные способности

музыкальная и педагогическая одаренность;

развитая моторика рук;

развитые коммуникативные способности;

высокая эмоциональная устойчивость — выдержка, самообладание;

большой объем оперативной и долговременной памяти;

умение чувствовать и понимать стили, жанры музыки;

Профессионально важные качества

Музыкальный слух, чувство ритма – обязательные качества для хорового дирижера. Художественный вкус тоже незаменим в плане подбора и обработки музыкального материала для хора.

В хоре состоят разные люди, и хормейстер должен найти подход к каждому, создать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. Иначе хор будет выполнять свою работу некачественно. Поэтому руководитель должен быть хорошим психологом, обладать выдержкой и педагогическим тактом. Понадобятся и организаторские способности, особенно если коллектив детский.

Хормейстер должен обладать выразительной мимикой и хорошей пластичностью рук. Ведь во время исполнения произведений он общается с хором лишь при помощи жестов и мимики. Но даже идеального знания всех технических приемов дирижирования недостаточно. Чтобы показать все необходимые нюансы мелодии, передать нужное настроение песни, дирижер хора должен вкладывать в свою работу эмоции. Поэтому эти профессионалы, как правило, энергичные и неутомимые люди. Кроме этого, потребуется и физическая выносливость, ведь работать приходится стоя.

Есть такой музыкальный анекдот: «Хороший хормейстер держит партитуру в голове, а не голову в партитуре». То есть профессионал своего дела должен обладать хорошей памятью.

Медицинские противопоказания

травматические повреждения головного мозга;

тяжелые заболевания опорно-двигательной системы, детский церебральный паралич, ампутация и парализация верхних и нижних конечностей;

психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);

психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), неврозы являются противопоказаниями к осуществлению данной деятельности;

выраженные дефекты речи;

эпилепсия, расстройство памяти;

наличие зависимостей (алкогольной, наркотической).

Условия труда

В основном работа - в положении стоя.

Нужна неплохая физическая форма.

В хоре состоят разные люди, и хормейстер должен найти подход к каждому, создать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. Иначе хор будет выполнять свою работу некачественно. Поэтому руководитель должен быть хорошим психологом, обладать выдержкой и педагогическим тактом.

Хормейстер должен обладать выразительной мимикой и хорошей пластичностью рук. Ведь во время исполнения произведений он общается с хором лишь при помощи жестов и мимики.

Области применения

Музыкальные руководители с успехом трудятся:

в государственных и частных дошкольных образовательных учреждениях;

в детских домах;

в системе дополнительного образования детей: центрах творчества и досуга, центрах раннего развития и воспитания ребенка.

Базовое образование и пути получения профессии

Необходимое образование для работы музыкальным руководителем лица с незначительными нарушениями зрения могут получить: в музыкальных училищах, педагогических колледжах, специализированных высших образовательных учреждениях музыкального профиля.

Перспективы карьерного роста

Карьерный рост музыкального руководителя зависит от его профессиональных целей, планов, индивидуальных особенностей. Люди, имеющие ограниченные зрительные возможности, но обладающие музыкальным талантом, могут осуществить карьерный взлет в музыкальной сфере, могут заниматься педагогической деятельностью, давать частные уроки, заниматься репетиторством. Повышая свой профессиональный уровень в смежных профессиях, например, в системе управления персоналом, можно занять должность заведующего детским садом или центром детского творчества.

Начать карьеру можно с ассистента хормейстера. Хормейстеры могут работать в музыкальных школах и училищах, руководить студенческими, самодеятельными и профессиональными певческими коллективами. Без них не обойдется ни один музыкальный, оперный театр или филармония.

Дирижер хора может подняться с 9 до 13 разряда. 14 разряд – это уже главный хормейстер.

Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области

Навигация по сайту

Хоровой дирижер-4
Хормейстер (от «хор» и нем. meister – «мастер», «начальник») – руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет хором при разучивании, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий.

Хоровое пение было очень популярно в Древней Греции. Без участия хора не обходился ни один древнегреческий спектакль. Руководителя хора в античной драме называли корифеем. Он произносил вступительный речитатив, сообщал о приходе нового персонажа, подводил итог монологам героев, осуществлял контакт между актерами и хором. Корифей отстукивал ритм песни ногой.

Дирижеры не всегда стояли на сцене спиной к залу. До середины XIXвека это считалось не приличным, поэтому им приходилось управлять своими коллективами, не видя их. Первым, кто повернулся лицом к артистам был Рихард Вагнер и ввел, таким образом, новую моду в дирижировании.

Хормейстер должен хорошо разбираться в теории и технике пения, знать особенности формирования того или иного голоса. Он должен и сам обладать хорошей вокальной подготовкой и уметь владеть собственным голосом и разными вокальными приемами.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Управление хором на выступлениях – это лишь малая часть деятельности руководителя хора. Больше всего времени уходит на репетиции и разучивание произведений. Перед какими-то ответственными мероприятиями занятия проводятся особенно интенсивно.

Хормейстер чаще всего сам подбирает репертуар для хоря. Чтобы выбрать наиболее подходящие и удачные произведения, он должен прекрасно ориентироваться в многообразии классического и современного музыкального материала. Кроме того, он знает теоретические основы записи и чтения хоровых произведений.

Хормейстер, набирая новых участников в коллектив, прослушивает их, определяет его певческий голос и диапазон. Руководитель хора размещает участников по партиям (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Кроме того голоса стоящих рядом артистов должны органично сочетаться между собой по тембру и силе.

Прежде чем начать работу над произведением, хормейстер объясняет стоящие перед участниками хора задачи.

Хормейстер прекрасно знаком с техникой дирижирования. Руководители хора редко пользуются дирижерской палочкой. Они дирижируют руками, дополняя движения рук и пальцев движениями головы и корпуса. Таким образом хормейстер указывает артистам темп и ритм произведения, изменение громкости, силы звучания, зрительно воспроизводит мелодию, показывает, где взять дыхание.

Если в хоровом коллективе состоят люди, не владеющие музыкальной грамотой, хормейстер знакомит их с элементарными понятиями из теории музыки

Должен знать
Обширный музыкальный репертуар, теоретические основы записи и чтения хоровых произведений, основы хороведения, педагогику, психологию.

Профессионально важные качества

Хоровой дирижер-1

  • музыкальный слух;
  • музыкальная память;
  • чувство ритма;
  • художественный вкус;
  • педагогический такт;
  • организаторские способности;
  • эрудиция.

Медицинские противопоказания

  • плохие слух и зрение;
  • нервные и психические заболевания;
  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата.

Родственные профессии
Музыкант-исполнитель, дирижер оркестра, артист, учитель пения.


Искусство дирижирования уходит своими корнями в глубину веков. Еще в древнеегипетских рисунках присутствует некий человек с жезлом в руке, который стоит напротив музыкантов и певцов и руководит их действиями. В качестве отдельной профессии дирижирование стало известно с начала XIX века.

Дирижер хора – одна из самых сложных и интересных среди музыкальных профессий. Поэтому к дирижеру предъявляют самые высокие профессиональные требования. Этот вид искусства не похож ни на один другой, так как «музыкальным инструментом» дирижера являются сами люди – исполнители. От мастерства дирижера зависит как будет звучать хор и как его будут воспринимать слушатели.

В основе качественного звучания хора лежит тонкая психология и талант руководителя. Вот почему одно и то же произведение у разных дирижеров может звучать по-разному и производить совершенно разное впечатление.

Дирижер хора еще больше, чем любой исполнитель, должен быть высокообразованной, высокодуховной и творчески интересной личностью. Талантливость дирижера хора зависит от глубины и серьезности его моральных воззрений, богатства эмоциональной жизни, широты кругозора.


В нашем колледже помимо профессии дирижера хора, студенты также получают профессию регента церковного хора. На первый взгляд может показаться, что дирижер и регент одно и то же, однако это не совсем так.

10 ВОПРОСОВ О ПРОФЕССИИ РЕГЕНТ

  1. Кто такой регент?

Регентом называется дирижер православного церковного хора. От обычного хорового дирижера (хормейстера) его отличают знание порядка, духа и смысла Богослужения, умение через свое православное творческое мироощущение помочь находящимся в храме людям молиться.

  1. Какие качества нужны будущему регенту?

Для успешного освоения профессии регента необходимо:

— музыкальный слух, чувство ритма, начальная музыкальная подготовка

— организаторские и педагогические способности

— настойчивость и целеустремленность в обучении

  1. Чем профессия регента отличается от профессии хормейстера (дирижера хора)?

С точки зрения профессиональной компетентности они могут делают много общего. Например, дирижировать хором, преподавать музыкальные дисциплины, работать с репертуаром, проводить репетиции, создавать красивое звучание хора и т.д.

Принципиальное отличие регента от хормейстера в том, что каждый регент – это православный хормейстер, который имеет знание ряда церковных дисциплин и может вести Богослужение. Более того, «хормейстер» — это профессия ради искусства, а «регент» — это духовное творчество.

  1. Какая польза в профессии регента?

Всем известно, что в России идет повсеместное возрождение традиций, люди приобщаются к духовным ценностям, открываются новые приходы, монастыри, воскресные школы и духовные заведения. Сейчас Церковь ощущает острую нехватку кадров. Особенно — регентов. В условиях высокого спроса на эту профессию, регент имеет обилие возможностей для трудоустройства в соответствии со своей квалификацией в любых приходах, монастырях и учебных заведениях.

  1. Что получают будущие регенты от данного курса?
  1. Как проходит обучение и какие знания даются?

Выпускницы 9-х классов средней школы кроме специальных дисциплин проходят обучение по программе 10-ого и 11-ого классов школы.

Имеющие аттестат средней школы получают профессиональное музыкальное образование.

Все студентки могут посещать монастырские мастерские по выбору и помогают сестрам на различных послушаниях. Таким образом в колледже можно очень многому научиться помимо своей профкссии.

Кроме светских дисциплин по специальности будущие регенты изучают:

Форма обучения — очная. Занятия индивидуальные и групповые.

  1. Кому будет полезно поступить на отделение регентов?
  1. Как проходит обучение?

Весь курс обучения проходит в колледже «Добрая школа на Сольбе» при Николо-Сольбинском женском монастыре. Это дает уникальную возможность объединить образование и духовную пользу.

Студентки колледжа проживают в удобных комнатах, обучаются в хорошо оборудованных классах. С первых дней занятий имеют возможность применять свои знания на практике. Распорядок дня и план занятий соответствует стандартам среднего специального учебного заведения.

  1. Чему обучают педагоги и чем помогают наставники?

Педагогический коллектив колледжа состоит из высококвалифицированных преподавателей, которые дают полный объем профессиональных знаний.

В дополнение к музыкальным предметам и общим дисциплинам регенты получают углубленные знания о церковных правилах, этикете и традициях непосредственно в монастырской жизни.

Наставница – сестра монастыря, которая помогает в формировании духовно-нравственных качеств, необходимых будущим регентам, учит быть организованными и создаёт дружный коллектив.

  1. Какие мечты и желания может реализовать данный курс?
Профессия – хормейстер. Александр Маслиёв рассказал о тонкостях свой работы в сельском ДК
Фото: Анна Панченко

Воспитанники педагога регулярно становятся лауреатами всевозможных конкурсов.

Хоровое пение было очень популярно ещё в древности. Тогда ни один спектакль не обходился без участия хора, а руководителя коллектива в античные времена называли корифеем. В стрелецком ДК тоже есть свой музыкальный корифей. Это Александр Маслиёв. Он – гордость района, а его воспитанники – призёры всевозможных конкурсов различного уровня. Местный хормейстер открывает сельским ребятишкам неповторимый мир музыки, культуры и искусства.

Александру Ивановичу удалось создать сводный школьный хор, который завоевал первое место в районе, первое место – в области и второе – на всероссийском уровне. Сегодня мы познакомимся с хормейстером Маслиёвым поближе и узнаем, как ему удаётся прививать детям любовь к музыкальному творчеству.

Александр Иванович родом из Томаровки. Здесь он родился, вырос, ходил в школу и попутно осваивал игру на баяне в музыкальной школе.

«Друзья пошли в музыкальную школу, я – за ними. Правда, потом все бросили, а я остался», — вспоминает с улыбкой свою историю прихода в музыку педагог.

Так случайное желание переросло во что‑то большее, и Александр Иванович после восьмого класса образовательной школы поступил в Белгородское музыкальное училище.

«Нагрузка у нас там была хорошая. Занимались очень много и плодотворно. А после ушёл служить под Братск в тайгу», — продолжает Александр Иванович.

Когда молодой специалист вернулся из армии, то пришёл работать в томаровскую музыкальную школу к Галине Рудневой, а точнее — в её филиал. В стрелецкой школе дали класс, чтобы была возможность преподавать игру на баяне. И попутно стал аккомпаниатором в местном ДК.

В один момент почувствовал необходимость в высшем образовании. Поступил в Таганрогский педагогический институт по классу учителя музыки. Проездил туда пять лет, но, как признаётся, получил очень большой опыт благодаря высокопрофессиональным педагогам. Потом трудился некоторое время аккомпаниатором в томаровском ДК. А затем удалось устроиться по родной специальности учителем музыки в кустовскую школу. Спустя девять лет снова вернулся в Стрелецкое на должность хормейстера.

Сегодня Александр Иванович успешно работает в тандеме с Оксаной Фаниной. Они занимаются с детьми в вокальной студии «Весёлые нотки», которая включает в себя ансамбли «Ладно», «Взрослые люди» и «Почемучки». Их музыкальному портфолио, нестандартному и незаезженному репертуару и наградам может позавидовать любой творческий коллектив. О неповторимости творческого процесса очень заботится и сам руководитель.

«Я стараюсь выбирать для ребят незнакомые композиции, чтобы репертуар был свежим. Сам делаю фонограммы, аранжировки. Стараюсь подбирать композиции не просто так, а чтобы они подходили внутреннему миру человека», — поделился педагог.

Действительно, настоящий хормейстер должен хорошо разбираться не только в теории и технике пения, но и знать особенности формирования того или иного голоса.

Очень много времени и сил у ребят уходит на репетиции и разучивание произведений. Перед какими‑то ответственными мероприятиями занятия проводятся особенно интенсивно. Но любому труду воздаётся.

Стрелецких воспитанников Маслиёва похвалила знаменитый детский композитор Анна Петряшева на конкурсе «Твоё время». Песни этого музыканта, между прочим, звучат в детских телепередачах, на детском радио, на конкурсах вокалистов, в школах, дворцах творчества и детских садах. На этот конкурс тогда приехали в Белгород участники со всей России. А это порядка 400 человек. И солистке Маше Кравцовой, ансамблю «Ладно», Бондо Баджаладзе удалось стать лауреатами в своих категориях.

Профессия – хормейстер. Александр Маслиёв рассказал о тонкостях свой работы в сельском ДК - Изображение
Фото: Архив Александра Маслиёва

Вокальная студия «Весёлые нотки», между прочим, защитила звание «Народный (образцовый) самодеятельный коллектив». Участники стрелецких коллективов из года в год становились дипломантами «Музыкального автографа», «Звёздочек Белогорья», «Афганского ветра», «Музыкального серпантина».

«Необходимости искать вдохновения для работы у меня не возникает. Пока интересно с детьми, этого и не нужно. Мне нравится наблюдать за тем, как дети раскрываются на сцене, как радуются их успехам и победам родители. Я вот, например, до сих пор боюсь сцены. И каждый раз переживаю за них гораздо больше, чем они сами. Но всё оправдывается тем, что ты получаешь радость от роста ребёнка», — рассказал Александр Иванович.

Каждый взмах руки Александра Маслиёва – это условный жест, которым он контролирует выступления своих воспитанников. Он может указывать на смену темпа, ритма, силы звучания хора или других важных аспектов исполнения произведения. Именно поэтому хормейстера считают духом и силой любого хора, его основой и началом, без которого участники коллектива могут остаться беззвучными и безликими. Но это уж точно не грозит стрелецким артистам. Они – под надёжным крылом очень опытного и любящего их всем сердцем наставника.

Читайте также: