Что за профессия линотипист

Опубликовано: 17.05.2024


Столетний юбилей «Советской Сибири» — хороший повод вспомнить о тех временах, когда в ходу были громоздкие агрегаты, вредные для здоровья металлические сплавы, трудоемкие технологии, с помощью которых наша газета пять раз в неделю выходила в свет.

В просторных помещениях родной для нас типографии «Советская Сибирь» размещалось около полутора десятков линотипов — строкоотливных наборных аппаратов, которые сегодня можно увидеть только в музеях. Специалисты по набору были нарасхват, дежурили ночи напролет, но зато узнавали новости самыми первыми. Ветераны печатного дела вспоминают молодость с ностальгией.

В 70-е годы наборный цех располагался на третьем этаже нового здания, построенного на улице Немировича-Данченко в Новосибирске. Типография переехала сюда с улицы Советской, 6. В ее цехах печатались не только «Советская Сибирь», но и к этому времени «Вечерний Новосибирск», районные газеты, институтские и заводские многотиражки.

Каждый палец знал свое место
Любовь Тогушова трудилась линотипистом в наборном цехе с 1978 года. Как и сегодня, все начиналось с клавиатуры, вспоминает она.

— Нам выдавали машинописный оригинал текста, а мы делали набор, — поясняет наша собеседница. — Автоматически настраивали шрифты, используя четыре магазина — в зависимости от того, крупный должен быть текст или мелкий. Набирали «слепым» методом, не глядя на клавиатуру. Так нас учили. Бывало, глаза смотрят на лист, а руки делают… Хотя сам иногда думаешь о другом, все получается правильно. Каждый пальчик знает свое место. Если порой на клавиатуру поглядишь, не знаешь даже, куда нажать. Привыкли все делать на автомате.

Газетные строки формировались из металлических буквенных матриц и пробельных клиньев. Линотипист нажимал на клавишу, и нужная литера выпадала на ленту транспортера. В итоге из матриц получались металлические строки-пластины.

004-13-02.jpg

Зинаида Ивановна Кащенко за линотипом

Линотиписты работали в две смены. Первая смена — с семи утра до четырех вечера, вторая — с четырех до полпервого ночи.

— Порой обходились без обеда. Бывало, и ночами дежурили, до шести часов утра оставались. Сидели, пока следующая смена не приходила, — говорит линотипист Зинаида Кащенко.

— Работали и по праздникам, — добавляет ее коллега Фаина Иванова. — Допустим, идут люди на демонстрацию, а у нас дежурит бригада. Еще демонстрации нет, а в набор дается часть текста. Ведь план был уже известен, материал набирали заранее, а в день верстки вносили поправки. Я сама сколько раз за мастера оставалась и просила девчонок, уговаривала: давайте останемся до утра. Кто-то соглашался, а кто-то говорил: нет, муж будет ругаться.

Впрочем, сверхурочные часы хорошо оплачивались, и желающие поработать дополнительно, как правило, находились. Будучи областной газетой, «Советская Сибирь» обязана была публиковать официальные документы, и это накладывало свой отпечаток на весь трудовой процесс. По словам Зинаиды Кащенко, график был довольно жесткий: сдавать полосы надо было до десяти-одиннадцати часов вечера, а некоторых документов приходилось долго ждать.

«Разливая огонь словометный»
Выражение «горячие строки» в те годы можно было понимать буквально, ведь литеры отливали под высокой температурой. Строки, набранные линотипистами, заполнялись сплавом. Температура в котлах достигала 280 градусов выше нуля. После выхода тиража строчки опять расплавлялись в «чушки» — бруски, которыми заправляли линотип.

Чтобы представить себе этот процесс, можно вспомнить фразу Маяковского: «Разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип…»

Все эти огненные манипуляции совершались в помещении цеха, где располагался линотипный участок. Хотя вентиляция работала, от паров металла никуда было не деться. В состав сплава (так называемый гарт) входили олово и свинец, и работать с ним было вредно для здоровья. Линотиписты выходили на пенсию в пятьдесят лет.

Чуть не запел перед кобылой
Оттиски поступали в корректорский цех, на проверку. Корректоры также дежурили в две смены и вычитывали тексты не на один раз: сначала в оттисках, гранках, а затем — в сверстанном виде. Если выявляли ошибки, приходилось переливать всю строку.

— Бывало, что и не одну строку, а десяток, с учетом переносов, — подчеркивает Фаина Иванова. — Это не как сейчас, при работе с компьютерной техникой, — раз и исправил. Для линотиписта очень важно было быть грамотным, хорошо знать русский язык.

004-13-03.jpg

Некоторые ошибки были до того забавными, что в редакции долго помнили и цитировали ляпы коллег. Самая распространенная оплошность — неблагозвучные переносы. Например, нужно было очень осторожно переносить такие слова, как «бригада», «команда», «под­страхуй».

— Одного корректора у нас, по-моему, даже уволили, — вспоминает Зинаида Кащенко. — Видно, она до того устала тексты читать, что вместо слова «председатель» пропустила в печать слово «предатель». Речь шла о конкретном человеке, и сделать такую ошибку было ужасно! Случались и курьезы. Однажды читателям «Советской Сибири» чуть не сообщили о том, что Поль Робсон пел перед. кобылой. А там должно было стоять совсем другое слово — перед колыбелью! К счастью, ошибку заметили, и в печать это не пошло. Но смеялись, конечно, долго.

Пришлось переучиваться
В начале 90-х годов наборный цех исчез, и линотипистов усадили за ЭВМ.

— Лично мне на компьютеры очень жалко было переходить! — вздыхает Фаина Иванова. — На компьютере даже первоклассник, который научился читать и писать, может набрать текст, и это уже не так интересно. Конечно, работать стало проще, быстрее, но линотипы вспоминаю с ностальгией.

Многие ветераны печатного дела и сегодня хранят старые выпуски газет — и у себя дома, и на дачах. Ведь это всегда приятно — раскрыть старый номер и вспомнить рабочие будни, своих коллег, атмосферу времени.

СПРАВКА
Линотип (от лат. linea — «линия» и греч. τύπος — «отпечаток») — строкоотливной наборный аппарат, изобретенный в 1884 году американским инженером Отмаром Мергенталером. Предназначен для отливки строк текста из типографского сплава. Состоял из клавиатуры, касс с наборами линотипных матриц, верстатки, в которой формировалась строка, и отливного аппарата. После нажатия оператором рычага набранная строка автоматически перемещалась в отливной аппарат, где выполнялась отливка. Жидкий металл поступал из емкости, где постоянно поддерживалась определенная температура. Линотип широко использовался в полиграфии до появления технологии фотонабора и компьютерной верстки. (По материалам «Википедии»)

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Книга в жизни человека играет немаловажную роль. Именно книга раскрывает перед человеком мир , наполненный чем-то необычным, загадочным, интересным. Иногда книга может поменять мировоззрение человека, его взгляды на жизнь, убеждения. Я думаю, что у каждого есть любимая книга , которая, возможно, была прочитана не один раз. Сейчас, в наше время, книги не являются такой ценностью как раньше, они очень доступны, выпускаются огромными тиражами. Кроме этого появились электронные носители, которые с легкостью заменили сшитые между собой листы бумаги в твердом переплете. Но я считаю, что книга это уникальное изобретение человечества, которое будет служить ему еще очень и очень долго.

Моя бабушка, Антонова Светлана Михайловна, всю жизнь проработала в типографии - линотипистом. Она набирала текст на специальных наборных строкоотливных машинах, которые называются линотипы. Когда я пришла к ней на работу, то увидела, что женщины стоят возле специальных столов, которые называются «касса», внутри которых находятся ячейки с литерами (буквы, цифры) разных размеров. Эти буквы они составляют в слова, кладут их в металлическую рамку, которую потом вставляют в печатную машину. Оказалось, что таким способом набирается текст, который потом отпечатывается на бумаге, и в итоге получаются листы с текстом. Бабушка мне рассказала, что это ручной способ набора текста.

И вот мне стало интересно, а смогу ли я самостоятельно набрать текст ручным способом? Цель – узнать о забытой профессии наборщика ручного текста и попробовать самой набрать текст.

Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:

1. найти в научно-популярной литературе сведения об истории создания книг,

2. познакомиться с историей возникновения книгопечатания,

3. узнать о способах размножения текста,

4. найти информацию о профессии наборщика ручного текста самостоятельно попробовать набрать текст ручным способом,

5. провести классный час в 7 Д классе с темой «Забытая профессия – наборщики ручного текста».

1 КНИГА - ЭТО ВОЛШЕБНИЦА

1.1 История появления книги

«Книга - это волшебница. Книга преобразила мир.
В ней - память человеческого рода, она - рупор человеческой мысли .
Мир без книги - мир дикарей. »

( Василий Васильевич Розанов)

Невозможно представить современное общество без книг. Однако люди прожили большую часть своей истории без них. Накопленные знания одно поколение передавало другому устно, или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильём, одеждой. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы. Человеку понадобилось много времени, чтобы изготовить нечто напоминающее современную книгу.

Когда люди перестали жить большими группами, когда сложились первые государства, объем, и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Нужно было изобрести письменность и размножать написанное. Так откуда пришла к нам книга?

Уже в Древнем мире появилась письменность. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, создали целую культуру письма. Писали в Древнем мире на разных материалах. Древние египтяне изготавливали что-то вроде грубой бумаги из тростника, который назывался папирусом. Плоские листы изготавливались вручную, после чего бледно-желтые листы склеивались в длинные полосы, которые затем наматывались на цилиндры из дерева или кости. При помощи чернил из водного раствора сажи египтяне записывали стихи, рассказы, всевозможные сведения, используя иероглифы, или рисуночное письмо. Поскольку на свитках писать было не слишком-то удобно, иногда записи делались на отдельных листах. Затем эти листы увязывались вместе, составляя что-то вроде книги. [1]

Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы изготавливали глиняные таблички. С помощью заостренных палочек они выдавливали на еще сырой глине этих табличек клинообразные знаки, или клинопись. Для лучшей сохранности обжигали в печах. Иногда записи были длинными и занимали много глиняных табличек. Такой набор табличек, или «страниц», и можно приблизительно считать книгой.

В III в. до н.э. возникла самая известная библиотека древности - Александрийская в Египте. В I в. до н.э. в ней было около 700 тыс. свитков. Появился новый прочный материал - пергамент. Его делали из кожи овец и коз, а самый тонкий получали из телячьей кожи. На одной стороне писали текст, затем нарезали листы одного размера и скрепляли их с помощью кожаных ремней. [2]

Книги в том виде, в каком мы их знаем, появились только в средние века. Четыре куска пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа. Затем их вкладывали один в другой: в сумме получалось 8 листов, или одна секция. Готовые секции отправляли писцу. Он писал текст. Писец разъединял листы и работал над каждой страницей отдельно. Пергамент был достаточно плотен, чтобы писать с двух сторон. Затем законченные секции отправлялись к переплетчику. Он сшивал каждую секцию бечевками по линии сгиба. Далее заготовлялись деревянные обложки. Концы бечевок продевались через отверстия в дереве, чтобы скрепить секцию и обложку. Затем на деревянные обложки приклеивали большой кусок кожи, закрывая им сгибы секций. Готовые книги украшались и бережно хранились. Большинство книг в средние века были написаны на латинском языке. [5]

Но потребность в размножении текстов становилась всё больше, а возможности переписчиков были ограничены. Для того чтобы решить эту проблему, в китайских монастырях стали вырезать из дерева рельефные тексты и иконы в зеркальном отражении. Постепенно изготовление книг увеличилось. Книги были дорогими. Бумага пришла в Европу от арабов. Предполагают, что они заимствовали способ её изготовления у китайцев. Дешевизна материала позволила выпускать гораздо больше книг, чем это было возможно раньше. На Руси книги появились с появлением христианства. Новгородцы писали друг другу письма на бересте. В XIV - XV вв. в Европе изготовление книг вышло за стены монастырей. Теперь этим занимались не церковные служители, а ремесленники; торговали книгами купцы. Изготовление бумаги за два века распространилось по всей Европе. [4]

1.2 Начало книгопечатания

И наконец, Иоганн Гутенберг, ювелир, гравёр, резчик по камню, изобрёл книгопечатание. Книгопечатание (в переводе с греческого - многописание) - это размножение в большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка. Он первым применил разборный шрифт, хотя считается, что в Европе у него были предшественники. Металлические буквы - литеры для шрифта отливали из сплава, в котором преобладал свинец. Их помещали в наборную кассу, откуда наборщик брал необходимые и подбирал в особой рамке строку. Строку выкладывали на наборную доску. Набор для страницы обматывали суровой ниткой, чтобы он не разъезжался, и смазывали типографской краской из сажи и льняного масла (олифы). На набор укладывали помещённый в рамку лист увлажнённой бумаги. Просушив лист, на нём делали оттиск текста оборотной стороны. Печатный станок был ручным. Готовые листы разглаживали под прессом, складывали в кипы, разравнивали и переплетали. [5]

Первые книги Гутенберга появились в Германии в 40-х гг. XV века. Почва для этого изобретения была подготовлена: к концу 1500 г. книги выпускали уже в 200-300 городах Европы, где действовало 1100-1700 типографий. В них было отпечатано 35-45 тыс. изданий, а общий тираж их мог доходить до 20 млн. За первые 50 лет книгопечатания человечество получило книг больше, чем за сотни лет до этого.

В XV веке книгопечатание распространилось по всей Европе. В начале 1560-х годов в Москве был организован Печатный двор. Место для постройки Печатного двора Иван Грозный выбрал в центре города на Никольской улице вблизи Заиконоспасского монастыря. Царь не жалел денег на строительство типографии и обзаведение всем необходимым.Главным ее деятелем стал Иван Федоров, человек, который посвятил всю свою жизнь книгопечатанию.Выбор пал на Ивана Федорова неслучайно. Он владел разными ремеслами (был переплетчиком, переписчиком, столяром, пушечным мастером, знал типографское дело). Это был очень образованный человек. Он имел университетское образование, знал греческий язык и латынь, был хорошо знаком с литературой. Иван Фёдоров придумал русский печатный шрифт, много времени пришлось потрудиться ему над отливкой литер-букв. Когда их оттискивали на бумаге, то они не отличались от рукописных букв. Много труда ушло и на изготовление разнообразнейших заставок, рисунков большого и малого размеров. Иван Фёдоров был первым наборщиком и первым корректором. Он сам рисовал и гравировал.

Главным помощником русского первопечатника стал Петр Мстиславец (Тимофеев), прозванный так потому, что был родом из белорусского города Мстиславля. [1]

Первой русской датированной печатной книгой стал «Апостол» (богослужебная книга, включающая в себя часть Нового Завета — Деяния Апостолов и их Послания). Она выглядела внушительно, красиво и напоминала рукописную книгу. Работа над книгой была закончена 1 марта 1564 года (по старому стилю) или 14 марта 1564 года (по новому стилю). 1564 год считается началом всего русского книгопечатания.

Целый год ушел на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Тираж издания составил 2000 экземпляров (сохранилось около 60). В книге 267 листов. Она напечатана на плотной голландской бумаге хорошегокачества.
Разнообразна и необычна иллюстративная часть книги. Перед текстом помещена гравюра с изображением апостола Луки. Его фигура вставлена в художественно оформленную рамку. Первопечатники стремились создать эталон книгопечатания.

Первая печатная книга, выпущенная Петром Мстиславцевым и Иваном Федоровым, на Руси, до сих пор является реликвией нашей Великой Державы.

Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года , называют инкунабулами . Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания. Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.[4]

В Иркутске первая публичная библиотека была открыта 3 декабря 1782 года. Прибывший в Иркутск в 1779 г. на должность губернатора генерал-майор Франц Николаевич Кличка перед выездом из Санкт-Петербурга имел аудиенцию у императрицы Екатерины II. Наряду с другими Ф.Н. Кличка поднял вопрос «об основании в здешнем отдалённом краю книгохранительницы». Екатерина II благосклонно отнеслась к этому и «повелела отпустить из казны в Императорскую Академию наук 3000 рублей с тем, чтобы из оной на сию сумму отправлены были в Иркутск, как на российском, так и на других языках книги».

Место под библиотеку было выбрано в центре города вблизи Тихвинской площади по улице Семинарской. Недалеко от библиотеки находились Богоявленский собор и паромная переправа через Ангару. Здание, предназначенное одновременно и для «музеума», и «книгохранительницы», представляло из себя трёхэтажную постройку, фасад которой в восемь окон выходил на площадь. Конструкция здания была необычна: два верхних каменных этажа возвышались над землёй за счёт нижнего этажа, наполовину заглублённого в землю.

На фронтоне здания имелась надпись: «Матерью Отечества дарованных книг хранилище, сооружённое попечением начальства и иждивением граждан». Это была вторая (после Тулы) провинциальная публичная библиотека в России.

В фонд библиотеки поступило много изданий от Российской Академии наук и от граждан города, а также немало книг было приобретено за наличные деньги. Среди книг имелись и очень ценные и редкие издания. Например, такие, как комплект знаменитой энциклопедии под названием «Словарь наук, искусств и ремёсел», составленной выдающимися французскими учёными и философами XVIII в. Имелись книги не только на русском, но и на французском, английском и немецком языках. Уже в начале 1783 г. в публичной библиотеке насчитывалось 1304 названия книг. Книгами мог пользоваться любой гражданин города.

Но в июне 1879 г. все книги библиотеки, кроме находящихся на руках, были уничтожены пожаром. Такова судьба первой в Иркутске публичной библиотеки.

На сегодня, в Иркутске, имеется более 40 библиотек.

1.3 Способы печати

Полиграфия – этотехника многократного получения одинаковых изображений (оттисков) путем переноса красочного слоя с печатной формы на бумагу или другой материал. Процесс переноса изображения с печатной формы на бумагу называется печатанием. В полиграфии применяются три основных способа размножения текста и иллюстраций: высокая, глубокая и плоская печать.

Высокая печать – самый старый из них. Как на то указывает само название, при таком способе печатающими являются рельефные элементы печатной формы, возвышающиеся над пробельными элементами. Печатание осуществляется, когда печатающая поверхность, покрытая краской, прижимается к бумаге.

При глубокой печати печатающие элементы печатной формы, наоборот, заглублены. Краска наносится на всю поверхность формы, а затем стирается так, что остается только в углублениях, соответствующих изображению. [1]

Когда к форме глубокой печати прижимается бумага, краска переходит из углублений на бумагу подобно влаге, впитываемой полотенцем. Печатающие и пробельные элементы формы плоской печати расположены на одном уровне. Поверхность формы химически обрабатывается так, что печатающие элементы смачиваются краской, а пробельные ее не принимают.

Производство всякой печатной продукции начинается с набора. Набор для высокой печати может выполняться ручным или машинным способом. [3]

Ручной набор - это самый старый вид набора. Для каждой буквы алфавита используется отдельная типографская литера. Литера представляет собой металлический брусок, на верхнем торце которого имеется рельефное изображение буквы. Из таких литер вручную составляют слова, фразы, абзацы и т.д.

Типографский шрифт изготовляют в виде отдельных литер разных размеров и гарнитур и поставляют в виде комплектов, содержащих все прописные и строчные буквы, цифры и знаки препинания одного размера и одной гарнитуры. Высота (кегль) шрифта измеряется в не метрических единицах – типографских пунктах. В России стандартный размер пункта равен 0,376 мм. При монотипном наборе в России пользуются англо-американским пунктом, равным 0,3528 мм (1/72 дюйма).[3]

Машинный набор. Машинный набор выполняется, конечно, быстрее ручного. Существуют три основных вида наборных машин для высокой печати: строкоотливные, буквоотливные и крупнокегельные строкоотливные. Все они на самом деле не производят набор типографского шрифта, а отливают шрифт из расплавленного металла.

Строкоотливные наборные машины (линотипы) набирают текст в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью. Каждая такая машина состоит из клавиатуры, магазина и отливного и разборочного аппаратов. При нажатии клавиши с обозначением буквы из магазина выбирается металлическая матрица, которая служит литьевой формой соответствующей буквы. Из матриц составляются целые строки, которые затем механически переносятся в отливной аппарат. Здесь матрицы заливаются расплавленным металлом, и он быстро остужается. Отлитая строка выталкивается из машины, после чего разборочный механизм возвращает матрицы в магазин.

Буквоотливная наборная машина (монотип) состоит из клавиатурного и отливного аппаратов. При нажатии клавиши на бумажной ленте пробивается кодовая комбинация отверстий, соответствующая данной букве. В отливном аппарате, где имеются матрицы для всех букв, по бумажной ленте автоматически отливается набор.

В крупнокегельных строкоотливных машинах машинный набор сочетается с ручным. Собранные вручную строки из матриц вводятся в отливной аппарат, в котором отливается набор.

Быстрота выполнения – не единственное преимущество машинного набора перед ручным. Например, набор, осуществленный машинным способом, и разбирается механически, а не вручную. Кроме того, поскольку при машинном наборе шрифт каждый раз отливается заново, отпадают трудности, связанные с постепенным износом шрифта.[3]

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Набор текста ручным способом

Как ранее говорилось, моя бабушка работала в типографии. Она рассказала, что машина, за которой проходила вся работа, называется линотип (в переводе с латинского - линия и отпечаток) [6], отсюда и появилось название бабушкиной специальности - линотипист. Работать на линотипе сложно. Это не только очень тяжелый труд, так как эти машины сильно шумят, но при наборе текста надо проявлять большое внимание, чтобы не допустить ошибок, а еще и очень вредный, потому что буквы, которые отливает машина, сделаны из свинца. Такой способ набора текста называется машинный. Сейчас уже в бабушкиной типографии нет ни одной машины, данный вид набора прекращен.

Но пока еще остался, как мне кажется, интересный, но очень кропотливый и самый старинный способ - ручной. Вот о нем и о своих впечатлениях я хочу вам поведать.

Для начала, я познакомилась со специальными столами - это кассы, внутри которых находятся ячейки с литерами разных размеров. Типографская литера – это прямоугольный брусок из гартового сплава (свинца, олово и сурьмы) или дерева [6]. На верхнем торце литеры находится рельефное, зеркальное отражение буквы, знака. Касса оказалось такой огромной, в ней находились тысячи букв и цифр разных размеров, шрифтов.

Затем мне дали верстатку – это такой специальный металлический прибор, в который вкладываются литеры. Он очень тяжелый, его необходимо держать, чуть наклонив, иначе все буквы упадут. В левой руке я держала верстатку, а правой ставила в него буквы. Когда текст был набран, я перенесла его на верстальный стол, стянула шпагатом и закрепила в верстальной раме. После этого убрала шпагат и обложила (закрепила) тяжелыми металлическими брусками (в типографии их называют бабашками) [7] в печатной раме. Эту раму вставила в печатную машину, закрепила. В машине есть специальные валики, они покрыты типографской краской. Когда рама была вставлена в машину, я нажала на рычаг и валики стали прокатываться по раме, покрывая ее краской. Затем подается бумага и в итоге получается оттиск, то есть, тот текст, который я набирала, отпечатался на бумаге.

Когда весь процесс был закончен, результат был на «лицо». В руках я держала плоды своей работы – это несколько листков бумаги с напечатанным мною текстом. Чувство радости и гордости меня переполняло.

2.2 Анкетирование, результаты

Чтобы выяснить, знают ли ученики, какие способы набора текста существуют, мы провели опрос. В проведенном нами исследовании участвовало 18 человек. Вопросы предложенной анкеты см. в приложении 1.

Интересно, кто сегодня из тех, кому меньше, к примеру, тридцати, знает значение слов: литера, матрица, гранки, линотип, метранпаж? Ну матрицу-то, пожалуй, вспомнят, и то голливудскую. А вот печатную – вряд ли. Хотя и тридцати лет не прошло, как большие типографские машины-линотипы заменил компьютер, и редкие профессии линотипист, метранпаж ушли в историю. А ещё лет через тридцать о них, возможно, и совсем забудут.

Предлагаю вспомнить о них в канун нашего профессионального праздника – Дня российской печати. В этом году даты некруглые – 456 лет со дня выхода первой книги «Апостол» первопечатника Ивана Фёдорова, 316 лет первому номеру газеты «Ведомости». Ближе к нам: 101 год газете «Камышловские известия», более 100 лет Камышловской типографии, которые трудятся бок о бок все эти годы.

Осталось прежним главное правило: что бы ни случилось, газета к читателю придёт вовремя

Под «музыку» линотипа *

Когда-то, ещё не так давно, слово отливали в металле. В нашей типографии стояли три огромные машины, с клавиатурой как у пишущей машинки, работали на них несколько человек в две смены. Линотипист набирал текст, или даже «варил» его, потому что внутри машины «кипел» в котле типографский «суп» – сплав свинца, олова и сурьмы. Каждая клавиша «рождала» буковку. Матрицы, падая из специального магазина, складывались в строку, тут же отливались в металле, чтобы позже вернуться на исходные места и вновь собраться, уже в следующую строку. Поэтому все, кто работал в типографии в 70-80-е годы, вспоминают о шуме машин, постоянном пощёлкивании – звуке падающих в верстатку матриц.

– Я очень любила свою работу, всегда шла в типографию с удовольствием, – рассказывает Т.И. Кремлёва.

Она говорит о своей работе на линотипе, а я пытаюсь представить, как действовал этот сложный агрегат, как составляли тяжёлые гранки из отлитых строк, и далее всё шло по «конвейеру», пока готовая полоса не появится на свет. Так что для печатников выражение «горячая пресса» не красное словцо, а обычные профессиональные будни.

Татьяна Ивановна – опытный линотипист, больше 20 лет проработала на этих сложных машинах, осваивала новые механизмы, наставляла молодёжь. А профессия эта, между тем, была одной из самых вредных. В Камышловскую типографию она пришла совсем молоденькой, но уже с четвёртым разрядом линотиписта. Поэтому на работу взяли сразу.

– Многие даже не представляют, какой это сложный механизм – типографская работа, – говорит она. – Сколько я набрала бланков, инструкций, не говоря уже о газетных полосах! Набрав текст, мы отправляли его метранпажу, который «кроил» полосу так, как было указано в макете. После вёрстки оттиск несли корректору – и обратно мне, исправлять ошибки, если были допущены. Очень пригодилось педагогическое образование (закончила педучилище), я благодарна преподавателям русского языка и своей школьной учительнице, которые научили грамотно писать, видеть ошибки в текстах. И тогда, и сейчас, когда работаю в редакции, верстаю приложение «Муниципальный вестник», иногда заменяю наборщика, корректора. Компьютер может многое, но человек знает и умеет больше.

В новом формате

Всё изменилось в начале 90-х, когда на смену высокой печати пришла офсетная. Первой компьютерную вёрстку начинала Н.В. Рякина, которая до того работала корректором.

– Это был конец 1993 года, – вспоминает Наталья Валерьевна. – Помню самый первый номер нашей газеты, который сверстала на компьютере, на первой полосе была фотография с берёзками. Учились работать по-новому сами, методом проб и ошибок.

Наталья Валерьевна продолжает династию, в типографию её после школы привела мама, С.Н. Романюк. Светлана Никоновна – одна из тех работниц типографии, о которых все вспоминают как о специалисте высочайшего класса – метранпаже, верстальщице, монтажисте.

Н.В. Рякина овладела вёрсткой любых форматов, использует многочисленные технические возможности, освоила разные технологии и программы. Она и корректор, и наборщик, и верстальщик. В 90-е научилась сама и научила коллег работать в новом формате.

Тогда приходилось нелегко, оставались до тех пор, пока не примут все газеты из редакций. Такая была работа: газету подписчики должны были получить точно в срок.

Многое изменилось: названия, скорости, технологии. Впрочем, принцип действия сохранился и сейчас – над полосами газет и любой печатной продукцией работают, помимо журналистов и редакторов, всё те же верстальщики, корректоры. Осталось прежним главное правило: что бы ни случилось, газета к читателю придёт вовремя.

Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Наталья Валерьевна Рякина и Татьяна Ивановна Кремлёва.

* Линотип – строкоотливной наборный аппарат, изобретённый в 1884 году американским инженером Отмаром Мергенталером.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Screenshot_16

Все течет, все меняется.. Множество профессий уходит в далекое прошлое. Основная причина этого – активное развитие науки и техники, способной совершенствовать любой производственный процесс: избавлять человека от тяжелых нагрузок, а порой и коренным образом менять всю технологию производства. Например, устаревшая профессия – секретарь-машинист: «стучащие» машинки уже давно отнесли к разряду технической древности – им на смену пришли компьютеры, ноутбуки. Не менее устаревшая профессия ткача: сегодня ткацкий станок автоматизирован, он выдает в несколько раз больше продукции в сравнении с ручной работой. Автомобили заменили конные экипажи, которыми управлял ямщик-извозчик. Исчезли и бакенщики – рыбаки, которые зажигали фонари на плетеных плавучих корзинах (бакены), свечники, которые по вечерам ходили и зажигали уличные фонари, балаголы – владельцы упряжных тележек, комашники, которые занимались тем, что делали лекало для обуви, лудильщики (медники) – правда, на смену медникам пришли современные электрогазосварщики, которые при помощи своих аппаратов могут варить и медные, и многие другие сплавы… Классический пример исчезнувшей профессии и линотипист – специалист по набору на наборной строкоотливной машине, на которой набирали газеты, книги, журналы. Об этом непростом, но нужном деле нам рассказывают на КПУП «Колор», что называется, из первых уст.

С результатом труда Софьи Брискман, оператора электронного набора и верстки, пожалуй, знаком каждый белорусский учитель и офисный работник, и клиент почты – в общем, все те, кто когда-либо касался заполнения справок, формуляров, журналов и другой бланочной продукции. За компьютером Софья Семеновна – 19 лет, а свою трудовую биографию в Мозырской типографии она начала с сентября 1978 года:

Софья Брискман

– Возможно, я бы была отличным библиотекарем или хорошим учителем, – рассуждает теперь Софья Семеновна. – После окончания средней школы №8 поступала в Могилевский библиотечный техникум, и это несмотря на то, что родители хотели, чтобы продолжила педагогическую династию. Но из-за сложившихся жизненных обстоятельств не пошла на последний экзамен. Чтобы не терять год, устроилась переплетчиком в типографию: шила дневники, которые тогда расходились по всему Советскому Союзу, как и вся наша продукция. Была на равных с опытными старшими коллегами – не могла подвести ожиданий своего дяди, который трудился в редакции. Прониклась профессией. И когда директор Н.И.Зеленковский предложил мне получить специальное полиграфическое образование, согласилась. Так по доброму наставлению окончила Минское училище полиграфистов и на родное предприятие уже вернулась в качестве наборщика на наборных строкоотливных машинах. Работала на линотипе – большой строкоотливной машине – до появления технологий фотонабора и компьютерной верстки.

Чтобы представить, что же такое линотип, вспомним Маяковского: «Разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип…» В этих словах много правды. Конечно же, все начиналось с клавиатуры. Строчка формировалась из отдельных металлических рельефных буквенных матриц и пробельных клиньев. Нажимаешь на клавишу – сверху из магазинов подбираются нужные литеры и выпадают на ленту транспортера. В результате получались цельные металлические строки, представляющие собой пластины.

– О горячих газетных строчках тогда говорили в буквальном смысле: буквы отливались под высокой температурой. «Враг разбит петитом и корпусом на полях газетно-журнальных территорий…»: было множество размеров шрифтов, их названия теперь больше по кроссвордам известны (цицеро, петит, корпус, нонпарель…). В зависимости от размера они обозначались еще и цифрами, самым распространенным был девятый, или просто газетный. С линотипного набора делали контрольные оттиски, которые поступали на проверку корректору. Надо понимать: при ручном наборе исправляли только единичные буквы, при обнаружении ошибки отливали заново всю строку. И только после проверки и выправки, но старалась все же без ошибок, набор поступал в печатный цех, где и выходили в свет свежие новости. Есть выражение: газета живет один день. А ведь так и есть: сразу после выхода тиража все строчки расплавлялись в «чушки» – определенного размера бруски, которыми позже снова заправляли линотип. Работа с этим сплавом, в составе которого и олово, и свинец (его называли гарт), была вредна для здоровья, поэтому у линотипистов пенсионный возраст был ниже на 5 лет. Труд линотиписта не из легких, но сколько радости и гордости вызывало то, что мы не только делали газету, но и первыми узнавали новости – все остальные только завтра! – рассказывает Софья Семеновна, стоя возле «прадедушки современного ноутбука». – Линотип давно не используется в производстве. Но когда-нибудь он станет одним из самых интересных экспонатов в музее, посвященных печатному делу. Он непременно должен быть: нам есть о чем рассказать и что показать.

Сегодня мне странно представить себя за линотипом. Мы привыкли к компьютеру, который сразу казался архисложной, архиумной машиной. Но как облегчил он нам жизнь!

Над чем работаю сейчас? Над заказами нашего крупнейшего заказчика – республиканского унитарного предприятия «Белорусское торговое объединение «Глобус» Министерства образования Республики Беларусь. У нас началась подготовка к новому учебному году!

Ведущий технолог Марина Александровна Шавардова, оператор электронного набора и верстки Софья Семеновна Брискман и исполнитель художественно-оформительских работ Наталья Сергеевна Чимирко за обсуждением очередного заказа.

Пользуясь случаем, коллеги Софьи Семеновны Брискман поздравляют ее с красивым юбилеем! Для одних она, ответственный, инициативный специалист, настоящий профессионал своего дела, стала добрым наставником и авторитетным примером, для других – надежным товарищем, знающим, что такое настоящая дружба и искренность. Коллеги также отмечают ее скромность, порядочность. Все вопросы, и личные, и производственные, Софья Семеновна решает исключительно самостоятельно, не прибегая к помощи руководства и сотрудников.

Для всех же она – очаровательная женщина-весна, цветущая, улыбающаяся, согревающая своей доброй энергией и позитивом! Добра Вам, Софья Семеновна, молодости и здоровья на долгие годы!

Источник

Линотипист — профессия полиграфического производства, кото­рая состоит в овладении навыками машинного набора текста и пред­полагает наличие знаний грамматики, технических правил разметки оригиналов, общих сведений из области наборного дела и правил эксплуатации наборных строкоотливных машин.

Кадры по данной специальности готовятся в городских профессио­нально-технических училищах. Срок обучения — три года.

Профессия линотиписта имеет большое социально-экономическое значение. Относится к разновидностям операторской деятельности, т.е. деятельности, которая с развитием научно-технической рево­люции имеет все большее применение в народном хозяйстве. Парк наборных строкоотливных машин для полиграфического производ­ства с каждым годом увеличивается и модифицируется. Создается унифицированный типажный ряд этих машин, что со своей стороны

предъявляет более высокие требования к специалистам, работа­ющим в этой отрасли. Вместе с тем уровень автоматизации на линотипах неполный и предполагает обязательное участие человека в рабочем процессе.

Профессии линотиписта присущи черты, общие с другими за­нятиями (такими, как телеграфист, телетайпист, машинистка, пер­фораторщик, оператор счетно-вычислительных машин), где производится ввод информации в машину с помощью клавиатуры.

Профссия линотиписта перспективная, поскольку выпуск печат­ной продукции постоянно увеличивается и потребность в таких специалистах в дальнейшем будет возрастать.

Квалифицированный наборщик-линотипист относится к высшим разрядам рабочих специальностей — 4, 5 и 6-му.

Характеристика работы. Чтобы набрать матрично-клиновую стро­ку, наборщик последовательно в соответствии с текстом оригинала нажимает на клавиши клавиатуры, в результате чего включаются матрице-выпускающие механизмы и нужные матрицы выпадают из магазина на транспортерную ленту собирателя, который переносит их в верстатку. По окончании набора каждого слова наборщик нажимает на шпационный клавиш, после чего срабатывает клино-выпускающий механизм и клинья из шпационной коробки падают непосредственно в верстатку и вместе с матрицами образуют матрично-клиновую строку. После ее подъема все операции выпол­няются машиной автоматически по замкнутому циклу.

Набор текста.осуществляется на наборных строкотливных машинах. Текст может быть любого характера: с большим количес­твом сложных специальных терминов, содержащий шрифты различных гарнитур и алфавитов; примесь в виде математических и химических знаков, а также наборы таблиц, однострочных и много­строчных формул.

Линотипист должен знать:

• математические, химические, астрономические и другие знаки, применяемые при сложном наборе;

• технические правила расчета набора таблиц;

• кинематику механизмов машин и регулировку основных узлов;

• правила пользования при наладке машины контрольно-измерительными инструментами.

ПРИМЕРЫ РАБОТ Набор гранок и полос технической и справочной литературы, сло-варно-энциклопедических изданий, учебников по физике, химии, математике, грамматике.

Кроме того, линотипист должен знать: 1) правила техники безопас­ности и противопожарные мероприятия, связанные с выполняемой работой; 2) технические требования к качеству выполняемых работ, способы предупреждения и устранения брака; 3) передовые методы организации труда; 4) нормы расходования материалов на выполня­емую работу и способы их экономии; 5) правила внутреннего и трудового распорядка на производстве.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Линотипист работает один. Круг общения с другими работниками у него ограничен.

Рабочим местом линотиписта является машина с необходимым оборудованием и инструментами. Стул, который можно регулировать по высоте, находится непосредственно против клавиатуры машины. Имеется тумбочка наборщика, в ящиках кото­рой хранятся все нужные в процессе работы материалы, а также стеллаж для хранения металла. Машина оборудована мусоро­сборником. Кроме того, на рабочем месте имеются отвертки (одна для мелких винтов, другая для более крупных), латунная линейка для очистки формы и других частей машины от налипшего гарта, ключи торцовые и гаечные, чистая ветошь.




Линотипист должен содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, не захламлять посторонними вещами. Подвесные матрицы в гитарке машины должны быть разложены по ячейкам и в опреде­ленном порядке, чтобы не искать каждый знак по всем полочкам.

Тумбочка наборщика имеет ящики и полочки разного назначения: для хранения вспомогательного инструмента и оригинала, для за­пасного комплекта ручных матриц и форматных вкладышей. Высота стола рассчитана таким образом, чтобы линотиписту было удобно пользоваться им, не вставая со стула перед клавиатурой. Все пред­меты располагаются так, чтобы было удобно ими пользоваться.

Рабочее место должно быть освещено с левой стороны. Лампочка с отражателем должна освещать клавиатуру, оригинал и верстатку. При этом свет не должен попадать в глаза наборщику или рас­сеиваться по фронту машины.

Санитарно-гигиенические условия работы. Наборное производст­во, в связи с применением типографских сплавов, основными компо­нентами которых являются свинец, сурьма и олово, относятся к вредным производствам. Эти компоненты попадают в организм че­ловека через слизистые оболочки дыхательных путей в виде пыли типографского сплава или их паров, а также через пищеварительные органы при загрязнении справом рук, пищи и т.д. Одним из очагов загрязнения воздуха пылью, содержащей свинец, является загряз-

ценность наборных масс, столов, пола. Большое скопление пыли образуется на негладкой и шероховатой поверхности мебели и полов.

В настоящее время ведутся работы по замене вредных свинцовых сплавов другими, менее токсичными сплавами (цинковыми, алюминиевыми), а также синтетическими материалами.

Характер шума в цехе — высокочастотный, который исходит преимущественно от падающих матриц и работы механизмов машин. Согласно нормам предельно допустимый уровень шума не должен превышать 85 децибел.

ОСВЕЩЕНИЕ ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Яркость общего освещения — около 1000 люкс. Кроме того, каждое рабочее место снабжено индивидуальными светильниками. Набор­ные машины устанавливаются с учетом оптимального естественного освещения основной рабочей зоны.

Исходя из этих условий, наборщик-линотипист должен обладать, при равных прочих данных, здоровыми легкими, быть физически развитым, выносливым. Профессии противопоказаны болезнь легких, общая физическая слабость.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИНОТИПИСТА

Деятельность линотиписта на наборной строкоотливной машине сложна и многофункциональна, временами состоит из непоследова­тельного, параллельного выполнения ряда операций. Каждой опе­рации необходимо уделять достаточное внимание при одновременном слежении за несколькими объектами.

Процесс машинного набора можно разделить на следующие опе­рации:

• работа линотиписта с оригиналом, т.е. с текстом, подлежащим набору;

• работа линотиписта на клавиатуре;

• набор и чтение матрично-клиновой строки;

• отливка строки и проверка готовой продукции;

• выполнение вспомогательных действий.
При чтении оригинала у работника формируется зрительный образ

слова или фразы. Наиболее значимыми для формирования образа является начало и конец слова.

Качество и оперативность работы во многом зависят от уровня развития его кратковременной памяти. При достаточном ее развитии линотиписту нет надобности постоянно обращаться к тек­сту и делать регрессивные движения глаз.

Успешность работы линотиписта во многом зависит от объема внимания. Чем больше слов способен охватить и запомнить

линотипист, чем меньше затрачивает он при этом времени на восприятие текста, тем скорее протекает процесс работы при соблю­дении прочих требований. Недостаточно широкий единовременный охват вниманием части текста вынуждает чаще обращаться к нему и прерывать ритм двигательных процессов.

По прочтении фразы или ее части линотипист переводит внимание на клавиатуру. Здесь объект внимания часто меняется, что предпо­лагает хорошую способность к распределению, переключению и вы­сокую степень концентрации внимания.

При работе с клавиатурой наибольший эффект достигается при наборе так называемым "слепым" способом. При зрительном спосо­бе не только теряется много времени (что приводит к снижению производительности труда), но и происходит большая нервно-физическая утомляемость: непрерывно приходится поднимать и опускать голову, переводя глаза с оригинала на клавиатуру и с клавиатуры на оригинал, отыскивая место, на котором остановился. Обучение работе на клавиатуре "слепым" методом основано на сочетании зрительной и мускульно-двигательной (моторной) памяти; частое повторение человеком одних и тех же движений с одновременной зрительной информацией приводит к запоминанию этих движений и делает их механическими и точными.

Большое значение имеет спокойная ритмическая работа на клавиатуре без излишней нервной торопливости или рывков. Неоп­равданно повышенное напряжение, стремление набрать больше зна­ков за счет только своих мускульно-энергетических усилий приводит к повышенной утомляемости, в результате чего ослабляет­ся внимание и увеличивается количество ошибок.

Важную роль играет острота слуха. Необходимо по звуку опреде­лять после нажатия клавиши правильность последовавшего спуска в верстатку нужной матрицы, а в случае ее задержки прекратить процесс набора, чтобы устранить замеченные неполадки.

По звуку движения деталей работающего линотипа опытный рабочий также фиксирует всякого рода отклонения от нормы, неисправность частей и механизмов линотипа, т.е. у него вырабаты­вается собственное "чутье" машины.

Проверка качества готовой продукции происходит без отрыва от основной выполняемой работы. В данном случае играет роль способ­ность быстро замечать и исправлять сделанные ошибки сразу. Линотипист должен следить за количеством готовых строк. По достижении определенного количества, их необходимо выставить на гранку. Для этого необходимо хорошее распределение внимания.

Выражением оптимального соотношения между личностью и дан­ной профессией является развитие общих умственных способностей

на уровне не ниже среднего. Рабочий должен хорошо знать правила грамматики, владеть по меньшей мере алфавитами нескольких язы­ков. Он обращается с такой относительно сложной машиной, как линотип, что требует соответствующего минимума технических знаний.

Мышление линотиписта характеризуется тем, что оно протекает в жестких условиях времени и является преимущественно практическим мышлением.

Особое место занимает отношение работника к профессии: чувство ответственности, аккуратности, самообладание. Важна положительная мотивация, особенно в начале трудовой деятель­ности.

НАГРУЗКА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ЛИНОТИПИСТА

В период деятельности все органы, принимающие участие в работе, находятся под влиянием определенного вида нагрузки.

• Нагрузка зрительных органов. Глаза беспрерывно следят за тек­стом оригинала, матрично-клиновой строкой и клавиатурой.

• Нагрузка внимания. Работа требует постоянной сосредоточен­ности, произвольного внимания.

• Нагрузка, возникающая вследствие влияния свинцовых паров, которые постоянно выделяются из отливного котла, линотипа. Вентиляционная система цеха большую часть этих паров погло­щает, однако некоторая доля их попадает в дыхательные органы человека.

• Нагрузка позотоническая. Возникает в результате постоянного напряжения только в определенных группах мышц (например, в удержании рук на весу, головы в определенном положении и т.п.).

• Нагрузка монотонии. В целом работа имеет элементы монотон­ности, т.к. в основе набора лежит совокупность многократно повторяющихся двигательных актов. Люди, склонные к разно­образному характеру работы, вряд ли найдут себя как линотиписты.

Профессиограмма слесаря-сборшика радиоаппаратуры

ОБОРУДОВАНИЕ

В работе используются наборы отверток, гаечных ключей, метчики для нарезания резьб, электродрель для сверления отверстий, напильники для снятия заусенец, надфили, ножовки с электрическим приводом, пневматические молотки, плоскогубцы,

круглогубцы, бокорезы, пинцеты, ножницы, инструменты для раз­метки (стальная масштабная линейка, транспортир, угольник, циркуль, чертилка).

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Образование 8 — 10 классов.

СРОК ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Производственная подготовка в течение 6 месяцев или обучение в СПТУ один год. Квалификация I—IY разряд.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Технологический процесс сборки составляет совокупность опе­раций, в результате которых происходит соединение деталей в узлы, блоки, системы и изделия. Все соединения делятся на разъемные и неразъемные. Сборка, в зависимости от вида производства, осущест­вляется вручную либо с помощью автоматических поточных линий. При ручной сборке изделие может собираться: а) с применением конвейера; б) при несложных изделиях — на монтажном столе одним слесарем-сборщиком. Во всех случаях сборка производится диффе­ренцированно-параллельным способом, т.е. сначала — сборка наиболее простых промежуточных звеньев, из которых, в свою оче­редь, собираются более сложные узлы, а потом и изделие в целом.

Основные операции при неразъемных соединениях: склеивание, развальцовка, расчеканка, запрессовка, опрессовка, пайка и сварка. Операции сборки строго последовательны. В технологический процесс пайки входят операции:

• подготовка спаиваемых поверхностей (очистка);

• прогрев соединяемых поверхностей с одновременным нане­сением на месте пайки флюса и припоя; -

• фиксация соединяемых деталей;

• очистка места припоя от отходов.

Сборка изделий в серийном производстве делится на бригадную и операционную. Операционная сборка применяется на сборочных единицах, изделиях, производство которых постоянно. На основе операционной сборки в цехах организуются поточные линии. Из­делие в процессе сборки на поточной линии передается с одного рабочего места на другое с минимальными задержками. Основные параметры поточной линии: ритм, такт, темп, цикл.

При разъемном соединении используют:

• пневматический резьбоверт (для завертывания крепежных де­
талей);

• электромеханический резьбоверт — для соединения деталей в условиях серийного производства.

Для клепальных работ при завальцовке и развальцовке применяют специальные клепальные станки с механическим приводом. Для выполнения неразъемных соединений на участках предварительной сборки механических цехов — гидравлические прессы. Для клейки, развальцовки и других сборочных работ — электромагнитные прес­сы. При массовом производстве для осуществления винтовых со­единений применяются механические и электрические винтоверты и гайковерты. Задача слесаря-сборщика: подготовить детали к уста­новке изакрепить каждую из них.

УСЛОВИЯ ТРУДА

Степень механизации — ручные работы с применением малой ме­ханизации.

Темп работы — свободный.

Рабочая поза — сидя и стоя.

Физическая нагрузка средняя.

Нервно-эмоциональное напряжение связано с выполнением работ высокой точности.

Условия труда на рабочем месте:

Температура воздуха 20-25 град. Цельсия.

Влажность воздуха — 60-30%

Освещенность местная — искусственное освещение: лампа мощно­стью не более 40-50 Вт на расстоянии 0,5-0,75 м от освещаемой поверхности. Свет должен падать равномерно.

Движение воздуха — не более 0,2-0,5 м/с.

Задымленность — 2 мг/куб.м.

Шум не более 60 дб.

Вытяжная вентиляция для удаления вредных испарений.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Выполнение в течение дня мелких и точных движений требует от человека высокой зрительно-двигательной координации, чувствительности пальцев, хорошей координации движений, остроты зрения, хорошего линейного и объемного глазомера. Необ­ходимо развитие наглядно-образного мышления, оперативной памяти, пространственного воображения, устойчивого внимания.

Читайте также: