Цифровая грамотность это ключ к успеху в любой профессии плюсы и минусы

Опубликовано: 21.04.2024

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Digital literacy is the key to success in any activity.

There is a great number of people who say that to be digitally literate ensures success in all areas. However, some people believe that a digitally illiterate person still has a chance of succeeding in some occupations.

To my mind, digital literacy is a very important aspect, which extends to all human activities and affects one’s success. To start with, young people, who have access to the Internet, have more chances to develop their skills. They demonstrate higher digital literacy competence and are more self-confident, flexible and curious. Furthermore, digital illiteracy is one of the reasons why a lot of people approaching retirement age, retire as soon as possible. They often do not want or find it difficult to master digital literacy skills, which limits their possibilities, job opportunities and makes them vulnerable to online frauds and manipulations.

Despite all that some people believe that someone who has nothing to do with the Internet, social networks and computers still can be successful.

There is still a lot of labor work to do even in the 21st century.

I cannot totally agree with that opinion because not only office jobs require digital literacy competence, but labor jobs as well. Technologies are cheaper now and more and more labor jobs require digital literacy, not only analog skills. A digital illiterate person cannot stay competitive and successful in the world of media, information and technologies.

To sum up, those who are digitally literate have more chances for success in any occupation. They are flexible, learn fast and can adapt to the changing environment.

Многие люди говорят, что цифровая грамотность гарантирует успех во всех областях. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Тем не менее, некоторые считают, что у человека, не обладающего цифровой грамотностью, есть шанс преуспеть в некоторых профессиях.

На мой взгляд, цифровая грамотность является очень важным аспектом, который распространяется на все виды деятельности человека и влияет на его успех. Начнем с того, что молодые люди, которые имеют доступ к Интернету, имеют больше возможностей для развития своих навыков. Они демонстрируют более высокую компетентность в области цифровой грамотности и являются более уверенными в себе, гибкими и любопытными. Кроме того, цифровая безграмотность является одной из причин того, что многие люди, приближающиеся к пенсионному возрасту, выходят на пенсию как можно скорее. Они часто не хотят или испытывают трудности в освоении навыков цифровой грамотности, что ограничивает их возможности, возможности трудоустройства и делает их уязвимыми для мошенничества и манипуляций в Интернете.

Несмотря на все это, некоторые люди считают, что тот, кто не имеет ничего общего с Интернетом, социальными сетями и компьютерами, все еще может быть успешным. Физический труд необходим даже в 21 веке.

Я не могу полностью согласиться с этим мнением, потому что не только работа в офисе требует компетенции в области цифровой грамотности, но и физический труд. Технологии теперь дешевле, и физический труд тоже требует цифровой грамотности. Безграмотный человек не может оставаться конкурентоспособным и быть успешным в мире медиа, информации и технологий.

Подводя итог, можно сказать, что у тех, кто обладает цифровой грамотностью, больше шансов на успех в любой профессии. Они гибки, быстро учатся и могут адаптироваться к меняющимся условиям.


Цифровые технологии быстро и уверенно входят в нашу жизнь, развиваются и захватывают все новые и новые сферы. От мультиварки с Wi-Fi, умных домов и интернет-магазинов до систем управления бизнес-процессами и огромными предприятиями — всё это продукты новой цифровой реальности.

Для комфортной жизни в таком мире просто необходимо понимать, что такое эти современные технологии, где найти необходимую информацию и как её использовать. Четыре пятых населения (81%) в возрасте от 15 до 72 лет когда-либо пользовались персональным компьютером, столько же — интернетом.

Как оценить свой уровень цифровой грамотности

поздравляем! Вы обладаете высоким уровнем цифровой грамотности.

Почему необходимо срочно оцифровываться и изучать современные технологии, что это даст профессионально

Развитие цифровой экономики оказывает влияние и на рынок труда:

  • меняется структура занятости, появляется множество новых профессий;
  • возникают новые требования к профессиональным компетенциям;
  • растет спрос на специалистов в области информационных технологий.

80% вакансий, требующих от соискателей высокого уровня профессиональных компетенций, содержат требования уверенного владения ПК. Условия пандемии 2020 года сделали цифровые навыки жизненно необходимыми для абсолютно каждого человека. За последние пять лет требования к уровню владения ПК существенно повысились. В настоящий момент только в 10% случаев требуется просто навык владения компьютером, во всех остальных ситуациях необходимо владеть определенными программами, знать профильные языки программирования и т. д. Помимо навыков работы с ПК каждый соискатель должен обладать ещё и навыками работы с информацией с применением современных технологий и программных продуктов. Требования к цифровой грамотности соискателей постоянно растут.

В зависимости от целей использования выделяют две категории цифровых навыков:

  • профессиональные: навыки подготовки спецификаций, дизайна, разработки, установки, эксплуатации, поддержки, обслуживания, управления, оценки, исследований и разработок в области информационных технологий;
  • пользовательские: навыки, необходимые для эффективного использования современных технологий для работы, учёбы, в личных целях.

Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему

Согласно исследованию HeadHunter, самыми востребованными навыками молодых специалистов в 2020 году стали грамотная речь (это требование упоминается в 16% вакансий для начинающих специалистов), работа в команде (15%), умение пользоваться компьютером (14%), умение активно продавать (8%), а также навыки делового общения (6%).

Даже в абсолютно привычных сферах фокус постепенно смещается в сторону цифровых навыков. Рассмотрим этот тренд на примере финансовых профессий.

Для финансовых профессий это влияние можно определить как результат действия пяти факторов:

  • Скорость — темпы, с которыми развивается бизнес, а организации нуждаются в переменах, стремительно растут.
  • Объём — увеличение объёма транзакций и, как следствие, влияние на поток данных из количества подключенных устройств, используемых для ведения бизнеса, становятся все более значительными.
  • Ценность — спрос на получение информации, анализ и прогнозирование потока данных; необходимость лучшего понимания и моделирования бизнеса и использования данных для обеспечения большей, быстрой и актуальной поддержки в принятии решений.
  • Разнообразие — технологии побуждают использовать разнообразные системы, различные источники данных и модели управления проектами (например, Agile, канбан и др.). Специалисты вынуждены адаптироваться к этому разнообразию систем и процессов и разрабатывать способы их оптимизации в трудовой деятельности.
  • Достоверность — надёжные, качественные и объективные данные, на которых основываются многие деловые решения.

Благодаря совокупности этих факторов профессия, например, бухгалтера за 20 лет претерпела существенные изменения: пройден путь от хранения документов на бумажных носителях до использования множества специализированных программ.

В настоящий момент в графе «Требования» для бухгалтера указано владение следующими программами:

  • 1С: Предприятие 8.3;
  • 1С: ЗУП 3.1 (обязательно);
  • 1С: Управление и торговля (желательно);
  • КонсультантПлюс;
  • Excel;
  • Банк-клиент;
  • электронный документооборот (Контур, Такском, СБИС), —

и это далеко не полный перечень необходимых знаний и навыков.

Такое активное развитие требует от специалиста постоянного повышения и актуализации уже имеющихся знаний и получения новых.

Практические советы повышения цифровой грамотности

  1. Для начала оцените знания, которые уже есть. Проанализируйте, что вы уже умеете. Умеете пользоваться Word? Знаете, что такое браузер? Отличаете Python от C++? Прекрасно, полученная информация и будет вашей стартовой точкой.
  2. Затем посмотрите вокруг и выберите несколько цифровых сфер, которые могут быть интересны вам. Вам нравится идея создавать сайты — отлично. Может быть, вы хотите делать шикарные презентации? Или интересуетесь искусственным интеллектом? Отлично, теперь вы знаете в каком направлении двигаться дальше.
  3. Как и любые навыки, цифровые невозможно получить без практики. А значит, настало время углубиться в выбранную сферу и сделать первые шаги в ней.
  4. И последний, но не менее важный пункт — общение. Общайтесь с людьми из интересующей вас сферы. Завязывайте знакомства. Так вы не только приобретете необходимые знания, но и создадите связи, которые могут помочь в будущей карьере и профессиональной жизни.

Почему важно развивать soft skills, и как эти навыки используются в работе

Помимо строго профессиональных навыков (hard skills), все больше внимания уделяется «гибким» навыкам, которые не относятся напрямую к сфере конкретной деятельности.

По мнению ученых Гарварда и Стэнфорда, 75–85% профессионального успеха зависит от наличия у специалиста soft skills и только 15–25% — от hard skills.

Согласно исследованиям рекрутингового агентства HeadHunter, в каждой пятой вакансии за последний год в числе требований была обозначена устная и письменная грамотность. В 12% предложений о работе встречаются требования владения иностранными языками. Как отмечают специалисты, этот показатель растет.

Многие работодатели (11%) ценят навыки продаж, даже если работа не связана с торговлей. Это объясняется тем, что от сотрудника ждут умения эффектно представить собственные идеи, в том числе коллегам и руководству.

К наиболее популярным soft skills относятся:

1. Умение выгодно и в нескольких словах подать себя, ярко и доступно презентовать продукт для разных аудиторий, разъяснить партнерам идею нового проекта — за все это отвечают коммуникативные навыки. Они включают в себя хорошо структурированную грамотную речь, умение активно слушать и слышать собеседника, а также вести деловую переписку.

2. Критическое мышление — навык, который способен уберечь компании от убытков и принятия неверных решений. В любой команде нужен человек, который способен конструктивно критиковать и задавать неудобные вопросы, чтобы тем самым вывести проект на новую ступень развития.

3. Слаженная командная работа зависит от открытости всех её членов. Способность работать в команде включает высокую степень ответственности за проделанную работу, качество её выполнения и соответствие всем дедлайнам. Есть силы, которые неподвластны людям, поэтому сроки могут гореть, а работа — стопориться. Важно, чтобы даже в этом случае вся команда была осведомлена и смогла принять необходимые меры, поэтому навык командного игрока тесно связан с коммуникативными способностями.

4. Специалисты, которые занимают руководящие должности должны понимать насколько создание или крах тех или иных технологий способны повлиять на бизнес. Например, использование облачных CRM-систем делает менеджеров по продажам в разы мобильнее, а использование дополнительных систем для ведения бухгалтерии помогает оптимизировать процесс и минимизировать ошибки.

5. Многозадачность — востребованный и одновременно сомнительный навык. Тот, кто делает всё, рискует не сделать ничего, поэтому важно уметь чётко расставлять приоритеты по задачам и следовать разработанному плану. Умение грамотно распределять время на его воплощение — ценный навык, который иногда способен творить чудеса.

Среди личных качеств в ТОП требований со стороны работодателей также входят стрессоустойчивость, активная жизненная позиция, высокая работоспособность и креативность.

Эксперты уверены: спрос на эти характеристики сохранится.

В следующей статье из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» вы узнаете, почему нам страшно менять карьеру и как бороться с этим страхом. Подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение.

Коррупция в ЕГЭ. Почему в провинции школьники плохо сдают ЕГЭ 2018 по английскому языку. Почему не засчитали эссе на экзамене по английскому уральским школьникам.

Взялись за ношу не по силам, или Москва намеренно «топит» провинциальных выпускников?

На федеральный уровень разбирательство вывел бывший депутат Законодательного собрания Свердловской области Евгений Артюх. Его дочь Варвара тоже оказалась в числе неудачников с «баранкой» за эссе. При этом в способностях своей дочери отец не сомневается: мало того, что она принялась изучать английский язык еще в детском саду, причем в лучших языковых школах Урала, девочка еще и два последних года прожила в Ирландии, и все обучение там шло на английском. По словам господина Артюха, в Ирландии дочь набрала 96 баллов из ста за экзамен по английскому языку, отечественные эксперты же поставили ей только 79 баллов.

Можно, конечно, счесть, что зарубежные педагоги были слишком снисходительны к иностранке, однако спорное 40-е задание обнулили не за ошибки в орфографии или грамматике, а за то, что выпускнице (как и другим уральским школьникам) «не удалось решить коммуникативную задачу».

” Иными словами, тема эссе была сформулирована так, что дети не поняли, о чем именно они должны рассуждать, а соответствие сочинения теме – первый критерий оценки. Если эссе «не о том», то ни блестящий литературный стиль, ни безупречное владение грамматикой уже не помогут, сразу ноль.

В прессе и социальных сетях активно обсуждаются темы, с которыми массово не справились юные уральцы. Это «Digital literacy is a key to success in any occupation» (что на русский можно перевести как «Цифровая или компьютерная грамотность – ключ к успеху в любой профессии») и «An early choice of a career path is the key to success» — «Ранний выбор карьеры — это залог успеха». Именно вторая тема попалась Варваре Артюх:

Коррупция в ЕГЭ. Почему в провинции школьники плохо сдают ЕГЭ 2018 по английскому языку. Почему не засчитали эссе на экзамене по английскому уральским школьникам.

- В эссе я утверждала, что часто мнение подростков о профессиях основано на том, что «круто», а что — нет; что им не хватает знаний о профессиях, и из-за этого они могут совершить неправильный выбор и не достичь успеха, - рассказывала девочка представителям СМИ. - Я также писала, что для того, чтобы определить, чем заниматься всю свою жизнь, необходим богатый опыт.

” - В конфликтной комиссии мне сказали, что мои аргументы не подходят — из-за отсутствия в них слова «успех». Я удивилась, так как в критериях написания эссе таких правил не было — ни за год, ни за месяц и ни за день. Мне сказали, что критерии изменили в день экзамена.

Мама девочки, отправившаяся с ней на апелляцию, резко высказалась о происходящем в социальных сетях, назвав происходящее там «беспределом». По словам побывавших на заседании комиссии, мнение ее экспертов было однозначным: если в сочинении трижды не использовано слово «успех», то оно даже не рассматривалось!

Не менее странная ситуация сложилась и с эссе на тему «Digital literacy».

” - Дочери эксперт сначала строго напомнила, что эссе – это для профильного изучения. Digital literacy в профессии - использование микроволновок поваром и сложных приборов врачом. А у нас компьютер и интернет, не в тему, - анонимно поделилась мама выпускницы своей бедой с корреспондентом издания «Накануне». - Потому 0. На все доводы о размытости понятия ответили, что работу проверили четыре эксперта, и не нам в них сомневаться.

Инициативная группа преподавателей и родителей выпускников написали письмо руководителю федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам Марии Вербицкой с просьбой признать одну из тем эссе по английскому некорректно сформулированной и в дальнейшем разрешить испытуемым выбирать тему из нескольких предложенных. На что госпожа Вербицкая достаточно резко ответила, что эссе – это задание повышенной сложности, за которое выпускникам обычных школ не стоит и браться:

«Прежде всего, отметим, что задание 40 – задание высокого уровня сложности, предназначенное для выпускников, обучавшихся по программе профильного уровня (т.е. более 3-х часов – обычно 5-6 часов в неделю все годы обучения). Задание 40 дифференцирует учащихся с действительно высоким уровнем владения английским языком, претендующих на 85-100 баллов. В своих рекомендациях (в частности, в ежегодных Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ) специалисты ФИПИ неоднократно советовали учителям формировать следующую установку выпускников, обучавшихся в школе по программе базового уровня: не выполнять задание 40, а посвятить освободившееся время другим заданиям, что при их успешном выполнении гарантирует 86 баллов».

Между тем о двусмысленности и неопределенности тем эссе на ЕГЭ по иностранным языкам давно говорили представители педагогического сообщества.

Ну а на Урале подспудно, но настойчиво муссируют слухи о том, что поступило указание осадить «слишком умных» провинциальных выпускников, чтобы те не занимали места в московских и петербургских вузах.

- Нам сказали знакомые, которые были в комиссии, что им поступило свыше распоряжение: слишком много было высокобалльников в прошлые годы, давайте поменьше. И якобы их научили, каким образом можно занижать баллы, - рассказала учитель английского языка из Политехнической гимназии в Нижнем Тагиле Светлана Бадьина.

Но об этом Минобр как-то неловко спрашивать. Никто и не спрашивает.

А как сдали ЕГЭ по иностранным языкам ваши дети? Расскажите, брались ли они за эссе и сколько баллов получили?

Такие привычные профессии, как дизайнеры, экологи, бухгалтеры, финансисты, полицейские, маркетологи, экономисты, косметологи, техники, аудиторы, юристы, медсестры, уже к 2025 году перестанут существовать в привычном формате и значительно трансформируются, став более технологичными.


В то же время эксперты говорят о профессиях будущего, которым пока не учат ни в одном вузе, но уже в ближайшие годы они будут очень востребованы. Например, по данным опроса HeadHunter, среди специальностей, которые станут привычными через десять лет, архитектор виртуальной реальности, менеджер космического туризма, специалист по медицинской робототехнике и др.

Останутся востребованными специалисты, на которых и сейчас большой спрос: архитекторы информационных систем, бизнес-аналитики, HR-специалисты, разработчики мобильных приложений, инженеры различного профиля, аналитики, программисты, менеджеры проектов, разработчики игр, специалисты Big data, тестировщики и пр.

Квалифицированных ИТ-специалистов в России не хватает. По оценкам Минцифры, дефицит в различных сферах информационных технологий составляет от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Эта проблема решается на государственном уровне. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» предусматривает, что к 2024 году прием в вузы на IТ и математические специальности будет увеличен до 120 тысяч абитуриентов в год. Свыше 800 тысяч выпускников системы профобразования будут владеть ключевыми компетенциями цифровой экономики на среднемировом уровне.

Также предполагается, что более 1 миллиона специалистов пройдут переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках программ дополнительного образования, а 40 процентов россиян повысят уровень владения цифровыми навыками и компетенциями цифровой экономики.

Пока, по оценкам НИУ ВШЭ, в России уровень владения цифровыми навыками заметно ниже по сравнению с показателями большинства европейских стран. У 55 процентов уровень базовый или низкий. Причем речь идет не о специфических навыках, необходимых, например, аналитику данных или тестировщику, а о базовых вещах, которые традиционно ассоциируются с офисной работой: использование электронной почты, текстового редактора, работа с электронными таблицами, создание презентаций. Такие действия, как установка/настройка программного обеспечения, передача файлов между устройствами, россияне выполняют значительно реже, чем европейцы.

Особенно низкий уровень владения цифровыми навыками, как отмечают в НИУ ВШЭ, наблюдается у людей старше 45 лет. Эксперты объясняют это отчасти тем, что, завершив свое обучение более 20 лет назад, люди средних и старших возрастов не могли освоить соответствующие компетенции, т.к. в то время их просто не существовало. Нынешние старшеклассники и студенты используют компьютеры и программное обеспечение для подготовки индивидуальных проектов, написания письменных работ и презентации полученных результатов, а также проводят много времени за общением онлайн.


Другое исследование, проведенное Аналитическим центром НАФИ, показало, что половина россиян не могут продвинуться по карьерной лестнице из-за низкого уровня цифровых компетенций. В целом 51 процентов работающих считают, что смогли бы перейти на более высокую позицию или найти более привлекательную работу, если бы они лучше знали информационные технологии. Среди молодых людей (18-24) таких больше, почти 60 процентов.

Авторы исследования отмечают, что многие россияне не успевают получать необходимые знания об информационных технологиях и из-за этого опасаются потерять конкурентоспособность на рынке труда. При этом представители молодого поколения, родившиеся в цифровую эпоху, также не обладают развитыми цифровыми навыками «по умолчанию», им также нужно постоянно совершенствовать свои компетенции.

По оценкам BCG, решение проблемы так называемой «квалификационной ямы», когда люди не реализуют свои возможности, или их навыки не полностью соответствуют запросам рынка, сможет обеспечить прирост ВВП на уровне 0,5-2 процента.

Пока, по данным НАФИ, сравнительно небольшая доля россиян идет учиться, чтобы развивать свои цифровые компетенции. Хотя сейчас для этого есть все возможности: широкий выбор платных и бесплатных курсов, государственные программы по повышению уровня цифровой грамотности, совместные инициативы правительства, бизнеса и вузов.

Одна из таких инициатив – образовательная программа «ПРОНАВЫКИ», стартовавшая в апреле. Это совместный социальный проект Microsoft, АНО «Центр развития информационных технологий «ИТ-Планета» и Академии Ворлдскиллс Россия при поддержке Минобрнауки. Принять участие в программе и развить востребованные на рынке цифровые навыки сможет каждый желающий. Обучение будет организовано в онлайн-формате. Организаторы также помогут с последующим трудоустройством.

Как показал глобальный опрос PwC, 77 процентов работников готовы освоить новые компетенции или полностью переквалифицироваться, однако есть различия в доступе к возможностям повышения квалификации. В то время как 46 процентов людей с высшим образованием говорят, что их работодатель предоставляет им достаточно ресурсов для улучшения цифровых навыков, только 28 процентов людей со средним образованием говорят то же самое. Поэтому особенно важны образовательные программы, обеспечивающие равный доступ к знаниям и навыкам для всех – людей разных возрастов, уровня образования и т.д.


Участникам программы доступны бесплатные курсы по наиболее востребованным цифровым навыкам, по итогам которых они получат специальные сертификаты и бесплатные карьерные консультации по поиску работы. К инициативе планируется привлечь компании малого и среднего бизнеса, которые помогут с трудоустройством людей, прошедших обучение. То есть малый и средний бизнес получит возможность привлекать к работе сотрудников с необходимыми знаниями, а участники инициативы смогут претендовать на рабочие места.

Со стороны Министерства науки и высшего образования РФ инициативу сотрудничества сопровождает департамент координации деятельности образовательных организаций, который высоко оценивает потенциал и социальную значимость подобных программ для расширения возможностей самореализации, в том числе для людей с ОВЗ.

Ранее в Минобрнауки отмечали, что для адаптации высшего образования к потребностям экономики и социальной сферы необходимо вносить изменения в образовательные программы, повышать качество преподавания, использовать передовые образовательные технологии и увеличивать практическую составляющую обучения. Университетам совместно с бизнесом необходимо выстраивать цифровые образовательные модули, ведь цифровые навыки сегодня нужны в любой сфере и профессии.


Летом 2018 года разразился скандал, связанный с ЕГЭ по английскому языку: 1,5 тысячи школьников из Свердловской области, Приморья и Бурятии написали эссе на ноль баллов. Многие из них были призерами олимпиад по иностранным языкам и учились в гимназических классах. Мы попросили методиста Skyeng и разработчика ФГОС Дарью Гребенюк рассказать о формате эссе и дать несколько советов, как подготовиться к нему.

Чем недовольны регионы?

Родители школьников настаивают, что причина плохих результатов — разный уровень сложности заданий для Москвы и для других регионов. Они уверены, что москвичам достались темы попроще. По этому поводу даже создали петицию на имя президента с требованием пересмотреть оценки детей. Как рассказала «Коммерсанту» автор петиции Наталия Риис, «сейчас получается, что Москва пишет эссе про дружбу, а Урал — про цифровую грамотность».

Обновление. В 2018 году, когда случился скандал, школьники не могли выбрать тему для эссе. С 2019 года можно выбрать одну тему из двух.

При этом в ФИПИ (учреждение, которое занимается разработкой заданий ЕГЭ) петицию поддерживать не хотят — говорят, ученики были плохо подготовлены и неверно выполняли задания. Например, самовольно упрощали тему «Ранний выбор профессии — ключ к успеху» до лаконичного «Моя будущая профессия». По словам представителя ФИПИ, ученики делают это, чтобы «вместо собственного мнения и собственных рассуждений воспроизвести выученный наизусть топик». Депутат Госдумы от Свердловской области Алексей Балыбердин попросил министра просвещения РФ Ольгу Васильеву разобраться, в чем дело и кто прав — ФИПИ или родители.

Некоторые регионы действительно показали плохой результат по эссе. В Новосибирской области ноль баллов получили почти 56% сдающих, в Кемеровской области и в Бурятии — 35%. Лучше справились в Иркутске и Ростове — там процент написавших на ноль меньше 10. В целом по стране с эссе не справились 40% школьников.


Как пишется эссе в ЕГЭ по английскому?

Эссе — задание повышенного уровня сложности (соответствует B2, пороговому продвинутому уровню Intermediate). Это рассуждение на предложенную тему, в котором пять структурных частей:

— introduction (вступление), где обозначается проблема;
— позиция ученика и два-три аргумента в ее подтверждение;
— формулировка альтернативной точки зрения и один-два аргумента в ее пользу;
— объяснение ученика, почему он не согласен с этими аргументами;
— conclusion (заключение), которое подытоживает основную позицию ученика.

В идеальной ситуации эссе делится на пять абзацев. Ученик должен верно использовать средства логической связи — такие вводные слова и словосочетания, как in my opinion (по моему мнению), however (тем не менее), in conclusion (в заключение) и другие. Следить за пунктуацией: каждое предложение писать с большой буквы и заканчивать его точкой. Вопросительные и восклицательные знаки ставить только там, где это уместно.

И, разумеется, соблюдать все грамматические правила. За одну-две негрубые ошибки баллы снижать не будут, но лучше стремиться к идеалу. Лексика, которую выбирает ученик, тоже должна соответствовать теме, стилю изложения и быть разнообразной — настолько, насколько это предполагает уровень B2.

Ученик сделал все именно так. За что снижают баллы?

1. Содержание не до конца соответствует теме

Самый важный критерий — решение коммуникативной задачи. Если содержание не соответствует теме эссе, то не поможет даже идеальная грамматика, прекрасные лексические конструкции и выдержанный объем. Условно говоря, если ты видишь магазин «Продукты», заходишь внутрь и видишь на полках запчасти, пусть красивые и дорого упакованные, это как минимум странно.

Допустим, у тебя тема friendship, а ты пишешь про поездку к бабушке и про то, как ты замечательно провел время с друзьями. Вроде слово friends прозвучало, но к теме это не имеет никакого отношения. В этом году в Свердловской области была страшная тема — «Digital literacy is key to success in any occupation» («Цифровая грамотность — ключ к успеху в любой профессии»), но раскрыта она была неверно. Участники ЕГЭ писали о том, какими гаджетами и технологиями подростки сейчас пользуются, а нужно было выразить свое отношение к применению информационных технологий в мире.

2. Эссе больше или меньше, чем указано в задании

Еще одна причина, по которой можно завалить работу, это несоблюдение критериев по числу слов. Запомните, оптимальное количество слов для эссе — от 200 до 250. Если ученик написал слишком много, проверяющий отсекает лишнее снизу и учитывает лишь те слова, которые входят в объем. Недобор объема тоже ведет к потере баллов.

Экзаменуемые не всегда правильно считают слова. Например, некоторые думают: слово, написанное через дефис, считается за два (на самом деле нет). Еще пример: фразу «it is», эксперты, конечно, посчитают это как два слова, но сочтут за ошибку: решат, что ты не умеешь использовать общепринятое сокращение it’s. А это, кстати, уже одно слово, а не два.

Вот что считается за одно слово:

  • вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы
  • краткие формы: can’t, didn’t, isn’t, I’m
  • числительные, выраженные цифрами: 25, 2018, 126 204
  • числительные с процентами: 25%
  • сложные слова: good-looking, English-speaking, twenty-five
  • сокращения: USA, TV

3. Ученик не обращает внимания на оформление


И как тогда лучше готовиться?

1. Начать подготовку к ЕГЭ именно с эссе

Первое, над чем нужно работать, — не аудирование, не грамматика, а именно эссе. Во-первых, оно поможет увидеть все проблемные места: что не так с грамматикой, лексикой, пунктуацией. Во-вторых, это самое трудное, что есть в экзамене — чем раньше начать, тем больше шансов подготовиться лучше.

2. Научиться выражать свои мысли — и только потом оттачивать структуру

Для начала не стоит подгонять себя под рамки ЕГЭ — лучше просто научиться излагать свои мысли. Брать любую тему и писать, а потом проверять, раскрыта ли она. Нравится ли тебе самому то, что ты написал, понимаешь ли ты идею своего текста. Потом можно брать отличный учебник Радислава Мильруда (где описаны четыре типа эссе) и тренироваться писать эссе по заданным параметрам.

3. Рассчитывать время

При тренировке обязательно нужно положить рядом телефон с таймером. Наивно полагать, что, придя на экзамен, ты с первого раза сможешь уложиться во время. Многие пишут эссе на черновике, но не успевают перенести его в официальный бланк. Это значит, что задание провалено, подавать апелляцию в этом случае бессмысленно. На перенос эссе в чистовик я бы закладывала 10-15 минут, еще пять — на подсчет слов.

4. Всегда помнить об альтернативном мнении

Часто ученики в эссе указывают только положительные аргументы или, наоборот, только отрицательные. Но мы обязательно должны рассмотреть проблему с двух сторон. Чтобы было нагляднее, вот злободневный пример: «Я пенсионерка и поддерживаю увеличение пенсионного возраста. Хочу поработать, записалась на программу Собянина „Московское долголетие“. А вот моей соседке Нюре Петровне 67 лет, и она разваливается, ей даже с третьего этажа лень спуститься, — в общем, она категорически против».

В конце ты обязательно должен подчеркнуть, за что выступаешь — за Собянина или за Нюру Петровну. Мол, я, конечно, уважаю мнение соседки, но в целом я активная пенсионерка, люблю свою страну, готова умереть на работе. Все чудесно, рожь колосится, надои увеличились.

Читайте также: