Для чего в афинском государстве платили деньги за исполнение должностей

Опубликовано: 02.07.2024

Правом участвовать в управлении государством обладали все мужчины-граждане Афин, достигшие 20 лет и включенные в списки граждан. Не обладали таким правом, независимо от знатности рода и богатства, те свободные жители Афин или приезжие, кто не являлся гражданином, т.е. не был рожден в Афинах от отца и матери, которые в свою очередь тоже должны были быть гражданами. Также не имели прав управлять государством женщины, дети и многочисленные рабы.

2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чём состояли его должностные обя­занности?

Самого знаменитого вождя афинского демоса звали Перикл. Его пятнадцать раз избирали на самую важную должность первого стратега. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.

3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?

Однажды Перикл был обвинен в чрезмерных расходах на строительство храмов и возведение статуй. В ответ на обвинения Перикл предложил возместить все расходы в казну, а на всех построенных храмах, в числе которых был Парфенон, написать, что они построены Периклом на его собственные средства. Народное собрание не пожелало уступать одному человеку славу возведения великолепных построек и одобрило отчет Перикла о расходах.

4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?

5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фи­дий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Опишите рисунок «Народное собрание в Афинах»

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 40

Предпо­ложите, почему часть граждан подняла руки.

На рисунке мы видим сюжет на тему Народного собрания в Афинах. На площади присутствуют свободные граждане города. Обычно Народные собрания посещали не более нескольких тысяч граждан. При том, что избирательным правом в Афинах могли воспользоваться 35 тысяч из 450 тысяч жителей Аттики. Хотя древние греки не соблюдали кворум, для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан. На рисунке мы особо не можем разглядеть особенности в одежде присутствующих, но известно, что на главном форуме государства можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных одеждах, и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах: склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя; рыночная площадь, или Агора; Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции. Судя по изображению на заднем плане храмов и статуй, размещенных на Акрополе, художник на рисунке изобразил именно склон холма Пникс.

На переднем плане мы видим как странно одетый человек с хлыстом уводит другого человека с собрания. На самом деле примерно так выглядели рабы, исполнявшие роль полицейских на таких собраниях. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. Обычно на холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. На рисунке мы видим ожесточенный спор ораторов, и процесс голосования. Вероятно, Народное собрание голосует за избрание того или иного гражданина на должность стратега, поскольку только в этом случае проводилось голосование поднятием рук, все остальные вопросы решались путем тайного голосования (подачей белых или черных камешков).

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с отрывком из речи Перикла (см. 193) и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 40

Перикл заслуженно гордился тем, что ему удалось создать систему, в которой участвовать в управлении государством действительно мог каждый гражданин. Речь идет о введении оплаты труда при исполнении гражданами государственных функций на выборных должностях. Ранее многие бедные граждане уклонялись от участия в жеребьевке на выборные должности, поскольку эта работа не оплачивалась, а им необходимо было кормить семью, а следовательно выполнять ту работу, за которую платили деньги. Таким образом Перикл мог смело говорить о демократической форме правления, что, действительно, «Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа».

Подведём итоги и сделаем выводы

Как афиняне называли управление в своём полисе? По­чему они считали такое управление наилучшим?

Афиняне называли управление в своем полисе демократией (властью демоса-народа). Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью родовой аристократии. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Древним грекам удалось законодательно определить круг демоса, в котором каждый обладал равными правами и свободами, мог избирать и быть избранным, имел возможность занимать выборные должности и предлагать собственные пути развития государства. Такая система во многом представляется идеальной, но только поскольку она была небольшой. Ограниченное количество избирателей, примерно равное образование и способности критически оценивать действия и их последствия позволяла считать, что такая форма правления действительно самая справедливая и эффективная.

Сегодня мы видим, что демократия уже не может быть настолько идеальной как в эпоху античности. Большое количество представителей так называемого демоса обуславливает ряд особенностей правления: сегодня демос не имеет общих и единых прав и возможностей, т.е. далеко не все представляют, как эффективно управлять государством, не все имеют одинаковый доступ к достоверной и достаточной информации для принятия решения, не каждый может сообщать свои политические взгляды другим, да и сами решения практически невозможно провести для рядового гражданина. Поэтому сегодня во многих странах мы видим урезанный вариант демократии, в котором права избирателей ограничиваются лишь выбором представителей для управления государством. В результате, при наличии внешних признаков демократии, зачастую можно столкнуться с ситуацией господства одной партии, отсутствия выбора или невозможности принятия решения, удовлетворяющего всех или хотя бы большинство, а проводимая политика не зависит от предпочтений избирателей.

Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

Среди наиболее известных древнегреческих драматургов можно назвать Эсхила, Софокла и Аристофана. Эсхила считают отцом европейской трагедии. За свою жизнь Эсхил написал около 90 пьес. До наших дней полностью дошли только шесть из них. Среди них знаменитые «Персы» — пьеса о разгроме персидской армады в сражении при Саламине, и тетралогия «Орестея» о судьбе участника троянской войны Агамемнона и членов его семьи, о раздирающих героев на части чувствах и человеческих принципах, представителями которых являются боги.

Софокл знаменит своими изменениями в сценической постановке пьес. Он усовершенствовал декорации, маски, бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Софокл также написал несколько десятков пьес. Среди сохранившихся наиболее известные пьесы: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».

Аристофан прежде всего известен как комедиограф. Точно так же как Гомера называли Поэтом, Аристофана называли Комиком. В своих комедиях Аристофан высмеивал различные человеческие и, зачастую, божественные пороки, а также своих недоброжелателей. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли 11, среди них «Птицы», «Ахарняне», «Всадники», «Лягушки» и др. Все эти комедии принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно хорошо представлять себе быт греков и историю того времени. Только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова.

Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?

Какие произведения древнегреческой скульптуры вы за­помнили? Кого прославляли скульпторы?

Самыми яркими и известными из скульптур, созданных древними греками считаются:

Эти статуи были созданы знаменитыми греческими скульпторами середины V века до н.э. Фидием, Мироном и Поликлетом.

В каком полисе — Афинах или Спарте — обучение и воспитание мальчиков кажется вам более правильным?

Аристократическая партия, видевшая, что Перикл (http://www.proza.ru/2015/02/23/2343) стал самым влиятельным человеком в Афинах, хотела противопоставить ему какого-нибудь противника, который ослабил бы его влияние. В противовес ему они выставили Фукидида, бывшего зятем Кимона, человека умеренных взглядов и красноречивого. Фукидид не являлся таким любителем войны, как Кимон, и был больше склонен к занятию политикой. Оставаясь постоянно в городе и ведя борьбу с Периклом в народном собрании, он скоро восстановил равновесие между приверженцами различных взглядов.

Надо сказать, что уже с самого начала в государстве, как в железе, была незаметная трещина, едва-едва указывавшая на различие между демократической и аристократической партией. Теперь борьба между Периклом и Кимоном привели к тому, что этот разрез сделался очень глубоким: одна часть граждан стала называться "народом" (демосом), другая - "немногими". Вот почему Перикл тогда особенно ослабил узду народа и стал руководствоваться в своей политике желанием угодить ему: он постоянно устраивал в городе какие-нибудь торжественные зрелища, или пиршества, или шествия, занимал жителей благородными развлечениями, каждый год посылал в поход по шестидесяти триер, на которых плавало и получало жалование много граждан, вместе с тем приобретая навык и познания в морском деле. Кроме того, тысячу человек клерухов он послал в Херсонес, в Наксос - пятьсот, в Андрос - двести пятьдесят, во Фракию – тысячу, других - в Италию, при возобновлении Сибариса. Проводя эти мероприятия, он руководствовался желанием освободить город от ничего не делающей и вследствие праздности беспокойной толпы. В то же время он хотел помочь бедным людям, а также держать союзников под страхом и наблюдением, чтобы поселением подле них афинских граждан предотвратить их попытки к восстанию.

Но главным деянием Перикла стало проведение в Афинах крупномасштабных общественных работ, в результате которых в кратчайшие сроки было возведено несколько прекрасных и величественных зданий. Средства для этого грандиозного строительства были взяты из союзнической казны, которая по требованию Перикла была в 454 г. до Р.Х. перевезена с Делоса в Афины. За это, более чем за все остальное, враги особенно осуждали и чернили Перикла в народном собрании.
«Афиняне позорят себя перед всей Элладой, - кричали они, - о них идет дурная слава, и виноват в этом ни кто иной как Перикл! Раньше мы оправдывали перенос казны в Афины тем, что на Делосе ее могли захватить варвары. Но кто поверит теперь нашим словам, когда афиняне на виду у всех расходуют предназначенные на войну деньги на то, что золотят и наряжают свой город?» Упреки были более, чем справедливы. Однако Перикл легко опровергал противников. «Афиняне! – говорил он, - вы один на один воюете с огромной Персией! В то время как наши союзники спокойно нежатся дома, занимаясь мирным трудом, мы проводим дни и ночи в походах, и постоянно подвергаемся опасностям в сражениях! Мы защищаем всю Элладу и не обязаны давать союзникам отчет в деньгах!»

Афиняне сочли это утверждение справедливым. Но более, чем ссылки на военные невзгоды, убеждал их рост собственного благополучия. Ведь на строительные работы были призваны тысячи людей: плотники, мастера глиняных изделий, медники, каменотесы, красильщики золота, размягчители слоновой кости, живописцы, эмалировщики, граверы – все получали хорошо оплачиваемые государством заказы. К их числу следует прибавить и тех, кто был причастен к перевозке строительных материалов: крупных торговцев, матросов, кормчих, тележных мастеров, содержателей лошадей, кучеров, крутильщиков канатов, веревочников, шорников, строителей дорог, рудокопов, а также массу низших рабочих, не знавших никакого мастерства. Всем им Перикл дал работу и заработок! Проводимая им политика послужила источником благосостояния для многих и многих семей. В самом деле, людям молодым и сильным давали заработок походы. Но Перикл не хотел, чтобы была обездолена также и та масса народу, которая не несла службы. Поэтому он представил народу множество грандиозных проектов сооружений и планов работ, требовавших применения разных ремесел и рассчитанных на долгое время. Таким образом, остающееся в городе население получало возможность пользоваться общественными суммами нисколько не меньше граждан, находящихся во флоте, в гарнизонах, или в походах.

Таков был замысел Перикла, осуществленный затем во всех деталях. Задуманные им храмы вышли грандиозными по величине и неподражаемыми по красоте. Все мастера старались отличиться друг перед другом изяществом работы. Но особенно удивительна была быстрота исполнения. Сооружения, из которых каждое, как думали, только в течение многих, поколений и человеческих жизней с трудом будет доведено до конца, - все они были завершены в цветущий период деятельности одного государственного мужа. Однако это ни в коей мере не отразилось на их великолепии! Созданные в короткое время, они были предназначены для долговременного существования. По своей красоте, пишет Плутарх, афинские храмы с самого начала были старинными. Вместе с тем, они блистали каким-то блеском новизны и сохраняли свой вид не тронутым рукой времени, как будто эти произведения были проникнуты дыханием вечной юности.

Когда Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл чересчур много денег растрачивает впустую и лишает государство доходов, тот предложил народу вопрос: считает ли он, что денег действительно издержано много? Граждане закричали в ответ: «Много! Очень много!» - «В таком случае, - сказал Перикл, - пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях напишут мое имя». После этих, слов Перикла народ, не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея. Хотя враги потерпели поражение, они не желали сдаваться и постоянно преследовали Перикла своими нападками. Борьба разгорелась нешуточная! Наконец, в 444 г. до Р.Х. народ по призыву Перикла подверг Фукидида остракизму и добился его изгнания. Лишившись своего вождя, партия знати присмирела. Демократы добились полной победы.

2. Государственное устройство у афинян

В годы правления Перикла окончательно сложился афинский государственный строй. В 451 г. до Р.Х., вследствие чрезмерно большого количества граждан, афиняне постановили, что гражданские права отныне могут иметь лишь те жители, у кого оба родителя являлись афинскими гражданами. При рождении дети вносились в специальные списки. Когда эфебы (юноши) достигали восемнадцатилетнего возраста, всех, внесенных в эти списки, подвергал проверке Совет Пятисот. По утверждении списков, каждая фила для попечения над эфебами избирала по одному софронисту. Кроме того, на общем собрании избирали еще и космета, который и руководил всем воспитанием эфебов. Эти лица, собрав своих подопечных, обходили храмы богов, а затем отправлялись в Пирей и несли там гарнизонную службу. На содержание каждого эфеба выделялась в день определенная сумма от государства. На эти деньги софронисты закупали для всех припасы в общее хозяйство (эфебы обедали вместе по филам) и заботились обо всем остальном. Таким образом юноши проводили первый год, постоянно упражняясь под надзором специальных учителей в воинских приемах. На следующий год, эфебы демонстрировали перед народом в театре то, чему научились, и получали от государство щит и копье. После этого они охраняли границы страны, дежуря все время на сторожевых постах. Гарнизонную службу эфебы исполняли в течении двух лет и на это время освобождались от всех повинностей. По истечению положенного срока, они становились уже на один уровень с остальными афинскими гражданами и могли занимать общественные должности.

Свое государственное устройство афиняне именовали демократическим, то есть «народовластным». И это были не пустые слова: власть в Афинах действительно находилась в руках народа. Из 30 тыс. граждан Аттики около 2 тыс. занимали различные выборные должности. Почти все они спустя год оставляли посты, уступая места новым кандидатам, отчего каждый свободный афинян хоть раз в жизни испытывал себя на государственной службе. Афинские торговцы, гончары, столяры, мореплаватели, кожевники успешно справлялись со сложными политическими задачами, опираясь на собственный опыт и проявляя серьезное отношение к делу. «Нам приходится соединять в себе, - говорил Перикл, - заботу о делах домашних и государственных. Некоторые озабочены другим, но они все же могут вникнуть в политику. Человека, который совершенно уклоняется от общественных дел, мы считаем не за скромного, а за пустого».

Органы государственного управления формировались следующим образцом. На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирали кандидатов по жребию. Самым важным государственным органом был Совет Пятисот, состоявший, как это видно по названию, из пятисот членов, ежегодно избираемых по жребию по 50 человек от каждой филы. Совет пользовался чрезвычайно широкими полномочиями. Он имел право подвергать денежному взысканию, заключать в тюрьму и казнить. Однако, его приговор не имел окончательной силы и мог быть обжалован в суде. Совет принимал решения по текущим государственным делам и составлял предварительное заключение для внесения его на рассмотрения народного собрания. Сам народ ни по какому вопросу не мог вносить постановления, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета. Далее, Совет следил за флотом и строительством кораблей, а также наблюдал за всеми общественными зданиями. Параллельно он осуществлял наблюдение за остальными городскими властями, которые все были ему подотчетны.

Впрочем, не надо думать, что Совет все вопросы решал только в полном составе. Это было бы очень хлопотно и дорого. Повседневной работой занимались только пританы – дежурные по Совету. Обязанности пританов исполняла поочередно каждая из десяти фил в продолжении 1/10 года, кому как выпадало по жребию. Те из состава Совета, которые несли обязанности пританов, имели общий стол, получая на это деньги от государства. Таким образом, повседневная жизнь Афин находилась в ведении 50 пританов. Из этого числа по жребию избирали председателя, который исполнял эту должность в течении дня и ночи. Председатель хранил ключи от храмов, в которых находилась казна, и документы государства, а также государственную печать.

Все военные должности в афинской армии были выборными, однако назначали на них не путем жребия, а открытым голосованием. Опасаясь вручать кому-то слишком большие полномочия, афиняне избирали не одного главнокомандующего, а 10 равноправных стратегов - по одному от каждой филы. В их руках сосредотачивалось высшее военное командование. Кроме того выбирали 10 таксиархов (начальников пехоты), каждый из которых командовал пехотой своей филы, 2-х гиппархов (начальников конницы) из всего состава граждан (в подчинении у каждого находилась конница пяти фил) и 10 филархов (командующих конницей своей филы).

На зажиточных граждан в Афинах, помимо обычных денежных поборов, возлагались особые повинности, называемые литургиями. Они не обогащали государственной казны, но избавляли ее, по крайней мере, от некоторых расходов. Среди обычных, ежегодно повторяющихся литургий самой важной считалась хорегия, то есть составление хора, который должен был участвовать в драматических представлениях. Обязанность эта считалась очень почетной, но с нею были сопряжены такие большие расходы, что она была доступна только тем людям, которые обладали крупным состоянием. Другой литургией была гимнасиархия. Тот, на кого ложилась эта обязанность, должен был подготавливать для разных празднеств борцов в гимнасиях, содержать их во все время этой подготовки, наконец, устроить приличным образом место для битвы. Чрезвычайной и самой обременительной литургией считалась триерархия. Она состояла в обязанности снарядить за свой счет военный корабль.

3. Афинские суды

Афиняне одни из первых додумались до мысли, что лучший способ обеспечить себе хороший суд - быть самим своими судьями. Решения по большинству дел выносил у них суд присяжных (существовал также суд Ареопага, ведению которого подлежали дела об убийствах, нанесении ран и поджогах). Чтобы сделаться присяжным, надо было достигнуть 30-летнего возраста и пользоваться всеми гражданскими и политическими правами. Впрочем, несостоятельные граждане долго избегали этой обязанности, так как не могли надолго отрываться от своих дел. Но после того, как Перикл ввел жалование судьям, она сделалась доступной для всех.

Ежегодно составлялся общий список присяжных, включавший в себя 6000 имен. Из этого числа избирали присяжных для каждого конкретного заседания. В гражданском процессе их число колебалось от 200 до 400 человек. В уголовных число их обыкновенно равнялось 500. Афиняне были убеждены, что большое количество судей является гарантией правосудия.

В Афинах всякий человек, пользовавшийся хоть какой-нибудь долей политической власти, был ответственен за свои действия, и у него могли потребовать в них отчета перед судом. Этот принцип применялся не только к чиновникам, заведовавшим государственными финансами, к стратегам, руководившим какими-нибудь внешними военными предприятиями, или к архонтам, которые ведали правосудие. То же правило прилагалось и к частным лицам, которые вносили какое-нибудь предложение народу или Совету. Если впоследствии обнаруживалось, что в законе имеются недостатки формального свойства или что он противоречит общественным интересам, всякий имел право начать процесс против оратора, проводившего этот закон. В случае осуждения закон отвергался, а на оратора налагался штраф. Этот обычай давал повод ко множеству политических процессов, переносивших в суд борьбу и страсти народного собрания.

Характерной чертой афинского правосудия являлось отсутствие общественной обвинительной власти. Другими словами, у афинян не было чиновника, на котором лежала бы обязанность преследовать от имени общества людей, совершивших преступления. Это право принадлежало исключительно потерпевшей стороне. К примеру, обокраденный не мог возложить, как у нас, на должностное лицо обязанность отыскивать вора, собирать улики в его виновности и обвинять его перед судом. Все это должна была делать сама потерпевшая сторона. Ответчик (обвиняемый) также должен был защищать себя сам. Особого сословия адвокатов в Афинах не существовало. Однако человек, плохо владевший словом, мог заказать свою речь у оратора (люди этой профессии именовались логографами). Впрочем, произносить ее перед судом он должен был самостоятельно.

Наказания, применяемые в Афинах против осужденных, были весьма разнообразны. Когда виновный приговаривался к смертной казни, его умерщвляли ядом (цикутой). Более мягким видом наказание служило изгнание или лишение гражданских прав. Но чаще всего виновных приговаривали к штрафу или конфискации имущества.

А вы хорошо знаете историю? Слышали, что в древних Афинах только самые богатые люди платили прямые налоги, и они шли на финансирование самых важных национальных расходов города-государства: флота и почестей богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из этих крупнейших налогоплательщиков не только были полностью всем довольны, но и хвастались тем, сколько они заплатили.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так что же объясняет эту восторженную реакцию на большой налоговый счет? Афинская финансовая элита чувствовала себя так, потому что заслужила общественное уважение со стороны других граждан своего полиса.


Современные потребности, современные финансы

Афины в пятом и четвертом веках до нашей эры имели население, состоявшее из свободных и порабощенных людей, превышающее 300 000 человек. Экономика в основном была сосредоточена на международной торговле, и Афинам приходилось тратить большие суммы денег, чтобы поддерживать порядок – от национальной обороны до бесчисленных общественных фонтанов, постоянно изливающих питьевую воду по всему городу.


Налогов на богатство не существовало

Большая часть этих доходов поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду наиболее выгодным покупателям, но Афины также облагали налогами импорт и экспорт и взимали пошлины с иммигрантов и проституток, а также штрафы, налагаемые на проигравших во многих судебных делах. В общем, прямых налогов на доходы и богатство не существовало.

По мере того как Афины становились международной державой, строился большой и дорогостоящий флот, состоящий из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триремами (буквально это означает "трехрядные корабли"). Триремы стоили огромных денег, дорого их было построить, оборудовать и экипировать, и афинская финансовая элита оплачивала это.

Поддержка спасения Афин

Топ-1 % владельцев недвижимости мужского пола отвечали за безопасность Афин, а также поддерживали "сотерии" путем выполнения особого вида государственной службы, называемой "лейтургия", или литургия. Они брали на себя обязанности командира триремы или "триерарха", который лично финансировал эксплуатационные расходы в течение целого года и даже руководил экипажем во время миссий.

Эта общественная услуга была недешевой. Чтобы финансировать свою литургию в качестве триерарха, богатый налогоплательщик тратил то, что квалифицированный рабочий зарабатывал за 10-20 лет постоянной оплаты. Вместо того чтобы уклоняться от этой ответственности, большинство принимало ее.


Финансирование гражданской милиции

Управление военными кораблями было не единственной обязанностью богачей по отношению к национальной обороне. Когда Афины были в состоянии войны, а это было большую часть времени, богатые должны были платить взносы наличными, называемые "эйсфораи", чтобы финансировать гражданскую милицию. Эти взносы основывались на стоимости их собственности, а не на их доходах, что делало их в некотором смысле прямым налогом на богатство.

Служение богам

Для древних афинян физическая военная мощь была лишь частью уравнения. Они также верили, что спасение государства от внешних угроз зависит от менее ощутимого, но столь же важного и дорогостоящего источника защиты - милости богов.

Чтобы удержать на своей стороне этих могущественных, но непостоянных божественных покровителей, афиняне строили сложные храмы, совершали большие жертвоприношения и устраивали оживленные публичные религиозные праздники. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления, которые посещали десятки тысяч людей, и были чрезвычайно дорогими для проведения.


Как и в случае с триремом, самые богатые афиняне платили за эти праздники исполнением праздничных литургий. Например, работа в качестве руководителя хора означала оплату обучения, костюмов и расходов на проживание для больших групп исполнителей в течение нескольких месяцев подряд.

Горжусь тем, что плачу

Никто из финансовой элиты древних Афин не гордился тем, что мошенничал с афинским эквивалентом налоговой службы. Как раз наоборот: они платили и даже хвастались публично, что часто платили больше, чем требовалось, когда служили триерархом или хормейстером.

Конечно, не каждый представитель сверхбогатых Афин вел себя как патриотический чемпион. Некоторые уклонисты пытались избежать своих богослужений, утверждая, что другие люди с большим имуществом должны нести расходы вместо них, но эта попытка уклониться от государственной службы никогда не становилась нормой.

Так что же стояло за этой гражданской, налоговой гордостью?

Древние афиняне открывали свои кошельки не только ради общего блага. Они рассчитывали получить высокий доход в общественном мнении от инвестиций в их общину, которые представляли собой их налоги.

Этот социальный капитал был так важен, потому что афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин копил свое богатство, его высмеивали и называли жадным человеком, который берет взаймы у гостей, живущих в его доме, и когда он продает вино другу, то продает его разбавленным!


Социальное, а не денежное богатство

Социальные выплаты, которые получали богатые, приносили им долгую жизнь. Литургист, финансировавший хор, получивший премию, мог построить себе впечатляющий монумент на видном месте в центре города, чтобы объявить о своем превосходстве всем желающим на все времена.

Прежде всего афинские богачи платили налоги, потому что они жаждали социального успеха, который исходил от их соотечественников, публично идентифицирующих их как граждан, которые хороши, потому что они полезны. Получение почетного звания полезного гражданина может показаться сегодня банальным.

Быть богатым налогоплательщиком, который был добр и полезен своим согражданам, значило даже больше, чем деньги в банке. И эта неоценимая государственная служба приносила пользу всем афинянам, поддерживая их демократию век за веком.

В V (5-м) веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин — богат он или беден, знатен или незнатен — способен участвовать в управлении государством.


Перикл. Древнегреческий бюст.

Власть в Афинах принадлежала демосу.

Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.

1. Чем занималось Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3—4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год.

Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла первым стратегом.

Тайным голосованием — подачей белых или чёрных камешков — Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил ли Совет пятисот сделанное предложение, его ставили на голосование.


Так могло выглядеть Народное собрание в Афинах.


Голова Афины. Скульптура работы Фидия.


Геродот. Древнегреческий бюст.

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором 1 и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» — спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» — раздались голоса. «Раз так, — продолжал Перикл, — то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» — зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

2. За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность — судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка — стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб 2 , тот и считается избранным.

1 Оратор — человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

2 Бобы — плоды растений, например фасоли.


Жена Перикла Аспасия. Древнегреческая скульптура.

Почему же стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук? Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца.

Занятие должностей было почётным, и никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки, так как им необходимо было зарабатывать себе на жизнь.

Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны.

Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

3. Перикл, его друзья и враги. Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна — это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший в своей книге грекоперсидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии — одной из образованнейших женщин Эллады.

Из речи Перикла

(По рассказу древнегреческого историка Фукидида)

Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа.

Бедность или низкое общественное положение не мешает у нас человеку занять почётную должность, если он способен принести пользу государству.

Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом.

Мы не питаем неприязни к соседу, не возмущаемся им, если он поступает так, как ему нравится. Мы проявляем терпимость.

Мы всем разрешаем посещать наш город и осматривать его.

Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с лёгкостью проявить свою личность.


Сократ. Древнегреческий бюст.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй на Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Афинский философ Сократ

Часто на улицах и площадях Афин можно было встретить немолодого бедно одетого человека. Он заговаривал с прохожими, задавал вопросы, спорил с ними. Это был Сократ, которого называли философом, то есть «любителем мудрости». Когда он видел, что его собеседник жаден до денег, непомерно высокого мнения о самом себе, то говорил ему: «Ты — гражданин величайшего города, прославленного своей мудростью. Не стыдно ли тебе заботиться о деньгах и почестях, а о душе своей не заботиться!» Многие афиняне боялись острого языка Сократа и мечтали избавиться от него. Сократа обвинили в том, что он не почитает богов и внушает эти мысли молодёжи. Действительно, афинский мудрец верил в то, что миром правит единое божество. На суде Сократ доказывал свою правоту. Когда же его приговорили к смерти, он обратился к судьям с просьбой:

— Афиняне, я прошу вас о немногом. Если вам будет казаться, что мои сыновья, повзрослев, заботятся о деньгах больше, чем о доблести, если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял.

— Теперь же пора идти отсюда, — продолжал Сократ, — мне, чтобы умереть, вам, чтобы жить. А кто из нас идёт на лучшее, неведомо никому, кроме божества.

После суда Сократ провёл в тюрьме 30 дней. Друзья предлагали ему подкупить стражников и устроить побег. Но Сократ считал бегство поступком бесчестным. Самая высокая цель, по его мнению, не может оправдать низких и дурных поступков.

В назначенный день Сократ в окружении учеников выпил принесённую ему чашу с ядом. Имя великого философа осталось в веках, а его казнь легла позорным пятном на афинскую демократию.

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

Объясните значение слов:а «оратор».

Проверьте себя. 1. Кто из жителей Афин обладал правом участвовать в управлении государством? Кто таким правом не обладал? 2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чём состояли его должностные обязанности? 3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег? 4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей? 5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фидий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Опишите рисунок «Народное собрание в Афинах» (см. с. 191). Предположите, почему часть граждан подняла руки.

Познакомьтесь с документом — отрывком из речи Перикла (см. 193) и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.

Подведём итоги и сделаем выводы

• Как афиняне называли управление в своём полисе? Почему они считали такое управление наилучшим?

• Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

• Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?

• Какие произведения древнегреческой скульптуры вы запомнили? Кого прославляли скульпторы?

• В каком полисе — Афинах или Спарте — обучение и воспитание мальчиков кажется вам более правильным?


Народные советы

Тест по истории Афинская демократия при Перикле 5 класс

Тест по истории Афинская демократия при Перикле 5 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

A1. Верховная власть в Афинском государстве принад­лежала:

1) царю
2) архонту
3) стратегу
4) Народному собранию

А2. В работе Народного собрания принимали участие:

1) все греки
2) граждане Афинского государства
3) все жители Афинского государства
4) люди, свободно говорившие на греческом языке

А3. Стратега в Афинском государстве выбирали открытым голосованием, потому что:

1) стратег имел право наказать всех, кто проголосовал против него
2) должность стратега была самой незначительной в Афинах
3) считалось, что не каждый обладает талантом полководца
4) многие греки не умели читать и писать

А4. В Афинском государстве в отличие от государств Древнего Востока:

1) существовали законы
2) собирали налоги в казну
3) рабы принимали участие в управлении
4) должностных лиц выбирали по жребию или голосованием

B1. Из перечисленных ниже имен укажите двух совре­менников Перикла.

1) Солон
2) Одиссей
3) Аспасия
4) Мильтиад
5) Софокл

Вариант 2

A1. Руководство флотом и армией, внешней политикой в Афинском государстве возлагалось на:

1) архонта
2) стратега
3) царя
4) Народное собрание

А2. Чем занималось Народное собрание в Афинах?

1) принимало законы
2) следило за состоянием насыпей и каналов
3) руководило возведением храмов
4) объявляло о начале театральных представлений

А3. В Афинском государстве в отличие от государств Древнего Востока:

1) власть принадлежала демосу
2) в управлении государством участвовали рабы
3) верховная власть передавалась по наследству
4) должностные лица отчитывались перед стратегом

А4. За исполнение должностей в Афинском государстве платили деньги, чтобы:

1) привлечь к управлению чужеземцев
2) прославить Афинское государство на всю Элладу
3) бедняки могли занять государственные должности
4) афиняне могли купить входной билет на Акрополь

В1. Из перечисленных ниже имен укажите двух совре­менников Перикла.

1) Драконт
2) Фидий
3) Тесей
4) Геродот
5) Парис

Ответы на тест по истории Афинская демократия при Перикле 5 класс
Вариант 1
А1-4
А2-2
А3-3
А4-4
В1. 35
Вариант 2
А1-2
А2-1
А3-1
А4-3
В1. 24


Предварительный просмотр:

5 класс. Контрольная работа «Древняя Греция».

А1. Какое море омывает территорию Греции:

А2. В работе Народного собрания в Афинском государстве принимали участие:

2) граждане Афинского государства

3) все жители Афинского государства

4) люди, свободно говорившие на греческом языке

А3. Какое событие связано с именем Солона?

1) строительство Парфенона

2) отмена долгового рабства

3) победа в Греко-персидских войнах

4) открытие первых Олимпийских игр

А4. Что ввозили торговцы в Грецию из колоний и других стран?

2) оливковое масло 3) рабов

4) ремесленные изделия

А5. Что означает греческое слово «аристократия»?

1) «власть народа» 2) «власть знати»

3) «власть тирана» 4) «единовластие»

А6. В чем причина победы греков в войнах с персами?

1) в греческом войске сражались рабы

2) жители различных греческих полисов объединились

3) сражения велись на территории Персидской державы

4) война со стороны греков носила захватнический характер

А7. Главным занятием спартанцев было:

1) ремесло 2) мореплавание

3) земледелие 4) военное дело

А8. Древняя Греция является родиной:

1)Библии 2) пурпура 3) пергамента 4) гимнасий

1) главный порт Афин

3) храм богини Афины

4) главная торговая площадь Афин

В1. Установите соответствие между именем богини и ее характеристикой. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

В2. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) Марафонская битва

Б) первые Олимпийские игры

В) поход Александра Македонского на Восток Г) Битва близ города Херонея

В3. Из перечисленных ниже сражений укажи важнейшие сражения завоевательных походов Александра Македонского:

1) битва при Марафоне

2) битва при Гранике

3) битва у города Исс

4) Саламинское сражение

5) сражение при Фермопилах

6) сражение у деревушки Гавгамелы

С1. Представьте себе, что вы оказались в Афинах. Каких знаменитых людей можно там встретить? Чем они были знамениты?

С 2. Придумайте рассказ об Олимпийских играх в Древней Греции от имени участника или зрителя.

5 класс. Контрольная работа «Древняя Греция». Вариант 2.

А1. Древняя Греция располагалась на полуострове:

А2. Чем занималось Народное собрание в Афинах?

1) принимало законы

2) следило за состоянием насыпей и каналов

3) руководило возведением храмов 4) объявляло о начале театральных представлений

А3. Какое событие связано с именем Перикла?

1) строительство Парфенона

2) отмена долгового рабства

3) победа в Греко-персидских войнах

4) открытие первых Олимпийских игр

3) шкуры животных 4) оливковое масло

А5. Что означает греческое слово «демократия»?

1) «власть народа» 2) «власть знати»

3) «власть тирана» 4) «единовластие»

А6. Главной причиной потери Грецией независимости в IV в. до н. э. было:

1) построение македонского войска фалангой

2) греческие полисы постоянно воевали, разоряя друг друга

3) введение единобожия

А7. Спартанцы прославились как:

1) храбрые воины 2) талантливые поэты

3) искусные ремесленники 4) трудолюбивые земледельцы

А8. Древняя Греция стала родиной:

1) главный порт Афин 2) священный холм

3) храм богини Афины 4) главная торговая площадь Афин

В1. Установите соответствие между именем бога и его характеристикой. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) покровитель кузнечного дела

3) владыка загробного мира

4) бог виноградарства и виноделия

В2. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

Б) Подчинение Греции Македонией

В) Саламинское сражение

Г) поход Александра Македонского на Восток

1) битва при Марафоне

2) битва при Гранике

3) битва у города Исс

4) Саламинское сражение

5) сражение при Фермопилах

6) сражение у деревушки Гавгамелы

Древнегреческий поэт. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»

Древнегреческий философ, математик. Ввел слово философия (любовь к мудрости)

Афинский политик, законодатель и поэт

Стратег. Марафонская битва- 490 г. до н. э.

Стратег. Саламинское сражение- 480 г. до н. э

Первый стратег Афин

Древнегреческий философ. «Я знаю только то, что я ничего не знаю»

Школа Академия, ученик Сократа

Разделил все накопленные греками научные знания на самостоятельные науки: логику, физику, ботанику, политику

«Отец медицины». Его книги стали учебником для всех врачей

«Отец истории». Автор книги «История», что по- гречески значит «исследование»

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ГЛАВЕ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

Ф.И.О.: __________________________________________ ДАТА: ____________

1. Какое море омывает территорию Греции:

1) Красное 3) Черное

2) Белое 4) Средиземное

2. В работе Народного собрания в Афинском государстве принимали участие:

2) граждане Афинского государства

3) все жители Афинского государства

4) люди, свободно говорившие на греческом языке

3. Какое событие связано с именем Солона?

1) строительство Парфенона

2) отмена долгового рабства

3) победа в Греко-персидских войнах

4) открытие первых Олимпийских игр

4. Что ввозили торговцы в Грецию из колоний и других стран?

2) оливковое масло 4) ремесленные изделия

5. Что означает греческое слово «аристократия»?

1) «власть народа» 2) «власть знати»

3) «власть тирана» 4) «единовластие»

6. В чем причина победы греков в войнах с персами?

1) в греческом войске сражались рабы

2) жители различных греческих полисов объединились

3) сражения велись на территории Персидской державы

4) война со стороны греков носила захватнический ха­рактер

7. Главным занятием спартанцев было:

1) ремесло 2) мореплавание

3) земледелие 4) военное дело

8. Древняя Греция является родиной:

1)Библии 2) пурпура 3) пергамента 4) гимнасий

1) главный порт Афин

3) храм богини Афины

4) главная торговая площадь Афин

10. Установите соответствие между именем богини и ее характеристикой. Одному элементу левого столбика со­ответствует один элемент правого.

богиня справедливой войны

богиня любви и красоты

1) Патроклу 2) Гектору 3) Ахиллесу 4) Агамемнону

12. С кем пришлось сражаться Гектору в поэме «Илиада»?

1) с Агамемноном и Менелаем 3) с Парисом и Приамом

2) с Патроклом и Ахиллесом 4) с Алкиноем и Одиссеем

13. Расположите в правильной последовательности сле­дующие события. Укажите ответ в виде последовательно­сти буквенных обозначений выбранных элементов.

А) Марафонская битва

Б) первые Олимпийские игры

В) поход Александра Македонского на Восток Г) Битва близ города Херонея

14. Из перечисленных ниже сражений укажи важнейшие сражения завоевательных походов Александра Македонского:

1) битва при Марафоне

2) битва при Гранике

3) битва у города Исс

4) Саламинское сражение

5) сражение при Фермопилах

6) сражение у деревушки Гавгамелы

15. Напишите термин (слово) о котором идет речь:

а) Древние греки называли свою страну – __________________

б) Картины, которые рисуют по еще влажной штукатурке – _______________

16. Представьте себе, что вы оказались в Афинах. Каких знаменитых людей можно там встретить? Чем они были знамениты?

Тест по теме: «Афинская демократия при Перикле»

А1. Верховная власть в Афинском государстве принадлежала:

2) архонту 4) Народному собранию

А2. В работе Народного собрания принимали участие:

2) граждане Афинского государства

3) все жители Афинского государства

4) люди, свободно говорившие на греческом языке

А3. Стратега в Афинском государстве выбирали открытым голосованием, потому что:

1) стратег имел право наказать всех, кто проголосовал против него

2) должность стратега была самой незначительной в Афинах

3) считалось, что не каждый обладает талантом полководца

4) многие греки не умели читать и писать

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме: «Афинская демократия при Перикле» »

Тест по теме: «Афинская демократия при Перикле»

А1. Верховная власть в Афинском государстве принадлежала:

2) архонту 4) Народному собранию

А2. В работе Народного собрания принимали участие:

2) граждане Афинского государства

3) все жители Афинского государства

4) люди, свободно говорившие на греческом языке

А3. Стратега в Афинском государстве выбирали открытым голосованием, потому что:

1) стратег имел право наказать всех, кто проголосовал против него

2) должность стратега была самой незначительной в Афинах

3) считалось, что не каждый обладает талантом полководца

4) многие греки не умели читать и писать

А4. В Афинском государстве в отличие от государств Древнего Востока:

1) существовали законы

2) собирали налоги в казну

3) рабы принимали участие в управлении

4) должностных лиц выбирали по жребию или голосованием

А5. Руководство флотом и армией, внешней политикой в Афинском государстве возлагалось на:

4) Народное собрание

А6. Чем занималось Народное собрание в Афинах?

1) принимало законы

2) следило за состоянием насыпей и каналов

3) руководило возведением храмов

4) объявляло о начале театральных представлений

А7. В Афинском государстве в отличие от государств Древнего Востока:

1) власть принадлежала демосу

2) в управлении государством участвовали рабы

3) верховная власть передавалась по наследству

4) должностные лица отчитывались перед стратегом

А8. За исполнение должностей в Афинском государстве платили деньги, чтобы:

1) привлечь к управлению чужеземцев

2) прославить Афинское государство на всю Элладу

3) бедняки могли занять государственные должности

4) афиняне могли купить входной билет на Акрополь

В1. Из перечисленных ниже имен укажите двух современников Перикла. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

В2. Из перечисленных ниже имен укажите двух современников Перикла. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без

Ответы к тесту по теме: «Афинская демократия при Перикле»

История 5 класс. Чем занималось Народное собрание Афин?

Народное собрание в древних Афинах

1) выбирало должностных лиц
2)решало вопросы о войне и мире
3)руководило внешней политикой
4)обсуждало и утверждало законы
5)рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни

Спасибо. 1. Вождь афинской демократии Перикл. После греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.
Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.

Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен.

Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.

2. Народное собрание. Главным органом управления было народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы.

4. Суд. Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа.

Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти

Читайте также: