Должен ли работник совмещающий две разные педагогические должности проходить аттестацию по каждой

Опубликовано: 15.05.2024

Как бы ни был силен в компании дух товарищества и взаимовыручки, почти всегда на просьбу о помощи коллеге сотрудник формально имеет право заявить: «Это не моя работа». Совсем другое дело, если расширение функционала оформлено официально. В материале Rabota.ru вы найдете пошаговую инструкцию по оформлению совмещения и предупреждение о возможных проблемах.

Совмещение должностей часто становится неизбежным для замены важного сотрудника, ушедшего в отпуск, в особенности — в декретный. Также оно может оказаться полезным для выживания в трудные для компании времена, в особенности в условиях дефицита рабочей силы. Как правильно оформить совмещение?

Совмещение: правовой статус

Формулировка «совмещение профессий» применяется для рабочих специальностей, а «совмещение должностей» — для служащих, специалистов и руководителей.

Какие должности можно совмещать?

Ограничения на возможности совмещения должностей налагаются другими условиями. Например, новой должности может не соответствовать квалификация работника, или же работа на должности требует дополнительных документов (например, медицинского допуска).

Срок совмещения

Пошаговая инструкция

Подготовка должности

Если речь идет именно о совмещении должностей как таковом (в отличие от расширения зоны обслуживания), то необходимо соблюсти следующие условия:

  1. должность должна присутствовать в штатном расписании;
  2. должность должна быть вакантной.

Стоит помнить, что не является вакантной временно не занятая должность, то есть если замещающий ее работник находится в отпуске, в том числе в декретном. Для поручения дополнительной работы по временно не занятой должности используется формулировка «исполнение обязанностей временно отсутствующего работника».

2. Письменное согласие работника

В соответствии со статьей 60.2 ТК РФ дополнительная работа может быть поручена работнику только с его письменного согласия. Такое согласие можно оформить двумя способами:

  1. С подачи сотрудника — он пишет заявление с просьбой возложить на него в порядке совмещения обязанности по желаемой должности (Приложение 1). Как вариант: в порядке расширения зоны обслуживания или в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника. В последнем случае наряду с должностью указывается имя временно отсутствующего сотрудника. Затем руководитель организации дополняет заявление своей положительной резолюцией с поручением начальнику отдела кадров подготовить проекты соответствующих документов.
  2. С подачи руководства — составляется докладная записка руководителя отдела с просьбой возложить на сотрудника обязанности по совмещаемой должности (Приложение 2). В свою очередь сотрудник дополняет докладную записку своим письменным согласием с подписью «Согласен на совмещение должностей». Затем накладывается резолюция руководителя.

3. Дополнительное соглашение к трудовому договору

Совмещение затрагивает трудовые функции работника, а они являются предметом трудового договора. Следовательно, совмещение требует заключения с работником дополнительного соглашения к трудовому договору (Приложение 3). В соглашение обязательно должны быть включены следующие параметры:

  1. Вид дополнительной работы (совмещаемая должность, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника или зона обслуживания).
  2. Срок выполнения дополнительной работы.
  3. Содержание дополнительной работы, то есть дополнительные трудовые функции.
  4. Если основанием для подготовки дополнительного соглашения стало заявление работника, указывается, что обязанности возлагаются на сотрудника по его просьбе.

Основанием для начала работы по совмещению является соответствующий приказ по личному составу (Приложение 4). Он составляется на основании дополнительного соглашения в свободной форме на бланке приказов по личному составу. Приказ обязательно должен содержать ряд элементов:

  1. Вид дополнительной работы (совмещаемая должность, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника или зона обслуживания).
  2. Должность, по которой устанавливается совмещение (если дополнительная работа поручается именно в порядке совмещения).
  3. Срок выполнения дополнительной работы.
  4. Содержание дополнительной работы, то есть дополнительные трудовые функции.
  5. Заранее оговоренный размер вознаграждения за дополнительную работу.
  6. Особые условия (если требуются).

Оплата дополнительной работы

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА:

«Б. В. А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью [данные изъяты] о взыскании доплаты за совмещение должностей, признании увольнения незаконным и компенсации морального вреда.

Истица работала в компании в должности менеджера. Наряду с работой, определенной трудовым договором, ответчиком ей была поручена дополнительная работа по другой профессии — кассира-операциониста. В общей сложности в ноябре-декабре 2011 года истица проработала на условиях совмещения 13 дней. Ей была положена доплата в размере 3 900 руб., однако указанные денежные средства ей ответчиком выплачены не были. Более того, под давление руководства она была вынуждена написать заявление на увольнение по собственному желанию.

Суд не удовлетворил требования истицы в части признания увольнения незаконным: каких-либо доказательств того, что это заявление было написано ею под давлением и по принуждению руководства ответчика, она не предоставила. В подтверждение же факта работы на условиях совмещения должностей истицей были представлены графики работы сотрудников приемки заказов за ноябрь и декабрь 2011 года, где согласно объяснениям истца время работы на условиях совмещения должностей менеджера и кассира-операциониста обозначено условным обозначением "НК". Также истица представила суду письменные доказательства, в том числе дополнительное соглашение к трудовому договору. Суд счел требования истицы о взыскании с ответчика доплаты за работу на условиях совмещения должностей подлежащими удовлетворению».

Решение Таганского районного суда г. Москвы от 17.07.2012 по делу № 2-1309/12

Примеры судебной практики предоставлены порталом РосПравосудие .

Оплата может быть установлена как в абсолютных, так и в относительных единицах. Например — 6 000 руб. в месяц или 40% от оклада работника в соответствии со штатным расписанием.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ дополнительная оплата за совмещение должностей является заработной платой. Значит, в ее отношении применяются надбавки компенсационного характера. Например, за работу в районах Крайнего Севера (статьи 315-317 ТК РФ) или за работу вахтовым методом (статья 302 ТК РФ). Необходимость в начислении коэффициентов к доплате за совмещение подтверждается судебной практикой.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА:

«Б. Н. А. обратилась в суд с иском к своему работодателю о взыскании доплаты за совмещение должности. В обоснование заявленных требований истица указала, что с 07.12.2009 работает в компании ответчика в должности [данные изъяты]. С 01.03.2011 на нее с ее согласия были возложены дополнительные обязанности по вакантной должности [данные изъяты] с установлением доплаты в размере 4100 руб. Указанная компенсационная доплата в соответствии со ст.129 ТК РФ является заработной платой, на которую согласно Приказу МО РФ от 10.11.2008 № 555 подлежат начислению процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент.

Ответчик же утверждал, что в приказах были указаны конкретные суммы доплат, применение к ним надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента не предусматривалось.

Суд напомнил, что оплата труда работника за совмещение с учетом положений действующего законодательства, статей 60.2 и 151 ТК РФ, является обязанностью работодателя в силу прямого указания закона об этом. Также, в соответствии со ст. 315,316 и 317 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Исходя из этого, суд удовлетворил требования истца в полном объеме».

Решение Североморского городского суда от 10.01.2012 по делу № 2-1952/2011

Порядок прохождения педагогической аттестации описан в Приказе Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276. Мы же подготовили краткую памятку по тем вопросам, которые вы задаете нам чаще всего, и расшифровали “казенный язык”.

Мне в марте нужно подтвердить первую категорию. По каким правилам будет проходить аттестация в 2020 году?

В марте 2020 года вы будете подтверждать категорию в старом формате. Изменения в правилах аттестации учителей пока касаются только специалистов, которые добровольно участвуют в эксперименте по внедрению нового формата. Он проходит в 19 регионах, полный список регионов опубликован на сайте ЕФОМ.

Мы не знаем точно, когда вступят в силу новые правила аттестации учителей. Пока нет не только приказа, но даже его проекта. Экс-министр образования Ольга Васильевна обещала запустить новый формат в 2020 году, но не уточнила дату. На сайте Министерства просвещения сказано, что 100 процентов учителей к концу 2020 года должны проходить аттестацию по новом правилам. Скорее всего формат внедряет после успешного завершения эксперимента, а он все ещё идёт.

Как будет проходить аттестация по новым правилам?

Но это не все. ЕФОМ, то есть обозначенные три блока, могут дать максимум 60 баллов из возможных 100. В новой аттестации будут оцениваться и другие факторы, среди которых индивидуальные достижения (15 баллов) и условия профессиональной деятельности (5 баллов). Должны были быть включены успехи учеников, но от этого критерия пока отказались.

Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?

По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна.

Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):

Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.

Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе.

Какие нужны документы для обязательной аттестации?

Издается приказ о создании и составе аттестационной комиссии внутри учреждения . В комиссии обязан присутствовать представитель профсоюза.

Заместитель директора по учебной или методической работе готовит представление на каждого сотрудника , участвующего в аттестации.

Работодатель должен ознакомить работника с представлением за 30 дней до аттестации. Если работник отказывается ставить изучать представление, работодатель обязан составить акт отказа , который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой.


Как педагогу пройти аттестацию?

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

Если учитель не походит аттестацию, то его увольняют?

Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку , а затем пройти аттестацию снова.

Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

Женщин с детьми до 3 лет

Одиноких матерей с детьми до 14 лет

Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет

Тех, кто воспитывает детей без участия матери


Как учителю получить категорию?

Этот вид аттестации относится к установлению квалификационной категории (первой или высшей) — её может проходить по желанию любой педагог, но есть некоторые ограничения.

Во-первых, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Во-вторых, заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Сама процедура проходит в три этапа:

Педагог подает заявление в свободной форме, в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность (на этом этапе можно без подтверждающих материалов). Заявление рассматривают в течение 30 дней, эта процедура полностью бесплатная. Здесь же формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза.

На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, как правило в форме собеседования и тестирования. Здесь нужны все подтверждающие материалы.

Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника.

Если не согласен с результатами аттестации, то что можно сделать?

Во-первых, вы имеете право обоснованно обжаловать любые нарушения, если вы считаете, что они были при соблюдении процедуры. Во-вторых, есть как минимум два способа обжаловать результаты аттестации:

Заявление в комиссию по трудовым спорам, которая создается и работает при вашем работодателе. Члены этой комиссии должны рассмотреть ваше обращение не позже 10 дней с момента подачи заявления.

Заявление в суд. То есть, если вы не согласны и с решением комиссии по трудовым спорам, то его можно оспорить в суде в течение 10 дней. Более того, у педагога есть право сразу идти в суд. Но лучше это делать сразу, как вы узнали о нарушении своих прав. И точно не позже трех месяцев с этого момента.

1. Можно ли подать заявление на аттестацию, а через месяц, после выполнения аттестационного задания, подать документы?

Нет. Заявление и документы подаются одновременно. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

2. Рассылаются ли приказы о решении аттестационной комиссии?

Нет. Приказы о решении аттестационной комиссии размещаются на сайте Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разделе «Деятельность», «Решение аттестационной комиссии» и на сайте АУ «Институт развития образования» в разделе «Нормативно-правовая база», «Решение аттестационной комиссии».

Педагогическим работникам, которым отказано в установлении квалификационной категории, направляется на электронную почту, указанную в заявлении, выписка из протокола о решении аттестационной комиссии.

3. Где можно подать заявление на прохождение процедуры аттестации?

Заявление на прохождение процедуры аттестации можно подать пройдя по ссылке Аттестационный портал педагогов ХМАО - Югры или через сайт АУ «Институт развития образования» в разделе «Аттестация педагогов», «Подача заявления на высшую и первую квалификационную категорию».

4. Продляется ли срок действия квалификационной категории?

Нет. В соответствии с пунктом 24 Порядком проведения аттестации (Приказ Минобнауки РФ от 07.04.2014 № 276) действие квалификационной категории продлению не подлежит.

5. Имеет ли право педагогический работник подать заявление на установление высшей квалификационной категории по одной должности (например, по должности «преподаватель»), если он имеет высшую квалификационную категорию по другой должности (например «учитель»)?

В соответствии с пунктом 30 Порядка проведения аттестации (Приказ Минобнауки РФ от 07.04.2014 № 276) заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

6. В каких случая педагогическому работнику может быть отказано в принятии заявления на установление квалификационной категории, а в каких нет?

В соответствии с Порядком проведения аттестации может быть отказано в прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по следующим основания:

если педагогический работник обращается за установление высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории;

если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории;

если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установленной квалификационной категории по той же должности;

если обратившийся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должность педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:

несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;

истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;

прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;

нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);

незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

7. На какой адрес направлять апелляционную жалобу, в какой форме оформляется жалоба?

В целях обеспечения права на объективное оценивание, получив выписку из протокола с результатами прохождения аттестации и ознакомившись с нею, аттестуемый вправе, в случае нарушения порядка проведения аттестации или в случае несогласия с результатами квалификационных испытаний, подать апелляционную жалобу. Жалоба оформляется в свободной форме (или по форме указанной в методических рекомендациях) на имя председателя аттестационной комиссии с указанием конкретных фактов нарушения или причин несогласия с результатами аттестации (Приложение 5). Повторная экспертиза назначается по ранее предоставленному пакету документов.

8. Возникли трудности в подаче и заявления?

За помощью и консультацией по подаче заявлений обращайтесь в АУ «Институт развития образования» по телефону 8 (3467) 38-83-36 (доб.216).

9. Какие должности подлежат аттестации на установление квалификационной категории (первой/высшей)?

Порядок аттестации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 № 276) применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
8 августа 2013 г. N 678:

От работодателя требуется, чтобы он организовал обучение по охране труда для всех работников без исключения. Но как быть, если работник помимо своих основных обязанностей начинает выполнять дополнительную работу? Нужно ли проводить обучение еще раз? Ответим на эти вопросы в статье.

Сначала нужно понять, в качестве кого работник выполняет дополнительную работу – как совместитель или в порядке совмещения?

с работником заключают отдельный трудовой договор ( ч. первая , вторая, четвертая ст. 282 ТК РФ);

дополнительная работа выполняется в свободное от основной работы время. По совместительству сотрудник может трудиться не более четырех часов в день и не более половины месячной нормы рабочего времени ( ч. первая ст. 284 ТК РФ ).

Совместительство бывает внешним – работник трудится в двух и более организациях или внутренним – работник трудится в одной организации на двух разных должностях ( ст. 60.1 ТК РФ ).

Нельзя работать по совместительству на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями ( ч. пятая ст. 282 ТК РФ ). Водители и работники, управляющие движением транспортных средств, также не могут быть совместителями по аналогичной профессии ( ст. 329 ТК РФ ).

Что касается совмещения , то:

с работником не заключается новый трудовой договор. Вместо этого работодатель и работник подписывают дополнительное соглашение к трудовому договору по основной работе, в котором указывают условия и продолжительность выполнения дополнительной работы ( ч. третья ст. 60.2 , ст. 72 ТК РФ);

дополнительная работа выполняется в то же время, что и основная, увеличения рабочего дня не происходит ( ч. третья ст. 60.2 ТК РФ ).

Совмещение бывает разных видов:

совмещение профессий (должностей). Например, водитель может дополнительно выполнять работу экспедитора;

расширение зон обслуживания, увеличение объема работ. Например, опытному сотруднику в течение рабочего дня помимо своих обязанностей поручается выполнять работу заболевшего коллеги.

Чему обучать совместителей

Совместитель – это такой же вновь принятый в организацию сотрудник. Поэтому на него распространяются все требования законодательства по обучению охране труда. До начала самостоятельной работы совместители должны проходить инструктажи по охране труда – вводный и первичный ( ч. вторая ст. 225 ТК РФ ). После инструктажей проводится устная проверка знаний и делается запись в журнал проведения инструктажей.

От первичного инструктажа можно освободить сотрудников, работа которых не связана 1 :

с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования;

использованием электрифицированного или иного инструмента;

хранением и применением сырья и материалов.

Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает работодатель.

Не реже одного раза в шесть месяцев совместители проходят повторный инструктаж на рабочем месте 2 . При необходимости совместителям наравне с остальными работниками проводят внеплановый и целевой инструктажи.

В течение одного месяца после приема на работу совместители должны пройти обучение по охране труда и оказанию первой помощи пострадавшим ( ч. вторая ст. 225 ТК РФ ). Работники, занятые во вредных и (или) опасных условиях труда кроме обучения проходят стажировку на рабочем месте и сдают экзамены ( ч. третья ст. 225 ТК РФ ).

В дальнейшем сроки периодического обучения для работников рабочих профессий устанавливает работодатель согласно отраслевым и межотраслевым правилам по охране труда. Чаще всего это один раз в год. Также не реже одного раза в год рабочие проходят периодическое обучение оказанию первой помощи.

Руководители и специалисты обучаются не реже одного раза в три года 3 . Проверку знаний после обучения проводит комиссия, которая состоит минимум из трех человек, обученных охране труда в учебном центре. Результаты проверки знаний оформляются протоколом, а работнику выдается удостоверение по охране труда.

Нужно ли заново обучаться при совмещении должностей

При совмещении должностей работнику не нужно заново обучаться охране труда, если его должностные обязанности не меняются . То есть у него увеличивается объем работ или расширяется зона обслуживания. Если работник совмещает профессии (должности), у него появляются новые должностные обязанности , для которых могут требоваться дополнительные знания по охране труда. Поэтому работнику проводят первичный инструктаж на рабочем месте (если должность не освобождена от него приказом работодателя). Инструктаж на рабочем месте повторяют не реже одного раза в шесть месяцев.

В течение месяца после начала выполнения новых обязанностей работник должен пройти обучение по охране труда. Как правило, его проводят не по конкретной должности, а по видам работ. Если работник совмещает обязанности по близким профессиям, обучение можно провести частично – только по новым видам работ.

По итогам обучения проводится проверка знаний и навыков. Тем, кто успешно пройдет проверку, выдают удостоверения. Форма удостоверения 4 предполагает, что туда можно вносить сведения лишь о первичном и повторных (по той же программе) обучениях. То есть у работника, совмещающего должности, на руках может быть два и более удостоверений по охране труда : одно – по основной профессии, последующие – по новым видам работ.

Если ранее работник уже выполнял работу по совмещаемой должности и проходил обучение, то повторно его можно не проводить. Конечно, если срок действия обучения не истек. Работников рабочих профессий, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, необходимо переобучать, если у них был перерыв в работе по профессии (виду работ) более года 5 . Сроки переобучения по другим профессиям (видам работ) необходимо уточнять в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда.

Не пренебрегайте обучением по охране труда совместителей и работников, занятых по совмещению. За необученных работников работодателя оштрафуют:
– руководителя и индивидуального предпринимателя
– на сумму от 15 000 до 25 000 рублей;
– организацию – на сумму от 110 000 до 130 000 рублей ( ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ ).

Руководители и специалисты, как правило, обучаются по одной программе. Поэтому их не требуется переобучать при совмещении должностей. За исключением случаев, когда обучение по новой должности работник должен проходить в другой обучающей организации 6 . Например, если специалист по кадрам будет совмещать должность специалиста по охране труда, то ему придется пройти обучение по охране труда в аккредитованном учебном центре.

Самые необходимые нормативные акты

Понять особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству

Статья 60.2 ТК РФ

Узнать особенности работы в порядке совмещения

Статьи 212 , 225 ТК РФ

Вспомнить, какие обязанности по обучению работников есть у работодателя

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29

Уточнить, в каких случаях необходим тот или иной вид обучения по охране труда

Ознакомиться с требованиями к подготовке и обучению персонала в организации

Изучить порядок организации обучения безопасности труда

1 Совместительством работник может заниматься в свободное от основной работы время. Совмещение предполагает выполнение дополнительной работы параллельно с основной.

2 Совместитель – это вновь принятый в организацию сотрудник. Поэтому ему нужно проводить и инструктажи, и обучение по охране труда.

3 Если за счет совмещения у работника появляются новые должностные обязанности, то ему понадобится дополнительное обучение по охране труда. Его можно провести частично – только по новым видам работ.

4 В удостоверении по охране труда указывается место работы сотрудника. Поэтому у совместителя для каждой организации должно быть свое удостоверение.

1 Пункт 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29).
2 Пункт 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29).
3 Пункт 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда Росси, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29).
4 Приложение № 2 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29).
5 Пункт 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29).
6 Пункт 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29).
7 Пункты 2.2.1 , 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29).


Вот лишь несколько примеров. В некоторых регионах, чтобы подтвердить свою квалификацию и право работать в школе, учитель должен собрать портфолио с талмудом бумаг страниц на 500. Еще варианты - сделать презентацию, чтобы доказать свой вклад в развитие образования области, свой сайт, написать отчет про свой инновационный опыт, пройти компьютерное тестирование. Все это отнимает время учителя, практически ничего ему не дает. А самое главное - ни эти отчеты, ни горы собранных справок, как правило, никто не читает. Аттестация для учителя превращается в бессмысленный, выматывающий нервы ритуал.

Выход из ситуации? Им может стать профессиональный экзамен - независимая оценка квалификации, которая уже вводится в регионах России. Он проверяет знание предмета и методики, "цифровые" и другие навыки. Задания - типовые для всей страны (примеры заданий "Российская газета" публикует эксклюзивно и впервые). Принимают экзамен аккредитованные на федеральном уровне независимые эксперты, педагоги - профессионалы.

- Для системы образования это совершенно новый инструмент: дополнительная возможность профессионального роста. Профэкзамен учитель сегодня может сдать по желанию. Сдал? Попадаешь в реестр квалифицированных специалистов, который ведет минтруд. Попал? Легче найти хорошую работу, - рассказала "РГ" председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. - Но главный бонус - учитель получает честную оценку своего мастерства: чего ему не хватает и как повышать квалификацию. Понимать это очень важно.

Среди пилотных регионов, которые уже получили право проводить такой профэкзамен для учителей - Свердловская, Тюменская, Самарская и Вологодская области. В рамках нацпроекта "Образование" в этих и других регионах создаются Центры оценки профмастерства и квалификации педагогов. Пилотные регионы могут засчитать профессиональный экзамен за прохождение аттестации и избавить учителей от сбора кучи ненужных бумаг.

- Практически в каждом регионе свой механизм аттестации, - говорит Любовь Духанина. - Где-то учитываются оценки учеников, средний балл. Где-то упор сделан на количество грамот, справок и сертификатов. Единого подхода нет. А независимая оценка квалификации, в отличие от сегодняшней аттестации, строится на едином основании - профстандарте педагога и квалификационных требованиях. Экзамен проводят непредвзятые эксперты.

Опрос ОНФ и фонда "Национальные ресурсы образования" среди 2,5 тысячи учителей показал, что пройти такой профэкзамен готовы многие педагоги: 24% сделали бы это для себя, 7% - чтобы подтвердить свою квалификацию в случае разногласий с администрацией или родителями учеников. Еще 40% - если бы независимую оценку квалификации засчитали как прохождение аттестации.

- Регионы вправе принять такое решение, - подтвердила Любовь Духанина. - Независимая оценка квалификации - это еще и инструмент защиты учителя. Простой пример: когда возникает конфликт с родителями или учениками, как действует администрация? Как правило, особо не разбирается, и педагог уходит из школы. У него просто нет объективного механизма подтвердить свою квалификацию и защитить себя. Именно свидетельство о профмастерстве может стать весомым доводом в этом споре. Может оказаться полезным, если педагог захочет опротестовать увольнение по статье "несоответствие занимаемой должности".

Евгений Ямбург, директор школы № 109, заслуженный учитель России:

- Профессиональный стандарт педагога давно применяется во всем мире. Я руководил рабочей группой по его разработке в России. Сегодня мало быть историком или математиком. Появились совершенно новые компетенции, без которых работать нельзя. Нужно знать возрастную психологию и цифровые образовательные технологии, суметь найти подход к разным детям - и к одаренным, и к "одуренным". Учитель должен формировать у ребенка межпредметные и надпредметные навыки, которые не привязаны ни к химии, ни к литературе: искать информацию, анализировать, создавать свои проекты… Я делал стандарт не для предметника, а для педагога! Но многих учителей этому никто и никогда не учил. Поэтому в последние десять лет пришлось несколько раз менять и программы в педагогических вузах, и курсы повышения квалификации.

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Мы все еще в самом начале, но процесс пошел. Хотя появляются слухи, страшилки: "Вот будет новый стандарт, новый экзамен, и всех, кто ему не следует, из школы погонят". Я заявляю: это вранье! Никто никого гнать не собирается. Вся информация открыта. У учителей просто появляется выбор: можно на добровольной основе пройти оценку квалификации и понять, "дотягиваешь" ли ты до стандарта. И если нет, то как до него дотянуться.

Сразу вопрос: а судьи кто? Мое мнение - оценивать должны не чиновники, а сами учителя, профи, имеющие высокий статус среди своих коллег. Например, победители конкурса "Учитель года" последних пяти лет, которые "своего брата" могут оценить объективно.

Важно, что внедрение профстандарта "Педагог" и независимой оценки квалификации не должно обидеть тех, кто всю свою жизнь посвятил школе. Ни в коем случае нельзя залезать в карман учителя со стажем. Мы хотели стимулировать развитие профессионализма и творчества молодых педагогов: если они повышают и подтверждают свою квалификацию, школа может предусмотреть для них очень серьезные надбавки за качество работы. Сегодня это решает не только директор, но и управляющий совет школы. Вот эти вещи уже можно внедрять. При этом никакие старые процедуры и требования пока не отменяются.

Алихан Динаев, учитель обществознания и права, руководитель педагогической мастерской ЧГПУ, "Учитель года России-2018":

- В системе аттестации педагогов есть несколько проблем. Во-первых, она крайне устарела. То, что учителя сегодня по-прежнему собирают "папки" и портфолио, довольно странно. Во-вторых, системы аттестации в регионах сильно отличаются. В целом ничего плохого в этом нет, однако в столь важной теме, касающейся сотен тысяч педагогов, необходим единый подход. Если не во всех деталях, то хотя бы общие и стройные рамки проведения аттестации должны быть одинаковы по всей стране.

В-третьих, количество частных учреждений, выдающих разнообразные сертификаты и удостоверения о повышении квалификации и переподготовке, столь велико, что многие из них превратились в конторы по выдаче "бумажек".

Я считаю, что независимая оценка квалификации учителей необходима и полезна. В то же время мы, педагогическое сообщество, должны быть уверены, что "оценщики" обладают необходимой компетенцией и большим опытом. Если эта реформа позволит учителям собирать меньшее число документов, сделает процесс аттестации более быстрым и даст возможность хотя бы частично проходить ее дистанционно, то мы будем только рады этим переменам. Все изменения должны быть направлены на то, чтобы избавить эту процедуру от лишних бюрократических препятствий, одновременно делая ее более объективной и открытой.

- Если оценка квалификации проводится по направлению работодателя, то оплачивает ее работодатель, - говорит Любовь Духанина. - Если же экзамен проводится по инициативе учителя, то она проводится за его счет. На этот случай предусмотрены социальные налоговые вычеты.

Федеральный закон о независимой оценке квалификации появился еще пять лет назад. Он касается огромного количества профессий: от сварщика до педагога. Оценка проходит в форме экзамена в специальных центрах. Причем проверяется не только теория, но и то, как специалист работает на практике. Скажем, обслуживать в России лифты без обязательного свидетельства о прохождении такого профэкзамена просто запрещено. Профэкзамен уже несколько лет сдают системные администраторы, бухгалтеры, врачи, однако - если захотят сами.

Какие задания могут быть на профэкзамене для учителей? Пример можно посмотреть по ссылке.

Читайте также: